Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
"Спящая красавица": изыскания и находки
На страницу 1, 2, 3 ... 17, 18, 19  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 12:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Только что прочитал статью из последнего номера о "Спящей красавице" С. Вихарева. Мне кажется, я знаю ответ на один из поставленных в ней вопросов.

"Как 4 или 5 пажей поддерживало в линии на авансцене 6 фей (или в этой линии с позами и пируэтами было 5 фей, без Сирени – Марии Петипа?) и как 6 фей (или опять 5?) присаживались на колени этих пажей – загадка."


В "Спящей красавице" Р. Нуреева (спектакль 1972 года) в соответствующем эпизоде адажио, во время комбинации "арабеск - ку де пье - тирбушон" фея Сирени стоит на обеих ногах по четвертой позиции и, точно также, как и два кавалера по краям, поддерживает танцовщиц.
Меня сразу заинтересовало происхождение этого разночтения с ленинградским текстом. То, что Р. Нуреев ввел его сам - маловероятно. Во - первых, в этом не было никакой технической или содержательной необходимости. Во - вторых, впоследствии он отказался от этого: в парижской редакции феи танцуют синхронно.
Ни в одной известных мне европейских постановок ничего подобного тоже нет.
Однако ... Сразу после своего "прыжка" Р. Нуреев танцевал в "Спящей красавице" в труппе маркиза де Куэваса. Их версия имела в своей основе спектакль "Русского балета" С. П. Дягилева (хореография М. И. Петипа и Б. Нижинской), в свою очередь, ориентированный на тот текст, который существовал в Мариинском театре в начале двадцатого века. Если стоячая фея Сирени родом из этой постановки, то туда она несомненно проникла с императорской сцены. Во всяком случае, у Б. Нижинской, как и у Р. Нуреева, не было причин убирать из ее партии эти движения, а вот для стареющей Марии Мариусовны в свое время такое вполне могли сделать.
И далее - о пажах (которых четыре или пять).
Я понимаю, что редакции Р. Нуреева - далеко не самая благодатная почва для исторических изысканий, но в данном случае мне снова придется обратиться к ней, и обратить ваше внимание на еще одно его нововведение - на семь фей вместо шести, как было у М. И. Петипа. На этот раз изменение вполне логично и оправдано: если Сирень является центром композиции - с обеих сторон от нее должно быть равное количество танцовщиц, иначе группа становится асимметричной и выглядит некрасиво (как, например, у К. М. Сергеева). М. И. Петипа едва ли мог допустить подобное в своей постановке. Но, поскольку, фей у него было все-таки шесть (т. е. пять без Сирени), то, скорее всего, одна из них в этот момент не участвовала в адажио - точно также, как затем в аллегретто не участвует сама Сирень. При таком раскладе для адажио требуется пять пажей. Что же касается четырех танцовщиков в "пажеском" соло, то, возможно (это уже чисто догадка) - не выходил танцевать тот же паж, чья фея не участвовала в упомянутой эволюции.

Допустим и иной вариант.

Сразу хочу отметить, что то, что я напишу сейчас, уже не имеет какого-либо прямого или косвенного исторического подтверждения. Скорее, это подсказано логикой моего собственного хореографического мышления.
Если бы мне было нужно поставить поддержку шести танцовщиц, стоящий в линии - пятью танцовщиками, то я сделал бы это одним из следующих двух способов:

1) Два танцовщика встают по краям (кстати, это мы наблюдаем все в той же редакции Р. Нуреева, при чем и в канадской, и в парижской версии), один - в центр и два таким образом, чтобы с крайней стороны от них оставалась пара танцовщиц, а с центральной - по одной. Т. е. группа выглядела бы так (предполагаемая рампа - снизу):

Паж - Фея - Фея - Паж - Фея - Паж - Фея - Паж - Фея - Фея - Паж.


2) Два танцовщика встают по краям, один - в центр, а два оставшихся поддерживают средних танцовщиц в каждой тройке. Т. е. группа выглядит так (предполагаемая рампа - снизу):

...................Паж..................................Паж
Паж - Фея - Фея - Фея - Паж - Фея - Фея - Фея - Паж.

Такое построение отчасти подтверждается данными афиши, приведенными в статье. Если феи Виолант и Крошка появляются каждая в сопровождении двойки пажей - танцовщиков и Кандид - в сопровождении еще одного, а "спорная" линия выглядит именно таким образом, как описал я - то вторые пажи могли поддерживать своих "хозяек" сзади за талию, в то время как трое других - за руки. Косвенным подтверждением пажей, стоящих с обеих концов линии, служит первая группа адажио с двумя пажами в центре кругов сиренок, известная, в частности по английской записи с М. Фонтейн и, вероятно, присутствовавшая там изначально. Сиренки, скорее всего, отступали на задний план не в хороводах, а линиями, открывая пажей, к которым подходили феи.
Что же касается вопроса о приседании фей на колена пажей - то он решается очень просто. С одной стороны, из количества присутствующих на сцене пажей очевидно, что одна из фей физически не могла в нем участвовать - ей просто не на что было садиться. С другой стороны, не вызывает никаких сомнений, что изъять из шестерки можно только Сирень - отсутствие какой-либо другой - "рядовой" - феи было бы необъяснимым и нелогичным. Наконец, в третьих, порядок расположения фей в диагонали (где Сирень стоит первой сверху) указывает на то, что ей как раз необходимо поменять свое местоположение, что она и могла бы сделать в момент приседания (скорее всего, у нее была какая-то пантомимная реплика, оправдывающая выход из общей группы).

Какое из описанных мной решений более достоверно, я сам судить не могу. Второе более соответствует стилю М. И. Петипа и не ставит новых проблем, но, в отличии от первого, подтверждается напрямую только косвенными сведениями из истории. Первое в этом смысле более исторично, но зато оно никак не объясняет хореографию сольных фрагментов для четырех (а не пяти) пажей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 3:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Амалирис, интересно было прочитать Ваши соображения. Но должна сказать, что у Петипа у самой Сирени не было пажа (что видно по исполнителям и списку дейст лиц - в либретто и афише), что пажей - взрослых танцовщиков было 5, при этом они вовсе не распределялись по числу фей. Так у Канарейки был один паж-танцовщик и паж-танцовщица, а у Виолант - 2 пажа-танцовщика. Таким образом проблема распределения в отдельных моментах 5-х и 4-х пажей остается. Не могу оценить и введения 7-й феи в композицию Петипа (все таки на 6 фей и только!), только из-за одной линии на рампе, где все делают одинаковое движение и, следовательно, в этот момент симметрия не так важна, а выходила ли Сирень из центра, чтобы обнаружить несимметричное расположение относительно нее двух и трех фей по сторонам - не известно. Фаллингтон пишет, что не выходила.
Вы писали Ваш пост по прежним частям моей статьи. Но сейчас уже появилась последняя ее часть. Может быть, Вам будет интересно прочитать и ее.
ПОКА Я НАПИСАЛА ОТВЕТ, ТЕКСТ ВАШ СИЛЬНО УВЕЛИЧИЛСЯ. ОТВЕЧАЛА НА ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ КОРОТКИЙ ВАРИАНТ
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24335
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 11:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Соображение не искусствоведческое, но все же. Пять фей Пролога вокруг главной феи - это звездочка сирени с пятью лепестками, приносящая счастье и исполнение желаний.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 1:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наталия Зозулина писал(а):
Но должна сказать, что у Петипа у самой Сирени не было пажа (что видно по исполнителям и списку дейст лиц - в либретто и афише), что пажей - взрослых танцовщиков было 5, при этом они вовсе не распределялись по числу фей.


Просто сначала я прочитал Вашу статью бегло, и бегло же написал ответ. Ночью перечитал еще раз - более внимательно, и отсюда появился второй вариант.

Наталия Зозулина писал(а):
Вы писали Ваш пост по прежним частям моей статьи. Но сейчас уже появилась последняя ее часть. Может быть, Вам будет интересно прочитать и ее.


Уже прочитал. Всегда с удовольствием слежу за Вашими публикациями. Хотел бы выразить огромную признательность за приведенную в них информацию, особенно - за сведений о характере и содержании нотации Сергеева, получить которые из других источников практически невозможно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 2:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, у меня есть еще одно соображение по поводу четверки (пятерки) пажей в коде.

Прежде всего - один весьма странный момент.

Вот сейчас держу в руках книгу с репродукцией премьерной афиши 1890 года - и нахожу в перечислении участников Grand pas d'ensemble только четверых пажей - танцовщиков: двоих у Виолант (к сожалению, качество печати таково, что фамилии не читаются; что-то похожее на Карганин и Воронков (Воронцов) 1) и двоих у Крошки (Лукьянов и Кшесинский 2). У феи Сирени - две танцовщицы (Егорова 2 и Кшесинская), у Канарейки - две воспитанницы (Киль и Уракова (читаю с трудом)), Кандид и Флер-де-Фарин - по две танцовщицы (фамилии не читаюся, за исключением Кшесинской 2).
Я не пытаюсь подвергнуть сомнению данные Вашей статьи, просто у меня возникает закономерный вопрос: все-таки, было ли среди больших пажей четыре или пять танцовщиков? И не могло ли быть так, что их количество варьировалось от спектакля к спектаклю (т. е., получается, что четыре из них несли на сцене какие-то специфически мужские обязанности, в то время как пятый (пятая) таковых не имел(а))?
Удивительнее всего, что, если сравнить приведенные Вами данные с текстом этой афиши, то получается, что пажа-танцовщика заменяла воспитанница (!!!).

Но, перехожу, собственно к соображениям.

Если из пяти пажей станцевать соло выходили только четыре - то эту четверку, несомненно, образовывали две пары танцовщиков, сопровождавших Виолант и Крошку (М. И. Петипа едва ли стал бы убирать одного пажа из пары и заменять его "непарным" - во первых, это слишком запутанно и сложно, а, во - вторых, как правило, в его композициях изначально заявленные группы сохраняются на протяжении всего ансамблевого построения). С другой стороны, пятый паж все равно должен был появиться на сцене, поскольку в коде, как правило, собирались все участники танцевальной сюиты (за исключением, разве что, исполнителей вставных вариаций, не задействованных в адажио - как, например, в "Большом венгерском па" в "Раймонде"). Следовательно, появление пажей можно выразить формулой "4+1" (где "один", кстати, тот самый таинственный паж, который то ли танцовщик, то ли воспитанница). В третей части коды выход пяти фей строится по такой же формуле, при чем аналогом "одинокого" пажа становится Канарейка (с которой этот паж выходит в кортеже). Так, может быть, замысел М. И. Петипа заключался как раз в том, что соло пажей из первой части коды "отражалось" затем в танце фей в третей части?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 11:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Амалирис писал(а):
Кстати, у меня есть еще одно соображение по поводу четверки (пятерки) пажей в коде.
Вот сейчас держу в руках книгу с репродукцией премьерной афиши 1890 года - и нахожу в перечислении участников Grand pas d'ensemble только четверых пажей - танцовщиков:

Уваж.Амалирис! У меня хорошее качество печати и прекрасно видно:
Вот точный список ПО ЛИБРЕТТО К ПРЕМЬЕРЕ 1890 Г:
8 фамилий артисток - свита феи Сирени
Г-жи Егорова 2 и Кшесинская - две артистки - пажи Сирени
Г-Н Киль и Г-ЖА Уракова - артист и артистка - пажи Канарейки
ГГ Карсавин и Воронков 1 - два артиста - пажи Виолант
ГГ Лукьянов и Кшесинский2 - два артиста - пажи Крошки
Г-жи Петерс и Натарова2 - две артистки - пажи Кандид
Г-жи Рубцова и Вишневская2 - пажи Флер де Фарин
Считайте! Smile
А ВОТ ЭТИ НЕ СЧИТАЮТСЯ за пажей
Есть еще Гении с большими опахалами - 4 танцовщицы и 4 воспитанницы
Гении подающие благовония - 2 танцовщицы и 2 воспитанницы
Молодые девицы, подносящие подарки - 6 воспитанниц


Последний раз редактировалось: Наталия Зозулина (Вт Янв 26, 2010 3:15 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 11:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Амалирис писал(а):
не могло ли быть так, что их количество варьировалось от спектакля к спектаклю

Вы знаете, Спящая 1890 г была чрезвычайно стабильным спектаклем, при том, что она шла десятки раз в первые сезоны, все оставались на своих местах, если судить по афишам и рецензиям. Поэтому мне не кажется, что а вот пажи варьировались. 5 пажей.... - ВСТАВКА ПОЗДНЕЕ: ЭТОТ МОМЕНТ КАК РАЗ И БУДЕТ УТОЧНЕН. Я подозреваю, что у Петипа 2 небольших соло пажей в Вальсе и коде па де сис (гран па) все-таки танцевали ВСЕ ПЯТЕРО (в шахматном порядке), поскольку это самое логичное и корреспондирует с 5-кой фей, а Сирень без пажей главная - сама по себе (впрочем, это недоказуемо). А то, что в записях Сергеева их было 4, а на других листах 6, может говорить о том, что ко времени записи в спектакль были внесены перемены или о том, что некоторые сцены в записях отражали лондонский вариант балета, где количество людей на разных местах в спектакле вполне могло отличаться от Мариинского балета. Приноравливались, как в случае, когда нет 24 лебедей, ставят 18. В записях многие места отражают именно лондонский спектакль, особенно ноты.


Последний раз редактировалось: Наталия Зозулина (Вт Янв 26, 2010 3:18 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Пн Янв 25, 2010 11:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Спасибо большое за прояснение ситуации с афишей.
Я ВСЕЦЕЛО И ОХОТНО ДОВЕРЯЮ ВАШИМ СЛОВАМ И ВАШЕЙ АФИШЕ.
Слово "воспитанницы" перед фамилиями Киль и Уракова на репродукции афиши - оставляю на совести издателей.
Спасибо за внимание и ответы на возникшие у меня вопросы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 12:08 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вы знаете, Амалирис, а теперь я взволновалась. Я ведь тоже записывала и афишу, и полезла сейчас в эти записи. Действительно, там расхождение по указанным Вами фамилиям! Причем двойное - и с точки зрения ученики это или артисты (то есть господа или воспитанники) и с точки зрения, кто Киль - он или она? В либретто это он и танцовщик. И Уракова - танцовщица. Но если Киль это "она", то тогда Пажей получается только 4. По два пажа-ТАНЦОВЩИКА у Крошек и Виолант. У остальных - ТАНЦОВЩИЦЫ (ВОСПИТАННИЦЫ). Вообще, когда я просматривала Афиши Императ.театров, то в них встречались ошибки, например, забывались феи и писались не 6, а 5 и т.д. Но чтобы выяснить данный вопрос, стоит пролистать афиши последующих спектаклей именно по пажам. Смогу это сделать в серед.февраля. И ответить на Ваш вопрос.
Кстати, открыла страницу с московской афишей от 1899 г - премьера СК. И это даже курьезно - на этой же позиции - то есть пажи феи Канареек (где в Петербурге Киль) стоит: восп: Жвирблие и Бурина2 - то есть опять не понять, Жвирблие - это он или она? У Крошки и Виолант - взрослые по 2 танцовщика.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 1:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Только что зашел на сайт, где собраны японские лекции вихаревской команды и приведены фотографии первого состава исполнителей. К сожалению, мой компьютер упорно отказывается устанавливать программу, с помощью которой фото можно увеличить до нормального размера. Но, тем не менее, под фото феи Канарейки с двумя пажами, пажи названы воспитанницами. Если учесть, что авторы сайта, вероятно, видели - что они публикуют, то, получается, что Киль - это все-таки девушка.
Еще нашел сценическую фотографию спектакля 1890 года. Кадр явно постановочный, среди участников можно явно различить четырех пажей - девушек. Пажей - юношей на нем не видно (либо они отстутствуют, либо сливаются с мимансом).
Буду с нетерпение ждать Вашего "февральского"сообщения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24335
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 1:55 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наталия Зозулина писал(а):
Кстати, открыла страницу с московской афишей от 1899 г - премьера СК. И это даже курьезно - на этой же позиции - то есть пажи феи Канареек (где в Петербурге Киль) стоит: восп: Жвирблие и Бурина2 - то есть опять не понять, Жвирблие - это он или она?

Похоже, это ОНА:

ЖВИРБЛИС, Мария Ивановна [р. 15(27) .VII. 1882] - русская советская актриса. В 1901, по окончании балетного отделения Моск. театр. уч-ща, была зачислена в балетную труппу этого т-ра. В 13 лет на сцене Малого т-ра исполнила роль Анютки ("Власть тьмы"). В 1902-06 была актрисой Малого т-ра. С 1906 в течение 30 лет выступала в провинции <...>

Далее описана карьера драматической актрисы. Источник: Театральная энциклопедия.

Киль (Киля) можно попробовать поискать у Борисоглебского. У меня 1-й том - до выпуска 1888 г. Там его (ее) нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 2:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень даже возможно. Во всяком случае, по возрасту тоже подходит идеально. В пажах были задействованы воспитанницы выпускных классов, а М. Жвирблис в 1899 году как раз было 17 - 18.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 3:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если по аналогии и с учетом повторения в Москве петерб.спектакля, то и Киль - она Smile ! И тогда пажей - 4. В любом случае, после посмотрю афиши. Чтобы не искать, что и как делали 5 пажей Very Happy при том, что 5 - логично, а 4 - ну совсем нет! Спасибо, Амалирис и за справку о ЖВИРБЛИС - Михаил Александрович.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 8685

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 5:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Кстати, в этом случае, еще один момент.
Если пажей - танцовщиков (во всяком случае, в Москве), было четыре (в то время, как самое меньшее количество фей, садившихся к ним на колена - пять) - получается, что одна из фей все - таки садилась на колено воспитанницы (представить себе, что сидело четыре феи, а Сирень и еще какая-то одна выходили из группы - просто невозможно). Но, если Канарейке колено подставляла воспитанница - то и Кандид, и Флер - де - Фарин тоже могли сесть на колена своих пажей - девушек, а не "заимствовать" чужих пажей - мужчин. Но тогда, получается, что вторых пажей-танцовщиков Виолант и Крошки М. И. Петипа ввел не ради группы на коленах, а для чего-то другого (закономерный вопрос - для чего?). Тем более, что если бы появление кавалеров объяснялось именно этой целью - логичнее было бы распределить их между феями по одному - каждой, а не по два - двоим, одного (?) - еще одной, и двоим оставшимся - ни одного . Словом, чем дальше вдумываешься - тем более запутанным становится дело. Question Question Question Question
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 24335
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Янв 26, 2010 5:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А разве не обычное дело, что мальчиков танцуют воспитанницы? Друзья Фрица, или Скрипочки, например - и сейчас так. Какое значение имеет тогда реальная половая принадлежность?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3 ... 17, 18, 19  След.
Страница 1 из 19

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика