Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2005-01
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2005 9:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011806
Тема| Балет, СПб, Пермский академический театр оперы и балета, Персоналии, Бертини Г., Баланчин Дж.
Авторы|
Заголовок| Гастроли маэстро и театра
Где опубликовано| Санкт-петербургские ведомости
Дата публикации| 20050115
Ссылка| http://195.182.150.206/Vedomosti/?id=1987&folder=166
Аннотация|17 и 18 января за дирижерский пульт Мариинского театра встанет дирижер Гари Бертини. Под его управлением прозвучат опера «Макбет» Верди и «Реквием» Моцарта. А с 20-го по 23-е здесь с обширной программой выступит Пермский академический театр оперы и балета.
Дирижера Гари Бертини поистине можно назвать гражданином мира — он родом из России, вырос и получил образование в Израиле, а обучался дирижированию и музыковедению в Милане и Париже у Артура Оннегера и Оливье Мессиана. Сегодня он частый гость Берлинской филармонии и Израильского филармонического оркестра, а также театра «Ла Скала» и «Опера Бастий» в Париже.
В последние годы судьба забросила Гари Бертини еще дальше — он 7 лет управлял Симфоническим оркестром «Токио Метрополитен». С начала нынешнего сезона дирижер является музыкальным директором театра Сан-Карло в Неаполе.
Почти сразу после выступлений маэстро Бертини на сцене Мариинского во второй раз начнутся гастроли Пермского театра оперы и балета. Но теперь петербуржцы смогут увидеть не только его балетную труппу, как на недавнем фестивале «Звезды белых ночей», но и оперные постановки.
Балетная программа понравится поклонникам Баланчина — будут показаны его Ballet Imperial, «Серенада», красивейшая «Сомнамбула» (к слову, этот балет, который откроет нынешние гастроли Пермского театра 20 января, в Мариинском не идет). Специально для сторонников классики в день закрытия гастролей пройдет «Дон Кихот».
Оперы, которые представляет театр из Перми, больше нигде в России не поставлены. Барочная опера «Альцина» Генделя, написанная им на сюжет «Неистового Роланда» о рыцарях, волшебстве и любви, будет исполнена пермской труппой 21 января. А два дня спустя — «Клеопатра» Массне. Постановка Георгия Исаакяна имеет подзаголовок «Жизнь актрисы». «Клеопатра» посвящена всем блистательным исполнительницам этой роли в кино и театре: от Сары Бернар и Алисы Коонен до Элизабет Тейлор и Ванессы Редгрейв.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2005 9:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011807
Тема| Балет, СПб, МТ, бенефис Д.Вишневой, Персоналии, Вишнева Д., Лопаткина У.
Авторы| Яковлева Ю.
Заголовок| Бенефис Дианы Вишневой
Где опубликовано| Афиша СПб
Дата публикации| 20050113
Ссылка| http://spb.afisha.ru/staging-review?id=5471178
Аннотация| 


театр Театр оперы и балета Консерватории

Больше, чем Диану Вишневу, в Петербурге любят только одну балерину — Лопаткину. Впрочем, сравнивать глупо. Вишнева — это другое, и любовь к ней — другая. Как написала одна моя коллега, Диана «не звезда, она солнышко». Согласитесь, не про каждую балерину в таком тоне можно написать. А про Диану — да. Сейчас она устраивает свой концерт-бенефис, сходите — убедитесь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 18, 2005 7:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011808
Тема| Балет, «Стасик», Персоналии, Калик И., Филиппова Т., Бурмейстер В.
Авторы| Шевцов Никита
Заголовок| ЧАЩЕ БОМБИЛИ ВО ВРЕМЯ "ОНЕГИНА"
В СУРОВОМ 41-М НА СПЕКТАКЛЯХ ЭТОГО МОСКОВСКОГО ТЕАТРА ВСЕГДА БЫЛ АНШЛАГ
Где опубликовано| Труд № 2
Дата публикации| 20050112
Ссылка| http://www.trud.ru/003_Srd/200501120020701.htm
Аннотация|

Их осталось совсем немного из балетной труппы 1941 года. Музыкальный театр имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко - единственный из всех московских театров, который во время минувшей войны не был эвакуирован из столицы. Враг стоял у Москвы, а артисты продолжали работать, давать спектакли.

- Это было удивительное время, - вспоминают балерины И. Калик и Т. Филиппова, - настоящая тревожная молодость. Нам тогда исполнилось по двадцать лет. Театр был для нас и местом работы, и домом. Поначалу мы пробовали после спектаклей добираться домой, но из-за комендантского часа часто не успевали возвращаться к себе и приходилось ночевать в метро, на рельсах туннелей. Поэтому наше руководство решило, что актеры будут жить либо в театре, либо в соседнем здании в квартирах уехавших в эвакуацию жильцов. Питались в столовой МХАТа, где подавали великолепные по тем суровым временам соевые котлеты.

Во внерабочее время артисты дежурили на крыше театра и окрестных домов, обезвреживая зажигательные бомбы. Тревожно было и на спектаклях, когда вдруг, в середине акта, раздавалась сирена, предупреждавшая о воздушной тревоге. Актеры прерывали спектакли и прямо в гриме помогали зрителям спускаться в бомбоубежище. Особенно не везло опере "Евгений Онегин", которая то и дело прерывалась из-за воздушных налетов.

До сих пор балерины военной поры не могут забыть страшное ощущение холода во время спектаклей. В зрительном зале и на сцене плохо топили, температура не поднималась выше пяти градусов. Поэтому артистки перед тем, как появиться перед зрителями в балетных пачках, дожидались выхода, кутаясь в тулупы и надев валенки.

Когда же в начале спектакля занавес открывался, то холод со сцены буквально обдавал зал, где было теплее, потому что сидевшие там согревали друг друга собственным дыханием. Кстати, среди зрителей преобладали военные. Многие приходили с оружием, потому что после спектакля отправлялись на фронт. Всегда был аншлаг. То, что линия фронта проходила рядом и враг был совсем близко, актеры хорошо поняли, когда, отправившись весной в подмосковную деревню Крюково, где находились подсобные участки, увидели подбитые немецкие танки.

Даже в то трудное время, вспоминают И.Калик и Т.Филиппова, никто в театре не унывал. В 1941 году был выпущен жизнерадостный балетный спектакль "Штраусиана", а в 1942-м - "Виндзорские проказницы" в постановке В.Бурмейстера. Они пользовались огромным успехом у бойцов. Хотелось бы вспомнить, говорят актрисы, и о художественном руководителе театра И.Туманове, который в трудную минуту возглавил коллектив, сумел привлечь к его работе многих находившихся тогда в Москве артистов.

- Мы не обороняли Москву с оружием в руках, - говорят балерины, - не работали в заводских цехах. И все же нам кажется, что и артисты тоже внесли свой скромный вклад в победу. Ведь если в городе шли спектакли, то, значит, жизнь продолжалась. И ради ее спасения зрители в форме шли на смертный бой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2005 9:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011901
Тема| Балет, МТ, Фестиваль Чайковского, Персоналии, Вихарев С., Сергеев К., Вайнонен В.,Шемякин М., Симонов К., Сомова А., Новикова А.
Авторы| Наборщикова С.
Заголовок| Чайковский зимой
Где опубликовано| Русский курьер
Дата публикации| 20050119
Ссылка| http://www.ruskur.ru/text.php?identity=16380
Аннотация|Мариинский театр, главный поставщик российских балетных фестивалей, в наступившем году продолжит радовать своих почитателей. Помимо пятого Мариинского фестиваля балета, намеченного на конец марта, и традиционных «Белых ночей», которые петербуржцы вопреки законам природы длят до августа, на очереди февральский фестиваль Чайковского.

В течение недели Маринка представит все три балета композитора. Из них «Спящая красавица» и «Щелкунчик» были созданы специально для Мариинского театра. «Лебединое озеро» Чайковский написал для московского Большого, но настоящая его история началась все же в Петербурге, уже после смерти композитора, когда стараниями Мариуса Петипа и Льва Иванова балет обрел привычную нам оппозицию добродетельной Одетты и роковой Одиллии.

Каждая уважающая себя труппа считает своим долгом иметь джентльменский набор сочинений Петра Ильича. Но у Мариинки, соблюдающей честь родового гнезда композитора, свой подход к его наследию. С Чайковским здесь связан, возможно, самый красивый российский балетный проект последнего десятилетия – «Спящая красавица» образца 1890 года. Назвать детище хореографа-аутентиста Сергея Вихарева точным слепком прославленного спектакля нельзя. Это, скорее, представление о том, каким он мог быть, но представление очень убедительное. Грандиозное зрелище с точно дозированными танцами и пантомимой, вызывающей яркостью костюмов и тяжеловесной роскошью «версальских» декораций – настоящая квинтэссенция петербургского императорского стиля. Во всяком случае именно так воспринимали его очевидцы. Например, для юного Стравинского, говорившего о себе: «Я из племени Чайковского», невероятная радость – вечерняя «Спящая красавица» – напрямую ассоциировалась с утренним видением кортежа Александра III – «огромного императора и его огромного кучера».

На нынешнем фестивале не удастся попрактиковаться в ассоциациях. «Спящая красавица» образца 1890 года в афише не значится. Как сообщили «РК» в пресс-службе МТ, причина ее отсутствия заключается в привычном для Мариинки цейтноте. Во-первых, декорации требуют долгого монтажа, несовместимого с напряженным ритмом фестиваля. Во-вторых, труппа, которая накануне вернется с американских гастролей, не успеет качественно отрепетировать огромный спектакль. В связи с этим заявлена «Спящая» в редакции Константина Сергеева и декорациях Симона Вирсаладзе, очевидно, не требующая столь тщательной подготовки. Мариинская администрация вернулась к ней после протестов старой гвардии, возражавшей по поводу изъятия любимого балета советского периода. Балет, выдержанный в минималистском духе шестидесятых, красив и компактен. Обидно все же, если маятник, качнувшись, вытеснит из репертуара постановку Вихарева. Любопытно было бы взглянуть на «Красавиц» в непосредственном сопоставлении. Мариинка, как колыбель этого балета, заслуживает наличия в репертуаре обеих версии, что справедливо с точки зрения исторической (представлены разные периоды жизни театра), прагматической (есть зрелище на все вкусы) и этический (новаторы и традиционалисты примирены).

Самый популярный балет мирового репертуара «Лебединое озеро» театр станцует в версии Мариуса Петипа и Льва Иванова, отредактированной Сергеевым. Одно время ходили разговоры о восстановлении варианта 1895 года со знаменитым адажио де труа, где Одетта откидывается на руки оруженосца, а Зигфрид позирует рядом, но они так и остались разговорами. Зато «Шелкунчик» покажут в двух вариантах. Дети из Академии русского балета исполнят версию Василия Вайнонена. Взрослым отдан спектакль в хореографии Кирилла Симонова. Злые языки, прозвавшие его «Шемякунчиком», попали в точку. Постановка с минимальным количеством танцев, в первую очередь, предназначена для ценителей декорационно-костюмного искусства Михаила Шемякина, заполонившего сцену мышами, крысами, монстрами-мутантами и прочей нечистью.

Что касается исполнителей, то, по словам пресс-службы, главная задача фестиваля Чайковского – показ спектаклей, а не артистов, в отличие от грядущего Мариинского фестиваля балета, где будет наоборот. Поэтому балеринам и премьерам дадут отдохнуть, и в бой пойдут вчерашние выпускники школы. В «Лебедином» в роли Одетты-Одиллии выступит 19-летняя Алина Сомова, а Аврору в «Спящей красавице» станцует ее сверстница Олеся Новикова.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2005 9:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011902
Тема| Балет, МТ, гастроли в Вашингтоне, Персоналии, Лопаткина У., Вишнева Д., Павленко Д., Сарафанов А., Меркурьев А.
Авторы|
Заголовок| Гастроли в Вашингтоне
Где опубликовано| Сайт МТ
Дата публикации| 20050118
Ссылка| http://www.mariinsky.ru/ru/massmedia/press/2005january_18
Аннотация|
С 19 по 23 января оперная труппа Мариинского театра, хор и оркестр под управлением Валерия Гергиева проведут гастроли на сцене Кеннеди-Центра в Вашингтоне. В гастрольную программу включено исполнение оперы М. Мусоргского «Борис Годунов». Особое место будет отведено концертной программе «Kirov Spectacular», представляющей фрагменты из русской оперной и балетной классики.

В исполнении солистов балетной труппы будет показана программа балетов Баланчина, Па-де-де из балета «Корсар», Ульяна Лопаткина выйдет на сцену в номере «Умирающий лебедь». Оперная программа будет представлена фрагментами из опер «Пиковая дама», «Руслан и Людмила», «Царская невеста», «Садко». И в оперных, и в балетных фрагментах заняты все ведущие солисты труппы: Василий Герелло, Евгений Никитин, Алексей Стеблянко, Сергей Алексашкин, Виктор Черноморцев, Олег Балашов, Ольга Т рифонова, Ольга Савова, Дарья Павленко, Диана Вишнева, Леонид Сарафанов, Андрей Меркурьев и другие.

Вашингтонские гастроли продолжатся участием Мариинского театра в Фестивале Дягилева в Гронингене. Как и в декабре на открытии Фестиваля там будет показана опера «Царская невеста».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2005 12:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011903
Тема| театр им. Маяковского, Персоналии, Антоничева А., Белоголовцев Д.
Авторы| Борис ПОЮРОВСКИЙ
Заголовок| Стыдно ли желать успеха?
«Любовь глазами сыщика» Питера Шеффера в Театре имени Вл. Маяковского
Где опубликовано| Литературная газета № 1, 19-25 января 2005
Дата публикации| 20050119
Ссылка| http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg012005/Polosy/art10_1.htm
Аннотация|

Вопрос этот отнюдь не праздный. Сергей Арцибашев относится к нему достаточно серьёзно. И чтобы иметь возможность играть классику, то и дело обращается к так называемым кассовым спектаклям. Беды в этом никакой нет, если в любом случае театру не изменяют вкус и чувство меры, ставит ли он «Братьев Карамазовых», «Женитьбу» или «Любовь глазами сыщика» – всё равно!

Пьеса Питера Шеффера (перевод Ланы Форд) лишь на первый взгляд выглядит забавным пустячком. Но если хорошенько вдуматься, то выяснится, что проблемы, которыми обеспокоены её герои, на самом деле достаточно серьёзны. Претензии супругов безусловно имеют под собою определённую почву, которую они же сами и создают, и удобряют, не замечая, как постепенно, но верно отдаляются друг от друга. Да, они безусловно любят друг друга, но этого оказывается вовсе недостаточно для полного счастья, для подлинной гармонии. (Нет, не случайно режиссёр С. Арцибашев ввёл профессиональную балетную пару – солистов Большого театра Анну Антоничеву и Дмитрия Белоголовцева, которые в самые патетические моменты исполняют знаменитые па-де-де из балетов Сергея Прокофьева, Адана, Чайковского, полные любви и нежности.)

Сюжет комедии непредсказуем, и в этом одно из её достоинств. Впрочем, это можно сказать о любой другой пьесе Питера Шеффера. Актёры так и играют, будто им тоже неведомо, чем кончится вся эта запутанная история. Виктор Запорожский, на мой взгляд, даже чуть-чуть утяжеляет ситуацию, забывая о том, что всё-таки играется комедия. Дарья Повереннова пока не почувствовала, чем первая половина её роли отличается от второй. Зато Даниил Спиваковский – он и играет Сыщика – иногда злоупотребляет любовью зрителей, которые встречают его появление и провожают почти каждый уход совсем как в опере. Актёр он, безусловно, талантливый и обаятельный, но, как бы это сказать поточнее, безразмерный, т.е. его надо всё время складывать или делить – это уж как найдёт нужным режиссёр!

Правда, Серафима Германовна Бирман говорила, что она предпочитает «перелёты» «недолётам», а мне так кажется, что лучше всего всё-таки определённая умеренность.
Говорю об этом потому так откровенно-придирчиво, что спектакль мне понравился, он только начинает свою жизнь, и, может быть, мои соображения кому-нибудь из его участников пригодятся в будущем. Во всяком случае, я на это надеюсь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Янв 19, 2005 6:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005011904
Тема| Балет, Французский культурный центр, Персоналии, Бабиле Ж.
Авторы| Юлия Яковлева
Заголовок| Два вечера с Жаном Бабиле
Где опубликовано| Афиша
Дата публикации| 20050112
Ссылка| http://spb.afisha.ru/staging-review?id=5539748
Аннотация|



Вообще-то, по всей строгости, это событие надо бы рекламировать в следующем номере. Но французский танцовщик Жан Бабиле приедет в Москву аккурат в тот день, когда выйдет наш журнал, — и в этом случае трудно представить, что о его визите публика узнает именно из «Афиши». Так что читайте сейчас.

У Жана Бабиле в жизни, если разобраться, была только одна роль, причем безымянная — его герой назывался просто Юноша. Балет «Юноша и смерть» придумал Жан Кокто, и там — все и всяческие штуки, которые Кокто отбарабанил бы, даже если его разбудить среди ночи. Это как фильм «Орфей», только покороче, без слов, лишних персонажей, наркотических красивостей, но с танцами. Вместо импозантного Жана Марэ — взъерошенный, крошечного роста Бабиле в драных штанах. А вместо Марии Казарес была Натали Филиппар в коротком лакированном черном паричке и канареечно-желтом платье: «парижская сучка», как пояснял образную задачу автор. Балет местами забавный (там, например, балерина ныряет атласным пуантом танцовщику в промежность), однако хороший. Он очень короткий, и от этого внутри все напряжено и сгущено до предела. Там неоновая реклама фирмы «Ситроен» с Эйфелевой башни мигает в такт Пассакалье Баха, а где-то внизу разыгрывают свою комедию люди. Вначале показано, до чего баба может довести человека, а потом, когда Юноша вешается, приходит сучка-Смерть в бриллиантовом браслете, накидке с капюшоном и на котурнах и уводит присмиревшую душу на парижские крыши… Так вот, для всех это оказался не балет, а какой-то ужас-ужас-ужас. Для Бабиле — потому что с тех пор ничего лучше «Юноши и смерти» с ним не случилось (хотя балет был сочинен в 1946 году, а Бабиле сейчас за восемьдесят, и перетанцевал он чертову уйму всякого). Да и для всех, кто брался потом за эту аппетитнейшую роль. Брались и танцевали это перед камерой главные балетные мужчины ХХ века — Рудольф Нуреев и Михаил Барышников. Я их могу понять: балет очень киногеничный, все эти страсти так и просят крупных планов лица. Ну и пафос подходящий: для любого танцовщика станцевать «Юношу и смерть» — все равно что сразу и глобально высказаться на темы жизни-смерти-искусства; Кокто и хореограф Ролан Пети сумели все устроить так, что большие фразы произносятся каким-то сдавленным глухим голосом, и от этого за говорящего как минимум не стыдно, а как максимум — ему веришь. Но будь ты хоть Нуреев, хоть Барышников, в «Юноше и смерти» приходится играть не Юношу, а воспроизводить Жана Бабиле: в хореографии, как на фотопленке, отпечатались его внешность, манера двигаться, нервные реакции. Сейчас пленку с Бабиле в «Юноше и смерти» привозят в Москву. У всякого уважающего себя балетомана этот фильм есть дома на видео. Всем остальным — идти обязательно. Балетоманам, впрочем, тоже — поскольку прочувствованно фанатеть по поводу Бабиле лучше все-таки перед большим экраном. А тем более что попутно можно будет взять у Бабиле и автограф. Признаться, как правило, артистические старики… как бы так поосторожнее сказать… короче, на них обычно трудно смотреть без мыслей о грустном и тревожном. О тщете усилий, о том, как быт мстит богеме, о том, что когда-нибудь тоже станешь старой воблой с потухшим интересом к жизни. Так вот, Бабиле — среди редких исключений. Достаточно сказать, что несколько лет назад он сломал, если не ошибаюсь, пресловутую шейку бедра, но не поскользнувшись на коврике в ванной, упав в комнате и тому подобное, а попав в аварию при резком превышении скорости на своем мотоцикле (так что шейка бедра померкла на фоне других переломов). Старик — большой лихач, и это надо видеть: борзо впечатавшись передним колесом в бордюр, крайне прямо держащий плечи человек снимает шлем, а там оказывается голова старой черепахи — оправившись от изумления, понимаешь, что жить можно.

Собственно, вот из этого и состояло когда-то его искусство. Просто теперь Бабиле нервно и лихо гоняет по Парижу на мотоцикле, а раньше — точно так же танцевал. Хотя уточнять это излишне: тот редкий случай, когда харизма сумела опалить даже целлулоид кинопленки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Янв 20, 2005 1:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005012001
Тема| Балет, II Межд. встреча директоров балетных трупп, Персоналии, Ратманский А.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| ХУДРУКИ СОВЕЩАЮТСЯ СНОВА
Вторая международная встреча директоров балетных трупп
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20050120
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2005-01-20/7_return.html
Аннотация|

Два года назад в Великобритании впервые в истории балета на рабочее совещание собрались главы ведущих балетных трупп мира. И поплакались друг другу в жилетку. Россию на слете представлял тогдашний худрук балета Большого театра Борис Акимов, который с радостным изумлением обнаружил, что в своих проблемах не одинок, а худруковские трудности во многом схожи, что в богатой Америке, что в бедной России.
В январе нынешнего года худруки снова собрались на совещание в Британии. Наша страна была представлена Большим театром в лице главы балета Алексея Ратманского (Махар Вазиев из Мариинского театра мероприятие опять проигнорировал). Список балетных проблем не особо изменился за два года, и обсуждение крутилось вокруг давно наболевшего. Где брать хореографов? Как изыскивать немалые деньги, потребные на жизнедеятельность балетных трупп? Чем заманивать в театры публику?

Худруки разделились по интересам – на директоров-хореографов и директоров-кураторов. Но и те и другие активно ратовали за всевозможные workshops и танцевальные фестивали, которые дадут балетной молодежи возможность ставить, а значит, помогут если и не решить, то смягчить всемирный кризис талантов в области хореографии. «У нас в последние несколько десятилетий все достижения русского балета – либо реконструкция прошлых спектаклей, либо освоение текстов, созданных не нами, – говорит Ратманский. – Решать эту проблему можно только постоянными пробами».

Гости из драмтеатров, приглашенные на слет, рассказали, что современные актеры часто не умеют произносить слова. В балете - та же проблема: мало кто умеет рассказать хореографический текст адекватно стилю, чтобы исполнение «Спящей красавицы» отличалось от «Жизели». У нас в стране сие особенно важно, что показали, в частности, последние премьеры ГАБТа – и балеты Баланчина, и спектакль Джона Ноймайера «Сон в летнюю ночь» были исполнительски похожи и, вместе взятые, напоминали нечто среднестатистическое под названием «так танцуют в Большом театре».

По словам Ратманского, его рассказ о существующей на сегодняшний день значительной господдержке ГАБТа для западных коллег прозвучал как музыка: действующие в неустойчивой атмосфере частных фондов и прочих неопределенностей, тамошние худруки стосковались по патернализму (что не мешало, например, Американскому театру балета иметь годовой бюджет в 30 миллионов долларов без пенсионного фонда).

Из участников съезда, а это двадцать шесть директоров с четырех континентов, мало кто мог похвастаться особой лаской государства: даже Королевский балет Ковент-Гардена – и тот выживает прежде всего за счет спонсоров. А это автоматически влечет за собой букет проблем. Должен ли театр прежде всего ставить балеты, которые обязательно понравятся людям, дающим театру средства? Или отстаивать свободу?

Но когда социализма в условиях существования слишком много, это тоже действует губительно. Съезд худруков с тревогой отметил критическую ситуацию в Швеции, где после заботливого указа правительства наступил полный абсурд: власти решили, что балетная пенсия должна выплачиваться лишь в 67 лет, а до этого возраста артист волен оставаться в труппе. Торжество геронтологии неминуемо приведет к тому, что танцевать станет некому, так как штатное расписание будет забито ожидающими пенсии стариками.

Слова «баланс интересов» стали наиболее часто употребляемыми на этом балетном совещании. Баланс между классикой и современными постановками в афише, между молодежью и заслуженными артистами, между привычками широкой публики видеть балерину в пачке и на пуантах и желанием творцов делать нечто новое. Кстати говоря, к привлечению публики иностранные директора относятся творчески и постоянно что-то придумывают. Балетный директор из Китая поделился опытом, как «по заданию партии и правительства» китайские худруки взялись приблизить полученную от советских педагогов классическую балетную традицию к миллиарду местного населения – они объединяют классику с народными танцами, боевыми искусствами и кино (привлечен даже знаменитый кинорежиссер Джан Имоу). А в одном из лондонских театров регулярно объявляется день, когда все (все!) билеты на любое место стоят десять фунтов. «В этот день на спектакль приходят небогатые молодые люди, которые могут пойти в книжный магазин и купить книгу, но не могут приобрести гораздо более дорогой билет в театр, – говорит Ратманский. – Это та самая публика, которую очень хорошо иметь как зрителей балетов».

Остается мечтать, что однажды Большой театр объявит день, когда все билеты будут стоить сто рублей.


Художественному руководителю балета Большого театра удалось поразить своих зарубежных коллег.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 20, 2005 1:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005012002
Тема| Балет, МТ, Гастроли Пермского театра оперы и балета
Авторы|
Заголовок| В Мариинском театре начинаются гастроли Пермского театра оперы и балета
Где опубликовано| Росбалт
Дата публикации| 20050120
Ссылка| http://www.rosbalt.ru/2005/01/20/192986.html
Аннотация| САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 20 января. В Мариинском театре с 20 по 23 января пройдут гастроли Пермского театра оперы и балета им. Чайковского. Как сообщили «Росбалту» в пресс-службе Мариинского театра, Пермский театр почти на 100 лет младше Мариинки — ему 133 года, и 63 из них оба театра связывают узы дружбы и творческого сотрудничества. Именно в Пермь был эвакуирован Кировский театр и училище Вагановой, именно спектакли Кировского театра дали толчок развитию пермской балетной школы, из которой вышли впоследствии и многие прославленные солисты Кировского балета. Не случайно нынешние гастроли приурочены к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Петербуржцы уже имели возможность увидеть пермский балет на фестивале «Звезды белых ночей», теперь театр предстанет в двух своих ипостасях — и балетной, и оперной. Балетная программа нынешних гастролей включает в себя программу Баланчина — будут показаны и Ballet Imperial, и «Серенада», идущие в Мариинке, и «Сомнамбула» на музыку В.Беллини (вечер открывает гастроли 20 января), и образец балетной классики «Дон Кихот» (23 января).
Оперная программа представит два произведения, которые нигде в России больше не звучат: «Альцина» Г.Генделя (21 января) и «Клеопатра» Ж.Массне (23 января) в режиссуре художественного руководителя театра Георгия Исаакяна.

Пермский академический театр оперы и балета имени П.Чайковского — один из старейших театров России. Он был создан в прошлом веке по инициативе демократической общественности Прикамья, при участии городского музыкального любительского кружка, в которое входило знаменитое семейство Дягилевых.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2005 1:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005012101
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Янин Г.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| ТАНЦУЮЩИЙ НАЧАЛЬНИК
Геннадий Янин: «Балету Большого театра надо перестроить мозги»
Где опубликовано| Независимая газета, приложение «Антракт»
Дата публикации| 20050121
Ссылка| http://www.ng.ru/saturday/2005-01-21/15_yanin.html
Аннотация|

Геннадий Янин – управляющий балетной труппой Большого театра, при этом амплуа «играющего тренера» не мешает ему активно участвовать в репертуаре и получать положительные отзывы критиков. Но вот широкой популярности, как у Ананиашвили или Цискаридзе, у прекрасного танцовщика Янина нет (как, кстати, и у многих хороших артистов ГАБТа). С этой непростой для актерского самолюбия ситуации началось наше интервью.

- Гена, известность в балете суждена лишь премьерам?
– Да, принц по статусу в центре внимания. Если ты в прямом смысле не держишься за балерину, то в нашем деле права голоса не имеешь. Я не знаю прецедента, когда человек в балете играет вторые роли (как бы блистательно он их ни играл), а в общественном мнении стоит на той же высоте, что и «мертвые красавицы», «спящие мумии» и их воздыхатели.
– Одна из ваших ролей, Друг принца, – это как заместитель начальника. Подсидеть не хочется?
– Игра не стоит свеч, ведь Друг принца – не наследник короля. Другое дело – роль злой феи Карабос в «Спящей красавице» и колдуньи Медж в «Сильфиде»: можно много пакостей устроить главным героям. А если всерьез, закаливание происходит еще в 10 лет, когда тебя приняли в балетную школу, и там просто ставят все точки над «i», что можешь в профессии, а что нет. Я всегда трезво оценивал себя, понимая, что для ролей принцев не хватает роста. И мне нравится моя творческая ниша в балете, большой диапазон ролей – Чиполлино, Видение Розы, Золотой Божок, Нарцисс, средневековый шут, гармонист в советской деревне, деревенский дурачок XVIII века, чиновник из Чехова, всяческие старухи-колдуньи...
– Сейчас принято говорить о прагматизме балетных артистов. Про вас, наоборот, писали: «Янин каждый день приходит в класс с сияющим лицом, с живыми глазами и с улыбкой на лице».
– Я вообще люблю работать. Родители отдали меня в балет, когда я был подвижным ребенком с хорошей координацией и плохим поведением, – и мне понравилось. Так же как сейчас нравится административная работа, хотя каждый день приходится перестраиваться на 180 градусов, от балетного станка к письменному столу. Я всегда серьезно относился к профессии, возможно, поэтому со мной на сцене не происходило ничего забавного – я не забывал текст, не падал, на меня не валились декорации. Было однажды, на генеральной репетиции «Тщетной предосторожности» рядом со мной заупрямился ослик, который там выходит на сцену, запряженный в тележку. Ну, потыкал я его зонтиком…
– Раньше, когда вы были просто актером, наверняка вместе со всеми возмущались балетным начальством: на личные гастроли не пускают, не тех на роли назначают, карьеру зажимают...
– Конечно, и только теперь я понимаю, что «наверху» не все были дураками. Чем хорошо положение актера – он думает только о себе, и правильно делает: наша профессиональная жизнь коротка. А мне сейчас приходится думать о театре. Это постоянный и естественный конфликт интересов. Решать вопросы, как это было раньше, хохоча в курилке, теперь невозможно. Конечно, многие обижаются. Со старшим поколением – свои проблемы. Особенно сложно общаться с некоторыми из наших уважаемых педагогов. Ведь я для них очень молодой человек без надлежащего опыта.
В своем кабинете играю одну из самых трудных своих ролей – ищу подход к артисту. Стараюсь войти в их положение, объяснить, почему иной раз отказываю. Актеры как сильфиды: дотронься до них неловко – и крылья сразу опадают. А без крыльев сильфиды не летают.
– Как складывается день заведующего труппой?
– Непрерывные телефонные звонки, ходоки с просьбами, масса бумаг, совещания и переговоры со службами театра: «Вы, Геннадий Петрович, должны сделать то-то и то-то». – «Когда?» – «Вчера». Я отвечаю за все: горит ли свет в репетиционных залах, правильно ли там идут часы, как законопачены на зиму окна, вовремя ли выписался артист с больничного, кто станцует главную роль, а кто будет в дальнем ряду кордебалета, кого нынче в театр привозит и отвозит служебная машина. Деликатные моменты – планирование вводов на роли. И выводов, если необходимо: крайне непопулярная мера, но бывает. А вечером будь любезен отсмотреть балетный спектакль. Пока меня это не утомляет. Наоборот, интересно. Сижу в кабинете, работаю, а мне поют любимые певицы: Мария Каллас, Елена Образцова, Джоан Сазерленд…
– Что конкретно надо менять в балете?
– Прежде всего перестроить мозги. У нас артисты психологически работают по системе, которая сложилась еще в XIX веке. Свои привычки они держат за истину в последней инстанции, считая, что репертуар и уровень спектаклей у нас лучший в мире, а значит – к чему совершенствоваться? Вот мы поставили современный балет «Ромео и Джульетта». И сколько было разговоров, что театру это не надо, пусть этим занимается кто-то другой. У многих в труппе существует настроение: мы стоим особняком от мирового балетного процесса – и отлично, у нас «Титаник», пока он развернется, пройдет много времени. Но кто-то же должен развернуть корабль, потому что на каждый «Титаник» есть свой айсберг.
Художественный руководитель балета Алексей Ратманский, много лет проработавший за границей и знающий международный опыт, с трудом внедряет любые изменения. Это как стрижка боярских бород при Петре Первом. Один пример. Каждый солист отрабатывает свои вариации или дуэты, чтобы блеснуть техникой, а актерский талант далеко не у всех так зашкаливает, чтобы на сцене играть с ходу. Но мизансцены спектаклей у нас, как правило, репетируются только при подготовке партии, а потом нет – так повелось. Давно идущие балеты при этом постепенно разваливаются и приобретают бледный вид. Печально, что не только артисты, но и некоторые педагоги не готовы к отмене своих привычек.
– Недавний workshop в ГАБТе показал, что труппа не владеет мышечным аппаратом, чтобы хорошо станцевать неоклассику. Я не говорю уже о современных техниках танца.
– Да, там и мне пришла в голову мысль: надо что-то делать с начальным образованием. А в труппе хочется донести до исполнителей: ребята, учитесь! На дворе XXI век, и в нем цены не будет такой компании, которая, как балет Парижской оперы, может хорошо исполнять и классику, и современную пластику. Когда артистов удается уговорить, они втягиваются – и постепенно понимают, что это им самим интересно. Так, например, было с Марией Александровой, которая поначалу не хотела танцевать Джульетту. Я Машу за руку взял и привел к постановщикам, извинившись, что она пропустила много репетиций. Потом эта роль стала одной из любимых в Машином репертуаре.
– Солист может без последствий отказаться от репетиций нового балета?
– Конечно, может, если есть уважительные причины для отказа. Я сам актер и понимаю, что хорошо станцевать партию, которая не нравится, просто невозможно. С другой стороны, в труппе 220 человек, и если кто-то капризничает, мы всегда найдем ему замену когда нет понимания между актером и администрацией, в проигрыше, как правило, актер. К сожалению, не все понимают, что жизнь артиста балета коротка, и каждый отказ – дырка в его карьере. Отказываются чаще маститые, которые, как им кажется, все уже доказали – какие они хорошие артисты и как здорово танцуют. Молодые, которым надо завоевывать место под солнцем, наоборот, хотят попробовать.
– Маститые не понимают истины, которая известна критикам, но плохо понятна исполнителям: в искусстве не бывает вчерашних заслуг.
– Как хорошо, что эта мысль прозвучала! Артисты, как ни странно, часто забывают, что любое, даже очень способное тело постепенно изнашивается, и теперь ты не так хорошо крутишь пируэты, как раньше. В извечном соперничестве молодости и мастерства кто побеждает? Вот именно. Если артистка второй год в театре, но глаз на сцене от нее не оторвать, почему она должна ждать, пока все заслуженные всласть натанцуются? Принцип простой: творческое соревнование на равных. Кто лучше сделает роль, тот и танцует премьеру. Хотя за это я имел такие сцены в кабинете с народными артистами…
– На спектаклях Большого часто замечаешь досадные вещи, которые разрушают театральную иллюзию. Например, выходит Одетта в «Лебедином озере» или жених в «Баядерке» с обручальными кольцами на пальцах. Это ваша задача – следить за этим?
– Нигде не написано, что нельзя выходить на сцену в обручальных кольцах. Просто существуют неписаные правила поведения актера в спектакле. Артисты, которые по своим причинам не снимают кольца, обычно их заклеивают. Это не единственная проблема. Например, мы с Ратманским пытаемся убедить наших балерин, что не надо делать грим, который видно с четвертого яруса. Все равно его дальше десятого ряда не заметят, зато вблизи – зрелище чересчур сильное. Такой, казалось бы, простой вопрос, а решается со скрипом.
В театре всегда идет борьба самолюбий. Если я подойду к художнику по свету и скажу ему: «Не светите в упор на «летающую» сильфиду, потому что становятся видны металлические конструкции, на которых лежит балерина», он мне ответит: «Если б я стал давать тебе советы по ровности линий кордебалета, ты бы стал слушать?»
– О прежних танцовщиках рассказывают легенды: как они в пустом зале часами отрабатывали фуэте или пируэт из любви к качеству. Сегодня можно в Большом театре уповать на энтузиазм или только на деньги?
– Не все так просто. Конечно, бесплатно артисты ничего делать не будут. Это в принципе правильно. За 20 лет, отпущенных нам в карьере, артист должен что-то заработать на достойную старость. Открою вам секрет: основные конфликты с балеринами – из-за творчества, с танцовщиками – из-за денег. С первыми проще. Если, к примеру, балерина всю жизнь мечтает станцевать «Спящую красавицу», она считает, что в этом балете она гениальна. Театр думает по-другому. Но у нее есть возможность станцевать Аврору в другом театре. Неужели я буду мешать?
Что касается профессионального фанатизма… Я знаю только одну артистку балета, которая с утра до ночи работает, пытаясь устранить недостатки. Это Нелли Кобахидзе. И результат очевиден. Жаль, что это не массовое явление.
– У вас с женой Зинаидой двое детей, но вы всегда говорите, что не дадите им стать артистами балета, хотя сами профессию любите.
– Мы слишком хорошо знаем все положительные, а главное, отрицательные стороны профессии. Ведь для того, чтобы карьера в балете сложилась, должно столько всего сойтись в одну точку... Дочери нравится танцевать, мы отдали ее в балетную студию, но пусть это будет ее хобби. Хотя бы потому, что женщина, я в этом убежден, не может совместить нормальную семейную жизнь с детьми и карьеру прима-балерины. Не может.


По вечерам заведующий труппой превращается в фею Карабос.
Фото Дамира Юсупова
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пт Янв 21, 2005 4:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки¦ 2005012102
Тема¦ Музыка, Балет, Эдинбург, фестиваль оркестра им.Чайковского, Лебединое озеро, балет по 5 симфонии Малера, Персоналии, Федосеев В.
Авторы¦ ОЛЬГА РОМАНЦОВА
Заголовок¦ Владимир Федосеев. «Оперные театры ныне превращаются в фабрики»
Где опубликовано¦ Новые известия
Дата публикации¦ 20050120
Ссылка¦ http://www.newizv.ru/news/?id_news=18342&date=2005-01-20
Аннотация¦


Владимир Федосеев входит в десятку лучших дирижеров мира. Нет ничего удивительного, что теперь он чаще выступает в концертных залах Вены, Лондона, Токио, чем в Москве. Сегодня вместе со своим Большим симфоническим оркестром им. Чайковского в Московском международном доме музыки он откроет фестиваль «Иоганнес Брамс», посвященный великому немецкому композитору. С Федосеевым встретился корреспондент «НИ».

– Вы часто выступаете с зарубежными оркестрами, проводите много времени в Европе. Как вам живется на Западе?

– Все-таки мой дом здесь, в России. На Западе я не живу, а работаю. А когда заканчиваю работу – уезжаю домой.

– Но ведь у вас большие контракты с европейскими театрами и оркестрами. Неужели никак не включаетесь в западную жизнь?

– Нет. Я работаю абсолютно одинаково и здесь, и на Западе. То, что я требую там, я требую и здесь. Музыканты во всем мире понимают друг друга без слов. Хотя в западных оркестрах я не могу пересадить музыканта, даже если он занимает не то место, где должен сидеть. Он сидит, и все. В России я могу это сделать.

– Тогда наверняка социальные и политические проблемы сегодняшней России вас должны волновать не меньше других. Или музыканты по привычке стараются отгораживаться от мира и жить лишь своим творчеством?

– Я с болью переживаю все, что происходит дома. Это меня очень выбивает, но в то же время я сегодня понимаю, что ничего изменить не могу. Чтобы сделать этот мир лучше, могу только хорошо работать – как любой гражданин должен добросовестно делать свое дело.

– Социальные преобразования в стране наверняка коснулись и музыкантов. У Большого симфонического оркестра, который вы возглавляете, в последнее время стало больше экономических проблем или нет?

– Мы всегда работали бесплатно и стремились работать все лучше и лучше. Что делать, если страна у нас бедная и мало кто понимает значение духовной жизни. В прошлом году несколько театров и оркестров получили от государства гранты и были очень благодарны. Ведь, согласитесь, приятно осознавать, что и здесь мы кому-то нужны.

– С какими проблемами сталкиваются сейчас исполнители классической музыки?

– Многие оперные театры превращаются в своеобразные фабрики. Здесь выпускают одну постановку за другой, приглашают известных дирижеров, но у них практически нет времени на репетиции. И это происходит во многих театрах. Другая проблема оперных театров – взаимоотношения с оперной режиссурой. Многие дирижеры, уважающие свою работу, отказываются работать с режиссерами, потому что их постановки больше всего напоминают издевательство над оперным театром и замыслом композитора. Конечно, это не значит, что опера – это музей, где должны выпускать только скучные, традиционные постановки. Но нельзя доверять ее людям, которые не слышат и не чувствуют музыку. Иначе опера как жанр может через несколько лет просто исчезнуть. Это проблема, заслуживающая внимания мировой общественности. Я считаю, что нужно собрать на пресс-конференцию дирижеров, режиссеров и критиков со всего мира и обсудить эти вопросы.

Вторая проблема связана с исполнителями классической музыки, которые сейчас стали дирижировать. Да, действительно, многие дирижеры начинали как исполнители, Тосканини начинал как виолончелист и стал гениальным дирижером, но сейчас таких исполнителей-дирижеров стало слишком много. Почему-то считается, что достаточно встать перед оркестром и начать размахивать дирижерской палочкой. Но можно добиться каких-то результатов только там, где дирижер максимально завышает планку, и это совпадает с критериями музыкантов оркестра. И потом, нужно обязательно воспитывать вкус публики. Мне кажется, что фестиваль Иоганнеса Брамса поможет изменить эту ситуацию.

– Вы сами любите музыку Брамса?

– Конечно. Брамс – это огромная глыба музыки, наполненная глубокими и интересными размышлениями и драматическими конфликтами. Он настолько доверяет исполнителю, что дает ему свободу, возможность творить самому. Брамс не относится к композиторам, которые везде оставляли свои указания, но чтобы его исполнять, нужно обладать жизненным опытом, вкусом и чувством меры. И учитывать восприятие публики. Потому что она, как правило, слушает музыку не головой, а сердцем. Если все сделано правильно, зал затихает настолько, что думаешь: в нем что, нет публики? Ушла? Вот это самое большое счастье.

– Вы не сразу стали исполнять его произведения?

– Да, я довольно долго шел к Брамсу по жизни. Но это происходило со многими дирижерами. К примеру, Герберт фон Караян только в шестьдесят лет пришел к Третьей симфонии Брамса. До этого он не брался за его произведения, хотя был известным дирижером. Брамс – композитор, который не может раскрыться для молодого дирижера. Чтобы по-настоящему понять и почувствовать его музыку, а не просто продирижировать тем или иным сочинением, нужно набраться опыта, пройти определенный жизненный цикл. Поэтому можно сказать, что я пришел к Брамсу поздно. А к «Немецкому реквиему» пришел довольно странно. Вдруг получил приглашение из Италии подирижировать «Немецким реквиемом» в Ла Скала на вечере памяти Дорателли. Конечно, я рисковал. Но эта встреча как-то сблизила меня с музыкой Брамса. С тех пор я исполняю и записываю ее. Брамс меня очень вдохновляет. Сейчас я буду исполнять «Немецкий реквием» с хором Попова. Поначалу я сомневался: Брамс требует жизненного опыта, а в хоре молодые певцы. Но это замечательный хор, певцы чувствуют и передают красоту этой музыки и исполняют ее не хуже, чем взрослые певцы.

– Что вы собираетесь делать в ближайшее время? Будут ли у вас оперные постановки?

– Да. «Царская невеста» Римского-Корсакова в Цюрихе, потом «Катерина Измайлова» Шостаковича тоже в Цюрихе. Там же будет балет «Лебединое озеро» и балет по Пятой симфонии Малера – оркестр будет сидеть на сцене и участвовать в действии, а не просто аккомпанировать. Летом в Эдинбурге состоится фестиваль оркестра им. Чайковского. В программе шесть спектаклей «Лебединого озера» с Американским балетом и два симфонических концерта. В декабре оркестру исполнится 75 лет. Пятого декабря мы играем Гала-концерт Чайковского в Вене. Мы решили устроить в юбилейный год конкурс на лучшее литературное и музыкальное сочинение, посвященное музыке. Не нашему оркестру, а музыке. Лучшие музыкальные сочинения исполним на концерте и наградим лауреатов.


Справка «НИ»

Владимир ФЕДОСЕЕВ родился 5 августа 1932 года в Ленинграде. В 1957 году окончил Московский музыкально-педагогический институт им. Гнесиных, в 1959-м стал художественным руководителем и главным дирижером оркестра русских народных инструментов Центрального ТВ и радиовещания. В 1972 году окончил аспирантуру Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского. Был художественным руководителем и главным дирижером Большого симфонического оркестра им. П. И. Чайковского Центрального телевидения и радиовещания. В январе 1997 года Федосеев занял пост главного дирижера Венского симфонического оркестра. Сотрудничает с ведущими оркестрами Европы в качестве приглашенного дирижера. Ставит оперы в театрах Милана, Парижа, Цюриха, Вены, Болоньи, Флоренции. Народный артист России, лауреат Государственной премии им. Глинки, награжден орденом «За заслуги перед Отечеством», Серебряным крестом Австрийской Республики за вклад в культуру и также Золотой Звездой почетного гражданина Вены.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Янв 23, 2005 11:43 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005012201
Тема| премия «Триумф», Персоналии, Лопаткина У., Никулина А.
Авторы| Аля Харченко
Заголовок| О роли личности жены в искусстве
рассуждали при вручении премии «Триумф»
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 20050122
Ссылка|
Аннотация|

Вчера вечером в ГМИИ имени Пушкина состоялось вручение премии «Триумф». На тринадцатой церемонии награждения деятелей искусства присутствовала АЛЯ ХАРЧЕНКО.

«Триумф» — ежегодная независимая премия в области литературы и искусства, учреждена в 1992 году. Автор и художественный координатор проекта — писатель Зоя Богуславская. Лауреаты определяются голосованием жюри, в которое входят деятели культуры и искусства. С 2000 года вручаются молодежные премии «Триумф». Премиальный фонд с 1996 года составляет $300 тыс. (пять премий для лауреатов по $50 тыс. и двадцать молодежных премий по $2,5 тыс.). Председатель попечительского совета фонда «Триумф» — Борис Березовский.

Награждение начали с молодежи. Традиция поддержки отечественных рок-исполнителей, начатая в прошлом году вручением премии певице Земфире Рамазановой, была продолжена. После вступительного слова председателя жюри Аллы Демидовой и заочных приветов от Эрнста Неизвестного (автора вручаемой статуэтки золотого эльфа) на сцену вышла солистка группы «Ночные снайперы» Диана Арбенина. Процедура пошла довольно резво: сменяли друг друга пианисты Игорь Горский и Вадим Холо-денко, поэт Дмитрий Тонконогов, балерина Анна Никулина, актер Михаил Евланов, пианистка Ксения Башмет, кинорежиссер Игорь Волошин. Эффектнее всех выглядели две лауреатки: обладательница впечатляющих форм и доходящей до копчика гривы смоляных волос певица Миранда Мирианашвили и актриса Полина Кутепова, вспорхнувшая на сцену со своей обычной грацией.

Но главной героиней вечера была, несомненно, балерина Мариинки Ульяна Лопаткина. Среди лауреатов «взрослого» «Триумфа» Зоя Богуславская объявила ее первой. Член жюри Владимир Васильев трижды расцеловал балерину, а потом произнес одну из самых искренних за вечер речей. «Честь наградить человека, которым искренне восхищаешься, выпадает редко. В Ульяне мы видим уникальное единство формы и содержания, она умна не только на сцене, Но и за кулисами. Это талант, облаченный в удивительно скромную оправу»,— все говорил и говорил сияющий господин Васильев. «Талант» комплименты в свой адрес выслушивал и впрямь удивительно скромно — опустив очи долу и едва ли не теребя от смущения подол. И только когда госпожа Богуславская предложила балерине произнести что-нибудь в ответ, оказалось, что мировая звезда давно готова зарыдать. Такие полные слез глаза, изящно выгнутая шея и скромное черное платье с пелериной и длинными рукавами, без сомнения, долго бы снились режиссеру оскаровской церемонии. С дрожащими от переживаний даже серьгами балерина сумела произнести всего пару фраз. «Даже на спектакле я так не волновалась»,— поперхнувшись, проговорила госпожа Лопаткина, вызвав шквал аплодисментов.

На этом фоне последующие награждения других лауреатов (среди них сценограф Сергей Бархин и дирижер Виктор Попов) триумфом можно назвать с натяжкой. Исключением стало разве что вручение премии Марлену Хуциеву, которого наградили стоячей овацией. Режиссер Вадим Абдрашитов произнес пространную речь о поэтике и конкретике в киноискусстве, на которую господин Хуциев отреагировал с изрядной долей иронии. «Узнаешь о себе так много нового,— заметил создатель „Весны на Заречной улице".— Хорошо бы Абдрашитов мне потом все это записал, чтобы я хоть понял, что же умею». Самое непринужденное поздравление прозвучало в адрес режиссера Камы Гинкаса из уст его коллеги Олега Табакова. Он говорил долго, со вкусом, цитатами из Ахматовой и философскими выводами, основанными на биографии лауреата («Работать, как ты, под надзором жены,— не сахар, настрадаешься!»). После пожелания руководителя «Табакерки» лауреату «отворить двери поширше» и творить не для столь узкой аудитории режиссеры продолжили обсуждение роли жен в судьбе художника. «Я, конечно, получаю, но что делать — она мной что в Красноярске правильно руководила, что здесь»,— признал господин Гинкас роль режиссера Генриетты Яновской в своей жизни. «Правильно, правильно»,— поддержал коллегу Олег Табаков, и, полные взаимопонимания, театральные деятели удалились со сцены.

Подпись под фото:
Ульяна Лопаткина приняла золотого эльфа «Триумфа» из рук Владимира Васильева так, как в Голливуде принимают «Оскара»
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25903
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Янв 23, 2005 11:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки¦ 2005012202
Тема| Балет, МТ, Гастроли Пермского театра оперы и балета, Персоналии, Кулагина Е., Араптанова Я., Полещук В.
Авторы| Мария Ратанова
Заголовок| Уральцы утеплили Баланчина
Пермский балет выступил в Мариинке
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 20050122
Ссылка|
Аннотация|

В Мариинском театре Вечером хореографии Джорджа Баланчина открылись первые крупные гастроли в Петербурге Пермского театра оперы и балета. На вечере побывала МАРИЯ РАТАНОВА.

Вечер Баланчина ожидали с особым волнением, надеясь, что пермская труппа повторит триумфальное выступление, состоявшееся здесь же, в Мариинском, на июньском фестивале «Век Баланчина». Тогда западные эксперты наперебой обсуждали уральскую версию «русского Баланчина», в котором пусть не всегда совершенное исполнение искупается эмоциональной глубиной и свежестью прочтения заезженных шедевров. «Кончерто барокко» в исполнении пермяков действительно стал потрясением.

Но на нынешних гастролях труппа допустила явный тактический прокол. Вместо камерного «Кончерто барокко» пермяки показали масштабную танцсимфонию «Ballet Imperial». Кроме того, что силы труппы для таких подвигов недостаточно велики (далек от совершенства мужской кордебалет, остро не хватает ведущих солистов), обнаружилось, что парадный имперский стиль им вообще мало подходит. Это не мистический романтизм «Сомнамбулы», в котором пермские танцовщики в полной мере проявляют свою подкупающую эмоциональность.

«Сомнамбула» — редкий в баланчинском репертуаре драматический балет. Ночной маскарад, кокетничающие дамы, декольтированная красотка в красном платье, затевающая опасную любовную игру, и девушка Сомнамбула, явившаяся Поэту. Роковое действие сжато до абсурдности, смерть Поэта наступает так быстро, буквально сразу после смешного танца, когда кавалеры на корточках, лихо размахивая кистями рук, описывают круги возле своих дам, что зритель едва успевает опомниться. А исполнительнице роли Сомнамбулы нужно одними па-де-бурре, одними распахнутыми руками, с отсутствующим выражением лица сыграть эту мгновенную смену реального мира на нереальный. Пермская прима Елена Кулагина делает это превосходно. Она умудряется изобразить переход в другое измерение взволнованным перебором пуантов и непроизвольными кружениями, как бы от внезапного порыва ветра. Один ее застывший взгляд наполняет жутковатой мистикой сцену, только что дрожавшую от маскарадного веселья. Затем тур — чтобы передать внезапное смятение чувств. И прогиб спины над телом Поэта — чтобы изобразить охватившее ее горе.

Отголоском июньского успеха прозвучала «Серенада». Тогда в ней задавала тон та же Кулагина. Теперь в главной партии вышла Ярослава Араптанова. Юная русоволосая солистка, хотя и не смогла так же уверенно подчинить себе ансамбль, все же внесла в балет свойственную пермякам «достоевщинку». Здесь танцуют меланхоличную «Серенаду» энергичней и эмоциональней, чем это делают в Мариинском, и вносят в нее больше открытых человеческих чувств. Труппа резко контрастно исполняет каждую из частей «Серенады».

Так, всю вторую часть и солистки и кордебалет танцуют неожиданно оптимистично, а вальсовый дуэт и вовсе полон игривости: Ярослава Араптанова жизнерадостно порхает по всей сцене вокруг кавалера — Виталия Полещука. С вальсом резко контрастирует знаменитая Элегия: трио юноши и двух девушек (возлюбленной и темного ангела) выглядит остродраматично. Волнующее сочетание юной хрупкости солистки Араптановой и ее самозабвения, какой-то даже сумасшедшинки в движениях корпуса, простертых к партнеру рук, в резких поворотах головы, отчаянного одиночества в конце, когда судьба уводит юношу за собой, производит пронзительное впечатление. За что легко простить и технические огрехи.

Зато в «Ballet Imperial», задуманном как демонстрация блистательной виртуозности, их уже вряд ли можно простить. Этот балет и показал все слабые места пермской труппы: невытянутые стопы — не только у мужчин, но даже и у некоторых солисток, неровный мужской кордебалет. Но самое обидное — явное непопадание в роль действительно блистательной артистки Елены Кулагиной. Ее исключительная музыкальность и удивительная способность связывать движения, превращая их в один струящийся поток, не скрыли несовершенства линий, на отчетливости которых здесь построено все. А ее слегка печальное лицо, столь выразительное в драматических ролях, здесь превратилось в досадную маску. Впрочем, нельзя не признать, что такой женственной нежности в исполнении мы ни разу не видели в этом балете у мариинских солисток. С июньским приговором экспертов можно было бы согласиться, слегка его подправив: если бы удалось к пермской теплоте добавить мариинской техничности, получился бы искомый идеальный Баланчин. Но как составить такую смесь, ни один эксперт не скажет.

Подпись под фото:
В исполнении пермских артистов ровная меланхолия «Серенады» оказалась непривычно приподнятой


Последний раз редактировалось: Михаил Александрович (Ср Янв 26, 2005 11:32 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Янв 25, 2005 2:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005012501
Тема| Балет, балет, премия "Триумф", Персоналии, Лопаткина У.
Авторы| Заславский Г.
Заголовок| НИ СЛОВА О ПОЛИТИКЕ. В Музее изобразительных искусств имени Пушкина прошла торжественная церемония награждения лауреатов премии "Триумф"
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20050124
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2005-01-24/8_triumth.html
Аннотация|
<...>
Потом наступил самый главный момент «Триумфа» – награждение основных лауреатов, когда по традиции один из членов жюри поздравляет и говорит что-то содержательное о новом триумфаторе. Об Ульяне Лопаткиной, приме Мариинского театра, несколько слов сказал Владимир Васильев, отметивший, что Лопаткина «умна не только на сцене, но и за кулисами», что в ней поражает «удивительное единство формы и содержания».
В свою очередь, Лопаткина сказала то, что – с некоторыми вариациями – повторяли потом и другие: «Я не мечтала в своей жизни увидеть столько уважаемых и любимых мною людей вот так – лицом к лицу» и получить из их рук награду и признание.
<..>
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Янв 25, 2005 2:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2005012502
Тема| Балет, Москва, Персоналии, Волочкова А., Смирнов Э.
Авторы|
Заголовок| Волочкова готовит новый арт-проект
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| 20050124
Ссылка| http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=news&id=64054900000043040
Аннотация|

Образы великих женщин мира планирует воплотить в своем новом арт-проекте балерина Анастасия Волочкова. Руководителем проекта станет Эдвард Смирнов, неоднократно работавший с балериной.

'Скорее всего, это будет около десяти персонажей. Возможно, Клеопатра, Жанна-Д`Арк, Мата Хари, Шанель, Эдит Пиаф, - сказала балерина на пресс-конференции. - Все танцы будут поставлены разными хореографами, это привнесет многогранность'. Проект представят публике в начале следующего года.

Волочкова также сообщила, что художественный фильм 'Черный принц', ставший ее дебютом в кино, выиграл Гран-при Нью-Йоркского международного независимого кинофестиваля. В фильме, повествующем о сплетении судеб современных героев и исторических персонажей, балерина исполнила роль Натальи Гончаровой.

Волочкова отметила, что кинофильм также примет участие в Берлинском фестивале. Однако дата появления картины в российском прокате, по словам балерины, еще не определена.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 3 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика