Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2009-06
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 12, 13, 14
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 25, 2009 1:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009060018
Тема| Балет, Карелия, История, Персоналии, Светлана Губина (Сидорова)
Авторы| Елена СИДОРОВА
Заголовок| Моя мама - балерина
Где опубликовано| газета "Карелия" N 67 (1935)
Дата публикации| 20090625
Ссылка| http://www.gov.karelia.ru/Karelia/1935/51.html
Аннотация|

24 июня отметила свой 70-й день рождения балерина Светлана Губина (Сидорова). Она стояла у истоков карельского балета и блистала на сцене Музыкального театра с 1958 по 1978 год. Отрадно, что ее полетный дуэт с Юрием Сидоровым до сих пор вспоминают в городе. С. Губина - единственная народная артистка России за всю историю Петрозаводского Музыкального театра, а Ю. Сидоров - единственный народный артист Карелии в более полувековой истории карельского балета. Раньше получить звание было гораздо сложнее, чем сейчас. Нужно было находиться на очень высоком профессиональном уровне. Кроме того, Губина, как и Сидоров, лауреат Государственной премии Карелии, премии комсомола Карелии, премии Фрица Ройтера (Германия).
Моя мама, Светала Ивановна Губина, родилась в 1939 году в Перми, город тогда носил имя советского партийного лидера и назывался Молотов. Во время войны в Пермь были эвакуированы из Ленинграда Театр оперы и балета им. С. Кирова (Мариинка) и хореографическое училище. На уральской сцене танцевали Галина Уланова, Татьяна Вечеслова, Константин Сергеев сочинял для Натальи Дудинской хореографию <Золушки>. В холодном номере гостиницы <Центральная>, в просторечье <семиэтажка>, Арам Хачатурян писал партитуру балета <Гаянэ>. Ленинградцы открыли в Перми хореографическое училище, ныне прославившееся на весь мир.
Мою маму воспитывала бабушка. Ее отец погиб в самом начале войны, осенью 1941 года, под Москвой. <Пропал без вести>, как сообщили родственникам. Ему был 21 год. Мать унес ветер военных дорог в Белоруссию.
Поступать в балетное училище мама пришла в 9 лет. Она понятия не имела, где оказалась. Незнакомое слово <хореография> ассоциировалось с хоровым пением. Девочка удивилась, что ее заставили поднимать ноги, гнуться. Она была слишком мала, ей сказали прийти через год. Год спустя она чем-то не подошла взыскательной комиссии несмотря на то, что у нее были хорошие физические данные, красивые линии ног. Позднее один питерский балетоман скажет: <Лучшие ноги советского балета у Екатерины Максимовой в Большом театре в Москве, Аллы Осипенко в питерской Мариинке и Светланы Губиной в Музыкальном театре Карелии>.
Мама была очень целеустремленной. Надеясь, что в бесконечном детском потоке желающих танцевать ее не запомнили, она появилась снова, как впервые. Но ее запомнили. Состоялся следующий диалог:
- Девочка, ты пришла с мамой?
- У меня нет мамы.
- С папой?
- И папы у меня нет. Я пришла одна.
Ее приняли. Как говорит сама балерина, возможно, пожалели. В первый год она добилась значительных успехов. За три года до выпуска станцевала Машу в <Щелкунчике>. Мама училась у основателя и первого худрука пермской балетной школы Екатерины Николаевны Гейденрейх, которая даже хотела ее удочерить, но та отказалась. Как же оставить бабушку? Гейденрейх была одной из первых солисток и первых красавиц Мариинского театра начала прошлого века. Восторженные поклонники впрягались в ее карету и везли балерину домой после спектакля по Петрограду.
Закончила обучение мама с красным дипломом в классе Н.Д. Сильванович. Это был первый выпуск легендарного педагога, заслуженного учителя России. На выпускном концерте Губина танцевала сложнейший акт <Тени> из <Баядерки> и современную миниатюру балетмейстера Л. Якобсона на музыку Э. Грига <Охотник на птиц>. В 1957 году в Москве на смотре хореографических училищ Светлана Губина и Юрий Сидоров в па-де-де из балета <Пламя Парижа> произвели положительное впечатление на балетмейстера Игоря Смирнова, набиравшего труппу в открывшийся Музыкальный театр Карелии. Приглашение в Петрозаводск получил весь выпуск 1958 года. Питерскую балетную школу тогда представлял Рудольф Нуриев, московскую - Екатерина Максимова и Владимир Васильев, который тоже танцевал па-де-де из <Пламени Парижа> в паре с Валентиной Решетниковой, работавшей впоследствии в Петрозаводске. В 1957 году состоялся успешный творческий, а потом и семейный дуэт моих родителей, который длится более 50 лет.
20 лет Светлана Губина была примой карельского балета. В ее репертуаре около 25 ролей. Она станцевала всю классику: <Жизель>, <Спящая красавица>, <Корсар>, <Баядерка>. В <Лебедином озере> она была одинаково хороша и в белом, и в черном лебеде, что бывает редко несмотря на невысокий рост, несоответствующий канонам этого спектакля. В 1962 году на гастролях в Мурманске на балет <Дон Кихот> пришли зарубежные журналисты и фотокорреспонденты посмотреть один акт. Они остались до конца из-за Губиной и пришли за кулисы высказать свое восхищение: <Браво! Вы настоящая испанка!>
Мама была очень виртуозной. Она первая в истории балета исполнила 32 фуетэ, помогая вращению одной рукой, с другой статичной на поясе, а не двумя, как это было принято. Если бы в балете, как в спорте, новые элементы называли именами первых исполнителей, это па называлось бы <фуетэ Губиной>. Мама с папой делали много сложных поддержек на грани акробатики, которые сейчас ушли из балетной лексики. Вместе с тем, мама была лирической балериной и очень хорошей разноплановой актрисой. Ее называли танцующей Джульеттой Мазиной. Мама была первой исполнительницей ролей в национальных балетах: Невеста в <Сампо> и Олена в <Кижской легенде>. И. Смирнов в балете <Сильней любви> образ Надежды сочинил для нее. М. Мнацаканян поставил на нее Офелию в <Гамлете> (музыка Д. Шостаковича) и Девушку в <Спирали> (музыка Б. Бартока).
Губина и Сидоров танцевали на юбилее питерского мэтра хореографии Петра Гусева. Из нестоличных пар были они и Т. Таякина - В. Ковтун. Остальные - звезды Большого и Мариинки. Успешно и часто дуэт гастролировал по Финляндии и Германии. На Фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1961 году советский автобус неофашиствующие подростки закидали бутылками. Их вовремя остановили. Е. Евтушенко тогда на борту теплохода <Грузия> написал свой знаменитый <Сопливый фашизм>. Карельский дуэт неоднократно танцевал в Москве и Питере, где получил одобрение Н. Дудинской. Г.Д. Кремшевская, известный балетный критик, была поклонницей моей мамы.
С 1978 года мама педагог классического танца в Пермском Государственном ордена <Знак Почета> хореографическом училище. Среди ее учениц Надежда Сайдакова, прима в Берлине, любимая партнерша Владимира Малахова. Статус международной звезды завоевала лауреат премии <Золотая маска> за лучшую женскую роль народная артистка Татарстана Лилия Мусаварова. Она танцует по приглашениям в Гранд-Опера, Ла Скала, Ковент-Гарден. Прима в Кейптауне Екатерина Кокинская открыла там свою школу. Екатерина Казакова украшает балетную сцену в США, в свой первый сезон в Челябинске она была удостоена премии за лучший дебют.
Среди учениц Губиной несколько лауреатов международных конкурсов. К ней приезжали на стажировку корейские балерины. Екатерина Первушина получала стипендию <Молодые дарования России>, которой удостаиваются всего 5 студентов в стране из разных областей науки и культуры. Дарование Олеси Алдониной, занявшей ведущее положение в Красноярском театре оперы и балета, отмечал Вячеслав Гордеев. Высокий творческий взлет на нижегородской шаляпинской сцене у лирико-романтической балерины Кристины Кочетовой. Она уроженка Петрозаводска, как и Ольга Шемякина, яркая, актерски одаренная демихарактерная балерина в Челябинском оперном театре. Жаль, что лучшие ученицы Губиной не выступают на карельской сцене, и почитатели таланта балерины не могут оценить ее бесспорный педагогический дар.
У мамы с папой двое детей - я и моя младшая сестра Анастасия, что нечасто встретишь у балетных пар. Мы с сестрой выходили на сцену еще до нашего рождения. Когда американский танцовщик спросил папу, состоятельный ли он человек, тот ответил, что он очень богат - у него две дочери.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 25, 2009 3:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009060019
Тема| Балет, Московский музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко, Персоналии, Т. Чернобровкина
Авторы| Владимир АКИШИН
Заголовок| "В депутаты мне некогда"
Где опубликовано| "Саратовская областная газета"
Дата публикации| 20090611
Ссылка| http://www.gazeta64.ru/articles/1389.html
Аннотация|


Фото Николая ТИТОВА

«Балерина № 1 в России» — восторженно писала о ней пресса. Больше двадцати лет на сцене Московского музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, десятки классических партий в репертуаре, сотни спектаклей и концертов практически по всему миру, звание народной артистки России… Трудно представить, что когда-то юная солистка балета Саратовского оперного театра Татьяна Чернобровкина долго не поддавалась на уговоры попробовать себя на столичной сцене. Теперь она в нашем городе гостья. Но всегда желанная. На XXII Собиновском музыкальном фестивале, только что завершившемся в Саратове, Татьяна участвовала в вечере, посвященном 80-летию саратовского балета, и станцевала главную партию Одетты-Одиллии в спектакле «Лебединое озеро». Это было потрясающе красиво и виртуозно.
Артист вне сцены, между репетициями, как и любой из нас после серьезного трудного дела, выглядит чуть уставшим, немного рассеянным, сосредоточенным на своих проблемах. Но эта милая, приветливая, хрупкая женщина без всякой звездной спеси ответила на вопросы нашей газеты.

— Татьяна, поражает ваша форма. Годы проходят, вы не меняетесь совершенно. Легкость необыкновенная. Как вам это удается?

— У балерины нет другого способа сохранить форму, кроме как ежедневно много заниматься в классе с педагогом. На этот режим не влияют ни заслуги, ни звания, ни известность. К сожалению, творческий век балерин короток. Вот через 25 лет работы начали и у меня иногда побаливать ноги . Разве могла я такое представить в юности? Но профессия жестока. Теперь уж во мне на сцене будет говорить прежде всего актриса: зритель никогда ничего не узнает про мои проблемы.

— Есть ли сейчас настоящие балетоманы? Классическое искусство ведь нынче не в почете.

— Судя по Саратову, еще в каком почете! Фестиваль, насколько я знаю, аншлаговый. Балетные спектакли идут при переполненном зале. Да и в Москве, в нашем театре, пустых мест не бывает, первые ряды обычно занимают ярые поклонники. У меня есть свои фанаты, которые буквально засыпают цветами. Артисту такое внимание очень приятно.

— Вас называют императрицей классического балета. Есть ли партии, которые вам все же не удалось станцевать?

— Я бы, конечно, очень хотела станцевать «Баядерку» и в балетах Григоровича, в «Спартаке», например. Не удалось. Сейчас наш театр восстанавливает «Эсмеральду» Глазунова — большой яркий спектакль. Всегда очень хотелось станцевать эту партию. Предварительное согласие я дала. Но окончательно решу это осенью, после отпуска.

— Был трудный сезон?

— Не труднее, чем все предыдущие. Но у меня сейчас есть возможность выбирать – выходить ли в том или ином спектакле. Кроме того, много гастрольных поездок, приглашений, на которые я не могу не реагировать. А любые поездки сегодня — это достаточно сложные мероприятия. У вас я танцевала в «Лебедином». В этом сезоне я всего три раза выходила в этом балете. Саратову отказать не могла.

— Вы гастролируете больше по России или за границей?

— Пятьдесят на пятьдесят. Сегодня уже не принципиально, где предстоят выступления. Всюду ждут, прекрасно принимают. Например, у нас состоялась большая гастрольная поездка по Сибири. И это было замечательно. Мы выступали и в Иркутске. Несколько дней нам удалось отдохнуть на Байкале. Для моей творческой натуры впечатлений было столько много! Куда там загранице! А в ближайшее время, как по контрасту, мы едем на гастроли в Грецию. Это будет концертная группа, которую собирает Светлана Захарова, солистка Большого театра, народная артистка России.

— Светлану Захарову мы хорошо знаем. Она наш депутат в Государственной Думе. Очень большие надежды связываем с ее участием в судьбе нашего хореографического училища, вернее, теперь хореографического отделения областного училища искусств. Может быть, с ее помощью у балетной школы в Саратове появится новое здание и интернат для учащихся. Кстати, у вас не было желания пойти в политику, это сейчас модно среди известных людей в искусстве?

— В депутаты мне некогда. Я все-таки больше по балетной части. Еще у меня два сына. Сами понимаете, чем заполнена жизнь. Если не танцую, значит, воспитываю. Такая круговерть, оглянуться некогда. Хорошо, мама теперь живет в Москве, помогает с детьми, когда мы с супругом бываем на гастролях.

— А сколько лет мальчикам и не подхватят ли они ваш семейный триумф в хореографическом искусстве?

— Об этом речи не ведется. Я слишком хорошо знаю трудности этой профессии, чтобы желать своим детям испытать то же самое. А потом, они как-то сами определяют круг своих интересов. Много спортом занимаются — акробатикой, дзюдо, плаваньем. Мальчикам десять и пять лет. Старший сам записался в секцию баскетбола, хип-хопом интересуется. Правда, у них в школе начались уроки ритмики. Детей почему-то поставили к балетному станку, стали обучать классическим позициям. Мой сын было заинтересовался. Но я отговорила.

— В ваш театр практически каждый год поступают выпускники нашей балетной школы. Вы как-то участвуете в их судьбе?

— Сейчас я помогаю талантливой девушке из Саратова, недавней выпускнице Эрике Микиртичевой. Мне кажется, у нее большое будущее в балете. Она трудолюбива, что очень важно, и добилась определенных успехов. У нее уже есть небольшие сольные кусочки в спектаклях. Вообще, это замечательно, когда у юной танцовщицы есть рядом опытный педагог. Ведь и мне в свое время очень помогла Марина Тимофеевна Семёнова, легендарная балерина.

— Как вам нравится Саратов и наш театр?

— После московской вечной суеты я в Саратове просто отдыхаю. Общаюсь с родственниками, друзьями, Волгой любуюсь. А что касается театра… Конечно, для балетной труппы необходим толчок для развития. Много талантливой молодежи. Ей нужно себя показать. Хорошо бы устроить гастроли. Это сегодня сложно, но поездки так стимулируют творческий рост, уверенности артисту придают. Знаю по себе. Главное — не закиснуть.

— Вы столько лет выходите на сцену. Что вас вдохновляет каждый раз?

— Какой-то не модный вопрос. Сейчас вроде деньги всех вдохновляют. На самом деле ответ на него всегда готов у артиста. И это будет самый правдивый и искренний ответ. Вдохновляет зритель. Помните, я рассказывала про моих поклонников, которые устраивают овации? Для них танцую, для вас, для всех, кто приходит в театр. Другого источника вдохновения просто не существует.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Апр 01, 2010 12:39 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009060020
Тема| Балет, Нижегородский театр оперы и балета, Премьера, "Пер Гюнт", Персоналии,
Авторы| Сергей Чуянов
Заголовок| Возвращение «Пер Гюнта»
Где опубликовано| «Нижегородская правда» №68
Дата публикации| 20090630
Ссылка| http://www.pravda-nn.ru/archive/number:563/article:8829/
Аннотация|



Может ли спектакль, который полвека назад взволновал души зрителей, взволновать их с такой же силой теперь? Может, если это сделано талантливо и отвечает настроению общества.

В 50-е годы прошлого века (заметьте, время расцвета уже трижды обруганного критикой так называемого «драмбалета») от желающих поставить историю героя драмы Генрика Ибсена просто не было отбоя. Балет «Пер Гюнт» на музыку Эдварда Грига шел практически во всех оперно-балетных театрах страны. И везде был аншлаговым. В Горьковском театре оперы и балета спектакль был поставлен Л. Серебровской в 1964 году и имел большой успех. А в 1966 году в Белорусском театре оперы и балета к этому же материалу обратился Отар Дадишкилиани.

Честно говоря, ныне известие о том, что Отар Михайлович хочет вернуться к этой теме, образам, музыке, породило массу сомнений. Во-первых, режиссер давно отошел от балетных дел (хотя именно как одаренный балетмейстер он включен во все балетные энциклопедии) и много лет ставит оперные спектакли. Во-вторых, стоит ли ворошить прошлое и вынимать из бабушкиного сундука пусть даже успешные когда-то замыслы? Оказалось, стоит. Премьера спектакля «Пер Гюнт» в Нижегородском академическом театре оперы и балета доказала это.

Не думалось и не гадалось, что история Пер Гюнта окажется вдруг созвучной проблемам и ситуациям нынешнего времени. Даже мысли, высказанные совсем недавно Патриархом Кириллом, перекликаются с содержательной стороной спектакля.

Пер у Дадишкилиани - человек, который хочет всего: богатства, красивых женщин, шикарной жизни. Он начинает погоню за этим с энергией одержимого своими мечтами. Ради цели он готов покинуть родину, оставить любимую мать, предать Сольвейг.

Фантазия Пера, его импульсивность делают его человеком не от мира сего. С одной стороны, они подчеркивают неординарность его натуры, а с другой - лишь усиливают ненадежность его в сложном и бурном потоке жизни, человеческих отношений, житейских коллизий. Он мечется, рвется из скучной норвежской деревушки, и в этот момент «враг недремлющий» Пуговичник предлагает переплавить его душу на пуговицы с последующим попаданием в рай. Это уж предел мечтаний для простого деревенского парня.

Как-то Майя Плисецкая сказала, что каждый спектакль должен быть «про что». Так «про что» балет «Пер Гюнт»?

После скитаний в погоне за журавлем в небе седой Пер Гюнт возвращается в свою деревню. Нет матери, от слез ослепла любящая и ждущая его, ангел и хранитель Сольвейг. Он возвращается в никуда.

И становится понятным то современное и какое-то очень русское вечное звучание темы спектакля. Почему-то вспоминается последняя встреча пушкинский Татьяны Онегиным. Как поздно мы понимаем бренность всей этой «ветоши маскарада» и как отчаянно со слезами вспоминаем «наше бедное жилище» с «полкой книг» и «диким садом».

Блестящей пылью на ветру оказались для Пера оргии в царстве Доврского короля, ленивое и пресыщенное пребывание у марокканского вождя. Да, все это он получил , но для чего, какой ценой ? Страшный финал жизни Пера - плата за плотскую ненасытность, за бездуховное существование, за марафон дармовых утех.

Дадишкилиани как бы возвращает на сцену порядком утраченный большой балетный стиль, чертами которого является масштабность постановки, степенность повествования, сгущение эмоциональных красок.

Дуэты чередуются с массовыми народными танцами. Моменты раздумий, выбора решений, поступков балетмейстер передает в монологах главных персонажей спектакля.

Балетмейстер, наследуя традиции русского балета, заложенной на сценах Мариинского и Большого театров, с большой постановочной культурой и вкусом ставит мизансцены, где характерный танец незаметно переходит в классический. Видно, что О. Даршикилиани поработал с кордебалетом и в плане чистоты исполнения народных танцев , гротесковой и экспрессивной пластики, и в плане отражения народного характера. Например, в танцах мужской группы кордебалета передана та приличная степенность, которая свойственна скандинавскому характеру.

Мне довелось посмотреть два спектакля, и в обоих заглавную партию исполнял Леонид Сычев. Считаю, что это - точное попадание постановщика, хотя артисту есть над чем работать. Его Пер - энергичный и даже в какой-то степени целеустремленный человек. У него «душа нараспашку», что странным манером сочетается с тонким лиризмом героя, который проявляется в дуэте с Сольвейг. Пер у Сычева меньше всего походит на деревенского маргинала. Он придает его характеру даже некую романтическую окраску.

Сцена смерти матери Пера Осе - одна из лучших в спектакле. Леонид Сычев и Ольга Щелушкина строят свой дуэт на убедительном сильном чувстве прощания. Из разряда балетной драмы этот дуэт переводит спектакль в статус балетной трагедии.

Сольвейг в исполнении Юлии Ануфриевой - во всех отношениях этапная работа. Актриса прекрасно владеет классическим танцем, и, что не так часто бывает, прочувствовала свой образ до конца. Сцены с Пером становятся центральными по своей лирической тональности. Их любовное аджио и финальный дуэт не только «выжимают слезу», но очень глубоко и масштабно раскрывают характеры, судьбы героев. Во время последней встречи с Сольвейг Пер, глядя на ослепшую, но дождавшуюся его любимую, вдруг понимает весь ужас трагедии свое жизни. Он встает на колени перед ней. Святая!

Менее интересной и убедительной пока выступила в этой партии Кристина Кочетова. Но не будем судить слишком строго: работа ее в этой труппе еще только начинается.

В спектакле немало актерских удач. Среди них Доврский король в исполнении Сергея Куракина. Его танец, который синхронно исполняется с окружением-кордебалетом, рождает ощущение некой силы, управляющей массой людей, которые почти механически живут в ритме-посыле владыки.

Впечатление шабаша усиливается появлением великолепной пластичной Доврской девы (Марина Снигур). Кажется, что это пик вожделения и мечтаний Пера. Теперь у него есть все: чувственные наслаждения, богатство, веселье... Фуэте - эмоциональный всплеск этого пиршества бесовщины.

Тема Востока тоже наполнена реалиями и приметами знойного, ленивого и преданного эротическим наслаждениям экзотического мира: Пер возлежит на ложе под опахалами, он в белом тюрбане курит кальян, перед ним - стайка одалисок.

В душном от пряностей и благовоний зале дворца яркой звездой появляется Анитра. Ольга Щелушкина, исполняющая партию дочери марокканского вождя, сегодня одна из самых ярких солисток труппы. Она демонстрирует свое мастерство, немалый сценический опыт и несомненную одаренность.

Дадишкилиани создал действительно масштабное зрелище, которое бы украсило сцену любого оперно-балетного театра страны. Благодаря хорошему состоянию балетной труппы, можно было поставить такой обширный ряд массовых танцев: «Халлинг», «Норвежский танец», «Адажио троллей», «Танец гномов», Арабский танец», «Танец Кобольда»... Одно только перечисление дает понятие о яркости и сочности палитры, с которой брал свои краски хореограф.

Вдумчиво и бережно подошел к работе над спектаклем дирижер-постановщик Роман Демидов. Казалось, что оркестр «дорвался» до великой музыки Грига. Звучание дает крылья для балерин и танцовщиков. В нашей беседе Роман назвал музыку Грига «хрустально чистой». Вот эту «хрустальность» он и старался передать в работе с оркестром.

Отдельного разговора заслуживает сценография спектакля. Художнику-постановщику Евгению Спекторову предстояла нелегкая задача передать в декорациях места действия, расположенных в разных концах земли, свой неповторимый колорит. Пейзаж северной природы чередуется с антрацитовыми чертогами Доврского короля, декоративные красоты Востока - с затерянной в скандинавских горах милой опрятной норвежской деревушкой.

Костюмы главных персонажей балета и исполнителей массовых танцев поражают отменным вкусом их создателя, безукоризненным знанием исторического костюма, этнографии и фантазией.

В премьере приняли участие учащиеся хореографического отделения Нижегородского театрального училища (художественный руководитель Татьяна Толстухина), что может означать возобновление добрых традиций воспитания будущих артистов живой сценической практикой. Традиция эта отличает национальную балетную школу, эффективность ее доказана почти трехвековой историей русского балета.

Итак, в репертуаре нижегородского балета есть новый спектакль. Браво театр! Браво, Дадешкилиани!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20583
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Мар 09, 2011 10:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009060021
Тема| Балет, “100 Jahre Ballets Russes”, вечер Terpsichore-Gala VIII (Мюнхен), Персоналии,
Авторы| Анастасия Фишер
Заголовок| Сонный Фавн и бодрый призрак
Где опубликовано| «Германия плюс»— русскоязычная газета для жителей и гостей Германии. © »Germania PLUS« – die russische Zeitung für Deutschland
Дата публикации| 20090604
Ссылка| http://www.germaniaplus.de/?p=7642
Аннотация|

Интерес к балетам дягилевских сезонов не ослабевает с годами, и вот уже столетие постановки БаллеРюсс будоражат воображение хореографов, танцовщиков и зрителей всего мира. Мюнхенский национальный балет – не исключение, тем более, что в стенах этого театра состоялась одна из премьер легендарного балета – Le spektre de la rose в ноябре 1912 года с Нижинским и Карсавиной.



“100 Jahre Ballets Russes” называлась выставка в мюнхенском театральном музее (закрылась 25 мая), под тем же названием состоялось представление-реконструкция балетов “Шехерезада” Фокина и “Les Biches” (Лани) Брониславы Нижинской; вечер Terpsichore-Gala VIII назывался Die Welt der Ballets Russes.

Возможно ли вообще оживить спектакли, ушедшие в небытие, ставшие легендой и историей театра? “Шехерезаду” восстанавливали очень добросовестно, с декорациями и костюмами по оригинальным эскизам Льва Бакста: извилистые, танцующие контуры предметов и интерьера гарема шаха, яркие ткани (пожалуй, что слишком яркие, по-современному блестящие, их бы приглушить…), восточные краски и костюмы, которые 100 лет назад свели с ума Париж и установили моду на всё восточное. (Совпадение, или нет, но силуэты нынешнего сезона, расцветка ткани, тоже тяготеют к Востоку – шаровары, туники, платки…Возвращение к арт-деко и Баксту?) Условно-натуралистичная хореография Фокина, где декоративность в мимике, взгляде, картинность жеста и позы совмещается с откровенной эротикой, с человеческой чувственностью без фиговых листочков и бабочек в животе (равно как и последняя сцена борьбы и кровавой мести не ограничивается известным жестом рук сверху вниз “я тебя убью” – Шах убивает Раба не по-балетному), была в то время абсолютно новым веянием. И требования к танцовщикам, как к артистам, несущим эстетику того необычайно красивого времени, остаются высокой планкой. Глядя на этот балет из сегодня, когда никого уже не напугаешь со сцены голой задницей, не удивишь половым актом, понимаешь, что томная пластика арт-деко до сих пор способна завораживать и держать в напряжении. Но как обстоит дело с нижинскими? Ведь Вацлав Нижинский для нас остается эталоном, символом балета того времени, мы знаем его по портретам и фотографиям, читаем в воспоминаниях современников о его способности поводить глазами, так, что за этим виделся жест, о его знаменитом зависании в воздухе во время прыжка. Так складывается чувство понимания, “как это было” и как оно “должно быть” – страсть Золотого Раба, томление Фавна, флюиды Призрака Розы. В “Шехеразаде”, реконструированной баварским балетом, Лукаш Славицкий очень выразителен и артистичен в партии Золотого Раба: неторопливость в закидывании головы, порывистость, сменяющаяся статуарностью, улыбка, стоп-кадр, почти киноприём, и иллюзия “крупного плана” на балетной сцене, очень удачный грим, и внешне приближающий его к великому Нижинскому. На фоне Славицкого остальные теряются из виду, даже Зобеида, неотрывно наблюдать хочется только за Золотым Рабом.

«Послеполуденный отдых Фавна» на музыку Дебюсси, хореография самого Нижинского. Одноименная эклога Стефана Малларме (перевод Романа Дубровкина) начинается так:


Вам вечность подарить, о нимфы!

Полдень душный

Растаял в чаще сна, но розово-воздушный

Румянец ваш парит над торжеством листвы.

Так неужели я влюбился в сон?

Увы,

Невыдуманный лес, приют сомнений темных —

Свидетель, что грехом я счел в роптаньях томных

Победу ложную над розовым кустом.

Опомнись, Фавн!..


Фавн Тиграна Микаэляна и правда влюбился в сон, был каким-то сомнамбулическим, это был не послеполуденный отдых, а дневная спячка. Лениво замирал он на скале с флейтой, сонно потягивался, перебирал маленькими шагами; подражая античным барельефам и чернофигурным рисункам на вазах, замирал в профиль с выворотными ладонями, беззвучно кричал в рупор ладони, и беззвучным эхом появлялись барельефные нимфы в синкопическом ритме. Этот балет тоже напоминал кино, точнее, имитацию первых кинофильмов, когда пластику людей изображали суетливо-мелкими движениями, не понимая, что они двигаются в кадре нормально, что это камера искажает движение. Нимфа теряет шарфик, Фавн подбирает его, расстилает на скале, и… Последняя сцена этого балета, когда-то наделавшая столько шуму – Нижинский имитировал оргазм на глазах почтенной парижской публики (!), ничего не изменила в ленивом течении мюнхенской реконструкции: Фавн Микаэляна плюхнулся на шарфик, вероятно, окончательно сморенный сном, и дали занавес.

“О нимфы! И во сне я с вами жажду встречи”. (Малларме/Дубровкин)


“Призрак розы” на музыку “Приглашения к танцу” Карла Вебера (хореография Фокина, сюжет Теофиля Готье) – ещё одна из легенд таланта Нижинского. Роза – как бы не совсем роза. а вовсе даже юноша, явившийся в сон девушки, вернувшейся с бала и прикорнувшей в кресле с цветком в руках. Танец – как бы не совсем танец, а символ чувств цветка, его флюиды. Жан Кокто писал: “Нижинский исчезает в окне прыжком столь патетическим, столь отрицающим законы равновесия, столь изогнутым и высоким, что никогда теперь летучий запах розы не коснется меня без того, чтобы не вызвать с собой этот неизгладимый призрак”.

На Terpsichore-Gala VIII “Призраком розы” явился солист Мариинского театра Игорь Колб. Его “призрак” показался вовсе не эфемерным, а очень даже во плоти и экспрессивным. Нервно заломанные атлетичные руки существа явно не растительного происхождения, нетерпеливость и порывистоть прыжков вокруг кресла спящей Девушки наводили на мысль, что он старается её разбудить…Но это уже совсем иная сказка.

Очень порадовала реконструкция балетной труппой из Саарбрюккена “Парада” Леонида Мясина, на музыку Сати, с либретто Жана Кокто и костюмами Пикассо. Кубические зазывалы-менеджеры – Француз и Американец, парад-алле бродячего цирка: гимнасты, Китайский Фокусник, Девочка-акробатка, комическая Лошадь. Гийом Аполлинер впервые использовал в рекламной программке к балету термин «surrealisme»: простая хореография (сам Мясин танцевал Китайского Фокусника), яркие объёмные костюмы менеджеров – они же декорации, звуки современности в музыкальной партитуре – сирена, самолёты, печатная машинка, всё это складывается в трёхмерную шумную картинку действительно сверхреальную. Особенно бурно публика реагировала на танцующую Лошадь (Лошадь узнаваема: точно такая же гарцует в последнем фильме трилогии Кокто “Завещание Орфея”). Забавные па-де-шеваль с раскланиваниями, взбрыкиваниями и вскакиванием на дыбы вызвали бурю алодисментов. Точно так же радостно публика считала до 32-х на Черном па-де-де из “Лебединого” в исполнении Нью-Йоркского балета. Собственно, от этого известного фрагмента известного балета не осталось ничего, кроме 32 фуэте.

Одиллия была не просто манерной и вульгарной, она выделывала руками какие-то странные пассы в сторону Принца Зигфрида, словно перепутала балет, и танцевала Карабос в сцене заклятия. Принц почему-то тоже был облачен в черное…

Очень интересно было посмотреть балет Брониславы Нижинской “Лани” на музыку Пуленка. Мюнхенским артистам удалось передать эстетику и характер времени, на этот раз 20-х годов: эмансипированность женщин, легкую иронию и эротику.

История театра – самая неуловимая из всех историй искусств. Концерты можно представить по нотным партитурам, поломанные скульптуры можно восстановить по фрагментам, картины старинных мастеров реставрируют. Что остаётся после спектакля? В каких единицах измерять соответствие воссозданного балета его оригиналу по прошествии ста лет? Остаётся читать отзывы современников, изучать фотографии, и полагаться на интуицию, получая удовольствие от увиденного, или внутренне протестуя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 12, 13, 14
Страница 14 из 14

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика