Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2011-05
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 11, 12, 13
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Авг 24, 2011 1:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053225
Тема| Балет, Международный фестиваль им. Рудольфа Нуриева (Казань), Персоналии,
Авторы| Анна ИВАНОВА
Заголовок| Нуриевский фестиваль: балет «Корсар»
Где опубликовано| © 2011 — Казанские истории
Дата публикации| 20110522
Ссылка| http://history-kazan.ru/2011/05/6156/
Аннотация|

22 мая 2011 года в афише Нуриевского фестиваля был балет Адольфа Адана «Корсар». Об истории этого билета узнавала студентка 4 курса Института социальных технологий (КГТУ-КАИ имени А.Н. Туполева) Анна ИВАНОВА.

Первое представление балета «Корсар» по одноименной поэме Байрона состоялось 23 января 1856 года в Париже. Либретто написали Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж и Жозеф Мазилье.

До Адольфа Адана на сцену поэму переносили и другие композиторы, в частности, Дж.Верди сочинил одноименную оперу в 1848 году. Были и балеты. Первая известная балетная постановка прошла в театре Ла Скала, в Милане, в 1826 году. Каталог итальянского балета упоминает постановку 1830 года, остававшуюся в репертуаре вплоть до 1842 года. Но эти и другие балеты до настоящего времени не сохранились. Продолжает шествие по музыкальным сценам мира только балет Адана.

Либреттисты балетных спектаклей XIX века нарисовали красочную картину из жизни корсаров. Менялась хореография, добавлялись музыкальные номера, но сюжет оставался прежним. Похищенную корсаром Конрадом невольницу Медору с помощью обмана и предательства возвращает к себе ее владелец Исаак Ланкедем и продает паше Сеиду. Влюбленный в Медору корсар с друзьями проникает во дворец паши на берегу Босфора, освобождает пленницу и бежит с нею на корабле, который терпит крушение. Медора и Конрад спасаются, достигая прибрежной скалы.

Музыка современного «Корсара» имеет в своей основе произведения разных композиторов. Это не только Адольф Адан, но и Лео Делиб, Чезаре Пуни, Людвиг Минкус и другие. Так, Цезарь Пуни в 1858 году дополнил спектакль своими музыкальными номерами и оркестровками для петербургской постановки балета. Каждый из авторов пытался приблизить балет к современному восприятию, создать более целостную художественную линию спектакля. Вносились изменения и в либретто.

Поставленный хореографом Жозефом Мазилье для Парижского театра «Гранд-Опера», «Корсар» уже через два года был перенесен в Россию. Через пять лет за него взялся Мариус Петипа, который совершенствовал балет всю свою долгую жизнь. Он обращался к «Корсару» пять раз, заново переосмысливая хореографическую партитуру спектакля, обогащая ее приемами, найденными при постановках других балетов.

В Казани балет впервые был поставлен только в 1973 году. Тогда главный балетмейстер театра Дина Арипова переосмыслила сюжетную канву, персонажей и, соответственно, хореографию в рамках современного развития балетного искусства.

По словам руководителя балетной труппы Владимира Яковлева, новая постановка этого спектакля, осуществленная в 2004 году в хореографии Мариуса Петипа и Константина Сергеева, была обусловлена одним из принципов репертуарной политики. Театр стремится к воссозданию и сохранению признанных ценностей мировой хореографии. На балетной афише казанского театра есть практически все шедевры хореографического искусства.

Современный «Корсар» на сцене театра имени Джалиля – яркий, динамичный и насыщенный хореографическим действием балет. Музыкальный материал для постановки собирали буквально по крупицам: в Алма-Ате, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Мюнхене. Кроме того, часть партитуры, в том числе сцены «Марш после кораблекрушения», «Тартар», «Оживленный сад», а также «Адажио», выход Паши, вариации Медоры (фрагменты), воссозданы и оркестрованы казанским композитором, заслуженным деятелем искусств Татарстана Рустемом Зариповым с видеозаписи постановки «Корсара» на сцене Американского театра балета.

Балетмейстером-постановщиком выступила Елена Панкова, выпускница Ленинградского хореографического училища имени Вагановой, танцевавшая в Кировском (ныне – Мариинском) театре, затем работавшая за рубежом, в 2003 году получившая диплом педагога-балетмейстера в Академии имени Вагановой.

Как отмечалось в газете «Время и Деньги», особенностью новой постановки является то, что, сохраняя в целом хореографический язык Петипа, балетмейстер пытается облегчить восприятие зрелища современной публике. Для этого переосмыслены некоторые мизансцены, по-новому расставлены акценты в драматургическом развитии спектакля, исключен ряд пантомимических сцен. Еще одно новшество – в спектакль включен ряд сцен, поставленных в свое время такими хореографами, как П.Гусев и В.Чабукиани. Все эти нововведения сделали «Корсар» более динамичным.

Классический балет украшает работа знаменитого художника-постановщика из Грузии Ушанги Имерлишвили.

Как пишут критики, «Корсар» – зрелище на все вкусы, сочетающее имперскую роскошь постановки, динамичный сюжет и великолепные разнообразные танцы. Редкий балетный фестиваль или конкурс обходятся без фрагментов из «Корсара». Практически каждый год знаменитое па-де-де из II акта исполняется в заключительном гала-концерте Нуриевского фестиваля звездами мирового уровня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Авг 26, 2011 11:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053226
Тема| Балет, Венский государственный балет, Персоналии, Мануэль Легри
Авторы| Татьяна Райнхарт
Заголовок| Венский балет с Мануэлем Легри
Где опубликовано| "Соотечественник" (Вена, Австрия)
Дата публикации| 20110510
Ссылка| http://www.sootechestvennik.com/index.php/treinhart/257-legri
Аннотация|



С 1 сентября 2010 года директором Венского государственного балета и художественным руководителем Балетной школы Венской государственной оперы назначен Мануэль Легри.

Балетная жизнь Мануэля Легри связана с Веной глубокими корнями. Яркая индивидуальность танцовщика с безупречной техникой, выразительностью и легкостью исполнения позволили мастерски овладеть классическим и современным репертуаром, достаточно разнообразным. Родившись в Париже, закончив школу балета Парижской оперы в 16 лет, был принят в кордебалет (1976.). В 1985 году 27 января дебютировал в Вене в балете «Раймонда» в партии Беранже в хореографии Рудольфа Нуреева, а в 1989 в партии Жана де Бриенна в этом же балете, уже будучи первым солистом Парижской оперы, где в это время директором был Рудольф Нуреев, который и присвоил М.Легри это звание. В 1999 году станцевал в балете Мак Миллана «Манон»; танцевал в разные годы в гала-концертах; принимал участие в гастролях с различными компаниями на сцене Венской оперы; танцевал на других сценах Вены: в Бургтеатре, в театре «аn der Wien», работал с хореографом Ренато Цанелла, и.т.д. В Вене у Легри сложилась своя публика. Многие его любили и почитали его талант и по возможности посещали его гастрольные выступления. И кто имел такую возможность, присутствовали на его премьерах и спектаклях в Парижской опере.

Карьера Мануэля Легри сложилось удачно, с ним работали известные хореографы (В. Форсайт, Д. Ноймаер, К.Мак Миллан, Ю.Килиан, Д.Роббинс и другие). Его приглашали самые известные балетные труппы, известные театры мира. Легри получал награды: I золотая медаль на конкурсе в Японии в 1984 г.; призы: Нижинского (1988 г.), Бенуа (1998 г.), «Лучший танцовщик мира» (2000 г.), Л.Мясина (2001 г.), Данца & Данца (2002 г.).

В 1996 году М. Легри создает свою труппу совместно с Моник Лудьер; труппа имела успех в Японии, Франции, Италии. А в 2009 году М.Легри дает прощальное выступление в Парижской опере как первый солист.

В 2010 году Мануэль Легри принимает предложение возглавить Балетную труппу Венской оперы. Практически настоящую труппу сформировал Дьюла Харангозо, она состояла и состоит из молодых танцовщиков разных национальностей и различных школ, и представители российской балетной школы занимают, по-видимому, ведущее место. Он сумел увидеть искры таланта у приглашенных им молодых людей. Мануэль Легри пока пригласил только одну солистку – Людмилу Коновалову. Еще до официального вступления в должность Легри начал знакомиться с труппой, посещая спектакли, репетиции, он также вел беседы с исполнителями. Его кредо – «нужно знать хорошо танцовщиков и правильно распределить роли, исходя из психологии» (из интервью газете „Die Presse“).

Приступая к своим обязанностям, Мануэль Легри обратился к публике «Словом» – с честью принял предложение стать новым директором Венской государственной оперы и дать новое направление балетному ансамблю: «Меня ждет новая задача, новый старт, предать блеск и сделать наилучшей и выделяющейся компанией в мире. Я буду сохранять большой классический репертуар и также хочу дать возможность публике и танцовщикам открыть новый мир». Легри предложил следующий репертуар, насыщенный премьерами: два вечера, уже состоявшиеся - один с творением Д.Баланчина, В.Форсайта, Т.Тарп; другой в хореографии – Юрия Бубеничека, Й.Ело. Ожидается обращение к редко исполняемому в Вене хореографу Жерому Роббинсу. «Это один из важнейших вечеров этого сезона».

В честь Р. Нуреева в его хореографии по М.Петипа будет возобновлен балет «Дон Кихот»; последним вечером сезона станет «Нуреев Гала» (28 июня 2011 г.). В честь своего учителя вечером «Нуреев Гала» М.Легри завершит и следующий сезон (текущий репертуар: «Онегин», «Летучая мышь», «Жизель»).

Премьеры в Народной опере: «Мария-Антуанетта», «Юные таланты» и «Конкурс М. Бенуа» (текущий репертуар: «Макс и Мориц», Кармен»).

Вот такой серьезнейший, труднейший репертуар представил новый директор Мануэль Легри для первого своего сезона, и невольно создается впечатление, что этот репертуар стал отражением его ностальгии по прежней балетной жизни и памяти о тех хореографах, с которыми ему довелось работать.

Легри отдает все свое время и силы для работы с труппой, работы насыщенной, тяжелой, хорошо продуманной. Мануэль Легри говорит о своей работе: «Мой день длится, если есть спектакль, с 9 утра до 11 вечера. Начинаю с планирования, час тренирую танцовщиков. Сначала было тяжело постоянно думать о работе и себя контролировать. Возвращаюсь в бюро, затем снова на репетиции…» (из интервью Изабеллы Валльнхёфер от 28 апреля 2011 г.).

Такая самоотдача уже принесла свои плоды. Легри удалось повысить технический уровень труппы, создать единый стиль и так выявить индивидуальности, что они засверкали каждый своими гранями, без напряжения в сложнейших хореографических конструкциях. А также пробудить новый интерес венской публики к балету.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Авг 29, 2011 4:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053227
Тема| Балет, История, Международный конкурс артистов балета им. Малики Сабировой, Персоналии,
Авторы| Тамара АБДУШУКУРОВА
Заголовок| Праздник Терпсихоры
Где опубликовано| газета «ASIA-Plus» (Душанбе, Таджикистан)
Дата публикации| 20110519
Ссылка| http://news.tj/ru/newspaper/article/prazdnik-terpsikhory
Аннотация| КОНКУРС



Двадцать лет назад, с 12 по 23 мая 1991 года, впервые в истории культуры Таджикистана в Душанбе проходил Международный конкурс артистов балета им. Малики Сабировой. В период, когда сложно было найти язык с соседом, когда неспокойно на душе и в мире, именно балет позволял романтично и правдиво рассказать о любви и верности, выразить лучшие качества человека, открыть богатство его духовного мира.

Об этом большом культурно-историческом событии для республики вспоминает председатель оргкомитета конкурса, в те годы министр культуры Таджикистана – заслуженная артистка республики, профессор Тамара АБДУШУКУРОВА.

НАШЕМУ конкурсу имя дала несравненная Малика Сабирова, которую справедливо и сегодня называют звездой балета Востока. Образ рано ушедшей – в зените славы и расцвете своего таланта – балерины стал символом чистоты и преданного служения балетному искусству.

До этого мероприятия, в 1989 году, по инициативе Минкультуры республики – в частности, идея принадлежала замминистра Толибу Шахиди – был проведен первый региональный конкурс балета им. М. Сабировой, который собрал молодые таланты Таджикистана и Узбекистана, Киргизии и Казахстана. Артисты впервые встретились друг с другом, общались и творчески соревновались. На конкурсе было принято решение в дальнейшем переориентировать региональный конкурс балета в международный – стран Азии и Востока. Но надо отметить, что замечательное искусство Малики знали не только в этих регионах, но и в Европе и Америке, поэтому география участников первого международного конкурса распространилась широко: от Америки до Японии, Турции и Китая, Монголии и Югославии, включая все республики Средней Азии, Азербайджан и Россию.

Председателем организационного комитета конкурса правительство назначило меня, тогда работающую в должности министра культуры. Директором конкурса был назначен Борис Гердель, тогдашний директор Академического театра оперы и балета им. С. Айни.

Конкурс проводился в три тура, поэтому до начала мероприятия была проделана большая подготовительная работа. Ежедневно решались вопросы, связанные с приездом гостей, их размещением, питанием, медобслуживанием и т.д.

Вся печатная продукция – пригласительные билеты, буклеты, календари, афиши, памятные конверты, кожаные тисненые дипломы к медалям лауреатов – очень качественно и со вкусом была изготовлена в Ленинградском художественном фонде. На Монетном дворе Ленинграда нам сделали памятные медали с барельефом Малики Сабировой и медали лауреатов, значки же участников конкурса изготовил наш Художественный фонд республики.

Проведение такого конкурса было бы невозможным без активного участия и благотворительной помощи спонсоров. Впервые в республике такое крупное международное мероприятие проводилось в основном за счет денежных перечислений, которые поступали на расчетный счет оперного театра. Наиболее ощутимые денежные средства поступили от Министерства культуры СССР, Душанбинского горисполкома, Минкультуры Азербайджана, Турсунзадевского алюминиевого завода, «Таджиквнешторга», чулочно-носочной фабрики, государственных промышленных торговых концернов легкой промышленности и концерна «Саноати махали», «Таджиктрикотажбыта», Министерства хлебопродуктов, фирмы «Нури нав» и многих других. В целом смета расходов этого конкурса составила 311 тысяч рублей - в те годы это считалось очень большой суммой. И соответственно, эта материальная основа дала возможность провести конкурс на достойном уровне.

На приглашение принять участие в конкурсе откликнулись многие балетные коллективы мира, но по ряду объективных причин (конфликт в Персидском заливе заставил позже артистов из Египта, Греции, Италии отказаться от участия в конкурсе) часть из них не смогла приехать. Непосредственно в конкурсе принимали участие артисты балета Японии, Китайской Народной Республики, Монголии, России, Киргизстана, Узбекистана, Казахстана, Таджикистана. Россию представляли Московский театр «Русский балет», «Хореографические миниатюры» из Ленинграда, Саратовский академический театр оперы и балета, артисты из Якутии.

Таджикистан представляли Ирина Каткасова и Бахтиёр Давлятов. Партнером Ирины был народный артист республики Вахид Ишонходжаев.

Представительному жюри, какое было у нас, мог бы позавидовать любой конкурс международного ранга. В состав жюри вошли такие авторитеты в области хореографии как: Кендзи Усуи (Япония) – директор Института русского балета в Токио, Махмуд Эсамбаев – народный артист СССР, Герой Соцтруда, народный депутат СССР, Александр Макаров – народный артист СССР, Галия Измайлова - народная артистка СССР из Узбекистана, Бранка Ракич – директор государственных конкурсов балета Югославии и многие другие. Таджикистан представляли заслуженная артистка республики, балетмейстер Академического театра оперы и балета им. С. Айни Сталина Азаматова, главный балетмейстер этого же театра Анатолий Голышев, музыковед Биатриса Кадырова. Возглавил жюри народный артист СССР, лауреат Госпремии СССР Вячеслав Гордеев. Очень интересным был состав почетных гостей и видных балетных критиков. Среди них – народная артистка СССР, солистка Киргизского государственного академического театра оперы и балета им. Малдыбаева Айсулу Токомбаева, партнер Малики Сабировой - народный артист республики Музаффар Бурханов, народная артистка СССР Лютфи Захидова, доктор искусствоведения профессор Низом Нурджанов. Народная артистка СССР, лауреат госпремий СССР Ольга Лепешинская приехала на конкурс всего на один день, чтобы отдать дань памяти, уважения и любви нашей великой балерине. Указывая на уникальность таланта Сабировой, она отметила, что «Малика всегда оставалась танцовщицей своего времени, своего таджикского народа, в ее искусстве была тонко сконцентрирована русская классическая школа и удивительная пластика и нежность таджикского танцевального искусства».

В день открытия конкурса, 12 мая, с приветственным словом выступил президент республики Каххор Махкамов. Большим событием явился приезд на открытие конкурса министра культуры СССР, видного киноактера и режиссера Николая Губенко, зачитавшего на русском и таджикском языках приветствие президента СССР Михаила Горбачева участникам и гостям конкурса. Помню, как мы с ним отрабатывали правильность произношения текста приветствия на таджикском языке. В годы существования Союза ни один министр культуры до этого в нашу республику не приезжал. Видимо, в Москве этому балетному конкурсу также придавалось большое значение.

Известные критики и теоретики балета Союза в беседах и дискуссиях на круглом столе обсуждали проблему развития балета за рубежом, в частности в азиатских странах. Споры критиков наверняка позволили более глубоко осмыслить сложные процессы взаимопроникновения искусства Запада и Востока.

Помимо напряженных творческих туров гостей и участников конкурса ожидала довольно насыщенная программа, в ходе которой им удалось узнать поближе культуру, историю, быт таджиков. Гости увидели достопримечательности столицы, памятные исторические места республики, побывали в музеях и в творческих коллективах республики.

Естественным завершением конкурса явилось вручение дипломов, медалей, призов победителям. Гран-при (диплом, медаль, денежная премия) была удостоена солистка Московского театра «Русский балет» Яна Казанцева. Первые места получили Ирина Каткасова (Таджикистан), Насиба Алимова (Узбекистан), Даи Сасаки (Япония), Андрей Рябов (Россия). Оригинальные призы – вазы ручной работы, ковры, нарядную национальную одежду, трикотажные изделия – вручили за обаяние, элегантность, лучшее балетное воплощение традиций Востока, за прекрасную пластику.

Конечно, нам очень хотелось, чтобы гости после завершения конкурса увезли самые лучшие воспоминания о нашем крае, его народе, прониклись его духом, воочию убедились, на какой благодатной земле, имеющей вековые традиции, родилась, жила и творила наша любимая балерина Малика Сабирова. Думаю, в какой-то мере нам это удалось сделать. Директор Института русского балета в Японии Кендзи Усуи в своем интервью журналу «Советский балет» отметил, что «участвовал во многих международных конкурсах, в том числе и московских, но такой четкой, до мельчайших деталей организации не встречал».

В целом конкурс показал, что мы были первой республикой, рискнувшей провести именной международный конкурс, назвав его в честь нашей великой балерины. Конкурс еще раз доказал необходимость проведения таких праздников, в первую очередь, для благодарных зрителей, которые ежедневно заполняли театр, при отсутствии мест сидели на ступеньках или стояли. Это было ответом на утверждения отдельных представителей интеллигенции, что оперное и балетное искусство чуждо народам Востока. Думаю, те проблемы, которые поднимались еще в 1991 году, не потеряли своей актуальности и сейчас и требуют своего разрешения.

С 1983 года ежегодно 22 мая в Театре оперы и балета им. Айни проводится вечер памяти Малики Сабировой. Это своего рода дань великой балерине за ее незабываемое творчество, ее высокие идеалы и надежда на возрождение искусства балета в нашей республике. Хотелось, чтобы хореографический колледж им. Малики Сабировой получил статус школы-интерната, так как одаренных в хореографии детей можно найти в отдаленных кишлаках, которые бы жили и учились в интернате. Также еще в 2002 году, на 60-летие великой балерины, прозвучали слова, что Малика Сабирова достойна звания Героя Таджикистана, так как прославила республику на весь мир. Думаю, это было бы достойным увековечением ее памяти.

В следующем году мы будем отмечать 70-летний юбилей Малики Сабировой. Очень надеюсь, что и на этот раз мы проведем очередной международный конкурс в ее честь. Это должно стать традицией.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25678
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2011 2:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053328
Тема| Балет, МТ, фестиваль Мариинский XI
Авторы| Александр Фирер
Заголовок| Фестивальные истории любви
Где опубликовано| Музыкальная жизнь № 5, с. 66-67
Дата публикации| май 2011
Ссылка|
Аннотация|

XI Международный фестиваль балета «Мариинский» по традиции собрал на своей легендарной сцене сливки балетных звёзд со всего мира. По презентабельности фестиваля, как по лакмусовой бумажке, можно судить об уровне исполнительского мастерства в современном классическом танцтеатре. И зрители, и критики, и профессионалы были заинтригованы 11-дневным данс-марафоном, в котором занята вся балетная труппа Мариинского театра, представившая разностилевые спектакли. Подобно прекрасному роялю, «настроенный» кордебалет с честью провел эти незабываемые вечера балета. И тут весьма сложно соперничать с труппой Мариинки. Оригинальный формат и привлекательность фестиваля в приглашении зарубежных звезд участвовать в спектаклях Мариинки. Публика также ждёт премьер и заключительного гала.

Роберта Маркеш из лондонского Королевского балета влила свежую кровь в «Баядерку». Балерина небольшого роста органично вписалась в спектакль Мариинки, не отвечая при этом эстетическим стандартам фактуры и линий. Миниатюрная танцовщица совсем не крошечных страстей сразила отменным балеринским апломбом, крепкой пальцевой техникой, сценическим обаянием. Хорошая актриса она в сцене с Гамзатти демонстрировала исполинскую силу ревности, мощно отбросив соперницу и нешуточно замахиваясь на неё ножом, будто в состоянии аффекта. А её влюблённый взгляд был буквально прикован к Солору. В картине свадьбы исполнительницы Никии обычно концентрируются на каверзах танца, абстрагируясь от всего земного. Никия же Маркеш целиком свой танец посвятила Солору. Монолог с корзиной прозвучал как обращение к возлюбленному. Но и Солор был под стать гостье. Владимир Шкляров красив, техничен, молод, пылок, он вырос в настоящего мастера. Их дуэт состоялся.

Экстренно выписанный из Москвы Дмитрий Гуданов (Большой театр) точно вошёл в мариинскую «Спящую красавицу» и достойно выступил. С Викторией Терёшкиной они выглядили гармонично. Сегодня Терёшкина зрелый мастер, ей подвластно всё в балете, технических трудностей для неё не существует, она украшение труппы.

Эшли Баудер из труппы Нью-Йорк сити балет и Денис Матвиенко превратили «Дон Кихот» в праздник. Они оба записные виртуозы, их «соревнование» было захватывающим. Позитивная энергетика Баудер заряжала весь театр.

Нордический блондин Дэвид Холберг из Американского театра балета и статуарная Екатерина Кондаурова создали интересный альянс в «Лебедином озере». Воплощение идеального принца с аристократическими линиями и благородным нравом Холбер ещё и прекрасный танцовщик. Статная Одетта и эффектная Одиллия Кондауровой в руках Холберга обрела крылья.

«Жизель» с любимцами петербургской публики Алиной Кожокару и Йоханом Кобборгом из Королевского балета (Лондон) стала событием фестиваля. Кожокару – одна из самых трогательных Жизелей, а Кобборг – интереснейший интерпретатор партии Альберта. У него видение Жизели-виллисы – плод воспалённой фантазии отчаявшегося любовника с разбитым сердцем. В их дуэте значим каждый жест, весома любая мизансцена. Артисты внесли в диалоговую субстанцию новые нюансы, которые впоследствии обязательно возьмут на вооружение и другие исполнители этих заветных партий.

Спектакль «Ромео и Джульетта» - подарок-сюрприз: в нём предстала эволюционно изменившаяся с превращением в трогательную актрису Олеся Новикова.

Для премьерного «Парка» Анжлена Прельжокажа театр подготовил три пары солистов: Вишнёва-Зверев, Терёшкина-Сергеев, Кондаурова-Смекалов. Все интересны, каждый по-своему. Этот балет был недавно показан балетной труппой парижской Оперы в Москве и особого успеха не имел. «Парк» Мариинки сразу завоевал сердца петербуржцев блистательной интерпретацией: исполнители главных партий и четыре садовника танцуют точнее и интереснее французов.

Бенжамен Мильпье представил постановку «Without» («Без») на музыку этюдов и прелюдов Шопена. Пять пар в костюмах разных цветов пластически отражают свою ипостась любви с расставаниями, встречами, отталкиваниями и притяжениями – вечным «броуновским» движением чувств. Этот опус идёт в один музыкально-тематический шопеновский вечер с гениальными балетами «Шопенианой» Фокина и «В ночи» Роббинса, и потому произведение Мильпье на этом фоне «теряется».

Венчавший фестиваль гала-концерт включал «Кармен-сюиту», «Бриллианты» и дивертисмент. Соотечественница хореографа «Кармен-сюиты» Альберто Алонсо прима Кубинского национального балета Вьенсай Вальдес показала свой вариант исполнения Кармен (это хореографическая версия Алисии Алонсо). Горделивая, свободолюбивая, женственная, соблазнительная и страстная Вальдес оказалась в своей стихии. Чувственна каждая клеточка её тела. Хозе она соблазняла, а с Тореро вступала в схватку на равных. Презирая смерть, она с вызовом бросилась на нож Хозе. Стилевой точностью и своим бесстрашным драйвом она «вынула» «Кармен-сюиту» из обоймы одного из разновидностей классического балета (об этом мечтала Плисецкая!) – балет запылал новыми бликами красного спектра. Вальдес, балерина нереальных вращений и «гиннессовского» апломба, вернула на сцену Мариинки аутентичную хореографию с её «корридной» лексикой.

В «Бриллиантах» Баланчина выступил Данила Корсунцев, кавалер номер один театра, и Алина Сомова. Она ещё никогда так блистательно не танцевала: балеринский шик и широкое дыхание царили на сцене.

Самым ярким номером дивертисмента стала финальная сцена из балета Листа-Макмиллана «Майерлинг» в исполнении Кожокару и Кобборга. Это драматичнейший дуэт с вкалыванием в вену морфия заканчивается смертью персонажей (самоубийством кронпринца Рудольфа и убийством Марии Вечоры). Кобборг – непревзойдённый актёр на балетной сцене. В ролях неврастеников-интеллектуалов ему равных нет. Баланчинскую «Тарантеллу» Баудер и Матвиенко превратили в брызги шампанского. Баудер задала такой темп, который загнал бы и лишил дыхания любую другую балерину. Виртуозка, всегда «выдающая» по максимуму, запомнится стаккатной остротой, точностью стиля и темпераментом. Безукоризненно исполнили Па де де Чайковского-Баланчина Терёшкина и Шкляров, превратив свои вариации в захватывающие монологи.

Разнообразие обильного гала зрителям пришлось по вкусу в фестивальном меню-2011 Мариинки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Сен 13, 2011 7:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053229
Тема| Балет, Королевский балет, Персоналии, Иван Путров
Авторы| Екатерина ДЬЯЧЕНКО
Заголовок| Иван Путров: «Мы сумели сделать «Самое невероятное»!»
Где опубликовано| Еженедельник 2000 №21 (559)
Дата публикации| 27 мая - 2 июня 2011 г.
Ссылка| http://2000.net.ua/2000/aspekty/art/73744
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Выпускник Киевского хореографического училища, солист лондонского Королевского балета, любимец королевы Англии, большой друг солиста легендарной поп-группы Pet Shop Boys Нила Теннанта, а также Элтона Джона, модели Натальи Водяновой и многих других знаменитостей Иван Путров недавно посетил столицу Украины. В марте он вместе с Нилом Теннантом совершил «современный прорыв» — зрителям представили спектакль на музыку Pet Shop Boys!

«Звездная болезнь» танцора, о которой меня предупреждали, на поверку оказалась вымыслом. На встречу пришел уверенный в себе, без всякой напыщенности интеллигент. Как выяснилось, в твердости характера Ивана действительно сомневаться не приходится: самостоятельную жизнь вдали от дома он начал в 16 лет; после серьезной травмы и вердикта врачей: путь на сцену закрыт — снова вышел на сцену...

«Нам аплодировали стоя»

— Расскажите, пожалуйста, о совместном проекте с Pet Shop Boys, — обращаюсь к собеседнику.


— Премьера спектакля состоялась 22 марта в лондонском театре «Садлерс Уэллс», а показывали его две недели. Прошло на ура — нам аплодировали стоя.

В основе сюжета сказка Андерсена «Самое невероятное» — король обещает отдать дочь и полцарства тому, кто придумает нечто невероятное. Главный герой смастерил удивительные часы: фигурки на циферблате ежечасно давали представление. Но другой персонаж — отрицательный — их разбил.

Мы долго шли к этому спектаклю. Не могу сказать точно, когда возникла идея. Скорее всего, в сентябре 2004-го, в день, когда состоялся концерт на Трафальгарской площади в Лондоне, где группа Pet Shop Boys совместно с Дрезденским симфоническим оркестром представила саундтрек к немому фильму «Броненосец «Потемкин», снятому еще в 1925 г. Я убедился, что у Pet Shop Boys есть огромный потенциал для написания не просто танцевальной музыки, а той, что может развить действие, создать определенную атмосферу, дать характер каждому персонажу. После разговора с Нилом вызрело решение поставить новый спектакль. После премьеры «Самого невероятного» к нам пришли с телеканала BBC — снимать постановку.

Многие сомневались, что премьера состоится, — реализовать столь глобальные идеи в спектакле очень трудно и организационно, и финансово. Но мы смогли сделать «Самое невероятное»!


После премьеры

— В чем уникальность постановки?

— В наше время практически никто не создает с нуля новый полнометражный танцевальный спектакль. Берут уже существующий, что-то меняют и — вуаля! «Самое невероятное» — это новая постановка. Андерсена знают все, но эта его сказка известна немногим. Мы сделали спектакль исключительно из интереса. Это не был проект, на котором рассчитывают заработать.

— Приехать в Украину с этой сказкой не планируете?

— Турне есть в планах. Я бы с удовольствием выступил в Киеве. Но не все зависит от меня.

Взлет после падения

— Трудно поверить, что буквально пару лет назад врачи «закрыли» для вас сцену.


— Многие говорили, что я не вернусь. И я рад, что выбрал именно того доктора, который сделал мне операцию. Восстановиться помог физиотерапевт — настоящий джентльмен.

Для творческого человека резкая остановка не по собственной воле равносильна смерти. Мне приходилось видеть танцовщиков, которые в такой ситуации ломаются, закрываются. Наверное, так легче. Некоторые уходят на пенсию. Другим везет — они остаются работать в той же сфере, но в качестве педагогов.

— У вас было иначе: на первом же после травмы выступлении поклонники забросали вас цветами.

— Я сначала даже не понял, что произошло. Спектакль закончился, вместе со всеми я вышел на поклон. И вдруг мне цветок упал на голову. Подумал, кто-то сжалился. Но зрители забросали цветами всю сцену. Безумно приятно. Будто заново родился.

— Поговаривают, что характер у вас был «не очень», но травма его изменила.

— Возможно. Травма позволила мне проанализировать жизнь, свое к ней отношение. В период реабилитации было больше времени. Я стал впитывать искусство — концерты, спектакли, выставки. Впервые услышал оперы Рихарда Вагнера «Тристан и Изольда» и «Гибель богов» — эта музыкальная драма идет не так часто и не во всех театрах. Видел очень мощные спектакли. Многие говорят, что я изменился.


С мамой на приеме у профессора А. Коструба

«Знал, зачем еду»

— Театр — это выбор ваших родителей?

— Я вырос в театре. Родители, конечно, советовали и помогали с выбором. Мама (солистка Национальной оперы Украины Наталья Березина. — Авт.) настояла, чтобы я пошел в хореографическое училище. Но с тех пор как я впервые вышел на сцену, это мой выбор.

— Помните первую роль?

— В 10 лет в спектакле «Лесная песня» я вместе с мамой и папой (Александр Путров. — Авт.) танцевал партию маленького Лукашика.

— В 1996-м, когда вы завоевали «Приз де Лозанн» в Швейцарии, приглашения посыпались из разных школ. Вы выбрали Королевскую школу балета. Почему?

— Я долго сомневался. Мерл Парк (партнерша Рудольфа Нуриева) — она в то время была директором Королевской школы — оказалась настойчивее других. Но прежде чем принять решение, я побывал в столице Англии на летних занятиях. Школа мне очень понравилась, и в январе 1997-го я приехал туда уже как студент. На выбор очень повлиял педагог Королевской школы Герман Замуэль.

— Уезжать из родного города в чужую страну, где нет ни мамы, ни папы, было страшно?

— Я знал, зачем еду — чтобы учиться у Германа Замуэля.

Симпатии мирового масштаба

— Среди ваших знакомых немало мировых звезд: Элтон Джон, Нил Теннант, Кейт Мосс, Дэвид и Виктория Бекхэм. Поговаривают, что вы дружите с королевой Великобритании.

— С Бекхэмом мы встречались до того, как он уехал в Мадрид. Он с семьей приходил на мои спектакли. Отношениями с личностью такого творческого масштаба, как сэр Элтон Джон, очень дорожу. Был в его имении, стараюсь не пропускать его концертов. Премьера мюзикла «Билли Эллиот» очень понравилась. Элтон тоже бывает на моих спектаклях.

Я встречался с принцем Чарльзом, с королевой-матерью, был на ее 101-м дне рождения. Но не думайте, что королева приходит ко мне в сад пить чай и разговаривать по душам, этого нет. Сказать, что у нас дружба, — некорректно.

«В Киеве — другая система»

— Пару лет назад вы выступали в Киеве. Зал был полупустой. Но билетов до спектакля в кассах не было.


— В Киеве, наверное, какая-то совершенно другая система распространения билетов — люди не могут купить их потому, что в этой кассе билетов нет, зато они есть в другой, в противоположном конце города. Билеты в киосках продают уже с указанием спектакля, даты, ряда и места. И если в этом киоске его до премьеры никто не купит, он пропадет. Но в последний раз, когда я в Киеве танцевал в «Лесной песне», зал был полон. Это очень приятно.

В Британии проще — билет можно купить по интернету. Помню, на премьере спектакля с участием Pet Shop Boys возник конфуз. Мои друзья, муж и жена, оставили билеты дома. Я связался с менеджером. Он заглянул в базу данных, после чего были напечатаны новые билеты на те же места.

«Мне интересно двигаться вперед»


В роли Альберта в спектакле «Жизель»

— В одном из интервью вы сказали, что вас интересует кино. Знаете, где будете сниматься?

— Уже снялся в короткометражном фильме. А до этого предлагали сняться в двух лентах. Я не мог согласиться: постоянно был занят в труппе Королевского балета. Но если предложат снова, вряд ли откажусь.

— И в какой роли себя видите?

— Главное, чтобы режиссер меня видел каким-нибудь персонажем. Мне интересно пробовать разные роли. Очень часто я танцевал положительных героев, а в спектакле «Самое невероятное» был отрицательным. И мне понравился такой контраст.

— Вас называют королем балета. Это льстит?

— Меня по-разному называют. Но это всего лишь мнение конкретного человека, его личное. У всех оно разное.

— А чье мнение для вас особенно важно?

— Близких людей — родителей, педагогов... Телевизор почти не смотрю. Прессе и конкурсам не очень доверяю.

— Но именно благодаря конкурсам вы попали в Королевскую балетную школу.

— Смысл конкурса в том, чтобы собрать талантливых учеников, дать им лучшее образование, а не в том, чтобы кто-то выиграл премию или разрекламировал себя.

— Снимок с вами украшает обложку альбома Pet Shop Boys. Вы эффектно смотритесь на фото, снялись не для одной выставки. Не планируете ли организовать новую выставку с Сам Тейлор Вудс?

— Мы много с ней сотрудничали. Сам очень сильная женщина, я восхищаюсь ею. Дважды она победила рак и после этого родила детей. У нее их трое. Сейчас она интересуется кино. Недавно в Киеве состоялась премьера ее фильма о молодом Джоне Ленноне — «Стать Джоном Ленноном» (англ. Nowhere Boy — «Мальчик из ниоткуда». — Авт.).

— А согласились бы вы поучаствовать в каком-нибудь популярном шоу, к примеру в «Холостяке»?

— Реалити-шоу — это не мое. А вот научиться рисовать мне очень хотелось бы. Стихи когда-то писал, для себя. Очень хочу поставить хореографию, но когда вижу некоторые постановки, понимаю, почему не ставлю... Не всегда получается то, что задумано, а быть клоуном не желаю. Мне интересно танцевать то, что не везде идет, пробовать нечто новое, двигаться вперед и развиваться, а не крутиться как белка в колесе.

В Королевском балете я станцевал почти весь репертуар. А станцевать Лукаша в «Лесной песне» никак не получалось. И вдруг удалось вырваться, я приехал и сделал это в Национальной опере Украины. Это первый мой спектакль, в котором я играл еще ребенком. А теперь вышел на сцену уже в роли главного героя. Было очень интересно.

— Если ваша танцевальная карьера закончится, чем будете заниматься?

— Я не знаю, когда она закончится.

— Предположу, что вскоре увидим вас в новом спектакле.

— Надеюсь.

Справка «2000»

Иван Путров — артист балета, премьер Королевского балета Великобритании (2002—2010 гг.), заслуженный артист Украины (2009) — родился в Киеве 8 марта 1980 г. в балетной семье. Мать — Наталья Березина, солистка Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Отец — Александр Путров, артист балета того же театра, балетный фотограф.

Учился в Киевском хореографическом училище. В 1998 г. окончил Королевскую школу балета в Лондоне.

22 марта 2011 г. с его участием состоялась мировая премьера в лондонском театре «Садлерс Уэллс» — представлен первый балет дуэта Pet Shop Boys «Самое невероятное» (The Most Incredible Thing). Балет по одноименной сказке Г. Андерсена, написанный специально для Путрова, поставил хореограф Хавьер де Фрутос.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Сен 15, 2011 4:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053230
Тема| Балет, БТ, «Спящая красавица», Персоналии, Франка Скуарчапино
Авторы|
Заголовок| Костюмы для прекрасных фей //
Франка Скуарчапино, художник по костюмам: «Балет всегда сказка, а балерины – прекрасные феи»!

Где опубликовано| vtbrussia.ru
Дата публикации| 20110531
Ссылка| http://vtbrussia.ru/culture/gabt/news/90717/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ


Франка Скуарчапино в костюмерном цехе Большого театра

В послужном списке Франки Скуарчапино множество балетов, опер и даже одна премия «Оскар» за фильм «Сирано де Бержерак». Сейчас она готовит костюмы к постановке «Спящая красавица», премьера которой состоится при поддержке ВТБ на исторической сцене Большого театра в ноябре 2011 года. О своей работе художник рассказала в интервью для сайта vtbrussia.ru.

– Вы ставили балет «Спящая красавица» в разных театрах. Менялось ли что-то в Вашей работе?

– Конечно, менялось. Например, в Варшаве нельзя было найти хороших тканей, поэтому костюмы к спектаклю были сделаны с росписью. В Большом театре мы используем ткани с интересной фактурой рисунка и вышивкой. Причем очень многое создается прямо в мастерских.

– С чего начинается Ваша работа над спектаклем?

– Все начинается с обсуждения постановки с режиссером, хореографом и сценографом. Сделать просто красивые костюмы ради самих этих костюмов – не так интересно. После того как все оговорено, создаются эскизы. Потом начинается поиск тканей, цветов и материалов. Иногда по ходу работы нужно полностью поменять идею и к тому, что хотелось изначально, порой прийти невозможно. Важна личная встреча со швеями. Каждый из мастеров может дать что-то для меня или предложить нечто интересное.

– Декорации для спектакля «Спящая красавица» создает Ваш супруг. Это помогает или мешает работе?

– Это помогает, потому что мы много работаем вместе и выбираем одно и то же. В общем, говорим с ним на одном языке.

– Как Вы оцениваете работу мастерских Большого театра?

– Я вижу, что люди работают очень хорошо. Многое сделано вручную и очень качественно. Я этим пользуюсь, потому что они создают такие вещи, которые в других мастерских сегодня сделать просто невозможно. Даже кружева плетутся вручную. Это очень важно! Вообще, в театре мы одна большая семья. Как только я приехала, у меня сложились очень хорошие отношения с девочками. О работе мы говорим на одном и том же языке, обмениваемся идеями. Мне нравится здесь – очень хорошо работается.

– С кем из хореографов Вы сотрудничали?

– С Нуриевым ставили балеты в Парижской опере, в «Ла Скала» – с Роланом Пети. Сотрудничала с Григоровичем и Макмилланом. Это очень интересно. Балет всегда какая-то сказка, а балерины – прекрасные феи!

– А как насчет других жанров?

– Мне очень нравится работать в опере. Большие спектакли для драматического театра – совершенно другой мир. Естественно, это тоже чрезвычайно интересно. Куда бы ты ни ехал, находишься среди друзей. До тех пор пока есть любовь, желание что-то делать и интерес к своей работе – мы одна большая семья. И даже язык не важен. Я уже много видела в театре, но каждый раз процесс захватывает.

– В чем Вы черпаете вдохновение?

– Во всем! Даже цветок может меня вдохновить. Один раз готовила балет в Парижской опере с Рудольфом Нуриевым. Я пришла с букетом цветов и сказала: «Хочу, чтобы эти костюмы были как цветы». И нам удалось! Получился балет в стиле Ар Нуво, ХХ век. Технически это было довольно просто.

– Что самое интересное в Вашей работе – придумывать, создавать или видеть результат?

– Самое важное, конечно, увидеть результат на сцене. Открывается занавес, ты слышишь вздох публики – и это награда за проделанную работу.

Фотогалерея на сайте (16)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 05, 2011 5:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053231
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Денис Матвиенко
Авторы| Сергей Семёнов
Заголовок| Мифы и рифы
Где опубликовано| «Эксперт» Украина №17-18(302)
Дата публикации| 20110516
Ссылка| http://www.expert.ua/articles/10/0/8851/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

Классический балет можно сравнить с математическим уравнением, считает премьер Мариинского театра Денис Матвиенко. А современный — с таинственной улыбкой «Моны Лизы»



У выпускника Киевского государственного хореографического училища Дениса Матвиенко к 32 годам титулов набралось — не перечесть. Он — премьер санкт-петербургского Мариинского театра, одной из самых знаменитых в мире балетных трупп. Танцевал как приглашенная звезда в «Ла Скала», Парижской опере и других театрах. Обладатель Гран-при международных конкурсов артистов балета в Люксембурге, Будапеште, Нагое, Москве. И прочая, и прочая, и прочая…

Однако вместо того чтобы пожинать плоды славы, он с головой окунулся в новое для себя начинание и вместе со своим другом, премьером питерского Михайловского театра Леонидом Сарафановым (тоже выпускником Киевского государственного хореографического училища) создал проект QUATRO, необычное балетное действо, объединившее классический дивертисмент и современную хореографию. И снова добился успеха. Впервые в истории самой престижной театральной премии России «Золотая маска» частный балетный проект был номинирован в четырех главных категориях — «лучший спектакль», «лучшая хореография», «лучшая женская роль» и «лучшая мужская роль».

Так что лучшего собеседника для разговора о балете не найти — и во время короткого визита в Киев Денис Матвиенко дал интервью «Эксперту».

Искусство основано на амбициях

— О жизни артистов балета бытует несколько популярных мифов. Первый — постоянные ограничения себя во всём…

— Как в «Черном лебеде»? (смеется). Кстати, вчера я танцевал в Мариинском театре на премьере балета, поставленного бойфрендом Натали Портман (исполнительница главной роли балерины в фильме «Черный лебедь». — «Эксперт») Бенджамином Миллипидом. Он приехал на премьеру. Отличный парень, очень коммуникабельный и по-настоящему талантливый.

Ограничения есть, но не во всём. И потом — я думаю, что каждый человек себя в чем-то ограничивает. Если у кого-то наследственный алкоголизм, он не должен пить. Склонным к полноте нужно меньше есть. И так далее. Главное ограничение — соблюдение режима. Мне, например, для того чтобы отдохнуть, надо спать не менее восьми часов. Естественно, должны быть постоянные репетиции и физические нагрузки. Потому что если несколько дней ничего не делать, мышцы теряют тонус, тяжело танцевать.

— А как насчет ограничений в еде и особенно в сладостях?



— Посмотрите на меня. Я всю жизнь ем как «не в себя», но не склонен к полноте. Моя жена Анастасия, балерина, солистка Мариинки, ест нормально, не голодает, не сидит на диете, а сладкое еще как любит. И если она при этом ничего не будет делать, то, как и любая женщина, начнет поправляться. Но так как у нее очень много работы в театре, она худая. А кому-то, естественно, надо соблюдать диету. Но не до такого аскетизма, о котором рассказывала Портман в интервью после фильма — мол, она все девять месяцев съемок ни капли спиртного в рот не брала…

У артистов балета очень тяжелый физический и психический труд, и каждый снимает напряжение по-своему.

— Героиню Портман работа над ролью довела до безумия…

— Когда мы готовим какую-то партию, то действительно входим в образ. Но не сходим с ума, как в «Черном лебеде». Профессионализм в том и заключается, чтобы уметь провести грань между работой и личной жизнью. Если так не делать, работа превращается в фанатизм, а это неправильно. С другой стороны, хотя в фильме есть преувеличения, смотреть его интересно — каждый артист по-своему немножечко сумасшедший, и все мы заложники своего упрямства.

— Еще один миф — непрерывная борьба в труппе, которая доходит до запрещенных приемов.

— Насчет запрещенных приемов мифов действительно очень много. Мол, насыпают толченое стекло в пуанты и так далее. Я в своей жизни с этим не сталкивался ни разу.

А борьба действительно существует. И кто-то в ней играет по правилам, а кто-то… Искусство вообще основано на амбициях, тщеславии и зависти. И когда этих качеств у человека в меру, они помогают ему чего-то достичь. Но некоторые с ними не справляются.

— Получается, что если артист балета обладает талантом и хорошими физическими данными, но при этом характер у него покладистый и он нечестолюбив, то он так ничего и не добьется?

— Да. И еще нужен хороший агент или, как у меня, старшая сестра, опора на всю жизнь.

— Это она вас всё время в гору толкала?

— Нет, конечно. Я сам себя толкал — например, уехал из Киева в 22 года, когда был в Театре оперы и балета первым танцовщиком. Я перетанцевал почти весь репертуар и понял, что больше здесь ничему не научусь. А мне хотелось развиваться и учиться дальше, я знал, что способен на большее. И имея здесь квартиру и все удобства, на всё плюнул и уехал в Мариинский театр. Помог прославленный танцовщик Мариинки Фарук Рузиматов, с которым мы выступали вместе. Он чуть ли не за руку привел меня в театр — и меня взяли на работу.

В Киеве у меня была своя квартира, а в Питере я жил в театральном общежитии. Но мне так хотелось научиться хорошо танцевать, что всё остальное было неважно. На сцене Мариинского театра шли балеты, поставленные такими мировыми грандами, как Джон Наймайер, Кеннет Макмиллан, Уильям Форсайт. Понятно, какими глазами я смотрел на всё это. Ведь у нас в Киеве информации о современном балете мало, мы серьезно отстали. А вот в России за эти годы, я имею в виду прежде всего Мариинский и Большой, нагнали западные театры. И даже опережают, потому что классические танцовщики на постсоветском пространстве остаются лучшими в мире. И я думаю, что так будет всегда.

Если артист умеет танцевать классику, то он справится и с современной хореографией, просто для этого нужно время. А вот современные западные танцовщики вряд ли смогут танцевать классику так, как мы.

Агент и бренд

— Сейчас, десять дет спустя после того, как вы уехали из Киева, вы довольны тем, как сложилась ваша балетная карьера?


— Кое-какие вещи сделал бы по-другому.

— Вы считаете, что где-то что-то недоделали?

— Нет, в плане танцев я сделал всё правильно. Но когда я начинал в 1996 году, у нас понятия не было, что такое артистический директор, менеджер или агент. Я вообще не знал, кто это такие. Просто хотел хорошо танцевать, а о контрактах думал в последнюю очередь — пригласили и хорошо. На Западе всё по-другому. Если молодой артист балета талантлив, за него сразу берутся агенты и раскручивают по полной. Раньше, чтобы стать звездой, нужны были победы в международных конкурсах. Сейчас они по-прежнему интересны, но для раскрутки почти никакого значения не имеют. Теперь нужен хороший агент со связями, для которого открыты двери в театры.

Несколько лет назад я был с московским Большим театром на гастролях в Лондоне. На закрытии гастролей танцевал в «Ковент-Гардене» со Светланой Захаровой в «Дон Кихоте», а через пять минут после окончания ко мне в гримерную пришел Марко Борелли. Это очень известный в балетном мире агент, работавший со многими звездами (он умер год назад). Он предложил мне свои услуги, что было для меня очень лестно, и у меня сразу появились контракты в «Ла Скала», Парижской опере, выступить в которой мечтает любой танцовщик.

А моя старшая сестра занималась этим в России и Украине.


Денис Матвиенко в балете «Спартак»

— Получается, что сейчас не столько театр ищет танцовщика, сколько агент предлагает его театрам?

— Да. Но даже если, например, какой-то театр обратится ко мне напрямую с предложением станцевать тогда-то и там-то, я отсылаю его к своему агенту. Таковы условия нашего контракта. У любого западного танцовщика с именем есть агент, может быть, даже не один. Конечно, агенту надо платить. Но, с другой стороны, это избавляет от забот о визах, билетах, гостиницах и так далее. Твое дело — только танцевать.

— В переводе на язык маркетинга балетный танцовщик с именем — это бренд. Из каких составных частей, по-вашему, этот бренд состоит?

— Это совокупность многих вещей. В первую очередь — умение танцевать. Но хороших и техничных танцовщиков сейчас много, поэтому важна индивидуальность, харизма. Многое дает театр. Если ты, к примеру, работаешь в Мариинке или Большом театре, там всё делают для того, чтобы ты постоянно светился в массмедиа. От этого устаешь, но если хочешь стать звездой, с этим нужно смириться. Очень важно везение. Например, в нужный момент с кем-то познакомился, и завязалось сотрудничество на многие годы. Плюс правильно подобранный репертуар, партнеры, с которыми ты танцуешь. Опять же — агент.

— Многие говорят о том, что сегодня классическая музыка живет по законам шоу-бизнеса. Можно ли сказать то же самое о балете?

— Мы движемся в этом направлении, и это хорошо. Главное, чтобы не дошли до конца. А хорошо это потому, что балет любят немногие. Поэтому его надо популяризировать. Первыми в России этим начали заниматься Анастасия Волочкова и Николай Цискаридзе, и им нужно памятник поставить за это. Хотя Настя сейчас уже почти совсем не танцует. А Коля танцует, и он в неплохой форме, а кроме того, потрясающе ведет на телеканале «Культура» передачу о балете и постоянно участвует в каких-то шоу. Если бы мне предложили вести какую-то передачу или появиться в шоу, я бы это сделал с удовольствием. Но настоящим шоу-бизнесом балет не станет. Мы не можем, как певцы, включить фонограмму, видео и сказать зрителям: «Вот, посмотрите, а то у меня нога болит». Танцуем и с больными ногами, и с насморком.

— Раз уж зашла речь о здоровье, уместно вспомнить, что век балетного танцовщика не так уж долог. Задумываетесь ли вы сейчас о своем будущем?

— Начал задумываться. Хореографом я стану вряд ли. Это призвание. Педагогом поработаю с удовольствием, но это не главное. Руководить театром, поднять его на международный уровень? Пожалуй, да. Но не для того, чтобы обо мне написали в балетной энциклопедии. Просто мне всегда хочется доказывать себе, что я могу сделать больше, чем делаю сейчас.

Ночной балет

— Бывает ли так, что в театр приходит новый хореограф и открывает для артистов их самих по-новому?

— Конечно! Но это должен быть хореограф современного балета. Для меня классический танец прост. Есть первая, вторая, третья и так далее позиция ног. То же самое — руки. В итоге классический танец можно сравнить с математикой, в которой ты решаешь некие уравнения. Нужно просто решать их правильно. Взять, например, такие классические балеты, как «Лебединое озеро» или «Жизель». Там изначально ясны суть сюжета, характеров, каким ты должен быть на сцене. Каждый танцовщик делает это по-своему, но трактовка в общем-то одна и та же. Когда ты станцевал, к примеру, все версии «Дон Кихота» и «Лебединого озера», ничего нового в классике для себя уже не откроешь.

Современный балет, модерн — это другое. Взять, например, балет QUATRO, который мы будем показывать в Киеве в начале июня. Мы задумали этот проект вдвоем с Леней Сарафановым, пригласили хореографа Эдварда Клюга. На сцене четыре человека — два танцовщика и две танцовщицы, есть дуэты, па-де-труа и сцены, где мы танцуем вчетвером. В QUATRO нет конкретного сюжета, при помощи пластики тела танцоры передают свое внутреннее состояние, настроение. Поэтому каждый из нас танцует каждый новый спектакль по-разному, в зависимости от того, какой у тебя в данный момент настрой. И зрители тоже видят в этом танце разное. Кто-то — печаль, кто-то — любовь, радость, грусть. Это чистый модерн-балет, который можно сравнить, например, с улыбкой «Моны Лизы», в которой каждый видит что-то свое.

— Но классический балет останется жить дальше?

— Это фундамент, без которого никак. Мы сначала хотели сделать в QUATRO два современных одноактных балета разных хореографов. Но потом подумали, что зрители всегда хотят видеть классику. Поэтому в первом отделении будут любимые публикой отрывки из «Дон Кихота», «Корсара», «Лебединого озера» и других классических балетов, в которых нас привыкли видеть. А во втором отделении покажем совсем иной мир.

— Как давался вам, танцовщикам, собственный проект?

— Он потребовал очень много сил. Ведь нам не помогал ни театр, ни кто-либо другой, всё делали только четыре человека: мы с Леней и наши жены-балерины. Работали по ночам, сами искали хореографа, композитора, художника, все финансовые затраты лежали только на нас.

Когда была премьера в Питере, публика приняла первое, классическое, отделение очень хорошо. А, второе, модерн — еще лучше, аплодировала стоя, долго не отпускала. И это было для нас, классических танцовщиков, настоящим счастьем. А то, что аплодировали не обычной премьере, в которой ты просто танцуешь, а всё остальное сделал театр, а нашему собственному детищу — было счастьем вдвойне.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 17, 2011 6:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053232
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Михаил Лавровский
Авторы| Юлия Киреева
Заголовок| Михаил Лавровский:
«Балет – это наш флагман!»

Где опубликовано| © Газета «Берег» (Воронеж) № 51 (1333)
Дата публикации| 20110519
Ссылка| http://www.bereg.vrn.ru/434.html
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

В столице Черноземья побывал известный танцовщик, хореограф и педагог Большого театра Михаил Лавровский. В Воронеж Михаил Леонидович прибыл по просьбе директора нашего оперного театра Игоря Непомнящего, который попросил мастера поставить балет «Ромео и Джульетта».



Доселе в Воронеже Михаилу Леонидовичу работать не приходилось, и он с удовольствием откликнулся на предложение. Пока заехал на пару дней – ознакомиться с труппой. А вот в мае Лавровский обещал поселиться в Воронеже недели на две и заняться непосредственно постановкой. Премьера ожидается в сентябре.

«Ваши танцоры – фанатики»

«Для начала я посмотрел работу ваших артистов в «Щелкунчике», – признался Лавровский. – Видно, что ребята танцуют с удовольствием, им нравится эта профессия. Я всегда считал, что в нашем деле главное – фанатизм! Ваши танцоры – фанатики. Если человек просто отбывает время, то ничего не получится, а воронежские ребята – люди с отдачей, они в душе настоящие артисты…»

Михаил Леонидович поведал, что на его постановку «Ромео и Джульетты» в Большом театре воронежская работа будет мало похожа. «Безусловно, придется переделывать, у меня ведь в Большом человек сто было занято в данной постановке – колоссальное количество персонажей, на фоне которых проходят главные герои. А у вас сцена намного меньше, поэтому будем делать мобильный вариант. Вся хорео­графия будет та же, но спектакль следует сократить».

Михаил Лавровский признался, что уже сформировано четыре состава артистов, из которых придется выбрать два, максимум три. На роль Джульетты пробуются Юлия Непомнящая, Валерия Анциферова, Светлана Носкова, Анастасия Русинова. На Ромео – Денис Каганер, Александр Литягин, Иван Алексеев и Ярослав Синицин (его же Лавровский прочит на роль Меркуцио и Тибальда).

«Уланова – лучшая Джульетта»

– Михаил Леонидович, вы не раз ставили шекспировскую трагедию. А кого из русских балерин вы считаете лучшей Джульеттой?

– Лучшей, безусловно, была Галина Сергеевна Уланова. В этих спектаклях нужно понимать смысл исполняемого, а не просто быть хорошей балериной с длинными ногами. Бессмертнова была замечательной Джульеттой, Стручкова, Кондратьева... Но Уланова – лучшая! Что касается Ромео, то Марис Лиепа мне очень нравился в этой роли. По-своему хороши были Тихонов, Васильев. Фадеечев был замечательный…

– В Воронеже на премьере «Ромео и Джульетты» не планируете сами выйти на сцену?

– Нет, я сильно повредил ногу. Шел, поскользнулся, но удержался, не упал. И что-то там повредилось. Это нерв, наверное. Полтора месяца вообще не мог ходить! Сейчас иду – вроде нормально, через 10 метров вообще не могу идти. Потом снова нормально. Сложнее всего – сидеть. В машине вообще трудно ездить. Но дело даже не в этом. В Москве я иногда еще танцую кое-что, хотя «Спартак» уже не осилю, и «Дона Кихота» тоже. А в Воронеже я бы и не вышел, это серьезный балет, тут смешить людей нельзя.

– Вы часто посещаете постановки своих коллег?

– Раньше посещал часто, потому что ставили настоящие спектакли. Это было мое поколение – Володя Васильев, к примеру. Очень его уважаю! Теперь в театры хожу не часто, поскольку то, что сейчас ставится – мне не очень понятно. Идет смешение жанров. Люди забывают, что в цирке должен быть цирк, в опере – опера, в балете – балет. Я сам обожаю со­временные спектакли, джаз, степ… Но в оперетте желаю слышать опереточное исполнение, там не надо петь поставленным голосом! Но если я прихожу на «Аиду», то хочу, чтобы это исполнялось в лучших традициях оперы. Если я не могу взять высокую ноту в «Паяцах», в «Отелло» Верди, в «Сельской чести» Москани, если я не могу спеть басовые партии в «Князе Игоре» – то мне в опере делать нечего! Как бы хорошо ко мне ни относились, но меня оттуда выгонят. Скажут: «Иди, Миша, на эстраду и пой там!» Почему-то никто не делает из спортивной гимнастики художественную, и наоборот. Потому они и развиваются.

«Марионетке сопереживать не будешь»

– В балете сейчас мало хороших кадров?

– Вахтанг Чабукиани был гениальным танцовщиком, 100 лет назад он поставил практически все вариации и в «Баядерке», и в «Корсаре» – и ведь никто не знает эти его вариации. Конечно, и Васильев, и Нуриев, и Лиепа, и Барышников технически танцевали лучше – время-то идет вперед! Но это же было поставлено! Я вот сейчас ставил «Пахиту», а люди не могут справиться с этим спектаклем! Артисты – красивые, высокие, чудно бегают босиком… А дальше – ничего. Все хотят делать новое, потому что танцевать по-настоящему не могут. Да, время идет вперед, все рвутся на современные спектакли. Да ради Бога! Но если вы разучитесь танцевать классический репертуар – лучше закройте театр. В Душанбе лет 20 назад президент закрыл театр оперы и балета. Он сказал: «Нам это не нужно!» Я с ним не был согласен, но, по крайней мере, это было сказано честно.

Мы прославились на весь мир именно благодаря балету! Машины лучше делают в Японии, Германии и Америке. Там же лучше костюмы шьют. А вот классический балет никто так, как русские, не танцевал. На сцене был живой человек. При блистательном исполнении это были люди, а не марионетки. А в той же Америке, что «Лебединое озеро», что «Спящая красавица» – манера исполнения одна и та же. Они просто меняют пачки. Спектакль – это ведь не только техника, но и эмоциональное выражение на сцене. Вы видите танцора, вы ему сопереживаете. А марионетке вы сопереживать не будете. Русские балерины были настоящими артистками, и этим покорили весь мир. Плисецкая была одна, Уланова была одна, Семенова… Это нельзя терять, это как национальная идея.

– Вы назвали только женские имена…

– Мужчины – вообще отдельная тема. Балет ведь всегда был женским искусством, но с приходом Чабукиани, затем Григоровича появилось мощное исполнительство. Ведь мужское тело, что ни говори, сильнее женского. Женщина – это красота, любовь и нежность, а мужчина – это мужество, порыв страстей. Только у нас в балете были Мужчина и Женщина. За рубежом – просто партнеры.

Меня не смущает гомосексуальная ориентация Жана Маре или Нуриева, потому что на сцене они остаются Мужчинами. Ну что поделаешь, если я люблю Валю, а он Колю? А сейчас идет такая тенденция, что на сцене почему-то мужественные женщины и женственные мужчины. Это равносильно тому, что блондинок на сцене перекрашивают в черный цвет, а черным вытравляют волосы. Зачем? Упрощаются мужские трюки… В опере певец берет верхнюю ноту, выражая тем самым свою любовь к женщине. В балете – это взлет. А ведь взлететь надо и телом, и душой, и своим эмоциональным состоянием. Вот у нас сейчас есть молодые танцовщики – Васильев, Лантратов, Медведев – они мощно исполняют! Технически намного лучше, чем мы, хотя движения одни и те же! И это настоящий мужской танец. Только вот, к сожалению, это никому не нужно. Я не удивлюсь, если скоро эти артисты уедут на Запад. Потому что в России все решает блат, а не талант.

«Для пиара можно и голой сняться»

– А как вы относитесь к скандалам, связанным с балериной Анастасией Волочковой? На ваш взгляд, подобные вещи продвигают балет или наоборот?

– А что там было последнее? Что она разделась? Я к Волочковой очень хорошо отношусь, но она давно уже не в театре. И даже балетом вроде бы не занимается. Те концерты, с которыми она ездит по стране, имеют современный уклон. «Лебединое озеро» она не танцует. Что касается скандалов, то могу сказать так: если человек хочет сделать себе пиар, то очевидно – надо сниматься голой. А если человек по-настоящему занимается искусством, это не обязательно.

– Кроме Воронежа, какие постановки у вас еще планируются?

– 3 мая еду в Азербайджан. Посмотрю, может, там сделаю что-то. Они пригласили меня, чтобы я что-нибудь поставил, но надо посмотреть труппу. Может, это будет «Вальпургиева ночь», а может, что-то другое. Все упирается в танцоров. Я настолько испорчен 60-ми годами… Без Мариса Лиепы, Юры Владимирова и других гениальных артистов – тяжело. Мне сложно без мощного танцовщика или балерины что-то делать. Если я не вижу, под кого ставить, если нет человека, который будет тянуть спектакль, я откажусь.

– Вы ведь еще преподаете?

– Да, в Большом театре. Плюс работаю худруком в МГАХ, преподаю в ГИТИСе, в своей школе и в институте русского театра.

«Старые заслуги дают о себе знать…»

– Когда же вы все успеваете?

– Вот так – не садясь. Если у меня выходной в Большом, то в другом месте – рабочий день. То есть выходных нет вообще. Вот сейчас, правда, когда были проблемы с ногой – сразу везде выходные получились. Но тут мне никто ничего не может сказать – старые заслуги дают о себе знать.

– Михаил Леонидович, вам 70 лет, а вы еще выходите на сцену. Как вам удается держать себя в отличной форме?

– Так я ведь занимаюсь каждый день! С утра делаю пятиминутную зарядку, затем еду в театр и занимаюсь на станке, затем спортивной гимнастикой. Турник, гири – обязательная ежедневная программа.

– Я уже поняла, что покой вам только снится, и все же, когда выпадают минуты отдыха, как любите проводить досуг? Может быть, рыбалкой увлекаетесь?

– Нет, рыбалка – это не мое. У меня слабость – кафе. Очень люблю там один посидеть. Если уж с кем-то, то это должен быть близкий друг или подруга. Но только не шумная компания. Люблю отдохнуть в тишине, попить водочки, виски или коньячку. Больше люблю водку, но приходится чаще пить коньяк или виски, потому что после водки мне очень трудно работать. А вот коньяк – если это, конечно, не бутылка, а граммов двести, это нормально. Сейчас вот мечтаю на недельку съездить в Норвегию. На Севере хорошо пьется, там прохладно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20659
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Фев 15, 2012 9:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2011053233
Тема| Балет, Михайловский театр, Персоналии, Вера Арбузова
Авторы| Лидия Ратникова (специально для еРаботы)
Заголовок| «Главная награда — мамина похвала»
Где опубликовано| еРабота.ру®.
Дата публикации| 20110511
Ссылка| http://nsk.erabota.ru/info/interview/5919/
Аннотация| ИНТЕРВЬЮ

19 мая в Новосибирске состоялся гала-концерт современной хореографии «Grand Pas. Возрождение». Одна из самых ярких участниц программы — прима Михайловского театра Вера Арбузова. Обладательница престижных премий и почетного звания заслуженной артистки России, она по-прежнему считает главной наградой мамину похвалу. Почему эта оценка остается самой важной и из чего складывается успех в балете, Вера рассказала в интервью еРаботе.


Вера Арбузова
Родилась в Красноярске. В 1992 году окончила Красноярское балетное училище. С того же года — солистка труппы Театра балета Бориса Эйфмана. В 2002 году Вера Арбузова была удостоена звания заслуженной артистки России, а в 2005 году получила премию «Душа танца». С 2008 года — солистка Михайловского театра. С 2010 года Вера Арбузова работает хореографом.


Почему вы стали балериной?

У меня просто не было другого пути. Когда мне было 4 года, родители записали меня на занятия скрипкой, но быстро стало понятно, что я слишком энергичная и подвижная для этого. Энергию нужно было куда-то выплескивать, и мое счастье, что родители ее правильно направили.

Вам не было страшно? Ведь говорят, что балет — очень жестокая сфера.

Скажите, а какая сфера — не жестокая? Везде есть какие-то «страшные сказки»: в ядерной физике про украденные формулы и присвоенные открытия, в балете — про стекла в пуантах.

Чем приходилось жертвовать ради профессии?

Единственная жертва, которая действительно заставляет меня переживать, это то, что я мало времени уделяю ребенку. У меня сейчас переходный период между работой артистки и хореографа, на занятия с сыном совсем не остается времени. Все остальное даже жертвой не могу назвать, ведь танец — это моя жизнь, и моя жизнь — это танец.

В чем, на ваш взгляд, секрет успеха в балете?

Физические данные, талант и трудолюбие. Физические данные можно развить, но они все равно должны быть определенными от природы. Одной физики мало, очень важен упорный труд. Сегодня из училищ с «пятерками» выпускается масса балерин, которые подают большие надежды, но через год о них все забывают. А бывает, артистка выпускается с очень средними оценками, а через какое-то время своим трудом добивается большего, чем более способные однокурсницы.

А что вы называете талантом?

Умение делать танец не просто танцем. Голая техника впечатляет и вызывает интерес, но только первые пять минут. В танце должна быть душа, энергия. Если я смотрю на артиста и у меня по позвоночнику бегут мурашки, дух захватывает, тогда это больше, чем танец.

Ваш успех сложился благодаря этой формуле?

Я думаю, это была судьба. Есть много артисток, которые по сравнению со мной обладают гораздо лучшими физическими данными. Я никогда не обладала особой техникой, она у меня выработанная. Но есть такое понятие как харизма, внутренняя энергия — когда ты выходишь на сцену и что-то в тебе заставляет зрителей не сводить глаз, держит их внимание до последнего движения.

Какую из полученных наград вы считаете самой важной?

Для меня самой важной наградой по-прежнему остается мамина похвала. Мама нечасто видела меня на сцене, а, кроме того, она очень редко выражает эмоции, максимум, что говорит про мои работы: «Да, хорошо». Поэтому мамин комплимент — самая ценная награда. Хотя конечно, когда выходишь на поклон после сложного спектакля вроде «Красной Жизели» или «Анны Карениной» и зал аплодирует несколько минут, это тоже не может не вызывать эмоций.

Вам приходилось исполнять вещи, которые вам не нравились?

Любую партию, за которую ты берешься, нужно исполнять на профессиональном уровне, нравится она тебе или нет. Не буду лукавить, иногда свою роль играет финансовый вопрос, но мне приходилось и бесплатно работать в каких-то не совсем близких мне проектах просто потому, что я хорошо отношусь к его авторам или участникам. Это часть профессии, я спокойно ее воспринимаю.

В одном интервью вы сказали, что балет — это искусство молодых. Вам не будет страшно уходить со сцены?

Нет, потому что я уже перешла эту грань, я состоялась как балерина. И хотя у меня сегодня масса предложений как танцовщице, мне сейчас интересней заниматься постановкой. Эта профессия дает больше возможностей выразить свои взгляды, идеи. Ведь когда ты танцуешь, то воплощаешь чьи-то чужие мысли, и, хотя и являешься соавтором, кисть находится в руках другого художника. А когда все зависит от тебя — хореография, свет, костюмы — это совсем другие ощущения, другая степень ответственности.

Если ваш сын захочет пойти в балет, вы не станете его отговаривать и предостерегать?

Отговаривать не буду, предостерегать тоже. Конечно, о каких-то особенностях расскажу, но обязательно дам ему возможность попробовать себя в разных отраслях и самому сделать выбор. Сегодня, судя по его физике и тому, как он двигается, танец будет для него очень органичной сферой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 11, 12, 13
Страница 13 из 13

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика