Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2015-06
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18086
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 05, 2017 12:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015063110
Тема| Балет, Екатеринбургский театр оперы и балета, Премьера, Персоналии, Вихарев Сергей, Вячеслав Самодуров
Автор| ВАРВАРА ВЯЗОВКИНА
Заголовок| ЕКАТЕРИНБУРГСКИЙ СИНДРОМ
Где опубликовано| © «Петербургский театральный журнал» № 4 [82] 2015
Дата публикации| 2015 июнь
Ссылка| http://ptj.spb.ru/archive/82/music-theatre-82/ekaterinburgskij-sindrom/
Аннотация| ПРЕМЬЕРА

П. Л. Гертель. «Тщетная предосторожность». Екатеринбургский театр оперы и балета. Хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова (1885), хореограф-постановщик Сергей Вихарев, художник-постановщик Альона Пикалова

О. Респиги. «Занавес». Екатеринбургский театр оперы и балета. Хореография Вячеслава Самодурова, идея сценографии Вячеслава Самодурова и Энтони Макилуэйна


«Екатеринбургский синдром» — случай на сегодняшний день экстраординарный. Четыре года труппа Екатеринбургского театра оперы и балета, которая еще недавно не рассматривалась в большой пятерке балетных компаний, живет добровольным заложником собственного интенсивного созидания. Не довольствуясь исключительно переносами мировой классики — именно здесь впервые в России появились спектакли Ханса ван Манена и Пола Лайтфута, представляющие нидерландскую линию танца.


Е. Сафонова, М. Александрова. «Занавес». Фото П. Стадник

Четвертый год подряд молодой прогрессивный худрук балета Вячеслав Самодуров, как перпетууммобиле, выпускает собственные премьеры: «Amore buffo», «Вариации Сальери», «Цветоделика», — и за две последние работы дважды, в 2014-м и 2015-м, он получал «Золотые маски» как лучший хореограф. В отличие от своих современников, Алексея Мирошниченко и Кирилла Симонова, Самодуров начал сочинять позднее, оттого и разгон его выглядел ослепительным. У обоих действующих хореографовколлег, возглавляющих труппы в Перми и Петрозаводске, по части новой продукции дела обстоят не столь креативно. Сразу после успешных workshops в Ковент-Гардене и Большом Самодурова на постановку пригласил Михайловский театр, после чего балетмейстер уехал на Урал и возглавил балетную труппу. В следующем сезоне ему предстоит полномасштабная работа с артистами Большого театра; из своего поколения он — первый.

Хореограф времени не терял и в своей последней постановке уже занял прима-балерину Большого. Для Марии Александровой «Занавес» — настоящий дар. Истосковавшаяся по новым работам (по стечению обстоятельств ей пришлось пропустить премьеры последних двух лет и уступить первый состав в недавней постановке), неутомимая Мария, благодаря замыслу Самодурова, смирила свое «эго». Потому что в «Занавесе» ей предназначено не столько играть полноценную роль, сколько стать обрывками процесса сочинения спектакля. Стать воплощением балеринского абриса.

Присутствие Александровой придало балету объем. Опытная балерина с ясным и четким умом попала в хореографию, смысл которой неуловим, и она не только не потерялась, но и нашла себя, свой образ и создала нечто рождающее разные ассоциации. Кажется, что она предстает Орфеем в женском обличье (однажды балерина рискнула исполнить мужскую роль Петрушки в легендарном фокинском балете) и пробирается по тернистому коридору, сплетаемому из рук-плетей кордебалета. Есть здесь и менады, танцовщицы в пачках чернильного цвета, танцующие в дуэтах. Одна из них (Елена Сафонова) вырывается из дуэта, пытаясь соперничать с метафорическим Орфеем, и зависает в зеркальном прыжке лицом к лицу с ним.

«Занавес» открыл в Марии Александровой, прошедшей школу современных постановок, новое качество классической балерины. Она тут такая, какая есть, — личность. Александрова-актриса никогда не боялась выглядеть на сцене естественно. Она бесшабашно поправляет волосы в своей повседневной прическе (уложенной не по-балетному), бледность ее лица, без театрального грима, еще более подчеркнута светом. А кремовая пачка на ней остра, словно грани необработанного камня. Острота во всем — в дробности движений, во вспышках софитов, в раскачивающихся, словно маятник, батманах, в дробном стуке ноги.

После трехактной «Цветоделики» двадцатиминутное хореографическое эссе обнаруживает новую грань в творчестве Самодурова: «Занавес» прочерчен жесткой режиссерской рукой. Здесь проступает иная энергия движения — движения-кадра, схваченного камерой, снимающей будущий балет-триллер.

Зрители сидят как бы на задворках сцены. А в ее глубине установлен декоративный портал, лицом к которому и, соответственно, спиной к зрителю танцовщицы кланяются. Занавес, опускающийся посередине сцены, тем самым оказывается зеркалом двух пространств: сцены и кулис. Занавес как несвобода и как магнит. Когда загораются все прожектора и полностью освещают сцену, занавес становится похожим на пламя, поглощающее артистические судьбы.

Образ зеркала-занавеса, как и другой главный мотив темного закулисья, явились хореографу из музыки Отторино Респиги (Сюита для струнных и органа написана в манере неоромантизма, 1905). Музыкальный выбор у Самодурова всегда оригинален. «Занавес», пожалуй, самый романтичный и самый драматичный его спектакль.

Перенос балета Пола Лайтфута и Соль Леон «Step Lightly» («Осторожной поступью», 1991) и «Занавес» составили вечер под названием «Terra Nova». На новой земле остались четкие следы двух екатеринбургских новинок. А за две недели до современной программы «Terra Nova» театр выпустил премьеру «Тщетной предосторожности», комедийного балета положений про влюбленную крестьянскую пару.

За «Тщетную предосторожность» взялись знатоки high class: балетмейстер-постановщик Сергей Вихарев, признанный мастер реконструкций императорских спектаклей Мариуса Петипа, и Павел Гершензон, автор идеи, координатор проекта, по первой профессии архитектор. Путь реконструкции старинного балета XIX века для Вихарева стал движением судьбы, осознанным выбором выпускника вагановской школы, танцовщика и педагога Мариинского театра. Но «Тщетная предосторожность» не просто дополняет список его постановок в Мариинском и Большом театрах или в Ла Скала, она знаменует новую главу его реставраторской деятельности. Перед петербургской командой не стояло задачи сделать очередную реконструкцию спектакля Императорского театра. Требовался иной ход — и он был счастливо найден в виде балета-амальгамы.

Свежесть реконструкции пропитана дягилевской энергией. Постановщики будто бы примерили на себя роль импресарио, который якобы заинтересовал спектаклем Петипа современного художника, чуждого театральным будням (так Дягилев смело соединял именитых французских колористов 1910— 1920-х годов с начинающими хореографами).

И вот здесь заключена блестящая идея — интеллектуальная конструкция, смелый монтаж стилей, — первоклассно реализованная в Екатеринбурге. В чем и состоит небывалый успех главной балетной премьеры музыкального сезона 2014/15.

Провансальская жизнь в Арле бурлит, словно кричащие краски на полотнах французских постимпрессионистов: впервые действие балета конца XIX века разворачивается на фоне современной ему прекрасно-психотической живописи Винсента Ван Гога. Художника трагического, счастливые годы которого, 1880-е, прошли именно в этом провансальском городке. И, конечно, без знаменитых вангоговских подсолнухов не обошлось — букет из подсолнухов стремится всучить незадачливый жених Никез (Игорь Булыцын) мало интересующей его Лизе (Елена Воробьева), моментально переключаясь на игру в курятнике. Цвета платьев крестьянок, танцующих на фоне желтых снопов, повторяют колорит сине-зеленого сюртука «Автопортрета» художника. Пантомимный персонаж Мишо, отец Никеза, словно сошел с «Портрета доктора Гоше» и так далее.

«Тщетная предосторожность» — этот бенефис сценографа Альоны Пикаловой и художника по костюмам Елены Зайцевой.

Хореография новой редакции «Тщетной предосторожности» включает восстановленные по материалам Гарвардской коллекции фрагменты балета Петипа и Льва Иванова (1885), куда впервые вошла купированная в редакциях XX века картина свадьбы Лизы и Колена на неизвестную музыку Петера Людвига Гертеля (дирижер Андрей Аниханов). В ней волшебно сочетаются в разных пропорциях белочерные тона костюмов танцовщиков и синие трехметровые цветы на заднике («Ирисы» Ван Гога), выглядящие роскошным свадебным букетом.

Четвертая восстановленная картина — открытие спектакля (подобно четвертому акту в «Баядерке», возобновленному Вихаревым). Ее составляет дивертисмент народных французских танцев и танцев классических. После парадного выхода, Бурре, наступает черед Провансаля (бенефис мамаши Марцелины, соло в сабо, — трансформации фарандолы). Затем вступает Галоп — быстрый танец-скачка подруг Лизы в черных чулочках, и впрямь напоминающих галопирующих лошадок. Галоп сменяет саботьер — популярный во Франции танец в тяжелых башмаках с вывертыванием в сторону ног подошвами кверху. И завершает это стильное черно-белое чудо па-де-де главных героев (вариация Лизы сохранилась и узнаваема по исполнению на балетных конкурсах).

Мнимая простота большого балета с незатейливым сюжетом на самом деле достаточно трудна для главных исполнителей. Традиционно мужскую партию мамаши Марцелины блестяще исполнил возрастной танцовщик Виктор Механошин, без комикования и ужимок. Он, превосходный комедийный актер с безупречным чувством стиля, — лидер спектакля, такого еще поискать. Как и остренькая, бойкая инженю Елена Воробьева — фаворитка «Тщетной предосторожности» (в прошлом сезоне удостоенная «Золотой маски» за балет «Вариации Сальери»).

Необычность и новизна екатеринбургской постановки в двойной оптике: школа в школе, декорации в декорациях, маска на маске. Этот эффект раскрывается сразу. Ведь прологом к «Тщетной предосторожности» выступила «Консерватория», одноактовка, идущая в театре второй сезон. Романтический балетмейстер Август Бурнонвиль запечатлел школьный урок, позднее воспетый Дега. Декорации школьного театра, в котором и проходит ежедневный класс «Консерватории», служат основой для постановки школьного спектакля силами учеников — будущих артистов. На глазах у зрителя строятся выгородки к готовящемуся спектаклю, на сцене возникают вешалки с костюмами из «Тщетной предосторожности». Графический занавес с пейзажем Ван Гога опускается — и спустя несколько минут, остроумно заполненных скрипичным антрактом, игрой бродячей музыкантши, начинается fashion-балет.

В полномасштабном трехактном спектакле как будто нарочно обнажен прием игры в традиционные балетные образы. Веретено в руках Лизы заставило вспомнить об Авроре, сама Лиза на миг напомнила Коппелию, а ее жених Никез — Гамаша из «Дон Кихота». Мужской танец саботьер ритмическими фигурами перекликался с танцем фарандола из «Спящей красавицы», в линиях Крестьянского вальса прочитывалось построение виллис из «Жизели», а финальная поза на мгновение цитировала ансамбль «Шопенианы».

Подобная игра на этом не закончилась, и артисты неожиданно дружно запели песенку, написанную композитором Николаем Денисовым по мотивам старинной мелодии. Слова из нее «Сквозь ненастье добьемся счастья, / В мире нет худа без добра!» звучали постскриптумом к счастливому концу. И здесь стало понятно, что от начала до конца спектакль был одним радужным сном. Екатеринбургская «Тщетная предосторожность» и есть солнечный сон старинного балета.


А. Меркушев (Колен), Е. Воробьева (Лиза). «Тщетная предосторожность». Фото Е. Леховой

Интересно, что лейтмотивом сна пронизан фильм, снятый пожилым Акирой Куросавой («Сны», 1991): герой одного из снов — «Вороны» — попадает в картину Ван Гога и встречается там с самим автором. Ощущение присутствия экспансивного художника, стоящего за кулисами и готового выскочить на сцену, чтобы усилить, к примеру, краски на занавесе второго акта, воспроизводящего, как и в фильме, картину «Пшеничное поле с воронами», не покидает сегодняшнего зрителя «Тщетной предосторожности». Балета, овеянного личностью Винсента Ван Гога — не театрального, но, может быть, самого пластичного художника, имя которого с нидерландского языка переводится как «победитель».
================================================

Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18086
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 12, 2017 7:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015063111
Тема| Балет, Театр балета Бориса Эйфмана, Премьера, Персоналии, Мария Абашова, Олег Габышев, Олег Марков
Автор| Alina Keish
Заголовок| «Анна Каренина» Бориса Эйфмана
Где опубликовано| © Geometria
Дата публикации| 2015-06-22
Ссылка| http://geometria.ru/blogs/culture/84448
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Театр балета Бориса Эйфмана завершил свой 38-й сезон спектаклем «Анна Каренина». Заключительное выступление артистов прошло 19 июня на сцене Александринского театра.
Редакции Geometria удалось поговорить с исполнителями главных ролей в этой постановке: Марией Абашовой (Анна), Олегом Габышевым (Вронский) и Олегом Марковым (Каренин).





Недавно Санкт-Петербургский государственный академический театр балета Бориса Эйфмана вернулся с двухмесячных гастролей по Северной Америке и Канаде. Театр отправился в тур с тремя спектаклями: "Роден" и "Up & Down" показывали в США, а "Анну Каренину" впервые привезли в Канаду. Все постановки прошли с огромным успехом, о чем свидетельствуют восторженные отзывы зрителей в социальных сетях и публикации американских журналистов в СМИ.

Особое внимание критиков было приковано к новой работе Эйфмана "Up & Down" – балету по роману Ф.С.Фицджеральда "Ночь нежна". Действие спектакля разворачивается в искрометную Эпоху Джаза, полную сумасбродности, чувственности и веселья. Как и другие работы хореографа, "Up & Down", несмотря на внешнюю легкость и фееричность, еще раз дал повод назвать творчество Эйфмана не только танцевальным, но и психологическим искусством.

Театр балета Бориса Эйфмана известен во всем мире как театр психологический, а самого хореографа уже много лет величают философом и психоаналитиком. Одно из подтверждений тому – балет "Анна Каренина". В нем Эйфман сосредоточил внимание не на сюжете, а на внутреннем мире героев. В спектакле оставлены лишь три главных персонажа из романа Л.Н. Толстого – Анна, Вронский и Каренин. Конфликт в их любовном треугольнике обретает полную силу под влиянием светского общества в исполнении кордебалета.

Редакция Geometria застала артистов в гримерных перед началом спектакля в Александринском театре и попросила их рассказать об "Анне Карениной", североамериканских гастролях и работе в Театре Бориса Эйфмана.


Мария Абашова



Что нового внес Борис Эйфман в балет "Анна Каренина" по сравнению с романом Толстого?

Читая роман, мы постоянно думаем, что же случится дальше, нас интересует развитие событий, а Эйфман сосредоточен на психологии героя. Он сделал акцент на исследовании чувственной зависимости Анны от возлюбленного, а также обратил внимание на ее пристрастие к опиуму.

Роль Анны Карениной тяжела психологически или физически?

И психологически, и физически. С точки зрения физических нагрузок исполнение этого спектакля относится к разряду практически невыполнимых миссий и требует самой серьезной подготовки. В балете моей героине нужно пройти все стадии личностной катастрофы: от счастливой семейной жизни до суицида. При этом, практически не покидая сцену на протяжении всего спектакля и очень быстро меняя костюмы (которых в "Анне Карениной" у меня 12), ты должна исполнять свою партию легко – так, чтобы публика не заметила, как тебя оставляют силы.

Можно ли при таком максимальном вхождении в роль избежать эмоционального перенапряжения?

Нет, его не избежать в нашем театре. Для того, чтобы станцевать такой спектакль, приходится выкладываться по полной даже на репетициях.

Недавно триумфально завершились гастроли Театра Бориса Эйфмана по северной Америке и Канаде. Как вы считаете, в чем причина такой популярности русского балета во всем мире?

Очень много говорят о славянской открытости, эмоциональности, и действительно, российские артисты более страстные, нежели западные. У нас танцовщики всегда работают с душой, и ты непременно понимаешь, какую именно мысль или чувство они стремятся передать. К тому же наши ребята невероятно трудолюбивые. Если выкладываются, то полностью. У нас очень сильные педагоги, богатые балетные традиции, прекрасные школы с неизменно высоким вступительным конкурсом. Все это – причины успешности отечественного балета.

Что нового вы открыли и продолжаете открывать в себе, танцуя в труппе под руководством Эйфмана?

Я пришла сюда прямо из балетной школы, и именно в труппе Бориса Яковлевича я открыла и развила в себе все то, что у меня сейчас есть как у артистки. Очень благодарна нашему театру, потому что ни в каком другом коллективе я не станцевала бы столько удивительных партий. Ты влюбляешься, сходишь с ума, гибнешь – и все это за один спектакль.


Олег Габышев



Во время североамериканских гастролей вам удалось почувствовать разницу между американской и российской публикой? Насколько она велика разница?

Американская публика давно знакома с творчеством Эйфмана. Театр уже в четырнадцатый раз посещает эту страну, и у нас есть поклонники, которые всегда приходят на спектакли. Причем среди них не только русскоязычная аудитория, но и больше количество американцев. Зрители смотрят наши балеты очень внимательно. Такое ощущение, что следят за каждым твоим движением. Мы посетили 9 крупных городов Канады и США, и везде театру сопутствовал успех. Это очень вдохновляет. В Петербурге публика намного требовательнее, потому что знает наш репертуар и возможности труппы от и до. Здесь лично мне выступать сложнее. Перед петербургскими зрителями – среди которых много моих знакомых и друзей – нельзя оплошать. Поэтому все время стремишься поднять и без того высокую планку.

Мы уже спрашивали у Марии о причинах популярности русского балета. Было бы интересно услышать и ваше мнение по этому поводу.

Да, русский балет очень ценится во всем мире. И мне нравится, что сейчас это касается не только классического, но и современного искусства танца. В чем секрет, в частности, успеха нашей труппы? Артисты работают с полной эмоциональной отдачей и, не забывая о классической технике (которая у нас безусловно является базой), чтя традиции прошлого, стремится открыть что-то новое.

А в других странах нет такого сочетания традиций?

У них свои традиции и направления. Европейский балетный театр мне кажется чересчур абстрактным и излишне замысловатым. В российском балете на первое место ставятся эмоции. В нем ярко выражено драматическое начало. Люди не только получают эстетическое удовольствие, но и сопереживают тому, что происходит на сцене. Это относится, конечно же, и к нашему театру.

Чем Вронский в спектакле Бориса Эйфмана отличается от Вронского в романе Толстого?
Сочиняя балет по мотивам литературного произведения, хореограф сосредотачивается на тех аспектах первоисточника, которые являются для него наиболее значимыми. Подчеркиваемые в спектакле отдельные стороны характеров героев могут и не быть подробно прописаны в романе. Вронский в балете изображается на контрасте, как противоположность Каренину. Это такой пылкий, страстный, влюбленный жеребец; он готов нырнуть с головой в новые чувства и отношения...

В чем актуальность "Анны Карениной" на сегодняшний день?

Во все времена люди переживают любовные драмы и сталкиваются с дилеммами. Хотя, конечно, ответы на поднятые в романе вопросы сейчас несколько иные, нежели в эпоху Толстого, поскольку изменилось само общество. Отношения стали более свободными, уменьшилось количество табу. В нашем балете очень ярко показано, как общество уничтожает героиню. Кордебалет, изображающий высший свет, – один из главных персонажей спектакля. Общество, осуждающее и отвергающее Анну, превращаются в спектакле в поезд, под колеса которого бросается героиня.

Вы довольно часто играете исторических и литературных персонажей. Какого еще героя вам хотелось бы исполнить на сцене?

Наверное, хотелось бы станцевать какого-нибудь бунтаря. Может быть, Разина. Такой образ меня очень привлекает.


Олег Марков



Ваш герой, Каренин, персонаж довольно неоднозначный. Как вы сами можете его охарактеризовать?

Это трагический персонаж, полный любви и при этом нелюбимый . Многие, когда читают роман, видят лишь холодность и расчетливость Каренина. Я воспринимаю его совершенно иначе. Он искренне любил жену и до последнего хотел сохранить семью.

А о самой Анне вы что можете сказать? Вы скорее склонны ее осудить или пожалеть?

Я считаю, что Толстой написал книгу о проблеме выбора. Если человек не способен определиться со своим решением, то не исключено, что он повторит трагическую судьбу Анны. Конечно, ее жалко, поскольку в такой сложной ситуации может оказаться каждый.

В вашем театре артистам приходится полностью погружаться в свою роль, проявлять полную эмоциональную отдачу. Это как-то влияет на вас вне стен театра?

Балет – это наша жизнь, и все, что мы делаем в театре, влияет на нас. Разумеется, если ты танцуешь партию любовника, то вовсе не должен после спектакля бежать к любовнице. И под колеса поезда бросаться необязательно. Однако, готовясь к роли, ты обязан собрать как можно больше информации, погрузиться в новый материал. У нас есть спектакль "Чайковский". Чтобы понять, что мы хотим донести до зрителя, мне пришлось изучить дневники композитора, серьезно поработать в библиотеке. Все материалы о Чайковском, которые можно было найти, я попытался впитать в себя. Чем глубже ты погружаешься в мир своего персонажа, тем ярче получается сценический образ. Я не сторонник натурализма в театре, не люблю, когда, грубо говоря, у артиста, играющего сумасшедшего, изо рта идет пена. Нужно уметь передать свое душевное состояние с помощью более тонкого инструментария, так, чтобы зритель действительно поверил в болезнь.

Вы работаете у Эйфмана с 1998 года. Можете ли вы сказать, что за это время изменилось в театре, проанализировать его эволюцию.

В Петербурге появилась Академия танца Бориса Эйфмана, которая будет выпускать танцовщиков новой эпохи. А в скором времени, надеюсь, построят и Дворец танца, где сможет жить и выступать наша труппа. Когда я пришел в театр, то Дворец существовал лишь в мечтах. Сейчас же есть утвержденный проект, летом должны начать строительство. Самое главное, конечно, то, что меняется наш хореографический стиль. Зритель в какой-то степени влияет на эту эволюцию, поскольку хочет видеть новый темп и новую пластику. Эйфман постоянно следит за всеми трендами, и у него это прекрасно получается. Не могу сказать, что я рад всем предлагаемым изменениям. Мне очень нравится тот стиль, который Борис Яковлевич создал в спектаклях "Красная Жизель", "Чайковский", "По ту сторону греха". Он часто обновляет спектакли, стремится усовершенствовать их, но, лично на мой взгляд, какие-то отдельные элементы можно и не менять.

Расскажите о ваших гастролях по Северной Америке? Что вы можете сказать о реакции американских зрителей на ваше творчество?

Мы всегда приезжаем в Штаты максимально подготовленными. Все знают, что американский зритель избалован как яркими бродвейскими шоу, так и современными балетными спектаклями. Поэтому мы не можем позволить себе привезти в Нью-Йорк или Лос-Анджелес нечто неубедительное. Американская публика – очень искушенная. Они часто сравнивают по эффектности наши постановки и представления, которые видели на Бродвее или в Лас-Вегасе. Наша публика тоже очень хорошо разбирается в балете, но она холодна до последнего момента. К концу спектакля нам удается растопить сердце российского зрителя, а в Америке это происходит чуть раньше.



Театр ненадолго прощается со своим зрителем. Уже в конце июля труппа Бориса Эйфмана откроет новый сезон гастролями в Израиле, в конце августа выступит перед петербуржцами, а в сентябре даст спектакли в Москве.

Фото: Денис Денисов
------------------------------------------------------
Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18086
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 21, 2017 11:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015063112
Тема| Балет, Театр балета Бориса Эйфмана, Премьера, Персоналии, Любовь Андреева, Олег Габышев
Автор| Беседовал Алексей Петров
Заголовок| Любовь Андреева и Олег Габышев: «На балете люди забывают о разногласиях. Остается только творчество»
Где опубликовано| © арт-журнал «Около»
Дата публикации| 2015-06-17
Ссылка| https://okolo.me/2015/06/lyubov-andreeva-i-oleg-gabyshev-na-balete-lyudi-zabyvayut-o-raznoglasiyax-ostaetsya-tolko-tvorchestvo/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Двухмесячные гастроли Санкт-Петербургского государственного академического театра балета Бориса Эйфмана в Канаде и Америке со спектаклями «Анна Каренина», «Роден» и премьерой нынешнего года «Up & Down» триумфально завершились. За несколько дней до окончания тура солисты коллектива Любовь Андреева и Олег Габышев рассказали журналу «Около» о своих разноплановых ролях, мультинациональной труппе театра и выступлениях в США.


«Анна Каренина»
Фото: Хана Кудряшова


Как вы попали в театр Бориса Эйфмана?

Любовь:
Совершенно случайно. Четыре года назад я танцевала в труппе Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Мне уже предложили работу в Литовском национальном театре оперы и балета, но однажды после спектакля ко мне подошла женщина, дала диск с записями балетов Бориса Яковлевича и сказала: «Посмотрите. Если Вам понравится, то позвоните мне».

Олег: Завербовали. (Смеётся)

Л.:
Я посмотрела. Мне стало любопытно, я приехала в Петербург на просмотр. И осталась здесь жить и работать.

О.: Я закончил Новосибирское хореографическое училище. Год работал в Новосибирском театре оперы и балета, но потом его закрыли на реконструкцию. Мы выступали на маленьких площадках. Я чувствовал, что хочу чего-то большего. Однажды я увидел спектакль «Русский Гамлет». Это был совершенно иной стиль, новая хореография. И я решил попробовать себя в подобном направлении балетного искусства. Некоторое время спустя по своей инициативе приехал в Петербург — меня никто не вербовал (смеётся). Дозвонился до руководства театра Эйфмана, и после просмотра меня взяли в труппу.

А как происходит распределение ролей в спектаклях? На каком этапе работы?

Л.:
Мне кажется, задумывая новый спектакль и выстраивая линии героев, Борис Яковлевич видит каждого из своих артистов в определённой роли.

О.: Это долгий и непредсказуемый процесс. Хореограф может видеть тебя в одной роли, а потом кардинально все поменять.

То есть бывают ситуации, когда происходят какие-то замены?

Л.:
Бывают, конечно. Со мной такая ситуация произошла сразу после прихода в труппу. К тому моменту уже был готов первый акт «Родена», и буквально за месяц до премьеры, когда шла работа над вторым актом, меня перевели в первый состав — в пару к Олегу. Борис Яковлевич решил, что премьеру буду танцевать я.

О.: У меня так было с «Евгением Онегиным». Изначально я должен был танцевать Ленского. Но в процессе репетиций Борис Яковлевич решил, что мне больше подойдёт партия Онегина, и я стал готовить ее.


«Роден»
Фото: Майкл Кури


А какая роль вам далась сложнее всего?

Л.:
Есть роли физически сложные, а есть — сложные артистически. Если отталкиваться от первого критерия, то назову партию Камиллы в «Родене». Драматически же наиболее сложна роль Грушеньки в спектакле «По ту сторону греха» по «Братьям Карамазовым». Эта партия далась крайне непросто, потому что натура героини во многом мне противоположна, и переступать через собственное «Я» было тяжело.

О.: Не могу ответить на этот вопрос, поскольку все роли очень разные. Бывает, нужно показать негативные черты характера, и сделать это максимально реалистично, без всякой фальши и наигранности. А когда речь заходит об эгоизме, ревности, неистовстве — о том, что мне не свойственно, — то желаемого результата добиться сложно. Кстати, поначалу роль Онегина мне давалась непросто. Это «лишний» человек, уставший от жизни. Подобный типаж мне не близок. Уже потом я понял: эта партия меня даже немного изменила. Что, пожалуй, естественно: когда артист погружается в работу над ролью, а затем регулярно ее исполняет, то неизбежно меняется сам.

Но, действительно, есть и другая сторона — физическая. Наиболее сложной для меня в данном плане сегодня является партия Дмитрия Карамазова в спектакле «По ту сторону греха». Соединяя танец и изображение неукротимых страстей, определяющих этот образ, ты тратишь вдвое больше энергии.


«По ту сторону греха»
Фото: Майкл Кури


На данный момент вы представляете на гастролях премьеру спектакль «Up&Down». Расскажите подробнее об идее спектакля.

О.:
Мне кажется, он несет много идей, но главная из них — губительность предательства человеком своего призвания. С другой стороны, это история о том, что в мире всё зыбко. Очень легко упасть на самое дно, потерять лицо. А чтобы сохранить самого себя, нужно прилагать немалые усилия, и в первую очередь — духовные. Балет получился насыщенный и событийно и эмоционально. В нем есть интересная детективная история, драматические переживания, а также комедийные, легкие вставки. Он выстроен на контрастах, поэтому и называется «Up&Down».

Вы танцуете Дика Дайвера и Николь Уоррен в этом произведении. Какие они — ваши герои?

Л.:
У меня очень сложная роль. Необходимо за два часа спектакля показать постепенное исцеление Николь и трансформацию ее образа. Конечно, драматически это интересная задача: героиня из беззащитной полубезумной девушки становится сильной и уверенной в себе светской дамой. Она бросает мужа, который некогда был для нее спасителем и опорой, а теперь стремительно падает вниз. Это страшный и сложный поступок — переступить через себя, через свою любовь, чтобы начать жизнь заново и, полностью порвав с прошлым, позабыть о болезни, от которой Дик Дайвер её вылечил.

О.: Я также должен изобразить метаморфозы, происходящие с моими героем. В начале это педантичный врач, живущий своей работой. Затем — влюблённый молодой мужчина. Самое сложное — показать падение героя, начинающееся тогда, когда он разочаровывается в себе самом, в своих чувствах, в жизни. Дайвер деградирует, разрушает себя и в итоге сходит с ума. Роль заставляет тебя ощутить всю тяжесть такой личностной катастрофы. К концу спектакля ты буквально шатаешься от усталости и даже чувствуешь близость легкого помешательства. Это тяжело психологически. И поскольку изображение безумия оставляет не самый светлый эмоциональный отпечаток, Борис Яковлевич решил добавить в финальную часть спектакля «Up & Down» сцену веселой джазовой вечеринки.

Л.: В новом балете все драмы происходят на фоне красочного Века Джаза, поэтому зритель не чувствует себя подавленным. После этой истории люди не уходят с тяжелым сердцем.


«Up & Down»
Фото: Майкл Кури


Борис Яковлевич в одном из интервью сказал: «Я не думаю, что есть прямые параллели между тем периодом жизни Америки и сегодняшним днем». А что вы думаете по этому поводу?

О.:
Мне кажется, всегда можно найти точки соприкосновения между различными эпохами. Существуют универсальные темы, во все времена волновавшие как художников, так и обычных людей. Трагедия человеческой личности, разрушенная любовь — из их числа.

Л.: Зритель непременно найдет в спектакле частицу себя и своей жизни, потому что и любовь, и утраты знакомы каждому. А если ты узнаешь в герое себя, то начинаешь особенно остро сопереживать ему.

Остаётся ли ваше искусство вне политической ситуации?

Л.:
Наше искусство всегда вне политической ситуации. Мы сближаем людей. Достаточно посмотреть, кто танцует у нас в театре: я из Беларуси, есть ребята из России, Украины, Польши. Это самая дружная труппа в мире.

Насколько сильно гастрольный режим отличается от репетиционного?

Л.:
Если честно, то на гастролях нам легче. Когда ты находишься в туре, то живешь по графику «репетиция – урок – репетиция – выступление». Остальное время восстанавливаешься, настраиваешься на спектакль, даже выходные есть. (Смеётся) Дома к этому добавляются постановочные репетиции и вечерние спектакли, поэтому там, конечно, тяжелее.

О.: Во время гастролей ты можешь увидеть много нового и интересного. Например, Америка — очень разнообразная страна. Это касается всего, будь то архитектура или психология людей. Если сравнить нью-йоркскую публику и вашингтонскую, то может сложиться ощущение, что перед тобой люди из разных государств. Но все они очень любят искусство, и это мне не может не нравиться. Говорю не только о балете. Живопись, музыка, театр — американцы всё стремятся осмыслить и прочувствовать. Недаром многие современные художественные направления зарождаются именно в США. Наверное, потому, что жители этой страны всегда открыты для чего-то нового. У меня здесь много друзей и знакомых, и каждый хочет поделиться своим миром, показать, как он живёт. Америка подарила нам множество ярких эмоций и впечатлений. И мне кажется, что на балете люди забывают о разногласиях. Все непонимание уходит. Остаётся только творчество.

Какие у вас планы по возвращению в Россию?

О.:
В первую очередь хорошо провести отпуск! (Смеётся)

Л.: Мы вернемся в Петербург и закроем сезон спектаклем «Анна Каренина», который состоится 19 июня на сцене Александринского театра. Затем начнется долгожданный отпуск. Будем отдыхать и набираться сил. Правда, мне еще предстоит сдать госэкзамены (Любовь учится в Белорусской государственной академии музыки по специальности «хореограф-балетмейстер», курс Валентина Елизарьева – прим.Авт.)…

О.: А меня пригласили танцевать в Минске на замечательном фестивале «Балетное лето в Большом». Уже второй раз поеду туда и покажу новую программу, свои свежие хореографические зарисовки. Кроме того, 6 июля мы танцуем в Сочи. Это концерты, не спектакли, но и такие выступления приносят мне удовольствие. Так что лето будет балетным, и соскучиться не удастся. Ждите нас, мы скоро вернёмся!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18086
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 05, 2018 7:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015063113
Тема| Балет, , Персоналии, КАТЕРИНА ХАНЮКОВА
Автор| Анастасия Герасимова
Заголовок| КАТЕРИНА ХАНЮКОВА: «РОЛЬ В БАЛЕТЕ − СЛИШКОМ МЕЛКАЯ ЦЕЛЬ ДЛЯ БОРЬБЫ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ»
Где опубликовано| © Cultprostir
Дата публикации| 2015-06-23
Ссылка| https://cultprostir.ua/ru/post/ukrainskaya-balerina-pokoryaet-evropu
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Cultprostir расспросил молодую, талантливую и целеустремленную танцовщицу, покорившую даже суровых лондонских критиков, как оно − быть балериной в XXI веке.



С чего начались ваши личные отношения с балетом? Откуда эта преданность и любовь?

Мои личные отношения с балетом начались со случайности. Я была гиперактивным ребенком, и чтобы моя неуёмная энергия не ушла в деструктивное русло, няня отдала меня на танцы. Любовь осознанная пришла позже. Лет в 13-14. Преданность так же. Преданность − это выбор – ежедневный, осознанный, вопреки любым отговоркам и обстоятельствам. Как и в человеческих отношениях.

Вы часто выступаете за рубежом. Как в контексте последних социально-политических событий люди реагируют на тот факт, что вы из Украины?

Это очень интересная сторона моей профессии − знакомство с огромным количеством людей со всего мира. Реагируют в основном очень искренне, что для меня всегда очень приятно. Пытаются узнать у меня, что происходит в стране сейчас, и мое мнение относительно происходящего. Все выражают слова поддержки в адрес Украины, и это тоже очень приятно. На моем пути ни разу не встретилось ни одного человека, который сомневался бы в правоте позиции моей страны.

Сколько стоит стать и быть балериной?

Если вы хотите узнать цену, то, пожалуй, она слишком дорога для тех, кто хотя бы немного не уверен в выборе этой профессии. Цена − время. Оно полностью будет посвящено профессии. Вся жизнь скоординируется вокруг балета. Хотя вообще, это вопрос интересный... Каждый ведь сам выбирает цену, которую готов заплатить. Я, например, заплатила всем своим жизненным временем и до сих пор плачу. Есть много простых вещей, которых у меня не было (я не умею кататься на велосипеде, на коньках, на лыжах, у меня не было друзей во дворе и т. д.), потому что был балет. Но есть, допустим, та цена, которая и для меня слишком дорога. Даже ради балета я не готова наступить себе на горло. Я не готова переступить через себя, через свои собственные принципы. И никогда не буду готова.

На какие компромиссы в творчестве вы не сможете пойти никогда?

Я не готова сделать то, за что мне может быть стыдно перед родителями. У меня такая мерка.

За какие роли, в каких постановках борются современные балерины?

Есть очень много хороших достойных партий для балерин, роль мечты, конечно, у каждого своя. Но, собственно, борьба может и должна заключаться лишь в усиленной работе в зале и в основном это должна быть борьба с самой собой, со своими ошибками, ленью. Это все. Бороться с другими следует за свои права, права других людей, животных, принципы, идеалы. А роль в балете − слишком мелкая цель для борьбы между людьми в прямом понимании этого слова, как по мне.

Являются ли в наше время непреклонными стандарты классического балета? Насколько часто и интенсивно в них проникают тенденции современного танца?

Есть определенные стандарты, есть спектакли, которые существовали 100 лет назад, существуют и будут существовать. Такие как «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Дон Кихот». Но мы живем в 21 веке, и искусство всегда было отражением времени в определенном смысле, потому есть потрясающие современные постановки, невероятно талантливые труппы, безумно интересные современные версии всем известных классических спектаклей, как, например, «Лебединое озеро» Мэтью Бурна. Я счастлива, что живу именно в это время и могу видеть это все.

Помогают ли балеринам современные технологии в смысле профессиональной подготовки? Что чаще всего вы спрашиваете у Гугла?

Помогают, наверное, но я в этих технологиях полный профан. У меня сложные отношения с техникой. Но как пользоваться Гуглом я, конечно, знаю. Последнее, что я у него спрашивала, − это рецензии на книгу «Антихрупкость» Нассима Талеба. Прочла рецензии. Прочла книгу. Очень рекомендую.

В 21 веке изменилась ли продолжительность творческой жизни балерин?

Сейчас балерины выходят на пенсию после 40 в основном. Но это очень личный момент, который напрямую зависит от твоего здоровья, особенностей тела, накопленных травм. Кто-то может уйти раньше, кто-то позже. Знаю, в 25 рано говорить о пенсии, но я всегда говорила себе, что буду танцевать не дольше 37-38. Я не знаю, какими будут мои возможности в этом возрасте, но не хочу, чтобы мне когда-либо делали скидку на возраст. И кроме того, я знаю, что перестав танцевать, мое время освободится для других дел, а в мире столько всего, в чем я хочу преуспеть.

Каков ваш главный смысловой, эмоциональный посыл, что бы вам больше всего хотелось донести танцем?

В каждой роли эмоциональный посыл разный, но мне бы хотелось, чтобы, придя на спектакль, зритель пережил вместе со мной эти эмоции. Будь это бесконечная всепрощающая любовь, как в «Жизели», или безудержная страсть, как в «Кармен». Ведь это то, зачем люди идут в театр.
===================================

Все фото - по ссылке
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18086
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Май 08, 2018 12:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2015063114
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Денис Медведев
Автор| Елена Чапленко
Заголовок| Классик русского балета Денис Медведев
Где опубликовано| © "Мир и Личность" №5
Дата публикации| 2015-06-11
Ссылка| "Мир и Личность"
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Высочайший технический потенциал, пластичность, актёрское мастерство и прочие качества, присущие лишь поистине талантливым танцовщикам классического театрального жанра – балета, – являются неотъемлемой составляющей творческой деятельности Дениса Медведева.



Созданные им образы покорили зрителя не только на российских подмостках, но и во всемирно известных театрах, таких как Королевский театр Ковент-Гарден и Колизеум, театр Пьера Кардена, Линкольн-центр и Альберт-холл. В репертуаре Дениса Медведева – роли, которые мечтали бы исполнить многие танцовщики балетного мира – Нижинский, Казанова, Тибальд, Золотой Божок – и это далеко не все партии, блестяще исполненные артистом. Трудно себе представить, что в старших классах хореографического училища один из педагогов грозился отчислить юное дарование.

- Предвзято относился, всё время называл на «Вы» и по фамилии, - рассказывает Денис. - До трёх раз вставал вопрос о моём отчислении. Но потом я попал к Корогодскому, и, благодаря этому замечательному педагогу, мне удалось вернуть всё то, что было потеряно: технику, образность, веру в себя.

Примечательно, что, впоследствии, тот самый педагог подходил к Денису, говорил, что был не прав, ошибался.

В 1994 году Медведев оканчивает Московское хореографическое училище по классу Корогодского, и в том же году танцовщика принимают в труппу Государственного Академического Большого театра. На самом первом конкурсе в своей жизни, который проходит в городе Перми, Денис Медведев сразу же завоёвывает бронзовую награду. Далее, Медведев становится обладателем премии гран-при на Международном конкурсе в Люксембурге.

- Для меня главное – драматически сложное актёрское исполнение, сюжет, смысл, а не просто набор отдельных движений. Не люблю спорта на сцене. Танец всегда должен быть о чём-то, нести в себе смысл, переживания.

Наиболее сложными Денис Медведев считает роли Нижинского и Казановы.

- И физически, и морально устаёшь, - признаётся артист.

Денис Медведев – один из немногих танцовщиков, которому удалось воплотить на сцене образ великого Вацлава Нижинского. Балет «Нижинский» на музыку Сергея Рахманинова был поставлен в 2000 году ведущим хореографом современности Михаилом Лавровским.

О своём герое Нижинском артист говорит с лёгкой грустью:

- Нижинский был очень одарённым человеком, индивидуальностью, открытием в мире искусства; человеком, многое перенесшим… Для меня было достаточно сложно воплотить этого персонажа на сцене. Нижинский страдал психическим расстройством – вживаться в такой образ само по себе тяжело. Спектакль начинается со сцены в психиатрической больнице, - напоминает Денис, - Нижинский – он словно не помнит себя, не помнит, что он – великий танцовщик; врачи издеваются над больным. Они показывают Нижинскому его же собственные фотографии и плакаты с балетов, а когда к больному начинает возвращаться память, и он приближается к фотографиям, чтобы разглядеть, врачи тут же их рвут. И у Нижинского опять вспышка и состояние болезни.

Как известно, Вацлав Нижинский обладал необычайно красивым и техничным прыжком. Его прыжок часто называли «мистическим», и это не удивительно, ведь танцовщик буквально зависал над сценой. Из воспоминаний современников: «Расстояние от авансцены до задника (задний фоновый занавес) Вацлав покрывал одним прыжком; он мог «взлететь» выше своего роста и в полёте исполнить порядка десяти вращений». Многие хореографы отмечают схожесть танца Дениса Медведева и Нижинского именно в плане прыжковой техники.

Премьерные показы балета «Нижинский» в Париже имели оглушительный успех. Постановку труппа Большого театра привезла на международный фестиваль, организованный парижским театром знаменитого кутюрье Пьера Кардена, в рамках благотворительной акции.

В главной партии–Денис Медведев. Взыскательная парижская публика по достоинству оценила его выступление, как и других выдающихся артистов труппы, которые по окончании спектакля были приглашены на торжественный ужин самим Пьером Карденом.

- Нас вызывали на овации более десяти раз, - вспоминает Денис Медведев, - но мы этого заслужили. Это был большой успех, большое и весомое событие.

Следует добавить, что балет «Нижинский» получил огромное количество положительных рецензий не только во Франции, но и в других странах мира.

В настоящее время Денис Медведев является чуть ли не единственным танцовщиком в театре, совмещающим выступления на сцене с ведением класса в хореографическом училище. Будучи профессиональным педагогом – репетитором, Денис вырабатывает свой собственный, особый подход к каждому ученику.

- Прежде всего, ребята должны чувствовать опору педагога. Я стараюсь своих учеников воспитывать так, как воспитывали меня, то есть всегда работать на 100%. Не терплю халтуры!

Педагогами Дениса Медведева являются уже ранее упомянутый Михаил Лавровский и Валерий Лагунов.

- Валерий Степанович Лагунов, можно сказать, заменил мне отца. Сейчас в театре он работает только со мной. На протяжении двадцати лет мы вместе готовим все мои классические партии. Валерий Степанович умеет очень хорошо показывать то, что нужно сделать, при этом учитывая возможности ученика. И всегда добавляет какую-то изюминку.

Денис Медведев работает со многими российскими, а также зарубежными постановщиками и убеждён в том, что немаловажным аспектом их деятельности является умение раскрыть артиста.

- Огромное счастье, если удаётся раскрыть артиста до конца!

Любопытно, что в свободное время Денис Медведев с увлечением занимается восточными единоборствами.

- Восточные единоборства – это совершенно другое искусство! Смесь рукопашного боя, техники боя с ножом или каким-то другим предметом. Здесь вырабатывается реагирование в любых ситуациях. И весовая категория неважна, так как никогда не знаешь, кто тебе встретится на улице. Если вечером предстоит спектакль, предупреждаю об этом тренера, а он уже в шутку объявляет всей группе: «Бережём Дениса! У него сегодня выступление»!

Возвращаясь к теме балета, невозможно не поинтересоваться, что значит балет для самого Дениса Медведева, и как он оценивает выбранную им профессию.

- Театр и, в частности, балет, – поясняет Денис, – один из сложнейших видов искусства, где нужно уметь выстоять, где нужно бороться, преодолевая всевозможные интриги, пробираясь сквозь огонь, медные трубы и подводные течения. Балет – это каторга в цветах. Но это и безумно красивая профессия…

Интервью с заслуженным артистом России

Денисом Медведевым провела

главный редактор издания "Мир и Личность"

Елена Чапленко



Фото - из личного архива танцовщика
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Страница 8 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика