Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2016-11
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16364
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Янв 07, 2017 10:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2016113107
Тема| Балет, Екатеринбургский театр оперы и балета, Персоналии, Елена КУЗНЕЦОВА
Автор| Екатерина РУЖЬЕВА. Фото Елены ЛЕХОВОЙ
Заголовок| Иди и танцуй!
Где опубликовано| © журнал "культура Урала" № 9 (45), с. 40-43
Дата публикации| 2016 ноябрь
Ссылка| http://www.muzkom.net/_download/kultural1609.pdf#page=43
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Балерина, заслуженная артистка России, солистка Екатеринбургского академического театра оперы и балета Елена КУЗНЕЦОВА (Сусанова) рассказала о том, что изменилось в екатеринбургском балете за пятнадцать лет и почему ей не хочется вернуться во времена своей молодости.



« У меня большие планы на жизнь», — говорит Елена. Только что она станцевала на сцене Екатеринбургского театра «Баядерку» — свой первый спектакль после возвращения из декретного отпуска, куда отправилась два года назад, сразу после того, как получила звание заслуженной артистки России. Впереди — рождественские «Щелкунчики» с ее участием, вместе с остальными артистами труппы Елена занята в выпуске мировой премьеры — балета-сказки «Снежная Королева», что готовится в эти дни в театре под руководством «местного», но теперь уже одного из самых известных и интересных на сегодняшний день в России хореографа Вячеслава Самодурова.

— Елена, поздравляем вас! Мы с нетерпениемждали вашего возвращения на сцену. Ведь в балете все так сложно, настоящих балерин по пальцам пересчитать.Можно обладать безукоризненной техникой, танцевать ведущие партии, но так и не вырасти в большого артиста...

— Я убеждена в том, что артистами рождаются. Некоторые танцовщики всю жизнь боятся сцены. Я же чувствовала кайф с самого детства. В балет меня привели родители. У нас творческая семья, и в детстве у меня был выбор, за кем пойти — за папой-художником или за мамой-балетмейстером. Помню, в четыре года родители спросили меня, кем бы я хотела быть. И с тех пор все для меня с профессией было решено.

— Любители балета ценят вас не только за природный артистизм, но и за великолепную пермскую выучку. Хореографическое училище вы оканчивали у легендарного педагога Людмилы Павловны Сахаровой, именно в годы ее руководства пермская школа добилась мировой известности. Вы до сих пор ощущаете на себе влияние этой сильной личности?

— Безусловно. Я горжусь тем, что являюсь носительницей традиций пермской школы. Школа Сахаровой — знак качества, так было при ее жизни и остается по сей день. Есть много нюансов, секретов, которые Людмила Павловна умела вложить в своих учеников, а я стала одной из последних, кто получил их из первых рук, оказавшись в ее последнем выпуске.

— Масштаб ее таланта был поразительным. Однако многие критиковали ее за деспотичность.

— С этим я совершенно не согласна! Прежде всего, Сахарова была великолепным психологом. Она работала на результат — и результат получала изумительный! Просто среди нас, людей, есть жертвы, а есть лидеры. У русских в силу менталитета жертвенность, как правило, превалирует. Мы любим, чтобы нас жалели. А вот я, например, по отношению к себе жалости не терплю. И Сахарова безошибочно четко просчитывала, на кого из детей каким образом можно воздействовать: кого похвалить, и тогда человек раскроется, как цветок, а кого поругать, задав тем самым импульс к развитию. Она давила, конечно. Многие не могли этого вынести, сбегали из профессии. Но сильные люди оставались и вырастали в личности. За все годы от Людмилы Павловны ни разу я не услышала в свой адрес ничего унизительного. Да, слез было пролито море. Но это не были слезы отчаяния. Мы пришли к ней уже 15-летними, с детьми она не возилась. Счастьем было оказаться в ее руках.

— Сегодня в это трудно поверить, но, несмотря на то что вы выпускались с красным дипломом и были коренной екатеринбурженкой, в наш театр вас брать не спешили..

— В Екатеринбурге в то время была большая труппа, новых ведущих танцовщиков не требовалось, а мне после выпуска хотелось максимально реализовать свои силы. И я начала карьеру в Челябинске, у Александра Мунтагирова, который за четыре года сделал все возможное для моего роста: я станцевала Машу в «Щелкунчике», Китри в «Дон Кихоте», Аврору в «Спящей красавице» и множество других партий. В Екатеринбург ехала уже по приглашению, в труппу меня зазывали целый год и соблазнили-таки большим репертуаром. Захотелось попробовать себя в чем-то новом. Здесь вместе с традиционным классическим набором шли такие балеты, как «Ромео и Джульетта», «Сотворение мира», «Шехеразада», «Тысяча и одна ночь», «Сильфида». Как только я приехала в июне 2004 года, наши педагоги народная артистка России Лилия Анатольевна Воробьева и заслуженный артист России Юрий Александрович Веденеев сразу взяли меня под свое крыло, и за первые два года работы я ввелась во все новые спектакли.

— За десять лет работы в Екатеринбурге вы станцевали в классике все, за исключением «Лебединого озера». Хотя не раз готовились выйти в партии Одетты-Одиллии...

— Готовилась — но не случилось. Ничего страшного в этом не вижу. Самым любимым был и остается балет «Спящая красавица». В нашем театре он не идет много лет, но для меня это до сих пор так. Очень люблю партию жизнерадостной Китри в «Дон Кихоте» и прелестную Сильфиду — такова, пожалуй, моя любимая балетная тройка. И если эти светлые образы, будучи в моей природе, давались легко, то бывали и другие — например, Гамзатти в «Баядерке». Эта партия требовала работы над внутренним состоянием: я училась преподносить себя не хорошенькой девочкой, а царственной особой, уверенной в себе амбициозной красавицей.



— Многое изменилось с приходом Вячеслава Самодурова: классика стала лишь частью балетного репертуара, появилось много другого интересного балета.

— Современная хореография для меня непростой орешек. Вспоминаю наш первый совместный со Славой спектакль Amore Buffo — это было начало работы хореографа с труппой, поиск взаимодействия. Очень яркое впечатление — участие в его постановке Сantus Arcticus «Арктические песни»: работа была сложной, но, как оказалось, достаточно успешной. Спектакль съездил на «Маску», и мое соло даже персонально отметили критики.

— Это соло было одним из кульминационных мест в спектакле. Оркестр умолкал, затихали голоса птиц, и в абсолютной тишине вы оставались с публикой один на один.

— Скажу откровенно, для меня это было сложнее, чем сделать 32 фуэте, быстрый темп и характер движений передавали высокий нерв, остроту. Постановки у Самодурова чрезвычайно сложны. Они предполагают виртуозную технику, а к технике надо прибавить шаг, вращение, прыжок. Человек должен быть мощно одарен от природы физически, чтобы танцевать такую хореографию, средними данными не обойтись. В классике можно блеснуть за счет академизма: поднять ногу на 90 градусов, но сделать это так красиво и вкусно, что зритель никогда не догадается о том, что балерине не хватает шага. А в современной хореографии нужно демонстрировать сверхспособности. Из зрительного зала кажется, ничего особенного, но на самом деле это очень сложная хореография, которая требует чудовищных человеческих затрат. Надо обладать не только физической, но и большой внутренней силой, чтобы преодолеть эти трудности.

Я не принимала участия в последних постановках Вячеслава Самодурова, но видела, что всякий раз между хореографом и исполнителями складывался успешный творческий союз, что, собственно, и привело к триумфу.

— Когда вы уходили в декрет, был страх, что это навсегда?

— Страха не было, поскольку многое на тот момент для карьеры уже было сделано. Я понимала, что состоялась как балерина.

— Ждали возвращения?

— Перерыв в работе по балетным меркам был очень большой — два с половиной года. Но у артистов балета, которые всю жизнь занимаются тяжелым физическим трудом, тело привыкает к нагрузкам и потом их просит. Без тренировок оно страдает. Сейчас я понемногу возвращаюсь в форму, репетирую свои прежние партии.

— С какими мыслями вернулись к работе?

— Мечтаю, чтобы мой сын увидел меня на сцене. Хочу свою творческую жизнь продлить настолько, чтобы это стало возможным. Пусть сын подрастет, придет на спектакль, увидит меня в главной партии и будет в состоянии запомнить этот момент. К сожалению, век балерины короток. Балерина интересна, пока она в силе и, что немаловажно, — пока она сама уверена в том, что прекрасна. Как только появляются сомнения — нужно уходить. Энергетику молодости не спутать ни с чем. Балет всегда живой. Этим наше искусство отличается от кино: в кино можно сделать пятьсот дублей и довести кадр до совершенства, а в балете нужно поразить всех здесь и сейчас. Возможность разделить этот момент с тысячью зрителей придает остроту ощущениям.



— Как получилось, что вы открыли собственную балетную школу?

— Для меня самой это стало неожиданностью. Я всегда была исполнителем, мне нравилось работать над партиями, заниматься саморазвитием. Но балерины очень часто словно в шорах, у них узкий угол зрения. И я не была исключением. И вдруг мир для меня распахнулся. Причин тому много — и замужество, и материнство, и взросление. Сейчас я кручу головой на 360 градусов, мне интересны все аспекты жизни. И, в частности, это вылилось в то, что я начала заниматься школой хореографии.

Открыть ее предложила моя свекровь: в самом деле, у меня есть педагогическое образование, и было бы странно им не воспользоваться. Я рискнула попробовать и очень быстро втянулась. Выяснилось, что я неплохой организатор. Оказалось, могу собрать вокруг себя разных людей, объединить их идеей и сделать хороший продукт. У нас уже появились два драматически-хореографических спектакля, в которых танцуют мои детки и участвуют выпускники театрального института. Может быть, со временем мне захочется поставить балет. Я чувствую, что открыта для всего нового. Школа в Академическом районе, в ней занимается уже больше 50 ребят от 6 до 15 лет. Обычно балетные школы принимают детей со способностями к хореографии, к нам же могут прийти все, кто хочет танцевать.

В ближайших планах — открыть хобби-класс для взрослых, рассчитанный на поддержание тела в хорошей физической форме. У тех, кто берет уроки классического танца, работают все части тела, начиная от стоп, заканчивая кончиками пальцев рук. Вы никогда не получите этого эффекта в спортзале и на тренажерах.

— Всегда любопытно рассматривать фото с таких балетных хобби-классов. Одного взгляда достаточно, чтобы понять, что на занятия классическим танцем приходят полные дилетанты, но при этом у них горят глаза!

— Я заметила, что после наших занятий человек чувствует себя окрыленным. Меня это даже удивило, потому что я не ставила перед собой такой задачи. А вообще балет гармонично воздействует изнутри: настолько одухотворяет, что начинаешь себя, свое тело ощущать по-другому. У меня разработан специальный курс для начинающих, его суть в том, что человек, приходя на занятие неподготовленным, не чувствует себя несовершенным.

— С каким обновленным внутренним багажом вы возвращаетесь в театр?

— Появилось ощущение внутреннего спокойствия. Я чувствую себя человеком состоявшимся. На многие вещи научилась смотреть не изнутри, а со стороны. Возможно, в чем-то стала сильнее. Хочется привнести свой новый взгляд на жизнь, попытаться поработать с новыми ощущениями. Рассказать о них со сцены зрителю.

Сейчас в театре созданы все условия для того, чтобы не просто работать, а работать качественно. Так было не всегда. В последние годы ситуация поменялась кардинально, и я считаю, что это заслуга нынешнего балетного руководства. Сделан прекрасный ремонт в балетных залах, появился профессиональный балетный пол, концертмейстеры и педагоги все вместе работают на результат. Для артистов заказывают удобную балетную обувь, не надо заниматься поисками, все доставляется прямо в театр. Только приходи, иди и танцуй! СМИ поднимают волну интереса к каждой премьере — раньше такого не было, о нас вообще никто не знал, мы варились в своей маленькой кастрюльке. Конечно, находились ценители искусства, но это были единицы, а широкой публике мы были неизвестны. Не знаю, задумываются ли об этом молодые артисты. Но я это очень понимаю и хочу максимально использовать все новые возможности. Это вдохновляет!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16364
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Янв 15, 2017 11:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2016113108
Тема| Современный танец, XVIII фестиваль современного танца Open Look (СПб)
Автор| Ольга Макарова
Заголовок| Павильон современного танца
Где опубликовано| © журнал "Театральный город" №6(14)
Дата публикации| 2016 октябрь-ноябрь
Ссылка| http://goteatr.com/archive/n13/pavilon-sovremennogo-tanca/
Аннотация| ФЕСТИВАЛЬ

Выставка достижений в области contemporary dance развернулась в летние дни на Новой сцене Александринского театра. Первые в Петербурге гастроли Театра «Балет Москва» сменил насыщенный событиями марафон XVIII фестиваля современного танца Open Look. Как когда-то в просторных павильонах ВДНХ демонстрировали то, чем гордилась страна, так в многофункциональном пространстве на Фонтанке во всей красе представили то, чем живет сегодня современный танец.

Если на заре своего существования детище Вадима и Натальи Каспаровых фестиваль Open Look лишь приоткрывал взгляд на не слишком знакомый тогда зрителю феномен contemporary dance, то сегодня, спустя 18 лет, богатый событиями марафон представляет многообразие возможностей существования в современном танце. Фестиваль заработал имя, воспитал своего зрителя, помог становлению многих исполнителей — значительную часть нынешней программы составили российские постановки.


«Кафе Идиот» Театра «Балет Москва»

Гостями фестиваля традиционно становятся небольшие компании, экспериментальные проекты, представляющие камерные спектакли (не исключается и участие известных трупп — тех, что на слуху: в прошлом году хедлайнером Open Look была молодежная труппа Нидерландского театра танца, NDT 2). Но не количество выходящих на сцену артистов и не размер сценических площадок определяют значение фестиваля в танцевальной жизни города. Open Look-2016 в напряженной череде очень разных спектаклей показал, из чего танец может родиться. И именно эта мозаика подходов открыла широту понятия contemporary dance.

Швейцарская компания Жиля Жобана удивила тем, что танец может рождаться из научной идеи. Вдохновленный знакомством с лабораторией физики высоких технологий, хореограф в постановке «Квантум» движением шести танцовщиков проиллюстрировал формы взаимодействия элементарных частиц, представив внеэмоциональное действие, где танец — воплощение чистого разума. Для российской практики — непривычный опыт.

Отечественному зрителю гораздо ближе рождение хореографического спектакля из слова, из литературного сюжета. По этому пути пошла Ксения Михеева в постановке «Случай Ч». В этом проекте ситуация, когда каждый из восьми персонажей ждет появления некого Господина Ч (почти как беккетовского Годо), озвучивается текстом, а эмоциональное напряжение, скрывающееся за абсурдностью происходящего, отдано на откуп динамичному танцу. Иллюстрирующий перипетии зачитываемой истории танец дает действию объем, заставляя следить за виртуозными дуэтами и гадать не только о том, появится ли загадочный Господин Ч, но и о том, как разрешится очередная пластическая придумка хореографа.

В спектакле «АхматМоди», не отказываясь от нарратива — истории взаимоотношений Ахматовой и Модильяни, хореограф Митя Федотенко переводит повествование в метафорический план, ассоциативно нанизывая визуальные и пластические образы, наполняя дуэты героев не только эмоциями, но и смыслами.

Цепочкой эпизодов, объединенных не логикой фабулы, а эмоциональными контрастами, стал спектакль «Боб’Арт», драйвом которого покорили зрителей бельгийцы из компании «Опинион публик», разбавив красивейший «серьезный» танец пародией и забавными сценками на грани клоунады.

Спектакль-коллаж сцен, скрепленных желанием говорить об актуальном и животрепещущем, показало вологодское трио O’She TheARTe. Смешивая бытовую чистку картошки, брейк-данс и contemporary, они танцевали о разности статусов, которые выбирают люди, о прочности рамок и штампов, мешающих диалогу.

Пример рождения танца из музыки представил испанец Хавьер Мартин. Пластическое действо, созданное в сотрудничестве с композитором Олегом Каравайчуком и посвященное его памяти, вполне отвечало духу музыки, образу художника-чудака, экспериментировавшего игрой на рояле лежа или с наволочкой на голове… Нервные пассы руками в пластическом монологе исполнителя под фонограмму фортепианных импровизаций Каравайчука, зажженные свечи и курящиеся благовония в мерно раскачивающемся кадиле составили почти поминально-ритуальное действо. А достойной наградой терпеливым зрителям стала фантастической красоты мизансцена финальной части: черный кабинет репетиционной сцены, что на пятом этаже комплекса на Фонтанке, клубы дыма и одинокий силуэт танцовщика на фоне распахнутых в петербургскую белую ночь окон.

Танец как диалог с музыкой, сотворчество танцовщика и музыканта, возникающее здесь и сейчас, показал дуэт «Путь паломника», где малейшие акценты затейливой перкуссии Марко Сантоса откликались в завораживающей стихии движения невероятно пластичного и эмоционального тела Селии Амад.

Эксперимент с пространством составил основу перформанса Елены Градковской «приЛЕСтницы». В перемещениях его исполнительниц по фойе Новой сцены не было замысловатых хореографических комбинаций, но в том, как увлекали они за собой любопытную публику, заставляя толпу менять очертания и послушной стайкой двигаться за артистами, был их совместный со зрителем танец.

Несомненной доминантой этой мозаики, кульминацией фестиваля стал последний его спектакль — «Кафе Идиот» Александра Пепеляева в исполнении Театра «Балет Москва». Умная режиссура и талантливая хореография в нем органично соединили многие из упомянутых взглядов на танец. Постановщик обозначил действие как «визуализацию состояний, которые заложены в легендарном романе и пробуждаются в нас при его прочтении». Зачитываемый безоценочным детским голосом текст направляет движение мысли, затронутые в танце смыслы прорисовывает компьютерная графика. Каждая из исполнительниц в какой-то момент становится Настасьей Филипповной, а исполнители примеряют образы то Мышкина, то Рогожина, предлагая разность трактовок, а главное — повод для размышлений. Впечатляющий визуальный ряд, затягивающая в творимый на сцене мир наполненность артистов, фантазия постановщика, которая побуждает осмысливать предлагаемые образы и искать ответы на поставленные вопросы, — это танцтеатр в лучшем проявлении жанра, целиком оправдывающем двусоставность самого термина «танцтеатр».

«Балет Москва» сегодня — одна из очень немногих компаний современного танца, имеющих государственную поддержку. Это дает возможность существования в формате репертуарного театра, а не разовых проектов. В разных спектаклях, выходя на сцену, артисты своим телом проживают то, чем жил современный танец 10-12 лет назад, имеют возможность почувствовать корни. На июньских гастролях в Петербурге современная труппа театра (исполнительский состав разделен на две части — классическую и современную) показала «Свадебку» и «Весну священную» Режиса Обадиа начала 2000-х. И, несомненно, исполнительский опыт артистов, занятых в свежем «Кафе Идиот» (спектакль — обладатель «Золотой Маски» за прошлый сезон), сослужил хорошую службу в том, чтобы талантливо исполнить талантливый замысел Пепеляева.

Патриотичным получилось завершение Open Look. «Кафе Идиот» наглядно опровергло звучавшие накануне на круглом столе фестиваля разговоры о том, что российский современный танец до сих пор находится в позиции отстающего.

Нам есть чем гордиться.

Фото Станислава Левшина
-------------------------------------------------
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
Страница 9 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика