Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2021-02
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22888
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2021 9:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2021022904
Тема| Музыка, Опера, Цюрихская опера, Персоналии, Андреас Хомоки
Автор| Надежда Капоне
Заголовок| «Опера — это захватывающее и эмоциональное зрелище»
Где опубликовано| © swissinfo.ch
Дата публикации| 2021-02-25
Ссылка| https://clck.ru/TYuiz
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Во всем мире область культуры — одна из самых пострадавших во время пандемии: почти год закрыты театры и музеи, концерты и фестивали не проводятся. Мы поговорили с Андреасом Хомоки, интендантом Цюрихской оперы, о нынешней ситуации и о планах театра на 2021 год.

Здание Цюрихской оперы — это, безусловно, одна из визитных карточек города. Оно находится в центре города, и мимо него трудно пройти мимо. Однако во время пандемии не то что зайти внутрь, но и «пройти мимо» представляется сложным. И вот стоит театр на площади, занесенной снегом во время бесконечных январских снегопадов, и выглядит немного одиноким и заброшенным.

Цюрихский оперный театр с 2012 года возглавляет Андреас Хомоки, которого можно поставить в ряд наиболее известных современных оперных режиссёров Европы. Кроме того, специалисты очень ценят и его заслуги как менеджера — в 2007 году театр Komische Oper, возглавляемая им в тот момент, был признан журналом Opernwelt («Мир оперы») оперным театром года. Ну а в апреле 2014 года в рамках International Opera Awards того же титула удостоилась и Цюрихская опера под руководством А. Хомоки.

В нашем интервью (разговор состоялся в январе 2021 года) режиссер и интендант отметил, что сегодня одна из самых важных задач — подчеркнуть важность «живой культуры» в обществе, ориентированном на потребление медийного контента.


Андреас Хомоки возглавляет Оперу Цюриха с начала сезона 2012/13 гг. Daniel auf der Mauer/Opernhaus Zürich

swissinfo.ch: Давайте начнем с вопроса, без которого никак не обойтись: как Цюрихский оперный театр пережил 2020 год? Вспомним, что некоторые ведущие оперные театры (например, MET) закончили сезон 2019/20 гг. досрочно и заранее полностью отменили сезон 2020/21. Что в этом смысле происходит в Цюрихе?

Андреас Хомоки:
Как и все остальные оперные театры мира, Цюрихская опера была закрыта во время первой волны пандемии, начавшейся в марте, и все сотрудники были переведены на работу с укороченным графиком. Но к этому моменту у нас был исключительно успешный сезон и были достигнуты рекордные показатели. Например, общая заполняемость составила 91%. С тех пор нам неоднократно приходилось адаптироваться к обстоятельствам и меняющимся правилам.

Мы запустили расписание бесплатных онлайн-трансляций, которое постоянно обновляется с апреля 2020 года и будет актуально по меньшей мере до апреля 2021-го, в июле организовали фестиваль, в декабре — серию концертов и сольных выступлений артистов, а также проводили и проводим прямые трансляции, которые можно увидеть по каналу ARTE или на нашем собственном вебсайте.

С большим трудом, но мы разработали и внедрили новую сценическую модель, при которой звук оркестра и хора, находящихся в репетиционном зале вне театра, передается в прямом эфире в зрительный зал Оперы. Только так мы могли соблюдать необходимые правила гигиены и по-прежнему ставить великие оперы и балеты. И это было уникальным явлением в мире.

Поэтому мы всегда максимально быстро и гибко приспосабливаемся к мерам, которые вводит правительство, и стараемся всеми возможными способами доставить нашей публике прямо на дом оперу, балет и концерты.

swissinfo.ch: Не могу не спросить: помимо пандемии, с какими проблемами сегодня сталкиваются оперные театры всего мира?

Андреас Хомоки:
В обществе, которое сосредоточено на потреблении медийного контента, очень сложно подчеркнуть значение и важность живой культуры и живого восприятия, переживания.

swissinfo.ch: Вы руководите Цюрихской оперой с 2012 года, до этого вы работали в берлинском театре Komische Oper. Есть ли разница между работой в Швейцарии и в таком городе, как Берлин?

Андреас Хомоки:
Берлин и Цюрих — два очень разных города. Мне нравится работать здесь, в Швейцарии, и я очень счастлив быть директором оперного театра в Цюрихе. Самая большая разница в работе заключается, наверное, в том, что здесь, в Цюрихе, у нас есть возможность и полномочия представлять публике весь спектр оперного жанра. А наличие трех оперных театров в Берлине неизменно ведет к ограничениям в репертуаре, так что мы в этом смысле более свободны.

swissinfo.ch: Еще до пандемии некоторые оперные театры во всем мире стали терять интерес публики. У вас есть рецепт, как можно было бы его вернуть?

Андреас Хомоки:
Доказывать в каждом спектакле, что опера и балет — это захватывающие, эмоциональные, интересные и развлекательные зрелища. Это есть и наша открыто заявленная цель, и, как показывают цифры, мы действовали весьма успешно до пандемии.

swissinfo.ch: Каковы планы Цюрихской оперы на 2021 год? Есть ли еще шанс, что сезон 2020-2021 будет спасен и зрителям разрешат прийти в театр?

Андреас Хомоки
: Конечно, мы надеемся, что количество новых случаев заражения уменьшится и что как можно больше людей будет вскоре вакцинировано, и тем самым наша нормальная жизнь, наше столь важное социальное и культурное сосуществование будут восстановлены. А когда это произойдет, мы уже будем подготовлены, и неважно о чем идет речь — о запланированной программе выступлений или о других предложениях, которые мы готовим параллельно.

swissinfo.ch: Вы не только интендант, но и известный оперный режиссер. Планируете ли вы сами ставить оперы в ближайшие несколько лет?

Андреас Хомоки
: В апреле этого года я, надеюсь, смогу представить оперу «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха, конечно, в условиях пандемии и с разработанной концепцией защиты. Если ситуация останется такой, какой она является сейчас, и зрителям все еще нельзя будет приходить в театр, то премьеру мы будем транслировать в прямом эфире 11 апреля.

Ну а уже в грядущем сезоне начнется работа над циклом «Кольцо нибелунга» Рихарда Вагнера. Это гигантский проект, над которым я буду работать вместе с нашим новым музыкальным директором Джанандреа Нозедой (Gianandrea Noseda). Премьера первой части, «Золото Рейна» (Das Rheingold), запланирована на апрель 2022 года.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Андреас Хомоки
Андреас Хомоки (Andreas Homoki) родился 16 февраля 1960 г. в немецком Марле в семье венгерских музыкантов. После окончания средней школы в Бремене учился с 1979 по 1987 год в Колледже искусств и Техническом университете Западного Берлина, изучал преподавание музыки и германистику. С 1987 по 1993 год был ассистентом режиссёра в Кёльнской опере.

Его настоящий режиссёрский дебют состоялся в Женеве в 1992 году, где он поставил «Женщину без тени» Р. Штрауса. Эта работа была высоко оценена и номинирована журналом Opernwelt как постановка месяца. После ее переноса в Театр дю Шатле в Париже в 1994 году постановка получила премию французских критиков.

С 1993 по 2002 годы А. Хомоки работал в качестве приглашённого режиссёра в Кельне, Гамбурге, Женеве, Лионе, Лейпциге, Базеле, Берлине, Амстердаме и Мюнхене. В 2002 году стал главным режиссёром Берлинской Komische Oper, в 2004 году полностью принял на себя руководство театром. С начала сезона 2012-2013 Андреас Хомоки возглавляет Оперу Цюриха.


---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Цифры и факты о Цюрихской опере

Цюрихский оперный театр был первым театром Европы, в котором появилось электрическое освещение. Величественное нынешнее здание в стиле необарокко было возведено в 1891 году.

В среднем за сезон здесь проходят более 250 спектаклей. Зал театра, оформленный в стиле рококо, вмещает менее 1 200 зрителей, поэтому Цюрихскую оперу часто называют «самым маленьким из больших оперных театров мира».

Цюрихская опера — это акционерное общество, финансирование которого осуществляет кантон Цюрих, а основными спонсорами являются оба крупнейших банка Швейцарии — Credit Suisse и UBS.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22888
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Мар 13, 2021 10:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2021022905
Тема| Музыка, Опера, Самарский оперный театр, Персоналии, Александр Сибирцев
Автор| Ирина Каракозова
Заголовок| ТЕНОРА XXI-ГО ВЕКА В САМАРЕ. ПОСВЯЩЕНИЕ МАСТЕРУ. (В ЧЕСТЬ 85-ЛЕТИЯ АЛЕКСАНДРА СИБИРЦЕВА).
Где опубликовано| © "Мифы Орфея" - электронный альманах
Дата публикации| 2021-02-27
Ссылка| http://orfeiart.ru/?p=1804
Аннотация| Юбилейный вечер



Этот концерт, состоявшийся 23-го февраля в Самарском Академическом театре оперы и балета, войдёт в историю музыкальной культуры России. Потому что он был посвящён выдающемуся тенору, выдающемуся педагогу и исключительному Человеку – Александру Сергеевичу Сибирцеву. То, что концерт состоялся на сцене Самарского театра Оперы и балета, также знаково – ведь А.С. Сибирцев был директором театра в 90-х годах. И это, несмотря на противоречивость времени, стало золотой вехой в истории театра. Народный артист России, Лауреат Государственной премии РФ, Александр Сибирцев внёс незабываемый вклад в развитие Театра. При его руководстве в театре состоялась мировая премьера оперы С. Слонимского «Видения Иоанна Грозного». (Художественным руководителем и дирижёром постановки был Мстислав Ростропович, мастер-классы с певцами проводила Галина Вишневская). Благодаря А. Сибирцеву впервые в России на сцене Самарского театра была осуществлена постановка оперы Монюшко «Страшный двор». (Вся постановочная группа из Польши. Режиссёр Мария Фолтын). И сам Александр Сергеевич выходил на сцену в партиях Германа, Хозе, Радамеса, Каварадосси и многих других. Его чарующей красоты тенор завораживал поклонников, на спектакли с его участием ходили по многу раз. В настоящее время Мастер по-прежнему в искусстве – он великолепный педагог по вокалу, его методика уникальна. Среди его учеников солисты оперных театров России Анастасия Лепешинская, Отар Кунчулиа, Татьяна Ларина, Дмитрий Бобров, Анастасия Вечёркина, Александр Миненко.

И вот Приношение Мастеру состоялось. Юбиляра тепло поздравил генеральный директор Самарского Академического театра Оперы и Балета Сергей Васильевич Филиппов. И начался концерт. Арт-проект «ТЕНОРА XXI-го ВЕКА» под руководством его создателя и руководителя Дмитрия Сибирцева, оркестр Самарского Академического театра оперы и балета под управлением главного дирижёра и художественного руководителя театра Евгения Хохлова.



В первом отделении звучали фрагменты опер Верди, Доницетти, Гуно, Бизе, Чилеа, Римского-Корсакова, Легара, Штрауса, Денца. Традиционно, Тенора выступали все вместе и сольно. Второе отделение было отдано неаполитанским песням в аранжировке выдающегося дирижёра и музыканта Вадима Николаевича Венедиктова (к сожалению, ушедшего из жизни в 2020-ом году). Он был другом Александра Сергеевича, при содействии последнего Вадим Николаевич в 90-е годы создал в театре уникальный ансамбль Симфониетта. Об этом напомнил Дмитрий Сибирцев, который всегда ведёт концерты Теноров и делает это мастерски. Любители оперы в Самаре помнят Дмитрия как создателя клуба любителей оперы «Фигаро», автора уникальных вечеров и концертных программ. И на этот раз он доверительно, порой с добрым юмором, тепло общался с публикой и коллегами.

Сказать, что всё действо было великолепно, непревзойдённо, потрясающе – почти ничего не сказать. Это нужно пережить. Прекрасные голоса. Чудесная музыка и сам Мастер. Александр Сергеевич вышел на сцену, и голос его полетел под своды театра, которым он руководил в сложные 90-е годы, ставшие, повторюсь, в истории Самарской оперы золотым десятилетием. По-особому звучали в этот вечер великолепные тенора. Солисты Московского театра Новая Опера им. Е. Колобова Станислав Мостовой, Георгий Фараджев, Александр Богданов, Сергей Писарев и руководитель Арт-Проекта Дмитрий Сибирцев. А так же специальные гости: солистка Самарской оперы Татьяна Ларина, солистка Московского театра Новая Опера Анастасия Лепешинская, Солист Камерной сцены Большого театра, стипендиат премии Президента РФ Валерий Макаров. О Валере хочу сказать особо. Его выступление стало сюрпризом, оно долгожданно всеми поклонниками молодого певца, первые шаги в искусстве делавшего на этой, ставшей для него родной, сцене. Его участие в этом концерте символично и потому, что он старается в каждый свой приезд встретиться с Александром Сергеевичем, который будучи глубоким мудрым педагогом по вокалу помогает молодому певцу.

Вот как Валерий Макаров говорит о Мастере: «Можно долго перечислять высокие профессиональные заслуги нашего дорогого Александра Сергеевича, но помимо этого он обладает еще невероятной душой, безгранично готовой помочь и начинающим певцам, и зрелым мастерам. И делает он это с огромной отдачей, бескорыстно, поскольку это человек, горящий своим делом и зажигающий этим горением учеников. Его безграничная энергия даёт сил всем, кто находится рядом с ним. Поэтому на концерте царила удивительно тёплая атмосфера праздника. Александр Сергеевич обладает ещё и редким даром собирать вокруг себя друзей. Говорят, если хочешь узнать человека, посмотри на его друзей. Вокруг Александра Сергеевича невероятно талантливые добрые светлые люди. И для меня, как для молодого артиста, счастье стоять рядом с ним на сцене. Он поддерживал меня ещё с детства советами и наставлениями. Я это бесконечно ценю. Таких людей единицы, я называю их средневековыми рыцарями. Желаю ему огромного здоровья, бесконечного счастья и вдохновения. Потому что если счастлив Александр Сергеевич, счастливы и мы. Надеюсь, что мы отпразднуем его юбилеи ещё много раз!»

Украшением и драгоценнейшей жемчужиной концерта стала солистка Новой Оперы Анастасия Лепешинская, покорившая Самарскую публику изумительным меццо-сопрано, актёрским мастерством и красотой. Она ученица Александра Сибирцева.Ее приезд-подарок Учителю и благодарным поклонникам оперного искусства Самары.

Ведущая солистка Самарской оперы Татьяна Ларина, так же ученица Мастера,участвовала в концерте, приветствуя его от театра и от артистов оперы.

За дирижёрским пультом в этот вечер был Главный дирижёр и художественный руководитель театра Евгений Хохлов. Блистательный Маэстро великолепно провёл концерт, оркестр звучал безупречно.

Некоторые номера исполнялись солистами под фортепиано Дмитрия Сибирцева, чуткого пианиста, вокалиста и менеджера.

В финале Тенора исполнили «О моё солнце». И вновь с ними вышел Александр Сергеевич, – высокий, стройный, красивый особой благородной красотой, – Рыцарь оперы. Он начинал исполнение популярной песни, и неповторимый по красоте, глубокий, страстный и полётный тенор наполнил зал солнечным светом и дыханием весны! Публика встала, и это был единый волнующий порыв, апофеоз вечера.

Замечательно, что на него пришли не только поклонники, близкие, друзья, но ещё и друзья-коллеги из Самарского Академического театра Драмы – Народная Артистка России Жанна Романенко-Надеждина и заслуженный Артист России Олег Белов. Вот их впечатления:

Жанна Романенко-Надеждина: «Я счастлива за Александра Сергеевича. Помню, как мы неоднократно вместе участвовали в концертных программах, как он приходил в наш театр и артистично, искренне поздравлял меня на бенефисе. С удовольствием слушала прекрасных теноров, я их знаю, так как Александр Сергеевич приглашал меня на концерт в Новую Оперу. Они все ещё и яркие артисты. Замечательно дирижирует Евгений Хохлов. Особо говорю об Анастасии Лепешинской. Для меня она настоящее открытие: голос, внешность и просто магнетический артистизм! Ну а наш Александр Сергеевич – это само благородство, честь и наша гордость. Ещё раз поздравляю его, и пусть творческая жизнь продолжается!»

Олег Белов: «Я счастлив и благодарен Александру Сергеевичу за это приглашение, я всегда восхищался им как человеком, и как певцом. Когда он вышел на сцену, то заполнил её пространство своим благородством, достоинством Артиста. И я вспомнил своих учителей П.Л.Монастырского и О.П.Свиридова – представителей истинной высокой культуры, которая во многом утрачивается в наше время. А этот концерт великолепных, интеллигентных артистов, великая музыка – настоящее, с них надо брать пример».

Это бесспорно. Александр Сергеевич выдающийся Артист и Человек, воплощение всего самого благородного и прекрасного. Этот концерт в его честь – лучшая тому иллюстрация.

Браво всем. И брависсимо Мастеру – Александру Сергеевичу Сибирцеву – Певцу, педагогу и Человеку. Многая и благая лета, дорогой Александр Сергеевич!

Фото А. Сенко, М.Гладких.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5528

СообщениеДобавлено: Сб Мар 20, 2021 7:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2021022906
Тема| Музыка, Опера, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, оркестр «Новая Россия», Персоналии, Клаудио Ванделли, Ильдар Абдразаков, Елена Стихина, Олеся Петрова
Автор| Вадим ПОНОМАРЕВ
Заголовок| Ильдар Абдразаков устроил со Стихиной и Петровой оперное гала в Сочи
Где опубликовано| © NEWSmuz.com
Дата публикации| 2021-02-27
Ссылка| https://newsmuz.com/news/classic/ildar-abdrazakov-ustroil-so-stihinoy-i-petrovoy-opernoe-gala-v-sochi-46036
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ

Гала-концерт «Viva opera» с участием Ильдара Абдразакова, Елены Стихиной и Олеси Петровой стал одним из лучших в программе XIV Зимнего фестиваля искусств Юрия Башмета в Сочи.
Оперным звездам в этот вечер аккомпанировал симфонический оркестр «Новая Россия», дирижировал им Клаудио Ванделли (Италия).

Вряд ли нужно представлять звезд уровня Абразакова, Стихиной и Петровой. Но стоит напомнить, что Абразаков — один из ведущих бас-баритонов мира сейчас, и у него есть два Grammy, чем мало кто может похвастаться в нашей стране (не считая аксакалов вроде Башмета, но он у него все-таки один). Сопрано Елена Стихина — прима Мариинки (причем начинала со сцены во Владивостоке), ученица Галины Вишневской и Маквалы Касрашвили, пела и в Парижской опере, и в Зальцбурге. А меццо Олеся Петрова — ученица Ирины Богачевой, прима Михайловского театра и приглашенная солистка Большого театра и «Метрополитен Опера».

Вечер построили по веками проверенному рецепту оперных гала-концертов — увертюра, пение звезд, увертюра, пение звезд. Поскольку в заголовок концерта вынесена именно опера, то играли и пели только связанное с операми. Никаких романсов или, упаси Боже, песенок. Разве что от Оффенбаха отказаться не получилось.
Сразу после экспрессивной увертюры к «Кармен» на сцену вышел хозяин вечера Ильдар Абдразаков с куплетами Эскамильо. Начал он как-то не очень уверенно. Знаменитый бархатистый тембр певца никак не хотел прорываться сквозь звуковую стену оркестра, особенно низкие ноты, и лишь когда оркестр стихал — перед нами был прежний Абдразаков. Когда эта печальная картина повторилась и с арией Микаэлы, - стало понятно, что ошибка системная.
Сам Клаудио Ванделли прекрасно слышал солистов, управлял оркестром соответственно слышимому, и полагал, что все прекрасно. Однако в этот вечер оркестр подзвучивали — из-за необходимости подключения синтезатора для замены органа, — и к зрителям шел второй поток звука, уже из порталов. То есть зритель слышал сдвоенный оркестр со сцены и из колонок, и соответственно, удвоенную и даже скомпрессированную микрофонами громкость! Немудрено, что голоса солистов не могли прорваться сквозь эту стену неестественного оркестрового звука. А Ванделли этих порталов попросту не слышал, поскольку находился за ними в глубине сцены. А еще от порталов шел низкочастотный гул...

Стоит признаться, что проблему каким-то чудом удалось решить только ко второй части концерта. А до этого артистам приходилось подходить к кромке авансцены и самим, прислушиваясь к порталам, дозировать громкость вокала. Что весьма досадно, учитывая уровень невероятного мастерства именно этих оперных звезд.
Это большое счастье — видеть больших оперных артистов в самом расцвете своего таланта. Именно это случилось в сочинский вечер на фестивале Башмета. Абдразаков и Олеся Петрова — в зените славы, Стихина — в полшаге от него. Роскошные, ручной выделки голоса. Кристальной чистоты и силы ноты. Артистизм и огромный, невероятный труд.

Сегидилья из той же «Кармен» была спета Олесей Петровой немного в духе Любаши или Марфы из «Царской невесты», и это необычная трактовка, и весьма убедительная! Публике понравилась невероятно. После перерыва на отдышаться и интермеццо из оперы «Сельская честь» (оркестр звучал весьма недурно и прозрачно, тут-то синтезатор и пригодился) — выход Елены Стихиной с арией Мими из оперы «Богема» Пуччини. Блистательный выход. Полетный кристальный звук, нежнейшие опевания, невесомое вибрато.
А уж когда Стихина и Петрова объединились в баркароле из оперы «Сказки Гофмана» Оффенбаха — выяснилось, что при всей разнице их подачи и типажей, голоса сливаются чистейшим естественным образом. Космическая красота дуэта. Собственно, где-то с этого момента каждый номер встречался публикой долгими овациями, и было за что. Еще один их дуэт — Амнерис и Аиды — стал не менее прекрасным, роскошество звука от двух див. Редко доводится такое употреблять в письменной речи, но ведь так оно все и есть. И весьма продолжительная сцена, к слову. Овация длилась, кажется, столько же.
Например, куплеты Мефистофеля из «Фауста» и каватина Алеко из одноименной оперы Рахманинова — знаковые, любимые и фирменные для нынешнего Ильдара Абдразакова. Их исполнение в этот вечер — чистейший нектар для ушей. Артист убедителен в каждом нюансе, он неистов как Мефистофель и разочарован изменой как Алеко. Роскошнейший баритон артистичен и технически педантичен до перфекционизма. При этом внешне расслаблен и улыбчив, как суперзвезда шоу-бизнеса.

После торжественно-ироничной увертюры к «Сороке-воровке» Россини, где выяснилось, зачем по краям авансцены поставили малые барабаны, - ария Тоски от Стихиной. Безупречно академическая, с таким динамическим трагическим диапазоном, что сердце вот-вот разорвется. Олеся Петрова ответила на это не менее трагической, но светлой грустью в арии Сантуцци из оперы «Сельская честь» Масканьи.
Завершился концерт «Гранадой» Агустина Лары, ее же любил петь Муслим Магомаев, а его тень неустанно летает над местами, где бывает Ильдар Абдразаков. Ильдар поет ее без «слезы в голосе», и теперь даже сложно понять, правильно ли это для «испанскости» или нет. Ну то есть испанцы-то могут петь ее как угодно, а вот человек из Уфы для российской публики — может без слезы, или обязан? Вопрос, кажется, открыт.

Но куда же без бисов? Прозвучала пастораль из «Пиковой дамы» Чайковского, имеющая бесчисленное количество вполне себе магических трактовок, и кажется, что нет пока на Руси оперного режиссера, показавшего бы все мистические подтексты в этой простой с виду опере. Овации были бесконечны.

===================
Фотогалерея – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5528

СообщениеДобавлено: Сб Мар 20, 2021 7:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2021022907
Тема| Музыка, Опера, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, Первый всероссийский юношеский оркестр, Персоналии, Юрий Башмет, Клаудио Ванделли, Ацухико Гондаи, Денис Мацуев, Вадим Репин, Ави Авиталь
Автор| Вадим ПОНОМАРЕВ
Заголовок| Мацуев, Башмет и сумрак: закрытие фестиваля Башмета в Сочи
Где опубликовано| © NEWSmuz.com
Дата публикации| 2021-02-27
Ссылка| https://newsmuz.com/news/2017/macuev-bashmet-i-sumrak-zakrytie-festivalya-bashmeta-v-sochi-38385
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ

Двумя мировыми премьерами завершился в Сочи юбилейный X Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета.
На гала-концерте закрытия фестиваля впервые были исполнены Концерт для альта с оркестром японского композитора Ацухико Гондаи (он приехал на фестиваль и работал в жюри конкурса молодых композиторов) и снова Концерт для альта с оркестром Кузьмы Бодрова. Все они, конечно, написаны для Юрия Башмета, - а дополнительной изюминкой стал тот факт, что Башмет играл их со своим Юношеским оркестром.

И тут стоит начать именно с оркестра, за создание которого на днях Башмет получил премию от Правительства РФ. Оркестр и удивил. Можно себе представить, что детский оркестр претерпевает всяческие смены состава, собирается вообще относительно редко. Но ожидать, что Юношеский оркестр будет играть почти четырехчасовую программу финального гала-концерта с очень непростой музыкой столь слаженно и чисто — это сюрприз.
Некоторая несогласованность ощущалась только в стартовой Увертюре к опере «Сорока-воровка» Россини, а дальше оркестр словно включил второе дыхание — чистейший звук на всех произведениях без исключения. Смотря на детей, многим их которых нет и 16 лет, можно только удивляться скрупулезной работе педагогов оркестра и все освежающей руке дирижера Клаудио Ванделли.. Всероссийский юношеский оркестр — это теперь именно оркестр, боевая единица, слаженный и тонко отстроенный механизм.

Теперь о премьерах. Акварельные пейзажи Ацухико Гондаи — мост между условно западной и условно восточной культурами. Он совершенно не пользуется какой-либо ориентальной экзотикой, концерт написан именно для стандартного европейского оркестра. При этом не ощутить колорит японской культуры решительно невозможно. Конечно, это те самые течения воды в реке и виды цветущей сакуры на фоне Фудзиямы, привычные по хокку и японским акварелям. Глубоко национальные архетипы Гондаи укутывает в актуальные формы подачи, тут и Стравинский вспоминается, и Скрябин. Для альта Башмета каких-либо особенно выигрышных соло не прописано, но музыка-то атмосферная…
Аналогичный концерт Кузьмы Бодрова, уже много написавшего для Башмета (да хоть «Севильский цирюльник» и «Не покидай свою планету» тут же на этом фестивале показаны) словно оправдывается за всю хитовость и 7/40, звучавшие тут ранее. Этот Бодров — сумрачный, расхристанный, дисгармоничный. И это даже не способ подачи, а стиль жизни. Башмет стоит на сцене тенью диавольского гения Гергиева, и пилит неровные интервалы. И получает удовольствие! Сложно объективно оценить первое исполнение, но на первом ухе слышится и свежесть, и дерзкость, но и некоторая вторичность композиции. Есть любопытные «расхристанности», которые интересно было бы услышать еще не раз. Но в целом это довольно тяжелое испытание для публики, которой немало ушло из зала именно на Бодрове.

Спасителем и камертоном вечера стал Денис Мацуев с Рахманиновым и Паганини, «Рапсодия на тему Паганини». Мацуев приехал свежим, выспавшимся, и крайне оптимистичным, долго хвалил за кулисами Башмета за качественный подбор фестивальной программы. И Рапсодию сыграл виртуозно, без трюкачеств или силовой поддержки, сыграл точно, со вкусом и расстановкой. После такого Рахманинова все современные произведения в сет-листе концерта пришлось сравнивать с Рахманиновым, и далеко не все ее прошли....
Скрипач Вадим Репин играл Бруха, концерт №1 для скрипки с оркестром, соль минорный. И Брух любим Башметом, и Репин не раз выступал блестяще на его фестивалях. А тут словно не задалось. Уже в первой части почувствовалась некоторая тяжесть, свинцовая тяжесть смычка. И далее Репин скорее боролся со скрипкой, заставлял ее функционировать, нежели трактовал Бруха. Конечно, придраться можно было разве к не совсем чистым ускорениям-виртуозностям, но скорее просто это был не день Репина. Так бывает и у самых великих.

Еще один важный гость — Ави Авиталь (Израиль). Да-да, вот такая перенасыщенная программа случилась на закрытии фестиваля. Это самый известный в мире мастер академической мандолины. Он играл не самое очевидное - «6 миниатюр для мандолины и струнных» Сулхана Цинцадзе, бисовые номера по сути, включая обработку «Сулико». Человек-праздник Ави Авиталь безукоризненно интонировал, и снискал бурю заслуженных аплодисментов после практически каждой миниатюры.
А завершился юбилейный Зимний фестиваль искусств Башмета серенадой. Серенада La Grande была написана Александром Чайковским несколько лет назад специально для Юношеского оркестра, и сам Башмет впервые за вечер вышел дирижировать ею. Элегантные отсылки к серенадам Моцарта и Петра Ильича тут скорее реверанс самой эстетике, как если бы задаться целью скомпоновать некий условный Greatest Hits из лучших серенад мироздания, и чуть-чуть посмотреть на них из-за угла… Произведение эффектное, в меру глубокое, и прекрасно демонстрирующее возможности всех оркестровых групп. И тут Юношеский не подвел. Если к духовым еще можно было как-то придраться, то к струнным и ударным только цветы приносить. Что зрители и делали.

10-й фестиваль завершился. 11 тысяч зрителей, 3 концертных площадки, аншлаги на всех концертах. Приехали точно лучшие — музыка, театр, балет. Приехал даже гонконгский оркестр народных инструментов и сыграл вместе с «Солистами Москвы»! И сольно тоже сыграл. Мастер-классы, лекции, совещание директоров филармоний, видео-арт, развивающие программы для детей… Джаз-легенда Сандоваль... Фестиваль получился цельным и многогранным. Это жемчужина в пестром одеянии многочисленных сочинских фестивалей. И уже известно, что 11-й точно будет.

=================
Фотогалерея – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5528

СообщениеДобавлено: Сб Мар 20, 2021 7:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2021022908
Тема| Музыка, Опера, Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета в Сочи, оркестр «Новая Россия», Персоналии, Юрий Башмет, Марина Брусникина, Евгений Миронов
Автор| Вадим ПОНОМАРЕВ
Заголовок| «Гамлет» с Евгением Мироновым и музыкой Шостаковича с Башметом как классика
Где опубликовано| © NEWSmuz.com
Дата публикации| 2021-02-28
Ссылка| https://newsmuz.com/news/classic/gamlet-s-evgeniem-mironovym-i-muzykoy-shostakovicha-s-bashmetom-kak-klassika-46041
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ

Автором идеи спектакля-концерта «Гамлет», премьера которого состоялась на фестивале Башмета, стал актер Евгений Миронов, сам и исполнивший эту единственную роль на сцене.
Идея заключалась не только в том, чтобы соединить слово Шекспира и музыку Шостаковича, в конце концов, это уже блистательно сделал Козинцев в фильме 1967 года с Иннокентием Смоктуновским.

«В концертном варианте невозможно прочитать или сыграть всю пьесу, если я что-то не договариваю, то за меня договаривает музыка, и наоборот. Сочетание музыки и слова, я надеюсь, даст некий эффект, который не происходит ни в кино, ни в драматическом спектакле – возможность с одной стороны объемно, а с другой сконцентрировано показать трагизм всей этой истории. В таком сжатом музыкально-поэтическом рассказе для меня как артиста стоит непростая задача: коснуться каждого из персонажей, войти на некоторое время в образ, тут же выйти и войти в другой, при этом находясь в партнерстве с гениальной музыкой Шостаковича», - говорит Евгений Миронов.

Выглядело это так. Оркестр «Новая Россия» занимает всю сцену, оставив спереди немного места для Евгения Миронова, который то и дело встает со стула и произносит монологи и диалоги разных героев пьесы, а затем снова садится и слушает Шостаковича.
Никогда музыка и слово не соединяются, это важно и ценно. Третье измерение создает видеозадник, на который проецируются не только крупный план актера, но и имена героев, за которых читает Миронов, и фрагменты пьесы. Яркая, совершенно нефоновая музыка Шостаковича создает действо, которое катализирует выведенный на экран текст Шекспира, и это главная изюминка этого спектакля-концерта.

Режиссером выступила Марина Брусникина, и ее работа столь отточенна и виртуозна, что в режиме такого черно-белого минимализма сразу даже не понимаешь, где она. А она вот: сконцентрировать страсти «Гамлета» без пересказа всего сюжета точечно, тут Евгений Миронов обыденно говорит о страшных вещах, а тут Шостакович рвет и мечет, а тут титры с фрагментами подчеркивают Шостаковича и продолжают сюжетную линию заодно.
Это удивительно стильный и тонкий спектакль. Гений Шостаковича в том, что он написал по сути самодостаточную музыку — ее слышишь, и понимаешь, что там в пьесе происходит. Именно поэтому Козинцев даже в двухсерийный фильм не смог вместить и четверти написанной Шостаковичем музыки, она силовая, она перетягивает внимание на себя. Но ноты-то остались… Кроме того, в партитуру включена музыка Шостаковича для спектакля «Гамлет» режиссера Николая Акимова в Вахтанговском театре 1932 года, и любопытно сравнивать молодого и зрелого Шостаковичей. Стоит отметить, что молодой был не столь яростен, и клал краски не столь жирными мазками, скорее видел романтику в этой трагедии. А поздний бушует по полной, при этом в его музыке слышатся то и дело отсылки к собственным симфониям и пьесам.

А что Евгений Миронов? Он сделал почти невозможное (и что не до конца получилось у него в спектаклях с Питером Штайном и Робертом Лепажем), - он проговорил весь шекспировский текст ровным нормальным голосом. Он добился абсолютной естественности речи для текста, который никто не умеет произносить естественно. Никакого пафоса, никаких закатываний глаз и рыков. Такое удалось увидеть впервые, по крайней мере автору этого текста. Ведь и текст Шекспира, и переводы Пастернака или Лозинского чудовищно тяжелы для обыденной речи! Попробуйте просто сказать: «Кто ты, без права в этот час ночной Принявший вид, каким блистал, бывало, Похороненный Дании монарх? Я небом заклинаю, отвечай мне!». Если английский язык еще склонен к некоторой аффектации и напыщенности, то русский — нет. Посмотрите, например, как напыщенно на наше ухо звучит текст на английском в исполнении отличного чтеца Саймона Кэллоу с оркестром БСО.
Тысячи русских актеров бьются с этой проблемой столетиями. Евгений Миронов сделал это.
Надеюсь, что когда-нибудь этот спектакль выйдет на видео, и станет учебником того, как играть Шекспира на русском языке.

«Новая Россия» под дирижерской палочкой самого Юрия Башмета звучит стабильно, хотя некоторые огрехи в духовой секции случаются. Вытягивают на себе все струнные, как всегда, так что Шостакович прозвучал достойно. И, слава Богу, музыку к «Гамлету» играют довольно часто, причем ведущие оркестры страны. Она не уходит с концертных сцен.

==================
Фотогалерея – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22888
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Мар 28, 2021 11:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2021022909
Тема| Музыка, Опера, МАМТ, Персоналии, НАТАЛЬЯ МУРАДЫМОВА
Автор| Беседовала Мария Кузнецова
Заголовок| НАТАЛЬЯ МУРАДЫМОВА: «ЛЮБАЯ ОПЕРА ДЛЯ МЕНЯ – ПРО ЛЮБОВЬ»
Где опубликовано| © сайт МАМТ
Дата публикации| 2021-02-24
Ссылка| https://stanmus.ru/life/natalya-muradymova-lyubaya-opera-dlya-menya-pro-lyubov/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

19 февраля Наталья Мурадымова впервые после долгого перерыва вышла на сцену Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко в заглавной партии в опере Джакомо Пуччини «Тоска». Через день после спектакля певица дала интервью для сайта театра.



— Поздравляем с возвращением и с ярким спектаклем! Что нас ждет в театре в ближайшее время с вашим участием?

— На этой неделе, 26 февраля, я готовлюсь выступить в «Медее» Керубини, в марте будут два спектакля «Зимний вечер в Шамони» с номерами из оперетт, потом «Макбет» Верди. Что касается дальнейших планов театра, насколько я знаю, они пока еще в процессе обсуждения.

— В последние годы ваша карьера все больше движется в сторону трагических героинь (Медея, Костельничка, Леди Макбет). Между тем в жизни вы производите впечатление скорее жизнелюба. Как вам удается это сочетать?

— Даже не знаю (смеется). Может быть, дело в том, что я всегда стремилась разносторонне развиваться, быть в курсе самых разных культурных новостей, следить за новинками кино и театра. Всегда стараюсь разобраться в режиссерском замысле, будь то оперный спектакль или голливудский фильм. Помимо этого, много самых разных эмоций я черпаю из жизни, из того, что происходит вокруг, что меня окружает. Стараюсь изучать жизнь в ее самых разных проявлениях. И когда нахожусь на сцене, стремлюсь все это передать.

— Как вы считаете, страдание можно сыграть — или важно его пережить и прочувствовать?

— Как говорит Александр Борисович Титель, для артиста очень важно быть наблюдателем по жизни. Ты можешь не быть калекой, или тяжелобольным, или социальным изгоем, но как артист обязан уметь представить себя на месте любого человека и попытаться понять, что он может чувствовать, что у него внутри. Поэтому первостепенно важна большая внутренняя работа.

— А можно сыграть трагедию на сцене, просто подобрав какие-то внешние приметы?

— Давайте вспомним, в каком театре мы находимся. В Музыкальном театре живет и действует система Станиславского, и ее эффективность меня полностью убеждает. Ведь только проработав своего персонажа, изучив его со всех сторон, можно сделать объемную, многоплановую, а не одномерную и плоскую роль — так, что слушатель почувствует, что роль на самом деле прожита артистом. Публика ведь всегда чувствует, наполнен артист или нет. А пустота неизбежно видна на сцене в актерской интерпретации и будет слышна в пении.

— В нескольких ваших интервью, когда вы говорите о своих трагических героинях, вы объясняете их злодеяния великой любовью. Насколько для вас верно, что великая любовь неизбежно приводит к великой трагедии?

— Я всегда повторяю, что любая опера для меня — про любовь. Разную любовь: светлую, радостную, взаимную, трагическую, отвергнутую, переходящую в ненависть, оборотную сторону любви… В «Енуфе» Яначека — это сложная, противоречивая любовь Костельнички к своей падчерице. Мачеха просто не может допустить, чтобы другие узнали, как пала ее падчерица. В «Медее» глубочайшая любовь главной героини к Ясону, которому она отдала все, в том числе убила брата, предала отца, приводит к трагедии. Поэтому, когда она сталкивается с предательством, для нее просто нет иного выхода, кроме того, который она выбирает. Внутри нее происходит раскол. Для оперной певицы очень важно уметь показать этот раскол, внутреннюю трансформацию Медеи, которая постепенно происходит в ходе спектакля, когда в какой-то момент она вдруг начинает осознавать, что дети для нее становятся чужими, принадлежащими уже не ей, а ему. И она хочет, чтобы он почувствовал то же самое, что чувствует она: боль, сходную с той, которая переполняет ее. Медея теряет Ясона — значит, она лишит его детей.

— Что стало для вас ключом к вашему пониманию образа Медеи?

— Конечно, я прочитала много литературы, посмотрела много фильмов и спектаклей. В период работы над ролью мне как будто специально стали встречаться фильмы на сходные темы. Например, именно так было с фильмом «Долгий поцелуй на ночь». Там речь идет о женщине, которая раньше была серийной убийцей и, когда ее пытались убить, она потеряла память. С этого момента она стала вести обычную жизнь ничем не примечательной обывательницы, устроилась работать в школу, родила ребенка. Словом, до поры до времени была счастлива. Но в какой-то момент в ней начала просыпаться та самая убийца, которой она была раньше. И возникшее материнское чувство стало бороться в ней с ее прошлым. Разве же это не Медея нашего времени?!

А ключ к этой роли я получила на одной из репетиций. Помню, что мы дошли до середины второго акта, до дуэта с Ясоном, и чувствуем, что не можем дальше сдвинуться с места. Возник некий творческий тупик. И в какой-то момент Александр Борисович говорит: «Наташа, ты все время хочешь казаться быть красивой. Но ты никому ничего не обязана! Ты не должна казаться!». А я в то время думала, что Медея — это такая величественная, мифическая колдунья, которой подобают пафос и некая эффектная театральная поза. То есть я нарисовала себе такой образ и пыталась ему соответствовать. И только после слов Тителя у меня в голове все наконец вернулось на свои места. Тогда я поняла: да ведь Медея — она, прежде всего, свободная женщина! Она никому ничего не обязана. Она достигла всего сама, и сама полностью отвечает за всю свою жизнь и за все свои выборы. После всего того, что она сделала, она уже может позволить себе все, что угодно. И поэтому она делает свой мучительный внутренний выбор в третьем акте, в своем монологе, где ее сомнения наконец находят единственно верный для нее ответ. Эти слова Тителя дали мне огромную внутреннюю свободу. С этого момента работа сдвинулась с места, и мы сделали оперу. Я не стараюсь придать своей героине мифический пафос. Я — Медея. И этим все сказано. Ничего не нужно никому доказывать.

— У рядового оперомана Медея — это, в первую очередь, Мария Каллас. Приходилось ли вам бороться с этой инерцией слушательского восприятия?

— Абсолютно нет. Ее Медея меня невероятно вдохновляет. Она феноменальная. Каллас умела соединять техническую сложность этой партии с образом — глубоким, сложным, многогранным, противоречивым, где любовь и ненависть сплетены в одно целое. В ее оставшихся записях иной раз слышно, как она движется по сцене, как она убегает, и даже по этим немногочисленным деталям чувствуется, насколько вся ее вокальная техника, все ее сценическое поведение всецело подчинены образу.

Не забывайте, что эта партия содержит огромные вокальные трудности. Сложнее оперы я, пожалуй, еще в жизни не пела! Здесь и белькантовые сложности, и непростая тесситура, и речитативы, дописанные через сто лет после создания музыки — то есть уже совершенно веристские по духу. И это очень и очень непросто — суметь соединить веризм речитативов и виртуозный белькантовый характер арий. Каллас это великолепно удавалось.

— Ваш голос прекрасно себя чувствует в вагнеровском репертуаре. Вы уже спели Елизавету в «Тангейзере», Сенту в «Летучем голландце». Теперь прямая дорога к «Лоэнгрину», если продолжить список его ранних опер?

— Действительно, мне очень комфортно петь Вагнера. Он выстраивает голос в высокой форманте. И мне нравится петь на немецком языке. Если мне предложат, я с огромным удовольствием вернусь к музыке Вагнера. Если же говорить более конкретно, то скажу пока лишь, что у меня уже шел разговор о роли Брунгильды. Думаю, что на сегодняшний день у меня достаточно технической оснащенности, чтобы попробовать себя в этой роли. Но подробностей пока раскрывать не буду.

— Серьезное заявление! Продолжая эту линию, может быть, вы теперь обратитесь и к роковым женщинам опер Рихарда Штрауса? Саломее? Электре? Помню, что в июле мы как раз говорили о том, что вы начали разбирать партию Электры.

— К сожалению, здесь пока пауза. Я действительно приступила к изучению этой партии, но наступила пандемия. Надеюсь, что в будущем вернусь к этой роли. Музыка Штрауса невероятно красива и столь же невероятно сложна. Кроме того, здесь обязательно нужен хороший коуч. Оперы Штрауса вызывают у меня творческий азарт. Это касается и психологии штраусовских героинь, и вокальных сложностей в его операх. Вообще мне интересно петь новое и разное. Я люблю оперу! (смеется)

— А после Штрауса, глядишь, и до современных опер рукой подать!

— Почему бы и нет?

— И последний вопрос. Без чего невозможен выдающийся оперный певец?

— Первое — это материал. Должен быть голос. Потом — упорство, терпение и очень много работы. Важен характер, внутренний стержень. И удача. Встретить своего педагога, своего режиссера, своего агента. Словом, все должно совпасть.

=============================================================================
ВСЕ ФОТО - ПО ССЫЛКЕ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Страница 8 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика