Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2005-01
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Янв 31, 2005 3:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013109
Тема| Балет, Персоналии, Веселова-Тенсер Н.,
Авторы| Аловерт Н
Заголовок| «БАЛ ЛЮБВИ» В ЛИНКОЛЬН ЦЕНТРЕ
Где опубликовано| Русский базар
Дата публикации| 20050127
Ссылка| http://www.russian-bazaar.com/cgi-bin/rb.cgi/f=nalo&auth=1&n=5&y=2005&id=nalo.2005.1.27.12.51.50.5.variation.32.35&back=1
Аннотация|

14 февраля, в День всех влюбленных, в Линкольн Центре на сцене Городского театра состоится праздничный балетный концерт - «Звезды ХХI века». Такие гала-концерты, как правило, состоят в основном из дуэтов или адажио, которые прежде всего являются дуэтами влюбленных. Так что Линкольн Центр предлагает зрителям отметить этот прекрасный праздник роскошным балетным зрелищем. «Звезды ХХI века» - знаменитое международное гала, которое каждый год повторяется в разных странах мира, - создали канадцы русского происхождения: Надя Веселова-Тенсер и ее муж Соломон Тенсер.
История создания этого гала - история любви Нади и Соломона, их встречи в Канаде и их совместной творческой работы. Эта история о том, как нашли друг друга «две половинки», ее и надо рассказывать в «Валентинов день».
Я писала об этой достойной восхищения паре на страницах газеты, сейчас я только напомню в целом историю создания этого гала-концерта. Надя Веселова закончила в 1972 году Ленинградское Хореографическое училище им А.Я.Вагановой, она ученица легендарной русский балерины Аллы Осипенко.
В школе молодой хореограф Борис Эйфман ставил для Нади один из первых в своей жизни балетов: «Русскую симфонию». После окончания балетной школы Надя уехала работать в Литву. Рано вышла замуж и родила дочку. В 1979 году семья уехала в эмиграцию в Канаду. Надя пыталась поступить в Канадский Национальный балет, но спесивые руководители театра ей отказали: слишком видна в ее танце русская школа, придется, дескать, долго переучивать... Наде было 26 лет. Она растерялась, не знала, что делать. После долгих сомнений решила открыть школу. Звонила Осипенко в Россию, советовалась.
Соломон Тенсер, певец-бас из Риги, приехал в Канаду, женился, у него родился сын. Тенсер решил продолжать карьеру певца, был даже принят в хор Оперы Городского театра (там, у фонтана в Линкольн Центре, нас с ним и познакомили). Но тут у Соломона обнаружили рак горла, и хотя операция была сделана вовремя и успешно, петь он уже не мог. К наступающему 1986 году Тенсер еще не оправился после операции, будущего своего себе не представлял.
Итак, однажды морозным вечером в канун 1986 года Надя с мужем приехали на бал в дом Тенсеров. Хозяин дома Соломон пригласил Надю на танец, они посмотрели друг на друга и - дальше все произошло, как в романе: они, как две половинки, нашли друг друга и полюбили на всю жизнь. Бросили обеспеченный, налаженный быт и начали жизнь вновь, с нуля, но вместе. Им пришлось выдержать не только нелегкое расставание с прежними семьями, но и осуждение со стороны окружающей русской эмиграции. Но Надя и Соломон выдержали. Их брак оказался не только счастливым семейным (у них родился общий сын, Надина дочь живет с ними, а сын Соломона дружит с новой семьей отца), но и счастливым творческим союзом. Надя в своей студии преподавала балет, Соломон открыл бизнес и начал помогать Наде в финансовых делах. Позднее он стал директором школы.
Так началась их новая профессиональная жизнь. Соломон оказался талантливым «генератором» творческих идей и бизнесменом, Надя - талантливым педагогом. Кроме того, Соломон был так возмущен тем, что канадцы не дали его Наде возможности танцевать, да еще и высказали пренебрежение к русской школе, что решил показать торонтским зрителям русских танцовщиков. В 1993 году Надя и Соломон впервые организовали и провели в Торонто гала-концерт международных звезд балета в честь обожаемой надиной учительницы - Аллы Осипенко, которую Соломон чтит так же, как и его жена. Супруги пригласили ее в Торонто.
Танцевали лучшие артисты русского, американского, канадского балета. В 1994 году Тенсеры устроили в Торонто следующий балетный вечер, посвященный памяти Рудольфа Нуреева. Гала-концерт Тенсеров получил мировую известность.
Теперь супругов ежегодно приглашают в Париж, Канны, Монте-Карло, Нью-Йорк, и везде их вечер «Звезды XXI века» идет с триумфом (Надя является артистическим директором концерта). Сегодня на их гала-концерты собираются гости и импресарио из разных стран мира. В этом концерте танцевали около 120 звезд: Америки, Канады, России, Франции, Англии. Надя и Соломон стараются преподнести зрителям на каждом вечере сюрприз, пригласить выступить какого-нибудь молодого, талантливого начинающего танцовщика или танцовщицу, еще недостаточно известных публике. Так, в 1995 году сенсацией гала стала начинающая русская артистка балета Диана Вишнева, в следующем году - Лючия Лакара (обе балерины сегодня всемирно известны), затем Марчелло Гомес из АБТ, молодые французские танцовщики.
За последние годы маленькая балетная студия Нади превратилась в «Академию балета и джаза». Три года назад Соломон зарегистрировал в Торонто новую труппу Canadien Ballet Theater. И этот успех действительно является результатом прекрасной любовной истории, которая в их жизни тесно переплетается с профессиональной.
Ученицы Нади получили международное признание, их с радостью берут в балетные труппы мира. Особенных успехов добилась Сара Кларк. М.К.Леонтьева, директор Московской академии хореографии, увидела видеозапись с выступлением Сары (она исполняла вариацию Эсмеральды в постановке М.И.Петипа) и немедленно пригласила девочку к себе в класс.
В этом году Сара окончила московскую Академию, на выпускном концерте танцевала не только классический репертуар, но и один из номеров в постановке Леонида Якобсона. Канадское телевидение снимает фильм о Саре Кларк. Что может быть дороже педагогу, чем успехи учеников? Надо сказать, что Соломон переживает надины успехи, как свои. Наверно, даже более остро, чем Надя. Можно сказать так: Надя счастлива за своих учениц, Соломон в первую очередь горд за Надю.
В 2003 году Юрий Григорович пригласил ее в соcтав жюри Международного балетного конкурса The Benois de la Dance...
Надя Веселова обладает светлой душой и чистым сердцем, она заслужила и своего Принца и свою судьбу. Вместе с Соломоном они прошли непростой путь в эмиграции и не пали духом, не теряли нравственного равновесия, не озлоблялись и не жаловались, продолжают любить друг друга, своих учеников и свое дело.
В этом году в праздничном концерте примут участие танцовщики из России: знаменитая Диана Вишнева, Андриан Фадеев (лучший премьер Мариинского театра). Выступят неизменные участники этих концертов Лючия Лакара и Пьер Сирилл, а также премьеры Американского балетного театра: Сиомара Райес, Анхел Корелла, Херман Корнеджо. Нью-Йорк представляет также прелестная молоденькая балерина баланчинской труппы Алессандра Ансанелли. Из Лондона приедет новая звезда мирового балета Алина Кожакару и Джоан Кобборг, из Франции - Элеанора Аббагнато и Алиссио Карбоне...
В концерте также примут участие танцовщицы из «Ансамбля Марты Грэм».
Вечер обещает быть достойным прекрасного дня любви.


[img][/img]


Последний раз редактировалось: Сергей (Чт Фев 03, 2005 11:09 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Фев 03, 2005 10:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013201
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Рузиматов Фарух
Авторы| АГРАНОВСКАЯ Элла
Заголовок| СЧАСТЛИВАЯ ТАЙНА ФАРУХА РУЗИМАТОВА.
14 февраля на сцене Таллиннского горхолла - Фарух Рузиматов в гала-концерте солистов балета Мариинского театра
Где опубликовано| газета "Молодежь Эстонии" (Таллин)
Дата публикации| 20050115
Ссылка| http://www.moles.ee/05/Jan/15/10-1.php
Аннотация| Танцевальная карьера Фаруха Рузиматова вобрала в себя партии Зигфрида в «Лебедином озере» и Абдерахмана в «Раймонде», Альберта в «Жизели» и Джеймса в «Сильфиде». Он с улыбкой говорит, что танцевал едва ли не всех балетных принцев и королей. Меж тем американская пресса назвала Фаруха Рузиматова «золотым танцовщиком века», английские поклонники балета присвоили ему титул «танцующий леопард».

Его пластика в самом деле сродни кошачьей, когда обманчивая вкрадчивость внезапно оборачивается неукротимой агрессивностью. Кстати, «тигриную страсть» критика порой ставила Рузиматову в упрек, но при этом всегда подчеркивала в его танце фантастическое сочетание красоты, силы и блестящей одаренности.

Он действительно танцует божественно. Это отмечают не только фанатичные поклонники премьера Мариинки, но и те, кого с танцем связала судьба. И когда Анастасию Волочкову спросили, были ли в ее сценической жизни партнеры, танцуя с которыми, она сама получала удовольствие, балерина без колебаний ответила: «Да, конечно. Всегда одним из моих любимых партнеров был Фарух Рузиматов».

Вместе с Фарухом Рузиматовым на сцену Таллиннского горхолла выйдут Наталья Сологуб, Дарья Павленко, Екатерина Осмолкина, Евгения Образцова, Игорь Колб, Евгений Иванченко, Андрей Баталов и другие солисты прославленной Мариинки.

На протяжении более двух столетий этот театр не перестает удивлять публику. У его балета - странная и причудливая история. В начале прошлого века весь цвет Мариинского балета - Вацлав Нижинский, Анна Павлова, Тамара Карсавина, Михаил Фокин, Ольга Спесивцева, Матильда Кшесинская - покинул страну. Позднее новое поколение, прошедшее знаменитую Вагановскую школу, стал приворовывать Большой театр. Так, в Москве оказались Галина Уланова, Константин Сергеев, Юрий Григорович. Бежали на Запад солисты Мариинки Рудольф Нуреев, Михаил Барышников, Наталья Макарова. Но история свидетельствует: именно эта троица, точно так же, как некогда цвет первой волны русской балетной эмиграции, долго делала погоду на международном балетном рынке.

Непонятно, откуда у этого театра каждый раз брались силы возрождаться. Но когда вдруг начинало казаться, что былое величие Мариинки начинает меркнуть, вновь вспыхивала слава его балета.

На самом деле балет требует больших личностей. Тот, кто видел на сцене Фаруха Рузиматова, знает, что к нему это определение относится в полной мере. И сегодня, спустя много лет со дня его первого выхода на сцену, с уверенностью можно утверждать: у танца Рузиматова словно бы нет возраста, потому что его блистательную технику с годами усиливает глубоко драматическое постижение каждого образа. Он одинаково виртуозно танцует и классические, и современные постановки, у него легкие и сильные прыжки, взрывные вращения. Для него важна не только пластика, но и мимика! Знатоки балета понимают, что Рузиматов танцует каждой клеткой своего тела, и поэтому для него тесна любая хореография - и восточная фокинская в «Шехерезаде», и свободная бежаровская в «Адажиетто».

Вне всяких сомнений, Фарух Рузиматов - «золотой танцовщик ХХ века»! А подтверждением этого титула всякий раз, будь то в Питере, в Москве, в каком-нибудь из европейских или заокеанских залов, становится получасовая овация после его выступления, море цветов и крики: «Фарух, браво!».

Случайно оказавшись четыре года назад в Амстердаме в то самое время, когда там гастролировал балет Мариинского театра, я сама была свидетельницей того, как буквально бушевал от восторга заполненный до отказа зал, как неистовствовала восхищенная публика, принимая Диану Вишневу и Фаруха Рузиматова в балете «Жизель».

В самом деле, в этой бесконечно трогательной истории любви, умноженной на изумительную хореографию, исполнители нашли такие нюансы, что желание невозможного зримо выплескивалось за пределы обыденности. Передавая состояние души своего Альберта, малейшие оттенки его переживаний, Фарух Рузиматов действительно достиг наивысшего выражения…

Стоит вспомнить этого премьера Мариинки в балете хореографа Джорджа Баланчина «Блудный сын», его дуэт с Юлией Махалиной. «Рузиматов прыгает, как дикарь на мамонта, рвет страсть в клочья, от него искры летят. История наивного библейского юнца, расставшегося со всем имуществом после знакомства с роковой женщиной, юнца, которому Баланчиным выдано столько подростковых, трогательно-смешных движений, превращается в историю мачо, неправильно оценившего ближайшие перспективы знакомства…»

В свое время редкий по сыгранности, будто наэлектризованный актерский дуэт продемонстрировали Ирина Чистякова и Фарух Рузиматов в «Дон Кихоте». Тот художественный эффект, который возник в сочетании этих двух, казалось бы, совсем не сочетаемых индивидуальностей, оказался просто удивительным, писала критика. «Темпераментный, экспрессивный Базиль Рузиматова скорее матадор, чем цирюльник, подчеркнуто независимый, подчеркнуто элегантный в демократичной и пестрой барселонской толпе. И женственная, мягкая Китри Чистяковой, не обладающая броским темпераментом характерной балерины…»

Но в этом спектакле публика открыла для себя не только новую Чистякову, но и нового Рузиматова, казалось бы, изученного досконально. «Стал уже привычным и его вечный облик сумрачного лермонтовского героя, и его манера всегда держаться на сцене особняком, сохраняя свою обособленность и от сценической массы, и часто - от собственной партнерши по спектаклю… Такого естественного, такого живого, ликующего Рузиматова мы давно уже (если не сказать — никогда еще) не видели на сцене. Его танец был полон не только прежнего блеска, не только прежней сокрушающей энергии, а еще и живого огня, праздничного, беззаботного веселья... В сумасшедшей динамике ритма он скручивает тело в каких-то невероятных позировках, весь -en dedans, весь - бешеное, диковатое croise. А его пантомима в первом акте полна нежной любовной игры. Он, оказывается, хотя и гордец, но страстный поклонник хорошеньких женщин. Да, он тщеславен и самолюбив, но покоренный силой женского обаяния, он меняется на глазах и становится галантен, внимателен и заботлив… «Дон Кихот» - балет затаенного чувства, балет счастливой тайны двоих».

Словом, кроме романтизма, у Рузиматова всегда отмечалось еще и драматическое дарование, которое, как утверждают, он сумел реализовать в полной мере лишь недавно, исполнив заглавную роль в балете «Распутин». Сам танцовщик признается, что такой роли у него еще не было. Пресса же пишет, что в спектакле хореографа Георгия Ковтуна предложена «пластическая версия истории влиятельного и похотливого старца», а Рузиматов - «все такой же царственный, терпкий и тревожный в каждом, даже самом сложном, своем движении».

Есть надежда, что наша публика увидит этот балет. А пока - Фарух Рузиматов предстанет перед нами в гала-концерте солистов Мариинского театра. Его дуэт с Натальей Сологуб, исполняющий «Бахти» Мориса Бежара на индийскую культовую музыку, будет заключать первое отделение. А завершит вечер одна из самых знаменитых работ танцовщика - «На смерть поэта». Этот балет, поставленный Морисом Бежаром на музыку пронзительного «Adagietto» Малера, сохраняется в репертуаре танцовщика на протяжении нескольких лет. Но каждый раз его исполнение окрашивается новыми нюансами. И публика хорошо знает: встреча с Фарухом Рузиматовым - это всегда тайна, которую постичь невозможно, но приблизиться к ней - счастье.

Лауреат Международного конкурса артистов балета в Варне, Международной премии Бенуа. Обладатель специального диплома Парижской Академии танца. Кавалер ордена «За духовное возрождение России», лауреат премии «Балтика».

Окончил Академию Русского балета им. А.Я. Вагановой.

С 1981 года - в труппе Мариинского театра. С 1986 года - солист.

В репертуаре:

«Сильфида» (Джеймс);

«Жизель» (Альберт);

«Баядерка» (Солор);

«Корсар» (Али);

«Спящая красавица» (Принц Дезире);

«Щелкунчик» (Принц);

Grand Pas «Пахита»;

«Лебединое озеро» (Зигфрид);

«Дон Кихот» (Базиль);

«Раймонда» (Абдерахман);

балет Обера Grand Pas Classique;

балеты Фокина «Шопениана», «Шехерезада» (Раб Зобеиды), «Видение Розы»;

«Легенда о любви» (Ферхад);

балет Виноградова «Витязь в тигровой шкуре» (Тариель);

балеты Баланчина «Тема с вариациями», «Аполлон», «Блудный сын» (Блудный сын);

балеты Ролана Пети «Кармен» (Хозе);

«Юноша и смерть»;

«Гойя-дивертисмент» (Гойя).


Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Фев 03, 2005 1:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013202
Тема| Балет, История, Персоналии, Лифарь Серж
Авторы| Татьяна ПОЛИЩУК
Заголовок| Французские места Лифаря
Где опубликовано| газета "День" (Киев) № 003
Дата публикации| 20050113
Ссылка| http://www.day.kiev.ua/130450/
Аннотация|

Из Парижа в Киев недавно вернулась группа украинских деятелей культуры, которые принимали участие в торжествах, посвященных 100-летию Сержа Лифаря.

По решению ЮНЕСКО этот год проходит под именем легендарного танцора и хореографа, который прославил своим искусством Украину и Францию. Наш знаменитый киевлянин более тридцати лет возглавлял балетную труппу «Гранд-опера».

«Это была незабываемая поездка, — рассказал член-корреспондент Академии искусств Украины Юрий Станишевский. — В торжественных мероприятиях, которые открывались в штаб-квартире ЮНЕСКО, принимали участие политики, дипломаты, деятели искусства, а также из Лозанны приехала вдова Лифаря, графиня Лиллан Аллефельд-Лаурвиг.

В Париже есть много мест, связанных с именем Сергея Михайловича. Но отныне, на фасаде отеля «Лотти», в котором много лет снимал номер Лифарь, висит мемориальная доска. Ее установили ко 100-летнему юбилею танцовщика. Хочу напомнить, что хореограф, несмотря на свою фантастическую популярность и известность, никогда не имел собственного дома в Париже. Серж Лифарь был награжден высшими наградами Франции (в частности, он обладатель ордена «Почетного легиона», ордена Командора, Большой медали Парижа. — Т. П. ). Ему неоднократно предлагали принять французское гражданство, а не быть в статусе эмигранта, но хореограф всегда вежливо отказывался, оставаясь до конца жизни украинцем.

С волнением мы побывали в Академии танца при «Гранд- опера», которую основал Сергей Михайлович. Она и сегодня является одним из престижных учебных хореографических заведений Франции. Мы встречались с учениками и людьми, хорошо знавшими Лифаря. Впервые на сцене концертного зала ЮНЕСКО выступали французские и украинские танцовщики: мастера и молодежь. Так солисты Национальной оперы Украины Наталья Лазебникова и Андрей Гура исполнили одноактный лифаревский балет «Ромео и Джульетта». А студенты Парижской консерватории познакомили зрителей с вариациями из «Сюиты в белом». Этот балет по праву считается шедевром из наследия Сергея Михайловича. Кстати, весной этого года «Сюита...» была перенесена на киевскую сцену учениками Лифаря, этуалями «Гранд-Опера» Кристиан Власси и Жильбером Майером, и отныне балет идет в репертуаре Национальной оперы Украины. Следует заметить, что прекрасно выступали и учащиеся Киевской муниципальной академии танца, в частности Алла Сытник и Сергей Семеняченко».

Киевляне побывали в святая святых «Гранд-опера» — репетиционном зале, который носит имя нашего знаменитого земляка. Именно там рождались балеты Сержа Лифаря. Примечательно, что, кроме бесед с ведущими танцовщиками труппы, состоялись переговоры с генеральным директором Консерватории Аленом Пуарье и деканом хореографического факультета Даниэлем Ажезиласом. Были подписаны соглашения между Киевской академией танца и Парижской консерваторией об обмене студентами и о проведении мастер- классов педагогами наших стран. Французам презентовали книги Ю. Стнишевского «Національна опера України. Історія і сучасність» «Балетний театр України. 225 років історії», а также на память о встрече руководству Консерватории подарили бронзовую статуэтку Сержа Лифаря, созданную украинским скульптором Валиевым, в образе Икара — этот балет принес мировую славу Сергею Михайловичу. Перед отъездом на родину, делегаты из Киева возложили цветы на могилу Лифаря. В апреле в гости в нашу столицу приедут многие известные танцовщики и балетмейстеры, чтобы принять участие в Международном фестивале «Серж Лифарь де ля данс».

СЕРЖ ЛИФАРЬ С КРЫЛЬЯМИ ИКАРА (ЭТОТ БАЛЕТ ПРИНЕС ТАНЦОВЩИКУ МИРОВУЮ СЛАВУ) - ФОТО ИЗ КНИГИ СЕРЖА ЛИФАРЯ «МЕМУАРЫ ИКАРА»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Фев 03, 2005 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013203
Тема| Балет, НОУ (Киев), фотовыставка, Персоналии,
Авторы| Татьяна ПОЛИЩУК
Заголовок| Застывшие мгновения танца.
В фойе Национальной оперы Украины открылась выставка, приуроченная 80-летию балетной труппы театра
Где опубликовано| газета "День" (Киев) № 005
Дата публикации| 20050115
Ссылка| http://www.day.kiev.ua/130571/
Аннотация|

Вообще-то, если быть более точными, то Киевскому балету не 80, а уже более 200 лет, считает президент Украинской академии танца Юрий Станишевский. Этому есть документальные свидетельства. В 1867 году в Киеве построили первый театр. Он находился на месте, где ныне возвышается Украинский дом. Именно там прошли первые балетные спектакли. Труппа Дмитрия Шурая хотя и состояла из крепостных артистов, но оставила заметный след в развитии славянской культуры. Киевская публика высоко ценила мастерство артистов, с блеском игравших в операх и водевилях. Дело в том, что в ту пору балет как жанр искусства в царской России еще не сложился и артисты исполняли танцевальные, хореографические и пластические номера в оперных и водевильных спектаклях. Но постепенно, видя интерес зрителей к танцам, Шурай стал ставить балеты. Например, когда приезжал в Киев знаменитый российский композитор Петр Чайковский, то танцевальную группу увеличивали до восьми пар артистов. Потом, когда в театре работала Бронислава Нежинская, в постановках участвовали уже 12 пар танцовщиков. А первые хореографические композиции на украинскую тему в 1908 г. поставил Станислав Ленчевский: «Жнива в Малоросії», «Приморське свято», «Малоросійське весілля» и др., которые исполняла труппа из десяти пар артистов. На нескольких спектаклях побывал князь Шариков (меценат, знаток искусства). Он с восторгом написал: «Киевские балетные спектакли идут лучше, чем в Москве и Петербурге, а наша столица не имеет такого богатства ярких танцовщиц и блестящих индивидуальностей, которые есть в киевской труппе»...

Большая балетная труппа появилась вместе с созданием Киевского театра оперы и балета. Поэтому датой рождения Киевского балета искусствоведы считают 1925 год. В тот период труппа составляла 80 человек. Ее возглавил известный хореограф, в прошлом замечательный танцовщик Большого театра Леонид Жуков, а примой-балериной была его жена Мария Рейзен. Они вместе создали интересные постановки: «Дон Кихот», «Корсар», «Баядерку», «Жизель», «Лебединое озеро». Как подчеркивает Ю. Станишевский, с подлинной классики началось становление киевского балета. Так, на нашей столичной сцене «Лебединое озеро» ставилось более 20 раз, «Дон Кихот» — более 25 раз (в разных вариантах). Труппа, овладев классикой, приступила к созданию национального балета. В 1932 году в театре поставили первый украинский балет «Пан Канёвский» Михаила Вериковского. Примечательно, что в той постановке впервые хореограф объединил классический и украинский народный танец. В спектакле была создана совершенно новая танцевальная лексика. По мнению Ю. Станишевского, классический и народный украинский танец очень близки (прыжки, присядки, изящные хороводы). С этой постановки ведет свою летопись наш национальный балет.

В 1940 году в репертуаре театра появился легендарный балет «Лiлея», поставленный по мотивам поэмы Т. Шевченко, ныне эта постановка идет в версии Валерия Ковтуна. Затем в 1946-м году поставили «Лесную песню» (в 1958 его обновили, и с тех пор этот знаковый балет остается в репертуаре театра). Радует, что, несмотря на веяния моды, наша труппа сохраняет классику и национальный репертуар, хотя и не секрет, что произведения украинских современных авторов довольно редко идут на нашей столичной сцене. Возможно, скоро ситуация изменится в лучшую сторону. Ныне в театре идет работа над созданием балета «Боярыня» Виталия Кирейко (об этом читайте в ближайших номерах «Дня»).

В истории Киевского балета было много ярких страниц, ведь это неповторимое, живое искусство. Каждый раз рождается новый спектакль, а некоторые мгновения этого чуда запечатлены в фотографиях. На выставке представлены работы фотомастера Александра Путрова. В прошлом он был сам танцовщиком, поэтому прекрасно знает, как непросто рождается роль и спектакль. Еще выступая на сцене, которой он отдал более 20 лет, Александр Иванович увлекся фотографией, но раньше это было хобби, а ныне он уже мастер фотографии. У Александра Путрова есть серия работ «За кулисами» — о том, как проходят репетиции, рождаются спектакли. Маленькими шедеврами фотографа можно назвать его снимки, запечатлевшие мгновения премьер, разных спектаклей.



СНИМАЯ БАЛЕТ, НАДО УМЕТЬ РАССЧИТАТЬ МОМЕНТ ПОЛЕТА. ИМЕННО ПОЭТОМУ РАБОТЫ АЛЕКСАНДРА ПУТРОВА ТАК ИНТРИГУЮТ ПОСЕТИТЕЛЕЙ ВЫСТАВКИ - ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22673
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Фев 11, 2005 2:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013204
Тема| Балет, Казань, балет театра им. Мусы Джалиля
Авторы| КАДЫРОВА Айсылу
Заголовок| И казанский "Щелкунчик" понравился немцам
Где опубликовано| газета "Вечерняя Казань" № 11-12 (2953-2954)
Дата публикации| 20050128
Ссылка| http://www.evening-kazan.ru/article.asp?from=section&section_id=7&id=17518&artcount=2118&artoffset=20&limit=20
Аннотация|

Шесть дней дали на отдых артистам балета театра им. Мусы Джалиля, вернувшимся на этой неделе из зарубежного гастрольного тура. За два с половиной месяца они побывали в шести странах - Голландии, Германии, Швейцарии, Люксембурге, Австрии и Норвегии, где показали "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящую красавицу" и "Корсар".

- Это был очень тяжелый тур, - говорит педагог-репетитор труппы Валентина Прокопова. - Вы только представьте: мы уехали 7 ноября, а первый выходной нам дали только 14 декабря. Дорога, спектакли каждый день и каждый день - переезды. Но артисты выдержали, молодцы! Некоторые приболели, правда, к концу гастролей - от усталости и тоски по дому.

- Какой спектакль пользовался наибольшим успехом у публики и критиков?

- "Щелкунчик". В Германии газеты писали, что этот наш спектакль - лучший после "Щелкунчика" Большого и Мариинского театра, а труппа Казанского балета - самая сильная на периферии в России, что по уровню профессионализма она превосходит Новосибирский и Пермский балеты. Отмечали не только солистов, но и кордебалет. Читать такие лестные отзывы было очень приятно.

- Наверняка отмечали приглашенных солистов...

- Не только. Наши премьеры не уступают им в мастерстве. Особенно танцовщики. Аристократичный Нурлан Канетов, про которого говорят, что он просто прирожденный принц в балетах классического наследия. Темпераментный Артем Белов, чья техника стала безупречной: он сейчас крутит по семь пируэтов играючи. Ни на кого не похожий, всегда неожиданный Денис Усталов... Из балерин критики отмечали молодую Александру Суродееву. А что касается приглашенных артистов... Дебютировала у нас в партии Маши в "Щелкунчике" киевлянка Анастасия Матвиенко. Когда она танцевала с супругом - знаменитым Денисом Матвиенко, рождественская сказка превращалась в поэму о любви...

- Знаю, что в этот раз с труппой сотрудничала прима Королевского балета Бельгии Ирина Шапчиц...

- Несмотря на уже не- привлекательный по балетным меркам возраст, она - в блестящей форме. Ее участие в наших спектаклях было подарком не только публике - еще и труппе. Когда танцуешь с таким мастером - учишься, впитываешь... Это очень полезно.

- Валентина Васильевна, а как труппа встретила Новый год?

- Вы знаете, нам очень повезло: в последние дни декабря мы оказались в Голландии, где в праздники импресарио разрешает отдыхать и артистам. У нас был выходной 31 декабря - неожиданное счастье! Мы собрались в одном бунгало и устроили капустник: танцовщики надели пачки и пуанты - изображали наших балерин... Шутили, пели песни. Было очень весело - настоящий Новый год, хотя настоящей зимой и не пахло.

- Чем сейчас будете заниматься?

- После короткого отпуска начнем репетировать спектакли, которые покажем в феврале в Казани на сцене Тинчуринского театра. Это "Жизель", "Белоснежка и семь гномов", "Тысяча и одна ночь"...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 5393

СообщениеДобавлено: Вт Фев 15, 2005 11:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013301
Тема| Балет, Персоналии, Ананиашвили Н.
Авторы| Шигарева Ю.
Заголовок| Нина Ананиашвили: «Кроме сцены есть еще жизнь. И она важнее!»
Где опубликовано| Аргументы и факты
Дата публикации| 20050111
Ссылка| http://www.aif.ru/online/superstar/55/06_01
Аннотация| ГОД назад знаменитая балерина Нина АНАНИАШВИЛИ весело шутила о том, что теперь имеет полное право уйти на пенсию (ведь у балетных пенсионный возраст — 38 лет) и наслаждаться жизнью. Но вместо дорогих курортов Ананиашвили уехала в родную Грузию. Не отдыхать, а восстанавливать грузинский балет. Нина приняла предложение президента Грузии Михаила Саакашвили возглавить балетную труппу Тбилисского театра оперы и балета.
«Вы рано приехали — я пока не обзавелась здесь жильем, наш дом в одном из самых старых районов Тбилиси только строится», — сказала нам балерина. Зато в театре жизнь бьет ключом — повсюду идет ремонт, пахнет краской. Нино (или Нинико, как ласково зовут Ананиашвили в театре) здесь слушаются все — от рабочих до солистов труппы.



Звезда двух столиц

— ГЕОРГИЙ Данелия сказал про вас: «Все это время в Москве Нина была в гостях, а теперь вернулась домой».
— Конечно, мой дом — Тбилиси, Грузия. Я родилась здесь, жила до 13 лет. Но как личность, как балерина я состоялась в Москве. И семью я создала в Москве, там сегодня мой дом. Но у меня никогда не возникало ощущения, что моя связь с Грузией прервалась. Я приезжала сюда по несколько раз в год — если была возможность, танцевала, старалась помочь театру.


Талантливый человек талантлив во всем. Маленькая фигуристка Нина Ананиашвили не признавала никаких мест, кроме первого

— Нынешний Тбилиси сильно отличается от города вашего детства?
— Отличается, как и все, на что мы теперь смотрим взрослыми глазами. Казалось, что на все предметы в родительской квартире я смотрела словно через увеличительное стекло. Когда-то ты не мог дотянуться до верхней полки шкафа. Повзрослев, ты приезжаешь в гости к родителям, и вдруг оказывается, что шкаф-то на самом деле такой маленький! И сам Тбилиси мне казался огромным.
Уверяю вас, я сюда приехала не из-за денег и совершенно не жалею о том, что не поехала танцевать по выгодным контрактам, потеряв в финансах. Я считаю, что сегодня могу сделать более важное дело, чем заработать еще немного денег. И когда меня спросят: «Нина, где ты была, когда нам было так плохо?», я скажу: «Я была рядом с вами». А уж получилось у меня что-нибудь или нет, об этом будет судить мой народ.
Вообще критиковать легче всего. Но смотрите — пришел молодой президент, он любит страну, пытается что-то изменить, заставить всех работать немножко по-другому — быстрее, активнее. Чтобы люди снова учились любить свою страну. Саакашвили вернул Грузии ее исторический флаг — это счастье! Он такой красивый, и люди захотели иметь его дома. Это мелочи, казалось бы, но очень важные мелочи. Когда я впервые приехала в Данию, меня поражало, что у каждого датчанина дома хранится флаг. И они в семейные торжества выставляют его на стол, артисты даже на гастроли его с собой берут. Потому что они любят свою родину. А у нас такое разве было? Во времена СССР всех насильно заставляли вешать в праздники флаги на балкон, и всех от этого наизнанку выворачивало. А сейчас все сами это делают, потому что патриотизм перестал быть пустым звуком.


«Мамино варенье я привожу даже в Москву». Нина с мамой, помощницей Тамарой и папой Гедеваном Давыдовичем

«Мне запрещали танцевать!»

СТЕНЫ гостиной в квартире родителей Нины увешаны картинами — грузинские пейзажи, портреты дочери. Некоторые работы написал и подарил Нине Юрий Жданов, бывший партнер Галины Улановой. А в одной из маленьких комнат все шкафы занимает архив — вырезки из газет, журналов, кассеты с записью балетов Нины. За архивом следит папа — Гедеван Давыдович, он сильно расстраивается, если Нина, возвращаясь с очередных гастролей, забывает привезти местную прессу с отчетами о ее выступлениях.
— А что же будет с другими контрактами — ваши выступления в Большом театре, на Западе?
— Пока я отодвинула все свои дела, отказалась от некоторых контрактов в Дании, Америке. Мне нужно было наладить все дела здесь. Я официально заступила на должность с сентября. Труппа была расформирована, поэтому планировалось, что работать все начнут с декабря. Но я сказала, что до декабря ждать не могу, и начала торопить всех, чтобы мы смогли выпустить премьеру уже в ноябре. И все, в том числе и я, два месяца работали без зарплаты. Мы же не можем, как драматические артисты, сидеть дома, повторять тексты, а потом выйти на сцену и сразу сыграть. Нам нужна каждодневная тренировка. Поэтому народ был готов работать по восемь часов в сутки.
Сюда приехали мои друзья — Алексей Фадеечев, мой любимый партнер, и Татьяна Расторгуева, бывшая солистка Большого театра. За полтора месяца были сделаны три балета — «Грин» Стентона Уэлша, «Между небом и землей» Трея Макинтайра и «Сны о Японии» Алексея Ратманского. «Сны о Японии», кстати, был последним спектаклем, который мы станцевали вместе с Алексеем Фадеечевым, после чего он стал художественным руководителем Большого театра. Это был 1998 год. Когда я поняла, что вместе с Фадеечевым уходит часть моей жизни, что я больше никогда-никогда не выйду с ним на сцену, я так переживала. И мы все здесь так плакали!
— Современные авангардные спектакли даже для подготовленного зрителя порой тяжелы. Вы сильно рисковали, делая такой репертуар в Тбилиси.
— На самом деле публика в Тбилиси очень разборчивая. Так было всю жизнь. Моя бабушка рассказывала, что даже Аркадий Райкин говорил: «Я боюсь выступать перед тбилисской публикой, потому что они очень критичные». Зритель здесь был в хорошем смысле избалован — все звезды, выступавшие в Москве и Ленинграде, после этого ехали на гастроли в Тбилиси.
Да, молодое поколение многого не видело из-за того культурного вакуума, в который попала сегодняшняя Грузия. Но им даже интереснее смотреть современные постановки, а не классику, которую они считают «нафталином». Хотя «Лебединое озеро», которое я танцую по всему миру, мы здесь тоже поставим.
— Зато, наверное, вам спокойнее живется в стороне от московских интриг.
— Ко всем интригам и козням я всегда относилась спокойно, старалась держаться от них в стороне. Может быть, потому, что с 1988 года я в Большом была скорее гостьей, чем «местной жительницей». Прилетала, танцевала спектакли и снова улетала на гастроли на Запад. А в то, что происходит за кулисами, старалась не вникать.
Хотя в Большом я много чего навидалась. В середине 80-х вся труппа была расколота на кланы. Если ты попадал в группу Плисецкой, то автоматически вылетал из всех остальных постановок. А если ты оказывался в группе Григоровича, он тебя больше никуда не отпускал. В моей жизни было все! Получилось так, что из всех молодых балерин именно меня Майя Михайловна выбрала на роль Китти в «Анне Карениной». После чего меня выбросили из всех остальных спектаклей со словами: «Как! Она согласилась танцевать у Плисецкой!» Потом вдруг Григорович сказал: «Это моя девочка. Я брал ее в труппу. Никуда не уезжай!» В итоге я сидела без работы — в Большом балерин много, и своей очереди я могла ждать бесконечно. Меня звал Владимир Васильев на свои гастроли, Борис Эйфман хотел что-нибудь поставить на меня. А Григорович не отпускал: «Куда ты собралась? Тебе что, здесь работы мало?» То есть я еще и оказалась виноватой в том, что попросилась немного поработать. Это было ужасно! Ведь ты хочешь танцевать, пока ты можешь. Ты горишь этим желанием. В театр приходишь — и наступает счастье: Господи, вот Плисецкая пришла, и можно рядом с Максимовой постоять, а там Мессерер класс дает. К счастью, с приходом Васильева на должность художественного руководителя эта клановость закончилась, он сумел объединить труппу.


«Мой дом — в Тбилиси. Здесь я родилась и жила до 13 лет». В родительском доме

Была и еще одна неприятная история. Мы с Андрисом Лиепой победили в международном конкурсе молодых артистов балета. После этого нас стали приглашать на разную, как мы ее называли, «халтуру» — на сборные концерты в «Россию», в Колонный зал Дома союзов. Молодые танцоры, золотые медалисты! Делали мы это в свое свободное время. Но нам устроили за это жуткий разнос — кто-то из руководства театра, проезжая по городу, увидел в афише такого сборного концерта наши с Андрисом имена. Нам вообще на какое-то время запретили танцевать! Я плакала, переживала, пока умные люди не сказали мне: «Не обращай внимания!»
— Анастасия Волочкова, некоторое время танцевавшая в Большом театре, рассказывает, что за кулисами там происходят страшные вещи — балерины друг у друга пуанты воруют, костюмы режут. Неужели и вы через это «горнило» проходили?
— Знаете, я 23 года танцую на сцене Большого. Я общалась и общаюсь с артистами всех поколений, начиная с поколения Майи Михайловны Плисецкой. И о таком ни от кого не слышала и сама такого не помню! И лично со мной таких случаев не было! Только в книжках читала, как в ХIХ веке кому-то воду наливали в пуанты, туфли крали, тесемки срезали. Может, все эти истории — плод бурного воображения? Я другого объяснения не вижу.

Жена винодела

— ГОВОРЯТ, что в Тбилиси вы не только театром руководите, но и виноградниками владеете.
— Это не я, это супруг. В этом бизнесе я лишь жена винодела (смеется). Мой муж хорошо разбирается в винах. Но это для него не бизнес — это хобби, любовь. Он уже семь лет вместе с моим братом холит и лелеет виноградники — некоторые сорта винограда привез из Франции, хотя ему говорили: «Брось, ничего не получится». Некоторые уникальные сорта Гия смог разыскать в наших деревнях — их осталось чуть ли не по одной-две лозы. Но он упорный — постепенно-постепенно, но сделает так, чтобы ему нравилось. А если ему понравится, то и всем будет хорошо. У нас еще нет своего промышленного производства, мы делаем вино только для семьи и работаем на будущее.


«Папа бережно собирает в архив все статьи о моих выступлениях»

— В вас вообще бизнес-жилка есть? Вы умеете деньги зарабатывать?
— Нет. Я совершенно не умею этого делать — всю деловую часть моей жизни ведет муж. Я порой даже не запоминаю, что и где танцую, помню только, что мне надо делать в ближайший месяц. Все остальное делает Гия, говоря: «Ты, главное, не волнуйся. Ты выходи и танцуй». Сейчас, к сожалению, ситуация немножко изменилась — руководя труппой, мне обо всем нужно помнить самой: костюмы, мастерские — все, вплоть до лампочек и скотча.
— До последнего времени артистам, даже в Большом театре, платили копейки. Сейчас гонорары за выступление потихоньку стали расти. Как вы думаете, деньги портят или стимулируют?
— Меня лично деньги совершенно не испортили. В основном я зарабатываю не в России, а на Западе, где считаюсь самой высокооплачиваемой балериной. Но большие гонорары не отразились ни на отношении к людям, ни на творчестве. Позвоните в любой театр мира, где я танцевала, и спросите, как они ко мне относятся. Никто не скажет, что я капризная, что не выполнила того, что обещала. Со мной порой даже контракты не надо подписывать: если я сказала «да», то я это делаю.
Почему-то представление о том, что деньги портят, существовало только в Советском Союзе. На Западе деньги людей не портят и никогда не портили. Я знаю настоящих миллиардеров — они абсолютно простые в общении люди. Я ни разу не видела их с охраной, раскатывающих на каких-то сумасшедших джипах. Не потому, что они не могут этого приобрести, — они смогли бы без большого напряжения. Но демонстрация богатства не является их стилем жизни. Если они хотят иметь «Роллс-ройс» ручной сборки, так он у них дома стоит, в гараже. Ходят в джинсах и в простом ресторане могут заказать яичницу. И они не боятся, что кто-то после этого станет их меньше уважать или усомнится в их кредитоспособности. Потому что с таким же успехом могут пойти в ресторан, у которого три «мишленовские» звезды, куда надо приходить обязательно в галстуке, и заказать бутылку вина, которая стоит очень дорого.
Но, знаете, я верю, что взгляды наших людей на жизнь постепенно начнут меняться. Когда мы поймем, что каждый на своем месте должен делать свое дело хорошо и не гадить другому, а, наоборот, помогать, тогда наше общество наконец выздоровеет. И начнут побеждать таланты, а не серость. А я верю, что хорошая энергия побеждает. Просто пока что хорошей энергии лишь чуть-чуть больше, чем плохой, а должно быть намного больше.


Во время репетиции балетной труппы Тбилисского театра оперы и балета

Самое страшное — одиночество

— ВЫ по характеру работоголик?
— Я не фанат работы, как думают многие. Да, я работоспособная. Надо мной даже издевались ребята в Большом театре: «Ананиашвили, ты сумасшедшая!» Могу работать столько, сколько нужно. Энергии у меня хватает на все — и репетировать, и ругать, и хвалить. Но я все же не совсем сумасшедшая, и, если у меня есть возможность поспать лишний час, я посплю и вкусно поем.
— Кто хоть однажды побывал в служебном буфете Большого театра, тот пережил жестокое развенчание мифов. Хрупкие балерины с таким аппетитом едят пирожные!
— Все индивидуально. Есть девочки, которые едят больше, чем весят (смеется), и с ними ничего не происходит. Я — обычный человек. Если ем много — поправляюсь, ем нормально и работаю много — остаюсь в форме. Но на диетах никогда не сидела. Летом всегда набираю вес, потому что не работаю, много отдыхаю, вкусно ем — не могу удержаться. Потом приходится худеть — исключаю мучное, добавляю побольше овощей. Голодать не могу — мне от этого физически становится плохо, а значит, не смогу нагружать себя на репетициях.
— Профессия балерины очень жестокая — травмы, пот, кровь. Можно ли себя жалеть? Или нужно, сцепив зубы, только работать?
— Да, наша профессия очень тяжелая. И мне очень жалко тех балетных людей, которые в результате остались в одиночестве. Когда у тебя нет близких, нет семьи — это очень страшно. Потому что кроме театра есть еще жизнь. И я считаю, что она не менее важна, чем служение искусству. Профессия приходит и уходит очень быстро. Мой педагог Раиса Степановна Стручкова всегда говорила: «Нина, мне и цветы в ноги бросали, и поклонники были, но это — миг». И все уходит. А рядом с тобой остаются лишь родные люди, которые готовы всем пожертвовать ради тебя.
И я очень благодарна судьбе, Господу Богу за то, что у меня есть родители, братья — люди, на которых я могу надеяться. Есть друзья, которым я могу позвонить, и они для меня сделают все. Но главная моя «спина» — это муж. Случится что в театре, мы пойдем с ним куда-нибудь, поедим вкусно, выпьем вина, он мне расскажет что-нибудь необыкновенное. И у меня вновь будет хорошее настроение, и все проблемы театральные уйдут на задний план. А бывает, когда он приходит расстроенный или сердитый, я ему говорю: «Не переживай, завтра все будет по-другому. Ведь любой вопрос имеет решение. Нужно просто найти правильный выход».
Те, кто близко знаком с Ниной Ананиашвили, знают, что за ее хрупкой внешностью скрывается железный характер. Папа Нины — геолог по профессии — всегда мечтал иметь дочь, даже шутил порой: «Меняю двух мальчиков (старшие братья Нины. — Прим. ред.) на одну девочку». Он везде брал Нину с собой — и когда шел пообщаться с друзьями, и в геологические экспедиции. И маленькая девочка вместе со взрослыми дядьками сплавлялась по рекам, карабкалась по горам и никому не жаловалась на усталость.
— Вы такая маленькая и хрупкая, а профессия худрука требует стального характера.
— Это я только с виду такая (смеется). Знаете, я человек нескандальный. Попадает, наверное, от меня артистам, когда они меня не слушаются. Но я всегда стараюсь находить с людьми общий язык.
— Ходят слухи, что однажды вы отказались выступать в Кремле из-за того, что приглашающая сторона повела себя некорректно.
— Это не слухи — все было на самом деле. Мне позвонили из Кремля и сказали: «Мы делаем новогодний классический концерт в Кремлевском дворце съездов под эгидой президента и его супруги». Я очень удивилась: «Что это с вами случилось? Неужели там совсем не будет эстрады? Ради такого случая я готова сделать все что угодно». Я уговорила артистов Большого, меняла по 150 раз программу, потому что то один артист заболеет, то сцену никак не подготовят. В общем, угрохала на подготовку массу времени и сил. Если бы ребята меня не любили, они меня убили бы — стольких нервов нам стоила подготовка. Единственное условие, которое я поставила организаторам, — оформить нам пропуска на машину. Или выслать машину к кремлевским воротам, чтобы мы не тащились пешком через всю территорию. Мне все пообещали. И вот мы все собрались перед воротами, стоим, ждем, на улице мороз под 30 градусов. У нас — огромные сумки, там костюмы, грим, пуанты, канифоль, плоскогубцы. Тащить все это на себе просто невозможно! К тому же нам всегда нужно приезжать за полтора часа как минимум, чтобы разогреться. Я же не могу прибежать за десять минут до начала концерта, включить «фанеру» и запеть. Проходит 15 минут, мы ждем. Звоню организаторам. «Да, да, да, сейчас все будет». Проходит еще 15 минут — никаких изменений. В итоге я перезвонила еще раз и сказала: «Вы знаете, я уезжаю, ищите мне замену, но я выступать не буду. Это же не детский сад, которым лишь бы на сцене выступить, тут два народных артиста перед дверями топчутся!» Я развернулась и уехала. Что тут началось! Они готовы были вертолет за мной выслать, лишь бы я вернулась. Но меня уже не нашли, я отключила телефон.


«Стресс снимается очень просто. Придешь на кухню к подруге, и вы вместе поплачете. И все!»

А второй случай был у меня в Большом театре. Я должна была танцевать спектакль, и вдруг перекрыли всю Петровку — кто-то из высоких чинов собрался на балет. Я оделась красиво — платье, высокие каблуки. Балерина же должна соответствующе выглядеть! В машине — мои вечные тюки с костюмами. И вдруг меня высаживают в начале Петровки и предлагают пойти пешком. Я пытаюсь объяснить, что пешком идти не могу — просто не дотащу сумки, что этот высокопоставленный чин приходит на МОЙ спектакль. А милиционер — мне: «Я ничего не знаю!» — «Хорошо, — говорю. — Я тогда уезжаю, вот вам мой домашний телефон. И когда сегодня спектакль не состоится, потому что солистку просто не пустили в театр, приезжайте за мной на Фрунзенскую». После чего патрульный понял, что это все действительно серьезно, и пропустил меня.
— Вы, наверное, как никто другой знаете, как лучше снимать стрессы. Раскройте секрет.
— Это стало сегодня таким модным словечком — стресс! Как его снять? Вы же сами прекрасно знаете! Придешь на кухню к своей подруге или другу, изольешь душу, вы вместе поплачете. И все! И не надо ходить к психоаналитику, который на Западе стал этаким стрессоотводом. В сегодняшней Америке, если ты не ходишь к психоаналитику, тебя считают просто ненормальным. Психоаналитика там все вопринимают как человека, который объясняет тебе, как жить, что есть, как ходить и пр. Но я считаю, что стресс снимается нормальными взаимоотношениями — с семьей и друзьями. Это лучший способ. Поэтому я очень жалею одиноких людей. Для меня одиночество— это самое страшное!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Фев 21, 2005 11:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005013302
Тема| Балет, БТ, «Ролан Пети рассказывает», Персоналии, Пети Р., Жанмер З., Нуреев Р., Лакарра Л., Пьер С., Чанг Л., Лиепа И., Цискаридзе Н.
Авторы| Александр Фирер
Заголовок| РОЛАН ПЕТИ ОТКРЫВАЕТ СЕКРЕТЫ
Где опубликовано| Музыкальная жизнь, № 1 (1028), январь 2005
Дата публикации| 200501
Ссылка|
Аннотация|

У Новой сцены Большого театра два вечера подряд царил ажиотаж, зал был переполнен. Приехал знаменитый французский хореограф Ролан Пети со своими шестью артистами и со спектаклем «Ролан Пети рассказывает... Секреты балета». В Москве его знают и любят за «Собор Парижской Богоматери» и особенно — за «Пиковую даму» с Илзе Лиепой и Николаем Цискаридзе.

Ролан Пети — баловень судьбы, человек театра, живая история французской хореографии, полиглот всех танцевальных жанров — от классики до мюзик-холла. Двадцать шесть лет он руководил Марсельским балетом! Перед ним гостеприимно открывали двери Кокто, Кохно, Пикассо, Превер...

Однажды в гостях у французского посла в Японии Марселя Гурдо-Монтаня Пети ярко живописал картины своей жизни в искусстве. И тогда дипломат резонно задал вопрос: «А почему бы не делать это со сцены?». Так родилась идея нынешнего спектакля, премьера которого состоялась в прошлом сезоне в Театре Сюрен Жана Вилара. Теперь его увидели и московские балетоманы. Ролан Пети лицедейски рассказывал, Катерина Новикова через наши наушники эмоционально доносила мысли хореографа, а на огромных экранах, расположенных в глубине сцены, проецировались фотослайды, рисунки, показывали уникальные кинокадры. Танцовщики оживляли воспоминания Мастера.

Восьмидесятилетний мэтр в черном, импозантный, живой, неотразимо обаятельный владел вниманием публики более трех часов. Зал безудержно смеялся, сопереживал, восхищался. Ролан Пети начал с самого детства, когда страстно убеждал отца, владельца бистро, отдать его в балет. Рассказал, как отец полностью оплатил его первый балет «Бродячие комедианты», прошедший с триумфом в Театре Елисейских полей. Как двенадцатилетним «крысенком» появился на пороге у Жана Кокто с его книгой «Опиум» со скабрезными рисунками. Поведал, как в молодости был взволнован поэзией Жака Превера и поставил с ним «Рандеву». Этот балет тотчас был проиллюстрирован дуэтом на сентиментальную музыку Жозефа Косма «Опавшие листья» в исполнении Люсии Лакарра, представленной как «самая красивая девушка на свете», и Сириля Пьерра. Романтический юноша с обликом Давида Микеланджело боготворит миловидную брюнетку с точеными ножками на высоких каблуках. Начало не сулит ничего плохого, однако... Длинный каблук лакированной туфельки, надетой на стрелой вытянутую ногу, затянутую в облегающий черный чулок, страстно и коварно «пронзает» душу влюбленного. Но это еще не все. Роковая обольстительница перерезает бритвой горло юноше, оставаясь при этом невозмутимо прекрасной и притягательной. Жуткая история, но... мы в театре. Лакарра стала истинным открытием для московских балетоманов, ее божественные и беспощадные ножки, которыми она мастерски умеет распорядиться, сводили всех с ума — ну прямо как во времена Пушкина или Дягилева.

Лакарра с Линц Чангом срывает свой второй триумф — в дуэте из балета «Моя Павлова» (на «Медитацию» из оперы Массне «Таис»). Изящная балерина парила, комфортно чувствуя себя в богатырских руках партнера, возносившего ее на одной вытянутой руке высоко в поддержках. Этот балет Пети когда-то поставил для несравненной Доминик Кальфуни.

Не без удовольствия Ролан Пети вспоминал, как для своего школьного друга Жана Бабиле просил Превера подсказать сюжет балета. Ленивый поэт отправил его к Жану Кокто, который и вдохновил Пети на создание «Юноши и Смерти» (этот балет перетанцевали впоследствии все знаменитости). Причем Ролан Пети поставил балет на джазовую музыку «Фрэнки и Джонни», но за три дня до премьеры Кокто заменил ее на «Пассакалию» Баха. На заднике были крыши ночного Парижа и Эйфелева башня со светящейся рекламой «Ситроен». «Жаль, что автогигант не платит за рекламу», — шутит Пети. Воспроизводил фрагмент спектакля японец Кен Кикучи, кстати, стажировавшийся у нас в МАХУ. По требованию мэтра он перекрасил нынче по приезду в Москву свои волосы из модного красного цвета в черный. Все равно не потряс, это не Жан Бабиле и не Николя Ле Риш. Кикучи был лишь в меру пластичен и аутентичен в стилистике этого легендарного балета.

О «Кармен» Пети рассказывал с особым энтузиазмом. Впервые он слушал оперу во Франкфурте где-то на откидушке, сзади и сразу после увертюры воскликнув: «Это мой балет!» — потрясенный побежал читать Мериме. Тут же набросал схему балета на оперную музыку. Репетиции проходили во время гастролей в Баден-Бадене. Оставалось найти исполнительницу Кармен. Зизи Жанмер, танцевавшая па де де из «Щелкунчика», поинтересовалась у Пети, кто же все-таки танцует Кармен. И когда хореограф задумался, она сказала повелительно и неотвратимо: «Я танцую!». Пети не сдавался: «Тогда хотя бы постригись под мальчика». - «Нет проблем». Их «Кармен» облетела весь мир, а парижанки долгое время коллекционировали поклонников своими прическами «под Зизи». Зизи стала музой и женой Ролана Пети. Он смеется, когда рассказывает о том, что Жан Габен всегда говорил: «Как я тебя люблю с твоей Зизи». (Пети шутит, что в этой фразе есть не-• кая двусмысленность, ибо «зизи» по-французски означает... а впрочем, сами посмотрите в словарь Гака, если любопытно.) Многие балеты Пети не мыслил без Зизи Жанмер. Когда накануне премьеры «Коппелии» она травмировала ногу, Пети решил изготовить куклу точь-в-точь похожую на Зизи, и сам вальсировал с ней! Он и часа не может прожить без своей Зизи: вот и сейчас в Москве Пети постоянно звонил ей, держа в курсе всех дел. Он очень сожалел, что Зизи не смогла приехать и участвовать в спектакле.

Зизи, находившуюся на гребне популярности, пригласил в Голливуд Самюэль Голдвин, и Ролан Пети отправился туда с ней. За ночь им возвели павильон с балетными классами. Начались увлекательные знакомства. С Марлоном Брандо Пети сразу сходится, предпочитая беседы с ним обществу Греты Гарбо и Марлен Дитрих. А вот Мэрилин Монро француз Пети очень удивил, не поцеловав ей ручку. «Не всем женщинам подряд французы целуют ручки», — пояснил хореограф московской публике. Фреда Астера Пети боготворил. Он до сих пор не верит в то, что Астер мог спрашивать у него советов. «Хочешь быть молодым, окружай себя молодыми», — учил его великий Астер. Несколько месяцев общения дали много Пети. Астеровский скользящий шаг-выпад Пети взял на вооружение. Астер также подкинул Пети идею номера со столом и стульями, с которым сам Фред с сестрой исколесил всю Америку. И Пети поставил некий танец-флирт, перетекающий со стола на стул и снова на стол, специально для Зизи и молодого Луиджи Бонино. Был бешеный успех! В этом убеждаешься, смотря уникальные кадры старой кинопленки.

Для Зизи Пети сочинил знаменитую мюзик-холльную «Штуку с веерами», где в окружении гигантских страусиных вееров, за которыми прячется кордебалет, блистает прима. На редких кадрах — веера ведут хороводы, раскрываются в павлиний хвост за спиной Зизи, а затем поглощают ее, словно сомкнувшимися лепестками, в огромный бутон розы.

Промозглой зимой в Гамбурге Ролан Пети как-то перечитал за две недели 17 томов Марселя Пруста, которого он прихватил с собой как «маленький кусочек Франции». В автобиографии писателя Пети нашел имена композиторов, которые тогда интересовали Пруста — Франка, Сен-Санса, Вагнера. Тогда же у Пети возник замысел создать балет на сюжет «Пленницы» (часть знаменитой эпопеи «В поисках утраченного времени») на музыку Франка и Сен-Санса. Затем появился балет на темы прустовского «Обретенного времени», где, по словам Пети, «все уже старые, как приведения» — на музыку Вагнера. Позднее эти работы были объединены в крупную форму — балет «Пруст, или Перебои сердца». В Москве было исполнено па де де из «Пленницы», в котором танцевали Люсия Лакарра и Сириль Пьерр. Их дуэт — завораживающее ленто проникновенной чувственности и томления, а лакарровская Альбертина — седативно зависимая леди — являет своим исполнением балетоманскую грезу.

Далее шел рассказ о том, как дочь Пети Валентина принесла диск «Пинк Флойд» и «заразила» его магией этой музыки: он помчался в Лондон слушать рокеров живьем, а затем увлек своими идеями легендарную группу, с которой и создал «Балет Пинк Флойд». Спустя 32 года Пети восстановил балет в Токио, добавив три номера, которые и были показаны на вечере. Вариацию легко исполнил Кен Кикучи, монолог и дуэт с Лакарра — Линц Чанг.

Дочь Ролана Пети написала трогательное стихотворение «Флакон»: запахи друзей, близких, любимых хорошо бы поместить во флакон, чтобы время от времени вдыхать аромат дорогих воспоминаний. Музыку подобрал аккордеонист Ришар Гальяно, хореографию поставил Ролан Пети. В стилистике спортивной гимнастики номер исполнил виртуоз хип-хопа Слайд (Пети случайно нашел его для спектакля в небалетных кругах).

И, конечно, самое интересное мэтр припас «на закуску»: работа в Парижской Опере, встречи с Чарли Чаплином, Рудольфом Нуреевым, Екатериной Фурцевой, Николаем Цискаридзе.

Как же обрадовался Пети, когда его пригласили возглавить балет Парижской Оперы. Однако управлять там хотели звезды. Одна актриса в гипсе требовала своего участия в балете Равеля, другая, пенсионерка, настаивала, чтобы ей дали в третий раз попрощаться с публикой, а широкоплечая балерина со стопами 42 размера в возрасте за 40 претендовала на партию Жизели. И все они окольными путями добились своего. Узнав об этом, возмущенный Пети распрощался с Оперой.

Друзья пригласили как-то Ролана Пети с Зизи в Ля-Рошель на 15 дней погостить, там же оказался Чарли Чаплин со своим семейством. («Посмотрите, как он смотрит на мою жену!» — комментирует архивное фото Пети.) На просьбу Пети поставить балет, Чаплин написал традиционное либретто балета XIX века. Ролан Пети ждал другого — балет о самом Чарли Чаплине. И только после смерти великого артиста и с одобрения его детей, Пети поставил в 1991 году свой балет «Чарли танцует с нами» для Луиджи Бонино. Именно на актерский спектакль всегда рассчитывает мэтр... Появление Бонино вызвало среди московских балетоманов второй мощный взрыв эмоций: ожили харизматические черты облика Чаплина, а естественность и трогательность исполнения создавали ощущение двойника маленького человека с тростью и котелком. Кульминацией вечера стал номер «Маленькие туфельки» на музыку Чаплина к кинофильму «Огни большого города». Пети создал этот шедевр по мотивам чаплинского «танца булочек». Луиджи Бонино наклеил усики, надел белую балетную пачку на шею, как клоунское жабо, руки затянул в белые перчатки по плечи, кисти превратились в стопы, вместо булочек — пуанты. Захватывающий рисунок азбучных движений классического экзерсиса и мелкие переборы «ножками» буквально взорвали зал.

Впервые Нуреев, еще будучи гражданином СССР, в Вене зашел к Ролану Пети в гримерку и, не назвав себя, лишь сказал: «Мы скоро встретимся с вами». Спустя несколько месяцев из Лондона позвонила знаменитая балерина Марго Фон-теин. (По словам Пети, «она сочетала в себе лучшие человеческие качества — верность, доброту, ум, логику, остроумие».) Фонтейн просила поставить балет для нее и молодого русского танцовщика, решившего не возвращаться на родину. Это был Нуреев. На первой же репетиции Ролан Пети узнал его. Рудольф оказался трудным в работе: он отказывался повторять балетное па дважды. Рассерженный Пети уехал в Париж. И вот — снова дипломатический звонок Марго Фонтейн. Она, будучи в приятельских отношениях с Пети, все же убеждает его вернуться в Лондон, тем более что на премьеру уже стояли огромные очереди за билетами. Снова репетиции, Нуреев рычит, но работает. Очередь жаждущих попасть на «Потерянный рай» (по поэме Джона Мильтона) нескончаемыми витками спирали обвивает театр.

На пленке, запечатлевшей репетиции в зале, видим: строя веселые гримасы, лежит фавном на полу Рудольф в облегающих шерстяных трико, и все крутятся вокруг него — и Пигмалион-Пети, и партнерша Фонтейн, пребывающие в прекрасном расположении духа. С Нуреевым Ролан Пети сохранил надолго крепкие дружеские отношения «войны и мира», ибо при каждой встрече они непременно спорили. Став директором балета Парижской Оперы, Рудольф Нуреев после долгого молчания из-за очередной ссоры с Роланом Пети все-таки написал ему письмо и предложил поставить балеты во Дворце Гарнье, распланировав работу на пять лет вперед. Они встретились, обнялись и тут же переругались — планам не суждено было осуществиться. Пети разоткровенничался: «За две недели до смерти я и Зизи встретились с Нуреевым, и он на прощание поцеловал меня в губы, по-русски, зная, что встреча эта последняя. Я не знал, как передается СПИД, но не отказал ему в таком желании...».

Был у Ролана Пети балет «Зажигайте звезды» на поэтические тексты Маяковского. Во Франции хореографа обвинили в увлечении политикой, ибо в финале все полыхало красными флагами, словно кровью поэта. Тогда Пети приехал в Москву к министру культуры Екатерине Фурцевой и попросил ее разрешение привезти этот балет в Москву. Она ответила: «У нас уже был Маяковский. Хватит и одного!». В гостях у Лили Брик, которая произвела на хореографа сильное впечатление, он был немного утешен: Брик была очень довольна, что этот балет все-таки поставлен и показан во Франции...

Ролан Пети помнит всех русских артистов, у кого учился — Преображенская, Егорова, мадам Рузанн, особенно чтит и с благодарностью вспоминает Бориса Князева («гений, он выучил саму Иветт Шовире и Зизи!»). Восторженно отзывается о русских танцовщиках, с которыми работал, — Плисецкая («яркая индивидуальность, личность, сильная энергетика, красота, одухотворенность, а не только пуанты!»),

Макарова («потрясающая, но сложный характер»), Максимова, Лунькина («любимая балерина, она превосходна»), Илзе Лиепа, Нуреев («он — моя семья»), Барышников («гениальный танцовщик»), Васильев, Цискаридзе («у него дар, как у Нуреева, — умный, образованный, хитрый, много таланта»). Пети мечтает поработать со Светланой Захаровой, которую считает балериной «номер 1», он ею восхищается: «У нее есть все: техника, талант, она красива, молода; может быть, она будет моей Кармен». Ролан Пети ценит три театра в мире: Парижскую Оперу, Большой и Мариинский. «Русский балет — это всегда синтез сюжета, оформления спектакля, музыки, света и, конечно, хореографии. Лучше "Лебединого озера" Кировского балета (Мари-инки), показанного в Париже в театре "Шатле" в 1956 году, я уже не видел никогда! Это было потрясающе», — рассказывает Пети.

Пети поведал о том, как директор Большого театра Анатолий Иксанов пригласил его поставить «Пиковую даму», дав полный карт-бланш в выборе музыки (Патетическая симфония Чайковского) и концепции. Когда-то Барышников в этом балете (на оперную музыку «Пиковой дамы» Чайковского) никак не хотел прикасаться к старой графине. В итоге великий танцовщик имел успех, а спектакль — нет. Сам Ролан Пети задумывал в своем балете любовный поединок. И теперь вознамерился-таки реализовать свою идею в Москве. «Труппа Большого прекрасна, в душе каждого танцовщика "поют скрипки", но Германа тут не было», — признался Пети. В поисках артиста на роль Германа Пети наткнулся на танцовщика, который в одиночестве репетировал в зале и был весь обмотан до носа шерстянками. Это был Николай Цискаридзе, которого сегодня Пети возносит до небес. Пети попросил танцовщика снять с себя «шерсть», показать технику и пройтись, но не как балетный артист, а как ходят люди в жизни... «Потрясающе, ты получишь Германа!» — резюмировал мэтр. Графиню было найти еще сложнее: нужно сыграть дряхлую, но харизматичную старуху и при этом не быть престарелой балериной. Выбор пал на Илзе Лиспу, которую Пети увидел на видео в «Шехеразаде». Работа с Илзе шла сложно: она хотела быть похожей на Марлен Дитрих, а Пети не хотел подобных ассоциаций. Он настаивал на своем: именно на любовной дуэли «глаза в глаза», магнетизме роковой женщины и инфернальности пушкинской старухи. В итоге Ролан Пети признался, что «никто на планете сегодня не может заменить Илзе Лиепу в этой роли».

На вечере Лиепа и Цискаридзе исполнили дуэт из балета «Пиковая дама»: поединок между графиней и Германом был наполнен экспрессией и страстью одержимости. К радости поклонников артиста, Цискаридзе демонстрировал великолепную форму после тяжелой травмы и долгого отсутствия на сцене.

Венчал вечер отрывок из балета на музыку Дюка Эллингтона, который Пети посвятил юбилею легендарного джазиста и поставил для японской труппы «Асами Маки» в Токио три года назад. В эпизоде «Sophisticated lady» светская львица (Лакарра) в подобострастном окружении поклонников и жиголо предавалась пагубной страсти — алкоголю. Она настойчиво демонстрировала свои скульптурно-выразительные ножки — то таинственно и вызывающе распахивающие складки плаща, а то откровенно обнаженные, маняще обхватывающие стул... Апофеозом стал «Take an "A" train» — все танцевали «паровозиком». Остро вонзая пуанты в пол, из-за кулис вдруг появилась в голубом мини-платьице Люсия Лакарра. Балерина была соблазнительна и, казалось, под прицелом мужских взглядов расцветала. А затем резкими выбросами ног отталкивала воздыхателей. Непредсказуемо к импровизации подключился и сам мэтр, вытащил неожиданно для всех на сцену Лиепу и Цискаридзе, которые, сперва посопротивлявшись, тоже предались джазу, как могли. А Цискаридзе еще и выдал двойные фуэте! Атмосфера на сцене и в зале становилась все более непринужденной. Живое общение с классиком-«локомотивом» и финальный пируэт в 12 (!) оборотов Люсии Лакарра с партнером привели зрительный зал в полный экстаз.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
Страница 5 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика