Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2001-07
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3364

СообщениеДобавлено: Пн Авг 15, 2005 9:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001072101
Тема| Балет, МТ, проекты, Персоналии, Вихарев С.
Авторы| Юлия Яковлева
Заголовок| Вслед за "Спящей" разбудят "Баядерку"
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010721
Ссылка|
Аннотация| Мариинский театр объявил о планах на будущий сезон.

Главным событием уже сейчас можно назвать архивную реконструкцию "Баядерки" хореографа Мариуса Петипа и композитора Людвига Минкуса: премьера балета состоялась в 1877 году. Прецедент уже есть - двухлетней давности "Спящая красавица", приближенная к версии 1890 года.
"Спящая красавица" чуть не привела к скандалу. Руководителя реконструкции Сергея Вихарева обвиняли в варварстве, театр - в разбазаривании денег и глумлении над советским прошлым. Патриотам мерещилась злокозненная рука Запада: проект был заточен под гастроли в Нью-Йорке. Что, впрочем, объяснялось прозаично: бюджет постановки был слишком велик для домашнего лабораторного опыта."Красавица" съездила в Америку успешно, потом показалась в Лондоне. Успех предприятия подвиг Валерия Гергиева на следующий шаг. Вряд ли он будет сопровождаться таким же накалом страстей. "Баядерка" принадлежит золотому балетному запасу. Но при этом является как бы бастардом в дружной семье классических шедевров. Ценность старинных спектаклей в ХХ веке определяли прежде всего музыкой. Белая кость и голубая кровь - это "Спящая красавица" и "Лебединое озеро" Чайковского, "Раймонда" Глазунова, "Жизель" Адана, "Коппелия" Делиба. Музыку же к "Баядерке" написал Людвиг Минкус, очень популярный, востребованный и уважаемый в балетном сообществе, но за его пределами навсегда скомпрометированный работой в низком жанре: в XIX веке балет был наравне с опереттой одним из главных слагаемых мировой поп-индустрии. Продуктом этой индустрии была и "Баядерка", знойная мелодрама (любовный треугольник, брак по расчету, убийство соперницы, явление призрака, разрушение преступного дворца), в смысле индийского колорита богато обыгрывающая зрелищность иллюстрированного журнала "Нива". Балетные факиры, плюшевые змеи, картонные слоны, позлащенные идолы, девушки с гирляндами, девушки с веерами, девушки с попугаями, холщовые расписные Гималаи, брамины и курильницы с опиумом в то время эффективно играли роль телепередачи "Вокруг света". Вопрос о художественной ценности "Баядерки" в перспективе решила работа хореографа: в послужном списке Петипа "Баядерка" - безусловный шедевр.В ХХ веке над якобы неприкосновенным золотым фондом сильно потрудились хореографы-редакторы. Резкое вмешательство в балеты Чайковского, Глазунова или Адана поднимало под ружье бдительную музыкально-балетную общественность: границы творческого осмысления классики все-таки существовали. Но в балетах-бастардах (помимо "Баядерки" это "Дон Кихот", "Пахита" и "Корсар") был узаконен любой криминал против авторских прав: за полноценных авторов ни Минкуса со товарищи, ни самого Петипа здесь не считали. Именно эти балеты искалечены сегодня сильнее прочих. В "Баядерке" ампутирован последний акт - развязка любовной истории храмовой танцовщицы и знатного воина. Обломки его, свадебное grand pas изменника с индийской царевной, рачительно вставлено во второй акт. В дивертисмент добавлены номера. Пара прыжковых кусков перепала и главному герою. Повсеместно деформирован танцевальный текст. Некоторый перелом наметился в 1970-х. Хореограф Федор Лопухов, самый авторитетный мыслитель советского балета (к тому времени он, в частности, был один из последних, кто вживе видел Анну Павлову), смело провел параллель между "Баядеркой" и "Преступлением и наказанием" Достоевского. Безусловно, смехотворную: мол, и там и там преступника настигает возмездие. Но дело сделал - балетное сообщество устыдилось. К "Баядеркам" стали цеплять хвост, срисованный со старинного спектакля: землетрясение разрушало храм, под его обломками гибли и знатный воин, и царевна-невеста. В России это можно видеть в Большом театре (редакция Юрия Григоровича) и петербургском Театре имени Мусоргского (редакция Николая Боярчикова). Но в принципе ничего не изменилось.В Мариинском театре тоже есть "Баядерка" советского образца, того самого, по которому клонировали спектакль в России и на Западе. Но опорой реконструкции станет не она. Как и в случае со "Спящей красавицей", главный источник танцевального текста - нотация, сделанная в начале ХХ века режиссером балетной труппы Николаем Сергеевым. Ныне она хранится в театральной коллекции Гарвардского университета. Расшифровать ее должен Сергей Вихарев. Декорации и костюмы будут восстанавливать по эскизам и фотографиям (их предоставит Театральный музей), будут использованы некоторые декорации нынешней "Баядерки", единственного балетного спектакля Мариинки, где частично скопировано оформление императорских времен. Как и в случае со "Спящей красавицей", ориентация на будущие гастроли в Нью-Йорке не скрывается: вытянуть в одиночку столь амбициозный проект сегодня не в силах даже относительно богатая Мариинка.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3364

СообщениеДобавлено: Пн Авг 15, 2005 9:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001072601
Тема| Балет, МТ, гастроли, Персоналии, Гергиев В., Лопаткина У., Зеленский И., Вишнева Д., Рузиматов Ф., Аюпова Ж., Цискаридзе Н.
Авторы| Андрей Оленин
Заголовок| Лондонские гастроли Мариинки - занавес опущен
Балет англичанам понравился, опера - нет
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20010726
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2001-07-26/7_mariinka.html
Аннотация| На прославленной сцене лондонского Роял Опера Хаус, больше известного как Ковент-Гарден, завершились гастроли балетной и оперной трупп санкт-петербургского Мариинского театра.

Давно в английской столице не наблюдалось такого ажиотажа среди поклонников хореографического и вокального искусства. Все сильные мира сего, оказавшиеся в первую половину лета в Лондоне, посчитали своим долгом посетить спектакли, которые давали питерские артисты. Так, на "Спящей красавице", открывавшей гастроли Кировского балета, в перерыве между вторым и третьим актом я нос к носу столкнулся с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном. "Где Валерий?" - судя по обращенному к нам вопросу, главный международник планеты Земля хотел выразить свое восхищение руководителю Мариинки Валерию Гергиеву (которого хорошо знает). И вообще от звезд мировой политики и искусства, находившихся в ходе гастролей в красавце-зале Ковент-Гардена, буквально рябило в глазах.
Балетная труппа Мариинки, являющаяся частым гостем английской столицы (последние гастроли состоялись здесь летом прошлого года), была, как всегда, на высоте положения, продемонстрировав такое мастерство, что многие английские балетные критики при встрече со мной просто разводили руками. И это английские эксперты, которые обычно довольно строги и скупы на похвалу. Хвалили солистов, кордебалет, оркестр, сами постановки. Если во время весенних гастролей балета Большого театра успех шел по нарастающей, то в случае с Мариинкой овации зрителей и восторженные рецензии специалистов сопровождали все гастроли начиная с первого спектакля. Особенно досталось солистам - Ульяне Лопаткиной и Игорю Зеленскому, Диане Вишневой и Фаруху Рузиматову, Жанне Аюповой и специально приглашенному на эти гастроли из Москвы Николаю Цискаридзе (последний из-за травмы пропустил гастроли Большого, в котором является ведущим солистом, а теперь наверстал упущенное).
Обозреватель "Санди таймс" Дэвид Дугилл в статье под недвусмысленным заголовком "До свидания, мои любимые" подвел итоги выступлений Кировского балета в Роял Опера Хаус, где писал, что очень больно и тяжело расставаться с выдающимся коллективом на целый год - из этих слов можно догадаться, что и в будущем году труппа, уже несколько лет возглавляемая Махарбеком Вазиевым, вновь станет гостем британской публики. Дэвид Дугилл особо подчеркнул, что Мариинка привезла в Лондон исключительно разнообразный репертуар: от классических постановок "Лебединого озера", "Спящей красавицы", "Корсара" до современных по стилю спектаклей в хореографии Джорджа Баланчина и Кеннета МакМиллана, и проявила себя в полном блеске, а в чем-то и превзошла саму себя. При этом британский журналист не просто пел дифирамбы солистам, но разбирал по полочкам работу кордебалета и оркестра, дав им тем не менее высший балл.
Что же касается гастролей оперной труппы Кировского театра, то здесь, несмотря на успех у зрителей, мнения местных критиков явно разошлись. Для одних интереснейшая программа, привезенная Валерием Гергиевым, состоявшая из шести опер Дж. Верди и его же "Реквиема", стала истинным открытием. Другие же с немалой долей скепсиса восприняли выступления санкт-петербургских вокалистов. Критики-музыковеды проявили редкую солидарность в негативной оценке новой постановки "Бала-маскарада", мировая премьера которого состоялась 13 мая в Санкт-Петербурге, посчитав спектакль откровенной неудачей Мариинки. Довольно прохладно отнеслись они и к прозвучавшей на сцене Ковент-Гардена "Аиде".
Немало было и других спорных точек зрения. В частности, проскользнула мысль о том, что у питерских вокалистов хорошо получаются лишь оперы русских композиторов - Петра Чайковского, Модеста Мусоргского, Сергея Прокофьева. Касаясь нынешней программы, привезенной Мариинским театром, английский критик Хью Кэннинг писал: "Для Гергиева это выглядело поистине "золотым" шансом - ведь нынче в мире наметился острый кризис по части исполнения опер Джузеппе Верди. Итальянские певцы, которые ранее были законодателями моды в оперных спектаклях на музыку великого итальянского композитора, сегодня решили отойти на "территорию бельканто" и предпочитают петь в операх Россини, Беллини, Доницетти, где больше в почете вокальная "гибкость", техника, нежели сильные, "крепкие" голоса". По мнению музыковеда, надежды на то, что артисты Мариинки смогут достойно заполнить эту нишу и проявить себя в полном блеске, не оправдались.
Оценки оценками, но даже при сверхкритическом настрое местных газетчиков большинство из них не могли не признать, что оперная труппа Мариинского театра - одна из лучших в мире, а от неудач не застрахован никто.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3364

СообщениеДобавлено: Вт Авг 16, 2005 9:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001072801
Тема| Балет, Мюнхенский балетный ансамбль Фонда Хайнца Бозеля, гастроли, «Дни Баварии в Москве», Персоналии, Бозель Х., Вернон К., Сули Д., Занелла Р.
Авторы| АЛЕНА ЗУБОВА
Заголовок| Балет укрепил мир и дружбу
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20010728
Ссылка|
Аннотация| Мюнхенский балетный ансамбль Фонда Хайнца Бозеля приехал в Москву ради единственного выступления.

В первом отделении концерта на сцене Театра имени Моссовета молодые немецкие танцоры исполнили два коротких современных балета. Второе отделение полностью отдали камерному балету "Москва", показавшему слабенький дивертисмент из классических номеров. Над сценой висела громадная растяжка «Дни Баварии в Москве».
Зал был наполнен до отказа - этому сильно поспособствовали бесплатные пригласительные билеты. Зато немногочисленные представители прессы недоумевали по поводу полного отсутствия программок и пресс-релизов, переспрашивая друг у друга написание незнакомых фамилий.
Участники балетного ансамбля Фонда Хайнца Бозеля еще учатся. Класс усовершенствования Мюнхенской балетной академии готовит две программы в год, стараясь приглашать балетмейстеров разных стилистических направлений. Проблемы звездных гонораров решает фонд, существующий на пожертвования. Он назван именем талантливого танцовщика, умершего от лейкемии в 1975 году. Хайнц Бозель был партнером примы баварского балета 60-80-х годов Констанции Вернон (Constanze Vernon), ныне возглавляющей балетную академию Мюнхена.
Балетмейстер-новичок в программе оказался только один. Молодой француз Даниель Сули (Daniel Soulie), недавно окончивший Мюнхенскую балетную академию, представил "Партитуру" на музыку Иоганна Себастьяна Баха. Пунктуальный, но ученический опус, грамотно варьировавший приемы свободного танца и среднеевропейского модерна.
Автор второго балета Ренато Занелла (Renato Zanella) лучше знаком московским балетоманам (худрук балетной труппы Венской оперы время от времени ставит для нашей блуждающей звезды Анастасии Волочковой). "Все это вальс" - едкая издевка над расхожими балетными приемами и штампами. Под бодрую музыку Иоганна Штрауса (кстати, не только вальсы, но и польки и галопы) кружились на пуантах лукавые дивы. А их кавалеры, очень похожие на диск-жокеев, скакали вприпрыжку во весь опор. Не успевал кто-нибудь вырваться на сцену - тут же удирал за кулисы. Конечно, только затем, чтобы через миг вернуться для более развернутого танца. Но обманки в начале каждого эпизода разоблачили себя слишком быстро. А легкий художественный беспорядок, возведенный в основной принцип, оказался не чем иным, как искусной маскировкой технических недостатков. В системе координат, придуманной Занеллой, ценятся женская обольстительность и мужская брутальность. И элементарность, низведенная до "раз-два-три". Когда юная красавица дает отворот-поворот очередному приставале, совсем неважно, какой у исполнительницы прыжок. Может, ее совсем не научили прыгать и правильно тянуть носок. А может, так надо.
Понятно, что собирали публику не так уж и для балета - не столько знакомить зрителей с новым искусством, сколько "крепить мир и дружбу между народами". В Театре имени Моссовета не отступили от протокола. Балетам предшествовали торжественные речи высоких чинов как с баварской, так и с московской стороны. В итоге все очень походило на госэкзамен в балетной школе, последнее усилие перед наступающими летними каникулами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3364

СообщениеДобавлено: Вт Авг 16, 2005 9:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073101
Тема| Балет, Персоналии, Барышников М.
Авторы| ДИНАРА АЙДАРОВА-АГАПИ
Заголовок| МИХАИЛ БАРЫШНИКОВ ИЗРАСХОДОВАЛ УМЕНИЕ ТАНЦЕВАТЬ
Но уверен, что с классическим балетом все будет в порядке
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20010731
Ссылка|
Аннотация| Самым ярким выступлением на 33-м международном фестивале танца в Генуе, в котором участвуют Морис Бежар, Десмонд Ричардсон и другие, было выступление Михаила Барышникова и его труппы "Белый дуб - танцевальный проект".

Сейчас Барышников - олицетворение признания успехов русской балетной школы. За осуждением, когда в 1974 году 26-летний Михаил из Торонто направился не в Ленинград с Кировским театром, а в Нью-Йорк, покорять Запад, стлался шепоток зависти и восхищения его успехами.
Суперизвестность одного из наиболее высокооплачиваемых танцоров, борьба лучших мировых театров за то, чтобы заполучить его на свою сцену.
Внимание голливудских продюсеров, выход фильма "Белые ночи", где Михаил играет самого себя, фильмы "Динозавры" с Джином Хэкманом, "Танцоры", за который он был представлен на "Оскара".
Барышников выступал не только солистом "Нью-Йорк Сити бэллей", но и в течение девяти лет был директором труппы Американского балетного театра. Все это дало западным журналистам право называть Михаила Барышникова легендарным и великим.
Америку Барышников считает второй родиной. Не дававший ему в Советском Союзе покоя талант, рвавшийся за пределы амплуа романтических принцев и не находивший полного применения в репертуарных рамках Кировского театра, одна из причин, склонивших его к решительному шагу - бежать, воплотился на Бродвее, в пользовавшейся экстраординарным успехом постановке пьесы Франца Кафки "Метаморфозы".
Но послушный инструмент тела, парившего в захватывающих дух прыжках, в умопомрачительной точности сверхнауки только Барышникову подвластных вращений, использованный в безумной гонке карьеры без тормозов, сказал "нет". В сорок четыре года Михаил Барышников попрощался с классическим балетом. "Наибольшим моим талантом всегда было умение танцевать, но я его израсходовал, может быть, мне осталось 2-3 года. После трех операций коленной чашечки и ахиллова сухожилия придет день, когда в репетиционном зале я отдам приказ своему телу, а оно мне не ответит ничем, кроме боли", - заявил он в 1993 году в Милане.
7,5 тыс. акров земли на границе Флориды и Джорджии, населенных 600 экземплярами редких животных, среди плантаций белых дубов, дали название труппе, основанной Барышниковым и Марком Моррисом - скандальным анфан тэрибль хореографии. В труппе нет премьеров, превосходство отдается группе, с которой сливается Барышников.
О богатстве балетного рисунка, едва очерченного в трех мини-балетах "Белого дуба", можно лишь подозревать: шаги, скольжения и пробежки, невысокие прыжочки, намеки на равновесия и вращения, и вот уже почти за кулисами полет балерины в настоящем жете. Похоже на разминку. Лучше дело обстоит в балете-дуэте "Аргумент", "любовном объяснении" Михаила и Эмили Коэтс, где дают себя знать прежние совершенные барышниковские линии. Игра! Игра в балет. Наконец-то пришло на ум подходящее слово для определения сегодняшнего танца балетного супергероя.
"Пиккадийос" - пятый балет в хореографии Морриса в программе, соло сломанной трогательной куклы, на исходе завода, только глубокий внутренний накал, ничего от прежней технической энергии танца Барышникова. Выразительный язык - механика шагов и жестов, полное их соитие с музыкой. В этом мини-моноспектакле можно приблизиться к открытию тайны непостижимого обаяния Барышникова. С дистанции сцена - зал: ему 20 лет.
Когда после представления он появился на банкете, стали видны и морщины, и седины, и юная обезоруживающая улыбка избалованного, капризного, но милого и ранимого ребенка. Михаил Барышников категорически не дает интервью, это записано в его контракте, и публикуя его ответы, я рискую вызвать гнев бога танца. Заранее прошу снисхождения.
- В России вас потеряли из виду. Вы уже полжизни прожили в Америке, но связь с Россией чувствуете?
- Нет. Я космополит.
- А где вы живете постоянно?
- В Нью-Йорке.
- Почему вы отказываетесь от интервью?
- В каждой стране я даю интервью, когда нужно продать билеты, но если я нахожусь в Италии, даю итальянской прессе, а французской не даю.
- С тех пор как вы уехали, в России многое переменилось. Вас это как-то волнует? Притягивает?
- Это долгий разговор.
- Давайте поговорим.
- Нет времени.
- В Россию не собираетесь переезжать?
- Нет, не собираюсь.
- Как поживает классический балет после вашего с ним прощания? То, что вы от него отвернулись, не говорит о его ненужности? Ваши сегодняшние танцы отдают пресыщенной небрежностью. Не хотелось бы иногда прибегать к бальзаму классики?
- Мне это надоело, и дело не в форме...
- Вы в прекрасной форме.
- Меня это больше не интересует. Но думаю, с классическим балетом все будет в порядке, вы будете ходить на вашу "Спящую красавицу".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10614

СообщениеДобавлено: Вт Авг 16, 2005 5:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073201
Тема| Балет, Балет, Театр балета Бориса Эйфмана, "Русский Гамлет", Персоналии, Б. Эйфман, Д. Гуданов, М. Александрова, Д. Белоголовцев, Е. Кузьмина, И. Марков, А. Галичанин
Авторы| Ольга ГЕРДТ
Заголовок| Секс, ложь и видимость
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20010705
Ссылка| http://www.vremya.ru/2001/117/10/11561.html
Аннотация| «Русский Гамлет» вернулся в Большой

В Большом театре продолжаются гастроли санкт-петербургского Театра Балета Бориса Эйфмана. Большую часть спектаклей -- «Пиноккио», «Мой Иерусалим», «Дон Кихот, или Фантазии безумца» -- в Москве уже показывали. Из новинок -- премьерный «Мсье Мольер и Дон Жуан», а также «Русский Гамлет» -- спектакль, который мы знали по версии Большого театра, а теперь увидели в исполнении артистов Эйфмана.

«Мольер» и «Гамлет» -- одного поля ягоды, в том смысле, что это спектакли о двойниках. После долгого периода иллюстраций известных литературных произведений Эйфман начал сам сочинять либретто, выбирая сюжеты, в которых реальные исторические персонажи повторяют судьбу своих литературных или сценических двойников: балерина Ольга Спесивцева уподобляется страдалице Жизели («Красная Жизель»), композитора Чайковского в предсмертном бреду окружают герои его балетов («Чайковский»), а императора Павла Первого («Русский Гамлет»), как и злосчастного принца датского, терзает тень убиенного отца и нелюбовь императрицы-матери.

«Русского Гамлета» Эйфман поставил в Большом еще при бывших руководителях -- Владимиру Васильеву хотелось чего-нибудь отечественного и патриотического, а Алексей Фадеечев считал, что артистам не вредно расширять лексикон, общаясь с хореографами-современниками. Эйфман устраивал всех. Особенно публику.

В интерьер Большого, разодетый в пурпур и золото, «Русский Гамлет» вписался легко. Перевернутый купол Исаакиевского собора (сценограф Вячеслав Окунев) -- символ расколовшейся империи, превращавшийся по ходу дела то в будуар, то в овальную дворцовую лестницу, то в сцену для «Мышеловки», прекрасно рифмовался и с люстрой, и с царской ложей. Парчовый шлейф императрицы (символ «золотого века»), в котором путались и тонули фавориты Екатерины и за который цеплялся в финале затравленный наследник Павел, приводил публику в восторг. Как и прочие сцены с обильным использованием декоративных тканей -- голубого прозрачного полотна в брачную ночь наследника, черного савана, медленно поглощавшего сидящую на троне императрицу... Все эти спецэффекты в сочетании с грубо нарезанными, но шлягерными (вроде «Лунной сонаты») фрагментами из Малера и Бетховена действовали безотказно.

Проблема состояла в том, что артисты не очень поверили, что смысл зрелища только в этом. Просто раздираться в шпагатах, разбрасывать конечности, повторяя форму корявой свастики, неистово лупить себя по ляжкам, прыгать с поджатыми коленями и падать, разбивая грудную клетку, им показалось мало. Как теперь выяснилось, артисты Большого вложили в «Гамлета» куда больше умственного труда, чем того требует замысел автора. Вместо того чтобы расставлять энергетически значимые восклицательные знаки и многоточия, они сочиняли «образы», стараясь даже внешне походить на известных исторических персонажей.

В Большом Гуданов-Павел, Александрова-Императрица, Белоголовцев-Фаворит пытались своих персонажей понять, полюбить и даже простить. Артисты Эйфмана -- Елена Кузьмина-Императрица, Игорь Марков-Наследник, Альберт Галичанин-Фаворит -- психологией не занимаются. Они позируют и символизируют, куда тоньше чувствуя, к примеру, как солдафонским жестам и вульгарным позам в любовных сценах придать возвышенный и даже метафорический смысл. Видимость для них важнее правды чувств. Императрица, сидящая на плечах Фаворита, не просто засовывает голову возлюбленного под юбку -- она решает таким образом его судьбу. Она не просто, как славно написал коллега-рецензент, «по-всякому обжимает ногами трон», а любит империю и власть больше, чем сына и мужчин. Потому что «имперская любовь» от простой человеческой тем и отличается, что ею занимаются исключительно на троне -- в процессе борьбы за власть.

Теперь понятно, что имел в виду хореограф, который остался не очень доволен качеством исполнения своего спектакля в Большом. Дело не в технике, а в простодушной и по-своему уникальной способности артистов Театра Балета Бориса Эйфмана придавать пошлости и дурновкусию статус высокой поэзии.

«Русского Гамлета» в Большом показывают завтра, 6 июля. Премьеру, балет «Месье Мольер и Дон Жуан», -- 7 и 8 июля.


Последний раз редактировалось: Наталия (Чт Авг 02, 2007 4:29 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10614

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 14, 2005 11:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073202
Тема| Балет, Музыкальный театра Станиславского и Немировича-Данченко, Персоналии, Т. Чернобровкина
Авторы| А. ФИРЕР
Заголовок| КАРМЕН, НЕ ПОХОЖАЯ НА ПЛИСЕЦКУЮ
Где опубликовано| «Вечерний клуб» № 27 (1450)
Дата публикации| 20010713
Ссылка|
Аннотация|

Имя Татьяны Чернобровкиной на афише Музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко - всегда украшение. Неотразимая красота, царственная осанка, естественность линий. Выходит на сцену — смотришь только на нее. Прирожденная прима!
В ее репертуаре — вся классика. Но даже если бы оно не станцевала ничего, кроме «Лебединого озера», этого было бы достаточно, чтобы о ней говорили как о явлении.
В Саратовском хореографическим училище ее с самого начала выпускали солистку.
В труппе Саратовского театра оперы и балета она хотела танцевать буквально все. Правда, в кордебалете не прижилась: не умела держать линию как все.
Никого не копировать — это у Чернобровкиной в крови. Майя Плисецкая, благословив ее на партию Кармен, сказала: «Как хорошо, что ты совсем не похожа на меня!»
В отличие от Кармен, в жизни Татьяна человек в высшей степени сдержанный. Если не считать балета, главный предмет ее сегодняшних забот — двухлетний сын. Он доставляет немало хлопот и маме, и папе - сценическому партнеру Татьяны Дмитрию Забабурину. Увидев на экране телевизора какой-нибудь балетный спектакль, Тимофей всех артистов называет папами и мамами.
А мама, сама такая маленькая и такая хрупкая, дома совсем не похожа на своих героинь, мощно, магически вобравших в себя силу и судьбы миллионов женщин. И лишь попадая на сцену театра, которому она на удивленье так верна, каждый раз рискованно уходит в чужую жизнь, не разбирая, сколько в зале балетных фанатов, а сколько случайных чайников. Потому что однажды увидев танцующую Чернобровкину, любой зритель полюбит ее навек.


Последний раз редактировалось: Наталия (Чт Авг 02, 2007 4:34 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10614

СообщениеДобавлено: Пт Июл 20, 2007 3:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073203
Тема| БТ, Руководство, Реконструкция
Авторы| Нинна Агишева
Заголовок| Страсти под портиком Бове
Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов о грядущих переменах в театре
Где опубликовано| Московские новости № 27 за 2001 год
Дата публикации| июль 2001
Ссылка| http://www.mn.ru/issue.php?2001-27-29
Аннотация|

Генеральный директор Большого Анатолий Иксанов о грядущих переменах в театре

Уход Геннадия Рождественского с поста художественного руководителя Большого театра вновь привлек пристальное внимание к ситуации внутри коллектива, породил массу разных суждений по поводу его дальнейшей судьбы. Об этом и о грядущей реконструкции Большого, затрагивающей отнюдь не только его стены, с генеральным директором театра Анатолием Иксановым беседует обозреватель "МН" Нина Агишева.

- Геннадий Рождественский в передаче Евгения Киселева "Итоги" подробно рассказал о причинах своего решения, не раз упоминая и ваше имя. Вы хотели бы прокомментировать его выступление?

- Нет, и это принципиальная позиция. Хотя коллектив как раз полагает, что я должен высказаться. Но я не считаю возможной подобную общественную перепалку, наносящую непоправимый вред репутации театра. Сейчас это вообще крайне распространено - вот передо мной газета "Вечерний клуб", где напечатано открытое письмо ##2## артистов Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, полное разного рода претензий. В своем комментарии газета просит высказаться общественные организации и в том числе вашего покорного слугу. Ни за что! Сегодня, в эпоху Интернета, когда ты сказал слово и уже через час его читают в Нью-Йорке и во всем мире, любой рабочий конфликт, если предать его огласке, создает впечатление, будто в театре развал, катастрофа и так далее. Под вопросом оказываются зарубежные гастроли и еще многое - даже из этих соображений, из элементарного чувства самосохранения этого нельзя делать ни в коем случае. Да и когда дискуссии в прессе решали спорные ситуации в каком-либо коллективе?
Если говорят: "Здесь плохо все", а взамен ничего не предлагают, это, по-моему, или предательство, или решение каких-то личных проблем. Возможен только конструктивный разговор. Меня восхищает, например, своей корректностью поведение Владимира Васильева, который ни одного плохого слова не сказал о театре, потому что это его дом. А уж у него, кажется, не меньше поводов обижаться.
Большой театр сегодня, конечно, в сложном положении - хотя бы потому, что он создавался совершенно в другую эпоху и по другим законам. Это был театр тоталитарного режима. Как этот мощный организм с минимальными потерями ввести в новые экономические условия, как ему жить в другом государстве - вот вопрос, вот тема для самых широких дискуссий. А сегодня в прессе слова "Большой" и "скандал" - это едва ли не синонимы.

- И все-таки, как вы считаете: уход Рождественского - это потеря для театра в творческом отношении?

- Конечно, это огромная потеря, если Геннадий Николаевич откажется дирижировать конкретными спектаклями театра или быть постановщиком очередной премьеры. Но его уход в качестве художественного руководителя - это не только не потеря, а наоборот. Он музыкальный гений, человек энциклопедических знаний, но не руководитель театра. Это вообще разные таланты.

- А как же Валерий Гергиев, успешно их совмещающий?

- Гергиев, как и Георгий Товстоногов в свое время, - редчайший случай сочетания творческого и менеджерского дарования. Они оба - строители театра. Чем Товстоногов отличался от других режиссеров (помимо спектаклей, разумеется)? Тем, что он сам говорил: я коллекционирую гениев. Гениями должны были быть завпост, художник, завлит - и он находил таких людей! Поэтому так долго Большой драматический был знаменит и сейчас, уже после смерти Георгия Александровича, продолжает жить. Такие люди появляются редко, может быть, раз в сто лет, и уповать на их приход по меньшей мере наивно.

- То есть вы за четкое разделение внутри театра функций творческих и организационно-производственных?

- Конечно. Кто отвечает в первую очередь своей головой за творческий процесс? Конечно, творец, художник. Сегодня он называется - главный дирижер и музыкальный руководитель, вчера - генеральный художественный директор. Но это все равно один человек. Что касается назначенного на должность главного дирижера Александра Ведерникова, оптимизм у меня вызывают следующие обстоятельства: он молод, заряжен на успех и в состоянии работать с утра до ночи. Он человек современный и не обременен опытом советской эпохи - вырос и состоялся уже в иных условиях, включая жизнь за рубежом, активную концертную деятельность. Во время нашей первой встречи мы оба были очень осторожны, но к концу стало понятно, что говорим мы об одном и том же и на одном языке, одинаково думаем про то, от чего театр непременно должен отказаться.

- А от чего он должен отказаться?

- От совковости, от стереотипов, которые так сильны именно здесь. Потому что традиции, опыт старшего поколения в творческом отношении - это очень важно, но в области менеджмента все совсем иначе. Груз старого опыта в этом плане сегодня очень мешает, а это влияет и на художественные процессы. Ведь любой творческий проект существует не в безвоздушном пространстве, он должен подкрепляться организационно, финансово. Как сделать, чтобы знаменитому артисту, звезде было интереснее выступать у себя дома, а не за рубежом? Для этого нужны деньги. Где их взять? Нужны новые механизмы привлечения этих денег. Это модернизация системы продаж, благодаря чему наши доходы уже значительно увеличились, спонсорский отдел, попечительский совет, участие театра в разного рода коммерческих проектах.
Большой всегда был огромной империей со своими домами отдыха, поликлиникой и так далее. Раньше все это финансировалось государством, а сегодня эта нагрузка ложится на театр, на его внебюджетные доходы. В то время как средства театра в первую очередь должны быть направлены на создание спектакля и его прокат. Но вот сейчас я возьму и откажусь от этих топящих нас структур - что скажет коллектив? Пришел новый директор и разрушил то, что не им было нажито. Поэтому сейчас мы пытаемся сделать из них филиалы, которые в итоге должны перейти на самоокупаемость.
Если говорить о том, что мешает не внутри, а извне, то это действующее трудовое законодательство. Оно, по моему убеждению, вообще тормозит всю нашу экономику.

- А как будет происходить реконструкция театра, которую его почитатели ожидают не без страха?

- Без этой реконструкции ни о каких серьезных творческих перспективах Большого говорить невозможно. Хочется надеяться, что через четыре года - по оптимистичным прогнозам - в обновленное здание придет уже новый, сильно изменившийся театр. Каким будет здание? Мы - за реставрацию зрительской части театра и за полную реконструкцию его сценической части. Проигравший в свое время тендер на эту работу союз "Реставрация" сегодня активно борется с нашим планом, используя все те же дискуссии в прессе: не дадим перенести портик Бове, лучше на двадцать метров углубиться под Большой театр и так далее.
Тем не менее филиал, вспомогательный корпус, уже строится. Когда это здание будет готово, мы туда переедем - по плану осенью 2002 года. И с 1 января 2003 года основное здание Большого закроется на ремонт. В филиале каждый вечер будут идти спектакли, происходить премьеры - все как обычно. Потом он станет идеальной площадкой для творческих экспериментов. Не может Большой жить по технологиям 1856 года. "Ковент-Гарден", например, в три раза увеличил площади своей закулисной части, и другие зарубежные театры тоже активно реконструируются.

- Если говорить о знаменитых мировых театрах, подобных Большому, то чей опыт для вас предпочтительнее, на кого бы вы хотели равняться?

- Ни на кого, потому что есть специфика России, русской культуры, традиций репертуарного театра. Но все это надо совместить с западными условиями организации и проката спектаклей, в частности с так называемой кассетной репертуарной системой, когда один и тот же спектакль идет если и не десять раз подряд, как в "Ла Скала", то хотя бы пять раз в месяц через день. Это дает возможность приглашать на это время самых лучших исполнителей, дирижеров. В опере сегодня лучшие солисты ездят по всему миру, и надо оказаться хотя бы в орбите подобного круговорота. Для этого мы с Ведерниковым решили создать специальную группу людей, которые будут планировать приглашение звезд на конкретные спектакли. Мы вообще опаздываем с планированием - пока что-то решим, нужный солист уже связан другими обязательствами.

- Вы родились и долгое время работали в Петербурге. Сильно ли отличается от московского питерский театральный климат, проще или тяжелее вам приходится в столице?

- Проблемы в сущности одинаковые, хотя в Москве намного больше денег и в связи с этим возможностей.

- Тем не менее, по моим наблюдениям, петербургские театры все-таки держат некую творческую планку, ниже которой не опускаются, тогда как в Москве возможно все.

- Думаю, что это тоже проблема больших денег - в Питере просто меньше возможностей уйти от чистого творчества в коммерцию. Хотя есть и причины другого порядка - этические нормы там и здесь все-таки различаются. В Петербурге считается неприличным вслух говорить о том, что вот на этом спектакле надо заработать деньги, в Москве об этом заявляют открыто. Питерский стиль исключает диктат, стучание кулаком по столу и тому подобное - в Москве более жесткая манера общения. Хотя это и добавляет в кровь адреналина.
Хотим мы того или нет, Большой театр - своего рода символ нашего искусства, внимание к нему огромное, и это не всегда помогает творчеству. Но работа продолжается: Юрий Григорович, чье "Лебединое озеро" идет с огромным успехом, будет восстанавливать свою "Легенду о любви", Ролан Пети поставит балет по "Пиковой даме", над "Тщетной предосторожностью" в хореографии Аштона будет работать бригада из "Ковент-Гардена". Юрий Александров из Петербурга вместе с Александром Ведерниковым к концу следующего сезона выпустят "Хованщину" Мусоргского.


Последний раз редактировалось: Наталия (Чт Авг 02, 2007 4:34 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10614

СообщениеДобавлено: Ср Июл 25, 2007 5:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073204
Тема| Балет, Персоналии, Н. Цискаридзе
Авторы| Александр Щуплов
Заголовок| Иголка принцессы Дианы
На Госпремию Николай Цискаридзе купил мебель
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 13.07.2001
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2001-07-13/7_needle.html
Аннотация|

Несмотря на свою юность, солист балета Большого театра Николай Цискаридзе уже довольно именит: самый молодой Народный артист России, дважды лауреат "Золотой маски", в День независимости России получил Государственную премию.
Николай Цискаридзе родился 31 декабря 1973 года в Тбилиси. В 23 года он стал заслуженным артистом России. Сегодня он - звезда Большого театра, народный артист России, обладатель многих наград: от хореографического приза "Душа танца" (по номинации "Восходящая звезда") в апреле 1996 года до Государственной премии России, врученной ему в июне 2000 года (см. "НГ" от 16.02.01 и 15.06.01). Альберт в "Жизели", Джеймс в "Сильфиде", Ферхад в "Легенде о любви", все это - Николай Цискаридзе. Сегодня солист Большого живет в Москве, в собственной квартире на Комсомольском проспекте.
- Для начала давайте определимся, как вас называть для наших читателей - как в жизни, или "с отчеством", или официально "господин Цискаридзе"?

- Дома меня зовут Ника. Для русскоязычных я - Коля (так меня называют и на работе), но в некоторых инстанциях меня называют Николай Максимович. Это, правда, очень приятно, но как-то не вяжется с моим возрастом - 27 лет.

- Должен ли художник заниматься политикой? У нас сейчас в Думе сидят несколько питомцев муз: кинорежиссеры, артисты, певцы...

- Наверное, и такие люди должны быть. Лично я не чувствую в себе склонности к этому. Но если люди имеют к этому способности, почему бы нет? Рональд Рейган - бывший актер...

- ...Билл Клинтон играл на саксофоне.

- Лично для нас играл: когда в 1995 году мы с училищем ездили в Америку, он на приеме сыграл нам на саксофоне... А вообще нет ни одного известного в мире президента или королевы, перед которыми я не танцевал.

- Какой король или президент вам показался лучшим зрителем?

- Принцесса Диана. По протоколу она не имела права выделять кого-то из артистов. Но после выступления ко мне подошла ее переводчица и сказала: мол, принцесса отметила ваше выступление, и вам будет передан от нее букет, который она не может преподнести лично по соображениям протокола. К букету была приколота карточка с именем принцессы Уэльской. У меня где-то сохранилась и карточка, и даже иголочка, которой она была приколота.

- Иголочкой принцессы никого не укалываете? Все-таки такая честь - быть уколотым иголкой самой принцессы Дианы!

- Говорят, у меня достаточно колкий язык. Так могу уколоть...

- Коля, вы политикой интересуетесь?

- Я стараюсь, конечно, смотреть телевизор. Мне достаточно тяжело вникать во что-то. Для меня политика - шахматная доска, на которой все время что-то меняется. Я и в театре-то не успеваю понять, как у какого директора называется должность. Честное слово! Боюсь все время перепутать эти названия.

- Начальство надо знать не только в лицо, но и по должности!

- Клянусь вам, я половины начальников не знаю. У меня иногда бывают такие смешные ситуации: думаю - передо мной директор, а оказывается совсем другой человек. А из правительства я знаю, что мэр Москвы - Юрий Лужков, потому что много раз видел Юрия Михайловича на наших спектаклях или приемах.

- А кто президент России, вы знаете?

- Конечно, знаю - Владимир Владимирович Путин. Он тоже бывал на моих спектаклях, а я - в Кремле на новогоднем приеме. Еще видел Касьянова, даже был ему представлен в ложе. А остальных всегда боюсь перепутать. Так что я не очень хорошо разбираюсь в политике и политиках. Кого чаще показывают по телевизору, тех и знаю. Единственно, что могу сказать: меня коробит, когда смотрю юмористические телепрограммы о нашем правительстве.

- Вы имеете в виду передачу "Куклы"?

- Да, всякие "Куклы"... Когда высмеивают именно так, я считаю, это не красит правительство. Например, меня жутко коробила во время полуторамесячных гастролей в США кампания, развернутая против президента Клинтона в связи со скандалом с Моникой Левински. Я считаю ужасным положение вещей, когда во всех газетах обсуждается детородный орган Клинтона: сколько в нем сантиметров, в какую сторону кренится и т.д. Ощущение такое, что в нашей стране все движется к этому. По-моему, мы не должны так поступать, раз выбрали этих людей и голосовали за них. Это нас не красит.

- Женщина в политике - это хорошо или плохо?

- А чем женщина хуже мужчины? Могу сказать, что многие женщины гораздо быстрее соображают, чем мужчины. Я не придерживаюсь того, что должен быть только патриархат, хотя и феминистическое движение тоже не очень воспринимаю.

- Теперь приобретете врага в лице Маши Арбатовой - нашей главной феминистки.

- Ну почему же? Если она не приобрела врагов в лице мужчин и спокойно живет...

- Кто Николай Цискаридзе по политическим взглядам?

- Я не знаю. Я прежде всего - за искусство. А вообще, мне хочется, чтобы пенсионеры получали хорошие пенсии, люди хорошо зарабатывали, чтобы уровень жизни в стране был хороший. Вот я - за это и за того, кто будет этому способствовать... И еще я - за свободу передвижения: пусть она останется такой, как сейчас есть! Это очень важно для моей профессии.

- Ходят слухи, что балетом управляет мафия - эстетическая, голубая, семейная...

- Неправда! Есть, конечно, такое явление, как актерские дети, и им - не всем! - бывает гораздо проще: их кто-то может защитить. Расскажу о своем опыте: я - человек, который пришел в балет со стороны и при поступлении в театр оказался как бы сиротой: ни мамы, ни папы - никого, разве что знакомые. Всего, чего я добился, я добился только благодаря своим способностям и тому, что все великие люди, которых я называл выше, в меня поверили и совершенно бескорыстно мне помогали. Только благодаря этому, а никакой не мафии! И вообще все становится очевидным в свете рампы. У нас есть очень много раскрученных звезд, о которых пишут: "гениальная, божественная, необыкновенная, супермодель" и т.д. Но вот человек выходит на сцену, и для профессионала становится ясно, кто перед ним. Зрителя часто не обманешь!.. Когда я шел в Большой театр, мой школьный педагог, Петр Антонович Пестов, очень этого боялся и говорил, что у меня ничего не получится, потому что есть кланы. Я в ответ сказал: пойду прорываться! Если человеку суждено что-либо совершить, он это совершит.

- Получается, вы приняли сторону какого-то клана.

- Нет, я принял сторону самого себя.

- Можно дружить в искусстве?

- Нет! Мой друг - это Марина Тимофеевна Семенова. Для меня этот человек стал в театре не только моей второй матерью - когда моя мама скончалась, она стала для меня всем. Это один из моих самых близких друзей в театре. За девять лет, что мы вместе, я не видел от нее ничего, кроме хорошего... А со своими коллегами у меня дружбы не получилось, потому что я человек принципиальный, и если вижу черное, не скажу, что белое!

- Можно промолчать или спрятаться за улыбку.

- Можно. Но улыбка может скрыть, а глаза - не скрывают.

- Как вы относитесь к своим врагам: даете им сдачи или по-христиански подставляете им вторую щеку?

- В искусстве нельзя подставлять щеку. Обязательно надо давать сдачи, иначе тебя сожрут и тебя просто не станет. Так получалось, что мне достаточно часто приходилось давать отпор. Я никогда не пойду первым, но, если мне мешают, не буду молчать. Не понимаю тех людей, которые это делают. В таком случае в искусстве все кончено, можешь сворачивать удочки.

- Можно ли жить на зарплату, которую вы получаете в Большом?

- Я же живу. Надо уметь соразмерять свои возможности. Когда мы с мамой приехали в Москву, мы очень нуждались, жили на гораздо меньшие деньги, сводили концы с концами - и ничего! Я вырос. К сожалению, мама скончалась.

- Государственная премия получена. Что-нибудь изменилось в жизни?

- Ничего! Я попытался ее благоразумно потратить.

- На что?

- На обстановку в квартире.

- Новые стулья?

- Новая мебель!

- Изменилось ли после получения Госпремии к вам отношение в театральном мире?

- Никак! Те, кто любил, продолжают любить, те, кто не любил, никогда не полюбят!

- Какой в таком случае смысл получать Госпремию?

- Как какой? Президента увидел. Чуть-чуть пообщались. Он выпил с нами шампанское, буквально с каждым чокнулся... Потом там было такое количество замечательных людей! Я сидел в одном ряду с Нееловой и Яковлевой. Рядом сидел Маковецкий, впереди меня сидели Фрейндлих, Ульянов, Демидова... Посидеть рядом с такими актерами - и то приятно. Мы с Вишневой сидели и не верили, что видим их живьем!

- Кто для вас идеал женщины?

- Для каждого человека идеал женщины - это его мать. У меня была замечательная мама. Она была физиком, работала педагогом.

- Что же яблочко от яблони так далеко укатилось?

- Наверное, потому, что мама всегда разрешала мне все делать по-своему, она считала, что у меня должно быть свое мнение обо всем... Помимо этого у меня есть много женских идеалов - я обожаю Вивьен Ли, очень люблю Одри Хепберн, Марию Каллас. Обожаю Пугачеву - это мой идеал на русской эстраде.

- Вы с Аллой Борисовной не знакомы?

- Не знаком, но я очень давнишний ее поклонник: наряду со сказками на пластинках - я собирал пластинки Пугачевой.

- Может быть, после выхода интервью она вам позвонит и скажет: "Коля, это Пугачева". А вы, как Наталья Медведева, ответите: "Это какая Пугачева?"

- Я так не скажу, потому что этот голос я узнаю из миллиона... Еще я обожаю Елену Васильевну Образцову. Для меня это идеал актрисы и женщины, которая ничего не боится. Я уж не говорю о таких богинях, как Уланова, Семенова, Максимова, с которыми мне удалось встретиться по жизни.

- В чем тайна обаяния женщины? Вы пытались разгадывать?

- Я считаю, что не надо разгадывать тайны, это уже становится непривлекательным.

- Какой самый большой недостаток и самое большое достоинство у женщины? Есть вообще у женщины недостатки?

- Наверное, есть, но у каждой это проявляется по-разному. Все зависит от личности: кому-то нравится белый цвет волос, кому-то черный, кому-то нравится веселая женщина, кому-то не нравится... Я уважаю прежде всего сочетание красоты и таланта. Когда человек талантлив, все, что он ни делает, делает его безумно красивым. Приведу пример - не женский, а мужской: я много общался с Владимиром Викторовичем Васильевым - в репетиционном: он мне что-то показывал, объяснял, ставил.
Очень часто мы ругались по поводу постановок - я отстаивал свое мнение. Но, когда Васильев начинал двигаться, я видел гениально созданного человека. Он гениален, когда двигается, от него невозможно глаз отвести. Несмотря на то, что у него для танцовщика весомый возраст и он не в классической форме, но когда Васильев просто двигал руками, это уже было очень красиво. И это все при том, что мы могли ругаться, вернее, спорить, и он не всегда со мной соглашался. В момент своего творчества каждый талантливый человек красив!

- А кто скажет, что Марина Цветаева, Лайза Минелли, Барбра Стрейзанд - не красавицы?

- Для меня Барбра Стрейзанд не просто красавица - она гений красоты.

- А идеал мужчины?

- Здесь сложнее, потому что мужчины далеки от идеала. Есть какая-то песня: "Мужчина - ангел с виду, мужчина - демон в глубине". Наверное, это правда. Как актер я обожаю Роберта Тейлора, из наших - Алексея Баталова: этот человек мне интересен, он потрясающий чтец, феноменально озвучивает мультфильмы. Все, что он делает, мне очень нравится: с самого детства - и до сих пор.

- Стихи писали в юности?

- Никогда. Я бесталанный человек.

- А если влюблялись, чем завоевывали? Как не написать любимому человеку стихи?

- Ничем не завоевывал. Пушкин до меня написал гораздо лучше. Зачем же я буду писать? Человек должен делать все очень хорошо. Для меня те, кто пишет стихи и сочиняет музыку, - уже что-то космическое. У меня таких способностей нет.

- От высоких материй перейдем к более простым: вы носите длинные волосы. В школе, наверное, учителя требовали постричься?

- В школе я всегда носил то, что считал нужным. Я вообще делаю то, что считаю нужным. К тому же в школе я был коротко стрижен. Когда вышел из стен школы, стал стричься так, как считаю нужным, как вижу себя на сцене. В жизни мне абсолютно все равно, как я выгляжу. Если кому не нравится - пусть не смотрят.

- А вот эта пятичасовая щетинка на щеках, вы ее всегда носите?

- Достаточно часто! Я не люблю бриться.

- И что - разрешают с щетинкой выходить на сцену?

- Нет. Перед выходом меня гримируют - и ничего этого не будет видно.

- Почему вы не заведете дома кошку?

- За ней надо ухаживать. Кошка - это ответственность. Когда я жил в коммунальной квартире здесь, моя соседка завела котенка. Мы, все соседи, его пестовали. Я обожал эту черную кошечку и был к ней очень привязан. Живое существо - это ответственность.

- За вас кто-нибудь несет ответственность?

- Я сам за себя отвечаю.

- Просто киплинговская кошка, которая гуляет сама по себе!?

- Да, я кошка, которая гуляет сама по себе.

- Все ли вы получили от жизни, что хотели?

- Господи, как можно об этом говорить в 27 лет? Нет, конечно. У меня дома стоит жираф из красного дерева. Я привез его из ЮАР. На его шею я вешаю на ленточках свои награды. Шея у него очень длинная. Хватит на многие новые награды... Впрочем, это совсем не то, что я хочу получить от жизни. Самое главное - завоевать уважение людей. Когда я стал участвовать в телепередаче "Взгляд", то в метро - а я пользуюсь общественным транспортом - ко мне стали подходить люди, некоторые благодарили за то, что я отстаивал свои взгляды и идеи. Мне было это очень приятно. И вообще лучшая похвала для меня, если скажут: "Ну вот, человек ведет себя честно!" У Блока есть замечательное стихотворение:
О, я хочу безумно жить: Все сущее - увековечить, Безличное - вочеловечить, Несбывшееся - воплотить.
Если кто-нибудь скажет про меня, что я - "дитя добра и света", я буду очень счастлив...

- Положим, о том, что Николай Цискаридзе - "свободы торжество", уже сейчас можно сказать.

- Да, я очень люблю свободу. Завидую свободным лебедям - они могут полететь, куда хотят.

- Странный симбиоз получается: лебедь и кошка, которая гуляет сама по себе. И все это носит имя Николай Цискаридзе...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 10614

СообщениеДобавлено: Чт Авг 02, 2007 4:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073205
Тема| Балет, БТ, Итоги сезона 2000/01
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Столичная провинция
Итоги балетного сезона в московских театрах
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 11.07.2001
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2001-07-11/7_province.html
Аннотация|

Алексей Фадеечев больше не выйдет на сцену Большого...

Вехи сезона: состоялся фестиваль современного американского танца с участием двух трупп (Триши Браун и Дага Варона), прошли выступления французской компании Жозефа Наджа - все подарки от заграничных культурных центров в столице. Постановка Наджа "Полуночники" признана лучшим гастрольным спектаклем года на фестивале "Золотая маска". В Москву на один день приезжал Датский королевский балет, а на два - концертная бригада из балета Парижской оперы. Некоторые танцовщики французских гастролей явно лишили сна российских коллег: у нас не владеют на таком высоком уровне виртуозной техникой стоп.
Но хорошие зарубежные гастроли были редки: организовывать их очень дорого и мало кто рискует этим заниматься. Так что прошедший год для московского балета мало чем отличался от предыдущих. Репертуар в музыкальных театрах столицы и прочих балетных коллективах мало меняется из года в год: консервативный зритель приучен к классике, и труппы ее исправно поставляют, беспокоясь о кассе. Рынок балетных видеозаписей крайне ограничен. Возможности регулярного выезда за границу для большинства любителей танца - известно какие. Все вышеперечисленное рождало неприятное ощущение того, что живем мы в глухой балетной провинции. И этого чувства не отменяли никакие соображения о сохранении наследия или разговоры о потенциале отечественных театров и артистов.
Особенно сильные потрясения пришлось пережить Большому театру. Сначала - конфликт тогдашнего руководителя балетной труппы Алексея Фадеечева с бывшим артдиректором ГАБТа Геннадием Рождественским. Потом - скандальное увольнение Фадеечева, восставшего против репертуарных решений нового худрука. Последний мгновенно перелопатил балетный репертуар и отменил, даже не посмотрев, только что поставленный эксклюзивный балет "Дочь фараона" - "за плохую музыку". Никакие доводы со стороны (история балета знает много хороших спектаклей на плохую музыку) не останавливали Рождественского. Пресса спорила с худруком, а худрук - с прессой. За административными потрясениями было не до новых спектаклей. В результате ГАБТ имел рекордный по неурожайности балетный сезон. Ни одной премьеры - поскольку назвать таковой возобновление давно известного "Лебединого озера" Юрия Григоровича язык не поворачивается: в спектакле изменен финал, с хорошего на печальный. И только.
Празднование 225-летия ГАБТа лавров театру не дало. Даже министр культуры Михаил Швыдкой усмотрел в юбилейном вечере "архаизм художественного мышления". Гастроли балетной труппы в Лондоне, на которые возлагались большие надежды, международного престижа тоже не прибавили. Плохая ли реклама тому виной, неудачный выбор импресарио или неподобающая ГАБТу сцена (вместо престижного Ковент-Гардена - второразрядный Друри-Лейн) - факт остается фактом. Зал на лондонских концертах ГАБТа был заполнен на четверть, а тамошняя критика разнесла гастрольный репертуар, состоящий не из полнометражных балетов, а из отрывков. Артистов в большинстве случаев хвалили, но мало приятно прочесть, к примеру, такую фразу рецензента: смотреть высококлассных танцовщиков в невнятно составленном концерте - все равно, что "пить шампанское из Реймса в грязной чашке".
На международном балетном рынке продолжалась жесточайшая конкуренция балетов Большого и Мариинки - при явной победе Петербурга. Внутри страны весь год декларировалась (начальниками) дружба двух театров. Как залог дружбы прошел гала-концерт оперы и балета Мариинки на сцене Большого. Российские артисты ответно съездили в Петербург на фестиваль "Белые ночи".
После нескольких показов осенью текущая афиша ГАБТа лишилась балетов Джорджа Баланчина. У этого события - сложные внутритеатральные причины, но оно огорчительно для балетоманов и плохо для профессионализма труппы: она опять обречена на 99% классики и замечательную, но монополизировавшую репертуар хореографию Петипа-Григоровича. И "Жизель" давали необычайно много: как только часть труппы уедет - малонаселенный балет тянет репертуарную лямку. Среди вводов в балетные партии более других заинтересовали Мария Александрова - Гамзатти в "Баядерке", Дмитрий Гуданов в "Щелкунчике" и Николай Цискаридзе, после злого волшебника Ротбарта станцевавший доброго принца Зигфрида в "Лебедином озере". В том же "Озере" стоило смотреть Галину Степаненко - Одетту-Одиллию: давняя ее партия неожиданно сверкнула по-новому.
Новое, как всегда, привозила с собой Майя Плисецкая, отметившая на сцене Большого свой юбилей. Мало того что в юбилейном концерте выступили солисты из Дании, Швеции, Испании и США, Плисецкая еще и добилась показа в Москве "Кармен" Матса Эка - одного из лучших танцевальных спектаклей конца хх века. Еще одна редкая возможность увидеть балетных премьеров Европы и Америки представилась на вечере памяти Улановой (организаторы арендовали сцену ГАБТа). Измученные жаждой новых впечатлений балетоманы припали к источнику, хотя далеко не все иностранцы радовали глаз.
За пределами Большого жизнь не стояла на месте. Изгнанный из ГАБТа Алексей Фадеечев быстро организовал собственную труппу, где и показал за год три премьеры, все - от приглашенных западных хореографов. Две из них - "Между небом и землей" и "Грин" - вполне добротны для того, чтобы занять пустеющую неоклассическую нишу российского балетного репертуара: между классикой xix века и новейшим данс-театром. В "Кремлевском балете" решили поиграть в смесь классики и "возвращения к истинному Гофману": поставили неудачную "Коппелию" по гофмановской новелле "Песочный человек" с очень удачной исполнительницей главной партии - Ниной Семизоровой. Главный балетмейстер Московского музыкального театра Дмитрий Брянцев оповестил о создании собственной труппы "Enterdanse". В самом Музыкальном театре прошла премьера "Тщетной предосторожности" в постановке Олега Виноградова - тем самым общественность получила хороший повод для семейного похода в театр. "Имперский русский балет" Гедиминаса Таранды сотрудничал с Аллой Сигаловой и выдал танго-спектакль "Грезы любви", с ресторанными эмигрантскими страстями, шикарными костюмами от Александра Васильева из Парижа и заводящими мелодиями довоенных времен.
В современном российском танце который год продолжались поиски ответов на вопросы: "Куда идти?" и "Что делать?". Количество фестивалей современной хореографии все время растет, число любителей контактной импровизации - тоже. Не растет лишь качество движения, отчего концептуальные изыски творцов спектаклей часто не производят желаемого творцами впечатления. Как только голландский хореограф Пол Нортон не только поставил в Русском камерном балете "Москва" спектакль "Взлом", но и научил танцовщиков труппы надлежащим образом двигаться - "Взлом" превратился в лучшую премьеру сезона. Как только Василий Ющенко не ограничился идеей перформанса в своем опусе "Пейзаж", но и пластически точно донес идею - "Пейзаж" выделился из общего ряда похожих сочинений, основанных на рефлексии "совка" и постсоветской бесформенности жизни. Как только Андрис Лиепа привлек не только немецкий авангард 20-х годов для спектакля "Музей Оскара Шлеммера", но и поручил танцевать отличным солистам театра "ЧерноеНебоБелое" - этот спектакль стал событием.
Дефицит хороших хореографов в современном танце был так же очевиден, как и в академических театрах. Последний Московский международный конкурс артистов балета, прошедший в июне, это с отчетливостью продемонстрировал. Недаром одна из статей о конкурсе называлась "Танцуют все. А зачем?".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3364

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 10, 2017 2:25 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001073206
Тема| Балет, Киевский оперный театр, «Шахерезада»
Авторы| Евгения Морева
Заголовок| «РУССКИЕ СЕЗОНЫ»... В КИЕВЕ?
Где опубликовано| «ZN.UA»
Дата публикации| 06.07.2001
Ссылка| https://zn.ua/CULTURE/russkie_sezony_v_kieve.html
Аннотация|

В начале ХХ века Европа стоя аплодировала русским музыкантам, танцорам, художникам, актерам. В то время русское искусство начало триумфальное шествие по странам Западной Европы. «Русские сезоны» в Париже, организованные Дягилевым — талантливым импресарио, знатоком искусства, — пользовались огромной популярностью в среде почитателей изящного. Залы были переполнены, билеты достать было сложно. «Русские сезоны» являли собой зрелищные представления, покоряющие своей «русской экзотикой» и, конечно же, высочайшим мастерством. Дягилев занимался хореографическими постановками, в его компании участвовали знаменитые Нижинский, Павлова, Фокин. Для того чтобы «сезоны», привлекали как можно больше публики, он ангажировал также известных и талантливых художников, композиторов: Бакст создавал костюмы для танцоров, Добужинский — макеты декораций, Стравинский писал балетную музыку по заказу Дягилева именно для «Русских сезонов». Таким образом была создана музыка к трем его популярным балетам: «Жар-птица», «Петрушка» и «Весна Священная». Благодаря тому, что под дягилевской эгидой собралась целая плеяда талантливых мастеров, «Русские сезоны» стали значительным и оригинальным явлением в культурной жизни Западной Европы, пожалуй, одним из самых популярных.

Однако все эти люди, которых привлекал Дягилев, были не просто артистами, выполняющими, хоть и мастерски, свою работу на заказ. Все они были творцами и играли не последнюю роль в организации своих представлений. Талантливые балетмейстеры ставили хореографические номера не только на балетную музыку. Они растанцовывали музыкальные произведения, которые не были задуманы для театральных представлений. Часто танцоры предлагали свои оригинальные решения известных музыкальных сочинений, некоторые из них не имели никакого сюжетного подтекста, даже намека на подтекст. Большой популярностью у хореографов пользовались также программная музыка с литературным сюжетом.

«Шахерезада» Римского-Корсакова не могла пройти мимо хореографических интересов выдающихся русских танцоров. Экзотический сюжет, исполненный восточной негой, отображенной в музыке великого композитора, вечные вопросы любви, ненависти, сменяющиеся сказочными, героическими событиями. Но главное — это музыка, картинно и красочно живописующая известный сюжет. Именно в русской музыке того периода были очень популярны восточно-экзотические мотивы. Это явление получило название «русский Восток» — восточные страны глазами русских композиторов, художников, писателей, и за ним закрепился определенный и устойчивый набор художественно-выразительных средств.

Римский-Корсаков писал «Шахерезаду» по мотивам сказки «Тысяча и одна ночь», избрав идею торжества любви, женской красоты и мудрости и некоторые сказочные сюжеты. Шехерезада, любимая жена султана Шахриара, обвиненная в измене, рассказывает разгневанному мужу сказки, смягчает его сердце, и он отменяет решение покарать смертью любимую и весь гарем. В музыке эта линия прослеживается четко. Лейтмотив Шахриара, грозно звучащий в начале симфонической картины, к концу утрачивает свою металлическую жесткость. Тем самым слушателю становится понятно сюжетное развитие (в музыке можно просто проследить превращение Шахриара грозного, жаждущего смерти, в Шахриара любящего и успокоившегося).

В 1910 году Фокин осуществил балетную постановку «Шахерезады» для «Русских сезонов», но в совершенно свободной трактовке музыки и сюжета в целом. Счастливый конец заменил трагическим, в сущности, пренебрег сюжетом, переставил акценты в действии. У Римского-Корсакова подозрение об измене помещено во вступлении к первой части, все остальные части — сказки Шахерезады, финал четвертой части — прощение и триумф любви. У Фокина измена Шахерезады (по сюжету балета — Зобейды) реальна, и разоблачается она в финале. Предыдущее действие — гарем без повелителя (Шахриар отправляется на охоту со своим братом), где пускаются во все тяжкие. Результат — массовое убийство жен и евнухов и самоубийство Зобейды. Слишком много крови и натурализма. Никто не сомневается, что такое могло вполне быть в восточных гаремах, но Римский-Корсаков совсем не эти события описывал и совсем не эти идеи проводил. Конечно, я не берусь подвергать сомнению работу Фокина, которая в свое время была популярна и резонансна. Это его оригинальное решение, имеющее право на существование. Я бы вообще не поднимала этот вопрос, если бы постановку не возобновили на сцене Киевского оперного театра.

Возможно, хореография за сто лет продвинулась далеко вперед, может быть, наши балетмейстеры что-то упустили в постановке, может быть, в начале XXI века нам стало сложно воспринимать то, что было в начале ХХ века. Однако все свелось к тому, что возникло некоторое недоразумение по поводу растанцовывания «Шахерезады». Красивые костюмы, со вкусом сделанные декорации, но ведь этого недостаточно. Балет — прежде всего, искусство пластики движения, все выразительные возможности сконцентрированы именно в пластике человеческого тела. Грузная статика некоторых действующих лиц, использование основной части балетной труппы в качестве декораций совсем не пошли на пользу постановке. Конечно же, большую роль сыграло несоответствие с литературным сюжетом музыки Римского-Корсакова. Все привыкли к Синбаду-мореходу, который путешествует по бурному морю в первой части, к царевичу Календеру с его воспоминаниями о героических подвигах во второй части, романтической третьей части «Царевич и царевна». Тем более что музыка идет строго за сюжетом. Смутила меня и первая часть при закрытом занавесе и отсутствии балета — такое затянувшееся вступление.

Сложно сказать сейчас, как бы отнесся Римский-Корсаков к балетной «Шахерезаде», поставлена она была после его смерти. Фокин — выдающийся танцор и балетмейстер. Но, скорее всего, «Шахерезада» в «Русских сезонах» была рассчитана на яркость, красочность и эффектность, может быть, она была хореографическим экспериментом Фокина. Но совершенно очевидно, она не может по многим параметрам входить в число лучших его работ. Поэтому, наверное, у меня осталось довольно странное впечатление от возобновленной «Шахерезады» на киевской сцене. Лично мне хочется стать на защиту Римского-Корсакова и его идеи всепобеждающей силы жизни и любви.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика