Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2018-07
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Авг 17, 2018 2:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018073201
Тема| Музыка, Опера, Фестиваль в Вербье, Персоналии, В. Гергиев
Автор| Ирина Муравьева
Заголовок| Волшебная гора =
Почему уже 25 лет лучшие музыканты мира приезжают в Вербье?
Где опубликовано| © «Российская газета»
Дата публикации| 2018-07-25
Ссылка| https://rg.ru/2018/07/25/pochemu-uzhe-25-let-luchshie-muzykanty-mira-priezzhaiut-v-verbe.html
Аннотация| Фестиваль
Специальный юбилейный пункт 25-й афиши Verbier Festival - гала-концерт на сцене Salle Des Combins, в котором выйдут практически все звезды Вербье, музыканты мирового класса, превратившие за 25 лет живописную деревню в Альпах в центр мировой музыкальной культуры

Именно здесь, в Вербье, можно услышать в течение двух недель всю элиту музыкантов, чьи имена делают афиши крупнейших концертных залов: Марта Аргерих, Григорий Соколов, Михаил Плетнев, Андраш Шифф, Раду Лупу, Вадим Репин, Максим Вегнгеров, Леонидас Кавакос, Кристоф Барати, Пинхас Цуккерман, Рено Капюсон, Миша Майский, Елизавета Лионская, Валерий Гергиев, Марк Минковски, Денис Мацуев, Сергей Бабаян и другие. В их числе - новое поколение, влившееся в концертную жизнь в последнее десятилетие: Даниил Трифонов, Андрей Ионица, Люка Дебарг, Сон Чжин Чо, Джордж Ли, Александра Конунова, Даниэль Лозакович, Юйцзя Ванг. Весь этот, немыслимый для одной афиши, состав музыкантов выступает в двух залах - в большом Salle Des Combins (на 1700 мест) и в камерном Eglise (церковь Вербье), где музыканты играют не только рециталы, но и музицируют в ансамблях - трио, квартетами, квинтетами. Услышать такие составы невозможно больше нигде - только в Вербье. Так же, как нигде больше невозможно услышать сразу несколько интерпретаций одного и того же сочинения: например, Миша Майский (виолончель) исполнил в Eglise Трио №2 Дмитрия Шостаковича в ансамбле с Кристофом Барати (скрипка) и Сергеем Бабаяном (фортепиано), а затем - с Вадимом Репиным (скрипка) и Елизаветой Лионской (фортепиано). Люка Дебарг (фортепиано) сыграли с Кристофом Барати (скрипка) программу сонат Дебюсси, Брамса, Франка. И та же Соната Брамса №1 прозвучала в другой день в исполнении Александры Конуновой и Дениса Кожухина. Музыканты собираются в разные составы, музицируют, ходят друг к другу на концерты и все понимают, что в этой коммуникации и есть главный феномен "музыкальной деревни" Вербье.

Прямая речь

Миша Майский (виолончель)

- Здесь масса замечательных музыкантов, здесь много музыки, и приезжаю сюда не только поиграть, но и всех послушать. Такое место на земле только одно - Вербье.

Родион Щедрин (композитор)

- Тут замечательные концерты, но где еще вы встретите такое, чтобы сами музыканты ходили друг к другу на концерты? Нигде нет такого - ни в Зальцбурге, ни на других фестивалях: там музыканты приезжают, играют и уезжают. В Вербье совершенно уникальная музыкальная атмосфера. Я езжу сюда многие годы, здесь замечательно работается. В Вербье я написал оперу "Левша".

Максим Венгеров (скрипка)

- Я приехал отметить 25-летие фестиваля, поскольку выступал в Вербье еще 1995 году. В 2006 и 2007 годах я работал с камерным оркестром Вербье как дирижер-солист: мы выступали по всему миру - в Азии, в Европе, в Америке, записали диск Моцарта. Успех этого фестиваля - в силе его организации, в способности Мартина Энгстрема убедить, что музыкантам надо приехать именно сюда. В Вербье нет залов с хорошей акустикой, поэтому, чтобы убедить великих артистов играть здесь, а публику - слушать, надо иметь и силу, и влияние. Музыкантам нравится сюда ездить еще и потому, что Вербье для них - семейное место: музыканты приезжают сюда с детьми, с женами. Все общаются, ходят друг к другу на концерты.

Вадим Репин (скрипка)

- Здесь складываются совершенно необычные ансамбли, которые невозможны в течение сезона: даже комбинации артистов, которые впервые в жизни играют вместе. Только что мы играли Трио Шостаковича с Мишей Майским и Лизой Лионской. Но когда сидят люди, которые провели в камерной музыке большую часть жизни, диалог складывается без лишних слов: что-то наметили, а дальше на концерте главное - взаимоподдержка и взаимоуважение. Для меня встречи с музыкантами в Вербье - это самое ценное. Здесь мы играли с Михаилом Плетневым как с пианистом. Это незабываемо. С Мартой Аргерих чаще всего я играл именно здесь, в Вербье, мы даже с ней "Крейцерову сонату" Бетховена записали. Трио, квартеты, квинтеты - дальше жизнь у всех по-разному складывается, но сама атмосфера этого музицирования остается в памяти навсегда. И публика в Вербье прекрасная: сюда приезжают все для музыки. Я тоже хожу на концерты с удовольствием, потому что услышать живьем такое количество замечательных музыкантов можно только здесь. Вообще, успех фестиваля во многом объясняется и тем, что все, включая меня, очень дружески относятся к Мартину Энгстрему. Ему удается на протяжении стольких лет тонко балансировать: артисты обычно обращают внимание на всякие детали, и организовать дело, с одной стороны, демократически, а с другой стороны, персонально, крайне сложно. Мартину это отлично удается.

Кстати

На гала-концерте к 25-летию фестиваля на сцену Salle Des Combins выйдет струнный ансамбль, в составе которого Вадим Репин, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Кристоф Барати, Пинхас Цуккерман, Дмитрий Ситковецкий, Даниэль Лозакович, Миша Майский, Андрей Ионица и другие. А за роялем в шесть рук выступят Родион Щедрин, Евгений Кисин и Даниил Трифонов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Авг 17, 2018 2:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018073202
Тема| Музыка, Опера, Фестиваль в Вербье, Персоналии,
Автор| Ирина Муравьева
Заголовок| Альпийская баллада
Звезды классической музыки отметили 25-летие фестиваля в Вербье
Где опубликовано| © «Российская газета»
Дата публикации| 2018-07-28
Ссылка| https://rg.ru/2018/07/28/zvezdy-klassicheskoj-muzyki-otmetili-25-letie-festivalia-v-verbe.html
Аннотация| Фестиваль

В праздничном гала-концерте в честь 25-летия Verbier Festival в Salle Des Combins приняли участие почти пятьдесят известнейших в мире солистов, Камерный хор RIAS из Берлина и Фестивальный камерный оркестр Вербье под руководством венгерского дирижера Габора Такача-Надя и Валерия Гергиева.



Ничего подобного невозможно представить нигде, кроме Вербье: именно сюда съезжаются каждый год известные музыканты мира и музицируют вместе. Иногда их ансамбли получают свое продолжение в концертных афишах, чаще - остаются абсолютным эксклюзивом Вербье. Неудивительно, что и юбилейный оммаж к 25-летию фестиваля в Вербье был построен как грандиозный четырехчасовой марафон ансамблей разного калибра - от дуэтов до оркестровых составов. В первом отделении на сцене Salle Des Combins в сводном составе играли вместе Вадим Репин, Максим Венгеров, Леонидас Кавакос, Дмитрий Ситковецкий, Пинхас Цукерман, Кристоф Барати, Рено Капюсон, Лиза Батиашвили, юный Даниэль Лозакович, виолончелисты Миша Майский, Андрей Ионица и другие. Прозвучали Третий Бранденбургский концерт Иоганна Себастьяна Баха, темпераментная "Наварра" Пабло Сарасате (в специальной аранжировке Дмитрия Ситковецкого), а на финал - знаменитые Вариации на тему Happy Birthday Петера Хейдриха.


Во втором отделении на сцену выкатили четыре рояля: струнников сменили пианисты. По давней традиции Вербье солисты соединялись в экстраординарные комбинации - от 4-х до 16-ти ручных. Фортепианный марафон открыла Соната Бедржиха Сметаны для двух фортепиано в восемь рук и "Русский сувенир" Йоганнеса Брамса (из шести фантазий на русские песни особенно рельефно прозвучала тема романса Александра Варламова "На заре ты ее не буди"). Михаил Плетнев, Евгений Кисин, Сергей Бабаян, Андраш Шифф, Даниил Трифонов, Юйцзя Ванг, Сон Чжин Чо, Денис Кожухин выходили на сцену парами, тройками, четверками: звучали сочинения Сметаны, Дворжака, Баха, Брамса, Рахманинова, Лютославского. Родион Щедрин вместе с Кисиным и Трифоновым сыграли рахманиновский Романс ля мажор в 6 рук. Финал фортепианного оммажа впечатлил даже бывалую фестивальную публику: в 16 рук на четырех роялях стремительно развернулась блестящая увертюра Россини к опере "Вильгельм Телль" - с настоящим оркестровым размахом и энергией джазового драйва.

В последней части концерта на сцене появились хор и оркестр, открывшие поздравительную программу строгим церковным жанром: Мотетом Моцарта Ave verum corpus ("Радуйся, истинное тело”) и Алилуйей из "Мессии” Генделя, а завершили - зажигательным Verbier Mix на темы Иоганна Штрауса, Портера, Горана Фроста с участием Томаса Квастхоффа, кларнетиста Мартина Фроста и австралийки Эмили Эдмондс, а также полного состава звездных солистов Verbier Festival, занявших места у оркестровых пультов. Финал этого гала прозвучал экстравагантно и весело: нестройным хором молодые оркестранты и знаменитые артисты спели под руководством Гергиева Увертюру к "Вильгельму Теллю" Россини. Вероятно, это был самый юмористический и радостный музыкальный ансамбль за всю историю Вербье.

“Сюда каждый год съезжаются известные музыканты и музицируют вместе

Впереди еще неделя фестиваля: концерты Евгения Кисина, Григория Соколова, Михаила Плетнева, Раду Лупу, Даниила Трифонова, Дениса Мацуева, Юйцзи Ванг, программы Вадима Репина с Андреем Коробейниковым, Пинхаса Цукермана с Амандой Форсайт, ансамбли, мастер-классы, выступление Фестивального оркестра Вербье с Джанандреа Нозедой, концерты молодых музыкантов Академии.

Прямая речь


Мартин Энгстрём, арт-директор Verbier Festival ответил на вопросы "РГ".

Заметно, что ядром фестивальной жизни в Вербье являются не программы или репертуарные идеи, а сами музыканты?

Мартин Энгстрём: Да, все на этом фестивале фокусируется на индивидуальностях музыкантов. Я чувствую себя музыкальным партнером каждого из них и стараюсь, чтобы они принимали мой вызов почувствовать себя в какой-то новой ситуации: сыграть новый репертуар или выступить с коллегами, с которыми они никогда не работали вместе. Мне хотелось бы, чтобы известные артисты приезжали в Вербье не просто отыгрывать программу или концерт, а участвовали бы в создании самого фестивали, чтобы они покидали Вербье, приобретя совершенно новый опыт. Сам я так вижу структуру фестиваля: не отдельный артист - но артист в контексте, в ансамбле, в фестивале.

В программах, которые здесь исполняются, встречаются повторы: одни и те же произведения звучат в разных составах. Это ваша идея или предпочтения музыкантов?

Мартин Энгстрём:
Обычно музыканты сами выбирают произведения, которые будут играть в Вербье, и предлагают в основном то, что играют на данный момент. Но иногда мне кажется, что они могут сделать что-то очень интересное вместе, и тогда я объединяю их в пары: Андрея Ионицу с Сон Чжин Чо, Александру Конунову с Денисом Кожухиным, Кристофа Барати с Люка Дебаргом и т.д. Прежде они никогда не играли вместе, но теперь, после Вербье, думаю, будут это делать.
Как удалось собрать почти всех знаменитых артистов в сводный ансамбль на юбилейном гала? В концертной практике трудно даже представить что-либо подобное.


Мартин Энгстрём: Сделать большой праздничный концерт очень сложно: каждый солист хочет блистать. Поэтому мы не можем их спрашивать: что ты хочешь сыграть? Мы должны им просто сказать: вы будете делать то-то и то-то. Кроме того, надо обеспечить, чтобы они играли вместе в гармонии друг с другом, чтобы никто не тянул одеяло на себя, как лебедь, рак и щука. Я очень рад, что на концерте все это сработало.

Verbier Festival имеет не только концертные, но и образовательные программы. Как сегодня выглядит структура Академии Вербье?

Мартин Энгстрём: У нас проходят обучение молодые музыканты из разных стран от 13 до 30 лет: музыканты оркестра, солисты, вокалисты. Весь концепт нашего фестиваля базируется на обучении. Главный принцип: мы не учим вас, но мы хотим, чтобы вы учились и впитывали. Кроме того, я постоянно заставляю всех, даже великих, выходить на фестивале из зоны своего комфорта: Гергиев, например, несколько лет назад сыграл у нас концерт Моцарта в четыре руки с Мацуевым. Теперь на гала-концерте я предложил ему дирижировать хором солистов.

Какие перспективы у Verbier Festival: планируете расширять свою деятельность, проводить фестиваль и Академию не только летом, как это происходит, например, в Зальцбурге?

Мартин Энгстрём
: Если мне удастся построить концертный зал, то это возможно. Я очень надеюсь, что удастся.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Авг 17, 2018 6:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018073203
Тема| Музыка, Опера, Фестиваль в Зальцбурге
Автор| Дмитрий Ренанский
Заголовок| Татарский акцент в состязании больших оперных актрис
Альбина Шагимуратова и Аида Гарифуллина в Зальцбурге: контекст и подтексты
Где опубликовано| © «БИЗНЕС Online»
Дата публикации| 2018-07-28
Ссылка| https://www.business-gazeta.ru/article/391391
Аннотация| Фестиваль

«БИЗНЕС Online» начинает серию репортажей с самого престижного музыкального форума мира — Зальцбургского фестиваля, в числе главных героинь которого в этом году оказались певицы из Татарстана. На будущей неделе читайте рассказ о премьере моцартовской «Волшебной флейты» с участием Альбины Шагимуратовой, ближе к концу фестиваля — рецензию на концертное исполнение «Искателей жемчуга» Бизе с Аидой Гарифуллиной. Сегодня музыкальный критик Дмитрий Ренанский рассказывает о повестке дня Зальцбурга-2018.

ЗАЛЬЦБУРГ ПОВЫШАЕТ ГРАДУС

На родине Моцарта установилась аномальная жара — днем температура редко опускается ниже 30 градусов. Между тем фестивальная публика, вторую неделю кряду штурмующая театральные и концертные площадки Зальцбурга, выглядит разгоряченной отнюдь не летним зноем — в этом году к австрийскому форуму приковано особое внимание. Нынешний фестиваль — второй по счету для худрука Маркуса Хинтерхойзера: после сенсационного дебюта новому интенданту нужно было прыгнуть через голову, чтобы повторить прошлогодний успех. Впрочем, этим летом Зальцбургу едва ли не впервые за минувшее десятилетие благоволила конъюнктура оперного рынка: все последние годы фестиваль проигрывал в репутационной борьбе своему главному конкуренту — форуму во французском Экс-ан-Провансе, который опытный продюсер Бернар Фоккруль превратил в 2010-е годы в музыкальный центр Европы, притягивавший лучших оперных режиссеров нашего времени — от Дмитрия Чернякова до Робера Лепажа и Кети Митчелл. Этим летом город серьезно сдал позиции — по-настоящему резонансной не стала ни одна из пяти фестивальных премьер, так что у Зальцбурга появилась прекрасная возможность отыграться.

Фестиваль открылся еще 20 июля, но всерьез набрал обороты лишь в первых числах августа: по сложившейся в последние годы традиции первая неделя отдается на откуп концертной серии Ouverture spirituelle — какой бы весомой и представительной ни была эта концертная программа, «Духовной увертюре» в афише Зальцбурга отведена роль аппетайзера. 28 июля полноценный старт программе дала премьера «Саломеи» Ромео Кастеллуччи, на прошлом уик-энде в игру вступила «Пиковая дама» в режиссуре застрельщика оперной революции 1990-х годов Ханса Нойенфельса, а на следующей неделе будут представлены сразу два новых спектакля — «Коронация Поппеи» Клаудио Монтеверди в постановке Яна Лауэрса и «Бассариды» Ханса Вернера Хенце в сценической версии Кшиштофа Варликовского. Каждый из этих спектаклей показывается 6–7 раз, причем самое жаркое время на фестивале обычно приходится на вторую декаду августа, когда за несколько дней можно увидеть подряд все главные премьеры Зальцбурга — именно тогда концентрация продюсеров, журналистов и культурных туристов со всего мира достигает на берегах реки Зальцах критических величин.

Эпицентр фестивальной жизни — масштабный театральный комплекс, расположившийся у подножия горы Менхсберг: здесь, на месте построенных в XVII веке дворцовых конюшен, располагаются дирекция и три ключевых площадки форума. Самая вместительная и почетная — Большой фестивальный дворец на 2179 мест: именно здесь в «Волшебной флейте» выступает Альбина Шагимуратова, «Пиковой дамой» дирижирует легендарный маэстро Марис Янсонс, а Аида Гарифуллина делит сцену в «Искателях жемчуга» с Пласидо Доминго. Рядом высеченная прямо в скальной породе Felsenreitschule («Школа верховой езды»): на ее громадных, скошенных к углу подмостках показывают «Саломею» и «Бассарид». Здесь же располагается и самая современная сцена Зальцбурга — Haus für Mozart («Дом для Моцарта»), акустика которого идеально подходит для барочного узорочья «Коронации Поппеи». Почти каждый вечер представления идут одновременно на всех трех фестивальных площадках. Когда по окончании спектаклей зрители высыпают на улицу, обмениваясь впечатлениями и перемешиваясь между собой, вспоминается фраза доктора Дорна из чеховской «Чайки» про «улицу, запруженную народом... движешься в толпе без всякой цели, туда-сюда, по ломаной линии, живешь с нею вместе, сливаешься с нею психически и начинаешь верить, что в самом деле возможна одна мировая душа».

ПРАВИЛА ИГРЫ

На первый взгляд может показаться, что пестрая, тучная, перенасыщенная информационными поводами программа Зальцбурга отказывается подчиняться какой-то внутренней драматургии. На самом деле это, конечно, отнюдь не так — кураторы нагнетают совершенно хичкоковский по духу саспенс, с каждой новой неделей все больше и больше подогревая градус напряжения: сначала в большую фестивальную игру один за другим вводятся оперные спектакли, на точку золотого сечения афиши приходится цикл из девяти симфоний Бетховена в исполнении оркестра musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса (15–23 августа). В Зальцбурге пермякам не избежать сравнения с носителями старой европейской оркестровой традиции, тем более что Хинтерхойзер предоставляет своей публике пищу для раздумий, сталкивая концерты musicAeterna лоб ко лбу с выступлениями Венских и Берлинских филармоников. Последние приезжают в Зальцбург со своим новым главным дирижером Кириллом Петренко — аккурат под занавес форума (26–27 августа), когда зрители устали от театральных впечатлений и самое время выложить главные козыри концертной программы.

Среди них и дуэт Анны Нетребко и Юсифа Эйвазова (29 августа), и концертное исполнение «Искателей жемчуга» (23 и 26 августа) — два этих вечера уже сейчас можно назвать самыми востребованными и дефицитными событиями концертной афиши: именно они наравне с «Саломеей» и «Пиковой дамой» в театральном блоке форума вызывают наибольший зрительский ажиотаж. В Зальцбурге билеты всегда разлетаются за считаные дни и даже часы после традиционного ноябрьского старта продаж, но потом нередко появляются в интернет-кассе. На этой неделе, например, на официальном сайте Salzburger Festspiele можно было обзавестись местом и на ближайшие представления «Волшебной флейты» (по 260 евро) и на «Итальянку в Алжире» с Чечилией Бартоли и Ильдаром Абдразаковым (по 340 евро при верхнем тарифе в 430 евро).

«Саломея» войдет в новейшую историю оперного театра как бенефис литовской сопрано Асмик Григорян, заслонившей даже итальянского режиссера-визионера Кастеллуччи Фото: ©Ruth Walz

Фестиваль только начался, впереди еще несколько важнейших оперных премьер, но одну примечательную тенденцию можно с уверенностью констатировать уже сейчас: зрители «Саломеи» и «Пиковой дамы» говорят в первую очередь о музыкальном качестве спектаклей и уж потом с восторгами (или, напротив, божбой) отзываются о театральной стороне дела. Главными героями первой трети Зальцбурга-2018, как ни крути, стали певцы и дирижеры: «Пиковая дама» войдет в новейшую историю оперного театра как очередной триумф Янсонса, а «Саломея» — как бенефис литовской сопрано Асмик Григорян, заслонившей даже итальянского режиссера-визионера Кастеллуччи.

И вот что, пожалуй, самое любопытное. Хоть в революционные 1990-е годы Жерара Мортье, хоть в буржуазнейшие 2010-е Александра Перейры — Зальцбургу во все времена и при всех интендантах приходилось в большей или меньшей степени считаться с его консервативными генами: даже в те годы, когда австрийский форум стал Меккой режиссерской оперы, здесь превыше всего ценились хорошие голоса и шло равнение на золотой век фестиваля, прошедший под знаком Элизабет Шварцкопф, Дитриха Фишера-Дискау, Кирстен Флагстад и Джульетты Семионато. В этом смысле программа Зальцбурга-2018 при всей ее погруженности в актуальный театральный контекст неожиданно выглядит прежде всего состязанием больших оперных актрис, в котором Шагимуратова и Гарифуллина соревнуются с Григорян, Бартоли и Стефани д’Устрак: делайте ваши ставки, господа опероманы!


«Волшебная флейта» Моцарта — едва ли не самая статусная премьера фестиваля Фото: ©Ruth Walz

ВОЛШЕБСТВО НОН-СТОП

Ближайший повод для похода в тотализатор — «Волшебная флейта» Моцарта, едва ли не самая статусная премьера фестиваля: в оркестровой яме — Венские филармоники, на сцене — постановка американской сверхновой Лидии Штайер, выпустившей лучший оперный спектакль – 2017 по версии авторитетного журнала Opernwelt. Генеральный партнер постановки — Swarovski, певцы одеты в костюмы венского дизайнера Урсулы Кудрны, инкрустированные тысячами драгоценных кристаллов.

Партию Царицы ночи Шагимуратова впервые спела в Зальцбурге в 2008 году, и формально выступление в «Волшебной флейте», с которой началась ее международная карьера, выглядит долгожданным камбэком певицы на сцену. Но у этого ангажемента есть еще один немаловажный подтекст: в июле Шагимуратова уже исполнила свою коронную партию на музыкальном фестивале в Баден-Бадене и тогда же записала «Волшебную флейту» для культового лейбла Deutsche Grammophon в компании с Ролландо Вильясоном и Клаусом Флорианом Фогтом. Главный дирижер нью-йоркской Метрополитен-оперы Янник Незе-Сеген собирает для своего моцартовского проекта лучшие вокальные силы — и приглашение к сотрудничеству Шагимуратовой выглядит, конечно, ее признанием как лучшей Царицы ночи нашего времени. Именно такой статус ей предстоит подтвердить в Зальцбурге. Но об этом — на следующей неделе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10943

СообщениеДобавлено: Пт Авг 17, 2018 6:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018073204
Тема| Музыка, Опера, Фестиваль в Байройте
Автор| Рик Фулкер, Анастасия Буцко
Заголовок| 7 мифов о Байройте
Где опубликовано| © DV.com
Дата публикации| 2018-07-24
Ссылка| https://www.dw.com/ru/7-%D0%BC%D0%B8%D1%84%D0%BE%D0%B2-%D0%BE-%D0%B1%D0%B0%D0%B9%D1%80%D0%BE%D0%B9%D1%82%D0%B5/a-18602631
Аннотация| 25 июля начинается Байройтский фестиваль - самый большой оперный фестиваль в Германии. Ни один культурный форум мира не овеян таким количеством легенд - и предрассудков.

В преддверии крупнейшего фестиваля оперной музыки в Германии - фестиваля в Байройте - предлагаем вашему вниманию семь самых распространенных предрассудков, связанных с ним, - с их последующим разоблачением.

1. "Простому смертному невозможно пробиться на тот фестиваль"

Получить билеты в Байройт сложно, но можно. Для этого есть как минимум две легальные возможности, не считая путей "вне правового поля". Первая - встать в виртуальную очередь, ежегодно возобновляя заявку. Срок ожидания билетов составит от 7 до 13 лет, в зависимости от выбранного спектакля. Самый долгий срок ожидания - на "Тристана и Изольду". Руководство фестиваля гарантирует обработку каждого заявления.

Путь второй - приобретение билета через интернет. В открытую продажу поступает приблизительно треть фестивальных билетов (около 20 тысяч). День продажи сообщается заранее. Действует правило: кто первым пришел, тот и получил.

Третий путь на Зеленый холм ведет, увы, через черный рынок…

2. "Цены в Байройте такие, что они по карману лишь миллионерам"

Неправда! Средняя стоимость билета составляет от 100 до 160 евро, но есть и билеты в ценовой категории 15-24 евро. В любом случае, Байройтский фестиваль на порядок дешевле главного конкурента - фестиваля в Зальцбурге, но и эксклюзивнее. Правда, цены черного рынка превышают порой означенную на билете стоимость в десять раз. Но руководство фестиваля старается вести систематическую борьбу против спекулянтов.

3. "Байройт - оплот реакционных и консервативных идей"

Нет, нет и нет! Со времен самого основателя Рихарда Вагнера (Richard Wagner), завещавшего наследникам "Дети, творите новое!", на фестивале проходят "проверку истеблишментом" самые радикальные творческие идеи. Работать здесь почитают за честь новаторы музыкального театра. Правда, создатели спектаклей находятся в состоянии хронического конфликта с консервативной частью аудитории. Впрочем, разновидность "вагнерианца старого образца" сегодня встречается все реже.
4. "Рихард Вагнер был нацистом"

Рихард Вагнер, как известно, умер в 1883 году. Но был ли он духовным предтечей национал-социализма? Он был антисемитом и сторонником идеи великой Германии. Но, кроме того, он был на разных этапах своей жизни еще и анархистом, левым революционером, европейским космополитом, бакунинцем, ницшеанцем, вегетарианцем, сумасбродом и много еще кем. Как бы то ни было: за "коричневый Байройт", случившийся через полвека после его смерти, композитор ответственности не несет.

5. "Байройт - центр немецкой культуры"

Нет. Байройт - провинциальный городок, лишь на один месяц в году становящийся точкой международного притяжения. Конечно, тут и в "мирное" (то есть нефестивальное) время можно посетить некоторые достопримечательности, как Маркграфский оперный театр. Город связан не только с Вагнером, но и с такими именами, как Ференц Лист или Жан Поль (Jean Paul). Но "центром культуры" его все-таки не назовешь.

6. "Музыка Вагнера невыносимо громкая"

Это утверждают те, кто слышал музыку Вагнера только в фильмах, где она использовалась в качестве саундтрека, как, например, в знаменитом "Апокалипсисе сегодня" Фрэнсиса Форда Копполы. Каждый, кто хоть раз послушал одну из опер Вагнера полностью, знает, что эта музыка живет и дышит за счет контрастов между мощными оркестровыми пассажами и нежными, филигранными отрезками партитуры.

7. "Сюжеты Вагнера - страшно запутанные, в этих всех героях-рыцарях черт ногу сломит..."

Это не так. Да, тексты Вагнера, который неизменно писал сам свои либретто, порою звучат тяжеловесно. Но его сюжеты - скорее простые, порою символично-условные, по-оперному драматичные в лучшем смысле этого слова. Темы Вагнера - это центральные темы человеческого бытия: высокая любовь и испепеляющая страсть, дружба и предательство, смерть и бессмертие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18649
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Сен 10, 2018 1:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2018073205
Тема| Музыка, Опера, БТ, Персоналии, Игорь Головатенко
Автор| Татьяна Елагина
Заголовок| Игорь Головатенко: «Так мудро, как Верди, никто не писал для голоса»
Где опубликовано| © журнал БОЛЬШОЙ ТЕАТР № 2 (12), стр. 14-17
Дата публикации| 2018 июнь-июль
Ссылка| https://www.bolshoi.ru/upload/medialibrary/209/20980ef680aa4072ed44cbc79c7519e7.pdf#page=16
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Игорь Головатенко хорошо знаком любителям оперы не только в России, но и за рубежом. Он принимал участие в постановках Парижской национальной оперы, неаполитанского театра «Сан-Карло», Баварской оперы в Мюнхене и многих других европейских театров, выступал на престижных оперных фестивалях в Экс-ан-Провансе, Глайндборне, Савонлинна. В мае в Бетховенском зале Большого театра прошел сольный концерт Игоря Головатенко, а в июне один из лучших вердиевских баритонов России поет Жоржа Жермона в «Травиате» на Исторической сцене.


Игорь Головатенко в партии Жоржа Жермона («Травиата» Дж. Верди) Фото: Дамир Юсупов


Вы регулярно готовите интересные камерные программы. В программу вашего сольного концерта «Три века русского романса» наряду с вокальными циклами Мусоргского «Без солнца» и «Песни и пляски смерти» и четырьмя романсами Рахманинова вошли романсы Николая Голованова, которого мы гораздо лучше знаем как дирижера, чем как композитора.

Романсы Николая Семёновича Голованова совершенно чудесные! Он написал их более сотни, большинство в юном возрасте, чуть ли не до 20 лет. Мне удалось познакомиться с несколькими из них. Они же никогда не издавались, все в рукописях. Сохранились благодаря сотрудникам музея-квартиры Неждановой – Голованова. В архиве хранятся и романсы Голованова для голоса с оркестром, в партитурах. Я не имею возможности их исполнить сам, но взываю к дирижерам проявить интерес к неизвестной русской музыке столетней выдержки очень высокого качества.

XXI век был представлен в этом концерте композитором Головатенко.

Да, всегда страдал «графоманством» в студенческие годы. С тех пор забросил композицию, а недавно мне пришла в голову мысль: почему бы и нет? Если есть музыкальные идеи на стихи Александра Блока и сам могу их не только выразить, но и исполнить?

Недавно в репертуаре Большого после долгого перерыва вновь появился «Бал-маскарад». Вы не принимали участие в премьерных спектаклях, но уже исполняли партию Ренато за рубежом.

Да, осенью 2012 года в Италии. Сначала в Ровиго, потом, через полгода, в Савоне и еще, всё ту же постановку, в Бергамо. Как лично вы видите Ренато – злодеем или?.. Ренато – человек преданный, искренний и прямой. Кадровый военный – в тексте есть фраза, что он «пролил кровь за Ричарда», то есть сражался с ним рядом, возможно, даже спас, защитил в бою. Поэтому ситуация, когда он обнаруживает свою жену Амелию на свидании с Ричардом, его глубоко ранит. Горячая преданность Ренато своему «боссу» тут же превращается в противоположное чувство – жажду мести. Это следствие прямолинейного характера, не знающего полутеней и полумер. О характере Ренато больше сказать нечего. А вот музыкально есть интересные моменты. В известной арии «Eri tu che macchiavi quell» anima» («Это ты отравил душу ядом») светлая кантиленная середина, обращенная к Амелии, оркестрована арфой и двумя флейтами. Редкое сочетание с баритоном! Вообще люблю весь третий акт. Сцена Ренато и Амелии и последующая с заговорщиками тоже необычна чисто музыкально. Квартет – два баса, баритон и сопрано. Позже добавляется сопрано – паж Оскар. В последующей сцене, «Клятве», столько оригинального в оркестре! Начинается со вступления, где пиццикато контрабасов-дивизи плюс арфа. Есть люди, считающие Верди слабым оркестровщиком. Могу аргументированно спорить с ними хотя бы на этом примере.

Сколько у вас сейчас в арсенале спетых вердиевских партий?

Восемь. Жермон в «Травиате», Ренато в «Бал-маскараде», Сеид-паша в «Корсаре», Монфор в «Сицилийской вечерне» (обе версии, итальянская и французская), Ди Луна в «Трубадуре», концертное исполнение «Аиды» (Амонасро), Риголетто, Родриго ди Поза в «Дон Карлосе». Так получилось, что особенно урожайным на дебюты стал у меня сезон 2012/2013 года. С удовольствием добавил бы к этому списку двух Дон Карлосов – в «Эрнани» и «Силе судьбы», а также Форда в «Фальстафе». Но пока не предлагают.

Могу спросить про любимого героя?

Родриго, маркиз ди Поза, безусловно. Но и Ренато благодатная партия не только в плане вокала, но и как характер. «Дон Карлос» и «Бал-маскарад» хронологически близко созданы. Это опытный зрелый Верди. В основе «Бал-маскарада» пьеса Эжена Скриба. Хорошая драматургия всегда чувствуется в либретто, как железный каркас в здании.

Наверное, именно Родриго и Ренато вам самые удобные вокально и близкие по духу образы?

Мне Верди в принципе очень близок. Надеюсь со временем спеть все его оперы, где есть партии для баритона. Я бы с удовольствием попробовал Макбета. Музыкальный материал давно уже приготовил.

В долгосрочной перспективе кто вам ближе из двух баритоновых вершин – Симон Бокканегра или Яго?

Пока в Яго не вижу себя ни вокально, ни актерски. Бокканегру спел бы с большим удовольствием, хотя и не вдруг.
Должен признаться в своей окончательной и бесповоротной любви к Верди, потому что так мудро, как он, никто не писал для голоса. Вокальное письмо многих других гениев, того же Чайковского, требует от певцов чрезмерных усилий и экстремального напряжения. Нельзя, конечно, утверждать, что Верди легок для пения. Но то, что маэстро сам пел баритоном и мог попробовать созданное, очень чувствуется.

Остаются ли силы и желание слушать чтото не оперное, памятуя о ваших предыдущих специальностях: виолончелиста и симфонического дирижера?

К сожалению, на концерты ходить не позволяет занятость. Но благодаря Интернету слушаю много инструментальной музыки. Скажем, пару лет назад переслушал все фортепианные сонаты и камерную музыку Бетховена. Обожаю квартеты Чайковского и Бартока. Люблю симфонии Брукнера и Сибелиуса. Время от времени слушаю виолончельный репертуар. Всё это хорошо разгружает голову от оперы, потом возвращаешься со свежим восприятием своего и чужого пения.

===================================================================
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4
Страница 4 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика