Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2004-03
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2004 9:13 am    Заголовок сообщения: 2004-03 Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030101
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Ратманский А
Авторы| Беляева Е
Заголовок| Большие перемены. В Большом театре новое лицо – худрук балета Алексей Ратманский.
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 20040301
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/?n_id=4921&curdate=2004-03-01
Аннотация|
Первым серьезным делом Алексея Ратманского, как руководителя, стали январские гастроли Большого балета в Парижской опере. Вместе с «Лебединым озером» Юрия Григоровича и «Дочерью фараона» Пьера Лакотта в Париж выезжал и «Светлый ручей», самый кассовый и модный балет прошлого театрального сезона, созданный Ратманским на музыку Шостаковича в честь и память легендарного Федора Лопухова. Сегодня у Ратманского жесткий график премьер балетов на пять сезонов вперед (таков срок его контракта). Он пока не может раскрыть всех планов, но две вещи очевидны – разработка московской темы и зеленый свет для молодых балетмейстеров. Под московской темой подразумеваются балеты, определившие художественную жизнь Большого в 10-е, 20-е, 30-е, 40-е и 50-е годы XX века. Их тщательно изучат в архивах и музеях и по возможности восстановят для сегодняшних артистов. Будут балеты москвича Леонида Мясина, Касьяна Голейзовского, Ростислава Захарова, Асафа Мессерера. Есть надежда и на восстановление старины – балетов «московского Петипа» Александра Горского. Что касается молодых хореографов, то они объявятся уже в нынешнем мае. Сам Ратманский поставит «Болт» Шостаковича, Юрий Посохов (сейчас работает в Балете Сан-Франциско) перенесет в Большой свой балет для 13 танцовщиков «Магриттомания» на музыку Бетховена, третьим будет любимец москвичей Раду Поклитару, но уже без английского партнера Деклана Доннеллана.

Из западных хореографов уже в следующем сезоне в Большой приедет Джон Ноймайер с большим сюжетным балетом.

Московская сцена никогда не была хранителем романтической сказочности русского балета, ее хранят в Петербурге в Мариинском театре. Реформатор московской сцены Александр Горский следовал балетному веризму и всяческой натурализации, Асаф Мессерер гонял по сцене настоящий футбольный мяч, Васильев и Лиепа прославили Большой «Спартаком», а не «Лебединым озером». Поэтому тенденция Ратманского к гротеску, водевилю не выпадает из контекста Большого, а ретроградки Одетты-Одиллии никуда не денутся, будут нарождаться вопреки всему.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2004 9:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030102
Тема| Балет, СПб, Персоналии, Эйфман Б.
Авторы| Беляева Е.
Заголовок| Танцы к юбилею
Где опубликовано| Новые известия
Дата публикации| 20040301
Ссылка| http://www.newizv.ru/news/?n_id=4912&curdate=2004-03-01
Аннотация| В Москве в очередной раз прошли гастроли Бориса Эйфмана (последние были летом 2001-го на основной сцене Большого). Его пригласила «Золотая маска» выступить в рамках юбилейной программы как ветерана – за десять лет хореограф получил «Масок» больше, чем Мариус Петипа (в восстановлении Сергея Вихарева), Алексей Ратманский, Ролан Пети или Джон Ноймайер.

Эйфмана могут любить все, любить его очень просто. Он всегда рассказывает историю, которая известна каждому, и в программке она изложена в красках, и музыка тоже узнаваема. Таков Эйфман. Он уверен, что еще не обо всем рассказал, хотя ни одно жюри «Золотой маски» больше этому не верит. Так, его новый спектакль «Кто есть кто», как и прошлая продукция «Мсье Мольер и Дон Жуан», в номинанты на национальную премию не попал, но в Москве прошел с большим успехом. Частые гастроли питерской труппы в столице стали напоминать бесконечные вечера смеха (речь не о том, что Эйфман смешон, скорее, наоборот), на которые критики давно перестали обращать внимания как на вульгарный жанр, а публика продолжает ходить семьями, несмотря на дорогие билеты.

Начало спектакля было изящным, с намеком на американское ретро – серые плащики, шляпки, кожаные чемоданчики, пароход. И тут два парня-белоруса (молодые артисты труппы Эйфмана Алексей Турко и Игорь Седько), они же эмигранты из Мариинки Алекс и Макс, снимают уборы, осматриваются, что-то танцуют. Эти ребята, похоже, евреи, так как их выход обставлен музыкой еврейских аккордеонов. И остальные пришельцы тоже евреи, так как под музыку танцуют все. В зале восторг – зрители узнали музыку. Парни приехали создавать американский балет, учить «герлз» пуантам, а пока они устраиваются в местный мюзик-холл, переодевшись в двух женщин. Стычки с сутенерами, танчики под Эллингтона, влюбленность в приму. Все как бы по известному сюжету.

Белый балет одерживает верх, подружка Алекса Линн встает на пуанты, чтобы зрители увидели бесконечно банальный дуэт на музыку «Вокализа» Рахманинова и бесконечно долго вызывали артистов (прима труппы Вера Арбузова – Линн действительно, как всегда, в хорошей форме). В итоге один из мальчиков стал у Эйфмана, вероятно, Баланчиным (хотя Баланчин не бежал из России, как евреи из Египта), а второй бесславно вернулся домой.

Что же нового сегодня придумал Эйфман: евреев уже гоняли в других спектаклях, художники-мужчины уже все рассказали о своей непростой ориентации, мессий было много, абсолютно все страдали – Спесивцева, Чайковский, император Павел, Карамазовы, Дон Кихот, Мольер, вот эти изгнанники из Мариинки. Все уже было.

Кажется, что Эйфман остановился где-то между серийной мелодрамой и советским историческим романом в духе Пикуля, мало-помалу оставляя то, с чего начинал, когда работал с Марковским, Аллой Осипенко, Валерием Михайловским. Он перестал ставить на артистов и замкнулся на своих проблемах, которые называет диалогами с Творцом. Может, его балеты кому-то помогают уйти от серой действительности, но зачем тогда играть в страдания?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2004 9:16 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030103
Тема| Балет, Япония, H.Art Chaos , Персоналии, Ошима С
Авторы| Гордеева А
Заголовок| Хаотический Бежар. Новое лицо японского танца
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20040301
Ссылка| http://www.vremya.ru/2004/34/10/92587.html
Аннотация| По периметру сцены -- обозначение аркады, словно во дворе какого-то замка. В середине «двора» -- три кровати с узорными спинками, они же -- надгробия. За ними -- четыре стула. На каждом сидит японская девушка в черном. Девушки то зажмут нос и чихнут, то схватятся за лоб, то приложат руки ко рту, будто их тошнит, то просто всхлипнут. Это кордебалет. Солистка в мужском костюме -- на авансцене, раскладывает руки по воздуху, пружинит движения, срывает балансы. Танцевальная труппа H.Art Chaos (название театра его основатель Сакико Ошима объясняет так: «Мы ищем искусство в хаосе или создаем искусство из него») на устроенные Театром наций московские гастроли привезла две одноактовки -- «Мольбу» и «Весну священную». Начали с «Мольбы».

На самом деле спектакль называется Miserere. Девушки, издающие у задника физиологические звуки, -- плакальщицы, а солистка (Наоко Ширакава) находится в процессе путешествия в лучший мир. Путь этот непрост. Умирая, девушка прыгает на кровати; в качестве кульминации -- два сальто в воздухе. Избавившись наконец от бренной оболочки (плакальщицы склонились над опустевшей кроватью), героиня снова выходит на авансцену и высыпает из верхних внутренних карманов пиджака лепестки алых роз. (Наполненные горсти прижаты к груди, потом трагически отведены -- алый цвет сочится сквозь пальцы.) Потом сцену заволакивает густым дымом, плакальщицы сами оказываются распростертыми на кроватях, а солистка в глубине сцены на возвышении шаманит руками, изображая умирающего лебедя. В финале изголовья всех кроватей-надгробий приподнимаются градусов на 45, будто кто-то их там толкал из-под земли. От зрителей все героини отвернулись, всматриваются во что-то невидимое на заднике.

Вообще-то весьма занятный спектакль. Мы привыкли, что японцы копируют русскую классику, -- таких спектаклей привозили уже немало. А «Мольба» -- следующий пласт, воспроизведение Бежара, причем не только пластики его, но интонации.

Хореограф Сакико Ошима создала свою труппу четырнадцать лет назад, познакомившись с Наоко Ширакавой. Как Хорхе Донн для Бежара, так Ширакава для Ошимы стала центром всех спектаклей. И в «Мольбе» хореограф выдала танцовщице роль... Хорхе Донна (вплоть до костюма -- привычная бежаровская униформа: распахнутый пиджак на голое тело и свободные брюки). Собственно, «Мольба» -- гибрид «Адажиетто» и «Болеро». Прощание с миром (помните, как Донн ловил свет? пушинку? жизнь?) у Бежара было сентиментальным, но не пошлым. Здесь пафос бьет как вода из сорвавшегося крана. А когда Донн становился в «Болеро» центром идолопоклоннического хоровода (и должен был изображать Танцовщика вообще -- профессию, легенду и судьбу), Бежару не приходило в голову поставить в качестве символа танца уже имеющийся -- Лебедя. Движения он придумывал сам.

«Весна священная» была поскучнее -- Ширакава изображала девушку, постепенно сходящую с ума в современной квартире. Ее невнятные страхи (четыре танцовщицы в мужских костюмах) беспорядочно мотались по сцене, пока она вжималась в кресло, сползала по нему, за ним пряталась. Не помогала даже холодная ванна -- мокрая как мышь танцовщица продолжала изображать безумие, дико поводя глазами. Впрочем, японские критики называют Ширакаву «вторым воплощением Нижинского». Две маски великих танцовщиков на одну женщину -- от такого кто угодно с ума сойдет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Пн Мар 01, 2004 9:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030104
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Форсайт У.
Авторы| Губская И.
Заголовок| Сага о Форсайте
Где опубликовано| Город
Дата публикации| 20040301
Ссылка| http://www.gorod-spb.ru/story.php?st=3496
Аннотация| Мариинский театр представляет IV Международный фестиваль балета "Мариинский". А накануне -- постановку балетов Уильяма Форсайта.
Уильям Форсайт -- признанный анвангардист хореографии, руководитель Франкфуртского балета, два года назад показался в роли гостевого театра на Мариинском фестивале. Хореография, где движение не танец, а механика, препарированные возможности человеческого тела производили впечатление не искусства, а виртуозного развития ремесла. Наверное, аналогичное трамвайному депо, переоборудованному Форсайтом под танцевальную площадку.
До Мариинки мировая знаменитость добралась в кризисный для себя период: этим летом, после двадцати лет работы, он с труппой покидает Франкфуртский театр. Может, это сказалось на несколько странном выборе балетов для Мариинки: действующий хореограф перенес сюда постановки середины 1980-х. При том что авангард стареет, как известно, быстро.
Возможно, это проблема театра: скудное финансирование балета в Мариинке. Премьеры теперь преимущественно одноактные и минимального оформления, словно бы и не театр вовсе, а танцевальные студии. Для Мариинки, академического большого театра, несколько неподходящий стиль -- словно короткие штанишки. Но Маринка стремится танцевать то, что танцуют все. Суперпрофессиональная труппа в последние годы не оттачивает мастерство в области отечественной балетной школы, а перешла в категорию дилетанта и приспосабливается к чужим школам, причем всем подряд, без разбора.
Правда, Форсайт объявлен театром наследником традиций Мариинского балета. Хотя вывести подобную родословную под силу только очень буйной фантазии. Кстати, зачем Форсайт Мариинке -- вопрос не праздный. Три года назад с не меньшим восторгом театр включил в репертуар три балета Джона Ноймайера, причем один из них был сочинен специально для Мариинки. На прошлом и нынешнем фестивале именно этот эксклюзив пытались ставить в афишу и затем заменяли. Похоже, балеты Ноймайера театр потерял. Сколько времени продержится неэксклюзивный Форсайт? Пока эти постановки после премьерного показа откроют фестиваль, причем пройдут в его рамках дважды.
Основное правило фестиваля балета -- показать в спектаклях Мариинки зарубежных звезд в партнеринге с нашими. Оттого в афише международные шлягеры, ведущие партии в которых в разных театрах мира отличаются не существенно. Даже советское изобретение -- драмбалет -- представлен английским подражанием, "Манон". К тому же собственных звезд уже начинает катастрофически не хватать. Не украшает программу все та же тенденция к измельчению репертуара Мариинского балета: половину афиши составляют одноактовки.
Самая занимательная часть программы -- исполнители. Гости: Палома Эррера, Итан Стифел (American Ballet Theater), Грета Ходкинсон (National Ballet of Canada), Роберто Болле (La Scala, London Royal Ballet), Орели Дюпон, Манюэль Легри, Летиция Пюжоль, Жозе Мартинез, Карл Пакетт (Opera de Paris). От мариинской команды: Ульяна Лопаткина, Диана Вишнева, Дарья Павленко, Эльвира Тарасова, Юлия Махалина, Жанна Аюпова, Игорь Колб, Андриан Фадеев.
Финальный гала-концерт традиционно представляет заграничных гостей. Назван он "Приношение Якобсону". Здесь все, что попалось под руку, -- от современных Форсайта и Килиана до Петипа и Манцотти, даже не подозревавших, что они что-то "принесут" своему потомку. Впрочем, современники тоже вряд ли об этом подозревают. Зато хореографию собственно Леонида Якобсона ("Свадебный кортеж") показывает только труппа "Хореографические миниатюры" в ранге гостевого театра международного фестиваля. А что делать -- в Мариинском театре хореографию собственного гения не удержали.

Что: 3 марта -- премьера балетов Уильяма Форсайта. С 5 по 14 марта -- фестиваль балета "Мариинский".
Где: Мариинский театр.
Кому: Знатокам и любителям.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 02, 2004 9:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030201
Тема| Балет, Приз журнала "Балет" "Душа танца"
Авторы| Крылова М.
Заголовок| КРИК «ДУШИ». Странности премии журнала «Балет».
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20040302
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2004-03-02/6_ballet.html
Аннотация| В 1994 году журнал «Балет» учредил приз «Душа танца» и (по нескольким профессионально невнятным, но красиво звучащим номинациям) десять лет вручал его деятелям хореографии – от начинающих артистов до именитых звезд. Вечера проходили в московских театрах, сочетая цветистый конферанс со средней руки балетным концертом. В этом году премия отмечает десятилетний юбилей. Нашлись влиятельные спонсоры, которые сняли Новую сцену Большого театра. И начались странности. То ли круглая дата повлияла на взлет самоощущения, то ли застили глаза престижные слова «Большой театр» в названии арендованного помещения, но на программках и билетах появилась фраза «десятая национальная премия». И теперь надо понимать, что не только нынешнее награждение самочинно повысило собственный статус, но и предыдущие девять награждений задним числом стали «национальной премией»...
Есть действительно национальные награды, которые, как «Золотая маска», присуждаются по результатам ежегодного рейтинга после кропотливой работы экспертов и жюри. Есть престижные и богатые премии типа «Триумфа», которые дают награду и увесистый денежный приз по совокупности многолетних заслуг в искусстве, и все решает ареопаг знаменитостей, работающих в разных жанрах. Есть частные призы всевозможных рангов с различными принципами поощрения. Но когда балетное издание в Америке или в Европе объявляет свои поощрения, то это подается именно как премия журнала. И не более.
«Душа танца» почти всегда отмечала достойных: если рыбак регулярно ходит промышлять на речку, богатую рыбой, и знает, какие породы здесь водятся, ему остается вылавливать наиболее крупные экземпляры. Безусловно, артистов, педагогов и хореографов всегда греет, когда отмечают их талант. Так же очевидно, что неплохо посмотреть балетный концерт, особенно с толковым и кратким конферансом ведущего Николая Цискаридзе и с участием отдельных хороших артистов из московских театров и из ансамбля Моисеева. Вот только церемония получилась мрачной, несмотря на периодически сыпавшиеся серпантин и блестки. Сначала зазвучала музыка, звуки которой навеяли ощущение подземелья. Призы вручали под «танец с подушками» из «Ромео и Джульетты», хотя в балете это апофеоз давящей средневековой силы. В качестве фона использовали задник-дворец из спектакля Бориса Эйфмана «Русский Гамлет», невзирая на исконный смысл декорации – символизировать тяжкую длань екатерининского абсолютизма. Когда на фоне полукруга кривых колонн болотного цвета закружились древние кочевники из «Половецких плясок» – вспомнился Блок: да, скифы мы...
«Магом танца» объявлены театральный художник Борис Мессерер и композитор Андрей Петров, «королевой» – Диана Вишнева, «мэтром» – Екатерина Максимова (двух последних в прямом смысле вознесли до небес: на «втором этаже» задника ожившая, в человеческий рост, статуэтка «Души танца» надевала на дам корону). Просто «звездами» названы солисты балета столичных театров Андрей Уваров, Екатерина Березина и Татьяна Чернобровкина, титул «восходящих звезд» получили москвичка Наталья Балахничева и Нурлан Канетов из Казани. Питерский продюсер Ирина Чистопашина стала «рыцарем танца», учителями года объявлены Лидия Крупенина из Новосибирска и Наталья Посельская из Якутска.
Проект «Балета» намерен перекочевать во второе десятилетие. Отечественному танцу не грозит опасность остаться без «Души». И не надо скромничать. В конце концов, что такое национальная премия? Мелочь. Наградите званием «мага» артиста из Белоруссии или с Украины – и смело объявляйте «Душу танца» балетным «Оскаром».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Мар 02, 2004 9:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030202
Тема| Балет, Национальная премия "Душа танца"
Авторы| Гордеева А.
Заголовок| Королевы, маги и звезды. десятый раз вручили «Души танца»
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20040302
Ссылка| http://www.vremya.ru/2004/35/10/92811.html
Аннотация| Афиша утверждала, что в Большом театре происходит вручение Национальной премии «Душа танца». Был удачно выбран день: в рифму с «Оскаром», вроде как там премия, и мы не хуже. Правда, все же не ощущалось масштаба: приз причудливого, как скульптура Церетели, и идейного, как проза Александра Проханова, но мелкомасштабного журнала «Балет» надо было сразу назвать премией всемирной или галактической -- с тем же правом и основанием. Впрочем, это была не единственная фантазия организаторов, жаждущих заманить на свое шоу зрителей и стряхнуть с них по три тысячи за билет. В арсенале имелся еще такой проверенный метод, как объявление артистов, которые заведомо участвовать в концерте не собирались (как, к примеру, Ульяна Лопаткина) или физически не могли (как все еще не долечивший ногу Николай Цискаридзе -- но его выпустили в роли конферансье, так что: был на сцене? -- был; и какие претензии?). Этот прием журнал «Балет» успешно применяет каждый год, это уже традиция.

Оформили церемонию декорацией из «Русского Гамлета». Внизу -- утрированные колонны, над ними -- до колосников -- то ли развернутый к зрителю купол, распахнутый в небо, то ли модель неопределенного ордена. Там, где должно быть изображение, -- дыра. В этой дыре на изрядной высоте стояла девушка, выкрашенная с ног до головы золотой краской. Руки у нее были так глубоко закинуты за голову, будто ее связали. Выражение лица мученическое. Она изображала вручаемую лауреатам статуэтку -- эту самую «Душу танца», повествуя таким образом о тяготах профессии.

Объявили «Королеву танца» 2003 года -- ею стала Диана Вишнева. Под музыку угрожающего «танца рыцарей» из «Ромео и Джульетты» королеву заставили подняться наверх, к живой статуе. Балерина пробиралась по шатким мосткам, на лице ее была одна мысль: как бы не сверзнуться. На нее надели корону и закутали в желтую портьеру. Хрупкая девушка замерла, пытаясь выглядеть величественно. Постояла и слезла. Надо ли говорить, что танцевать-то она не танцевала? В церемонии ведь поучаствовала, что вам еще?

Снова заиграл «танец рыцарей». Объявили награжденных в номинации «учитель» -- якутского педагога Наталью Посельскую и педагога новосибирского Лидию Крупенину. В их честь станцевали их ученики (как если бы награждали учителя русского языка, а дети посадили на странице шестьдесят орфографических ошибок. Ну хорошо, новосибирцы -- не шестьдесят, а всего лишь двадцать две, к примеру). Потом объявили «Восходящих звезд» -- ими стали Нурлан Канетов из казанского театра и Наталья Балахничева из «Кремлевского балета». Тут наконец на сцену можно было взглянуть без дрожи -- Балахничева в адажио с четырьмя кавалерами из «Спящей» была настоящей Авророй, нежной и чуть кокетливой. Ее нынешний педагог, Екатерина Максимова, была названа «мэтром танца» -- и тут в театре явственно раздались выстрелы.

Стреляли, видимо, аппараты, которые усыпают сцену конфетти и тому подобным сором. В этот раз они были заряжены длинными золотистыми ленточками, их было много. Екатерина Максимова шла по ним, как по сугробам, а оно все сыпалось и сыпалось. Образовавший торжественный полукруг кордебалет брезгливо стаскивал ленточки с рук и с пачек, будто насекомых обирал. Так закончилось первое отделение.

Во втором объявили «магов танца» (композитор Андрей Петров и художник Борис Мессерер) и «звезд» (Татьяна Чернобровкина, Андрей Уваров и Екатерина Березина -- танцевала только последняя). Потом вышла главный редактор журнала «Балет» Валерия Уральская и объявила всем благодарности (в момент называния спонсоров голос от благоговения снижался до шепота -- разобрать названия фирм было решительно невозможно). Перед тем как всех снова засыпали блестящим мусором, она еще сказала, что «десять лет организации церемонии -- это трудная и непосильная задача для такой узкопрофессиональной редакции». Непосильная. Вот-вот.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2004 9:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030301
Тема| Балет, Москва, Персоналии, Касаткина Н
Авторы| Балашова А
Заголовок| "Я себя с пяти лет считаю танцовщицей". Наталья Касаткина - ГАЗЕТЕ
Где опубликовано| Газета Ru
Дата публикации| 20040303
Ссылка| http://www.gzt.ru/rub.gzt?rubric=reviu&id=61050000000010646
Аннотация|Сегодня Наталья Дмитриевна Касаткина отмечает юбилей творческой деятельности. Третьего марта 1954 года она, выпускница Московского хореографического училища, впервые переступила порог Большого театра как молодая балерина, принятая в его труппу. О том, как это случилось, Наталья Касаткина рассказала Анфисе Балашовой.

- Как прошел ваш первый день в Большом театре, вы помните? Кого вы там встретили?
- Собственного отца, Дмитрия Алексеевича Касаткина. Он был инженером-архитектором, в свое время участвовал в проектировании советского павильона на Всемирной выставке в Париже - того самого, где стояла скульптура «Рабочий и колхозница». А тут я с трепетом переступила порог служебного подъезда театра, предъявила пропуск вахтеру и вдруг вижу - папа в коричневом драповом пальто стоит прямо перед дверью и с кем-то разговаривает. Я опешила: «Папа, что ты тут делаешь?» Он: «Работаю, консультирую по поводу ремонта. А ты?» «А я тоже пришла на работу!» «Ну, наконец-то! Счастливо тебе, желаю успеха».

Я подумала, что это добрый знак, все меня тут встретят как родную. Пришла в грим-уборную, где среди шести столиков один должен был стать моим. Там было несколько красивых, модно одетых артисток. И одна из них, взглянув на меня, певуче так спросила: «И какого это зверя шкура на ней?» Я вдруг увидела себя их глазами, подумала: «Какое же я, наверное, чучело – шуба с чужого плеча, из магазина случайных вещей, шапка вроде капора, ботинки немодные». И выпалила: «Это клям». Все расхохотались, а я твердо сказала: «Я пришла работать!»

- С чего началась работа?
- Едва я вышла из гримерной, как буквально столкнулась с Мариной Тимофеевной Семеновой. Она сказала: «Вечером ты танцуешь в «Лебедином озере», в кордебалете, во втором и четвертом актах. Зайди к завтруппой, пусть она найдет репетитора Лиду Хлюстову, она тебе все покажет». И умчалась. А я окаменела: обычно артистки кордебалета по два-три месяца готовятся, чтобы выйти в этом спектакле. Конечно, я знала все движения, представляла себе их последовательность. Но танцевать большой спектакль впервые - это уже само по себе испытание. А чтобы при этом вообще без репетиций, это, конечно, экстренный случай.

Лида Хлюстова репетировала со мной весь день и даже вечером (хотя сама танцевала в третьем акте). С этого дня мы подружились на всю жизнь. И уже когда у нас с моим мужем Владимиром Василевым был свой Театр классического балета, она помогала нам, репетировала с нашими артистами. А тогда благодаря ей я справилась без единой ошибки! И после спектакля Семенова меня отдельно поблагодарила. Оказалось, она в тот вечер была ответственной за кордебалет, а у нее один «лебедь» заболел.

- Вы состоялись в трех ипостасях - балерины, хореографа-постановщика и художественного руководителя. Какая из них по прошествии стольких лет для вас главная?
- Если говорить об ипостасях, в которых я состоялась, то к этому надо добавить и оперную режиссуру. Мы с Владимиром Василевым поставили в Большом театре «Так поступают все» Моцарта, «Маяковский начинается» и «Петра Первого» Андрея Петрова в Кировском театре. Кстати, за «Петра» мы получили Государственную премию, а за балеты – нет, хотя создали и поставили более двадцати полномасштабных балетных спектаклей. Правда, я именно за балетную хореографию была включена ЮНЕСКО в число «пятисот лидеров влияния в гуманитарной сфере второй половины ХХ века». Но это награда зарубежная, а не отечественная.

Что касается руководства Государственным академическим театром классического балета, то генеральный директор у нас мой муж. А я себя с пяти лет считаю танцовщицей (хотя бабушка в детстве заставляла меня учиться играть на скрипке). И сейчас остаюсь ею... но уже в наших артистах.

- В вашем театре стали звездами такие всемирно известные ныне танцовщики, как Ирек Мухамедов, Галина Степаненко, Владимир Малахов... В свое время Володю не взяли после училища в Большой театр. Как вы сделали из него звезду первой величины?
- Мы видим потенциальные возможности танцовщика, помогаем их развить. Но настоящий артист - это не только физические данные и музыкальность. Это личность, характер. Вот, например, в нашем театре сейчас танцует замечательная балерина Катя Березина. На репетициях она очень исполнительна, готова полностью воплотить наш замысел. Но наступает какой-то момент, когда она все подчиняет себе. Это происходит, когда она входит в роль, полностью перевоплощается. И тогда мы умолкаем, отходим в сторону и наблюдаем за тем, как в ней все это совершается, лишь деликатно направляя ее. До самого последнего момента ее премьеры (это может быть спектакль, в который она вошла, или спектакль, который сделан специально для нее) мы не знаем, как это выразится. На первом представлении виден путь, который она намечает; а на третьем-пятом спектакле мы видим полное слияние с ролью. Это для нас колоссальное счастье.

- Вы с мужем сочиняете хореографию совместно или договариваетесь между собой, кому какой кусок ставить?
- Мы все делаем совместно. У нас есть комический спектакль «Проделки Терпсихоры», где два члена жюри одеты в широкий пиджак, один на двоих. Вот так мы и работаем. Бывает, что и ругаемся, конечно. Но зависимости друг от друга, скованности не чувствуем. Мы вообще всегда отстаивали свободу. Когда мы сочиняли «Сотворение мира», нам предложили либретто, написанное тогда очень влиятельным писателем Валентином Катаевым. У него Бог конструировал Человека с помощью современной науки и техники, наделяя его логически продуманными функциями. В то время споров о «физиках и лириках» многие произведения, повинуясь моде, были проникнуты восхищением перед научно-техническим прогрессом. Но мы не могли принять внутренне такое либретто. Написали собственное, человеческое. Мы понимали, что это осложнит нашу работу, но иначе не могли поступить.

Балет «Весна священная» мы сочинили именно потому, что музыка Стравинского, которую мы услышали за границей на гастролях с Большим театром, буквально обрушилась на нас и поглотила. Мы ею заболели. На все командировочные деньги купили и привезли в Москву пластинки с записями музыки Стравинского. Были проблемы, связанные с тем, что с двадцатых годов Стравинский был запрещен в СССР. Но мы вот осмелились поставить балет на его музыку. И сегодня, как и много лет назад, мы не стараемся кому-то угодить, а отстаиваем право художника быть самим собой и заниматься любимой профессией.


Хозяйка «фабрики звезд»
Уже более тридцати лет Наталья Касаткина руководит знаменитым на весь мир Государственным театром классического балета. Она ставит спектакли вместе со своим мужем и партнером по сцене Владимиром Василевым. Касаткина и Василев перепробовали все жанры - ставили библейскую историю о сотворении мира, трагедию Ромео и Джульетты, мелодраму о даме с камелиями, мистериальные сцены «Весны священной», философские сказки о Золушке, Щелкунчике, Жар-птице. Касаткина и Василев воспитали с десяток великолепных артистов, среди которых - Ирек Мухамедов, Галина Степаненко, Владимир Малахов и другие звезды, «делавшие погоду» на ведущих сценах мира.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2004 10:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030302
Тема| Балет, Москва, Выставка балетной фотографии
Авторы| Крылова М
Заголовок| СТОЙ! СНИМАТЬ БУДУ!
Выставка балетной фотографии в Театральном музее
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20040303
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2004-03-03/7_photo.html
Аннотация| Союз фотохудожников России и Театральный музей имени Бахрушина сделали совместную выставку «Фотограф и Терпсихора». На самом деле экспозицию надо было назвать «Кое-что из истории Большого театра»: практически все фотографии связаны с московской балетной сценой. А слова «кое-что» передали бы принцип отбора экспонатов: представлены лишь некоторые из многих фотографов, десятилетиями снимавших Большой балет. Почему среди участников нет, к примеру, Соловьева, Жданова, Пчелкина, Логвинова, Бражникова или Косинца – остается только гадать.
Снимать балет – задачка с несколькими решениями. Все зависит от того, кем чувствует себя фотографирующий: летописцем или фотохудожником. Наличествуют ли у фотографа эстетические амбиции, или он (как большинство героев съемки – танцовщиков и балерин) озабочен точностью передачи балетной позы и красивым выражением лица запечатленного персонажа. Для нужд исторического процесса («как это было») задача летописца вполне благородна. Мало того, она необходима. Такие съемки хороши для учебников по хореографии и газетных рецензий. И как, если не по точным фотографиям, историк танца сможет написать такое, к примеру, исследование – «диалектика чувства позы у балетных артистов всех времен и народов»? Если же искать в балетной фотографии таинственное единство формы и содержания, которое зовется искусством, – в какой-то момент придется забыть о точности и вспомнить о художественном поиске, рискуя вызвать неудовольствие артиста («почему на твоем снимке моя нога смазана?») и упреки начальства в разбазаривании казенной пленки. На фоне этой сложной диалектики (и ведь заранее не узнаешь, что останется в вечности, протокольный снимок или апофеоз съемочного самовыражения) даже проблемы балетной фотографии, типа «как запечатлеть динамическое по природе искусство балета в статике фотоснимка», кажутся простыми.
Экспозиция начинается с дореволюционных работ фотоателье Фишера. Карл Фишер (обладатель прав на эксклюзивные съемки в придворных театрах с 1892 по 1915 год) снимал балет в павильоне, с долгой экспозицией, тщательно ставя мизансцену. Получались изображения кокетливых хорошеньких балерин, богатым телом, похожих на оперных примадонн. Или массовые костюмные сцены из спектаклей – точь-в-точь как популярные в те времена «живые картины» или кадры из немого кино. За этими отретушированными раритетами, излучающими дух эпохи Императорского балета, сегодня активно охотятся коллекционеры. Младший современник Фишера Александр Горский, главный балетмейстер Большого театра и самобытный фотограф, уже догадался, что балет и танец – не только развлечение. Его «импрессионистские» фотоэтюды крупным планом, с томными девами в хитонах а-ля Айседора Дункан, построены на продуманной игре со светотенью. Это нечто похожее на современный «видеоданс», когда взгляд видеокамеры становится частью композиции балета или балет специально ставится под возможности съемки.
Переход от фронтальных съемок Фишера и Горского к разнообразным ракурсам Евгения Умнова лучше всяких слов показывает резкий слом мировоззрения и эпох. Умнов много лет снимал для советского журнала «Огонек» и, как всякий хороший журналист, был озабочен доходчивой выразительностью своего текста. Умнов к тому же работал в эпоху расцвета репортерской съемки, когда подробности изнанки события стали не менее важными, чем его «лицо», а удачно подхваченная закулисная сценка в театре начала цениться не меньше, а то и больше официальной съемки на сцене. Цикл работ Умнова – смешавшие «высокое» и «низкое» зарисовки повседневного балетного быта. Другой, официальный вариант репортажа – фотографии Георгия Петрусова: в момент празднования 175-летия Большого в начале 50-х годов этот по жизни посторонний к балету фотограф снял весь балетный репертуар и оставил для потомков интереснейший материал по ментальности сталинского ГАБТа.
Последнее поколение фотографов Большого театра представлено Игорем Захаркиным, Ларисой Педенчук и Надеждой Баусовой. Накануне выставки у экспонентов возникли проблемы. Как было объявлено на вернисаже, руководство фотослужбы Большого театра не только не приветствовало проект, но пыталось запретить своим фотографам участвовать в нем. Выставляемое как аргумент запрета имущественное право театра на фотографии явно вступает в противоречие с авторским правом фотографов. Скандальная ситуация приводит к необходимости более тщательного составления контрактов, в которых права и обязанности обеих сторон были бы внятно прописаны в соответствии с законами и не поддавались бы, как сейчас, двусмысленной юридической трактовке.
...А вообще-то здорово быть балетным фотографом. Им сразу понятно, какой спектакль хороший – когда на сцене светло и снимать удобно.




Некоторые балетные фотографы чувствуют себя летописцами, некоторые – художниками.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2004 11:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030303
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Форсайт У.
Авторы|
Заголовок| Мариинский театр впервые в России представляет балеты Уильяма Форсайта
Где опубликовано| Росбалт
Дата публикации| 20040303
Ссылка| http://www.rosbalt.ru/2004/03/03/147268.html
Аннотация|САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 3 марта. Мариинский театр представляет балеты самого модного западного балетмейстера Уильяма Форсайта. Как рассказал во вторник на пресс-конференции хореограф, он не ожидал, что петербургские танцовщики настолько подготовлены к работе над его постановками. «Я сожалею, что колебался с принятием приглашения Мариинского театра, — сказал Форсайт. — А теперь я удивлен уровнем петербургской труппы, танцовщики которой из какого-то неведомого потенциала сил целый месяц репетируют со мной сутки напролет».

Уильяма Форсайта считают наследником творчества знаменитого Джорджа Баланчина, а тех, кто может танцевать его постановки, настоящими танцовщиками. Например, Ульяна Лопаткина призналась, что для нее балеты Форсайта оказались слишком сложными, и она отказалась участвовать в постановках. Для русского балета «непонятна» бессюжетность балетов западного хореографа. Кроме того, в балетах Форсайта движения более стремительны, чем в классическом русском балете.

На сцене Мариинского театра 3, 5 и 7 марта будут показаны три балета Форсайта: Steptext, «Головокружительное упоение точностью» и «Там, где висят золотые вишни». В постановках заняты: Диана Вишнева, Ирма Ниорадзе, Дарья Павленко, Эльвира Тарасова, Наталья Сологуб, Софья Гумерова, Надежда Гончар, Татьяна Ткаченко, Андриан Фадеев, Игорь Колб, Андрей Меркурьев, Леонид Сарафанов, Антон Корсаков и молодые танцовщики Мариинского балета. Это российская премьера творчества Уильяма Форсайта. Планировавшаяся инсталляция у стен Кремля была запрещена московскими властями. В 2002 году он впервые приехал в Петербург, где вместе с четырьмя танцовщиками Франкфуртского балета потряс публику Фестиваля «Мариинский» композицией Artifact-II.

Уильям Форсайт родился в 1949 году в Нью-Йорке, учился танцу в Университете Джексонвиль во Флориде и позже в школе при балетной труппе Джоффри Балет в Нью-Йорке. Карьеру танцовщика начал в труппе Джоффри Балет, затем в 1973 году перебрался в Европу, в труппу Штуттгартского балета, где работал сначала как танцовщик, а затем в 1976-1981 годах в качестве хореографа. В 1976 году Форсайт поставил свой первый балет Urlicht, который принес хореографу успех. Важным моментом в биографии Форсайта стало его сотрудничество (по приглашению Рудольфа Нуреева) с балетом Парижской оперы. В 1984 году Форсайт был назначен художественным руководителем Франкфуртского балета. Балеты Форсайта входят в репертуар ведущих танцевальных компаний мира, таких как New York City Ballet, Сан-Франциско балет, Национальный балет Канады, Лондонский Royal Ballet и балет Парижской оперы. Среди его знаменитых постановок: Gange, Artifact, Impressing the Czar, Limb's Theorem, The Loss of Small Detail, «Kammer/Kammer» и др.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25188
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2004 3:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030304
Тема| Балет, Душа танца, Персоналии, Цискаридзе Н., Вишнева Д., Александрова М., Канетов Н., Годовский Я., Ивата М., Максимова Е.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Душераздирающее зрелище
Где опубликовано| Коммерсант No. 38
Дата публикации| 20040303
Ссылка|
Аннотация| Вручены призы «Душа танца»

На Новой сцене Большого театра состоялась десятая церемония вручения ежегодного приза «Душа танца», сопровождаемая гала-концертом лауреатов 2003 года и всех прошлых лет. Юбилейные торжества утвердили ТАТЬЯНУ КУЗНЕЦОВУ в том, что у балетных людей главная сила в ногах.

Приз «Душа танца» — полуметровую металлическую статуэтку фаллической формы — редколлегия журнала «Балет» уже десять лет раздает балетным и околобалетным деятелям не за конкретные события сезона, а по совокупности заслуг. Чтобы никого не обидеть и не заставлять долго ждать в очереди, количество «душ» и номинаций ежегодно растет (так, в прошлом сезоне к «звездам» добавилась «королева танца»). И хотя при выборе очередных лауреатов не последнюю роль играют текущие конъюнктурные соображения, есть в этом балетном празднестве что-то семейно-патриархальное: небогатый столичный журнал охотно поддерживает бедных тружеников провинции, а скромные концерты победителей устраивает незатейливо, по-домашнему — с тамадой-конферансье, выразительным чтением стихов и рассыпанием конфетти.

Но для юбилейной церемонии удалось найти богатых спонсоров и развернуться, как душа просит. Был сочинен сценарий, пошиты спецкостюмы, вытребованы декорации, выстроен музыкальный ряд, заказаны особые — змеящиеся — конфетти, сведены к минимуму отсебятины заздравных речей. Эффект получился сногсшибательный: былая задушевно-умилительная глуповатость обернулась глупостью агрессивно-программной.

Шоу протекало в декорациях художника Окунева к балету «Русский Гамлет» — отблескивающей металлом и вздыбленной к небесам имперской колоннаде. На ней и под ней в клубах дыма закопошились было белые фигуры в шифоновых крыльях — то ли боги-олимпийцы, то ли души чистилища. Но их тут же смел со сцены отряд Монтекки-Капулетти (видимо, символизируя переход от мифологии к истории). Враждующие кланы шли, как на советский первомайский парад — строевым шагом с сильной отмашкой руками. Между средневековыми физкультурниками возник ангелоподобный Николай Цискаридзе — томный, красивый и с папкой в руках. Сверяясь с текстом, он огласил имя «королевы танца» и профессионально сияющая Диана Вишнева в китайском зеленом костюме выпорхнула из партера. Насладиться аплодисментами ей не дали: рявкнул из динамиков прокофьевский «Танец рыцарей», «физкультурники» задвигались шеренгами, топча «королеву», и спасительный ведущий Цискаридзе, шепнув в микрофон «пошли», уволок ее за кулисы. Тем временем на верху колоннады возникла фигура, обтянутая трико и с тремя головами (тот, кто знал, как выглядит статуэтка «Души танца» безошибочно опознал в ней «ожившую скульптуру»). Чуть погодя рядом с «душой» появилась «королева». «Душа» нацепила на Диану Вишневу мантию и водрузила на голову корону. Опытная балерина, стесняясь собственного участия в детсадовском маскараде, попыталась однако принять дары с достоинством, но оступилась на шатком помосте — корона слетела, мантия сползла, королеву успели поддержать.

Прочие режиссерские находки, вкрапленные в концерт с непредсказуемостью родимых пятен, были столь же находчивы и содержательны. Мрачная церемония, придавленная траурным музыкальным сопровождением и синюшным светом, с трудом выруливала из нагромождения архаичных танцевальных номеров. Награждаемые неловко топтались на сцене, роняя увесистые «души» и ожидая сигнала, когда можно сбежать с подмостков. Выступавшие лауреатки (как нынешние, так и бывшие) отличались редкой красотой ног и малой осмысленностью танца. Душой, а не только ногами работали немногие: стильная Мария Александрова, остроумно одолевшая свое внешнее несходство с сильфидой; трепетный Нурлан Канетов, тонко сыгравший поруганную невинность в татарской версии легенды об Иосифе Прекрасном; невозмутимый Ян Годовский, с острым чувством меры и блистательным владением пуантной техникой спародировавший сильфидную балерину во фрагменте из «Светлого ручья»; легконогий японец Морихиро Ивата, наделивший самурайским неистовством Наездника из «Половецких плясок». Под стать диковатому концерту была и публика: состоятельные спонсоры с нарядными дамами причудливо мешались с замшелыми старушками с 40-летним балетоманским стажем. Всех их объединил финал первого действия: Екатерина Максимова, наделенная званием «мэтра танца» усыпанная золотыми молниями конфетти, окруженная балеринами-ученицами и коленопреклоненными амурами, непринужденно приняла овацию публики Потому что, по всеобщему мнению, так и должна выглядеть душа нашего танца.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 10:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030401
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Форсайт У.
Авторы| Петрова К.
Заголовок| Импортированная роскошь
Где опубликовано| Газета "Метро", СПб, N13
Дата публикации| 20040101
Ссылка|
Аннотация| Сегодня в России только Мариинский театр может позволить себе подобную роскошь, как постановка балетов Уильяма Форсайта. Во-первых, права на эту постановку стоят весьма и весьма недешево. Во-вторых, в Мариинке сегодня есть танцовщики, способные освоить сложнейший хореографический язык Форсайта. В Большом театре, например, не идут балеты этого мастера. И это несмотря на то, что Уильям Форсайт в мире давно считается хореографом номер один! Его имя можно поставить в один ряд с Мариусом Петипа и Джорджом Баланчиным.
К реализации этого сложного и дорогостоящего проекта со стороны Мариинского театра привлекли трех ответственных репетиторов. Самый молодой из них - артист балета Алексей Мирошниченко. Ему 29 лет. Такой молодой балетмейстер-репетитор - беспрецедентный случай в истории Мариинки.

- Алексей, почему именно вы стали ответственным репетитором балетов Форсайта?
- Я сам сочиняю хореографию, учился у Бельского, успел поставить балеты на сценах Мариинского и Новосибирского театров. Меня привлекает современная хореография, а мои эксперименты похожи на то, что делает Форсайт. Поэтому у меня, как репетитора, есть шанс правильно и точно воспринять хореографический рисунок Форсайта. Эта работа - бесценный опыт, подобно стажировке в труппе самого балетмейстера.
- Судя по всему, работа над хореографией Форсайта дается непросто. Звезды Мариинки, привыкшие к классической хореографии, на репетициях выглядят порой просто растерянными. Вы справитесь?
- Постараемся! Прямо сейчас у нас с Аароном Уоткиным, представляющим Форсайта, идет репетиция балета 'Стептекст'. Параллельно разучиваются балеты 'Посередине и чуть выше' и 'Голово-кружительное упоение точностью'. Аарон разбирает с танцовщиками каждое движение. 'Этому труднее всего учить в Кировском балете', - замечает Аарон, снова и снова показывая, что носок нужно тянуть совсем не так, как учили в Вагановском.
- Сколько времени отведено на постановку?
- Меньше месяца. При том что в театре идут утренние и вечерние спектакли, артисты танцуют репертуар, а в перерывах репетируют балеты Форсайта. Наши гости-постановщики вообще не понимают, как мы здесь со всем этим справляемся. Форсайт - это не только сложная и изысканная хореография, это целая система положения вещей в пространстве. Его балеты архитектурны и геометричны: воображаемые точки соединяются, получается определенная система знаков (sign). Форсайт пришел к эволюции в классической хореографии и создал новый пластический язык. Самая трудная для нас задача - правильно выстроить балет в пространстве, это сложнее, чем освоить сам текст. Сейчас от Форсайта над тремя одноактными балетами работают три приглашенных балетмейстера-репетитора. С нашей стороны - Юрий Фатеев, Сергей Бережной и я. На этой неделе в театр приедет сам Форсайт, и начнется правка мастера. Наверное, это будет самое тяжелое. Ну а потом - премьера.
- Зачем все-таки нам импортированный Форсайт? Или оскудела земля русская на хореографические имена?
- Всему свое время. Я считаю, что Мариинский театр осуществляет правильную художественную политику. В советской театральной системе главные балетмейстеры по 20-30 лет оставались на боевом посту. И практически никого к своим труппам не подпускали. Это привело к закрытому хореографическому пространству, к ситуации застоя. А после того как эти люди ушли, образовался вакуум. Но балетный театр во всем мире не стоял на месте. Так что в области балета мы оказались отнюдь не впереди планеты всей. Чтобы найти собственные ресурсы, необходимо самим освоить тот путь, который прошла западная хореография. Недаром за последние 10 лет в Мариинском театре, кроме реставрации классических спектаклей, поставили балеты звезд-хореографов: Пети, Ландера, Баланчина и Ноймайера. Форсайт - это самое крупное имя в этом ряду, завершение целого этапа в художественной политике Мариинки.
- Хорошо. А что дальше?
- Дальше - поиск наших, отечественных ресурсов. Пора нащупывать новые имена, новые идеи. Я горжусь тем, что в составе труппы Мариинского театра прошел весь этот десятилетний путь постановки лучших балетов западных хореографов. Этот опыт очень важен. Надеюсь, что у меня, как и у других молодых постановщиков, будет возможность проявить себя на родной сцене.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 10:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030402
Тема| Балет, МТ, Персоналии, Форсайт У.
Авторы| Гердт О.
Заголовок| В МАРИИНКЕ ПОСПЕЛИ ЗОЛОТЫЕ ВИШНИ. Старейшая балетная труппа сдает экзамен на современность.
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20040303
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article44914
Аннотация| В пятницу балетами Уильяма Форсайта "Steptext", "In the Middle..." и "The vertiginous thrill of exactitude" откроется традиционный ежегодный Международный фестиваль балета. Крупнейший балетный реформатор последней четверти двадцатого века впервые рискнул представить свои произведения на российской сцене.

Сам Форсайт приехал в Мариинский театр за несколько дней до премьеры - отсмотреть составы и навести последний марафет на спектакли, которые готовили его ассистенты. Такова практика - все три постановки не новые, и их перенос хореограф вполне может доверить своим помощникам. На пресс-конференции, предварявшей премьеру, Форсайта, разумеется, спросили, почему он не предложил Мариинке новые названия. На что хореограф, разумеется, ответил, что это дело будущего, но сначала надо посмотреть, как Мариинка справится с его старыми балетами.

Сдавать экзамен на Форсайта и впрямь нелегко: во-первых, хореограф, стерший границы между классическим балетом и современным танцем, изобрел язык, которым могут овладеть лишь те, кто универсально, в разных техниках разминает и развивает свое тело. Во-вторых, в театре Форсайта, как в любом современном танцевальном организме, нет и не может быть разделения на кордебалет и этуалей: здесь все равны, после того, правда, как справились с техническими проблемами. Поэтому, когда Форсайт ставит в таких цитаделях академизма, как Парижская опера или (теперь) Мариинский театр, неизбежны не только травмы, но и скандалы со звездами. В Париже Форсайт и этуаль Opera Орели Дюпон, по ее признанию, "кричали друг на друга и топали ногами". В Мариинке, как доносит разведка, не заладилось с примой Дианой Вишневой, которая должна танцевать самую сложную из всех трех вещей - Steptext.

Впрочем, артисты Мариинского театра должны радоваться, что Уильям Форсайт предложил им старые вещи, еще настоянные на деформированной и переструктурированной, но классике. А не что-нибудь из новенького. Дело в том, что увлекшийся мультимедийными проектами хореограф давно уже требует от артистов больше, чем просто танцевать. Форсайт вводит в балеты звучащее слово, заставляет артистов общаться с публикой и обожает и зрителей и артистов использовать как движущиеся объекты, которые так забавно превращать в объекты виртуальные с помощью компьютеров. Один из таких интерактивных перформансов Уильям Форсайт несколько лет назад собирался показать в Москве: под кремлевскими сценами должны были расположиться экраны, на которых случайные прохожие обнаруживали бы себя танцующими вместе с артистами Форсайта.

Тот эксперимент не случился, поэтому теперь Мариинка по праву гордится, что перехватила франкфуртского гения и стала первым театром России, владеющим правами на его постановки. Форсайт же был так любезен, что даже переделал специально для Мариинского театра перевод названия своего спектакля "Посредине, что-то подвешенное" ("In the Middle, somewhat elevated"). Теперь он называется "Там, где висят золотые вишни". Привет то ли Чехову, то ли Диане Вишневой.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25188
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 11:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030403
Тема| Балет, Душа танца, Персоналии, Уральская В., Цискаридзе Н.
Авторы| Юлия Большакова
Заголовок| Маги и звезды, рыцари и мэтры...
Где опубликовано| Культура No. 9, 4-10 марта 2004
Дата публикации| 20040304
Ссылка| http://www.kultura-portal.ru/tree/cultpaper/article.jsp?number=508&rubric_id=204&crubric_id=1000076&pub_id=532673
Аннотация|

Две национальные премии ("Золотая Маска" и приз "Душа танца") отмечают в 2004 году юбилей. Они вручаются уже в десятый раз. Главной причиной их успешной жизни является, на мой взгляд, удачная концептуальная разработка. Обе прошли через периоды критики, не всегда объективной и конструктивной, и обе доказали свою авторитетность, в первую очередь в профессиональной среде.

"Душа танца" не охватывает все виды и жанры театрального искусства. Этот приз журнала "Балет" (главный редактор Валерия Уральская) и Министерства культуры России. Самые авторитетные специалисты в области балетного искусства, входящие в редакционную коллегию и творческий совет журнала, а также советники по экономическим вопросам обсуждают кандидатуры танцовщиков, хореографов, художников, композиторов, педагогов, директоров "по гамбургскому счету". Первое же награждение по итогам 1994 года предопределило последующий интерес к этой премии. "Восходящими звездами" в тот год были названы еще совсем юные Николай Цискаридзе и Ульяна Лопаткина.

В десятилетней истории "Души танца" отражаются жизнь и судьбы нашего нынешнего балетного искусства. Более семидесяти награжденных за эти годы, из них девять уже ушли. Как важно, что профессиональное сообщество присуждением приза успело при жизни выразить свою любовь и признание таким замечательным артистам и деятелям балетного искусства, как Алла Шелест, Наталья Дудинская, Махмуд Эсамбаев, Вера Красовская, Михаил Арнопольский, Анна Редель, Евгений Панфилов, Татьяна Устинова, Борис Львов-Анохин.

"Душа танца" - премия человеческая. Ею награждаются личности, а ее номинации носят название: "Восходящая звезда", "Рыцарь танца" "Маг танца", "Звезда". В последние годы появились "Учитель" и "Мэтр танца". Умение распознать и первыми оценить профессиональный вклад является главным ноу-хау "Души танца". Неслучайно на нынешнем юбилейном вручении Екатерина Максимова, получая премию в номинации "Мэтр танца", сказала: "У меня очень много разных наград. Но "Душа танца" для меня - особенная. Это первая награда, которую я получаю за свою сегодняшнюю деятельность - деятельность педагога. Я очень рада".

Нынешний юбилей приза оказался особенным. Награждение и гала-концерт проходили в главном театре страны - Большом театре. В концерте принимали участие танцовщики - победители прежних лет - солисты Большого театра Анна Антоничева, Мария Александрова, Дмитрий Гуданов, Илзе Лиепа. В концерт были включены фрагменты из хореографических работ лауреатов прежних лет: "Гаучо" И.Моисеева, "Легенда о любви", "Раймонда" Ю.Григоровича, "Сотворение мира" Н.Касаткиной и В.Василева, "Сказание о Йусуфе" и "Принцесса Луны" Н.Боярчикова.

В шести номинациях по итогам 2003 года было названо одиннадцать лауреатов. И среди них не оказалось ни одного хореографа. "Рыцарем танца" стала генеральный директор агентства "Визит" из Санкт-Петербурга Ирина Чистопашина.

Реальная картина балетной жизни от Петербурга до Якутска была продемонстрирована в ее блеске и с ее недостатками. В адажио из балета "Корсар" зрители могли оценить тонкую музыкальность Александры Санниковой и Ильи Кузнецова, учеников педагога и директора Якутского хореографического училища Наталии Посельской (номинация "Учитель"), несколько оробевших на ответственной сцене Большого театра; традиционную изящную четкость новосибирской школы в танце Лилии Зайцевой и Евгения Гращенко, учеников педагога-репетитора Новосибирского театра оперы и балета Лидии Крупениной (номинация "Учитель") в "Легенде о любви"; внутреннюю динамичность и артистический темперамент "Восходящей звезды" из Казани, солиста Государственного Татарского театра оперы и балета Нурлана Канетова в балете "Сказание о Йусуфе"; посочувствовать другой "Восходящей звезде" - нежной Наталье Балахниной - в не самом удачном выборе для показа перед зрителями - партии Авроры из "Спящей красавицы", более подходящей для звездной номинации.

Режиссеры гала-концерта Екатерина Миронова и Наталья Красноярская с фантазией и некоторой избыточной помпезностью (когда нынешняя "Королева танца" затерялась среди свиты) использовали технические и световые возможности Новой сцены Большого театра. Ритм вечера несколько сбивало вялое ведение концерта Николаем Цискаридзе, не сумевшим быть на сцене внутренне диалогичным с призерами и со зрителями. Жаль, что не оказалось постоянного ведущего предшествующих награждений Сергея Коробкова. Так же как непонятно, почему не танцевала в этот вечер "Королева" Диана Вишнева, принимавшая награду на сцене. Но в целом зрелище получилось праздничное и впечатляющее. Замечательно, когда на заднике хорошо видны меняющиеся проекции портретов прежних призеров, когда кинокадры с поздравлением от Игоря Моисеева новых "Магов танца" - художника Бориса Мессерера и композитора Андрея Петрова - видны и слышны без каких-либо технических накладок. И здесь будет уместно упомянуть, что продюсеры, взявшие на себя организацию вечера, - это совсем юные студенты продюсерского факультета РАТИ Влад Аксенов, Николай Жегин и Антон Матросов, создавшие свой центр August Production. Гала-концерт проходил накануне государственного экзамена, который должны были сдавать эти студенты, но главный экзамен на профессионализм они уже сдали в этот вечер на "отлично".

Победители в номинации "Звезда танца" Андрей Уваров и Татьяна Чернобровкина не смогли выступить в концерте: Андрей сейчас на гастролях в Японии, Татьяна совсем недавно стала мамой. Выступление еще одной "Звезды танца" нынешнего года - Екатерины Березиной, солистки Государственного академического театра классического балета, стало самым ярким художественным событием этого вечера. В ее совершенном исполнении адажио из балета А. Петрова "Сотворение мира" оказалось настоящим откровением, заставляющим трепетать сердца зрителей и с благодарностью преклоняться перед бессмертным искусством русского классического балета.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25188
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 11:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030404
Тема| Балет, Душа танца, Персоналии,
Авторы| Светлана Наборщикова
Заголовок| Амбиции национальной души
Где опубликовано| Русский курьер
Дата публикации| 20040303
Ссылка| http://www.ruskur.ru/227/index.php?pagenum=10
Аннотация|

Журнал "Балет" назвал лауреатов "Души танца" 2003 года. Среди них педагоги - Екатерина Максимова, Лидия Крупенина Наталья Посельская; танцовщики - Диана Вишнева, Татьяна Чернобровкина, Екатерина Березина, Наталья Балахничева, Андрей Уваров, Нурлан Канетов; а также художник Борис Мессерер, композитор Андрей Петров и директор санкт-петербургского театрального агентства "Визит" Ирина Чистопашина.

Предыдущие девять премий журнал "Балет" вручал на уютных площадках Театра им. Моссовета и Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, в теплой, непринужденной обстановке внутрицеховых посиделок. Юбилейное награждение редакция отметила переменами в формате. Непафосные площадки сменили респектабельные мрамор и позолота Новой сцены. Цена на билеты, ранее доступные рядовым любителям, коих среди почитателей журнала большинство, взлетела до трех тысяч рублей. Но, самое главное, нынешнюю премию объявили национальной. Странные амбиции для узкопрофессионального, малотиражного издания и карт-бланш прочим цеховым журналам. Никто из них еще не отважился возвести свою редакционную премию в ранг федерального отличия.

"Национальную" церемонию попытались обставить с подобающей пышностью. В роли ведущего появилось нынешнее лицо отечественного балета - Николай Цискаридзе. Из запасников извлекли задник "Русского Гамлета" - отливающий металлическим блеском странный имперский символ, то ли опрокинутый купол, то ли гигантский орден. В качестве музыкального сопровождения загремела фонограмма мрачного "Танца рыцарей", а затем неопознанный объект из симфо-попсы, навевающий представления о бушующем море. Двух главных лауреатов женского пола - Диану Вишневу и Екатерину Максимову - обернули в золотые мантии и водрузили на головы короны, от которых дамы тут же поспешили избавиться. Максимову еще и обсыпали золотой мишурой, и по тому, как нервно она поеживалась, видно было, что почесть пришлась не по вкусу. К несчастью, масштабно задуманное действо не сопровождалось соответствующей режиссурой. На детальную проработку постановки, очевидно, не хватило ни фантазии, ни времени.

Удручали бестолковые попытки оживить зрелище. В адажио из "Раймонды" навстречу танцующим Анне Антоничевой и Александру Волчкову зачем-то потянулись девочки с гирляндами из "Спящей красавицы", а в "Половецких плясках" среди полуголых ратников ни с того ни с сего возникла вереница парадно одетых лауреатов. Возмущало и обращение с теми же лауреатами. Получив свои увесистые призы, они замирали в растерянности, не зная, спускаться ли в зал или шествовать в кулису. Видно, порядок им не объяснили, а Цискаридзе в роли распорядителя оказался плох и занятый собственным текстом, не обращал внимания на топчущихся рядом коллег. Глядя на эти церемониальные изыски, я мучилась одним вопросом: зачем такие навороты? Слава Богу, не "Оскар". Интриги никакой, победители известны заранее. Так наградите лауреатов скопом, а потом устройте честный, без представлений и вручений, концерт. Тем более что публика за тем и пришла.

И кое-что получила. Например, отличный аргентинский "Гаучо" в исполнении артистов моисеевского ансамбля Владислава Озерянского, Андрея Артамонова и Рудия Ходжояна. Или розовое адажио Кремлевского балета во главе с Авророй - Натальей Балахничевой. Девушка отличается редким обаянием, и, если бы не отсутствие шеи и крупная голова, вполне могла бы конкурировать с молодыми примами Большого. Неожиданной расстановкой акцентов запомнился дуэт из "Сильфиды", где девой воздуха была плотная, земная и румяная Мария Александрова, а Джеймсом сильфидообразный Дмитрий Гуданов, оба - лауреаты "Души" прошлых лет. Самые титулованные лауреаты-2003 так и не станцевали. Солистка Мариинского театра Вишнева, заявленная в программе с "Рубинами", весь вечер просидела в зале, а солист Большого Уваров послал привет с экрана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 2:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2004030405
Тема| Балет, МТ, 4 Международный балетный фестиваль, Персоналии, Форсайт У.
Авторы| Циликин Дм.
Заголовок| Мариинский фестиваль: На нашей площади - праздник!
Где опубликовано| Петербургский час пик N10
Дата публикации| 20040303
Ссылка| http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index.cgi?level=&rub=7&stat=0
Аннотация| Уже довелось прочесть в одном из глянцевых журнальчиков, что балеты Форсайта в Мариинском театре "стоит посмотреть". Обычный для изданий такого сорта покровительственно-снисходительный тон, однако по отношению именно к этому предмету он свидетельствует либо о невежестве, либо о глухоте к искусству. Поскольку если что и можно причислить в современном балете к необходимому, обязательному, непременному - так это как раз создания Уильяма Форсайта. Который, вообще-то, - гений.Впрочем, на предпремьерной пресс-конференции 2 марта появился весьма демократичный улыбчивый худой мужчина, которому никак не дать его почти 55. Комплименты артистам звучали искренне: "Они великолепны! Для меня большая привилегия и честь работать с этой труппой". Уверял, что изменяет текст исходя из индивидуальных возможностей каждого. Восхищение взаимно: Ульяна Лопаткина сказала, что "коллеги проявляют чудеса выносливости". А директор труппы Марах Вазиев признался, что работа многих обычных артистов кордебалета его поразила, открыла их ему.
Сотрудничество с Форсайтом - логическое продолжение стратегии, которую можно назвать западнической: "Раз не родится хорошее свое, лучше купить хорошее чужое". На Форсайта заглядывались уж который год. На втором фестивале "Мариинский" его артисты показали "Artifact-II", от которого у публики буквально снесло башню. Потом несколько наших танцовщиков отправились поработать с ним во Франкфурт, где он 20 лет руководит своей труппой. И вот наконец 3 марта Мариинский театр впервые показывает три его балета - и, согласно контракту, получает права на них на 5 лет.
Это "Steptext" - Бах; "The vertiginous thrill of exactitude" ("Головокружительное упоение точностью") - Шуберт; "In the middle, somewhat elevated" ("Нечто, висящее в центре" - или, как сам Форсайт назвал русскую версию, "Там, где висят золотые вишни"), музыка Тома Виллемса. На освоение дивной, но и головоломной хореографии брошены лучшие силы: Диана Вишнева, Ирма Ниорадзе, Дарья Павленко, Андриан Фадеев, Игорь Колб, Андрей Меркурьев, Леонид Сарафанов и др.
Еще дважды отрадную новинку покажут в рамках 4-го фестиваля "Мариинский", который пройдет с 5 по 14 марта. Кроме того, его программу составят репертуарные спектакли, но с приглашенными звездами. Ульяна Лопаткина увлечена Форсайтом, однако недавняя операция не позволяет ей танцевать премьеру, участие балерины в фестивале ограничится "Лебединым" с Жозе Мартинезом (Opera de Paris) и, возможно, фрагментом из Форсайта на гала-концерте 14-го. Два премьера La Scala Массимо Мурру и Роберто Болле явят себя: первый - в "Спящей" с Вишневой, второй - в "Манон" с дебютирующей в заглавной партии Натальей Сологуб. Знакомый нам (и многими страстно любимый) Итан Стифел (American Ballet Theatre) станет партнером Дарьи Павленко в реконструированной "Баядерке" 1900 года, а его коллега по ABT Палома Эррера составит компанию Андриану Фадееву в "Дон-Кихоте".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9  След.
Страница 1 из 9

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика