Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Опера на большом экране

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25600
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2015 9:11 am    Заголовок сообщения: Опера на большом экране Ответить с цитатой

Патриарху музыкального кино Владимиру Гориккеру - 90. Кинооперы "Иоланта", "Моцарт и Сальери", Царская невеста", "Каменный гость" созданные режиссером стали для СССР абсолютным новаторством. Не театральный спектакль, перенесённый на экран, не "элитарный" жанр, рассчитанный только на подготовленного зрителя, но полноценное кинопроизведение, свободное от сценических штампов.

Впервые на экране игра выдающихся драматических актеров И.Смоктуновского, П.Глебова, В.Басова, В. Васильевой, Н.Рудной, Ф.Никитина сочеталась с оперным вокалом С. Лемешева, З. Анджапаридзе, Г. Олейниченко, Т. Синявской.

К юбилею мастера в Белом зале Дома Кино состоится показ кинофильма "Иоланта" (всесоюзный прокат 1963: 43 миллиона зрителей, экспорт - 82 страны, входит в 100 лучших фильмов советского кино, 1969) и премьера документальной картины "Владимир Гориккер. Редкий Жанр" (режиссер Т. Малахова, АБ-ТВ, 2015).

19 ноября. 19:00. Белый зал Дома Кино.
ул. Васильевская, д. 13 стр. 1
Вход свободный, со стороны Васильевской улицы.

«ИОЛАНТА»
Режиссер – Владимир Горрикер
В ролях:
Рене, король Прованса -- Федор Никитин (поет Иван Петров)
Иоланта, его дочь -- Наталья Рудная (поет Галина Олейниченко)
Роберт, герцог Бургундский -- Александр Белявский (поет Павел Лисициан)
Водемон, граф Бургундский -- Юрий Перов (поет Зураб Анджапаридзе)
Эбн-Хакиа, мавританский врач -- Петр Глебов (поет Владимир Валайтис)
Бертран, привратник дворца -- Волдемар Зандберг (поет В. Ярославцев)
Марта, жена Бертрана, кормилица Иоланты -- Валентина Ушакова (поет Евгения Вербицкая)
Альмерик, оруженосец короля Рене -- Я. Филипсон (поет В. Власов)
Бригитта, подруга Иоланты -- Валентина Шарыкина (поет Маргарита Миглау)
Лаура, подруга Иоланты -- Ольга Амалина (поет Кира Леонова)
Матильда -- Т. Старова
Шут -- А. Мильбрет
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Лиля
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 18.11.2011
Сообщения: 1229

СообщениеДобавлено: Вт Ноя 17, 2015 5:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

О, я помню этот фильм. Я его в детстве смотрела в кинотеатре
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
misunderstood
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 11.11.2015
Сообщения: 3

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 25, 2015 7:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

как давно это было....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Муся
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 23.01.2013
Сообщения: 3946

СообщениеДобавлено: Чт Дек 17, 2015 4:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кинотеатр "Звезда" около метро "Курская" продолжает показывать оперы.
27 декабря (суббота) в 16-00 будет "Анна Болейн" Доницетти.
Постановка Wien Staatsoper, Вена, 2011

Продолжительность - 3 часа 22 минуты (с одним антрактом)

Дирижер - Эвелино Пидо
Режиссер - Эрик Геновеси

Анна Болейн - Анна Нетребко
Джейн Сеймур - Элина Гаранча
Сметон - Элизабет Кульман
Лорд Перси - Франсческо Мели
Генрих VIII - Ильдебрандо д`Арканджело

Очень красивая постановка! Билеты по 400 рублей, можно забронировать по интернету.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
swetlana
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 16.07.2013
Сообщения: 1443

СообщениеДобавлено: Сб Дек 26, 2015 12:31 pm    Заголовок сообщения: Иоланта Ответить с цитатой

Очень понравилось концертное исполнение Иоланты
https://www.youtube.com/watch?v=mkOw5I0y8F8 акт1

https://www.youtube.com/watch?v=6Hi1M9545eE акт 2

https://www.youtube.com/watch?v=z1XysFmghaQ акт 3

Iolanta — Tatiana Novikova (soprano)
King René — Nicolai Okhotnikov (bass)
Vaudémont — Yuri Marusin (tenor)
Robert — Sergei Leiferkus (baritone)

Ibn-Hakia — Valery Alexeyev
Marta — Yevgenia Gorokhovskaya
Brigitta — Sofia Yalysheva
Laura — Larisa Dyadkova

Conductor — Yuri Temirkanov

1985
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
cello
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 26.12.2015
Сообщения: 116

СообщениеДобавлено: Пт Янв 29, 2016 2:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

продам билет на 21 фев на оперу турандот в еинотеатре формула кино на киевской цена 1000 р
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
cello
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 26.12.2015
Сообщения: 116

СообщениеДобавлено: Сб Фев 06, 2016 11:42 pm    Заголовок сообщения: Письмо Ответить с цитатой

Продам билет на искатели жемчуга в формулу кино на киевской на 7 февраля цена 1000 р. Сеанс 15ч
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4240

СообщениеДобавлено: Пт Апр 12, 2019 1:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не совсем опера, но на большом экране –

на фестивале SwissDocs в Центре документального кино показали ленту Альберто Вензаго «Гергиев: своего рода сумасшествие».


© Alberto Venzago

«Гергиев — совершенный маньяк»
ИВАН ЧУВИЛЯЕВ ПОГОВОРИЛ С АЛЬБЕРТО ВЕНЗАГО, АВТОРОМ ФИЛЬМА «ГЕРГИЕВ: СВОЕГО РОДА СУМАСШЕСТВИЕ»

https://www.colta.ru/articles/swiss_made/2462-gergiev-sovershennyy-manyak


— Откуда у вас взялась идея сделать фильм про Гергиева? Я знаю, вы уже делали ленту про Саймона Рэттла, почему теперь — такая кандидатура, а не, скажем, Марис Янсонс?

— Я вообще-то из музыкальной семьи — у меня брат дирижер, и все мы в детстве занимались музыкой. Но брат продолжил, а я бросил — не совсем по своей воле, но все равно, не возвращался. Ушел в совсем другие степи — фотографировал, снимал документальное кино, концерты какие-то иногда. В основном Rolling Stones, всякие такие, стадионные штуки. А потом вдруг почувствовал, что мне и это надоело, что как-то прошло время этих героев с гитарой наперевес, и начал думать, что бы такого еще снять. Ну и заодно устроился штатным фотографом в один оркестр — выяснилось, что концерты и репетиции я снимать умею неплохо и мне это нравится. И как-то раз в Швейцарию приехал Гергиев с оркестром Мариинского театра. Я на этом концерте был и поразился, насколько это все не похоже на то, как работали все дирижеры, которых я видел. А я видел очень и очень многих. Это что-то принципиально иное — по манере, энергетике, стилю, звучанию. Это совершенный маньяк, иначе не скажешь. И я начал добиваться возможности просто снять Гергиева — мне было безумно интересно, как он это делает. Что это вообще — откуда такой образ берется, почему музыка звучит так, а не иначе. И добивался долго — пока наконец не получил возможность поехать с Гергиевым в турне по России. На поезде. И тут все сошлось — Гергиев, тема, музыка, герои.

— Та лента, про Рэттла, была построена на путешествии Берлинской филармонии по Азии. «Своего рода сумасшествие» — тоже такой документальный роуд-муви, только про то, как Гергиев с оркестром едут по России. Почему вы выбираете такой метод?

— Во-первых, я не совсем вправе выбирать: меня пускают наблюдать, мое дело — это просто успеть включить камеру. Но был, конечно, и выбор такого формата или жанра — так просто интереснее. Люди дома, на диване, и в дороге ведь всегда разные. Дорога — это экстремальная ситуация так или иначе. Здесь у тебя нет никакого личного пространства, все на виду. Проблемы с тем, чтобы принять душ. Постоянное передвижение, утомление. В общем, мне как режиссеру было интереснее наблюдать за героями именно в такой ситуации. Но все-таки есть принципиальная разница между путешествием Гергиева и любого другого музыканта. Собственно, это меня и поразило — все-таки, когда оркестры едут на гастроли, то они останавливаются в лучших отелях, в президентских номерах. Летят бизнес-классом. А тут — поезд, который едет через леса 160 часов, никаких гостиниц вообще. Только бесконечная, постоянная работа, репетиции 24 часа в сутки и два концерта в день. Это такой невероятный стресс, что я долго не мог прийти в себя.

— У вас при этом получился фильм не столько про Гергиева, сколько про Россию вообще — там наряду с Гергиевым и музыкантами есть зрители и просто люди на станциях и в каких-то примечательных местах.

— Это уже объясняется скорее культурным шоком. Тут то же, что с оркестром: я как-то привык, что музыка — это штука для богатых или как минимум состоятельных людей. Только они могут себе позволить роскошь ходить на концерты всемирно известных оркестров. А тут публика вообще другая. Это обычные, самые рядовые люди, у которых денег явно не так уж и много. А концерты зачастую вообще бесплатные. Это какая-то потрясающая жизнь, понять которую я тщетно пытался все время съемок. Я русского языка не знаю, даже на каком-то примитивном уровне, и меня потрясло, насколько в России все оказалось замешено на эмоциях и интуиции. То есть ты прекрасно можешь существовать, не зная языка, — только ориентируясь по выражению лица, интонации, движению губ. Какой-то мелкой моторике. И для документалиста эта коммуникация на невербальном уровне — находка, идеальная модель для съемки.

— А что в итоге оказалось для вас главным — Гергиев с оркестром или их слушатели?

— Я бы их так вот не разделял радикально — для меня все было одно. Я себя и в поезде, и в зале, и на остановках, и в городах чувствовал одинаково... Как ребенок — вот вернее всего сказать. В лучшем смысле слова — я доверял инстинктам сам и фиксировал на лицах, в поведении других. И мне правда очень как документалисту с героями повезло. Но в центре все равно всегда был Гергиев, и это фильм именно про него. Он — протагонист, хозяин. И через музыкантов и слушателей я пробирался к тому, чтобы понять этого человека. Что, естественно, оказалось задачей невозможной.

— А насколько вообще это был выбор — что путешествуют по России, что играют Щедрина, Чайковского и Шостаковича, что это именно оркестр, а не театр с солистами? Или просто следили и все само приходило?

— Ну какой выбор, о чем вы. Нет, конечно, — я просто, как собачка, вился вокруг Гергиева и снимал его со всех сторон.

— Он же, кстати, замкнутый очень — его присутствие в публичном пространстве, так скажем, специфичное. Интервью не дает, про него вообще трудно что-то сказать как про человека.

— Правильно, трудно. Но это нормально — мы пока путешествовали, к нему без конца кто-то приходил с какими-нибудь вопросами, просьбами. Как тут не замкнуться. Он принимает решения, определяет жизнь оркестра и театра. Такой Гергиев, какой он есть на данный момент, просто не может быть человеком открытым — он же объединяет в себе менеджера, художественного руководителя, музыканта. Это все груз, который не позволяет открываться. Так что я, по большому счету, не дошел до того, к чему стремился. Не понял Гергиева, не проник в душу. Если сравнивать его с Рэттлом — они, конечно, полные противоположности. Один — выверенный, каждый его шаг просчитан. Другой... Не знаю, как сказать.

— А в смысле отношений с оркестром — тоже разница чувствовалась? Гергиев же вполне диктатор.

— Это не он диктатор. Это дирижер — диктаторская профессия. Просто бывают разные оркестры с разными взаимоотношениями. Вот Берлинская филармония очень демократична, там все фактически голосованием решается. Рэттл отталкивается от музыкантов, от их способностей и желаний. Гергиев — другой. Он не может быть демократичным по определению, таким родился. При этом на результат это почти не влияет — просто дирижер здесь авторитет, он твердо знает, что делает и чего хочет. В такой диктатуре, в отличие от политической, по-моему, ничего плохого нет.

— Я живу в Петербурге, так что Гергиев для меня — такая часть общего ландшафта. И, должен сказать, не всегда вызывающая гордость — например, он участвовал в некрасивой истории с попыткой уничтожения искусствоведческого научного центра...

— Да? Я не слышал ничего про эту историю... Ну, я так отвечу: я хотел снимать Гергиева, понять его, а снял, пусть и не понял, Россию. Оказалось, что они чем-то очень похожи.

— Многие музыкальные критики говорят, что Гергиев — это последняя звезда дирижирования: с прихотями, дирижированием зубочисткой...

— Да, Гергиев, конечно, реальная рок-звезда — это его стиль. От внешнего облика, этой щетины и так далее до манеры дирижирования и управления театром — он такой Фредди Меркьюри, что ли. Нет, ну правда же — superstar! Общение с политиками, олигархами. Даже то, что он участвовал в открытии Олимпийских игр, — тоже из этого рода. Он такой один на Земле.

— Ну да, страшно себе представить, как, например, на открытии Олимпиады где-нибудь в Германии Даниэль Баренбойм нес бы флаг.

— (Долго и заливисто хохочет.) Простите, я себе просто представил, как Баренбойм несет флаг, это безумно смешно. Ну да, да, он рок-звезда настоящая. Гергиев.

— Ну и рок-звезды тоже так не делают — в Лондоне же флаг выносил не Дэвид Боуи или, не дай бог, Пол Маккартни.

— (Еще громче хохочет.) Черт, прекратите, мне теперь ночью будет сниться, как Баренбойм и Маккартни несут флаг.

— Кстати, возвращаясь к началу нашего разговора: вы же, я знаю, были военным корреспондентом? То есть вам снимать людей в экстремальных ситуациях не впервой.

— Я бы не сравнивал — это слишком разные вещи. Да, я работал в «Магнуме», снимал многие горячие точки. Но если вы хотите спросить меня, почему я завершил свою карьеру в этом качестве, — понимаете, это очень трудная штука. С какого-то момента донимает ощущение, что все, что ты делаешь, — зря. Ты переживаешь, иногда рискуешь жизнью, эмоционально тебе безумно трудно. Но смысл — в том, чтобы передать весь этот ужас. И ты его передаешь. Однако люди на твои работы все равно смотрят как на картинки. Они не меняются от этого, не перестают убивать. Все остается на своих местах, просто свидетельств ужаса на одно больше. И зачем это все в таком случае? Так что я ушел обратно в музыку. И сейчас уже чувствую себя куда комфортнее. Нет этого ощущения бесполезности усилий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4240

СообщениеДобавлено: Сб Июн 01, 2019 2:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«Паваротти»: фильм о жизни легендарного тенора от обладателя «Оскара» Рона Ховарда
Премьера трейлера на «Медузе»
https://meduza.io/video/2019/05/31/pavarotti-film-o-zhizni-legendarnogo-tenora-ot-obladatelya-oskara-rona-hovarda

25 июля на российские экраны выходит документальный фильм «Паваротти» — о жизни и карьере оперного певца. Режиссер картины — обладатель двух премий «Оскар» Рон Ховард («Игры разума», «Фрост против Никсона»). По словам создателей, это новый взгляд на биографию Лучано Паваротти. Фильм расскажет о детстве, творчестве и его отношении к миру. «Медуза» представляет премьеру трейлера.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4240

СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2019 4:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не-опера: документальный фильм Кристиана Бергера "Новый Шопен: Даниил Трифонов и Михаил Плетнев"
https://www.youtube.com/watch?v=Y1rgm_SnX3Y
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лиля
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 18.11.2011
Сообщения: 1229

СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2019 5:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Какое интересное интервью про Гергиева. А где же посмотреть этот фильм «Гергиев: своего рода сумасшествие»? Вряд ли его купили.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4240

СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2019 6:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Это довольно старый фильм, премьера состоялась в 2013 году. Как и большинство других документальных фильмов увидеть его можно в основном на фестивалях. Вот весной был показ в Москве, в ЦДК.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лиля
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 18.11.2011
Сообщения: 1229

СообщениеДобавлено: Вс Июн 30, 2019 7:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4240

СообщениеДобавлено: Пт Июл 19, 2019 12:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Валерий Кичин, Российская газета - Федеральный выпуск № 157(7915)

Король верхнего "до"
На экраны выходит фильм "Паваротти"

https://rg.ru/2019/07/18/na-ekrany-vyhodit-film-pavarotti.html

Сняв картины о Битлах и рэпере Джей Зи, режиссер Рон Ховард обратился к личности Лучано Паваротти - оперного тенора, по всесветной популярности не имевшего равных со времен Карузо. То, что режиссер в музыкальной классике неофит, - и достоинство фильма и его недостаток.

Впервые столкнувшись с феноменом, Ховард и сценарист Марк Монро не ищут к нему новых путей - используют те же лекала: документальные кадры, запечатлевшие певца на сцене и в жизни, любительские съемки в семье, интервью с коллегами и близкими женщинами, фрагменты концертов и спектаклей. Особенное везение авторов - съемки, сделанные вдовой Паваротти Николеттой Мантовани: певец рассказывает о себе с той мерой юмора и откровенности, какие возможны только между любящими. Даже возникло ощущение, что Паваротти сам взялся быть ведущим фильма о себе.

Такой подход уравнивает столь разные явления, как рок, рэп и опера: все это - наш музыкальный мир. Но ведь и Паваротти, к неудовольствию поклонников, под занавес жизни пришел на стадионы, участвуя в феерическом трио теноров, а затем предприняв серию благотворительных гала "Паваротти и друзья", где выступал с Элтоном Джоном, Стингом, группой U2. Это дало Ховарду повод снять композицию из трех "актов", из которых третий, с роком, ему явно понятнее и ближе. За счет не вполне компетентного обращения с оперным материалом фильм тоже принимает позу неофита, изумленного открывшейся ему красотой - мелодий, звучаний и той скрытой энергетики, которая свойственна хорошей опере, а в роке заменена энергетикой внешней, "децибельной". Этот момент осознания чего-то невероятного - самое сильное качество картины. Он дает ей шанс стать хитом даже для тех, кто при слове "опера" зевает. То есть стать популяризатором оперы в массах, каким всегда стремился быть сын моденского пекаря Лучано.

Один из козырей фильма - его начало: Паваротти с друзьями плывут сквозь джунгли Амазонки к городу Манаусу, где есть роскошное оперное здание, в котором пел сам Карузо. Пустующий театр отпирают, и Паваротти выходит на сцену, что слышала великого тенора, и пробует акустику, вглядываясь в полутемные своды. Кадры эти сняла его оркестрантка Андреа Гриминелли, и это, конечно, уникальный момент, где сошлись века, традиции и мощь всепроникающего искусства, протянувшего свои лучи даже в эти малоизвестные края экваториальной Бразилии.

Использованы редчайшие записи - к примеру, дебют Паваротти в партии Рудольфа ("Богема") в Театро Реджио Эмилия или мастер-классы, которые он давал в Японии, прививая ее древнему искусству европейскую культуру. Увы, никак не раскрыта тайна его становления как певца и артиста - пытливость авторов и экранное время ушли на подробности личной жизни, отношений с женщинами и семейных драм. То есть того, что всегда было добычей таблоидов, до чего охоч обыватель и без чего фильм, адресованный широкому кругу, не мог обойтись. Наиболее точную характеристику феномена дал Боно: Паваротти не исполнял партии, а их проживал как личную судьбу. И фильм это подтвердит, акцентируя финальные ноты драматических арий, после которых артист далеко не сразу мог вернуться к реальности. Фильм часто напоминает живые картинки к википедии: сказано, что это "король верхних "до", - и авторы непременно посвятят диковине значительный по объему "клип". Их способность восторгаться неведомым миром трогательна, и, возможно, позволит достучаться до сердец непосвященных зрителей, но серьезный разговор о феноменальном таланте в кино, думаю, еще впереди.

Важнейшим достижением фильма стал его звук. Современная техника позволила оживить старые несовершенные записи, воссоздать звучания насыщенные, богатые обертонами. Звукорежиссер картины Крис Дженкинс стал для нее наиболее важной фигурой: он как раз явил тонкое знание классической музыки и использовал технологии Dolby Atmos, чтобы передать ее дыхание, атмосферу, чувственность. Режиссер по монтажу Пол Краудер сумел соединить разнородные оперные фрагменты в единую выразительную сюиту со своей драматургией. Ее кульминацией стал эпизод выступления трех теноров - Паваротти, Каррераса и Доминго - на сцене Терм Каракаллы в Риме: здесь звукорежиссер стал полноправным участником фантастического по экспрессии собрания певцов, грандиозного оркестра Зубина Меты и наэлектризованной публики.
Фильм выходит в двух вариантах: с субтитрами и в дубляже. Дублированный рассказ Паваротти, конечно, напомнит анекдот про соседа, напевшего что-то из Шаляпина, но дублировать его пение подходящим отечественным тенором у нас, к счастью, не рискнули.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере "РГ"
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4240

СообщениеДобавлено: Вс Авг 11, 2019 11:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фильм о Лучано Паваротти породил новую волну интереса к его личности
Текст: Мария Бабалова
https://rg.ru/2019/08/11/film-o-luchano-pavarotti-porodil-novuiu-volnu-interesa-k-ego-lichnosti.html

Мир уже 12 лет живет без Лучано Паваротти. Великий итальянец подарил оперу миллионам. Благодаря ему опера перестала считаться чем-то элитарным, а людей, не знающих, что это такое, почти не осталось. И вот без всяких юбилейных и прочих поводов оскароносный голливудский режиссер Рон Ховард снял двухчасовой байопик, посвященный Тенориссимо под незамысловатым названием "Паваротти". Фильм, конечно, не объял, да и вряд ли пытался, всю биографию настоящего гения. Но режиссеру удалось редкое - правдивое повествование о человеке, не разрушающее миф о феноменальном артисте.

Мир уже 12 лет живет без Лучано Паваротти. Великий итальянец подарил оперу миллионам. Благодаря ему опера перестала считаться чем-то элитарным, а людей, не знающих, что это такое, почти не осталось. И вот без всяких юбилейных и прочих поводов оскароносный голливудский режиссер Рон Ховард снял двухчасовой байопик, посвященный Тенориссимо под незамысловатым названием "Паваротти". Фильм, конечно, не объял, да и вряд ли пытался, всю биографию настоящего гения. Но режиссеру удалось редкое - правдивое повествование о человеке, не разрушающее миф о феноменальном артисте.

Кинолента начинается с архивной частной съемки: по Амазонке плывет лодка с Большим Па, и вдруг, как мираж, оказавшийся реальностью, возникает сказочное здание крошечного оперного Teatro Amazonas, под шикарными сводами которого в растянутых трениках поет Лучано для себя, для друзей и для своего кумира Карузо, который выступал здесь сто лет назад. XX век начался с Карузо, а закончился Паваротти. Великий Тенориссимо умер от рака в 71 год ранним утром 6 сентября 2007 года.

Время идет, но на сцене нет, и в ближайшие годы не предвидится тождественный по таланту и харизме наследников, хотя сегодня есть очень хорошие тенора в опере. Но все оказываются мельче. И в прямом, и в переносном смысле. Паваротти единственный и неповторимый и как великая личность, он продолжает оказывать влияние на нашу жизнь и после ухода. В фильме до обидного мало музыки (меньше только в откровенно неудачной французской также документальной ленте Тома Вольфа "Мария до Каллас", что тоже недавно была в прокате, там великая гречанка представлялась особой исключительно истеричной, перманентно отменяющей выступления). Ховарду же удалось передать сокрушительное обаяние Паваротти. Очень трогательны кадры, когда Тенориссимо гонит на велосипеде по площади Тяньаньмэнь, радуясь, как ребенок, или намыленный поет в душе будто простой смертный. О масштабе планетарной любви к нему свидетельствует фраза, сказанная с юмором его первой женой Адуа Верони: "Если Лучано захочется молока курицы… для него подоят и курицу".

В фантастическом голосе Паваротти жило и ласковое море, и жаркое итальянское солнце, и ветер, гуляющий под этим солнцем, а главное - подлинная страсть. В фильме одним из самых запоминающихся моментов становится тот, когда певец рассказывает, что опера начинается как большая неправда (имея в виду вымышленный сюжет), а завершается взрывом подлинных больших человеческих чувств. Когда он пел, казалось, само Божественное Провидение спускалось на Землю. "Богема", "Тоска", "Любовный напиток", "Риголетто", "Трубадур" - десятки партий, исполнение которых кроме как эталонным не назовешь. Он был единственным тенором на земном шаре, способным взять все девять "до" в арии Тонио из оперы "Дочь полка" Доницетти - самой виртуозной во всем теноровом репертуаре. Каждый раз выходя на сцену, Паваротти и в шутку, и всерьез говорил: "Иду умирать…".

Долго в талант Лучано верил только один человек на свете - полуграмотный пекарь из Модены Фернандо Паваротти. А сын больше всего на свете обожал сладкие булочки, что выпекал отец. И профессионально заниматься пением начал по общепринятым меркам поздно - в 26 лет. Гораздо раньше оперы он полюбил футбол, спагетти и лошадей. Но почти сразу после артистического дебюта в родной Модене был замечен легендарной примадонной Джоан Сазерленд, искавшей высокорослого тенора для своего австралийского турне. Эти длинные гастроли во многом и стали главным "университетом" для Паваротти.

Впрочем, с грустью надо признать, что ни в СССР, ни в России оперного Паваротти в расцвете таланта не слышали живьем - только редкие записи. Первый раз он приезжал в Москву в 1964 году стажером миланского театра "Ла Скала" (в работе Ховарда это событие ошибочно атрибутировано годом позже). А потом, начиная с конца 80-х годов, стал к нам заглядывать лишь в амплуа стадионно-микрофонной звезды. Но все его вокальные вершины к тому моменту были позади. Остались только неизменный белый шелковый платок, широкая магнетическая улыбка и бездонные карие глаза, которые с каждым новым приездом становились все печальнее. Последние годы жизни Большого Па были похожи на Ад.

Он принадлежал к касте мегазвезд-небожителей. Поэтому наряду с божественными мифами вокруг его имени роились отнюдь не комплиментарные легенды. И если им верить, то получится жуткое скопище человеческих пороков: толстяк, обжора, бабник, фанфарон, злостный неплательщик налогов, привереда, потакающий лишь собственным желаниям и амбициям. И все это общим весом около 150 килограммов. Доходило до комичного. Когда тема еды иссякала, а тема налогов еще не возникла, на свет появилась история о том, что певец не знает нотной грамоты и новые партии разучивает по слуху. Это, естественно, оказалось сильным преувеличением - читать с листа Паваротти умел, но просто не любил.

Теперь многие из тех, кто был рядом с великим Лучано и казались его верными соратниками, с какой-то подлой настойчивостью на перебой торопятся поведать о сомнительных, но малозначительных эпизодах его жизни. Более всех отличился пианист и дирижер Леон Маджиера, кому Паваротти в последние годы жизни доверял как самому близкому другу и дал с ним более тысячи концертов. В написанных им на скорую руку мемуарах "Паваротти: взгляд с близкого расстояния" Маджиера, не выбирая выражений, говорит о патологическом пристрастии Паваротти к еде и женщинам и о том, что в последнее время он пел под "фанеру". "Великолепная карьера закончилась "виртуальным выступлением", - заключает дирижер, вспоминая одну-единственную и, правда, провалившуюся попытку Паваротти дать концерт в парке, не за действуя свои божественные голосовые связки...

Конец жизни Паваротти провел в отчаянных попытках похудеть и привить человечеству вкус к благотворительности. Благодаря проекту "Паваротти и друзья" не только его популярность стала безграничной, но чуть лучше стали жить гватемальские школьники, обитатели одной из либерийских деревень, дети из Армении, Боснии и других стран, где Паваротти никогда не бывал, но которым искренне сочувствовал. А его продолжали преследовать непрекращающиеся разговоры о том, когда же он, наконец, завершит вокальную карьеру. Хотя Тенориссимо, понимая, что время, увы, сильнее любого таланта, уже принадлежал миру оперы как исторический герой, а не как участник реальных вокальных баталий… Кстати, очень бросается в глаза, как без эмоционально и скупо в фильме Ховарда правильные слова о Большом Па говорят совсем не обделенные славой его коллеги по оперному цеху, явно пропитывая каждую фразу эликсиром ревности. И как горячо и трогательно лидер U2 Боно…

Еще за три часа до начала церемонии прощания с великим певцом не было известно, разрешит ли Ватикан проводить службу в стенах собора. Церковным сановникам не давало покоя бурное прошлое Паваротти. У него было две жены, и в разное время как минимум еще с тремя женщинами - американской певицей Мэдлин Рене Монти (единственная, кто была представлена Ховардом), венгеркой Юдит Ковач и фотомоделью Лючией Деррилли - его связывали долгие романтические отношения.

"Я люблю делать приятное людям, которые мне дороги. И, к сожалению, не могу терпеть рядом людей, к которым мои чувства давно остыли", - признавался Большой Па. Это объясняет его расставание с женщиной, с которой он прожил почти сорок лет и воспитал трех дочерей. Шесть лет Лучано добивался ее расположения, а потом столько же - развода. Но Паваротти всегда подчеркивал, что в его поступке не было предательства. 100 миллионов долларов - такой долг чести выплатил Лучано своей первой супруге. Тогда это была почти половина его состояния.

Еще один сюжет, которым безумно заинтересовалось человечество, это вовсе не находка ранее неизвестных записей певца, а вопрос: какое из шести его завещаний правомочнее. Взволновал общественность и дележ наследства между первой семьей Паваротти и Николеттой Мантовани, несколько лет считающейся его ассистенткой и ставшей его второй законной супругой. Вместе с ней Лучано пережил смерть новорожденного сына, о котором мечтал всю жизнь. Но Николетта подарила ему дочь Аличе. Эта малышка стала отрадой последних лет Большого, но по сути такого беззащитного Па. И фильм Ховарда не без успеха пытается еще и закопать топор войны между двумя семьями.

За два года до смерти Паваротти твердо решил покинуть сцену, но прежде совершить один прощальный виток вокруг Земли. Болезнь прервала этот полет в Нью-Йорке. Год тяжелейшей борьбы с неизлечимым недугом и - fInita la vita. И мир в шоке, от которого не знает, как оправиться до сих пор.

"Никому не суждено жить вечно. Только музыка никогда не умрет. Моя музыка. Я очень на это надеюсь", - заметил однажды Лучано Паваротти. Великий тенор был похоронен 8 сентября 2007 года на кладбище Montale Rangone, в семейном склепе рядом с родителями. Но фильм заканчивается триумфально - арией Калафа, последние слова которой: "Секрет мой скрыт во мне… Я одержу победу!". Голос Паваротти сильнее смерти.

================
фото и видео - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика