Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2006-03
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 11, 12, 13  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 8:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033104
Тема| Балет, БТ, «Золотой век», Персоналии, Ю. Григорович
Авторы| Марина Борисова
Заголовок| Тоска по Золотому веку
Под громкие аплодисменты публики в репертуар Большого театра вернулся балет Дмитрия Шостаковича «Золотой век»
Где опубликовано| «Московские новости»
Дата публикации| 20060331
Ссылка| http://www.mn.ru/issue.php?2006-11-36
Аннотация| В Большом театре возобновлен "Золотой век".

Балет, написанный Шостаковичем в двадцать четыре года (мировая премьера состоялась в 1931-м в Кировском театре), был поставлен в Большом в 1982-м и стал двойным апогеем - эпохи Григоровича и позднего застоя.

Если вы тоскуете по времени, черно-белым образом которого были телевизионные трансляции партийных съездов, а массмедийным героем - генеральный секретарь, "Золотой век" как раз для вас. Официально он появился к дате - столетию со дня рождения Шостаковича, однако смысл возобновления не мемориальный и даже не художественный. Сюжет балета (в редакции 1982-го) в большей степени повод для капустника, чем для масштабного высказывания.

Героев зовут Рита, Борис, Яшка и Люська, тема - борьба социалистических (рыбаки) и вражеских (нэпманы и бандиты) элементов. Хореографическое прочтение интересно сегодня исключительно в одном-единственном ракурсе: оно дает возможность увидеть, как из ничего можно вылепить монументальную фреску, которая выглядит сборником автоцитат главного советского хореографа.

Плакатная танцевальная лексика, замешанная на эстетике физкультурных парадов, может расцвести, если есть выдающийся танец, как у Ирека Мухамедова в роли Бориса в 1982-м. В сегодняшнем "Золотом веке" занят только один исполнитель, ради которого можно вытерпеть шаблоны хореографии, - Николай Цискаридзе. Однако его "должность" (партия ресторанного конферансье) подобного рода фигуры явно не заслуживает.

Остается главный вопрос: зачем сегодня нужно было ставить третий балет Шостаковича? Чтобы скомпрометировать его как балетного автора? Или для того, чтобы соорудить монумент искусству официоза? Казалось, оно умерло вместе со своей эпохой. Но оказывается - нет: жизнь коротка, а искусство вечно. Даже искусство застоя.


Последний раз редактировалось: Наталия (Пт Мар 31, 2006 8:22 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 8:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033105
Тема| Балет, «Золотая маска», Красноярский балет, "Ромео и Джульетта"
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| "Ромео и Джульетта" Красноярского балета
Где опубликовано| «Коммерсантъ – Weekend»
Дата публикации| 20060331
Ссылка| http://www.kommersant.ru/Doc.html?docId=661535
Аннотация|



"Ромео и Джульетту" привез на "Золотую маску" Красноярский театр оперы и балета, возглавляемый Сергеем Бобровым. Хореограф Бобров, экс-солист Большого, знающий наизусть обе московские постановки "Ромео" – знаменитый драмбалет Леонида Лавровского 40-х годов и версию Юрия Григоровича, поставленную в 70-е,– приложил все силы, чтобы очистить неумолимую память от груза наследия. Следы этой борьбы с собой отчетливо видны в его балете.
Битва начинается с декораций: художник Дмитрий Чербаджи отдал щедрую дань балетным 70-м, выстроив на заднике сцены средневековый замок-палаццо из тяжелых глыб камней, будто взятых напрокат у "Спартака". В костюмах персонажей смешались все стили – такие колеты и рубашки Ромео носил еще в 40-е годы, Джульетта укоротила свои платьица по моде 60-х, а воинственный "народ" – детище китчевых 90-х, стоит только взглянуть на остроконечные металлические бюстгальтеры горожанок. В хореографии эклектики не меньше – в духе драмбалета здесь рубятся на всамделишных стальных мечах, объясняются жестами и обращаются лицом в зал, когда надо нарисовать на лице потаенные чувства.
Коварные подножки подставляет хореографу и его склонность к опредмечиванию метафор: весь спектакль Ромео и Джульетта "пьют из источника страсти", черпая любовь пригоршнями прямо из-под ног, а умирая, встряхивают кистями рук и следят, как "вытекает по каплям жизнь". Метод визуализации метафор не исключает и удач: отлично придуман бал у Капулетти, когда гордые дамы во главе с хозяйкой вдруг покидают панцири своих платьев, превращаясь в нагих менад, испещренных красными нитями кровеносной системы


Последний раз редактировалось: Наталия (Пт Мар 31, 2006 5:52 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 8:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033106
Тема| Современный танец, «Балет Евгения Панфилова», «Бойцовский клуб», «Балет толстых»
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Толстые и тонкие
Пермский балет Евгения Панфилова дал урок умной политкорректности
Где опубликовано| «Независимая газета»
Дата публикации| 20060331
Ссылка|http://www.ng.ru/culture/2006-03-31/12_fatnthin.html
Аннотация|

Выступления пермской компании «Балет Евгения Панфилова» прошли на сцене Малого театра. В рамках одной компании выступили три совершенно разных коллектива. Обыкновенные танцовщики, «Бойцовский клуб», обыгрывающий гипертрофированную маскулинность, и «Балет толстых», название которого комментариев не требует. Московские гастроли подвели итоги оригинального эксперимента, поставленного Панфиловым над человеческим телом.
Слишком большая театральная площадка была выбрана неудачно: современному танцу вряд ли подходят пустые яруса и бархатно-плюшевая обстановка этого зрительного зала. Впрочем, пермские артисты привычны ко всему: в родном городе у них до сих пор нет собственной сцены.
Уже четыре года компания существует без своего погибшего основателя, но питается его идеями. Евгений Панфилов когда-то приехал в Пермь из Архангельской области и на пустом месте создал коллектив, не потерявшийся рядом с известной балетной труппой местного оперного театра. Панфилов сумел приучить публику к неведомым в то время словам «модерн-данс», поставил более 100 спектаклей и придумал новые способы театрального воздействия. Он создал труппу, профессионально танцующую неклассическую хореографию, и одновременно сделал ставку на непрофессиональную манеру движения людей, которые не учились классическому (а также никакому другому) танцу, но по меньшей мере имели горячее желание танцевать.
Так возникли «Балет толстых» и «Бойцовский клуб». В первом шоу были задействованы люди, чей вес был больше 85 килограммов. Для «Бойцовского клуба» Панфилов нашел мальчиков, качавших мышцы в спортклубах или занимающихся модельным бизнесом. В общем, тех, кто гордился физической силой и внешностью больше, чем умом. Обеим компаниям Панфилов сочинил специальный репертуар, раскрывающий их особенности.
С тех пор утекло много воды. Те, кто начинал с Панфиловым в «Бойцовском клубе», теперь без пяти минут инженеры и врачи, заканчивающие ординатуру. И нет закомплексованных женщин и мужчин, страдающих от глупых насмешек в свой адрес. Имеются артисты «Балета толстых», у которых есть балетный станок по утрам, приличный репертуар (шесть спектаклей) и успех в стране и за границей. А основной пермский коллектив, собственно «Балет Евгения Панфилова», отличается от полусамодеятельного сборища энтузиастов, когда-то решивших заняться безнадежным делом – современным танцем в российской провинции.
Выступления панфиловцев в Москве с целым букетом программ показали, что и без своего основателя труппа держится на плаву. Как полные женщины показывали чудеса шустрости, так и показывают (спектакли «Времена года» и «Бабы. Год 1945»). Как использовали свои нехилые спортивные навыки артисты «Бойцовского клуба», так и продолжают использовать («Тюряга» и Тирбушон»). Основная компания, «Балет Евгения Панфилова», сохраняет в репертуаре лучшие проекты хореографа – от широко разлившейся «Реки» до трагикомедии «Восьми русских песен». Конечно, в репертуаре панфиловцев есть балеты разного качества: в неравной битве между зрелищностью и содержательностью спектаклей стороны побеждают друг друга с переменным успехом. Но эта труппа по-прежнему чуть ли не единственная в России, кто занимает не востребованную у нас, но популярную в мире нишу танца-модерн – между царством балетной классики и новейшими движенческими техниками.
В проектах Панфилова важна социальная парадигма. В России принято подтрунивать над крайностями американской политкорректности: мол, они смешны в своем активном желании заботиться о разного рода меньшинствах. Но не в Америке, а у нас махровым цветом цветет ксенофобия, и люди, гордящиеся собственной типичностью («свои»), гоняют тех, кто не похож на них («чужие»), будь то негры, евреи, физически слабые «ботаники» или те, чья «рожа мне не нравится».
Пермский театр дал урок подлинной политкорректности. Забитые обществом толстушки и осмеиваемые интеллектуалами «качки» благодаря Панфилову органично вошли в культуру, обогатив и ее, и самих себя. Теперь в Перми наверняка меньше людей, которым придет в голову обзывать толстяка «жиртрестом» или трунить над «культуркой» с ее балетами. Потому что Панфилов доказал, что вопреки пренебрежению деловых позитивистов и увлеченных реальностью «практиков» можно найти смысл жизни через искусство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 8:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033107
Тема| Балет, МТ, VI Фестиваль балета, «Ундина», Персоналии, П. Лакотт
Авторы| Юрий Арпишкин
Заголовок| Приключение с "Ундиной"
Знаменитый Пьер Лакотт взял старинный балет и создал из него современное зрелище
Где опубликовано| «Московские новости»
Дата публикации| 20060331
Ссылка| http://www.mn.ru/issue.php?2006-11-28
Аннотация|


Международный балетный фестиваль "Мариинский" открылся премьерой "Ундины" в постановке Пьера Лакотта, знатока романтической хореографии. Для работы в Петербурге хореограф избрал спектакль Перро на музыку Пуни, создавший канон многоактного балета второй половины XIX века. Лакотт создал зрелище, увлекательное для знатоков истории балета и захватывающее для зрителя.

После премьеры балетмейстер ответил на вопросы "МН".

- Почему вы взялись именно за "Ундину"?

- Моя жена, Гилен Тесмар, бывшая звезда Парижской оперы, посоветовала обратить на нее внимание. И вот я приезжаю в Петербург для переговоров с театром, накануне встречи звоню балетмейстеру Никите Долгушину, не подозревающему о цели моего визита, и он тотчас же приглашает в гости, предупредив, что у него есть для меня нечто интересное. Когда я пришел, он показал мне клавир "Ундины" 1851 года, предназначенный для первого выступления в Петербурге легендарной Карлотты Гризи. Я счел это указанием свыше!

Позже в Лондоне я нашел еще более раннюю версию, предназначавшуюся для Фанни Черрито. А в Театральном музее Петербурга - старую оркестровую партитуру, такую ветхую, что рассыпается от любого прикосновения. Поэтому оркестровка, к сожалению, неудачная, была сделана заново.

- Как складывалась репетиционная работа?

- Не гладко. Из трех составов солистов до премьеры дотянул только один. Диана Вишнева заболела. Насчет остальных трудно что-нибудь утверждать. Не перестали ли они ходить на репетиции, узнав, что премьеру танцуют другие? Но я был вполне вознагражден: молодые артисты, танцевавшие премьеру, выше всяких похвал. Художник по свету Александр Наумов, декораторы и костюмеры создали по моим эскизам прекрасные костюмы (часть поступила из мастерских всего за несколько часов до начала спектакля). Сложности были и с оркестром. И все же я счастлив. Этот спектакль я задумывал как благодарное приношение всему, что люблю и ценю в Петербурге и в России. Столько было замечательных событий в Мариинском театре! Недавно я оказался один на сцене, брр!

Ходил по ней и думал о французских хореографах, которые со времен Екатерины обретали в Петербурге вторую родину и создавали эту удивительную франко-русскую школу. Пусть это прозвучит сентиментально, но кажется, сама Терпсихора тогда избрала Петербург.

- Расскажите подробнее о вашем методе реконструкции старинных балетов. Ведь архивных материалов и живых свидетельств, какими бы подробными они ни были, все равно недостаточно. Многое приходится домысливать?

- Вопрос сложный, но ответ на него можно дать простой. К восстановлению старинных балетов следует подходить смиренно, в духе самоотречения. Надо владеть особенностями исторических стилей, укрощать свою волю, не позволять себе навязывать старой хореографии свои вкусы. Нужно стараться сохранить очарование вещи, ее тайну, но не гальванизировать труп. Старинные шедевры надо подавать, как драгоценности, в оправе, а если из них выпали какие-то камушки - аккуратно вставить их на место.

Есть два типа хореографии. Один - поиски нового слова. Другой - вчувствование в традицию. Такой хореограф тоже является автором, но своеобразным, и каждая постановка - рискованное приключение. Ведь наша задача - перенести зрителя в атмосферу прошлого, которая не должна ни шокировать, ни смешить, ни казаться старомодной: перенести его в мир, балансирующий между мечтой и реальностью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 8:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033108
Тема| Балет, МТ, VI Фестиваль балета
Авторы| Ольга МАКАРОВА
Заголовок| ФЕСТИВАЛЮ "МАРИИНСКИЙ" - "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО"
Где опубликовано| «Невское время»
Дата публикации| 20060330
Ссылка| http://www.nevskoevremya.spb.ru/cgi-bin/pl/nv.pl?art=237402975
Аннотация| Большой праздник балета прошел в Петербурге без особых открытий, но без маленьких подарков зрители не остались.


На завершившемся VI международном фестивале балета "Мариинский" всего было по три: три репертуарных спектакля с приглашенными звездами, три бенефиса, три вечера с пометкой "премьера" в афише (две "Ундины" и проект "Новые имена") и три новых постановки молодых хореографов. Да и сам фестиваль прошел вполне удовлетворительно, правда, без неожиданных открытий и трепетных откровений.
Из репертуарных спектаклей, при всем уважении к именам и мастерству приехавших звезд, номером один стало "Лебединое озеро" с Ульяной Лопаткиной и Ильей Кузнецовым (Ротбарт). Одетта-Одилия Лопаткиной в представлении не нуждается, и все же, не раз видев ее в коронной партии и понимая, насколько несоотносим с ней никакой пафос слов, не побоюсь сказать, что спектакль оставил ощущение, что вот оно, настоящее Искусство, где суть не столько в щедром подарке природы, удлиненных невероятной красоты линиях, не столько в достижениях и поиске в технике и в роли, сколько в наполненности танца внутренней личностной энергетикой, которая завораживает, не позволяет отвести глаз от движений, а после побуждает к размышлениям. И нервный, действительно сказочный и злой волшебник Кузнецова был достоин Лебедя Лопаткиной.
В бенефисах самым интересным было представление новинок, хореографии, поставленной специально на бенефициантов: новинкой Николая Цискаридзе была "Кармен" Ролана Пети, в которой он побывал и Тореодором, и цыганкой, и Хозе, Фарух Рузиматов попробовал прикоснуться к фламенко, а Игорь Зеленский делился напряженными переживаниями судьбы художника театра в Concerto Grosso Аллы Сигаловой.
Трио премьер молодых хореографов получилось разнообразным по пластике, по музыке и по организации танцевального материала. В "Мещанине во дворянстве" москвича Никиты Дмитриевского на музыку Рихарда Штрауса при оригинальных находках пластических решений, с юмором поставленных трио и соло не получилось сюжетно выстроенного спектакля, в суете смены сцен потерялась драматургия. "Шинель" американца Ноа Д. Гелбера прозвучала вполне в гоголевском духе - нашлось в ней место и фантасмагории, и трагедии не только благодаря выдумке хореографа, а во многом благодаря ярким актерским работам Андрея Иванова (Акакий) и Ислома Баймурадова (Портной).
Заключительный гала-концерт не стал исключением из логики триединств фестиваля: три дуэта составили его кульминацию - воплощение эмоций, Диана Вишнева и Андрей Меркурьев в порывистом воздушном дуэте Ратманского из "Золушки", искренняя и смелая в поддержках пара, Алина Кожокару и Йохан Кобборг в "Манон" и Ульяна Лопаткина и Илья Кузнецов в только что подготовленном с самим хореографом Trois Gnossiennes Ханса ван Манена. Это геометрически выверенная синхронность, медитативная сосредоточенность партнеров на музыке Эрика Сати. Пожалуй, этот дуэт вполне искупил всю не слишком фестивальную ровность "Мариинского".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Оля
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 565
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 2:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033109
Тема| Балет, Бенуа
Авторы| Ярослав Седов
Заголовок| Объявлены номинанты балетного "Оскара"
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20060331
Ссылка|
Аннотация|.

В Москве прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему в апреле очередному вручению ежегодного приза "Бенуа". Его называют балетным "Оскаром" со дня основания в 1991 году. Учрежденный Международным союзом деятелей хореографии и названный именем выдающегося театрального художника Александра Бенуа, этот приз вручается за достижения прошлого сезона в области хореографического искусства. Международное жюри под председательством Юрия Григоровича присуждает награды в нескольких номинациях: хореографам, балеринам, танцовщикам, сценографам и композиторам.
В этом году среди соискателей приза - Николя Ле Риш, звезда парижской "Гранд-Опера", первый иностранец, в свое время исполнивший Спартака на сцене Большого театра. На сей раз он претендует на лавры хореографа за свою постановку балета "Калигула" .
За исполнение Спартака на награду претендует премьер Варшавского театра Славомир Возняк. Среди его конкурентов будут парижский солист Бенджамен Пеш, выдвинутый за роль Ромео в "Ромео и Джульетте" Рудольфа Нуриева, наш Леонид Сарафанов за роль Альберта в "Жизели", солист балета Цинциннати Джозеф Гатти - всего лишь за партию в хрестоматийно известном конкурсном дуэте из балета "Корсар" - и корейский танцовщик Ким Хен-Ун за две ведущие роли в том же "Корсаре", а также китайский солист Ван Ди. Он учился танцу в колледже искусств Революционной армии Китая, а затем солировал в труппе Армейского ансамбля танца Гуанчжоу, а также ставил танцы и всевозможные массовые действа.
Среди танцовщиц-претенденток были названы японка Тамако Акийяма за партию в современном балете "Алюминио", кореянка Ким Чжу-Вонг за роль Медоры в "Корсаре", солистка балета Цинциннати Джанесса Туше за роль Золушки, а также юные дебютантки Мариинского театра Ольга Есина за роль Одетты-Одиллии в "Лебедином озере" и Екатерина Кондаурова за роль Заремы в "Бахчисарайском фонтане".
Впрочем, на пресс-конференции гораздо больше внимания было приковано к прима-балерине Мариинского театра Диане Вишневой, награжденной призом "Бенуа" в свое время и на сей раз пожаловавшей подтвердить авторитет премии. Вишнева не подтвердила упорные слухи о том, что подписала некий контракт о работе в Большом театре. "Сарафанное радио", - усмехнулась она и заявила, что еще не подписала контракта даже на то представление "Лебединого озера" в Большом, которое уже анонсировано с ее участием. При этом она дипломатично заметила, что танцует в Большом часто и всегда встречает здесь теплый прием и уважение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пт Мар 31, 2006 6:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033110
Тема| Современный танец, «Мухи», Персоналии, Д. Хусейн, А. Абалихина
Авторы|
Заголовок| Танцповесть "Мухи" в Театре наций
Где опубликовано| «Коммерсантъ – Weekend»
Дата публикации| 20060331
Ссылка| http://www.kommersant.ru/application.html?appname=Weekend&DocsID=661536&issueid=35828
Аннотация|

Фото: ВЛАДИМИР ТУПОВСКОЙ

Два московских хореографа-дебютанта, Дина Хусейн и Анна Абалихина, отважились исследовать одну из главных тем психологического театра ХХ века – пограничное состояние между нормой и безумием.
"Мухи", метафора назойливого жужжания сводящих с ума фобий, комплексов и мыслей, поставлены по либретто и в режиссуре Фаруха Ниязали на коллаж из минималистских произведений Арво Пярта в исполнении Кронос-квартета и трип-хоповых композиций Massive Attack. В скупом интерьере – железная кровать и костяк окна – разыгрывается история об одержимой суицидом девушке, чье неудавшееся самоубийство приводит ее в больницу. А лечащий врач, похожий на тюремную надзирательницу, сама нуждается в помощи. Самые тяжелые моменты этой истории – беспросветное одиночество героинь, их болезненную одержимость, изощренную логику поступков – дебютантки играют зрело, дотошно, бесстрашно. Дина Хусейн, смуглянка с роскошной гривой распущенных волос, шаг за шагом проследила путь своей самоубийцы к роковому броску из окна: тягучая, скручивающая мышцы жгутом тоска; опасливое, точно на ощупь, освоение пространства; тихая истерика коротких танцевальных комбинаций. Анна Абалихина в роли врачихи из психушки не менее точна – бесчувственная моторика лечащего автомата превращается в механический пляс бесноватой. Сбросив одежды, обе женщины становятся неотличимыми: их эффектное полуакробатическое адажио на роковом подоконнике исполняет словно одно существо – многоногая исполинская муха.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пн Апр 03, 2006 10:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033111
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Ж. Аюпова
Авторы| Нина Аловерт
Заголовок| ЖАННА АЮПОВА – СИЛЬФИДА РУССКОГО БАЛЕТА
Где опубликовано| «Русский базар»
Дата публикации| 20060331
Ссылка| http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/rb.cgi/n=13&r=variation&y=2006&id=nalo.2006.3.30.11.54.12.13.variation.32.42
Аннотация|

Возвращаюсь к теме «Cтраницы прошлого русского балета».
Место Жанны Аюповой в созвездии балерин Мариинского театра – уникально: это подлинная романтическая балерина.
Я писала в одной из предыдущих статей, посвященных гастролям Кировского балета в 1986 году на сцене Вулф Трапп под Вашингтоном, что впервые тогда увидела Аюпову: вместе с Ириной Чистяковой и Александром Луневым она танцевала «друзей Принца» в балете «Лебединое озеро». К этому времени Аюпова всего два года работала в театре (закончила Хореографическое училище в 1984 году, ученица Нелли Кургапкиной).
На следующий год я увидела Аюпову в балете Михаила Фокина «Шопениана», она танцевала мазурку. В главных партиях выступали мастера, которых я хорошо знала: Ирина Колпакова, Сергей Бережной. Колпакова всегда считалась одной из лучших исполнительниц этого балета, и время ее не изменило. Но когда от ансамбля сильфид в романтических туниках отделилась девочка – нежная, женственная, как будто светящаяся изнутри, с чуть лукавой полуулыбкой на губах, я не поверила своим глазам. Это было восхитительное явление: передо мной танцевала современная Карлотта Гризи (первая исполнительница Жизели в 1841 году)!
Аюпова никогда, прибретая с годами и уверенность, и мастерство, так и не обрела в танце бравурной напористости, поэтому ей не присуждали первых премий на конкурсах, но за все пятьдесят последних лет ХХ столетия я не видела на сцене Мариинского театра такой подлинно романтической балерины в старомодном понимании этого слова, какой является Аюпова. Арабески - никогда не завышенные, прыжок - не слишком высокий, но легкий и «летящий», составляют особенность ее стиля. Особая музыкальная чуткость, утонченный лиризм и изящество манер вместе с врожденной чуткостью к красоте составляют особое сценическое обаяние Аюповой.
Аюпова и в жизни – нежная, теряется от резкого слова или упрека. Нелли Кургапкина (в прошлом – прима балерина театра), у которой Жанна училась в балетном училище, говорила, что когда она в классе начинала кричать на учениц, Жанна сразу начинала плакать. Кургапкина понимала, какой редкий цветок расцветает в ее классе, поэтому относилась к девочке с особым вниманием. Когда Жанна поступила работать в театр, Кургапкина осталась ее репетитором, и другом, и «балетной матерью». Как-то в балете «Жизель» Аюпова не очень удачно станцевала вариацию из «крестьянского па-де-де». В антракте Олег Виноградов, художественный руководитель труппы, сказал ей довольно резко (я присутствовала при этом инциденте): «Что случилось? Ты испортила весь спектакль!» Жанна прямо-таки съежилась на глазах, как-то сгорбилась, стала как будто меньше ростом. Но стоявшая рядом Кургапкина тут же – с видом оскорбленного достоинства –парировала реплику Виноградова: «Жанночка не может испортить спектакль, она может его только украсить!»
Увы! Не у всех балерин в театре бывают такие заступницы!
Аюпова станцевала много балеринских партий. Но были в ее репертуаре вариации и концертные номера, и небольшие сольные роли, которые остались в моей памяти на уровне ее лучших выступлений в главных ролях: солистка в па-де-труа из «Пахиты», Девушка в «Видении розы» Михаила Фокина, «Бабочка» Пьера Лакотта...
Аюпова в совершенстве умеет передавать стилистические особенности различных хореографов: Петипа, Фокина, Виноградова, Лавровского, Баланчина. Ее лучшими ролями в классическом и современном репертуаре стали Аврора, Принцесса Флорина, Одетта, Золушка (она танцевала ее в трех различных постановках, я видела ее только в балете Виноградова), Джульетта... Она могла быть утонченной принцессой и милым ребенком – очаровательной «замарашкой», излучающей сердечный свет. Аюпова оставалсь Принцессой и в бессюжетных балетах Баланчина. Но вершиной творчества Аюповой я считаю ее выступления в балетах «Сильфида» А.Бурнонвиля и «Жизель» Ж..Коралли, Ж.Перро, М.Петипа. В исполнении этих двух романтических образов особенно сказалось чуткое понимание балериной стилевых различий балетов. Мне приходилось видеть, как танцовщицы – исполнительницы этого же репертуара – ошибочно делали Сильфиду похожей на Жизель. В танце Аюповой я не ощущала ничего подобного. Ее легкая, шаловливая, беспечная, не знающая глубины человеческих чувств Сильфида была подлинным волшебным созданием. И как бы ни был легок и воздушен танец ее Жизели во втором акте, «потусторонняя» дева-виллиса ничем не напоминала «летающую» среди деревьев деву воздуха.
В балете «Жизель» талант Аюповой проявился, мне кажется, наиболее полно. Ее интерпретация роли (сознательная и интуитивная) настолько интересна, что должна остаться в анналах балетного искусства. Я видела балерину в этом балете не один раз, но расскажу об одном спектакле, особенно меня поразившем. В Нью-Йорке на гастролях в 1989 году Кировский балет дал подряд несколько представлений «Жизели» с разными составами. Аюпова танцевала с Фарухом Рузиматовым.
Напоминаю кратко сюжет: крестьянская девушка Жизель полюбила переодетого графа Альберта. Узнав, что возлюбленный ее обманул, что у него есть невеста, Жизель сходит с ума и умирает. Когда Альберт приходит ночью на могилу Жизели, ночные девы – виллисы (невесты, умершие до свадьбы), стараются его погубить, а Жизель, вставшая из могилы по велению виллис, прощает Альберта и спасает его.
В первом акте Жизель Аюповой была бесхитростной девочкой с открытым сердцем, чуждым обмана (о такой дочери каждая мать только мечтать может!). Она жила в пасторальном балетном мире и ее танец был чист и гармоничен, как душа ее Жизели. Она любила Альберта, как любят сказку, и умирала от соприкосновения с реальной жизнью, просто «шагнула» в смерть прямо из детства, не успев повзрослеть. Совершенно неожиданной была в ее исполнении сцена сумасшествия Жизели: только у Аюповой я видела выражение счастья на лице балерины в момент безумия. Повторяя в хаотически бессвязных движениях свой первый дуэт с Альбертом, она вспоминала их танец с улыбкой, потому что ее Жизель могла помнить только счастливые моменты своей жизни. Внезапные гримасы боли на ее прекрасном лице как будто отражали стремление души вырваться из плена телесной оболочки, освободиться от страдания. В краткий миг просветления Жизель бросается к Альберту и выскальзывает из его объятий мертвая. Многие танцовщицы «умирают» на лету. Жизель Аюповой умирала от объятия Альберта, как бабочка, залетевшая на огонь.
Второй акт у балерины был естественным продолжением первого. Ее Жизель появлялась из могилы против своей воли: она уже страдала и не хотела страдать вновь. Она не прощала Альберта , потому что никогда и не судила его своим кротким сердцем, она просто старалась спасти его от страшных виллис. Как Аюпова танцевала этот акт! О ней и нельзя сказать: танцевала. В своей слегка старомодной манере она творила образ идеальной романтической красоты.
С наступлением рассвета виллисы исчезают. Аюпова-Жизель не простирала руки с мольбой к Альберту, она – раньше чем это делают другие танцовщицы – складывала руки на груди знаком смерти (ладони повернуты внутрь) и, неслышно переступая на пальцах, уходила в кулисы. И вдруг перед тем, как окончательно исчезнуть, раствориться во мраке, замерла и вздохнула, как будто прощалась – с жизнью? с Альбертом? Это был вздох печали и облегчения одновременно. Такая Жизель никогда больше не встанет из могилы на страстный зов возлюбленного. Фарух Рузиматов, тонкий актер, понимал, что терял ее навсегда, и кидался плашмя на могилу Жизели, как будто и сам хотел уйти из жизни.
В жизни Жанна держится скромно, одевается неброско. Мягкий овал лица, чистый, высокий, покатый лоб, огромные прекрасные глаза... Она относится к тому типу женщин, которых, как поется в романсе, «и люди милочкой зовут».
Жанна рано вышла замуж и родила сына Федю, и казалось, жизнь ее так и будет протекать мирным путем. Но не тут-то было! Один из премьеров театра, пылко влюбившись в Жанну, закрутил вокруг нее такой водоворот... не могу придумать другого более точного определения. И Жанна ушла от мужа... Роман протекал хотя и бурно, но кончился... Я, правда, наблюдая за развитием их отношений с самого начала, считала, что роман способствовал творческому расцвету Аюповой.
Но наступил счастливый перелом и в ее личной жизни. У Жанны болела нога, она поехала к массажисту, чтобы лечить ногу, а встретила свою судьбу. Жанна вышла замуж и родила второго ребенка. Перемены в театре в конце 1990-х годов на ее судьбе не отразились: новый директор труппы Махар Вазиев ее ценит.
Аюпова танцевала почти со всеми премьерами театра, но наиболее удачный дуэт сложился у нее с Андрисом Лиепой и Игорем Зеленским. С Лиепой – это была встреча двух романтических героев, соприкосновение родственных душ. С Зеленским – мужественным, напористым «мачо» - особенно была заметна женственная прелесть, душевная чистота, покорность судьбе («но можно быть счастливой и голову склоня». Б.Окуджава) героинь Аюповой.
Удачными были несколько встреч на сцене с Владимиром Малаховым, особенно в балете «Сильфида», который они танцевали на балетном фестивале в Финляндии, и в «Видении розы».
В 2002 году Аюповой присвоили звание заслуженной артистки РФ, но я думаю, нет таких званий, которые соответствовали бы уникальному таланту романтической русской балерины Жанны Аюповой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пн Апр 03, 2006 12:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033201
Тема| Балет, "Золотая Маска", Красноярский театр оперы и балета, «Ромео и Джульетта»
Авторы| Анна Гордеева
Заголовок| Ромео и Джульетта
Где опубликовано| «TimeOut»
Дата публикации| 20060328
Ссылка| http://www.timeout.ru/text/show/15180/
Аннотация|



2001 год, московский конкурс артистов балета и хореографов. На сцене мужчина протягивает женщине гигантское яйцо, тычет ей под нос, а она все как-то стесняется. Элегический номер назывался "Начало", с ним на столичной сцене дебютировал 36-летний хореограф Сергей Бобров. К тому моменту он успел закончить МАХУ как танцовщик, поработать в Большом (Серый волк в "Спящей красавице" и принц Лимон в "Чипполино") и получить диплом балетмейстера. Сочинительскому искусству его учил Юрий Григорович; бывший худрук Большого до сих пор неизменный председатель жюри московского конкурса, на котором Сергей Бобров 5 лет назад получил Вторую премию.
Но только Москва видит творения этого лауреата впервые: в Красноярске он уже поработал вволю - за два года до конкурса поставил "Царь-рыбу" по Виктору Астафьеву. В этом спектакле злые комсомольцы, пришедшие крушить сибирскую тайгу, танцевали с бензопилами в руках, хор выводил укоризненные православные песнопения и припевал "Россия - девка с придурью", а в финале на сцене строили храм, над которым взмывала белая рубаха. Но балетмейстера вдохновляла не только современная литература, но и классика. В его "Дочери Эдипа" (имеется в виду Антигона) Креонта зарубали топором в спину, а Гемон, отказавшись от слабохарактерного самоубийства, сам становился диктатором. Кроме этих оригинальных постановок, хореограф, возглавивший Красноярский балет, отредактировал на свой вкус "Лебединое озеро", "Спящую красавицу" и "Щелкунчика". А в прошлом сезоне добавил к ним "Ромео и Джульетту", с которой теперь едет в Москву на "Золотую Маску".
Главную партию исполняет танцовщица Большого театра (и заодно жена хореографа) Анна Ребецкая, одухотворенностью и чистотой танца схожая с Анастасией Волочковой. Удивляться, что эксперты "Маски" выбрали спектакль Сергея Боброва для фестиваля и вписали г-жу Ребецкую в число балерин, не стоит: политкорректность никто не отменял, в шорт-листе обязательно должен быть какой-нибудь провинциальный театр. Увидим ли мы на сцене яйца и топоры, пока неясно. Зато точно известно, что Меркуцио выйдет в женском платье, как в сделанном три года назад в Большом театре спектакле "Ромео и Джульетта", который поставил Раду Поклитару. На том самом конкурсе молдавский постановщик под овации зала получил Первую премию. Ну что ж, Сергей Бобров учится. Постигает секреты успеха.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25543
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 06, 2006 11:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033202
Тема| Балет, БТ, "Золотой век", Ю.Григорович, И.Мухамедов, Г.Таранда
Авторы| Марина Борисова
Заголовок| Поздний застой: реинкарнация
«Золотой век» Григоровича в Большом театре
Где опубликовано| www.polit.ru
Дата публикации| 20060327
Ссылка| http://www.polit.ru/culture/2006/03/27/zolotojvek.html
Аннотация|

Включаешь утром телевизор, а там генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев. Как живой. Переключаешь на другой канал, а там снова он. Парализованный ужасом, понимаешь, что это не сон снится: случился какой-то сбой во времени, и призрак прошлого материализовался как ни в чем не бывало.

Если есть непреодолимая потребность пережить этот эффект не как галлюцинацию, а как реальное событие, нужно увидеть «Золотой век» Шостаковича в Большом. Эта постановка – возобновление спектакля 1982 года, венчавшего эпоху великого балетного диктатора Юрия Григоровича. «Золотой век», написанный 24-летним Шостаковичем, -- детище советского режима, который в юношеские годы еще мог себе позволить легкие шалости в рамках агитискусства – идеологически выдержанного, но все же слегка открытого вражеским влияниям. Балет этот не о людях, а о социальных типах, его тема – борьба старых и новых элементов в эпоху НЭПа, на фоне которой зарождается любовь девушки Риты и рыбака Бориса. Под именем Марго Рита зарабатывает свой трудный хлеб танцами в буржуйском ресторане «Золотой век», на нее посягает бандит Яшка, под началом которого работает банда преступников. Новая жизнь – это крепкая молодежь, проводящая время в трудовых буднях и спортивных праздниках, старая – развратный мирок ресторана с его богатенькими завсегдатаями, артистами, кривляющимися им в угоду, грабителями на темных улицах и жалкими соблазнами в образе разбитной Люськи. Действие течет непринужденно и заканчивается вполне предсказуемо: «Яшка пытается бежать, но его настигают. Рита свободна. Навсегда покинув ресторан, она уходит к любимому Борису, чтобы начать новую жизнь».

К сюжету нет вопросов: он настолько ясен, что вполне мог уложиться в серию карикатур в популярных некогда юмористических журналах, высмеивающих пороки, доставшиеся от старых общественных укладов. Представить такой сюжет в виде балета тоже возможно, если войти в положение молодых советских композиторов, которым надо было существовать, а для этого -- быть на хорошем счету у властей. Превратив госдоктрину в личную творческую задачу, автор музыки наверняка вдохновлял себя высокими целями и создавал новое, смелое, бойкое искусство, что в 1931-м (мировая премьера в Ленинграде) могло рассчитывать на поддержку официоза и приписных специалистов, которые наверняка углядели бы в нем какую-нибудь историческую роль.

В 1931-м еще можно было сделать вид, что художественные достоинства произведения котируются ниже его социальной отзывчивости. Однако даже при такой сомнительной конвенции «Золотой век» оказался не жилец, продержавшись в репертуаре недолго. В 1982-м, когда искусство официоза переживало свой очередной апогей, балет снова оказался ко двору. Благодаря хореографии Григоровича незатейливая агитка 1930-х стала символом советского монументального искусства, не лишенного, правда, человеческого лица. В качестве такового выступила любовь (в первоисточнике ей места не нашлось), а ее музыкальным аргументом стала музыка Первого и Второго фортепианных концертов Шостаковича. Тема балета уже значения не имела. Главным было ее пафосное наполнение, создаваемое крупным штрихом хореографа, мощью кордебалета и выдающимися качествами солистов: танец Ирека Мухамедова (Борис) и Гедиминаса Таранды (Яшка) снимал вопросы по всем остальным пунктам. В том числе и главном – качестве музыки.

Премьера 2006-го заострила этот вопрос до болезненной точки. Дело не в том, что сегодня балет «Золотой век» с его наивной коллизией, лобовыми фигурами, отсутствием настоящей драматургии (где образы, где развитие, где конфликт?) воспринимается как историческое недоразумение, досадно попавшее не в свое время. Время, когда это сочинение могло произвести впечатление, закончилось вместе с закатом СССР. И не в том суть, что сегодня кордебалет и солисты Большого ни морально, ни физически не в состоянии одухотворить плакатные образы прошлого. Ну и не в том, что лапидарная хореография, замешанная на спортивной сноровке, ординарна как собрание самоцитат.

Самое удручающее в этой затее – музыка, где формальная изобретательность (бесчисленные соло дерева и меди) не прикрывает зияющие пустоты содержания. Наверное, эти механические танцевальные ритмы, как в безумии сменяющие друг друга, это бессмысленное движение вперед, когда ни одна тема не претендует не только на красоту, но и на занятность, -- все это могло бы быть ко двору в мюзик-холле или немом кино. Если таковые еще существовали бы. Но вот в балетном театре, где музыка призвана одухотворять движение, воспринимать это почти невозможно.

Тут и встает самый существенный вопрос. Если считать, что мотивом для реинкарнации застойного официоза был юбилей композитора, то результат выглядит почти издевательством по отношению к автору. Да, гении не брали обязательств поставлять человечеству искусство исключительно высшей пробы. Тем более, в почти юном возрасте. Тем более, ангажированные и несвободные в родной стране. Однако и у главного театра страны нет обязательств поставить всего балетного Шостаковича. «Золотой век» -- последняя капля, аннулирующая советского гения как балетного композитора. Хорошо еще, что в репертуаре театра есть опера «Леди Макбет Мценского уезда». Иначе может сложиться впечатление, что Шостаковича был очень средним композитором.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Николай, Н-ск
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 12.10.2003
Сообщения: 226
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Апр 25, 2006 10:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033203
Тема| Балет, Фестиваль Dance Open, Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Диана Вишнева, Галина Степаненко, Анна Жарова, Владимир Григорьев, Сергей Вихарев
Авторы| Анна Гордеева
Заголовок| Закрытие V Международного фестиваля балета Dance open
Где опубликовано| TimeOut Петербург
Дата публикации| 20060328
Ссылка| http://www.spb.timeout.ru/text/show/19163/
Аннотация|
Фестиваль Dance Open - это, вообще-то, радость для юных профессионалов. Но не из "высшей лиги", а, скажем так, третьей или четвертой - тех, кто живет далеко, учился еще дальше и шансов попасть на урок к балетным суперзвездам не имеет. Фестиваль заботится о них - и приглашает для них лучших учителей, а также действующих балерин и премьеров. В прошлом году был, например, мастер-класс Ульяны Лопаткиной. Но это - закрытые мероприятия, а вовне фест выплескивается гала-концертом, на котором уже состоявшиеся артисты показывают молодым, как стоит танцевать, чтобы вообще имело смысл этим делом заниматься. В центре гала - четыре пары: нижегородская, пермская, варшавско-московская и московско-новосибирская. Все театры представили тех молодых артистов, что уже успели многого достичь и на которых театры при этом более всего надеются в будущем. Нижегородская пара (учились оба в Нижнем - там и стали ведущими солистами) Анна Снегина и Александр Бутримович станцуют "Тореро" на музыку Альбениса (номер поставил отец танцовщика, главный балетмейстер местного театра Виталий Бутримович). Пермская пара, естественно, покажется в классике - Ярослава Араптанова и Сергей Мершин станут Машей и Щелкунчиком-принцем. На белое адажио "Лебединого озера" стоит обратить особенное внимание: Одеттой станет Кристина Кретова, одна из самых ярких дебютанток московского сезона, солистка "Кремлевского балета". У танцовщицы отчаянный прыжок и живой актерский дар - но все эти вещи совершенно не нужны в белом адажио. Здесь восходящей московской звездочке придется держать экзамен на звание балерины; а ее партнером будет обитающий в Варшаве, прежде же танцевавший в петербургском Малом оперном, Сергей Басалаев. В концерте обещаны гости из Большого - Галина Степаненко и Андрей Уваров; последний точно не приедет, поскольку месяц назад получил травму стопы и живет cейчас в гипсе. Обещает афиша и Диану Вишневу, и та (по крайней мере на тот момент, когда номер сдается в печать) собирается в этом концерте участвовать. Но даже если вдруг ее не будет - без гарантированно отличных танцев концерт не останется. Анна Жарова из Новосибирска, четыре года назад получившая "Золотую маску" за свою кружевную, тихую, сложносплетенную партию в "Коппелии", именно Сванильду и станцует - вместе с Владимиром Григорьевым, который тоже работал раньше в Новосибирске, а потом перебрался в московский Музыкальный театр. И Петербург, таким образом, увидит хоть кусочек дивного спектакля, сделанного Сергеем Вихаревым в столице Сибири. Человек, расчистивший при реставрации "Спящую красавицу" и "Баядерку" в Мариинке, сделал там спектакль не менее, а может быть и более эффектный. Эффектный не сценическими чудесами - их нам все равно не покажут, - но осмысленностью, тонкостью и точностью, с которой артисты проговаривают ногами текст. И вот это сотворенное сибирское чудо можно увидеть даже в одном па-де-де. Фестиваль Dance Open 13-19 апреля. Гала-концерт - 18 апреля.

Анна Гордеева
28 Марта 2006
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николай, Н-ск
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 12.10.2003
Сообщения: 226
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вт Дек 19, 2006 5:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033204
Тема| Балет, IV Фестиваль классического балета "Стерх", Новосибирский театр оперы и балета, Виталий Половников, Наталья Ершова
Авторы| Эльвира МИХАЙЛОВА
Заголовок| КАК ЖИВЕШЬ, ТРУЖЕНИК БАЛЕТА?
Где опубликовано| Еженедельник "Молодеж Якутии" N10 19 марта 2006
Дата публикации| 20060320
Ссылка| http://molodejka.ykt.ru/index.asp?id=2526&n=5358
Аннотация| Вчера в ГТО и Б им. Д.К. Сивцева Суорун-Омоллоона состоялось торжественное открытие IV Фестиваля классического балета «Стерх», который продлится 20 марта. Свое искусство танца якутским зрителям демонстрируют лауреаты и дипломанты различных международных конкурсов. С двумя из них нам удалось встретиться еще за день до премьеры, на репетиции.
Знакомьтесь: премьер Новосибирского театра оперы и балета Виталий Половников и прима-балерина, обладатель приза «Надежда России» и множества других наград Наталья Ершова.




«В 10 лет я начала взрослую жизнь!»

­-Наталья, у вас уже столько наград и премий, если не секрет, сколько вам лет?


-­Мне 21. Карьера артиста балета начинается рано и длится всего 15­ 20 лет, после этого каждый волен заниматься тем, чем ему хочется заниматься, в основном продолжают танцевать или уходят в педагогику. Есть те, кто бросает балет, ведь люди устают от ежедневных тренировок, напряженного графика работы, ведь артисту балета нужно быть всегда в форме­ один день без занятий уже означает то, что месяцы тренировок были потрачены впустую. Уходить из театра тяжело, тяжелее, чем работать в нем, поэтому многие возвращаются, хоть и не могут уже танцевать, как прежде.



­Придерживаетесь ли какой­либо определенной диеты?

­Нет, у меня золотое правило – есть все, но понемногу. Завтрак и обед обычно совмещенные, а все остальное как в поговорке «Отдай врагу…»

-­Скажите, у вас много поклонников, что обычно дарят?

– Ну, царские времена, когда балеринам дарили бриллианты и дворцы, прошли. Хотя были случаи, когда и золотые украшения преподносили балеринам.Но все равно уже не те времена ( вздыхает). А поклонники есть, немного, но постоянные.

­- Балерины обычно очень красивые, в чем секрет их красоты?

– Вы правы, балерины почти всегда обладательницы выразительных, тонких черт лица Может, это связано с тем, что все мы люди красивого искусства, а это не может не налагать своей печати. Это почти, как в романе Оскара Уайлда «Портрет Дориана Грея», где все черты и качества характера, образ мыслей и поступки отражались на лице.

У нас даже предмет такой был, где нам часто говорили: «Сделай красивое лицо!» (Смеется).

­- Расскажите, как вам удается найти ключ к зрителю?

– Самое главное – это исполнять все грамотно, правильно и при этом излучать обаяние, танец должен получиться красивым и выразительным.

­- Насколько мне известно, немаловажную роль играет сцена, это так?

­-Конечно, сцена играет важную роль, пол должен быть ровным, однако все равно приходится подстраиваться под каждую. Важна не поверхность пола – линолеум, а то, что под ним.

­-Известно, что русская балетная школа – лучшая в мире. Ситуация осталась сейчас прежней?

­-Да, лучшая, но и европейская ничуть не хуже. Тоже очень сильная школа, однако наш балет любят именно за присущую российскому менталитету особую душевность исполнения танца. А вообще балет – это не спорт, здесь нет гонки за первое место, его любят за красоту и эстетику.



Виталий Половников: «Мне нравятся восточные женщины!»

­-Виталий, а сколько вам лет?


-­Мне уже 30, начал с 6 лет, в 10 поступил в училище и проучился там 8 лет. Кстати, со мной учились еще и ребята из Якутии, сейчас многие из них уже артисты якутского балета.



Карьеру артиста балета начал практически с самого низа, поднимался долго от артиста кордебалета до солиста. Сейчас танцую весь классический репертуар.

-­Есть волнение перед спектаклем?

­- Волнение есть всегда, и каждый раз, если его нет­ это уже тревожный сигнал (смеется). Каждый номер­ это работа множества людей, и никогда не можешь с точностью предугадать какие­то вещи, важно не терять самообладания и довести дело до конца, с улыбкой, так, чтоб зритель остался в неведении, если что­то пошло не по плану.

­- Расскажите о себе немного, о своей личной жизни.

­-Я женат, очень люблю свою жену, она тоже балерина, и вместе мы уже 15 лет, встретились за три года до того, как я окончил хореографическое училище. Она тогда только­только приехала из Японии и еще плохо говорила по­русски. В сущности, мы оба были детьми, обоим по 15 лет. Ее родители живут в Японии, в г. Саппоро. Поначалу были не очень рады зятю из России, но позже, когда познакомились ближе, уже отнеслись ко мне совсем иначе. Теперь мы каждый год летом ездим к ним в солнечную Японию.

­- Рядом с вами танцуют красивые молодые балерины, жена не ревнует?

­- Намек на Наташу (смеется)? Нет, с Наташей мы друзья­коллеги, не больше, хотя есть те, кто предполагает нечто большее. Но мне нравятся восточные женщины (хитро улыбается). Хотя Наталья, не спорю ­ очень красивая девушка.

А жена бывает, ревнует, конечно. На данный момент она в Японии, преподает балет.

-­А дети у вас есть?

­-Каждая балерина решает для себя вопрос детей так ­ рожать либо до карьеры, либо после. Поэтому пока у нас детей нет. Но хотелось бы. Назовем их такими именами, чтоб было нечто средним между русским и японским.У жены – моя русская фамилия, а я говорить не говорю, но по­японски уже понимаю.

-­ Часто ездите с гастролями?

­-Можно сказать, объездили весь мир, но так нигде и не побывали, плотный график репетиций, а в один свободный день если выпадет­ выходить никуда особо и не хочется. Ноги болят.

­- Чем еще занимаетесь кроме балета, скажем, в свободное время?

­- Свободного времени почти не бывает, а посему в свободное время – отдых, просто лежу и ни о чем не думаю.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Николай, Н-ск
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 12.10.2003
Сообщения: 226
Откуда: Новосибирск

СообщениеДобавлено: Вс Сен 02, 2007 6:01 pm    Заголовок сообщения: Новосибирский театр оперы и балета Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033205
Тема| Балет, Новосибирский театр оперы и балета, Анна Жарова
Авторы|
Заголовок| Прямая речь// Вы довольны условиями своего труда?
Где опубликовано| КОММЕРСАНТЪ - СИБИРЬ N56 от 31.03.2006, ПТ
Дата публикации| 20060331
Ссылка| http://www.kommersant.ru/region/novosibirsk/page.htm?Id_doc=662401
Аннотация|

Анна Жарова, солистка балетной труппы НГАТОиБ, лауреат премии «Золотая маска»:

— Разве человек может быть чем–то доволен? По–моему, в самой природе человека заложена привычка ворчать и сетовать. Главный недостаток моей профессии — ненормированный рабочий день, ничего невозможно запланировать заранее, потому что расписание составляют только за день вперед... Когда премьера на выпуске, и вовсе из театра выползаю только ночью... Плохо, что у нас в репзале и в гримерках очень душно — кондиционеров нет, окна не открывают, чтобы нас не продуло, а проводить много часов без свежего воздуха — это большая нагрузка для сердца. В остальном условия после реконструкции, конечно, стали гораздо лучше. Нет уже того криво положенного линолеума, на котором я однажды растянулась и получила множественные разрывы связок.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 29, 2007 7:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033206
Тема| Балет, БТ, Персоналии, С. Филин
Авторы| Анна КОЛЧЕЕВА Фото Николая ОРЕШИНА
Заголовок| День с артистом балета
Где опубликовано| Москвичка № 8 (667) март 2006
Дата публикации| 200603
Ссылка| http://www.moscvichka.ru/article/2006_08/6-20-02.htm
Аннотация|

С Сергеем Филиным, солистом балета Большого театра, мы встретились в 10 утра в «Гримерной солистов». Сергей делит ее пополам с Николаем Цискаридзе.
- Сейчас мы с вами чаю попьем, у нас тут и конфетки есть. Коля - большой любитель сладкого, сейчас мы посмотрим, что у него припасено… Ага, «Мишка косолапый». Вам какого чаю?
В коридоре слышится шум и голос Коко (так называют Николая в театре):
- Ба-а! В такую рань - и уже на работе! Что с тобой?
- Познакомься, это ко мне журналисты пришли.
-Ой, здрасьте. Некий Цискаридзе, - Николай приседает в реверансе.
- Никогда так рано не встаю! Да нет, встаю, конечно, но это для меня такое… - Сергей делает красноречивый жест. - К тому же я ложусь всегда поздно. Даже если я лягу, как путный, в 23.00, засну все равно часа в два-три, после полуночи. Уж так организм привык.




О режиме:

В 8.30 утра - подъем, потом - контрастный душ, а потом пью кофе с круассаном. Круассан непременно с джемом. Вот если всего этого нет, то плохо. Я вообще пью очень много кофе - подзаряжаюсь. К 10 или к 11 приезжаю на утренний класс, а после снова выпиваю чашечку кофе. Затем - к массажисту, он меня слегка разминает, потом занимаюсь с гантелями и штангой. Далее у нас репетиции к текущим спектаклям, обычно один час - соло, другой - с балериной. После них - репетиции к новым постановкам, они длятся где-то от двух до шести часов.
• Так, подождите… А едите-то вы когда?
- Вот прихожу вечером домой - и начинаю есть. Ем, не останавливаясь, пока не засну.
• А как же диеты всякие, режимы питания?
- Да вы что! Единственная диета - есть почаще и побольше.
«Как я дошел до жизни такой»
- Родился я так давно, что вообще кошмар - в 1970-м году. Балет терпеть не мог. Я был нормальным пацаном, в футбол, в хоккей играл, войнушки там всякие. Представить себя в колготках совершенно не мог! А маме со всех сторон говорили, что мне обязательно нужно танцевать. Просто обязательно. У меня тогда мечта была - пойти в бассейн и научиться плавать. Мы жили недалеко от Дворца пионеров на Воробьевых, тогдашних Ленинских, горах, и в этом Дворце был бассейн. Когда мне было семь лет, его как раз закрыли на ремонт, а я и не знал. Зато знала моя мама, и она повела меня записывать якобы в бассейн. Тренер посмотрел на меня (а я же ничего не подозревал) и сказал, что я им подхожу: «Берем!» Дома мама сказала, что, мол, понимаешь, в бассейне пока нет воды, но ее скоро нальют, а ты пока позанимайся танцами. И вот с мечтой о воде я стал ходить в этот ансамбль и все время спрашивал: когда же воду-то нальют?
А через два года меня пригласили на конкурс в балетное училище. Тут уж я совсем взбунтовался: да вы что, какой балет!? Не пойду - и все. Мама долго меня уговаривала: «Разве можно упускать такой шанс, ведь тебя уже пригласили, ты хотя бы просто попробуй». В итоге я туда пришел. Ужас. Там было человек 150 сумасшедших пацанов, у всех, знаете, маленькие такие японские магнитофоны (они только начали у народа появляться), все что-то изображали и мнили себя будущими Нуриевыми и Лиепа. 34 человека на место. Ну, думаю, уж я им сбацаю! И сбацал: меня сразу и взяли.
Расписание было совершенно жутким - по 10 уроков в день. Первое время так не хотелось заниматься, что я сбегал, учителей обманывал. А потом даже начало нравится, и получалось вроде вполне сносно. Смущало, что я такой тощий. Поправиться до сих пор не получается, так что я привык.



О себе:

- О том, что все-таки очутился в балете, теперь не жалею. Но сына не отдам в балет ни за что. Хочу, чтобы он вырос здоровым и нормальным.

• Получается, вы больной и ненормальный?

- Знаете, как нас называют? Как-то услышал: «молодые старички». Так оно и есть. У нас на занятиях, как перемена погоды - так ахи, охи, у всех все болит, старые раны ноют. Куда это годится? Я тут тоже как-то танцую спектакль, и вдруг нога попадает в неровный стык между половицами. Одна из мелких косточек в стопе хрустнула…У меня слезы катятся, а что делать? Танцевать-то надо. В итоге в течение спектакля косточка эта раздробилась, раскрошилась. Потом по кусочкам собирали, две операции делали. А смотришь запись выступления и не скажешь, что что-то произошло.
Думаю, я тяжелый человек: я жесток к себе и не менее требователен к окружающим. Нравлюсь ли я себе? Скорее да, чем нет.
После занятия, которое вел Николай Цискаридзе (красота неописуемая, чириканье на незнакомом языке, который все, кроме меня, понимают, никаких магнитофонов - только живой аккомпанемент девушки за роялем, а также фразочки типа «Ну что вы все заваливаетесь!» или «Лопатку женственней!»), сидим в буфете. Сергею с неизменной чашкой кофе. Он в красном трико и каком-то умопомрачительном халате. Здесь все так ходят.

О работе

- Кроме того, что я солист Большого, я еще и солист Венской оперы, теперь вот на 1,5 месяца танцевать в Токио. Гастролирую невероятно много, в том числе по России и странам СНГ. Многие артисты уезжают за границу на ПМЖ. Говорят, там лучше условия, сервис и все такое. Согласен. Мне, например, очень нравится в Японии: подходящий климат, скоро работается. А дома все лучше! Да, мотаешься постоянно: перелеты, отели, новые сценические подмостки… Что поделаешь: раз работа такая. В месяц у меня получается около трех спектаклей, в прошлогодний октябрь станцевал аж девять: четыре - в Москве, два - в Вене, один - в Казани и два - в Тбилиси. Когда совсем невмоготу, покупаю несколько новых фильмов, залегаю дома и смотрю все подряд. Помогает. Кстати, я вам еще не надоел?..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20143
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Фев 15, 2008 11:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006033207
Тема| Балет, IV Фестиваль классического балета "Стерх", Якутия
Авторы| Татьяна БРИЗ. Ксения ЭВЕРЕСТ. Ирина ЕФИМОВА. Фото Александра НАЗАРОВА
Заголовок| ТАНЦУЮЩИЙ «СТЕРХ» - ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО
Где опубликовано| «Якутск Вечерний» №11
Дата публикации| 2006 03 24
Ссылка| http://vecherka.ykt.ru/article.asp?id=1398
Аннотация|

Охотники знают: кому посчастливится хоть раз увидеть танец стерха, всю жизнь будет счастлив. Примета верная. Но стерх — птица редкая и пугливая, поэтому мало кому довелось видеть ее брачный танец своими глазами. Лучшего названия для самого северного фестиваля балета придумать было нельзя — незатейливая фабула приметы отскакивает у москвича Сергея Коробкова, худрука Театра наций и постоянного ведущего фестиваля, от зубов. Первый «Стерх» казался чудом. Но человек быстро ко всему привыкает, тем более к хорошему. Когда чудеса происходят регулярно, к ним тоже привыкаешь. Ну подумаешь, солисты Большого театра приехали, они ж каждый раз приезжают, да все одни и те же. А если задуматься на секунду — ну чудо же! Просто обыкновенное.



Фестиваль длился пять дней. Два гала-концерта и три балетных спектакля: «Жизель», «Дон Кихот» и «Ромео и Джульетта».

Открытие фестиваля больше напоминало закрытие, как сказал на сцене один из гостей. Сцена Театра оперы и балета в день открытия пятидневной балетной феерии была переполнена как российскими, так и местными танцевальными звездами. Танцевали даже дети — ученики хореографического училища. Хоть и неуверенно, но достаточно хорошо для того, чтобы похвалили их педагогов.

Фурор произвел приезд «легенды мирового балета» Владимира Васильева. Ему зал аплодировал стоя. Первому президенту Михаилу Николаеву, который вышел на сцену почти сразу после Васильева, аплодировали не меньше, но вставали уже немногие.

«Звезда народного танца» Геннадий Баишев выступил с отдельной композицией. Но настоящей бурей оваций одарили Наталью Ледовскую в дуэте с Георгием Смилевски. Грациозные прыжки и безукоризненные отточенные движения примы музыкального театра имени С.К. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко вызвали всеобщее восхищение. На дуэтных исполнениях закончилось третье отделение, а с ним и открытие фестиваля.

ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВ: «У ЯКУТСКИХ БАЛЕРИН ВЕРХ ХОРОШИЙ, НИЗ ПЛОХОЙ»

На пресс-конференции Владимир Васильев прочел придуманный им тут же экспромт:

Приз, финал, крещендо,
Лучше не бывает!
Я уже легенда,
Но пока живая.

Васильев прилетал в Якутск на два дня из Бразилии, где он на днях открыл школу русского балета, проездом через Москву, где танцовщик получил приз журнала «Балет» в номинации «Легенда мирового балета».

На пресс-конференции были и проколы. Одна из журналисток поинтересовалась, сможет ли Владимир Васильев танцевать на пуантах. Слегка замявшись, Владимир Викторович заметил:

— Если хотите, встану на пуанты.

Потом девушке объяснили, что на пуантах мужчины не танцуют, это женская обувь. Васильеву — 66 лет. Выглядит он очень молодо.

— Очень рад, что приехал сюда. Слышал много хороших слов о Якутии. Я был одним из первых артистов Большого театра, который приезжал на Дальний Восток и объехал всю Колымскую трассу. А теперь я в Якутске.

— Как вам наш город?

— Да еще нигде не был, кроме театра. Угостили меня замечательной рыбой — нельмой. Понравился салат «Индигирка», очень вкусно.

Из Якутска гости разлетались в разные стороны. Оттанцевав «Жизель», наша землячка Наталья Ледовская на другой день улетела в Японию. Красавицу Екатерину Шипулину из Большого театра ждет Лондон, в Якутске она танцевала Дульсинею Тобосскую в балете «Дон Кихот». После фестиваля приме-балерине Наталье Ершовой и Виталию Половникову из Новосибирского театра оперы и балета предстоит премьера «Спартака» в своем родном театре.

Говорят, что Жизель в исполнении Ледовской на этот раз была просто бесподобна. Еще бы, за ее танцем внимательно следил народный артист. После спектакля «Жизель» к Наталье Ледовской подошел Владимир Васильев, похвалил и практически тут же сделал замечание, что она неправильно ставит ногу, подворачивает ее. Оказалось, что именно Владимир Викторович был учителем Наташи.

На вопрос «ЯВ» о якутском балете Васильев ответил:

— Все хорошо. Верх хороший, а вот низ плохой. Надо больше работать с ногами.

— А может, пуанты у наших артистов не такого качества?

— Дело не в этом. Работать ногами надо. Конечно, это приходит с мастерством.

НАРОДНАЯ АРТИСТКА РОССИИ, «ДЕВОЧКА, НЕ ПРИГОДНАЯ ДЛЯ БАЛЕТА»



ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Наталья Ледовская, Народная артистка России, солистка Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Одна из ведущих артисток труппы. Гастролирует в странах Западной и Восточной Европы (Италии, Испании, Ирландии, Франции, Венгрии), в США, Японии, Китае. Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне (1986) и Международного конкурса артистов балета в Италии (1990). Получила приз журнала «Балет» «Душа танца» в номинации «Звезда танца».

В Якутии ее считают «своей». Еще бы, ведь несмотря на то, что родилась Наталья Ледовская не на Севере, росла и жила она в Якутии. Из поселка Мохсоголлох уехала учиться в Москву почти ребенком, а вернулась с именем, которое в мире балета произносят только с восхищением.

— Наталья, я знаю, что вас не хотели брать учиться на балерину и педагоги при поступлении вынесли безапелляционный вердикт: к балету не способна. Тем не менее своего вы добились. Что это — упрямство, упорство?

— И то, и другое. Мое детство прошло в Якутии, в поселке, название которого в переводе с якутского означает Соколиная гора — Мохсоголлох. В три года мама поставила для нас, малышей, в местном клубе танцевальную композицию «Топотушки». Это стало моим дебютом в хореографии.

Когда в Якутск приехала комиссия из Московского хореографического училища, чтобы отобрать детей для учебы, я, конечно, пошла на отбор. И представляете, меня забраковали! Действительно, так и сказали: «Девочка совершенно не пригодна для балета». Правда, через год все-таки взяли.

— Насколько сложным оказался путь к успеху?

— Думаю, что не сложнее, чем для спортсмена путь к олимпийской медали.

— Вы Народная артистка России. Что для вас почетные звания и успех?

— Приятно, что тебя ценят.

— Вам довольно много приходится ездить по миру, хотелось ли вам переехать за границу насовсем?

— Нет, жить я там не хочу. Люди не такие открытые, как мы. Те, кто покинул Россию, настоящих друзей за границей не приобрели и сами стали другими.

— У вас есть маленькая дочка. Она хочет стать балериной?

— Да. Она с удовольствием смотрит мои спектакли, а дома — записи. Катя учится на подготовительном отделении и твердо сказала, что собирается стать балериной. Чего еще было ожидать от ребенка, выросшего за кулисами? Конечно, профессия трудная, даже в чем-то опасная. Но зато мы с мужем Владимиром Кирилловым (муж Натальи Ледовской Владимир — известный артист балета) всегда сможем помочь ей советом.

«НЕТ ПОВЕСТИ ПЕЧАЛЬНЕЕ НА СВЕТЕ»



Балет «Ромео и Джульетта» не так давно Юрий Григорович поставил в нашем театре. В 1979 году маэстро в Москве возобновил балет для Натальи Балахничевой и Сергея Васюченко. Это молодые артисты государственного театра «Кремлевский балет». В Якутске партию Тибальда исполнил солист музыкального театра, лауреат международных конкурсов, 24-летний Сергей Теплов.

Джульетта — Наталья Балахничева, выпускница Пермского хореографического училища:

— Я с 10 лет в балете. Не замужем. Мне понравился ваш Парис (Ринат Хон). Очень хорошая у вас труппа, столько молодых артистов. Никаких трудностей у нас не возникло, все было хорошо.

Ромео — Сергей Васюченко, из балетной семьи. Танцует с 7-8 лет. Женат на балерине из Большого.

— У вас есть ребенок? Будете ли вы его отдавать в балет?

— Ребенка пока нет. А когда появится, не хотелось бы отдавать в балет. Это очень тяжелый труд.

— А как же вас родители не пожалели?

— Тогда время было другое, отношение к балету другое. Сегодня не заработаешь денег, танцуя в балете.

— А сколько вы получаете?

— Не так много, хотя наша зарплата, конечно, выше, чем у якутских артистов.

— Не ревнует ли жена к вашей партнерше?

— Нет. Она понимает, что это моя работа — играть любовь на сцене.

Ваши впечатления о нашем городе?

— Очень понравилось в Якутске, зритель хороший, так тепло принимал нас. Приехали мы только за день. С утра ознакомились со сценой и прошлись по спектаклю. Работалось здесь очень хорошо. Хотя сцена здесь не очень большая, мы все скорректировали, пришлось немного сжать спектакль.

Тибальд — Сергей Теплов:

— Все понравилось: зритель, театр, труппа, понимание спектакля. Были разные редакции, но все прошло спокойно. Хотя нам пришлось сложновато перенести перелет и разницу во времени. Возникла проблема со сном, поэтому в Якутске стараемся, как только появляется свободное время, отдать его сну. 6 часов разницы — многовато.

ОБЩИЙ ВЗГЛЯД

В гала-концерт, посвященный закрытию фестиваля, вошли отрывки из разных постановок.

Гвоздем первого отделения стал этюд «Вестрис» Юрия Андреева из Санкт-Петербурга. Эта миниатюра о знаменитом танцовщике XVIII века была написана специально для Михаила Барышникова. Андреев менял невидимые маски, пластику, мимику, изображая поочередно порыв пылкого юноши, страдания больного старика, кокетство светской барышни, трагедию романтического героя... Глядя на этот номер, становится понятно, почему исполнители мужских партий не любят, когда их называют балеронами. Здесь даже слово «танцовщик» не совсем уместно. Только «артист балета», потому что актерское мастерство в исполнении такого номера, пожалуй, даже важнее, чем хореография.

Экспрессией и обилием эффектных элементов запомнилось падеде из балета «Корсар» в исполнении москвичей Кристины Кретовой и Сергея Теплова.

Очень достойно выглядели якутские солисты Екатерина Тайшина и Дмитрий Дмитриев с «Вакханалией» Сен-Санса, Надежда Корякина и Герман Тё с адажио из «Барышни и хулигана» — нашим прекрасно удаются характерные постановки.

За несколько минут на сцене прожила свою короткую жизнь Снегурочка — солистка Петербургского театра имени Якобсона Анастасия Шмакова, потиравшая раскрасневшиеся от мороза щечки и растаявшая под невидимыми лучами солнца.

Настоящим откровением стал фрагмент балета Большого театра «Магриттомания». У зрителей якутского «Стерха» была уникальная возможность увидеть вживую новый Большой театр. Да, накануне солисты Большого Екатерина Шипулина и Дмитрий Белоголовцев танцевали «Дон Кихота», но это балет классический, а вот Магритт… Постановки на стыке искусств всегда интересны, а «Магриттомания» — балет о художнике-сюрреалисте и его музе. Неудивительно, что после этого спектакля интерес к творчеству Магритта в России резко возрос.

Кстати, зрители могли заметить, как по-разному воспитаны якутские и европейские (питерские и московские) мужчины. Если приезжий артист обязательно дарит свой букет партнерше (а некоторые при этом даже припадают по всем правилам на одно колено), то наш земляк стопроцентно уйдет за сцену, гордо помахивая букетом зрителям.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... , 11, 12, 13  След.
Страница 12 из 13

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика