Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Анна Павлова

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Аркадий
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 02.05.2010
Сообщения: 7

СообщениеДобавлено: Вс Окт 31, 2010 10:46 pm    Заголовок сообщения: Анна Павлова Ответить с цитатой

Помещаю "Несколько страничек из моей жизни", опубликованные А. Павловой в журнале «Солнце России» № 122 (23) – июнь 1912 г. Желающие увидеть отсканированный текст вместе с четырьмя фотографиями, сопровождающими его в журнале, могут пройтись по ссылке сюда. По указанному адресу материал поместил модератор форума Михаил Александрович. Я искренне ему благодарен за внимание к моей работе. Он же сообщил мне, что "Несколько страничек" были опубликованы как приложение к книге Виктора Дандре "Анна Павлова. Жизнь и легенда" (СПб. Витанова. 2003, с. 481 - 487). Коснусь ещё такого обстоятельства: есть утверждения, что отцом Павловой был банкир, еврей Лазарь Поляков, а есть утверждения, что отцом был евпаторийский караим Шабетай (Матвей) Шамаш. Т. к. далеко не все слыхали, кто такие караимы, замечу, не вдаваясь в сложные подробности, что это ныне исчезающий народ, по одной версии считающийся потомком хазар, по другой - этнической единицей, отделившейся от основной массы евреев на религиозной почве. У них бытует свой вариант иудаизма. Возможно, что там произошло смешение той части евреев с хазарами (последние - по крайней мере, часть из них - приняли иудаизм). Язык религиозного культа у караимов - древнееврейский, сам же караимский язык - тюркской группы. Одним из их центров была и продолжает быть Евпатория. Там, на Караимской улице есть культовый комплекс Большая и Малая кенасы (кенаса - ударение на последний слог - молитвенный дом караимов). В августе я их посетил - стоит того. Так вот, в помещении одной из них стоит стенд с фотографиями известных караимов. Среди них Анна Павлова (сфотографирована держащей руки в муфте), подпись приблизительно такая (жаль, что я не записал точно): "Анна Павловна Павлова, русская балерина (по отцу Анна Матвеевна Шамаш)". Я говорил на эту тему с газзаном (аналог еврейского раввина), но он особых подробностей обо всём этом не знает и точных свидетельств происхождения Павловой не имеет. Замечу уж заодно, что из знаменитых людей там представлен и одессит маршал Родион Малиновский - такая фамилия среди караимов действительно встречается. Караимская тема мне не чужда, т. к. я ею давно интересуюсь, и мой город, Одесса, также относился к одному из караимских центров.


Несколько страничек из моей жизни
(воспоминания балерины Анны Павловой)

Детство

Первое моё воспоминание – маленький домик в Петербурге, где мы жили вдвоём с матерью. Я была единственным ребёнком, и мы с ней остались одни на свете – отец мой умер, когда мне было два года.
Мать моя была очень религиозная женщина. Она и меня научила креститься и молиться перед иконами.
Богородица, с печальным кротким ликом, глядевшая на меня из серебряной ризы, стала моим другом. Каждое утро и каждый вечер я разговаривала с ней, поверяя ей все свои детские радости и горести.
Мы были бедны – очень бедны. Но мама всегда ухитрялась по большим праздникам доставить мне какое-нибудь удовольствие. На Пасху – огромное яйцо, начинённое игрушками, на Рождество – ёлочку, увешанную золотыми орехами. А раз, когда мне было восемь лет, она объявила мне, что мы поедем в Мариинский театр. Я взволновалась. Я никогда ещё не была в театре и всё допытывалась у матери, что же там будут представлять. Она рассказала мне в ответ сказку о Спящей красавице, которую я очень любила и которую мама рассказывала мне уже сто тысяч раз.
Только что выпавший снег сверкал при свете фонарей, когда мы ехали в Мариинский, и сани наши бесшумно скользили по замёрзшей дороге. Я, счастливая, прижалась к матери, которая обняла меня рукой, говоря:
– Вот, ты и увидишь волшебниц.
Ещё несколько минут, – и передо мной открылся неведомый мир…
Музыка к «Спящей красавице» написана нашим великим Чайковским. С первых же нот оркестра я притихла и вся затрепетала, впервые почувствовав над собой дыхание красоты. Но когда взвился занавес, открыв раззолоченную залу дворца, я тихонько вскрикнула от радости. И, помню, закрыла руками лицо, когда на сцену выехала старая злая волшебница, в карете, запряжённой крысами.
Во втором акте толпа мальчиков и девочек танцевала чудесный вальс.
– Хотела бы так танцевать? – с улыбкой спросила меня мама.
– Нет, не так. Я хочу танцевать так, как та красивая дама, что изображает Спящую Красавицу. Когда-нибудь и я буду спящей Красавицей и буду танцевать, как она, в этом самом театре.
Мама засмеялась и назвала меня глупенькой, не подозревая, что я нашла своё призвание в жизни.
Я ехала домой, как во сне, и только о том и думала, как я буду выступать на сцене в роли Спящей красавицы.
– Мамочка, милая, ты позволишь мне учиться танцевать? Скажи: позволишь?
– Да, да, Нюрочка, конечно, – отвечала она, целуя меня и, разумеется, думая о том, как я буду выезжать и вальсировать на балах, а она будет любоваться мной.
Но я-то думала совсем не о балах, а о балете, и ночью видела во сне, будто я балерина и порхаю по сцене, как бабочка, под очаровательную музыку Чайковского.
Я люблю вспоминать этот первый вечер в театре, который решил мою участь. На другое утро я только и говорила, что о моём великом решении и мама моя поняла, что её маленькая дочка – серьёзная и решительная молодая особа.
– Чтобы сделаться танцовщицей, – возразила она, – тебе придётся оставить твою маму и поступить в балетную школу. Разве моя Нюрочка захочет оставить свою маму одну?
– Нет, нет, я не хочу расставаться с тобой, но если это необходимо для того, чтобы сделаться балериной, тогда, значит, надо расстаться. Я поцеловала мать и стала просить её, чтобы она похлопотала о принятии меня в школу.
И расплакалась, когда она отказала мне. Лишь несколько дней спустя, измученная моей настойчивостью, мама согласилась пойти к директору театральной школы и взять меня с собой. Как я уже говорила, мы были очень бедны, и, быть может, мама решилась на этот шаг, чтобы обеспечить мне кусок хлеба на будущее, когда её уже не будет со мной, и мне придётся пробиваться одной.
– Но мы не можем принять восьмилетнего ребёнка, – сказал директор. – Приведите её, когда ей исполнится десять лет.
Это очень поразило меня и в течение двух лет ожидания я изнервничалась, стала грустной и задумчивой, мучимая неотвязной мыслью о том, как бы мне поскорей сделаться балериной.
Каждое лето, как водится в Питере, мы переезжали на дачу – крохотный, куколный домик с балконом, на котором мы, в сущности, и жили. Там и обедали, и занимались, на балконе же мама учила меня и шить.
Без шляпы и в старом ситцевом платьице, я часто бродила одна в лесу, прилегавшем к нашей даче. Мне мил был таинственный сумрак густых сосен, между которыми плясали мотыльки. Иногда я плела себе венки из лесных цветов, надевала их на голову и воображала себя Спящей Красавицей.

Новый мир

Когда мне исполнилось десять лет, я напомнила матери, что нам надо пойти к директору. У неё лицо стало серьёзное, но она уже не пыталась отговаривать меня – теперь мы лучше понимали друг друга.
Я обезумела от восторга, когда директор пообещал зачислить меня в число учеников. И, всё же, расплакалась, когда пришлось прощаться с мамой. Она тоже плакала. Тогда я не понимала её слёз, как понимаю их теперь. Она-то сознавала всё значение того шага, который я делаю. Простую, религиозную и счастливую домашнюю жизнь я меняла на бередящую нервы и опьяняющую жизнь искусства и сцены. И мама знала, что возврата нет, ибо, кто раз попробовал этой жизни, тот уже не уйдёт от её чар, хотя бы лично он не нашёл в ней счастья.
Поступить в Императорскую балетную школу – это всё равно, что поступить в монастырь, такая там царит железная дисциплина. Каждое утро в восемь часов торжественный звон большого колокола будил нас, и мы торопливо одевались под надзором надзирательницы, следившей за тем, чтобы мы тщательно мыли руки, чистили ногти и зубы. Одевшись, мы шли на молитву, которую вслух нараспев читала одна из воспитанниц перед иконой, возле которой красной звёздочкой мерцала лампада. В девять завтракали чаем с хлебом и маслом; затем следовал урок танцев.
Мы собирались в большой комнате, очень высокой и светлой. Мебели там было только: несколько диванчиков, рояль и огромные, до полу, зеркала. А на стенах портреты русских государей. Наш любимый портрет был Екатерины II. Её гордые, и в то же время, смеющиеся глаза, казалось, смотрели прямо на нас, словно следили за всеми нашими па, критикуя и одобряя нас.
Сначала танцевали маленькие, потом старшие. В полдень, по звонку, мы завтракали, потом шли на прогулку, потом опять учились до четырёх, потом обедали. После обеда нам давали немного свободного времени; потом опять начинались уроки фехтования, музыки, иной раз и репетиции танцев, в которых нам предстояло участвовать на сцене Мариинского театра. Ужинать давали, обыкновенно, в восемь, а в девять мы были уже в постели.
Разнообразие вносили в эту жизнь только хождение в баню по пятницам да в домашнюю церковь по субботам и воскресеньям. В большие праздники нас водили в театры: Александринский, Мариинский, Михайловский.
Иногда у нас в училище бывали балы, на которые приглашались воспитанники балетной школы, помещавшейся этажом выше. Тут уже каждая из нас старалась принарядиться, приколоть бантик, вплести в косу красивую ленточку. Повертевшись перед зеркалом и припудрившись, мы застенчиво входили в бальную залу.
Всего больше волнений было, когда приезжал кто-нибудь из Царской Семьи.. Государь и Царская фамилия интересовалась нашей школой и часто посещали её. Помню, однажды, когда я была ещё в младшем классе, приехал Государь Император Александр III с Императрицей Марией Фёдоровной и Великими Князьями. Мы, воспитанницы, танцевали балет на нашей маленькой сцене. После балета нас всех пригласили в аудиторию, где была Царская Семья, и Государь посадил к себе на колени мою подругу Станиславу Белинскую. Он всегда был такой простой и добрый – настоящий русский. Я расплакалась.
Меня стали спрашивать, о чём я плачу.
– Я тоже хочу, чтобы Государь посадил меня к себе на колени, – отвечала я, обливаясь слезами.
Чтоб утешить меня, Великий Князь Владимир Александрович взял меня на руки, но я не удовлетворилась этим.
– Я хочу, чтоб Государь поцеловал меня!
Великий Князь хохотал до упаду.
В таких случаях Августейшие Гости обыкновенно пили чай вместе с нами в столовой, и мы ничуть не стеснялись вместе с ними: и Государь, и Государыня были такие простые и добрые, словно родные, и мы держались с ними совсем просто. Каждое воскресенье меня навещала мама, а по праздникам брала меня к себе. Летом мы, как прежде, ездили на дачу – всё на ту же, с которой мы и теперь не можем расстаться, и эти воспоминания я пишу на нашем балкончике, который остался мил мне, как память детства.
Из школы я вышла шестнадцати лет, со званием первой танцовщицы. С тех пор я дослужилась до балерины. В России, кроме меня, только четыре танцовщицы имеют официальное право на этот титул. Мысль попробовать себя на заграничных сценах пришла мне впервые, когда я читала биографию Тальони. Эта великая итальянка танцевала всюду: и в Париже, и в Лондоне, и в России. Слепок с её ножки и поныне хранится у нас в Петербурге.

Обучение танцам

Одна из первых задач будущей танцовщицы – научиться сохранять равновесие, стоя на кончиках пальцев. Вначале ребёнок не способен простоять так и минуты, но постепенно развивается достаточная сила в мускулах пальцев, чтобы пройти на них несколько шагов, сперва неуверенно, как начинаешь кататься на коньках, потом всё увереннее, и, наконец, без всякого труда. Когда эта первая трудность побеждена, начинают учить разным па. Учительница показывает, а небольшая группа в пять-шесть человек минут десять повторяет те же па; потом идёт отдыхать, и её сменяет другая группа. Кроме разных сложных па, принятых в классическом балете, приходится изучать в нашей школе ещё множество исторических и национальных танцев: менуэт, мазурку, венгерку, итальянские и испанские танцы.
Старшие ученицы очень много упражняются сами. Я знала одного балетного артиста, который упражнялся по шести часов в день. Одна моя приятельница, танцовщица, достигшая теперь большой известности, летом обыкновенно едет на дачу или в деревню и упражняется там по четыре часа в день, под наблюдением своего брата, прекрасного танцовщика. Как и во всякой другой области искусства, так и тут успех зависит, главным образом, от личной инициативы и настойчивости в работе. Даже балерина, имеющая успех, не может позволить себе лениться. Чтобы сохранить технику, она должна ежедневно упражняться, как пианист должен играть гаммы и экзерсисы. Она должна так безукоризненно владеть техникой, чтобы на сцене ни о чём уже не думать и не заботиться, кроме экспрессии.
Танцевать с кавалером – само по себе искусство, и его также надо старательно изучать. Балерина обязана быть не только грациозной, но и разнообразить свои позы, когда она падает в объятия танцовщика, чтобы не наскучить зрителю. Тут нужна большая ловкость и практика.
У нас в Императорской балетной школе проходят также историю танцев – и даже экзамен сдают – и очень тщательно изучают искусство грима.

Турне

Первая поездка была в Ригу. Этот красивый, чисто немецкий город понравился мне; публика приняла меня отлично, и это очень ободрило меня. Из Риги мы поехали в Гельсингфорс, Копенгаген, Стокгольм, Прагу и Берлин. Всюду наши гастроли приветствовали, как откровения нового искусства.
В Стокгольме король Оскар каждый вечер приходил смотреть на нас. Но каково же было моё изумление, когда мне сообщили, что король приглашает меня во дворец. За мной прислали придворную карету, и я покатила по улицам Стокгольма, словно принцесса. Король принял меня в большой зале, которую я уже видела, когда осматривала дворец, произнёс маленькую речь, в которой очень милостиво и приветливо благодарил меня за удовольствие, доставленное ему моими танцами, сказал, что ему больше всех понравился испанский танец и показал мне шведский орден – «За заслуги перед искусством».
Я была очень польщена такою милостью, внимание, оказанное мне толпой, провожавшей меня после одного представления от театра до моего отеля, было мне ещё дороже. Жизнь танцовщицы многие представляют себе легкомысленной. Напрасно. Если танцовщица не держит себя в ежовых рукавицах, она недолго протанцует. Ей приходится жертвовать собою своему искусству. Награда её в том, что ей иной раз удаётся заставить людей забыть на миг свои огорчения и заботы. Я поняла это в Стокгольме. В толпе, провожавшей меня из театра, была всякого рода публика: рабочие и конторщики, продавщицы и портнихи. Все молча шли за моим экипажем: без криков, без рукоплесканий; кажется, даже без разговоров между собою и потом долго стояли под моим балконом. Мне сказали, что надо выйти на балкон. Я вышла – и меня встретили целой бурей рукоплесканий и восторженных криков, почти ошеломивших меня после этого изумительного молчания. В благодарность я могла только кланяться. Потом они начали петь милые шведские песни. Я не знала, что делать. Потом сообразила – бросилась в комнату, притащила корзины, подаренные мне в этот вечер, и стала бросать в толпу цветы: розы, лилии, фиалки, сирень… Долго, долго толпа не хотела расходиться… Растроганная до глубины души, я обратилась к своей горничной, спрашивая: «Чем я так очаровала их?»
– Сударыня, – ответила она, – вы подарили им минуту счастья, дав им на миг забыть свои заботы.
Я не забуду этого ответа… С этого дня моё искусство получило для меня смысл и значение.
На следующий год я поехала с русской балетной труппой в Лейпциг, Прагу и Вену, где мы танцевали прелестное «Лебединое Озеро» Чайковского. Потом я присоединилась к труппе Дягилева, знакомившего с русским искусством Париж. Фокин сумел очаровать парижан, понимающих искусство, и строгих критиков. Он – гений, и я в восторге от его успеха в Ковент-гардене, но красота его декораций, великолепие постановки, прелесть музыки – всё это так поражает и захватывает зрителя, что он уже не смотрит на отдельных исполнителей. Индивидуальность артиста пропадает для него. Париж знает русский балет в постановке Фокина, но Париж не знает меня, как знают меня в Англии и Америке.
Во время этих парижских гастролей я однажды ездила в Лондон, через канал, чтобы танцевать на вечере, данном леди Лондесборо в честь короля Эдуарда и королевы Александры. Их величества были очень милостивы ко мне и удостоили выразить признательность и удовольствие.
Я вернулась в Лондон в 1910 году и выступала в Палас-театре. Мои друзья здесь предостерегали меня, говоря, что не пристало прима-балерине императорских театров выступать за границей в music hall’e. Но я, хорошо зная лондонские театры и лондонскую публику, не задумываясь, подписала ангажемент – и не жалела об этом. Английская публика необычайно мила и необычайно восприимчива. Для меня было большой радостью, что она оценила как раз те танцы, которые я сама больше всех люблю и в которые вкладываю всю себя. Я чувствую, что мы с английской публикой понимаем друг друга.
Из Лондона я поехала на гастроли в Америку, где танцевала в театре Метрополитан. Разумеется, я в восторге от приёма, устроенного мне американцами. Газеты помещали мои портреты, статьи обо мне, интервью со мной и – надо правду сказать – кучу вздорных выдумок о моей жизни, моих вкусах и взглядах. Я часто хохотала, читая это фантастическое враньё и видя себя тем, чем я никогда не была – чудачкой и необыкновенной женщиной. Сила фантазии американских журналистов прямо изумительна.
Из Нью-Йорка мы ездили в турне по провинции. Это было настоящее триумфальное шествие, но страшно утомительное. На нашем специальном поезде, служившем нам и отелем, мы сделали несколько тысяч миль, иной раз приезжали в город только на один спектакль и, по окончании его, спешили на вокзал, чтобы снова ехать ночь и, порой, весь следующий день, до новой остановки. Меня звали и на следующий год в Америку, и мне самой хотелось ехать, но у меня положительно не хватает сил на эту скачку через континент – так страшно она разбивает нервы.
Несколько дней мы пробыли в Канаде, и там я была поражена вниманием и любезностью канадцев. Приведу следующий инцидент. Однажды, после спектакля, я поехала ужинать в ресторан. Все столики были заняты – ни одного свободного местечка. Но некоторые из сидевших узнали меня и поспешили предложить мне свои стулья. Я так устала, что с радостью приняла эту любезность. После ужина, один из сидевших за соседним столиком, неожиданно встал и произнёс прелестную маленькую речь, предлагая всем выпить за моё здоровье. Я была очень тронута, но, помню, первой моей мыслью было, что я в старом дорожном костюме. Мне нисколько не совестно в этом признаться – каждая женщина на моём месте подумала бы то же. Однако, это не помешало всем выпить за моё здоровье.
Инцидент этот попал в газеты, и в Портланде мне устроили такую же овацию.

_______

Я так много уже наговорила о себе, что теперь хочу ответить на вопрос, который мне часто предлагают: почему я не выхожу замуж? Ответ очень простой. По-моему, истинная артистка должна жертвовать собой своему искусству. Подобно монахине, она не вправе вести жизнь, желанную для большинства женщин. Она не может обременять себя заботами о семье и о хозяйстве и не должна требовать от жизни тихого семейного счастья, которое даётся большинству.

_______

Ветер колышет вершины сосен перед моим балконом – тех самых сосен, среди которых я гуляла в детстве. Звёзды светят, озаряя северную густую ночь. Я кончила свои записки. Теперь я вижу, что жизнь моя представляет собою единое целое. – Преследовать безостановочно одну и ту же цель – в этом тайна успеха. А что такое успех? Мне кажется, что он не в аплодисментах толпы, а скорее в том удовлетворении, которое получаешь от приближения к совершенству. Когда я ребёнком бродила среди этих сосен, я думала, что успех – это счастье. Я ошибалась. Счастье – мотылёк, который чарует на миг и улетает.


Анна Павлова
(«Pall-Mall Magazine»)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Callisto
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 855

СообщениеДобавлено: Пн Янв 24, 2011 12:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Великая русская балерина Анна Павлова скончалась от пневмонии 80 лет назад, 23 января 1931 г. в Гааге, во время гастрольного турне.
По легенде последними её словами были: «Приготовьте мой костюм лебедя!».
Все годы эмиграции балерина мечтала вернуться на родину, в Россию. Урна с её прахом находится в Golders Green Crematorium, в Лондоне. По решению британских властей прах Анны Павловой навсегда останется в Англии.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Людмила З
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 14.05.2003
Сообщения: 1569
Откуда: Россия

СообщениеДобавлено: Пн Янв 24, 2011 4:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Посмертная маска Анны Павловой.

Она хранится в Перми в небольшом музее при гимназии, которую называют Дом Дягилева. Гимназия находится в доме, который когда-то принадлежал семье Дягилевых.
Когда видишь маску поражает очень маленькая, изящная головка балерины и необыкновенно тонкие черты лица.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MrsSmith
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 17.10.2010
Сообщения: 1091
Откуда: C.-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 24, 2011 10:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая Callisto, а почему Вы решили, что Павлова мечтала вернуться в Россию, точнее говоря, в Советский Союз? Она не раз высказывалась о том, что ее домом стал Лондон, Айви-Хауз.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Callisto
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 855

СообщениеДобавлено: Вс Фев 13, 2011 3:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой


12 февраля исполнилось бы 130 лет со дня рождения Анны Павловой
На ее родине кроме показа фильма по ТВ этот факт никак не отмечается?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
MrsSmith
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 17.10.2010
Сообщения: 1091
Откуда: C.-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Фев 13, 2011 5:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Аркадий, если Вас интересует тема караимов, то могу сообщить, что, насколько мне известно, караимкой была известная ленинградская балерина, одна из ведущих солисток Мариинского театра Фея Ивановна Балабина.
Что касается слухов о том, что отцом Анны Павловой был некий банкир или адвокат (такое я тоже слышала), то в ее времена балетоманы считали ее законной дочерью Матвея Павлова, который после службы в армии стал городовым. Когда она станцевала Аспиччию в "Дочери фараона", недоброжелатели говорили: "Вот это настоящая дочь фараона!" (как известно, фараонами тогда называли полицейских, городовых). Об этом упоминает Д. Лешков в своей книге "Партер и карцер" (М.: Молодая гвардия, 2004).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Натали
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 23.01.2007
Сообщения: 105

СообщениеДобавлено: Чт Мар 17, 2011 4:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо! Очень интересно!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Callisto
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 855

СообщениеДобавлено: Вс Фев 12, 2012 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сегодня Google вспоминает Анну Павлову - прошел 131 год со дня ее рождения.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Mura
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 19.11.2011
Сообщения: 399

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2012 9:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

12 февраля день рождения Анны Павловой

http://chtoby-pomnili.livejournal.com/556448.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
BVI
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 31.03.2011
Сообщения: 664

СообщениеДобавлено: Пт Апр 13, 2012 3:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наткнулся в совершенно неожиданном месте на подшивки французского еженедельного журнала "L'Illustration". Сфотографировал несколько страниц, посвященных русскому балету, в том числе статью на смерть Анны Павловой в февральском номере 1931 года.



Перевод (мой, поэтому извиняюсь за его неуклюжесть):

СМЕРТЬ ЛЕБЕДЯ

Знаменитая русская танцовщица Анна Павлова умерла в Гааге 23 января после скоротечной болезни. Искусство хореографии потеряло с ней одну из наиболее гармоничных, волнующих личностей. Она родилась в Санкт-Петербурге 31 января 1885 (так в тексте,- BVI).В возрасте восьми лет она ощутила непреодолимую склонность к танцу. Двумя годами позже она поступила в школу балета императорских театров, и стремительно стала её звездой. В двадцать два года она начала гастролировать за границей и получила всемирное признание. Когда за несколько лет до войны Сергей Дягилев дал Парижу откровение русского балета, не было в нем образа более чистого, более идеального, чем образ Павловой. В «Фее кукол» Байера, в «Амарилле» или «Снежинках» Чайковского, в «Осенних листьях» Шопена она оставляла глубокое впечатление грациозной хрупкости, трогательного романтизма и какой-то нематериальности. Однако её триумфом стал «Умирающий лебедь» (букв. Перевод с французского – «Смерть лебедя», «la Mort du cygne», - BVI), поставленный для неё Михаилом Фокиным на музыку Сен-Санса. Неисчислимые фотографии сделали знаменитым этот белый образ и вдохновили множество художников. Мы найдем их и в коллекции “L’Illustration” в номерах от 27 декабря 1919 и 13 октября 1928, где Андрэ Левинсон, комментируя пастели и офорты Эрнста Опплера с её изображением, писал: «Её интуитивный гений - эта потусторонняя мука её образа, эта ангельская нега её port-de-bras – делает ее лучшей танцовщицей эпохи и, возможно, всех времен. Безусловно, наш век не создал поэмы человечнее и мучительнее, чем этот «Умирающий лебедь». Непостоянная в настроении, Павлова никогда не решалась закрепиться на одном месте. Она отказалась от предложений стать главным хореографом миланской Ла-Скала и чикагской Оперы. В последние годы она проводила долгое время в принадлежащем ей прекрасном поместье в предместьях Лондона, но часто и выезжала во Францию, Италию и Соединенные Штаты. Также она дала серию представлений в Париже, в театре на Елисейских полях в 1928 году. Несмотря на неоднократные заявления о намерении прекратить выступления в театре, она уступила настойчивым уговорам дирекции и подписала новый ангажемент на выступление в большом парижском мюзик-холле в будущем месяце. Несколько дней назад она, проездом на курьерском поезде, оказалась в Бордо, где случилось несчастье. Она простудилась, но несмотря на это продолжила свой путь в Гаагу, где слегла в постель, и где умерла. Два десятка лет Павлова была супругой своего аккомпаниатора, М.В. Додре, находившегося у её изголовья до последних мгновений. Эта потеря невосполнима: она облачила в траур Красоту и Искусство, которые не будут отныне служить нам такой же преданной верой, тщательностью, умением и талантом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
I.N.A.
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 07.05.2003
Сообщения: 8934
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Апр 16, 2012 11:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Анна Павлова с Чарли Чаплиным
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Irinaki
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 01.05.2012
Сообщения: 32

СообщениеДобавлено: Вт Май 01, 2012 8:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Временно открытые Сообщества на сайте "Вконтакте", посвященные :
"Русcким Сезонам" http://vk.com/club3955633
Анне Павловой http://vk.com/club3955633#/star_anna_pavlova
и просто очень милое сообщество, где есть большой фотоальбом, посвященный А. Павловой и другим Великим артистам балета...
http://vk.com/club3955633#/ballet_history
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Callisto
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 05.10.2006
Сообщения: 855

СообщениеДобавлено: Пт Июн 08, 2012 11:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
narvsky
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 26.11.2011
Сообщения: 586
Откуда: Москва коронавирусная

СообщениеДобавлено: Сб Янв 23, 2021 10:30 pm    Заголовок сообщения: 90 лет со дня смерти Анны Павловой Ответить с цитатой

Татьяна Кузнецова к 90-летию со дня смерти Анны Павловой:
https://www.kommersant.ru/doc/4655214?from=four_culture
_________________
"Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь..." (А.Ахматова)
"...Ахматова уже одним только тоном голоса или поворотом головы превращала вас в гомо сапиенс". (И.Бродский)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика