Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
1998-07

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 2:02 pm    Заголовок сообщения: 1998-07 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в июле 1998 года (первый номер ссылки - 1998070001 означает: год - 1998, июль месяц - 07, первый день месяца в номере не обозначен, поэтому первый порядковый номер ссылки за данный месяц - 0001 ). Пустой бланк для библиографической карточки.

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 2:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 1998070001
Тема| Балет, БТ, Итоги сезона 1997/98 гг., Персоналии, М. Александрова, А.Антоничева, А. Богатырев, В. Васильев, А. Волочкова, Д. Гуданов, С. Захарова, К. Иванов, С. Лунькина,А.Уваров, С. Филин, Н. Цискаридзе,
Авторы| Виолетта МАЙНИЕЦЕ
Заголовок| Большой балет - большие проблемы
Где опубликовано| Культура №27 (7138) 23 - 29 июля 1998г.
Дата публикации| 19980723
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=30&crubric_id=100445&rubric_id=200&pub_id=151051
Аннотация| Обзор сезона.
Принимая в 95-м году пост генерального директора - художественного руководителя ГАБТа, Владимир Васильев обещал не только творческий подъем и единение всех подразделений театра и сотрудничество его с ведущими хореографами и режиссерами России и Запада, были в его инаугурационной речи и другие, весьма любопытные моменты. К примеру, он говорил о том, что, как и для ведущих солистов, видит для себя идеальной формой взаимоотношений с театром контракт; что длительное пребывание на посту худрука заставляет проникаться убежденностью в своей непогрешимости; что собственная постановочная деятельность отходит для него на второй план, а когда он все-таки будет ставить спектакли, бразды правления на это время отдаст другим лицам.
Подводя итоги нынешнего сезона, В.Васильев заявил, что вопрос об истечении срока его контракта не стоит, поскольку он является чиновником, назначенным правительством, и пока оно его не снимет, будет руководить театром и строить его художественную политику в соответствии со своими вкусами.
В готовности В.Васильева сделать все, что в его силах, для блага Большого театра, кажется, никто не сомневался никогда. И даже приведенный выше утопический инаугурационный пассаж воспринимается как свидетельство искренности его добрых намерений. Реальность, естественно, продемонстрировала, что на то она и реальность, чтобы не быть сказкой. Но, по большому счету, не столь уж интересно, передает ли худрук временно свои полномочия и выступает ли по совместительству в роли чиновника, главное - был бы обеспечен высокий художественный результат. А вот с этим-то как раз и не везет. (Впрочем, сам В.Васильев считает, что результат есть). Не произошло творческого подъема в таком немаловажном подразделении, как оркестр. Проблема отсутствия настоящего музыкального руководителя театра выросла в проблему номер один. И пока она не решится, трудно ожидать истинного возрождения ГАБТа. Такому кораблю не совершать больших плаваний, если не будет им управлять рука опытного и вдохновенного маэстро. Где же он? Нет ответа.
Сотрудничество с крупнейшими мастерами свелось только к одной значительной и масштабной работе - постановке оперы "Любовь к трем апельсинам". Другие "эпохальные" постановки осуществляли сами, причем немало сил положив на пересмотр уже имевшегося в репертуаре классического русского наследия. Отказались, например, от не очень, может быть, удачной "Жизни за царя", явившейся в результате пересмотра, совершенного несколькими годами ранее прежним художественным руководством, и, воспользовавшись его же лозунгом "Вернемся к подлинному Глинке", вновь пошли за "Сусаниным" - на склад некогда составлявших славу, а теперь пропахших нафталином постановок Большого. С "Лебединым озером", напротив, поступили радикально. Нравится публике и критике этот спектакль или нет, но, так или иначе, это уже совсем другие берега и другие воды. Обещания сохранить в репертуаре и вариант Григоровича, тоже нравившийся далеко не всем, но куда более близкий каноническому, не сдержали. (Очевидно, не думали, и справедливо, что кто-нибудь призовет к ответу). Забавно, что, будучи директором балета "Гранд-Опера", с аналогичной проблемой столкнулся Нуреев. И французы настояли на том, чтобы параллельно его версии "Лебединого" шла любимая ими, апробированная у публики версия Владимира Бурмейстера.
Слишком громко заявивший о своих недюжинных творческих амбициях Вячеслав Гордеев в конце концов лишился должности худрука балета ГАБТа.
А должность эта стала более административной, чем творческой, при наличии уже одной таковой - управляющего балетом ГАБТа. Что ж, для столь большой труппы два руководителя - это, наверное, и не очень много. Может быть, как раз столько и нужно, чтобы обеспечить творческий подъем на сцене и дисциплину в классе. Удалось ли это в завершившемся сезоне теперь уже тоже бывшим, сложившим свои полномочия художественному руководителю и управляющему балетом? Как ощущает себя ныне Большой балет?
Об этом размышляет сегодня балетный обозреватель нашей газеты Виолетта Майниеце. Обзор сезона - "Большой балет - большие проблемы" - читайте на странице "Музыка".


Внешне благополучно прошел для балета Большого 222-й "богатыревский" театральный сезон. Насыщенный событиями, но без скандалов, эксцентричных эскапад, как это было прежде. Не был сорван ни один спектакль или неожиданно заменен. Как говорится, труппа работала стабильно. Конечно, не обошлось без чехарды с исполнительскими составами - вместо объявленных на афишах часто танцевали другие. Так, в одном из "Щелкунчиков" после первого действия вышел другой принц. А Эгину в юбилейном "Спартаке" заменили в последний момент. Тем не менее коллектив под руководством Александра Богатырева выполнил почти все взятые на себя обязательства, о которых говорилось на сборе труппы в августе 97-го. Сказано - сделано. В срок выпускались немногочисленные премьеры (васильевская редакция "Жизели" к католическому рождеству, "Моцартиана" Дж.Баланчина и "Сны о Японии" А.Ратманского - к православному), проводились гастроли. Только постановка "Конька-Горбунка" Р.Щедрина плавно "перескакала" на следующий сезон. Не состоялся и вечер характерного танца, о котором все, кажется, позабыли.
Ныне худрук балета - должность с ограниченными полномочиями. Не в его компетенции самостоятельно формировать репертуар, решать глобальные проблемы, заниматься гастрольной политикой. В отличие от своего предшественника В.Гордеева, А.Богатырев и не стремился лидировать, согласовывая все вопросы с возглавляющим театр Владимиром Васильевым, по инициативе которого и проводились все мероприятия в театре. Подводя итоги, вспомним основные...

Новости, события, гастроли
Несколько слов о радостном и о самом печальном. 30 мая, окруженная учениками, родными, коллегами, свой юбилей на сцене Большого отпраздновала Марина Тимофеевна Семенова. Но "в жизни закон непреложный, радость-страданье одно...". 21 марта нас навсегда покинула Галина Сергеевна Уланова. С ее уходом завершилась эпоха в истории не только русского балета...
Но вернемся от небожителей к делам земным. В октябре основная часть коллектива с большим репертуаром (две редакции "Лебединого озера" - Григоровича и Васильева, "Жизель", "Ромео и Джульетта", обширная концертная программа) отбыла на гастроли в Японию. Они прошли успешно - говорят, японцы так обожают балет, что провалиться нереально! Перед Новым годом группа артистов съездила в Гонконг. В апреле показали десять спектаклей в Египте (туда возили "Дон Кихот" и "Спящую красавицу") и три "Раймонды" станцевали в Стокгольме. Параллельно группа ведущих артистов (30 человек) с попурри из классических и современных произведений странствовала по городам и весям США, заслужив зрительское признание и доброжелательные отзывы в прессе. Замечательно! Но тревожит другое. Второй год у театра нет полномасштабных летних гастролей всего коллектива. Неужто мы никому не интересны, никому не нужны? Запланирована лишь поездка на Сицилию с балетом "Паганини", сборной концертной программой, да гастроли миманса по Италии. Остальное - личная инициатива каждого.
В отсутствие коллектива на сцене родного театра кипела бурная балетная жизнь. Благодаря В.Васильеву впервые в Большом выступил Санкт-Петербургский балет Бориса Эйфмана. Любимый москвичами коллектив с огромным успехом показал три балета - "Чайковский", "Карамазовы", "Красная Жизель". А Борис Эйфман получил от Васильева приглашение на постановку в следующем сезоне.
При личном участии и благословении Васильева двадцать лет спустя в Большом вновь появился Морис Бежар со своей лозаннской труппой. Следом прибыла вторая по значимости классическая труппа Франции - балет Нанси и Лотарингии, возглавляемый Пьером Лакотом. Его великолепная "Сильфида" с приглашенными звездами Парижской Оперы Элизабет Платель и Манюэлем Легри - самое значительное явление прошедшего балетного сезона. О такой исполнительской культуре можно только мечтать...
И еще одно воистину историческое событие - обменные гастроли между балетом Мариинки и Большого. Наконец-то москвичи увидели знаменитую, за последнее время обросшую легендами и мифами мариинскую труппу. Его молодых звезд не только в концертных "короткометражках", но в большом, апробированном классическом репертуаре. В привычных для петербуржцев редакциях, в окружении своих. Именно эти гастроли выявили достоинства и недостатки мариинского балета, его достижения и проблемы.
Большой повез в "северную столицу" спорные новинки - васильевские "Лебединое озеро" и "Жизель". Также "Укрощение строптивой", "Спартака" не с лучшими составами. Поневоле у петербуржцев сложилось искаженное представление о московской труппе, основные силы которой, за исключением Н.Цискаридзе, в это время во главе с Ниной Ананиашвили разъезжали по Японии. Прибыли они на берега Невы лишь к закрытию. Украшением гастролей мог стать замечательный, мало востребованный в театре премьер А.Уваров. Показали же его лишь в комическом эпизоде балета А.Ратманского "Сны о Японии". Странный, иррациональный подход. Особенно по сравнению с позицией Мариинки, мобилизовавшей к московским гастролям лучшие силы.
В этом сезоне между двумя театрами начался обмен и солистами. Правда, доминировала "игра в одни ворота" - одна за другой петербургские примы приезжали в Большой. Лишь в мае в не самом выигрышном для них "Дон Кихоте" в Петербурге появились А.Антоничева и Д.Белоголовцев. Этот спектакль даже не был толком проафиширован. Москва же с нетерпением ждала мариинских дам. Придирчиво присматривалась к ним. Еще в ноябре в "Баядерке" неудачно выступила У.Лопаткина с И.Зеленским. Дважды "Лебединое озеро" и единожды "Раймонду" с переменным успехом станцевала А.Волочкова. После этих "смотрин" да формального конкурса в конце сезона руководство зачислило ее в Большой. В июне в московской "Жизели" перед публикой предстала перспективная С.Захарова, неровно станцевавшая трудную партию. Ей также предложили перейти в Большой. Но выпускавшаяся в Петербургском училище киевлянка оказалась разборчивой невестой. Пообещав свою любовь москвичам, пока что она отбыла с петербуржцами за рубеж. В одной из своих лучших партий - Мехменэ Бану в "Легенде о любви" - на сцене Большого появилась и Ирма Ниорадзе, сильно повысив этим выступлением свое сценическое реноме.

Петербургские дамы предпочитали московских кавалеров - А.Ветрова, Н.Цискаридзе, К.Иванова. Они-то понимают, что наши прелестные премьеры во главе с Сергеем Филиным, Андреем Уваровым, Николаем Цискаридзе на вес золота в балетном мире. Но почему их недооценивает московская высокопрофессиональная дирекция, не делает ставку именно на них, ума не приложу. Не строит репертуар с учетом индивидуальности каждого. Не заботится об их международной репутации, что значительно повысило бы престиж театра в целом. Сегодня одного таланта мало. Нужны поддержка, реклама со стороны руководства. Диву даешься, как своих девочек раскручивает Мариинка и сколь пассивен Большой. Очевидно, так талант легче держать в подчинении. Работают себе и - слава Богу! Да и контрактом предусмотрен всего один (sic!) спектакль в месяц. При таких обстоятельствах самый гениальный станет профнепригодным! К тому же за один и тот же балет балерины получают больше ведущих солистов. И это сегодня, когда мужчины танцуют не меньше женщин, особенно в григоровичевских и васильевских редакциях классических балетов. В чем причина такого отношения? Неужто уважаемые руководители, сами в прошлом великолепные артисты, ревнуют к славе молодых и поэтому держат их в "черном теле"?
Баловнем судьбы оказалась лишь С.Лунькина, первый год работающая в театре. Ее "раскручивают". Особо подают ее дебюты в "Жизели" и "Анюте"... С опаской отношусь к стремительному выдвижению на "взрослые" балеринские партии вчерашних учеников. Большинству они не "по зубам". Но если театр и делает ставку на самых юных, не стоит пренебрегать техничной Марией Александровой, особенно при дефиците виртуозных танцовщиц для партий типа Гамзатти в "Баядерке".
...Стало доброй традицией менять руководство балета в конце сезона. На сей раз тихо и мирно один экс-принц пришел на место другого - Алексей Фадеечев сменил на этом посту Александра Богатырева. Постоянный партнер Нины Ананиашвили, он только что завершил карьеру танцовщика. Судя по интервью, которые дает, он также не претендует на самостоятельность или творческий волюнтаризм. Сгущались грозовые тучи и над самыми начальственными головами... А вот крышу Большого после заключительного гала-концерта смерч снес впервые. Вот и гадай, к чему бы это? Быть может, сама природа предлагает присмотреться к тому, что за внешним величественным фасадом...

День за днем
"И каждый вечер в час назначенный" в течение сезона мчалась в театр, чтобы не пропустить какой-то из 135 вводов. Иначе обвинят в некомпетентности, заангажированности, предвзятости, Бог знает, в каких еще грехах. Добросовестно, если пускали, посещала классы, индивидуальные и общие репетиции. Теперь с уверенностью могу сказать, что на совести нового художественного руководителя балета Алексея Фадеечева утверждение, что "труппа Большого театра сегодня сильнейшая в мире". Он мир объездил, всюду выступал - ему виднее. Ему и карты в руки - пусть докажет на деле. Пока что могу согласиться наполовину. Потенциально, безусловно, сильнейшая. Пожалуй, самая большая, даже слишком многочисленная. Способная, но не желающая работать с полной отдачей. "За такие-то деньги!" Как часто приходится слышать в стенах Большого подобную реплику! Все мы не крезы. Никому не возбраняется махнуть на балет рукой и податься в коммерцию. Не мне предлагать рецепты, но сама жизнь подсказывает, что целесообразнее отказаться от балласта в труппе, притом увеличив зарплату другим. При желании все осуществимо!
Словно набившее оскомину блюдо, лениво "пережевывают" многие артисты комбинации на уроках. Но класс классу рознь. В одном царит дисциплина, чисто рабочая атмосфера. В другом 70 человек у станка, как сельди в бочке. Какие уж тут экзерсисы! Легкая разминка вместо серьезной работы. А к концу урока хорошо, если десять человек остается. Как правило, одни и те же! В зарубежных театрах полуторачасовые уроки - нам и часа многовато. А без систематических занятий большинство артистов теряют физическую и профессиональную форму. У аппетитных на вид девушек лишний вес. За исключением новичков, горстки сознательных да солистов, у которых спектакль "на носу", остальные репетируют-то в полноги. Сверяют, прогоняют, сводят и разводят спектакли, сцены, ансамбли. Выучил порядок - и вперед! И так сойдет. К сожалению, сходит! Редко кто отрабатывает детали, шлифует движения, "оттачивает" носок, пытается осмыслить свое пребывание на сцене. Артисты ленятся, педагоги не требуют. Всем легче! Проще не замечать недоделки, чем их исправлять. Из года в год неряшливо исполняются малые женские ансамбли, отдельные сольные вариации. Если с кордебалетом работать систематически и в полную силу, он может чудеса творить. Скажем, хорошо и ровно станцевать прославленные сцены. Как на премьере - "Жизель", к шведским гастролям - "Раймонду"... Но надо быть требовательным деспотом, чтобы заставить работать нынешних нефанатов, каковых большинство. Удалось же Борису Эйфману, кстати, единственному в стране, вырастить из далеко не идеального материала добросовестно работающую профессиональную труппу.
Конечно, важен репертуар. Он формирует вкус артистов, публики. Но в театре мало увлекательной работы. Труппа участвовала лишь в одной-единственной премьере сезона - "Жизели" в редакции В.Васильева. Это фактически старый спектакль, заново одетый Ю.Живанши, с некоторыми изменениями и добавлениями по части хореографии. Специально для Нины Ананиашвили были поставлены "Моцартиана" Дж.Баланчина и "Сны о Японии" А.Ратманского. Они прошли всего два раза. К тому же в этих слишком камерных для парадной сцены Большого произведениях заняты только солисты. Всего раз были показаны благотворительные "Новогодние премьеры". Не пополняется концертный репертуар ведущих артистов - годами одни и те же номера. Нечасто и блоками шли "Спящая красавица", "Раймонда", "Баядерка", "Дон Кихот", "Сильфида". Появляется "Спартак", "Ромео и Джульетта", "Анюта". Восстановлена "Легенда о любви". Из балетов малой формы в наличии "Шопениана", "Казанова", "Паганини". Вопреки обещаниям из репертуара окончательно выпало "Лебединое озеро" в редакции Ю. Григоровича со знаменитыми классическими ансамблями Иванова, Петипа, Горского, которые должен знать каждый профессионал. Идет только редакция В. Васильева. Под Новый год на афише изредка появляется "Щелкунчик" (всего шесть раз), который каждый родитель стремится показать ребенку. Но на них не попасть. К тому же один - 31 декабря - целиком отдается "Интуристу". Подрастающее поколение воспитывается на немыслимых попурри на музыку Чайковского, которые на многочисленных площадках столицы в новогодние каникулы представляют более расторопные коллеги. В последнее время даже в Большом партию Маши часто танцуют корифейки.

За сезон почти не обновился репертуар А.Уварова и С.Филина - только эпизодические партии в камерных новинках театра. Больше повезло Н.Цискаридзе. По-своему, очень продуманно и театрально, подчеркивая восточный колорит, он удачно станцевал Солора в "Баядерке". В иной манере преподнес партию Жана де Бриена, романтизируя образ, преклоняясь перед Дамой сердца - Раймондой. Среди многочисленных вводов - принц Дезире и принц Альберт К.Иванова. Внимательный партнер, он нестабилен в сольных танцах. Д.Гуданов, хорошо, в прозрачной "моцартовской тональности" станцевав Казанову в одноименном балете, малоубедителен в центральной партии "Паганини". Получился балет о личности, но без личности на сцене. Этот сезон прошел мимо Г.Степаненко - то болела, то неважно танцевала. Лучшего оставляет желать профессиональная и физическая форма Н.Грачевой, сильно сдавшей свои позиции за последние годы. Технически уязвим танец И.Петровой как в "Жизели", так и в "Раймонде". За сезон сильно выросла А.Антоничева. Но, имея балеринский облик и данные, она до сих пор довольно инертна на сцене. Однако если танцы московского балета при заинтересованном отношении смотреть всегда можно, то музыкальное сопровождение порой слушать нельзя. Такое творится с оркестром и в оркестре, что думаешь - хуже не бывает. А последующий спектакль убеждает - увы, бывает! То разошлись, то сфальшивили, то вовсе остановились...

В отличие от тематической петербургской "Царской ложи", где знакомят с лучшими силами Мариинки, у нас появилась своя, посвященная Большому телепередача "15-й подъезд", которую ведет В.Васильев. Эта ознакомительно-информационная программа куда демократичнее. Ведь "15-й подъезд" - подъезд сугубо служебный. Вот и передача фрагментарно рассказывает о службах Большого. Знакомит с разными цехами, к которым относятся и цеха солистов оперы и балета. Оповещает о предстоящих событиях. Знакомит с афишей. Реже - с особо заслуженными людьми. Но тщательно обходит острые углы, наболевшие вопросы, которые, да еще как, обсуждаются у 15-го подъезда. Большой театр - большие проблемы! В каждом сезоне свои. А в целом - всегда одни и те же.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 2:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 1998070002
Тема| Балет, МТ, "Кармен", "Юноша и Смерть", Персоналии, Р. Пети, А. Асылмуратова, И. Баймурадов, Д. Вишнева, Ф. Рузиматов, У. Лопаткина, В. Самодуров
Авторы| Юлия ЯКОВЛЕВА
Заголовок| Кармен и смерть
Где опубликовано| №26 (7137) 16 - 22 июля 1998г.
Дата публикации| 19980716
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=29&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=150561
Аннотация| Мариинские премьеры балетов Ролана Пети

Еще не утих шум вокруг "Серенады", как в Мариинском театре снова премьера - "Кармен" и "Юноша и Смерть" Ролана Пети. Театр отважно бросился из небесных сфер неоклассики в горнило страстей балетного неореализма. Образцом, похоже, послужило сказочное купание в котлах - с ледяной водой и кипящей, после которого труппа, вероятно, должна преобразиться на манер Ивана-царевича.
Премьера "Кармен" в 1949 году ошеломила публику неслыханной дерзостью и принесла Пети европейскую славу. Сегодня этот спектакль вызывает недоумение. Легенда рассыпалась, едва к балету прикоснулись современные танцовщики, - подобно египетским древностям, вынесенным из пирамиды на свежий воздух. Причина - и в самом спектакле, чья режиссура ладно скроена и крепко сшита, а хореография низведена на роль скромной падчерицы. Сработал старый закон: искусные режиссерские постройки всегда ветшают куда быстрее искусных танцевальных текстов.
Пети, как известно, был опосредованно связан с интеллектуальной французской драмой (среди его сподвижников был сам Жан Ануй). И надышавшись ее сумрачным воздухом, столкнул в "Кармен" пылкого Хозе с циничной ануйевской "средой", эмблемой которой и стала ветреная цыганка. При этом Пети как огня боялся всякой зауми. В его балете действие подается по-плакатному броско. От магистрали сюжета отсечены все побочные линии. Из многоактной оперы Бизе "отжаты" самые шлягерные фрагменты. Оформление прямолинейно (художник Антонио Клаве): контрабандисты и табачницы в лохмотьях, бандитки и Кармен в соблазнительно вульгарных корсетах, а Хозе, как и полагается романтическому одиночке, закутан в черный плащ. Столь же иллюстративна хореография. Балетмейстер заострил черты своих героев почти до пародии. Хозе "излагает" страсть в выспренних испанских па. "Среда" отвечает мюзик-холльной чувственностью и задором. Пети щедро "наперчил" пресноватую хореографию бытовизмами. Оттенив мелодраматизм замысла, явил при этом редкое жизнелюбие. Герои дымят сигаретами, смачно затаптывают окурки, шикают и вскрикивают, моют руки и бомбардируют друг друга апельсинами. Здесь жесты предельно откровенны, как откровенно убожество трущоб Клаве. Но эскапады, шокировавшие в 1949 году, сегодня выглядят несколько наивно - вроде бутафорского слона в "Баядерке".
С исполнителями - от солистов до кордебалета - история вышла и вовсе занятная: мы говорим "Испания", подразумеваем "Дон Кихот". Алтынай Асылмуратова предстала все той же Китри - многоопытной балериной, изображающей строптивую девочку. Ее партнер Ислом Баймурадов вспомнил о собственном Эспаде, на удивление непринужденно обыграв при этом всевозможные бытовизмы, вот только к Кармен его герой питал в основном сыновне-почтительные чувства. Куда более впечатлил дуэт Дианы Вишневой и Фаруха Рузиматова. Правда, сюрпризов он не преподнес. Тому, кто видел Диану в "Кармен" Бельского и "Дон Кихоте", нетрудно вообразить ее в спектакле Пети. Это цыганка, самозабвенно влюбленная в танец; Лолита, бездумно затеявшая опасную игру; балерина, знающая, как понравиться публике, и умело пускающая в ход свое обаяние.
Сравнения Фаруха Рузиматова с героями Байрона и Лермонтова (с Демоном, в частности) уже набили оскомину. Сам артист в одном из интервью заявил, что никогда не станет танцевать Демона. Тем не менее его балетные герои часто представляют собой вариацию на "тему" этого персонажа. Хозе - не исключение. Он парит в высотах духа, не доступных простым смертным: лермонтовский-таки персонаж, но которому насмешливая судьба вместо Тамары подсунула вертлявую и бесстыдную цыганку. Только при чем здесь Пети?
Балет-дуэт "Юноша и Смерть" (сценарий Жана Кокто) создан раньше "Кармен". Но именно он замыкает вечер премьер - благо, в отличие от "Кармен", не утратил со временем своей магии. Правда, в Мариинке его внешний облик подрастерял гнетущую мрачность. Обшарпанная мебель аккуратно расставлена на просторной сцене. Балка со свисающей веревкой-петлей превратилась в конкретную виселицу. Попробуй догадайся, что все это изображает захламленную мансарду!
В балете соединено несоединимое. Музыка Баха словно сопровождает немое кино - так контрастируют ее патетическая мощь и неземное величие с беспорядочной погоней героев друг за другом. (Впрочем, как известно, изначально балет и ставился совсем на другую музыку). Подобный эффект - только переведенный в живописный план - возникает и в финале, когда Смерть на котурнах и в алом капюшоне ведет Юношу мимо неоновой рекламы "CITROEN", вспыхивающей на фоне багрового неба. Именно музыка придает балету глубину, наполняет его вечным и вневременным смыслом.
Этот смысл попытались - каждый на свой лад - отыскать танцовщики. Ульяна Лопаткина намеренно сняла момент преображения "маленькой негодяйки", дразнящей Юношу, в бесстрастную Смерть, которая уводит его на парижские крыши. Она может рядиться хоть в костюм женщины-вамп (ярко-желтое платье, длинные черные перчатки), хоть в лубочный капюшон и маску-череп - в ней нет ничего зловещего, инфернального. Пластика лишена той остроты, что была присуща Лопаткиной в роли Смерти в балете "Гойя". Эта Смерть значительна без патетики и непроницаема без загробного холода. Подобная природной стихии, она вне категорий добра и зла.
Фарух Рузиматов обрел себя в русле замысла Жана Кокто. Он танцует "дурную бесконечность". Монологи его мятущегося героя - это напряженный, но безысходный "бег на месте". Танец соткан из диссонансов: кажется, Рузиматов высветляет рисунок движений лишь затем, чтобы резче бросить тень. Другой исполнитель роли - Вячеслав Самодуров мало похож на утонченного поэта-неврастеника. Этому атлетичному Юноше не знакомы искушения и муки бессонницы. Его погоня за ночной гостьей, скорее, развивает тему мастера Данилы, рвущегося постичь тайну Хозяйки Медной горы. (Возможно, Самодуров мог бы стать превосходным Хозе, но... не в "Кармен" Пети).

Балет "Юноша и Смерть" несколько подправил впечатление от вечера премьер. Но не маловато ли его одного для удовлетворения здоровых творческих амбиций большой труппы? Впрочем, если руководствоваться принципом "лучше сделать и пожалеть, чем не сделать вовсе", то, безусловно, надо было сделать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 3:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 1998070003
Тема| Балет, БТ, Персоналии, А. Антоничева, Д. Белоголовцев
Авторы| Наталья ШАДРИНА
Заголовок| Анна Антоничева вырабатывает характер
Где опубликовано| Культура, №27 (7138) 23 - 29 июля 1998г.
Дата публикации| 19980723
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=30&crubric_id=100442&rubric_id=207&pub_id=155094
Аннотация| Золото Джексона - наше

Грациозная, с изящными линиями тела, Анна Антоничева была замечена, едва лишь вышла на сцену Большого театра. Помимо всего прочего, очень импонировало отсутствие столь раздражающего агрессивно-победительного напора. Зато была другая крайность: робость, чрезмерная даже для вчерашней ученицы. Ей пришлось постепенно, роль за ролью преодолевать себя. Едва ли кто-то охарактеризовал бы ее как "конкурсную" балерину. И она сама говорит, что совсем не конкурсная, как раз наоборот. Но именно потому в этом году она все-таки решила принять участие в конкурсе, предполагая, что в случае успеха сможет покончить со всеми своими страхами и сомнениями.
Конкурс в Джексоне выбрал ее муж, артист кордебалета Большого театра Алексей Чеховской, собственно, и подтолкнувший ее к принятию эпохального решения. Антоничева привыкла прислушиваться к его советам, в том числе и на своих репетициях, где он бывает постоянно. Ее педагог-репетитор Марина Кондратьева тому не препятствует, находя благотворным его влияние на свою ученицу.
На всех трех турах в Джексоне Антоничева выступала на редкость ровно - спокойно и без всяких срывов и, не имея никакого особо заинтересованного лица среди членов жюри, получила первую премию. Ее партнеру Дмитрию Белоголовцеву повезло чуть меньше: он получил вторую, разделив ее с конкурсантом по призванию французом Бернаром Курто де Бутейе, берущим премии повсюду и "пролетевшим", кажется, только на конкурсе "Майя" в Петербурге. (Однажды они уже были соперниками - на Московском международном, Бутейе тогда взял "золото", Белоголовцев - "бронзу", так что можно сказать, что теперь они показали "среднеарифметический" результат.) Формально главная цель была достигнута: первая премия возвышает тебя в твоих собственных глазах. Но характер быстро не меняется: по ее собственному признанию, она никак не могла поверить в свой успех. И даже когда под звуки нашего гимна пополз вверх наш флаг (в Джексоне принято приветствовать лауреатов, как спортсменов), ей все казалось, что это - в честь кого-то другого. В США Антоничева и Белоголовцев получили предложение от Валерия Алиева поработать в его труппе - не приняли. И предложение от директора конкурса в Нагое (он сделал его сразу после первого тура) принять участие в его конкурсе, причем хоть со второго тура, - обещали подумать.
Анна Антоничева начала учиться балету в Баку. В возрасте 14 лет продолжила обучение в МАХУ, по окончании которого и была зачислена в труппу Большого театра. В Большом работает уже семь сезонов. В ее репертуаре - "Спартак" (Фригия), "Легенда о любви" (Ширин), "Дон Кихот" (Китри), "Спящая красавица" (Аврора), "Баядерка" (Никия), "Жизель" (Мирта), новое "Лебединое" (Царевна-лебедь)... В следующем сезоне надеется выступить в "Раймонде" и мечтает о заглавной партии в "Жизели", хотя ее и смущают игровые моменты роли. Чувствуя себя повзрослевшей, накопившей силы и опыт, она все-таки еще не очень довольна собой с чисто артистической точки зрения.
Помимо выступления в спектакле Мариинского театра, у Анны Антоничевой были в этом году индивидуальные гастроли в Тбилиси, Вильнюсе и Риге. И предложения продолжают поступать. Главное ее увлечение - балет, ни на что другое уже практически не остается ни сил, ни времени. Но свою будущую профессию выбрала не сама - в балет ее отдала мама, бывшая балерина Бакинского театра, а ныне ее самый неравнодушный зритель.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 1998070004
Тема|Балет, МТ, Гастроли на фестивале в Граце
Авторы| Александр КУЗЬМИН
Заголовок| Как всегда - Лопаткина, Вишнева...
Где опубликовано| Культура, №28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г
Дата публикации| 19980730
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=31&crubric_id=1000066&rubric_id=209&pub_id=145800
Аннотация|

Овациями завершается каждый вечер выступлений в австрийском городе Граце балета Мариинского театра Санкт-Петербурга. Открывшиеся в начале июля гастроли петербуржцев стали основным событием традиционного летнего Международного фестиваля искусств в Граце, который в этом году стал главной сценой русской балетной классики. Коллектив театра представил свои лучшие работы - "Лебединое озеро" и "Спящую красавицу" Чайковского, "Баядерку" Минкуса, вечер балетов, поставленных Михаилом Фокиным. Критика дает самые высокие оценки выступлениям петербургских артистов, отмечая, что каждая встреча с искусством Мариинского театра приносит истинные минуты радости и открывает для зрителей новые и новые имена. Особый успех выпал на долю солистов театра - Ульяны Лопаткиной, Светланы Захаровой, Дианы Вишневой, Фаруха Рузиматова, Игоря Зеленского.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 3:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 1998070005
Тема| Балет, Персоналии, М. Плисецкая
Авторы| Юрий МАЛИНОВ
Заголовок| ... И Плисецкая - в центре, как всегда
Где опубликовано| Культура, №28 (7139) 30 июля - 5 августа 1998г.
Дата публикации| 19980730
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=31&crubric_id=1000066&rubric_id=209&pub_id=151006
Аннотация|

Майя Плисецкая стала жемчужиной концерта всемирно известной балетной труппы "Ле Гала дез Этуаль", состоявшегося на сцене древнего театра Герода Аттика у стен афинского Акрополя. Поражающее своей пластикой выступление Плисецкой, посвященное темам Древней Греции, было горячо воспринято местной публикой. Заполненный до отказа открытый амфитеатр долго рукоплескал знаменитой русской балерине. Концерт был организован в рамках Афинского фестиваля искусств. В числе других исполнителей - знаменитый Игорь Зеленский (Мариинский театр), Димитрий Симкин (Балет Висбадена), Надежда Грачева и Евгений Керн (Большой театр), Вадим Писарев (Балет Донецка), Дженифер Джелфанд (Балет Бостона), Франсуа Петит (Балет Цюриха) и другие. Труппа "Ле Гала дез Этуаль" была создана в 1986 году в Канаде Виктором Мельниковым для того, чтобы на местной сцене можно было бы показывать лучшие образцы мирового балетного искусства. Однако успех был столь поразительным, что труппа начала получать множество приглашений из других стран приехать на гастроли. За 12 лет "Ле Гала дез Этуаль" дала 40 концертов. "Артисты работают в престижных балетных труппах, на которые очень большой спрос в мире, поэтому нам приходится обеспечивать их участие в наших концертах за много месяцев вперед, - сказал Мельников. - Но тем не менее с 1990 года нам удается ежегодно организовывать спектакли "Ле Гала дез Этуаль". Свои концерты труппа готовит с учетом потребностей аудитории каждой конкретной страны, в которой выступает. Мы придерживались этой практики и в Греции".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Сб Май 05, 2007 1:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 1998070006
Тема| Балет, БТ, МТ, Персоналии, А. Уваров
Авторы| ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА
Заголовок| Покушение на Большой
Мариинка хочет увести его лучшего солиста
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 19980711
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/1998/124/10166153.htm
Аннотация|

Февральские обменные гастроли балетных трупп Большого и Мариинского театров активизировали взаимосвязи двух столиц. На следующий сезон Большой пригласил в свою труппу петербурженок Анастасию Волочкову и Светлану Захарову. Петербург не остался в долгу и покусился на московских танцовщиков, выбрав лучшего из них – Андрея Уварова.

Как ни странно, двадцатишестилетний Андрей Уваров не имеет громкого имени и официальных титулов. Между тем заполучить такого танцовщика не отказались бы лучшие театры мира. Ибо он – уникален. Внешность танцовщика – высокий рост, гармоничные пропорции удлиненной фигуры, изумительной лепки ноги, врожденное благородство манер и жестов – делают его идеальным исполнителем балетов классического наследия. А фантастические природные данные в сочетании с превосходной школой позволяют этому "принцу" превосходить в технике всех коротышек-трюкачей. Как правило, одно напрочь исключает другое: либо высокий рост и благообразная внешность – либо техническое совершенство. До Уварова это сочетание встретилось лишь однажды: рослый викинг Александр Годунов не знал преград танцевальных, зато обилие барьеров внутритеатральных поставило крест на его московской карьере.
Перетанцевав весь репертуар еще при Григоровиче, лучший классический танцовщик театра Андрей Уваров в "васильевские" времена оказался не у дел. Новых ролей у него нет и, при нынешней репертуарной политике, не предвидится. А на классические балеты в театре выстраивается живая очередь, в которой на двух достойных премьеров попадается с пяток некондиционных – недозрелых или вышедших в тираж. Так, очереди на единственную "Жизель" Уварову пришлось ждать целый год, его единственная в сезоне "Раймонда" прошла тоже после годичного перерыва. Излишне говорить, чем грозят многосезонные простои любому танцовщику, на всю карьеру которого отпущено природой двадцать недолгих лет.
Бедная солистами, но богатая творческими планами Мариинка высмотрела Уварова давно – даром что в обменных гастролях он почти не участвовал, исполнив лишь броско-декоративные "Сны о Японии" молодого хореографа Алексея Ратманского. (Впрочем, именно в этом балете Уваров сломал рамки амплуа "вечного принца", с радостной оторванностью станцевав одержимого "человека-льва" и позволив обнаружить неисчерпанность и невостребованность своего дара.) Высокий красавец Уваров – истинный клад для петербуржцев, мечущихся в поисках подходящего партнера для Ульяны Лопаткиной. Махарбек Вазиев, глава балетной труппы Мариинки, повел осторожные переговоры еще в феврале, но пока добился лишь согласия Уварова на участие в двух "Баядерках" на гастролях Мариинского театра в Италии.
Тем не менее слух о контракте Уварова с Мариинкой переполошил вымершую отпускную Москву. Ясно, что в случае согласия танцовщика руководство Большого гордыней не поступится и сулить артисту золотые горы не станет. (Не то что бдительная Мариинка: как только там стало известно о возможном московском контракте Светланы Захаровой, с двадцатилетней балериной была проведена разъяснительная беседа о губительности разлагающей столичной атмосферы для ее крепнущего дарования и о светлых перспективах в родных пенатах. Теперь решимость юной балерины поколеблена, и запланированная в Большом на 13 сентября "Жизель" с ее участием может оказаться лишь единичным гастрольным набегом.)
Андрей Уваров комментировать происходящее до начала следующего сезона категорически отказался. Похоже, еще ничего не решил. Дилемма действительно непростая: либо все бросить – родных, друзей, налаженный быт, любовно отремонтированную квартиру, привычную сцену – и отдаться профессии, либо продолжать стоять в очередях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11637

СообщениеДобавлено: Чт Май 10, 2007 6:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 19980707
Тема| Балет, New-York City Ballet, Персоналии, Д. Роббинс
Авторы|
Заголовок| ПАВЕЛ Ъ-ГЕРШЕНЗОН Умер хореограф
Смерть Роббинса утяжелила биографию театра Баланчина Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 19980731
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.html?path=/daily/1998/138/10343596.htm
Аннотация|

В Нью-Йорке на 80-м году жизни скончался знаменитый американский хореограф Джером Роббинс. Снискавший славу "перфекциониста", он был знаменит тем, что всегда имел успех,– и в New-York City Ballet, где поставил более пятидесяти балетов, и на сценах Бродвея, в летопись которого он вошел как соавтор многих хитов. Но в истории самого знаменитого балетного театра Нью-Йорка его имя всегда будет идти вторым – после Джорджа Баланчина.

В официальном буклете весеннего (1998 года) сезона театра New York City Ballet Роббинс числится в качестве founding choreographers (хореографы-основатели) и занимает вторую строку после мистера Баланчина. Эти две строки – одно из самых замечательных явлений в истории мирового балета. Из достойных исторических прецедентов в памяти только петербургский тандем Петипа & Иванов: один делал "Спящую красавицу", другой – "Щелкунчика". "Лебединое озеро" они поделили. И то потому, что масштаб успеха молодого коллеги не давал Петипа покоя (напомним: в 1894 году Лев Иванов поставил "лебединый акт"; в 1895 году "Лебединое озеро" они закончили вместе). В ХХ веке балеты делить уже не приходилось: их одноактная структура миролюбиво разводила боксеров-тяжеловесов по противоположным углам ринга.
Любопытно даже не то, как пара амбициозных господ – Баланчин и Роббинс – делили одну балетную компанию. Считается, что согласие с существованием "второго балетмейстера" есть проявление особой демократичности Баланчина. Но вряд ли, зная причудливость натуры "мистера Би", его можно заподозрить в вялом и пассивном демократизме. Просто Баланчин настолько адекватно оценивал свой гений и свое историческое место в искусстве, что едва ли сомневался в "побочности" темы коллеги-Роббинса по отношению к собственной – "главной теме" (к тому же сопоставление "главной" и "побочной" тем позволило разработать "симфоническую" структуру репертуара,– а это уже Большая классическая форма и Большой классический театр). Любопытно то, что мистер Роббинс был согласен со статусом "второй строки" и "второй звезды". Но только – в пределах театра на Линкольн-центр-плаза, которая одной стороной выходит на классический Бродвей мюзиклов. Здесь у мистера Роббинса всегда все было о`кей. Здесь первая строка в табели о рангах навсегда останется за ним. Скажите, кто переплюнул West Side Story?
Джером Роббинс умер точно в год пятидесятилетия труппы New York City Ballet, не дожив до запланированного на осень грандиозного юбилейного гала-концерта в State Theater. Теперь, вероятно, дирекции NYCB придется скорректировать программу – в сторону увеличения процента роббинсовских произведений. Что выберут в качестве "абсолютного шедевра" – неизвестно. Если захотят быть экстравагантными – выберут пикантных "Матросов на берегу" (ведь West Side Story – все же прерогатива Бродвея).
Смерть Роббинса респектабельно утяжеляет биографию New York City Ballet. Это уже не просто "театр Баланчина". Он становится театром "богатой истории американского балета" – то есть вполне академической институцией. Так что нью-йоркским просвещенным балетоманам (из тех, что представляют "круг Баланчина") вряд ли прилично будет и впредь строить кислые гримасы при упоминании имени Роббинса и рассказывать старый анекдот об эвакуации публики в антракте перед исполнением какого-либо из его произведений ("казалось, что в театре начался пожар..."). Тарифы на программы All Robbins будут повышены. Его Goldberg Variations уже не будут казаться невыносимо длинными. Некоторые из танцовщиц труппы получат статус "работавших с мистером Роббинсом". Им будут завидовать: ведь они последние, кто успел поработать с хореографом par excellence.
Я уверен, что Парижская опера обязательно объявит в следующем сезоне Soiree de Jerome Robbins (куда непременно войдут элегантные и остроумные "Времена года"), Лондонский Королевский балет покажет "Танцы на вечеринке", а молодые примадонны Мариинского театра бросятся вновь грызть хореографический гранит "В ночи". Они не работали с мистером Роббинсом, но репетировать будут с теми, кто хорошо помнит его деспотический характер и несколько утомительный (для русских артистов) перфекционизм.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика