Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2008-11
На страницу 1, 2, 3 ... 11, 12, 13  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 31, 2008 6:11 pm    Заголовок сообщения: 2008-11 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в ноябре 2008 года (первый номер ссылки - 2008110101 означает: год - 2008, ноябрь месяц - 10, первый день месяца - 01, первый порядковый номер ссылки за данный день - 01 ). Пустой бланк для библиографической карточки.

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 31, 2008 6:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110101
Тема| Балет, История, Екатеринбург, Персоналии, Маргарита Окатова
Авторы| Рина МИХАЙЛОВА
Заголовок| Танцевавшая любовь
Где опубликовано| «Областная газета» (Свердловская область)
Дата публикации| 20081101
Ссылка| http://www.oblgazeta.ru/home.htm?st=6-1.sat&dt=01.11.2008
Аннотация|


У Маргариты Окатовой счастливая судьба: она танцевала все партии, о которых только может мечтать прима. После ухода со сцены стала педагогом хореографического отделения гимназии имени С. Дягилева. Её ученики выступают на многих балетных сценах, а дочь Маргарита Рудина, прима Екатеринбургского театра оперы и балета, сегодня танцует в Германии. Подрастает внучка, она, наверное, тоже станет балериной, ведь это такое счастье — иметь профессиональные корни.

Корни самой Окатовой обрубила война. Она же не только создала свою судьбу, но и положила начало новому роду танцовщиков.

Маргарита Окатова родилась в Ленинграде. Счастливым было ее детство только до трех лет: отец погиб в первые месяцы войны, мать умерла в блокаду. Она их не помнит. Дальше был детский дом. Видимо, высоко стояли звезды в час рождения Маргариты и сильного Ангела-Хранителя послал ей Господь, что смогла она выжить в те страшные годы и стать незаурядной творческой личностью.

Город её детства и юности оставался с ней навсегда. Это он, как и голос колыбельных песен матери, звучавший в подсознании, диктовал ей выбор профессии. Она всегда знала, что будет танцевать. Нелегко было в пятнадцать лет добиться принятия в самое престижное хореографическое училище страны — Вагановское. Помогли абсолютный музыкальный слух, прекрасные пропорции фигуры, удивительно подвижные связки и, конечно, воля. Во время учёбы, в спектаклях Кировского (Мариинского) театра она впервые увидела академически выверенный танец Натальи Дудинской, неподражаемо изысканное решение партий Аллы Шелест, экспрессивную мощь пластических концепций Аллы Осипенко. Это завораживало, заставляло думать, а, главное — работать, работать и работать, догоняя время, потерянное для учёбы в детстве. Ленинград, звёзды балета Мариинки, прекрасная школа Вагановского училища не могли не сказаться на становлении незабываемого творческого почерка Маргариты Окатовой.

После окончания хореографического училища она оказалась в Новосибирском театре оперы и балета. Здесь уже давно сложилась своя балетная труппа, а, главное, была атмосфера театрального города со своей неповторимой публикой. В начале шестидесятых балет пополнился молодыми танцовщиками, приехавшими из Ленинграда. Среди них были Константин Бруднов и Никита Долгушин, танцевавшие на сцене Мариинского театра и попавшие в немилость из-за Рудольфа Нуриева, оставшегося во время гастролей Кировского театра за рубежом. В 1961 году сюда приехал Юрий Григорович ставить «Легенду о любви» на К. Бруднова и Н. Долгушина. Совершенной неожиданностью стало великолепное исполнение ведущей женской роли молодой, никому тогда не известной балериной Маргаритой Окатовой. Для неё эта роль была сложной и в техническом плане, и в драматическом. Молодая и прекрасная царица восточного государства Мехмене-Бану, чтобы спасти умирающую сестру Ширин, должна была пожертвовать своей красотой. Трагедия разворачивается вокруг её любви к художнику Ферхаду и его страсти к прекрасной Ширин. Исполнение партии стало событием не только в судьбе Окатовой, но и заметным явлением в балетном мире страны.

Следующим взлётом стала Ледяная дева. Вот как описывает её танец на музыку Грига Наталья Аркина: «Оледенелая, причудливо свившаяся ветка дерева в зимнем лесу вдруг ожила, плавно слетела на землю, обернулась существом таинственным, чуть демоничным, с прихотливо изменчивой пластикой длинного, гибкого тела… Окатова предстала не только фантастической героиней северной саги, но и идеальным интерпретатором танца модерн…. Хореографическая кульминация балета — вариация, и в ней почти инфернальная диагональ: шпагат в воздухе, шпагат на земле, и между ними дробь пуантов. Дух захватывало от этого, стрелой рассекающего сцену, движения».

Новосибирский период, наверное, самый счастливый в жизни балерины. Здесь она встретила первую любовь — Константина Бруднова, давшего ей много и в профессиональном плане. Именно с ним танцевала она «Ленинградскую симфонию», «Легенду о любви», в том числе и на сцене Большого театра во время гастролей. Здесь произошла её встреча с Юрием Григоровичем, отметившим её талант, и именно отсюда её рекомендовали на участие в международном балетном конкурсе. На неё возлагали большие надежды. В Большом театре она месяц работала с великой Галиной Улановой.

Тогда вышла в «Советской культуре» статья балетного критика Веры Красовской «Она — вся движение», которая писала, что Окатова одинаково хороша и в характерных танцах, и в классическом репертуаре. Казалось, все шло замечательно, но случилось непредвиденное. Балерина перетрудила ноги: ей нужен был отдых, а её попросили заменить в «Бахчисарайском фонтане» заболевшую артистку. Она исполнила партию Заремы, а на следующий день не то что танцевать — встать не смогла. Бич всех балетных — расслоение ахилла. Несколько месяцев в гипсе. Гарантий на возвращение в профессию не было. Рушился привычный мир. Отчаяние. И оно длилось долго, пока Окатова не оказалась в Свердловске, где с ноября 1965 танцевал Бруднов. Его успех был феноменальным: такого уровня танцовщика здесь видели впервые. Для Маргариты вся жизнь была в танце, ведь балет — это не профессия, это — жизнь. Она принимает решение: танцевать.

Гипс сняли раньше положенного. Начались репетиции. 1 марта 1967 года Окатова впервые вышла на уральскую сцену в партии Одиллии. Критики отмечали, что с её приходом «низкорослому» провинциальному балету пришёл конец. Болезнь отступала. И вскоре она танцевала полностью «Лебединое озеро». Так, как она, никто на свердловской сцене не трактовал этого балета: для неё страдающая и мечтающая о спасительной любви и не верящая в её возможность Одетта, и блистательная Одиллия, подтверждающая самые страшные опасения Белого лебедя, были двумя ипостасями одной личности. Она танцевала историю о превратностях любви, о недостижимости счастья в этой жизни, о чём так неподражаемо повествовала божественная музыка Чайковского.

Через год балерина вела практически все главные балетные партии театра. Конец 60-х и 70-е — время Окатовой в нашем балете. На её спектакли ходили, ею восхищались, её засыпали цветами. Все партии, которые ей довелось исполнить, описать невозможно. Балерина была незабываема в Зареме («Бахчисарайский фонтан»), исповедально донеся жестокую правду о любви покинутой женщины. Верно написал балетный критик Олег Петров: «Это был танец-крик, танец-унижение, танец-мольба и лишь только затем — танец-месть», так как для Заремы не было жизни без любви Гирея. Достоверность трагедии, происходившей на твоих глазах, потрясала. Неудивительно, что этот балет поклонники актрисы смотрели по нескольку раз. Однажды рядом со мной в зрительном зале оказался известный уральский искусствовед Борис Павловский. И я навсегда запомнила его слова: «Окатова — это явление, её надо видеть».

Да, её надо было видеть в созданном ею страстном и обольстительном мире испанского танца от «Испанских миниатюр» до классически сдержанного танца на пуантах уличной танцовщицы в первом акте «Дон Кихота». Эмоциональность и искренность её танца очаровывали. Ценители балета считали её Кармен (в «Кармен-сюите») более женственной и пленительной, нежели аналогичный образ, созданный самой Майей Плисецкой.

Наверное, вершиной её творчества была сложнейшая партия Клеопатры. «Антоний и Клеопатра» был поистине современным балетом с использованием всех новаций двадцатого века. Здесь в синтезе работали на раскрытие содержания шекспировской трагедии все доступные театру выразительные средства: музыка, свет, пластика, сценография и даже символические звучания цвета в костюмах. И, если в первой своей значительной работе (Мехмене-Бану), Окатова, танцуя современный балет, могла опереться на помощь Григоровича, то здесь рассчитывала только на себя. И она была во всеоружии своего таланта, профессионального опыта и пережитых ею житейских коллизий. Все, кто писал о спектакле, отмечали ее равноправное соавторство с постановщиками балета.

Демонстрацией мощи Рима начинается спектакль, и где-то вдалеке за маршем победителей наблюдает египетская царица в великолепном белом одеянии, неподвижная и загадочная, как древний сфинкс. Медленно и таинственно начинает она своё движение к центру сцены. И вот темп нарастает. Всю мощь своего темперамента, всю неистовость своей эмоциональности, всю неистощимую изобретательность своей невероятной техники она вкладывает в танец — танец любви, танец обольщения. Разве мог Марк Антоний (Николай Ильченко) устоять перед древней, как мир, магией любви. Второй акт балета — «адажио в красном» — незабываемое творение артистки: царица не привыкла, чтобы перечили её желаниям. Казалось, разъярённые языки пламени метались по сцене, сметая всё на своём пути, казалось, ещё минута — и сердце не выдержит и остановится, ей необходим был любимый здесь и сейчас. Финал трагедии: Антоний, потерпевший поражение в битве, кончает жизнь самоубийством, и Клеопатре незачем жить. Огонь любви сгорел, остался лишь серый пепел. Незабываемы глаза Окатовой в сцене смерти. Блестящая работа балерины!Работа художника, работа незаурядной трагической актрисы. Окатова в своём танце поднималась до высот истинно шекспировской трагедии. Неудивительно, что с уходом балерины из театра спектакль больше не возобновляли.

Сегодня у Маргариты Окатовой день рождения. Многие лета вам, Балерина!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 10:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110102
Тема| Балет, «Малахов и друзья», Персоналии,
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Гвоздь программы
Где опубликовано| «Ведомости» № 208 (2230)
Дата публикации| 20081101
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/11/01/167139
Аннотация|

В берлинской Deutsche Oper идет программа «Малахов и друзья». Владимир Малахов уступил все эффектные номера молодежи и гостям. Но все равно оказался звездой

Формат балетных концертов «Звезда и ее друзья» когда-то изобрел Рудольф Нуреев. Десятилетиями до изнеможения прощаясь с публикой, он завлекал ее программой, в которой исполнял два-три номера, обставляя свои выходы антуражем других танцовщиков. Менее именитые, но более молодые, они брали на себя трюковые па-де-де, а мэтру давали возможность продлить сценический век и выйти в посильном репертуаре. После Нуреева сколачивать подобные команды стало модно.

Владимир Малахов занимается этим много лет, причем вдумчиво и плодотворно — он мастер составления программ насыщенных и оригинальных, сочетающих желанно-предсказуемые номера и неожиданные. Танцовщик, занявший пустовавшую после ухода Нуреева, Васильева, Барышникова нишу суперзвезды, он не боится окружать себя самыми яркими личностями — у него никогда не было шанса потеряться на их фоне.

Однако новая программа, которую Малахов показал в Берлине, принципиально отличается от того, к чему он приучил публику. Среди участников оказалось не так много гостей. Залетные звезды демонстрировали солидный уровень, но отнюдь не выделялись на уровне команды, выставленной Малаховым от собственного Berliner Staatsballet.

Именно разнообразие танцовщиков, собранных за те шесть лет, что труппой руководит Малахов, стало главным знаком нынешней программы. В ней есть уже достигшая мировой славы Полина Семионова (в паре со своим директором она изумительно по красоте станцевала дуэт из «Бриллиантов», но зачем-то отформатировала его сюжет до белого лебединого адажио). Есть точная и деликатная Надя Сайдакова, которой, увы, не очень идет убийственный марафон хореографии Форсайта, и сводящий зал с ума одним движением брови Дину Тамазлакару. Есть блестящий Мариан Вальтер, сочетающий виртуозный лоск и редкую естественность танца, и его партнерша Людмила Коновалова, демонстрирующая редкую для выпускницы московской школы кружевную работу ног в па-де-де из «Фестиваля цветов в Дженцано».

И все же эта молодая азартная компания, образовавшаяся в Берлине на месте второразрядной труппы, меркнет перед самим Малаховым. Если измерять его арифметическими параметрами, он уже уступает молодежи в высоте прыжка и выворотности позиций. Однако его стремительные безусильные три пируэта дают понять, что техника для него еще не стала проблемой — Малахов просто не тратит себя на нее, сохраняя для самого балета. Он выходит на сцену, чтобы самому стать танцем, музыкой и эмоцией. Этому не может воспрепятствовать даже порой бесталанная хореография. И этому невозможно научить самую чуткую и послушную труппу.


Последний раз редактировалось: Елена С. (Сб Ноя 01, 2008 12:19 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 10:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110103
Тема| Балет, V балетный Фестиваль "В честь Екатерины Максимовой", Персоналии,
Авторы| Лев Битков, Игорь Шабалин
Заголовок| На балет билетов нет
Где опубликовано| Челябинская ГТРК
Дата публикации| 20081101
Ссылка| http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=88939&cid=7
Аннотация|

Есть видеосюжет: http://chelyabinsk.rfn.ru/rnews.html?id=88939&cid=7



В Челябинске стартовал V балетный Фестиваль "В честь Екатерины Максимовой". На полторы недели оперному театру обеспечены аншлаги. На афишах только известные спектакли и имена первой величины.

V балетный Фестиваль "В честь Екатерины Максимовой" открывает спектакль "Анюта". Он был написан специально для Екатерины Сергеевны и предназначался для постановки на телевидении. Позже вышел и на театральную сцену. Непревзойденная драматургия и пластика - этот спектакль считается одним из самых великих балетных представлений.

На сцене и любовь, и трагедия, и даже комичные ситуации. Балетмейстеры смогли воплотить в танце то, что сделал великий писатель в своей "Анне на шее". Постановщикам удалось главное - передать настроение Чеховского рассказа, по которому и поставлен спектакль.

К выступлению готовится Татьяна Предеина. В "Анюте" она играет главную роль. На интервью к журналистам прима Челябинского театра оперы и балета выходит с небольшой опаской. Общаться с корреспондентами перед спектаклем у артистов считается плохой приметой. "Эту партию я готовила с Екатериной Сергеевной, и я считаю, что это великая честь, быть ее ученицей", - отметила Татьяна Предеина.
Несмотря на приметы, представление проходит как по маслу. Татьяне удается исполнить самые сложные балетные па.

На балет билетов нет. Открытие фестиваля проходит при полном аншлаге. Свободные места закончились еще за день до представления. "Отличие этого фестиваля заключается в том, что Максимова и Васильев - это замечательная пара. Отмечают полвека творческой деятельности. 27 октября в Большом театре прошло празднование, и я очень рад, что мы принимаем эстафетную палочку у большого театра", - говорит Константин Уральский.

В рамках фестиваля южноуральцам удастся посмотреть еще три спектакля: "Лебединое озеро", "Ромео и Джульетта" и "Дон Кихот". О билетах на эти представления тоже следовало позаботиться заранее. Их в кассах уже почти не осталось. Закроет фестиваль масштабный галла-концерт 9 ноября.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Ноя 01, 2008 5:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110104
Тема| Балет, V балетный Фестиваль "В честь Екатерины Максимовой", Персоналии, Александра Тимофеева
Авторы| Антон Иванов
Заголовок| Александра Тимофеева: Когда приходит Екатерина Максимова, на сцене все встает на свои места
Где опубликовано| Mega-U.ru
Дата публикации| 20081101
Ссылка| http://www.mega-u.ru//default.aspx?m_id=2&method=NewsFullText&newsId=10640&p_id=1756&c_id=1&templateName=Print
Аннотация|

Вчера в Челябинске балетом «Анюта» открылся V Фестиваль балета «В честь Екатерины Максимовой». А сегодня на Южный Урал приехала первая столичная гостья — солистка «Кремлевского балета» Александра Тимофеева. Она будет танцевать Одетту-Одиллию в балете «Лебединое озеро».

По словам худрука балетной труппы Челябинского театра оперы и балета имени М.И.Глинки Константина Уральского, когда обсуждалась программа фестиваля, сама Екатерина Сергеевна настаивала, чтобы главную партию одного из главных русских балетов исполнила одна из самых юных ее учениц, лауреат множества международных конкурсов Александра Тимофеева.

«Для меня Екатерина Максимова — огромнейший авторитет. Когда она входит в зал, для меня не существует никого, кроме этого человека. С ней очень интересно работать, она приходит — и все на сцене встает на свои места», — делится впечатлениями о наставнице А. Тимофеева.

Балерина прилетела в Челябинск ночью и уже с утра участвовала в оркестровой репетиции. По ее собственному признанию, она уже в третий раз в Челябинске, но так и не смогла посмотреть город из-за жесткого регламента. Ей даже пришлось познакомиться с партнером по спектаклю буквально во время репетиции на сцене.

«В этом есть определенная интрига, прелесть. Ведь каждый приезжий артист вносит в спектакль свою энергию, свою эмоцию», — подчеркивает художественный руководитель театра Денис Северинов.

Насколько это удастся А. Тимофеевой, челябинский зритель сможет узнать завтра на балете «Лебединое озеро».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
larissa
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 02.11.2008
Сообщения: 1

СообщениеДобавлено: Вс Ноя 02, 2008 2:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110201
Тема| "Ромео и Джульетта", Михайловский театр, Олег Виноградов
Авторы| Лариса Абызова
Заголовок| Печальная повесть в золоте и шоколаде
Где опубликовано| Фонтанка.ру
Дата публикации| 02/11/2008 12:54
Ссылка| http://www.fontanka.ru/2008/11/01/107/
Аннотация|

Балетный театр в очередной раз «замахнулся на Уильяма нашего Шекспира»: в Михайловском - премьера спектакля «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева в постановке Олега Виноградова. Манифест создателей изложен Виноградовым в программке, предпосланной выходу новинки на сцену. Виноградов декларирует, что «современный балет может и должен волновать не только чувства, но и мысли».

«Музыка С. Прокофьева по праву признана классикой нашего столетия», - пишет Виноградов. Оговорка не случайна. Для хореографа «наше столетие» - век минувший, чьих границ новшества премьеры не переступают. Насчет классики не поспоришь. Однако, будучи с классиками на дружеской ноге, хореограф и музыкальный руководитель постановки (он же дирижер) Карен Дургарян из партитуры балета берут только то, что им хочется. Из многопланового, масштабного сочинения Прокофьева выброшены целые сцены и персонажи с их музыкальными темами. Забавно, что при этом среди авторов либретто продолжают числиться и сам Прокофьев, и создатели первой, легендарной постановки балета Сергей Радлов и Леонид Лавровский. Правда, «в редакции Олега Виноградова». Подредактирован даже Шекспир: Тибальд из племянника синьоры Капулетти превращен в родного брата Джульетты.

Средневековье – время мрачное. Идея применить для воссоздания суровой атмосферы многоярусные арочные декорации кажется удачной. Однако их теплые коричневые тона вкупе с такого же цвета полом делают сцену похожей на коробку шоколадных конфет. Когда же появляются многочисленные персонажи в роскошнейших костюмах, где непозолоченным остается только то, что покрыто серебром, ассоциация с изящной конфетной бонбоньеркой становится полной. Шику и блеску добавляет дождь из фольги, который щедро сыпется на балу, навевая думы о новогодней елке, а возможно, и грядущей премьере «Щелкунчика» (там тоже есть, где сверкнуть золотом).

Но в балете – главное танец. Танцуют в новом спектакле много, правда, цельной хореографической картины не складывается. В массовых сценах показан народ неизвестно какой исторической эпохи. Кордебалет на балу, одетый в средневековые тяжелые костюмы, лихо вскидывает ноги. На площади, похожей на дискотеку, сливаются в карнавальном единстве люди всех сословий, заставляя дивиться: при таком-то равенстве какая междоусобная вражда может препятствовать счастью героев?

Здесь осознанный выбор хореографа, стремящегося, «чтобы зритель воспринимал действие активно, не отдаляя себя исторической перспективой» (снова цитата из программки). Как это возможно? Господин Виноградов способен конкретно представить себе, что его 14-летняя дочь спит в соседней комнате с мужчиной, убившим его родственника, и при этом считать их союз символом вечной любви?

Вошли в легенду Джульетта Галины Улановой и Ромео Константина Сергеева из балета Леонида Лавровского. Впрочем, и без таких гигантов спектакль продолжает с аншлагом идти на сцене Мариинского театра, видать, есть у него свои, неподвластные времени и моде достоинства.

Олег Виноградов не впервые берется за сюжет Шекспира. «Ромео и Джульетту» он ставил в Новосибирске 1965 году и в Малом оперном (ныне Михайловском) в 1976-м. В тех спектаклях партию Ромео исполнял Никита Долгушин, передавший герою свое интеллектуальное обаяние.

Исполнители нынешней премьеры Сабина Япарова (Джульетта) и Семен Чудин (Ромео) внешне соответствуют образам шекспировских героев, но индивидуальностью не обладают. Не считать же за индивидуальность чисто технические данные Чудина – растяжку, позволяющую ему делать шпагаты в воздухе или стойки на полу.

Ромео и Джульетта имеют у Виноградова три полноценных дуэта со сложными воздушными поддержками, но они мало повествуют о развитии чувств. Уже в дуэте первой встречи Ромео смело перевертывает возлюбленную вниз головой. Больше всего хореография совпадает с эмоциями героев в начале второго дуэта, когда после сцены венчания, поставленной в традициях пантомимы XIX века, Джульетта взлетает в руках обретенного супруга легко и, главное, счастливо. Дуэт в спальне проговаривается скороговоркой: приход Ромео, отчаяние перед разлукой, быстренькое осуществление супружеских обязанностей, бег втроем вокруг огромного ложа. Третий персонаж – Смерть. Она не столь символична, сколь похожа на ряженого участника хэллоуина, праздника, по иронии судьбы совпавшего с премьерой.

Странностей в балете, призванном сказать новое слово на сцене, хватает. Для примера отметим только две. Роль Париса (Ришат Юлбарисов) решается отанцованной пантомимой (обычный прием в балетном театре). Вводя в эту пластику элементы классики – арабески – хореограф добивается комического эффекта. Причины этого неясны: Парис – человек достойный, «виноватый» лишь в том, что его не полюбила Джульетта.

Сцена объяснения Джульетты с родителями, попирая законы жанра высокой трагедии, словно пришла из криминальной хроники. Синьор Капулетти пинает дочь ногами, лупит плеткой, так к стати оказавшейся на девичьей кровати (?). После такой расправы по законам логики нежная девушка должна была скончаться на месте без помощи кинжала и яда.

И, наконец: «Ромео и Джульетта» - вторая после «Спартака» балетная премьера, показала, что курс Михайловского театра определен. «Гламурненько», - сказала бы об увиденном героиня популярного сериала – красотка-няня из Мариуполя. Что ж, когда-то эстетику в балете определяли вкусы королей и аристократов, иногда – поэтов и художников. Ныне ценителями искусства стали «прекрасные няни» со своими покровителями, они-то и должны стать зрителями обновленного Михайловского. С премьерой вас, господа!

Лариса Абызова,
специально для Фонтанки.ру
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 10:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110501
Тема| Балет, фестиваль «В честь Екатерины Максимовой» Челябинск, Персоналии,
Авторы| Людмила Фёдорова
Заголовок| Екатерина Максимова приезжает в Челябинск на фестиваль своего имени
Где опубликовано| uralpress.ru
Дата публикации| 20081105
Ссылка| http://uralpress.ru/art139826.htm
Аннотация|

Сегодня, 5 ноября, в Челябинском академическом театре оперы и балета имени Глинки продолжается фестиваль «В честь Екатерины Максимовой», открывшийся 31 октября «Анютой», любимым спектаклем российской примы, поставленным для своей неизменной партнёрши и жены таким же всемирно знаменитым, как и она, танцовщиком и балетмейстером Владимиром Васильевым. Ранее звучала информация, что сама прима не сможет участвовать в фестивале, но ситуация изменилась - Екатерина Максимова на радость челябинским любителям балета 7 ноября приезжает в Челябинск.


Для челябинской сцены и фестиваля спектакль «Анюта» является знаковым. С тех пор, как несколько лет назад Екатерина Максимова передала свою любимую партию своей любимой ученице – челябинской приме народной артистке России Татьяне Предеиной, «Анюта» имеет неизменный зрительский успех. С аншлагом прошла она и на открытии этого пятого по счёту праздника балета. Благодарные аплодисменты переполненного зала, возгласы «браво» Татьяна Предеина делила со своими партнёрами – Александром Цвариани, исполнителем партии Модеста, и Михаилом Филатовым, который танцевал партию Студента.

Первый фестивальный выход оказался полностью челябинским, в «Анюте» танцевали только солисты театра имени Глинки. Но непременным условиям этого праздника балета является участие в нём талантливых учеников Екатерины Максимовой – солистов Большого театра России и театра «Кремлёвский балет». И во второй день фестиваля, 2 ноября,) в «Лебединое озере», в команду челябинских танцовщиков органично влилась солистка «Кремлёвского балета» Александра Тимофеева, лауреат премии «Трумф-2002». Поклонникам балета Челябинска это имя знакомо - столичная танцовщица не впервые участвует в фестивале имени своего великого педагога. В этот раз её партнёром в «Лебедином озере» был Андрей Булдаков. Челябинский Зигфрид и столичная Одетта-Одилия на равных поделили зрительский интерес и признание. В зале опять был переаншлаг.

Сегодня в балете «Ромео и Джульетта» партию Ромео танцует лауреат международных конкурсов Алексей Сафронов, солист Алма-Атинского театра оперы и балета, лауреат международных конкурсов в Астане и Нью –Йорке. Джульетта – челябинская прима Татьяна Предеина.

Последний балет в фестивальной афише – «Дон Кихот» (8 ноября), где в партии Китри челябинцы впервые увидят приму Большого театра Галину Степаненко.

Как сообщили корреспонденту агентства «Урал-пресс-информ» в театре, народная артистка России, обладательница премии "Benois de la Danse", лауреат приза «Душа танца» в номинация "Королева танца" Галина Степаненко приезжает в Челябинск 7 ноября вместе со своей великой наставницей и педагогом Екатериной Максимовой. Это, бесспорно, придаст популярному у челябинской публики фестивалю ещё более весомое и праздничное звучание. Как это было на двух предыдущих фестивалях с участием его главной героини. Завершится праздник балета имени Екатерины Максимовой 9 ноября гала-концертом.

Фотогалерея:
http://uralpress.ru/photoart_31323.htm
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 10:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110502
Тема| Балет, Михайловский театр, "Ромео И Джульетта", Персоналии,
Авторы| ИРИНА ГУБСКАЯ
Заголовок| Шило на мыло
// В Михайловском театре променяли Боярчикова на Виноградова

Где опубликовано| КОММЕРСАНТЪ - САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Дата публикации| 20081105
Ссылка| http://www.kommersant.ru/region/spb/page.htm?year=2008&issue=1200&id=282184&section=34
Аннотация|

В Михайловском театре после скандальной отмены "Евгения Онегина" состоялась первая премьера сезона -- балет "Ромео и Джульетта" Сергея Прокофьева в постановке главного приглашенного балетмейстера театра Олега Виноградова. На премьере разочаровывалась ИРИНА ГУБСКАЯ.

По весне руководство Михайловского театра к открытию нынешнего сезона обещало другой легендарный балет Олега Виноградова -- "Коппелию". А "Ромео и Джульетту" намечали "железно" на 19 июня. Сам же господин Виноградов, примеряя должность главного приглашенного балетмейстера и советника по работе с зарубежными импресарио, планировал так и не организованный балетный семинар для зрителей. Планы, как водится, полетели кувырком. Однако и одна премьера из всех обещанных для Михайловского театра -- уже много.
"Ромео и Джульетта" -- второй, и один из самых известных балетов в биографии Олега Виноградова -- был впервые поставлен им в Новосибирске в 1965 году. Затем отредактирован в Ленинграде для Малого оперного в 1976. Тогда этот опус все еще оставался знаком балетной "оттепели". Теперь балет отформатирован заново, под нынешнюю труппу. Новый главный приглашенный балетмейстер должен был наличный балетный состав встряхнуть и привести в более кондиционное состояние (при поддержке худрука балета Фаруха Рузиматова), но момент, когда можно было перепуганную переменами в руководстве труппу дисциплинировать, упустили в заботах о балетном шоу "Спартак" в постановке Георгия Ковтуна, и теперь здесь больше думают о зарплатах и выходных, а не о творческих порывах.
В результате спектакль получился практически родственником этому самому "Спартаку", только более родовитым. В "Ромео" тоже много оформления, мало логики в сюжете и небогато танцев. Сценография Семена Пастуха -- самая выразительная составляющая. Стены трехъярусной конструкции перемещаются, трансформируя сцену из бальной залы в замковый дворик или площадь. В рыцарском танце артисты словно материализуются из вытянутых сводчатых проемов, а на втором ярусе, где не видно ног, танцуют руки и корпус -- безукоризненная стилизация, компенсирующая не отличающуюся точностью манеру исполнителей. Странная скульптура всадника в глубине сцены, словно не завершенная, с оголенной сеткой каркаса, перекликается с фирменными виноградовскими "барельефами", в которые он любит складывать артистов. Не менее многозначительно подвисает над событиями в склепе шар луны.
По смыслу балет несколько отличается от шекспировской истории. Джульетта, завидев на балу Ромео, упорно гонится за ним, а затем парочка довольно долго обнимается. Сцена балкона получилась о том, как Джульетта вышла делать вечернюю зарядку. Никаких проблем не возникало, пока Ромео не убил Тибальда, за что получил от Джульетты ногой в лицо. Но затем пришел к ней в спальню и уговорил отбрыкивающуюся поначалу барышню. Впрочем, дуэт получился на удивление асексуальным -- возможно, благодаря тому, что в дуэтах Ромео и Джульетты Олег Виноградов не удержался от повторяющегося трюка, когда партнер, загрузив на себя партнершу, балансирует на одной ноге. Куда более двусмысленно ведет себя Джульетта перед Парисом, когда, стоя у постели, стягивает с себя свадебное платье.
Увы, театр взялся за спектакль, не имея исполнителей главных ролей. Сабина Яппарова, которую усердно выдвигают на должность ведущей балерины, соответствовала своей роли только миниатюрной комплекцией. Приглашенный Семен Чудин так сосредоточился на выполнении хореографии, словно выступал на конкурсе, а не играл роль. Впрочем, в нынешнем спектакле все-таки обнаружилось два достойных, точнее, достойно исполненных персонажа. Кирилл Мясников превращает своего священника Лоренцо -- с живым лицом и выразительной пластикой рук -- в бывшего Ромео, выжившего после яда и удалившегося в монастырь (может, потому, что сам господин Мясников танцевал в свое время Ромео). Тибальд (Александр Омар), чью властную энергетику не стушевал даже перегруженный костюм, получился в меру злобным, в меру змеиным. Ему впору Смерть-подружка рядом. Увы, остальной спектакль получился вялым, а кордебалет так и вовсе утонул в тяжеловесных костюмах и париках Галины Соловьевой и маловыразительных танцах.
В итоге замена в репертуаре Михайловского старой постановки "Ромео и Джульетты" (Николая Боярчикова) на нынешнюю никакого художественного движения в театре не обозначила. Наоборот -- проявила падение уровня труппы. И даже то, что в Лондоне ее номинировали на ежегодную премию, дела не меняет -- к дебютам даже в Англии снисходительны. Для самого Олега Виноградова некогда легендарная постановка получилась не знаком победного возвращения в родной театр, а разочарованием. Войти во второй раз в свою реку он не сумел.


Фото: Виктор Васильев
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 11:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110503
Тема| Балет, Михайловский театр, "Ромео и Джульетта", Персоналии,
Авторы| Людмила Горчакова
Заголовок| Вечная история любви - на сцене Михайловского театра
Где опубликовано| МТРК «Мир».
Дата публикации| 20081104
Ссылка| http://mirtv.ru/content/view/45740
Аннотация|

176 сезон бывший Кировский решил начать с балета Прокофьева «Ромео и Джульетта» в постановке Олега Виноградова. Впервые балетмейстер обратился к этому спектаклю в середине прошлого века. Тогда это произвело настоящий фурор. Спустя 30 лет, Виноградов представил новую версию знаменитого балета. Ее посмотрела Людмила Горчакова.

Балет начинается с вешалки. В нем костюмы не менее важны, чем хореография. Танцовщики понимают это, а потому с готовностью выносят все неудобства. Костюм жителя Вероны, например, весит больше 3 килограмм.

Каждый костюм для балета «Ромео и Джульетта» - произведение искусства. Их рисовали больше полугода. Столько же времени ушло на пошив. В этих нарядах - чуть ли не вся история Италии. Тяжелые шлемы как у римских легионеров, помпезные камзолы в духе итальянского Средневековья, венецианские маски и невесомые платья времен Ренессанса. Историческая точность - не главное. Ведь история Ромео и Джульетты - вне времени.

Балетмейстер Олег Виноградов отметил, что его постановка - это абсолютная фантазия и по костюмам, и по декорациям.

«Это образ Вероны, эпохи Возрождения, образ героев. Данный спектакль можно было бы назвать спектаклем памяти о Ромео и Джульетте», - пояснил он.

Олег Виноградов ставит этот балет на сценах мира уже больше 30 лет. Но постановка на сцене Михайловского - особенная. Виноградов создал монументальное полотно, балет-фреску, ошеломительное действо на фоне грандиозных декораций.

«В этом балете каждое положение корпуса, глаз, головы - все выверено, все отточено, все отрепетировано», - сказал он.

Четко выверенные движения не отменяют эмоций. Дирижер Карен Дургарян уверен, что даже самый черствый зритель расчувствуется.

«Это будут не слезы горечи. Действо дает повод задуматься над отношениями. Молодой человек, например, может стать добрее к своей девушке», - отметил дирижер Карен Дургарян.

Пусть говорят, что вечной любви не бывает. Зато есть истории о ней, которые делают людей чище и добрее.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 11:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110504
Тема| Балет, НОУ, балет "Ночь перед Рождеством", Персоналии,
Авторы| ЮЛИЯ БЕНТЯ
Заголовок| Скуки ради
// Национальная опера возобновила балет "Ночь перед Рождеством"

Где опубликовано| КОММЕРСАНТЪ - Украина № 197
Дата публикации| 20081103
Ссылка| http://www.kommersant.ua/doc-y.html?docId=1051860&issueId=47045
Аннотация|


Хореография «Ночи перед Рождеством» временами выходит за рамки хорошего вкуса
Фото: ВЛАДИСЛАВА СОДЕЛЯ / Коммерсантъ


В преддверии 200-летия со дня рождения Николая Гоголя Национальная опера возобновила спектакль пятнадцатилетней давности – балет "Ночь перед Рождеством" Евгения Станковича. Механизм превращения буффонной партитуры в скучный, отдающий официозом музыкальный театр изучала ЮЛИЯ БЕНТЯ.
Евгений Станкович принадлежит к той небольшой группе украинских композиторов, благодаря которой можно смело заявлять: да, современная украинская музыка существует. Одним из последних тому подтверждений стал недавний авторский вечер господина Станковича в Национальной филармонии, на котором ансамбль "Киевские солисты" под управлением Богодара Которовича отыграл несколько его камерных симфоний – кристально чистую музыку, пронизанную интимным трагизмом и представляющую собой экстракт нынешнего авторского стиля, склонного к "новой простоте".
Тем не менее в общественном сознании действующий сопредседатель Национального союза композиторов остается прежде всего монументалистом, как того требовали время и официальная гонорарная сетка, согласно которой щедрее всего оплачивались оперы и балеты. Евгений Станкович – шестидесятник, который никогда не был откровенным диссидентом. Но даже это не спасло его первую работу в музыкальном театре: революционную в жанровом отношении фолк-оперу "Цвет папоротника" в 1979 году сразу после генеральной репетиции обвинили в национализме и запретили. Она до сих пор так и не поставлена (хотя отдельные сцены регулярно звучат на концертах).
После этого в течение двадцати лет композитор писал исключительно балеты: "Ольга" (1981), "Агония" (он же – "Прометей", 1985), "Майская ночь" (1986), "Ночь перед Рождеством" (1990) и "Викинги" (2000). При желании большую их часть также можно обвинить в "национализме", особенно возобновленную в Национальной опере гоголевскую "Ночь перед Рождеством", партитура которой пестрит украинскими фольклорными мотивами.
Следует отметить, что и фольклор, и многочисленные цитаты из музыкальной классики, и внедрение в буффонную партитуру популярных мелодий ХХ века вроде танго и фокстротов здесь подаются в виде многослойного и непрерывного стеба. Во вступлении балета столкновение мелодий "Щедрика" и дьявольской секвенции Dies irae, похожих как братья-близнецы, вызывает искреннюю улыбку. Но если приходится слушать вычурные анекдоты два часа подряд, то это уже скорее скучно, чем смешно. И не совсем понятно, кто в этом виноват больше – композитор, перегрузивший партитуру терпкими, тяжеловесными диссонансами и плотной ритмической сеткой ударных, или дирижер-постановщик (ставившего балет в 1993 году Владимира Кожухаря сменил Аллин Власенко), не сумевший выстроить удобоваримый баланс между главным и второстепенным.
Хореография балетмейстера-постановщика Виктора Литвинова, напротив, кажется слишком упрощенной, а временами и переходящей грань хорошего вкуса. Главный хореограф Муниципального театра оперы и балета для детей и юношества замечательно ставит детские спектакли, но в "Ночи перед Рождеством" этот его несомненный талант сыграл с ним злую шутку: блуждающие в потемках Чуб (Олег Токарь), Дьяк (Евгений Кравцов) и Голова (Дмитрий Клявин) слишком буквально списаны с замечательных гномиков из муниципального балета "Белоснежка и семь гномов", а па-де-труа на грани фола Вакулы (Игорь Булычов), Оксаны (Татьяна Лезова) и Царицы (Анна Дорош) решен в духе сцены Буратино, Мальвины и Артемона в прошлогодней премьере Национальной оперы "Буратино и Волшебная скрипка".
Одной из главных претензий критиков к хореографу после премьеры 1993 года была сцена Солохи (Татьяна Андреева – одна из четырех танцовщиц, участвовавших и в оригинальной постановке), из которой были выброшены все монтажные перемычки. Однако спустя пятнадцать лет после премьеры работа над ошибками так и не была проведена. Зато декорации Марии Левицкой, стилизованные под лубок, слегка обновились, но неизменным остался простой в своей гениальности черный ступенчатый задник, на котором танец Месяца (Мария Лавроненко) и кордебалета Снежинок выглядит так, словно они парят в ночном небе.
После прошедшей премьеры имеем две новости: хорошую и плохую. Хорошая – буквально за пару лет в репертуаре Национальной оперы появилось три отечественных балета: "Даниэла" Михаила Чембержи, "Буратино и Волшебная скрипка" Юрия Шевченко и "Ночь перед Рождеством" Евгения Станковича. Плохая – состоит в том, что язык не поворачивается рекомендовать для просмотра ни один из этих спектаклей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Ноя 05, 2008 7:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110505
Тема| Балет, Михайловский театр, "Ромео и Джульетта", Персоналии,
Авторы| Ирина Губская
Заголовок| Рецепт молодости //
В петербургском Михайловском театре показали первую премьеру сезона – балет "Ромео и Джульетта" в постановке Олега Виноградова

Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-11-06/100_romeo.html
Аннотация|

Постановка, вполне объяснимая для театра, стремящегося привлечь публику, в том числе на зарубежных просторах. Балет Прокофьева - конвертируемый, имя постановщика достаточно известно, а поскольку он в добром здравии - можно "сделать подтяжку" некогда прозвучавшему спектаклю и представить новую редакцию на наличные силы. Готовилась эта премьера непривычно тихо – без предварительных программных заявлений. О том, что спектакль в планах, было заявлено в середине прошлого сезона, когда объявили, что Олег Виноградов, в 1970-х руководивший балетом Малого оперного (а затем Кировским), возвращается в теперь уже Михайловский в ранге главного приглашенного балетмейстера. Виноградов вспоминал о годах, когда работал в Малом оперном, называя их самым счастливым временем своей жизни. Потом энтузиазма стало меньше. Премьеру, назначенную на июнь, передвинули, как и почти все намеченные премьеры (которые не отменили). Идиллия в отношениях руководящего состава театра завершилась. В настоящее время на сайте театра Виноградов не числится. Надо полагать, наметившееся сотрудничество резко сократило диапазон и свелось к воспроизведению в отредактированном виде постановки сорокалетней давности.

"Ромео и Джульетта" в биографии Виноградова – спектакль программный. Он был поставлен в Новосибирске, через десяток лет перенесен в ленинградский Малый оперный. Заставить прозвучать эту постановку по-новому теоретически было возможно, имея труппу в рабочем тонусе, четкие ряды кордебалета и набор ярких и разнообразного плана солистов. Ничего подобного в наличии не оказалось. Ромео даже пришлось приглашать со стороны (что, впрочем, ситуацию не спасло).

Получился спектакль колоритный – в этом заслуга изобретательной сценографии Семена Пастуха и громоздких костюмов Галины Соловьевой. На фоне внятных арочных ярусов толпа мельтешила обилием блестящих тканей, длинными лентами бубнов и цветовой невнятицей. Лаконично "балетными" были только костюмы самих Ромео (рубашка и трико) и Джульетты (платье-туника). Музыку Прокофьева подсократили – но и оставшейся, казалось, было слишком много и эмоционально. Артисты темперамент не расходовали: Джульетта сосредоточилась на трудностях па и воспроизведении гримас; Ромео сдавал нормативы, как на конкурсе. Ко всему дуэты, воспроизводящие разные стадии отношений, получились как близнецы-братья, с кульминацией в виде баланса на одной ноге с партнершей наперевес. Полагающиеся по шекспировскому сюжету переживания - любовь и ненависть - достоверно воспроизвели разве что патер Лоренцо (Кирилл Мясников) и Тибальд (Александр Омар). Но история все же не про них.

По большому счету, Олегу Виноградову Михайловский театр (при наличии выбора: благополучно почивать на лаврах отечественного и зарубежного качества или воспроизводить свои постановки на разных сценах) нужен разве что для воспоминаний. Зачем театру Виноградов – дело другое. В роли руководителя он мог бы дисциплинировать труппу. Но ею руководит Фарух Рузиматов, который опыта строительства труппы не имеет и, похоже, не слишком рвется его нарабатывать. Зарубежные связи Виноградова могли бы пригодиться театру, который практически ни на какие гастроли, кроме Японии, не выезжал. Но для гастролей в Лондоне очень кстати оказался Михаил Мессерер, а в Италию поехали взамен отказавшейся Мариинки. Новые постановки Виноградов сочинять не стремится. Реанимация старых, даже если это будет легендарная "Ярославна", не может быть главным направлением репертуарной политики. Следовательно, в дополнение к Виноградову требуется активный и способный поддержать традиции театра хореограф-сочинитель, что-то вроде уже открытого Большим театром Раду Поклитару или - в свете заявленного театром курса на итальянские кадры - Мауро Бигонзетти.

А пока труппа в такой же неопределенности, как статисты над телами Ромео и Джульетты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 10:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110601
Тема| Балет, Персоналии, Махарбек Вазиев
Авторы| ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА
Заголовок| Антраша в Милан
// Новым руководителем балета Ла Скала назначен экс-руководитель балета Мариинки

Где опубликовано| Газета «Коммерсантъ» № 201(4018)
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1052379
Аннотация|


Фото: 1 из 7
Махарбек Вазиев подыскал себе новое окружение


Махарбек Вазиев, заведующий балетной труппой Мариинского театра, с января 2009 года займет пост руководителя балета знаменитого миланского театра Ла Скала. ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА полагает, что итальянцам повезло.

О том, что балет Ла Скала с нового года возглавит Махарбек Вазиев, сообщают пока только итальянские интернет-издания — официальная информация ожидается в конце ноября. Но в балетном мире это стало сенсацией месяца: о судьбе бывшего руководителя балетной труппы Мариинского театра не было известно с тех пор, как в марте он подал заявление об уходе (см. "Ъ" от 18 марта).

Этот резкий жест Махарбека Вазиева застал врасплох заинтересованных лиц, в первую очередь художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева. Впрочем, неожиданностью явился лишь момент, выбранный господином Вазиевым для демарша,— о его разногласиях со знаменитым дирижером было известно давно.

Корень разногласий крылся в несоответствии статуса Махарбека Вазиева и его реальной роли в жизни балета Мариинского театра. С 1995-го по март 2008 года он числился в должности заведующего труппой — должности узкоспециальной, можно сказать, технической. На деле завтруппой Вазиев фактически являлся художественным руководителем балета, определяя не только его тактические задачи, но и стратегию развития.

При Махарбеке Вазиеве сформировалась Мариинская труппа в ее нынешнем виде — с разнообразным репертуаром, звездами мирового уровня и кордебалетом экстра-класса. Первыми (и единственными) в России петербуржцы освоили хореографию Уильяма Форсайта — балетного реформатора конца ХХ века. Первыми же занялись реконструкцией старинной хореографии: можно спорить об аутентичности "Спящей красавицы" Мариинского театра, но нельзя отрицать, что этот спектакль стал эталоном современного отношения к наследию XIX века.

Между тем господин Гергиев 13 лет не спешил закрепить успехи Махарбека Вазиева соответствующим статусом: должности худрука и главного балетмейстера в Мариинском театре так и оставались вакантными. Роль же заведующего труппой весьма ограничивала полномочия балетного руководителя, вынужденного безропотно принимать к сведению распоряжения руководителя театра о постановке тех или иных спектаклей. Как назло, балетные инициативы господина Гергиева не отличались продуманностью: инспирированный им "Щелкунчик" с декорациями Михаила Шемякина в хореографическом отношении оказался ничтожен, грандиозным провалом увенчалась постановка балета Дмитрия Шостаковича "Золотой век".

Момент, выбранный Махарбеком Вазиевым для подачи заявления об уходе, был намеренно неподходящим — накануне выезда труппы на гастроли в США. Стороннему наблюдателю было очевидно: таким радикальным способом темпераментный завтруппой пытался заставить господина Гергиева пересмотреть унизительно-подчиненное положение как балетной труппы, так и ее руководителя. Не менее темпераментный худрук театра на шантаж подчиненного не поддался, но его заявление об уходе не подписал. Оставшемуся безнадзорным балету назначили исполняющего обязанности заведующего труппой. Им стал один из 13 репетиторов театра Юрий Фатеев. Профессионал с безупречной репутацией, господин Фатеев отнюдь не честолюбец — приставкой и. о. он довольствуется по сей день. Положение же Махарбека Вазиева до сих пор оставалось неясным: приказа о его увольнении никто так и не видел.

В тесном балетном мире известие об уходе лидера одной из ведущих трупп тотчас стало обсуждаться. Как рассказал "Ъ" господин Вазиев, предложение возглавить балет Ла Скала он получил еще в июне от генерального менеджера и арт-директора театра Стефана Лисснера — Елизабетта Терабюст, находящаяся на этой должности с 2007 года, досрочно попросилась в отставку. По информации "Ъ", кандидатуру Махарбека Вазиева французу Лисснеру, до 2005 года возглавлявшему парижский театр Шатле, предложила Брижит Лефевр, арт-директор балета Парижской оперы.

Господин Вазиев подписал контракт с миланским театром лишь в конце октября, по его словам, "после долгих и мучительных размышлений". Способ функционирования балета Ла Скала серьезно отличается от практики русских трупп. В Милане спектакли идут блоками — один полнометражный или программа одноактных балетов несколько дней подряд. Таких блоков в году бывает шесть-семь, а в запасниках театра имеется несколько десятков балетов. При таких обстоятельствах проблема выбора и обновления репертуара приобретает особое значение.

Кроме того, миланская труппа не числится в ряду ведущих балетных театров мира. Состоящая в основном из итальянцев, она черпает пополнение из собственной балетной школы и, следовательно, весьма ограничена в подборе кадров (здесь сказывается влияние сильных профсоюзов). Так что можно не опасаться массового переезда мариинского балета в Милан. Правда, национальный принцип позволяет приглашать на разовые выступления в конкретных спектаклях иностранных знаменитостей в качестве guest star.

В труппе есть и собственные звезды мирового уровня, для которых у французов был позаимствован титул "этуаль". Два этуаля — итальянцы Роберто Болле и Массимо Мурру и этуаль-женщина — прима-балерина Большого театра Светлана Захарова имеют с театром индивидуальные контракты. Примечательно, что у истоков карьеры этуали Захаровой стоял как раз Махарбек Вазиев: одаренную ученицу Киевского хореографического училища год точили в петербургской Академии Вагановой, после чего она стала ведущей балериной Мариинского театра. В 2004 году ее переманил московский Большой, посулив особый статус и особые условия. Теперь судьба вновь сводит балерину с ее бывшим руководителем. "На мою работу в Ла Скала это никак не должно повлиять, поскольку мои контракты уже оговорены с дирекцией театра,— объяснила "Ъ" Светлана Захарова.— В условиях, когда Махарбек Хасанович потерял труппу Мариинского театра, надеюсь, новое назначение позволит ему плодотворно продолжить профессиональную деятельность".

Плодотворно трудиться на благо балетной труппы Ла Скала господин Вазиев сможет до середины 2012 года — его контракт, начинающийся 1 января, рассчитан на три с половиной сезона. Вместе с ним в Милане в качестве репетитора будет работать его жена Ольга Ченчикова — экс-прима и экс-педагог Мариинского театра. Об остальных деталях своего назначения и творческих замыслах новый балетный худрук Ла Скала обещал рассказать на пресс-конференции в Милане, запланированной на конец ноября.

Фотогалерея по клику:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 10:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110602
Тема| Балет, Англия, Персоналии,
Авторы| Репортаж Ирады Зейналовой
Заголовок| В Лондоне поставили балет "Ромео и Джульетта" со счастливым финалом
Где опубликовано| ТВ Первый канал
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.1tv.ru/news/culture/131883
Аннотация|

Авторы новой версии утверждают, что именно таким был замысел Прокофьева и ссылаются на первоначальную версию партитуры, найденную недавно в рассекреченных советских архивах.

Рита и Дэвид объясняют новый язык нового балета, в переводе с которого нет повести счастливее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте.

Марк Моррис, балетмейстер: "Живы они в итоге. Мы нашли в советских архивах настоящую партитуру Прокофьева, в которой ребята женятся, Монтекки и Капулетти мирятся - нет повода, чтобы войну начинать. Только Сталин запретил это показывать, и Прокофьева за вольности чуть не расстрелял".

По словам балетмейстера, даже первую, прижизненную постановку Лавровского с Джульеттой-Улановой, Прокофьев не признал, и настолько, что просил снять свое имя с афиши как соавтора либретто. Классическая сцена у балкона, ставшая визитной карточкой балета, в планы Прокофьева не входила, и это больше всего раздражало композитора. Наследники уверяют, что для него это было потрясение: все хорошо, но не так как надо.

Трагические любовники с хэппи-эндом говорят, что Прокофьев был крайне удивлен, реакцией отца народов на такую концепцию. Якобы Прокофьев думал, что жизнеутверждающий конец - это очевидная параллель с советскими комсомольцами, победившими вековые предрассудки.

Рита Донахью, танцовщица: "Это же так здорово - в школе все плачут над Джульеттой-девочкой, а теперь все будут радоваться".

Дэвид Левенталь, танцовщик: "Мы исправим то, что натворил Сталин. Какая радость для соотечественников Прокофьева! Главное, чтобы соотечественники Шекспира поняли нас правильно".

По требованию наследников композитора любая постановка "Ромео и Джульетты" Прокофьева в мире должна быть закрыта, если она не соответствует тому, что написал великий дедушка. Из-за этого даже в большом театре сняли с репертуара одну из последних премьер - там партитура не в полном объеме и в конце все умерли, возобновят только при условии хэппи-энда. Привычного Лавровского пока разрешили оставить. Наследников Шекспира за давностью лет просят не беспокоиться.

Будет ли в России новая постановка "Ромео и Джульетты" - теперь зависит от наследников Прокофьева. Именно они отныне следят по всему миру за тем, чтобы влюбленные остались живы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 10:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110603
Тема| Балет, фестиваль в честь Е.Максимовой и В.Васильева, Персоналии,
Авторы| Евгений МАЛИКОВ
Заголовок| Юбилейте, юбилейте чаще!
Где опубликовано| "Литературная газета" № 45
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.lgz.ru/article/6472/
Аннотация|

Финалом фестиваля и апофеозом нашей любви стал гала-концерт, закрывший праздник, на который пригласили нас Владимир Васильев и Екатерина Максимова

На подмостках Большого неистовствовал Паганини, злодействовал Макбет, от безответной любви к себе умирал над ручьём Нарцисс, а из Царской ложи с лёгкой грустью на сей блистательный дивертисмент взирали те, ради кого и сочинялось действо, приношение двум людям, великим мастерам отечественной сцены, той паре, вместе с которой в мою частную жизнь ворвалось само слово – балет.

Гала-представление завершало мини-фестиваль, посвящённый юбилею творчества, пожалуй, самой знаменитой русской пары. И, как обычно в такие дни случается, происходящее в курилках и фойе порою становилось столь же интересным, сколь возвышенным и совершенным являл себя балет, во время этому подобных праздников особенно и как-то очень «лично» концентрированный.

Я вижу в зале Карлу Фраччи, блистательную прославленную балерину, чья Сильфида живёт уже в области танцевального героического эпоса.

Владимиру Васильеву доводилось быть партнёром Карлы, их совместные портреты в танце можно найти в любом серьёзном путеводителе по балетной мифологии.

В амфитеатре – народная артистка России Татьяна Предеина. Прима-балерина Челябинского театра специально прилетела в Москву ровно на один вечер. И вот она – в Большом.

Кругом привычные лица, совсем незнакомых мало. Что в зале, что на сцене, где, пока я болтаю с вами о зрителях, разворачивается панорама героической эпохи советского классического танца.

Хореография Касьяна Голейзовского сменяется упражнениями Дмитрия Брянцева. За танцем Леонида Лавровского следуют фрагменты из Григоровича. Однако кажется, что больше всего номеров самого Владимира Васильева. Поставленных не только для себя и своей супруги. Но, скажем, и для Николая Цискаридзе. «Alter ego» премьер танцует под музыку Моцарта вместе с молодым Артёмом Овчаренко. Николай Максимович в движении корректен, не выставляет себя, подчёркивает достоинства партнёра. Каковых немало. Мировая премьера номера досталась лучшим.

«Страстность» – вот слово, которое наиболее верно отражает происходившее на сцене. Эпоха личностей постаралась передать сегодняшним танцовщикам отношение к жизни, переживаемой как пластическая драма. Архивные съёмки Васильева и Максимовой дали понять, как жили в танце они. Сравнить с днём нынешним.

Что-то поразило. Галина Степаненко, мастерство которой я всегда уважал, но полагал его далёким от своего характера, вдруг прямо потрясла в условно-танговой фантазии Брянцева. Вместе с «Лебедем» Ульяны Лопаткиной захотелось умереть, столь совершенной была танцовщица не только в демонстрации па, но и в ощущении главного трагизма жизни, в осознании её конечности.

Ну и не могу пройти мимо очень милой девушки из Франции. Солистка Парижской национальной оперы Мириам Улд-Брахам вместе с партнёром открывала концерт. Открывала легко и воздушно настолько, что выработанного ею кислорода хватило для поддержки дыхания во время всего остального действия, больше драматического, нежели лирического.

Позади череда спектаклей, в которых блистали юбиляры, которые идут в Большом и дальше по планете и сейчас. Новые премьеры исполняют Спартака, созданного некогда Григоровичем для Васильева, молодые балерины танцуют Анюту, придуманную Васильевым для своей супруги. Оба они – и Владимир Викторович, и Екатерина Сергеевна – имеют возможность оценить тот путь, что проделал балет вместе с ними, что стало с русским танцевальным искусством в руках, а главное – «в ногах» и головах сияющих сегодня звёзд.

Спартак и граф Альберт, Анюта и Жизель, Васильев и Максимова, как кажется, вполне довольны тем, как продлевают путь, проложенный когда-то ими вместе с целой плеядой мастеров советского балета, теперешние молодые.

А зритель? Госпожа публика может быть недовольна лишь одним: что юбилейный год всегда пятидесятый.
Праздников, как и любви, должно быть больше. Любви – всегда, а трепетных торжеств… хотя бы каждый полусотенный день.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20585
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Ноя 06, 2008 11:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008110604
Тема| Балет, гала-концерты, Персоналии, Ульяна Лопаткина
Авторы| Марина Борисова
Заголовок| НАШЕ ВСЕ
Где опубликовано| "Труд" № 208
Дата публикации| 20081106
Ссылка| http://www.trud.ru/issue/article.php?id=200811062082501
Аннотация|

КЛАССИЧЕСКИЙ БАЛЕТ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА ОСТАЕТСЯ СИМВОЛОМ СТАБИЛЬНОСТИ

Два грандиозных балетных гала пройдут в Театре оперетты 11 и 12 ноября. Первый посвящен Ролану Пети. Второй - классическим дуэтам. Ради этого в Москву съедутся солисты ведущих балетных домов мира во главе с Ульяной Лопаткиной, которая ответила на вопросы Марины Борисовой специально для "Труда-7".

В программе первого московского вечера - только Ролан Пети. Почему?

- Идея была не просто сделать гала-концерт в Москве и показать какие-то интересные номера, а представить творчество хореографа. Поскольку в мире не так много хореографов с большой буквы, последний нюанс в принятии решения - 85-летие Пети. Весь год в Европе идут юбилейные концерты, поэтому очень хотелось представить такую программу в России.

- Искала в интернете программу вашего вечера, но не обнаружила.

- Да, пока она не представлена. Я буду танцевать номера, которые выбрал сам маэстро. Я не хотела бы раскрывать программу - пусть лучше она останется в секрете. Кое-что я танцевала раньше, но большую часть номеров разучила специально.

- Вы танцуете два дня подряд: первый вечер - Пети, второй - "Великие па-де-де". Откуда столько энергии?

- Я должна очень хорошо чувствовать музыку и знать ее. Изучаю по видео, а затем, в репетиционном зале, память ума превращаю в память тела. Даже в путешествия приходится брать с собой все материалы и "насматривать" то, что будешь впоследствии танцевать. Репетировать не в зале, а виртуально. От своих коллег я научилась репетировать умом, активно подключая воображение, когда танцевальные номера я уже вижу как готовые и могу как педагог корректировать себя как танцовщицу. Времени и возможностей для подготовки не так много, как хотелось бы. Я получаю репетиционный зал всего на три-четыре часа ближе к ночи. Театр работает в своем обычном режиме, и я не могу позволить себе поработать целый день. В условиях финансового кризиса проведение международных гала-концертов связано с определенными трудностями, но поскольку концерты были запланированы, мы не стали их отменять. Жизнь продолжается.

- Кто будет выступать с вами в Москве?

- Танцовщики парижской Оперы, Ла Скала, Американского театра балета, "Дойче Опер" (Берлин), Королевского национального балета, Английского национального балета, Бостонского балета, Большого и Мариинского театров. С некоторыми московская публика уже знакома, другие появятся впервые.

- Как я понимаю, все это стоит огромных усилий.

- Это очень сложный процесс: сейчас во всех театрах начался сезон, и танцовщики заняты очень активно. Понадобилось немало усилий, чтобы пары могли встретиться в Москве.

- Кому из XX века вы бы еще посвятили вечер?

- Меня восхищают Иржи Килиан и Ханс Ван Маненн. Это та хореография, которую я хотела бы более полно для себя изучить и в чем хотела бы участвовать как балерина.

- Что в последнее время вызывало у вас восхищение?

- Восхищение - это скорее из области обычных человеческих отношений. Это интересные люди. Музыка. Если говорить о сегодняшнем дне, даже о сегодняшнем утре, это Шуберт. "Девушка и смерть" в исполнении камерного оркестра Башмета. Переслушиваю заново и понимаю: эта музыка абсолютно совпадает с моим состоянием души. От нее исходит трагическая энергия, а оркестр играет так, что я чувствую ее усиление. Но это не разрушает, а, наоборот, рождает уникальные жизненные силы. Если в произведении трагическая история, это дает мне заряд.

- Вы заряжаетесь с утра музыкой?

- Музыкой я себя восстанавливаю, настраиваю и получаю от нее колоссальную жизненную энергию.

- Какое человеческое качество для вас главное?

- Их несколько. Порядочность. Доброта. И - как бы выразиться пообъемнее, чтобы слово включало в себя несколько качеств... Умение жертвовать чем-то своим ради другого. Великодушие - но это тоже доброта. Ответственность, надежность - тоже из области порядочности. Даже не знаю, как точнее сказать. Давайте так: великодушие и ответственность.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3 ... 11, 12, 13  След.
Страница 1 из 13

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика