Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Балетная тематика в изобразительном искусстве и фотографии
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 25, 26, 27, 28, 29  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вс Июн 19, 2016 2:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ТК «РОССИЯ-К» -

Выставка "Владимир Васильев. Танец и судьба" открылась в Юсуповском дворце
http://tvkultura.ru/article/show/article_id/153022/
Цитата:
Культурная часть ХХ Международного экономического форума, который открылся в Петербурге, предполагает множество экскурсий, выставок, концертов. Уже сегодня некоторые из участников форума побывали на экскурсии в Президентской библиотеке имени Ельцина, некоторые – на выставке «Покорение русской Арктики. Наследник авангарда Яков Халип». Ещё одна выставка – «Владимир Васильев. Танец и судьба». Она открылась в Конюшенном флигеле Юсуповского дворца.

Проект рассказывает о многогранной личности артиста и о его творческом пути. На выставке можно увидеть фотографии спектаклей, в которых участвовал знаменитый премьер Большого театра, а также картины, написанные им самим. Параллельно с работой в театре Владимир Васильев писал стихи, снимал телефильмы и много рисовал. В экспозиции – около ста его живописных полотен. Много пейзажей.

«Я начал заниматься очень давно, если так говорить, то гораздо раньше танца. Видите, выставка так и называется – "Танец и судьба". У меня появились друзья-художники, вместе с ними я стал ездил на пленэр. А уже по-настоящему, чуть ли не каждый день, я начал писать, когда совсем покончил с Большим театром», – рассказал народный артист СССР Владимир Васильев.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вс Июн 19, 2016 2:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

«Коммерсант»
Натела Поцхверия
http://kommersant.ru/doc/3017060

«Только я, Миша и мой фотоаппарат»
Фотограф Роберт Уитмен о работе с Михаилом Барышниковым


Цитата:
Серия снимков, на которых Миша занимается спортом в зале, — загадка. Никто (ни Миша, ни я, ни один из моих коллег и ассистентов) не может вспомнить, зачем и когда мы их делали. Да, с организацией у меня есть некоторые проблемы. Не исключено, что у меня в архиве есть еще немало сокровищ, о существовании которых я не подозреваю. Планирую после выставки начать разбирать архивы. Неизвестно, что еще может обнаружиться.

С Мишей непросто работать. Его снимали все лучшие фотографы мира. И нет ничего нового, что можно было бы придумать. Идеи исчерпаны, его снимали во всех возможных сюжетах и ракурсах. О чем бы ты его ни попросил, это уже было раз 30. Но мы с ним все равно нащупали какую-то интересную точку творческого соприкосновения.


ПОЛНЫЙ ТЕКСТ И ФОТОГАЛЕРЕЯ ПО ССЫЛКЕ

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вт Июн 21, 2016 1:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



Коммерсант
http://kommersant.ru/doc/3014709

Под маской ар-деко
Кто скрывается за псевдонимом Эрте?

Историк моды Александр Васильев о Романе Петровиче Тыртове, более известном как иллюстратор Эрте. 22 июня в Государственном Эрмитаже открывается выставка «Эрте — гений ар-деко. Возвращение в Петербург».
Цитата:
В начале своей карьеры во Франции Эрте обращается к сценографии. Свои первые театральные костюмы он создал в 1914 году для «Ревю де Сен-Сир». В гостях у княгини Тенишевой в Монте-Карло Эрте познакомился с Сергеем Дягилевым, который тотчас предложил ему создать костюмы для балета «Спящая красавица», так как оригинальные костюмы Бакста к нему были конфискованы в Лондоне и проданы за долги.
(…)
Эрте создал по заказу Анны Павловой костюмы для ее балетных номеров «Гавот», «Дивертисмент», «Времена года».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25091
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 21, 2016 1:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ЛЕГЕНДЫ РУССКОГО БАЛЕТА
Ретроспективная выставка Нины Аловерт


Современные технологии невероятно увеличили поголовье самодеятельных фотографов. Это раньше надо было думать о выдержке и диафрагме, проявлять пленку, часами сидеть при красном фонаре и печатать снимки... Сейчас у населения создалась иллюзия, что достаточно нажать кнопку – и готово. Так создается очередной образец массовой продукции крайне низкого качества, какое-нибудь селфи или собственная фигура на фоне чего-то о-о-о-очень знаменитого и узнаваемого.

Особенно трудно фотографировать движение - достаточно посмотреть на «раскоряки», в изобилии появляющиеся в Интернете после балетных спектаклей. Остановить мгновение, запечатлеть движение – это значит запечатлеть историю, навсегда отправить состоявшийся здесь и сейчас спектакль в будущее. И такое доступно лишь избранным, отмеченным талантом. Хороший снимок, сделанный мастером, может рассказать об артисте даже больше, чем калейдоскоп из 25-и видеокадров в секунду, передающий (в идеале) реальное движение. Во всяком случае, одно не заменяет и не исключает другое.

Среди балетных фотографов одним из признанных мастеров является Нина Николаевна АЛОВЕРТ. Ее персональная выставка открылась в Нью-Йорке при большом стечении народа (по моей оценке, человек 150) – в основном представителей русскоговорящей общины города и его окрестностей. На выставке представлено около 70-ти работ Аловерт, многие из которых хорошо известны по ее книгам и альбомам. Выпущен информативный каталог, куда вошло не все, но большая часть - примерно 50 снимков. Невероятен временной промежуток, «покрытый» фотографом: от Улановой, Плисецкой и Васильева – до Овчаренко и Родькина. А между ними - ставшие уже хрестоматийными фотографии Михаила Барышникова и красивейшие позы скульптурного тела Владимира Малахова, Александр Годунов и Николай Цискаридзе, Ирина Колпакова и Наталья Макарова, Ульяна Лопаткина, Светлана Захарова, Наталья Осипова – кого там только нет, вся балетная история последних десятилетий. Но больше всего фотографий явных любимиц Нины Николаевны – Юлии Махалиной и Дианы Вишневой. Диана сама была на вернисаже и сразу стала центром притяжения: ее постоянно окружала стайка людей, стремящихся запечатлеть себя рядом с дивой, не считая знакомых, подходящих поприветствовать, перекинуться парой слов, пожелать нашей Джульетте успеха в предстоящих ей спектаклях.


Фото на обложке буклета: Диана Вишнева в "Умирающем лебеде", гастроли Мариинского т-ра в Нью-Йорке, 2008

Выставка проходила в National Art Club на улице Грамерси Южная. Сам этот район в Нижнем Манхеттене весьма примечателен. Четыре улицы Грамерси (с уточнением географического положения - Южная, Северная, Восточная и Западная) образуют квадрат вокруг Грамесри Парка – последнего частного парка Нью-Йорка, ключи от которого есть лишь у тех, кто живет на этих улицах. Многоквартирные дома солидные, богатые и вычурные: украшены колоннами, барельефами и статуями с массой прочих «архитектурных излишеств» (по определению Н. С. Хрущева, если кто не помнит).

Выставка работ Аловерт – одно из мероприятий, проводимых Русско-Американским фондом в рамках ежегодного месячника, фестиваля «Наше наследие». Мероприятие с размахом: открывается в самом большом зале Метрополитен-Музея в присутствии мэра Нью-Йорка, а закрывается концертом в Карнеги-Холле. Целями Фонда, как они сформулированы на их сайте,
- «содействие социально-экономическому развитию, прогрессу и процветанию русскоговорящих общин Нью-Йорка и США;
- способствование лучшему взаимопониманию русскоговорящей общины и других общин страны и расширению культурных, социальных и экономических связей;
- поддержка деятельности, способствующей сохранению русского языка и русскоязычного культурно-исторического наследия».

Думаю, деятельность Фонда трудно переоценить: в эмигрантской среде нелегко сохранить свои корни. Но все, с кем я общался на вернисаже, говорили на русском без акцента, несмотря на возраст – а там были и зрелые мужчины и женщины, и совсем молодые девушки. Они чувствуют себя американцами, но русскими американцами. И хорошо бы, чтобы приобщение к культурному наследию их исторической родины оставило какой-нибудь след в их душах и продолжилось в следующем поколении.

Поэтому спасибо Фонду, его президенту Марине Федоровне Ковалевой (она открывала фотовыставку) и Нине Николаевне Аловерт за их труды.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10800

СообщениеДобавлено: Ср Июн 22, 2016 11:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Харизма со всех точек зрения

Выставка "Baryshnikov by me. Robert Whitman" в Петербурге
22.06.2016

http://www.kommersant.ru/doc/3018617

В петербургской KGallery открылась выставка фотографий американского фотографа Роберта Уитмена. Это второй в России проект нью-йоркской знаменитости, снимающей знаменитостей. На этот раз Уитмен произносит монолог — монолог о Михаиле Барышникове длиной в 20 лет. Легендарную харизму Барышникова проверяла на себе КИРА ДОЛИНИНА.

Историю этой выставки легко было бы выдумать, если бы она не была чистой правдой: хозяйка KGallery Кристина Березовская пришла в Нью-Йорке в гости к Роберту Уитмену, с которым она уже сделала одну успешную выставку. У него она увидела снимки с fashion-фотосессии с Михаилом Барышниковым, сделанные для As If Magazine несколько лет назад. Они были очень хороши. Галеристка предложила выставить их у себя, Уитмен согласился. Так бы и была выставка в Kgallery выставкой одной серии, если бы в процессе переговоров фотограф не вспомнил, что вообще-то он снимал Барышникова много раз начиная с конца 1980-х, точно не помнит, что публиковалось, а что нет, и где все эти пленки и отпечатки в его огромном архиве, тоже точно не знает. Мол, ему, "старому хиппи", и не пристало такое помнить — снял и забыл. Пришлось хорошенько покопаться, но результат впечатлял: несколько внушительных фотосессий складывались в многолетний монолог об именитом герое.

Зрителей этой выставки ждет удар под дых. Но если они знали, кто такой Барышников, то ожидать этого стоило. Каждый, кто хоть раз видел его живьем, помнит этот эффект: что бы он ни делал, да хоть просто бы стоял спокойно, мощнейшая артистическая (или человеческая?) харизма не дает отвести глаз. Женщинам, конечно, еще хуже: этот невысокий и уже очень немолодой мужчина — тот самый "ходячий секс", о котором даже мечтать-то странно. Фотографии это чертовски хорошо передают.

В репетиционном зале с Мерсом Каннингемом, у станка в одиночестве, в прыжке, в отжимании, в дурацкой цветастой рубашке с барабанами, в шикарном пальто, босой, но в котелке, в смокинге, но в бассейне, с львенком, с женщиной, в модной сессии, в поту, моложавый, старый... Экспозиция не слишком отчетливо хронологична, вроде бы от поздних к ранним, но сам Уитмен в показаниях по поводу дат путается, и ориентироваться можно скорее по возрасту героя. Но возраст и Барышников — две вещи несовместные. Вот снимок его рук, жилистых, в характерных пятнышках, рук старого человека. Но вот рядом он же, в той же фотосессии, в таком легком движении, какое и многим молодым не снилось. Этот же эффект тела, которое может сыграть старение и тут же омолодиться, положен в основу пластического рисунка пронзительного рассказа о дружбе, времени и старости, одной на двоих заглавных героев в спектакле Алвиса Херманиса "Бродский / Барышников", заставившем пол-Москвы в прошлом сезоне двинуть в Ригу или Тель-Авив.

Кто кем руководил на этих съемках, не очень-то и понятно. Пластический дар Барышникова в какой-то мере — диктатор, камера обязана подчиниться. Сам Уитмен признается, что на центральную сессию выставки, ту, с которой все началось, им было выделено от силы полчаса. И это притом что "c Мишей непросто работать. Его снимали все лучшие фотографы мира. И нет ничего нового, что можно было бы придумать. Идеи исчерпаны, его снимали во всех возможных сюжетах и ракурсах. О чем бы ты его ни попросил, это уже было раз 30". Но выставка об этих сомнениях ничего не говорит — здесь даже репетиционный зал, и тот как будто шутя.

О фотографе же гораздо больше расскажет огромная медиаинсталляция, в которой пленки с тех же съемок закольцованы и кадры несут на себе пометки автора. Тут окончательный и бесповоротный крест, тут победная галочка, тут отмечен спорный момент и так далее. Пленка движется, герой съемки танцует, как в мультфильме, из почти, ну почти-почти одинаковых кадров выбирается один, тот самый. Магия "решающего момента", которая оказалась необходимой этой выставке, в ином случае готовой сдаться обаянию Барышникова вообще без всякого сопротивления. Хотя, если честно, сопротивление тут бессмысленно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10800

СообщениеДобавлено: Чт Июн 23, 2016 8:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Балетная тематика - да, но не в искусстве. Куда поместить статью - не знаю Rolling Eyes . Пусть будет здесь.

«Круглый» балет сделал людей счастливее

Цитата:
Психологи изучили влияние танца на настроение человека и обнаружили, что когда люди смотрят на округлые фигуры и движения, они чувствуют себя более счастливыми по сравнению с тем, когда они смотрят на угловатые. Кроме того, исследователи подтвердили, что, как и музыка, танец может вызывать эмоциональные переживания у зрителей, которые проявляются в виде образов и пробуждения личных воспоминаний. Статья ученых опубликована в журнале Acta Psychologica.

Команда психологов создала 203 черно-белых немых видео, длительностью шесть секунд, на которых была запечатлена балерина мирового класса во время своего выступления. Экспериментаторы размыли ее лицо на записи, чтобы все внимание было сконцентрировано на танцевальных движениях. 83 добровольца (средний возраст 23 года), из которых никто раньше не занимался балетом, просматривали короткие клипы и оценивали, как они заставляют их себя чувствовать ( 1 — очень негативно, 7 — очень позитивно).

Все видео были поделены на две категории: содержащие «круглые» позиции и не содержащие их. Под округлостью в данном случае понимается форма, которую «рисует» нога, в то время как балерина приходит в финальную позу арабеск или аттитюд (одни из основных поз классического танца).




Цитата:
Проанализировав ответы участников, ученые заметили, что клипы, содержавшие круглые фигуры танца, вызывали у участников исследования более позитивные эмоции. Это наблюдение было наиболее ярко выражено, когда присутствовал аттитюд с ногой, согнутой сзади — attitude derriere (среднее значение для видео, где он был и где его не было, — 5,155 и 4,470 соответственно; p < 0,001). Кроме того, дополнительный эксперимент показал, что выразительные движения (к которым, например, было отнесено движение à la seconde, при котором нога поднимается на 90 градусов и выше) также воспринимаются участниками более положительно (p < 0,001).


Полностью: https://nplus1.ru/news/2016/06/23/dance-moves
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25091
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Июн 28, 2016 8:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вроде не совсем в тему, но все же искусство в балете.

«Костюмная феерия на балетной сцене: мода на старину возвращается»

Встреча с художником по костюмам Большого театра Еленой Зайцевой состоится в субботу 2 июля в 14 часов в музее "Царицыно" (медиазал Большого дворца).

Вот анонс этой встречи на сайте музея: http://www.tsaritsyno-museum.ru/news/archive/2016/06/elena_zaitseva/index.php
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Пт Июл 08, 2016 2:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

DELFI
В "Рижской бирже" открывается выставка выдающегося русского художника Льва Бакста

http://www.delfi.lv/showtime/news/culturepark/local/foto-v-rizhskoj-birzhe-otkryvaetsya-vystavka-vydayuschegosya-russkogo-hudozhnika-lva-baksta.d?id=47649751



С 7 июля по 28 августа 2016 года в Художественном музее "Рижская биржа" пройдёт выставка "Время и творчество Льва Бакста. Живопись, рисунки, фотографии", приуроченная к 150-летнему юбилею со дня рождения выдающегося русского живописца, сценографа, иллюстратора книг, художника по костюмам и дизайнера Льва Бакста.

Лев Бакст (Леoн Бакст, настоящее имя Лейба Хаим Розенберг, 1866–1924) родился в Гродно, Беларусь. После окончания гимназии учился вольнослушателем в Академии художеств в Санкт-Петербурге, подрабатывая иллюстрацией книг. В начале 1890-х годов выставлялся в Обществе русских акварелистов. С 1893 по 1897 год обучался в Париже, в академии Жюлиана (Académie Julian). Вместе с русским художником, сценографом, художественным критиком и теоретиком Александром Бенуа (1870–1960) Лев Бакст стал одним из основателей легендарного творческого объединения художников "Мир искусства" и издаваемого им журнала под таким же названием.

С 1909 года Лев Бакст в основном работал как сценограф и художник по костюмам для труппы Сергея Дягилева (1872–1929) "Ballets russes" ("Русский балет Дягилева"). Сотрудничество с балетным импресарио Сергеем Дягилевым, по приглашению которого Бакст блестяще оформил ряд постановок "Русских сезонов" в Париже, принесло ему всемирную известность. Мастер с ярко выраженным индивидуальным почерком и утончённым вкусом, Лев Бакст был одним из родоначальников моды на ориентализм и экзотическую элегантность в Европе начала ХХ века. Художник жил и работал в двух столицах – Санкт-Петербурге и Париже, поэтому его талант в равной степени принадлежит как русской, так и французской культуре.

Выставка преследует цель как можно полнее раскрыть разносторонность этой яркой, неординарной личности, поближе познакомить зрителя с творчеством великого русского мастера, работы которого, особенно связанные с театром, в первые десятилетия ХХ века вдохновляли западноевропейских художников-модернистов и создавали новый визуальный стиль театральной сцены. В экспозицию включены эскизы костюмов, портретные рисунки Льва Бакста, сохранившиеся оригинальные костюмы, афиши и обширный фотоматериал, рассказывающий о балетных постановках знаменитых "Русских сезонов" Сергея Дягилева. Представленные на выставке произведения входят в коллекции Белгазпромбанка (Минск, Беларусь), Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства (Россия), Литовского художественного музея (Вильнюс, Литва), Фонда Александра Васильева, а также Латвийского Национального художественного музея.

Эволюция творчества Льва Бакста, становление собственных эстетических взглядов и формальных авторских приёмов происходили в контексте своей эпохи и были тесно связаны с деятельностью его единомышленников. Это прежде всего друзья и коллеги по художественному объединению "Мир искусства": Александр Бенуа, Михаил Врубель (1856–1910), Мстислав Добужинский (1875–1957), Борис Кустодиев (1878–1927) и другие. Для того, чтобы создать более цельную панораму искусства первой половины ХХ века, в экспозицию включены произведения этих блестящих русских мастеров из собраний Латвийского Национального художественного музея и Литовского художественного музея.

ФОТОГАЛЕРЕЯ ПО ССЫЛКЕ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вс Июл 17, 2016 1:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Волшебник для Чайковского
Выставка Карла Вальца в Театральном музее расскажет о магии сцены

Майя Крылова
http://www.newizv.ru/culture/2016-03-28/236654-volshebnik-dlja-chajkovskogo.html



Экспозиция, посвященная Карлу Вальцу, главному машинисту и декоратору Московских императорских театров, открылась в Театральном музее имени Бахрушина. Выставка к 170-летию со дня рождения Вальца будет работать до 24 апреля (выставка продлена до 31 декабря 2016 – atv).

Карл Федорович Вальц (1846–1929) родился при Николае Первом, а закончил жизнь советским Героем труда. Потомственный работник театра, он трудился на подмостках Москвы 65 лет. Принимал участие в постановках более 200 спектаклей. Делал городские иллюминации, публичные антрепризы, маскарады и балы. Рисовал эскизы декораций и костюмов. Даже писал балетные либретто.

Коньком выдумщика и фантазера Вальца – и его служебной обязанностью – были разного рода трансформации, превращения и эффекты. Самым лакомым кусочком для мастера был музыкальный театр с его тягой к волшебным, историческим и сказочным сюжетам. Чего только Карл Федорович ни придумывал!

В «Дон Кихоте» он сделал огромного паука, спускающегося по паутине, и две луны на небосводе – хохочущую и плачущую. В «Корсаре» смонтировал финальную сцену кораблекрушения, когда под рев бури, в вихре ливня и штормовых волн качающийся пиратский корабль терял снасти и паруса, погружаясь в бездну вод.

В «Лебедином озере» в 1877 году Вальц работал вместе с Чайковским, которого, как Карл Федорович писал в мемуарах, очень занимали театральные выдумки. Именно Чайковский настоял на том, чтобы в финале балета «был устроен настоящий вихрь: ветки и сучья деревьев ломались, падали в воду и уносились волнами».

В опере Вагнера на сцене были «живые лошади, на которых скакали по особо устроенным подмосткам в облаках цирковые наездницы». В другой раз он устроил стеклянную террасу, «это сооружение шло уступами к рампе, причем наверху били фонтаны натуральной воды и в виде кипящего водопада ниспадали по маршам до самого низа». Вальц делал полеты, живые картины, пожары и наводнения, восходы и закаты, фейерверки, превращения и исчезновения, извержения вулканов и разрушения дворцов. Все это было задолго до эпохи компьютеров и цифровых эффектов, облегчающих жизнь работника сцены.

Вальц, герой века механики, «применял люки, тележки, подвесные люльки, подвижные рейки, обыгрывал возможности тюля и света». Строя динамические декорации, он прекрасно знал законы сцены-коробки и принципы зрительского восприятия. Недаром именно Вальца пригласил Сергей Дягилев, когда затеял грандиозный проект покорения Парижа с помощью русских балетов. Александр Бенуа в мемуарах вспоминает, как уже немолодой Вальц, который и в 70 лет бегал по лестницам через две ступеньки, в кратчайшие сроки преобразил сцену парижского театра Шатле. За магию сцены Карла Федоровича в Европе прозвали «русским Калиостро».

Вальц дружил с театральным коллекционером Алексеем Бахрушиным, и кому как не Музею имени Бахрушина проводить эту выставку! В ее создании приняли участие музей Большого театра и Петербургский музей театрального и музыкального искусства. Ценными раритетами поделился Российский архив литературы и искусства. Даже Дарвиновский музей прислал гербарий – засушенный плаун, споры которого использовались при создании театральных «пожаров».

Конечно, относительно скромная экспозиция в Театральном музее (не покажешь же чудеса театра в действии!) – повод напрячь воображение и представить себе объемную динамическую роскошь старинных спектаклей. Экспозиция, развешанная в несколько рядов, показывает фотографии театральных соратников (среди них Петипа и Чайковский, директор Императорских театров Всеволожский и прима Москвы балерина Екатерина Гельцер), несколько макетов, ряд писем. И многочисленные эскизы Вальца, созданные на грани романтизма и реализма, умелые в передаче культивируемого романтическим театром «местного колорита».

Вот бурные тропические заросли, костюм вполне натуралистического Жука, гроты и замки, птицы и животные, даже овощи. Вот готика для «Тангейзера» и эскиз павильона для коронации императора Александра Второго. Вальц усердно трудился над сказочным балетом о далекой Японии и над постановкой родного «Евгения Онегина». И, судя по всему, был свободен от театральной зависти.

Во всяком случае он не протестовал против смены художественной ориентации на рубеже XIX и XX веков, когда в Большой театр пришли мастера нового времени – Коровин и Головин. Помогая им, Вальц впоследствии приспособился и к советской власти, в глазах которой заслуженный машинист сцены считался, видимо, «пролетарием».

Вальц был нужен всем. И представленный на выставке адрес, преподнесенный Большим театром в 1922 году, к 60-летию творческой деятельности, начинается заслуженными словами: «Здравствуй, славный дедушка славной русской сцены».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вс Июл 17, 2016 1:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Гарри Поттер одарил Карла Вальца
Зоя Игумнова
http://izvestia.ru/news/607340

В ГЦТМ имени Бахрушина открылась выставка, посвященная 170-летию со дня рождения главного машиниста и декоратора Императорских театров



Машинистом Вальца называли не потому, что он управлял паровозом — в его ведении была вся машинерия театра. Он был первым, кто из сценического действа устроил праздник и сказку. Создавал спектакль от либретто до визуальных эффектов. В театре он был инженером, пиротехником и художником одновременно. Никто до него не устраивал на сцене таких землетрясений и кораблекрушений, водопадов и фонтанов.

— «Волшебник русской сцены» (так называется выставка в Бахрушинском. — «Известия») удостоился своей первой экспозиции лишь к 170-летию со дня рождения, — сказал генеральный директор ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, куратор выставки Дмитрий Родионов. — Он фигура значительнейшая для русского театра и в первую очередь для Московских императорских театров, где прослужил 65 лет.

Карлу Вальцу не было и 15, когда он получил звание помощника декоратора в Большом театре. А в 19 был назначен главным машинистом и декоратором Московских императорских театров — ему доверили два крупнейших российских театра: Большой и Малый.

— Вальц был последним романтиком-живописцем на сценах Императорских театров, — рассказал «Известиям» Дмитрий Родионов. — Благодаря романтическому характеру он нашел общий язык с Чайковским. Петр Ильич отзывался о нем как о «высокоталантливом московском мастере». Вальц первым оформлял премьерные постановки «Лебединого озера» и «Евгения Онегина» на сцене Большого театра.

А еще именно Карл Вальц вывел на сцену не только птиц и животных, но и оживил фрукты-овощи. В балете «Кощей» у него танцевали картошка, морковь, капуста и тыква. В экспозиции есть гербарный лист с ликоподием. Споры этого растения поставляли Карлу Вальцу мешками. А он их использовал для сценического пожара. Сожженный ликоподий создавал моментальный всполох огня и при этом был совершенно безопасным.

Среди множества эскизов, афиш, макетов декораций, фотографий русских балерин, композиторов и режиссеров есть на выставке, казалось бы, странный экспонат — волшебная палочка.

— А это маленький подарок от нашего музея Карлу Вальцу, — улыбается Дмитрий Родионов. — Он привезен из Лондона от Гарри Поттера. Мы решили, раз Вальц — маг и волшебник, у него обязательно должна быть своя волшебная палочка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вс Июл 17, 2016 1:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Царь и la kapusta
Анна Толстова о выставке карикатур Ивана Всеволожского
20.05.2016
http://www.kommersant.ru/doc/2984262


Фея Карабос со свитой в сцене из балета «Спящая красавица» Мариинского театра. Фотоателье «Фотография императорских театров», 1890

В музее-заповеднике "Царицыно" открывается выставка "Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева", сделанная куратором, критиком и писателем Аркадием Ипполитовым. Она — об эпохе Александра III, которую у нас теперь так любят примерять на себя, но эпоха увидена изнутри и отнюдь не очарованным глазом.

"Тузы, дамы, валеты" — в картежном названии слышатся отголоски "Пиковой дамы", но не Пушкина, а Чайковского, ведь речь об эпохе Чайковского, лучшего Чайковского — "Евгения Онегина" и "Пиковой дамы", "Спящей красавицы" и "Щелкунчика". Эпоха лучшего Чайковского и лучшего Петипа зовется золотым веком императорских театров, временем реформ, пусть и не столь радикальных, как в Байройте, но подготовивших дягилевские сезоны, коль скоро все они вышли из "Мира искусства", а тот в свою очередь был зачарован феерией "Спящей". Эпоха же театральных реформ, парадоксальным образом приходящаяся на эпоху контрреформ консервативного поворота Александра III, связана с именем главного героя выставки.

Это — Иван Александрович Всеволожской (1835-1909), директор императорских театров в 1881-1899 годах. Всеволожской (именно так надлежит писать эту старинную аристократическую фамилию, но путали уже в XIX веке, и герой, вельможным чванством не страдавший, очень обижался на вульгарное "Всеволожский") снискал в отечественной историографии двусмысленную славу. С одной стороны — золотой век, расцвет, реформы, положившие, в частности, конец монополии придворных композиторов (и положившие начало монополии Петра Ильича). С другой — потакал придворным вкусам, развел на сцене непомерную роскошь и вообще — нет бы в конторе сидеть, так лез в постановочную часть со своим дилетантством, тоже вот Бакст выискался. Всеволожской и правда лез, он был художник — любитель рисовать костюмы, и его театральные эскизы, хорошо известные, выдают руку увлеченного и добросовестного, но дилетанта. Этой же бойкой рукой акварелиста нарисовано то, что куда менее известно и теперь оказалось в центре выставки в царицынском музее — помимо эскизов и костюмов "Спящей", театральных фотографий, коронационных литографий и прочих документов театрально-светской придворной жизни. В главной роли — собрание в полторы сотни рисунков Всеволожского-карикатуриста, дошедшее до наших дней благодаря тому, кто как раз и сидел в конторе.

Это — второй герой выставки, Владимир Петрович Погожев (1851-1935), бывший офицер Семеновского полка, военный юрист, служивший при Всеволожском управляющим конторой петербургских театров и отличавшийся не только преданностью директору, но и изумительными прилежанием, исполнительностью, порядочностью и организаторскими способностями, иначе говоря, оказавшийся весьма эффективным менеджером в хорошем смысле слова. Каковые качества пригодились и в Советской России — только после убийства Кирова в мелком ленинградском чиновнике "из бывших" наконец разглядели "социально чуждый элемент" и в 1935-м выслали в Казахстан. Он умер в ссылке, где умудрился сохранить карикатуры Всеволожского с подробной описью к ним собственного сочинения и почти закончить мемуары, написанные с тем самым изумительным прилежанием, обстоятельностью и наблюдательностью, но и не без остроумия, которое ценили в Погожеве даже противники. Оригинал рукописи потерялся, но сохранилось два списка — к выставке погожевские "Силуэты театрального прошлого" впервые изданы в полном объеме. Тогда как альбом с карикатурами Всеволожского, прокомментированными Аркадием Ипполитовым, вышел отдельной книгой.

Карикатуры лишний раз подтверждают, что Всеволожской, избравший странный при всех его возможностях путь — от изучения восточных языков в Петербургском университете и дипломатического поприща до директорства в императорских театрах и позже в Императорском Эрмитаже, где он пригрел Александра Бенуа и компанию,— был не просто барин с причудами и вельможа с аристократическим вкусом. И пусть его акварели и карандашные рисунки — совсем не упоительное зрелище, как редко когда бывает упоительным чтением публицистика Салтыкова-Щедрина, но нарисованы они с почти салтыков-щедринской язвительностью и трезвым пониманием всех нюансов человеческой комедии в жанре политического фарса, где вчерашние либералы меняют фригийские колпаки революционеров на клобуки консерваторов быстрее, чем балерина успевает переменить платье между действиями. Причем нарисованы не "маленьким человеком" из интеллигентов-разночинцев, не пламенным трибуном революционно-демократических воззрений, а обер-гофмейстером, сидящим в очень высоком кабинете, что придает его взгляду широту обзора, а наблюдениям — дополнительную остроту и пикантность. И даже затасканная метафора политического театра теряет здесь банальность, ведь придворный императорский театр и правда был важной частью государственного аппарата.

В большинстве карикатур Всеволожского нет ничего политического, а есть всевозможные кляузники, интриганы и скандалисты сцены: тенора и сопрано, первые любовники и характерные танцовщицы, дирижеры и антрепренеры, вельможные меломаны и клакеры, балетмейстер Петипа, порхающий над Невой немолодым стрекозлом, и архитектор Шретер в виде циркуля — словом, весь волшебный мир театра, вплоть до строительных подрядчиков и заведующих монтировочной частью. Все, кто так допек директора на его нервной службе, осложненной помимо человеческого и придворного факторов полнейшим неумением вести финансовые дела, бороться с воровством подчиненных, хозяйственными заботами об устройстве электрического освещения, вентиляции и центрального отопления, что ему приходилось отводить душу в далеко не дружеских шаржах. Рисовал Всеволожской и самого себя — запертым в клетке из счетов невольником бюджета или же руководителем бригады сизифов, пытающихся втащить гирю русской оперы на вершину Парнаса. Погружаться в подробности этого бесконечного театрального романа столетней давности увлекательно, но и только. Равно как и пересказывать светские сплетни, отраженные в карикатурах на придворных — актеры обоих видов театра, настоящего и великосветского, выведены в рисованной комедии Всеволожского одинаково безжалостно, без всякого почтения к чинам и титулам. Что же до карикатур политических, тут зрителя ожидает сюрприз.

Впрочем, четких границ между театральными и политическими карикатурами Всеволожского провести нельзя. Вот, скажем, злая сатира на "луч света в темном царстве", драматурга Островского, изображенного в виде толстопузого бородатого Будды, сидящего в цветке лотоса, что произрос из грязи Москвы-реки, и указующего на собственный пуп с надписью "центр мира". Для западника Всеволожского театр Островского был воплощением всего того, что он ненавидел в искусстве и называл "la kapusta". И тут он как будто бы резко расходился с революционно-демократическим лагерем, но вовсе не потому, что был вельможа, знать и петербуржец, откровенно не переносивший Москву и московский дух, а потому, что хорошо знал цену либерализму Островского, охотно пользовавшегося покровительством консервативной партии власти, благо родной брат его, министр государственных имуществ, был видным реакционером. К тому же меткий термин "ля капуста" обозначает у Всеволожского едва ли не все, что связано с официальным стилем царствования Александра III — и прусскую тяжеловесность "псевдорусского" стиля, застроившего столицы громоздкими чернильницами правительственных зданий, банков, торговых рядов и церквей, и образ домостройной общественной мысли. К созданию этого официального стиля и сам Всеволожской — по службе, но не по собственной воле — приложил руку как член коронационной комиссии, театральная часть коей изображена на карикатуре "В Москву" — в виде птичек и бабочек, прилетевших из поставленного к коронации балета Петипа "Ночь и день", аллегории возрождения России. Среди других коронационных зрелищ — в русле новой концепции народности — были опера "Руслан и Людмила", балет "Конек-горбунок", драма "Ермак Тимофеевич", цирк с медведями и торжественное — в присутствии императорской фамилии — освящение наконец-то достроенного храма Христа Спасителя.

Директор императорских театров рядит свою портретную галерею в театральные одежды и вкладывает в уста актеров водевильно-опереточные реплики. Бездарные министры, продающие хлеб за границу в самый разгар голода 1891-1892 годов под лозунгом "Недоедим, но вывезем!" или глубокомысленно разрабатывающие проекты повсеместного введения страусиных ферм; воинственные мыслители главного штаба, размечающие карту Балкан и Турции флажками грядущих побед российского оружия, как будто бы подготовка к Первой мировой началась за четверть века до выстрелов в Сараево,— порою кажется, что Всеволожской и здесь занимает место художника по костюмам, придумывающего смешные атрибуты вроде пустого рога изобилия или рублевого нимба для солистов оперы, либретто которой он не в силах переписать. Но некоторые повороты сюжета приводят его в бешенство, и на циркуляр, вошедший в историю под названием "О кухаркиных детях", поскольку запрещал принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, поваров, прачек и тому подобных людей", он, аристократ, далекий от разночинцев, отзывается карикатурой "Избиение детей".

Чаще всего на подмостки в этом спектакле выходит обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев — тот, что у Блока "над Россией простер совиные крыла". И самым эффектным его появлением оказывается сцена под названием "Ночной столик Спящей красавицы", где затычкой для бутылочки со снотворным морфием служит министр внутренних дел Толстой, колпачком для гашения свечей — министр (и гаситель) просвещения Делянов, колокольчиком для вызова прислуги — редактор "Московских ведомостей" Катков, а закладкой в книге Монтескье "О духе законов" — правовед Победоносцев, воротящий нос от либеральных идей из сочинения французского энциклопедиста. В "Возмездии" Блока, писавшемся в 1911-м и понятом как пророчество о революции, Россия царствования Александра III и всевластия Победоносцева как раз и предстает Спящей красавицей, которой вскоре предстоит воспрянуть ото сна. Воспринимать карикатуры Всеволожского, чье главное достижение — "Спящая красавица" — нечаянно сделалось художественным апофеозом эпохи, в пророческом ключе, конечно, не стоит. Но трудно не восхититься точностью этого беспартийного и нелицеприятного анализа, ведь он дает нам, так любящим сытую эпоху Александра III — с ее полицейщиной, национализмом, патриотическим угаром и армией и флотом в роли лучших союзников, некоторые основания для сдержанного оптимизма.

"Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И.А. Всеволожского из собрания В.П. Погожева". Музей-заповедник "Царицыно", Хлебный дом, с 26 мая до 25 сентября
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3483

СообщениеДобавлено: Вс Июл 17, 2016 1:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Карикатуры Ивана Всеволожского впервые показывают в музее «Царицыно»
Выставка «Тузы, дамы, валеты» похожа на иллюстрированный роман нравов
Ведомости
Ольга Кабанова
https://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/05/26/642441-karikaturi-vsevolozhskogo#/galleries/140737492771696/normal/1

В названии «Тузы, дамы, валеты. Двор и театр в карикатурах И. А. Всеволожского из собрания В. П. Погожева» первое предложение сочинено музеем для приманки публики, второе же прямо отражает содержание выставки, но никого не может заманить двумя мало известными именами. То есть директор императорских театров Иван Александрович Всеволожской (чью фамилию также пишут как Всеволожский) остался в истории русской культуры прежде всего как заказчик «Спящей красавицы» и «Щелкунчика» Чайковского, но о его помощнике Владимире Петровиче Погожеве известно только совсем узкому кругу историков театра.

Зато не упомянутое в названии имя куратора выставки Аркадия Ипполитова могло бы привлечь музейных завсегдатаев, поскольку репутация его как интеллектуала и литератора очень высока и если уж он взялся за какое-то дело, то результат обещает быть блестящим.

Так случилось и на этот раз. «Тузы, дамы, валеты» – это прежде всего показ 150 карикатур отменного рисовальщика Всеволожского на людей 80-х годов XIX в. Люди эти и по сей день знаменитые, а также подзабытые и ушедшие в небытие – герои политической, светской и театральной жизни времен царствования Александра III. Изображены они аристократом и высокопоставленным государственным служащим без всякого снисхождения. Большеголовые, с выпученными глазами и выпирающими носами – герои акварелей никакой симпатии и уважения не вызывают, даже если являются всесильным обер-прокурором Святейшего синода Победоносцевым, великим описателем Замоскворечья Александром Островским или его любимой актрисой Савиной. Недаром Всеволожской свои карикатуры, в которых явно отводил душу, не показывал, а подарил своему верному помощнику Погожеву. Тот в отличие от патрона пережил революцию, в 37-м был отправлен в ссылку, сохранил коллекцию, а также написал воспоминания «Силуэты театрального прошлого». Они изданы к выставке и совершенно очаровательны благодаря искренности и деликатности автора.

Ряд одноформатных и однотипных листов – не слишком выигрышный объект экспонирования. Но выставка сделана по-театральному – с эффектами и фантазией. К карикатурам добавлены в качестве дивертисмента фотографии сцен из первой постановки «Спящей красавицы», костюмы к которой шились по эскизам того же Всеволожского, а также пара самих костюмов и вееров, саморучно расписанных все тем же директором императорских театров все теми же пучеглазыми и узнаваемыми уродцами.



Но никакие дизайнерские ухищрения не могут сделать увлекательной демонстрацию однотипных карикатур на большей частью не знакомых нам людей. Интересной и осмысленной делают ее написанные Ипполитовым пояснения.

Опознаны герои карикатур благодаря описи Погожева и его воспоминаниям о некоторых персонажах, но куратор выставки провел немало времени в библиотеках и архивах («Под конец мне это даже стало нравиться», – говорит Ипполитов), чтобы написать на каждого из персонажей маленькую, но емкую характеристику. Чтение пояснений – отдельное удовольствие. Во-первых, они объясняют смысл изображений, ведь Всеволожской делал их на злобу дня, во-вторых, все охарактеризованы так емко, что не только оживают сами и иллюстрируют времена и нравы, но и заставляют вспомнить романы Толстого и письма Чехова, биографию Чайковского и борьбу Станиславского и Мейерхольда с театральной рутиной. Становятся частью истории русской культуры, актуализируют ее.

До 25 сентября 2016
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18290
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Сен 03, 2016 11:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

https://nevnov.ru/460285-personalnaya-vystavka-balet-ii-kirillovoi-otkroetsya-8-sentyabrya
Невские Новости


Персональная выставка "Балет" Ии Кирилловой откроется 8 сентября




Цитата:
Санкт-Петербург, 3 сентября.

Персональная выставка «Балет» известной ленинградской и петербургской художницы Ии Кирилловой откроется 8 сентября 2016 в 18.00 в Музее-квартире Исаака Бродского «Художник и его время» (пл. Искусств, д. 3).

Выставка, подготовленная Государственным музеем «Царскосельская коллекция» совместно с арт-галереей GorArtist, состоит из ранних графических работ художницы, сделанных с натуры на уроках в репетиционном зале Хореографического училища им. А. Я. Вагановой.

Куратор экспозиции Илья Некрасов включил в «собрание сочинений» несколько новых живописных работ на тему балета, написанных в 2016.

Ия Алексеевна Кириллова родилась в Ленинграде в 1928. В 1952 окончила Ленинградское художественное училище им. В. А. Серова. В начале 1960-х дружила со скульптором Михаилом Шемякиным, который способствовал созданию своеобразного синтеза принципов народного искусства с петербургской барочной стилистикой.

В 1960-70-х сотрудничала с художниками-авангардистами, участвовала в квартирных выставках. Работает художником в Лениздате, входит в ТЭИИ и группу «Митьки».

Выставка Ии Кирилловой «Балет» в Музее-квартире Исаака Бродского «Художник и его время» (пл. Искусств, д. 3) будет открыта всего 10 дней, до 18 сентября 2016.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
людмила
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 10.07.2003
Сообщения: 3580

СообщениеДобавлено: Сб Сен 03, 2016 1:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
людмила
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 10.07.2003
Сообщения: 3580

СообщениеДобавлено: Сб Сен 03, 2016 1:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Балетное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 25, 26, 27, 28, 29  След.
Страница 26 из 29

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика