Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2008-11
На страницу Пред.  1, 2, 3, ... 11, 12, 13  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 11:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110605
Тема| Балет, Михайловский театр, "Ромео и Джульетта", Персоналии,
Авторы| Дмитрий Циликин
Заголовок| В комсомол
Где опубликовано| "Ведомости" № 210
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://friday.vedomosti.ru/arts.shtml?2008/11/06/167519
Аннотация|

Балет «Ромео и Джульетта» в Михайловском театре заставил вспомнить формулу Стивена Кинга «Иногда они возвращаются»

Есть нечто символическое в том, что премьера случилась вслед за юбилеем Ленинского комсомола. Театр будто решил показать: ничто советское не забыто и лишь румяней стало наперекор врагу.

Впервые Олег Виноградов поставил «Ромео и Джульетту» на музыку Прокофьева в 1965 г. В Михайловском — тогда Малом оперном, балетную труппу которого он возглавлял в ту пору, — в 76-м. Многократно переносил спектакль на всевозможные сцены, в том числе пытался на сцену Кировского-Мариинского театра, где служил главным балетмейстером почти двадцать лет. Однако это кресло Виноградов освободил в 96-м. После чего в Мариинском балете начался ренессанс, воспитали потрясающую труппу и обзавелись фантастическим репертуаром: реконструкции Петипа, огромный корпус сочинений Баланчина и других эмигрантов, Форсайт, Ноймайер, Уилдон и т. д. Виноградов же преподавал в Корее и США (причудливо соединив русскую школу и деньги секты Муна), и вот наконец в прошлом сезоне генеральный директор Михайловского театра Владимир Кехман призвал маститого хореографа на пост главного приглашенного балетмейстера.

Первым его опусом стало возобновление «Ромео и Джульетты». Хотя сам Виноградов утверждает, что спектакль новый. Во-первых, зрелище обогатили новый свет, новые синтетические парчовые ткани и прочие блескучие материалы (художник — Семен Пастух, костюмы Галины Соловьевой). А во-вторых, спектакль формата «Ромео и Джульетты» Леонида Лавровского, велеречивого трехактного драмбалета, нынешняя публика не стерпит, так что надо покомпактней и с одним антрактом.

На самом же деле не в старые мехи влили молодое вино, а просто сделали эти мехи из современных полимеров. Как сочинение Лавровского — памятник сталинского ампира, так балет Виноградова — пластическая формула дизайна 60-х. Но если Лавровский уже достиг антикварного статуса, то трехрожковые люстры и плащи «болонья», кажется, исторической ценности еще не обрели. Возможно, 40 лет назад это казалось новаторством, но сейчас квадратно-рубленая лексика (тела работают в одной плоскости, фирменный виноградовский танец руками, все движения на плие и en dedans) обнаруживает свою утомительную скудость. Виноградов говорит, что, мол, не надо Михайловскому театру отводить вторичную роль по сравнению с Мариинским, он-де не второй, а другой. Однако в контексте теперь нам известных вживую Баланчина и Форсайта эта позиция выглядит провинциально.

Таким выглядит и сам спектакль, что кажется программной эстетической декларацией. Образчиком этой эстетики стала предыдущая премьера Михайловского театра — балет «Спартак» Георгия Ковтуна. Сейчас можно говорить о возникновении своего рода Спартак-стиля. Стиль этот — соединение элементов классического танца и пошлой роскоши костюмного блокбастера. То есть «культурно» и богато. Главная ценность нынешней премьеры, разумеется, не художественная, но культурологическая. «Ромео и Джульетта», пусть и косвенно, рассказывает про цивилизацию чугуннозадой советской номенклатуры, которая скоренько научилась стричь дивиденды и летать бизнес-классом, ничего не поменяв в сознании.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 12:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110606
Тема| Балет, Якутия, История, Персоналии, Михаил Местников
Авторы| Мария ГАВРИЛЬЕВА
Заголовок| Его танец приводил в восторг
Где опубликовано| газета "Якутия" №205(31474)
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.gazetayakutia.ru/article.aspx?id=16495
Аннотация|

Балетное искусство республики берет свое начало с 30-х годов прошлого века. За время, прошедшее с тех далеких годов, много замечательных артистов танцевали на сцене Якутского театра. Среди танцовщиков первого поколения яркой выразительной игрой и умением мастерски раскрывать на сцене образы своих героев выделялся Михаил Романович Местников.


Балетному ремеслу Михаил Местников учился в Якутском музыкальном театре-студии, а начинал свою работу в театре в годы становления балетного искусства в республике. Участвовал в первом национальном балете «Полевой цветок», где исполнителями главных партий были такие артисты, как А.Посельская, И.Христофоров, М.Жорницкая, Л.Мекюрдянов.
Не одно поколение помнит этого талантливого артиста, поскольку Местников проработал в театре больше пятидесяти лет. В его репертуаре были такие партии, как Нурали в балете «Бахчисарайский фонтан», Злой Гений в «Лебедином озере», Вожак в «Барышне и Хулигане», Бетес в «Чурумчуку» и многие другие. К каждой доверенной роли Местников относился очень ответственно: тщательно продумывал образ, характер исполняемого им персонажа. Ни одна его роль не осталась незамеченной, даже будучи в зрелом возрасте, он никогда не позволял себе расслабляться на сцене – его всегда отличали грамотный грим и аккуратная прическа, все это доказывало его уважение к профессии.
Из воспоминаний заслуженного артиста РСФСР и РС(Я) Анатолия Ултургашева: «После окончания Новосибирского хореографического училища я начал свою работу в Якутске. Балетная труппа очень тепло приняла меня, особенно Михаил Романович Местников. Больше всего мне запомнилось, как он ежедневно занимался обязательным для артистов балета классом — всегда до конца, не пропуская занятий, репетировал увлеченно, творчески работал над своими танцевальными образами. Он был артистом характерного плана. Я видел, как он исполнял свою партию в балете «Чурумчуку». А каким он был Вожаком в балете «Барышня и Хулиган»! Его пластика, движения рук, головы, манера держаться приводили меня в восторг. Он был бесподобен в этой роли! Одно время он был инспектором балетной труппы — очень требовательным, ответственным. Для меня он всегда был примером творческого подхода к работе и душевного отношения к своей семье и детям».
Без сомнения, яркие образы и балетные партии, исполненные Михаилом Местниковым, надолго останутся в памяти зрителей и коллег.
7 ноября Государственный театр оперы и балета им. Д.К.Сивцева—Суоруна Омоллоона к 80-летию артиста показывает балет «Бахчисарайский фонтан» Б.Асафьева, в котором некогда он и сам блистал в роли Нурали.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4349

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 4:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110607
Тема| Балет, гала-концерты, Персоналии, Ульяна Лопаткина
Авторы|
Заголовок| Божественная Ульяна
Где опубликовано| «Комсомольская правда»
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.kp.ru/daily/24193.4/399548/
Аннотация| Ульяна Лопаткина даст в Москве два концерта.



Из Петербурга в Москву всего на пару дней приезжает прима балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина. Для балетоманов столицы это, без сомнения, главное событие осени.
Танцовщица, носящая титул «Божественная», обладающая множеством наград и признанная многими зрителями великой, даст в Театре оперетты два гала-концерта.
Программа подготовлена на любой вкус, есть и классика, и современный танец.
В первый день пройдет авторский вечер знаменитого французского балетмейстера Ролана Пети.
Кстати, в знак особого расположения к Ульяне маэстро лично приедет в Москву, чтобы представить свои номера.
Вместе с Лопаткиной на сцену выйдут лучшие балетные танцовщики мира - премьеры и солисты Мариинского театра, Большого, Гранд Опера, Американского балетного театра, Ла Скала.
На следующий день Ульяна и сотоварищи задумали вечер под названием «Великие па-де-де». Он для тех, кто не считает, что от па-де-де из «Спящей красавицы», «Лебединого озера», «Жизели», «Ромео и Джульетты» и «Баядерки» и других шедевров классической хореографии пахнет нафталином.

Государственный академический театр «Московская оперетта», ст. м. «Театральная», «Охотный ряд», «Площадь Революции», ул. Большая Дмитровка, 6.

11 и 12 ноября, начало в 19.00.

Цена билетов: от 4500 руб.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4349

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 5:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110608
Тема| Балет, гала-концерты, Персоналии, Ульяна Лопаткина
Авторы| Лейла Гучмазова
Заголовок| Первая леди балета
Где опубликовано| «Ваш досуг» N45 (5-16 ноября 2008 года)
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.vashdosug.ru/theatre/article/40661/
Аннотация| Ведущая балерина Мариинского театра Ульяна Лопаткина, отметившая в октябре 35-летие, гость в Москве редкий. Билеты на ее концерты по карману далеко не каждому, но Театр оперетты все равно готовится к аншлагу.

Сотворение кумира
Как это обычно бывает с будущими кумирами, первым гастролям Лопаткиной в столице предшествовали противоречивые слухи. Театралы говорили, что в Питере появилась балерина, хоть и не блещущая какой-то особой техникой или неземной красотой, но уникальная по всем статьям. «Звезда нового поколения», - шептали те, кому уже довелось увидеть девушку на сцене ее родной Мариинки. Неудивительно, что московский дебют Ульяны сопровождался жутким ажиотажем. Однако реакция публики на ее выступление была неоднозначной: так, кто-то просто рыдал от счастья (например, чувствительный актер Федор Чеханков), а кто-то обзывал пуанты Лопаткиной «копытцами» (циничные обозреватели деловых изданий). Главное, равнодушных не наблюдалось — очень уж выделялась Лопаткина своими протяженными кистями и стопами, отточенной техникой и тщанием даже в самых мелких деталях актерских мизансцен. Но и это не главное. Кажется, слово «харизма» тогда еще не вошло в моду, но именно харизмой отличалась Лопаткина от коллег: едва она появлялась на сцене, смотреть на кого-нибудь еще становилось невозможно. Москва поразилась и признала: да, кумир.

Вундеркинд из провинции
Маленькую Ульяну Лопаткину в Ленинград из украинской Керчи привезла мама. Решение поступать в одну из самых престижных на свете балетных школ - школу Вагановой — было смелым, но оправданным. Экзамены в балетном классе отличаются от обычных тем, что здесь нельзя списать или вытянуть счастливый билет. Во время занятий то же самое: все как на ладони, всех регулярно терзают за 300 грамм лишнего веса и ставят «двойки» за торчащий мизинец. Таланты в таком классе видны сразу. В шестнадцать лет Ульяну выставили на дико престижный ученический конкурс Vaganova-Prix. Ленинградская балетная школа уже тогда назвалась Академией и продешевить не могла: Лопаткина танцевала вариацию Царицы вод из старинного «Конька-Горбунка» и воздушное па-де-де из второго акта «Жизели», где очень пригодились ее нестандартно выразительные линии тела. Лопаткина получила первую премию. Триумфально закончила школу в ранге юной звезды. И была принята в святая святых - Мариинский театр, где покорно встала в кордебалет.

Труды и дни
Не верьте тем, кто рассказывает, будто Лопаткина взлетела стремительно. Мариинскому театру всегда удавалось оставаться заповедником традиций, нарушить которые не могли никакие внешние катаклизмы. Бывшая ученица знаменитой Натальи Дудинской и нынешняя ученица знаменитой Нинели Кургапкиной смиренно начинала с уличной танцовщицы в «Дон Кихоте» и Мирты в «Жизели». Роли заметные, но не главные. В середине девяностых, когда Мариинский восстановил программу сказочных балетов Михаила Фокина, Лопаткина станцевала гаремную красавицу Зобейду и подтвердила свою исключительность. А уже через два месяца новое руководство Мариинского балета доверило дебютантке заветную роль Одетты-Одиллии в «Лебедином озере». После нее ты либо пан, либо пропал. Лопаткина проснулась знаменитой.
Вскоре подоспели важные гастроли в Лондоне, где Ульяна, кроме непременной царицы-лебедя, танцевала и свою лучшую партию - Никию в «Баядерке». Посыпались премии: от домашней «Души танца» до громкого «Золотого софита». В январе 1996-го она станцевала сложную Медору в «Корсаре» и тут же получила признанный балетным «Оскаром» приз Benois de la Danse. Чуть позже стала хозяйкой титула «Божественная». А еще через месяц прорыв Лопаткиной слился с прорывом Мариинского театра.

Звезда нашего периода
Тогда впервые российская труппа станцевала шедевр Джорджа Баланчина «Симфония до мажор». Прежде имя петербургского хореографа было под запретом: покинув после революции голодную родину, он стал отцом-основателем американского балета, что автоматически вычеркнуло его списка «наших». Мариинский театр с помощью молодой гвардии, возглавляемой Ульяной Лопаткиной, решил вернуть творения беглеца на сцену. Так, русский балет перестал быть балетом за железным занавесом, а Ульяна Лопаткина стала лидером поколения. Но вот, в чем парадокс: с этого момента она как будто отделилась от альма-матер. Нет, главная петербургская балерина по-прежнему предпочитает роли на этой сцене любым лестным приглашениям со стороны. Для нее не существует личных гастролей в ущерб текущему репертуару театра, и она не позволяет себе «рядовых» спектаклей. Изводя себя стремлением к совершенству, она с рвением репетирует школьную еще миниатюру «Павлова и Чекетти» и свежий дуэт Ханса Ван Манена, но при этом как будто находится в одиночном плавании. Ее теперь принято сравнивать с Галиной Улановой, другой суперзвездой другой эпохи. Как и Уланову, Лопаткину словно не интересуют интриги внутри труппы, не заботят новые роли в новых спектаклях Мариинки, да и само их наличие. Ее не волнует ни общий прогресс, ни даже общий процесс, но, в отличие от предшественницы, у нее есть возможность идти своей дорогой. Став государством в государстве, Лопаткина самостоятельно спасает себя от двух «балеринских» ужасов – возраста и отсутствия новых ролей.

Доказательство любви
В Москву первая леди балета приезжает с концертами, громко названными «Гранд Балет Гала 2008». На первый вечер запланирована монопрограмма творений чудесного француза Ролана Пети, который видит в Ульяне Лопаткиной и балерину, и диву. А во второй все вернется на круги своя, и она с командой звездных коллег станцует «the best» классической хореографии. В списке — «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Ромео и Джульетта», «Дон Кихот», «Корсар», «Жизель». Самые захудалые места на второй ярус балкона стоят четыре с половиной тысячи рублей. Хорошее испытание для тех, кто десять лет назад полюбил Ульяну Лопаткину нестандартной девочкой с титулом «Божественная».

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 11:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110609
Тема| Балет, Ла Скала, М. Вазиев, С. Захарова
Авторы| Светлана Наборщикова
Заголовок| Этуаль "Ла Скала" Светлана Захарова: "Управлять методом кнута не удастся"
Где опубликовано| «Известия»
Дата публикации| 20081006
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3122300/
Аннотация| Интервью

Прокомментировать назначение Махара Вазиева обозреватель "Известий" попросила приму-балерину Большого театра и этуаль "Ла Скала" Светлану Захарову.

вопрос: Насколько продуктивным для "Ла Скала" может быть директорство Махара Вазиева?

ответ: Трудно сказать. При мне в "Ла Скала" дважды сменилось руководство балета. Система управления здесь совершенно иная, чем в Мариинском театре. Махар Хасанович практиковал жесткий, авторитарный стиль. А в "Ла Скала" очень сильны профсоюзы, следящие за тем, чтобы все права танцовщиков соблюдались и им было удобно и комфортно работать.

в: Диктаторское начало будет трудно проявить?

о: Я думаю, просто невозможно. Методы кнута там однозначно не пройдут.

в: В официальном сообщении "Ла Скала" сказано: руководство миланского театра надеется, что помимо дисциплины Вазиев "привнесет в "Ла Скала" традиции великой русской школы, но прежде всего - внимание к современным тенденциям". Это, на ваш взгляд, осуществимо?

о: В ближайшие несколько лет ему вряд ли удастся изменить репертуарную политику. Спектакли и график приглашения хореографов известны на годы вперед. Над этим уже поработали его предшественники. Что касается русских традиций, то они здесь и так присутствуют. "Лебединое озеро" идет в постановке Владимира Бурмейстера. "Баядерка" - в постановке Наталии Макаровой. В Италии ценят русскую школу и русских исполнителей. Я постоянно ощущаю это на себе. Но не думаю, что "русское" сюда нужно привносить насильственно. В "Ла Скала" слаженная труппа, и она будет сопротивляться. Здесь есть своя школа и свои очень давние традиции. Ведь итальянский балет значительно старше нашего. Представьте себе, что в Большой театр приехал бы американский директор и попытался внедрять американскую школу. Какова была бы реакция?

в: Я вижу, вы не в восторге от назначения Вазиева.

о: Дело не в моем отношении к Махару Хасановичу. Просто директор балетной труппы для меня как для этуали не играет большой роли. Согласно правилам "Ла Скала" танцовщики, занимающие это положение, оговаривают свои контракты непосредственно с арт-директором театра. Мой репертуар расписан на много лет вперед. Так что вряд ли наши интересы каким-то образом пересекутся.


Последний раз редактировалось: Наталия (Пт Ноя 07, 2008 12:14 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 11:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110610
Тема| Балет, Ла Скала, М. Вазиев, С. Захарова
Авторы| Светлана Наборщикова
Заголовок| Вазиев поменял Мариинку на "Ла Скала"
Где опубликовано| «Известия»
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3122300/
Аннотация|

С 1 января 2009 года в миланском театре "Ла Скала" появится русский директор балета. Контракт с прославленным театром подписал Махар Вазиев, до мая 2008 года возглавлявший балетную труппу Мариинского театра.

Свой пост Махар Вазиев покинул из-за разногласий с директором и художественным руководителем Мариинки Валерием Гергиевым. По неофициальной информации, Махар Хасанович хотел занять должность художественного руководителя балета и тем самым получить более широкие полномочия в формировании репертуара, а Валерий Абисалович не пожелал уделить ему кусок своего пирога. Г-на Вазиева сменил и.о. директора балетной труппы Юрий Фатеев, а сам Махар Хасанович остался не у дел. Впрочем, на покое ему было что вспомнить и чем гордиться. За 13 лет его правления Мариинский балет достиг выдающихся успехов как в плане сохранения и шлифовки классического наследия, так и в деле освоения современного репертуара.

"Ла Скала" эти умения могут прийтись как нельзя кстати. Руководство театра не скрывает намерений вернуть миланскому балету былую славу. Пик ее пришелся на вторую половину позапрошлого столетия, когда Италия поставляла солистов в лучшие театры Европы. Ныне труппа вынуждена приглашать звезд. В театре имеются три этуали: итальянцы Массимо Мурру и Роберто Болле и русская Светлана Захарова. Свою карьеру она начинала в Мариинском балете под руководством Вазиева, и вот теперь им снова предстоит работать вместе. По крайней мере, в течение трех с половиной лет. Именно на такой срок подписан контракт Вазиева с миланской труппой.
В Италию новый директор отправится вместе с супругой Ольгой Ченчиковой. Экс-прима Мариинки, трудившаяся в родном театре педагогом-репетитором, продолжит педагогическую деятельность в "Ла Скала". Более подробно о своих планах г-н Вазиев обещал рассказать в конце декабря на пресс-конференции в Милане.


Последний раз редактировалось: Наталия (Пт Ноя 07, 2008 12:14 am), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 12:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110611
Тема| Балет, Михайловский театр, Персоналии, Ф. Рузиматов
Авторы| Елена Клименко, МР
Заголовок| Фарух Рузиматов будет танцевать на сцене Михайловского театра
Где опубликовано| «Мой район»
Дата публикации| 20081006
Ссылка| http://www.mr-spb.ru/notice/theatre/story_5470.html
Аннотация|

На гала-концерте в Михайловском театре будет представлена новая программа: балет «Павана мавра», балет «Кармен» и дивертисмент, в котором примут участие солисты Большого и Михайловского театров.
Фарух Рузиматов даст гала-концерт 16 ноября в Михайловском театре. Воплощая новые и классические сюжеты через оригинальные танцевально-пластические средства, Фарух Рузиматов обращается к танцу модерн и искусству фламенко, рассказали МР в пресс-службе театра.

Балет «Павана мавра», шедевр стиля модерн, – вершина творчества американского хореографа Хосе Лимона. Глубина и сила шекспировской трагедии заключены в строгую форму размеренного придворного танца XVI века. На сцене не будет декораций, чтобы приковать все внимание к танцу.

Сценическое действие происходит на фоне проекций видео- и фотохроники о подготовке к постановке балета. Хореография Рикардо Кастро сочетает черты классического балета и традиционного фламенко.

Фарух Рузиматов исполнит партию Хозе, партию Кармен исполнит знаменитая испанская танцовщица Розарио Кастро.

Специально для постановки балета в Петербург приехала Элис Кондодина, постановщик и педагог Танцевальной труппы Лимона. В дивертисменте гала-концерта примут участие Илзе Лиепа, Марк Перетокин, Иван Васильев и солисты Михайловского театра.

Справка «МР»:
Фарух Рузиматов родился в Ташкенте 26 июня 1963 года. Окончил Академию Русского балета им. А. Я. Вагановой (класс Геннадия Селюцкого). С 1981 года – в труппе Мариинского театра, с 1986 года – солист Мариинского театра. С 2007 года –художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра.
Заслуженный артист России (1995). Народный артист России (2000).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 12:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110612
Тема| Балет, Михайловский театр, Персоналии, Н. Долгушин
Авторы| Елена ЛИВСИ
Заголовок| Никита Долгушин: «Все никак не могу уйти на пенсию!»
Сегодня знаменитому танцору исполняется 70 лет
Где опубликовано| « Комсомольская правда – С.-Петербург»
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://spb.kp.ru/online/news/161530/
Аннотация|

В свое 70-летие Никита Долгушин выйдет на сцену Михайловского театра

Фото: предоставлено пресс-службой Михайловского театра

Прославленный петербургский танцовщик, звезда русского балета сегодня отмечает 70-летие. Про него шутят: звезда той же величины, что и Нуреев, только тот убежал, а этот нет. Сегодня Никита Долгушин работает в Михайловском театре. Завтра на сцену выйдут и сам юбиляр, и его друзья.

- Я не стремлюсь к этим датам, к речам, трубам и литаврам, - признался Никита Александрович «КП». - Мне кажется, что достаточно зрительской любви. Люди знают меня. Предыдущее поколение, да и нынешнее в какой-то степени. Поэтому меньше всего мне бы хотелось, чтобы этот вечер представлял собой какие-то «погремушки», салюты и прочее. Это будет творческий вечер, который будет включать в себя несколько моих старых записей. Оказывается, они существуют, давнишние пленки. Далее станцуют мои друзья из Москвы: Маша Александрова, Андрей Меркурьев, Ирма Ниорадзе. И Фарух Рузиматов тоже станцует сольный номер. А второе отделение – это премьера «Паваны Мавра». В бельэтаже выставлены мои работы, и не только фото, но и эскизы.

- А дома отмечать будете?

- Кто придет, тот придет. Мы с женой уже долгое время не собираем таких званых ужинов. Сейчас это как-то «не носят», как говорится. Хотя у нас есть огромный стол, за который можно усадить 30 человек. Стол, под которым я мальчишкой просидел всю блокаду – под ним было не так страшно.
Поздравляем любимого танцора от редакции и всех читателей «КП». Долгих лет!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11792

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 12:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110613
Тема| Балет, АБТ, Осенний сезон, Персоналии, Э. Тюдор
Авторы| Нина Аловерт
Заголовок| Наши праздники
Где опубликовано| Русский базар
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.russian-bazaar.com/article.aspx?ArticleID=13709
Аннотация|

Наша лучшая балетная труппа – Американский балетный театр – выступала на сцене Сити Центра в течение двух последних недель. Осенний сезон был посвящен 100-летию со дня рождения Энтони Тюдора, одного из знаменитых хореографов XX века. Он сыграл большую роль в создании репертуара АБТ.

Англичанин Энтони Тюдор (1908-1987) начал свою карьеру танцовщиком известной лондонской труппы Ballet Romber, для которой и поставил свои первые балеты в начале 30-х годов. В 1939 году основатели АБТ пригласили его в только что созданный ими театр. Тюдор перенес из Лондона на американскую сцену три спектакля, которые АБТ до сих пор сохраняет в репертуаре, а затем ставил и новые. Начиная с 1975 года был помощником директора АБТ, а с 1980 – пожизненно – почетным хореографом в отставке.
Два из первых в репертуаре АБТ балетов Тюдора - «Jardin aux Lilas» и “Judgment of Paris” труппа танцевала на сцене Сити Центра. “Judgment” исполнялся только на гала-концерте, посвященном Тюдору, и, мне кажется, не заслуживает внимания. “Jardin aux Lilas” - «Сиреневый сад» (американская премьера состоялась в 1940 году) многие из нас видели в первый приезд АБТ в Россию в 1962 году. Балет произвел тогда поистине неизгладимое впечатление: изящная «легкая» хореография, печальные отношения между героями, беглые поцелуи, торопливые прикосновения расстающихся навсегда влюбленных... Весь балет казался таинственным, как вечерний сиреневый сад. Конечно, прошло время, мы изменились, и, мне кажется, утеряна атмосфера балета. Из всех действующих лиц производила нужное впечатление только печальная и покорная невеста в исполнении Джули Кент. Красивая, яркая Вероника Парт в роли бывшей возлюбленной жениха была сама по себе и хороша, и темпераментна, но выпадала из жанра спектакля. Медея, Анна Каренина... хотелось бы, чтобы кто-то из хореографов поставил для Парт подобный балет.
Зато по-прежнему производят сильное впечатление и «Опадающие листья» на музыку А.Дворжака, и балет «Огненный столб» на музыку А.Шонберга. В 1942 году на премьере «Огненного столба» выступали известные американские балерины Лючия Чэйз (основательница АБТ) и Нора Кэй. Сам Тюдор танцевал главного героя – Друга. Но и сегодня все составы в целом подобраны правильно. Джилиан Марфи и Джули Кент (средняя сестра Хагар) - совершенно разные, но обе в равной степени убедительны. В сдержанной манере поведения Друга в исполнении Геннадия Савельева так много благородства, и так сексуально-соблазнителен не знающий сомнений Мужчина из дома напротив в исполнении Марселло Гомеса!

В репертуар осеннего сезона АБТ были включены балеты Дж.Баланчина, а также балет Кильяна и сочинения современных американских хореографов. Среди них – довольно симпатичный балет Твайлы Тарп 2007 года “Baker’s Dozen”, который она поставила по созданным ею прежде танцам к фильму Милоша Фурмана «Волосы».
В этом сезоне во многих главных ролях выступала молодежь, но подождем судить о них до летнего сезона, когда мы увидим их в больших ролях классического репертуара. Марселло Гомес сегодня – самый выдающийся танцовщик АБТ по благородству манеры исполнения, по степени актерской наполненности.
В труппе и сегодня танцуют и выступят во время летнего сезона новые русские танцовщики - начиная от приглашенной молодой балерины Натальи Осиповой из Большого театра, которая будет танцевать летом с АБТ на сцене МЕТ, до украинки Кристины Шевченко, окончившей американскую балетную школу в Филадельфии. Очаровательная танцовщица первый год работает в АБТ, она уже выступала в «тройках» и выделялась среди других исполнительниц. Но совершенно непонятным осталось для меня приглашение Даниила Симкина, русского танцовщика, который до этого работал в Венской опере. Симкин танцевал дуэт из «Пламени Парижа» с солисткой Сэрой Лэйн. Танцовщик очень маленького роста с лицом двенадцатилетнего школьника. Он, конечно, прекрасно «крутит» пируэты и делает в воздухе разные трюки, но нет в его исполнении ни артистицизма, ни темперамента. Симкин не танцует, а исполняет трюк ради трюка. Такое исполнение годится для варьете. Что он будет делать в репертуаре АБТ?
В целом осенние выступления АБТ прошли ровно, на хорошем уровне.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 10:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110701
Тема| Балет, Михайловский театр, Персоналии, Никита Долгушин
Авторы| Нина Аловерт
Заголовок| ПРАЗДНИК В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Где опубликовано| Русский Базар №45(655)
Дата публикации| 6 - 12 ноября, 2008
Ссылка| http://www.russian-bazaar.com/article.aspx?ArticleID=13710
Аннотация|

В Санкт-Петербурге совпали по времени два больших праздника: 175-летие Михайловского театра и 70-летие одного из великих русских танцовщиков ХХ века – Никиты Долгушина. Эти юбилеи совпали и по «месту действия»: вечер в честь Долгушина пройдет на сцене Михайловского театра 8 ноября по инициативе Театральной библиотеки. Им и откроется неделя празднования «дня рождения» театра. А накануне, 7 ноября, откроется выставка, посвященная Долгушину. В экспозиции, которая называется “Серебряный век Никиты Долгушина”, представлены театральные костюмы к возобновленным им балетам по эскизам Бенуа, Бакста и Головина. Вслед за П.Гусевым Долгушин первым, на моей памяти, начал восстанавливать подлинники утраченных балетов прошлого (в том числе «Жар-птицу» М.Фокина), восстановил многие хореографические миниатюры Л.Якобсона, сохранив не только стиль, но и дух этих утраченных в России шедевров. Долгушин – не только уникальный танцовщик, но и хореограф, художник, педагог, образованный человек в области музыки, литературы, балета. Как разносторонне одаренная и образованная личность, он кажется мне пришедшим к нам не из «Серебряного века», а скорее, из эпохи итальянского Возрождения.
К юбилею в Петербурге также готовится выпуск книги, посвященной творческой жизни Долгушина: “Танец. Спектакль. Жизнь” (издательство “АКСУМ”, в оформлении художника Александра Теплова). Торжественный концерт в честь Долгушина не случайно состоится в Михайловском театре: великий танцовщик выступал на этой сцене (тогда – Малого театра оперы и балета) с 1968 по 1983 год, где не только сам танцевал все ведущие партии нового и классического репертуара, но и начал активно работать как хореограф. Сейчас Долгушин является репетитором-педагогом балетной труппы театра.
В программе юбилейного концерта впервые в России состоится официальная премьера «Паваны мавра» известного хореографа ХХ века Хосе Лимона. Будучи преподавателем хореографического отделения Консерватории и директором театра при Консерватории, Долгушин восстанавливал этот хореографический шедевр для студентов и сам превосходно исполнял роль Мавра. Теперь этот одноактный балет войдет в репертуар Михайловского театра. На праздничном вечере роль Мавра будет танцевать Фарух Рузиматов, в недалеком прошлом - интереснейший танцовщик Мариинского театра, сейчас – художественный руководитель балетной труппы Михайловского театра. Для любителей балета хочу отметить еще одну интересную деталь: роль жены мавра исполняет любимая многими зрителями танцовщица театра Бориса Эйфмана, Вера Арбузова. Не знаю, правильно поступила балерина или нет, но она ушла из «Театра Эйфмана» и теперь работает в Михайловском театре. В программе “Дивертисмент” примут участие звезды Мариинского и Большого театра. Рузиматов исполнит «Адажиетту» Малера в постановке Долгушина. До последнего времени хореограф сам танцевал этот тревожный и трагический номер. К радости своих поклонников, он все-таки выйдет на сцену: будет исполнять номер Г.Алексидзе “Сарабанда” на музыку И.С.Баха. В фойе театра развернута экспозиция, посвященная юбилею Долгушина, где представлены многие фотографии и эскизы его театральных костюмов.
Неделя празднования юбилея театра закончится творческим вечером Фаруха Рузиматова. Об этом событии в русском балете я расскажу в следующем номере.
Фото Аловерт
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 11:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110702
Тема| Балет, Екатеринбург, "Каменный цветок", Персоналии,
Авторы| Кася Попова
Заголовок| Ну что, Данила-мастер, не выходит?
// Премьера балета «Каменный цветок» в Театре оперы и балета

Где опубликовано| КОММЕРСАНТЪ - УРАЛ ЕКАТЕРИНБУРГ №202
Дата публикации| 20081107
Ссылка| http://www.kommersant.ru/region/ekaterinburg/page.htm?Id_doc=1053330
Аннотация|



Что бы не говорило руководство Екатеринбургского театра оперы и балета о бережном отношении к традициям, крайностей в этом деле все-таки следует избегать: ретро и вторсырье — это, как говорится, две большие разницы, и дистанция между ними определяется, в основном, качеством продукта.
«Антикварная» ценность последней премьеры театра — балета «Каменный цветок» на музыку Прокофьева — весьма сомнительного свойства: постановка старообразна настолько, что вполне сгодилась бы для телетрансляции в день похорон какого-нибудь Генсека КПСС.

По изначальному замыслу, «Каменный цветок» должен был бы стать «визитной карточкой» Екатеринбургского театра — в силу уральского происхождения литературного первоисточника. Как Бэтмен символизирует американские ценности, так и придуманная Павлом Бажовым Хозяйка Медной горы — бренд Урала.

Для постановки «визитки» пригласили художественного руководителя «Кремлевского балета» Андрея Петрова. По словам хореографа, он не чурается новаторства: если во всех предыдущих балетных воплощениях сказа Бажова имелся Каменный цветок в качестве реквизита, то Петров решил обойтись без него, выразить метания творца и его стремление к художественному идеалу — посредством танца.

Однако партия Творца — Данилы‑мастера (Михаил Евгенов), лишенного объекта творчества, — получилась вялой. Данила то и дело замирает в скульптурных позах, призванных символизировать муки творчества, пока две дамы, девушка Катерина и сама Хозяйка Медной горы, оспаривают благосклонность инертного мастера: этот любовный треугольник и стал красной нитью спектакля.

Нарушить геометрию и превратить треугольник в квадрат пытается злодей-приказчик Северьян. Это единственный персонаж, заслуживший одобрение и понимание публики: негодяй не появляется на сцене без бутылки. Сергею Кращенко не привыкать к инфернальным ролям, скажем, в «Сотворении мира» он — Враг рода человеческого. Но в «Цветке» этому сильному танцовщику, к сожалению, пришлось не столько танцевать, сколько заниматься пантомимой, иллюстрирующей вред пьянства. Другая заметная партия — Хозяйка Медной горы, однако солистка Елена Грозных способна на большее, развернуться ей не дали.

Злоупотребление жестикуляцией, «живые картины» — далеко не полный перечень недостатков хореографии спектакля. Чтобы «русским духом пахло», Петров обратился к сокровищнице народного танца, заставив балерин в пуантах плясать польку, гопак и даже дробушечки. Попытка пойти по стопам, допустим, Михаила Фокина, имитировать его постановки для «Русских сезонов» в Париже, — у Петрова не получилось, очень уж развесистой клюквой веет от земных поклонов, которые артисты бьют коллективно, попарно и соло. Ради усугубления уральского колорита, постановщик вывел на сцену не одну, а сразу трех Огневушек-поскакушек, но, нарушая законы диалектики, количество в качество не переросло.

Примитивная, за редким исключением, хореография спектакля с ее псевдонародными ухищрениями четверть века назад была бы востребована — ансамблем танца какого-нибудь дворца пионеров; из того же пионерского арсенала взяты трюки, призванные оживить действие — танец с лентами, вертеп (кукольный театр), шумно стреляющий револьвер, — которые только раздражают своей чужеродностью. В прошлое отбрасывает и танец «дружков-старателей», демонстрирующих голые торсы вроде героя культовой скульптуры Шадра «Булыжник — оружие пролетариата» (впрочем, вместо каменюки постановщик снабдил их молотками).

Столь же неожиданно появление драгкамней — Изумруда и Аметиста сотоварищи. Казалось, что танец Кристаллов, придуманный великим Достоевским в «Бесах», так и останется литературной шуткой, однако Андрей Петров смело выводит их на сцену и заставляет сочетать классические па с тайским «танцем ногтей».

Печально наблюдать унижение классического танца, небрежно склеенного с ИБТ (историко-бытовым танцем), пантомимой, цирком, кукольным театром и пионерским задором. Созерцать это эклектичное зрелище просто скучно. Такую «визитку» лучше прятать в бумажнике и никому не показывать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 11:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110703
Тема| Балет, Персоналии, Азарий Плисецкий
Авторы| Юрий Татаренко
Заголовок| Азарий Плисецкий: «Я против нетерпимости в балете!»
Где опубликовано| ТОМСКИЙ ВЕСТНИК № 211
Дата публикации| 20081107
Ссылка| http://vesti70.ru/stats/full/?id=18048
Аннотация|

Легенда мирового балета рассказал «ДД» о самом закрытом виде искусства

«Я завидовал чужой свободе»

- Ваш творческий тандем с Морисом Бежаром, видимо, был предопределен. Но кто угадает место пресечения русского с французом – на Кубе! Вот и не верь после этого в судьбу…

- В нашей жизни, я убежден, все – дело случая. В 1968 году, сорок лет назад, я действительно встретился с Бежаром на острове Свободы. Он оказался в тех краях проездом из Мексики. Я тогда ничего не знал о нем. Он провел мастер-класс у наших танцовщиков, а после попросил меня дать несколько уроков для его балетной труппы.

- И вы получили приглашение сотрудничать на постоянной основе?

- Да, но у меня были обязательства на Кубе. Повторное предложение Бежар мне сделал спустя десять лет уже в Москве. И в 1978-м я уехал во Францию, где все это время, с небольшими перерывами, и работал рядом с этим гением танца. У Бежара были голубые глаза, он ими просто буравил собеседников. Многие не выдерживали такого взгляда, о нем ходили легенды.

- А как с Бежаром общались вы – на языке танца?

- Между нами сразу установился контакт. Морис владел несколькими языками. А я говорил только на испанском, французский освоил значительно позже. Сказать очень многое можно и без слов.

- Азарий Михайлович, в жизни танцовщика есть место еще чему-либо, кроме балета?

- Тот же Бежар читал по семь книг в неделю! Он любил и знал оперу, прекрасно разбирался в тонкостях международного положения. Ну и, конечно, обладал безграничной фантазией во всем, что касается танца. Он работал до последнего дня, а за всю свою жизнь поставил более трехсот спектаклей и балетных номеров.

- Мне кажется, вы говорите об этом с завистью…

- Я завидовал его свободе, он был абсолютно свободным и невероятно творческим человеком. Его постановки всегда были автобиографичны, он не боялся обнажаться перед публикой. Языком танца он говорил о самом сокровенном. Пожалуй, это было его самое ценное качество как хореографа.

- Похоже, многие наши известные хореографы использовали достижения Бежара, питались его творчеством – какие-то его элементы встречаются и в балетах Юрия Григоровича, и в танцах Игоря Моисеева…

- Ну, то, что Бежар вдохновляет многих, это наверняка. Но я сомневаюсь, чтобы тот же Григорович у него что-то заимствовал. Хотя между ними много общего – начиная с даты рождения. Они родились в один день одного года, 1 января 1927-го. А что касается Игоря Моисеева, то он в адрес бежаровских балетов употреблял определение «порнография».

- А вы сотрудничали с Майей Михайловной Плисецкой?

- Вы имеете в виду, ставил ли я ей номера? Нет, но когда Бежар делал для нее спектакль «Аве Майя», я помогал сестре разучивать хореографию.

Секрет молодости – жить среди молодых!

- Вспомним известную истину: если человек талантлив, он талантлив во всем. У книги «Я, Майя Плисецкая» был ошеломительный успех. Вам не хотелось бы выпустить свою книгу?

- Хорошая идея. Только никак не могу отделаться от одной мысли. Зашел я как-то в книжный магазин, увидел там горы мемуаров и подумал: ну, вот, еще и я сюда же…

- Но ведь вы встречались с интереснейшими людьми! К примеру, Версаче делал костюмы к спектаклям Бежара…

- Не так давно во Флоренции у них была совместная постановка. Версаче проводил показ мод, а Морис делал мизансцены манекенщицам. Бежар придумал, что Наоми Кэмпбелл выходит на подиум с пистолетом в руках и целится в публику. А на показе с другой стороны выходили авторы этой постановки. И так получилось, что в один из моментов Наоми направила пистолет в их сторону. Так Версаче мгновенно спрятался за спину Бежара и закричал на весь зал: «Смотрите, она же меня сейчас убьет!».

- Но ведь все остались живы?

- Это как сказать – ровно через две недели после того показа в Майами Версаче и был застрелен.

- Следующий вопрос – о природе уникального. Мне кажется, что в классическом балете в историю вошли танцовщики – Уланова, Плисецкая, Максимова, Лиепа, Васильев, а в современном танце все знают имена хореографов – Бежар, Эйфман, Баланчин, Лифарь…

- Ну, нет, в современном неклассическом балете тоже есть яркие исполнители – и их немало, вы просто не владеете информацией. В том же показанном спектакле Бежара вы наверняка обратили внимание на настоящих звезд – француза Жиля Романа и бразильца Педро! Танцор – это не только техника. Сейчас многие крутят и 64, и 120 оборотов. А в наше время, когда я сделал 32 фуэте, повторить это было под силу далеко не каждому.

- Общество живет традициями. А для чего заниматься современным танцем, если есть классический балет?

- Я против нетерпимости. Да, балет – закрытое искусство. Но мудрость в том, чтобы воспринимать незнакомое без предубежденности. Самое важное - чтобы танец облагораживал людей. И Бежар работал как раз не для элитарной, а неподготовленной публики. Недавно в Вильнюсе на нас пришли восемь тысяч зрителей. Это было потрясающе, как реагировала такая колоссальная аудитория! А ведь среди них было совсем немного профессионалов балета.

- Вернемся к вопросу о нетерпимости. Какова ваша точка зрения на взаимоотношения Рудольфа Нуриева и Мориса Бежара?

- Ну, что вам моя – там ведь были и другие оценки этого союза… Их сотрудничество было очень плодотворным. Рудик блестяще танцевал. Они довольно дружно жили – до тех пор, пока Нуриев не стал директором Гранд-опера. Морис попросил его присвоить статус звезды одному из танцовщиков. Получив согласие Нуриева, Бежар объявил об этом самолично, не дожидаясь приказа по театру. И после этого в их отношениях настало резкое охлаждение. Нуриев страшно обиделся на него.

- Второй Плисецкой, наверное, уже не будет. Но все же кого бы вы отметили из нынешних балетных прим?

- Да все хорошие! Трудно кого-либо особо выделить. Но могу назвать действительно звезд – и Захарова, и Лунькина, и Лопаткина…

- Это не комплимент, а констатация факта – выглядите вы потрясающе! Вы принимаете специальные препараты? Поделитесь секретом долголетия и отличной формы!

- Танец, танец и только танец! И еще – жизнь среди молодых танцовщиков.

Досье

Плисецкий Азарий Михайлович. Известный российский танцор, педагог и балетмейстер. Родился в 1937 году. Окончил Московское хореографическое училище (1956) и ГИТИС (1969). Трижды лауреат премии «Лучший партнер» на международных конкурсах артистов балета. Солист Большого театра (1957-60 гг.). Заслуженный артист РСФСР. Постоянный репетитор Мориса Бежара (1927-2007), величайшего хореографа ХХ века. Работал с труппой Ролана Пети. С 1991 года – в труппе «Балет ХХ века» (Лозанна). Сестра – Майя Плисецкая, выдающаяся балерина. Дядя – Асаф Мессерер, известный балетмейстер.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 12:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110704
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Юрий Бурлака
Авторы| БЕСЕДОВАЛА МАЙЯ КРЫЛОВА
Заголовок| «Монстром быть не хочу. Размазней тоже»
Где опубликовано| «Газета.Ru».
Дата публикации| 20081107
Ссылка| http://www.gazeta.ru/culture/2008/11/07/a_2875755.shtml
Аннотация|

Новый худрук балета Большого театра Юрий Бурлака рассказал "Газете.Ru", как важно начальнику блюсти баланс интересов, о разнице между сценой и закулисьем и о долгом пути нашего балета к крутому авангарду.

С января 2009 года Юрий Бурлака станет худруком балета Большого театра. Сейчас этот специалист по старинной хореографии готовит в ГАБТе реконструкцию гран-па из спектакля «Пахита» (премьера в составе вечера одноактных балетов состоится 15 ноября). Но понятно, что главные думы Бурлаки – о непростых грядущих заботах.

– Вы похожи не столько на балетмейстера, сколько на университетского профессора математики. Кажется, что Бурлака постоянно витает в эмпиреях. Это обманчивый вид или так оно и есть?

– Обманчивый, уверяю вас. Конечно, моя страсть к балетной старине далека от бытовой прозы, но я много лет проработал артистом в труппе «Русский балет», а потом был ее руководителем. И отлично знаю, как сильно жизнь на сцене может отличаться от жизни за кулисами.

– Балет ГАБТа вы возглавите в результате предложения, полученного от вашего предшественника и однокурсника Алексея Ратманского. Но если Ратманский вам друг, то он должен был бы вас отговаривать: работа нервная, труппа норовистая – в общем, тяжелое испытание.

– Что касается «испытания», то решение я принял с открытыми глазами. Прекрасно представляю, что должность худрука в Большом театре – дело непростое. Да это видно любому человеку даже со стороны, и тем более театральному. Но работа в «Русском балете» помогла понять, что на самом деле в каждом театре происходит одно и то же. Радости и горести, так сказать, типовые. Может, только масштаб разный.

– Один мой знакомый хореограф, ушедший с руководящего поста в свободные художники, сетовал, что его особенно угнетала необходимость вникать в график критических дней балерин.

– Да, это будни маленьких театров. И я чем только не занимался! Следил, как развешаны декорации, как поставлен свет, пришли ли люди на репетицию и сколько нужно ящиков для перевозки костюмов. Повседневная суета – залог того, что в итоге на балетной сцене появятся те самые красивые танцы, которые всем нравятся.

– Вы готовы к тому, что начальников не любят?

– Конечно, это так. К сожалению. И не только в театре.

– У вас есть рецепт авторитета?

– Я не хочу быть монстром, но и размазней тоже.

– А как насчет нарушений корпоративной этики некоторыми артистами Большого, которые публично оспаривают деятельность балетных худруков? Ратманский такого вдоволь начитался о себе в СМИ. Да и вы, не успев приступить к работе, уже получили порцию резких высказываний.

– Это вопрос личной морали и нравственности оратора. На самом деле если человек не выбирает выражений, чтобы публично решать внутритеатральные проблемы, то это красноречиво говорит о самом человеке. Люди должны знать спектакли театра, а не сплетни о нем. Я очень не хочу склок, но все же думаю, что театр как-то должен на такое реагировать.

– Одним из аргументов, используемых против вашего предшественника, было слово «чужой». Мол, он не танцевал в Большом театре, не знает наших традиций. Не сомневаюсь, что вам приклеят схожий ярлык.

– Ну, это несерьезно. Мировая практика показывает, что не обязательно быть выходцем из недр той или иной труппы, чтобы быть хорошим директором этой труппы. Многие успешные руководители пришли на свои посты со стороны. Например, Владимир Малахов в балете Берлинской оперы. Самый известный пример – Рудольф Нуреев в Париже. Это нормальная практика. А назвать меня совсем уж чужаком неверно. Я не иностранец, окончил ту же московскую Академию хореографии, что и артисты ГАБТа, всю жизнь танцевал в Москве.

– Есть еще артистическое самолюбие. К вам придет ведущий солист и закричит: ты почему отдал премьерный спектакль не мне, маститому, а какому-то неизвестному юноше из кордебалета? А вы знаете, что на сегодняшний день «неизвестный» танцует куда лучше «маститого» со всеми его регалиями и званиями. Получается, что ваша задача – балансировать, как эквилибрист на канате под куполом цирка.

– Конечно, не стоит забывать признанных артистов, но балет, как ни крути, искусство молодых. В Большом театре огромное количество выдающихся людей разных поколений. Нужно учитывать все интересы. Будем разбираться в каждом конкретном случае.

– В Большом почти вся классика идет в редакциях Юрия Григоровича, далеких от принципов аутентизма. А вы, наоборот, известны как сторонник постановок «по архивам» и в следующем сезоне собираетесь ставить приближенную к оригиналу «Эсмеральду». Как будете договариваться в этом вопросе?

– Я понимаю точку зрения Григоровича. По-своему он прав, говоря о необходимости модернизации старых балетов применительно к эстетике и вкусам наших дней. Но это лишь одно из возможных направлений. И я не думаю, что надо трогать редакции Юрия Николаевича – они давно завоевали своего зрителя. Есть достаточное количество старинных произведений, за которые никто пока не брался. «Эсмеральда» – лишь одно из них. С этими названиями стоит работать. Что-то можно восстановить по архивам, что-то придумать в соответствующем стиле. Например, был когда-то на сцене Большого театра балет «Катарина, дочь разбойника» – костюмная мелодрама с приключениями. Хореография не сохранилась, ее придется ставить заново, но либретто, декорации и костюмы можно восстановить. И сделать если не аутентичный спектакль, то некий образ старинного балета.

– Труппе ГАБТа часто предъявляют обвинения, что артисты не умеют владеть стилем разных хореографов: что Петипа, что Баланчина, что Ноймайера – всех танцуют одинаково. Как думаете добиваться необходимой разницы?

– Приглашать педагогов из-за рубежа. Показывать спектакли не по одному, а хотя бы небольшими блоками, хотя Большой театр издавна существует по иному принципу, он репертуарный, одновременно держит в афише множество балетных названий. Но очень трудно труппе постоянно перескакивать с названия на название, и репетировать разное одновременно тоже нелегко.

– Каким вы видите будущее балета ГАБТа?

– Искусство танца, слава богу, очень богато. Есть классическое наследие позапрошлого века – русская и европейская классика, золотой фонд советских балетов, есть, наконец, современная хореография. Нам надо держать в поле зрения все направления истории балета. Такова, кстати, репертуарная политика всех крупнейших мировых театров.

– В Парижской опере одно время шла радикальнейшая «Квартира» Матса Эка – с унитазом на сцене и с танцами практически на сиденье. Вы видели этот спектакль? И представляете подобные этому, шокирующие публику опусы у нас?

– На все нужно время. И две театральные площадки. На одной идут проверенные временем вещи. На другой экспериментальные. Я не против нового. Меня, например, совсем не смутила версия Мэттью Борна – его «Лебединое озеро» с лебедями-мужчинами. Это было интересно. Я столько насмотрелся озер, что мне просто стало скучно. А это было ново! Самое главное, чтобы не исчезала классическая первооснова. Все остальное приложится.

– Вы явно не сторонник балетных революций. Предпочитаете плавную эволюцию?

– Да. Нам нужно через многое в мировом балете пройти, чтобы, возможно, в отдельных постановках добежать и до «крутого» авангарда.

– Можно ли сказать, что Большой, приглашая вас, демонстрирует торможение в переменах?

– Не думаю. Я собираюсь продолжить репертуарную политику театра, которую он развивал в последние годы. Я поборник традиций, но против того, чтобы театр превращался в хранилище древностей. Это было бы глупо при всей моей любви к старинным балетам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 2:22 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110705
Тема| Балет, Персоналии, Алексей Ратманский
Авторы| Василий АРКАНОВ, журналист, переводчик (Нью-Йорк)
Заголовок| Из области балета
Где опубликовано| «Огонёк» № 45
Дата публикации| 3—9 ноября 2008 года
Ссылка| http://www.ogoniok.com/5071/21/
Аннотация|

Главный хореограф Большого театра Алексей Ратманский переходит на работу в Американский театр балета (ABT). Больше всех этим обеспокоены в конкурирующей балетной труппе New York City Ballet (NYCB)

Дело пахло жареным. Настолько, что еще в сентябре руководство АВТ дало согласие на интервью Алексея Ратманского газете «Нью-Йорк таймс» лишь при условии, что оно будет проходить в присутствии художественного руководителя театра Кевина Маккензи и исполнительного директора Рейчл Мор. В результате на главный интересовавший корреспондента вопрос, почему Ратманский предпочел один театр другому, Алексей ответил дипломатично и кратко: «Я бы не хотел в это углубляться».

Проблема, собственно, в том, что заполучить российского постановщика хотели оба театра. В феврале прошлого года он объявил о своем намерении оставить пост главного хореографа Большого и практически сразу получил предложение NYCB стать приглашенным хореографом прославленной нью-йоркской труппы. Переговоры, однако, зашли в тупик, и в итоге Ратманский отказался, сославшись на обязательства перед другими театрами. («Пост приглашенного хореографа подразумевает его постоянное присутствие в труппе,—пояснил пресс-секретарь NYCB Роб Даниэлз. —Мы сочли неправильным заключать контракт с Алексеем, зная, что половину времени он будет отсутствовать».) То ли обстоятельства изменились, то ли конкуренты из АВТ не ставили таких жестких требований, но уже через шесть месяцев выяснилось, что будущим летом Алексей все-таки переезжает жить в Нью-Йорк с женой и сыном. В балетных кругах новость стала настоящей сенсацией. Одни осуждали Ратманского за такую «пощечину» NYCB, другие жалели его, считая жертвой внутренней межтеатральной разборки.

Чтобы как-то сгладить острые углы и примирить враждующие стороны, вечеринку в честь коллеги устроил в своем центре Михаил Барышников—в прошлом и сам директор АВТ. По свидетельству журнала «Нью-Йоркер», приглашены были все наиболее влиятельные представители нью-йоркского балетного мира: ведущие танцовщики из обоих театров, члены попечительских советов, хореографы и исполнительные директора. Пренебрег приглашением лишь художественный руководитель NYCB. Но даже несмотря на его отсутствие (а может, именно благодаря ему), напряженности не ощущалось.

Барышников поднял тост за руководителя Американского театра балета Питера Мартинса, который «отважился» пригласить Алексея. Говоря «отважился», он, конечно, имел в виду исключительно художественную сторону вопроса. ABT известен своей тягой к классическим постановкам, и Ратманский с его любовью к экспериментам и современной хореографии может значительно изменить репертуар, что всегда связано с определенным риском.

—Мы живем в новой политической реальности,—продолжил свой тост Барышников,—и замечательно, что художник такого уровня, как Алексей, может свободно переезжать из страны в страну. Я в свои лучшие годы такой возможности был лишен.

В самом деле, если «отваживаться» сегодня приходится руководителям театров, а не тем, кого они нанимают, то времена действительно изменились.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 07, 2008 6:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110706
Тема| Балет, Персоналии, Ан. Волочкова
Авторы| Вадим РЫКУСОВ
Заголовок| Волочкова в АГКЦ ни о чем не пожалела
Где опубликовано| «Правда Севера»
Дата публикации| 20081108
Ссылка| http://www.pravdasevera.ru/?id=1051773208
Аннотация|

Шестого ноября в Архангельском городском культурном центре известная балерина и светская львица Анастасия Волочкова порадовала многочисленных архангельских почитателей своего таланта концертной программой «Я ни о чем не жалею».

За несколько часов до выступления госпожа Волочкова поведала архангельским журналистам, что бескомпромиссное название программы навеяно творчеством Эдит Пиаф. Хотя, учитывая последние перипетии в жизни звезды, - расставание с «самым прекрасным человеком на земле» (иначе говоря, c бывшим мужем Игорем Вдовиным), думается, что наименование носит, скорее, личный характер, чем просто цитатный. Наверное, у артистов это такой вид аутотренинга - выносить на афишу утешающую тебя мысль.

Танцевальные номера с участием Анастасии Волочковой заполняли лишь одну вторую программы. Другая половина состояла из оперного пения мужчины и женщины, кои в афише были обозначены не иначе как «звезды оперы». Правда, имен звезд не указали, видимо, понадеявшись на их безоговорочную известность. Звезды пели так называемую популярную классику: отрывки из арий Джакомо Пуччини и Джузеппе Верди. Не обошлось также без набившего оскомину «Призрака в опере» выдающегося ремесленника-миллионера сэра Эндрю Ллойда Вебера.

По сути, певцы выполняли две функции: сеяли своим вокалом зерна разумного, доброго и вечного и заполняли время, дабы госпожа Волочкова могла сменить сценический костюм. А меняла она их после каждого своего выхода.

Среди музыки, задействованной для танцевальных зарисовок Анастасии Волочковой, было довольно много Чайковского, а также Ференц Лист, Эдит Пиаф и т.п. Однако наиболее неожиданным концертным элементом оказалась зазвучавшая в качестве подложки для балетного танца музыка Нино Роты из американской гангстерской кинодрамы «Крестный отец». Еще один любопытный эпизод - оперный певец, сорвавший с себя в кульминации одной из арий радиомикрофонное устройство. Словно в доказательство того, что он не открывает рот под «фанеру», а реально поет, артист громогласно закончил арию без микрофона.

Что же касается танцев балерины, то в них было много изящества и грации. И вообще, совсем не хочется искать изъяны в том, что делала на сцене эта красивая женщина. Скажем только, что в процессе танцев партнер неоднократно поднимал Анастасию Волочкову на вытянутых руках и вроде как дискомфорта не испытал. По крайней мере, внешне никак этого не проявил. Вполне возможно, причинами увольнения госпожи Волочковой из Большого театра стала не только (и не столько) нестандартная для балета фигура. Звезда обмолвилась об этом на пресс-конференции.

Аудитория в большинстве своем была заворожена поп-балетом. Многие зрители, похоже, пребывали на вершине эстетического блаженства. Сидящая рядом со мной пожилая дама вообще прослезилась, наблюдая за балетными па госпожи Волочковой. А цветов и аплодисментов было много как никогда.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, ... 11, 12, 13  След.
Страница 2 из 13

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика