Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2019-03
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031801
Тема| Музыка, Опера, МАМТ, «Золотая маска», «Сны Иакова, или Страшно место», Персоналии, Александр Маноцков
Автор|
Заголовок| Оперу о Свияжске, номинированную на «Золотую маску», показали в Москве
Где опубликовано| © «БИЗНЕС Online»
Дата публикации| 2019-03-13
Ссылка| https://www.business-gazeta.ru/news/416708
Аннотация| ГАСТРОЛИ


Фото: Айрат Нигматуллин

Сегодня в столичном Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко состоялся первый из двух показов в рамках фестиваля «Золотая маска» оперы «Сны Иакова, или Страшно место». Она создана силами фондов «Живой город» и Sforzando, в постановке задействованы студенты казанского музыкального колледжа им. Аухадеева.
Автор оперы — композитор Александр Маноцков, он же выступил и режиссером спектакля, впервые представленного в августе 2017 года на острове-граде Свияжске. В этом произведении переплетены ветхозаветные сюжеты с буднями свияжской тюрьмы и психиатрической клиники, которые здесь располагались в разное время. Наиболее сложным было вписать «Сны Иакова», которые в оригинале играются в естественных декорациях острова-града, в театральное пространство для московских показов. В результате сцена Маноцковым и художником Ксенией Шачневой была выстроена в атриуме театра им. Станиславского и Немировича-Данченко.
Напомним, что «Сны Иакова, или Страшно место» получила три номинации на национальную театральную премию «Золотая маска — 2019»: «Опера/спектакль», «Опера / работа режиссера» (Маноцков); «Работа композитора в музыкальном театре» (Маноцков). Второй московский показ состоится завтра. Именно здесь, в столице России, спектакль могут увидеть члены жюри «Золотой маски» в секции «Музыкальный театр», которое в этом году возглавляет солистка Мариинского театра Лариса Гоголевская. Лауреаты премии этого года будут объявлены на торжественной церемонии 16 апреля на исторической сцене Большого театра. В секции «Драматический театр» также представлен сразу в шести номинациях спектакль «Тормышмы бу?..» театра им. Камала в постановке Айдара Заббарова.

==============
Все фото – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031802
Тема| Музыка, Опера, Vilnius City Opera, опера Джакомо Пуччини «Тоска», Персоналии, Мерунас Витульскис, Светлана Касьян, Даля Ибельхауптайте, Алмас Швилпа, Роман Кудряшов
Автор|
Заголовок| Актуальная во все времена опера «Тоска» – на большой сцене Литвы!
Где опубликовано| © газета «Обзор»
Дата публикации| 2019-03-18
Ссылка| https://www.obzor.lt/news/n47646.html
Аннотация|

«С детства я мечтал стать художником, поэтому роль художника Каварадоса мне очень близка»,- рассказывает тенор Мерунас Витульскис о мечте, которая на днях должна сбыться!

Один из любимейших теноров Литвы Мерунас Витульскис интенсивно готовится к особому дебюту. Vilnius City Opera совместно с Литовским государственным симфоническим оркестром во главе с маэстро Гинтарасом Ринкявичюсом приглашает вас погрузиться в страсти оперы Джакомо Пуччини «Тоска» 27-29 марта и стать первым, кто увидит Мерунаса, исполняющего роль, доступную только тенорам профессионального Олимпа. Один из самых ярких спектаклей «богемцев» в этот раз предстанет в новом пространстве - вильнюсском концертном зале «Компенса».
Еще в 2016 году зрителей и ценителей музыки в Вильнюсе очаровала талантливая грузинская солистка Светлана Касьян, исполнившая тогда роль Тоски на премьере. С тех пор она стала самой популярной Тоской в Риме, Венеции, Варшаве, Швейцарии и Финляндии за последние несколько лет.

Кстати, Светлана была самой молодой солисткой, которая дебютировала в этой роли в 25 лет, будучи на третьем курсе, причем не где-нибудь, а на одной из главных сцен оперного мира - в Большом в Москве. Эту же роль она исполнит и на вильнюсской сцене.

Портрет темного диктатора Скарпии будет воссоздан Алмасом Швилпой, живущим в Германии, который может гордиться тем, что является самым убедительным Мефистофелем на сцене «богемцев». Его Скарпии с ужасающей внутренней силой и манипуляционными возможностями никто не в силах противостоять. Вместе с Алмой Швилпой сыграет роль Скарпии и латышский баритон Янис Апейнис, который заменит Костаса Сморыгина, концертирующего в Стокгольме и Лондоне со Стокгольмской филармонией и симфоническим оркестром BBC.

Еще несколькими сюрпризами станет Закристиян баритона Романа Кудряшова, который уже несколько лет не живет в Литве, а свой оперный талант оттачивает в Англии и дебют молодого баса Кшиштофа Бондарка в роли Анджело.
В новом зале с обновленным составом солистов Даля Ибелхауптайте перенесет зрителей в атмосферу разрушительной войны и террористической идеологии Второй мировой войны в Италии в 1940-х годах. Это время, когда сильные объявляются правыми, а невинные - виновными, инакомыслящие попадают в жернова политического террора, и любая индивидуальность, эмоция или мысль, не соответствующая философии «победителя войны», уничтожается. Половина оперы происходит в церкви, но никто не приходит туда, чтобы молиться, а только, чтобы найти убежище. Тема оперы, по словам режиссера, актуальна во все времена. «Меня беспокоит вопрос: чем бы вы пожертвовали в первую очередь, когда главной целью тех, кто преследовал вас, было уничтожение вашей личности? Чувствительная тема искусства и политических сил в Тоскане - особенно важна, болезненно напоминающая, что культура всегда была одним из главных инструментов правительства, используемых, когда «надо» и чтобы «понравиться», а вовлечение ярких художников в политику - приманка для народа. И, как вы знаете, искусство наиболее приемлемо для любого правительства, когда оно «безопасно», поэтому тех, кому не по пути, следует уничтожать. Жернова политического террора уничтожили миллионы людей. А «Тоска» просто атомная бомба - любовь и политика! Их столкновение имеет фатальные последствия», - говорит Даля Ибельхауптайте.

«Тонкая красота голоса Мерунаса, цвет тембра и мелодика просто идеальны для музыки Пуччини, поэтому нет сомнений, что он станет абсолютным «гвоздем» этого представления, а эта роль станет одной из его самых важных в его репертуаре на многих европейских сценах. Я надеюсь, что это станет началом нового этапа, когда он добавит драматические детали в свой удивительный лиризм. Я радa, что он выбрал нас для этого дебюта, так как первая подготовка к роли - как первая любовь - никогда не забывается», - делится своими впечатлениями режиссер спектакля Даля Ибельхауптайте.
Портрет темного диктатора Скарпии будет воссоздан Алмасом Швилпой, живущим в Германии, который может гордиться тем, что является самым убедительным Мефистофелем на сцене «богемцев». Его Скарпии с ужасающей внутренней силой и манипуляционными возможностями никто не в силах противостоять. Вместе с Алмой Швилпой сыграет роль Скарпии и латышский баритон Янис Апейнис, который заменит Костаса Сморыгина, концертирующего в Стокгольме и Лондоне со Стокгольмской филармонией и симфоническим оркестром BBC.

Еще несколькими сюрпризами станет Закристиян баритона Романа Кудряшова, который уже несколько лет не живет в Литве, а свой оперный талант оттачивает в Англии и дебют молодого баса Кшиштофа Бондарка в роли Анджело.
Атмосферу итальянского фашизма режиссеру помогают создать сценограф Марюс Яцовскис, художник по костюмам из Великобритании Джон Моррелл и художник по свету Евгений Сабаляускас. Джон Моррелл рассказал, что он черпал вдохновение не только из фотографий кинозвезд того времени, но и из изображений нью-йоркских мафиозных боссов. Именно поэтому визуальных кинематографических впечатлений и замечательных мелодий точно будет достаточно!

===========================
ФОТОГАЛЕРЕЯ – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031803
Тема| Музыка, Опера, Центре Вознесенского, "Некийя", Персоналии, Дмитрий Курляндский, Димитрис Яламас, Елена Немкова
Автор|
Заголовок| Опера-инсталляция "Некийя" Дмитрия Курляндского стартует 16 марта в Центре Вознесенского
В основе "Некийи" Курляндского лежит гомеровский сюжет – спуск Одиссея в Аид

Где опубликовано| © ТАСС
Дата публикации| 2019-03-13
Ссылка| https://tass.ru/press-relizy/6212302
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

Первая в России опера-инсталляция (0+) известного композитора Дмитрия Курляндского стартует в недавно открывшемся Центре Вознесенского на Большой Ордынке. Дмитрий Курляндский - один из самых востребованных современных композиторов, участник Венецианской биеннале, лауреат Премии "Парабола" Независимого благотворительного фонда им. Андрея Вознесенского.
В основе "Некийи" Курляндского лежит гомеровский сюжет – спуск Одиссея в Аид, где он встречает четырех мифологических героинь: умерших Алкесту, Иокасту, Кассандру и Эвридику. Монологи героинь для оперы написаны современным греческим поэтом Димитрисом Яламасом, который не в первый раз сотрудничает с Курляндским. Их предыдущий опыт работы над оперой "Носферату" в постановке Теодороса Терзопулоса принес им номинацию на национальную театральную премию "Золотая маска".
"Некийя" - необычная опера. Реализованная в формате звуковой и видеоинсталляции, опера транслируется в режиме нон-стоп в одном из залов Центра Вознесенского. Необычная звуковая среда проекта оказывает завораживающее действие: войдя в затемненный зал, зритель оказывается окружен шорохами, шепотом, обрывками монологов и вздохами четырех героинь, голоса которых то переплетаются вместе, то выступают соло.
Эту "потустороннюю" партитуру дополняет видеоряд: на шести идущих по кругу экранах синхронно с ритмом монологов возникают и исчезают переливающиеся цветовые абстракции. За эту часть проекта отвечает итало-российский художник Елена Немкова. Созданные ею необычные образы напоминают фосфены – вспышки и светящиеся изображения, которые возникают перед глазами при плотно закрытых веках. Этот специально придуманный для проекта видеоарт, словно бы увиденный закрытыми глазами, Немкова называет "поэмами сетчатки".
Критика уже успела отметить "экзистенциальный минимализм" и "четверное пианиссимо" партитуры Курляндского, а известный музыкальный критик Дмитрий Ренанский считает, что в "Некийи" композитор вместе со своими соавторами "последовательно переворачивает привычные представления о жанре, вплотную приближая его к новым художественным рубежам". "Балансирующая между слышимым и неслышимым, между шепотом и спазмом, "Некийя" рождается из бесконечного множества повторений четырех поэтических монологов Димитриса Яламаса — то исчезающих, то возвращающихся в полустертом, едва-едва артикулируемом виде. Кажется, если и можно наладить коммуникацию с обитателями Аида, то происходить она будет именно так", - отмечает Ренанский.
По своему формату "Некийя" также примечательна тем, что существует одновременно офлайн и онлайн. Параллельно с возможностью побывать "внутри оперы" в Центре Вознесенского "Некийю" можно услышать и на основных музыкальных платформах - iTunes, Google play, YouTube и Яндекс Музыке, а также на сайте лейбла Fancymusic. По замыслу композитора, в онлайн-версии оперы монологи четырех героинь можно микшировать самостоятельно, добиваясь нового и непредсказуемого звучания.
Опера-инсталляция в Центре Вознесенского будет открыта с 16 марта по 12 мая по средам, субботам и воскресеньям с 12:00 до 20:00.
Центр Вознесенского – динамичное культурное пространство, рассказывающее о 1960-х современным мультимедийным языком. Посвященный одному из главных поэтов Оттепели, Центр связывает шестидесятые и сегодняшний день, объединяет современных художников и знаковые имена российской культуры, литературу XX века и актуальные тексты, редкие архивные материалы и интерактивные выставки-инсталляции. "Некийя" - важный концептуальный проект в программе Центра, открывшего свои двери осенью прошлого года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031804
Тема| Музыка, Опера, МТ, "Брундибар", Персоналии, Ганс Краса, Адольф Хоффмайстер, Мстислав Пентковский
Автор| Владимир Барсегян
Заголовок| "Колесо обозрения": опера "Брундибар" — о чем поют дети, идущие на смерть
Где опубликовано| © Sputnik
Дата публикации| 2019-03-16
Ссылка| https://ee.sputniknews.ru/koleso_obozreniya/20190316/15425324/Koleso-obozreniya-pesni-detey-iduschikh-smert.html
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

Совсем скоро на сцене Русского театра Эстонии будет показана уникальная опера "Брундибар", премьера которой состоялась в 1943 году в концентрационном лагере "Терезиенштадт".

ТАЛЛИНН, 16 мар — Sputnik, Владимир Барсегян. Художественный руководитель Русского театра Эстонии Филипп Лось и продюсер проекта "Брундибар" в Санкт-Петербурге Юлия Бройдо в программе "Колесо обозрения" рассказали об этом феноменальном явлении культуры времен Второй мировой войны.

По словам Юлии Бройдо, в отношении произведения "Брундибар" слово "уникальный" может произноситься в силу целого ряда причин. Во-первых, это одна из редких опер, которая написана специально для детей, причем не только для слушателей, но и для исполнителей. "Брундибар" — опера очень известная, и сейчас она идет на сценах Испании, Италии, США, Германии, Израиля, России и многих других стран.

Сюжет оперы очень простой: это история Анинки и Пепичека — брата и сестры, растущих без отца. Их мама больна, и для того чтобы поправиться, ей нужно пить молоко. Дети отправляются на рынок, чтобы заработать там немного денег, устроив уличное представление перед прохожими. Но на рынке уже давно работает шарманщик Брундибар, который срывает их выступление. Однако с помощью других детей, а также Воробья, Кошки и Собаки Анинке и Пепичеку удается победить Брундибара и спеть на рыночной площади.

Ложь, скрывающая преступления

Опера "Брундибар" была написана в 1938 году чешским композитором Гансом Красой на либретто Адольфа Хоффмайстера по заказу Пражской национальной оперы. Однако начавшаяся война сорвала планы постановки на Пражской сцене, премьера состоялась лишь в 1943 году в концентрационном лагере "Терезиенштадт", куда попал автор музыки и маленькие артисты из первого состава хора.

Это был весьма необычный концлагерь — нацисты сделали его своего рода витриной, призванной скрыть преступления, творившиеся в других местах заключения. Его демонстрировали различным международным комиссиям, создавая иллюзию благополучной жизни узников, для чего разрешали заключенным заниматься музыкой, театром и другими видами искусств.
О лагере "Терезиенштадт" немецкими пропагандистами был снят фильм "Фюрер дарит евреям город", в котором можно было увидеть и симфонический оркестр, и футбольную команду, и представление оперы. Но по окончании съемок жизнь практически всех исполнителей оперного спектакля трагически оборвалась.

К счастью, погибли не все, и теперь усилиями тех, кто выжил, эта опера с 70-х годов прошлого века победно шествует по сценам мира. Это происходит еще и потому, что "Брундибар" — художественное произведение высокого уровня с ценным историческим контекстом.

Увидеть, понять и почувствовать

В Санкт-Петербурге эту оперу поставил режиссер Мстислав Пентковский. Среди других режиссерских работ Пентковского — "Петя и волк", "Дневник Анны Франк" и "Путеводитель по оркестру" в Мариинском театре, "Евгений Онегин" в Московском камерном музыкальном театре, "Пиковая дама" и "Страсти по Иоанну" в Московской филармонии, концертные программы в Кремлевском дворце и на ВДНХ.

Уже три года "Брундибар" идет на сцене легендарного Мариинского театра Санкт-Петербурга. Уникальность того, что произойдет на сцене Русского театра Эстонии 8 мая, по словам гостей студии, состоит еще и в том, что из Санкт-Петербурга на спектакль приедут только солисты, участники хора будут набраны в Таллинне. По мнению Филиппа Лося, само представление и то, что оно состоится накануне Дня Победы, — мощный символ, который еще раз напомнит всем и о Второй мировой войне, и о событиях Холокоста.

"Нужно вернуть себе эти ощущения и понять, увидеть, почувствовать мир детей, ждущих долгой, светлой и прекрасной жизни и при этом обреченных на смерть", — сказал Филипп Лось во время беседы в студии.

Показ оперы "Брундибар", которая станет совместной работой артистов из Санкт-Петербурга и участников детских хоровых коллективов Таллинна, состоится в Русском театре 8 мая.

=============================
ФОТО и ВИДЕО – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031805
Тема| Музыка, Опера, БТ, Персоналии, Туган Сохиев, Станислав Трофимов, Динара Алиева
Автор| Ирина Муравьева
Заголовок| Русская весна в Париже
Большой театр открыл гастроли во Франции

Где опубликовано| © Российская газета - Федеральный выпуск № 57(7815)
Дата публикации| 2019-03-14
Ссылка| https://rg.ru/2019/03/14/bolshoj-teatr-otkryl-gastroli-opernoj-truppy-vo-francii.html
Аннотация| ГАСТРОЛИ


Фото: Пресс-служба Большого театра

Выступления оркестра и оперной труппы Большого театра под управлением Тугана Сохиева открылись в главном зале Тулузы Place Dupuy (зал Зернового рынка). Три вечера здесь будет звучать русская музыка - духовные партитуры, оперы, песни, а в следующие дни Большой театр выступит в Парижской филармонии с двумя программами - "Псковитянкой" Римского-Корсакова и сочинениями Сергея Рахманинова и Александра Бородина.

Большой театр не случайно начал свои гастроли с концертов в Тулузе. В этом крупнейшем городе на юге Франции Туган Сохиев возглавляет Национальный оркестр Капитолия Тулузы, и именно здесь он открыл новый фестиваль "Франко-русские музыкальные сезоны" (Les Musicales franco-russes). В программе фестиваля выступления российских и французских коллективов и музыкантов. По мысли Сохиева, фестиваль должен показать, что даже в сложнейших политических обстоятельствах связи и взаимодействие двух культур - русской и французской - не прекращаются, а продолжают свою великую историю. Значение этого проекта подтверждает факт, что патроном фестиваля стал президент Франции Эммануэль Макрон.

В афише Франко-русских музыкальных сезонов в Тулузе три вечера отданы программам Большого театра: в зале Зернового рынка уже выступил хор Большого театра под руководством Валерия Борисова с программой духовной музыки Петра Чайковского и популярных песен советских композиторов, оперная труппа исполнила в концертном варианте "Пиковую даму" Чайковского. Завершением тулузских гастролей Большого театра станет концертное исполнение малоизвестной в Европе оперы Римского-Корсакова "Псковитянка", написанной на сюжет драмы Льва Мея из эпохи Ивана Грозного. Французам эту партитуру Римского-Корсакова открыл 110 лет назад Сергей Дягилев, показавший ее в Париже на "Дягилевских сезонах" под названием "Иван Грозный". Партию Грозного исполнял тогда Федор Шаляпин. На нынешних гастролях Большого театра в роли русского царя выступает Станислав Трофимов, в партии псковской княжны Ольги - Динара Алиева.
В Париже "Псковитянка" с ее твердым французским названием "Иван Грозный" будет исполняться 16 марта. Здесь Большой театр выступит на сцене новой Парижской филармонии, в зале Булеза на 2400 мест, где два года назад уже произвел настоящий фурор исполнением "Орлеанской девы" Чайковского. Туган Сохиев на этот раз представит "Псковитянку" и симфоническую программу русской музыки. В филармонии прозвучат неизвестная в Европе кантата "Весна" Сергея Рахманинова, "Половецкие пляски" Бородина по оперной партитуре и Вторая симфония Рахманинова - шедевр, создававшийся композитором в полном созвучии с жизнерадостным, светлым настроем кантаты "Весна". И, видимо, не случайно Большой театр назвал свою парижскую программу "Русская весна".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031806
Тема| Музыка, Опера, оперная премия Casta diva, "Жанна Д’Арк на костре" Артюра Онеггера, "Путешествие в Реймс", "Саломея", Персоналии, Ромео Кастеллуччи, Дамиано Микьелетто, Елена Панкратова, Игорь Головатенко, Асмик Григорян, Андреас Шагер, Богдан Волков
Автор| Северьян Цагарейшвили
Заголовок| Объявлены лауреаты оперной премии Casta Diva
Где опубликовано| © Российская газета
Дата публикации| 2019-03-15
Ссылка| https://rg.ru/2019/03/15/obiavleny-laureaty-opernoj-premii-casta-diva.html
Аннотация| ПРЕМИЯ


Фото: Пермский театр оперы и балета им. П.И. Чайковского

Единственная в России специализированная оперная премия, Casta diva c 1996 года отмечает самые яркие события как отечественного, так и мирового оперного театра. В разные годы награды удостаивались спектакли Большого и Мариинского театров, Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, Баварской оперы и многих других мировых площадок, а лауреатами премии становились такие величины современной оперы, как, например, Анна Нетребко, Ольга Бородина и Хибла Герзмава.

14 марта были объявлены результаты по итогам 2018 года. В выборе победителя в главной номинации "Событие года" решение жюри было однозначным: премию получила "Жанна Д’Арк на костре" Артюра Онеггера в пронзительно-философском прочтении Ромео Кастеллуччи, представленном в на сцене Пермского театра оперы и балета. "Спектаклем года" в этот раз стало россиниевское "Путешествие в Реймс" в оригинальной постановке Дамиано Микьелетто в Большом театре. В номинации "Певица года" одержала победу Елена Панкратова - первое русское сопрано, исполнившее партию Кундри в вагнеровском "Парсифале" на сцене Байройтского фестиваля. Певец года в 2018 году - баритон Игорь Головатенко, запомнившийся в образе Елецкого в "Пиковой даме" Чайковского в Зальцбурге.

Также награды получили спектакли и вокалисты из других стран. "Европейским событием" 2018 года - первым после долгого перерыва - стала мрачно-фаталистическая зальцбургская "Саломея" в постановке Ромео Кастеллуччи. Интересно, что новую номинацию "Лучшая зарубежная певица" завоевала исполнительница заглавной партии иудейской царевны - литовское сопрано Асмик Григорян. Что касается номинации "Лучший мужской голос", то ее выиграл вагнеровской тенор Андреас Шагер из Австрии, удостоившийся также специального приза от председателя жюри Casta Diva Михаила Мугинштейна.
В 2018 году Casta diva обогатилась новой номинацией, получившей название "Взлет": она призвана следить за новыми талантами, покоряющими мировые оперные сцены. Первым ее получил солист московского театра "Новая Опера" Богдан Волков благодаря яркому исполнению партий Ленского в "Евгении Онегине" и Берендея в "Снегурочке".

Торжественная церемония награждения и концерт лауреатов предположительно состоятся на сцене театра Новая Опера им. Е.В.Колобова в Москве 24 сентября 2019 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Пн Мар 18, 2019 11:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031807
Тема| Музыка, «Зарядье», Europa Galante, Персоналии, Фабио Бьонди, Иэн Бостридж
Автор| Татьяна Белова
Заголовок| Из «Зарядья» вон выходящий
Иэн Бостридж открыл год музыки Великобритании в России

Где опубликовано| © Газета "Коммерсантъ" №46 от 16.03.2019, стр. 4
Дата публикации| 2019-03-16
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/3914705
Аннотация| ГАСТРОЛИ


Фото: Петр Кассин / Коммерсантъ

Знаменитый английский тенор Иэн Бостридж выступил в концертном зале «Зарядье» с ансамблем Europa Galante под управлением Фабио Бьонди, исполнив мадригалы Клаудио Монтеверди и Генри Пёрселла в рамках проекта «#зарядисьбарокко». С предложенным репертуаром вокальная манера Бостриджа и его фирменный образ страдальца сочетаются плохо, считает Татьяна Белова.
Иэн Бостридж в России нередкий гость. Публика ценит его романтические лидерабенды и участие в эпических полотнах вроде «Военного реквиема» Бенджамина Бриттена. Но нынешний визит Бостриджа фактически открыл программу года музыки Великобритании в России, обнародованную 12 марта и подразумевающую выступления музыкантов самых разных направлений: камерные концерты в музеях, диджей-сеты в барах и масштабные опен-эйры. А также гранты на поездки и исследовательские проекты, кинопоказы, учебные встречи: возможность взаимного интеллектуального обогащения и культурного обмена — одна из главных задач подобных инициатив, хотя бы частично компенсирующих политические разногласия и недопонимания, которых сейчас между Россией и Британией немало. Иэн Бостридж появился в этой программе как просветитель: артист пользуется репутацией певца-интеллектуала, вдумчиво готовящего программы и эффектно преподносящего результаты своих не только вокальных, но и академических штудий. Только что издательство АСТ выпустило его книгу «"Зимний путь" Шуберта: анатомия одержимости», и сам факт, что по-русски издана книга англичанина о культовом немецком произведении, многое говорит о кросс-культурном размахе года.

Но в случае книги этот размах меркнет перед масштабом фигуры автора, которая затмевает собой и Шуберта, и автора оригинального стихотворного цикла Вильгельма Мюллера, и всю ту временами занимательную, а временами навязчиво-полезную информацию, которую дипломированный историк и многолетний исполнитель песенного цикла Иэн Бостридж преподносит читателю. Чаемый интеллектуализм оборачивается гипертрофированной нарциссической эмоцией: в путешествии по «Зимнему пути» автор любуется не произведением, а собственными переживаниями по его поводу. Поток цепляющихся друг за друга фактов, собранных по ассоциативному принципу, заливает читателя. Важное тонет в груде мелочей, заявленная в заглавии одержимость не препарирована, а идеализирована.
Одержимость как навязчивая идея, в случае Бостриджа — идея тотального замещения самим собой того эстетического феномена, который он должен презентовать, отчетливо проявилась и на вечернем концерте в «Зарядье». Неточное интонирование, резкие регистровые переходы, рваная вокальная линия с внезапными форсированными короткими крещендо, невнятная дикция то ли компенсировались, то ли подчеркивались неостановимым хлопотанием лицом и телом: Бостридж изо всех сил изображал драму поединка Танкреда и Клоринды в мадригале Монтеверди, гротескно горевал о смерти королевы Марии в элегии Пёрселла и отчаянно старался укротить непокорную лютню в еще одном мадригале Монтеверди. К этому концерту в «Зарядье» не отпечатали тексты и переводы вокальных номеров, но, похоже, самому артисту и не нужно было, чтобы публика следила за смыслом: слушателям предлагалось не понимать, а внимать.
Но вниманием зала гораздо более по праву завладели музыканты ансамбля Europa Galante. Его основатель и руководитель Фабио Бьонди тщательно выстраивает прихотливую вязь четырехголосного ричеркара Джироламо Фрескобальди и сонат «в современном стиле» Дарио Кастелло: сыгранные на старинных инструментах старинные партитуры в самом деле звучат современно и живо, без вычурности, но со сдержанным достоинством. Ансамбль не теряет серьезности даже в шутливых партитурах — «Причудливое каприччо» Карло Фарины, где скрипкам предписано изображать кошачье мяуканье и барабанную дробь, где каждому инструменту выдано милое соло и передачу эстафеты так легко превратить в игру, Europa Galante исполняет без фамильярности и заигрывания с залом.

Складывается впечатление, что экстравагантно-томному Бостриджу в изысканной итальянской музыке раннего барокко была предназначена роль специфической приправы с национальным колоритом наподобие вустерского соуса. Возможно, ради той самой идеи культурного глобализма и всеохватности: британец поет и прописанного в национальной памяти Пёрселла, и родного оркестру Монтеверди. Но в использовании вустерского соуса главное — мера: нескольких капель вполне хватит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 6:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031901
Тема| Музыка, Опера, Персоналии, Екатерина Батуева
Автор| Владимир Гулящих
Заголовок| Екатерина Батуева, сопрано: Для меня опера – это и жизнь, и всепоглощающая любовь
Где опубликовано| © Агентство новостей «Доступ»
Дата публикации| 2019-03-12
Ссылка| https://dostup1.ru/interview/Ekaterina-Batueva-soprano-Dlya-menya-opera--eto-i-zhizn-i-vsepogloschayuschaya-lyubov_114432.html
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ



Солистка челябинской оперы уже полюбилась публике своими продуманными до мелочей образами. Начав с трагически лиричной Маргариты в «Фаусте», Екатерина Батуева представила публике свое видение Марфы в «Царской невесте», Антониды в «Иване Сусанине», Людмилы в «Руслане и Людмиле», Джильды в недавней премьере «Риголетто». Как она готовится к таким разным по рисунку и вокалу ролям и чего стоит потрясающая внешняя легкость исполнения, артистка рассказала в интервью Агентству новостей «Доступ».

- Екатерина, как-то особенно готовились к недавней премьере «Риголетто»?

- Я, конечно, уже много всего спела (в репертуаре артистки – более 15 ролей: от Дороти в «Волшебнике Изумрудного города» и Адель в «Летучей мыши» до Антониды в «Жизни за царя». – Прим. АН «Доступ»), но каждый раз подготовка начинается как будто заново. К счастью, музыка Верди мне очень приятна и подходит: я в ней отдыхаю, с ее помощью лечусь, а в традиционно сложных для исполнения местах его опер не испытываю больших трудностей и даже наоборот.

- И как глубоко вам приходится погружаться в реалии, которые описываются в том или ином произведении, да и нужно ли это в принципе?

- Может, кому-то и не надо, но я обязательно изучаю исторические обстоятельства, в которых происходит действие. Так, когда готовила Марфу в «Царской невесте», читала художественные произведения об эпохе Ивана Грозного: «Князя Серебряного» Алексея Толстого, одноименную драму Льва Мея. Мне кажется, в том числе благодаря такому подходу становится яснее, как нужно подавать героинь той эпохи – через движения, жесты, манеру поведения. Ведь роль, единый образ – это не только музыка и режиссерское видение, но и буквально тысячи подобных мелочей.

[b[- И соглашаются ли на ваши предложения режиссеры? Вы можете что-то предлагать?[/b]

- Конечно, у режиссера всегда есть своя концепция и видение всей постановки в целом. Но иногда чисто физически сложно выполнить то, что хочет постановщик, поэтому в отдельных случаях, чаще в некоторых технических моментах, особенности и пожелания солистов все-таки учитываются. Например, так было в «Доне Паскуале»: от каждого исполнителя на сцене зависело, что он делает, мы постоянно находились в движении.

- Сложно ли работать с психологической точки зрения?

- Раньше, когда я только пришла в театр и была совсем еще зеленая, переживала о том, как буду выглядеть. Сейчас на чужие высказывания, разные замечания и даже доброжелательные, но непрофессиональные советы внимания не обращаю. Это мешает творчеству. Понимаете, для меня опера – это все: и жизнь, и всепоглощающая любовь. Но при этом при всем должна присутствовать определенная легкость. Не легкомысленность, а именно легкость, которая помогает достигать соответствующего уровня исполнения.

- Какие оперы сложнее для исполнения, отечественные или зарубежные?

- Для меня русские оперные партии сложнее исполнять, чем зарубежные. Нужна большая сила дыхания, а голос должен быть таким, чтобы прорезать оркестр и охватывать весь зал. В плане сложности в наших операх встречается почти нескончаемое легато (связное исполнение звуков, при котором имеет место плавный переход одного звука в другой, а пауза между звуками отсутствует. – Прим. АН «Доступ»). Например, при создании «Жизни за царя» Михаил Иванович Глинка вдохновлялся, конечно, итальянской музыкой, но добавил чисто русской глубины в исполнение.

- Назовите троих оперных певцов, исполнение которых вы выделяете?

- Мне нравится Альбина Шагимуратова (в 2005 году певица завоевала I премию конкурса имени М.И. Глинки в Челябинске. – Прим. АН «Доступ»), она близка мне по голосу. Один из моих любимых певцов мужчин – тенор Франко Корелли. Еще я очень люблю американскую певицу Анну Моффо. Она исполняла близкий мне колоратурный репертуар.


- В 2016 году вы участвовали в проекте «Большая опера» на телеканале «Культура». Как удалось попасть на кастинг?

- Я подала заявку, отправив две записи с Youtube. Меня пригласили, и я полетела в Москву. Жюри оценивало не только вокальные данные, но и весь «комплекс певца»: пластику, внешность плюс умение себя подать, актерское мастерство. Главный режиссер «Геликон-оперы» Дмитрий Бертман просил меня спеть известную арию Марфы в разных состояниях. Жюри понравилось, что я уже «готовый» солист с большим репертуаром. Благодаря их советам мне удалось улучшить технику исполнения, поэтому опыт участия в таком проекте оказался полезным.

- Екатерина, поскольку голос – ваш рабочий инструмент, не могу не спросить, как вы за ним ухаживаете. Правда, что оперному певцу чего-то нельзя есть? Или это миф?

- Если чувствую, что начинаю заболевать, пью для профилактики лекарства. А если голос садится или на него приходится большая нагрузка, очень хорошо помогает и тонизирует имбирь с лимоном.
А насчет еды… На самом деле, можно все – определенные ограничения лучше соблюдать именно перед спектаклем: например, семечки могут ухудшить голос. В то же время есть индивидуальные особенности. Кто-то может выпить стакан ледяной воды и петь шикарно, а кто-то – долго не произнесет ни звука. Я, когда готовила партию Джильды в «Риголетто», несколько месяцев много в чем себя ограничивала: например, пила меньше кофе и совсем-совсем не ела мороженое.

- Вам нравится работать в Челябинске? Есть что-то, что Вы хотели бы изменить в городе в наступивший Год театра?

- В городе, к сожалению, очень мало площадок для выступлений с серьезной музыкой. Будет таких мест больше, тогда и оперные певцы смогут чаще радовать публику и сами зарабатывать на этом. Свои проекты я представляю на площадке Союза театральных деятелей в Камерном театре. Исполняла там монооперу Микаэла Таривердиева «Ожидание» и «Монологи Фраги» Мамеда Гусейнова. В скором времени, планирую там еще одно выступление в соавторстве с молодым режиссером нашего театра Романом Прецером. Действие будет происходить в атмосфере США 1950-60-х годов. В центре спектакля находятся две певицы, а в основе постановки – известные арии разных опер, объединенные единым сюжетом.

________________________________________
Екатерина Батуева (Бычкова), исполняет репертуар лирико-колоратурного сопрано. Родилась в Усть-Катаве (Челябинская область). В 2006 г. окончила Музыкальное училище им. Д. Шаталова (Самара). В 2013 г. окончила нижегородскую консерваторию им. М. Глинки. С 2013 г. солистка Челябинского театра оперы и балета им. М. Глинки. Лауреат Международного конкурса World Song (Нижний Новгород, 2012 г.). В репертуаре более 15 ролей в операх, опереттах и детских спектаклях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 6:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031902
Тема| Музыка, Опера, МТ, Персоналии, Николай Римский-Корсаков, Валерий Гергиев
Автор|
Заголовок| Все оперы Римского-Корсакова прозвучат в Мариинке на фестивале в честь юбилея классика
Театр подготовил фестивальную программу, которая охватит Петербург, Владивосток, Владикавказ и Москву

Где опубликовано| © ТАСС
Дата публикации| 2019-03-17
Ссылка| https://tass.ru/kultura/6225444
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 17 марта. /ТАСС/. Все оперы Николая Римского-Корсакова (1844-1908) будут исполнены в Мариинском театре в дни фестиваля, посвященного 175-летию классика. Праздник откроется в воскресенье гала-концертом из произведений композитора на Новой сцене Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева, а затем пройдет и в других городах страны, сообщили корреспонденту ТАСС в пресс-службе театра.
"Мариинский театр подготовил к юбилею композитора обширную фестивальную программу "Римский-Корсаков 175", которая охватит Санкт-Петербург, Владивосток, Владикавказ и Москву. Великому русскому композитору также будет посвящен Восемнадцатый Московский Пасхальный фестиваль - его мероприятия пройдут по всей стране. Фестиваль Мариинского театра пройдет с 17 марта по 12 апреля и включит исполнение всех 15 опер, 79 романсов, большинства его симфонических и хоровых произведений", - рассказали в пресс-службе.
После воскресного гала-открытия марафон продолжится показами репертуарных спектаклей - "Псковитянка", "Майская ночь", "Снегурочка", "Ночь перед рождеством", "Царская невеста", "Садко", "Сказка о царе Салтане", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок". Особым событием фестиваля 26 и 28 марта станет премьера одноактных опер "Кащей Бессмертный" и "Моцарт и Сальери" в постановке Вячеслава Стародубцева. Еще одна премьера, опера "Боярыня Вера Шелога", написанная Римским-Корсаковым как пролог к "Псковитянке" (в третьей редакции), будет исполнена в один вечер с "Псковитянкой" 18 марта.
Будет показан балет на музыку симфонической сюиты Римского-Корсакова "Шехеразада" в хореографии Михаила Фокина и оформлении Льва Бакста, в концертном исполнении прозвучат такие репертуарные редкости, как "Млада", "Сервилия", "Пан-воевода" (никогда не ставившаяся в Мариинском). Солисты Академии молодых оперных певцов в трех камерных вечерах представят антологию романсов русского классика, отдельный концерт дадут лауреаты Международного конкурса молодых оперных певцов имени Николая Римского-Корсакова и студенты Санкт-Петербургской государственной консерватории, носящей его имя. Спектаклями "Псковитянка", "Сказание о невидимом граде Китеже", "Золотой петушок", а также концертными исполнениями опер "Млада" и "Сервилия" продирижирует Валерий Гергиев.

Отметят юбилей Николая Римского-Корсакова и в филиалах Мариинского театра. Приморская сцена - большим гала-концертом при участии солистов оперной труппы, хора и симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра под управлением Павла Смелкова, а также показами собственных постановок опер "Царская невеста" и "Сказка о царе Салтане". В Филиале Мариинского театра в Республике Северная Осетия-Алания прозвучат камерные, вокальные и симфонические сочинения композитора.

Римский-Корсаков в Мариинском
Мариинский театр по праву называют "домом" Римского-Корсакова - на его сцене состоялись мировые премьеры семи из 15 опер композитора, а за 146 лет, прошедших с постановки первой из них - "Псковитянки" (1873) - было осуществлено около 50 различных спектаклей. На протяжении этого времени имя Николая Андреевича Римского-Корсакова не исчезало из афиши сначала императорского Мариинского, затем государственного Кировского театра, а в его операх блистали звезды петербургской-ленинградской труппы.
В 1994 году, в год 150-летия со дня рождения композитора, Мариинский театр по инициативе Валерия Гергиева провел крупный фестиваль, посвященный Римскому-Корсакову. Спустя 25 лет Мариинский посвящает классику мировой оперы праздник всероссийского масштаба.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 6:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031903
Тема| Музыка, Опера, "Некийя", Персоналии, Дмитрий Курляндский, Димитрис Яламас, Елена Немкова
Автор| Надежда Травина
Заголовок| Новая опера Дмитрия Курляндского "Некийя" размышляет над многовековым сюжетом
Почувствуй себя Одиссеем

Где опубликовано| © «Независимая газета»
Дата публикации| 2019-03-17
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2019-03-17/6_7532_cult2.html
Аннотация| ПРЕМЬЕРА


Художник Елена Немкова, композитор Дмитрий Курляндский (в центре) и поэт Димитрис Яламас на презентации оперы-инсталляции.
Фото со страницы КЦ Вознесенского в Facebook


В Культурном центре (КЦ) Андрея Вознесенского – премьера оперы «Некийя» Дмитрия Курляндского – композитора, музыкального руководителя Электротеатра «Станиславский».
Жанр оперы, существующий более 400 лет, продолжает неустанно модифицироваться и подвергаться всяческим экспериментам со стороны современных авторов. Опера сегодня – не всегда пение, опора на либретто и вообще соблюдение каких-либо традиций и канонов. Постоянным обсуждениям и дискуссиям по поводу того, что сегодня подразумевает под собой опера (и подразумевает ли вообще), кажется, нет конца. Так совпало, что в день премьеры «Некийи» композиторы и музыковеды на встрече в Московской консерватории три часа пытались дать ответ на извечный вопрос.
Дмитрий Курляндский, выступавший в качестве спикера этой «Московской камераты», поддержал мысль о том, что оперу нужно каждый раз создавать заново, забыв про многовековой «груз» ответственности. Его музыкально-театральные сочинения нередко доказывают это: к примеру, пару лет назад в соавторстве с коллегами он написал оперу не для голоса, а для оркестра («Галилео»), теперь – оперу в формате инсталляции, где записанные голоса исполнителей реализуются в режиме нон-стоп.
По замыслу автора, каждый, кто попадает в зал трансляции, невольно становится не просто участником действия, а его главным лицом – Одиссеем, который слышит голоса мертвых в Аиде. Звучащий текст Димитриса Яламаса, неоднократно повторяемый и разбиваемый на отдельные фразы и слова, представляет собой поэтические монологи героинь древнегреческой мифологии – Алкесты, Иокасты, Кассандры и Эвридики (солистки хора Электротеатра – Екатерина Андреева, Мария Меньшенина, Татьяна Перевалова, Алина Горина). Это осколки речи девушек-теней, которые пытаются описать свое состояние перед смертью (упала я, разбилась на мелкие части / кровью пишу по стенам камеры своей), рождаются из музыки вздохов, полушепота, сдавленного дыхания, стонов, бормотаний, всхлипов – и тут же исчезают в небытие. Синхронное воспроизведение видеопроекции на шести экранах символизирует и танец теней, и нечто бессознательное, увиденное сквозь закрытые веки. Безусловно, усиливая ощущение ирреальности и странности происходящего.
Курляндский словно говорит, оперная традиция движется не подтверждением себя, а нарушением себя, – его четырехканальная композиция бросает вызов жанру drama per musica и операм на мифологический сюжет, а также показывает, как в 2019 году можно интерпретировать, переосмыслять, пересочинять оперу, не боясь замахнуться на «святое».
Трансляция «Некийи» составляет один час, но каждый может находиться в «Аиде» неограниченное количество времени, а то и вовсе его беспрепятственно покидать. На выходе из темной комнаты «Одиссея» ждет увлекательное путешествие в залах КЦ Вознесенского – новейшем современном пространстве, которое отражает жизнь и эпоху поэта посредством видеовизуального контента (мультимедиа, инсталляции, интерактивные арт-объекты) и вместе с тем располагает к музыкальным экспериментам. Услышать оперу-инсталляцию Дмитрия Курляндского можно до 12 мая в дни работы центра. А для тех, кто захочет пережить эту историю онлайн или самим выбрать последовательность монологов, «Некийя» будет доступна на сайте лейбла Fancy Music.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 6:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031904
Тема| Музыка, Опера, Башкирская опера, Зарядье, Второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова, Персоналии, Ильдар Абдразаков
Автор| Владимир Дудин
Заголовок| Бас уполномочен заявить
Звезда мировой оперы Ильдар Абдразаков выступит в "Зарядье"

Где опубликовано| © Российская газета - Федеральный выпуск № 59(7817)
Дата публикации| 2019-03-18
Ссылка| https://rg.ru/2019/03/18/reg-cfo/zvezda-mirovoj-opery-ildar-abdrazakov-vystupit-v-zariade.html
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ


"Аттила" Верди станет режиссерским дебютом "лучшего баса мира", каким считают Ильдара Абдразакова.
Фото: Anton Welt


Второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова стартовал в Башкирском театре оперы и балета в Уфе грандиозным гала-концертом с участием российских и итальянских певцов. Завтра в концертном зале "Зарядье" пройдет второй концерт фестиваля, в котором вместе с Ильдаром на сцену выйдет выдающийся американский лирический тенор Лоуренс Браунли. А 27 апреля и 5 мая в Башкирской опере состоится премьера "Аттилы" Верди, которая станет режиссерским дебютом "лучшего баса мира", каким считают Ильдара Абдразакова.

В этом году Второй международный фестиваль Ильдара Абдразакова резко расширил свой географию.

Ильдар Абдразаков:Фестиваль всегда открывается на моей родине в Уфе, где и возник, но его география будет меняться. После Уфы мы отправляемся в Москву, Казань, Альметьевск. В Казани я дам сольный концерт из арий Верди, куда попадут и те, которые вошли в мой сольный вердиевский альбом, записанный в октябре с дирижером Янником Незе-Сегеном. В Петербург мы приедем, надеюсь, в следующем году. Вместе с баритоном Василием Ладюком мы не только выступили в гала-концерте открытия в Уфе, но и провели большой мастер-класс в Институте искусств. В гала-концерте приняли участие также великолепное сопрано и меццо-сопрано из Академии Ла Скала и два певца родом из Уфы - тенор Кирилл Белов и сопрано Диляра Идрисова. В московском концерте выступит тенор Лоуренс Браунли - потрясающий певец и прекрасный парень, веселый и живой, с которым у нас пересекается репертуар в операх Россини и Доницетти. Концертом в Уфе дирижировал мой давний друг Фабио Мастранджело, в Москве будет Клаудио Ванделли.

В чем состоит концепция вашего фестиваля?

Ильдар Абдразаков: Концепция фестиваля - открыть дорогу молодым талантам, которых для начала нужно услышать, помочь в продвижении. Мы прослушали около 500 заявок только для того, чтобы выбрать 20 лучших для участия в мастер-классах в Уфе и Москве.

В этом году фестивальная концепция пополнится еще и оперной премьерой "Аттилы" Верди в вашей постановке. Как отважились на столь серьезный шаг - попробовать себя режиссером?

Ильдар Абдразаков: Настал момент, когда я вдруг осознал, что смогу сам поставить спектакль, и выбор мой пал на "Аттилу". С этой мыслью я пришел к главе республики, познакомив с подробностями проекта. Моим партнером выступил художник-постановщик Иван Складчиков, подготовивший очень красивый макет декораций и эскизы костюмов. Нам дали добро, выделили средства. Оперный театр в Уфе, конечно, не Мариинский и не Большой театр, но волнений от этого не меньше. Работать всем очень интересно, глаза у всех горят.

Отправите нас в "Аттиле" во времена гуннов?

Ильдар Абдразаков:Варваров в диких тряпках у нас не будет - все будет цивилизованно и красиво, но с вкраплениями эстетики той эпохи. Чтобы поставить "Аттилу", нужно всего лишь очень хорошо знать музыку Верди. Когда мы с Риккардо Мути говорили об этом композиторе, маэстро напомнил, что когда Верди писал оперы, то сначала вслушивался в текст либретто, к которому искал точные музыкальные интонации, оформляя их в пронзительные мелодии. Аттила у него получился отнюдь не таким варваром, каким был в истории. Он его очень облагородил, дав лишь в начале намек на его дикость. Он выступает в опере вполне дружелюбным героем, никого пальцем не тронувшим, зато сам преданный в финале заговорщиками - Эцио, Форресто и Одабеллой, заколовшей его. Аттила не мог не вызывать сочувствия у современников Верди, который был очень политизированным композитором. В момент премьеры "Аттилы" в Венеции Италия находилась под австрийским игом. И после слов в дуэте Эцио и Аттилы "Возьми весь мир, оставь мне Италию!" спектакль пришлось остановить: итальянцы начали скандировать "Италия - наша! Верните нам Италию!" Начался маленький бунт: австрияки не знали, куда бежать из дорогих лож. В тот момент Верди думал о своем народе, ради которого и писал музыку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 6:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031905
Тема| Музыка, Опера, «Сны Иакова», «Снегурочка», Золотая маска, Персоналии, Александр Маноцков
Автор| Татьяна Белова
Заголовок| Диктатура партитуры
Оперы Александра Маноцкова на «Золотой маске»

Где опубликовано| © Газета "Коммерсантъ" №47 от 19.03.2019, стр. 11)
Дата публикации| 2019-03-19
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/3915784
Аннотация|


Фото: Евгений Люлюкин

Присутствие современной музыки в театральном поле давно вышло за границы формальных номинаций «Эксперимент» или «Работа композитора в музыкальном театре»: «Проза» Владимира Раннева, «Снегурочка» и «Сны Иакова» Александра Маноцкова соперничают за звание лучшего оперного спектакля, а их авторы-композиторы — за титул лучшего оперного режиссера. Все чаще можно услышать разговоры о новом явлении: Институт театра — образовательный проект фестиваля «Золотая маска» — недавно провел дискуссию о «театре композитора» с участием Петра Поспелова, Александра Маноцкова и Кирилла Широкова. О том, как устроен театр Маноцкова, размышляетТатьяна Белова.

Театральные завоевания ХХ века приучили общество к тому, что идеальный оперный спектакль существует как единое целое, музыкальный пласт спаян с действием, а демиургом получившейся вселенной является режиссер. Такая иерархия неотделима от театра интерпретации: актуальность оперы как жанра перестала зависеть от создания новых партитур. Режиссеры отвечали на этический вызов современности, переосмысливая его эстетически. Но в последние годы композиторы составляют им конкуренцию, говоря об актуальном состоянии общества музыкальными средствами. Более того — ради целостности партитуры и интерпретации выступают в качестве режиссеров собственных сочинений. Впрочем, Александр Маноцков утверждает, что авторская ипостась и режиссерская для него различаются.
Математический расчет заканчивается, когда написана музыка: как постановщик, он, по его собственным словам, обращается к цирку и площадному балаганному театру. Однако в балагане Маноцков ищет не пестроты и яркости. Этот тип зрелища, существовавший задолго до рождения оперы, мобилен, не нуждается в сложной машинерии, оперирует только телом артиста и минимальным набором предметов, при этом действие нарочито депсихологизировано. Балаган — театр масок, где за каждым героем жестко закреплена манера поведения. И манера звукоизвлечения, в частности маркирующая сродство героев: режиссерское решение плотно сцеплено с композиторским.
Персонаж Екатерины Лейдер в «Снах Иакова» явно наделен другими свойствами, чем все прочие. Она единственная поет сольно и всегда отделена пространственно, единственная лишена собственного музыкального инструмента, ее высказывания императивны. Сомневающиеся и ищущие ангелы кроме голосов получают еще и клавишные гармоники (и вся опера построена на звучании не духовых, но связанных с воздухом инструментов).
За важностью манеры звукоизвлечения следует в «Снегурочке» и режиссер Елена Павлова: поющая Снегурочка может взаимодействовать только с Лелем, играющим на флейте, и с Бермятой, раздувающим мехи гармошки,— для всех троих принципиально движение воздуха, рождающее звук, в противовес перкуссии. С ее помощью изъясняются прочие персонажи (оркестровая палитра включает в себя пластиковую бутылку, бумажный пакет, медный таз, счеты и скрипку, издающую музыкально неоформленные звуки).
Современная опера умеет обходиться без оркестра, однако по-прежнему немыслима без пения. Главным в оперном жанре, разменявшем пятое столетие, остается человек, а значит — его голос и живое дыхание. Но парадоксальным образом для Маноцкова, оперирующего присущими жанру средствами, поющий артист перестает быть центром рассказываемой истории. Да и сама история, рассказанная последовательно и связно, теряет ценность.
Тотальная звуковая реальность мира, где значим каждый шорох и каждый вздох, словно упраздняет иерархичность персонажей, композиция не имеет одной точки фокуса. Для опер Маноцкова важны не обстоятельства и отношения, а постоянное движение и поиск, переход от эпизода к эпизоду. Впрочем, пока прокладываемый им путь еще имеет начало и конец: ангелы в «Сне Иакова» появляются по призывному сигналу валторны, а в финале застывают в небе, пока полифония медленно теряет свое богатство, завершаясь на одной ноте, спетой в унисон; мир оперы-путешествия «52», где по либретто «нарастает шум, становясь невыносимым», сгорает в пламени; тает Снегурочка, и с ее смертью берендеи обретают голос.
Возможно, в новых сочинениях Маноцков откажется от линейного нарратива вовсе. Возможно, нет: разомкнутая структура предполагает отказ от авторского диктата и пространство для импровизации. Маноцков же не упраздняет театральную иерархию, а только упрощает ее: для премьеры не нужны ни режиссер, ни дирижер, ни — зачастую — художник. Динамику целого обеспечивает не динамика отдельных элементов, а их последовательное включение: каждая из музыкальных масок работает словно один из инструментов рогового оркестра, где богатство звучания выглядит результатом идеального взаимопонимания участников, а на самом деле всецело диктуется записанной композитором партитурой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 9:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031906
Тема| Музыка, Опера, IV фестиваль OFF — Opera Forward Festi, «Девушка Золотого Запада», «Конец игры», Роттердамский филармонический оркестр, Филармонический радиооркестр, Персоналии, Дьёрдь Куртаг, Джон Адамс, Грант Гершон, Джулия Буллок, Дэвон Тайнс, Райан Маккинни, Фроде Ольсен, Хилари Саммерс, Леонардо Кортеллацци, Ли Мелроуз, Пьера Оди, Маркус Штенц
Автор| Илья Овчинников
Заголовок| Долгожданная неожиданность
Премьеры Дьёрдя Куртага и Джона Адамса в Нидерландской опере

Где опубликовано| © Газета "Коммерсантъ" №47 от 19.03.2019, стр. 11
Дата публикации| 2019-03-19
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/3915785
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ


Фото: Ruth Walz

В Амстердаме прошел IV фестиваль OFF — Opera Forward Festival. Наряду с образовательной и лабораторной программами в его афише значились «Карузо на Кубе» Михи Хамела, «Второй скрипач» Доннахи Деннехи, «Homo Instrumentalis» на музыку Ноно, Апергиса и Кириакидеса плюс две оперы живых классиков: «Девушки Золотого Запада» Джона Адамса (впервые в Европе) и «Конец игры» Дьёрдя Куртага (впервые в Нидерландах). На спектаклях побывал Илья Овчинников.

«Конец игры» 93-летнего Куртага для современной оперы — знаменитый долгострой, почти как «Дау» для российского кино. Премьеру ждали в 2013 году в Зальцбурге, причем Куртаг отказался от контракта и аванса, но откладывали каждое лето. В 2016 году, когда праздновалось 90-летие Куртага, на юбилейном концерте впервые звучали фрагменты будущей оперы, что не мешало автору говорить: «Возможно, моя опера будет спать долго. Может быть, вечно». Однако в ноябре 2018 года в «Ла Скала» премьера все-таки состоялась.

Интрига ожидания состояла не только в том, будет ли закончен «Конец игры»: Эллиот Картер создал свою единственную оперу «What Next» на пороге 90-летия. И уже после 90 свою дописал Куртаг, известный в первую очередь как мастер миниатюры: даже масштабные его сочинения состоят зачастую из коротких фрагментов. Тем любопытнее было, как справится он с крупной формой. Подобной интриги не обещала новая опера Адамса, из чьих произведений известнее как раз большие: его «Эль Ниньо» исполнялась в 2016 году в Москве, а оперы «Никсон в Китае», «Смерть Клингхоффера», «Доктор Атом» любят во всем мире. Их либреттист и постановщик — Питер Селларс, с ним же Адамс работал над новой оперой. Это, казалось, гарантировало очередной хит и три часа напряженной, но радостной работы для глаз и ушей — однако ожидаемого блокбастера не случилось.

Главной проблемой «Девушек Золотого Запада» критики еще в 2017 году называли либретто — «сонное, громоздкое, затянутое». Селларс положил в его основу документы времен калифорнийской золотой лихорадки, включая газетные статьи, репортажи Марка Твена и письма Луизы Клапп о жестоких нравах Дикого Запада, судах Линча и межнациональной розни. Позже в либретто и музыку были внесены изменения, однако главный квазибрехтовский прием остался неизменным: происходящее не столько изображается, сколько «сообщается», а монологи, как и диалоги, «докладывают» залу солисты. Ни постановку, ни музыку это не оживляет, хотя и сообщает последней брехтовские черты: массовая сцена в баре отсылает к «Alabama Song» из оперы «Расцвет и падение города Махагони» Вайля—Брехта.

Тема Дикого Запада, казалось бы, дает бесконечный простор для фантазии, но результат напоминает о сериале «Доктор Куин, женщина-врач» и рассказах Джека Лондона, заставляя с грустью вспомнить братьев Коэн. Одна же из последних хоровых сцен и постановочно, и музыкально уныла настолько, будто ее совместно написали, разменяв девятый десяток, Пярт, Гласс и Пендерецкий, а не всегда ироничный Адамс. И здесь выдыхаются и хор, и Роттердамский филармонический оркестр с дирижером Грантом Гершоном. Не роняют планки лишь солисты — Джулия Буллок (госпожа Ширли, псевдоним Луизы Клапп), Дэвон Тайнс (бывший раб Нед Петерс, его убийство — одна из кульминаций оперы), Райан Маккинни (золотоискатель Кларенс) и другие.

Удивительно, до какой степени наоборот воспринимается опера Куртага, где будто ничего не происходит ни в лишенной перепадов музыке, ни на сцене. Интересно сравнить «Конец игры» с «Влюбленным дьяволом» Александра Вустина, также признанного мастера миниатюры: для единственной оперы он берет истинно оперный сюжет, который уже сам по себе как бы велит композитору отослать нас к десятку названий оперной классики. Куртаг же обращается к пьесе «Конец игры» Беккета: слепой инвалид Хамм (Фроде Ольсен), его безногие родители Нэлл и Нагг, живущие в мусорных баках (Хилари Саммерс и Леонардо Кортеллацци), присматривающий за Хаммом Клов (Ли Мелроуз) томятся от жизни, и именно это томление оживляет постановку Пьера Оди с Маркусом Штенцем за пультом Филармонического радиооркестра.

Вопреки ожиданиям два часа музыки не звучат набором миниатюр и держат в постоянном напряжении, в том числе за счет пауз (а в негромком оркестре наряду с внушительным составом струнных и духовых есть цимбалы и пара аккордеонов). Как много диктует нашему восприятию французский язык: возникают ассоциации и с Дебюсси, и с Мессианом, хотя самая стойкая — цикл «Четыре песни, чтобы переступить порог» Жерара Гризе. Музыка не кажется ни бесстрастной, ни антивокальной, как часто у Куртага: один из монологов Нагга, мягко поддержанный медью, полон лирики, а финальное соло Клова поистине душераздирающе. По состоянию здоровья Куртаг и его жена, участвовавшая в работе, не смогли приехать ни в Милан, ни в Амстердам; в интервью они говорят, что эта опера — их личный «конец игры».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 9:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031907
Тема| Музыка, Опера, Балет, КЗЧ, Musica Viva, Государственный театр оперы и балета Республики Коми, хор Гнесинского училища, «Музыканты Лувра», Персоналии, Александр Рудин, Марианна Рыжкина, Сэмюэл Боден, Кэтрин Хоттигер, Диляра Идрисова, Марк Минковский
Автор| Екатерина Бирюкова
Заголовок| Так поди же попляши
MUSICA VIVA АЛЕКСАНДРА РУДИНА И LES MUSICIENS DU LOUVRE МАРКА МИНКОВСКОГО ВЫСТУПИЛИ С МУЗЫКОЙ ОПЕРЫ И БАЛЕТА

Где опубликовано| © Colta.ru
Дата публикации| 2019-03-13
Ссылка| https://www.colta.ru/articles/music_classic/20728-tak-podi-zhe-poplyashi
Аннотация| КОНЦЕРТ


«Орфей и Эвридика»
© Ольга Кузнецова


Оркестр Musica Viva, отмечающий в этом сезоне свое 40-летие, приготовил масштабный проект на музыку «Орфея и Эвридики» Глюка. В концертные рамки он категорически не укладывался. На сцене и боковых анфиладах зала Чайковского было развернуто целое костюмированное действо со светом, видео, танцами и мизансценами. Помимо отправленного в глубину сцены оркестра под управлением Александра Рудина и трех солистов в представлении принимали деятельное участие брутальная мужская балетная труппа Государственного театра оперы и балета Республики Коми (фурии), женский балет на пуантах оттуда же (тени Элизиума) и хор Гнесинского училища в мешковатых одеяниях.
Парижская версия оперы, выбранная для исполнения, была сделана композитором в 1774 году, спустя 12 лет после венской, с учетом французских вкусов, главными из которых тогда были любовь к балету и нелюбовь к кастратам. Соответственно, расширенные балетные сцены этой редакции давали возможность бывшей прима-балерине Большого Марианне Рыжкиной продемонстрировать себя в качестве начинающего хореографа и руководителя сыктывкарского балета. А партия Орфея, переписанная Глюком для тенора, приглашала блеснуть британца Сэмюэла Бодена в своем фирменном амплуа.

Что касается Бодена, то его пение вызвало лишь вежливое недоумение зала, а единственная виртуозная ария была встречена гробовым молчанием. Кэтрин Хоттигер (Эвридика) и особенно Диляра Идрисова, болтающая ножками с балкона в качестве Амура, были хороши, но их партиям все-таки не сравниться по значительности с орфеевской.
С инсценировкой совсем сложный вопрос. Вроде бы Глюк писал и мыслил очень театрально. И лишать эту музыку сценического действия — значит, что-то в ней купировать. Этот смысл проекта ясен. Равно как и отраженная в нем тоска музыкантов по нормальной, «нережиссерской», опере. Но в таком случае театральному тексту приходится конкурировать с музыкальным, который в первой реформаторской опере Глюка очень плотный и лаконичный, в нем ничего лишнего, все по делу. И этой конкуренции балет с танцующим хором не выдерживают. Да еще и заслоняют самого ценного и выразительного участника представления — оркестр Musica Viva.

По удивительному совпадению, того же Глюка в том же зале опять играли через несколько дней. На сей раз — именитый французский коллектив старинщиков «Музыканты Лувра» с Марком Минковским во главе. В первом отделении была музыка балета «Дон Жуан», пляску фурий из которого мы уже слышали в «Орфее» (Глюк позаимствовал ее сам у себя как раз для укрупнения балетной сцены). Тут никто не танцевал, но пары поднявшихся на портик оркестрантов с кастаньетами казалось достаточно для создания испанской атмосферы, а устрашающего воя натуральных валторн — для того, чтобы нагнать ужаса из преисподней.
Сам маэстро Минковский показал себя образцовым шоуменом, как рыба в воде чувствующим себя в придворном музыкальном материале. После Глюка (пользовавшегося особым покровительством Марии-Антуанетты — в юности она брала у него уроки музыки) сыграли «Воображаемую симфонию» Рамо (царствовавшего при французском дворе в предшествующую эпоху Людовика XV), составленную самим оркестром из лучших фрагментов опер и балетов композитора, хит на хите. И все это Минковский легко, уверенно и с веселым шармом представлял московской публике на смеси французского, английского и русского языков. А под конец даже продирижировал ее хлопками в такт «Танцу дикарей» из «Галантных Индий», доведя ее до экстаза не хуже Курентзиса (тот под эту музыку ходит по залу с барабаном и тоже имеет большой успех). Так что на вопрос, плясать или не плясать, одного ответа нет.

======================
Все фото – по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4647

СообщениеДобавлено: Вт Мар 19, 2019 9:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2019031908
Тема| Музыка, Опера, БТ, Камерная сцена имени Б.А. Покровского, «Телефон», «Медиум», Персоналии, Джан Карло Менотти, Александр Молочников, Сергей Чобан, Агния Стерлигова, Мария Данилова, Алексей Верещагин
Автор|
Заголовок| Камерная сцена ГАБТ представит премьеры одноактных опер Джан Карло Менотти
Где опубликовано| © Colta.ru
Дата публикации| 2019-03-15
Ссылка| https://www.colta.ru/news/20753-kamernaya-stsena-gabt-predstavit-premiery-odnoaktnyh-oper-dzhan-karlo-menotti
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

22, 23 и 24 марта на Камерной сцене имени Б.А. Покровского Большого государственного академического театра России (ГАБТ) пройдут премьерные показы одноактных опер «Телефон» и «Медиум» американского композитора Джан Карло Менотти (1911-2017).

«В течение десятилетия после Второй мировой войны Джан Карло Менотти считался самым известным современным оперным композитором в Америке (за свою жизнь он написал более 20 опер), — отмечает пресс-служба ГАБТ. — Колоссальным успехом пользовались две оперы, написанные на либретто самого композитора — "Телефон" и "Медиум". Их премьеры прошли по отдельности, но вскоре на Бродвее они уже исполнялись в один вечер».
На Камерной сцене имени Б.А. Покровского ГАБТ одноактные оперы «Телефон» и «Медиум» ставит режиссер Александр Молочников.
«Нам показалось, что при полном отсутствии сюжетных перекличек, мы всё же можем рискнуть и связать действие двух произведений в единое целое, — говорит он. — ...Опасны ли игры искусственного интеллекта и сверхъестественного? Или всё это только облегчит нам жизнь и подарит новые минуты счастья? И вообще, к чему приведут новые сверхспособности человека, дарованные техническим прогрессом? Ценен ли будет человеку другой человек».

Над постановкой также работают художники Сергей Чобан и Агния Стерлигова и художник по костюмам Мария Данилова. За дирижерский пульт встанет Алексей Верещагин.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 3 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика