Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
"Белый ворон". Нуреев Рэйфа Файнса
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
I.N.A.
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 07.05.2003
Сообщения: 8332
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 06, 2019 5:41 pm    Заголовок сообщения: "Белый ворон". Нуреев Рэйфа Файнса Ответить с цитатой

Уважаемые форумчане, хотелось бы услышать ваши впечатления о фильме «Нуреев. Белый ворон». Я сама затрудняюсь разбирать его, поскольку все события и люди мне хорошо знакомы по обширной литературе о Нурееве, в том числе по книжке Джулии Кавана, которая (частично!) легла в основу сценария. Кстати, эта очень подробная и легко читаемая биография Рудольфа Нуреева только что вышла у нас на русском языке. Говорят, продается в магазине «Москва».
Я лично особых иллюзий по поводу фильма не имела – воспроизвести неподражаемую харизму Нуреева нереально, а без нее – это уже не Нуреев. И винить Ивенко даже язык не поворачивается – он очень старался. Было видно, что он даже прочувствовал особенности характера своего героя. Но… И таких «но» для меня в фильме немало. Но отдельные сцены – например, детства – вышли, на мой взгляд, очень удачными. И удивительным образом эмоционально напряженным оказался ключевой эпизод фильма, так много раз описанный в книгах и глянце и показанный в разных передачах и документальных фильмах. Я его отношу в зачет фильму. И выбор артистов в целом был, скорей, неплох, хотя отнюдь не на все роли. Ожидаемо хороша была Хаматова в роли Ксении Юргенсон, хотя акцент авторов фильма на ее физическом влечении к Рудику мне показался чрезмерным – в рамках той скороговорки, которой преподносились факты биографии Нуреева. Очень хороша была Анна Урбан (Поликарпова) в роли Дудинской. И совершенно неожиданным оказалось для меня участие Анастасии Меськовой в этом проекте, о чем никто нигде не писал. А роль ей досталась отнюдь не последняя – она играла Аллу Осипенко, в чей день рождения случился тот самый «прыжок» к свободе и которой Рудик в рыданиях показывал руками, что его на Родине ждет решетка. Анастасия была хороша собой и очень естественна в кадре.
Но вот что меня более всего интересует: что вынесет из этого фильма человек, который ничего не слышал про Нуреева, кроме того, что он «предал Родину», всем хамил, не любил за себя платить в ресторанах и т.д. и т.п. Ведь именно такие черты личности Нуреева любит обыгрывать глянцевая пресса и расхожее телевидение.
Стал ли фильм Рэйфа Файнса "белой вороной" в череде художественно-документальных произведений о Нурееве?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11638

СообщениеДобавлено: Пн Май 06, 2019 7:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Был отзыв в другой теме, логично перенести сюда:

Антуанетта писал(а):
«Нуреев. Белый ворон» вчера смотрела (с 20.04 в прокате фильм Р. Файнса), понравился, такой приятный и в меру динамичный фильм. Про рождение, детство, юность и тяге к искусству во всех его проявлениях, о сложном характере танцовщика. Заканчивается 2-часовой фильм побегом на Запад в 61 году. Хотелось бы ещё немного увидеть о его триумфальном шествии и достижениях дальнейших, но увы. Ему 23 года и он даёт интервью журналистам в Париже. Конец и титры. На фоне титров ретро-записи Нуреева. Примечательно, что Файнс настолько тяготеет к русской культуре, что учил русский язык. В фильме он в роли педагога и наставника А. Пушкина говорит сам с небольшим акцентом. Много других хороших актёров занято в фильме. Чулпан Хаматова в роли жены А. Пушкина, Равшана Куркова в роли матери Нуреева, в роли Соловьева - С. Полунин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25576
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 12:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН.
Часть 1. О сюжете

Пошли с женой в кино – ну как же, такое знаменитое имя, такие известные артисты. Это не был один из первых дней выхода фильма в наш прокат, к тому же – праздничный день. Наверно, поэтому зал был пуст, человек 10 там сидело. На что была надежда? На интересный рассказ о личности Рудольфа Нуреева, о его становлении как артиста и человека. О Нурееве написано множество книг, самые толстые и фундаментальные из них – книги Дайаны Солвей и Джулии Каваны (теперь доступны их переводы на русский). Еще раньше, в 1995, в Ленинграде вышел фотоальбом «Рудольф Нуреев. Три года в Кировском театре» с интересными фото и текстами друзей Рудольфа. Эта книга стала библиографической редкостью, у нас есть лишь ее английский перевод и ксерокопия русского издания (оригинальное русское издание мы должны были подарить иностранному балетному человеку, который работал с Нуреевым).

Книги эти мало кто читал из нашей широкой общественности, которая перебивалась публикациями в газетах и глянцевых журналах. Поэтому в разговорах о Нурееве вечно повторяется одно и то же: грубиян, скандалист и матерщинник, в поведении не обуздан, жаден и т.п. Хорошо, что режиссер Рэйф Файнс избежал уклона в эту сторону. Но все же результат (лично для меня, жену прошу спрятать сковородку подальше) - недоумение: о чем, собственно, фильм. Биография Нуреева с детских лет и до побега в аэропорту Ле Бурже в июне 1961 г. Я бы понял такой фильм, если бы он был снят в 1962 г. – мы бы узнали правду о танцовщике без криков о предателе и нарушителе святых правил поведения советских граждан за границей. В те годы и позже выезжающие в капстраны посещали некий отдел ЦК КПСС, где подписывали эти самые правила. Например, если вы едете на поезде и в вашем двухместном купе оказывается иностранка, вы должны потребовать у проводника переселить вас в другое купе с чисто мужским составом. Но сейчас, когда после сенсационного побега Нуреева прошло почти 60 лет и его биографию расписали вдоль и поперек с упором на «жареные» факты, что нового сообщил этот фильм? Для тех, кто интересовался Нуреевым – ничего. Для тех, кто не интересовался, тоже ничего, потому что они, скорее всего, смотреть его не пошли.

Хорошо, я интересовался, но не так усиленно, как моя жена. Поэтому событийная сторона фильма меня особо не волновала. Разве что раздражала клиповая манера построения этого кино, когда действие прыгало из Парижа в Ленинград и обратно, и я, не будучи ни ленинградцем, ни парижанином, не всегда успевал сообразить, где это, с кем и о чем. Эти клипы были призваны отобразить три временны́х слоя в жизни Нуреева: раннее детство, Ленинград и короткий период судьбоносных гастролей в Париже. Задача – показать становление характера танцовщика. Клюквы, обычной для многих западных фильмов о России, Рэйф Файнс здесь избежал, и это одно из достоинств фильма. Но заодно режиссер купировал некоторые важные (с моей точки зрения), этапы.

Я понимаю, что снять полноценный фильм о Нурееве невозможно (разве что сериал), но что-то можно было отобразить хотя бы в репликах второстепенных персонажей. Так, в Вагановском училище Рудольф подружился с кубинкой Менни Мартинес, дочерью профессора английской литературы, обладательницы хорошего контральто. Менни играла на гитаре кубинские песни, показывала девочка афро-кубинские танцы, носила необычную одежду, была непосредственной и экспансивной. И это ей принадлежит мысль, что вот Нуреева русские считали диким, а он обладал невероятным интеллектом, любил книги, классическую музыку и старинную живопись. Откуда такая культура и восприимчивость в деревенском мальчике, сыне крестьян?». Менюшка, как ее называл Рудольф, ввела его в круг своих ленинградских знакомых – семью Волькенштейнов (муж физик, жена – редактор литературного журнала, оба полиглоты, знали по четыре языка). У них Рудольф познакомился с Пушкиным, Шекспиром, Достоевским, Гете… А глава семейства, пользуясь существовавшими тогда некоторыми льготами для крупных ученых, достал Рудольфу билет на концерт первого западного музыканта в СССР, которым оказался Глен Гульд, восхищение и любовь к которому Нуреев сохранил на всю жизнь. Сам танцовщик увлекался обучением игры на фортепиано, и обычно играл Баха. Хоть бы намек дали в фильме на это увлечение. А у нас, похоже, об этом мало кому известно.

В числе поклонников и друзей Нуреева оказалась студентка-филолог Тамара Закржевская, к которой он бегал в университет послушать лекции. Тамара Закржевская написала потом довольно большой очерк в вышеупомянутой книге о трех годах в Кировском театре. Среди друзей Нуреева были еще физики – брат и сестра Любовь и Леонид Романковы. Вот оказывается, что физиков в окружении Нуреева было довольно много. И это меня не удивляет, физики в те годы пользовались вниманием и почтительным уважением общества. Да и, чего греха таить, они и были в то время культурной элитой, на физфаке университета студенты обсуждали симфонические концерты или спорили, кто выше – Вивальди или Моцарт. Люба Романкова, в отличие от Мартинес и Закржевской, в фильме появляется. Там есть эпизод, когда Нуреев приходит к ним в гости и неожиданно оказывается в компании веселых молодых и гостеприимных ленинградцев, его приветствует Люба и радушно все встречают. С этими людьми Рудольф много общался, они его водили в музеи, обсуждали книги. Рудольф тянулся к образованию, а эта грань его характера осталась почти не раскрытой (разве что можно зачесть кадры посещения Лувра и поглаживания ступни атланта у Эрмитажа). Мне кажется, авторы фильма могли уделить больше внимания ленинградским друзьям Нуреева. Хотя бы, как я уже написал, на уровне высказываний о нем. Быть может, тогда «Белый ворон» смог бы переломить односторонний взгляд, укрепившийся в обществе о Нурееве.

Ну да, это не вышло, что же тут поделать. Что ж, пусть, главное – искусство. Артисты в фильме действительно выбраны известные, а вот некоторые роли их подвели…

Продолжение следует
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
НаталияФ.Л.
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 23.06.2013
Сообщения: 5697
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 2:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А.Меськова рассказывает о съемке фильма.
https://www.youtube.com/watch?v=0CGwhwyWeQg
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25576
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 9:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Начало см. здесь.
Цитата:
Артисты в фильме действительно выбраны известные, а вот некоторые роли их подвели…


НУРЕЕВ. БЕЛЫЙ ВОРОН.
Часть 2. Об артистах

Признаюсь, что женщины мне понравились больше мужчин. Больше всех мне пала на душу Настя Меськова в роли Аллы Осипенко. У Насти с детства (с 8, кажется, лет) есть опыт съемок, а в 12 она получила Большую золотую медаль Московского кинофестиваля за главную роль в фильме Грамматикова «Маленькая принцесса». Да сама роль партнерши Нуреева давала простор режиссеру. Меськова успевает и неплохо станцевать на сцене вариацию Одиллии, и поговорить не раз с главным героем. Именно ей Нуреев показал в Ле Бурже сложенное из четыре пальцев изображение тюремной решетки как предсказание того, что с ним будет в СССР и как объяснение того, что он делает. В общем, заметная роль. Мы теперь знаем, что Осипенко за дружбу с предателем Родины стала не выездной вплоть до перестройки, кажется.

Конечно, самой известной и знаменитой в составе была Чулпан Хаматова, игравшая роль Ксении Юргенсон, жены его балетного педагога Пушкина. В их семье (в однокомнатной квартирке) Нуреев проживал, и Ксения соблазнила юного танцовщика. Ай-ай-ай, конечно, но так ли было? Вот не знаю, мне кажется, этот роман особо не расписывали, даже если он был. За адюльтер у нас не сажали, в отличие от гомосексуализма. В фильме никакой особой эротики не показано, большого восторга Чулпан не вызвала и такое вполне могло вписаться в советские нормы приличия. Не говоря о нынешнем времени.

Впечатляюще провела фильм Равшана Куркова – мать Нуреева Фарида. Стало ясно, кто там в семье был главным и кто поддерживал интересы Рудика. А вот его отец Хамет вышел бледно. Известно, что он был против занятий Рудольфа танцами и хотел сделать из него настоящего мужчину. И смирился лишь после отъезда Рудольфа в Ленинград и его первых успехов. Но из фильма ничего такого не выплывает, разве что он берет сына на охоту, где мальчик явно чувствует себя не в своей тарелке. И еще одна женщина, сыгравшая большую роль в жизни Нуреева – Анна Ивановна Удальцова (исп. Ксения Рябинкина). Когда-то балерина Мариинского театра, танцевавшая и у Дягилева, оказалась в Уфе из-за ссылки мужа. Она сохранила манеры Императорского балета - все эти движения и красивые позиции рук – и научила им Рудольфа. В «Белом вороне» она возникает в детских эпизодах, и это прекрасно: нам показали, что в провинции представления о классическом танце Нуреев впервые почерпнул у носителя стиля.

Понравилась французская актриса Адель Экзаркопулос (оказывается, самая молодая обладательница Золотой пальмовой ветви) в роли молчаливой и застенчивой Клары Сен, с которой Нуреев подружился в Париже и которая помогла ему сбежать. Застенчивость Клары Сен в фильме объясняется жизненными обстоятельствами: за пару недель до встречи с Нуреевым в автокатастрофе погиб ее жених Венсан и его брат. Причем разбились они где-то на юге Франции в машине Клары. Они были детьми известного поэта и политического деятеля, героя Сопротивления, а на тот момент - министра культуры Андре Мальро. После побега Нуреева, когда к Кларе кидается толпа журналистов и звучит вопрос «Он это сделал из любви к вам?», она твердо отвечает: «Конечно, нет». Когда про нее (в СССР?) стали распускать слухи, что она – платный агент ЦРУ, Клара с усмешкой сказала: «Ну да, я Мата Хари». Девушка с юмором была. Ну и потом она тоже не из последних в тогдашнем Париже – миллионерша, дочь какого-то знаменитого тогда чилийского художника. Кто-то из видных деятелей французской культуры обмолвился где-то, что Клара полюбила Нуреева больше, чем своего жениха. В общем, ее замкнутость и сдержанность вписывалась в образ. И это Клара, срочно вызванная в аэропорт сторонниками Нуреева, подсказала ему, что делать: надо нестись к двум французским полицейским, которые уже в курсе и ждут, и заявить просьбу об убежище во Франции. Это потом образно было названо журналистами "прыжком к свободе".

Женщину с характером – Наталью Дудинскую – сыграла Анна Урбан (в девичестве Поликарпова). Важный шаг этой главной балерины и хозяйки театра – предложение Рудольфу пойти в Кировский балет и стать ее партнером. На удивление Рудольфа, все просьбы которого об оставлении в Ленинграде отвергались, так как он должен вернуть свой долг родной Башкирии, Дудинская загадочно ответила: «За вас попросили». У других женщин роли были бледными, ничего яркого не проявлялось, а о присутствии в кадре девушки, исполнявшей роль Ирины Колпаковой, я вообще узнал лишь из полного списка действующих лиц.

Лучшую мужскую роль в фильме я бы отдал балетному педагогу Нуреева – Александру Ивановичу Пушкину. Мягкий, внимательный, добросердечный, он заметно отличался от стандартного преподавателя в балетном училище. Пожалуй, он еще больше выглядел «белой вороной», чем его подопечный. Эту роль исполнял сам Рэйф Файнс, говоривший с заметным акцентом. Пушкин тяжело переживал исчезновение Рудика из его жизни. И в разговоре с гэбэшником видно, что он просто раздавлен случившимся. Правда, потом в учениках появился Михаил Барышников, который также жил у него в квартирке. Умер Пушкин на улице, странно и неожиданно от сердечного приступа. Он упал, и никто из прохожих ему не помог, считая пьяным.

У мужчин блестели и некоторые вторые роли. Скажем, представитель КГБ Шелков (исполнитель – Радослав Миленкович) играл в эдакого доброго следователя, мягко объяснявшего Нурееву, чего ему не стоит делать в Париже. Но одновременно в силу служебного долга дежурившего в гостинице с записной книжечкой для последующего отчета кому следует в ожидании возвращения артистов с прогулки. Девушки Кировской труппы тоже возвращались поздно (часов пять утра, кажется так было в фильме), но они гуляли одной дружной компанией. А Нуреев появлялся столь же поздно в гостинице, но один, после очередного загула с иностранцами. Среди которых был известный нам всем Пьер Лакотт (еще стройный и голубоглазый), а в ролях числились не узнанные мной Серж Лифарь и Жан-Пьер Бонфу. В каких-то источниках говорили, кстати, что общение с Лакоттом, расписавшему Нурееву грандиозные перспективы его работы в Гранд Опера, подтолкнуло его к побегу. Но в фильме такого эпизода не было, и хорошо. Среди окружавших Нуреева мужчин выделялся человек с кинокамерой. Таких в СССР не было, разве что у единиц, ездивших на Запад. Это был Тейа Кремке (исп. Луис Хофман), совсем юный студент Вагановского училища из ГДР (Рудольф уже был артистом). О сексуальном партнерстве Кремке с Нуреевым долгое время никто не знал (или не писал), и «честь открытия» этого персонажа принадлежит Джулии Кавана.

Удивительно бледная роль Юрия Соловьева досталась Сергею Полунину. «Под Соловьева» ему обесцветили волосы, и роль стала окончательно бесцветной. Опасения, что своей харизмой Полунин затмит главного героя фильма, не оправдались. Да там и танца у него почти не было. Соловьев был знаменит в Ленинграде, и Нуреев очень уважал его. Лучшая Голубая птица, так кажется он определял коллегу. И еще у Соловьева была знаменитая роль Бога в балете «Сотворение мира», но это уже после исчезновения Нуреева из Ленинграда. Но в фильме балетные таланты Юрия были показаны мельком (кажется, попрыгал разок жете ан турнан). Да еще (и тоже мельком) проскочил намек на попытку Нуреева вступить в связь с Соловьевым (вроде бы ходил слух, что Юрий это отметил в своем рапорте в КГБ – в Париже их с Рудольфом поселили в одном номере, а потом председатель КГБ А. Н. Шелепин доложил Политбюро о наклонностях Нуреева, что в то время попадало по действие статьи УК). Вот и все.

В главной роли снялся Олег Ивенко из Казани, которого мы помним по выступлениям с Кристиной Андреевой на проекте «Большой балет». Ну вроде все хорошо: у артиста есть актерские данные и он хорошо сыграл разные состояния своего героя – и вспыльчивость, и упорство, и даже застенчивость (как ни странно, многие современники отмечали это качество Рудика). Танцев опять же было в этой роли немного, я это приветствую: ну и не надо было тянуться за Нуреевым, бесполезно такое. Вообще, танцы – самое слабое место этого фильма. Как ужасно они показаны! В каких-то немыслимых декорациях, на какой-то убогой сцене, в то время как Кировский театр выступал в Пале Гарнье и концертном зале Пале дю Спор. Но вот чего недостало Олегу, так это «рудичьей» харизмы. Но тут ничего поделать нельзя. Грех упрекать Ивенко, харизма не репетируется и не наживается на съемках. Глядя на экран, я думал, кого бы из знакомых артистов я выбрал на эту роль, если бы была такая возможность? И остановился на Артеме Овчаренко, который в докудраме BBC был для меня более убедителен. Хотя, если верить Цискаридзе, что это он посоветовал Рэйфу Файнсу взять Олега Ивенко, то у Артема не было никаких шансов быть номинированным таким советником.

Завершая свои впечатления, признаюсь, что не рассчитывал на столь длинный текст. Но как-то пошло-поехало. Поймав какую-то мысль, обсуждал ее с женой, и она рассказывала мне те или иные истории из биографии Нуреева. Она это делала даже в кинозале, поскольку лучше знала биографию Рудольфа. Я, скажем, спросил ее, кто эта женщина, которая радостно встречает Нуреева, пришедшего в гости к молодым ленинградцам, и она ответила: «Люба Романкова». В отличие от меня, она знакома с Закржевской и подробно беседовала с ней о ленинградском периоде жизни Рудольфа. В общем, я благодарен ей за помощь и стимулирующие обсуждения.

Что касается фильма, то он мало что может дать людям, знающим о Нурееве понаслышке, из пересказа светских хроник в глянцевых журналах. Я полагал, что и мне он ничего не дает – так я думал, начиная этот текст. А сейчас осознал, что он все же оказал стимулирующее воздействие, вызвал желание что-то почитать, уточнить рассказы жены, дополнить их бытовыми подробностями. И все же хотелось бы, чтобы яркие личность и жизнь Рудольфа Хаметовича больше раскрылись для широкого слоя нашего общества во всей их неповторимости. Поэтому мы с женой, оставшись разного мнения о «Белом вороне», вместе выступаем за сериал о Рудольфе Нурееве, но сделанном на высоком уровне. Если бы еще получилось нечто вроде ТВ сериала «Гений. Первый сезон: Альберт Эйнштейн».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Лиля
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 18.11.2011
Сообщения: 1214

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 12:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Режиссер Рэйф Файнс не интересовался русским балетом, а в итоге снял фильм «Нуреев. Белый ворон», который выйдет в прокат 20 апреля. «Собака.ru» он рассказал, как это случилось.

http://www.sobaka.ru/city/cinema/88970
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25576
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 12:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая Лиля,
а какие у вас лично впечатления о "Белом вороне"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
НаталияФ.Л.
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 23.06.2013
Сообщения: 5697
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 12:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Присоединюсь к сбору подписей за создание сериала.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лиля
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 18.11.2011
Сообщения: 1214

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 1:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У меня никаких, потому что я не смотрела. Я не верю в то, что можно снять по-настоящему хороший биографический фильм. Тем более о Нурееве с его мощной энергетикой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25576
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 1:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Можно снять хороший, Лиля. Можно, вот я верю в это. Потому что есть примеры. Я такой привел: "Гений. Альберт Эйнштейн". Об Эйнштейне, поверьте, я знал гораздо больше, чем о Нурееве, а этот документально-художественный сериал мне понравился и сообщил много новых фактов о жизни Эйнштейна в Германии, о его коллегах и женах. Смотрел не отрываясь.

Впрочем, с верой спорить бесполезно, пусть каждый из нас верит в то, что ему ближе по характеру. Вот Святейший Патриарх Кирилл публично объявил, что не верит, что физики когда-либо разберутся с Большим взрывом и рождением Вселенной. Он верит в такое, но отталкивается, видимо, от старинной теории Фридмана 1922 г.А я верю,что современные физики, копающие уже гораздо дальше, рано или поздно найдут правильную теорию, построят квантовую гравитацию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
балетоман09
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 02.05.2009
Сообщения: 502

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 4:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я согласен с вами, уважаемый Михаил Александрович. И у меня фильм оставил двойственные впечатления. Согласен с тем, что Олег Ивенко сыграл хорошо, но не отразил не только харизмы, но и характера Нуреева, которого я совершенно не узнавал в этом застенчивом молодом человеке (и я также считаю, что Овчаренко эта роль подошла бы бы гораздо лучше).
Хотя возможно именно эта линия его игры и привлекла Файнса в Ивенко: он смог показать ненаблюдаемую явно многими современниками, но видимо одну из главных черт характера этого человека, скрытую в нем очень глубоко. Все его эскапады и показная наглость и были обратной стороной его неизжитой провинциальности, застенчивости и неуверенности в себе, столь надежно в нем спрятанные. В связи с этим, обращает на себя внимание, скорее всего выдуманный эпизод ссоры Клары Сент и Нуреева в ресторане, когда Нуреев отказывается самостоятельно сделать замечание «белогвардейскому» официанту-аристократу, о том, что он не заказывал к блюду соуса, поскольку его не выносит. (Но настаивал, что с официантом должна поговорить сама Клара). Об этом не рассказано даже в подробнейшей книге Джули Кавана по которой снят фильм (там лишь упоминается, что Нуреев явно стеснялся этого официанта, но о ссоре ничего не написано). Видимо, этот эпизод придуман Файнсом, как раз для того, чтобы подчеркнуть в танцовщике его не изжитые и со временем комплексы.
Как и вам мне очень понравился Файнс в роли Пушкина (акцент меня совершенно не смущал, тем более, что фильм создавался для мирового проката, а в том, что его покажут у нас – были как раз определенные сомнения; известно, что Министерство культуры просило Файнса изъять для русского проката некоторые эпизоды). И особенно Чулпан Хаматова: не знаю, как там было на самом деле, но о её связи с Нуреевым, говорят все биографии о нем написанные (а их только в России вышло шесть или семь книг).
Не согласен с вами, уважаемый Михаил Александрович, только в оценке игры Меськовой - на Аллу Михальченко она совершенно не похожа, да и Сергей Полунин мне очень понравился. Не его вина, что Соловьев показан в картине так бегло (но как раз танцев у Полунина много, если учесть, что перед нами все же художественный и не музыкальный фильм: Полунин там даже танцует партию Данилы в «Каменном цветке» Григоровича, что, кстати, судя по воспоминаниям Клары Сент, полностью соответствует реальности: Нуреев приглашал в Париже посмотреть её этот балет в исполнении Соловьева ).
Действительно, очень намеком показан в фильме эпизод приставания Нуреева к Соловьеву, о котором Файнс не знать не мог, поскольку он подробно освящен в книге Джулии Каваны. Тем не менее, этот эпизод в биографии Нуреева является, как некоторые полагают, одним из главных, повлиявших на его решение остаться. Поэтому, даже в документальном фильме с Овчаренко он показан более подробно. На такое решение Файнса, думается повлияла его встреча его с вдовой Соловьева, Татьяной Легат, о которой мне рассказывали артисты Михайловского театра. Видимо, именно она убедила режиссера не включать этот эпизод в фильм. Хотя и вообще тема сексуальной ориентации Нуреева в фильме отражена лишь намеками (даже эпизоды с Тейя Кремке) и на ней, как на одной из причин того, чтобы остаться на Западе, режиссер бегло и невнятно, останавливается лишь в одном эпизоде фильма, когда Нуреев вместе с Кларой Сент смотрит на танцующие мужские пары в ресторане, куда его вместе с Осипенко, отпустили отмечать её день рождения (то, что у Осипенко тоже была во время этих гастролей интрижка с французом, за что её по видимому потом и не выпускали, упоминается и в книге Каваны).
Центральный эпизод фильма – побег, показан у Файнса подробно. Это самый психологически напряженный момент картины и в нем режиссер реалистично соединил почти все известные ему версии этой истории, столь отличающиеся друг от друга в деталях. В частности, показал и роль в побеге Жан-Пьера Бонфу (этуали Парижской оперы, которого отечественные балетоманы потом запомнили на гастролях в СССР в роли Феба в балете Ролана Пети «Собор Парижской богоматери; эпизод у него по меркам фильма, где невозможно было показать всех знакомы Нуреева, в том числе и Мению Мартинес, довольно большой: это тот человек, который звонит из автомата и дозванивается до Клары; а Серж Лифарь – конечно, тот, кто присуждает Нурееву премию Нижинского и говорит, что сейчас в балете, после эпохи Нижинского и «эпохи Лифаря», наступает эпоха Нуреева; оба эпизода соответствуют воспоминаниям современников).
Хотя в действительности Клара конечно, прежде чем обратиться в полицию, подходила к Нурееву, и только после того как он ей сказал, что хочет остаться, поднялась на второй этаж в полицейский участок, а не принимала решение самостоятельно и за него. Тут, кстати, можно было показать, всю поистине небывалую пробивную силу этой незаурядной девушки: ведь, для того чтоб сообщить Нурееву о том, что его у бара поджидают представители полиции в штатском, ей надо было подойти к танцовщику второй раз, несмотря на то, что она уже с ним как бы простилась. Так вот в действительности, второй раз подпускать к Нурееву её не хотели, но она буквально смела сопротивление ге-бе –шников и порвалась к танцовщику! Вот этой то пробивной силы и незаурядной личности в игре артистки Адель Экзаркопулос, лично мне и не хватило.
Да, ну и конечно эпоха в фильме Файнса показана, по моему мнению, очень хорошо, с тонко выписаными деталями советского быта тех лет. Что касается увлеченности Нуреева искусством вообще (а не только балетом), в фильме это тоже отражено и является одним из достоинств в фильма, в отражении его личности. Чего стоит, например, эпизод с картиной "Плот" Жерико, посмотреть которую, Нуреев бежит в Лувр ни свет, ни заря, занимать очередь (чем поражает уборщицу, работающую до открытия музея)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
балетоман09
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 02.05.2009
Сообщения: 502

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 7:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Извиняюсь, за ошибку: вместо Михальченко, следует читать, конечно, Осипенко.
А вообще, получается, что фильм показал Нуреева, с не очень у нас известной стороны: в качестве застенчивого (например, эпизод в квартире близнецов Романковых), но взрывного и неуравновешенного (эпизод на репетиции Пушкина и Нуреева, когда Нуреев в грубой форме требует выйти из класса художественного руководителя балетной труппы Кировского театра Константина Сергеева; но эта черта характера нам как раз хорошо известна), молодого человека. Еще у нас среди балетоманов бытует мнение о безвкусии Нуреева, в частности, о не безупречности, с эстетической точки зрения, его балетных постановок. В фильме же показан человек, не только хорошо понимающий искусство и разбирающийся в нем, но танцовщик отлично образованный (по крайней мере в сравнении с окружающими его коллегами), и обладающий изысканным, даже утонченным, вкусом.
Как и вас, Михаил Александрович, удручило меня в фильме оформление советских спектаклей, которые показываются во время гастролей в Парижской опере. Впрочем, возможно, французам, такими безвкусно и бедно оформленными они и представлялись. Вспоминается в связи с этим, не показанный в фильме спор Нуреева и Раймундо де Ларрена, руководителя труппы маркиза де Куэваса, об оформлении балета "Спящая красавица" в театре последнего. Нуреев, говорил об эстетическом безвкусии этих роскошных декораций в стиле рококо, последней прихоти маркиза де Куэваса, обошедшихся ему в 150 миллионов франков («странные костюмы с перьями, больше похожие на мюзик-холл»), Ларрен же, наоборот, обвинял в том же самом советские спектакли: обшарпанные, старомодные и бедные как по оформлению, так и по репертуару.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25576
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 7:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый балетоман09,
большое спасибо за интересные дополнения и полезные разъяснения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
балетоман09
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 02.05.2009
Сообщения: 502

СообщениеДобавлено: Чт Май 09, 2019 11:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо, и вам, уважаемый Михаил Александрович, за свои очень интересными наблюдения и впечатления!
Мне интересно, вот ещё, что: какой конкретно эпизод из этого супер целомудренного со всех точек зрения фильма, Министерство культуры хотело сократить в русском прокате? Возможно, это мимоходом (в течении какой-то доли секунды) показанный пристальный взгляд Нуреева (Ивенко) на обнаженные во время сна ягодицы Соловьева (Полунина) – еще одно крошечное дополнение к линии Нуреев-Соловьев, столь скупо показанной в этом фильме. Вскоре, после этого эпизода и идет эпизод с «приставанием»: Нуреев и Соловьев играют в купленную Нуреевым железную дорогу и Нуреев, как бы невзначай кладет голову на плечо Соловьёва, чем вызывает раздраженную реакцию последнего (в чем, типа, дело)…
На самом деле, как написано во всех нуреевских биографиях, Рудольф, то ли под видом массажа (так показано в фильме BBC с Овчаренко), то ли без всякого повода, а просто явно, пристает к Соловьеву, после чего получает «по морде» и выдворяется из номера. На следующий день труппа обсуждает шум, раздававшийся ночью из номера Нуреева и Соловьева, а сам Соловьев просит отселить его от Нуреева и подвергается допросу со стороны контролирующих гастроли органов (что тоже отражено в фильме с Овчаренко). Что он показал на этих допросах неизвестно, и ни в каких документах (в том числе и в «деле» Нуреева хранящимся в КГБ) не зафиксировано… Многие (в том числе Барышников) категорически отвергают саму возможность Соловьева на кого-либо донести. Хотя сам Нуреев в этом Соловьёва по некоторым воспоминаниям подозревал. А по другим, наоборот, тоже, напрочь отвергал такое предположение.
Тем не менее в докладе шефа КГБ Шелепина в ЦК КПСС (который цитируется Серебрянниковым и в балете Большого театра «Нуреев»; о нем упоминает в своем посте и Михаил Александрович), сообщается, что Нуреев «установил тесные отношения с французскими артистами» («французскими», подчеркнем, а не русскими), «среди, которых были гомосексуалисты» (или «педерасты», как перефразируется это слово Серебрянниковым в балете «Нуреев»). Откуда взял Шелепин такую информацию (явно подчерпнутую из оперативных источников во Франции) в докладе не указывается.
По поводу этого доклада, уже в наши времена, Пьер Лакотт, так подробно и красочно изображенный в фильме Файнса, недоумевал, поскольку о нетрадиционной сексуальной ориентации Нуреева ему (по его собственным словам) в то время ничего известно не было. Какие еще «французские артисты» имеются ввиду в этом докладе – не понятно. Однако, по версии большинства нуреевских биографов, поскольку в тогдашнем СССР за «мужеложество» полагалась статья – это и стало средством давления и угроз на артиста. Ничего этого фильм Файнса не касается. Нуреев в нем показывает Осипенко в аэропорте Ле Бурже лишь «решетку» из пальцев, означающих тюрьму, и, таким образом, история эта обозначается только намеком, совсем не понятным непосвященным в такие тонкости зрителям…
Как и в этом, разобранном нами эпизоде, фильм, во многих своих частях оставляет впечатление недосказанности, "клиповости" (это художественный прием, а заодно и возможность уйти от неразгаданных загадок в биографии главного героя), а его финал - незавершенности, как будто интересная история о неординарной личности, рассказанная в нем, вдруг, чуть ли не на полуслове, обрывается… Зрителям показывают готовящегося выйти на сцену в балете "Спящая красавица" артиста, в голове которого возникают воспоминания из его далекого детства: мать отдает его в хореографический кружок, его педагог (Анна Удальцова), говорит Фариде, что теперь Рудику придется быть самостоятельным, та покидает его, а ребенок показывает новой учительнице свои способности, танцуя перед ней татарский народный танец…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
балетоман09
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 02.05.2009
Сообщения: 502

СообщениеДобавлено: Пт Май 10, 2019 2:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

НаталияФ.Л. писал(а):
А.Меськова рассказывает о съемке фильма.
https://www.youtube.com/watch?v=0CGwhwyWeQg


Интересное интервью. Оказывается, Осипенко, запретила использование своего имени в фильме (надо посмотреть как написано в титрах). Так, что Настя Меськова вроде как играет и не Осипенко вовсе. Да и не стремилась играть конкретно Осипенко. Даже не хотела с ней встречаться до съемок, чтобы не сбить образ, а показать его таким, какой она себе представляет. Меня именно это несоответствие и напрягло.
Еще Меськова рассказывает про декорации: зал вагановского училища и зал в Парижской оперы были сделаны (как декорации; съемки проходили в Хорватии) именно такими, какими они были в то время (50-60-е годы), и совсем не соответствуют тому, как выглядят эти залы сегодня. .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика