Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
ГЕЛИКОН ОПЕРА

 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 02, 2008 3:58 pm    Заголовок сообщения: ГЕЛИКОН ОПЕРА Ответить с цитатой

14.08.2008

«Геликон-опера» воспоет монархию
Московский театр объявил планы 19-го сезона

Московский театр «Геликон-опера» откроет новый сезон только в октябре, но о своих планах уже заявил. Первой работой очередного сезона станет постановка оперы «Распутин» американского композитора Джея Риза, который приглашен в Москву на премьеру.

Мировая премьера «Распутина» состоялась 17 сентября 1988 года на сцене "Нью-Йорк Сити Опера". «Меня не волнует ни историческая правда об этом человеке, которую нам не узнать до Страшного суда, ни мое отношение к нему, - говорит режиссер-постановщик Дмитрий Бертман. - Важно показать, от чего и от кого порой зависит судьба целых народов. «Геликон-опера» предупреждает: на каждого правителя найдется свой Распутин!»

В октябре 2008 года театр при поддержке спонсоров начнет работу над большим проектом - оперой Давида Тухманова «Царица». Премьера состоится 10 июля 2009 года в Санкт-Петербурге. Опера никогда нигде не ставилась, она только что написана. В проекте задействована вся труппа «Геликон-оперы», а на роль Екатерины Великой приглашена народная артистка СССР Елена Образцова.

19-й сезон театр по-прежнему проведет на Новом Арбате: его основное здание на Большой Никитской реконструируется. Сейчас вокруг комплекса старинных зданий на Большой Никитской идет установка железобетонных свай и укрепление фундаментов. Внутри здания уже идут реставрационные работы. В октябре начнутся работы по сооружению котлована во внутреннем дворе театра, который должен превратиться в новую сцену с залом на 550 мест. В результате реконструкции площади театра увеличатся с 3,5 тысячи кв. м до 11,5 тысячи кв. м.


14.08.2008 / АРКАДИЙ КЛЫКОВ

URL: http://gzt.ru/culture/2008/08/14/135911.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 02, 2008 4:02 pm    Заголовок сообщения: 30.09.2008. Дмитрий Бертман в интервью «Газете» Ответить с цитатой

Материал опубликован в "Газете" №186 от 01.10.2008г.

«Я устал от экспериментов»
Оперный режиссер Дмитрий Бертман в интервью «Газете»

Дмитрий Бертман (справа) и автор оперы "Распутин" - американский композитор Джей Риз

Сегодня в театре «Геликон» состоится российская премьера оперы «Распутин», созданной в 1988 году американским музыкальным критиком и композитором Джеем Ризом по заказу театра "Нью-Йорк Сити Опера". Перед премьерой художественный руководитель «Геликона» Дмитрий Бертман рассказал корреспонденту «Газеты» Ольге Романцовой, почему он не считает новую постановку оперным экспериментом.

- Когда вы узнали об опере "Распутин"?
- 12 лет назад Риз показал мне партитуру. Он был членом жюри конкурса имени Скрябина, проходившего в Москве, смотрел наши спектакли и принес свою партитуру. Я сразу понял: музыка гениальная. И убрал партитуру в стол. Тогда еще не пришло время для постановки «Распутина» в России, и музыка казалась слишком сложной для певцов.

- Среди персонажей оперы есть Ленин. Он тоже поет?
- Нет, арии он не поет, но речь произносит.

- В опере много исторических лиц: Феликс Юсупов, Николай II и Александра Федоровна. Вы стремились сохранить портретное сходство? Ведь сюжет оперы далек от исторической правды.
- Мы сохранили портретное сходство, потому что большинство зрителей представляют, как выглядели Николай II, царица Александра Федоровна, Распутин. Нельзя же это игнорировать. Но хотя герои узнаваемы, я бы не сказал, что это исторический спектакль, скорее наша версия мифа о Распутине.

- Распутин для вас мифологический герой?
- В этом нет ничего удивительного: жизнеописание любого незаурядного человека окружено множеством мифов. Читая материалы о Распутине, в том числе мемуары Анны Вырубовой, князя Юсупова и воспоминания дочки Распутина Матрены, я, например, так и не получил ясного представления об этом человеке. Все противоречат друг другу. То ли Распутин так умел преображаться, то ли мемуаристы слишком субъективны.

Но интереснее всего для меня был поиск параллелей с современностью. В сущности, это история о том, как одна секта сменяет другую. Опера начинается с хлыстовской оргии, а заканчивается речью Ленина.

- Постановка «Распутина» - очередной оперный эксперимент?
- Нет, я устал от экспериментов. В последнее время я все чаще думаю, что мы, режиссеры, немного переусердствовали. Вспоминаю, как смотрел в детстве «Садко» в постановке Бориса Покровского и «Евгения Онегина» в постановке Станиславского, - я ведь и полюбил оперный театр за его красоту, нежность и мелодраматический флер. Плакал, когда умирала Мими. Любовался японским садом в «Мадам Баттерфляй». Сейчас оперный театр изменился до неузнаваемости. В 1970-е в Европе случился кризис: публика перестала ходить в оперу. И чтобы вернуть ее, режиссеры стали придумывать скандальные постановки. Выпускали Виолетту в одном нижнем белье или поселяли героев «Богемы» на мусорную свалку. В результате народ повалил в театр: публика возмущалась, но и бурно обсуждала оперные постановки. Но авангардные решения очень быстро превратились в штампы. А классическая постановочная традиция оказалась утерянной. Ушли режиссеры, способные работать с артистом, их сменили постановщики, а то и дизайнеры, занявшиеся режиссурой. Ушел реалистический театр. И зритель снова уходит из оперного театра.

- И это говорит режиссер, у которого «Аиду» пели в камуфляже?
- Мои взгляды со временем меняются: я же не фанатик-сектант, а нормальный человек. Возможно, через несколько лет я скажу что-то другое. Но сейчас я искренен и исхожу из своего опыта, ведь я ставлю спектакли не только в Москве, но и в других местах, вижу, что происходит в мире, и могу себе позволить делать то, что мне нравится. Старым, традиционным постановкам очень часто не хватало смелости. Зато в современных спектаклях только она и осталась.

- Это правда, что вы открываете филиал «Геликона» в Ханты-Мансийске?
- Ханты-Мансийск - настоящий город будущего. Там осуществляются самые фантастические проекты: есть кинофестиваль, театральный фестиваль, но до сих пор нет оперного театра. Это же неправильно. Ведь оперный театр - признак цивилизации. Когда «Геликон» был на гастролях в Ханты-Мансийске, спектакли посмотрел губернатор города и решил с нами сотрудничать. Вскоре там будет построен небоскреб, самый высокий в этом полушарии. А верхние этажи здания отдадут оперному театру. Губернатор решил назвать его «Геликон» и хочет, чтобы наш театр стал партнером своего новорожденного тезки.


30.09.2008 / ОЛЬГА РОМАНЦОВА

URL: http://gzt.ru/culture/2008/09/30/223005.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 03, 2008 12:31 pm    Заголовок сообщения: В Геликоне-премьера американского "Распутина Ответить с цитатой



"Итоги.ru" №41 / 643 (7.10.08 )
В "Геликоне" - премьера американского "Распутина"
Лейла Гучмазова

На сцене с наклоном к залу стоит упаковка для яиц - копия картонки из прессованной бумаги, знакомой каждому отечественному покупателю. А в ячейках вкривь и вкось торчат громадные яйца Фаберже, несущие большую смысловую нагрузку. С одной стороны они украшены каменьями-эмалью и олицетворяют хрупкую роскошь императорского дома. С другой - черны и страшны, словно исклеваны вороньем, и среди них стонет немытая Россия, а точнее, ее специфичная часть - секта хлыстов. С оргии сектантов опера начинается, и зрелище это не для слабонервных и эстетов. На хор и миманс надеты телесного цвета трико с достоверно исполненными в латексе половыми признаками. Артисты потрясают этим добром и явно чувствуют себя скованными, соответственно, поют и двигаются едва-едва. С ними чудно монтируются зовущий покаяться монах в пристойном обличье и - в следующей сцене - семья и двор государя-императора Николая II. Тут гримеры добивались портретного сходства, а получили карикатурный эффект. Унылые истерики императрицы Алекс и детский лепет увлеченного проявкой фотографий Николая сменяются сценой в кабаре, где пляшет в перьях князь-трансвестит Феликс Юсупов. Между кабаре и люлькой наследника министры мечтают о спасении России... Собственно, все герои - сплошь шарж или карикатура.

Впрочем, режиссер-постановщик Дмитрий Бертман, по его собственным словам, и не был озабочен исторической правдой, и в этом он следовал автору музыки американцу Джею Ризу. Композитор сочинил вполне посредственную партитуру, подкрашенную диссонансами, темами из "Лебединого озера" и назойливыми терциями Филипа Гласса. Двадцать лет назад она пережила постановку в Нью-Йорке, и, судя по потрясенному лицу композитора, приехавшего на московскую премьеру, он не смел надеяться на ее дальнейшую сценическую жизнь. Однако охотники нашлись, и на нашей оперной сцене теперь есть и бедовый мужик Григорий Распутин в лазоревой рубахе, и Владимир Ленин в кумачовой тройке (арии ему не досталось, только пламенная речь с заезженной картавинкой).

Известно, что московские продюсеры примеряли "Распутина" к формату мюзикла, но в итоге предпочли любовь и приключения революции и убийству. И "Распутин" достался "Геликон-опере", славной своим непочтительным отношением к авторитетам. Спору нет, в музыкально цивилизованных странах Моцарта давно разобрали на бонбоньерки, и неудивительно, что к танцующему в балете Николаю II теперь добавился еще и поющий в опере. К тому же в палитре культурной столицы, если Москва еще претендует на эту роль, должно быть и такое - опера "по приколу". Только вот "прикола" не вышло. Дурную шутку с театром сыграл и гений места - то, что смотрелось славной шалостью в шкатулке старого здания "Геликона" (не бог весть какого, но обжитого), в нынешнем актовом зале арбатской "книжки" видится плоско и убого, как самодеятельность дома культуры. И все же, все же… Чтобы поддержать имидж взрослого оперного хулигана, нужно много идей и труда, а их не видно. Прежде "Геликон" прикалывался разборчивее и талантливее.

URL: http://www.itogi.ru/arts-opera/2008/41/128854.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Газетный киоск Часовой пояс: GMT + 3
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика