Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2016-05
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16354
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Авг 17, 2016 10:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2016053208
Тема| Балет, Беларусь, Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь
Автор| текст: Катерина Ерёмина, «Культпросвет», фото: Александра Кононченко
Заголовок| Смотрим "Маленькую смерть" и "шесть танцев" с Дмитрием Залесским
Где опубликовано| © «Культпросвет» (Беларусь)
Дата публикации| 2016-05-18
Ссылка| http://kultprosvet.by/geroj/intervyu/ararat._mnenie_zalesskij
Аннотация|

«Культпросвет» знает, как сделать поход в театр удачным. Встречи с интересными людьми, разговоры об искусстве в непринужденной атмосфере и свежий взгляд на самые лучшие спектакли столицы в нашей рубрике «АрАрАт. Мнение».

Что смотрим

Иржи Килиан настоящая икона в мире современной хореографии, а его «черно-белые» балеты можно назвать своеобразным творческим манифестом хореографа. Созданные еще во второй половине 1980-х — начале 1990-х годов балеты «Шесть танцев» и «Маленькая смерть» наконец-то смогли увидеть и белорусские зрители, благодаря осуществлению лицензионных постановок на сцене Национального академического Большого театра оперы и балета. Использование небалетной музыки и переосмысление классического танца, аскетизм визуального ряда, режиссерская выдумка и выдержанный стиль, гротеск и чувственность удивительно органично и тонко сочетаются в этих миниатюрных балетах, предлагающих эстетику, значительно отличающуюся от многоактных академических постановок или масштабных насыщенных смыслом спектаклей Валентина Елизарьева.

Удалось ли ее освоить белорусским артистам, и нужна ли современная хореография на сцене академического театра, «Культпросвету» помог разобраться Дмитрий Залесский.

Дмитрий Залесский (гость) — хореограф

Перед спектаклем

Наконец у нас поставили Иржи Килиана, это мой любимый хореограф. Я считаю, что он номер один в мире, а то, что Килиан делает в современной хореографии, — это уже классика. Его постановки очень музыкальные, а танцовщики, которые работали с Килианом в NDT (Nederlands Dans Theater –– «Культпросвет»), –– это супертехничные, идеальные тела.

Здорово, что в театре появились «Маленькая смерть» и «Шесть танцев», но все же я чуть-чуть боюсь. Я очень рад за танцовщиков, которые смогут потанцевать эту хореографию, ведь для них это будет развитие. Со многими ребятами, занятыми в спектакле, я знаком лично. Поэтому уверен, что исполнение будет на уровне. Не скажу, что это будет мировой уровень, но, мне кажется, что стыдно за тех людей, которых я знаю, мне не будет.

Сontemporary vs академизм

Сложно сказать, почему в репертуаре нашего театра так мало современной хореографии. Но дело определенно не в том, что некому ставить. Поверьте, у белорусских хореографов, например Ольги Скворцовой или Ольги Лабовкиной, есть более чем достойный творческий багаж и список работ. Я отчасти согласен с тем, что для постановок на большой сцене нашего театра у хореографа должен быть определенный уровень, но ведь можно пробовать делать что-то на экспериментальной сцене. Пока там периодически работает Костя Кузнецов. Я его очень люблю, и мне нравится то, что он делает, но это свой человек. А где новые веяния? Хотелось бы этого, хотя никто не отрицает академизма и того, что сцене Большого театра надо соответствовать.

Что касается постановок мировой классики современной хореографии, того же Килиана, почему их не ставят, мне непонятно. Я хорошо знаю многих ребят, работающих в театре, и не могу сказать, что это непродвинутые люди. Поэтому я очень рад, что наконец-то в театре начались какие-то позитивные сдвиги.

Я понимаю, почему в театре решили поставить именно эти балеты Килиана. Потому что это прокатные спектакли. Это то, что понравится публике. А современные «корявки» не совсем подходят для академической сцены. И я в чем-то согласен с такой позицией. Но ведь есть очень много хореографов, например, Анжелен Прельжокаж или Джон Ноймайер, которые, как и Килиан, являются современными классиками. И их спектакли можно ставить, это тоже современная хореография. Мне кажется, если в репертуаре театра появятся такие постановки, на них будет ходить больше молодежи, хотя и сегодня ее много в зале, что мне очень нравится.



Килиан для «чайников»

Особенность черно-белых балетов Килиана («Маленькая смерть» и «Шесть танцев» входят в эту группу постановок хореографа –– «Культпросвет») –– их очень точная музыкальность. Он берет сложнейшую музыку Моцарта, танцевать под которую –– очень большая ответственность. И для наших танцовщиков тоже (Улыбается). Хореограф не прячется за супер костюмами, но очень точно и продуманно расставляет акценты. Краски в его балетах, будь то коричневая летящая ткань или зеленое яблоко, –– точно найденные фишечки. Мне очень нравится его чувство юмора, например, использование платьев на колесиках.

Балеты Килиана –– это очень клевые и воспитанные тела. Из классической хореографии он взял линии, легкость, но прямого цитирования классических па у него нет. Я бы не сказал, что его хореография –– это классическое наследие в чистом виде, но в определенном смысле продолжение классической традиции. Существует очень четкая форма классического танца, но вдруг появляется хореограф, который считает, что он умеет сочинять классику и придумывает, например, новую позицию рук, добавляет другие новые краски. И Килиан это тот человек, который взял классическое наследие и пошел дальше. Я бы сказал, что он соединил русский академический балет и современную европейскую хореографию. В итоге у него получился авангард с мыслью и техникой.

«Маленькая смерть». Впечатление

У меня двоякое ощущение. Во-первых, мне определенно не стыдно за исполнителей. Скажу больше, я очень рад, что эти танцовщики, многие из которых молоды, потанцевали эту лексику, эти поддержки, посмотрели переходы, поняли, как можно по-другому двигаться. Все логично и интересно.

Я рассмотрел лексику Килиана и, к сожалению, подтвердилось, что очень многое зависит от того, как исполняют твою хореографию. Как ни странно, но местами она не показалась мне шедевральной. Она мне показалась простой, интересной, но особая атмосфера, особый вакуум между мной и танцовщиками возникали не всегда.

Я понимаю, что волнение и груз имени хореографа давит на танцовщиков, но мне не хватило в спектакле мужского начала, сильных несдержанных мужчин. Да, обводки и поддержки исполнялись шикарно, но вся первая часть балета в отношении мужчин-солистов мне, к сожалению, не понравилась. Да, я видел классные жете и прочее, но я люблю, когда на сцене есть сильное мужское начало. А для «Маленькой смерти» это особенно важно. Понятно, что артисты заняты в текущем репертуаре и невозможно целиком отдаться работе именно над этим балетом, но все-таки, особенно в начале спектакля, все должно быть острым.

Килиан создал очень чувственную хореографию, но не перешагнул грань пошлости. И секрет здесь в музыке. Она очень тонкая, интимная, в ней есть все. Килиан, на мой взгляд, очень точно ее прочел и расставил акценты. И если эту остроту и точность выдержать в исполнении, получится диалог танца с музыкой.



Я делаю скидку на то, что было волнение, и закрываю глаза на досадные оплошности в начале спектакля, но повторю: мне, в первую очередь, не хватило эмоциональной атмосферы. Из-за того, что была просто выучена лексика, а над точностью и паузами не поработали, атмосферы и не было. А это именно то, что создает уникальность и музыкальность балета. Именно в эту сторону надо расти. В целом мне очень понравилась женская часть состава. Если проводить параллели с танцовщиками NDT 1, то у них были те же прогибы, те же шпагаты, те же подъемы.

Местами все было шикарно и у меня не происходило разрыва между тем, что я видел на видео, о чем мне рассказывали мои друзья-хореографы, которые смотрели постановку в NDT, и тем, что я видел. Больше всего мне понравились два последних дуэта.

«Шесть танцев». Впечатление

Впечатление от этого балета лучше. Здесь мне хватило и мужчин, и женщин (Улыбается). Видно, что все станцовано, практически все выделывается, танцовщики сами получают удовольствие от того, что они делают. Мне понравилось.

«Шесть танцев» — это не просто комический балет, но его легко превратить в эдакий капустник. Балет создает гротесково-декаданский образ, в чем-то полуклоунский, но в этом есть стиль. Все очень музыкально, местами просто, а местами есть очень интересные переходы. Я вообще-то не берусь обсуждать хореографию Иржи Килиана (Смеется), но в этом балете точно все было очень хорошо. Мне очень понравился и Костя Кузнецов, и Костя Белохвостик, совсем молодой танцовщик. Было приятно, что ребята справляются с хореографией.

Сейчас наши танцовщики выглядели органично. Им просто надо больше работать в таком материале. И я знаю, что они были бы рады это делать. В «Маленькой смерти» мне немного не хватило изящности, тонкости и филигранности, которая должна быть в этом балете, но я думаю, что это наработается. В целом у меня хорошее впечатление от вечера. Я оптимист и постановку балетов Килиана рассматриваю как шаг к современному искусству. То, что в нашем театре начали танцевать такие спектакли, –– очень хорошо.

Зачем смотреть

Это мировое наследие. Самая большая наша беда заключается в том, что мы не верим в людей. Не верим, что они образованные, что они могут отличить хорошее от плохого. Почему мы считаем, что наши люди не воспримут современную хореографию? Да, возможно, кто-то и не воспримет, но она сможет привлечь новых зрителей в театр. Кто-то по-прежнему будет смотреть «Лебединое озеро», а кто-то будет ходить на спектакли Килиана. Почему Гранд-опера не боится ставить спектакли Пины Бауш? Может, стоит начать относиться к себе проще?

Для кого

Думаю, администрация театра замахнулась на Килиана именно для того, чтобы приучать зрителя к современной хореографии в ее более мягкой форме. Ведь если выпалить сразу что-то очень жесткое, пусть и признанное, не все это поймут.

«Маленькая смерть» и «Шесть танцев» –– это спектакли для всех. Для образованного думающего зрителя. Здесь особо не надо ничего придумывать. Здесь нет особых концептов. Все просто. «Шесть танцев» — на самом деле шесть танцев, полусценки, зарисовочки с неожиданными ходами, которые работают. Все хорошо. Все стильно, аккуратно и тонко.

Зрителю, который впервые пришел на балет, тоже можно смело смотреть эти спектакли, но только если это не консерватор. Ведь человек должен увидеть то, что он ожидает. Ожидает увидеть пачки, пуанты и лебедя –– значит, он должен увидеть лебедя. А если он идет и хочет увидеть просто красивые тела, красивую современную адекватную хореографию, если он идет в театр ради танца, то неважно, что ему покажут, лебедя или Килиана.
------------------------------------------------
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Страница 8 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика