Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2013-07
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 05, 2013 12:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073206
Тема| Балет, St.Petersburg - Savonlinna Ballet Days 2013, Персоналии, Яна Саленко
Авторы| SaschaRing
Заголовок| Интервью: прима-балерина Яна Саленко
Где опубликовано| © Geometria.ru
Дата публикации| 2013-07-20
Ссылка| http://geometria.ru/blogs/culture/61271
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Яна Саленко, прима-балерина Берлинской Государственной оперы и
постоянная участница Международного фестиваля балета DANCE OPEN, выступит в рамках проекта St.Petersburg - Savonlinna Ballet Days 2013.

Яна рассказала журналисту Geometria.ruо заветных мечтах, любимых постановках и ожиданиях от грядущего проекта в Финляндии.



Яна Саленко. Dance Open 2013. Фото: Владимир Черенков

Яна, Вас называют звездой Берлинской сцены, но мало кто знает, как Вы этого добились. Расскажите, чему пришлось учиться, что преодолевать на пути к успеху?

Яна:
Мне не было сложно стать прима-балериной Берлинской оперы. Все шло гладко, с каждым годом я получала новые роли и вот так, наконец, стала ведущей исполнительницей театра. До Берлина я работала в Киеве, в Национальной опере Украины, где также была солисткой и кажется, что тогда у меня было абсолютно все. Переехав в столицу Германии, мне пришлось начинать буквально все сначала, но уже совсем скоро я добилась прежнего положения.

Что Вы открыли для себя, какие новые стороны своей профессии, переехав в Берлин?

Яна:
Главным открытием стала возможность исполнять больше современных номеров, а не только классических, как это было прежде. Кроме того, в моем репертуаре появились интересные характерные роли. В танце стало больше жизни - пожалуй, я бы так сформулировала главное изменение в моем творчестве.

Яна, а Вам ближе какой репертуар: классический или современный?

Яна:
Безусловно, мне ближе и привычнее классика: именно этому я училась и отдала много лет. Классика технически сложнее, но лично мне ее танцевать легче, как ни парадоксально. Современная хореография совсем иная, это нечто новое для тела, новые движения, она по-своему обогащает и классический балет. По большому счету, интересно работать с любой хореографией.


Яна Саленко. Dance Open 2013. Фото: Владимир Черенков

Скажите, а какая у Вас самая любимая роль?

Яна:
Сложно ответить на этот вопрос. Каждая роль любима по-своему. Сейчас мне очень нравится "Лебединое озеро", потому что в этой партии можно выразить абсолютно все. Несмотря на то, что роль эта по складу не совсем моя и очень сложно мне далась, я исполняю ее от всей души и с большим удовольствием.

Труппа Берлинской оперы, насколько мне известно, интернациональна. Комфортно ли Вам работать в такой компании?

Яна:
Да, работается просто чудесно. Люди приезжают с разных уголков мира, у каждого своя школа, и это позволяет многому учиться друг у друга. Все очень разные, каждый со своим характером, но мне, действительно, приятно работать в этой команде.

Владимир Малахов (прим. автора - руководитель балетной труппы
Берлинской Государственной оперы) считает, что классический танцовщик может исполнить модерн и неоклассику, а модерновый танцовщик никогда не сможет танцевать классику. Вы, как профессиональная балерина, согласны с ним?

Яна:
Думаю да, так и есть. Если актриса очень любит исполнять современный балет, то вероятно, ей уже не очень интересно танцевать классику. Поэтому да, я полностью соглашусь с его точкой зрения.


Яна Саленко и Мариан Вальтер. Dance Open 2012. Фото: Николай Круссер.

Яна, а с каким хореографом Вы мечтаете поработать?

Яна:
Мне бы очень хотелось поработать с Джоном Ноймайером, который сейчас живет в Гамбурге. Вообще, конечно хочется познакомиться с очень многими профессионалами. Мне посчастливилось работать с разными хореографами и от каждого ты всегда что-то берешь свое, всегда учишься чему-то новому.

Хотелось ли Вам работать с кем-то из прошлого?

Яна:
Если бы было можно, я бы с радостью и восхищением порепетировала с Маей Плисецкой. Однажды мне повезло, и у меня была прекрасная возможность поработать с самим Васильевым. Несмотря на то, что это был совсем краткий период, я очень многому научилась, ведь он столько знает, столько вкладывает любви... Безусловно, Васильев большая личность.


Яна Саленко. Dance Open 2012. Фото: Николай Круссер

В каких постановках Вы мечтаете выступить?

Яна:
Очень было бы интересно станцевать в «Манон» Кеннета МакМиллана или в «Даме с камелиями» Джона Ноймайера. Еще мечтаю о партии Татьяны из «Онегина». Но признаться, это не совсем мои роли.

Какие роли Вы считаете «своими»?

Яна:
Мои балеты - это «Спящая красавица» и «Щелкунчик», в них чувствую себя очень комфортно. Серьезные сложные драматически партии не совсем для меня, но все равно я к ним стремлюсь - пожалуй, это и есть моя профессиональная цель. К роли приходят с годами. Всегда требуется время, чтобы партия, которую ты исполняешь, стала насыщенной, яркой.

Вы работаете в труппе Берлинской оперы и постоянно выступаете в гала DANCE OPEN в Санкт-Петербурге. Где Вам интереснее работать?

Яна:
Конечно, приезжать в Петербург и выступать на Гала мне безумно интересно. Работая постоянно в труппе, очень многое перестаешь замечать. А на DANCE OPEN всегда встречаешь очень много интересных людей и буквально заряжаешься энергией. Возвращаясь домой после фестиваля я всегда начинаю работать словно с новыми силами.


Яна Саленко и Эрман Корнехо. Dance Open 2013. Фото: Владимир Черенков.

Совсем скоро Вы примете участие в проекте St.Petersburg - Savonlinna Ballet Days. Чего Вы ждете от этого проекта?

Яна:
Мне хочется увидеться со своими друзьями и старыми знакомыми. Думаю, что как DANCE OPEN в Петербурге, так и этот проект станет для меня настоящим праздником. Я с нетерпением жду этого события.

Благодарим за помощь в подготовке интервью пресс-службу Международного Фестиваля Балета «DANCE OPEN».


Последний раз редактировалось: Елена С. (Пн Сен 07, 2015 2:47 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Авг 06, 2013 10:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073207
Тема| Балет, XII Международный конкурс артистов балета и хореографов, Персоналии, Тимофей Андрияшенко
Автор| Кристина Худенко
Заголовок| Новый латвийский Барышников взял Москву
Где опубликовано| газета "Суббота" (Латвия)
Дата публикации| 2013-07-05
Ссылка| http://www.subbota.com/2013/07/05/novyj-latvijskij-baryshnikov-vzjal-moskvu/
Аннотация|



18-летний рижанин Тимофей Андрияшенко завоевал золото XII Международного конкурса артистов балета и хореографов в Большом театре

Московский Международный конкурс артистов балета и хореографов считается одним из самых престижных в мире. Его проводят раз в четыре года — своеобразные балетные Олимпийские игры. А бессменным руководителем жюри является сам Юрий Григорович.

В этом году конкурс собрал самое большое число участников за время своего существования. Среди них был и рижанин Тимофей Андрияшенко, который мечтал «хотя бы попасть в финал», а в результате победил, за что получил звание лауреата, шесть тысяч долларов, золотую медаль из рук самого Григоровича и право выступить на исторической сцене Большого театра.

Балет... в наказание

Звание «наш Барышников» закрепилось за Тимофеем ещё в Рижском хореографическом училище после того, как мальчик с блеском исполнил па-де-труа в «Щелкунчике» (pas de trois, танец пастушка — один мальчик ведёт двух девочек) на сцене Национальной оперы. Тот самый танец, с которого на сцене латвийского Театра оперы и балета начинал свой звёздный путь Misha.

Танцевать Тима начал в четыре года. С коллективом народного танца своего детсада объездил кучу фестивалей. В третьем классе родители неожиданно привезли сына в хореографическое училище — прямо на вступительные экзамены. Это было наказание... за непоседливость: Тимофей любил повыступать и даже станцевать на парте, за что родителей вызывали на проработку.

Благодаря каратэ, которым Тимофей занимался с семи лет, у него были отличные растяжка и гибкость. Отбор был успешно пройден. Правда, занятия единоборствами пришлось бросить, равно как и другие увлечения — волейбол и подводное плавание. Иначе было не успеть: уже во время учёбы Тимофей начал активную концертную деятельность.

Несмотря на тотальную занятость, мальчик умудрился сняться в главной роли молодёжного фильма Уны Целмы «Куда пропал Элвис?» (Kur pazudis Elvis?), куда попал случайно — придя на кастинг за компанию с другом. Фильм рассказывал про латышского мальчика-отличника, успехам которого завидовали одноклассники, а потому всячески пакостили — рвали тетрадки, избивали в гардеробе, — пока Элвис куда-то не пропал...



Итальянский поворот

Мама предлагала Тимофею освоить практичную специальность юриста, но сын всё же предпочёл балетную стезю. Он считает самым большим счастьем выходить на сцену.

Когда-то партиями его мечты были главные роли в «Корсаре» и «Пламени Парижа», теперь он «понял, что в балете вообще нельзя мечтать — надо брать и делать, шаг за шагом». Тимофей прекрасно осознаёт, что такое оборотная сторона его профессии: «Как говорил наш педагог, если ты проснулся и у тебя ничего не болит — значит, ты умер».

Заняв второе место на Международном балетном конкурсе в городе Сполето (Италия), Тимофей получил уникальную возможность бесплатно учиться в итальянской Академии русского балета бывшей балерины Ирины Кашковой. На курсе, стоимость которого 16 тысяч евро в год. Туда же вскоре отправился его любимый преподаватель, в прошлом премьер Национальной оперы Андрей Румянцев.

Параллельно балетному образованию пришлось оканчивать лицей. Разумеется, на итальянском. Впрочем, языки даются Тимофею без труда. В своё время он бойко шпарил на латышском, сейчас — на итальянском и английском, при этом сохранив на удивление грамотный и правильный русский язык.

Тимофей признался, что жизнь в Италии ему очень по душе: люди очень тёплые и вежливые, климат мягкий, а макароны и пицца нисколько не мешают сохранять фигуру. «Всё лишнее выходит с потом, главное — не поддаться итальянской лени!» — смеётся Тимофей.

Победный гопак



Через три года учёбы Андрияшенко взял Гран-при в том же Сполето и замахнулся на самый крутой балетный конкурс мира — в Москве. Именно с него в своё время начал путь наверх самый знаменитый рижанин Михаил Барышников.

Для участия в конкурсе Тимофей подготовил семь танцев. В том числе невероятно трудный, но очень задорный гопак из балета «Тарас Бульба». Недаром ведь владелица итальянской Академии балета, где учился Тимофей, она же его продюсер, по происхождению украинка.

Огромный труд в победу Андрияшенко вложил его любимый педагог Андрей Румянцев, который неотступно опекал воспитанника в самые трудные моменты. Тем не менее Тимофей даже во сне представить не мог, что займёт хоть какое-то место.

«Изначально я мечтал хотя бы попасть в финал», — признался он «Субботе» после поздравлений, принятых от самого Юрия Григоровича и легенды русского балета Владимира Васильева.

В ближайших планах Тимофея — закончить учёбу в лицее, а потом ответить на одно из многочисленных предложений о работе в Европе или Америке.



Увы, папа нашего нового Барышникова — замечательный рижский врач-гомеопат Игорь Алексеевич Андрияшенко не дожил до этого волнующего момента: этой зимой он скончался. «Думаю, что папа сейчас на седьмом небе от радости за меня!» — признался Тимофей.


Последний раз редактировалось: Елена С. (Вт Июл 26, 2016 1:21 am), всего редактировалось 3 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Авг 18, 2013 7:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073208
Тема| Балет, НОУ, Персоналии, Денис Матвиенко
Автор| Анна Тян
Заголовок| Денис Матвиенко: "В Национальной опере никогда не любили ярких и активных людей"
Где опубликовано| "Вести" Украина
Дата публикации| 2013-07-10
Ссылка| http://vesti.ua/kultura/8767-denis-matvienko-v-nacionalnoj-opere-nikogda-ne-ljubili-jarkih-i-aktivnyh-ljudej
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Артист балета с мировым именем рассказал о творческих планах и отношениях с труппой Национальной оперы


Gene Schiavone

– Денис, пару дней назад Вы уволились из Национальной оперы прямо на улице, почему все произошло таким способом?

– Не думаю, что после всего случившегося возможно найти какой-то хороший способ. После того, как поступили со мной в этом театре, сложно чему-либо удивляться.

– Расскажите, что на самом деле произошло в театре, почему Вам перекрыли воздух? Возможно из-за Вашего желания, оптимизировать труппу, что непременно означало бы масштабные сокращения, и это многим не понравилось?

– Я уже много раз об этом говорил. У меня нет точных ответов, уж тем более я не могу сказать вам "что произошло на самом деле". Я просто не знаю. Есть только догадки. Вы знаете, в этом театре никогда не любили ярких, деятельных и активных людей. История помнит очень много примеров, когда хороших и талантливых людей отсюда выживали. Мне даже немного лестно, что я попал в этот список.

– Какие у Вас были отношения с труппой, когда Вы были художественным руководителем?

– Мне кажется, что то письмо, которое написали артисты в министерство в знак поддержки меня, говорит больше, чем я могу сказать. Письмо подписало 62 артиста и педагоги. Я знаю, что были еще желающие подписать, но некоторые побоялись, и я их не виню. Для сравнения, письмо против меня, о котором любит говорить генеральный директор, подписало не больше 20 человек. Конечно, у меня были прекрасные отношение не со всей труппой, но это и не было моей целью. Я вернулся в театр для того, чтобы работать и быть их начальником, а не для того, чтобы нравиться всем и со всеми дружить. Были и те, кто меня не любил и кто был искренне рад моему увольнению. Я даже знаю, кто эти люди, но они были в меньшинстве. Все остальные понимали, что мы работаем и работаем на результат.

В балете нет фонограммы. Здесь нельзя сделать что-то не в полную силу. Ты либо на высоте, либо ты не выходишь на сцену. Зритель не должен разбираться в тонкостях, ему или нравится или не нравится. Он или верит или нет, а для того, чтобы добиться оваций зрителей, надо ежедневно трудиться.

– Вы часто меняли официальные места работы?

– В Национальную оперу Украины я официально приходил и уходил три раза. Работал в Мариинском и Михайловском театрах в Санкт-Петербурге. Вообще, есть разница в понятиях "официальное место работы" и "работа в штате". В вышеперечисленных театрах я работал в составе штатной единицы труппы, в остальных, как Большой театр, Ла Скала, АВТ или Национальный театр Токио я работаю по контракту, что не делает эту работу менее официальной.


Денис Матвиенко. Фото Gene Schiavone

– После скандала в опере в марте этого года оттуда начали уходить молодые танцоры, Вы не планируете составить кому-то из них протекцию? Задействовать в каких-то своих постановках или помочь устроиться работать за рубежом?

– Я не хореограф и у меня пока нет своего театра, поэтому задействовать сам я их нигде не могу, кроме своих личных проектов. Но я никогда не отказывал талантливым артистам в помощи. Наоборот, всегда старался им помочь, и буду продолжать это делать. Оперный театр сегодня - это не тонущий корабль, это корабль, который уже давно застрял в болоте и стоит на одном месте, поэтому "бежать" с такого корабля нормально. Я всегда говорю, что наш век очень короткий, чтобы сидеть на подобном судне. Единственное о чем жалею, что для многих артистов я оказался таким себе Сусаниным, который дал надежду на то, что мы сможем дойти до цели, а в итоге бросил их в этом болоте.

– А вообще с кем-то из своих бывших сотрудников поддерживаете отношения? Что они говорят про сегодняшние настроения в опере?

– В театре остались работать те люди, которые являются моими друзьями. Поэтому новости из театра до меня доходят. О каком настроении можно говорить, когда разваливается труппа? Я не буду скромничать и скажу, что за время моего руководства труппой в театр начали приходить новые артисты, и никто не собирался уходить. Кто-то из артистов меня любил, а кто-то ненавидел, но в их глазах не было безразличия. А сейчас оно вновь появилось…

– Как лично Вы думаете, почему сегодня в Украине такая печальная ситуация в культурной сфере? Почему талантам не дают развиваться в нашей стране?

– Потому, что руководство страны это позволяет и даже культивирует. Что далеко ходить! Мне в руки попало письмо Министра культуры Украины – Премьер-министру Украины, где г-н Новохатько отчитывается о проделанной работе, о том, что он разобрался с ситуацией в НОУ.

Это просто бумажка, прочитав которую становится понятно, что никто ни в чем не разбирался. Там говорится о том, что балет Quatro исполняется под фонограмму, о том, что балет "Баядерка" не является чем-то новым для театра. Видимо, это нормально, чтобы в первом театре страны шел балет, где декорации и костюмы старше артистов балета. Наверное, это обычное дело, когда с труппой работают выдающиеся педагоги и легендарная Наталья Макарова руководит постановкой. Я могу вам предоставить это письмо. Там отчетливо видно, что до культуры в Украине никому нет никакого дела.

– Какие творческие планы на ближайшие будущее?

– Сейчас я готовлю премьеру балета "Пламя Парижа", которая будет 23 июля в Михайловском театре. Но это весьма локальные планы. Если говорить о чем-то более масштабном, то у меня с моим Фондом есть масса планов. Сегодня уже начата работа над совершенно новым балетом, который обещает стать настоящей сенсацией, при том не только в Украине. Над созданием этого балета работают очень известные люди, поэтому я уверен в том, что у нас получится настоящий шедевр. Есть и другие планы. Не думайте, что с моим уходом из НОУ яркие балетные события в Украине прекратятся. Мы будем проводить их на других площадках, но мы все равно будем их проводить. И 14-го октября совершенно точно состоится вечер балета «Диалог».

– Где сейчас Ваш дом?

– Мой дом так, где моя семья. Сегодня это Питер.

– Как часто планируете приезжать в Киев?

– Как я уже говорил, 14 октября во Дворце "Украина" состоится вечер балета "Диалог" с моим участием, а также с участием Нины Ананиашвили, Анастасии Матвиенко, Игоря Колба и солистов НОУ. Этот проект мы должны были провести в июне, но случилось так, что мы вынуждены были перенести его на октябрь. В этот вечер будет очень интересная и разнообразная программа. Когда в следующий раз я буду выступать в Киеве – не знаю. А приезжать в Киев просто в гости я буду. Здесь моя сестра и мои друзья, здесь мой Фонд, поэтому повод приехать есть всегда.

– И будете ли после всего выступать на сцене Оперного театра в качестве гастролера?

– Пока такого желания нет. Но… Никогда не говори никогда. Кто знает, может завтра руководство театра поменяется и возникнет какая-то перспектива.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Сен 02, 2013 8:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073208
Тема| Балет, XII Международный конкурс артистов балета и хореографов, Персоналии, Тимофей Андрияшенко
Автор| Андрей Шаврей
Заголовок| «Когда объявили о моей победе, я заплакал...»
Где опубликовано| газета "Телеграф" (Латвия)
Дата публикации| 2013-07-05
Ссылка| http://www.telegraf.lv/news/kogda-obuyavili-o-moei-pobede-ya-zaplakal
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ



Первую премию XII Московского международного конкурса артистов балета и хореографов (один из трех ведущих конкурсов в мире) завоевал 18-летний Тимофей Андрияшенко из Латвии. Он получил 6 тысяч долларов, золотую медаль и звание лауреата. Уже четыре года Тимофей живет в итальянской Генуе. Телеграфу удалось связаться с молодым талантом.

«Мне жутко не хотелось в балет»

— Тимофей, начнем вроде с банального, но важного. Как вы попали в Рижское хореографическое училище? Это было ваше желание или родителей?


— Танцевать я начал в четыре года и еще с детсадовской группой народного танца объездил массу фестивалей. А что до поступления в хореографическое училище, то, конечно же, желание было далеко не мое, а родителей. Мне жутко не хотелось в балет, так как совершенно не знал, какая жизнь меня после этого ожидает! Я увлекался каратэ, волейболом и подводным плаванием. Но потом многое переменилось. Знаете, я как-то даже не задумывался, что балет займет столь важную роль в моей жизни. С каждым новым днем и с каждой очередной победой в конкурсах я все лучше и лучше понимал, что балет станет моей жизнью. Должен признаться, что балет был для меня, скажем так, даже мучением — до тех пор, пока не осознал свой потенциал и не понял, кем бы я мог в результате стать. Как только это осознал, выходы на сцену стали намного более интереснее и эмоциональнее. Сейчас балет — это для меня все, без него уже никак!

— Интересно, кто ваши родители, имели ли они какое-то отношение к искусству?

— Да нет, они как раз не из сферы искусства. Моя мама, Татьяна, мудрейшая женщина и чуть ли не икона и идеал женщины для меня. Она родилась во Фрунзе (ныне Бишкек, столица Киргизии), в 1966-м и когда ей было 18 лет, приехала в Ригу. С тех пор до сих пор живет в латвийской столице. Много лет проработала в информационном центре при Министерстве внутренних дел Латвии. Недавно, кстати, получила диплом о высшем юридическом образовании!

А папа, Игорь, родился в Ленинграде в 1946-м. Он был врачом. И зачастую, даже если жизнь была тяжкой, он никогда не отворачивался от знакомых и родных, старался всем помогать. К сожалению, его не стало 1 марта этого года, он умер от рака.

«Конечно, Барышников мой кумир!»

— Кто был вашим учителем в хореографическом училище?

— Первой моей учительницей, до второго класса, была давнишняя солистка латвийского балета Инара Гинтере. В третьем классе моим учителем стал долголетний премьер нашего балета Андрей Румянцев. А в четвертом и пятом классах мною занимался артист балета Игнатс Анчанс. А затем, когда я уехал на учебу в Италию, моими преподавателями были российские мастера Ирина Кашкова, Иван Голиандин, Надежда Быкова и снова Андрей Румянцев, который несколько лет назад уехал из Риги в Италию и сейчас там работает.

— Можете вспомнить, какой самый интересный номер танцевали в детстве?

— Было сразу несколько таких номеров! Танцевал на сцене Латвийской Национальной оперы в балете «Белоснежка и семь гномов», поставленном Региной Каупужой. В 11 лет танцевал в Латвийской опере маленького солдатика в «Щелкунчике» Петра Чайковского, а потом и па-де-труа и пастушка в последнем действии. И был еще один номер, который поставил для меня Андрей Румянцев — «Испанский танец»! Я его танцевал в дуэте с Кристиной Ермоленок. Изображал молодого тореадора, который пытался завоевать сердце красивой девушки. И в конце концов получалось так, что оказывался настолько по уши влюбленным в нее, что она просто утягивала меня с собой за кулисы.

— После победы некоторые уже назвали вас «новым Барышниковым». Но тут невольно напрашивается аналогия, потому что вспоминается, как родившемуся в Риге маленькому Михаилу Барышникову поставил номер «Тореро» Валентин Блинов. Маленький Миша, кстати, тогда танцевал в дуэте с Александром Годуновым, который тоже потом стал мегазвездой мирового балета... И, как и вы, он уехал из Риги в 14 лет.

— Да конечно, Барышников мой кумир! У него потрясающая техника, абсолютная чистота хореографических движений, и прежде всего артистизм!

— Расскажите, какими судьбами вы оказались в Генуе?

— В 2009 году я оказался на конкурсе в Сполето, это недалеко от Рима. Я на том конкурсе взял Гран-при. И там же познакомился с директрисой замечательного небольшого частного хореографического колледжа, которая предложила учиться у нее. Вообще-то там плата за год обучения 16 тысяч евро, но она мне предложила заниматься с ней бесплатно. Это предложение, разумеется, меня сразу заинтересовало. Пару месяцев мы переписывались и созванивались. В результате я приехал в Италию на месяц и так там и остался.

— В Италии вы спокойно акклиматизировались? Я смотрю, вы хорошо выучили итальянский язык?

— В Италии мне очень понравилось. Люди здесь все-таки несколько другие, чем в Латвии. Итальянцы намного теплее — совсем другой менталитет все-таки. У меня в Италии сразу появились друзья. И вообще, здесь все очень красиво, тут приятно живется. А итальянский язык выучил примерно за 3-4 месяца. Конечно же, я не сразу свободно заговорил на этом языке, как сейчас, но уже мог как-то объясняться с другими людьми. В конце концов, итальянский лицей помог мне выучить язык.

— Насколько отличается европейская школа балета от нашей рижско-питерской?

— Школа преподавания балета совсем другая. Даже не знаю, как точнее объяснить... Наверное, большее внимание уделяется работе стоп и чистоте хореографических позиций.

«К сцене Большого было трудно привыкнуть...»

— Как вы оказались на знаменитом конкурсе балета в Москве? Трудно ли было туда попасть?

— Съездить в Москву на международный конкурс балета я планировал уже давно, стал готовиться к этому уже 2—3 года назад. Уже во время отбора трудно было продержаться до самого конца. Необходимо было исполнить пять классических вариаций, один характерный и современный номер — это все не шутка, а намного труднее, чем кажется со стороны. Но нет ничего невозможного! Я ведь получил Гран-при в Сполето, а этот конкурс входит в Федерацию международных фестивалей балета (Federation of International Ballet Competitions). Поэтому мне не надо было проходить самый первый отборочный тур (видеопросмотр). Так что попасть на конкурс все же не было особенно трудно. Намного более сложным оказалось продержаться до конца самого конкурса, быть при этом сконцентрированным и на каждом новом туре показывать что-то новое и хорошее.

И потом, как раз накануне конкурса у меня был экзамен на третьем курсе в балетном колледже в Генуе. То есть самый последний и сложный экзамен. Так что я был в отличной физической форме, хотя и немного психологически потрепанный.

— А как вам легендарная сцена Большого театра?

— О, показать максимум там было довольно-таки трудно — причем не только из-за размеров самой сцены, но и из-за ее пологого поката. Как многие наверняка знают, у каждого более-менее крупного театра есть свой покат, но вот в Большом он оказался действительно очень и очень большой. Было очень трудно к этому привыкнуть.

— Вы же в Москве наверняка встречались со многими выдающимися артистами балета...

— Да, там было очень много легендарных исполнителей. Сфотографировался с примой Большого театра Светланой Захаровой (сейчас еще и депутат Государственной думы России. — Прим.редакции), с великим Владимиром Васильевым. В коридоре театра встретился, кстати, с Николаем Цискаридзе и мы поздоровались. И, конечно же, пересекся с председателем жюри конкурса, легендарным хореографом Юрием Григоровичем. Он меня похвалил и пожелал успехов.

— Интересно, какова была ваша первая реакция, когда узнали, что победили?

— Победа... Я до самого последнего момента думал, что вообще не смогу получить никакого места. Отправляясь на конкурс, у меня было целью попасть хотя бы в финал. Но вот чтобы победить... И когда объявили о том, что я получил первое место, для меня это стало огромным сюрпризом. По-моему, какое-то время я был в шоке. А потом, если честно, я заплакал — слезы радости покатились по щекам. Это, кстати, даже видно в интервью для российского телеканала «Культура».

— Интересен тот факт, что вы выступали все-таки от родной Латвии, а не от Италии. Это было ваше принципиальное решение?

— Вообще-то хотелось представлять Италию, поскольку все же уже четыре года там живу и учусь. Но в правилах конкурса написано, что участники представляют ту страну, гражданство которой они имеют. Я гражданин Латвии.


Полностью интервью читайте в газете Телеграф


Последний раз редактировалось: Елена С. (Пн Сен 07, 2015 2:52 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 11, 2013 7:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073209
Тема| Балет, труппа «Санкт-Петербургский мужской балет», Персоналии, Валерий Михайловский
Автор|
Заголовок| Балет - мужское дело? Почему распалась одна из самых известных трупп
Где опубликовано| газета "Аргументы и факты - Петербург" №30
Дата публикации| 2013-07-30
Ссылка| http://www.spb.aif.ru/culture/article/59847
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ


Фото: Из личного архива

Знаменитый петербургский танцовщик Валерий Михайловский, создатель труппы «Санкт-Петербургский мужской балет», отметил на днях 60-летие. Кстати, на сцене живая легенда - уже почти сорок лет. Это абсолютный рекорд

Хочется свободы!

АиФ-Петербург: - Валерий, как же получилось, что буквально накануне вашего юбилея прекратил существование «Мужской балет»?

- В апреле был 21 год со дня основания труппы. И я решил: такой режим выживания больше продолжаться не может. 18 лет мы были государственной труппой, что позволяло худо-бедно существовать. Но нас лишили поддержки, а самих себя содержать нереально. Мы честно платили все налоги, на что уходило около 40% доходов, да ещё - аренда репетиционного зала, балетная обувь, зарплата артистам. Ну не заработать нам таких денег!

АиФ-Петербург: - Почему же Комитет по культуре перестал вас поддерживать? Знаю гораздо менее известные коллективы, которые продолжают финансировать.

- Сам стараюсь понять. Говорят: «Вы не в формате». Что это значит? Мы - единственная труппа в мире такого рода. Выступая на гастролях по стране и за границей, прославляем Петербург. Но он же нас и уничтожил. Публике мы нужны, в чём постоянно убеждались, а городу - нет.



АиФ-Петербург: - Для вас это удар?

- Я устал от проблем, ведь мне как руководителю приходилось заниматься всем: добыванием денег, организацией гастролей, репетициями, репертуаром, да ещё и самому танцевать. Себе я почти год не платил зарплату - средств не хватало. Мне давно говорили: «Сумасшедший, зачем ты всё это тянешь?» Но было моральное удовлетворение, ведь публика здорово принимала.

Но сколько же можно издеваться над собой? Я радуюсь, что закончились муки, свалилась гора проблем. Хочется свободы. Пора заканчивать танцевать, и я не боюсь дальнейшего: могу давать уроки, есть интересные творческие предложения.

АиФ-Петербург: - А что будут делать ваши танцовщики?

- У нас был большой разговор. Ребята всё видели и знали. Они - талантливые, молодые, справятся с ситуацией, ещё найдут себя.

На урок - каждый день

АиФ-Петербург: - Насколько я знаю, в вашей жизни уже бывали такие переломные моменты…

- Да, я начинал карьеру в Одесском театре, за семь лет перетанцевал все ведущие партии. А потом всё бросил и ушёл к Борису Эйфману. Проработал в труппе 14 лет, был первым исполнителем главных партий в большинстве спектаклей. Самой известной работой стал князь Мышкин в «Идиоте». В 1992 году ушёл от Эйфмана, думал, что танцевать закончил. Три месяца лежал в больнице, лечил травмы, а потом понял, что из меня прёт энергия, и создал собственную труппу.

АиФ-Петербург: - А вдруг сейчас снова «попрёт»?

- Если я расстался со сценой, это не значит, что и с балетом тоже. Даю уроки. А доктор сказал: «Тебе придётся заниматься до конца жизни. Иначе мышечный корсет расслабится, станешь инвалидом на следующий же день». Так что кроме балетного класса хожу в тренажёрный зал, чтобы работали все группы мышц. Меня не удивляет, что Галина Уланова, уже незадолго до смерти, лёжа в больничной палате, просила её не беспокоить, потому что делала урок.

АиФ-Петербург: - У вас за плечами столько творческих достижений, что возникает вопрос - почему же вы только «заслуженный», а не «народный артист»?

- Часто, не спрашивая меня, на афишах писали - «народный». Когда я говорил, что это не так, удивлялись: «Вас же знает вся страна! Мир!». Документы на моё звание подавали, но… Видимо, дело в том, что ничей я не сын, не муж, не родственник и никому денег не дал. Я ничему не удивляюсь, ведь когда нашей труппе исполнилось 20 лет, никто от петербургских властей нас не поздравил. Только люди из других городов.

АиФ-Петербург: - Так итоги карьеры - печальны?

- Ни в коем случае! Жизнь дарила мне встречи с замечательными людьми. И даже, казалось бы, незначительные моменты помогали в профессии. Как-то в Одессе, после спектакля, я снимал грим, нещадно натирая лицо вазелином. Гримёрша пришла в ужас: «Дорогой мой, тебе лицо дано на всю жизнь. И что ж ты с ним делаешь?» Я впервые задумался о том, что если человек посвящает жизнь одной профессии, он должен знать о ней всё. Даже анатомией стал интересоваться, чтобы понять - как работают мышцы, как их нагружать. Когда у коллег случались травмы, ставил им диагнозы, которые врачи подтверждали. Благодаря профессии я познакомился со многими великими артистами. Играл в спектакле с Олегом Басилашвили «Послесловие к «Идиоту». Я объездил страну и мир. А какое разнообразие балетных партий, да я Бога благодарю!

АиФ-Петербург: - Никогда не возникало соблазна уехать из России?

- Когда был начинающим артистом - приглашали. Но я не уехал из чувства патриотизма, хотя жил в общежитии на нищенскую зарплату. Мы радовались творчеству, тому, что работаем в театре. С «Мужским балетом» тоже звали, причём на роскошные условия. Отказался, думал о престиже нашей страны. Но, знаете, я и сейчас не жалею.


Последний раз редактировалось: Елена С. (Вт Июл 26, 2016 1:27 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Дек 11, 2013 11:46 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073210
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Николай Цискаридзе
Автор| Лариса Алексеенко
Заголовок| Николай Цискаридзе: Как и многие артисты, я суеверный
Где опубликовано| газета "Наша версия" № 26
Дата публикации| 2013-07-08
Ссылка| http://versia.ru/articles/2013/jul/08/nikolay_tsiskaridze
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ


Фото: Коммерсантъ

1 июля администрация Большого театра не продлила контракт с Николаем Цискаридзе. К чему он отнёсся, на удивление, спокойно. «А к чему истерики? Разоблачать мне некого, жаловаться мне не на что, я на роль жертвы не гожусь, так как таковой себя не чувствую и у меня всё хорошо. Более того, впервые за все долгие годы работы в театре я – в отпуске. Планы свои не обсуждаю, да и артист я всё-таки молчаливого жанра», – Цискаридзе был краток.

– Отчего же планы не обсуждаете?

– Из-за суеверий. Как и многие артисты, я суеверный. Однажды по неопытности рассказал о спектакле, в котором хотел станцевать, а он так и не был поставлен. Поэтому с тех пор планами своими не делюсь.

– Говорят, президент страны был готов вам помочь в вашей ситуации?

– Не слышал, но тем не менее спасибо ему большое. Хотя я в состоянии разговаривать сам.

– Вас поддерживают и ваши поклонники, и некоторые артисты балета. Среди них Анастасия Волочкова. Изменилось ли ваше к ней отношение?

– Вообще, я её поддерживал всю жизнь. С Настей мы давно уже добрые друзья, и, когда 10 лет назад у Насти начались проблемы в этом театре, я сказал тем своим коллегам, кто против неё выступал: «Учтите, любой из нас может оказаться на её месте». И время показало, что я прав. Мне на днях позвонила из швейцарской клиники Зоя Богуславская и сказала: «Коля, я сразу после операции, но думаю о вас. А ещё о том, кто будет следующим. Но выгонять больше некого. Вы были последним. Единственно, могу вас поздравить с тем, что вы уже причислены к лику бессмертных». Я же вообще особых иллюзий не питал и всё предвидел заранее.

– Откуда? Это дар предвидения?

– Нет. Я много читал дневников артистов Большого театра. Среди них были дневники Мариса Лиепы, мемуары Галины Вишневской и Майи Плисецкой. Вы же помните, что все они в разное время были уволены из театра. И ещё много о методах работы в этом «главном очаге культуры страны» написал Борис Покровский. Всё в этом мире повторяется. Как о своём театре сказала Фаина Раневская: «Работа напоминает заплыв брассом в унитазе». Видимо, это свойственно и другим театрам.

– Может, все эти проблемы связаны с расположением театра? Он ведь был построен на кладбище?

– Более того, не просто на кладбище, а на чумном. Когда начали строить новое здание, при заложении фундамента здания нашли такое захоронение. Потом приехала санэпидемстанция, что было ещё во время руководства театром Васильева. Это всё стали быстро вывозить, ведь известно, что бактерии чумы уничтожить невозможно. Оказалось, что там, где сейчас находится наш дом 3/5, стоял храм, а на месте, где планировали стройку, был погост. Планы менять не стали, и здание, к сожалению, было построено на этом месте. Может, поэтому не всё так просто. В старом здании было много талантов и много всякой нечисти. На этой сцене, там где круг поворотный, я приходил в пустой зрительный зал, когда не получались какие-то движения, и мне становилось лучше. А сейчас, после капитального ремонта, всё очень изменилось, даже аура другая.

– А есть ли альтернатива в Москве?

– Париж. В этом городе вообще очень хорошо. Но там хорошо прежде всего работать.

– Вы известны не только как великолепный танцор балета, но и как человек с необычайно широким кругозором. Как вам удалось совместить эти трудно сочетаемые качества?

– Всё началось с детства, как и у всех. Мне читали хорошие детские книжки. Сам я, правда, читать не любил, мне больше нравилось слушать пластинки. Но с мамой было сложно спорить. Легче было прочитать, чем с ней препираться. А когда я поступил в Тбилисское хореографическое училище, там была уникальная библиотека, а в ней очень много антикварных книг о балете. И я увлёкся. Сейчас таких называют словом «ботан», в мои же годы называли таких ребят фанатами, меня все дразнили, но мне было всё равно. Потом переехал в Москву и читал на переменах, а когда начал работать в театре, постоянно читал в метро. А как ездить перестал, стал читать меньше. Но что тут сказать? Если вы очень захотите, вы всё и прочтёте. Всё зависит от степени желания.

– Вы сейчас получаете второе образование?

– Да, изучаю юриспруденцию. Мне нравится, когда всё прописано в законах и когда всё еще и выполняется. В той же Франции артист балета может танцевать до 42 лет, а преподавать до 62. У нас же всем педагогам под 80. А всех 40-летних поувольняли.

– До недавнего времени вы занимались с новым поколением артистов балета. Заимствовали педагогические приёмы у ваших педагогов?

– Вы заметили, что артисты сейчас уже не делают те движения, которые делали 10-20-30 лет назад. Но всё зависит только от репетитора. Как сейчас помню, что мне сказала Галина Сергеевна Уланова: «Колечка, вы знаете, я, взрослая женщина, приезжаю из-за вас, а вы валяете дурака». После этих слов ты понимаешь: либо ты сейчас сделаешь, либо она больше не придёт. Пётр Антонович Пестов, который нас учил, бил нас, и очень больно. За это ему особый поклон. А сейчас отношение другое: не получается – не делай.

– Что вас заставило участвовать в мюзикле «Ромео и Джульетта»?

– В мюзикле, кстати, участвовал не только я, передо мной в этом жанре отметились Нуреев с Макаровой, и никто их за это не ругал...

– ... а я и не ругаю...

– ...а Александр Годунов даже пел не своим голосом в фильме «31 июня». Я же честно отработал в театре оперетты три сезона, и мне всё время задавали вопрос «почему?». Должен признаться, что я обожаю оперетту, и если б у меня был голос, я бы работал в этом жанре. Но, увы. Так вот, когда делался мюзикл «Ромео и Джульетта», в нём изначально была придумана роль пластическая. Как-то, общаясь с продюсерами, я пошутил: «Если бы я умел петь, я бы пришёл к вам на кастинг», на что продюсер Катя Гечмен-Вальдек сказала: «А там есть одна роль без вокала, может, рискнёшь?» Я отвечаю, что вроде в спектакле её исполняет женщина, а она мне: «На премьере её исполнял сам балетмейстер». Я и пошёл. Было забавно, что, работая одновременно в двух театрах, в мюзикле я получал в несколько раз больше, чем за работу в больших спектаклях театра, находившегося по соседству.

– Пробовали себя в иных жанрах? Вы же вели передачу о балете на телеканале «Культура». Может, вам понравится если не сниматься в кино, то хотя бы фильмы озвучивать?

– Если кто-нибудь пригласит, я, может быть, и рискнул бы. Сегодня в эфире телеканала «Пятница» я читаю стихотворение Киплинга «Если». А ещё некоторое время назад был выпущен диск, где известные люди читали басни и сказки, я там читал басню «Стрекоза и муравей». И со мной очень много работали, и было много дублей, но я этот ужас слушать не могу. Я вообще к себе в записи очень критично отношусь, будь то аудио или тем более видео­запись. Есть некоторые записи, которые люблю. А расстраиваюсь я очень быстро.

– Вы играете на каком-нибудь музыкальном инструменте?

– Уроки фортепиано были в нашем хореографическом училище. С точки зрения музыкальной я абсолютно бездарен, но я был очень усидчивым, сидел сколько нужно за роялем, потому что мой школьный педагог Пестов очень ругал и в любой момент мог попросить сыграть что-нибудь. И потом, если что не так, мог дать и по мозгам. Вот я и старался. Но после окончания школы к инструменту больше не подхожу. Однажды я даже пожаловался Тамаре Гвердцители. «Среди моих родственников никто никогда музыке не учился, но все играют на гитаре и фортепиано и поют с детства. Как они это делают, не понимаю. Я же единственный, кто закончил восьмилетку, и не могу играть вообще. Как и петь». На что Тамара сказала: «Зато ты танцуешь один».

– У вас репутация спорщика. Вы что, спорите и с балетмейстерами?

– С Роланом Пети – лишь о Пушкине. Хотя было тяжело. Даже с Ноймайером не спорил, хотя очень хотелось. Просто Ноймайер очень любит читать лекции, ведь чаще всего люди балета читают мало. У нас через неделю спектакль, ничего не готово, эпидемия гриппа и оставшийся один состав исполнителей, а он нам читает в течение нескольких часов лекцию о Шекспире. И в какой-то момент я ему сказал: «Время уходит, мне не до лекций, сейчас надо попрыгать, можно мы порепетируем?» Но я оказался виноват.

– Говорят, на балете «Мадемуазель Нет» вы громче всех кричали Сильви Гиллем браво?

– Это правда, и мне всё равно, что она танцует, я её обожаю и готов смотреть всё, что угодно.

– У вас есть любимые праздники?

– Нет, праздники я не люблю. Может, потому что у меня их никогда не было, в эти дни я всегда работал. Надеюсь, сейчас всё изменится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Сен 07, 2015 3:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073211
Тема| Балет, Национальный Театр Оперы и Балета (Молдова), Персоналии, Екатерина Устимова
Автор| Мария Савина
Заголовок| Екатерина Устимова: Балет - очень тяжелая профессия, она отнимает все
Где опубликовано| allfun (Молдова)
Дата публикации| 2013-07-23
Ссылка| http://www.allfun.md/article/17349
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ


Артист балета – это даже не профессия, а жизнь. Екатерина Устимова всю ее провела в хореографическом зале, и уверена, что не зря. Она гордится своими успехами, но еще с большим трепетом рассказывает об успехах мужа. Вместе они выступают на сцене Национального Театра Оперы и Балета, а во время отпусков гастролируют с московской труппой.

Когда последний раз выступали в нашем театре?

В марте участвовали в спектакле "Ромео и Джульетта", исполняла роль мамы Капулетти. Очень люблю эту партию, она актерская, там можно вывернуть себя наизнанку, показать с другой стороны. Вообще, обожаю драматические роли. Много лет работаю в Кишиневском Театре Оперы и Балета, с 97-го года. Здесь проходит моя творческая жизнь.

Откуда появилось желание связать себя с балетом? Выросли в "балетной семье"?

Когда была совсем маленькой, увидела по телевизору балет "Жизель" и заболела им. Тогда в Кишиневе была студия "Солнышко", и родители в пять лет отвели меня туда. Нам посоветовали вернуться через год, если не передумаю. Ровно через год пришла снова, и меня взяли. Обожала уроки танцев. Ходила на занятия каждый день и занималась со всеми группами. Со временем, мой педагог Марина Семеновна сказала, что есть хореографический лицей, куда можно поступить, если планирую профессионально продолжать заниматься балетом. Родители сначала не очень хотели, в нашей семье никто раньше не танцевал, мама боялась, что у меня будут больные ноги, но мое желание победило.

Родители всегда делали и продолжают делать все ради меня и брата.



Каждая балерина, наверное, мечтает танцевать ведущие партии.

У меня никогда не было ведущих партий, а вот вторые танцую часто. Будущее балерины зависит от того, к какому педагогу она попадет. Есть преподаватели, которые тянут каждую, как ведущую, а есть те, кто выделяет кого-то и именно из нее воспитывает ведущую балерину. Может быть, я не попала в нужные руки в нужное время. Всего год отучилась у Елены Николаевны Цариковой, замечательного педагога, которая воспитала много хороших ведущих балерин. За время учебы в лицее побывала у четырех преподавателей, поэтому ставку на меня особо никто не делал, да и на весь класс в целом. Может быть, если бы осталась у Елены Николаевны, она бы сделала из меня ведущую балерину, но я и высоковата для главных ролей. Иногда лучше на все 100% исполнять вторую партию, чем на 70% ведущую.

В балете есть соперничество?

В нашей профессии всегда кто-то наступает на пятки. Всегда хочется доказать, что ты можешь больше и лучше. У нас здоровая конкуренция. Соперничают на уровне исполнения движений, работы на сцене. Все общаются друг с другом. Думаю, что воспитанные люди не занимаются такими вещами, о которых можно услышать по телевизору.

Какой рост считается оптимальным для ведущей балерины?

Все зависит от спектакля. Например, в "Лебедином озере" Мариинского театра балерина высокая, примерно 170-175 см. Более техничные и "прыжковые спектакли", такие как "Дон Кихот", могут быть исполнены балериной ростом 160-165 см. В каждом театре разные стандарты.



Все же, если представится возможность станцевать главную партию, какой спектакль выберете?

Если бы танцевала главную роль, выбрала бы Кармен.

Ваш муж тоже солист Национального Театра Оперы и Балета. Какие его партии вам по душе?

Муж - ведущий солист нашего театра. Спектакли с его участием редко удается посмотреть из зрительного зала, ведь мы часто выступаем вместе. Особенно он нравится мне в образе Ромео и Альберта.

Танцевать вместе с мужем - легкая или сложная задача?

Не раз танцевали вместе, и каждый раз получаем безумное удовольствие от работы в паре.

Замечания друг другу делаете?

Конечно. Бывают мелкие споры, у каждого свое видение, но всегда находим консенсус. Не критикуем друг друга, а помогаем и поправляем. Важнее донести до человека информацию так, чтобы он понял, в чем была ошибка и не обиделся. Думаю, что критика в нашей профессии это обидно и не всегда справедливо. Проще простого раскритиковать все, а ты попробуй, станцуй!

Дома репетируете?

Дома учим порядок движений. Каждый сидит за компьютером и учит свою партию, а потом идем в зал, включаем музыку и начинаем репетировать.

Сейчас вы с мужем активно гастролируете, а раньше не было желания куда-нибудь уехать?

Предложения работы в других странах поступали и раньше, но не хотелось покидать родной город. Мы выезжали за границу, было множество интересных поездок, но не таких долгих. Со временем разочаровываешься в том, что происходит в стране, уже нет такого горячего желания работать именно здесь. Будем честны: на нашу зарплату в 2000 леев прожить сложно. Но дело не только в зарплате. Здесь не хватает творчества. Сегодня театр находится в тяжелом положении, количество спектаклей сокращено. С одной стороны, это правильно, потому что зарплата маленькая, но, с другой стороны, без творчества артист погибает. Три-четыре спектакля в месяц - очень мало. Рады, что есть возможность реализовывать себя с другими труппами. Сейчас выступали в Испании с московской труппой. Показывали "Лебединое озеро", " Спящую красавицу", "Жизель". Посетили Пальма-де-Майорка, Канарские острова, были на Ибице. За 2 месяца - 36 спектаклей. Чем больше спектаклей, тем лучше: с нашей профессией хочется успеть станцевать все, о чём мечтал и к чему стремился все годы.

В каких странах успели побывать?

Список большой. Это Америка, Англия, Швейцария, Норвегия, Франция, Испания, Португалия, Италия, Шотландия.

А как же Москва?

Я там не была, но муж участвовал в Международном конкурсе артистов балета. Должны были поехать вместе, но за пять дней до конкурса я сломала ногу на репетиции. Было не до выступлений. Никто не застрахован от травм, наша профессия не исключение, но восстановиться можно, главное – желание.

Гастроли дают какие-то особые эмоции?

Сама подготовка очень волнует. Переживаешь за то, как будешь работать с незнакомым театром, но потом, когда вливаешься в коллектив, все очень здорово.

Есть отличия в технике у артистов балета разных школ?

Кто-то акцентирует внимание на технике, кто-то - на чистоте исполнения движений, а другой старается взять публику эмоциями. Школы отличаются, но движения одни и те же. Главное - академизм. Непрофессионал, я думаю, не заметит разницы.

Как после спектакля восстанавливаетесь? Или за столько лет работы в театре выступления стали привычным делом и не отнимают много сил?

Зависит от спектакля. Если танцуешь "Дон Кихот", то в тебе еще долго играют эмоции и зашкаливает адреналин. Если это было "Лебединое озеро", то совсем другое ощущение, но, как правило, эмоции очень приятные. Ты работаешь, ждешь спектакль, и, когда он заканчивается, вместе с усталостью приходит наслаждение.

Вы по образованию педагог-репетитор. Уже учите кого-нибудь балетным па?

Пока есть возможность танцевать, предпочитаю выступления. Если возьму детей, не смогу ездить на гастроли. Лучше заниматься хорошо одним делом, чем пытаться совместить два в ущерб чему-то. Если начну преподавать, то никуда не уеду. Дети станут на время моими, должна буду пройти с ними все шаги нелегкого балетного искусства. Нельзя постоянно менять педагогов, это я знаю по собственному опыту.

Своих детей отдали бы на балет?

Думаю, все будет зависеть от способностей ребенка. Балет – очень тяжелая профессия. Нужно иметь здоровье, хорошие природные данные и желание. Если не будет желания, то нет смысла идти в балет. Можно пойти в любой танцевальный кружок для того, чтобы иметь красивую осанку, пластику, музыкальный вкус. Наша профессия забирает все: нет ни детства, ни гуляний, как у других детей. В 11 лет идешь в хореографический лицей и полностью посвящаешь себя этой профессии.

Оглядываясь назад, не жалеете, что выбрали этот нелегкий путь?

Оно того стоило. Конечно, бывают разочарования, всегда хочется чего-то большего, но я счастлива, что пошла в балет и не представляю себя в другой профессии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17001
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 30, 2016 3:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2013073212
Тема| Балет, Кыргызстан, Персоналии, Рейна Чокоева
Автор| Нурия Шагапова. фото из архивного альбома Рейны Чокоевой
Заголовок| Звезда кыргызского балета «Княгиня Арабеска»
Где опубликовано| газета «Для вас» Кыргызстан
Дата публикации| 2013-07-15
Ссылка| http://dv.kg/?p=3170
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ



В августе 1956 года, после окончания Ленинградского государственного академического хореографического училища (ЛГХУ) имени А. Вагановой, юная балерина Рейна Чокоева переступила порог нового здания Кыргызского театра оперы и балета. Природная музыкальность, отличная школа и умение искренне передавать чувства своих героинь завораживали зрителей. Очень скоро она сумела завоевать сердца кыргызстанцев и любителей балетного искусства. Более 25-ти лет спектакли с ее участием проходили с аншлагом. 1 ноября 1981 года в Кыргызским академическом театре оперы и балета имени А. Малдыбаева состоялся бенефис народной артистки Киргизской ССР, Лауреата государственной премии СССР Рейны Чокоевой. Балерина подвела итог своей сценической деятельности. На этом бенефисе звезда кыргызского балета простилась со своими зрителями, но свои знания и опыт она продолжает передавать молодым. 13 июля Р.Н. Чокоева отметит свой 75-летний юбилей, и мы предлагаем эксклюзивное интервью, которое она дала нашей газете.

– Рейна Нурманбетовна, у вас довольно необычное имя, даже псевдоним придумывать не надо, словно родители заранее знали о вашем сценическом предназначении.

– Я родилась 13 июля 1938 года в селе Уч-Терек Уч-Терекского района Джалал-Абадской области (ныне Ошская область). По рассказам мамы мне известно, что в 1937 году отца направили туда на работу вторым секретарем. В день моего рождения собрались сельчане, чтобы поздравить родителей и, естественно, стали предлагали имена. Отец всех выслушал, а потом сказал, что выберет имя сам. Каждый вечер он изучал карту, и недели через две сказал: «Дочь будет Рейной».

– Расскажите, пожалуйста, о значимых событиях вашего детства.

– В городе был единственный театр и на все спектакли нас туда водил наш дядя Асанкан Джумахматов. Под впечатлением увиденного, дома мы устраивали концерты для соседей. Открывали двери нашей квартиры – она служила кулисой, а лестничная площадка сценой. В наш дом из блокадного Ленинграда въехала семья Страховых– строгий родитель, добрая Марина Борисовна и их дочь Наташа, которые сразу же стали очень близкими и добрыми соседями. Марина Борисовна работала в театре педагогом классического танца (до войны, она преподавала в Ленинградском хореографическом училище). При театре была организована студия, куда ходили моя старшая сестра Дамира, затем Наташа, потом моя сестра Замира, а позже и я. Мы знали многих артистов, которые там занимались. Марина Борисовна на уроках говорила: «и шаг, и шаг», а мне слышалось ишак. Смешно…

После снятия блокады Ленинграда, они уехали.

Мне не было девяти лет, когда умер отец. Мама осталась с шестью детьми. Младшему братику был 1 год и 8 месяцев, а старшей сестре Дамире 14 лет. Мы с Замирой учились в 12 школе. Я во втором, она в третьем классе. Начались каникулы. В один из дней к нам пришла Марина Борисовна. Она приехала из Ленинграда, чтобы набрать детей для обучения в ЛГХУ. Они с мамой о чем-то долго разговаривали и плакали. На следующий день Марина Борисовна позвала меня и Замиру и спросила, не хотели бы мы поехать в Ленинград. Мы, конечно, обрадовались. Марина Борисовна повела нас в какое-то здание, там проверили наши данные на гибкость, прыжки и т.д. Нас приняли. Мне исполнилось девять лет. помню вокзал, там столпотворение. Люди с тюками, чемоданами, спешат, толкаются, стараются перекричать друг-друга. Потом поезд тронулся, а у меня перед глазами долго стояло мамино мокрое от слез лицо…

В училище Марина Борисовна преподавала классику и историко-бытовой танец. К нам она относилась, как к родным. После занятий, на выходные, она забирала нас к себе. И хотя они с дочерью жили в однокомнатной коммунальной квартире, мы для них были желанными гостями. Утром завтракали бутербродами с колбасой, потом шли в баню, обедали и возвращались в интернат. Так прошло детство.

– На ваш взгляд, имена людей влияют на их судьбы?

– Отец дал мне сценическое имя, хотя говорил, что его дочери должны обходить театр стороной. Я сама свое имя до определенного времени связывала с рекой Рейн, пока будучи в Гаване на Международном фестивале не узнала еще одно значение. Тогда в кубинской газете написали, что Рейна Чокоева в прелюдии Шопена оправдала свое имя. Рейна по-испански королева.

– Рейна Нурманбетовна, это правда, что вы танцевали на сцене даже когда болели?

– Был случай. Я танцевала Зейнеп в балете «Куйручук» и в первой партии упала, было больно, но я довела партию до конца. За кулисами заплакала, коллеги подумали, что у меня растяжение и начали вытягивать запястье. Стало еще хуже. Бубусара эже согласилась заменить меня, но началась вторая картина и пока она переодевалась, мне пришлось выйти на сцену. Я танцевала «плач Зейнеп», на пируэтах прижимая больную руку. Зрители видели мои слезы. На третьей картине Бубусара эже заменила меня, а мне вызвали скорую. В больнице выяснилось, что у меня перелом.

Второй случай, был, когда мне пришлось танцевать после аварии. Мы были в отпуске в Ташкенте и возвращались домой на машине. В ней ехали пять человек взрослых и трое детей. Сын сидел у меня на руках. За рулем был Булат. Вдруг машина потеряла управление. Сын ударился о ручку двери, и его отбросило, а я выскочила из машины и покатилась по камням и колючкам. Авария была страшная. Пострадали все, но, слава Богу, остались живы. У меня был перелом правой руки. После отпуска я вышла на работу. За станок держалась левой рукой. Начались гастроли, я танцевала Жизель. За месяц мы побывали в двух республиках. Моим партнером был Берик Алимбаев. два месяца, каждая его поддержка вызывала во мне жуткую боль. Признаюсь, я даже ругала его, а он оправдывался и говорил, что все делает, как обычно. Потом я простыла и мне сделали рентген. Как оказалось, во время аварии у меня была сломана только рука, но и два ребра.

– Рейна Нурманбетовна, как вы познакомились со своим будущим мужем?

– Мы познакомились с Булатом в театре. Он учился в студии вокала. Вокалисты зачастую были заняты на спектаклях в мимансах – ролях, где нужно просто стоять, например, стражники. Студийцы ходили на все спектакли и, конечно знали всех артистов. Ежегодно в театре устраивали новогодние вечера, в которых и они принимали участие. На одном из таких вечером Булат пригласил меня танцевать. Мы познакомились и начали встречаться.

– Наверное, он был большим романтиком. Дарил цветы и признавался в любви?

– Цветов не дарил и я не помню его признаний. Все было намного прозаичней. Вместо «люблю», он уже после нескольких встреч сказал: «Выходи за меня замуж». По сути, я знала Булата только с его слов, что ему 24 года, учится он политехническом институте, на данный момент взял академический отпуск. О том, что он младше меня на два года я узнала только в ЗАГСе во время регистрации, когда мы уже поставили свои подписи. Многое о чем мне говорил Булат, оказалось плодом его фантазий. Для меня это стало настоящей трагедией. «Почему ты меня обманывал»? – спросила я, на что он ответил: «Если бы я сказал, что мне восемнадцать лет, ты бы не вышла за меня замуж». Так 3 февраля 1959 года мы поженились. После регистрации, моя подруга и его друг, которые были нашими свидетелями, немного погуляли по городу, а потом разошлись. Муж поехал к себе домой, я к себе. Вот такая у нас была свадьба.

– Как в дальнейшем складывалась ваша семейная жизнь?

– Через несколько дней мы сняли комнатку. Печка, кровать и небольшой столик вот все, что там было. Топили дровами, их на саночках привозили сестренка и братишка. Но самой главной «достопримечательностью» были тараканы. Они были повсюду, разбегались только тогда, когда включали свет. Через три месяца, я уехала в Ленинград на съемки фильма «Чолпон», а он на учебу. Шло время. Булат Минжелкиев окончил консерваторию в Ташкенте. Вернулся сюда. Позже он получил сразу два предложения – в Большой театр в Москву и продолжить учебу в Италии. Он выбрал Милан. Так началась карьера моего мужа.

– Кто был инициатором развода?

– Мы встречались и расставались. Во многом здесь играет роль и специфика нашей деятельности. Где-то в году 1992 я ездила к мужу в Ленинград (Санкт-Петербург). Он преподавал там в консерватории. Провожая меня, Булат сказал: «Что бы ни случилось, я все равно буду с тобой, и я тебя никогда не забуду», я смотрела на него, он плакал. Если Булат приезжал сюда, он обязательно останавливался у меня, он приезжал домой. Только в 1993–1994 годах я узнала, что там он живет с другой женщиной. Не знаю, почему-то о таких событиях все жены узнают последними. Официально мы развелись в 1996 году. Но мы все равно продолжали общаться и перезваниваться. Булат был в курсе всех событий, которые были связаны со мной. Наши отношения перешли в дружеские, нас многое и связывало, в том числе и творчество. ровно через год после развода его не стало.

– Рейна Нурманбетовна, мало кому известна, ваша немаловажная роль в создании хореографического училища в Кыргызстане. Расскажите об этом, пожалуйста.

– В 1979 году проводили на пенсию заведующею хореографического отделения Гульбар Бакировну Даниярову, очень много сделавшую для развития балетного искусства в Кыргызстане, а меня назначили на ее должность. Я как-то сразу вклинилась в коллектив, потому что там меня все хорошо знали. Месяца через два главный бухгалтер сказала: «Рейна Нурманбетовна, вы человек новый, как вы в сентябре начнете занятия? Завозят новое оборудование, но, насколько мне стало известно, финансирования не будет открыто». Тогда я написала письмо первому секретарю ЦК Компартии Т.У. Усубалиеву с просьбой продолжить строительство здания хореографического училища (пристройки) и не закрывать финансирования и уехала на гастроли. В августе, во время отпуска, мне позвонили из правительства и сказали, что со мной хочет побеседовать Усубалиев. Вместе с Турдукуном Усубалиевичем был III секретарь по идеологии Кенеш Нурматович Кулматов. Беседа проходила в теплой дружеской обстановке. Усубалиев попросил меня рассказать о Ленинградском хореографическом училище, как проходили занятия, какой язык изучали и т.д. Я ему все рассказала. Он был приятно удивлен, что там изучают французский язык.

– Как вы думаете, мы можем открыть свое хореографическое училище в Кыргызстане? – спросил Усубалиев.

– С общеобразовательной школой? – спросила я.

– Ну, да! Такую же, как в Ленинграде.

– Это очень хорошо потому, что дети будут учиться в одной школе, а не в разных.

– Вы будете директором, – сказал он.

– Какой же из меня директор», – удивилась я. – Но возражения мои не были приняты. 1 января 1980 года был подписан указ об открытии Фрунзенского хореографического училища. Министр культуры Кулуйпа Кондучалова была против, но в конечном итоге она выделила дополнительные средства на оборудование сцены школьного театра.

– Сколько ролей сыграно вами?

– Невозможно перечислить весь классический репертуар – «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Жизель», «Баядерка», «Дон Кихот», «Лауренсия» и т.д.

– Какой наградой вы дорожите больше всего?

– У меня пять орденов – «Знак почета», «Трудового Красного знамени», «Манаса» III степени, орден Монгольской Республики. Пятый орден «Дружбы» вручил мне глава РФ Владимир Владимирович Путин. Он спросил: «Вы Вагановское окончили»? «Да, и застала Ваганову живой», – ответила я. Бровь у Путина так вопросительно приподнялась, я улыбнулась и сказала: «Я была маленькой девочкой». У меня также много дипломов и грамот. Все они мне дороги, потому что связаны с моей жизнью и творчеством, есть и специальные награды – Специальная награда оргкомитета «Человек года» в странах СНГ, Международная премия имени Ч.Айтматова и Союз хореографов Казахстана присвоил мне почетный титул «Княгиня Арабеска».

Рейна Чокоева – яркая звезда кыргызского балета, что невольно хочется сказать:

Ей стоя зал рукоплескал

Вся жизнь ее – круговорот из «па».

Она на сцене легче мотылька

И мир – на кончике носка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
Страница 10 из 10

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика