Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Разговор о Баланчине
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 7:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Михаил Нечаев писал(а):
О критериях. Не вижу ничего абсурдного, плохого, нелепого, антиконструктивного....если в ходе дискуссии, для просвещения форумчан "насмотренные", в части балетов Баланчина, зрители вербализуют свои представления о его стиле, а профессионалы приведут выдержки из балетоведческих изысканий. Кстати это может помочь в развитии своего творчества даже Кристине Шапран.
Уважаемый Михаил Нечаев, и все интересующиеся Баланчиным,
впечатления от его балетов насмотренных зрителей рассыпаны по форуму в откликах на спектакли Большого и Мариинского театров, Пермского театра и NYCB. Пересказывать же толстые балетоведческие книги нет смысла, лучше их полистать самому. Я полагаю, краткий список литературы может оказаться полезным.

Очень хороша книга Нэнси Рейнольдс (Nancy Reynolds. Repertory in Review. 40 years of the New York City Ballet. The Dial Press, NY, 1977). Здесь коротко рассказано о многих балетах из репертуара NYCB, основу которого составляли балеты Баланчина и Роббинса. Единственный недостаток - она заканчивается на времени, отстоящем от нас почти на 40 лет.

Существуют автобиографии артистов Баланчина, где много рассказано о работе с мистером Би - в первую очередь рекомендовал бы Сюзан Фарррелл и Жака д'Амбуаза. Есть отдельная книга, где собраны воспоминания многих людей (Francis Mason. I Rememember Balanchine. Doubleday, NY, 1991). Классическая биография самого Баланчина: Bernard Taper. Balanchine. Times Books, NY, 1984.

Из свежих: Elizabeth Kendall. Balanchine and the Lost Muse. Revolution and the Making of a Choreohrapher. Oxford University Press, 2013. Есть книжка George Balanchine. The Ballet Maker (2004) Роберта Готлиба, которого летом на форуме нещадно поносили за рецензии на гастролях Большого театра в Нью-Йорке.

Есть даже монографии об отдельных балетах (о "Моцартиане", например).

К сожалению, на русском языке существует лишь одна книга: Олег Левенков. Джордж Баланчин. Пермь. Книжный мир, 2007.

Понятно, что список можно расширить чуть ли не до бесконечности, но я упомяну еще лишь один источник: рецензии Эдвина Денби, бывшего свидетелем премьер многих шедевров Баланчина. Я обещал завести "под него и Баланчина" тему на форуме, и обязательно это сделаю. Поменьше бы только отвлекаться на склоки. Сейчас еще больше убедился, что такая тема нужна.

blltfrnds писал(а):
Живое, игривое мимирование Кристины мне трудно не заметить (потому что само по себе оно мне чертовски нравится).
Что касается обаятельных улыбок игривой Терпсихоры, то музы Каллиопа и Полигимния, танцевавшие перед Аполлоном до нее, вызвали недовольство строгого экзаменатора как раз несдержанностью в жестах и экзальтированностью мимики. Потому Терпсихора и получила у него высший балл, что в ее выступлении не было ничего лишнего - лишь поэзия и гармония танца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
MB
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 06.08.2012
Сообщения: 1267

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 7:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Основной источник:

Suki Schorer · Balanchine technique, Alfred A. Knopf, New York, 1999 (426 страниц мелким шрифтом в двух колонках)

Добавить надо также в плане техники Баланчина исключительно интересную книгу

Merrill Ashley · Dancing for Balanchine, J. C. Dutton, Inc., New York, 1984

вышедшую сразу после смерти Баланчина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
iruma
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 05.02.2013
Сообщения: 847

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 9:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я, конечно, не специалист по Баланчину и даже не особый любитель, но, по-моему, не видеть разницу в стиле исполнения между тем, что делает Шапран и этим исполнением
http://www.youtube.com/watch?v=GdckGZXzhvw может только слепой. А, учитывая, что даже чисто технически исполнение Фаррелл и совершеннее и чище, несмотря на то, что ему уже лет сорок, то вообще непонятно, что тут хвалить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
blltfrnds
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 13.12.2011
Сообщения: 1217

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 9:56 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю за предложения интересующимся стилем Баланчина и библиографию, Михаил Александрович и МВ! Спасибо также за пояснение к мимике Терпсихоры -- один пункт мы выяснили. Smile

Небезынтересен автореферат диссертации Светланы Наборщиковой "Баланчин и Стравинский: к проблеме музыкально-хореографического синтеза". Небезынтересен и сам по себе, и как источник библиографии (к примеру, выводящий на несколько текстов Вадима Гаевского о Баланчине). Позволю себе обширную цитату из этого автореферата, могущую оказаться полезной пытающимся понять, в чём состоит стиль Баланчина, в особенности в "стравинских" балетах последнего:
Цитата:
Ритм-пульс — бесконечно разнообразный и прихотливый — неизменно поражает Баланчина в музыке Стравинского. Ритм — источник его вдохновения и формообразующий фактор. В одном из своих теоретических выступлений он высказывается об этом с исчерпывающей полнотой: «Хореограф не может изобретать ритмы, он только отражает их в движении. Его инструмент тело, но предоставленное самому себе, оно способно лишь на импровизацию короткого дыхания. Организация ритма в протяженных масштабах — долговременная функция музыкального мышления. Как организатор ритмов, Стравинский тоньше и изобретательнее любого из самых выдающихся творцов в истории». Заинтересованность Баланчина в ритме остро чувствовал и Стравинский, так объяснивший театральную специфику «Движений для фортепиано с оркестром»: «Можно ли считать «Движения.» балетной музыкой? Варварский вопрос для Баланчина, который всегда говорил мне, что ему нужен моторный импульс, а не па-де-де». Этот импульс определил уникальный баланчинский стиль движения. О четком ритме, как движущей силе хореографии, постоянно упоминали работавшие с Баланчиным танцовщики. «Нам казалось, что на сцене он строит часы, где каждый из нас отвечал за время, подобно винтику в часовом механизме» — писала Гелей Киркланд, а Сюзанна Фарелл, в свою- очередь, вспоминала, как хореограф часто не смотрел на танцовщиков, говоря, что по звуку ног определит, соответственно ли ритму они танцуют. [...] «Я ожидаю от композитора устойчивого ритма-пульса, который скрепляет работу и чувствуется даже в паузах» — подчеркивал хореограф.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 9:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

У Светланы Наборщиковой не только реферат, у нее вышла монография на эту тему.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Нечаев
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 23.11.2012
Сообщения: 492
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 10:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемые Михаил Александрович и МВ, спасибо за библиографию, но и буду ждать от вас цитаты из них в будущей новой теме о Баланчине!
А я бы простил, и не только Кристину, но и Терпсихору за обаятельные улыбки. И вот почему - за что отвечают Каллиопа и Полигимния - за аполлоническое начало, за ритуальное, за служение богам словом и гимном, за философию, какой тут может быть уклон в дионисийство, какое вольничание с хореографическим текстом, какое непроизвольное отклонение вследствие аффекта - все расписано - от шажка до поднятия брови, увлеклись, вот и получите) Это еще хорошо, что не так как с Марсием - коварно, расчетливым обманом добиться победы и потом казнить доказывая превосходство аполлонического над дионисийским (кожу снять, это же не на куски разорвать).
Иное дело Терпсихора, организует и сама участвует в танцах и хоровом пении для зрителей, а кто , как не народ тяготеет к к Дионису (опять же вино рекой), да и плющ в венке, отсылает ее к ненавистному для хладных умов Дионису. И вот эта Муза, где-то в глубине естества отчасти менада, находит в себе силы и желание принять гармонию Аполлона и подтвердить своим танцем, как поступком, правоту Аполлона. Тем и ценна, потому и награждена. Оставим же ей улыбку, это Дионис искрится в каждом творце) ...но может в этой улыбке и коварство женщины, сегодня поддалась ожиданию могучего бога, а завтра глядишь в вакхическом вихре пронесется...
_________________
Арт-пролетариату нечего терять кроме своих нейронных ансамблей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
blltfrnds
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 13.12.2011
Сообщения: 1217

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 10:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На это полезной может оказаться другая цитата из упомянутого мной автореферата:
Цитата:
Еще одна общность Стравинского и Баланчина не имеет национальной окраски, но многое проясняет в их творчестве. Это отношение к своему искусству как субстанции самодостаточной. «Я ведь считаю, что музыка по своей сущности не способна что бы то ни было выражать — чувство, психологическое состояние, явление природы» — пишет молодой Стравинский. Позже он разъясняет свой тезис: «Музыка сверхперсональна и сверхреальна, и как таковая находится за пределами словесных разъяснений и словесных описаний». И в одном из последних телеинтервью, пристально глядя в камеру и чеканя каждое слово, подтверждает: «Музыка не выражает ничего, кроме самой себя». Аналогично мыслит Баланчин: «Мой танец — только танец. Нет никакого значения в нем, кроме танца. Я против слов. Они — угроза. Я могу только слышать и видеть музыку». Разговорам о содержании балетов он предпочитает бесхитростные комментарии. В частности, на вопрос о романтической трактовке «Серенады» публицистом Эдвардом Денби отвечает: «Слишком много воображения! Я просто учил моих студентов и сделал балет, где не видно, как плохо они танцуют».

(Кстати, Денби звали Эдвином.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Нечаев
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 23.11.2012
Сообщения: 492
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 10:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый blltfrnds, данный балет имеет конкретное название (Apollo) а не буквенно-цифровой индекс, имена персонажей а не цифры, на первый взгляд простенький сюжет , а не бессмысленные телодвижения под музыку. Более того все перечисленное отсылает к совершенно определенной мифологии, поэтому почему бы не осмыслить этот балет и не исследовать его психическую подоплеку? Вам хочется следуя словам Баланчина видеть только отображение музыки через танец ? (рит) - ну и ладно. Кому попадья, а кому свиной хрящик)
Да вот же - прекрасная статья , из нее "Стиль, созданный Баланчиным в «Аполлоне», действительно совершенный, но не однородный, а очень сложный по составу, и уж конечно не стерильно белый, а полный контрастов в партии Аполлона и разнообразных стилистических оттенков в танцах муз. Архаическая угловатость, раскрепощённая «свободная пластика», джаз-танец, спортивные движения и классический танец переплетены и сплавлены хореографом легко, дерзко и изобретательно."http://www.bolshoi-theatre.su/repertuar/baleti-balanchina/114/
_________________
Арт-пролетариату нечего терять кроме своих нейронных ансамблей.


Последний раз редактировалось: Михаил Нечаев (Пт Окт 17, 2014 10:59 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ariadna
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 21.10.2013
Сообщения: 5521

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 10:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

iruma писал(а):
Я, конечно, не специалист по Баланчину и даже не особый любитель, но, по-моему, не видеть разницу в стиле исполнения между тем, что делает Шапран и этим исполнением
http://www.youtube.com/watch?v=GdckGZXzhvw может только слепой. А, учитывая, что даже чисто технически исполнение Фаррелл и совершеннее и чище, несмотря на то, что ему уже лет сорок, то вообще непонятно, что тут хвалить.


http://www.youtube.com/watch?v=T6pzC0Rk8Ko

А вот сюжет про Баланчина в БТ, где Чудин говорит, что педагоги фонда разрешали танцевать свою трактовку. И педагог Фонда говорит, что Баланчин много раз переделывал постановку, не должно быть мёртвого искусства ))

Рисунок у Шапран такой же. Ну может вращения не такие как у Фаррелл, вернее первое, а второе Кристина хорошо сделала. Фаррелл она и танцует более холодно и жёстко, а Кристина танцует любовь, и это приятней )) Особенно приятно, когда она ему ладошки подставляет, столько там тепла. А вот поддержка немного другая ? Париш её подтягивает как-то. Тут два участника, ирума

А вот Смирнова танцует, то что она репетировала с педагогами Фонда. Можно сравнить

http://www.dailymotion.com/video/x12j39v_ольга-сmирнова-сеmен-4удин-аполлон-мусагет-6-10-2012_creation
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
blltfrnds
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 13.12.2011
Сообщения: 1217

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 10:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

@ http://forum.balletfriends.ru/viewtopic.php?p=314715#314715

Чего мне хочется, уважаемый Михаил? I wish I knew. Smile

Цитата оказалась бесполезной? Охотно забираю её назад. И примите мою благодарность за Вашу трактовку: она любопытна и нравится мне больше. Потому уже, что мне легче её понять. Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Нечаев
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 23.11.2012
Сообщения: 492
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 11:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

blltfrnds писал(а):
...
Цитата оказалась бесполезной? Охотно забираю её назад...

Ни в коем случае, именно она привела меня к "БАЛАНЧИНСКИЙ БАЛ. Рождение Аполлона. Глава из книги о Джордже Баланчине. " Олега Левенкова. Ссылку дал.
" Я весь горю!" Шерлок) Интеллектуальный поиск захватывает.
В балете три предательства, одно убийство и один триумф) Две музы поддавшись дионисийскому предают свое каноническое аполлоническое, одна переметнулась от Диониса к более могучему богу (ну в данный момент), Аполлон постепенно убил в себе Диониса, и стал триумфатором уведя Терпсихору)
_________________
Арт-пролетариату нечего терять кроме своих нейронных ансамблей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
I.N.A.
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 07.05.2003
Сообщения: 7573
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 11:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ariadna писал(а):
Фаррелл она и танцует более холодно и жёстко...

Ариадна, ну не замахивайтесь хотя бы на Фаррел, не смешите людей. Она уникальна. До нее не дотянуться. Даже если все пируэты сделать так же, как она. Дело ведь не в пируэтах, хотя и без них никак. Посмотрите на элегантность ее движений и поз, манеру исполнения - сдержанную, но совсем не "холодную". Говорите, жестко танцует? Да посмотрите хотя бы на ее стопы, как она плавно сходит с пальцев - с этим у нас вообще у многих напряженка. А вы все про любовь... Не об этом балет, не об этом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Нечаев
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 23.11.2012
Сообщения: 492
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 11:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая ИНА, а это зачем "не смешите людей" ? Вроде как только- только достигли какого-то шаткого мира. Откуда столько сарказма ? (рит)
И уж если заинтриговали "Не об этом балет, не об этом.", то давайте, жгите глаголом сердца!
PS Если мне не изменяет память sarx по древнегреч. та самая содранная кожа...
_________________
Арт-пролетариату нечего терять кроме своих нейронных ансамблей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ariadna
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 21.10.2013
Сообщения: 5521

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А о чём балет Аполлон ? Он же выбирает любимую музу Smile Мне Смирнова нравится больше, чем Фаррелл, это преступление ? Вообще, о чём балеты Баланчина ? Может кто-то ответит ?

У Баланчина был определённый "материал", и гениально было придумать такую где-то математическую хореографию. У американцев тогда не было такого балета, как в России, поэтому такой стиль и возник. Такой где-то экзерсис балетного класса. Он всю жизнь вспоминал русский балет и пытался обучить американок этому. Я согласна с Вишнёвой, русские лучше танцуют Баланчина. Когда Баланчина танцуют другие труппы, мне неинтересно. Когда наши, смотреть приятней. Как раз русские придают хоть какой-то смысл балетам Баланчина, а может он так и хотел..... Без смысла, это набор бесконечных гимнастических элементов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 17, 2014 11:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
У Баланчина был определённый "материал", и гениально было придумать такую где-то математическую хореографию. У американцев тогда не было такого балета, как в России, поэтому такой стиль и возник. Такой где-то экзерсис балетного класса.

Ариадна, при чем тут американцы? Вы о чем вообще толкуете, хоть сами понимаете?
Баланчин поставил "Аполлона" в 1928 не в США, а во Франции для труппы Дягилева.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика