Добавлено: Вс Дек 10, 2017 12:36 am Заголовок сообщения:
Прошло первое премьерное представление"Эсмеральды".
Утром попробую описать спектакль подробно, пока совсем коротко. Постановка грандиозная даже по московским меркам, а для нестоличного театра - запредельно роскошная. Не могу представить, каких усилий стоило всем, начиная с Юрия Петровича и заканчивая пошивочных цехом и осветителями, все это поднять и собрать.
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 5:17 am Заголовок сообщения:
Утро началось раньше, чем планировалось.
ЭСМЕРАЛЬДА
САТОБ, 2017
Хореография М.И. Петипа, постановка и новая хореографическая редакция - Юрий Бурлака
Ассистент балетмейстера - Юлиана Малхасянц
Испанский танец во второй картине, адажио, аллегро, вариация Флер-де-Лис и кода Grand pas des corbeilles, пантомима третьей и пятой картин реконструированы Андреем Галкиным по документам из гарвардской "Коллекции Сергеева" и др. архивным материалам
Вариация четырех цыганочек в первой картине и финальное адажио в хореографии Юрия Клевцова
Декорации - Дмитрий Чербаджи
Костюмы - Наталья Земалиндинова с использованием эскизов И.А. Всеволожского
Разбирать и оценивать постановку я не буду, поскольку сам являюсь одним из ее соавторов. Ограничусь объективкой с минимальными комментариями.
Ранее Юрий Петрович ставил "Эсмеральду" трижды - в 2009 г. в БТ в соавторстве с Василием Медведевым, в 2011 в Берлине в соавторстве с ним же и в 2012 г. в Челябинском ТОиБ в соавторстве с Юрием Клевцовым. Из последней редакции в новую перешло два номера в хореографии Клевцова. На мой взгляд, а я достаточно придирчиво отношусь к вставкам в классику, оба сделаны удачно. В вариации цыганочек Клевцов использовал чисто классические движения и рисунки, а в финальное адажио включил некоторые мотивы адажио Pas de six, зазеркалив таким образом кульминации горя и счастья Эсмеральды.
Из Челябинска же пришло художественное решение декораций. Тот спектакль я видел только в записи, по ней сложно судить о колористических нюансах, но, как мне показалось, в Самаре декорации стали светлее и наряднее, выглядят очень празднично. Две декорации первого акта используются также и в третьем. Эсмеральда встречается с Фебом в собственной каморке (в принципе, если отвлечься от романа, ничто из происходящего на сцене не мешает принять это место действия). Казнят цыганку на той же площади, на которой в начале балета разворачивалась картина "Двора чудес". Тут несколько сложнее с географией, но, с другой стороны, мы все понимаем, бюджет спектакля не резиновый, и уж лучше иметь три качественных комплекта декораций, чем пять менее качественных. Кроме них есть еще занавес просцениума. На нем изображены различные архитектурные мотивы, окна, все вместе создает обобщенный образ тесной и темной улицы в ночном Париже.
Костюмы близко следуют замыслам Всеволожского, для большинства женских использованы старинные фасоны - заниженные висячие пачки-платьица у Эсмеральды и цыганочек, короткие платья у обитательниц Двора чудес. Традиционные пачки только у Флер и ее подруг.
Сценический текст спектакля включает как фрагменты из предыдущих редакций Бурлака, так и новые номера. Далее я обозначаю основные источники.
АКТ ПЕРВЫЙ
Картина первая
открывается сразу Двором чудес, но к нему присоединен в начале дополнительный музыкальный фрагмент, ранее мною не слышанный. Под эту музыку все обитатели бродят по сцене, занимаясь своими делами.
Выходы калек, попрошаек и прочих - примерно по мизансценам челябинской редакции.
Вальс старого Парижа - хореография Бурлака, как в БТ, возможно, есть частные изменения в танце.
Выход Гренгуара, его сцены с бродягами - по традиционным мизансценам, примерно то же было в БТ и в Челябинске.
Выход Эсмеральды с козочкой
Выходная вариация Эсмеральды - хореография Петипа-Вагановой в редакции Бурлака, она же была в БТ, в Самаре повторена с небольшими изменениями в движениях
Цыганская свадьба - по челябинской редакции
Ла труандэз - как в БТ и в Челябинске
Вариация четырех цыганочек - хореография Клевцова, из челябинской редакции
Вакханалия бродяг - хореография Петипа в редакции Бурлака, возможно, есть незначительные новшества
Весь финал первой картины, начиная с ухода бродяг и заканчивая сценой Эсмеральды с Фебом и одинокими жестами освобожденного Квазимодо - в основном совпадает с редакциями БТ и Челябинска, за мелочи не поручусь. Из незнакомых москвичам подробностей отмечу одну важную - теперь Эсмеральда не просто выбегает из дома и пританцовывает, а ищет оставленный на площади бубен.
Между первой и второй картинами действие идет на просцениуме (здесь и далее он везде используется там, где был и в Челябинске). Вдоль рампы поочередно проходят все герои первой картины, начиная с бродяг и заканчивая Фебом. Даются их небольшие танцевально-пантомимные портретные зарисовки. Далее появляются Клод Фролло и Квазимодо и сговариваются проникнуть в каморку.
Интермедия введена к месту, она позволяет избежать утомительного сидячего антракта из московской редакции. Но в какой-то момент мне закралась мысль: а что, если показать на фоне интермедийного занавеса похищение Эсмеральды?
Картина вторая
вся следует традиционным мизансценам, примерно они же были в БТ и в Челябинске.
Испанский танец Эсмеральды - хореография Петипа, восстановлена мною. Юрий Петрович немного его отредактировал, введя несколько движений из выходной вариации.
АКТ ВТОРОЙ
Начальные мизансцены подруг за вышиванием - по редакции БТ
Антре Флер-де-Лис - из челябинской редакции
Выход матери Флер-де-Лис - по редакции БТ
Выход Феба, диалог по поводу шарфа, обручение - как в Челябинске
Забавная деталь - в отличие от московского спектакля, Феб подносит подарки Флер два раза. В первом ларце она находит драгоценности, нити жемчуга и отбегает, расстроенная, к матери. Тогда Феб понимает, что от него ждут, и приказывает принести новый ларчик с обручальным кольцом. Grand pas des corbeilles Антре - по редакции МАЛЕГОТа (хореография Гусева и/или Боярчикова), если не ошибаюсь, доставлены движения для Флер и Феба
Адажио Флер, двух подруг и кордебалета подруг - хореография Петипа, восстановление мое
Аллегро тех же персонажей - хореография Петипа, восстановление мое, с небольшими добавлениями Бурлака
Две вариации подруг - хореография Бурлака, сочинена специально для Самары, музыка из балета "Роман бутона розы"
Вариация Феба - хореография Бурлака или из какой-то неизвестной мне постановки. Под эту же музыку Феб танцевал в Челябинске, но хореографию я не сумел сравнить по памяти, обращу на нее особое внимание завтра
Вариация Флер - хореография Петипа, восстановление мое
Кода - хореография Петипа, восстановление мое. Юрий Петрович доставил две комбинациии Фебу и поддержку, в которой он уносит Флер после первой части коды
Пантомима перед Pas de six - начинается как в Челябинске, с момента появления Эсмеральды, Гренгуара и цыганочек и до конца - старинные мизансцены, восстановление мое
Pas de six Антре - хореография Бурлака, она же была в БТ и в Челябинске
Адажио - Петипа-Ваганова
Вариация четверки - Петипа-Ваганова
Вариация Эсмеральды - Петипа-Ваганова
Вариация Гренгуара - Бурлака (???) либо какая-то из неизвестных мне редакций этого номера
Кода - Петипа-Ваганова
Финал - составлен примерно пополам из восстановленных мною старинных мизансцен и челябинской редакции
АКТ ТРЕТИЙ
начинается на просцениуме, где Фролло сговаривается с Клопеном Трульфу и бродягами, чтобы они отвели его в место встречи Эсмеральды и Феба
Картина первая
Бродяги приводят Фролло, он прячется в чулане. Входят Мегера с Эсмеральдой. Далее все мизансцены свидания и финала - по челябинской редакции, ничего существенно отличающегося от редакции БТ.
Адажио Эсмеральды и Феба - из Pas de deux Березова в версии Дж. Гилпина.
Между двумя картинами - опять просцениум. Ведут осужденную Эсмеральду. Судья ломает над ней палочку, накидывает на нее темное покрывало. Ее уводят
Картина вторая
Гревская площадь
Праздник шутов - партия кордебалета в хореографии Бурлака, как в БТ. Шутов и шутих две пары, столько же было в Челябинске, но хореографию я на память сопоставить не смог. Выход Квазимодо - аналогично
Выход Эсмеральды из камеры пыток и развязка - в основном по челябинским мизансценам, примерно они же были в БТ. Частично использован восстановленный мною пантомимный монолог Эсмеральды
Финальное адажио - хореография Клевцова, из челябинской редакции _________________ С уважением, Андрей Галкин
Зарегистрирован: 06.05.2003 Сообщения: 25321 Откуда: Москва
Добавлено: Вс Дек 10, 2017 10:32 am Заголовок сообщения:
Андрей, спасибо за подробный (заинтересованный и живой) рассказ о новой "Эсмеральде". Я правильно понял, что "Диану с Актеоном" купировали в этот раз? И правильно сделали, если так: зрители переживут, но акт с тремя крупными формами избыточен. А дуэт в каморке цыганки столь же длинным остался? Помнится, в БТ девушка уже согласилась на все, а Феб зачем-то тянет, ему все потанцевать хочется и рассказать ей, как им вместе будет хорошо через какое-то время.
Несмотря на отдельные критические замечания к постановке в Большом, соскучился по "Эсмеральде". Одна надежда, что теперь привезут из города Саратова на Золотую Маску. Тогда этот текст очень нам пригодится. Поздравляю авторов и артистов с премьерой.
Ув. Амалирис, благодарю за разбор премьеры и вклад в искусство балета. После лекции об "Эсмеральде" обзор понятен и нагляден.
Ещё интересно узнать - как на ваш взгляд справилась труппа с исполнением? Хотя бы вкратце.
Приведу для ветки премьерный состав с сайта театра:
Ксения Овчинникова
Эсмеральда
Влада, про исполнителей я скажу отдельно и подробно. Работа с ними - не моя епархия, так что в этой сфере я не буду ограничиваться перечислением фактов, а напишу более подробные рецензентские заметки. Но сначала надо посмотреть еще второй спектакль. _________________ С уважением, Андрей Галкин
На фоне сказочного Парижа
В Театре оперы и балета прошла премьера спектакля «Эсмеральда» Цезаря Пуни по мотивам романа Виктора Гюго «Собор Парижской Богоматери»
Добавлено: Вт Дек 12, 2017 3:54 am Заголовок сообщения:
Видеорепортаж с премьеры. Можно увидеть совсем крошечные фрагменты спектакля - http://tvsamara.ru/news/39553/ _________________ С уважением, Андрей Галкин
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах