Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
"Кавалер розы" в Большом
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:37 pm    Заголовок сообщения: "Кавалер розы" в Большом Ответить с цитатой

Рихард Штраус
"Кавалер розы"

Режиссер-постановщик - Стивен Лоулесс
Дирижер - Василий Синайский

Генеральная репетиция, 1 апреля, 12:00
Маршальша - Мелани Динер
Барон - Стивен Ричардсон
Октавиан - Анна Стефани
Софи - Любовь Петрова
Ее отец - сэр Томас Аллен

Прежде всего поздравляю коллектив Большого с премьерой. Редкая у наc опера, непривычная для слуха, и очень длинная - при традиционном начале в 19:00, она заканчивается в 23:15. Но я люблю ее, хотя на сцене видел впервые. Правда, "испорчен" записью Караяна 1956 года - молодые Элизабет Шварцкопф и Криста Людвиг в рекомендациях не нуждаются, но и остальные исполнители им подстать. Поэтому о вокале как таковом распространяться особо не стану - не моя чашка чая, да и сравнение с такими мастерами будет не в пользу нынешних составов... Но и Маршальша, и Октавиан меня вполне устроили, Софи взвизгнула разок-другой на самых высоких нотах, но в целом вполне прилично. Как и Барон.

Другое дело - акустика. Половину первого акта певцов было плохо слышно - это в партере, но на ярусах - тоже, как выяснил из бесед. Но третий акт "Руслана" я слышал почти с того же места, и все было прекрасно. Неужто действительно дело в исчезнувших корректорах звука, о которых говорил в интервью Юровский? Или все-таки не сбалансирован оркестр? Дальше пошло лучше. Возможно также, что певцы распелись, или я привык...

Постановка мне очень понравилась. Там заложена идея путешествия во времени. Типа, времена меняются, люди остаются прежними.

Первый акт - любовные переживания стареющей Маршальши (лет 35, наверно, по сюжету) и ее юного любовника, 17-летнего графа Октавиана. Плюс появление настырного кузена, барона Окса ауф Лерхенау, собирающегося жениться на богатой буржуазке Софи, но заодно и приударяющего за Октавианом, которому пришлось переодеться женское платье и выдать себя за горничную Маршальши, чтобы не скомпрометировать знатную даму, княгиню, муж которой увлекся охотой в далеких горах Хорватии. В общем, это 18-й век, эпоха легкомысленных и развратных аристократов.

Второй акт - дом нувориша Фаниналя, купившего за деньги титул и мечтающего теперь породниться со старой знатью. Граф Октавиан является туда сватом от барона, преподнося невесте, 15-летней Софи, серебряную розу от жениха по традиции высшего общества Вены. На эту важную миссию он был рекомендован барону Маршальшей. Естественно, молодые люди полюбили друг друга и о браке с настырным бароном, считающим, что он оказал Софи великую честь и приобрел на нее все права, уже не может быть речи. Этот акт идет в костюмах 19-го века: цилиндры, сюртуки и т.п. Хотя и Октавиан, и Барон остаются в одежке 18-го века. Никаких отрицательных эмоций у меня это перемещение во времени не вызвало: все-таки браки между третьим сословием и аристократами вошли в обычай именно в 19-м веке, после Французской революции , во времена Июльской монархии и короля-буржуа (это если примерять на историю Франции, с австрийской я незнаком). В общем, уже по Бальзаку. И костюмы разных эпох у буржуа и аристократов только подчеркивали мезальянс.

После скандала в добропорядочном буржуазном семействе, отказа Софи от замужества и стычки Барона с Октавианом, которого изгоняют из дома, грустный Барон, слегка раненый шпагой Октавиана в плечо, напевает знаменитый вальс, сдергивая покрывало со статуи в комнате. Собственно, свою любимую песенку он мурлыкал и ранее, но здесь она уже звучит во всю мощь оркестра. Музыка вальса - этого несомненного шлягера, который все слышали, - резко отличается от симфонизма оперы. И отдан он несимпатичному персонажу - самовлюбленному Барону, который, облизываясь на красавицу-невесту, мечтательно поет что-то пошленькое, вроде "со мной никакая ночь не покажется тебе длинной". Мелодия красива, слов я уже не помнил до этой оперы, и потому - полная неожиданность, что статуя оказалась памятником другому композитору-однофамильцу - Иоганну Штраусу-сыну, который покорил и Вену, и Петербург. Король вальса изображен со скрипкой, и это - копия золотого памятника из венского Штадтпарка. Сдвиг во времени сопровождается сдвигом в сознании, и как композитор подшучивал в музыке, так и постановщик подшучивает в сценографии. Над нами, конечно, над публикой, в массе своей не различающей многочисленных Штраусов.

В целом после этих двух актов я пребывал в восторженном настроении - так мне все нравилось. Но в третьем энтузиазма поубавилось. Там по сюжету благородный граф Октавиан задумал скомпрометировать Барона связью с горничной, для чего в третьем акте затеял маскарад с переодеванием в девицу. Было понятно, что действие перенесется в 20-й век, чего я ждал с нетерпением и интересом. Думал, что продолжится та же изящная линия, и аристократы 18-го века - рафинированный Октавиан и неотесанный болван-барон, закисший в своем замке в провинции, - попадут в наше время... Они и попали, но уже как современники... Только чьи? В этом акте предстал весь 20-й век сразу. В венском Пратере (так было написано наверху) - что-то типа кафе на открытом воздухе у входа в аттракцион "Поезд привидений", на заднем плане возвышается колесо обозрения. Но к стене прислонился американский ковбой с значком шерифа - типичный такой персонаж старых вестернов. А на полках - - вполне современная батарея бутылок, в том числе и "Российское шампанское". Когда же Барон увязает в ухаживаниях за "горничной", а его уличают будущий тесть и невеста, и даже служившая ему, но перекупленная интриганка объявляет себя его женой, а хор мальчиков поет "папа, папа", на шум и гам является полиция, похожая по униформе на наряд штурмовиков. Среди полицейских - негр, и в финале становится ясно, что это выросший негритенок из первого акта, приносивший завтрак в постель Маршальши. Полиция и ведет себя как штурмовики в 30-хх, и перед Бароном вовсе не робеет - теперь их время. Ну и комиссар полиции - в длинном черном плаще, расхожем символе тоталитаризма. Все они, понятное дело, ряженые, и постановщик смеется над этим штампом тоже. Но как-то переборщили, мне кажется, с комикованием. В общем, утомили, и эта часть остудила мой энтузиазм. Но финал вернул в прежнее благодушное состояние.

Завершилось все, как известно, появлением Маршальши, которая объявила (так в оригинале), что все происходившее - не более, чем венский маскарад. Салун и аттракцион проваливаются под сцену целиком, как есть (вот они - новые возможности театра, а говорили, что люков нет: туда целый вагон можно опустить), штурмовики и все ряженые удаляются, и все переходит в любовный треугольник. Маршальша, еще в первом акте грустно предвидевшая, что этим все и закончится, благоразумно отпускает Октавиана к Софи, понимая, что их счастье преходяще, а с юной девушкой он будет счастлив вечно. Октавиан с трудом воспринимает переход от одной дамы к другой, но в конце решает не ломать голову и доверяется женщинам. А Софи понимает, что Маршальша отдала ей самое дорогое, но частичку любимого обеими дамами Октавиана оставила себе, и это тоже несомненно будет мучить девушку всю оставшуюся жизнь. Звучат последние номера оперы - дивное трио и чудесный дуэт Софи и Октавиана. А на галерее, опоясывающей комнату, из разных дверей появляются персонажи из разных актов, то есть из разных времен.

Прелестная, тонкая опера, с юмором и выдумкой, и изящным сюжетом, в музыке которой, как пишут умные люди, есть и стилизация моцартовских опер 18-го века, и пародия на любовную сцену Тристана и Изольды, и подшучивание над вальсами Иоганна Штрауса...

Только вот не для нашей публики корм.


Последний раз редактировалось: Михаил Александрович (Ср Апр 04, 2012 1:41 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
sergSPb
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 21.11.2011
Сообщения: 1257

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Последней фразой, Вы, уважаемый Михаил Александрович, все перечеркнули...
_________________
балетоман с 80-х годов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:42 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Я написал то, что хотел написать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Лиз
Активный участник форума
Активный участник форума


Зарегистрирован: 18.10.2003
Сообщения: 500

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 2:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

После генрепы 31 марта, я тоже все размышляю о публике. По Руслану придирки зрителей я восприняла спокойно, т.к. примерно того и ожидала, а вот как примут Розу мне совершенно непонятно. Вроде бы постановщик сделал все, чтобы услатить глаз (слух услаждает Рихард), постановка донельзя "костюминизированная", как говорил один мой знакомый, но вот как все это будет воспринято...
31-го тоже в первом акте певцов было почти не слышно, но я грешила на место в первой ложе бельэтажа - очень уж оркестр прямо подо мной гремел. После перерыва пересела в партер - стало получше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 2:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

"Лесбийская любовь на сцене Большого театра" - сильный заголовок. Smile
См. репортаж телеканала "Дождь".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
I.N.A.
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 07.05.2003
Сообщения: 7573
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 3:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В эту же сторону разворачивает свои рассуждения А. Парин на OpenSpace в материале "Что такое "Кавалер розы"?".(там есть мнение еще одного автора - оперного агента А.Гусева). Последний ( кстати, выпускник физфака в далеком прошлом!) не столь "рафинирован", как Парин, который в финале своего выступления заявляет:

Цитата:
Мне вообще за Рихарда Штрауса иногда бывает стыдно — после «Электры» и «Саломеи» он написал такую музыку! Но ничего не сделаешь — написал. И если ею заниматься — она не такая плохая!


На это, правда, он получает жесткий отпор в комментариях. Советую заглянуть. Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 9132

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 4:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Особенно радует, что один из авторов не чувствует разницы между экспрессионизмом и экспрессивностью:
Цитата:
Первые свои оперы — «Саломею» и «Электру» — он написал в ярко выраженной экспрессивной манере

_________________
С уважением, Андрей Галкин
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
sergSPb
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 21.11.2011
Сообщения: 1257

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 4:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Надо Циликина послать на премьеру, чтобы он написал "достойную" рецензию.

Я помню, как то раз, он в антракете (премьера Кармен (оперы) была) - вышел в фойе и яростно декламировал - "Это что такое, что такое ... это разве мечи у них были в руках? Это секаторы садовые..."
Из за этих секаторов весь спектакль получил неуд.

Надеюсь в этой постановке секаторов нет
_________________
балетоман с 80-х годов
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
VeraMit
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 20.01.2008
Сообщения: 1205

СообщениеДобавлено: Сб Апр 07, 2012 11:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Лиз писал(а):
Вроде бы постановщик сделал все, чтобы услатить глаз (слух услаждает Рихард)...

Усладил, это точно! В декорациях столько достоверных деталей Вены, что чувствуешь себя гуляющей в районе Karlsplatz. Изысканно-декоративный модерн венских зданий очень украшает восприятие!
Сразу же поражает золотой купол Secession над балдахином кровати, в оформление подключается бело-зелено-золотой орнамент павильона станции старой железной дороги, неожиданно врывается золотой И. Штраус и озадачивает увеселительный парк Prater.



Добрая часть третьего действия проходит во внутреннем дворике, стены которого украшены точной копией орнамента прекрасного здания на Linke Wienzeile в самом начале рынка Nashmarkt (одно из первых личных впечатлений от Вены).



На меня подействовало! Пришла домой, порылась в фотографиях - и снова захотелось в Вену!

Отвлеклась от оформления спектакля:
костюмированное шествие на этом фоне показалось излишне вычурным. А вот во втором действии шкафы-витрины с фарфором и людьми понравились очень. Жаль было только, что азартно били посуду. Но разглядела в бинокль, что били толстые белые тарелки без рисунка и успокоилась Smile .
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Апр 08, 2012 12:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

VeraMit писал(а):
... и озадачивает увеселительный парк Prater.

Вот фото. Не совсем похоже, но аттракцион Geisterbahn в Пратере имеет место, и колесо обозрения сзади - тоже. Кто знает, какими картинками начала 20-го века располагали авторы.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
igor120765
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 04.08.2009
Сообщения: 380

СообщениеДобавлено: Вс Апр 08, 2012 9:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Как правильно заметил уважаемый Михаил Александрович,эталоном Кавалера является грандиозная и блистательная запись Караяна http://intoclassics.net/news/2010-07-15-2066 (кстати,у него и видео,правда,частично в другом составе,есть http://intoclassics.net/news/2009-11-16-11026 ),и именно эта АУДИОзапись является для меня постановочным идеалом оперы (странно,но так,видеоряд настолько явно возникает перед глазами каждый раз,что просто не дает смотреть,например,постановка с любимой Флеминг совершено не понравилась)
Как это не странно,мне не хотелось бы трогать этот идеал в себе,и,наверное,я не хочу видеть Кавалера в театре.Странно,но так.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Апр 08, 2012 9:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Игорь,
я бы рекомендовал, если позволите, тот же фильм после ремастеринга: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3421345 . Качество гораздо лучше.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
RIGOLETTO
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.08.2006
Сообщения: 2353
Откуда: SLOVENIA

СообщениеДобавлено: Вс Апр 08, 2012 10:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

УВАЖАЕМЫЕ,

Запись,которая создал Карл Бём тоже удивительная.К сожалению ссылку немогу написать где можно найти её.
_________________
Сейчас научу Вас как надо танцевать и петь!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
VeraMit
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 20.01.2008
Сообщения: 1205

СообщениеДобавлено: Вс Апр 08, 2012 2:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Михаил Александрович писал(а):
VeraMit писал(а):
... и озадачивает увеселительный парк Prater.

Вот фото. Не совсем похоже, но аттракцион Geisterbahn в Пратере имеет место, и колесо обозрения сзади - тоже. Кто знает, какими картинками начала 20-го века располагали авторы.

Озадачивает не тем, что приведенное фото не соответствует декорации, а вообще - тем, что Prater выбран местом развития третьего действия. И тем, что на площадке парка эклектически собрано все, что можно. Идея перемещения во времени выглядит не столь безобидной, т.к. в этой части нагромождены типичные штампы, и мне она тоже понравилась меньше всего.
Хотя строго стиль эпох и не соблюдался, купол выставочного зала Secession никак нельзя отнести к 18 веку первого действия.
Но главное - не хронология, а создаваемое настроение. Красавица Вена вне времени и героев. Это подчеркивает занавес-гравюра с центром старого города, где нет ничего, использованного в декорациях, т.к. на картинке царствует лишь Stephansdom.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24920
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Апр 09, 2012 8:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

VeraMit писал(а):
Хотя строго стиль эпох и не соблюдался, купол выставочного зала Secession никак нельзя отнести к 18 веку первого действия.
Вера, так и не должен был соблюдаться, и ничего никуда не надо относить. Золоченый купол Сецессиона, венчающий балдахин кровати, где расположились любовники - это уже игра со временем, первый намек зрителям на вневременной характер происходящего. Так же, как во втором акте - смешение костюмов 18-го и 19-го веков и вульгарное битье тарелок, отсылающее к расхожим комическим сценам в кино и оперетте уже 20-го века.

Я никак не соберусь почитать буклет - наверно, автор что-нибудь пишет на сей счет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4  След.
Страница 1 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика