Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2013-12
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16351
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Фев 16, 2016 7:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013123207
Тема| Балет, БТ, Премьера, Персоналии, Джон Крэнко, Ольга Смирнова, Диана Вишнёва, Евгения Образцова, Лантратов, Холберг, С. Чудин, А. Овчаренко, А. Тихомирова, К. Кретова
Автор| Валерий МОДЕСТОВ
Заголовок| БАЛЕТНЫЙ «ОНЕГИН» В РЕПЕРТУАРЕ БОЛЬШОГО ТЕАТРА
Где опубликовано| © журнал "Планета Красота"
Дата публикации| 2013-12-10
Ссылка| http://www.melpomene.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=877%3A2013-9-10-moscow-seasons-pages-4-6-valery-modestov-bolshoi-ballet-onegin-&catid=95%3Aballet&Itemid=324
Аннотация| ПРЕМЬЕРА



Российская премьера балета «Онегин» Джона Крэнко образца 1967 года на сцене Большого театра стала заметным событием прошлого театрального сезона. Событием, которое разделило околотеатральный мир надвое: тех, кто принял балет с восторгом, и тех, кто не увидел в спектакле ничего, кроме мелодрамы а` la russe в клюквенном сиропе. Страсти подогревала и серия совпавших с предпремьерной суетой скандалов: отказ Светланы Захаровой танцевать спектакль во втором составе, непродление контракта с премьером Николаем Цискаридзе, увольнение гендиректора театра Анатолия Иксанова…

За полвека существования балет «Онегин» превратился в клишированное представление западного зрителя о русской жизни в XIX веке. Помните тетушку героя фильма «Покровские ворота» Алису Витальевну, которая на вопрос племянника, что передают по телевизору, ответила: «Смотрю, как наши играют французскую жизнь». Благодаря фантазии Крэнко, «наша жизнь» в «Онегине» играется презабавно: в саду дворянской усадьбы хозяева шьют сами себе наряды, там же девушки под летним солнцем увлеченно, будто на дворе Святки, гадают перед зеркалом на суженого, крепостные за ручку здоровкаются с семьей Лариных, а театральные muzhik-и в модных косоворотках радостно отплясывают попурри из средиземноморских танцев.

Дальше – больше: Ленский на именинах Татьяны, которые по возрасту гостей больше напоминают праздник в элитной богадельне, закатывает другу сцену ревности с мордобоем, а финальное расставание Евгения и Татьяны больше напоминает кадры из голливудской мелодрамы. Надо заметить, что «Онегин» Крэнко не единственный пример подобной интерпретации Пушкина на Западе. В недавней английской экранизации романа с Рэйфом Файнсом в главной роли Онегин живет в деревне в огромном особняке с колоннами, больше похожем на великокняжеский дворец, а Ольга с Ленским распевают песню И. Дунаевского «Ой, цветет калина в поле у ручья…» из советского фильма «Кубанские казаки».

Балетный спектакль в Большом театре сложился благодаря исполнителям, прежде всего тем, кто, следуя «эталонам» внешнего рисунка, наполнил образы «пушкинской поэтикой». Руководствовались они в этом знанием со школьной скамьи текста романа и изобретательно подобранной (Курт-Хайнц Штольце) и мастерски интерпретированной (Павел Сорокин) музыкой П.И. Чайковского. Именно симфоническая музыка, отличающаяся образной глубиной, богатством красок, искренностью и ярким мелодизмом, позволила сгладить недостатки сценария и хореографии драмбалета.

Премьеру танцевала юная вагановка выпуска 2011 года Ольга Смирнова, балерина изысканных линий, поэтичная, с «душой исполненным полетом». Задумчивость, по-детски наивные почти эскизные позы, певучие арабески в первом действии создают удивительно точный образ героини Смирновой: «дика, печальна, молчалива, как лань лесная боязлива». Каждое движение балерины озарено поэзией ее сердца. И совсем иной предстает Татьяна Смирновой в финале спектакля. Неподдельной страстью и драматизмом наполнен ее дуэт-объяснение с Онегиным, когда Татьяна, теперь уже княгиня, не скрывает своей любви к нему, но верна данной перед Богом клятве. Талант Смирновой сродни уникальному алмазу, превращенному в Вагановской академии в бесценный бриллиант, который завораживает волшебным внутренним светом и переливами красок его бесчисленных граней.

Две другие вагановки – прима-балерины Диана Вишнёва и Евгения Образцова, исполнявшие партию Татьяны в последующие премьерные дни, – также внесли пушкинскую ноту в установленные Фондом Крэнко «стандарты». Используя свои природные данные, свою психофизику, свой опыт, а главное свое понимание образа Татьяны, они танцевали свежо, вдохновенно и убедительно, проведя героиню через все этапы ее духовного взросления: от первой восторженной любви застенчивой, искренней девочки до сурового жизненного выбора между чувством и долгом замужней женщины. Если первые сцены особенно удались Евгении Образцовой, то в заключительной сцене расставания неподражаемой была Диана Вишнёва – признанный мастер чувственных и пластических нюансировок.

Где, где смятенье, состраданье? Где пятна слез?.. Их нет, их нет! На сем лице лишь гнева след…

Создание столь сложных драматических и балетных характеров по силам лишь очень талантливым исполнительницам, располагающим всей палитрой образных средств и хореографических красок, а главное – имеющим поэтическую душу. Что касается Онегина, то он у Крэнко не является центральным персонажем, хотя его именем назван балет. Ему отведена роль «казаться мрачным», чтобы выгодно «подавать» главную героиню. Именно для Татьяны в исполнении своей любимицы Марсии Хайде хореограф поставил красноречивые монологи и вдохновенные дуэты героини то с Онегиным, то с Греминым, то в жизни, то в мечтах, ставшие бесспорным украшением спектакля. Собственно ради них театры и ставят вот уже полвека этот балет, их стремятся станцевать примы и премьеры. По замыслу хореографа, главный герой предстает то надменным, скучающим завсегдатаем столичных салонов, то влюбленным юношей (в мечтах Татьяны), то безжалостным насмешником (ссора с Ленским), то искренне раскаявшимся грешником... Однако драматически одаренные Лантратов и Холберг не ограничились только сменой масок по ходу действа. Они создали убедительные образы Онегина (каждый по-своему!), который проходит путь от утомленного жизнью повесы, через трагедию убийства друга, до взрослого мужчины, заставив его не только важно расхаживать по сцене, но и страдать. Темпераментному Гомесу особенно удалась одна из ключевых сцен спектакля, в которой Онегин возвращает письмо Татьяне:

… прямо перед ней,
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.


Противоположны по характерам и пластическому решению образы Ленского (С. Чудин, А. Овчаренко) и Ольги (А. Тихомирова, К. Кретова). Они радостно и безоглядно отдаются своему чувству. Их танец полон счастья, озорства и нежности. Особенно пушкинской выглядит сцена письма Татьяны и выход Евгения из зеркала (блестящая находка хореографа!). Их дуэт – это признание в любви, грёзы провинциальной девушки, «что любит без искусства, послушная влеченью чувства»…
А вот сцена дуэли без секундантов, но с Ольгой и Татьяной, которые изображают древнегреческих плакальщиц в черных траурных платках, по-моему, не получилась; своей эскизной красотой она выбивается из общего контекста спектакля.

Зато неплохо придуман финал. Онегин потрясен нечаянной встречей на балу, он вспоминает прежнюю Татьяну, ту девочку, «которой он пренебрегал». Огонь внезапно вспыхнувшей любви сжигает его, но княгиня не дает ему надежды. Их пути расходятся, теперь уже навсегда.
Сюрпризом для любителей балета стало участие в одном из премьерных спектаклей немецких звезд: Эвана МакКи и Алисии Аматриан, Фридемана Фогеля и Анны Осадченко. Как можно было ожидать, штутгартцы танцевали эталонно. Боясь утерять что-либо из свято хранимого Фондом, они тем самым превращали спектакль в музейную реликвию. Исключение составляли лишь Э. МакКи (Онегин) и Ф. Фогель (Ленский). Шесть звездных составов «Онегина» – шесть одинаковых по форме, но разных по эмоциональному наполнению спектаклей на протяжении нескольких премьерных дней. Такого завершения балетного сезона Большой театр еще на знал. Браво!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 16351
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 14, 2016 11:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013123208
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Диана Вишнёва
Автор| текст Любовь Немировская, фото Данил Головкин
Заголовок| БОГИНЯ ДИАНА
Где опубликовано| © журнал "InStyle", с. 340-350
Дата публикации| 2013 декабрь
Ссылка| https://docviewer.yandex.ru/?url=ya-disk-public%3A%2F%2FhWeaRauEkSetXqoVlo9Kpl3Dk8y8ePKQ%2F9IC4RqR%2Fz4%3D&name=Inst%2012%202013.pdf&c=57b0812dc54f
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ




Прима-балерина Мариинки и солистка Американского театра балета Диана Вишнева — наше национальное достояние. Ей рукоплещут, поклоняются, именуют «божественной» (однажды даже официально, вручив ей премию с таким названием) — а тем временем жизнь этого божества на недосягаемой небесной высоте состоит из каторжного труда чуть больше чем полностью. Она знает, как важно думать головой, работая ногами, никогда не останавливается на достигнутом и имеет решимость сделать следующий шаг даже тогда, когда кажется, что ступеней наверх больше не осталось. А именно это и отличает приму-небожительницу от тех, кто просто танцует в пачках.


Кастинrи фестиваля современного танца «Context. Диана Вишнёва» (он пройдет в Москве с 4 по 6 декабря) идут полным ходом - молодые хореографы, и русские, и иностранцы, выбирают танцовщиков для участия в своих постановках. В течение трех дней в «Гоголь-центре», на «Платформе» и в Центре документального кино можно будет не только увидеть современный балет, но и обсудить его на публичных дискуссиях после просмотров. У фестиваля современной хореографии, созданного балериной Дианой Вишнёвой, несколько задач: познакомить молодых русских танцовщиков с молодыми западными хореографами, показать московскому зрителю современный балет и осмыслить его как часть современного искусства. Планы наполеоновские, но у Вишнёвой других и не бывает.

В лобби отеля «Марриотт Роял Аврора» на Петровке меня встречает муж и по совместительству продюсер гениальной русской балерины Дианы Вишнёвой Константин Селиневич. Диана задерживается, репетиция продлилась дольше, чем планировалось. Совместными усилиями мы каким-то чудом втиснули в сумасшедший график Дианы полтора часа, необходимых для разговора, и я уже успела ощутить степень своего везения - застать приму Мариинки и солистку Американского театра балета в Москве, вклиниться в расписание между репетициями и выступлением на концерте Кremlin Gala «Звезды балета ХХ1 века» - о да, это большая удача.

В оставшиеся до появления Дианы минуты Константин в деликатной манере проводит со мной инструктаж: не рекомендуется задавать вопросы о личной жизни, коллегах, балетных интригах, битом стекле в пуантах и подрезанных на них же ленточках, а также лучше не спрашивать в тысячный раз про то, как приму три раза не принимали в Вагановское училище.

Не то чтобы я собиралась поговорить с Вишнёвой на такие избитые темы, но тем: не менее начинаю ощущать себя одиноким бойцом где-то посреди минного поля. Наверное поэтому, уже готовясь к бриллиантовым всполохам, шуршанию норковых хвостов и надменной царственной поступи, я не сразу узнаю в худенькой девушке, оглядывающейся по сторонам в холле отеля, великую Диану. Модная розовая шляпа надвинута на лоб, удобные туфли без каблуков, ни грамма косметики на лице - в свои 37 она выглядит почти девчонкой!

Мы поднимаемся в бар несколькими этажами выше в надежде на тишину и отсутствие посетителей, но не тут-то было, постояльцы и их
друзья твердо решили в этот вечер сделать выручку гостиничным точкам общепита. Наш отряд под предводительством Константина пробирается к единственному свободному столу. Шумные иностранные компании вокруг не проявляют к нам никакого интереса, видимо, вслед за мной не распознавая в этой хрупкой девушке звезду балета.

У нее огромные темные глaзa, в которых есть что-то неуловимо детское, и немного усталое, замкнутое выражение лица. Вовсе не из-за 6-7-часовых ежедневных репетиций, после которых обязателен массаж, и это уже не приятная процедура, а жизненная необходимость: «У профессиональной балерины нагрузки как у космонавта». Оказывается, Диана не очень любит давать интервью. «Мне кажется, там все время пишут не то, что я хотела сказать», - она перфекционист и не скрывает этого, поэтому к своим словам относится так же серьезно, как ко всему, что делает, - даже предложение вынести олимпийский факел из Кремля было сначала тщательно обдумано и лишь потом принято. «Все-таки у меня математический, логический склад ума, и мне всегда это помогало. Я не обладала выдающимися балетными данными от природы, но очень хорошо работала голова. Часто бывает наоборот - есть прекрасные физические данные, но нет понимания, зачем это нужно, что с ними делать, или просто лень, и как следствие происходит потеря интереса к происходящему. В том, что меня не сразу взяли в Ваrановское училище, было что-то судьбоносное, так я поняла, что легко не будет, нужно будет очень много работать, чтобы развить то, что есть, и чего-то достичь».

Ее математический ум - от мамы, которая всю жизнь проработала инженером, хотя в свое время мечтала о балете. Сначала она отвела в хореографическое училище старшую дочь, сестру Дианы, но та из-за не очень хорошего зрения конкурс пройти не смогла, а потом и младшую - и мы уже знаем, чем закончилась эта история.

Диана смеется и рассказывает, что у мамы были в свое время несколько обывательские представления о балетных буднях. Отводя дочь в училище, она не планировала ее звездное будущее, ей просто хотелось, чтобы девочка не работала, как все советские граждане, с восьми утра до пяти вечера. «Мама думала, что если балерины танцуют вечером, то и работают, значит, они тоже только вечером. Потом она, конечно, все поняла и испугалась того, во что меня втянула. Но мне уже не нужны были никакие мороженое и пирожные, детство закончилось, я жила только вагановской школой и балетным станком. До сих пор помню, какими мучительными были полтора часа, которые приходилось тратить на дорогу от наших новостроек до школы. Как же мне хотелось поскорее доехать, как я мечтала жить в этих стенах!»

Я спрашиваю, помнит ли она первый балет, который увидела. Конечно, помнит, «Жизель», и совсем не в Марииике, недоступной ей в те времена, а в каком-то другом театре. Восьмилетней Диане Вишнёвой было скучно и ничего не видно - уж очень далеко от сцены она сидела. В Мариинский театр она впервые попала, только поступив в Вагановское училище, и «это было таким счастьем - смотреть спектакли, видеть артистов и даже иметь возможность взять у них автограф!» До сих пор сцена Мариинки для Вишнёвой «чудотворная», так она ее называет. Любимых театров много, а Мариинский - даже не родной или единственный, он - «храм», только так! Диана была зачислена стажером в его труппу, еще учась в академии, в 1995 году. Она танцевала заглавную партию в «Золушке», Машу в «Щелкунчике», а ее Китри в «Дон Кихоте» питерские балетоманы, наверное, не забудут никогда. От хрупкой девочки-подростка, «ученицы выпускного класса», как значилось в программке, никто даже ожидать не мог такой бешеной энергии, такой отточенной, безупречной техники уже сложившейся балерины, абсолютно свободной от излишней восторженности или нервозности. Сразу после окончания училища - сольная партия в первой же премьере, «Симфонии до мажор» Джорджа Баланчина, а всего через год - статус солистки и премия «Божественная», далеко не первая для юной балерины. Она действительно божественная, эта дивная Диана. Совсем недавно через боль и слезы доводившая до «необходимых стандартов», позволяющих поступить в училище, свои неидеальные от природы физические данные, а в 17 лет уже танцующая на всемирно известном конкурсе юных артистов балета в Лозанне миниатюру «Кармен», поставленную специально для нее главным хореографом Вагановской академии Игорем Бельским. Там она стала первой русской девочкой, получившей Гран-при и золотую медаль одновременно, после нее повторить этого пока не смог никто, а до нее в течение 14 лет на конкурсе в Лозанне побеждали только мальчики.

За Китри Вишнёва получит приз Benois de la danse, за «Симфонию до мажор» - премию «Золотой софит», а далее - бесконечность: «Душа танца» в номинации «Королева танца», «Лучшая танцовщица Европы», «Балерина десятилетия», шесть «Золотых масок», Государственная премия России, звание народной артистки, и это лишь малая часть.

«Почему вы думаете, что все это давалось легко?» -с нажимом, слегка подаваясь вперед, говорит Диана. Я совсем так не думаю, но в эту секунду просто физически ощущаю ее знаменитый темперамент, мгновенная эмоция вырывается наружу и тут же гаснет в спокойной констатации факта: «Мне никто не выстилал ковровых дорожек, в театре их вообще никто никому никогда не выстилает».

Она никогда не танцевала в кордебалете, даже в училище, сразу - сольные партии, но без испытаний не обходилась еще ни одна балетная карьера, и Вишнёва не считает себя исключением из этого правила: «Балерин без характера не бывает, ты всегда проходишь через борьбу, прежде всего с самой собой. Я проходила через безумные проблемы, бывали и недопонимание, и конфликты. Другое дело, что я не вовлекалась в эти конфликты, я просто делала следующий шаг и искала для себя новые возможности».

Один из таких главных, решающих шагов Диана сделала в начале нулевых: она приняла сразу несколько предложений от западных театров и уехала из России. Не навсегда, этого она никогда не планировала, просто на тот момент ей было интереснее там, а здесь были сложные ситуации и в личной жизни, и в отношениях с Мариинским. Все случилось очень вовремя, и началась ее международная карьера.

У нее вообще свои отношения со временем, какие-то метафизические, выстроенные на абсолютной интуиции. «Очень важно, чтобы та или иная вещь пришла к тебе вовремя», - у Дианы всегда происходит только так. «Я перетанцевала весь классический репертуар и только через 10 лет обратилась к «Лебединому озеру». «Евгений Онеrин» и «Дама с камелиями» не пришли ко мне в 21 год, хотя технически я, конечно, могла бы станцевать их и в 20, и в 25, но когда ты, уже будучи мастером в профессии, еще и внутренне готов к роли, ты можешь интерпретировать ее совершенно по-другому, здесь важна и физика, и психика в равной степени».

То же случилось и с главной ролью в гениальном одноактном балете «Болеро» - партией, о которой мечтают лучшие танцовщики мира. «Священную корову» труппы Мориса Бежара более четверти века не отдавали ни одной русской балерине, право на «Болеро» было только у Майи Плисецкой, и его она получила от Бежара лично сорок лет назад. Великий хореограф при жизни всегда сам выбирал солистов для своего гипнотического балета. После смерти гения право выбора принадлежит его преемникам. «Мне посчастливилось работать с Бежаром, я танцевала в его «Кольце вокруг кольца», это, наверное, моя любимая роль до сих пор. Но при его жизни я не осмеливалась даже спросить о «Болеро», у меня просто не хватало духу!» А может быть, это время, которое с ней давно в доверительной связи, подсказывало, что нужно немного подождать. Ведь мог ли быть лучший момент для российской премьеры «Болеро» с Дианой Вишнёвой, чем открытие Новой сцены Мариинки, которую так долго ждали, а дождались только в мае 2013 года - труппа Бежара, Плисецкая, весь зал тогда аплодировал ей стоя. «Оценка профессионалов самая ценная для танцовщика, потому что зритель тебя любит и в своей любви каких-то нюансов может не видеть, чего-то может не заметить. Когда Жиль Роман, руководитель балета Бежара, и Элизабет Роз, балерина, которая сама танцевала «Болеро» и много лет работала с Бежаром, сказали мне, что я приблизилась к тому, чего великий мастер хотел от этого балета, я была по-настоящему счастлива».

Она счастлива даже сейчас, когда просто говорит о работе, об этом бесконечном движении к совершенству, - второй час, за второй чашкой чая в гостиничном ресторане, ни следа усталости, ни намека на заученные, заезженные фразы. Трудоголизм Вишнёвой известен всем в балетных кругах, партнеры не выдерживают, в театре уже не остается никого, кроме ночного вахтера, а она репетирует до изнеможения, до кровавых мозолей на ногах.

Сегодня она танцует «Жизель» в Мариинском, через неделю «Ромео и Джульетту» в Метрополитен-опере и одновременно готовит свой собственный новый проект Оn the Edge («Грани») и организовывает в Москве фестиваль современной хореографии. «Я полностью за глобализацию! Мир огромен, интереснейших трупп и театров множество, есть современный танец, есть классика, и так неправильно
зацикливаться на чем-то одном! В балете это часто бывает: только сольная карьера, только в этом театре, и если не получается, человек несчастлив, а ведь самое главное - это счастье от твоей работы, иначе зачем ею заниматься?» - так говорит русская балерина новой формации. Балерина, тaлaнту и счастью которой тесно в одних стенах, какими бы легендарными они ни были.


АНДРЕЙ МЕРКУРЬЕВ,
ведущий солист Большого театра:
«Я очень хорошо помню, как встретил Диану в первый раз. Я приехал в Петербург в поисках работы. У меня была назначена репетиция в пятом балетном классе. Поднимаясь по лестнице Мариинского театра, увидел, как навстречу мне идет Диана. Я сразу же решил, что мне необходимо как-то заговорить с ней. И я спросил, как мне пройти в пятый зал, дорога в который мне была известна. Она подробно объяснила и пошла дальше. Кто мог подумать тогда, что в будущем я стану работать в Мариинском театре и буду партнером Дианы Вишнёвой многие годы! И даже сейчас, когда я стал солистом Большого театра, мы по-прежнему продолжаем плодотворно сотрудничать».
------------------------------------------------
Другие фото - по ссылке (гламур)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
Страница 8 из 8

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика