Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Леонид Десятников, музыкальный руководитель БТ

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 1:28 pm    Заголовок сообщения: Леонид Десятников, музыкальный руководитель БТ Ответить с цитатой

22.09.2009 - http://www.bolshoi.ru/ru/season/press-service/news/index.php?id26=1327
"Музыкальным руководителем театра с этого дня и до конца 2011 г. будет известный петербургский композитор Леонид Десятников, три сочинения которого были представлены в Большом - балеты "Русские сезоны" и "Вываливающиеся старухи" в постановке А. Ратманского и опера "Дети Розенталя" (режиссер-постановщик Э. Някрошюс), созданная специально для Большого. В настоящее время специально для Большого он пишет балет "Утраченные иллюзии", который также поставит Алексей Ратманский (премьера намечена на апрель 2011 г.). По словам маэстро, предложение взять на себя музыкальное руководство Большим театром оказалось для него столь обескураживающе неожиданным, что… он ответил согласием. Консалтинг, супервизия и психотерапия - приблизительно в таких терминах мог бы он описать свою будущую деятельность на новом посту, характеризуя ее как своего рода кризис-менеджмент. "Дирижировать, во всяком случае, я не буду", - твердо пообещал г-н Десятников."


Последний раз редактировалось: babai (Ср Сен 23, 2009 1:37 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 1:30 pm    Заголовок сообщения: Ъ Ответить с цитатой


Музыкальную политику Большого театра теперь будут определять творческие взгляды композитора Леонида Десятникова
Фото: Светлана Привалова

В Большом театре прошла пресс-конференция, посвященная открытию очередного, 234 сезона. На ней журналистам объявили о неожиданном назначении: музыкальным руководителем Большого назначен композитор Леонид Десятников. Кроме того, театр впервые представил свои планы не на один только открывающийся сезон, а на три предстоящих сезона сразу. На пресс-конференции побывали ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА и СЕРГЕЙ Ъ-ХОДНЕВ.
- еще фото и текст в:
Газета «Коммерсантъ» № 176 (4231) от 23.09.2009 - http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1241530&NodesID=8
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 1:36 pm    Заголовок сообщения: Первое интервью в новой должности Ответить с цитатой

Леонид Десятников: я вижу какие-то симптомы творческого старения
Газета «Коммерсантъ» № 176 (4231) от 23.09.2009

Свое первое интервью в новой должности ЛЕОНИД ДЕСЯТНИКОВ дал СЕРГЕЮ Ъ-ХОДНЕВУ.

— У вас были личные мотивы для того, чтобы принять такое предложение?

— Это очень интимный вопрос, но постараюсь на него ответить. Наблюдая за собой, я вижу какие-то симптомы творческого старения. Сконцентрированность на своей работе, может быть, не всегда позитивно сказывается на результате. И в этом смысле мне кажется, что контакт с живыми людьми, а не с нотами может мне помочь в моей основной работе. Тем более когда речь идет о том, чтобы сотрудничать с Большим театром и в качестве композитора.

— Вы можете принести в театр на своем посту что-то уникально свое?

— На этот вопрос у меня нет ответа, я честно об этом говорю. Но есть некая склонность к импровизации. Допустим, мне крайне интересен Теодор Курентзис. Конечно, я почту за честь, если Теодор просто будет заниматься моей музыкой, он запланирован как музыкальный руководитель "Утраченных иллюзий". Я просто начну с него, как с самого радикального варианта, потому что он человек эксцентричный, экстремистский и все такое. Посмотрю, как будут развиваться взаимоотношения с солистами, с оркестром. И если будут возникать какие-то проблемные ситуации, если понадобятся мои советы, я всегда буду рад прийти на помощь.

[b]— Предписали ли вам какой-то круг должностных обязанностей? [/b]

— В моем трудовом соглашении есть ряд обтекаемых фраз, которые можно трактовать так, можно иначе, но они в общем меня не ограничивают. В каком-то смысле public relations тоже относятся к сфере моих обязанностей. Видите ли, ситуация сложилась таким образом, что в отсутствие Александра Ведерникова все решения, которые будет принимать администрация театра, не будут считаться легитимными хотя бы потому, что там нет людей с высшим музыкальным образованием. Я своим присутствием призван как бы легитимизировать и сделать эту ситуацию более комфортной.

— Но тот же Александр Ведерников, уходя, говорил и о необходимости административной перестройки Большого.

— Ну вот, допустим, переход от репертуарного театра к системе stagione, о котором все давно говорят, в том числе и Саша Ведерников. Все прекрасно, но есть система stagione, и есть суровая российская реальность, есть российское трудовое законодательство, с которым ничего нельзя сделать. Вообще, я не считаю, что это мое назначение является в какой бы то ни было степени информационным поводом, это некоторая интерлюдия, длящийся момент некоей переправы. Я буду счастлив, если журналисты будут писать с большим энтузиазмом не о кадровых перестановках в Большом театре, а о верхнем "фа" в арии Царицы ночи из "Волшебной флейты", которое взяла или не взяла та или иная певица,— вот это повод для разговора.

— А если говорить о верхнем "фа", то, допустим, кастинг певцов вы будете контролировать?

— Я буду этим заниматься, конечно.

— Можем ли мы говорить, что теперь в Большом есть некая коллегиальность при принятии решений?

— Есть чисто человеческая и профессиональная симпатия со стороны в первую очередь Иксанова и Фихтенгольца. И взаимная. Я думаю, что мы выступаем единым фронтом.

— Сейчас в театре реконструкция, да еще и с финансовыми скандалами. В этой ситуации появляетесь вы, который для среднего чиновника связан в первую очередь с "Детьми Розенталя", точнее говоря, с шумом, который тогда поднялся. Вы не опасаетесь какого-то негативного отношения сверху?

— Насколько я знаю, министр культуры сообщил о моем назначении на коллегии. По-моему, это не вызвало никаких протестов. Видимо, "Дети Розенталя" — это какой-то забытый уже сюжет. Сейчас, наверное, другая эпоха.

— Ваше видение дальнейшей ситуации с репертуарной политикой как-то продолжает то, как дело обстояло с начала 2000-х годов?

— Да, я думаю, это продолжение. Во-первых, основная мысль, которую я попытался озвучить на пресс-конференции,— это некая всеядность. То есть можно, конечно, построить этот театр так, что в нем будут идти только "Борис Годунов", "Хованщина", "Пиковая дама", "Евгений Онегин" и дальше — вплоть до "Вражьей силы" и "Аскольдовой могилы", но таким образом Большой театр рискует превратиться в китайскую оперу, чем он не является. Должно быть абсолютно все. Ну, может быть, трудно себе представить, что здесь, например, появится Лахенман,— просто для него пока нет публики. Но то, что появляется, например, "Воццек",— это очень отрадно. И это нормально.

URL: http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=1241512
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Сен 23, 2009 2:22 pm    Заголовок сообщения: Никакого кризиса в Большом театре нет Ответить с цитатой

gzt.ru 22.09.2009 21:53

Леонид Десятников: "Никакого кризиса в Большом театре нет"
22.09.2009 в 21:53
Ольга Романцова

Новый музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников

Композитор Леонид Десятников назначен музыкальным руководителем Большого театра. Одновременно администрация театра объявила о репертуарных планах на три сезона вперед. Корреспондент GZT.RU обсудила эти новости с самим Леонидом Десятниковым.

Леонид Аркадьевич, вы пришли в Большой театр как антикризисный менеджер?
Я считаю, что кризиса в Большом театре никакого нет. Формально здесь сложилась немного несбалансированная ситуация, связанная с уходом Александра Ведерникова. И мне нужно хотя бы своим присутствием ее успокоить. Все-таки у меня есть высшее музыкальное образование. Возможно, если я буду озвучивать те решения, которые администрация театра будет принимать совместно со мной, это, с точки зрения общественности, будет выглядеть более легитимно.

Собираетесь ли вы что-нибудь менять в перспективных планах театра. Например, в его балетной программе?
Я не собираюсь вмешиваться в дела балета. Может быть, вы помните, что Геннадий Николаевич Рождественский, став музыкальным руководителем Большого театра начал с такого радикального жеста – он отменил балет «Дочь фараона», потому что ему показалось, что это музыка не очень высокого качества. Я довольно терпимо и, можно сказать, с большой симпатией отношусь к балетной музыке XIX столетия. По-моему, она очень мила и трогательна.

Знаете ли вы композитора Филиппа Фенелона, который написал для Большого театра оперу «Вишневый сад»? Какая из опер, включенная в планы Большого, вам нравится больше всего?
Я не знаком с Филиппом Фенелоном. Из опер, включенных в планы, я люблю «Воццека» Албана Берга, может быть, даже больше, чем «Дон Жуана» Моцарта.

Что вы можете сказать об оперных планах театра на будущее, когда откроется его основная сцена?
Я пока не могу назвать ни одной оперы – планы пока еще в плавающем состоянии, и мы еще не пришли к полному консенсусу. Возникло несколько интересных сюжетов, и, кстати, раритетов из области русской музыки, абсолютно неведомые современным слушателям.

Бывало ли, что композитор становился музыкальным руководителем театра?
Меня лично вдохновляет опыт швейцарского композитора Рольфа Либермана, который был многие годы директором Гамбургской оперы, потом в течение семи лет директором Парижской оперы, и потом опять вернулся в Гамбург.

На новой работе вас уже что-нибудь порадовало? У меня впервые в жизни появился кабинет, и он мне очень понравился.

Вы довольно часто пишете музыку для кино. Вы не считаете ее прикладной?
Нет, потому что я всегда ищу какую-то возможность для самовыражения, оставаясь в жестко заданных рамках. Это очень увлекательная задача.

Что говорит режиссер, заказывая музыку к фильму? Например, мне нужно, чтобы здесь звучали скрипки или говорит: мне нужно, чтобы в этот момент было напряжение?
Режиссеры по-разному изъясняются. Это всегда очень специфический язык, точнее более или менее талантливое косноязычие. Режиссер может говорить все что угодно: моя задача интуитивно понять, чего он хочет на самом деле. Возможно, задавая какие-то наводящие вопросы. Или предлагая что-то.

Журналисты не раз называли ваши произведения музыкальным комментарием к творчеству Чайковского или, к примеру, Шуберта. Вас это не обижает?
Я отчасти сам в этом виноват: мы живем в такое время, когда композиторы вынуждены комментировать свою собственную музыку. Чтобы облегчить задачи восприятия, композитор вынужден говорить: это произведение написано под впечатлением того-то и того-то. В этот момент он становится пушечным мясом для музыкальных журналистов. Иногда мне кажется, что я вынужден писать комментарии, чтобы у них была какая-то работа. Собственно говоря, они на мне таким образом паразитируют. Я был бы очень признателен, если бы кто-нибудь, наконец, написал о гомогенности моей музыки, попытался увидеть нечто общее между одним сочинением и другим.

Как вы относитесь к современным звукозаписывающим технологиям?
По-моему, музыка сейчас очень заметно перемещается в область виртуального пространства. Становится все более и более доступной благодаря интернету. Мне кажется, что все происходящее в области реального бытования музыки, теряет смысл.

Какие записи вашей музыки вам больше нравятся: записи концертных исполнений или студийные?
Больше всего мне нравится студийная запись.

Почему? Ведь многие дирижеры предпочитают исполнять музыку на на концертах.
Мне, по большому счету безразлично то, что волнует любого дирижера и исполнителя — стремление убедить слушателей в том, что они реально существуют. Вопрос с чем это связано, нужно задавать их психоаналитикам. Но так или иначе, концерт для дирижера или исполнителя – это единственная возможность подтвердить свою идентичность. Композитору это не нужно. Он может выразить себя просто через нотный текст.

В связи с новым назначением вы переезжаете в Москву из Петербурга?
Нет, я буду приезжать в Москву наездами. Но каждый раз буду оставаться здесь достаточно долго, чтобы справиться со всеми делами.


Автобиография Леонида Десятникова
Родился в 1955 году в Харькове. Закончил Ленинградскую консерваторию. Член Союза композиторов. С 1984 года – freelance. 4 оперы, кантаты, камерная музыка – все поставлено, исполнено, продано.
Стиль – эмансипация консонанса, преображение банального, минимализм с человеческим лицом; излюбленный жанр – "трагически-шаловливая вещица". Основные сочинения: камерная опера "Бедная Лиза"; "Дар" – кантата на стихи Державина; "Любовь и жизнь поэта", вокальный цикл на стихи Д. Хармса и Н. Олейникова; "Свинцовое эхо" для голоса(ов) и инструментов на стихи Дж.М. Хопкинса; "The Rite of Winter 1949", симфония для хора, солистов и оркестра.
С 1996 года интенсивно сотрудничает с Гидеоном Кремером как композитор ("Wie der Alte Leiermann…"; камерная версия "Эскизов к Закату", "Русские сезоны") и аранжировщик произведений Астора Пьяццолы.
Автор саундтреков к фильмам: "Закат", "Затерянный в Сибири", "Подмосковные вечера", "Серп и молот", "Мания Жизели", "Кавказский пленник", "Москва" и др.


URL: http://gzt.ru/culture/261718.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 9:29 am    Заголовок сообщения: Еще о Л. Десятникове Ответить с цитатой

Эпоха "до музрука БТ" на форуме отражена в теме Леонид Десятников
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 9:40 am    Заголовок сообщения: Кризис-менеджер Леонид Десятников Ответить с цитатой

svobodanews.ru 22.09.2009 19:16

Кризис-менеджер Леонид Десятников

22.09.2009 19:16
Марина Тимашева
Большой театр собрал труппу, огласил планы на три сезона вперед и представил нового музыкального руководителя. Им оказался композитор Леонид Десятников.

Обычно встреча руководства Большого театра с прессой выглядит самым протокольным образом. За стол садится много мужчин и одна женщина (глава оперной труппы Маквала Касрашвали), и все они по очереди говорят о том, что предстоит увидеть зрителям в новом сезоне. Журналистам все эти сведения давно известны, и они скучают, дожидаясь возможности получить ответы на интересующие их вопросы. Так все шло и на этот раз, но ровно до того момента, пока директор Большого театра не сообщил сенсационную новость: на должность музыкального руководителя назначен композитор Леонид Десятников. Следует напомнить, что Александр Ведерников, занимавший этот пост прежде, недавно написал заявление об отставке, театр пригласил к сотрудничеству пятерых знаменитых дирижеров, но специалисты не понимали, как будет обходиться оркестр без человека, который должен работать с ним в ежедневном режиме. На этот вопрос, кстати, Леонид Десятников не ответил, сказав лишь:

– Расписание оркестра, вообще работы составлено таким образом, что у оркестра буквально ни одной минуты свободной не будет. Потому что они будут довольно плотно контактировать с текущим маэстро. Но если все-таки у них будут выходные дни, они могут заниматься камерным музицированием.

Отвечая на вопрос, каковы его новые обязанности, Леонид Десятников назвал себя "не настоящим руководителем":

– Я не буду дирижировать, это понятно. Один не очень пристойный анекдот заканчивается фразой "дяденька, я ведь не настоящий сварщик". Я не настоящий, конечно, музыкальный руководитель. Но я в течение уже многих лет чувствую какие-то свои обязательства перед этим театром, с которым меня связывают, как вы понимаете, довольно прочные отношения. Вы можете рассматривать мою работу как некий кризис-менеджмент. Собственно говоря, она сводится к трем простым русским словам, но не "православие, самодержавие и народность", как вы могли подумать, а, скажем так, консалтинг, супервизия и, в первую очередь, психотерапия. Я думаю, это вообще немало.

С моей точки зрения, вокруг Большого театра всегда было – это исторически так сложилось, видимо, это неизбежно – очень много всякой риторики, абсолютно ненужной: "главный национальный российский театр, который должен, обязан", и так далее, и так далее. Но, с моей точки зрения, для Большого театра важно, чтобы это был нормальный театр, в котором должно быть много Верди, много "среднестатистического" оперного хитового репертуара. Конечно, должна быть новая музыка. Безусловно, должны быть русские оперные шедевры. Но театр должен функционировать как нормальный: чтобы риторики было меньше, чем дела. Вот и все. Конечно, я буду импровизировать. Я, вообще говоря, не хожу на службу уже двадцать пять лет, но с людьми я умею ладить. И мне, возможно, удастся разрешать какие-то ситуации просто потому, что я не ангажированный человек, у меня нет дирижерских интересов в этом театре, и никаких других. А что касается композиторских, то мой контракт с этим театром давно подписан, так что здесь ничего такого нет.


Репертуарная политика Большого театра обещает быть разносторонней:

– В Большом должно быть все, все основные направления. Это должен быть нормальный театр, который существует в крупных городах Западной Европы, с соответствующим репертуаром. То есть, как я уже говорил, много Верди, много Пуччини, много всего и, возможно, в отдаленном будущем – барочная музыка и аутентичное исполнительство. Да, и современные, и традиционные, абсолютно все флаги в гости к нам.

Балетной труппе, видимо, опасаться нечего: Десятников не собирается действовать так, как Геннадий Рождественский, снявший, в бытность свою руководителем театра, с репертуара отличный спектакль "Дочь фараона", потому что ему не нравилась музыка Пуни.

– Музыкальный руководитель театра, настоящий музыкальный руководитель, не такой, как я, "игрушечный", он обычно мало вмешивается в дела балета. Может быть, вы помните, когда Геннадий Николаевич Рождественский стал музыкальным руководителем Большого театра, он начал с такого радикального жеста: отменил "Дочь фараона", потому что ему показалось, что музыка не очень высокого качества. Я довольно терпимо и, можно сказать, с большой симпатией отношусь к балетной музыке XIX века, которая страшно мила, трогательна, хотя, может быть, это не музыка первого ряда. Поэтому я буду всегда относиться к этому с невероятной симпатией, – сказал Десятников.

Судя по тому, как спокойно отвечал Леонид Десятников на все вопросы, дипломатических способностей ему не занимать:

– Дипломатических академий не кончал, но вообще я миролюбивый человек, я буду примирять всех, если понадобится, но надеюсь, что не понадобится…

После завершения пресс-конференции Леонид Десятников ответил на вопросы Радио Свобода.


Когда именно он получил предложение занять кабинет музыкального руководителя Большого театра, Десятников точно не вспомнил, но сказал, что оно было совершенно неожиданным:

– Это было обескураживающее, неожиданное предложение. Именно поэтому я его и принял.

– Совершенно интимный вопрос: 25 лет вы не служили нигде, так зачем теперь вам это понадобилось?

– Знаете, есть какое-то чувство ответственности перед этим театром. Возможно, это своего рода епитимья. Я пока не знаю. Но интуитивно я решил, что мне нужно это сделать, а потом уже я буду думать.

– А почему перед этим театром? Почему не перед Мариинкой?

– А что мне Мариинка? Большой театр поставил мою оперу "Дети Розенталя" и был на моей стороне, защищал мои интересы в острый политический момент. Это родные, можно сказать, мне люди, не говоря уже о том, что Ратманский (экс-глава балетной труппы – М.Т.) делал для меня в стенах этого театра. Конечно, я очень многим обязан Большому театру, а Мариинскому театру я почти ничем не обязан.

– Известно, что вы пишете музыку к балету Алексея Ратманского "Утраченные иллюзии". Не связано ли с этим словосочетанием ваше решение принять "обескураживающее", как вы говорите, предложение?

– Нет, это название вообще универсальное. Оно ко всем нам относится, подумайте об этом.

URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/1828605.html

* * *

Директор театра Анатолий Иксанов утратил еще не все иллюзии и продолжает надеяться, что реконструкция Большого театра все-таки завершится к октябрю 2011 года:

– Мы его очень ждем – открытия исторической сцены. Потому что коллектив уже устал жить в таких сложных условиях. Меня смущают последние скандалы между дирекцией по реконструкции и проектной организацией... Я очень боюсь, как бы эти разбирательства не затормозили процесс реконструкции. Действительно, им придется значительную часть времени что-то доказывать, носить документы, описывать, рассказывать и так далее, в то время как они должны работать. Такая опасность, к сожалению, есть.

Иксанов подчеркивает, что уголовное дело, заведенное прокуратурой в связи с финансированием строительных работ, к дирекции Большого театра отношения не имеет:

– Это мешает, отвлекает, нервирует, особенно членов семьи. Звонят разные люди домой и говорят: "А что там с Анатолием Геннадьевичем?" Им объясняют, что это не со мной, а с дирекцией по реконструкции. Но слово "дирекция" сразу все понимают как дирекция Большого театра. На самом деле это совсем не так, – говорит Анатолий Иксанов.

Остается напомнить, что первая оперная премьера сезона – "Воццек" Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса, а первая балетная – "Тщетная предосторожность" в хореографии Александра Горского и Юрия Григоровича.


URL: http://www.svobodanews.ru/content/article/1828605.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 9:51 am    Заголовок сообщения: "Большой театр отказался от идеи особого пути" Ответить с цитатой

runewsweek.ru 28.09.2009 14:56:35

Юлия Бедерова
Композиция с композитором
Большой театр отказался от идеи особого пути и объявил, что намерен быть просвещенным современным театром


Большой театр во главе с директором Анатолием Иксановым представил публике обновленную команду. В dream team вошли продюсер и критик Михаил Фихтенгольц и вокальный педагог Дмитрий Вдовин. Фихтенгольц уже изменил вместе c Московской филармонией силуэт местной концертной практики, а Вдовин отвечает за важный проект «Молодые певцы Большого», который обеспечит театр перспективными солистами. Главной сенсацией стало назначение на должность музыкального руководителя композитора Леонида Десятникова - искушенного модерниста, изысканного знатока культуры, любимца публики.

Десятников писал саундтреки к знаковым кинофильмам Михаила Зельдовича, Алексея Учителя, Петра Тодоровского. Он - автор пронзительной камерной и обаятельной детской музыки. А также кантат и опер, в том числе хитроумных «Детей Розенталя», премьера которых в Большом сопровождалась политическими скандалами. Премьера его балета «Утраченные иллюзии» намечена в Большом на 2010 год.

До последнего момента назначение Десятникова держалось в тайне, хотя обычно такие вещи быстро становятся известны. Об уходе экс-главного дирижера Александра Ведерникова знали за полгода до того, как он сам демонстративно разорвал контракт и обвинил театр в бюрократизме, а заодно чуть ли не в воровстве. Театр ответил: «Заключены долгосрочные соглашения сразу с пятью дирижерами». То есть без музыки Большой не останется. Однако публику эта новость не вполне убедила. Оставалось неясно, кто же все-таки будет отвечать за решения художественного порядка и какая у Большого театра будет стратегия.

На долгожданной пресс-конференции после скандалов с дирижером и с реконструкцией Иксанова собирались съесть с костями. Виртуозно неожиданным назначением он нарушил эти планы. Публика застыла в изумлении, затем разразилась овациями, когда Десятников съязвил: «Моя роль в театре выражается простым сочетанием трех русских символов (не подумайте того, что вы подумали) - консалтинг, супервизия и психотерапия». А вы что подумали? Возможно, про православие-самодержавие-народность, столь близкие Большому театру с его имперским величием и устаревшими постановками конца 40-х годов прошлого века.

Десятников, реальные полномочия которого очерчены не четко, продолжил заклинанием: «Большой должен стать нормальным театром с нормальным репертуаром - много Верди, Пуччини, новой музыки, русской классики». Вряд ли при этом он сознательно апеллировал к рассказам Сорокина. Но знание материала культуры и безупречное чувство стиля и интонации - это то, что в нем для театра и публики сейчас самое главное.

Десятникова, интеллектуала, поклонника Шумана и обэриутов, иногда по ошибке зовут авангардистом, хотя он и не традиционалист в привычном смысле слова. «Не стоит путать искусство и религию. В искусстве не может быть ничего святого. Традицию нужно осваивать с умом, по-хозяйски», - так он рассуждал когда-то о композиции. Надо полагать, те же принципы Десятников сможет исповедовать и в своей новой роли композитора театральных процессов.

Кто-то предположил, что назначение Десятникова - просто имиджевая акция. Но тогда можно было пригласить на роль музикдиректора ну Родиона, например, Щедрина. Публичная фигура - и символическая, и прогрессивная. Сделанный Иксановым ход конем (после летних скандалов, казалось, он почти уже проиграл партию) имеет, конечно, внутренний смысл.

Нормальный оперный дом с европейским выражением несколько скифского лица – давняя мечта директора Большого театра. Вообще, оперный дом в Европе – это своеобразная конструкция. Во-первых, это неповоротливая машина. Во-вторых, это такое специальное место, где за гламурные деньги гламурной публике в сгущенном виде демонстрируют современные интеллектуальные тренды и художественные воли. Их огромное множество, и все они наполнены одновременно свежим воздухом и традицией. В Большом такое случалось, но на «регулярно-эпизодической» основе, то вываливаясь из контекста, то просто не складываясь в цельную картину.


То, с какой готовностью публика приняла Десятникова, говорит о том, что на самом деле никому уже не нужна ни слабосильная идеология «театра-символа страны», ни эстетическая рухлядь старых спектаклей, ни ее парадные обновления.


Пыльную ветошь еще, конечно, вытащат на Большую сцену, когда и если она откроется. И будут демонстрировать в назидание потомкам. Но планы аж на три сезона вперед - такого театр еще не делал – выглядят осмысленной стратегией. Есть русская классика – «Золотой петушок» (политическая сатира, напоминает Десятников) и «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова. Есть новая французская опера и ультрасовременная балетная хореография. Все сбалансировано, все без вызова. И первая барочная премьера - непременная позиция в европейском оперном меню, – вероятно, будет назначена на 2015 год. Нормальные сроки. Нормальный театр. Если он состоится, это будет свидетельствовать не только об изобретательности его руководства, но и об изменении нравов.

Автор - обозреватель газеты «Время новостей»

URL: http://www.runewsweek.ru/culture/30470/
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 10:07 am    Заголовок сообщения: РГ: Не утраченные иллюзии Ответить с цитатой

Не утраченные иллюзии
Большой театр открыл свой 234-й сезон нововведениями
Ирина Муравьева, Лилия Злаказова, фото
"Российская газета" - Центральный выпуск №5002 (178) от 23 сентября 2009 г.

Смотреть фоторепортаж Лилии Злаказовой

На пресс-конференции в Атриуме Большого театра гендиректор Анатолий Иксанов представил новые персоны, введенные недавно на руководящие должности в Большом театре, нового официального спонсора на предстоящий сезон - итальянскую компанию Enel, и впервые - творческие планы на три сезона вперед, включая премьеры в 2011/12 году на Основной сцене Большого театра.

И хотя для публики сезон открылся вполне традиционно - "Борисом Годуновым" на Новой сцене в постановке Александра Сокурова (спектаклем, правда, дирижировал уже не Александр Ведерников, покинувший летом пост музрука, а Павел Сорокин), на дневных мероприятиях - пресс-конференции и сборе труппы - объявили практически революционные новости. Музыкальным руководителем Большого театра стал композитор Леонид Десятников, автор нашумевших "Детей Розенталя". Композитор, не чуждый "внутренней жизни Большого театра", как заметил Иксанов, поскольку в Большом поставили еще два спектакля на его музыку - "Вываливающиеся старухи" и "Русские сезоны" в хореографии Алексея Ратманского. Десятников приветствовал своих "творческих друзей" в труппе, а журналистам разъяснил, что деятельность его в театре должна сводиться к трем простым русским словам: консалтинг, супервизия, психотерапия. Цель: вокруг Большого театра слишком много риторики - "национальный", "государственный", "обязан" и т.п. Большой должен стать нормальным театром, в котором идет все - и русская опера, и статистический репертуар, и современность. В планах - премьера партитуры Десятникова, над которой он сейчас трудится и которую будет ставить Алексей Ратманский, - "Утраченные иллюзии". Будут поставлены балет "Волк" на музыку французского авангардиста Анри Дютийе, балетный диптих: ХIХ-ХХ-ХХI - топ мировой хореографии от Петипа, Форсайта, Баланчина, Пети, до Килиана и Макгрегора.

URL: http://www.rg.ru/2009/09/23/muzika.html
***
Среди балетных событий предстоящего сезона руководитель балетной труппы Юрий Бурлака назвал спецпроект для Московской академии хореографии - постановку "Тщетной предосторожности" в редакции Юрия Григоровича, свою работу совместно с Василием Медведевым над балетом Мариуса Петипа "Эсмеральда", "Ромео и Джульетту" в постановке Юрия Григоровича, "Юношу и смерть" по пьесе Жана Кокто, поставленную Роланом Пети в Париже в 1946 году, и "Петрушку" из "Дягилевских сезонов" - в реконструкции Сергея Вихарева.

Новация сезона - конкретная сетка премьер и концертов Большого театра до 2012 года - результат почти полугодовой деятельности нового руководителя отдела творческого планирования Михаила Фихтенгольца. Теперь все должны верить, что Большой театр откроется в 2011 году, поскольку в планах прописано, что 2 октября на Основной сцене состоится первая премьера - балет "Спящая красавица" в постановке Юрия Григоровича. Через месяц - 2 ноября - "Руслан и Людмила" Глинки, далее - "Кавалер розы" Рихарда Штрауса, "Чародейка" Чайковского и т.д. Премьеры же нынешнего сезона пройдут на Новой сцене: "Воццек" Альбана Берга в постановке Дмитрия Чернякова и Теодора Курентзиса и "Летучая мышь" Иоганна Штрауса (дирижер Кристоф Маттиас Мюллер, режиссер Василий Бархатов).

В ближайшие годы на сцене Большого появятся режиссеры Анатолий Васильев, Дмитрий Черняков, Кирилл Серебренников, Василий Бархатов, дирижеры - Владимир Юровский, Василий Синайский, Александр Лазарев, Теодор Курентзис, Кирилл Петренко, Геннадий Рождественский, солисты ведущих оперных сцен мира. А в октябре в Большом театре начнется спецподготовка новых вокальных сил - откроется Молодежная оперная программа под руководством Дмитрия Вдовина. Сейчас идут отборочные туры в городах России, в Киеве, Минске и Ереване. В октябре восемь певцов из 342, подавших заявки, начнут работать с известными певцами - Евгением Нестеренко, Сергеем Лейферкусом, Ириной Богачевой, Маквалой Касрашвили, Лорой Клейкомб, Вольфом Маттиасом Фридрихом, дирижерами, коучами, концертмейстерами. Все это осуществится, если, конечно, разборки между строителями, заказчиками и государством по поводу реконструкции здания Большого театра не станут главным содержанием сезона.
URL: http://www.rg.ru/2009/09/23/muzika.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 09, 2009 10:14 am    Заголовок сообщения: "Итоги". Временно Большой Ответить с цитатой

Итоги №40 (694)
Временно Большой

Лейла Гучмазова

Леонид Десятников: "Не скрываю, что я временщик и вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы найти не игрушечного, не временного, а настоящего музыкального руководителя-дирижера этого театра"

Большой театр снова в хедлайнерах. Расставшись в конце минувшего сезона с музыкальным руководителем Александром Ведерниковым, театр усыпил бдительность публики заверениями в том, что кресло надолго останется вакантным. Однако на прошлой неделе стало известно, что пост займет петербургский композитор Леонид Десятников, автор оперы "Дети Розенталя", несколько лет назад наделавшей шума в Большом, и балета на стихи обэриутов "Вываливающиеся старухи". Десятников - вольный художник, написавший много музыки для кино и не служивший ни в каких ведомствах целых двадцать пять лет, так что его назначение - настоящая сенсация. Можно считать ее сенсацией в квадрате, поскольку одновременно с именем нового шефа Большой обнародовал амбициозные планы на три сезона вперед. Но это еще и гениальный пиар-ход: на фоне новых скандалов с реконструкцией театр подчеркивает, что он занимается сугубо искусством.

- Леонид Аркадьевич, во-первых, поздравляю, во-вторых, сочув­ствую - вы взваливаете на себя громадную ношу разного качества: сезон вот начался злато-бархатным "Борисом Годуновым", а первая премьера - радикальный и жуткий "Воццек" Альбана Берга…

- Да уж, к традиционной публике Большого театра "Воццек" имеет мало отношения. Я не хочу ни в коем случае обвинять публику Большого, и мне сложно делать какой-то социальный срез, но этот проект скорее предназначен для студентов гуманитарных вузов, интеллектуалов, людей, которые вообще не ходят в оперный театр и, возможно, смотрят оперу где-то в других странах или на DVD. "Воццек" - это очень круто, хотя речь идет об опере, впервые поставленной аж в 1925 году.

- Ближайшие планы верстались без вас, но вы, кажется, готовы нести за них ответственность. Неужели сразу ощутили себя музыкальным руководителем такого громадного организма?

- Не скрываю, что я временщик и вижу свою задачу прежде всего в том, чтобы найти не временного, а настоящего музыкального руководителя-дирижера. Это должен быть очень талантливый и оптимальный для Большого человек. Я пока не знаю, существует ли он в природе. Конечно, многие будут иронизировать на тему "Нет ничего более постоянного, чем временное". Но, тем не менее, я абсолютно искренне вам могу сказать: если такой человек найдется, я уйду с легкостью.

- Тем не менее ваш контракт с театром заключен до декабря 2011‑го, то есть вы пересидите нынешних руководителей и балетной труппы, и отдела перспективного планирования. А журналистов баюкаете, что пришли всего лишь как кризис-менеджер и психотерапевт…

- Да, с моей точки зрения, самонадеянно называть себя кризис-менеджером, у меня просто нет такого образования. Это действительно слова, которые говорятся журналистам, они подготовлены. Что я буду делать - в большой степени импровизация. Бывают всякие форс-мажорные обстоятельства, которые позволяют расстаться до срока, и я говорил об этом с Анатолием Геннадьевичем Иксановым (генеральный директор ГАБТа. - "Итоги"), но... Вряд ли этот контракт представляет какую-то угрозу для моего существования. По крайней мере в нем нет пункта, согласно которому я должен заплатить громадные неустойки, если решусь раньше времени покинуть этот пост.

- Со стороны кажется, что вы двадцать пять лет копили силы, чтобы сейчас заняться чисткой сложной территории.

- Ну, может быть, я не так хорошо знаю положение дел внутри театра. Я ведь не жил в Москве.

- Но вы же делали в этом театре "Детей Розенталя", и я помню ваше лицо в тот период…

- А какое у меня было лицо? Замученное? Да, я уставал, вникал во все. Но к музыкальной стороне у меня абсолютно нет претензий, я очень высоко оцениваю работу Ведерникова в "Детях…". Постановка не бесспорна, скажем так, но для меня производственные отношения, как они складывались в 2005 году, были просто идиллическими. Ко мне все были исключительно добры, включая миманс, хор, оркестровых музыкантов и солистов. Я не помню конфликтов, кроме кое-каких замен на первых порах.

- И вы думаете, что все объявленные чудесные планы воплотятся? Можно еще поверить, что в опере появятся "Вишневый сад" и "Летучая мышь". Но чтобы Анатолий Васильев поставил "Дон Жуана", а Кирилл Серебренников "Золотого петушка"? И уже в следующем сезоне Большой будто бы будет танцевать Форсайта, Килиана и МакГрегора?

- Почему нет?

- Но ведь дальнейшие планы напрямую связаны с открытием исторической сцены? Или вы уверены, что она откроется, как теперь обещают, в начале сезона 2011/2012?

- Опять-таки это не от меня зависит и не от Иксанова. Это борьба монстров, мы рядом с ними дети, понимаете... Там взаимоотношения каких-то мощных строительных корпораций, жуткие какие-то деньги. Я просто ничего об этом не знаю и ничего не понимаю. Отношусь к этому как человек, который смотрит впол­глаза телевизор, но все будто происходит на другой планете. Я как-то предпочитаю больше к музыке иметь отношение.

- Но, хлопая дверью, ваш предшественник Александр Ведерников сказал, что никто не спрашивал его мнения об акустических возможностях будущего зала. А это как раз та область, где строители могли бы интересоваться мнением компетентных людей. Вы представляете развитие событий, при котором понадобится ваша позиция?

- Должен признаться, в области акустики я не большой эксперт, и моя точка зрения порой расходится с общепринятой. Вот, скажем, в Петербурге на здании Концертного зала "Мариинский-3" в течение первого года после открытия или даже больше висел огромный плакат с цитатами из респектабельных западных газет, где было написано что-то в духе: "Браво, величайшая акустика в мире". И что же? Я, наверное, очень плохо слышу. Отдаю себе отчет, что есть какие-то самоигральные вещи - например, симфонии Бетховена, которые могут прекрасно звучать даже в средней акустике. В то же время я слышал там нестандартно оркестрованные произведения Стравинского, требующие тщательного "выстраивания" акустики, и в восторг не пришел. С другой стороны, в театр сегодня приходят люди, слуховое восприятие которых очень изменилось в связи с развитием новых технологий. Мы сейчас слышим музыку в реале абсолютно не так, как слышали наши родители лет 50-100 назад, потому что частое обращение к DVD и CD влияет на восприятие. Современный человек мутирует в этом отношении. Эталонным становится цифровое звучание, а не то, что мы слышим в естественной акустике зала. Потому вопрос очень, очень сложный.

- Значит, и как музыкального руководителя, и как потребителя вас вряд ли радует акустика Новой сцены Большого театра?

- Конечно, есть люди, которые считают, что историческая сцена - это престижно, а Новая - не престижно, которые мыслят вообще этими ужасными категориями престижности. Так ведь они просто ни ухом ни рылом не понимают в том, что происходит. Новая сцена в архитектурном отношении необычайно уродлива, да. Но клянусь вам, что, если лично я прихожу и, забывая обо всем на свете, смотрю "Евгения Онегина" в постановке Чернякова, я не думаю про фасад, фойе и дизайн зрительского буфета. Вообще театр - это как бы коврик, табуретка, человечек. Может даже быть и без человечка, это не важно.

- Если вы тяготеете к камерным постановкам, разве эта тяга рано или поздно войдет в противоречие со склонностью Большого к грандиозным спектаклям?

- Положим, я предпочитаю камерные постановки. Но, тем не менее, я все-таки человек своего времени, и меня очень увлекают блокбастеры, как ни странно. Скажем, нельзя отвергать с ходу "Звезд­ные войны", это все-таки выдающееся достижение современного искусства. Голливуд в этом смысле, наверное, эталон. Я сейчас скажу дикую банальность - все жанры хороши, кроме скучного. Вот Вагнер, например, требует, конечно, чего-то эдакого, грандиозного в постановке, это не для театра "Тень", не правда ли?

- Но ведь "Борис Годунов" и "Сказание о невидимом граде Китеже…" не стали современными блокбастерами?

- Вы, наверное, знаете: увенчанные всевозможными лаврами и канонизированные при жизни драматические или кинорежиссеры не обязательно удачливы в опере.

- Другой пример. Бывший художественный руководитель балета Алексей Ратманский обладал и талантом, и административным ресурсом, а с его уходом многие достижения труппы ушли в песок. Фундамент оказался непрочным.

- Мне сложно представить, что я буду стоять с кнутом и проверять, приходят ли балетные артисты на утренний урок.

- Леонид Аркадьевич, не уходите от ответа!

- Хорошо, попробую. Да, я знаю, здесь есть люди, которые чинили ему препятствия - это очень печально. Они как будто не отдавали себе отчета в том, что Ратманский с его громадным талантом - настолько успешный и востребованный балетмейстер, что какие-то проекты, осуществленные им в Большом театре, он, если пожелает, с легкостью может реализовать в другом месте. Что ж, тем хуже для Большого театра.

- Но ведь Большой не простился с Ратманским-хореографом? Как и с Десятниковым-композитором?

- Да, на апрель 2011-го намечена премьера балета "Утраченные иллюзии", к которому я пишу музыку. Но этот контракт был подписан намного раньше нынешнего, и больше работать для Большого театра в качестве композитора я не буду. Я привык дискретно двигаться по жизни, я привык оперировать завершенными сюжетами. Я могу написать музыку для кинофильма: вот начало работы, вот конец, вот монтаж, вот окончательный монтаж - и все, adieu, сюжет заканчивается. В этом смысле я рассматриваю свое пребывание на этом посту как абсолютно завершенный сюжет. Мне невозможно себе представить, что я продлю контракт, это невероятно, я, в общем, себя знаю. Я делаю один проект, другой, третий, мне нужно все время перестраиваться.

- Чувствуете, что с Большим театром невозможен долгий роман?

- Нет, возможен. У Ведерникова был довольно долгий роман. Но мне не свойственны долгие романы. По крайней мере за пределами частной жизни.

- Но если вы пришли как кризис-менеджер, должны начаться перемены, а вы категорически не похожи на человека, готового пользоваться административными рычагами.

- Никаких административных рычагов у меня нет, да я бы и не хотел ими пользоваться. Я говорю сейчас про пожилых людей, которые хотят петь, плясать и не признаются самим себе в том, что они не отвечают неким стандартам. Пусть лучше будет естественный отбор.

- Тогда каков механизм?

- Пока стараюсь об этом не думать. Можно, как Ведерников, выказывать горячую приверженность системе stagione ("сезон" - распространенная в мировых оперных театрах практика, при которой один спектакль интенсивно играется в течение какого-то времени, а затем сменяется другим. - "Итоги"), но при столкновении с грубой реальностью Большого театра она невозможна в принципе, потому что есть трудовое законодательство и все такое прочее. Хирургическое вмешательство, наверное, невозможно в этом случае. Может быть, система stagione и появится в театре лет через двадцать. А пока просто будет много балласта.

- Ой как пессимистично. То есть ваше назначение не повлечет революцию?

- А кто говорит о революции? Я пришел сюда как неангажированный человек, у которого нет своей программы. Если бы я был дирижером, наверное, она бы у меня была. И интендантство не является моей профессией. Уж тем более карьерных амбиций у меня никаких нет, я прекрасно себя чувст­вовал до этого и буду прекрасно себя чувствовать после, надеюсь. Но обязательства перед театром у меня есть. В конце концов, я принял этот пост из-за хорошего отношения к конкретным людям. Интуиция и чувство долга подсказали мне, что это предложение нужно принять.

- И сейчас вы искренне готовы наряду с новинками сосредоточиться на обыкновенном оперном репертуаре с обилием Верди?

- Я люблю Верди. Знаете, я недавно видел один некрупный театр, неподалеку от границ нашей родины, именно с таким репертуаром, в нем было чудесное ощущение стабильности. Большому действительно мешают завышенные зрительские ожидания. Он устал от навязанного ему пафоса.

- Так ведь он остается придворным театром...

- Ну, не знаю... Хорошо бы столица переехала в Пермь - это очень оздоровит обстановку в Большом.


URL: http://www.itogi.ru/kultura/2009/40/144668.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика