Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
"Война и мир" в МАМТ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Leshaaa
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 04.06.2010
Сообщения: 2134

СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2012 3:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

28.03.2012 "Война и Мир", опера Прокофьева в театре Станиславского


Обещал уважаемой Анемоне однажды рассказать про Корсар с Лобухиным, но обещания не сдержал Sad .... Теперь просто обязан что-то рассказать, раз она меня попросила в балете 191 рассказать про премьеру "Войны и Мира" Прокофьева. Постараюсь вкратце. Надо ли говорить что спектакль технически и музыкально сложный... Но он на мой взгляд в целом получился определенно выше обычного оперного уровня Стасика и даже чуть получше постановки БТ 2006 года. С учетом сложности произведения это серьезный шаг вперед для театра Станиславского.


В общей концепции постановки, как я понял, нет большого упора на внешние эффекты. Сценография А.Тителя и Вл.Арефьева в целом лаконична и ораториально-статична.
Дизайн, в к-ром развертываются оба акта оперы, оформлен инженерной конструкцией из белых подвижных панелей в виде огромной коробки во весь, мягко говоря, немаленький объем внутреннего пространства сцены МАМТа. Режиссеры захотели по толстовски обойтись без пестроты и особо яркого многообразия, но все же (слава богу)с применением нескольких остроумных режиссерских ходов, без которых эту сценическую версию ВиМ Тителя считать достойной в художественном плане было бы нельзя , имхо.

В начале оперы огромная стена с проецирующейся на ней весенней листвой выдвигает из своих недр пару козырьков, на которых находятся Болконский и Наташа Ростова с Соней.
Их взаимный дуэт-терцет происходит на примерной высоте 5-ти и 10-12-ти метров...Ячейка девушек находится на оч большой высоте... (картина не для слабонервных)... Прямоугольный козырек О,5 м шириной (сзади плотно закрывшаяся сразу дверь-стена). И на нем стоят Наташа и Соня и что-то поют на уровне высоты бельэтажа над залом! ...
Я все время боялся как бы не сорвались, даже не мог сосредоточиться на музыке...
У Дм. Зуева высота была ниже: несколько метров над сценой....

Раздвигается стена. Начинается бал 1акта. Перед нами громадный ослепительно белый параллелепипед, уходящий, как я уже говорил, внутрь сцены МАМТа во всю ее глубину. Это зала для сцены бала, где проходит первое дефиле всех действующих лиц "мирного" акта. (нота бене: нет никаких кирпичных стен, грязных "реалистичных" изнанок и тп)
Но как бы самого бала все нет и нет.... Затянувшееся ожидание бала или наоборот "афтепати"..
Лакеи натирают полы надетыми на ноги щетками(как на роликах) и хаотично расставляют под разными углами ампирные стулья (их гораздо больше чем действующих лиц на балу) по всей площади сцены до линии горизонта...
Александр 1 с весьма минималистичной для царя свитой элегантно вальсирует между ними, прибыв на бал. (хотя нет, не вальсирует, а что-то танцует... какой танец не определил) Виктор Дик был блестяще загримирован и имхо вполне похож на исторического императора в молодости.
Затем все персонажи поют, выясняют отношения, Андрей и Наташа тоже танцуют свой вальс среди этих стульев.
Декоративное художество со стульями, возможно, символически иллюстрирует духовную пустыню "большого света".
Затем, к поредевшим стульям добавляются спущенные с потолка на пол хрустальные люстры.
2-я половина 1-го акта (сцены со старым князем Болконским, соблазнение Курагиным Н. Ростовой и ее отравление, сцена второго бала и страдания Безухова) всё проходит в антураже этих брошенных на пол помпезных люстр, претендующих на аллюзию с кладбищем кораблей, выброшенных на берег.

Во 2-м акте действие развертывается на живом фоне огромной массовки - армии и народных масс.
А.Титель хотел создать визуально неисчислимый людской океан, перспективно уходящий в дымку как на панораме Бородинской битвы.
Этот эффект практически достигнут режиссером. Правда, оценить его по достоинству возможно только с центра бельэтажа, а не из партера (соболезную всем недалеким випам, сидевшим в 1-х рядах оного)
Как еще один положительный момент можно отметить, что живой океан был не топорен, а постоянно эволюционировал, высокоорганизованно и художественно изменялся, деформировался в разных экспозициях для разных сцен. Больше всего удивило даже не число массовки в несколько сотен человек одновременно (хотя такого числа участвующих я не видел никогда ни в одном спектакле), но то что это кол-во людей как-то управлялось и перестраивалось чуть ли не с точностью северокорейских ритуальных парадов.
Из всех сценических эффектов меня наиболее потрясло быстрое превращение русской армии во французскую во 2-м акте.
Здесь под прикрытием световых эффектов происходит какое-то уникальное перестроение, где волнующиеся военные массы, не сходя точки зрения общей картинки с места, превращаются вдруг из одной армии в другую. Очень крупномасштабная иллюзия.
Дэвидом Копперфильдом выступили художник по свету Дамир Исмагилов и хореограф этих головоломных перестроений (кто - мне неизвестно).

О музыкальной стороне.
Трактовка дирижером темпов, полифонии музыки Прокофьева очень понравились. Стало даже немного стыдно за некоторых дирижеров БТ. В постановке "В и М" в БТ п/у Ведерникова было очевидно хуже с музыкальной стороной..
Выпукло и ясно прорисовал дирижер Ф. Коробов мелодику Прокофьева во всех самых тонких и лучших моментах оперы. Напр. хорошо получилась цветущая перетекающая полифония дуэта 1-го акта, с к-рой обычно проблемы..... Знаменитый вальс 1-го акта, многие арии и хоровые эпические места тоже запомнились высокой культурой исполнения.

Прокофьев в ВиМ показал, что он не только "формалист", а мастер широкой "горизонтальной" гaрмонии.
Соль оперы - её главное Largo: ария Кутузова "Величавая, в солнечных лучах" (она же - хоровой финал и элемент в некоторых лейтмотивах Болконкого)
Дмитрий Ульянов (Кутузов) исполнил коронную арию, как и всю партию, на мой взгляд, на первоклассном уровне.
И это был уровень уже совсем не "Стасика", а скорее Ла Скала и Метрополитен в их лучшие времена:)).
После спектакля у меня в голове навязчиво крутились отрывочные мелодические фразы арии: "Вся усеяна русская земля ...неприятеля костьми...Белокаменной матушке Москве..."
"Покорствовать Россия не привыкла!!" и тд Гениальная, могущественная музыка и трактовка ее была правильная...
Один только минус: текст этой арии должен в обязательном порядке даваться титрами как скрижали Моисея. И вообще титры (на русском) в таких операх нужны обязательно...
Между прочим, Дмитрия Ульянова считал раньше (судил по его спектаклям) обычным рядовым басом. Периферийная звезда, думал (да еще я вообще не поклонник баса как голоса)..
И вдруг в последнее время Ульянов стал с ураганной скоростью расти.
Вершина его творческого роста - исполнение короля Рене в недавнем спектакле "Иоланта" в Испании п.у. Курентзиса в театре Реал, к-рое транслировалось по Меццо.
То было исключительно высокохудожественное исполнение арии короля Рене.. Ульянов как бас там же (в Иоланте театра Реал) "сделал" своего коллегу по спектаклю - матерого и маститого МЕТовского и Мариинского баса Уилларда Уайта.

Следующее открытие премьеры и герой вечера №2 - князь Болконский (Дмитрий Зуев).
Молодой человек замечательных внешних и артистичеких данных, идеально подходящих образу кн. Болконского. У него исключительно стильное и умное пение, хотя голос по объему небольшой, но техника хорошая и мелодекламация..в которой есть актерский самоконтроль, непоказное внутреннее достоинство...
Дмитрий Зуев может петь, "рефлексируя", не просто тупо озвучивая ноты. Особенно прозвучал его внутренний мир в финальном дуэте с Наташей в сцене Андрея в Мытищах.

Единственное замечание Дмитрию: в последней сцене ему бы больше подошло быть босиком, а не в войлочных калошах (к тому же совсем не сочетающихся с цветом его белой пижамы) Понятно, босиком, конечно, не комфортно (там же еще вальс даже есть в отрывке), но искусство требует жертв.
Вообще в плане костюмов, у него было всё блестяще, особенно в сцене с Кутузовым он был разодет в самую лучшую военную форму этой постановки...

Итог: Дм Зуев - большое открытие и главное актерское украшение премьерного спектакля. И вокально он тоже достоин этой партии.

Герой номер №3 - приглашенный солист Николай Ерохин (Пьер Безухов)
Баритональный тенор красивого тембра, очень хорошо резонирующий в зал. Его пение было примерно на четверть громче других, даже когда он пел пиано и пианиссимо, а самое главное - это его исключительно ясная дикция..

Вместе с тем, художники недостаточно хорошо разработали грим, костюмы и образ Безухова в этой постановке, особенно в в 1-м акте (в отличие от первых двух героев премьеры).

Наталья Петражицкая (Наташа Ростова) -показала во весь рост свой сильный голос, технически справилась с этой партией... но такого идеального совпадения со своим образом, в отличие от вышеназванных артистов, у нее не было.

Остальной уровень солистов был нормальный средне-стасиковский, выделить особо кого-то трудно...
Да, шикарно сделанная маленькая комическая роль была у повара Наполеона (Вяч. Войнаровский), грамотно и ярко исполнил роль старого князя Болконского Леонид Зимненко.

Минусы и мелкие эстетические недочеты.

Образ Наполеона получился на три с минусом. Костюм не сидел, артист выглядел расхристанно как какой-то кучер, а не лощеный император.
Далее иногда была визуальная путаница между Наполеоном и маршалом Даву. В некоторых сценах я даже не разобрался кто из них кто.
Наконец, я категорически не согласен с тем, что Наполеона в сцене отступления французов закутали в женский платок (как Гитлера на плакате Кукрыниксов "Потеряла я колечко"). Это жирный эстетический минус постановщикам.

Разграбление французами Москвы тоже показано немного условно и примитивно, без должного размаха.

Недоработка спектакля самая главная это , имхо,.. пожар Москвы.
Сделан он вообщем сильно (световое решение), но недостаточно сильно. Зарево нужно было еще усилять и усилять. И дать элементарную видеопроекцию языков пламени на весь объем сцены, а не только красный свет.

Спектакль завершился продолжительными аплодисментами и поклонами, партер почти весь аплодировал стоя.. Не в пример Большому театру зрителей-штрейкбрекеров, которые как крысы бегут из зала, повернувшись задницей к артистам, было очень малое число.

Знакомых в театре было немного, были отдельные режиссеры (Бертман), артисты (Х.Герзмава, М. Пастер). В буфете ходил политолог Третьяков, а рядом крутился человек азиатского типа. Я присмотрелся и предположил: Акаев, к-рый президент Киргизии. Дома посмотрел фото - действительно Акаев. Не видел его никогда в театре... Впрочем, похвально что интересуется искусством.

Общий вывод такой: опера масштабная и достойно этому масштабу исполнена. Посмотреть можно и нужно даже балетоманам.




Вид на массовую сцену 2акта.



Интерьеры Стасика очень напоминают сценографию его "Войны и Мира"


Последний раз редактировалось: Leshaaa (Сб Мар 31, 2012 7:45 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
anemona
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 25.08.2009
Сообщения: 4703

СообщениеДобавлено: Пт Мар 30, 2012 10:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Leshaaa,
огромное спасибо за ваш рассказ, такой подробный и неравнодушный! Very Happy
Похоже, большое дело сделал МАМТ. Невероятно захотелось самой посмотреть и послушать.
_________________
"Искусство, в сущности, отражает вовсе не жизнь, а зрителя." Оскар Уайльд
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Leshaaa
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 04.06.2010
Сообщения: 2134

СообщениеДобавлено: Сб Мар 31, 2012 4:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

anemona писал(а):
Невероятно захотелось самой посмотреть и послушать.


Спасибо Вам, уважаемая Анемона, за оценку и небалетоманскую "продвинутость" в плане интереса к этой опере.
Следующий блок "Войны и Мира" Станиславский покажет в сентябре, когда будут празднества к 200-летию 1812 года.
В зале могут случиться Собянины, Путины, а в кассе быть большая бронь под их сопровождение.. Т.е. насчет билетов надо держать руку на пульсе.

Это начальный фрагмент арии Кутузова в исполнении Дм. Ульянова (оказалось записанным только самое начало, хотя я думал, что записал всю арию) . В описании - ее полный текст.


Посмотреть в отдельном окне



А вот любительская запись того, как Дм. Ульянов исполняет арию короля Рене из "Иоланты" в театре "Реаль". Про это исполнение я говорил, правда в трансляции по Меццо звук и видео были, разумеется, на порядок качественнее.


Посмотреть в отдельном окне
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
olga_s
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 19.10.2010
Сообщения: 4903

СообщениеДобавлено: Пн Апр 02, 2012 1:00 pm    Заголовок сообщения: Война и мир Ответить с цитатой

Третий день я под впечатлением от этого спектакля. Какие эпитеты приходят на ум в первую очередь: грандиозный, значительный, умный, величественный и (простите за пафос) необходимый сегодня спектакль! Для меня этот спектакль действительно по Толстому, соблюдена не буква, но дух романа передан. Еще большим уважением проникаешься к режиссерам (Тителю и Арефьеву), дирекции театра, что они взялись за эту постановку и великолепно осуществили ее. Решение сценографии второго действия потрясает - на сцене около 500 человек, и эта толпа именно играет эту великую войну, перемещения, колыхания, дух, жизнь толстовского романа передает. Знаете ли вы, господа, художников по свету каких-либо театров? А Дамира Исмагилова, я думаю, запомнили уже многие, я еще с премьеры "Вечера классической оперетты" - какие морские дали он способен воссоздать на сцене...Так вот, жизнь толпы на сцене и световые эффекты создали настолько убедительное впечатление и Бородина, и пожара Москвы! Первая сцена спектакля - ночь в Отрадном - при всем моем консерватизме и ретроградстве (в чем еще раз убедилась, посмотрев "Красоту в движении") решена условно, но она прекрасна. Здесь и оммаж фильму Бондарчука - эти трепещущие тени листвы на огромном белом монотонном пространстве, выдвинутом на авансцену, перебиваемом двумя крохотными балкончиками-подоконниками, на которых Андрей и Наташа с Соней. В "моем" спектакле главным героем был, безусловно, Пьер - в великолепном исполнении ДМИТРИЯ ПОЛКОПИНА. Мой (дилетантский, конечно же ) взгляд: в этом артисте по-шаляпински объединились великолепный голос и манера исполнения с необыкновенным актерским даром. Как он смог передать пластику толстяка Пьера, как сильно сыграл сцены с Наташей и Анатолем! Для меня почему-то очень важна драматическая составляющая как в оперном так и в балетном спектакле, актерская убедительность образов, а не только техника пения или танца, в Дмитрии Полкопине это все объединено чудесным образом. Большинство артистов МАМТа великолепно сыграли свои роли в этот вечер, солисты участвовали даже в крошечных эпизодах. Мурадымова -горничная ДУНЯША , Степанович-полутораминутная сцена в салоне графини Безуховой. К сожалению, образ князя Андрея в моем представлении никак не совпадает с ИЛЬЕЙ ПАВЛОВЫМ, исполнявшим его в этот вечер. Наташа Ростова пела чудесно, но кабы к ее хрустальному сопрано прибавить бы стати и грации Сони (из этого же спектакля), да живости и трепетности Наташи Осиповой, да актерского мастерства Людмилы Савельевой... Но это придирки совсем дурацкого свойства - Наташа в спектакле была юна, стройна, трогательна во многих сценах, особенно сцене встречи с умирающим князем Андреем. Добродушным и "отцом солдатам" выглядел фельдмаршал Кутузов в исполнении ЗИМНЕНКО, скорее, ассоциировался с Кутузовым из"Гусарской баллады", чем "Войны и мира". Поначалу мы с дочерью очень расстроились, прочитав программку, потому что ожидания двух Дмитриев -Ульянова и Зуева - не состоялись, но в этом огромном спектакле это не так важно, главное здесь -хор, оркестр , сценография и игра всего актерского ансамбля, а все это было на высоте!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
I.N.A.
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 07.05.2003
Сообщения: 7575
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Апр 02, 2012 2:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мне кажется, что оперные впечатления все-таки лучше размещать в разделе «Оперное фойе» ( которое я бы переименовала в сторону более широкого смыслового значения!). Хотя точечный обмен мнениями по поводу последней оперной премьеры в Стасике начался аж на теме "Балете 191", стр. 8 от 30.03.12. Продублирую его «до кучи» здесь:

Leshaaa писал(а):
Кстати, вчера был на "Войне и мире" в Стасике и там партия Александра I -го (Виктор Дик) хореографическая и решена в танцевальном ключе... я бы даже сказал в стиле Ратманского




I.N.A. писал(а):
По-моему, с Ратманским эту сцену роднит только одно: Император танцует. Но если у Ратманского партия Короля гротесково-лаконичная - в полном соответствии с музыкой, и вписывается таким образом в общую концепцию всей дворцовой сцены, то в новой постановке "Войны и мира" Александр I вдруг скачет козликом, причем долго у упорно, не говоря уж о том, что абсолютно неуместно.



Leshaaa писал(а):
В данной постановке "Войны и мира" Александр I танцует совершенно нормально. С легкой иронией в соответствии в образом ветреного, резвящегося молодого человека с либеральными наклонностями и отсутствием имперского пафоса (что и составляло главную славу Александра I в начале его правления). И танцует не дольше по времени, чем король Людовик 16-й у Ратманского. А кроме того, Виктор Дик загримирован и имеет внешнее сходство в манерах и облике с историческим прототипом куда бОльшее, чем Людовики БТ в ПП Ратманского, включая даже Янина.
Поэтому мне кажется неправильным ,напр., что Виктор Дик не появился на финальных поклонах на пару с Наполеоном.


Но соратника я все же нашла – лице С.Ходнева, у которого в рецензии , опубликованной в «Коммерсанте» в субботу, есть пассаж по обсуждаемому вопросу:

Цитата:
По-своему неудобно смотреть и на бессловесного Александра I, которого изображает балетный артист, выделывающий веселые кабриоли…
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Владимир
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 5929
Откуда: Киев

СообщениеДобавлено: Пн Апр 02, 2012 3:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А оркестр-то один.....
http://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2012/4/14/2_2000/
Rolling Eyes
_________________
"Неважно, почему значительное стало незначительным. Стало, и все тут." © Льюис Кэрролл
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24924
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Апр 04, 2012 1:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Тема выделена из "Не балетом единым". Пока пусть побудет в балетном фойе, дальше посмотрим.

Модератор
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
piccolofiume
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 03.04.2012
Сообщения: 288
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 05, 2012 12:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо за подробный рассказ! Обязательно пойду. Дмитрий Зуев очень впечатлил и в роли Онегина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика