Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Разговоры в читалке - 2
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Апр 14, 2010 12:39 am    Заголовок сообщения: Разговоры в читалке - 2 Ответить с цитатой

12 апреля в СПб Университете на филфаке состоялась встреча с А.О.Ратманским. Он ответил на многие вопросы из зала. Я попытаюсь воспроизвести его ответы, как я их записала по возможности, при довольно быстрой речи (верно по сути), сгруппировав темы, поскольку вопросы на одну тему могли прозвучать в разное время.
Пока напечатанная первая часть. Возможно, кто-то сможет дополнить мои лакуны...


РАТМАНСКИЙ: Я танцевал в Киеве, потом в Канаде, потом поступил в Датскую оперу. Там хранится Бурнонвиль, много балетов, много больше сохранили, чем у нас Петипа – наследие невероятно интересное. Что первый самый ранний балет Бурнонвиля, что последний – это один стиль. Они к нему никого из иностранцев не подпускают. Эта такая танцевальная святыня там и считается, что нельзя другим это танцевать. И это правильно. Только впитав это в их школе, можно научиться танцевать Бурнонвиля. У него старинная французская школа. Бурнонвиль учился у Вестриса. Для иностранцев-артистов проводили еженедельные семинары – где все рассказывали и показывали, разбирали, координацию и другие тонкости исполнения. После 2-3 лет они мне доверили Бурнонвиля танцевать.
По Бурнонвилю, его балетам, можно понять, в чем заключалось мастерство танцовщиков 19 века, когда не было такой техники как сегодня. Техника заключалась в выделке движений, в постоянной смене эпольманов, ноги все время ходят в заносках, поиски баланса, который нужно удержать…

Я танцевал там все, что там ставили. В первый мой год приехали Бежар, Килиан, Матс Эк. Для меня было так важно посмотреть, как они работают.

Матс Эк – заставлял по особому двигаться – все движения должны были тянуться очень далеко и еще дальше, тянуться до невозможности.

Бежар – тут не движения, не хореография, а больше всего его чувство театральности. Он мог простым замечанием подсказать, как взять на себя внимание публики, где нужно встать. И конечно, его харизма…

(ЧЕРЕЗ КАКОЕ-ТО ВРЕМЯ ПОСЛЕДОВАЛ ЕЩЕ ВОПРОС О БЕЖАРЕ) Мне Бежар не нравится. Я болел им, когда учился в школе. Сейчас нет.
Ноймайер – гениальный режиссер, больше чем хореограф. Мне трудно было его танцевать, движения казались неудобными. Но как он проговаривал роли, как рассказывал все вещи, так, что ты начинал наполнять движения жизнью, литературой, драматургией. У Ноймайера всегда артисты раскрываются. (ВОПРОС – ПОЧЕМУ ЖЕ ЕГО СПЕКТАКЛЬ ТАК БЫСТРО УШЕЛ ИЗ РЕПЕРТУАРА МАРИИНСКОГО – ВОТ ВЕДЬ «ЗВУКИ ПУСТЫХ СТРАНИЦ» БЫЛИ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ) Трудно сказать, почему его спектакль не удержался в Мариинском. Вообще причина, по которой спектакль не приживается, невозможно сказать, почему. Все может зависеть, что тот, кто составляет репертуар, не ставит его, потом кончается лицензия, потом идешь в кассу, тебе говорят, что вот билеты не покупают, но и это может быть не причина…

В отличие от русской классики, ¾ спектаклей Бурнонвиля – не танцы, а сцены, где играют. Причем датчане играют совершенно замечательно. У них даже артисты-мимы пишутся впереди ведущих танцовщиков. Пантомима особая, очень человечная, живая. Культура жеста.

Я провел 7 лет в Дании, и это была школа, которую нигде более нельзя было пройти. Поэтому я хотел сделать для них большой драматический спектакль и он был достаточно пантомимным. Пантомима – то, что у русских не репетируется, а просто сверяется. Чтобы разойтись по сцене, не столкнуться друг с другом. Переключить артистов, что пантомимные сцены – это структура спектакля. Суть его, и самое сложное – убедить, что над ней надо работать. Мне пришлось танцы доделывать, когда переносил Анну Каренину в другие труппы и сейчас в Мариинский.

- Про «Каренину»

РАТМАНСКИЙ: Спектакль на музыку Щедрина, написанную для Плисецкой, шел в ее постановке с участием Рыженко и Смирнова-Голованова. Еще учеником я его видел, и впечатление было неизгладимым главным образом от Плисецкой. Были звезды еще – Максимова и Васильев, Лиепа, Лавровский, другие, но Плисецкая была совершенно другая, свободная, двигалась так, будто нет страны, идеологии.

(Про исполнителей и составы «Анны Карениной» в Мариинском – Вишнева/Зверев/Баймурадов; Лопаткина/Смекалов/Бережной; Кандаурова/……….)

- Что думает Майя Михайловна о вашей постановке в Дании?
РАТМАНСКИЙ: М.Мих. очень тепло отзывалась об этой постановке.
В Дании я стал активно ставить. Они заказали большой балет…
Когда поступает заказ на какую-то работу, надо представить, что хочет зритель. Анна Каренина – единственная тема, для Дании и вообще на Западе, что они хорошо знают. Когда я стал работать с этой музыкой, она меня захватила, Щедрин использовал мелодии Чайковского, Беллини, но не все места мелодичны. Есть сложные, но труппа Мариинского уже много танцевала под сложную музыку, поэтому они справляются, уже не считают, а на слух танцуют.
Конечно, я помнил образ Плисецкой в этой роли – особенно последняя сцена там была потрясающая. Стробоскоп мелькал и М.М. двигалась и замирала в позировках в рапиде. Но у нас будет поезд. Настоящий вагон.

К Анне Карениной (героине Толстого) все относятся по-разному. Одни ее осуждают, другие – на ее стороне. Мы обсуждаем и с Дианой, и Ульяной, и Катей, они должны дать свое понимание образа. Есть мизансцены, есть вещи, которые очень важны, вне зависимости, кто танцует, это нельзя менять. Ведь балет – это не одна Анна, это весь балет, вся структура целиком, все взаимодействует.
Немалая часть моей постановки – видеопроекции. Художник, соавтор идее – датчанин (ФАМИЛИЮ НЕ РАССЛЫШАЛА), мы вместе с ним продумывали такую смену декорации, он придумал, чтобы без изменения сцены, большая единая установка и только смена деталей и уже другое место действия.

- О «Сильфиде»
РАТМАНСКИЙ: Все Сильфиды в Сов.Союзе – от одного отца и матери – Олега Виноградова, который пригласил Эльзу Марианну фон Розен. Сама Сильфида Бурнонвиля – переделка Филиппа Тальони, не совсем типичный балет для Бурнонвиля, в нем оказалось больше танцев, чем должно бы быть.

Сам принцип спектакля сохраняется в сегодняшней Сильфиде. Но конечно, изменения все же какие-то есть. Датчане открыто встречают новые постановки. Каждые лет 5 ставится у них новая редакция «Сильфиды». Один постановщик считает, что камин должен быть в центре, а другой – что слева, один вешает берет над камином, другой в стороне. Эти мелочи вызывают там страшные споры. Бывают и какие-то добавки сцен. Но это не кардинальные ломки.

Я могу судить о Сильфиде Большого театра. Когда я ее увидел, в этом спектакле не было жизни. Совершенно пропала история о Джеймсе, помчавшемся за мечтой, чтобы зритель поверил, прослезился. Спектакль должен быть живым, и я поэтому пригласил Кобборга. Он смог переубедить артистов, что важен не баланс, сколько стоять, не нарочитые позочки, а то, что идет изнутри. История про нас и важно, чтобы она представлялась натурально и была живой. Для того, чтобы докопаться до сути в этой истории. Если они переводят что-то в современность, как «Неаполь», например, то вот для этого – разобраться в отношениях героев психологически.
Спектакли не могут жить долго. Для балета 5-6 лет и дальше он рассыпается, и необходимо обновлять его.

У нас многие считают, что наши классические спектакли очень далеко ушли и идейно и по стилю от тех, какими они были при рождении. В русском балете все переругались. Диалога не видно. Не вполне продуктивно.

- Считаете ли вы, что в танце отражается душа народа? И не может быть вненационального танца. В народном танце отражается?
РАТМАНСКИЙ: В народном танце, нет сомнения, душа народа отражается. Но классический танец – ну какой же это народ? Его привили, привезли из Европы, да русские хорошо танцевали, но что в классическом танце русского?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Апр 15, 2010 1:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ПРОДОЛЖЕНИЕ РАЗГОВОРА. В моей записи порядок вопросов несколько сбит, но охвачены практически все затронутые темы. Не имела времени причесать стилистику записи. Только расшифровка

- О положении дел с нашим балетом по сравнению с мировым – сохраняет ли лидерство?
РАТМАНСКИЙ: Восприятие разное, и то, что для нас прекрасно, в Европе может показаться странным даже по вкусу. Мы еще можем отличить танцовщиков, выросших в русской школе, но это сегодня становится все более похоже на других…
Русская школа не позволяет нам танцевать суперсовременную хореографию. Очень трудно. Груз …., кот. в нас вбивали. Форсайта могут станцевать 10-15 человек в Мариинском и Большом театре. Вилдона – нашлось только несколько человек. Хотя сегодня в школе есть уроки современного танца, преподают модерн, но чуть-чуть, так, чтобы отстали. У нас нет понимания,… у нас считается, что карьеру можно сделать на работах, созданных для поколений предыдущих артистов. А работа с сегодняшними хореографами – это что-то вроде факультатива, необязательное.
В Большом – базовые вещи <московской школы> ушли. В Мариинском еще видны руки, пор де бра, которые никто в мире так не делает, как они. Но по технике – в западной труппе любой из кордебалета сейчас делает 3 тура, а у нас 2 и шатко. Никто не умеет стоять <держать равновесие на пуанте>
Вы видели закрытие Олимпиады в Ванкувере? Там был наш балет. Мне было стыдно смотреть.
Балет, как и жизнь, изменяется ежечасно. Каждые 5 лет приходят артисты другие, чем раньше, поэтому необходимо держать нос по ветру. Еще несколько лет, если так будет продолжаться, и мы уже отстанем так, что будет не догнать.

- По поводу Нуреева – ваше мнение о нем
РАТМАНСКИЙ: Он сделал гениальный НРЗБ в Париже своей идеей соединения школ – французской, русской, датской. И это дало такой толчок французской школе. Головоломная его хореография – лучше французов никто не станцует, и она настолько сложна, что позволяет французам держать высочайший уровень труппы. Мне нравятся постановки Нуреева. Я считаю его хорошим хореографом. Как и Майя Михайловна.

- Какое Ваше мнение о балетах Эйфмана?
РАТМАНСКИЙ: Я хочу сделать огромный комплимент Борису Эйфману – его артисты работают замечательно, и это конечно, его заслуга.

- Как вы относитесь к альтернативным частным балетным школам?
РАТМАНСКИЙ: Чем больше школ, тем лучше. Есть конкуренция. И всегда есть хорошие педагоги, которым не нашлось места в основных школах. В труппе Большого театра наверно человек 10 пришли из альтернативных школ – из Академии Нестеровой, школы Михаила Лавровского и др.

- Видели ли вы «Онегина»? <имелся в виду Эйфмана>
РАТМАНСКИЙ: Я знаю «Онегина» Крэнко – замечательный драматический спектакль. В нем на наш взгляд, наверно, есть немного того, что мы называем «клюквой» на русской теме. Но в нем удивительно сделаны главные роли. И я думаю, что для любых танцовщиков – счастье станцевать их.

- В чем перспектива для хореографии 21 века?
РАТМАНСКИЙ: Я не знаю… Возможно, интересно направление в соединение с этническим танцем.

- Кто для вас интересен как хореограф сегодня?
РАТМАНСКИЙ: Невероятно интересно работает Мак Грегор. Он придумал немало необычных движений и поддержек. У него соединение новых идей, новых технологий, космические вещи, чудо, что он делает. Немного одинаково только, но это поиск языка пока идет.
Очень свежо смотрятся работы Вилдона. Запомните фамилию Кранхам (?), англичанин индийского происхождения. Матс Эк, который мне очень нравится, сейчас мало ставит. Несколько лет он ничего не делал. Марк Моррис. Прельжокаш, Мэгги Марин, Декуфле. Еще очень интересная Крист.Пайт (?) – канадка в Америке. Вообще зря говорят, что мало хореографов, мне кажется, что многие очень интересны.
Во Франции классический балет сузился до Парижской Оперы, во всех остальных городах классический балет исчез. В Парижской Опере Б.Лефевр давала своим премьерам ставить спектакли. И мне кажется, что сейчас Ле Риш, Белларби создают интересные работы, ставят в неоклассической манере.
Сейчас основное развитие происходит все-таки в современном танце. Танец на пальцах (а пуанты – это главное, что отличает от современного танца) не развивается совсем. Может быть Форсайт двинул в какой-то степени…
Я уверен, что классическим языком передать современный сюжет невозможно. Эти вещи несочетаемые. Последняя попытка в этом направлении была в 1930-х годах – Лопухов, Шостакович. Современные проблемы требуют другого языка, не классики.

- А как же Ваш Конек-Горбунок?
РАТМАНСКИЙ: Ну, Конек все-таки не классика, там соединение всего, и жеста, и бульвара, и пантомимы.
Стилистика советского балета мне очень нравится – та, что в 20-30-х годах. В 1950-х, рассказывают, была замечательная Мирандолину Вайнонена. Идеи были правильные, артисты замечательные, но зашли в тупик. Но надо обязательно идти в ногу со временем. Если нет живого ощущения, куда все движется, нет того обмена, который был между русским и европейским театром в 19 веке, нет информационного обмена, то мы… какой-то насильственный уход в сторону.
Театр не может жить только старыми спектаклями. Мы должны танцевать классические спектакли, но новые спектакли на этом языке никто уже не ставит. Это мертвый язык.

- Может быть, причина кризиса с балетом в том, что композиторы перестали писать музыку специально для балетов?
РАТМАНСКИЙ: У меня каждый день на столе появлялись диски от композиторов, которые просили что-то на их музыку поставить. Целая стопка. Пишут. …Но не нашел того, чтобы понравилось. Да и трудно после таких композиторов, как Стравинский, Прокофьев, Шостакович трудно. Когда ты заказываешь музыку композитору, это всегда кот в мешке. Ты должен ему доверять, быть очень уверенным, что будет здорово. Для меня сейчас пишет музыку для балета, который я должен поставить в Большом театре весной 2011 года, Десятников. Здесь я не боюсь, уверен, что будет хорошая музыка.

- Какая труппа вам больше всего нравится?
РАТМАНСКИЙ: В каждой труппе есть замечательные артисты. Но если говорить в общем, то Нью-Йорк Сити балле – самые быстрые и самые музыкальные. То, что ты показал на постановке, уже к концу репетиции можно выносить на сцену, все будет схвачено, учат моментально. У них там такой конвейер балетов – почти сто названий в сезон, и они очень быстро учат. И главное, они хотят все время получать. Американцы – настолько голодные до новой работы, работа над чем-то новым – это то, что их заводит. Это у них наверно такой менталитет.
В Мариинском театре артисты очень дисциплинированные. То, что им скажут, то они сделают. Но они, бедные, очень усталые, много ездят, все время на гастролях. Жизнь у них тяжелая. Добраться до работы, репетиции вечером, чуть ли не ночью, без выходных.
В Большом театре мне приходилось тратить время на то, чтобы завести артистов, вдохновить их на что-то.

- Что вы можете сказать о записях танца?
РАТМАНСКИЙ: Сейчас в принципе любая западная труппа имеет в своем составе хореолога, которые записывают на бумагу все, что поставлено. Это конечно, связано с авторским правом, а также с необходимостью, когда нужно что-то перенести, возобновить. Но это и фиксация некоего объективного поставленного текста, в котором как бы нет корректуры исполнителей. Ведь то, что передается, как принято говорить, из ног в ноги, на 99% искажается при этом. В движениях, где столько ракурсов, столько деталей, куда глаза смотрят, куда повернута голова… каждый кто передает, делает это чуть по-своему. В итоге, сколько танцевали один спектакль, один танец, каждый говорит, что было так, а другой – что было по-другому. Всегда чуть-чуть меняется, а потом это как снежный ком. У русских исполнителей нет уважения к тексту, выразиться за счет движения – это в традициях русских. В Большом театре артисты считали, что я ужимаю их права, не позволяя проявить что-то от себя за счет текста. Я пытался убедить, чтобы «ты выучи как есть, вот ту структуру, которая есть, выучи, а там найди свою краску».
При этом замечательные, а часто гениальные танцовщики. Но запись танца сохранит текст автора точнее, чем, когда он передан из ног в ноги.
Сейчас никто не использует систему записи Степанова, все работают по Лабану или Бенешу. При возобновлении – это один из источников.

- Настолько разные балерины – Вишнева и Лопаткина – будут исполнять партию Анны в вашем балете. Учитывали ли вы их различие в тексте, меняли ли что-то для одной, для другой?
РАТМАНСКИЙ: Если сравнивать движения, они одинаковые, но выглядеть, конечно, будут по-разному. Вы затрагивается такой сложный вопрос. Поскольку может ли пойти на пользу спектакля изменения в зависимости от балерины? Я считаю, что менять в тексте хореографа ничего нельзя. Как только исполнители начинают менять, то уже нельзя сказать, каким был спектакль до того, изначально.

- Работа под фонограмму и оркестр, что для вас предпочтительней?
РАТМАНСКИЙ: По счастью, мне всегда доводилось работать с оркестром. Конечно, боишься, а вдруг пропадет акцент, особенно при сложной музыке. Что будет во время спектакля. Дирижер должен бы сидеть на постановках нового балета, по крайней мере, недели две последние, чтобы все сверить.

- Какие качества, по Вашему, обязательны для хореографов?
РАТМАНСКИЙ: Хореографу обязательно надо быть танцовщиком. Я не представляю, как ставить, если не знать технологии движений. Очень поможет, если перетанцевать разное. И современный стиль, и любые тексты, и там где выворотность, и где анти-выворотность, и народные танцы – они очень помогают. И смежные искусства помогают.

- Насколько важны деньги и поддержка власти для развития балета?
РАТМАНСКИЙ: Конечно, деньги в каком-то смысле важны. Но не абсолютно. В Америке балет поднялся на высоту не сверху, а снизу. Деньги – хорошо, но если есть идеи, талант, энергия, то можно пробиться и без денег. Росток пробивается через асфальт.

- Что вам интересней ставить – сюжетные или бессюжетные балеты, большие или камерные?
РАТМАНСКИЙ: Мне интересно уметь ставить разные вещи, быть в хорошем смысле ремесленником. Вот смочь поставить то, что требуется. Интересно все пробовать. Поставить большой спектакль – это жуткий стресс. Мне очень нравится жанр небольшого балета на симфоническую музыку – от 20 до 40 мин. времени. В большом балете всегда есть «вода», набрать такое количество текста трудно, а в этом времени хватит сил, чтобы заполнить все время движением.
Для меня как хореографа и человека важно понимать, что я куда-то двигаюсь, что впечатление моей жизни могу переплавить в свои работы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zena
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2008
Сообщения: 8364

СообщениеДобавлено: Чт Апр 15, 2010 12:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая Наталья Николаевна,большое спасибо за запись с А.Ратманским,очень интересно и познавательно.
В связи с его ответами у меня возникли некоторые вопросы.Например почему в школе БТ и в самом театре, не уделяется должное внимание работе с знаменитыми педагогами современного танца?Артисты не умеют владеть своим телом так ,как этого требует современное искусство,так как им владеют зарубежные артисты,уже превосходно владеющие классической школой,а наши стали качественно хуже владеть основой классики,ну а современный репертуар им вообще не по зубам.Артисты Опера справляются с любой хореографией,артисты АВТ тоже ,достаточно взглянуть на Холлберга и подумать,что русский балет уже не далеко впереди планеты всей,а где-то уже в хвосте плетется.Кто из наших артистов способен так танцевать? Когда танцует душа,тело и в тоже время соблюдены все правила классического танца.
http://www.youtube.com/watch?v=VPWKda63_3w&feature=related
http://www.youtube.com/watch?v=bpBNdRoeqJs

Не пора ли ,руководству расширить число молодых лиц ,допущенных к исполнению сольных,вставных и других партий.А то одно и тоже и одни и те же.Назвали "Ромео"молодежным проектом,ну и где они,эти молодые,думаю что Волчков,Скворцов,Капцова уже в этот проекте не должны были быть,так как уже половину балетного срока они отработали.В моем понятии, здесь должны были танцевать артисты,для которых, это был бы дебют в главной партии,иначе зачем столь громкое название проекта или хотя бы один спектакль отдать начинающей молодежи.За два года ни одного имени,а даже те,которые начали появляться при Ратманском ,потеряли свои былые позиции.Посмотрите на Мариинку,Фатеев дает возможность танцевать молодежи,сколько имен и при том все разные,а не переходящие из одного спектакль в другой,дает возможность себя показать ,попробовать,потянули,получают следующие партии.У нас в театре,полный тухляк,извините за выражение,что нет способных,не поверю,надо людям дать возможность развиваться,а ее не дают.Где интересно Овчаренко и Курочкин могут совершенствоваться,если танцуют пять раз в год,в лучшем случае?Где тот ,белокурый мальчик,которого Ратманский ставил в "Русских сезонах" и который очень хорошо танцевал премьерные спектакли?Мне уже честно сказать стыдно становится,за исполнительский уровень БТ,особенно когда сравниваешь с тем прогрессом,который происходит в западных театрах.Мы уже не можем гордиться своей школой,стало нормой не соблюдать позиций,не докручивать,не доделывать,облегчать хореографический текст,делать так как удобно артисту,а не так как поставлено.Число спектаклей сократилось,уже стало меньше,чем в Стасике,не говорю,о том,если срвнить с тем,что было раньше.Спектаклей не хватает ,не то что солистам,но даже кордебалету,особенно когда идут одноактники,а впереди вообще камерные премьеры,"Юноша и Смерть" два человека,"Петрушка" побольше,"Аппокалипсис" Прельжакажа на 12 человек,Форсайт где-то то же самое."Корсар" не идет,"Дочка" не идет,"Раймонда" почти не идет,"Баядерка" очень редко идет и т.д.Короче ,надо что-то делать,не стоять на месте и не откатываться назад,иначе театр потеряет свою значимость на международной арене.ИМХО
О,высказалась, Rolling Eyes это интервью с Ратманским меня сподвигло на изливание всего того,что наболело.Извините,кого если утомила.
Полностью согласна с Ратманским ,особенно вот в этом:
Цитата:
В Большом – базовые вещи <московской школы> ушли. В Мариинском еще видны руки, пор де бра, которые никто в мире так не делает, как они. Но по технике – в западной труппе любой из кордебалета сейчас делает 3 тура, а у нас 2 и шатко. Никто не умеет стоять <держать равновесие на пуанте>
Вы видели закрытие Олимпиады в Ванкувере? Там был наш балет. Мне было стыдно смотреть.
Балет, как и жизнь, изменяется ежечасно. Каждые 5 лет приходят артисты другие, чем раньше, поэтому необходимо держать нос по ветру. Еще несколько лет, если так будет продолжаться, и мы уже отстанем так, что будет не догнать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Апр 15, 2010 1:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемая Zena! Вы подняли массу острых вопросов. Видно, что у Вас болит душа за балет, особенно близкую Вам труппу Большого театра. Честно говоря, если бы меня спросили о впечатлениях от этой труппы, я бы гораздо более высоко оценила бы ее уровень, то, что я видела по исполнению - особенно современных вещей, тех же Русских сезонов или Пламя Парижа или балет одноактный Вилдона или Класс-концерт - вот в своей массе (не только солисты) танцовщицы и танцовщики произвели на меня большое впечатление своей крепкой техникой и танцевальным азартом. Их профессиональная оснастка очень крепкая, как мне кажется. Могут быть какие-то проблемы со стилем (например, мне показался балет Т.Тарп абсолютно "неамериканским" по исполнению, при том, что все вроде технически и темпово делали). Но ведь для того, чтобы танцевать точно стиль, надо жить там, то есть быть по мировоззрению американцем, или очень долго работать, что, конечно, невозможно для таких трупп, как Большой и Мариинский. Я вообще убеждена, что мы можем образцово танцевать только хореографию русскую (классическую и современную), или ту, которую западные хореографы на нас специально ставят. В остальных вариантах всегда будет что-то не хватать.
В любом случае, сегодняшний уровень БОльшой труппы мне не кажется столь критическим, тем более при очень сильном составе солистов, хотя я, разумеется, не совсем в курсе - особенно молодежных составов.
Скорее, я бы сетовала на утраты в труппе Мариинского театра (и утраты отнюдь не технического свойства), поскольку с них - особый спрос. У меня такое ощущение, что приходя в театр молодые дарования - наши выпускники АРБ - набирая технику, становясь, как отлаженные танцевальные машины, все протанцовывают, но теряют саму петербургско/ленинградскую школу, то, в чем ее суть - любовь к красоте и нюансировке танца, богатому интонированию движения, всегда отличавшей наш артистизм (даже у танцовщиков без сильной индивидуальности) и обогащавшей исполнение у прежних артистов.
Элементарно - не работает голова, глаза не участвуют в танце, а поэтому нет того, что Волынский называл "аперцепцией" и что заставляет фокусировать на исполнителе внимание. Но это длинный разговор.
Отмечу только вот еще что. Сейчас прошли экзамены - видела 9 (выпускной) и 8 год обучения. Экзаменационные уроки настолько сильные, сложные, с очень насыщенными комбинациями, с бесконечной затратой физических сил, и все это выпускники выдерживают и делают фантастические вещи некоторые (нам раньше и не снились такие уроки!) просто отменно, особенно что касается кантиленных комбинаций, больших прыжков и т.д., различных фуэтирований у палки и на середине, владеют всеми "рычагами" этих громадных шагов, больших рондов "под потолок", стоя при этом на полупальцах на середине не шелохнувшись!!!!! ну и т.д. И я подумала - что вот этот классический танец такого супер-уровня, сверх-уровня, который сейчас девочки исполняют, что же тогда они должны танцевать на сцене - где им взять на сцене такие сложные классические тексты, в которых можно вот так же явить свою красоту, скульптурность, невероятную координацию, большие туры, фуэте - все на огромном размахе, амплитуде с прекрасными линиями.
А потом мы же будем этих же девочек ругать, что они не умеют танцевать. Куда потом девается их мастерство?
Я не могу согласиться с мыслью Ратманского, что сегодня классический танец - это мертвый язык, такие уроки, какие я только что видела, доказывают, что это неиспользуемые залежи богатств. Может быть, надо самих педагогов попросить - ставить нашим молодым номера - на материале таких уроков и оригинальных комбинаций?
И все-таки при этом восторге от увиденного, не могла не отметить, что владение руками стало другим. Во всех сложных напряженных движениях - особенно прыжках, в больших комбинациях с диагоналями, переходами из стороны в сторону, смене ефасе и круазе в прыжках и тп - руки страдают зажатостью, кисть безучастна и никак в запястье не живет, не подхватывает, не начинает движение и тд - то есть дети не обладают выразительными руками, которые способны отделить себя от напряжения низа, от сильной работы ног, чтобы оставаться раскованными и говорящими в танце. И это - настолько жаль, поскольку есть просто великолепные девочки, у которых это чрезвычайно портит их уникальные формы и умения.


Последний раз редактировалось: Наталия Зозулина (Чт Апр 15, 2010 3:15 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Zena
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 06.05.2008
Сообщения: 8364

СообщениеДобавлено: Чт Апр 15, 2010 2:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
В любом случае, сегодняшний уровень БОльшой труппы мне не кажется столь критическим, тем более при очень сильном составе солистов, хотя я, разумеется, не совсем в курсе - особенно молодежных составов.

С солистками более или менее,но солисты уже на излете.Да и солисток бы хотелось побольше с певучими линиями и четкой техникой.А у нас или одно или другое.От описания выпуска прям зависть белая взяла,поделитесь что-ли своими выпускниками,которые и техничны и обладают прекрасными линиями,у нас такого не ожидается,лушее это медалистки с московского конкурса,о которых пресса уже все сказала,да ученица НМЦ,стыдно сказать,но это наше "лучшее" будущее.В Класс-концерте ребята танцуют здорово,но далее им ничего особо не дают.

Цитата:
У меня такое ощущение, что приходя в театр молодые дарования - наши выпускники АРБ - набирая технику, становясь, как отлаженные танцевальные машины, все протанцовывают, но теряют саму петербургско/ленинградскую школу, то, в чем ее суть - любовь к красоте и нюансировке танца, богатому интонированию движения, всегда отличавшей наш артистизм (даже у танцовщиков без сильной индивидуальности) и обогащавшей исполнение у прежних артистов.

Странно что так происходит,возможно это недоработка педагогов.В былые времена ,одни и те же педагоги работали,как в училище,так и в театре,наверное это правильно.

Цитата:
. Но ведь для того, чтобы танцевать точно стиль, надо жить там, то есть быть по мировоззрению американцем, или очень долго работать, что, конечно, невозможно для таких трупп, как Большой и Мариинский

Но они почему-то, не живя здесь,приближаются к нам по исполнению
классических балетов.Наверное дело в наших педагогах,которые там работают,следовательно и нам надо привлекать их педагогов,для овладевания разными танцевальными стилями,начиниая со школы.Надо развиваться в разных направлениях,труппы большие,артистов много,у кого-то лучше классика пусть ее танцуют,а кому-то хорошо дается современный танец,то пусть танцуют его.У нас у кого хорошо идет классика,того ставят танцевать и современный танец.
Я с вами согласна,что классический,это не мертвый язык,просто наверное ,пока нет хореографа владеющего этим языком.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
geolog
Участник форума
Участник форума


Зарегистрирован: 06.09.2008
Сообщения: 202

СообщениеДобавлено: Чт Апр 15, 2010 3:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Наталия Зозулина писал(а):
Может быть, надо самих педагогов попросить - ставить нашим молодым номера - на материале таких уроков и оригинальных комбинаций?

Уважаемая Наталья Зозулина, не могли бы вы уточнить, о выпускницах какого педагога идет речь, и где именно вы предлагаете ставить им номера. Уж ни в МТ ли?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Чт Апр 15, 2010 4:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый geolog! В этом году выпускают два педагога Т.Удаленкова и И.Ситникова.
Где именно ставить номера? А где у нас ставят номера? В школах и театрах, для разных концертов. Пожелание в ходе размышления не означает, что так оно и будет. Но жаль, что интересные танцевальные куски урока (на середине), свидетельствующие, что классическая фантазия не скудеет, более нигде не используются. А ведь известно, что Петипа ходил в классы Иогансона "подсматривать" там комбинации. Вот и на экзаменационных уроках было что подсмотреть хореографам, а если они не подсматривают, то приходится уповать на педагогов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Аркадий
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 02.05.2010
Сообщения: 7

СообщениеДобавлено: Вс Май 02, 2010 11:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Пишу здесь впервые. Сам к балету непосредственного отношения не имею, но очень его люблю. Может ли кто-либо дать информацию о сёстрах Павловых - Зое, Вере и Валентине. На одном финском сайте я нашёл список русских танцоров, выступавших в Финляндии после Октябрьской революции, с указанием дат и мест выступлений. Среди них были и такие известные как Любовь Егорова и Михаил Фокин. Выступления Павловых по этому списку относятся к 1919 - 1924 гг. Указаны три имени, но также пишется и о дуэте сестёр Павловых. Интересны будут разные сведения о них, в частности, имеют ли они родственные отношения с Анной Павловой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вт Май 04, 2010 1:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аркадий, приветствуем новичков! Любовь к балету не иссякает Smile Обещаю посмотреть в списках дореволюционных выпускников Театрального училища всех Павловых.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 9113

СообщениеДобавлено: Ср Май 05, 2010 6:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Zena писал(а):
Например почему в школе БТ и в самом театре, не уделяется должное внимание работе с знаменитыми педагогами современного танца?Артисты не умеют владеть своим телом так ,как этого требует современное искусство,так как им владеют зарубежные артисты,уже превосходно владеющие классической школой,а наши стали качественно хуже владеть основой классики,ну а современный репертуар им вообще не по зубам.Артисты Опера справляются с любой хореографией,артисты АВТ тоже ,достаточно взглянуть на Холлберга и подумать,что русский балет уже не далеко впереди планеты всей,а где-то уже в хвосте плетется.Кто из наших артистов способен так танцевать? Когда танцует душа,тело и в тоже время соблюдены все правила классического танца.


Уважаемая Зена!!!

Я категорически не согласен с Вашими словами!!!
На основании чего Вы утверждаете, что артисты БТ "стали качественно хуже владеть основой классики"? Труппа БТ - не коллектив местного уровня, балет ежегодно выезжает на зарубежные гастроли - в том числе и в те страны, где, по Вашему убеждению, все обстоит гораздо лучше. И, кажется, еще нигде им не ставили в вину отсутствие классической техники. Более того, отдельных артистов постоянно приглашают вести спектакли в известнейшие театры мира (в ту же Опера - например, этой зимой ездили танцевать Н. Цискаридзе и Н. Осипова). Неужели бы их стали приглашать, если бы они заметно уступали своим зарубежным коллегам?
Далее - о продвижении молодежи. Эту тему где-то в январе уже поднимали в "Фойе", и я там писал - дело не в том, что руководство не хочет продвигать, а в том, что продвигать попросту некого. Среди тех, кого принимали в труппу сразу после ХУ в последние два года не было ярких индивидуальностей, могущих занять заметные места. А давать сольные партии всем подряд - это, согласитесь, во - первых - нецелесообразно, а, во - вторых, - давать лишний повод говорить о падении уровня артистов.
И потом - разве так уж никого и не продвигают? Овчаренко? Воронцова? Можно по - разному оценивать их талант и способности, но списывать их со счетов и закрывать на них глаза - нельзя.
Далее. О ХУ. МГАХ (Вы ведь его имели ввиду под Школой БТ?) дает ученикам прекрасную классическую подготовку. Современный танец, разумеется, охватывается программой не во всем объеме его направлений (т. к. это нереально - стилей и школ современного танца существует несчетное количество, и они все не охватываются нигде), но на должном уровне. Опять же, отсутствие ярких танцовщиков и танцовщиц в выпусках последних лет нельзя ставить училищу в вину - тут дело не в преподавании, а, все в том же - в отсутствии их среди воспитанников. Из девочки со средними способностями никогда не выйдет вторая Уланова - даже если по поводу ее обучения собрать консилиум из ведущих педагогов всего мира.
Далее - о репертуаре. Сейчас БТ действительно редко (но, замечу - регулярно!) показывает масштабные постановки. И связано это, конечно же, с ремонтом исторической сцены. На Новой той же "Баядерке" заметно тесно. "СК" и "ДФ" на ней вообще не помещаются - их показывают только в КДС. Я уверен, что с открытием главного здания афиша нормализуется.

Наконец ...
В начале поста привел длинную цитату из Вашего сообщения. Сейчас объясню - зачем я это сделал. Только не обижайтесь, но она мне так живо напоминает по мыслям и оборотам речи статьи А. Волынского 20 - х годов, в которых он громил петербургский балет и петербургское ХУ, что заставляет невольно подозревать и в Вас какую-то долю пристрастности. Не хочу доискиваться до причин и мотивов - но отделаться от впечатления, что Вы нарочно осуждаете БТ - не могу!


Последний раз редактировалось: Амалирис (Ср Май 05, 2010 6:46 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 9113

СообщениеДобавлено: Ср Май 05, 2010 6:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Простите, не сразу прочитал Ваше второе сообщение.
Zena писал(а):
Но они почему-то, не живя здесь,приближаются к нам по исполнению классических балетов.

Этот "феномен" объясняется очень просто.
Спектакли классического наследия, где бы они не ставились, идут в редакции, сделанной, или, по крайней мере, адаптированной специально для данной труппы. "Баядерка", "Спящая красавица", "ЛО" и др. в Гранд Опера оттанцованы в духе новой французской школы, в Роял Баллет - в традициях английской сцены, в Америке - применительно к ее балетному театру. Например, "ЛО" в ред. Маккензи, идущее в АБТ, пользуется там большим успехом. А для русского зрителя, я убежден, оно оказалось бы неприемлемым.
Современные же постановки, как правило, не редактируются, а переносятся в другие театры в своем первоначальном виде. Особенно это характерно для произведений уже умерших балетмейстеров XX века. Поэтому, по крайней мере, на первых порах, артистам практически невозможно избежать определенного эффекта "отчужденности" от танцуемого текста.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Май 05, 2010 11:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Аркадий писал(а):
Может ли кто-либо дать информацию о сёстрах Павловых - Зое, Вере и Валентине. На одном финском сайте я нашёл список русских танцоров, выступавших в Финляндии после Октябрьской революции, .

информация по списку выпускников: примерно в те годы из нашей Балетной школы выпустилась одна Павлова - в 1919 г. но ее имя ЛИДИЯ. В 1924-25-х годах в Мариинском танцевала какая-то Павлова (в программках была без инициала).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Амалирис
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 02.07.2008
Сообщения: 9113

СообщениеДобавлено: Сб Май 08, 2010 6:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Трое Павловых упоминаются в числе учеников Школы русского балета А. Волынского - Валентина (NB!!), Тамара и еще одна, названная просто по фамилии. С положительной точки зрения характеризуется только последняя - безымянная: "есть элевация, прыжок ее довольно высок и свободен". Про Валентину сказано, что она "ни в каком отношении не представляет ничего выдающегося", а про Тамару - "забросила хореографическую науку, а теперь вернулась к ней опять, обремененная и тяжкая от пережитых годов, но уже окончательно годная только на халтуру". Про наличие и характер родственных связей между ними ничего не говорится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Аркадий
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 02.05.2010
Сообщения: 7

СообщениеДобавлено: Пт Май 14, 2010 10:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю Наталию Зозулину и Амалирис за ответы. Прошу прощения, что пишу только сейчас - не было времени заглянуть на форум.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия Зозулина
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 16.10.2007
Сообщения: 1748
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Ср Май 26, 2010 5:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот и на нашу улицу пришел праздник! Вчера в Капелле прошел вечер в память Г.Д.Алексидзе. Триумфально, без всякого преувеличения, всем залом был принят балет "Фрукты и овощи" Насти Кадрулевой (ученицы Г.Д.) и Артема Игнатьева. Такого приема новой работы молодых хореографов не было не знаю сколько лет. Это, действительно, была чистая радость от таланта постановщиков, праздник хореографического мастерства, оригинальности, задора, фонтана идей и находок, юмора. С ребятами соединились феноменальные музыканты "Солисты Екатерины Великой", игравшие музыку Барокко на аутентичных инструментах во главе со скрипачем Андреем Решетиным. Наконец-то огромный талант Насти Кадрулевой (в последнее время где-то прятавшийся) прорезался "в полный голос", вновь напомнил о себе - легкий, искристый, ироничный, раскованный, лег на избранную тему (Арчинбольдо). Настя и Артем входили в состав и исполнителей, рядом с ними еще Алиса Свешникова, Владимир Дорохин, Константин Матулевский - солисты Театра балета им.Якобсона. С блеском отыграли и оттанцевали все скетчи.
Жаль, что спектакль, видимо, будет не повторить Sad - надо собирать музыкантов, очень занятых в разных других проектах. Но так хотелось бы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5  След.
Страница 1 из 5

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика