Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Гастроли Латвийской национальной оперы в Москве, 2013
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей Николаевич
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.07.2011
Сообщения: 28
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Фев 09, 2013 2:20 pm    Заголовок сообщения: Гастроли Латвийской национальной оперы в Москве, 2013 Ответить с цитатой

Сейчас в Москве идут гастроли Латвийской национальной оперы. Два "Онегина" и две "Лючии ди Ламмермур" за четыре дня. Я посмотрел и то и другое.

-=-

Опера – самый сложный вид сценического искусства. С уверенностью ожидать по-настоящему качественного исполнения не следует ни в одном театре мира. Плохо может быть спето и в Ла Скала, и в любом другом театре. Хороших голосов на свете очень мало, мало и оркестров, и хоров… (Много лишь проходимцев-режиссеров.) Содержать и поддерживать в приличной форме оперный театр могут себе позволить считанные города и страны. Латвия и Рига – как может казаться со стороны – могут и не иметь хорошей оперы и никто не вправе поставить им это в вину. После этого неполиткорректного вступления поделюсь впечатлениями об увиденном.

-=-

«Евгений Онегин», 7 февраля 2013 г., основная сцена Большого театра.

Сценическое оформление – минималистичное, более чем сдержанное, в черно-бело-серых тонах. Пространство, декорации – весьма условны, но как потом становится ощутимо, – вполне адекватно сопровождающие действие. Костюмы – изощренно сложны по крою, конструкции, аксессуарам и деталям, но эта сложность сокрыта сдержанной цветовой гаммой. Определить эпоху, время происходящего по костюмам сложно. Потому что все они не исторические реконструкции, а ассоциативная игра с разными эпохами и стилями. Осовременивание спектакля как бы с очевидностью имеет место, но не доходит (и даже не приближается) к пошлости современных «режиссеров», у которых герои по возможности, неодеты вообще и все время прикладывают к уху мобильники. Этого здесь нет, все пребывает в своей, авторской, – но гармонии. Даже нетрадиционное для классической постановки и вполне при этом фрейдистское педалирование любовных страданий и эротических фантазий Татьяны не выходит за рамки не только приличий, но и психологически возможной правды. Явление абсолютно голого мужчины-медведя в снах томящейся Татьяны, разумеется, вызывает оживление в зале, но не переходит ту грань, которая отнесла бы этот эпизод к пошлым. Все сделано тактично, в полумраке, с удачно расположенной шкурой медведя и точной пластикой сновидения.

Теперь о страшном. Ожидание страха для меня всегда связано только с одним: с качеством звука, музыки. Если все хорошо спето и сыграно оркестром – делайте там на сцене что хотите или вообще ничего не делайте. Лучше, конечно, когда все идет на одном, высоком уровне: «и звук и изображение». Но если уж что-то одно, то «звук» важнее.

Сразу скажу: в целом они меня не разочаровали. Спето, в конце концов, было неплохо, без очевидных провалов. Хотя начало было тревожным: оркестр едва плелся в загадочно медленном темпе, солисты расходились и друг с другом и с оркестром, голоса звучали неуверенно… То ли от волнения – все-таки, начало ответственных гастролей, то ли это так у них всегда – было неясно. Но постепенно, то ли все пришло в норму: то ли я перестроился на восприятие такого звучания.

О главном: о голосах. В этом вопросе мы – слушатели – бываем необъективны. Или же – излишне объективны. Быть «излишне объективным» можно, когда ты все жизнь слушаешь в записи, или, если повезло, вживую, – только великих исполнителей. И в памяти звучат идеальные голоса в наилучших исполнениях. И тогда, конечно, все, кто не «великий гений» проигрывают тому, что звучит в нашей памяти и что мы используем как эталон для сравнения. По-другому слушают преподаватели вокала, перед которыми проходят десятки голосов и они сравнивают уже по иной, реальной шкале собственного опыта. Только так и можно на академконцерте поставить «пятерку» за исполнение, с которым, вообще-то, на сцену выходить рано.

И второй важный момент, который я стараюсь учитывать: природная красота голоса. Это явление редчайшее. Совсем уж уникальное, когда красота сохраняется во всех регистрах. Конечно, любой посетитель, купив билет, вправе, наверное, ожидать этой красоты, но я реалист и стараюсь воспринимать происходящее «как есть», стараюсь увидеть, услышать и оценить – что удается исполнителю сделать со своим имеющимся багажом и мастерством, не требовать от него того же самого звучания, что я слышал у «ХХХ». С этими оговорками поделюсь впечатлением о солистах.

Татьяна – Кристине Ополайс. Хороша собой, ее пластика, отражающая эротизм переживаний вызывает заслуженный интерес. Голос, разумеется, не лишен недостатков – слегка надтреснутой в среднем регистре, неполнозвучный, плосковатый в нижнем, далекий от совершенства в верхнем, но: целостный образ, в том числе и музыкальный – создан! А это главное. Онегин – Янис Апейнис. Голос приятного тембра, в целом организованный, однако временами имеющий тяготение к эстрадной манере звукоизвлечения. Впрочем – ненадолго: видимо, вокалист знает об этом недостатке и возвращает себя к академической манере. Несомненно, это был достойный Онегин – в пределах, отпущенных природой и школой. Ленский – Павел Чернок из Чехии. Неплохо звучащий лирический тенор, из которого можно еще сделать что-то более значительное, нежели имеется сегодня, поскольку артист еще очень молод. К очевидным недостаткам следует отнести непростительное для современного международного стандарта оперного пения качество русского произношения. Для этого всегда берут репетиторов – итальянского, французского, немецкого и русского языков при исполнении оперы на языке оригинала. Нарушение произношения формирует неверную вокальную позицию, что приводит к неправильному звучанию и разрушает музыкальный образ. Говорить об артистическом мастерстве Чернока не следует: он пока скорее беспомощен как артист, нежели просто имеет недостатки. Однако традиция восприятия Ленского, являющегося просто близким и любимым родственником для всякого русского человека, а также музыка Чайковского исправляют многое: даже мультяшный зайчик из известного мультфильма вполне терпимо «тянет на Ленского». Так что по пятибалльной системе я бы и Ленскому-Черноку поставил «четверку». Гремин – Гарри Агаджанян, приглашенный из Перми солист с более чем брутальным басом создал образ исполненный мужественности более нежели благородства, но, в целом общую картину дополнил вполне гармонично. Об остальных солистах сказать можно лишь одно: не испортили, «справились». То, что открывающий действие дуэт Татьяны и Ольги просто совсем не получился – скорее, ошибка от волнения, хотя и заставившая насторожиться: неужели у них все дальше будет на таком уровне. Но нет, «пронесло»…

Хор заслуживает специальных похвал: хорошо, точно, звучно, профессионально. Хормейстер – Айгарс Мери.

Оркестр, задавший в начале невыносимо медленный темп ко второму действию исправился и играл вполне прилично. Дирижер – очень еще молодой музыкант Модестас Питренас вел оркестр вполне уверенно.

Режиссер, он же директор театра – Андрейс Жагарс, ставший знакомым миллионам телезрителей как член жюри конкурса «Большая опера», покоривший своей улыбкой, обаянием и довольно точными, притом всегда корректными оценками, еще более меня покорил своей работай – и как режиссера и как директора-организатора всего этого сложнейшего хозяйства. Редкое, драгоценное и счастливое сочетание столь различных и редких качеств в одном человеке. Браво, маэстро Жагарс, браво! Создать достойный продукт, способный успешно конкурировать на мировой оперной сцене, имея – как, впрочем, и у большинства – состав исполнителей с ограниченными возможностями – это выше всяких похвал! Спасибо.

-=-

А на следующий день я пошел на «Лючию ди Ламмермур», понимая, что петь "изуверскую" партию Лючии во все времена было доступно очень немногим.

(Продолжение, надеюсь, последует...)
_________________
...а также http://belkin-sergey.livejournal.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Николаевич
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.07.2011
Сообщения: 28
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Фев 09, 2013 5:44 pm    Заголовок сообщения: Продолжение Ответить с цитатой

-=-

«Лючия ди Ламмермур», 8 февраля 2013 г., новая сцена Большого театра.


Снова мы видим уже узнаваемый стиль сдержанной черно-бело-серой сценографии, снова на заставках и задниках проецируются полуразмытые черно-белые силуэты, движущиеся пятна, тени… (Художник по свету – Кевин Вин-Джонс.) Внутренне пространство – как серо-бело-черный мраморный склеп изнутри. Хор-массовка в отчетливо-определенной элегантной, изящной форме итальянских фашистов серого цвета, в тонких черных кожаных сапогах и романтическим галифе… (Художник по костюмам – Кристине Пастернака.)

В первой картине три мужских голоса – Генрих (баритон Валдис Янсонс), Раймонд (бас Кришянис Норвелис) и Норма (тенор Ансис Талбергс), поддержанные отличным хором вполне уверенно вводят нас в драматургическую и музыкальную атмосферу оперы. Во второй картине появляется Лючия (Сонора Вайце) и возникает тревожное напряжение: похоже, что у Соноры Вайце на первой фразе спазм, перехватывает дыхание и она с трудом, но справляется с диалогом с Алисой (Кристине Задовска). Впоследствии, от картины к картине, особенно во втором действии оперы, Лючия звучит все лучше и лучше. Но, при всей моей доброжелательности и снисходительности, при признании того факта, что все акробатические безумства Доницетти были исполнены, красоты в этих запредельных верхах не было. Мне вообще чужда эта музыкальная акробатика, хотя и я готов забавляться, наблюдая за десятком верхних «до» кряду в «Дочери полка». Только вот красиво, выразительно, художественно оправданно это бывает настолько редко, что не стоит и ожидать. Так и здесь. Целостного спектакля, на мой взгляд, в звуковом отношении не получилось. И дело не в каких-то бросающихся «в уши» ляпов, киксов, разброда в оркестре или неожиданных прорывов медной группы: этого как раз не было. Все было сыграно в основном «как написано». Но ощущалось как плохо связанные друг с другом отдельные фрагменты. Скажем, популярнейший цирковой номер переклички флейты и сопрано был исполнен очень неплохо (соло на флейте Микс Вилсонс). Целостность спектакля, однако, формировала не музыкальная драматургия, а сценическое действо. И это, в целом удалось. Снова браво сценографу (художник-постановщик Андрис Фрейбергс) и режиссеру – Андрейсу Жагарсу!

Конечно, главная роль в «Лючии» - Лючия. Ей – все трудности, все шипы и – вся слава! Спеть этот формалистический изыск – само по себе достижение и успех. Я это признаю, но мне-то хочется иных тембров, невесомых, волшебных верхов, тревожащих душу и сердце низов… Я понимаю, что это бывает лишь несколько раз за столетие, а оперу хочется играть, ставить, показывать публике сегодня. И это правильно! Я бы, быть может, советовал транспонировать отдельные места в соответствии с возможностями исполнителя и не стеснялся этого. Потому что верхнее «ми» должно обладать предельной драматической выразительностью, а не быть «последним писком» и спортивным достижением.

И напоследок – «теноре»… Завидная участь тех, у кого есть в голосе эти завораживающие тембры и обертоны, их любят несмотря ни на что, им отданы и лучшие мелодии, и героические образы. Но не дай бог быть плохим тенором! Уж лучше найти себе иное поприще…
Вчера пел приглашенный из Турции Мурат Карахан. Пел он неплохо, у него действительно есть теноровый окрас в голосе. А это уже немало. Говорить о совершенстве, о каком-то прорыве не следует, но спето было неплохо и свои исключительные аплодисменты он заслужил.

Дирижировал спектаклем более пожилой, нежели вчерашний, маэстро: Александр Вилюманис. Оркестр звучал, на мой взгляд, хуже, чем вчера, были и сбои разного рода, и несколько дребезжащие звучания у струнных. Обратила на себя внимание довольно редкая мужская арфа: в обоих смыслах – играл арфист-мужчина и звучало лирическое соло вполне уверенно ведомое крепкими мужскими пальцами.

При всем моем добром ворчании признаю: спектакль получился, и снова за счет «покрытия» музыкально-исполнительских несовершенств, сценическим действием, оформлением, трепетным и искренним стремлением артистов показать лучшее. Катарсис не катарсис, а впечатление на меня все это произвело довольно сильное и позитивное.

Так что, спасибо всем!
_________________
...а также http://belkin-sergey.livejournal.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
stiiv
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 16.01.2010
Сообщения: 1253
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Фев 09, 2013 6:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Сергей Николаевич, огромное спасибо за отзывы о спектаклях Латвийской оперы: очень целостная картина рисуется, как будто сам побывал.
Про "Онегина" не спрашиваю, т.к. - ничего не могу с собой поделать - просто не люблю эту оперу (наверное, не дорос), но про Доницетти спрошу.
Понимаю, что вопрос не совсем корректный, но все-таки чьей бы "Лючии" (и постановочной, и исполнительской) Вы бы отдали предпочтение: московского музтеатра (и, естественно, Хибле Герзмава) или версии Латышской оперы и, соответственно, исполнительнице главной партии?
Простите, что интересуюсь Вмшим мнением только об этих двух постановках, хотя Лава Лагуна (Инва Мула) тоже была небезынтересна Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zena
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2008
Сообщения: 8368

СообщениеДобавлено: Вс Фев 10, 2013 9:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Явление абсолютно голого мужчины-медведя в снах томящейся Татьяны, разумеется, вызывает оживление в зале, но не переходит ту грань, которая отнесла бы этот эпизод к пошлым. Все сделано тактично, в полумраке, с удачно расположенной шкурой медведя и точной пластикой сновидения.

http://www.intermedia.ru/news/241786?page=1
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
anemona
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 4703

СообщениеДобавлено: Вс Фев 10, 2013 9:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лицо прикрыли, стало быть, всё тактично Rolling Eyes
_________________
"Искусство, в сущности, отражает вовсе не жизнь, а зрителя." Оскар Уайльд
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Zena
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2008
Сообщения: 8368

СообщениеДобавлено: Вс Фев 10, 2013 9:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Для тактичности другое место обычно прикрывают, но без голой пиписьки режопера, как я понимаю нынче не режопера. Laughing
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
anemona
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 4703

СообщениеДобавлено: Вс Фев 10, 2013 9:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Фи, как это банально. Rolling Eyes
А соригинальничать и никого не раздеть в режопере вопреки всеобщим ожиданиям, - до этого, судя по всему, никак додуматься не могут.
_________________
"Искусство, в сущности, отражает вовсе не жизнь, а зрителя." Оскар Уайльд
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Zena
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2008
Сообщения: 8368

СообщениеДобавлено: Вс Фев 10, 2013 9:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А тусовка после Онегина в Бетховенском зале знатная была:
Цитата:
Состоявшийся после премьеры прием, организованный по случаю открытия гастролей банком Rietumu совместно с клубом российского журнала "Форбс" и Рижской мэрией, собрал в Бетховенском зале Большого театра музыкальную элиту Москвы, фигурантов списка российских миллиардеров, звезд шоу-бизнеса и многочисленных представителей столичного бомонда. Гостями вечера стали члены клуба "Форбс", в том числе председатель правления "Газпрома"Алексей Миллер; пресс-секретарь Дмитрия Медведева Наталья Тимакова, политик Ирина Хакамада, мэр Риги Нил Ушаков, адвокат Александр Добровинский. Прием в честь Латвийской оперы посетили также известные деятели шоу-бизнеса, в том числе участники и организаторы юрмальского фестиваля "Новая волна". В числе гостей были Александр Масляков, Дмитрий Маликов, Валерий Сюткин, Леонид Ярмольник; режиссер Павел Лунгин, актер Андрей Руденский, модельер Игорь Чапурин и др.

http://www.intermedia.ru/news/241786?page=1
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Антуанетта
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 21.03.2012
Сообщения: 333
Откуда: москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 10:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Лючия ди Ламмермур". 10 февраля. Ожидала от этой постановки большего. Замысел режиссера с переодеванием в военную форму 20 века, с пистолетами и пальбой, с овчарками, гуляющими по сцене, для меня не понятен. Надеялась на яркие романтические декорации, красивые пейзажи, пышные дворцовые интерьеры. Вместо этого надгробный мрамор или что-то похожее на это в форме коробок на сцене, этот "мрамор" в 3 акте еще и стал по сцене перемещаться то вперед, то назад. Смысл этих движений также мне не ясен, красоты и динамики не добавило.

"Лючия" в это вечер была по-видимому нездорова, так как многократно кашляла между ариями. Я опасалась, что это скажется на пении, но к счастью, пела звонко и чисто, хотя кашель был грудной тяжелый на слух. Артистично сыграно было все прекрасно, на меня произвела игра сильное впечатление, на сценах сумасшествия я даже прослезилась пару раз... Очень понравился "Эдгар", и пение, и актерское мастерство. "Святой Отец" был очень харизматичен Smile. В целом, о проведенном вечере не пожалела.
_________________
Странно, что хореограф руководит не хором. Борис Кригер
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Лиз
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 18.10.2003
Сообщения: 500

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 4:22 pm    Заголовок сообщения: Лючия 10 февраля Ответить с цитатой

Десять лет назад Рижская опера оставила в моей душе незабываемый след своей чудесной Альциной. Тогда было прекрасно все: постановка, костюмы, декорации, оркестр, хор, солисты. И великолепная Сонора Вайце в партии Альцины. В нынешние гастроли из Риги нам привезли Лючию да Ламмермур все с той же Вальце – грех было не пойти. Ну что вам сказать… Другой постановщик - и в результате вместо утонченно-изысканных декораций Альцины, имеем то ли бункер, то ли морг времен Муссолини, вместо чудесных костюмов сказочной страны – военные френчи. Вроде бы глупо от нового спектакля ждать достоинств старого, но зачем же так низко падать… От первых же звуков увертюры я вздрогнула и вспомнила далекое детство, когда мимо окон регулярно шли траурные процессии в сопровождении духового оркестра – это было самое оно: та же восхитительная нестройность и отстраненность исполнения. Затем немного порадовали овчарки – интересно: собачек своих привезли? Хор показал себя достойно, солисты держали себя в рамках, первое впечатление слегка забылось. Действие начало увлекать, но тут солистка издала такой ЗВУК… Ну вроде простужена она была, тоже пришлось простить… И ведь самое странное, что в результате ПОНРАВИЛОСЬ… Ах какой там был тенор – Мурат Карахан! Да и Сонора в лучших своих моментах была хороша.

Последний раз редактировалось: Лиз (Пн Фев 11, 2013 4:48 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
stiiv
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 16.01.2010
Сообщения: 1253
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 4:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отвечаю на собственный вопрос и отдаю пальму первенства московской "Лючии": все-таки более изысканно, со вкусом, как-то акварельнее что ли, да и тембр голоса Хиблы Герзмава моему уху милее.
Соглашусь с отзывами уважаемых Антуанетта и Лиз, и добавить даже нечего, тем более что действительно очень понравилось и местами брало за душу.
Чуть-чуть телеграфной строкой: оркестр понравился, очень "тактичное" исполнение, ведущее артистов и помогающее им - никакого выяснения отношений "кто главный в опере".
Сама идея постановки банальна до невозможности и действительно удручает (почему-то сразу вспомнилась "Аида" новосибирцев).
Хор прекрасен! Святой отец часто не слышал музыки и пел свое.
Исполнители главных партий понравились все (завидую Лиз: "Альцину" обожаю, а Сонора Вайце, наверное, была прекрасна), особо выделить из трио никого не могу: красиво, грамотно, мощно, но... чего-то не хватает, хотя у всех прекрасная актерская игра.
Абсолютно непревзойденным, по-моему, был секстет в конце второго действия!
Замечательный спектакль, и... срочно на "Лючию" в МАМТ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
I.N.A.
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 07.05.2003
Сообщения: 7581
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 5:34 pm    Заголовок сообщения: Re: Лючия 10 февраля Ответить с цитатой

Лиз писал(а):
Да и Сонора в лучших своих моментах была хороша.


Это правда. Но до лучших моментов ( каким , на мой взгляд, было сцена безумия Лючии) она с верхними нотами делала такое, что внутри все обрывалось. Была даже мысль уйти, не дождавшись конца. Но, слава богу, не сделали этого: в сцене безумия Сонора Вайц себя проявила на уровне - и музыкальном ( хотя в одном месте все-таки нестерпимо завизжала), и артистическом.

Постановка, конечно, до боли банальна. Хотя вторая картина ( встреча в "саду" Лючии и Эдгара) меня сильно заинтриговала: весь знаменитый и обожаемый дуэт я никак не могла понять, зачем героиня сняла туфли? Это явно был какой-то режиссерский кунштюк, но я его не раскусила. Confused

Среди исполнителей были запоминающиеся персонажи: в первую очередь, вполне себе обаятельный по голосу и внешне Мурат Карахан, ну и впечатляющий обликом Раймонд.

В субботу была на повторе трансляции "Марии Стюарт" из МЕТ. Этот оперный киносеанс , как волной цунами, смыл услышанную накануне "Лючию" . Высший класс практически по всем параметрам Exclamation В "Горизонте" и на повтор набрался полный большой зал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей Николаевич
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.07.2011
Сообщения: 28
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 8:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый stiiv, простите, что отвечаю на Ваш вопрос с таким опозданием. Зато рад совпадению наших оценок: И Герзмава лучше и постановка в "Стасике".

Что касается Лава Лагуны (Инвы Мула), то, насколько я знаю, там была применена серьезная компьютерная обработка голоса (звукорежиссеры Э.Сера и М.Манджини). Результат любопытный, но это как бы "иной разряд".

Обращаясь к господам и дамам, чей интерес вызвал "персонаж Медведь", сообщу, что я смотрел оперу из зала. Приведенный по ссылке снимок сделан из-за кулисы - видимо, в расчете на интерес тех, кто хотел увидеть то, что залу не показывали, вовремя обернувшись к нему спиной.

Зато уж теперь, благодаря этой специальной съемке информационная полнота обеспечена.
_________________
...а также http://belkin-sergey.livejournal.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Николаевич
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.07.2011
Сообщения: 28
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 10:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Перенесу в этот поток несколько рецензий из разных источников.

Вот мнение Sasha.E.Zhur из Форума "Классика" http://www.forumklassika.ru/showthread.php?t=40705&page=14&p=1338426#post1338426

Это была своеобразная "Лючия".
Деревенский (в прямом смысле) оркестр просто убил! Такое ощущение, что дирижировали и играли балет. Ага. "Тщетную предосторожность"! Не в укор балетной музыке. Поймите правильно.
Ни тебе нюансов, ни тебе оркестровых красот (а они таки в "Лючии" есть). И темпы оооооочень странные: где-то ураган, где-то полный штиль! Динамика, блин.
Режиссура... О! Вот тут непросто! Я понимаю, что фашисты, СС, СД и т.д. - красотищща и кладезь для режиссёров-пустобрёхов, но нельзя же так тупо! И парадокс: в этой тупости было что-то правильное. Без излишней дикобразистости. "Ярчинка" была только в сцене сумасшествия, по ходу которой сбрендившая Люся пульнула в лысого колобка-арийца Норманно и убила его насовсем)! (О нём, кстати, никто так и не всплакнул, и труп до конца действия провалялся на сцене.) Ну , ещё Эдгардо застрелился в финале. Причём, как в том анехдоте, застрелившись, ещё долго допевал свою трудную арию, пошатываясь, покачиваясь и всячески помирая!
А так - всё довольно сдержанно и скупо. При том, что певцы Латвийской оперы весьма специфично держаться на сцене, скупость была к лучшему!)))
Ну так вот...
Всё происходит типа в стильные "конец 30-х". СС-овские формы, серо-чёрно-фиолетовое всё, стильные тётки а ля Рената Литвинова, шёлковая пижама-пенюар у Лючии. В-общем, "Гибель богов" Висконти в очень бюджетном варианте.
Проекции на заднике каких-то чёрно-белых партийный лидеров: то ли Муссолини, то ли ещё кто-то в этом духе. Какие-то тени, призраки... Всё напоминает вторую картину Серебренниковского "Золотого петуха". Но тут не развалины. Тут какой-то мраморный бункер. И это на все три акта!
Во втором акте появляется стол (и это ЗАВТРАК), на котором три кастрюли и три штофа с чем-то явно спиртным и красным. По картинке всё красивенько, по смыслу и вообще - зеро. Падают вилки-ножи. Миманс в образе домовых халдеев топорно пытается "играть" по Станиславскому: ну типа, в предлагаемых обстоятельствах и т.д. Что-то там изображают, как-то пытаются оправдать своё присутствие на сцене. А в-общем, мешают ДИКО. Ибо лица у них - ээээ, очень своеобразные!
Надо сказать, что певцы работали очень неплохо, хоть и очень неровно.
Соноре Вайце - трогательная рослая прибалтийская фрау. Именно фрау, а не что-то там ещё. Бедная, она всё время подкашливала. Но пела и играла так хорошо, как могла. Режиссёр (небезызвестный Андрейс Жагарс) её не пощадил! Девушку, а она НЕ малышка, и бросали, и швыряли, и терзали, и волокли, и краской обмазали... Пела полным красивым звуком, колоратурно и со всеми верхушками. Если что-то не удавалось, то это звучало скорее странно, нежели уродливо. Пару раз разошлась с тенором и оркестром! В итоге, всем (и мне) очень понравилась.
Эдгардо - Мюрат Карахан. Абсолютно на месте. Ему бы актёрской игрой бы позаниматься, поувереннее на сцене держаться и без вокальной робости. Он мне активно не нравился всё первое действие, половину второго, пока вдруг не запел таким красивым, полновесным и исключительно белькантовым звуком (вспомните Бергонци в Лючии с Моффо), что сразу положил на лопатки! Всё остальное+ исключительный по силе финал провёл великолепно. Ах, если бы ещё не дирижёр (Александр Вилюманис), тогда бы вообще был бы праздник души.
Энрико был неплохой и стабильный баритон Валдис Янсонс. Пел хорошо, играл нормально. Сам - невысоклик умеренно злодейского вида.
Вот кто бесил, так это солдафон с бараньим басом - Раймонд (Кришянис Норвелис) . Имя красивое, а так - жуть! Нечто фитилеподобное, угловатое и жутко раздражающее. Могу ему пожелать набирать профессионализм семимильными шагами. Во всех смыслах.
Алиса - абсолютно адекватная Кристине Задовска. И сценически, и вокально вполне.
Трогательный характерный Артуро - Дайнис Скутелис. Поначалу-то ботан ботаном. А потом кааак поволок бедну невесту Ламмермурскую в номера. Ужас!
Хор - нормально, если бы был нормальным оркестр и дирижирование.
Ребят, на первом акте я чуть было не уснул. Во как!
_________________
...а также http://belkin-sergey.livejournal.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Николаевич
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 18.07.2011
Сообщения: 28
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 11, 2013 10:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

МАЙЯ КРЫЛОВА

Разборки в мраморе
Латвийская опера показала в Москве два спектакля


11 Февраля 2013 г.»Культура


http://www.newizv.ru/culture/2013-02-11/177427-razborki-v-mramore.html

Гастроли Латвийской оперы состоялись на сцене Большого театра. Рижане представили москвичам постановки режиссера и по совместительству директора Латвийской оперы Андрейса Жагарса. Это «Евгений Онегин» и «Лючия ди Ламмермур».

Рижский спектакль «Евгений Онегин» на музыку Чайковского по концепции напоминает версию, что идет на сцене Большого театра. Действие также осовременено, но в большой степени так же условно. Если в постановке Дмитрия Чернякова предметом-лейтмотивом был громадный стол, то у Жагарса это громадная кровать. На ней проходит вся жизнь: здесь не только спят, но и едят, ссорятся, работают в Интернете, пишут письма, стреляются на дуэли и объясняются в любви. В финале эта площадка эмоциональных боев, она же – лабиринт без выхода, разлетится на куски, и публика поймет, что разбившиеся судьбы Татьяны и Онегина тоже нельзя собрать. Но до этого пока далеко. Пока в загородном доме Лариной добрая, но нелепая хозяйка вместе с преданной сестрой (а не няней) имитирует шик, пытаясь ходить на высоких каблуках, которые все время подворачиваются. А пьяненькие гости поют народные песни и, хихикая, скачут по полу в мешках, предвкушая лежащих на столе осетра и поросенка.

Ольга (Малгожата Панько) и голосом, и манерой пения больше похожа на роковую женщину, чем на жизнерадостное дитя («меня ребенком все зовут»). Пугливая идеалистка Татьяна (сопрано Кристина Ополайс, сделавшая хорошую мировую карьеру) читает книжки в ноутбуке и мечется на ложе в эротическом сне: взятый из Пушкина медведь-оборотень гладит ее бока и сбрасывает шкуру, оборачиваясь голым – со спины – молодцем. Это нормально: поет же – в другом месте – Татьяна «Я вся горю!». Эгоцентричный Онегин (Янис Апейнис) случайно застрелит бывшего приятеля Ленского (молодой голосистый тенор из Чехии Павел Чернох) на пороге их примирения и тоже впадет в страшный сон: сплошные «мальчики кровавые в глазах». Поскольку Чайковский сна не писал, для эпизода использована музыка торжественного полонеза из первой петербургской картины. Но это всего лишь спорное режиссерское решение. Хуже, что Апейнис, не так давно успешно спевший Онегина в Михайловском театре, на громадной сцене ГАБТа как-то потерялся и то и дело пел не в ноты.

Вместо бала у Жагарса презентация: преуспевающая Татьяна написала книгу (интересно какую – дамский роман или пособие «Как удачно выйти замуж»?) и раздает гостям автографы. Дальше – все, как обычно, вплоть до финального «позор, тоска, о, жалкий жребий мой», только объяснение героев происходит среди скомканных простыней и подушек. Фрейдистские страсти в оболочке прибалтийской сдержанности в итоге образуют достаточно цельное зрелище, историю тотальной «невстречи» героев с самими собой и друг с другом. Вот только тишайший оркестр играл так, что понять, как дирижер Модестас Питренас трактует Чайковского, было решительно невозможно. Наверное, за одну репетицию рижане не успели приспособиться к акустике Основной сцены Большого театра.

«Лючия ди Ламмермур» – знаменитый образец бельканто – переполнена кровавыми разборками, в которых личная жизнь шотландских аристократов XVI века плотно смешана с общественной. Жагарс перенес действие в предвоенную Италию, и мерзкий солдафон Астон, насильно и обманом выдающий замуж свою сестру Лючию, здесь вылитый фашист и приспешник дуче. Хор – тоже солдаты и офицеры Муссолини. А любимый человек Лючии, Эдгар, он же заклятый враг Астона – вероятно, член соперничающего мафиозного клана. Или в лучшем случае оппозиционер-подпольщик, не расстающийся с пистолетом. Тут вооружены все. Даже кроткая героиня, которая, сойдя с ума, оставила после себя два трупа, застрелив своих жертв из пистолета. Потом она эффектно-зловеще измажет кровью лицо негодяя-брата и скончается сама. А Эдгар, спев душераздирающую предсмертную арию, кончит жизнь самоубийством под горестные причитания хора («Ужасная судьба!»).

Сценограф Андрис Фрейбергс замкнул действие в огромный мраморный ящик, навевающий мысли о старинных итальянских палаццо, европейской архитектуре 30-х годов и античных гробницах. Работа художницы по костюмам Кристине Пастернака весьма затейлива: платье любой хористки хоть сейчас посылай на Неделю высокой моды в Париж или Милан. Режиссура, тушуясь перед объемностью декораций и «говорящими» костюмами, часто сводится к простой расстановке персонажей, которым при таком раскладе очень удобно петь. Тем не менее Жагарс четко показывает, что героев-любовников (они – луч света в темном царстве лжи и корысти) еще до физической смерти морально убивает окружение.

Не столь изысканно, правда, пение: старательная Сонора Вайце (Лючия) так надрывалась, пытаясь освоить верхние ноты, что хотелось попросить певицу спеть на октаву ниже, но не мучиться. Хотя знаменитая перекличка «соловьиных» трелей сопрано и флейты ею была сделана усердно и тщательно. С исполнением бельканто в опере практически у всех были проблемы: желание «снять» трудные фиоритуры ощущалось, что называется, невооруженным ухом. Турецкий драматический тенор Мурат Карахан в партии Эдгара, хоть и выложился сполна в финальной предсмертной арии, тоже не порадовал игрой голоса, скорее его силой. Оркестр под управлением Александра Вилюманиса звучал не в пример громче, чем на «Онегине», но не был идеальным. Звук в иные моменты шел слишком громко, так что пение заглушалось. И слишком брутально для бельканто. Даже для такой беспросветно кровавой штуки, как «Лючия ди Ламмермур».
_________________
...а также http://belkin-sergey.livejournal.com/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика