Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2010-04

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11421

СообщениеДобавлено: Вт Сен 18, 2012 7:09 pm    Заголовок сообщения: 2010-04 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в апреле 2010 года (первый номер ссылки - 2010043101 означает: год - 2010, месяц - 04, первый порядковый номер ссылки за месяц- 01 ). Пустой бланк для библиографической карточки.

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11421

СообщениеДобавлено: Вт Сен 18, 2012 7:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2010043101
Тема| Музыка, Опера, Геликон-Опера, Персоналии, Д. Бертман
Авторы| Материал подготовила Екатерина Антонова
Заголовок| «Искусство и есть наша национальная идея»
Где опубликовано| NewTimes
Дата публикации| 20100412
Ссылка| http://newtimes.ru/articles/detail/19564/
Аннотация| Интервью



В 23 года он с нуля создал свой оперный театр. С тех пор прошло два десятка лет, а театр выпускника ГИТИСа Дмитрия Бертмана не только не развалился — стал одним из самых известных в мире, был участником практически всех крупных фестивалей, получил десять «Золотых масок». В год 20-летия «Геликон-Оперы» ее художественный руководитель рассказал The New Times о том, что он думает о сегодняшней театральной жизни. И просто жизни

Мне интересна эмоциональная режиссура, схваточная… У нас есть в реперуаре оперные названия, без которых зритель и я жить не можем: «Кармен», «Травиата», «Онегин». Но сейчас мне интереснее оперы ХХ века, они написаны для театра, по законам драматургии. Поэтому сегодня на афише «Геликона» — «Лулу» Берга, «Средство Макропулоса» Яначека, «Диалоги кармелиток» Пуленка, «Мавра» Стравинского, Прокофьев, Хиндемит, Шостакович…

О мировой опере

За последний месяц я был по работе в нескольких оперных театрах мира — в частности, в Государственном театре в Вене и в Метрополитен-опера. У меня возникло ощущение, что я присутствовал на траурном шествии: публика вся в черном, седовласая, кто-то кого-то везет в инвалидной коляске. Смотрел вокруг и с ужасом понимал, что молодых, может быть, всего пять процентов в зале. Когда я вижу такое, то перестаю себя ругать, что вообще-то делаю часто, поскольку по знаку зодиака я Скорпион. У нас в зале «Геликона» всегда есть молодежь. Видимо, потому что мы показываем ей то, что она хочет видеть. Потому что существуем на той же скорости, что и она. Стараемся быть конкурентоспособными с тем, что еще есть в жизни людей: с интернетом, кино, выставками, инсталляциями. Даем живую эмоцию, а не голую концепцию.

О правилах игры

Помимо спектаклей «Геликона» в России я могу похвастаться одной постановкой в Мариинском театре, парой постановок в провинции — и все. Если бы не «Геликон», я был бы здесь безработным: это притом что я народный артист России, у меня много всяких разных премий. Но я не востребован совершенно. На Западе востребован, на ближайшие шесть лет я знаю, что работа там у меня есть. А что касается России, то, если завтра кто-то решит отобрать у меня строящееся здание «Геликона» — такое лакомое, в центре Москвы, на Никитской, — я останусь ни с чем. С другой стороны, в искусстве в принципе не может быть никаких гарантий: все зависит от самого художника, от его таланта и обстоятельств, которые складываются вокруг него. Это неосязаемые вещи. Но разница в востребованности на Западе и здесь ощущается очень сильно. Я говорю все это и сразу представляю, что мне могли бы сказать мои оппоненты: чем он недоволен? И театр ему строят, и машина у него есть, и квартира, и за рубеж он ездит, и деньги зарабатывает — чего еще надо? Отвечу: я недоволен не тем, как живу, — со мной-то все в порядке. Я недоволен общей системой, правилами игры в искусстве, установленными государством. Все мы, кто занимается искусством в России, живем, как на рынке…

О российской идее

В режиссуре есть такое: к любой теме надо подходить от общего к частному. По Станиславскому это называется «переходить от большого круга внимания к малому». Если посмотреть на имидж России сегодня, на то, что о ней знают в мире, и, оттолкнувшись от этого, посмотреть, на что мы можем опереться, что продолжать развивать, то выяснится следующее: на Западе все знают, что в России много богатых людей и много темных денег, которые хранятся в заграничных банках. Знают, что много русских живет за границей. Когда я приезжаю в Нью-Йорк и прихожу в небольшой частный магазин электроники, мне надо скрыть, что я из России, потому что для русских задирают цену в два раза. Дальше: про Россию знают, что у нас нефть и что мы ничего не производим, а только продаем свои полезные ископаемые. Еще знают, что у нас любят пить, что водку можно купить за копейки, что можно приобрести любое лекарство без рецепта, даже антибиотики — что в мире невозможно в принципе. И что попасть в нашу больницу иногда опасно для жизни. Знают про наше несовершенное законодательство и нашу агрессию: понимают, что опасно с нами не дружить, потому что Россия может в любой момент повести себя как-то неожиданно и с амбицией. Еще знают, что в России есть атомное оружие, армия и что Россию надо бояться. А что знают положительного? Что в России — потрясающая литература, которая переводится на все языки мира. Становишься настоящим патриотом, когда заходишь в любой книжный магазин любой страны мира и видишь книги Улицкой, переведенные на японский, китайский, французский, итальянский. Возникает чувство гордости, когда видишь афишу Метрополитен-опера и в главных партиях — российские певцы. То же самое — в Венской опере. Имена наших инструменталистов и дирижеров на постерах самых престижных концертных залов. Наши ученые совершают открытия, которыми пользуются во всем мире. Это самое главное, что существует в нашем государстве: интеллигенция и интеллектуальная собственность. Это больше чем любое богатство любой страны мира, это несравнимо ни с нефтью, ни со спортом. Но картина, связанная с финансированием, с заботой государства о людях, которые посвящают свои жизни занятиям наукой и искусством, более чем печальна. О том, в какой нищете живут некоторые корифеи искусства и науки, и говорить не надо. Конечно, мое мнение может быть воспринято как мнение сумасшедшего сектанта, который занимается таким непонятным делом, как опера, но я убежден, что именно искусство может стать нашей национальной идеей.
________________________________________
Дмитрию Бертману 42 года. Художественный руководитель Московского музыкального театра «Геликон-Опера» с момента основания. Заслуженный деятель искусств РФ.

Театр «Геликон-Опера» создан в 1990 году. В 1993 м получил статус государственного и к концу 90-х стал одним из самых заметных российских оперных театров. Репертуар включает в себя оперы XVIII–XX веков, от самых популярных до самых раритетных, а также оперетту и мюзикл. «Геликон» — наиболее востребованный российский театр, его труппа выступает на престижных сценах США, Франции, Германии, Англии, Испании, Ливана, Китая. Осуществляет совместные постановки с крупными театрами в Париже, Дижоне, Страсбурге, сотрудничает с фестивалями в Сантандере и Мериде (Испания). «Геликон» часто переносит свои спектакли на сцены других театров России — Санкт-Петербурга, Калининграда, Волгограда, Екатеринбурга, Краснодара. В апреле театр проводит большой фестиваль под названием «Музыка ХХ века — Геликону ХХ лет».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3967

СообщениеДобавлено: Чт Апр 11, 2019 1:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2010043102
Тема| Музыка, Опера, Персоналии, Теодор Курентзис
Авторы| Наталья Зимянина
Заголовок| Теодор Курентзис: У нас в Сибири — намоленное пространство единомышленников
Где опубликовано| «Новая газета» № 45
Дата публикации| 20100427
Ссылка| https://www.novayagazeta.ru/articles/2010/04/28/3601-teodor-kurentzis-u-nas-v-sibiri-namolennoe-prostranstvo-edinomyshlennikov
Аннотация| Интервью

Теодор Курентзис, родом из Афин, — воплощенное подтверждение того, как глубоко родственны наши культуры. С четырех лет он сидел за фортепиано (мама — преподаватель Афинской консерватории) и вскоре был очарован русской музыкой. Эта любовь решительно погнала его в Санкт-Петербург к великому педагогу Илье Мусину, из класса которого вышли и Юрий Темирканов, и Валерий Гергиев, и еще десятки знаменитых дирижеров. Курентзис стал для Мусина последним и любимейшим учеником.
В Петербурге небогатому греческому студенту жилось непросто: женился-развелся… В 2001 году приехал пытать счастья в Москву. Начал с гостеприимной «Геликон-оперы», откуда его никто не выживал как опасного конкурента (что вообще-то у нас в порядке вещей). Ныне 38-летний Курентзис — один из самых знаменитых дирижеров в России.
С 2004 года он — музыкальный руководитель Новосибирского театра оперы и балета. Создал в нем «свой» камерный оркестр Musica Aeterna, играющий старинную музыку в аутентичной манере, и хор The New Siberian Singers.
За последние годы Курентзис провел более двадцати мировых премьер новых сочинений. Очередная состоится 3 и 4 мая на сцене МХТ им. Чехова: «Реквием» Алексея Сюмака памяти жертв Второй мировой войны. Курентзис встанет за пульт одного из лучших оркестров мира — Российского национального.

— Как греку работается в Сибири? Казалось бы, у вас были такие возможности в Москве!

— В провинции люди более наивны, более старательны. Они еще не переели. Здесь, в Москве, 15 миллионов народу. А город-то — на 5 миллионов. Жило бы пять, было бы хорошо… И вот в таком столичном сумбуре ценные вещи пропадают, понимаете? Выбор огромный, но 95% мусора, а вместе с ним выкидывают жемчуг. В провинции не так. Именно поэтому там так чутко воспринимают современное искусство, не всегда легкое для понимания.

— Недавно вы провели в Новосибирске свой фестиваль Musicа Aeterna — в честь пятилетия вашего камерного оркестра. Антон Батагов, московский композитор и превосходный пианист, исполнял там партиты Баха…

— Я такого концерта никогда в жизни не слышал. Все сидели с открытым ртом… Гений!

— Но почему Батагов отказывается играть в Москве?

— Мне он ответил так: «Если я буду играть, что я захочу, никому это не будет интересно». Его сфера — чистое искусство. Расстояние от нынешней культуры Москвы до Антона — как от футбольных переживаний за «Манчестер Юнайтед» до психологии Райха с его учением о свободно текущей жизненной энергии.
В Москве такие люди, как Батагов, чувствуют себя беззащитными. А у нас в Новосибирске сорганизовалось намоленное пространство единомышленников.

— То есть вся надежда на провинцию?

— Я уверен, если мы ждем российского ренессанса в хорошем смысле слова, — он начнется с провинции. Все ставки должны быть сделаны на Пермь, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород. Это города, где живут очень талантливые люди. Там много молодежи, жадной до знаний. Государство должно дать возможность получить их.

— Вас не увидишь ни в театрах, ни на концертах. Вы куда-нибудь ходите?

— Летом всегда стараюсь побывать на Афинском фестивале, на Авиньонском; в Германии смотрю спектакли Димитра Гочева, Томаса Остермайера. В Москве любил ходить на спектакли Анатолия Васильева. Это мой любимый режиссер. Я рискую пойти на спектакль, только если уверен, что получу духовный заряд. А так ходить — время зря терять

— В октябре в Большом театре должна была состояться премьера моцартовского «Дон Жуана» в постановке Васильева, и вы там объявлены дирижером. Эту постановку очень ждали. Вы знаете, что Васильев недавно разорвал контракт?

— Очень жаль. Тем более что я теперь в подвешенном состоянии, что касается «Дон Жуана».

— Он очень сложный человек?

— Для меня совершенно не сложный.

— Есть другие режиссеры, с которым вы мечтали бы поработать?

— Гротовский. Но его уже нет в живых. Есть в Германии такая Андреа Мозес, оперный режиссер. С удовольствием поработал бы с Йосси Вилером и Серджо Морабито, они сейчас возглавили Штутгартский оперный театр. С Андреа Брет. Мы с ней и Морабито мечтаем поставить «Травиату», чтобы там были три разные Виолетты. Никак не совпадаем по времени.

— Вы теперь почти не бываете в Москве. Начали много работать за рубежом?

— Скоро у меня премьера «Кармен» в Баден-Бадене. На фестивале в Брегенце с режиссером Дэвидом Паунтни мы ставим оперу советского композитора Моисея Вайнберга «Пассажирка». Почему это выдающееся произведение никогда не шло в России, для меня абсолютная загадка (см. справку. — Ред.).
Осенью первый международный тур с лучшим в мире оркестром Густава Малера. И «Так поступают все женщины» Моцарта в Баден-Бадене.
А потом — вообще сумасшедший дом: четыре или пять постановок в Театро Реал в Мадриде: «Иоланта», «Макбет», опять «Пассажирка», «Тристан и Изольда», «Индийская королева» Пёрселла. В Цюрихе — «Леди Макбет Мценского уезда». В Мюнхене — «Макбет». Ла Скала приглашает подирижировать «Раймондой» Глазунова, Парижская опера — балетом «Орфей и Эвридика», знаменитой постановкой Пины Бауш.
Потом начнется второй тур с оркестром Густава Малера — надеюсь, подключим и Москву. В апреле 2011 года — премьера нового балета Десятникова в Большом. В Лионе буду дирижировать «Александром Невским» Прокофьева с демонстрацией фильма Эйзенштейна. В Мюнхенской филармонии у меня — Чайковский и Прокофьев…

— Расскажите о «Реквиеме», который будет исполняться в МХТ.

— Алексей Сюмак — талантливый композитор, немного моложе меня, я его давно приметил. Не хочу хвастаться, но это я выдвинул его на грант «Акция» по поддержке театральных инициатив, которым занимались Евгений Миронов и Чулпан Хаматова. На фестивале «Территория» в 2008 году Серебренников поставил на «Винзаводе» оперу «Станция», которую я заказал Сюмаку. После этого я начал общаться с Серебренниковым, а он — сотрудничать с Сюмаком. Теперь — будет «Реквием». Это древний жанр, исконно — григорианская заупокойная месса. У нас будет не только современная музыка Сюмака, но и тексты, исполняемые выдающимися артистами: знаю, что приедет Джереми Айронс… Тексты — это не моя часть, но партитуру я видел и уверен в ней.

— Как вы все успеваете?

— У меня много контрактов и обязанностей. Но все они таковы, что каким-либо образом подпитывают и мой дух.

— Ваш младший брат, композитор Вангелино, так же творчески фонтанирует?

— Он пишет о-очень сложную электроакустическую музыку… Живет между Прагой и Берлином.

— А мама иногда приезжает на ваши премьеры?

— Она очень занята по работе, но была на спектакле «Дон Карлос», которым я дирижировал в Парижской опере. Этим летом наконец обещала приехать ко мне в Москву.

Справка «Новой»
Моисей Вайнберг (1919—1996) родился в Варшаве, в семье музыканта, бежавшей от кишиневских погромов. В 1939 г. вся семья погибла в нацистском лагере смерти Травники, а ему чудом удалось эмигрировать в СССР. Был женат на дочери Соломона Михоэлса Наталье. В 1952 г. был арестован по обвинению в «еврейском буржуазном национализме» и выпущен после смерти Сталина. Вайнберга высоко ценил Д.Д. Шостакович, посвятивший ему свой квартет.
Опера «Пассажирка» написана в 1968 г. по автобиографической повести Зофии Посмыш, которая рассказывает о случайной послевоенной встрече бывшей узницы Освенцима с надзирательницей на палубе корабля, плывущего в Бразилию. Шостакович считал «Пассажирку» шедевром. Но ее мировая премьера состоялась лишь в декабре 2006 г. в Доме музыки — в концертном исполнении солистов, хора и оркестра Московского академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко под управлением Вольфа Горелика.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика