Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2001-04
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:36 am    Заголовок сообщения: 2001-04 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в апреле 2001 года
(первый номер ссылки - 2001040101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Ср Май 04, 2005 1:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040401
Тема| Балет, Театр танца Алексея Фадеечева и Нины Ананиашвили, премьера, "Между небом и землей", "Opus X", Пресоналии, Ананиашвили Н., Уэлш С., Филин С., Макинтайр Т., Пальшина Э., Александрова М., Петриченко Е., Чумаков С.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Под именем Нины Ананиашвили
Прошли премьеры современного балета
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010404
Ссылка|
Аннотация| В "Московской оперетте" Театр танца Алексея Фадеечева и Нины Ананиашвили вместе с продюсерской фирмой "Постмодерн-театр" представил сразу две премьеры - мировую и российскую. Балеты "Между небом и землей" и "Opus X" художественным событием не стали. Зато таковым становится сам Театр танца.

Имя Нины Ананиашвили на москвичей действует безотказно: Промышленно-страховая компания страхует балерину от травм на 1 млн рублей за одно вечернее выступление; зрители расхватывают совсем не дешевые билеты на никому не известные балеты; зал полон, несмотря на то что в соседнем Большом в тот же вечер Валерий Гергиев колдует над "Золотом Рейна". При этом современные балеты - совсем не конек балерины и славы ей не добавят. Имя Ананиашвили - приманка, с помощью которой Театр танца хочет приучить и публику, и танцовщиков к мейнстриму современного балета. Импорт "новой американской волны" Театр танца начал в декабре премьерой неоклассического балета "Green" Стэнтона Уэлша (Stanton Welch). Сейчас уже знакомый публике австралиец поставил новый эксклюзив под названием "Opus Х". Свой опус Стэнтон Уэлш изготовил на музыку американского японца Леонардо Это (Leonardo Eto) всего за три недели из того скудного материала, который ему предоставил Театр танца. На фоне задника с силуэтом неведомого мегаполиса под расчетливо экстатический ритм ударных Уэлш сочинил закольцованную композицию, исполненную феминистского пафоса; пафос, впрочем, был умерен авторской иронией, которую исполнители не просекли. Не приспособленную к свингам и синкопам современного танца Нину Ананиашвили хореограф не стал мучить пластическими новшествами, ограничившись декоративными движениями рук. В результате ее дуэт с Сергеем Филиным, статичный и классически банальный, оказался самым слабым фрагментом балета. Виртуозно разработанный хаос массового танца (с разнонаправленным, разнотемповым и разнохарактерным движением мелких групп) мог бы выглядеть впечатляюще, если бы танцовщицы смогли забыть корсетное классическое прошлое. Чтобы понять, какие именно движения ставил хореограф, надо было следить за стриженой блондинкой из числа корифеек, но об этом публика не догадывалась. Уроженец города Уичита (штат Канзас) 30-летний автор 35 балетов Трей Макинтайр (Trey MacIntyre) перенес в Москву свою прошлогоднюю хьюстонскую премьеру. Смысл балета "Second before the ground", названного в Москве "Между небом и землей", сам хореограф истолковывает как ликование свободного полета души перед тем, как тело шмякнется об землю. Однако никакой экзистенциальной метафизики последних мгновений в балете рассмотреть не удалось. Милый неоклассический пустячок поставлен на африканский фольклор, переработанный Kronos Quartet до полной неузнаваемости. Три безмятежно-шутливых дуэта, разбавленных вмешательством пяти пар, украшены блестками свежих поддержек, несколькими оригинальными па и неподдельным энтузиазмом артистов, достойно одолевших и живой темп, и непривычные приемы. В порхающей резвушке трудно было узнать солистку Большого Элину Пальшину, поднаторевшую в изображении горестей Фригии; Мария Александрова нашла своему роскошному прыжку новое применение; солисты Детского музыкального театра Елена Петриченко и Сергей Чумаков после ролей птичек и зайчиков радостно вгрызались в самые замысловатые поддержки. Оба хореографа, конечно, не Баланчины (хотя, как и большинство авторов Нового Света, в неоклассике ему подражают - совсем так, как их российские коллеги до сих пор "чистят себя" под Григоровичем). Зато в отличие от россиян они не обременены рефлексией, не претендуют на глобальность высказывания и хорошо владеют ремеслом. Таких балетов любая серьезная западная труппа производит штук шесть в год, приглашая разных варягов и не ожидая непременного появления шедевра. Однако именно этот беспрерывный поток и рождает открытия. Отечественный балет идет другим путем: раз в год главные балетмейстеры стационарных театров, цепенея от ответственности, выдавливают по премьере, одновременно предсказуемой и претенциозной. Премьеры, как правило, проваливаются. Театры спасаются коммерческой классикой, прикрываясь лозунгами о сохранении наследия. Артисты годами бацают лебедей и Базилей. Широкая публика почитает это балетом. Театр танца, пробующий вырваться из этого порочного круга,-сам по себе явление. Пусть и представляет пока поточную продукцию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Чт Май 05, 2005 9:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040501
Тема| Балет, Театр танца Алексея Фадеечева и Нины Ананиашвили, премьера, "Между небом и землей", "Opus X", Пресоналии, Фадеечев А., Ананиашвили Н., Уэлш С., Филин С., Белоголовцев Д., Макинтайр Т., Ратманский А.
Авторы|
Заголовок| Гимн восходящему солнцу
Где опубликовано| Общая Газета
Дата публикации| 20010405
Ссылка|
Аннотация| Премьеры в Театре Танца Алексея Фадеечева

После шумного увольнения с поста художественного руководителя балета Большого театра Алексей Фадеечев возглавил антрепризу Нины Ананиашвили, а затем стал руководителем нового Театра Танца. Первоначально планировалось заключить контракты с танцовщиками ведущих столичных театров, не расходуясь на постоянную труппу. Но когда Большой театр отказался отпустить артистов кордебалета для участия в премьере вновь созданного театра, спектакле "Green" в хореографии Стэнтона Уэлша, Фадеечев объявил конкурс и набрал 16 человек. Премьера балета "Зеленое" состоялась 26 декабря на сцене Московского театра оперетты при участии приглашенных "звезд" Большого театра Сергея Филина и Дмитрия Белоголовцева. Спектакль не стал последним откровением минувшего века, но дал возможность талантливым танцовщикам влиться в main stream новейшей западной хореографии.
А. Фадеечев сделал еще одну разумную вещь. Уходя из Большого, он захватил с собой счастливое наследство - балеты Алексея Ратманского "Сны о Японии" и "Прелести маньеризма", которым не находится места в сегодняшнем репертуаре театра. Эти замечательные балеты, составленные вместе или поодиночке прибавленные к любому новому названию, гарантируют надежный кассовый сбор.
Две мировые премьеры Театра Танца, как гласила афиша, и балет "Прелести маньеризма" А. Ратманского представила 2 апреля на сцене Московского театра оперетты продюсерская фирма "Постмодерн-Театр". Правда, "мировой" можно назвать только премьеру балета "Opus X" молодого австралийского хореографа Стэнтона Уэлша.
Поставленный на музыку Леонарда Ето (он также один из композиторов балета "Сны о Японии"), спектакль уводит зрителя в мир этнографии. Нина Ананиашвили в вишневом платье, с фиолетовым макияжем несомненно танцевала богиню неведомого племени, во всяком случае на это указывали характерные заламывания рук и покачивания головы: так вызывают дождь, призывают духов, отводят болезни. Она не чужда обычных человеческих страстей и, выбрав лучшего из племени (Сергей Филин), на благо сородичей проделывает с ним все, что захочет. Племя-кордебалет в фиолетовых платьях-тюниках мечется в бешеном танце по сцене. Местами ритуальная пляска сбивается на обычные городские ритмы - степ, брейк и т. д., указывая на счастливое сосуществование традиции и новаторства.
А начинался вечер балетом Трэя МакИнтайра "Между небом и землей" на музыку "Kronos Quartet".
Танцовщицы в желтых и бледно-розовых тюниках и танцовщики в желтых просторных брюках на подтяжках жизнерадостно поведали о том, что взошло солнце, пришла весна, пришла любовь, зародилась дружба, забылись обиды. Интереснее всех танцевала солистка Большого театра Мария Александрова, поражая огромным полетным прыжком, превосходными шпагатами, уверенностью и легкостью дуэтных фраз. В паре с ней танцевал солист Большого театра Руслан Пронин. Оригинальное английское название балета совсем не такое полетное: в нем нет неба, но лишь "Мгновение перед землей". Фадеечев ищет символический смысл: "От земли мы уже оторвались, но высоту набрать еще предстоит".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Пт Май 06, 2005 11:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040601
Тема| Балет
Авторы| не указан
Заголовок| Искусство в одном месте
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20010406
Ссылка|
Аннотация| С ПЕЧАЛЬЮ наблюдаю я за развитием нездоровых страстей, бушующих в Большом театре империи и вокруг него.

Все смешалось в храме искусства. Рождественский, Швыдкой, солисты, кордебалет, критики, журналисты... И каждый дует в свою дуду: не ту ноту взяли, не так антраша выкинули. Можно подумать, сами знают, как именно надо. Подозреваю, просто выпендриваются, образованность показать хочут. А простому любителю прекрасного от всего этого одна головная боль.
Но есть, есть выход из тупиковой ситуации. Оглянемся вокруг без великодержавного пристрастия. И окажется, что бывшие наши провинции способны кое-чему научить высокомерную метрополию. Решительности, смелости, неординарности подходов.
Вот, например, Туркменбаши в очередной раз продемонстрировал, как надо кардинально решать назревшие проблемы национального развития. Своим указом он ликвидировал Туркменский театр оперы и балета. При этом, явно не желая выглядеть волюнтаристом и тираном, мудрый Туркменбаши глубоко обосновал свой сильный ход: "...нельзя привить туркменам любовь к балету, если у них в крови нет балета". Но и это не вся еще глубина. "Нельзя пытаться привить у себя возникшее в другом месте искусство, надо развивать свое национальное искусство. Я не понимаю балет, зачем он мне", - здраво рассудил Туркменбаши. И уж совсем попутно ликвидировал он госфилармонию, национальный ансамбль народного танца Туркмении и национальный центр эстрады и циркового искусства. Вместо них учрежден Центр, где будет "изучаться культура и искусство туркмен". Вот! Вместо разнузданного дрыгоножества и рукомашества - приличная умственность.
По-моему, грех не перенять столь позитивный опыт. И не только механически перенять, но и творчески развить. Вот, например, телевидение - оно ведь не нашего, не имперского корня будет. Черт знает кто его изобрел. Стало быть, нет его в нашей крови, значит, нечего за него и держаться. Другое дело - родимое радио. Радио, полагаю, можно оставить.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Ср Май 11, 2005 8:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040701
Тема| Балет, Театр танца Алексея Фадеечева и Нины Ананиашвили, премьера, "Между небом и землей", "Opus X", Пресоналии, Ананиашвили Н., МакИнтайр Т.
Авторы| Алена Антонова
Заголовок| Лососиное озеро
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010407
Ссылка|
Аннотация| Дан прием в честь Нины Ананиашвили.

В клубе-ресторане "Сан-Мишель" (что во дворе Театра им. Станиславского) прошел прием в честь балерины Нины Ананиашвили, организованный "Постмодерн-театром". Ужин был приурочен к двум мировым премьерам "Opus X" и "Между небом и землей" в постановке американских хореографов Стэнтона Уэлша (Stanton Welch) и Трэя МакИнтайра (Trey McIntyre) на сцене Театра оперетты.
Нина Ананиашвили и Трэй МакИнтайр приехали в ресторан последними. У входа уже было невозможно припарковаться. Охрана Театра им. Станиславского предложила поставить автомобиль Нины Ананиашвили прямо напротив входа. Звезд балета уже ждали гости - только близкие друзья. Миниатюрная и стройная госпожа Ананиашвили в почти кукольном черном костюме с короткими юбкой и пиджаком сразу прошла к столику и села рядом со своим мужем Гией Вешадзе. Высокий, загорелый тридцатилетний блондин в голубой рубашке и светлых брюках, звезда мировой хореографии сэр МакИнтайр, садясь напротив примы, поклонился гостям. Официанты нервничали, менеджеры зала строго, но незаметно отдавали указания: кому, что, в какой последовательности подавать. Были сервированы лосось в белом соусе с отварной морковью и свежими зелеными бобами, телятина со шпинатом, жареными огурцами, мелко нарезанными помидорами и маленькими печеными картофелинами, куриный салат с гренками, пили бордо и божоле. Первый тост за Нину Ананиашвили поднял друг балерины и ее супруга Борис Пастухов, вице-президент Промышленно-страховой компании, сидевший за соседним столом. Второй тост подняла сама Нина за дорогого гостя - сэра МакИнтайра. За одним столиком с госпожой Ананиашвили сидели вице-президент Альфа-банка Александр Гафин с супругой Натальей, гендиректор "Постмодерн-театра" Ирада Акперова, Андрей Слетов - глава финансово-промышленной группы "Альянс". За этим же столом ужинали танцоры балета Нины Ананиашвили, среди которых блистала женственностью и обаянием юная Мария Александрова. Сидевший за одним столиком с директором Театра оперетты Владимиром Тартаковским продюсер Евгений Болдин на банкете не задержался. Он поднял вместе со всеми первый тост, не стал подходить к госпоже Ананиашвили и тихо откланялся. В конце банкета вынесли большой белый бисквитный торт со свечами, приготовленный шеф-поваром по французским рецептам. В зале выключили свет и зажгли бенгальские огни. Друзья предложили госпоже Ананиашвили разрезать торт, но балерине не позволили пачкать руки официанты - разрезали сами. Виновница торжества лишь задула свечи. Из ресторана гости разъехались около двух часов ночи.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Чт Май 12, 2005 9:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040702
Тема| Балет, танец, "Класс экспрессивной пластики", Пресоналии, Абрамов Г.
Авторы| не указан
Заголовок| Теловыкрутасы от всей души
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20010407
Ссылка|
Аннотация| Они легко взбираются по стенам, зависают на люстрах, сворачиваются вчетверо, замирают в акробатических поддержках. Они то заворачиваются с ног до головы в замысловатые ткани, а то предстают во всей своей обнаженной соблазнительности. Этими теловыкрутасами артисты "Класса экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова уже десять лет будоражат столицу, а также ближнее и дальнее зарубежье. То, что их тело живет и процветает, показал и прошедший в столице фестиваль, посвященный десятилетнему юбилею коллектива. О том, как все начиналось и к чему пришло, рассказывает руководитель "Класса"

Полная обнаженка
- Геннадий, в твоих спектаклях артисты предстают иногда почти голыми. Они не боятся обнажаться, ведь вы выступаете в маленьких театрах, когда тело так и лезет в глаза?
- Нет, не боятся. Вообще публика захлестывается не просто от нагого тела, а когда оно становится частью представления, когда в обнаженности есть и смысл, и тайна. Именно обнаженное тело, а не голое.
- И какая тут разница?
- Обнаженное тело - это прекрасно, это скульптура, живопись. А голое - это когда на пляже. Голое тело неприлично, со всеми его комплексами и неуклюжестью. Многие это понимают и даже стыдятся на пляже раздеваться. Люди не следят за телом, когда видишь эти пляжные экземпляры, медузообразные, расползшиеся, - становится жутко.
- И как же надо за ним следить?
- Если человек хочет, он находит пути.
- Звучит очень пафосно. Находит путиЕ человеку нужно работать, кормить семью, крутиться двадцать четыре часа в сутки, где тут пути для тела? И потом, зачем следить, если человек не танцовщик, не спортсмен, не модель?
- Для жизни тела своего. А у человека нет любви к своему телу, тогда как вся цивилизация создана из этого тела. Но заниматься телом от ума - без толку. Сейчас полно всяких книг, как накачать мышцы, как похудеть и тому подобное - это все пустое.
- А как в "Классе" занимаются телом, и вообще с чего все начиналось?

Подняться куполом
- Однажды мы с режиссером Анатолием Васильевым увидели где-то за границей труппу авангардного танца. И решили, а почему бы и нам не рискнуть и не создать нечто подобное? Так при Школе драматического искусства был открыт "Класс экспрессивной пластики". Сейчас это самостоятельный творческий коллектив. У нас нет стабильного репертуара, но есть много экспериментальной работы. "Класс" держится на моем консерватизме и безрассудстве молодых ребят. Я ничего им не показываю, а пытаюсь их пластические идеи соединить со своим опытом и создать из этого спектакль. В спектаклях нет главного героя, а сам спектакль складывается на последнем этапе. Примерно так художник создает картину - сначала один набросок, потом другой, затем что-то еще, и потом получается произведение, которое, может быть, изначально задумывалось совсем другим. Все на интуиции. Это как у Ахматовой: "Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыдаЕ", так и здесь, не знаешь, какой мусор внутри человека рождает его пластику.
- Твой "Класс" - это только пластика?
- Нет, поскольку мои ребята умудряются еще и говорить.
- Но танца нет?
- Нет.
- А чем отличается движение от танца?
- Танец ритмически организован и музыкально квадратен. Это циклически повторяющиеся композиции: четыре-четыре, восемь-восемь, шестнадцать-шестнадцать. А еще танец отличает унифицированность. Исполнив несколько раз одно и то же движение в жестко организованном ритме, человек при повторах приходит к обобщению. Так, путем повтора рождались все знаменитые танцевальные движения. А пластика существует в плавающем ритме, исполнитель может держать четкий ритмический рисунок, а может и не придерживаться его. В пластике музыка не становится аккомпанементом, как в танце, а является состоянием, в котором работает артист.
- Как можно работать, ничего не показывая?
- А зачем показывать? Если я показываю, то ставлю актера в рамки определенной формы, а мне хочется, чтобы он сам добился этой формы. Тогда эта форма становится неожиданной не только для меня, но и для него. Мы вместе ищем эту форму с помощью самых разных тренингов. Скажем, что значит поднять грудь в современном танце? Это не поднять ее физически, а самому подняться над землей, подняться куполом, чтобы края грудной клетки ощущали гравитационное поле земли. Вчера, например, мои ребята ловили муху. Но как! Они ее ловили носом, подбородком, глазами. Да-да, глазами. Тут есть связь с индийским классическим танцем, где для глаз существуют шестнадцать движений и для головы - двадцать четыре.

Если долго мучиться
- У нас есть стреч-класс, невероятно мощный, технически сложный. Здесь движение не имеет предела, нет ограничения. Ни одного самого простого движения в этом классе выполнить идеально, до конца, невозможно.
- Тогда зачем так мучиться?
- В этом вся и прелесть, надо всегда стремиться к идеалу, который невозможно достичь. Тогда человек развивается. Когда борешься с хорошим противником, то растешь. А если в противники взята гравитация? И она ни на секунду не исчезает? Вот это борьба! Ты упади так, чтобы не было слышно, или упади так, чтобы зал вздрогнул от того грохота, которым разбилось твое тело о пол. Каждое движение имеет свой смысл, который нельзя изменить на противоположный. Вот мы с ребятами и стараемся дойти до этого смысла.
- А кто они, эти ребята, откуда приходят?
- С улицы. Младшая группа подобралась совершенно случайно. В Москве один артист набирал актерский курс. Ребят набрали, позанимались с ними месяца два, потом из-за финансовых проблем курс распался. И вот один лазутчик с этого курса пришел ко мне, а я набирал младшую группу. Смотрю я на него, а он не может пошевелить ни рукой, ни ногой. Я с ним и так, и эдак, ничего не понимает, я не выдержал, как закричу: "Ну, хоть руку-то ты себе можешь "оторвать"?" Тут он стал так вдохновенно отрывать собственную руку, что я его взял. Потом пришли еще четыре человека. И я решил: а что если с ними, зажатыми, невыразительными, попробовать? Сразу же дал им стреч, который заряжает энергией. Ты обратил внимание, что ребята не пьют энергию зала, а отдают? Это все стреч, он дарит энергию, в нем есть культовая природа. Ведь раньше в обрядах люди энергетически обогащали друг друга. И самое интересное, мои актеры через полчаса после выступления все могут повторить: отдав энергию, они ее в себе приумножают.

Рафинад танцу не товарищ
- Твоя труппа может выдержать не фестивальный, а ежедневный ритм жизни? То есть стационар, премьеры, касса?..
- В Вене мы играли пять спектаклей подряд, в Риме четыре, в Перуджио - четыре, в Неаполе - три, и актеры выдерживают. Мы играем много, а наши гастроли проходят при переполненных залах... К сожалению, у нас нет своего помещения. Но в то же время нас не интересует жесткий репертуар, как в Большом театре. Играть спектакль долго нам неинтересно. Нам интересно часто менять репертуар. А ведь Большой держит свои спектакли по 150 лет!
- И в чем тут тайна? Спектаклям Большого по 150 лет, а они все пользуются спросом...
- И Кабуки до сих пор популярен, хотя более древний, чем Большой театр. Балет Большого - это жестко сложившаяся движенческая и танцевальная система. На классике артисты совершенствуют свое мастерство. Но, к сожалению, сегодня классический танец в России рафинирован настолько, что в нем трудно развивается энергия человека. Чтобы энергия пробивалась через рафинад, танцевать нужно не мелодию, а ритм. И тут на помощь приходит современный танец, который апеллирует к ритму. Балет Большого должен держать современные спектакли, с другим, отличным от классического танца языком. Но, к сожалению, труппа не в состоянии исполнять их, поскольку ей не хватает знаний о сегодняшней культуре современного танца.
- Ей не хватает знаний не только о сегодняшней культуре танца, но и вообще о современной культуре. Они уникальны в своем консерватизме...
- Да, это печально. Ведь владение современным танцем позволяет артистам гораздо ярче исполнять и классическое наследие. Современность не разрушает традицию, а напротив, делает ее более выразительной. Сегодня певец, музыкант может исполнять Бортнянского, Баха, Моцарта, Шостаковича, Шнитке... А в балете - жуткая скука. Классику надо хранить, оберегать, но рядом с ней должна быть живая альтернатива - современный танец.

Долой учебники!
- Давай вернемся к телу не танцовщика, а обыкновенного человека. Как похудеть, как вернуть привлекательность?
- Не толстеть, думать о теле.
- Но если человек уже набрал вес? Что это? Конец?
- Не всегда конец, но часто конец.
- А спасение? Я так понимаю: это "Класс экспрессивной пластики", где молодые, красивые тела. Но с возрастом и эти тела потеряют свою упругость, обвиснут...
- У меня что-нибудь обвисло? А мне шестьдесят три года!
- У тебя - постоянный тренинг.
- Я ничего не показываю, у меня нет тренинга. Просто во мне кипит энергия. Душа - это энергетическое понятие. И тело обвисает не потому, что возраст, не потому, что время упущено, а потому, что утеряна связь души с телом. Знаешь, в чем трагедия "Саломеи" Уайльда? Не в патологической страсти Саломеи к Иоканаану. А в том, что Иоканаан - зрелый мужчина с детской душой, а Саломея - маленькая девочка с душой взрослой, испорченной женщины. Вот эта дисгармония и рождает трагедию: им необходимо обменяться душами...
У человека всегда конфликт души с телом. Душа подвижна, а тело неуклюже. Душа чего-то хочет, а тело - неспособно. Поэтому, когда ты спрашиваешь, каким образом нашим согражданам восстановить утраченную привлекательность, я отвечаю: никаким. У большинства людей нет потребности души в теле, а тело ничего не требует от души. Они живут в полном разладе - и счастливы. Тело жрет, а душа витает в каких-то купавах... Но когда душа обращается к своему телу и требует от него соответствия или тело завистливо смотрит на душу, потому что душа более подвижна, - тогда и наступает гармония. Когда человек это понимает, ему уже не нужны никакие учебники. Потому что лучший совет он находит у души, а лучшие средства - у самого тела. А все эти клубы, где занимаются культурой тела, бодибилдингом, - это не культура - это дисгармония. Это извращение природы - так наращивать мышцы; это мясокомбинат! И это ненормально по пропорциям. У древних греков не было культуристов, но их идеал человека, который мы видим представленным в скульптуре, и сегодня восхищает.

БАТМАН-АНЕКДОТ
Рудольф Нуреев отличался фантастической работоспособностью. Казалось, он не знал, что такое усталость, танцуя по всему миру более двухсот спектаклей в год. Такой же самоотверженностью отличалась и его партнерша Марго Фонтейн. И вот однажды Нуреев танцует с молодой канадской балериной Карин Кейн "Лебединое озеро". За один уик-энд они оттанцевали пять спектаклей "Лебединого". "Я знал, что вы сможете это сделать, - с гордостью сказал Рудольф Кейн. - У вас и у Фонтейн есть сила воли. Я родился только с двумя яйцами, а вы обе - с тремя".
* * *
Нурееву, чья сексуальная ориентация ни для кого не была секретом, приглянулся один танцовщик, которого отличали иные сексуальные пристрастия. На все притязания Нуреева артист отвечал отказом. Однажды Нуреев не выдержал и в сердцах воскликнул: "Как ты можешь отказываться - ведь ты никогда не пробовал и даже не знаешь, что это такое!.."
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Пт Май 13, 2005 9:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040703
Тема| Балет, танец, БТ, МТ, "Золотая маска", Пресоналии, Боярчиков Н., Панфилов Е., Пепеляев А, Баганова Т.
Авторы| Владимир Котыхов
Заголовок| ГРЕХ НЕ ДАТЬ ЭТОЙ "ДОЧЕРИ"
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20010407
Ссылка|
Аннотация| Через два дня национальная театральная премия "Золотая маска" найдет своих героев. Кто ими станет в области музыкальных спектаклей, можно только предположить, поскольку к сюрпризикам от "Маски" все давно привыкли.

Балетно-танцевальные вариации "Маски" начались с маленького скандала, а закончились большой скукой. Скандал преподнес самый капризный театр мира - Большой. А скуку - шебуршистые представители современного танца. Как кость в горле встал худруку Большого театра Геннадию Рождественскому балет "Дочь фараона" (хореограф Пьер Лакотт), поставленный при прежнем руководстве. Рождественский скинул глубоко за борт эту "Дочь", но эксперты "Маски" вытащили страдалицу из глубины и выдвинули на премию сразу по нескольким номинациям. Большой принял вызов и тут же нашел кучу фальшивых причин, чтобы не показать опальный спектакль на "Маске". И не показал. И тем не менее "масочное золото" отвергнутая "Дочь" может получить хотя бы потому, что Большой так расстарался, что грех его не пощекотать.
Не увидели в Москве и "Манон" Мариинского театра (хореография Макмиллана) - как оправдывались организаторы, по техническим причинам. Спасибо, что доехали до Первопрестольной "Драгоценности" Баланчина. Однозначно ничего не светит "Послеполуденному отдыху фавна" американца Роббинса (Большой театр). А вот кто может рассчитывать на премию по совокупности заслуг, так это Николай Боярчиков за "Фауста" (Театр оперы и балета им. Мусоргского, Петербург).
До зевоты скучным оказался раздел с лейблом "современный танец". С какой горячки и какая экспертная дама выдвинула на нацпремию "Высокорослые томаты" группы "Киплинг" (Екатеринбург), сказать трудно, но смотреть на это мучительно. Нудный текст, корявые тела, полнейшее отсутствие танца и множество трюков из студенческого КВНа. Тот же самый КВН в спектакле "Счастье" труппы "Игуан" из Петербурга, который тоже оказался среди выдвиженцев.
Не удивили новизной и фестивальные старожилы Евгений Панфилов (Пермь) и Александр Пепеляев (Москва). Панфилов уже не эпатирует публику лысым черепом и обнаженными гениталиями, он стал сентиментальным и многозначительным. А Пепеляев продолжает скрещивать текст, драматическую игру и танец. Его литературно-танцевальная энциклопедия пополнилась новым сочинением "Не там", в основе которого тексты Хармса.
Современного танца на нынешней "Маске" был перебор, а ярко прозвучал лишь "Кленовый сад" Татьяны Багановой. Здесь кричат болотные птицы и проплывает над сценой, подобно виллисе, привязанная к веревке девушка; здесь горловое пение шаманов и чувственные ласки героев, пронзительные паузы, от которых щемит сердце. Этому "Саду" хочется отдать все премии "Маски".
А что же опера пропела? Саратовский театр представил сюрреалистический триллер "Евгений Онегин" Чайковского (реж. Дмитрий Белов), где главным стал не Онегин и не Ленский, а почему-то призрак смерти, распевающий куплеты Трике. При этом Ленский представлен почему-то азиатом, а Онегин - стариком. Спектакль останется в истории "Золотой маски" как пример интересного замысла при некачественной его реализации.
Мариинка показала на сцене Большого два спектакля - "Золото Рейна" Вагнера и "Дон Жуан" Моцарта. "Золото Рейна" выдвинуто по всем основным номинациям: лучшая работа дирижера, лучшая режиссура, лучший исполнитель. Блистательное звучание мариинского оркестра под управлением Валерия Гергиева не оставило сомнений, что "Маска" в очередной раз придется впору маэстро. Хотя профессионалы далеко не однозначно восприняли гергиевское прочтение партитуры Вагнера, считая, что слишком быстрые темпы смазали артикуляцию текста и "замутили" фактуру. Номинант Виктор Черноморцев (Альберих) великолепен, да и весь ансамбль певцов показал высокую планку качества оперного спектакля, которую традиционно задает Мариинка. Чего не скажешь о режиссуре и сценографии (Йоханнес Шааф), чрезвычайно далекой от ремарок, которые сделал сам Вагнер.
Тем более неприятной неожиданностью стал "Дон Жуан", который в рамках гергиевских критериев кажется откровенной неудачей. Здесь и невнятность режиссерской концепции, и явный провал отдельных солистов. Самый обаятельный герой-любовник всех времен и народов неожиданно оказался хулиганствующим маньяком, которому подают на ужин девицу, сервированную виноградом. Вопреки всему этому исполнитель заглавной роли Евгений Никитин прекрасно исполнил свою партию и потому, как и Черноморцев, может рассчитывать на награду за лучшую мужскую роль.
Москва может рассчитывать на победу с геликоновской "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича. А премии могут быть отданы Борису Бертману за режиссуру и Анне Казаковой за лучшую женскую роль (Катерина Измайлова). Но кто отличился по полной программе, так это "Пиковая дама" (театр "Санкт-Петербургъ Опера"). Режиссер Юрий Александров поместил героев оперы Чайковского в исторический контекст ХХ века, круто замесив Первую мировую войну, Сталина, фильм "Свинарка и пастух", ленинградскую блокаду, придурка-психопата Германа, игорный дом с проститутками и новыми русскими. На выходе получилось претенциозное зрелище с фальшивым вокалом, враскосяк играющим оркестром и пошловатой демонстрацией соблазнительных форм старушки-графини (номинантка на лучшую женскую роль Елена Еремеева). Можно лишь в очередной раз посетовать на экспертов "Золотой маски", которые для "ассортимента" отбирают на фестиваль явную самодеятельность.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Сб Май 14, 2005 9:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040901
Тема| Балет, Уфимский театр оперы и балета, фестиваль, Пресоналии, Нуриев Р., Аверти К.
Авторы| Михаил Малыхин
Заголовок| Уфа за ценой не постоит
Где опубликовано| Експерт
Дата публикации| 20010409
Ссылка|
Аннотация| Рудольф Нуриев - самый весомый капитал Башкортостана в области культуры. В Уфе бог танца провел детство, здесь же в 17 лет дебютировал на сцене. Имя Нуриева вписало Уфу в контекст мирового балета. Благодарная республика устраивает фестивали памяти артиста. И делает это по-европейски: крепит свой престиж и стрижет дивиденды. Седьмые нуриевские торжества для республиканского Министерства культуры, Уфимского театра оперы и балета и Альфа-банка Башкортостана увенчались налаживанием культурных связей с Парижем.

Фестиваль стартовал 17 марта, в день рождения Нуриева, "Лебединым озером" (здесь его тоже ставил Юрий Григорович), а финишировал премьерой "Спящей красавицы", где в партии Авроры выступила солистка балета Опера де Пари Карин Аверти. Под руководством самого Нуриева она готовила Фею Сирени в его парижской постановке "Спящей", а потом танцевала в ней и Аврору. Когда ее пригласили в город, где начинал ее легендарный шеф, Карин Аверти тут же прибыла в Россию вместе с импресарио и поклонницей, которая удачно оказалась нынешней владелицей дома Нуриева на острове Сен-Бартельми в Карибском море.
Уфа - город балетный: хотя билеты стоили до тысячи рублей, на башкирско-французском вечере был аншлаг. Французская сказка Шарля Перро, которую француз Мариус Петипа и галломан Александр Всеволожский в 1890 году с помощью музыки Чайковского превратили в роскошный балет, в Уфе блистала французской утонченностью. Аверти продемонстрировала танец, где на первом месте не яркая техника, а нюансы, ясная отделка деталей, сверхвыразительная музыкальность, - и зал взорвался овацией.
Французская прима получила за спектакль гонорар в соответствии с мировыми стандартами. А что получит Уфа? Не так-то уж и мало: местную Аврору - Гульсину Мавлюкасову, крепких солистов, крепкий кордебалет и постановку Шамиля Терегулова, подавшего хореографию Петипа в известной редакции Константина Сергеева, дорогие декорации москвички Аллы Коженковой, напоминающие те, что были у Петипа-Всеволожского. Бюджет "Спящей" - около 3 млн рублей, втрое больше, чем у любого другого спектакля. Ради престижа Уфа за ценой не постоит.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Пн Май 16, 2005 10:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001041101
Тема| Балет, Театр танца, премьера, "Между небом и землей", "Opus X", Персоналии, Ананиашвили Н., Фадеечев А.
Авторы| не указан
Заголовок| Театр Танца между землей и небом
Где опубликовано| Аргументы и Факты
Дата публикации| 20010411
Ссылка|
Аннотация| "БОЖЕСТВЕННАЯ!" - говорят о великой балерине. О Нине Ананиашвили так не скажешь. И не подумайте, что этими словами я ставлю под сомнение ее выдающийся талант.

Напротив, Нина Ананиашвили - балерина новой формации, это героиня нашего времени. Четкий, энергичный, инициативный человек в жизни и безукоризненный профессионал на сцене. Над ее искусством зрители не рыдают, но ее мастерству рукоплещут бесконечно. У Нины много замечательных качеств, и одно из них особенно ценно - это почти миссионерская забота о молодых артистах балета. Балерина, которая работает на сценах всего мира, считает, что наши прекрасно обученные танцоры должны попробовать себя в разных танцевальных школах у разных по стилю хореографов, раскрепостить тело и фантазию. Благодаря этому отечественный балет станет ярче, а праздников у российских балетоманов будет больше.
Подтверждением этой мысли стали две премьеры Театра Танца Алексея Фадеечева. Нина танцует в балете "Opus Х". Его поставил молодой австралийский хореограф Стэнтон Уэлш, известный московскому зрителю по балету "Green". Хореография неожиданна даже для многоопытной Ананиашвили (я уж не говорю о кордебалете), и это чувствовалось на премьере. Основа "Опуса" - современная пластика и "восточно-западная" музыка японца Леонардо Это. "Опус" - балет чувственный, полный сексуальной энергетики, его ритмы должны "заводить" и танцоров, и зрителей. Это балет о "современных амазонках", о женщинах, сильных телом и духом, о женщинах, которые побеждают. "Наболело, видать, у хореографа", - вздохнул кто-то в зале.
Постановку Трэя МакИнтайра "Между небом и землей" Нина увидела в Хьюстоне. Балерина была покорена и уговорила хореографа повторить ее в Москве. И теперь мы можем понять порыв Нины. Это радостное, игривое, остроумное зрелище о любви, пронизанное теплым светом, замешенное на африканской музыке, что само по себе приятный сюрприз на фоне современной депрессивной хореографии.
Да и само название балета, как заметил Алексей Фадеечев, довольно точно отображает нынешнее положение Театра Танца (который появился на свет в декабре 2000-го): им приходится решать земные проблемы, но мечтают они о высоте.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Вт Май 17, 2005 4:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001041102
Тема| Балет, танец, БТ, МТ, "Золотая маска", Персоналии, Вишнева Д., Белоголовцев Д., Самодуров В., Панфилов Е., Пепеляев А, Баганова Т.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| В балете все спокойно
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010411
Ссылка|
Аннотация| В номинации "Балет" интрига завершилась еще до начала фестиваля.

Большой театр, следуя вкусам своего нового руководства, уклонился от показа "Дочери фараона" француза Пьера Лакотта (Pierre Lacotte), хотя балет был выдвинут по четырем номинациям ("Лучший спектакль", "Лучшая работа хореографа", лучшая женская и мужская роль). Мариинский театр снял с дистанции свою "Манон" (хореография Кеннета Макмиллана), мотивируя это тем, что спектакль не помещается на сцене Театра оперетты, а в фестивальной афише Большого для него не нашлось места. Однако в той же Оперетте ту же "Манон" в свое время показывал Королевский балет Великобритании. Так что отговорка Мариинки означала, что театр сам принял решение, какой из его спектаклей больше достоин "Маски". В результате на конкурс попали "Драгоценности". Этот разностильный спектакль - самый неровный из всех петербургских балетов Баланчина: изысканная роскошь "Изумрудов" не получилась, джазовые "Рубины" вытягивает лишь живость Дианы Вишневой, и лишь вполне академичные "Бриллианты" достойно венчают триптих. Однако отсутствие какой-либо конкуренции (слабый "Фауст" Николая Боярчикова выдвинут как единственный представитель отечественной хореографии, а представленная Большим театром миниатюра Джерома Роббинса "Послеполуденный отдых фавна" за монументом Мариинки просто была не видна) обрекало "Драгоценности" на победу. Так же как Диану Вишневу - из-за травм Ульяны Лопаткиной она осталась единственной претенденткой на "Маску". Мужчин жюри не поощрило вообще - и поделом. Роль Фавна у премьера Большого Дмитрия Белоголовцева смехотворно мала, петербуржец же Вячеслав Самодуров совсем не блистал в партии Рубина. Дело, однако, не в состязании и призах, а в том, что из года в год и номинантами, и лауреатами "Маски" оказываются постановки мировой классики. Если в эту компанию и затесывается русский хореограф со своим оригинальным творением, он заранее обречен на поражение. Это все равно, как если бы в драматическом театре "Кошка на раскаленной крыше" Тенесси Уильямса соревновалась бы с какой-нибудь "Коровой" Надежды Птушкиной, причем жюри оценивало бы прежде всего качество текста. Положение тут безвыходное: последние годы русский балет развивается за счет шедевров почивших иностранцев - мертворожденные опусы отечественных корифеев жизни не прибавляют. Остается только ждать - либо постановок современников-иностранцев, либо внезапных удач россиян. Первое вероятнее: скоро Мариинский театр покажет эксклюзивную постановку живого классика Джона Ноймайера (John Neumeier), а вот возобновлений Баланчина в текущем сезоне не наблюдалось. В современном танце жизнь, напротив, так и кипит - представлено аж семь соискателей. Однако к новорожденной номинации (современный балет участвует в "Золотой маске" всего второй раз) эксперты относятся слишком снисходительно: на фестиваль попали откровенно слабые работы. Для академиков из жюри "современный танец" - дело темное. Критерии тут размыты, и судьи руководствуются личным вкусом и конъюнктурными соображениями. Именно поэтому никто из наблюдателей не мог предсказать результаты в этой номинации, хотя среди разношерстной семерки безусловным лидером был "Кленовый сад", представленный "Провинциальными танцами" из Екатеринбурга. В изумительно выстроенном, язычески красивом спектакле хореография, режиссура, сценография, свет и звук слились в редко достижимом единстве. Этот "Кленовый сад" почему-то распилили: ему достались две "Маски" - отдельно за хореографию (Татьяне Багановой), отдельно за декорации и костюмы (Ольге Паутовой и Виктории Мозговой). А приз за "лучший спектакль" получили "Зарисовки с натуры" челябинского Театра современного танца. Эту эклектичную серию этюдов на голой сцене (акробатика плюс контактная импровизация плюс народный танец плюс пение плюс текст плюс курение плюс игра в карты плюс приличная физподготовка артистов) при желании можно было счесть "хореографией", но уж спектаклем - едва ли. Объяснить такое решение можно лишь тем, что прежние лидеры - Евгений Панфилов и Александр Пепеляев - явно сдали свои позиции. Сотворить нового кумира из Багановой (в прошлом году она уже получила "Маску" за хореографию "Свадебки") жюри не захотело. В результате поощрили крепких уральских работяг.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Ср Май 18, 2005 12:15 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001041103
Тема| Танец, "Золотая маска", "Балет толстых", Персоналии, Панфилов Е., Адасинский А.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Новация пошла вразвес
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010411
Ссылка|
Аннотация| Победил "Балет толстых"

Название номинации следовало бы изменить - на "Маргиналы", что ли. А то "новация" выглядит какой-то свалкой: сюда попадает все, что не уместилось в традиционные жанры.
В прошлом году эксперты затруднялись в основном с оперой. В этом запутались с классификацией бессловесного движения. В результате "новацию" представляли два шоу: красивое костюмно-этнографическое "Арвайден" из Владикавказа, которое за театральное явление не признали (в утешение постановщица, сценограф и художник по костюмам Виола Ходова получила от жюри спецприз - тоже в виде "Маски"), и "Бабы. Год 1945" из Перми в исполнении "Балета толстых" и постановке Евгения Панфилова. А также два пантомимных спектакля - "Imitator dei" Доктора Да (театр "черноеНЕБОбелое") и "Suiside in progress" петербургской труппы "Дерево" Антона Адасинского, прописанной в Дрездене. Ничего особо "новаторского" никто из номинантов не явил. Однако именно на территории "новации" игру перевели из области эстетики в сферу, скажем, этически-нравственную. Задолго до конца фестиваля мрачноватые, но увлекательные эскапады Адасинского и Доктора Да "общественное мнение" фестиваля объявило "бездуховными", а авторов спектаклей как бы полушутя заклеймили "сатанистами". "Охота на ведьм" завершилась призывами искать "гуманизм" и "нравственность". Под это определение формально подходил только один спектакль - "Бабы. Год 1945", построенный на таких закоренелых штампах советской патриотической эстрады, что их успели даже подзабыть. Если бы эту топорную агитку исполняли изможденные артистки балета, говорить было бы не о чем. Однако без фронтовых мужиков истово маялись цветущие тетки, каждая по пять-шесть пудов. Тетки были трогательные, но оставляли ощущение неловкости: автор шоу явно стебался - и над темой, и над хореографическими стереотипами, и над своими актрисами, исполняющими избитый текст с первозданной свежестью. Этого стеба объединенное музыкально-драматическое жюри предпочло не заметить и, сконцентрировавшись на "гуманизме", наградило "Баб". Объясняется это просто. Евгений Панфилов - один из главных неудачников "Золотой маски": пермский "отец авангарда" номинировался из года в год, и каждый раз награда проплывала мимо него. Сначала потому, что соревноваться ему приходилось с балетом и силы были неравными. А когда современный танец выделился в отдельную номинацию, стало понятно, что время Панфилова безвозвратно ушло. Представленные в этом разделе панфиловские "Прекрасные дамы маркизов и русских князей" оконфузились. Отпустить же без "Маски" вечного номинанта было неловко. Компромисс нашли, сочтя его "Баб" "новацией" лишь за то, что весят они не пятьдесят, а сто килограммов и плачут настоящими слезами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Чт Май 19, 2005 9:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001041104
Тема| Танец, балет, "Золотая маска", Персоналии, Панфилов Е., Ходова В., Вишнева Д., Самодуров В., Белоголовцев Д., Баганова Т., Паутова О., Мозговая В., Пона О.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Хореография
Новаторство не осталось незамеченным
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20010411
Ссылка|
Аннотация| Старейшина отечественного современного танца Евгений Панфилов, номинировавшийся практически на всех "Золотых масках", наконец-то получил вожделенную награду.

Простодушные "Бабы. Год 1945" "Балета толстых" легко переиграли претенциозно-заумных "Suicide in progress" ("Дерево") и "Imitator dei" ("черноеНЕБОбелое"). Пермский новатор "вырастил" новый театр - своего рода балет наоборот, и доказал, что дородные артистки-любительницы могут двигаться на сцене ничуть не хуже танцоров с идеальными пропорциями тела. Один из спецпризов жюри музыкального театра достался художнице Виоле Ходовой из Владикавказа. Ее театр "Арвайден" также проходил по разделу "новация", что было несколько странно, представление по мотивам старинных обрядов напоминало традиционные выступления ансамблей песни и танца. Но эффектные костюмы, сочетающие народные орнаменты с авангардными формами, произвели на судей неизгладимое впечатление, и они нашли компромиссное решение. В области балета и современного танца судьям не долго ломать голову. После того как еще до начала фестиваля из программы выпали "Дочь фараона" (Большой театр) и "Манон" (Мариинский театр), у "Драгоценностей", также представленных Мариинкой, не осталось серьезных конкурентов. И в том, что именно этот спектакль получит "Маску", не сомневался никто. Премия досталась и солистке Диане Вишневой. Но один "неуд" "Драгоценности" все же получили - партнеру Вишневой Вячеславу Самодурову награда не досталась. Не присуждена "Маска" и солисту Большого Дмитрию Белоголовцеву, номинированному в невыигрышной крохотной роли Фавна. Премию за лучшую работу хореографа второй год подряд получает Татьяна Баганова ("Провинциальные танцы", Екатеринбург). Ее "Кленовый сад" (его художники Ольга Паутова и Виктория Мозговая тоже получили награды) - единственный танцевальный спектакль нынешней "Маски", отвечающий мировому уровню современной хореографии. Чего не скажешь о челябинских "Зарисовках с натуры", отмеченных "Маской" в номинации "Лучший спектакль современного танца". Танцевальные номера и житейские сценки с перекурами, перебранками и перебрасыванием в картишки, выглядели как несмешные карикатуры. Быть может, однообразные будни работяг, изображенные Ольгой Пона, напомнили судьям "Золотой маски" их собственный нелегкий труд, и они прониклись к челябинскому спектаклю вполне понятным сочувствием.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Пт Май 20, 2005 11:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001041601
Тема| Танец, балет, "Золотая маска", Персоналии, Баланчин Дж, Вишнева Д., Баганова Т., Пона О., Пепеляев А.
Авторы| Александр Соколянский
Заголовок| Все хорошо, кроме главного
Где опубликовано| Експерт
Дата публикации| 20010416
Ссылка|
Аннотация| Фестиваль "Золотая маска"

...
Балет и танец
Решение жюри по балету было вполне предсказуемым. Заодно удалось утешить Мариинский театр, потерпевший неудачу в опере. Балет "Драгоценности" Джорджа Баланчина в Мариинке можно критиковать часами, но вся правда в том, что у этого проекта в России (по крайней мере в рамках "Золотой маски") просто не было конкурентов. Казалось просто странным сравнивать с баланчинским блокбастером изящную миниатюру "Послеполуденный отдых фавна" Джерома Роббинса (Большой театр) или доморощенного петербургского "Фауста" Николая Боярчикова (поставленного в Театре им. Мусоргского). Разумеется, главной балетной "драгоценностью" фестиваля был признан Баланчин, а балерина Диана Вишнева - "рубин" из спектакля Мариинки - пополнила свою и без того солидную коллекцию международных наград национальной "Золотой маской" пробы 2001 года.
Если с балетом на фестивале все было ясно практически до начала конкурсного просмотра (впрочем, казалось, что все ясно и в опере), то решение по конкурсу современного танца вызвало недоумение.
Современный танец на фестивале "Золотая маска" был выделен в отдельную номинацию совсем недавно - всего год назад. Однако круг фаворитов фестиваля к тому времени уже вполне сформировался. В отличие от оперы, балета и драмы ядром модерн-данса стали не москвичи и не петербуржцы, а творцы с Урала. Вот и на этот раз приз за лучший спектакль современного танца увезла с собой в Челябинск хореограф Ольга Пона, показавшая в Москве свои "Зарисовки с натуры". Трудно было не заметить, как изменился ее пластический язык после недавней стажировки в Амстердаме: жесткий, энергичный стиль, изобретательно выстроенный ансамбль и четкие геометрические формы танца отличали ее работу от многих других представленных в конкурсной программе - но по форме и содержанию спектакль челябинского хореографа оказался довольно заурядным. Критики прочили награду другой работе - спектаклю "Кленовый сад" екатеринбургского хореографа Татьяны Багановой. Он отличался прежде всего цельностью формы и зрелищностью древних языческих культов. Однако собственно хореография в "Кленовом саде" оттеснена на второй план различными театральными придумками вроде ритуальных сцен с прищепками, которыми девушки пристегиваются за волосы к мертвому дереву, или поедания с двух концов морковки, приводящего к поцелую, - между тем Баганова была названа именно лучшим хореографом. Странным оказалось и то, что в числе номинантов во время церемонии не была даже названа постановка "Не там" московского театра "Кинетик" Саши Пепеляева, тем паче что этот показанный в основной конкурсной программе конструктивистский спектакль мог вполне претендовать на одну из наград "Маски". В стройной концепции спектакля "Не там" видны не просто высокий, но мирового класса профессионализм танцовщиков и не только изобретательность, но и интеллект хореографа.
Что ж, фестиваль "Золотая маска" приучил нас считать, что главное на нем - это сам фестиваль, а не решения жюри.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Пн Май 23, 2005 9:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001040301
Тема| Танец, «Золотая маска», Персоналии, Пономарев А., Панфилов Е., Адасинский А., Арюпин Д., Солтан М.
Авторы| Дина Годер
Заголовок| Толстых любят все
Где опубликовано| Итоги
Дата публикации| 20010403
Ссылка| http://www.itogi.ru/paper2001.nsf/Article/Itogi_2001_03_30_150158.html
Аннотация| На фестивале "Золотая маска" показали спектакли, претендующие на премию в номинации "Новация"


Представление "Балета толстых" Евгения Панфилова "Бабы. Год 1945" - скорее, эффектное шоу, чем театральные спектали (Фото: Михаил Гутерман)

Впервые премию за "Новацию" на "Золотой маске" дали два года назад - забавно, что новизна была почти вековой давности: награду получила "Победа над солнцем" Крученых, где Александр Пономарев пытался реконструировать спектакль футуристов. На следующий год в программе уже утвердили специальную "новационную" номинацию (приз получил Евгений Гришковец), тогда же возникла негласная договоренность экспертов и жюри считать этот конкурс чем-то вроде резервации для спектаклей, которые непонятно по каким законам судить, а отметить хочется. В первую очередь для тех, что проваливались в щели между жанрами, когда не разберешь: драма это, опера или танец.
В этом году новацией решили посчитать все то, что не разговаривает (весьма символично для литературоцентристского русского театра). Выдвинуто было четыре спектакля, очень естественно складывающихся в пары: Suicide in progress живущей в Германии, а прежде питерской группы "Дерево" и Imitator Dei московского маленького театра "черноеНЕБОбелое", "Арвайден" северо-осетинского театра под тем же названием и "Бабы. Год 1945" "Балета толстых" Евгения Панфилова из Перми.
Suicide Антона Адасинского и Imitator Доктора Да представляют маргинальный и редкий у нас, но очень распространенный в Европе тип "черного" (в смысле инфернально-мрачного) пластического театра. Существовавшая довольно долго мода на такие спектакли на Западе уже прошла, но поклонников у них еще достаточно, особенно среди молодежи, тянущейся к мрачной философичности. Тем более, что эти театры любят даже на программках напечатать какие-нибудь свои многозначительные высказывания или цитаты. "Дерево" так даже опубликовало текст под названием "Манифест" о том, что "человек находится в состоянии войны с миром, его породившим" и целый ряд цитат вроде: "...Вы верите в Бога? - Что вы имеете в виду...?" - из интервью Антона Адасинского". Доктор Да (это театральный псевдоним Дмитрия Арюпина) в программке не был так нахален, но тоже написал патетический текст о человеке, который "потерялся в тысячах своих отражений".
Театр "Дерево", давно и вполне коммерчески успешно существующий в Германии и иногда привозящий свои премьеры в Питер (отчего, видимо, и сочли возможным представлять Suicide как российский спектакль), более интересен, когда он вспоминает, что вышел из полунинских "Лицедеев", и делает полуклоунские спектакли типа Once (его на этом фестивале показывали в программе для продюсеров Russian case). Сами актеры "Дерева" (двое мужчин и две женщины) - бритые наголо, тренированные - очень выразительны. Но смотреть полтора часа кряду на бесконечные макабрические построения и извивы, на то, как через ряды бедных зрителей тащат голого актера с привязанным к причинному месту колокольцем и он изображает человеческие страдания, а живописный Адасинский выступает настоящим дьяволом... На то, как бегает в белом какая-то придурковатая шутиха с ангельскими крылышками, и дует ветер, и ползет дым, и падает черный "снег", и мерцает "адский" красный свет, и гремит музыка... Воля ваша - сил нет.


Обрядовое действо северо-осетинского театра "Арвайден" (Фото: Михаил Гутерман)

Театр "черноеНЕБОбелое", возникший давно, никуда не уезжал, у него есть круг поклонников, но в Москве, не имея своей базы, он играет редко - чаще ездит на фестивали, успешно встраиваясь в существующую там конъюнктуру. Мрачная фантазия Дмитрия Арюпина находит замечательный материал в невероятно пластичной актрисе Марчелле Солтан. В Imitator Dei она играет одна, превращаясь из урода, подвешенного за шею на каких-то трубках, словно высасывающих из него кровь, в какое-то кривляющееся бесформенное существо, похожее на черного шута, потом в женщину, у которой на наших глазах вырастает и пульсирует огромный живот, потом во что-то, похожее на птицу. Вокруг в темноте фосфоресцируют и скрежещут страшные механизмы. Арюпин считает, что его произведения интерпретировать невозможно, но более всего они похожи на антиутопию, сделанную в ужасе перед бесчеловечным техническим прогрессом. Хаос после цивилизации. Снова гремящая музыка, мертвенный зеленоватый и "адский" красный свет, снова дым, ветер, взмывающие вихри резаной бумаги и т.д. Бог знает, кого тут режиссер считает имитатором Бога - странное многоликое существо или себя.
Следующая пара спектаклей при всем внешнем несходстве, безусловно, представляет жанр, никогда еще в "Маске" не участвующий, - шоу.
"Арвайден" ("Небесное зеркало") из Владикавказа презентует себя как "обрядовое действо" и в красивом буклете описывает выразительные осетино-аланские древние обряды - от рождения, сезонных праздников и игр до смерти, которые якобы в несколько обработанном виде и будут показаны в спектакле. На самом деле очевидно, что никакой аутентичности, которая так актуальна в сегодняшнем искусстве, в спектакле и в помине нет. Представление такого рода следует называть "театр моды", то есть слегка театрализованное тематическое дефиле. И то, что ослепительно красивые актеры, напоминающие манекенщиков, немного танцуют, не делает это холодное шоу более похожим на обряд. Виола Ходова - одновременно руководитель театра, автор спектакля и, что самое главное, его оформления, сумела выжать максимум эффектов и экзотики из еще не раскрученной на поп-сцене древней осетинской культуры. Спектакль с его геометрическими черно-красно-золотыми костюмами очень идет нарядному красно-золотому залу Малого театра. Говорят, что на Эдинбургском фестивале это шоу зрители тоже принимали благосклонно. Неудивительно.


Инфернальный Suicide In Progress группы "Дерево" (Фото: Владимир Луповской)

Евгений Панфилов - один из самых знаменитых (и самых ругаемых) в России современных хореографов - когда-то придумал свой "Балет толстых" именно как коммерческое шоу. Тогда его частная труппа "Балет Евгения Панфилова" никак не могла заработать себе денег на жизнь. Вот и появилась идея сделать шоу толстух, которое постепенно превратилось во вторую труппу Панфилова (на этой "Маске" "Балет Евгения Панфилова" тоже показывает свою постановку в номинации "Современный танец"). О чем спектакль "Бабы. Год 1945", объяснять не нужно. Об этом самом. Без слов, но очень литературный, без всякой высоколобой "бессюжетчины": и бумажки-письма бабы читают, и под победный марш шагают. Умилительно смотреть, как стокилограммовые русские красавицы в платочках клонятся березками и порхают, и, конечно, все то, что у них получается неуклюже и смешно, выглядит еще трогательней. Панфилов, как всегда, склонен к пошлости: и вот перед скромными толстухами проплывает такая же величавая красавица в чем-то ослепительно голубом, со сверкающим кокошником и коромыслом, - как олицетворение мечты. Для шоу такого рода это, может быть, даже уместно. Самое поразительное при этом, что "Баб" своих Панфилов "не поставил, а создал любящим сердцем, преданным своей великой Родине" безо всякого юмора. И пафос этот во всей России понимают, принимают. И плачут. Любят у нас толстых. Вполне возможно, что их же и главной "Новацией" сочтут. Не все же тощим торжествовать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3039

СообщениеДобавлено: Вт Май 24, 2005 10:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001041701
Тема| Танец, CandoCo, Персоналии, Мойжес М., Дандекер С., Маклей Э., О`Брайен В., Элкинс Д., де Фрутос Х.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Балет равных возможностей
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010417
Ссылка|
Аннотация| До того как дать безгонорарное представление в Москве, труппа побывала в Волгограде. Там, помимо гастролей, артисты CandoCo провели недельный семинар по двум реабилитационным программам: медико-социально-психологической и творческой.

Последняя состояла в создании десятиминутного спектакля. Его участниками стали пятеро волгоградцев в инвалидных колясках. Их отобрали на специальной дискотеке для инвалидов, которую вдохновительница проекта Маргарита Мойжес провела в день святого Валентина. Родившийся на семинаре мини-спектакль будет показан на волгоградском фестивале современного танца. Подобную группу собираются сформировать и в Москве.Несмотря на название (can do - "можешь сделать"), для британской труппы важна не столько социальная адаптация артистов, сколько творческое самовыражение.
Глава CandoCo Селеста Дандекер (Celesta Dandaker) настаивает, чтобы сценическую продукцию компании оценивали по гамбургскому счету, а артистов воспринимали как обычных танцовщиков: "Мы хотим примкнуть к мейнстриму, а не быть маргиналами". Совсем нелегко счесть "мейнстримом" танцующих паралитиков и отделить естественное восхищение силой духа артистов от трезвой оценки увиденного. Если сделать такое усилие, придется признать, что из четырех инвалидов профессиональными артистами выглядят только двое - мощный Эндрю Маклей (Andrew MacLay) в инвалидной коляске и грациозная бывшая спортсменка Велли О`Брайен (Welly O`Brien), семь лет назад потерявшая ногу. Столь же неравноценными оказались и две предъявленные работы - просто потому, что не равны дарования самих хореографов. "Обгоревший на солнце" американца Дага Элкинса (Doug Elkins) - дискотечная череда незатейливых соло, дуэтов, трио и квартетов на музыку групп Beach Boys и Talking Heads - приправлена грубоватым юморком, что должно подчеркивать оптимизм исполнителей. Особенности артистов хореограф эксплуатирует с какой-то шокирующей тупостью - чего стоит хотя бы эпизод, в котором лишенная кисти девушка продевает между ног партнера свою культю. Во всех этих подтанцовках-перехватах-перебросках-перетаскиваниях профессионально уязвимыми выглядят не только люди "с ограниченными физическими возможностями", но и трио артистов с возможностями неограниченными. Исключение - отличный дуэт гибкой, сильной, темпераментной Велли О`Брайен и ее партнера. Венесуэлец Хавьер де Фрутос (Javier de Frutos) не побоялся поставить спектакль об эротических страстях обездоленных. Пластика "Последнего представления" - дискретная и лихорадочная, как у оживших манекенов,-уравнивает всех членов труппы. Тут все обделены, все агрессивны и все нуждаются друг в друге. Томный юноша с гибким и чувственным телом, нижняя часть которого упрятана в деревянный куб, провоцирует взрывы сексуальной энергии: паралитики соскальзывают с колясок и с чудовищной быстротой ползком пересекают сцену, одноногая девушка обвивается змеей вокруг своего кумира. Просветленным рефреном проходят три разных адажио у постамента - изощренно-сладострастный танец рук, голов и торсов. Эту работу смотреть тяжело. Но, вероятно, надо. Во всяком случае, "сумевшим сделать" ее англичанам публика устроила овацию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика