Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
О том как ставить классику
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 11:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Амалирис писал(а):

...Любимову не хватает, в частности, батальных сцен, которые будут «наращивать» из неоперной музыки Бородина. Также предполагаются отдельные вставки музыки самого Карманова. (...) Увертюра, написанная Александром Глазуновым, представляется Любимову слишком длинной и будет сокращена.(...)
Аналогично реакции Анемоны на предыдущий материал - даже комментировать не хочется.
Разве что пару фактологических замечаний.
Римский-Корсаков и Глазунов не сокращали и не выправляли оперу, они заканчивали оставшуюся недоработанной после смерти Бородина партитуру.
А Глазунов не написал, а записал, восстановив по памяти (у него была уникальная музыкальная память), увертюру, которую Бородин играл ему, но авторская запись которой либо не была осуществлена, либо не сохранилась.

Уважаю Синайского за то, что он отказался редактировать оперу.

Ну-ну. В "Князе Игоре", конечно очень "не хватает" дурацких батальных сцен, которые к тому же продемонстрировали бы убедительную победу половецкого войска над русским.
Опера Бородина настолько гениальна, что это было ясно даже его современникам.
Не понимаю, почему до сих пор не создано всемирное общество защиты оперной классики от новых варваров? Я, кажется, уже готов его сам возглавить. Evil or Very Mad Cool
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
историк
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 22.07.2012
Сообщения: 2357

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 4:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Какие-то странные выдвигаются обвинения, по лексике сходные с постановлениями ЦК ВКП(б) конца 40-х гг. о борьбе с формализмом, о забвении традиций классической музыки и русской музыки, в особенности.

Просто как будто "Сумбур вместо музыки" читаешь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 8:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

историк писал(а):
Какие-то странные выдвигаются обвинения, по лексике сходные с постановлениями ЦК ВКП(б) конца 40-х гг. о борьбе с формализмом, о забвении традиций классической музыки и русской музыки, в особенности.

Просто как будто "Сумбур вместо музыки" читаешь!

Ну да, ну да. Любимый приемчик "левых": все перевернуть с ног на голову и сделать вид, что их обижают и преследуют. Весьма вульгарно это.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
историк
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 22.07.2012
Сообщения: 2357

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 9:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Надо же, всегда был крайне правым. И кто меня обижает и преследует? Просто забавно читать рассуждения, в духе:

"ТОВАРИЩИ!
Мы должны быть как классики,
У нас усе должно быть как у классиков,
Да.

Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков,
вы музыкальны, изящны, стройны.
Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков,
вы мелодичны, красивы, звучны.
Глинка, Чайковский, Римский-Корсаков,
вы задеваете несколько струн.
Как это правильно, как это верно.
Наш человек - очень сложный организм,
наш человек - очень сложный организм,
наш человек - очень сложный организм,
наш человек - ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ОРГАНИЗМ!
ОЧЕНЬ СЛОЖНЫЙ ОРГАНИЗМ!"

Д.Д. Шостакович "Антиформалистический раек".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 9:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

историк писал(а):
Надо же, всегда был крайне правым. И кто меня обижает и преследует? Просто забавно читать рассуждения, в духе:

"ТОВАРИЩИ!
Мы должны быть как классики,

Может быть, Вы и были "крайне правым", но в данный момент Вы неправы в крайней степени. Вас никто не заставляет "быть как классики" , тем более что это вряд ли у Вас получится. Речь вообще не о Вас, а как раз-таки о классиках, о том, что можно делать и чего делать нельзя в принципе. Нельзя проводить опыты над живыми людьми без их согласия: это аморально и запрещено законами во всех цивилизованных странах. Нельзя отстреливать птиц и зверей в природных парках-заповедниках: это аморально и запрещено законом. Нельзя отправить на реставрацию картину Рафаэля и переписать ее по-своему, потому что вам кажется, что ее можно улучшить. Это аморально и уголовно наказуемо. Но вот с оперой, которая тоже является ценнейшей частью мировой культуры человечества, поступать подобным образом почему-то не возбраняется. И хотя формально с ней ничего не происходит (оригинал партитуры никто не переписывает), но фактически надругательство происходит, так как опера, как и музыка вообще, может полноценно жить только в момент ее исполнения, а исполнение в искаженном виде как раз и есть то же самое, что переписывание картины Рафаэля.
Я уже не говорю о том, что по степени таланта, уровню музыкальной культуры, пониманию музыки Бородина товарищу Любимову и его соратникам так же далеко до Глазунова, как нам с Вами до Солнца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
историк
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 22.07.2012
Сообщения: 2357

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 11:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что за ерунда?

Сначала набор не имеющих отношения к делу норм. А потом прямое лукавство. Разумеется, картину Рафаэля никто не будет переписывать, это ее уничтожит. А музыка существует в нотной записи. Ее можно использовать по своему усмотрению. Музыка Бородина находится в общественном достоянии.

Интересно, почему нельзя просто сказать: мне не нравится идея такой постановки, я не пойду на представление? И все. Нет, надо начать брюзжать: надругательство над классикой, приводить какие-то смехотворные рассуждения о степенях таланта, уровне музыкальной культуры и прочая, и прочая, и прочая.

На консерватизм художественного вкуса каждый имеет право, но зачем начинать демагогические рассуждения об аморальности и недопустимости постановочного новаторства. Что, кто-то заставляет насильно идти в театр и слушать?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 11:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

историк писал(а):
Музыка Бородина находится в общественном достоянии.

Вот именно! В общественном, а не в личном владении какой либо персоны.
Цитата:
Интересно, почему нельзя просто сказать: мне не нравится идея такой постановки, я не пойду на представление?

Потому, что эти постановки, адептами которых Вы по-видимому являетесь, есть не постановки опер Бородина и др. классиков, а их переделки. Это ситуация, когда некто, одержимый собственным тщеславием, навязыввается классику в соавторы, не ставя об этом публику в известность. Родион Щедрин написал балет "Кармен" по музыке Бизе. Но нигде и никогда не писалось, что это "Кармен" Бизе. А всегда "Бизе-Щедрин".
Если бы на афишах театров сегодня было написано что-то вроде того, что "мы представим Вам спектакль ПО такой-то опере Верди" или, скажем, Пуччини или того же Бородина, это было бы честно и вполне нормально. Публика смогла бы выбирать, на что она хочет идти: на оперу Бородина или на спектакль "по мотивам". Разница в подходах понятна?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
историк
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 22.07.2012
Сообщения: 2357

СообщениеДобавлено: Чт Окт 04, 2012 11:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А так, все сводится к пометке на афише "по мотивам"? Ну тогда надо и на так наз. "классической постановке" писать "по мотивам" Бородина, переписано Глазуновым и Римским. Вы занимаетесь словесной эквилибристикой. Где написано, что "постановки классиков" должны быть точно такими, какими были изначально. Оперный и балетный спектакль в этом отношении не отличается принципиально от драматического, в котором режиссер может позволить себе весьма вольное обращение с исходным текстом пьесы: перенести действие из, допустим, античной Греции в современность, сделать значительные купюры, объединить фрагменты разных произведений. Это нормально.

Я не являюсь адептом какого-либо "типа постановок". Я являюсь убежденным адептом того, что каждый человек должен говорить только от своего имени, а не "всего прогрессивного человечества".

Когда я схожу на спектакль, я смогу выказать свою позицию: показалось ли мне художественно и музыкально оправданным то, что сделали в БТ или нет. А высказывания в духе "постановку Любимова я не видел и не собираюсь, но осуждаю", для меня, извините, только свидетельство агрессивности, стремления навязчиво абсолютизировать свои художественные вкусы.

В общественном достоянии, это значит каждый может использовать по своему усмотрению. Непонятно, на каком основании вы претендуете на то, чтобы от имени анонимной "общественности" решать, что можно, а что нельзя в искусстве.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Пт Окт 05, 2012 10:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

историк писал(а):
А так, все сводится к пометке на афише "по мотивам"? Ну тогда надо и на так наз. "классической постановке" писать "по мотивам" Бородина, переписано Глазуновым и Римским.

Вот то-то и оно, что ни Римский, ни Глазунов не "переписывали" Бородина. У Вас, уважаемый "историк, видимо, по истории музыки в консерватории бывл "неуд". Если Вы там вообще учились.

Цитата:
Я не являюсь адептом какого-либо "типа постановок". Я являюсь убежденным адептом того, что каждый человек должен говорить только от своего имени, а не "всего прогрессивного человечества".

А я вот являюсь сторонником той точки зрения, что, исполняя чужое произведение, воплощая его на сцене, артист или режиссер говорит прежде всего от имени АВТОРА. Его задача - помочь АВТОРУ максимально адекватно донести его замысел, его, АВТОРА идеи, мысли и чувства до ПУБЛИКИ. И только потом, во вторую, если не в третью очередь - выразить себя любимого.
А если исполнитель или режиссер хочет быть фигурой №1, если он жаждет поразить всех мощью собственного авторского "Я!", тогда ему нужно и впрямь попробовать себя на ниве создания художественного произведения. Почему бы и нет? Если Бородин недостаточно хорош, пусть тот, кто так считает, напишет лучше... или хотя бы вполовину так же хорошо. Пусть выразит свои мысли, свои чувства, свои идеи - да так, чтобы у публики дух захватило, чтобы она заплакала или почувствовала себя счастливой. Но нет, это ведь очень трудно, куда проще перелицовывать чужое, симулируя творческий процесс.
Кстати, если бы хоть один такой "интерпретатор" умел сочинить что-то свое и при этом качественное, я бы хотел посмотреть, как бы он отреагировал на действия коллеги, перелопатившего ЕГО собственное творение! Покажите мне это, только в цвете и со звуком, пожалуйста. Laughing


Последний раз редактировалось: oleander (Пт Окт 05, 2012 1:27 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Владимир
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 5929
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Пт Окт 05, 2012 1:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Выделил в отдельную тему Ваш диспут. Продолжайте, пожалуйста, но помнте о взаимном уважении!
Модератор

_________________
"Неважно, почему значительное стало незначительным. Стало, и все тут." © Льюис Кэрролл
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Пт Окт 05, 2012 9:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо. Собственно говоря, на тему постановок классики я подробно высказывался здесь: http://www.operanews.ru/12081905.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
историк
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 22.07.2012
Сообщения: 2357

СообщениеДобавлено: Сб Окт 06, 2012 9:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

oleander писал(а):

Вот то-то и оно, что ни Римский, ни Глазунов не "переписывали" Бородина. У Вас, уважаемый "историк, видимо, по истории музыки в консерватории бывл "неуд". Если Вы там вообще учились.

А я вот являюсь сторонником той точки зрения, что, исполняя чужое произведение, воплощая его на сцене, артист или режиссер говорит прежде всего от имени АВТОРА. Его задача - помочь АВТОРУ максимально адекватно донести его замысел, его, АВТОРА идеи, мысли и чувства до ПУБЛИКИ. И только потом, во вторую, если не в третью очередь - выразить себя любимого.
А если исполнитель или режиссер хочет быть фигурой №1, если он жаждет поразить всех мощью собственного авторского "Я!", тогда ему нужно и впрямь попробовать себя на ниве создания художественного произведения. Почему бы и нет?


У вас почему-то главные аргументы: это моя гипотетическая биография: и каких я политических взглядов и где я учился, и какие у меня были отметки. Не наскучило? Нечего по существу сказать?

Если вести спор корректно, то надо сказать, что это лишь одна точка зрения, что опера дошла до нас в том виде, в каком оставил ее Бородин. Но есть в музыковедении и другие достаточно обоснованные точки зрения. Римский вообще был мастер писать за других. Wink

Да придерживайтесь какой хотите точки зрения! Я лишь напоминаю, что есть и другая: режиссер не менее творческая профессия, чем драматург или композитор. Никто не будет сейчас ставить "Ревизора", как в XIX в. и "Травиату", как во времена Верди. Софокла не поставишь так как это было в древней Греции. Художественные горизонты людей изменились, а вы хотите превратить театр в мемориальный музей, музеефицировать драматургию и музыку.

И вот что еще скажу. Ю.П. Любимов - ярчайшее явление отечественного и мирового театра второй половины ХХ - начала XXI в. При этом, если зарубежному зрителю он известен и в своей ипостаси оперного режиссера, то отечественному, увы, нет. И, если человек действительно любит классику, то ему будет как минимум интересно с грядущей постановкой ознакомиться.
А вот если относиться к классике так начетнически, как товарищ Тройкин из "Антиформалистического райка": "У нас усе должно быть, как у классикеееее", тогда, конечно, можно плеваться от еще не просмотренной постановки на том основании, что там не все, как в постановке 1890 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Сб Окт 06, 2012 10:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

историк писал(а):

У вас почему-то главные аргументы: это моя гипотетическая биография: и каких я политических взглядов и где я учился, и какие у меня были отметки. Не наскучило? Нечего по существу сказать?
Если вести спор корректно, то надо сказать, что это лишь одна точка зрения, что опера дошла до нас в том виде, в каком оставил ее Бородин. Но есть в музыковедении и другие достаточно обоснованные точки зрения. Римский вообще был мастер писать за других. Wink

Лично до Вас и Вашей биографии мне нет дела, и слово "левый" я употребил не в политическом, а в культурологическом смысле. Но раз Вы так настаиваете, видимо, придется Вам кое-что объяснить. Итак, пойдем по пунктам.
1. Опера Бородина действительно не была завершена: в том смысле, что увертюра и некоторые фрагменты не были записаны. Но! Сохранились многочисленные письменные свидетельства того, как проходила работа внутри этой "команды" единомышленников. Они постоянно показывали и играли друг другу все, что успевали не только написать, но даже задумать. В определенном смысле это было коллективное творчество, они горели тем, что делали все члены кружка, они сотрудничали. И если бы процесс шел по-другому, Россия и весь мир, боюсь, просто не получили бы этого сказочного богатства - музыки Бородина, да и Мусоргского тоже. Бородин вообще особым рвением в смысле записи своих сочинений не отличался, и Балакирев с Корсаковым были готовы на что угодно, лишь бы уговорить его выкроить время на это "скучное" занятие. Они отлично понимали, что их друг - гениально одаренный музыкант, и то, что варится у него в голове, должно стать мировым шедевром.

2. Римский-Корсаков и Глазунов. Они оба тоже обладали гениальными способностями. Глазунов был просто феноменом. По свидетельству современников он обладал музыкальными способностями, соизмеримыми с моцартовскими. Кроме того, он был музыкантом высочайшей культуры. И для него, и для Корсакова запомнить наизусть с первого раза сыгранную Бородиным на рояле увертюру и др. музыку "Князя Игоря" не составляло никакого труда. Кроме того, они оба, как выразились бы сегодня, были "в теме" - т.е. существовали внутри стиля, присущего Бородину и - шире - творчеству членов Балакиревского и Беляевского кружка.
Ни одним из вышеперичисленных качеств сегодняшние "улучшатели" музыки Бородина не обладают и не могут обладать просто "по техническим причинам".

3. О профессии режиссера. Дело не в том, творческая она или нет. Дело в том, что у режиссера и драматурга разные специальности: один производит художественный материал, а другой доводит его до сцены и, так сказать, аранжирует. Разница понятна? Все может быть очень хорошо ровно до того момента, пока режиссер не начинает пытаться взять функции автора на себя и сделаться соавтором. Вот тогда беда.

4. "Никто не будет ставить "Ревизора" и "Травиату" сегодня, как в 19 веке." Поместив в один ряд драматическое и оперное произведение, Вы расписались в том, что вообще не понимаете специфики оперы. А ведь беретесь рассуждать о таких вещах. Опера - это вовсе не плохонькая пьеса под музыку (как думают, похоже, некоторые режиссеры), это самодостаточный, сложившийся жанр со своими законами, нарушение которых приводит к его болезни, а в перспективе может привести и к смерти. Не нравятся законы жанра - не занимайтесь им. Займитесь чем-нибудь другим, например, кино, где режиссер центральная фигура, автор всего проекта. Чего нет и не может быть в опере. Вы хоть в курсе, что во времена Верди и профессии-то такой не было - оперный режиссер? А опера между тем находилась на вершине своего расцвета.

5. Да, времена изменились, да, многие вещи сегодня воспринимаются людьми иначе, чем 100 лет назад. Но этот лозунг - насчет "превращения оперы в музей" - чистой воды лукавство. Мы сегодня видим молодых амбициозных режиссеров, которые активно вмешиваются в творчество живых авторов, с ножницами в руках подступают к сочинениям, написанные буквально вчера. Ну и при чем тут "музей"?
Опера - искусство прежде всего музыкальное, музыкально-драматическое, а не наоборот. И это единственное из искусств, способное дать человеку возможность прожить за короткие 2-3 часа пиковый отрезок эмоциональной жизни героев, причем прожить его в состоянии непосредственного сопереживания, потому что опера - это все-таки театр. В этом смысле ничего не изменилось за последние 50-100 лет. И талантливому режиссеру, обладающему художественным вкусом и музыкальной культурой, безусловно, найдется в классике работа получше и поинтереснее, чем переодевать героев в костюмы современных проституток и бандитов.
Но для этого, повторяю, нужен талант! И вкус. И культура.

6. Если мы не хотим, чтобы опера как жанр превратилась в музей, нужно не классику переделывать. Нужно новые оперы создавать и ставить, чтобы не прервалась и не умерла классическая традиция. Но именно оперы, т.е. сочинения, написанные по законам этого жанра. Сочинения разные - и лирические, и трагедийные, и комические оперы, и более академические по стилю, и те, что смыкаются по языку с мюзиклом и опереттой. Если бы, как это было прежде, в оперных театрах ставилось по 3-4 новые оперы за сезон, ни к чему было бы и классику перелицовывать. Она оставалась бы такой, как есть, а новое - вот оно, пожалуйста.
Однако сегодня композитору, написавшему оперу, пробиться с ней в театр чрезвычайно тяжело. Он чувствует себя совсем не так, как тот же Римский-Корсаков, Чайковский или даже гораздо менее талантливый Направник (а их новых опер ждали с нетерпением, предвкушали их, хотели исполнять!) - а как проситель в приемной, пришедший молить об одолжении.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
историк
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 22.07.2012
Сообщения: 2357

СообщениеДобавлено: Сб Окт 06, 2012 11:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ну по пунктам, так по пунктам. Только не надо за меня истолковывать мои слова и приписывать мне то, что я не говорил.

1. Ваши утверждения строятся ровно на одном: безоговорочное доверие к словам Римского. Я не берусь утверждать какая версия об опере "единственно верная", но, если вы добросовестно хотите разбираться в вопросы, вы обязаны детально ознакомиться с аргументами другой стороны, а вы просто повторяете свои раз за разом.

2. Я ничего не утверждал о мере таланта Римского и Глазунова. В то же время я не считаю Римского таким выдающимся талантишем, что к сделанному им сегодня "не смей подступать". Подступают и это прекрасно. Что за "технические причины" этому якобы препятствуют вы не пояснили.

3. С вашей трактовкой профессии режиссера я так же не согласен. Режиссер не аранжировщик, а создатель того художественного произведения, которое и называется "оперная постановка" и для которой музыка есть материал, а не готовые прописи.

4. Опера - не пьеса под музыку, это опять ваше передергивание аргументов оппонента. вместо критики по существу. А затем вы блестяще опровергаете то, что я не утверждал. Поэтому повторяю:
в театре демонстрируется художественное произведение, которое может быть драматическим, оперным или балетным спектаклем. Его создатель - режиссер. Пьеса и партитура - материал для создания данного произведения. Утверждение, что опера - самодостаточный жанр, извините, смехотворно. Такой подход и ведет к музеефикации оперы.
Опера является драматическим жанром, в котором основными выразительными средствами выступают музыкально-вокальные.
Но распоряжается этими средствами именно оперный режиссер.

5. Я в курсе, что было и чего не было во времена Верди. Опера в музыкальном отношении была в расцвете. А вот как театральный жанр - нет. Оперные спектакли того времени, обычно пение под музыку в пышных костюмах, что, как хорошо известно, очень удручало К.С. Станилавского. И приход в оперу настоящей театральной режиссуры - благо, а не зло. Потому что основной эстетической категорией для оперы должна быть не инсценируемая музыкальная партитура, а театральное представление как вид синтетического искусства.
Режиссер, имея замысел представления, просит композитора внести те или иные правки в партитуру. Это нормально. Живой композитор может согласиться или не согласиться, это его право. Кстати правки по просьбам постановщиков вносились в партитуры и ранее.

6. Современные оперы - это отдельная тема. Зачем ее сюда приплетать, кроме желания указать режиссерам что надо, и что не не надо делать? Мы вроде обсуждаем подходы к постановке классики?

7. Вы ответили на пост, в котором шла речь о готовящейся в БТ постановке "Князя Игоря", режиссер Юрий Петрович Любимов.

Каждый имеет право на свою точку зрения. Только не надо обвинять оппонентов в варварстве только потому, что они видите ли посмели ставить классику не так, как ее ставили раньше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
oleander
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 29.07.2012
Сообщения: 104
Откуда: София, Болгария

СообщениеДобавлено: Сб Окт 06, 2012 12:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

историк писал(а):

Ваши утверждения строятся ровно на одном: безоговорочное доверие к словам Римского.

Нет, они строятся прежде всего на моем собственном большом слуховом, музыкантском опыте. Я, видите ли, профессиональный музыкант и прекрасно вижу, точнее, слышу, КАК Корсаков и Глазунов (кстати, в прежде всего и в основном Глазунов!) работали с материалом Бородина. И оперу как таковую, как жанр я знаю изнутри, а не по учебникам. Знаю всю оперную классику, которую переиграл по партитурам, и не по разу. Уже не говоря о просмотре десятков постановочных версий в разных театрах, благо сегодня это доступно через интернет. Вы можете сыграть оперу с листа хотя бы по клавиру? а лучше по партитуре. Если да, давайте сыграем "Князя Игоря" в четыре руки, вот тогда и поговорим как два профессионала.
Я знаю, что это за жанр, знаю его законы и вижу, что с оперой сейчас происходит. Она болеет, тяжело болеет. И то "лечение", которое ей прописала "другая сторона", с аргументами которой я прекрасно знаком и притом уже давно, не вылечит ее, а вот окончательно угробить может. Эти аргументы - выражение типично левых взглядов, декларирующих лицемерную заботу о "простой молодежи", которую нужно любыми способами завлечь в оперный театр.
Эту песню я еще лет 20 назад слышал в Германии, на родине "авангарда". И где сегодня их немецкая опера? Что с ней, а?
Я родился в так наз. "простой" семье. И пришел к опере сам. И другие приходят - те, кому это суждено. А кому-то приятнее ходить в кино и на дискотеки - ну и на здоровье. Кроме того, на нашей российской почве все это культурное "левачество" - это вообще всего лишь обезьянничание, подражание все тем же немецким авангардистам. То, что для России новость, там уже древняя старость.
Если кому-то охота становится в эту очередь желающих подражать немцам в их попытках приспособить классику для личных нужд узкой группы коммерчески заинтересованных в этом лиц - это его личное дело. Но на нас, музыкантах и людях искусства, лежит ответственность за классику. И прежде всего за нашу отечественную классику. Не мы ее создавали, но мы обязаны ее сохранить и передать следующим поколениям. Между тем, скоро, я боюсь, будет просто невозможно услышать и увидеть в театре оперу, в том числе и русскую, в адекватной постановке. И что тогда?
Опера в клавире или в партитуре существует, да, но для публики она там спит летаргическим сном. Оживает она только на сцене, где сегодня ее ожидают переделки, прямое вмешательство в авторский замысел, что не только не помогает музыке звучать более современно, но наоборот - делает ее анахронизмом. В результате публика знакомится не с шедевром Чайковского или Бородина, или - возьмем шире - Моцарта, Верди, Пуччини, а с неким музыкально-драматическим спектаклем на музыку такого-то композитора, которая находится в стилистическом противоречии с происходящим на сцене.
Поэтому я и сказал и готов повторить это хоть тысячу раз: дайте классике возможность жить своей жизнью, по ее естественным законам, а если вам так уж охота и есть на это средства, ставьте отдельные авторские спектакли "по мотивам". И пишите на афишах: мол, дорогие театралы, завтра мы даем спектакль режиссера такого-то по мотивам оперы Пуччини. Все будет честно, никаких проблем! И мы увидим тогда, что больше нравится публике: современный новодел или классический "нафталин" (любимое презрительное слово авангардистов). Увидим, как раскупаются билеты, как реагирует зал. Кому-то будет ближе одно, кому-то, возможно, другое.
Что касается проблем с современной оперой, то они находятся в тесной связи с общими проблемами оперного театра. Поэтому я эту тему и затронул. Жанр, как я уже сказал, может жить, не окостеневая, только продолжаясь в новых произведениях.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика