Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2006-02
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 6:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021604
Тема| Современный танец, "Цветные сны Белого Ослика" в Театре Наций
Авторы| Михаил ПЯТНИЦКИЙ
Заголовок| Сказки о танце
Где опубликовано| «Культура»
Дата публикации| 20060216
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=625&rubric_id=207&crubric_id=100442&pub_id=719688
Аннотация| "Цветные сны Белого Ослика" в Театре Наций

Похоже, Государственный театр Наций решил слегка поменять проторенный курс и сделал это не без успеха. Во всяком случае, на ниве собственной постановочной деятельности (ее стали активно возделывать в 2000 году) распахивавший преимущественно территорию драматического и только единожды кукольного театра (перформанс-инсталляция Марты Цифринович "Завтра начинается вчера"), он неожиданно занялся современным танцем. Впрочем, не так уж и неожиданно. Если вспомнить, именно Театр Наций изначально сделал прививки contemporary dance отечественному зрителю. Провел два первых для нашей страны фестиваля современного танца, привозил в Россию труппы Хосе Лимона и других всемирно известных хореографов, знакомил столицу с творчеством Евгения Панфилова, Ольги Бавдилович, Татьяны Багановой, когда их имена мало что говорили даже завзятым театралам. А потом (как это часто бывает с первопроходцами) освободил дорогу другим, тем, для кого модерн данс сделался эксклюзивной сферой интересов. Но наблюдать за происходящим в танцевальном цехе продолжал. Нет-нет да и привозил в Москву то спектакли уже ушедшего из жизни Евгения Панфилова, то шведские, японские или французские танцевальные компании. А потом взял и выпустил - собственноручно (и почти подряд) - аж три танцевальных спектакля. Премьеры первых двух - "Философия стен" Константина Гроусса и "Мухи" Анны Абалихиной и Дины Хусейн - состоялись весной прошлого сезона (последняя работа номинирована на премию "Золотая Маска"), а третья - "Цветные сны Белого Ослика" - в январе уже нынешнего года.
Ее авторы - хорошо известные поклонникам contemporary dance "ПО.В.С.ТАНЦЫ" Альберт Альберт и Александра Конникова - определили жанр спектакля, поставленного на музыку Ричардаса Норвиллы, как танцевальную сказку для детей. Смелые танцовщики и хореографы своих работ, тут они проявили двойную отвагу, рискнули предложить продукт современного танца детям (в стране, где его вкус не знаком даже большинству взрослых) и соединили текст с хореографией, что удается далеко не всегда. Вернее, как правило, не удается.
"Сны Белого Ослика" из числа редких исключений. Здесь даже трудно сказать, танец ли выплетается из слов, или движения рождают у исполнителей желание заговорить. Но диалоги - забавные, философские и озорные (иногда исполнители говорят на абракадабре) - воспринимаются маленькими зрителями как органичная и полноправная часть танцевального действия, решенного в очень определенной и конкретной технике contemporary dance. Надо сказать, что и лексика современного танца "читается" детьми как нечто само собой разумеющееся. Если вы спросите любого взрослого (не готового воспринимать хореографические опыты XXI века), любит ли он классический балет, то даже тот, кто лишь раз в жизни видел "Лебединое озеро" и никогда, скажем, "Баядерку", скорее всего, ответит: "Да". В России принято любить классику. У маленького же зрителя еще нет привычек. Да и вообще вряд ли современный среднестатистический российский ребенок начинает знакомство с театром с посещения "Щелкунчика". Но если он начнет его с "Белого Ослика", ни его развитию, ни его вкусу, ни его душе это не повредит.
Спектакль, рассказывающий языком танца сказку по мотивам произведений Гауфа и суфийским притчам, отличает удивительная на сегодняшний день (даже для детского театра) доброта и нежность. Автор либретто Андрей Андрианов, он же исполнитель роли коварного хитреца Продавца туманов, пытающегося обмануть незадачливого Сказочника (Альберт Альберт), снабдил действие глубокомысленными высказываниями в духе восточных мудростей и увлекательной интригой. В спектакле есть еще одно противостояние (вполне любовное): строптивого Белого Ослика, не желающего заниматься своим прямым делом - тянуть арбу, груженую сказками, и его хозяина - Сказочника. Их шутейные пантомимические перепалки и погони, когда герой Альберта преследует ослика, разделившегося надвое (симпатяга-голова с передней парой ног умчалась в одну сторону, круп с очаровательным хвостом и задними ногами - в другую), придают действию драйв, который уж точно знаком маленьким зрителям и ими ожидаем. В спектакле широко использованы приемы театра кукол и театра теней (дизайнер кукол и кукловод - Станислав Климушкин). Под бурные восторги зрителей над залом нависает огромный и совсем нестрашный джин, на сцене пританцовывает забавный аист, который, правда, смахивает на страуса, по заднику "плывет" белый ослик, а за экраном происходят волшебные превращения.
Но главным все-таки остается танец, и, надо сказать, танец высокого класса как по качеству хореографии, так и по уровню исполнения. Пять отличных танцовщиц - Александра Конникова, Анна Абалихина, Эммануэль Горда, Алена Смирнитская и Ольга Прихудайлова - обнаруживают себя и хорошими актрисами. Ориентальный окрас происходящему придают не только пронизывающие лексику contemporary dance характерные для восточного танца движения, но и особая свойственная восточной культуре внутренняя сосредоточенность и медитативность. Пять исполнительниц то легко и непринужденно создают атмосферу звонкого и живописного южного базара, то, словно безмолвно заглядывая "внутрь себя" и боясь расплескать эту свою тишину, бесшумно скользят по сцене. Возможно, дети и не замечают этих нюансов, и порой их внимание слегка ослабевает, но то, что они ощущают себя сопричастными волшебству сказки и таинству театра, ясно из их реплик и комментариев, которые сопутствуют всему действию. Дети не пытаются разгадать недосказанности и символы, наличествующие в спектакле, они домысливают происходящее на сцене, и полет их фантазии - тоже одно из очевидных достоинств "Снов", где счастливо сошлись сказка, танец, музыка, куклы, маски и творцы из разных стран. Композитор - Ричардас Норвилла из Литвы, художник Вадим Коптиевский из Израиля, временами музыка спектакля звучит "в живом" исполнении Камаля Балана (Сирия), а одна из танцовщиц - Эммануэль Горда - из Франции. Так что, помимо всего прочего, Театр Наций выпустил спектакль, стопроцентно соответствующий своему названию и предназначению.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4385

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 10:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021605
Тема| Танец, фестиваль «Евротанцы», Калининградский театр танца «Инклюзы», Персоналии, Агульник Н.
Авторы| б/а
Заголовок| Театру «Инклюзы» аплодировали в Лейпциге
Где опубликовано| ГТРК «Янтарь»
Дата публикации| 20060216
Ссылка| http://kaliningrad.rfn.ru/rnews.html?id=13035&cid=7
Аннотация| Калининградский театр танца «Инклюзы» принял участие в крупнейшем международном фестивале «Евротанцы». Он проходит в немецком городе Лейпциге и собирает лучшие театры мира. «Инклюзы» был единственным российским коллективом на этом танцевальном форуме. В Германии калининградцы представляли спектакль «Депортация».



Спектакль создавался к юбилею Калининграда. Артисты постарались рассказать о судьбах жителей Восточной Пруссии, покинувших родные места после войны. Руководитель театра Наталья Агульник говорит, что тема депортации - не политическая конъюнктура. Просто живя в этом городе, нельзя забывать и о трагических моментах его истории.
Наталья Агульник, руководитель театра танца «Инклюзы»: «И выстроился такой сюжет о простых человеческих судьбах. Русские или немцы - всем было очень тяжело. Это была трагедия для всех».
Артисты театра молоды. Конец 40-х – начало 50-х для них - история. Перед тем, как приступить к репетициям, прочитали массу мемуаров, как немцев, так и наших первых переселенцев.
Попасть на такой крупный международный танцевальный форум - престижно для любого театра. Театр любительский, и днем у артистов - основная работа или учеба. И чтобы желание стало возможностью, ребятам приходилось репетировать каждый вечер. Зато успех сразу на двух фестивалях – «Евротанцах» в Лейпциге и фестивале русского искусства в Оперталле. Сейчас артисты заканчивают репетиции нового спектакля, его основой стали русские народные песни
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 11:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021701
Тема| Балет, БТ, «Лебединое озеро», Персоналии, П. Семионова
Авторы| Татьяна Кузнецова Фото: Елена Фетисова / Коммерсантъ
Заголовок| Берлинская звезда поработала локтями
Где опубликовано| «Коммерсант»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.html?docId=650630&IssueId=30020
Аннотация| Полина Семионова в "Лебедином озере"

Берлинская прима-балерина Полина Семионова в «Лебедином озере» вытянулась в струнку перед соотечественниками

На Новой сцене Большого театра в "Лебедином озере" выступила прима-балерина Государственного балета Берлина (Staatsballett Berlin) Полина Семионова. Выпускницу Московской академии хореографии, ставшую европейской знаменитостью, придирчиво изучала ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

В 2002 году выпускницу Московской академии хореографии 18-летнюю Полю Семионову зазывали к себе сразу три театра – Большой, Мариинский и берлинский. Девушка к тому времени успела выиграть три международных конкурса – в Москве, Нагое и даже в Петербурге (что для москвички прямо-таки невероятно). Победил берлинский худрук Владимир Малахов, пообещавший выпускнице ведущие партии в первом же сезоне.
За неполные четыре года Полина Семионова перетанцевала почти всю классику XIX столетия и главных хореографов века ХХ, наравне со звездами участвовала в самых шумных мировых гала, стала кумиром немцев и любимицей англичан, сравнивших ее в "Лебедином" с Анной Павловой и Марго Фонтейн. Честолюбивая девочка не прогадала – в России она не имела бы таких шансов. К нам она не раз приезжала иностранной гастролершей, танцевала концертные номера. Самым эффектным оказалось выступление на гала в честь юбилея Майи Плисецкой – в современном любовном дуэте она выглядела чрезвычайно стильно и даже сексуально.
Естественно, дебют юной знаменитости в главном театре страны и в главном русском балете вызвал аншлаг. В зале витала готовность к восторгу, смешанному со светлой печалью,– в смысле, какое сокровище мы потеряли. Большой театр выставил на спектакль самого миловидного и молодого Зигфрида – Владимира Волчкова, самого харизматичного Злого Гения – Дмитрия Белоголовцева, самого очаровательного и изящного шута – Дениса Медведева. Даже сверстниц принца и его невест танцевали артистки чуть ли не балеринского статуса. И даже лебединый кордебалет в честь события перестал грохотать пуантами, а бегал по сцене почти как по водной глади. Впрочем, на мой взгляд, унылую редакцию Юрия Григоровича с декорациями Симона Вирсаладзе, выглядящими так, будто половину их где-то потеряли, спасти могла бы только сногсшибательная балерина. Полина Семионова с ног не сшибала.
Стройная, высокая, красивая девушка танцевала очень старательно и не по-русски осмысленно. Все детали роли были выверены самым тщательным образом. С самых дальних рядов было видно: какой взгляд, куда и почему кидает эта Одетта; как по-разному подает руку Зигфриду и Ротбарту эта Одиллия; в какой момент она акцентирует трепетность, усиливая нервную дрожь па-де-бурре, в какой – отдается любовной мечте, вытягивая с помощью мягких plie кантилену длинного адажио, а в какой – преображается в женщину-вамп с помощью обдуманно резких аттитюдов и отточенных до блеска маленьких па-де-ша.
Но именно эта дотошность расчленяла роль на крохотные эпизоды, побуждала копаться в деталях, по-бухгалтерски регистрируя плюсы и минусы. В первой графе оказалось дивное самообладание молодой балерины. 80-летний дирижер Копылов, уже лет сорок машущий "Лебединым" не глядя на сцену, устроил девушке сущую бойню в "черном" па-де-де: вариацию он замедлил так, что вертеться в этом темпе мог бы разве что подъемный кран, а на фуэте, напротив, ускорился до истерики, проигнорировав намерение госпожи Семионовой крутить по два пируэта все восемь первых тактов. Полина, отчаявшись привлечь его внимание, смирилась и выстояла, хотя и шатнулась вбок на первой части вариации и не смогла блеснуть темпераментом, завязнув в болоте ее второй части.
К минусам стоит отнести обычные недостатки московской школы, так и непреодоленные на Западе: жесткие, вытянутые в локтях руки; кисти – слишком анемичные в лирических сценах и растопыренные "козой рогатой" в моменты обольщения; арабески, не заведенные строго за спину,– поза "собачки у столба" возникала каждый раз, когда балерина задирала ногу выше 100 градусов. Всего было чуть-чуть слишком: выпяченной груди и отставленной попки, наклонов до земли (так что выпирают лопатки) и рук за спиной (так что выворачиваются суставы). Московская выпускница явно перестаралась: ее контрольные взгляды в зал (заметили ли очередную находку?) выдавали волнение отличницы, прекрасно подготовившейся к экзамену и боящейся, что строгая комиссия не оценит ее стараний. Ну пусть на пять с минусом. Прилежной девушке не хватило самого малого: самоуправства и своеволия независимого таланта, которому, в сущности, наплевать и на плюсы, и на минусы.






Последний раз редактировалось: Наталия (Пт Фев 17, 2006 3:37 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 11:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021702
Тема| Балет, БТ, «Лебединое озеро», Персоналии, П. Семионова
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| По направлению к лебедю
Где опубликовано| «Время новостей»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://www.vremya.ru/2006/28/10/145643.html
Аннотация| Полина Семионова в спектакле Большого театра



Четыре года назад выпускница МАХУ уехала из Москвы в Берлин. Она рассудила здраво: Большой колыхался от одного начальства к другому, в Мариинском (куда ее тоже звали после триумфа на Vaganova-prix, где она выступила лучше исконно «вагановских» учениц) традиционно сильна конкуренция среди молодых балерин, там это входит в политику руководства: давать шанс сразу нескольким дебютанткам, далее смотреть, кто лучше справится. А в Берлине правит лучший танцовщик мира Владимир Малахов; «под него» местная власть объединила балетные труппы трех театров -- Unter den Linden, Komische Oper и Deutsche Oper -- в одну, и он стал худруком всего этого немаленького коллектива. И Малахов, заметивший Семионову на выпуске, сразу предлагает ей в своей вотчине балеринские партии; естественно, она едет.

С тех пор за три с половиной сезона она станцевала столько, сколько и не снилось ее ровесницам, оставшимся дома: практически вся классика от «Жизели» до «Баядерки», Бежар, Баланчин, Макмиллан и Крэнко. И вот теперь она вернулась на один вечер, чтобы станцевать «Лебединое озеро» в редакции Юрия Григоровича -- то есть тот спектакль, на который, собственно говоря, и натаскивают привычно к выпуску всех девушек МАХУ, выбивающихся в лидеры. И они потом сто лет подряд считают, что если станцовано все на свете, а вот «Лебединое» -- нет, то жизнь не удалась.

Давно не случалось видеть в Большом такого свободного лебедя. То есть нельзя сказать, что в главном театре страны лебедей нет: есть величественные, есть гордые, есть строгие. А вот такого, чтобы относился к традиции «вечного наследия» не как к Уголовному кодексу, нарушать который и страшно и грешно, а как к материалу для игры, -- нет.

Белый лебедь -- играл. Играл в старинный балет -- чуть обозначал сентиментальность (в момент, когда Семионова прощально наклонилась к вставшему на колено принцу, поза была совершенно «лопаткинская», цитатная), играл в старинный образ жизни балетных. Не вознесенных (заслуженно, конечно же) надменных партийных богинь ХХ века, но жизнерадостных танцовщиц века XIX, кутивших после спектакля с поклонниками. Эта Одетта не страдала -- ничуть. Ей нравилось быть лебедем. Принц (Александр Волчков, неуклюжее молодое дарование, не сумевшее во время вращения удержать девушку даже за талию, -- и, положившись на него, бедолага чуть не упала) ей был любопытен -- и она с удовольствием играла с ним. Вскидывала руки, потягивалась как кошка, заглядывала в глаза. Коллега мне после спектакля сказал, что «на сцене было две Одиллии -- белая и черная». Нет-нет, в ней совсем не было авантюрности, в этой Одетте, и насмешки над принцем не было, а не только привычного надлома -- белый балет лишился драматизма и засиял беззаботной радостью.

Тут надо обязательно сказать про графику Семионовой, про ее пластику. Ее естественный жест -- жест острый, топорщащийся, надломленный. (На выпуске четыре года назад это было не так видно -- ее явно заставляли быть плавной; а сейчас, после баланчинского и макмиллановского опыта - отпустило.) И балерина не стала изображать «лебединые крылья», «гнать волну». Ее Одетта -- вся естественность и жизнь -- была естественна и в ломком своем рисунке. Поразительно, что обычно такая графика работает именно на драматизм роли, усиливает нервное беспокойство, порождаемое дрожащей музыкой; здесь -- нет. Здесь чуть угловатая пластика говорила только о юности, о возможностях, о свободе.

В «черном» акте она была более ожидаемой: на балу в замке ее Одиллия искренне развлекалась. Но не зло: здесь была игра в опытную и чуть равнодушную актрису. Все персонажи -- лишь декорация (даже Шут -- Денис Медведев, единственный, кому удалось привлечь внимание публики к себе фантастической виртуозностью прыжков), а вот с этим неловким мальчиком она сейчас поиграет. И в последней белой сцене тоже не было «высоких» страстей -- лишь стремительно нарастающее недоумение, что жизнь-спектакль заканчивается, и заканчивается не так забавно, как начинался...

Полина Семионова произнесла «священный» текст и полетела по миру дальше. Мнения публики разделились -- от «горячего одобрения» до «ничего особенного». А Большой театр без официального объявления начал программу приглашения чужих звезд в свои спектакли -- 14 марта в «Сне в летнюю ночь» выступит гамбургский премьер Иван Урбан, а 15 апреля в «Лебедином» же -- Диана Вишнева.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 11:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021703
Тема| Балет, БТ, «Лебединое озеро», Персоналии, П. Семионова
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Балерина поколебала балетный мавзолей
Где опубликовано| «Ведомости»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2006/02/17/102978
Аннотация|

Полина Семионова, москвичка 21 года, четвертый сезон танцующая в Berliner Staatsballet, дебютировала в Большом театре “Лебединым озером”. Сам факт, что ей выделили главный балет рус-ского репертуара, свидетельствовал о том, что на родине заочно уже признали исключительный статус танцовщицы. Однако выступление Семионовой обескуражило: веками затасканный спектакль было не узнать.
Во время этого “Лебединого озера” в постановке Юрия Григоровича, которое показывали уже в 322-й раз, профессионалы недоуменно кидались друг к другу в антракте с детским вопросом: “Вам нравится?”
У нас Полину Семионову видели только подростком (минутные номера в гала-концертах не в счет), но за ее мировой карьерой здесь следили с ревнивым вниманием. В 2002 г. 17-летнюю выпускницу Московской академии хореографии увел прямо из-под носа Большого и Мариинки Владимир Малахов, предложив ей вместо банального контракта в кордебалете ставку примы у себя в Берлине. А Майя Плисецкая, выдавшая Семионовой золотую медаль на балетном конкурсе в Нагое, назвала ее своей наследницей в искусстве.
В Москве ею гордились, отмечая премии и контракты. И не пожалели для встречи самого дорогого — “Лебединого озера”, в которое она должна была вступить как блудная дочь, вернувшаяся под отчий кров.
Однако для любой молодой балерины войти в этот балет — что лечь в мавзолей. Его легенды нетленны — забальзамированы и вбиты в генетическую память. Темпы оркестра замедлены до летаргических. Танцы отполированы до металлического блеска. Взаимоотношения персонажей отрегулированы с военной четкостью.
Весь этот лоск операционной, на театральном языке называемый традицией, Семионова разрушила. Она не блистала изысканностью линий — ее удлиненная хрупкая фигура под воздействием перегрузок слегка потеряла свою пропорциональность, а стопы — изящество. Техника балерины не настолько феноменальна, чтобы продавать билеты на ее утренние классы. Однако Одетту-Одиллию, давно превратившуюся в гимн совершенной и неживой красоте, она вернула на землю, наделив руками птицы, человеческой душой и экспрессией. Казалось, что театральной условности для Семионовой не существует: перехватив инициативу у мужчин, она в одиночку разыграла заложенный Григоровичем в старый балет сюжет о двойственности человеческой души, неожиданно найдя поддержку не в нерешительном принце, а в Злом гении — харизматичном и точном Дмитрии Белоголовцеве, чей стиль лучше сочетался с заостренным танцем гастролерши.
Семионова до неузнаваемости изменила облик самого спектакля: от мертвенной скуки и бессмысленного совершенства не осталось и следа. Профессионалам было отчего бежать с этого бала, не дожидаясь его завершения, — ведь потом вернуться в мавзолей после встречи с такой Одеттой-Одиллией будет невозможно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 1:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021704
Тема| Балет, БТ, «Лебединое озеро», Персоналии, П. Семионова
Авторы| Александр ФИРЕР Фото: Елена ФЕТИСОВА, ГАБТ
Заголовок| КТО МЕТИТ В МИРОВЫЕ ПРИМЫ
Где опубликовано| «Вечерняя Москва»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=21081
Аннотация| В Большом театре в «Лебедином озере» выступила звезда Государственного балета Берлина Полина Семионова



В семье москвичей Семионовых выдающиеся дети: старший брат Полины Дмитрий – солист балета в Мариинском театре, младшая сестра Ксения – пианистка. Сама Полина успешно танцует в Берлинском балете.

Несколько лет назад столичные балетоманы в горячих дискуссиях обсуждали, правильно ли поступила юная выпускница Московского хореографического училища, питомица Головкиной, что сразу же по зову Владимира Малахова рванула в Берлин, не потанцевав хотя бы пару сезонов в Большом или Мариинке.
Сегодня она выступает по всему миру, владея сокровенными тайнами мастерства. В «Лебедином» в партнеры ей определили лучшего принца Зигфрида молодого поколения танцовщиков Большого – Александра Волчкова.
Балерина сумела найти абсолютно разные краски для адажио Одетты, па-де-де Одиллии и финала. С честью вышла из некондиционных темповых каверз дирижера. Балетоманы вынесли вердикт: в ближайшее десятилетие у нее есть все шансы стать лицом европейского балета.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 3:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021705
Тема| Совет по культуре и искусству при президенте РФ, Персоналии, С. Захарова
Авторы| МАЙЯ Ъ-СТРАВИНСКАЯ
Заголовок| Владимир Путин назначил себе культурных советчиков
Где опубликовано| «Коммерсант»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/2006/029/10042471.htm
Аннотация|

Вчера Владимир Путин утвердил новый состав совета по культуре и искусству при президенте РФ. Впрочем, основной костяк совета определился еще в 2001 году. С тех пор в этом составе происходят незначительные изменения, но в этом году количество советчиков по культурным вопросом увеличено с 28 человек до 34. Главная обязанность совета по культуре и искусству – это информировать президента о состоянии культуры, а также решать, кто достоин Госпремии. В 2006 году эти обязанности на себя возьмут 16 новых членов.
Совет возглавляет сам Владимир Путин, его заместителем вновь назначен директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Секретарем совета является советник президента Юрий Лаптев. Среди постоянных членов совета – альтист Юрий Башмет, худрук Мариинского театра Валерий Гергиев, певица Лариса Долина, актер Евгений Миронов, кинорежиссер Никита Михалков, писатели Юрий Поляков и Эдвард Радзинский, композитор Алексей Рыбников, худрук МХТ Олег Табаков, вице-президент Академии художеств Дмитрий Швидковский, модельер Валентин Юдашкин.
Состав совета меняется незначительно, но эти изменения как раз и составляют интерес для общественности. В этом году в состав совета вошли отличившийся на культурно-патриотическом фронте режиссер Федор Бондарчук; Даниил Дондурей, главный редактор журнала "Искусство кино", активно выступавший за спасение "Музея кино"; Георгий Василевич, директор Государственного музея-заповедника А. С. Пушкина "Михайловское" – грядет очередной юбилей поэта. Также среди новых лиц в совете – актер Андрей Гуськов, балерина Светлана Захарова, пианист Денис Мацуев, музыкант Андрей Макаревич, пианист Михаил Плетнев, дирижер Юрий Темирканов, художник, член студии военных художников имени Грекова Владимир Присекин, режиссер Валерий Фокин, дирижер Владимир Федосеев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 3:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021706
Тема| Современный танец, Театр наций, «Цветные сны Белого ослика»
Авторы| Алиса НИКОЛЬСКАЯ
Заголовок| АРБА, ПОЛНАЯ СКАЗОК
Где опубликовано| «Вечерняя Москва»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://vmdaily.ru/main/viewarticle.php?id=21082
Аннотация| Театр наций показывает танцевальный спектакль для семейного просмотра «Цветные сны Белого ослика»



Детские спектакли сегодня на вес золота. Даже в драматическом театре. О «смежных жанрах» и говорить не приходится. Тем ценнее история, придуманная хореографами Альбертом Альбертом и Александрой Конниковой, известных по группе «П.О.В.С.Танцы», лучшего столичного коллектива contemporary dance.
Строго говоря, «Цветные сны» – спектакль не совсем детский. Созданный по мотивам суфийских притч и мудреных сказок Вильгельма Гауфа, он красив и легок для восприятия, но не без философии. Так, привлекающий детей Белый ослик (оживающий благодаря восхитительному кукольнику Станиславу Климушкину), своенравный, хулиганистый, но добрый, дотошно исследует мир и постоянно вступает в стычки с хозяином, «лучшим в мире сказочником».
Роль Сказочника взял на себя Альберт Альберт. Чтобы пользоваться на сцене словом, необязательно быть драматическим артистом. Его герой, гуляющий по свету с огромной арбой, полной сказок, устает от ноши и хочет продать ее в надежде, что и сам в состоянии рассказать любую историю. Но в итоге лишается голоса. Что и говорить – с волшебными силами надо общаться аккуратнее. Однако слов в спектакле – минимум. Как утверждает все тот же Сказочник, «по-настоящему красивые сказки словами не расскажешь, а если попробуешь, то получится не сказка, а сплошная пересказка».
Та, которую представляют нам, скользит по воздуху тонкими покрывалами, звенит восточными бусами, прячется в сияющих глазах прекрасной наложницы. В неверном свете свечей разливается магическая музыка, исполняемая сирийцем Камалем Баланом. Дурманит запах благовоний; далекий шум моря мешается с шелестом песка; тела танцовщиков складываются в изысканную картину.
Да, жизнь прекрасна. Но высшие силы лукавы. Кто знает, что поставлено на кон, когда сказочник играет в шахматы с заколдовавшим его волшебником (парафраз на «Седьмую печать» Бергмана)? Береги что дано. А то вдруг все заманчивое – лишь сон? Приснившийся Белому ослику. Самому материальному и самому магическому герою рассказанной истории.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11801

СообщениеДобавлено: Сб Фев 18, 2006 10:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006021801
Тема| Балет, БТ, Балеты А. Ратманского
Авторы| Валерий Попов
Заголовок| Вечное соревнование
Где опубликовано| «Московские новости»
Дата публикации| 20060217
Ссылка| http://www.mn.ru/issue.php?2006-6-33
Аннотация|



Четыре своих одноактных спектакля художественный руководитель балетной труппы Большого театра Алексей Ратманский соединил в один чрезвычайно масштабный, в пересчете на часы не уступающий "Дочери фараона".

Балетмейстер дает нам понять, что труппе Большого вполне по силам современная хореография.

Балет Стравинского "Игра в карты" впервые был поставлен Баланчиным, и в нем действительно имели место тузы, короли, дамы и прочие шестерки карточной колоды.

Такой расклад хореографического пасьянса Ратманского не увлек, и он оставил слова "в карты" ничего не значащим придатком к слову "игра".

Семь солисток и восемь солистов в интерьере то ли спортивного зала, то ли балетного класса демонстрируют публике незаурядную технику. Не более того.

Тему соревновательности продолжает "Болеро" на музыку Равеля. Три пары солистов, одетые в трико и модные футболки с порядковыми номерами от одного до шести, опять же устраивают изнурительное состязание. Впрочем, какая из них победила, выяснить не удается.

Из четырех хореографических опусов Ратманского лишь балет "Леа" на музыку Бернстайна обладает сюжетом. В его основе - древняя еврейская легенда о двух разлученных влюбленных, щедро приправленная мистикой каббалы. На сцене - шестеро рослых юношей, одетых в сильно декольтированные туники, таскают во все стороны измученного Ханана, принуждая страдальца размахивать руками и молить о пощаде.

Выглядит это, признаться, как пародия на белую мистику второго акта "Жизели". Пестрая и яркая местечковая жизнь еврейского поселения удалась балетмейстеру куда больше. "Игру в карты", "Болеро" и "Леа" разделяет десятиминутный "Средний дуэт" на музыку Ханона.

Это, собственно, и есть сердцевина зрелища, то, ради чего, безусловно, стоит его посетить. Балет "экспортировали" из Санкт-Петербурга в Москву вместе с несравненной Светланой Захаровой и солистом Мариинского театра Андреем Меркурьевым.

Дуэт, сочиненный для этой пары Алексеем Ратманским, столь хореографически совершенен, столь многозначен, что поневоле заставляет вспомнить жемчужину Русских сезонов - десятиминутный же балет "Видение розы".

А стиль, технику, певучесть линий танца наших современников соотнести с легендарными исполнителями шедевра вековой давности Карсавиной и Нижинским.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Фев 20, 2006 9:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006022001
Тема| Балет, Китай, балетно-акробатическое шоу из Шанхая
Авторы| Павлюченко О
Заголовок| Танец маленьких акробатов
Где опубликовано| Сайт strana
Дата публикации| 200602
Ссылка| http://www.strana.ru/print/273694.html
Аннотация| 

Китайцы везут в Москву балетно-цирковое шоу на музыку "Лебединого озера"
Фото: (с) acrobatics.ru

В России в середине марта состоится мировая премьера феноменального балетно-акробатического шоу из Шанхая "Лебединое озеро", поставленного китайской труппой Гуангдунг. Первой "самый красивый цирк и самый опасный балет" увидит московская публика, затем Санкт-Петербург и только затем начнется мировое турне. Обсудить перспективы цирка-балета организаторы пригласили академика Академии циркового искусства Максима Никулина, знаменитого иллюзиониста Эмиля Кио, известную балерину Нину Семизорову и многих других.Перед началом пресс-раута всем собравшимся продемонстрировали отрывки из китайского "Лебединого озера". И даже в телевизионном формате это поистине великолепное зрелище! Все, что делают артисты, находится практически на пределе человеческих возможностей. Балерина на пуантах ходит по натянутому канату, затем замирает в грациозном па, стоя на ладони вытянутой руки партнера. А знаменитый Танец маленьких лебедей исполняют, стоя на руках, четыре акробата в костюмах. зеленых лягушат. И все китайские ноу-хау можно перечислять бесконечно. О таких постановках, как правило, говорят: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Все это очень необычно для российского зрителя, который привык воспринимать отдельно цирк, отдельно балет. Но, тем не менее, китайская интерпретация знаменитого балета ничуть не коробит. "Мы всегда ревностно относились к тому, что кто-то берет наше национальное достояние, меняет все и оставляет только музыку. Так было уже много раз. Но то, что сделали с "Лебединым озером" китайцы, не вызывает у меня отторжения. Это шоу для любого возраста, - поделилась своими ощущениями от просмотра Нина Семизорова. - Мне нравится, что они не добавили никакой эротики или еще чего-нибудь подобного - сейчас ведь с классическими произведениями часто так и поступают. И я твердо знаю, что могу привести на это шоу своего ребенка и ответить на все вопросы, которые он мне задаст после спектакля".

Максим Никулин в свою очередь посетовал, что российский цирк позабыт-позаброшен, в отличие от китайского: "В мире есть два национальных цирка - российский и китайский. У каждого свои традиции. Так вот российского скоро может не стать, потому что государство о нем совершенно не заботится. Китайцы же наоборот, всячески стараются укрепить и развить цирковое искусство. А, между прочим, они многому научились у нас: пуанты на проволоке, гимнастическое адажио. Но, в любом случае, такой проект, как китайское "Лебединое озеро" - это демонстрация мощи страны".

Идея столь фантастического шоу зародилась у директора труппы Нинг Генфу и хореографа Жао Минг после того, как в 2002 году на XXVI Международном акробатическом конкурсе в Монте-Карло театр представил программу "Восточный Лебедь. Акробатический дуэт". Она создавалась на основе па-де-де из балета Чайковского "Лебединое озеро". Выступление китайских артистов оценили по достоинству: они получили высшую награду - Золотого клоуна и двух специальных призов. "Мы, вдохновленные реакцией зрителей, подумали: а почему бы не создать оригинальное китайское "Лебединое озеро" с помощью признанных акробатических программ, совершенно новой хореографии и светового дизайна? " - сказал Нинг Генфу.

Всевозможную поддержку в подготовке шоу труппе оказывали вице-председатель Shanghai City Dance Сан Мингжанг и балетмейстер Staatsoper unter den Linden Лиу Джан. Более 5 млн долларов было вложено в создание этого шоу. Было создано более трехсот костюмов с использованием уникальных китайских тканей.

И 25 марта 2005 года, после трех лет тяжелой работы, китайское акробатическое шоу "Лебединое озеро" выдало на гора премьеру, дав затем более 20 представлений в Шанхайском Большом театре. Теперь пришла пора показать спектакль на родине автора музыки.

Китайская акробатическая труппа Гуангдунг основана в 1951. В этом году ей исполняется 55 лет. Сейчас в труппе 210 человек, включая акробатов, балерин и фокусников. А еще есть тренеры, мастера света, техники. Средний возраст акробатов - около 25 лет. Труппа гастролировала более чем в 60 странах мира. Ей рукоплескали Германия, Франция, Великобритания, Голландия, Бельгия, Норвегия, Швеция, Дания, Россия (2003), США, Канада, Бразилия, Южная Африка, Австралия, Новая Зеландия, Япония, Корея, Сингапур, Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Камбоджа и многие другие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Фев 20, 2006 10:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006022002
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Семионова П
Авторы| Крылова М
Заголовок| Золотой век «Лебединого озера». Русская балерина из Берлина преобразила старинный балет
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20060202
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2006-02-20/8_balet.html
Аннотация|

По стечению обстоятельств Полина Семионова репетировала «Лебединое озеро» на фоне декораций балета «Золотой век». Случайное совпадение превратилось в символ. Танец гостьи из Государственного балета Берлина смыл предсказуемость исполнения самого известного балета. После ее вариаций в зале кричали «Еще раз!». За один вечер «Лебединое» в Большом театре пережило свой золотой век.


После спектакля критики принялись вспоминать, когда в последний раз Одетта-Одиллия настолько впечатлила. Кто-то вспомнил Светлану Захарову, почти все – Ульяну Лопаткину. Но обе примы – родом из Мариинки, хоть Захарова и танцует сейчас в ГАБТе. А Полина Семионова – москвичка. Она окончила Московскую академию хореографии, в которой познала несправедливость: на школьных концертах в главных партиях выходили другие девочки, на которых делали ставку (где они сейчас?), а будущая международная звезда довольствовалась массовкой. Это явно повлияло на решение Полины предпочесть балет Берлина Большому и Мариинскому театрам, которые тоже ее приглашали. Но в России звали шаблонно: как предписывает наша традиция, сначала – кордебалет (с последующей перспективой), будь ты трижды гений. А умный руководитель берлинского балета Владимир Малахов сразу предложил Полине ведущее положение. Теперь России светят лишь редкие приезды Семионовой, а ее выступление в «Лебедином озере» показало, какого масштаба танцовщицу мы потеряли.


Это был необыкновенный Лебедь. С одной стороны – все буквальности сюжета, все положенные эмоции – страх, гнев, трепет – полностью передаются и телом, и взглядом. С другой – пульсирующая утонченность, доходящая до декадентства (ее пуанты, казалось, била нервная дрожь, лопатки вопреки канону классики сдвигались друг к другу для активной подачи корпуса и рук, о работе запястий можно написать отдельную статью). Ощущение от танца такое, как если бы вы подбросили перышко и следили, как оно, трепеща в воздухе, одновременно и резко, и плавно опускается на землю. На Семионову хочется смотреть, не отрываясь, как на дорогу в тумане: отвлечешься на секунду – и не увидишь главное. Ее Одетта – ускользающая мечта, журавль в небе, а Одиллия – мечта воплотившаяся, синица в руках, которая ничем не хуже журавля, потому что и улетающая, и пойманная греза у Семионовой похожи на жар-птицу. Только это жар-птица XXI века, которая умеет создать лирику из острых углов и не боится старорежимных стонов: «А где вечная женственность времен очаковских и покоренья Крыма?»

Обозреватель «НГ», горя московским патриотизмом, ждал, когда труппа Большого театра поддержит свой статус рядом с особенным гастрольным исполнением. На Принца (Александр Волчков) рассчитывать не приходилось – его исполнительские возможности годятся лишь в качестве непритязательного фона. Оставались главный негодяй спектакля и танцовщики на «вторых ролях». Тут дела шли лучше. Дмитрий Белоголовцев (Злой гений) использовал свою сценическую брутальность на сто процентов, Денис Медведев (Шут) легко веселил виртуозным танцем, Нелли Кобахидзе (венгерская невеста) впала в лирическую медитацию, а Наталья Осипова (испанская невеста) вызвала восхищенное «ой» публики, взмывая в грандиозных прыжках. Вот только оркестр под управлением Александра Копылова мешал танцовщикам – выдержать такие темпы (то невпопад черепашьи, то манера «гепард обгоняет автомобиль») не в состоянии ни один исполнитель.

…В связи с приездом Семионовой столичные балетоманы взволновались. Поползли разговоры, что это не разовые гастроли, но смотрины: якобы Большой театр намерен предложить берлинской звезде статус «приглашенной солистки». Слух оказался слухом, но жаль, что так получилось. Если театр передумает и оправдает народные ожидания, это будет подарком публике.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Фев 20, 2006 10:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006022003
Тема| Балет, гастроли БТ в Бельгии
Авторы|
Заголовок| Большой театр выступит в Брюсселе на фестивале посвященном России
Где опубликовано| сайт РИА "Новости"
Дата публикации| 20060219
Ссылка| http://www.rian.ru/culture/theater/20060219/43626531.html
Аннотация|

МОСКВА, 19 фев - РИА Новости. Балет и оркестр Большого театра выступят в самом знаменитом бельгийском театре - театре де Ла Моне на фестивале "Европалия" в Брюсселе. В этом году фестиваль посвящен России.

С 19 по 21 февраля состоятся три представления балета "Жизель" в редакции Владимира Васильева. В главных партиях выступят Светлана Захарова, Марианна Рыжкина, Светлана Лунькина (Жизель), Андрей Уваров, Руслан Скворцов, Дмитрий Гуданов (Граф Альберт), Мария Александрова, Екатерина Шипулина (Мирта).

Как сообщили РИА Новости в пресс-службе Большого театра, 21 февраля будет показан гала-концерт, в первое отделение которого войдут Седьмой вальс из балета "Шопениана" (Нелли Кобахидзе, Андрей Уваров), "Тарантелла" Готтшалька (Марианна Рыжкина, Денис Медведев), па де де из балета "Лебединое озеро" (Екатерина Крысанова, Дмитрий Гуданов), адажио из балета "Спартак" (Светлана Лунькина, Дмитрий Белоголовцев) , "Умирающий лебедь" (Светлана Захарова) и па де де из балета "Дочь фараона" (Мария Александрова, Руслан Скворцов).

Во втором отделении зрители увидят па де де из балетов "Тщетная предосторожность" (Марианна Рыжкина, Андрей Болотин), "Плямя Парижа" (Наталья Осипова, Ян Годовский), "Агон" (Екатерина Шипулина, Дмитрий Белоголовцев), "Сильфида" (Светлана Лунькина, Дмитрий Гуданов), адажио из балета "Раймонда" (Мария Александрова, Руслан Скворцов), гран па из балета "Дон Кихот" (Светлана Захарова, Андрей Уваров, Наталья Осипова, Нелли Кобахидзе).

Биеннале "Европалия" проводится в Бельгии с 1969 года. Это международная выставка достижений в области культуры и искусства. Каждый фестиваль посвящен какой-либо отдельно взятой стране. Изначально предполагалось, что европейской, но как это часто бывает, в конце концов организаторы не выдержали искушения и все-таки вышли за пределы Европы, "заглянув" в Мексику и Японию. В последние годы "Европалия" представляет преимущественно страны Восточной Европы. А для нынешнего, юбилейного фестиваля - он проводится в 20-й раз - была выбрана Россия.

"Европалия" поистине стремится объять необъятное: в ее орбиту попадают выставки, концерты, показы фильмов, спектакли драматических и музыкальных театров, искусство академическое и "экстремальное". Разумеется, и продолжается она гораздо дольше, чем более скромные фестивали. Российская, в программу которой вошло 250 мероприятий, началась 3 октября 2005 года, а закончится 28 февраля 2006 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20644
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 20, 2006 1:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006022004
Тема| Балет, Татария, История , Персоналии, Юлтыева Нинель
Авторы| СТРЕЛЬНИКОВА Ольга
Заголовок| Еще одно адажио / К юбилею народной артистки Нинель Юлтыевой
Где опубликовано| Газета «Республика Татарстан»
Дата публикации| 20060209
Ссылка| http://www.rt-online.ru/numbers/culture/?ID=27613
Аннотация|

Век балерины короток... Наверное, хватит пальцев одной руки, чтобы назвать всех бросивших вызов этой грустной непреложности. Уланова, Плисецкая, Марго Фонтейн... Нинель Юлтыева не испытывала судьбу и ушла со сцены в сорок лет, в зените своей славы, станцевав напоследок юную, с озорными косичками Раушан, и многие зрители тогда были уверены, что балерина - сверстница своей героини. С тех пор минуло еще сорок лет, и за все это время наберется немного дней, когда Нинель Даутовна не появлялась в балетном классе. Вот таким долгим, по счастью, оказался ее "короткий век", и дай Бог, чтобы он еще длился и длился.

О таких, как она, сказано: живая легенда. Ее душа, слившись с танцем, пережила уже множество воплощений - сначала в лучших классических партиях Юлтыевой-балерины, потом в спектаклях-феериях Юлтыевой-балетмейстера и, наконец, в блистательных вариациях и па-де-де, в головокружительных взлетах артистической карьеры многочисленных учеников Юлтыевой-педагога. Их, между прочим, можно встретить на разных континентах. Назову только одно имя - Хулио Бокка, сегодня оно олицетворяет современную Аргентину наряду с такими именами, как Марадона и Борхес. В годы так называемого застоя Юлтыева много работала за рубежом - в Египте, Венесуэле... Поразительный факт: огромная страна томится за "железным занавесом", а она, дочь расстрелянного "врага народа", беспрепятственно разъезжает по всему миру. Но что было, то было.

В ее возрасте, который принято называть преклонным, люди обычно любят предаваться воспоминаниям и, вообще, живут больше прошлым, а ей по-прежнему не до мемуаров, она и сейчас в трудах и заботах о будущем балетного искусства, ныне - как художественный руководитель Казанского хореографического училища. Благодаря ее усилиям недавно здесь открылся учебный театр, скоро появится интернат. А нынче в Казани пройдет уже третий международный фестиваль хореографических школ. И это тоже было бы невозможно без Юлтыевой.



Балетная внучка, или Салют всех вождей
Она никогда не стремилась, по крайней мере сознательно, собирать то, что называется личным архивом, но хранит все: старые афиши, программки, газетные вырезки, фотографии, письма, поздравительные открытки... Многие из этих пожелтевших от времени листочков, исписанных обычными чернилами или даже карандашом, теперь называются "автографами" и способны привести в трепет любого, кто хотя бы краешком причастен к миру балета. Вот лишь некоторые из них:

"На память Нинель Юлтыевой в знак юношеской влюбленности, дани уважения в моем зрелом возрасте и непрекращающегося творческого содружества в возрасте преклонном. Леонид Якобсон".

"Милая Нинель, желаю, чтобы моя книга всегда приносила тебе помощь в работе. Агриппина Ваганова".

"Так приятно получать весточку от людей, с которыми работала и от души, и от желания передать все свои знания, и сделать человеку доброе дело..." - это строки из письма Марии Федоровны Романовой-Улановой, которая выпускала Юлтыеву из училища, и она же была первым балетным наставником своей "Галюши"...

А это написано рукой Федора Лопухова: "...Да, я хотел бы поставить с Вами "Жизель"! Но я бы ставил партию Жизели так, как делала ее знаменитая Гримальди. Надо исходить из Ваших особенностей, а потому Гримальди для Вас более "близкая" фамилия". Кстати сказать, переписка Юлтыевой с Федором Васильевичем Лопуховым, гениальным хореографом и выдающимся педагогом, - предмет особой зависти театральных музеев и историков балета, настолько откровенны эти письма, настолько тесно в них переплетены мысли, впечатления легендарного балетмейстера и его глубоко личные переживания.

Да что письма, она сохранила даже свою детскую метрику! Эта привычка осталась у нее еще с тех времен, когда она училась в Ленинградском хореографическом училище и жила в интернате. Не дай Бог, если какая-нибудь важная "бумажка" затеряется, ведь рядом ни мамы, ни папы...

Ее отца, известного башкирского писателя и общественного деятеля Даута Юлтыя, арестовали в июле 1937 года. Вскоре Нинель надо было возвращаться в Ленинград, в училище, но ее, можно сказать, сняли с поезда и вернули домой. Впрочем, дома, по большому счету, уже тоже не было. Из отдельной квартиры их семью выселили в коммуналку, имущество конфисковали... Чудесным сном представлялись теперь одиннадцатилетней Нинель дни, когда почти каждый вечер у них дома собирались друзья отца - известные писатели, артисты, художники.

- Мы с братом крутились здесь же, - вспоминает Нинель Даутовна. - Мама рассказывала, что, едва научившись ходить, я все время пританцовывала. Иногда я тут же и засыпала, прислонившись к кому-нибудь из гостей. И чаще всего это был Баки Урманче. Я вообще его выделяла, от него исходили какие-то особые волны, как сейчас бы сказали, мощная энергетика. На таких людей всегда хочется опереться, и я до сих пор помню это ощущение тепла, покоя... Спустя много-много лет Урманче поставили памятник в Казани, неподалеку от хореографического училища, и однажды, помню, я не удержалась: подошла и облокотилась на его колени, как в детстве...

Кто-то из друзей отца и сообщил им новость: в Уфе набирают детей для учебы в Ленинградском хореографическом училище. Конечно, в национальных республиках тогда плохо представляли, что такое балет, и многие родители попросту боялись отпускать детей. Поэтому первый набор, в основном, проводили среди детдомовцев, детей-сирот. А уже на следующий год, когда ленинградские педагоги снова приехали в Уфу, активность проявила именно творческая интеллигенция. Кроме Юлтыевой, в башкирскую группу взяли дочь Сайфи Кудаша, дочь Сары Садыковой...

Но после ареста отца хореографическое училище тоже осталось в какой-то другой жизни.



Мария в "Бахчисарайском фонтане"

Среди ее педагогов были легендарные личности. Такие, например, как Александр Викторович Ширяев, внук композитора Цезаря Пуни, "правая рука" великого Мариуса Петипа. До революции у Ширяева была своя балетная школа в Лондоне, учащиеся которой почти все работали в труппе Анны Павловой. Кроме того, он играл на нескольких музыкальных инструментах, прекрасно рисовал, лепил, много занимался кинематографией еще в то время, когда кино не было даже "великим немым". Наконец, не кто иной, как Александр Викторович Ширяев стоял у истоков национального отделения Ленинградского хореографического училища. Он считал Нинель очень способной и при всех называл "внучкой". В то роковое лето Ширяев сам привез башкирскую группу в Уфу и остановился у них дома, в кабинете отца. И вот только они успели проводить Александра Викторовича, и все рухнуло...

Узнав о случившемся, Ширяев начинает хлопотать и добивается-таки для Нинель разрешения продолжить учебу. На присланные им деньги она возвращается в Ленинград и уже там узнает об аресте матери.

Не могу не привести еще один уникальный документ из личного архива Нинель Даутовны:

"От дочери Фатимы Юлтыевой Нинель Юлтыевой, 14 лет.

Заявление.

Моя мама арестована 20/XI-37 года. Сидит как член семьи изменника родины в Темниковских лагерях, работает в должности фармацевта. Я в настоящее время учусь, перешла в 7-й класс и учусь все время на отлично, несу общественную работу... Я и мой брат, которому 16 лет, находимся в очень тяжелых экономических условиях, на иждивении тети, которая материально тоже очень нуждается... Убедительно прошу вас, товарищи, все это учесть и принять соответствующие меры к освобождению мамы, чтобы дать ей возможность жить с нами, ведь нам очень тяжело! Ведь моя мама сидит как член семьи уже три года. Неужели недостаточно этого наказания, которого она не заслуживает?.. Исходя из вышеизложенного, еще раз прошу вас, товарищи, освободить нашу маму. И дать нам возможность жить вместе и продолжать строить социалистическое общество вместе с нашей мамой, которая нам сейчас необходима. Я даю вам салют всех вождей ВКП(б), что мы оправдаем ваше доверие и будем борцами за коммунизм!"


Гуманизм "вождей и товарищей" проявился лишь в том, что они вернули "заявление" руководству училища с рекомендацией "усилить воспитательную работу" среди учащихся национального отделения. И после этого еще долгих семь лет Нинель связывали с мамой только редкие письма. А в апреле 1941-го свалилось еще одно горе - умер Александр Викторович... Вот тогда она действительно потеряла все.

Балерина на "целине"
Училище Юлтыева окончила уже после войны, будучи ведущей балериной Татарского театра оперы и балета, станцевав к тому времени главные партии в балетах "Бахчисарайский фонтан", "Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Коппелия", "Зюгра".

В Казань ее пригласил Назиб Жиганов. Как-то он приехал по делам в Уфу и там впервые увидел Юлтыеву на сцене. В отличие от оперы балетная труппа в Казани была малочисленной. Весь репертуар - и классический, и национальный - держался фактически на одной балерине, Анне Гацулиной. Поэтому когда приехала Юлтыева - с хорошей школой, огромным, "мужским" прыжком, - вся классика перешла к ней. Одновременно ей, прима-балерине, пришлось взять на себя обязанности педагога-репетитора (больше просто было некому), и к этому же времени относятся ее первые балетмейстерские опыты. Кстати, она вовсе не рвалась ставить балеты, но жизнь заставляла. Похоже, ей на роду было написано - осваивать "целину", быть первой. Зато остальным было уже легче, они шли по ее следам.

В 1956 году Татарский театр оперы и балета переехал в новое здание на площади Свободы. Внешне оно смотрелось великолепно: большая сцена, трехъярусный зрительный зал, красивые фойе. Но когда Юлтыева впервые заглянула в балетный класс, то не смогла скрыть своего разочарования: зал оказался небольшим и к тому же с паркетным полом. По ее настоянию, пока никто из артистов не получил травму, полы срочно начали перестилать. Пришлось отказаться и от лепных балкончиков - ради лучшей акустики. И зеркала в балетном классе до недавнего времени висели так, как она их повесила. Единственно, ей не удалось тогда уговорить сломать одну перегородку, чтобы сделать зал просторнее. Лишь теперь, после масштабной реконструкции театра, балетный класс стал именно таким, каким она его представляла. И тогда же, в пятьдесят шестом, Юлтыева съездила в Ленинград, где состоялось сразу два больших выпуска хореографического училища. Один взяли в Мариинский театр, а второй она привезла в Казань.

Первым балетным спектаклем, который зрители увидели на сцене нового театра, стало "Лебединое озеро" в постановке Юлтыевой. И этим же балетом, кстати сказать, театр открылся в 2005 году. Символично, не правда ли? Но, похоже, мало кто обратил на это внимание. Во всяком случае никто из произносивших речи не вспомнил о той, полувековой давности премьере, хотя некоторые из ее участников еще живы и находились здесь же, в зале...

Мало кто помнит сегодня и о противостоянии между сторонниками драмбалета и симфонических танцев. Драмбалет - это тоже балет, с той лишь разницей, что танец в нем зачастую подменялся языком жестов, пантомимой, а художественная идея - идеологией. Одним из немногих, кто в Стране Советов и победившего драмбалета продолжал развивать идеи танцевального симфонизма (еще Чайковский говорил: "Балет - та же симфония"), был Федор Васильевич Лопухов. Пожалуй, самый смелый и выстраданный из его балетов - "Величие мироздания" на музыку Четвертой симфонии Бетховена, где балетмейстер отказался от привычных костюмов, декораций и прочих аксессуаров, столь милых сердцу балетоманского зрителя. Один танец! Танец "самодовлеющий", как называл его Лопухов, сопрягался с музыкой, насыщаясь сложными симфоническими формами. Отсюда и второе название этого произведения - "Танцсимфония". Однако публика оказалась не готова к его восприятию, и спектакль, потерпев оглушительный провал, был показан всего один раз. Но идеи Лопухова подхватил и впоследствии развил в своих работах один из его учеников и участник того единственного спектакля - Георгий Баланчивадзе, будущий Джордж Баланчин, "отец-основатель" американского балета.

А что же Федор Лопухов? Он по-прежнему много ставил, экспериментировал, и время от времени его снова настигала слава "опального" балетмейстера. К одному из таких периодов относится их переписка с Нинель Юлтыевой. Кстати, Лопухов с радостью откликнулся на ее предложение приехать на постановку в Казань, в шутку объясняя свой энтузиазм тем, что одна из его прабабок была татаркой. И можно лишь сожалеть, что планы эти не осуществились.

C наступлением хрущевской "оттепели" переживал обновление и отечественный балетный театр. Менялись эстетические пристрастия и ориентиры, господство драмбалета подходило к концу. Балет возрождал присущую ему танцевальную природу, а семидесятилетний Федор Лопухов был объявлен идеологом "новой волны". В 1962 году он создал при Ленинградской консерватории балетмейстерское отделение и всецело посвятил себя воспитанию молодых хореографов. В числе студентов последнего "лопуховского" набора была и Нинель Юлтыева. (К слову, вместе с ней на курсе учился приехавший тоже из провинции двадцатилетний Борис Эйфман, ныне, пожалуй, самый знаменитый российский хореограф, автор балетов "Русский Гамлет", "Идиот", "Красная Жизель" и других.)

Как Шурале победил Али-Батыра
История повторится: диплом балетмейстера Юлтыева получит, проработав уже несколько лет художественным руководителем казанской балетной труппы. В 1970 году именно она пригласила в Казань Леонида Якобсона и уговорила его вернуться к первой, еще предвоенной редакции балета "Шурале", над которой он работал вместе с композитором Фаридом Яруллиным. Эта редакция довольно сильно отличалась от ленинградской. Именно национального колорита, по мнению Юлтыевой, недоставало спектаклю "Али-Батыр" на музыку Ф. Яруллина, который был поставлен Якобсоном в 1953 году в Ленинграде и вскоре удостоен Сталинской премии. Думаю, разговаривать с Якобсоном на тему, какая редакция балета, старая или новая, лучше, было нелегко. Леонид Вениаминович слыл человеком резким, неуживчивым и не любил, когда кто-то вмешивался в его работу. Но к Юлтыевой, как ни странно, он прислушался, а постановка "Шурале" семидесятого года в хореографии Якобсона поныне считается непревзойденной.

А вот еще одна уникальная фотография - Рудольф Нуриев в шестилетнем возрасте. Ее подарила Юлтыевой уфимская двоюродная сестра, которая работала воспитательницей в том самом детском саду, куда водили маленького Рудика. В дальнейшем судьба не раз сводила их и до, и после того, как Нуриев стал "невозвращенцем". Например, в 1957 году в Крыму... Юлтыева тогда была уже известной балериной, а Рудольф Нуриев только-только окончил хореографическое училище.

- Мы гуляли по набережной, и я его спросила: "Ну и куда ты теперь, Рудик?" - "Да вот, - говорит, - Москва требует, чтобы я вернулся в Уфу. А что мне там делать? У меня даже партнерши нет, там все балерины танцуют со своими мужьями". А потом мы встретились уже в Каракасе, столице Венесуэлы, где я несколько лет руководила балетной труппой. Там он танцевал в "Жизели", эта фотография у меня тоже сохранилась. А до этого Нуриев приезжал в Каир, но тогда меня к нему не подпустили...

Письма, книги с теплыми дарственными надписями, фотографии, на которых что ни личность, то легенда балета. Все это не просто личный архив Нинель Юлтыевой, это и поныне ее ближний круг, серебряные нити ее личной судьбы. Потяни за любую из них, и то, что минуту назад едва проступало на пожелтевшей от времени бумаге, предстает в красках, лицах, живых интонациях... Это еще одно адажио - адажио ее памяти.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Г.Кесслер
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 26.12.2005
Сообщения: 11

СообщениеДобавлено: Вт Фев 21, 2006 3:59 pm    Заголовок сообщения: Гастроли Красноярского балета в Великобритании Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006022005
Тема| Гастроли Красноярского балета в Великобритании
Авторы| Andrea Bea
Заголовок| Феерическое представление гарантирует прекрасное времяпрепровождение
Где опубликовано| News Letter (Северная Ирландия)
Дата публикации| 20060215
Ссылка| http://newsletter.co.uk
Аннотация|



Сибири, гастролирующего здесь в течение недели, в Опера Хауз едва ли были свободные места. На сцене был показан Щелкунчик Чайковского, щедрое исполнение которого отражалось в превосходных танцах и прекрасных костюмах и декорациях. Эта труппа провела уже половину 3-х месячных гастролей, приехав из Красноярска, города в самом центре России.
Щелкунчик, пожалуй, наиболее часто исполняемый балет всех времен, и этот спектакль подчеркивает характеристики, которые делают его популярным. Сюжетно-тематическая картина и сказочность представления слиты воедино. Видна прекрасная актерская работа. Во многих версиях спектакля основная нагрузка падает на танец, но данный спектакль - это именно сказка, на которую Чайковский положил свою музыку.
Публика погрузилась в мир оживающих игрушек, короля и королевы мышей, танцующих тортов, оловянных солдатиков и тому подобное. Впервые я увидел, что щелкунчик в действительности раскалывает орех. Некоторые персонажи раскрываются через маски, которые расширяют возможности художника и хореографа. Я не думаю, что исполнители получают удовольствие, танцуя в масках, но в случае Щелкунчика они наиболее эффектны. Костюмы были прекрасно сконструированы, красочны и иногда забавны, но мы сопереживали двум человеческим сердцам, растворившимся в танце со всей страстью. В действительности танец был энергичным, в основном четким и всегда чарующим. В частности, наиболее эффектны были руки, далеко простирающиеся для выражения символа или эмоции. Поддержки и прыжки были высоки, и танцовщики хорошо вписались в сцену Опера Хауз, которая не является самой большой сценической площадкой, на которой выступала труппа. Декорации текстуально осмыслены, и пара движущихся фигурок была использована очень эффектно. Особо следует отметить оркестр, который в действительности слишком мал для репертуарных запросов. Играть Чайковского камерным оркестром – непростая вещь. Ноты были не всегда чисты, но все было на месте. Предстоит еще один Щелкунчик и Ромео и Джульетта Прокофьева с четверга по субботу с дневными представлениями в пятницу и субботу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2006 9:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006022201
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Уваров А.
Авторы|
Заголовок| АНДРЕЙ УВАРОВ ПОСТРАДАЛ НА ГАСТРОЛЯХ
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20060221
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3077735
Аннотация|
В Брюсселе на сцене королевского театра "Де ла Монне" открылись гастроли Большого балета. Россияне покорили бельгийских зрителей не только своим искусством, но и умением достойно преодолеть нештатную ситуацию, возникшую на спектакле.

Вечером 19 февраля давали "Жизель". Главные партии исполняли звезды - Светлана Захарова и Андрей Уваров. К финалу второго акта при исполнении одного из последних прыжков Уваров серьезно повредил ногу. "Боль была нестерпимой, сил едва хватило на то, чтобы по возможности элегантнее уйти за кулисы", - признался после спектакля артист. Ситуацию спасла партнерша Светлана Захарова. После небольшой заминки она станцевала заключительную вариацию одна. Зал разразился овацией. 20 февраля "Жизель" показали снова. В главных партиях выступила другая пара: Светлана Лунькина и Руслан Скворцов. Правда, это не было вынужденной заменой - на гастроли приехали несколько исполнительских составов. Наш собственный корреспондент в Брюсселе Марина Давыдова передает, что Андрей Уваров вылетел для лечения в Москву. Сегодня вечером балет Большого театра завершает свои брюссельские гастроли гала-концертом. Ожидается присутствие правящей четы Бельгии - короля Альберта II и его супруги Паолы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 6 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика