Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2001-07
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:34 am    Заголовок сообщения: 2001-07 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в июле 2001 года
(первый номер ссылки - 2001070101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 17578
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Май 17, 2004 5:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071701
Тема| Балет, Гастроли "Ковент-Гарден" в Бостоне-"Лебединое озеро"
Авторы| Алла ЦЫБУЛЬСКАЯ (Бостон)
Заголовок| "И ЛЕБЕДЬ, КАК ПРЕЖДЕ, ПЛЫВЕТ СКВОЗЬ ВЕКА"
Где опубликовано| Журнал "Вестник" (Балтимор, США)
Дата публикации| Номер 15(274) 17 июля 2001 г.
Ссылка| http://www.vestnik.com/issues/2001/0717/win/tsibulsky.htm
Аннотация|

В этой ахматовской строке мне видится образ, связанный с произведением искусства, которому суждено бессмертие. Оно признано как художественная вершина во всем мире. Будучи чрезвычайно популярным, тем не менее, оно таит в себе и загадку...

Традиционно все постановки "Лебединого озера" П.И.Чайковского присягают на верность бессмертному шедевру Мариуса Петипа и Льва Иванова, осуществленному в Петербургском Мариинском театре вскоре после внезапной смерти композитора. Впоследствии к великой хореографической редакции балета каждый балетмейстер добавлял что-либо свое. Незыблемыми оставались романтическая трактовка любви принца Зигфрида к девушке-лебедю Одетте, гармония праздников во время 1-го и 2-го балов во дворце, пленительность изгибов рук в "лебединых" сценах у озера...

На "Лебединое озеро" идут, чтобы восхититься солистами. И совершенно не ожидают новшеств.

Королевский Лондонский Балет Ковент-Гарден имена М.Петипа и Л.Иванова также выносит первыми в афише. Тут дань преклонения. Соблюдение пиетета. Однако, балет, поставленный Энтони Доуэллом при участии Дэвида Бинтли (Вальс 1-го акта) и Фредерика Аштона (Неаполитанский танец 3-го акта), откровенно не следует за первоисточником. Он не похож также ни на "Лебединое", идущее ныне в Мариинском театре - хранителе уникального классического наследия, ни в Малом театре оперы и балета Санкт-Петербурга, ни на печально неудавшееся "Лебединое" в постановке Владимира Васильева в Большом театре, ни на предшествующую вполне традиционную версию Ю.Григоровича, ни на удивительно проникновенную давнюю постановку В.Вайнонена, покоряющую поныне в Музыкальном театре имени К.С.Станиславского и В.И.Немировича-Данченко в Москве...

Отличаясь хореографией и замыслом, "Лебединое озеро" Ковент-Гардена пронизано трагическим мироощущением Чайковского-симфониста, предчувствием Фатума, рока, жестокой силы судьбы.

На нем лежат блики экспрессионистской выразительности, присущей уже не XIX, а XX веку.

Постановка, представленная в Бостоне в течение 4-х дней в июне, явила не романтическую историю любви, а трагедию обреченных душ.

Обращение в лебедя - поэтичное само по себе, в данном спектакле обозначилось неволей быть не тем, кем рожден. Мукой принудительности... На первый план вместо сказочного колдовства проступила гиперреальность насилия.

С момента поднятия занавеса, вместо обычной беззаботности, на сцене все пронизано тревогой. Все беспрестанно перемещается. Словно невидимый ветер сдувает с места на место группы людей. Гости прибывают: среди них кадеты - друзья принца в зеленых мундирах с красными петлицами, многочисленные дамы и юные дочери... В центре образуют круг между выстраивающимися и рассыпающимися диагоналями танцовщиков хрупкие танцовщицы в туниках, причудливо расцвеченных, словно расплывчатая акварель, коричнево-зелеными тонами... Все это многолюдство устремляется навстречу принцу - Джохану Кобборгу, который вопреки традиции появляется словно с дальней дороги, в пальто с пелериной. Сняв его, он окажется одетым в синий мундир. В нем он и исполнит свой первый сольный танец, необъяснимо печальный монолог предчувствия. Его узкий статуэточный силуэт необычно хрупок, пластика без единой традиционно романтической позы надломлена. Полет в высоком прыжке по кругу сцены заострен. Этот Зигфрид обладает страдальческой душой Вертера... О нем хлопочут, как и положено, царствующая мать, друзья, Наставник - Вильям Такетт - высокий пожилой чуть под шофе господин в темном сюртуке. И на все накладывается странное ожидание неведомого.

Время действия в этом спектакле явно перенесено то ли в XVIII век Гете, то ли в конец XIX, в краткий период правления Баварского короля Людвига - поклонника лебедей и лунного света. Точных примет нет. Но шут, как историческое лицо средневековья и персонаж балета, на сцене не присутствует. Странно, но совершенно не возникает и привычное ощущение дивного длящегося аттракциона, предваряющего главные события. Они начинаются немедленно. И без пауз, вступления, начала, когда дирижер выжидает выхода солиста, солист становится в позу...

Стремительность сменяющихся эпизодов не позволяет промедлений и кладет роковую мету. Даже пасторальное па-де-труа 1-го акта поражает чувством соперничества, предвещает трагедию. Вариации, прыжковая и пальчиковая, виртуозны по исполнению, праздничны и словно обведены трауром. На солистках - Марианелле Нунез и Юхи Сасаки - розовые платья с черной каймой. Солист Джеми Тапрере - в черной рубашке и черном трико. В финале танца вместо дружественной безмятежной идиллии втроем герой предпочитает одну танцовщицу другой. Так они и застывают: двое вместе напротив одной оставленной с растерянной, а не традиционно приклеенной улыбкой. Что-то сразу горчит...

Но эпизод следует за эпизодом. Наставник выбирает двух девчушек и учит их первоначальным па. Без па не может быть ничего. Из них вырастает танец - это выражение этикета, любви, жизни и бытия. И они подхватывают вначале ученически покорно, затем уверенно, затем - одна из них - победно! И возникает мгновение триумфа! Дивертисмент нов и выглядит не вставным, а сюжетным, ибо вырастает из всего, что происходит.

Кто-то вносит золоченый жезл с разноцветными лентами, ухватившись за которые, как на карусели, мчатся по кругу гости бала... И только в самой глубине сцены, за легкими очертаниями портала, охраняемого двумя стражниками с алебардами, загадочно мерцает на постаменте, как миниатюрное изваяние, серебристый лебедь. Он словно подает тайный знак, но пока остается "вещью в себе". Художник - Иоланда Соннабенд предлагает открытую символику.

Когда же Зигфрид, побуждаемый безотчетной тоской, бежит с друзьями охотиться на лебедей (кстати, старый бутафорский эффект с проносящимися по небу птицами не используется), он следует лишь принятой традиции. И быстро ее нарушает, заслоняя лебедей собой, не позволяя в них стрелять...

У пустынных берегов за очертаниями того самого далекого портала, ныне приближенной запущенной беседки, прячется какое-то странное существо - злой дух, монстр в черно-золотистых одеждах, похожий на огромную жабу. Он обнаруживает свое присутствие с одним из оркестровых аккордов. Партию Ротбарта выразительно и остро исполняет Кристофер Саундерс. По мановению его руки стайки лебедей в хороводных изгибах убегают со сцены, словно подхваченные ураганом, сметающим и втягивающим их в какую-то воронку...

У озера томятся не милые зачарованные лебеди с оперением на головках и в коротких белых пачках, а мятущиеся плененные души, что рвутся из пут заключения в не свойственную им оболочку... Излом их рук ближе к декадентской пластике Михаила Фокина, чем к гармонии, поставленных Л.Ивановым "лебединых" сцен... На танцовщицах надеты туники, в которых они не летят, а как бы стелются, моля, тоскуя... Композиции фронтальны, а не параллельны залу. Диагонали, круги, хороводы - все это трепещет, видоизменяется в беспрерывном обновлении. Хореография представляется новой, временами более усложненной внесением дополнительных трудных элементов. В танце маленьких лебедей корифейки ошеломляют синхронностью антраша и затяжных, длящихся в воздухе прыжков...

Встреча Зигфрида с Одеттой - Мияко Иошида открывает иной, непривычный образ. Не "птичий" испуг, не трепетание рук, а жест доверия, мольба о спасении - вот первая танцевальная фраза солистки. От нее веет необычайной тишиной и просветленностью. И позже, в знаменитом Адажио, Песнь торжествующей любви - гипнотическое ощущение медитации будет исходить от нее. Пронзенный любовью Зигфрид, касаясь ее рук-крыльев, внезапно даст им успокоение. Это необычный, почти чувственный момент танца, когда ощутимо, как хорошо и спокойно становится обоим, как переливается тепло от одного к другому. Поразительное проявление живого чувства взамен условной романтики...

Бал по случаю совершеннолетия Зигфрида с навязываемым выбором невесты откровенно "мечен" роком. Венгерский танцуют в черном с лиловым. Польский - в мерцающе темном с зеленым. Неаполитанский - в черном с золотом. Испанский - исступленно, как фламенко. Вальс с упоением отчаяния танцуют балерины в длинных платьях, напоминающих по фасону времена Штрауса... Эклектика? Возможно. Но эти сгустки красок и настроений, это взаимопроникновение контрастов рождают жгучее ощущение каждой минуты жизни как единственной и возможно - последней! В небывалой стремительности, прежде не бывавшей! В неумолимой ослепительности смены...

Выход Одиллии, Фон Ротбарта и свиты, оттененной участием двух карликов, вполне традиционен. Но... Одиллия (Мияко Иошида) не ослепляет контрастом, как заведено. Да, это черный лебедь, а не белый. Однако в арсенале этой Одиллии нет демонической заостренности, завораживающего блеска. Она почти такая же, как Одетта. Двойник. Вот почему Зигфрид и обманывается. Только вот руки-крылья Одиллии под его прикосновением не затихают. Растворения одного существа в другом не происходит. Виртуозностью вариаций, знаменитых фуэте Одиллия заставляет любоваться, зачаровывать. И о подмене Зигфрид узнает слишком поздно...

Трудно сказать, что происходит с ним, когда манящий образ Одетты, вызванный торжествующим Ротбартом, возникает в зеркальном отражении озера. Обычно принц воздевает горестно руки к вискам и убегает, оставляя общество в застывших позах. Здесь в мгновение ока все группы гостей оказываются смешаны, разметаны, разбросаны по сцене. Все приходит в волненье, все сдвигается, и след Зигфрида пропадает внезапно...

От сцены балов "лебединые" сцены отделены занавесом, на котором озеро изображено вертикально, как большая слеза... Тут не чары, а горе. Поэтому на открывшейся сцене танцуют не только белые лебеди, но и черные, словно вкрапленные в неблагополучный пейзаж. Не у "колдовского" озера, а у запущенного, заросшего "гиблого" места ждет предавшего возлюбленного Одетта. Она прощает его, ведь он был обманут...

И в их последней устремленности друг к другу, в каждой протяженной танцевальной линии струится великая любовь, о которой и написал бессмертную музыку П.И.Чайковский.

Музыка эта под управлением дирижера Андреи Квинн звучала с симфоническим масштабом, с замиранием, элегической нежностью, красками тревоги, широким дыханием мелодий, динамизмом, победно-ликующей триумфальностью, трагизмом. Все пело, плакало, смеялось и оказывалось синхронным с жизнью на сцене...

В постановке театра Ковент-Гарден было воссоздано самое ценное, что существует в театре, - жизнь чувства. И если Зигфрид напоминал гетевского Вертера, то это обновило образ и сделало его более склонным к трагедии.

Одетта и Зигфрид гибли, бросаясь в озеро из-за непобедимости Зла. Там, за границей, отделяющей бытие от небытия, Одетта представала человеком, освободившимся от лебединого обличья. Ожившей сказкой на серебристом челне с кормой в виде лебедя эти двое проплывали вдали... Их любовь, что оказывалась "сильнее смерти", разрушала на глазах чудовище Ротбарта. Не поединком силы, а превосходством по-иному созданных душ.

Новое решение, новая концепция классического наследия неизбежно вызывает столкновения, споры, даже обвинения. Ибо воспринимается, как посягательство на святыню. Спектакль Ковент-Гардена содержит иную поэтическую отгадку, чем та, что вошла незыблемо в наше сознание. Тут явились иные гиперболы, иные краски, усиливающие трагедийный колорит. Более учащенным стало дыхание произведения. Преклонение перед шедевром Петипа и Иванова не поставило нерушимый барьер для постановщика балета Энтони Доуэлла в реализации собственных эстетических замыслов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Ср Авг 03, 2005 9:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001070201
Тема| Балет, МТ, БТ, фестиваль, "Звезды белых ночей", Персоналии, Гергиев В.,
Авторы| Елена Семенова
Заголовок| Зачем ему фестиваль.
Где опубликовано| Експерт
Дата публикации| 20010702
Ссылка|
Аннотация| Мариинский театр больше не хочет быть великолепной русской труппой, он хочет стать просто великолепной труппой

В Петербурге в девятый раз прошел фестиваль "Звезды белых ночей". Как и в прошлом году, он длился целый месяц. У "Звезд" в России нет конкуренции: они - главное событие отечественного музыкального сезона. Впрочем, эта цель достигнута Валерием Гергиевым уже давно. Новые устремления маэстро и возглавляемого им театра выявил прошедший месяц.

От патриотизма к космополитизму
Еще недавно казалось, что Мариинский театр идет навстречу политическим играм и устанавливает государственнические приоритеты. Владимир Путин и Тони Блэр в царской ложе на премьере патриотического блокбастера "Война и мир" (2000 год) - оперы Прокофьева в постановке Андрея Кончаловского - казалось, утверждали Мариинку в статусе первой сцены государства, придворного театра, долженствующего обслуживать интересы власти. Но следующий сезон каждого, кто стал бы искать в стратегии театра патриотический стержень, должен был повергнуть в недоумение. Какие-то постмодернистские видения в "Китеже", поставленном Дмитрием Черняковым. Игрушечные "Сказки Гоффмана". Карамельный "Щелкунчик" от Михаила Шемякина. "Богема" с претензией на парижский шарм. "Саломея" с голой певицей. Балеты на музыку молодого Шостаковича. И бесконечный Верди: как и все главные оперы мира, Мариинка в этом году отмечала столетие со дня смерти композитора. Театр выказал себя настоящим космополитом, притом довольно легкомысленным.

Густонаселенная монархия
Большую часть оперных новинок сезона показали на фестивале, подбирая вокальные составы, даже превосходящие премьерный уровень. Участие молодых примадонн Анны Нетребко и Татьяны Павловской в "Богеме" сделало спектакль обворожительным. Одухотворенность "Китежа" приумножила Млада Худолей в партии девы Февронии. Петербургским примам теперь приходится нелегко в соседстве с московскими звездами, которых взялся переманить Мариинский театр. Марина Лапина пела звучноголосую Турандот в концертном исполнении оперы Пуччини, Ольга Гурякова - нежнейшую Дездемону на премьере "Отелло" Верди: оба вечера превратились в блистательные бенефисы заезжих див.
Куда хуже пришлось труппе Большого театра, давшей на фестивале выездной гала-концерт в знак наметившегося сотрудничества. Этот концерт, прошедший в период разрыва с театром Геннадия Рождественского, показал, что оперно-балетный облик Большого театра довольно бледен и старомоден. Большой приехал в Петербург без главного дирижера. В Мариинском театре, устройством напоминающим абсолютную монархию, такое в принципе невозможно.
Даже сделав фестиваль не таким спрессованным, как прежде, а вдвое длинней, Валерий Гергиев ни на миг не выпускает палочку из рук, дирижирует чуть ли не каждый день и иногда не по одному разу. Оперно-балетный марафон включает и множество симфонических концертов. На этот раз главными среди них стали совсем не те, что можно было ожидать: не Стравинский, Скрябин или Малер - пламенный репертуар, в котором традиционно силен Гергиев. Ему удалось выйти победителем и в сражениях с более строгой и холодной музыкой, дав концерты из произведений Бетховена и Сибелиуса. В этих программах изумительно солировал Вадим Репин.
Фестиваль может позволить себе многое. Может устроить шоу на Дворцовой площади с участием Пласидо Доминго и Ольги Бородиной. Поучаствовать в карнавальной опере пяти современных авторов "Царь Демьян", пародирующей штампы величественного жанра. Снисходя до модных пристрастий, заняться старинной музыкой - спеть опусы петербургских итальянцев XVIII века и заставить Юрия Башмета дирижировать забытым "Путешествием в Реймс" Россини. Пригласить оскароносца Тан Дуна исполнить его "Водные страсти по Матфею" - сочинение, способное приворожить к современной музыке самую дремучую публику. Но подобные экстравагантные выходки не затеняют ритуальной серьезности премьер вагнеровских опер. В прошлом году пиком фестиваля стало "Золото Рейна", в нынешнем - вторая опера театрологии "Кольцо Нибелунга", "Валькирия". Спектакль, поставленный и оформленный Готфридом Пильцем, оказался музыкальным театром в чистом виде, воплощенной мечтой Вагнера о синтетическом произведении искусства. Лаконичный символизм постановки был абсолютно созвучен течению партитуры. Могучему, отливающему драгоценными красками оркестру соответствовал великолепный квартет героев в исполнении Ольги Сергеевой, Млады Худолей, Владимира Ванеева и Пласидо Доминго.
Репетиции-смотрины
"Валькирия" Вагнера - спектакль для Мариинского театра исключительный. Но и многим другим постановкам не подходит статус "домашних радостей". Поэтому в царской ложе на фестивале гостили не чиновники и не дипкорпус. В один из балетных вечеров она была предоставлена королеве Нидерландов Беатрикс. Все остальное время напротив сцены восседали деловые люди со всего мира - партнеры и бесконечные спонсоры, обеспечивающие разного рода нужды Мариинки. Для них же был устроен бал в царскосельском Екатерининском дворце. Так фестиваль превращается в гигантские смотрины. Здесь демонстрируют всё, что труппа Гергиева может предложить - и вовсе не родному городу, а миру. Не случайно некоторые представления носили оттенок репетиционности: из двух фестивальных "Китежей" в каждом пытались заново перекомпоновать декорации, а на премьере "Отелло" заедало сценические механизмы. Все это будет доделано, и скоро: для Лондона, куда театр уже отправился танцевать, добавив к неприкосновенному запасу классики балет "Манон" Кеннета Макмиллана, и скоро поедет петь. Прошлогодний "взрыв", устроенный Мариинкой в "Ковент-Гарден" и прибавивший к бесчисленным дифирамбам в честь Гергиева славу "преемника Дягилева", основывался на довольно экзотическом для Европы русском репертуаре (аутентичная "Спящая красавица" Петипа стала сенсацией, "Семена Котко" Прокофьева британцы слушали впервые). Нынче театр поет там только Верди (семь опер плюс Реквием), то есть рискует изъясняться на самом интернациональном оперном языке. Мариинский больше не хочет быть великолепной русской труппой. Он стремится стать просто великолепной труппой, мировым оперным лейблом. Вердиевский набор в этом смысле вызывает опасения, и не из-за спорности некоторых постановок, а главным образом ввиду некоторой ущербности петербургского бельканто. Какую бы сильную командную игру не представила Мариинка, для Верди главное - безупречность солистов. Приглашать же в свои спектакли международных вокальных звезд (Пласидо Доминго - давний друг и исключение) театр все еще не может себе позволить. Домашние пробы производятся не столько на местной, сколько на той же западной публике. Половину театра почти на всех фестивальных мероприятиях заполняли туристы. Большая часть из них приехала именно на фестиваль, купив тур в Мариинский в США, Германии или Израиле. Так фестиваль Мариинского театра становится модным музыкальным дефиле ("летняя коллекция"), для которого Петербург служит эффектной декорацией.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Чт Авг 04, 2005 11:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001070301
Тема| Балет, Театральная олимпиада, Театр балета Бориса Эйфмана, премьера, "Дон Жуан и Мольер", Персоналии, Эйфман Б., Окунев В., Турко А.
Авторы| Владимир Котыхов
Заголовок| ТЕЛО СЛАДКОЕ И ТЕЛО ГОРЬКОЕ.
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20010703
Ссылка|
Аннотация| К известным литературным и историческим персонажам, танцующим в балетах хореографа Бориса Эйфмана, прибавились еще два - Дон Жуан и Мольер. В Москве прошла премьера спектакля (музыка Моцарта и Берлиоза), ранее показанного в Нью-Йорке, где два прославленных персонажа темпераментно делают то, что им положено по жизни. Один в поте лица пишет пьесы, а другой столь же целенаправленно соблазняет девушек, тетенек, дам и всяких прочих женщин.

Главной приманкой спектакля становится Алексей Турко в роли Дон Жуана. Этот молодой танцовщик - недавнее приобретение труппы Эйфмана - поражает острым и горячим танцем. Турко прочерчивает сцену, подобно черной молнии, и устраивает здесь небольшой чувственный пожар. Естественно, что женская особь так и норовит залезть на красавца Дон Жуана, чтобы откушать от его сладкого тела. Не у всех это получается, но некоторым везет, и тогда начинается то, что более всего захватывает в балете, - дуэты. Их рисунок, как всегда у Эйфмана, необычен и притягателен. Хореограф плетет замысловатые страстные узоры, словно сошедшие с восточных ковров. Чего не скажешь о сюжетной основе балета. Балетмейстеру хотелось показать театр в театре, представить страдания Мольера, пишущего пьесу о Дон Жуане и не способного в собственной жизни испытать те страстные мгновения, что проживает его герой. К сожалению, в спектакле все это выглядит не совсем понятно, поскольку событий совершается с перехлестом, а драматургически они не очень выстроены. Хотя Игорю Маркову, исполняющему роль Мольера, удается создать печальный образ страдающего драматурга. Он одновременно смешон и трагичен, удивляя горьким изломом танца. Что касается персон женского пола, то определить, кто из них кто, весьма трудно, поскольку все они одинаково доставучие.
Постоянный соавтор балетмейстера художник Вячеслав Окунев создает единую изысканную конструкцию, напоминающую портик эпохи классицизма, над которым нависает королевская корона. Внутренность портика меняется в зависимости от происходящего на сцене: то это театральные подмостки, то склеп, то замок командора. А в один эффектный момент в портике появляется сам король-солнце, Людовик XIV. И сияние его костюма заливает солнечным светом подмостки, где разыгрывается история Дон Жуана и Мольера, которую Борис Эйфман так танцевально закрутил, что от темпов, ритмов, акробатических поддержек, головокружительного вихря кордебалета порой перехватывает дыхание.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Чт Авг 04, 2005 11:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001070302
Тема| Балет, Театральная олимпиада, Театр балета Бориса Эйфмана, премьера, "Дон Жуан и Мольер", Персоналии, Эйфман Б., Турко А., Марков И.
Авторы| ЛЕЙЛА ГУЧМАЗОВА
Заголовок| СЛУЧАЙ ЭЙФМАНА
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20010703
Ссылка|
Аннотация| Первого июля премьерой спектакля "Дон Жуан и Мольер" в Большом театре начались гастроли Театра балета Бориса Эйфмана. Публику не должно смущать дополнение "Санкт-Петербургский государственный академический". На сцене Большого - авторский театр в чистом виде.

Нынешними "полнометражными" гастролями театр расплатился за спектакль минувшего сезона "Русский Гамлет", который Борис Эйфман главному театру страны подарил. Нынешняя премьера на открытии гастролей - "Дон Жуан и Мольер" - такой же типичный продукт труппы Эйфмана, как и предшествовавший. Чуть более мотивированный - жизнь господина де Мольера интересует артистов в солидном возрасте. К очередному балету сошлись возраст не мальчика, но мужа - автора и юбилей его театра. 55 и 25 соответственно.
Увенчанный короной лучшего в мире хореографа руками авторитетной Анн Киссельгофф, Эйфман уже не тщится удивлять. После "Дон Жуана..." (или по мере обрастания творца бронзой) кажется, что он теперь позволяет себе работать "под Эйфмана": образцово невнятный сюжет при ставке на ясный и понятный драмбалет, гаерская акробатика в виде нового танцевального языка, броский зрительный ряд без полутонов. Словом, весомый, грубый, зримый - настоящий Эйфман.
В "Дон Жуане и Мольере" Эйфман не рискнул разбираться с жизнью как с театром. Наверное, и назвал спектакль "наоборот", хотя по логике вещей первичен Мольер, обдумывающий житье своего героя как контрапункт своего собственного. Потому очень вялые похождения дамского угодника (Алексей Турко) прослоены сценами вдохновенных терзаний Мольера (Игорь Марков). В момент наибольших сюжетных напряжений (убийство Командора) Моцарта и Берлиоза бывает недостаточно, и их дополняет техно-импровиз и синтезаторные улюлюканья. Сочетание с "Лакримозой" убийственное. Зато собственно в танце никакой закономерности нет, от большого горя герои могут садиться даже в классическое деми-плие. А могут и прильнуть к истукану непорочной девы в дыму под конец кухонного шабаша, когда становится пронзительно ясно, что все женщины есть твари порочны.
По замыслу ли или по недоразумению донжуановы муки от женоненавистничества до страданий от любви смотрятся куда достойнее старческих всхлипов Мольера, что запутался между прежде любимой матерью Мадлен и ныне любимой дочерью Армандой. Вопреки мастерству исполнителя партии Мольера - Игоря Маркова. Мучительные соития со стулом, а потом - с письменным столом и тремя кавалерами чуть не пугают радостью от преодоления комплексов. Кажется, в статусе Эйфмана уже можно не заботиться о своем праве на сценичное и не. Тем паче в традиционной сценографии Вячеслава Окунева - театр в театре с алой драпировкой, малахитовые имперские колонны, крест, древо, зала; зала, древо, крест.
Лобовой подстрочник ухабистого авторского сюжета сделан в стиле образцового Eifman Ballet с его взглядом на немоту балета как тяжким трудом преодолимое увечье. Между тем балетное безмолвие - нормальное от рождения свойство. Эйфман же настолько органичен в своих взглядах и предпочтении жирных масляных красок, что возникает вопрос, его ли это проблема или мирового зла под названием современный драмбалет. Хотя надо быть действительно талантливым, чтобы из могущей быть тонкой гротескной трагедии сделать площадную мелодраму с "кровь - любовь". Ярко, бойко, картинки сменяются быстро, клубничка в виде метафор, вышколенная труппа. Пять унций успеха, помноженных на мобильность труппы под маркой "Русский балет Эйфмана".
Спектакль очень напоминает недавнюю премьеру фонда Мариса Лиепы "Маэстро". Речи о Мольере там не было, маэстро - как бы абстракция, но все замирания с гусиным пером над листом бумаги и беготня культурных архетипов в венецианских баутах словно делались одной рукой. В случае Эйфмана - энергичнее, напористее. Но это в сравнении со светским московским действом. А в сравнении с собой прошлым Эйфман выглядит если не усталым, то явно застрявшим в собственном стиле. Впрочем, после бури деланных и искренних оваций чувствуешь себя полным дураком, что насилу гонит зрителя к светлому завтра. Что за блажь, если публике нравится?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Пт Авг 05, 2005 2:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001070401
Тема| Балет, БТ, МТ, фестиваль, «Золотая маска», гастроли
Авторы| Олег Зинцов
Заголовок| Новый сезон "Золотой маски"
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20010704
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2001/07/04/30785
Аннотация| Оргкомитет национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" анонсировал несколько крупных событий, которые состоятся осенью в рамках специальной программы "Театры - лауреаты премии "Золотая маска" в городах России".

Программа была учреждена в 2000 г. по инициативе "Золотой маски" и Альфа-банка. За минувший сезон выступления лауреатов премии прошли в Санкт-Петербурге, Иркутске и Новосибирске.
Ближайшие гастроли планируется провести 5 - 12 сентября в Нижнем Новгороде, куда приедут "Мастерская Петра Фоменко" со спектаклями "Семейное счастие" и "Танцы на праздник урожая", театр п/р Олега Табакова с "Комнатой смеха" ("Золотая маска" за лучший спектакль сезона 1999/2000), а также Евгений Гришковец и театр "Тень". 23 - 30 сентября пройдет мини-фестиваль "Золотой маски" в Санкт-Петербурге. В нем примут участие "Класс экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова, Воронежский камерный театр, "Геликон-опера" и североосетинский театр "Арвайден".
Объявлено, кроме того, что "Золотая маска" выступила с инициативой обменных гастролей Мариинского театра в Москве и Большого в Петербурге. Гастроли пройдут в ноябре. Мариинский театр покажет на сцене Большого реконструкцию балета Мариуса Петипа "Спящая красавица" (3 и 4 ноября) и оперу Прокофьева "Семен Котко" (17 ноября). Оба спектакля были лауреатами "Золотой маски" в 1999 г., однако тогда привезти их в Москву не удалось.
Большой театр повезет в Санкт-Петербург оперу "Евгений Онегин" (16 и 17 ноября), восстановленную в прошлом сезоне Борисом Покровским в старых декорациях Петра Вильямса, и новейший балет "Три карты" по мотивам "Пиковой дамы" в хореографии Ролана Пети. Его репетиции начнутся только 4 сентября, а премьера состоится 3 и 4 ноября на сцене Мариинского театра. Главные партии будут исполнять Николай Цискаридзе, Светлана Лунькина и Нина Семизорова. Когда-то Пети уже ставил этот балет для Михаила Барышникова, но в премьерном спектакле хореографический текст будет новым.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Пт Авг 05, 2005 2:54 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001070402
Тема| Балет, Театральная олимпиада, Театр балета Бориса Эйфмана, премьера, "Дон Жуан и Мольер", Персоналии, Эйфман Б., Марков И., Кузьмина Е., Арбузова В.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Цветы запоздалые
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20010704
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2001/07/04/30786
Аннотация| В Москве начались гастроли петербургского Театра балета Бориса Эйфмана. Однако с гвоздем программы - последней работой Эйфмана - москвичи уже познакомились.

Спустя всего месяц после мировой премьеры в Нью-Йорке новый балет Бориса Эйфмана "Мольер и Дон Жуан" был показан в рамках театральной олимпиады на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Несмотря на предварительный ажиотаж, нарядов милиции на входе не потребовалось, никто не бился за ступеньки на бельэтаже. Триумфа - впервые за много лет - не было. "Браво" не кричали даже те, для кого Эйфман неотделим от ностальгии по диссидентской молодости.
Юношеский задор ушел. Страсти улеглись. Эпатаж закончился. Амбиции удовлетворены. Схема, которую Эйфман эксплуатировал не одно десятилетие, истощилась. Ее неприхотливый каркас стал очевиден даже непосвященным.
Излюбленный эйфмановский герой - герой знаковый, культовый, узнаваемый. Когда-то это были Князь Мышкин, Мастер, Чайковский, Карамазовы, Павел I. На этот раз - Мольер и Дон Жуан. Сюжеты большинства эйфмановских балетов нанизываются на две неизменные идеи: яркая личность трагически одинока и всю жизнь вынуждена противостоять бездарной толпе. В "Мольере и Дон Жуане" эти темы транслируются с доступностью, эквивалентной "Окнам РОСТа": скрюченный (но молодой) Мольер, укутанный в плед и парящий ноги в тазу, грызет перо и строит трагические гримасы. Дон Жуан - его нереализованное "я". Мольер примеряет на себя маски, а актер - Дон Жуан копирует их с обезьяньей точностью и резво скачет в вариациях, которых лишен Мольер. Его сложные отношения с Мадлен и Армандой сведены к нескольким дуэтам и трио, в которых склонный к самоцитатам хореограф пересказывает свои же дуэты и трио из "Убийц", "Карамазовых", "Русского Гамлета". Лексика спектакля - странный сленг из смеси Бежара, Килиана и Матса Эка, давно превратившийся в фирменный эйфмановский стиль. Действие происходит под первоклассную музыку - на этот раз под Моцарта и Берлиоза. Опусы выбраны шлягерные - мелодичные, ласкающие слух и не отвлекающие от балета. Поэтому под дуэт-соблазнение Дон Жуана и Эльвиры подложено молитвенное Agnus Dei, а свое опустошение Дон Жуан демонстрирует под неизменные слезы Lacrimosa.
Всерьез верить в страсти эйфмановского балета удается только вечным соратникам хореографа - кордебалету, слаженности которого может позавидовать любой академический театр, и солистам Игорю Маркову (Мольер), Елене Кузьминой (Мадлен, Донна Анна) и Вере Арбузовой (Арманда, Эльвира). Молодые солисты не в состоянии придать своим образам убедительность. Вечный сотрудник Эйфмана - художник Вячеслав Окунев превратил архитектурные конструкции, которые оборачиваются то сценой Пале-Рояля, то храмом с массивным крестом посередине, в пересказ всех своих предыдущих работ - красивый, лаконичный и упрощенный.
"Мольер и Дон Жуан" оказался хрестоматией увядающего стиля, разрушение которого подчеркнуло отсутствие традиционной эйфмановской динамики.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Пн Авг 08, 2005 9:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001070403
Тема| Балет, БТ, МТ, проекты, фестиваль, «Золотая маска», обменные гастроли
Авторы| И.К
Заголовок| ИЗ ПЕТЕРБУРГА В МОСКВУ
И обратно поедут лауреаты "Золотой маски"
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20010704
Ссылка|
Аннотация| Уходя в отпуск, оргкомитет национальной театральной премии и фестиваля "Золотая маска" поделился своими планами на будущее.

С 5 по 12 сентября в Нижнем Новгороде в рамках фестивальной спецпрограммы "Лауреаты премии "Золотая маска" в городах России" пройдут гастроли театра п/р Олега Табакова, "Мастерской Петра Фоменко", Евгения Гришковца и театра "Тень". С 23 по 30 сентября в Санкт-Петербург будут держать путь неакадемические театры со спектаклями экспериментального характера: "Кровать" и "Стая" "Класса экспрессивной пластики" Геннадия Абрамова, "Арвайден" северо-осетинского театра "Арвайден" - "Небесное зеркало", "Дядюшкин сон" Воронежского камерного театра и "Леди Макбет Мценского уезда" "Геликон-оперы". По обменным ноябрьским гастролям Мариинского театра в Москве и Большого театра в Санкт-Петербурге Мариинка представит москвичам балет-реконструкцию шедевра Мариуса Петипа "Спящая красавица" и оперу С. Прокофьева "Семен Котко" - лауреатов премии "Золотой маски" 99-го года, которые в Москве будут показаны впервые. Большой везет в Санкт-Петербург оперу "Евгений Онегин", восстановленную в октябре 2000-го Борисом Покровским и еще не с озданный балет "Три карты" по мотивам "Пиковой дамы" в хореографии Ролана Пети. Репетиции начнутся только 4 сентября, в роли Германа выступит Николай Цискаридзе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Пн Авг 08, 2005 9:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071001
Тема| Балет, Театр балета Бориса Эйфмана, премьера, "Дон Жуан и Мольер", Персоналии, Эйфман Б.
Авторы| Марина Райкина
Заголовок| БОЛЬШОЙ ПОКОРИЛСЯ ДИССИДЕНТУ
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20010710
Ссылка|
Аннотация| В столице завершились гастроли Санкт-Петербургского театра балета Бориса Эйфмана. Господин Эйфман представил пять своих спектаклей, один из которых - "Месье Мольер и Дон Жуан" - стал премьерным.

Что показали прошедшие гастроли? Труппа Эйфмана - в прекрасной творческой форме. В отличие от других отечественных коллективов, делающих кассу на "вечнозеленой" классике, коллектив Эйфмана смог утвердиться на мировом балетном рынке благодаря оригинальному репертуару, созданному балетмейстером для своего театра. Эйфман продолжает пользоваться огромной популярностью у народных масс, в то время как отечественная критика не перестает его "щипать". Но главная сенсация - это то, что гастроли Эйфмана прошли на сцене Большого театра. Самый консервативный театр, куда редко ступает нога пришельца, во второй раз предоставил сцену эйфмановской труппе. А если вспомнить, что полтора года назад Эйфман поставил здесь "Русского Гамлета", то можно сказать: сегодня он из балетного диссидента, которого очень долго не пускали дальше концертного зала "Россия", стал первым хореографом отечества.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Вт Авг 09, 2005 9:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071101
Тема| Балет, МТ, гастроли в Лондоне, Персоналии, Гергиев В., Павленко Д., Фадеев А., Симонов К.
Авторы| ЕФИМ БАРБАН
Заголовок| СИЛЫ СУДЬБЫ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20010711
Ссылка|
Аннотация| В Лондоне завершились выступления балета Мариинского театра и начались гастроли его оперной труппы

Гастроли открылись 9 июля оперой Верди "Бал-маскарад" в постановке Андрея Кончаловского; за дирижерским пультом был Валерий Гергиев.
2001 год объявлен ЮНЕСКО годом Джузеппе Верди, это дало повод Гергиеву провести на сцене Королевского театра "Ковент-Гарден", где гастролирует Мариинка, своего рода фестиваль опер великого итальянца. За 12 дней гастролей англичане, кроме "Бала", услышат "Макбета", "Аиду", "Силу судьбы", "Отелло" и "Дон Карлоса". Под руководством Гергиева будет исполнен также "Реквием" Верди. Восторженный прием "Бала-маскарада" английской публикой стал добрым предзнаменованием для этих гастролей, претендующих стать главным событием лондонского музыкального сезона.
В день начала гастролей оперной труппы Мариинки в Лондоне произошло еще одно знаменательное для петербургского театра событие: его молодым артистам в помещении "Ковент-Гардена" вручали премии итальянской фирмы "Дзенья".
"Эрменеджильдо Дзенья" - одна из крупнейших и самых респектабельных фирм мужской одежды. Ее магазины открыты в крупнейших городах мира, в том числе в Москве. Ежегодные премии для молодых звезд Мариинки фирма учредила в 1997 г. Кроме того, "Дзенья" участвует в субсидировании ряда постановок театра. Сотрудничество с итальянской фирмой - еще одно доказательство уникальных способностей директора и худрука Мариинки Валерия Гергиева привлекать спонсоров. Гергиев ввел нынешнего главу основанной в 1910 г. фирмы Джильдо Дзенью в Международный наблюдательный совет своего театра, патроном которого, кстати, является наследник британского престола принц Уэльский Чарльз.
Совладелица фирмы Анна Дзенья, вместе с Гергиевым вручавшая премии российским артистам, рассказала нам, что награды присуждаются по представлению руководства Мариинского театра; каждый из награжденных получает десять тысяч долларов "на интенсивную учебу по специальности". Это значит, как пояснила нам синьора Дзенья, что лауреат "не может, скажем, потратить свои деньги на поездку с подругой на Лазурное побережье". Все траты должны быть связаны с профессиональными потребностями и санкционируются Гергиевым.
В этом году премии получили семь артистов Мариинки, в том числе и работающий в театре итальянский дирижер Джанандреа Носеда - кстати, дирижирующий в Лондоне единственным представлением "Силы судьбы". Кроме него, наград были удостоены сопрано Ольга Сергеева, работающая в Мариинке всего около года, но уже получившая ответственную партию в "Бале-маскараде"; Анна Нетребко, ставшая звездой после исполнения партии Наташи в прошлогодней постановке Андрея Кончаловского оперы Прокофьева "Война и мир"; баритон Владимир Мороз, вызвавший сенсацию в прошлом году в Зальцбурге, где он пел вместе с Пласидо Доминго.
Три премии получили молодые артисты балетной труппы театра: Дарья Павленко, Андриан Фадеев и Кирилл Симонов. 23-летний Симонов не только танцор, но и хореограф. Он отличился во время прошлогодней нетрадиционной постановки балета "Щелкунчик", наделавшей много шума в Питере, - сценографом балета был Михаил Шемякин. Впервые коллективной премии "Дзенья" удостоился Молодежный оркестр Мариинского театра.
Вручая эту премию, Валерий Гергиев заметил, что "иметь такой оркестр, конечно, роскошь для театра, однако он гарантирует нам отсутствие в будущем проблем с основным составом оркестра". Лондонские гастроли Мариинского театра продлятся до 21 июля.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Вт Авг 09, 2005 9:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071102
Тема| Балет, МТ, гастроли в Лондоне, Персоналии, Сологуб А., Фадеев А., Захарова С., Аюпова Ж., Хребтов М., Зеленский И., Вишнева Д., Цискаридзе Н.
Авторы| ЛЕЙЛА ГУЧМАЗОВА
Заголовок| КОРОЛЕВСКОМУ - КОРОЛЕВСКОЕ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20010711
Ссылка|
Аннотация| Двухнедельные гастроли в Лондоне, на сцене Королевского Ковент-Гарден, труппы Мариинского театра отслеживались публикой и критикой равно внимательно и придирчиво.

Русская классика, мировая классика и особый подарок хозяевам - сделанная впрок к лондонским гастролям "Манон" Кеннета Макмиллана - дали повод судить о труппе в разных ракурсах.
Гастроли в Лондоне традиционно считаются самыми престижными, поскольку по сей день в общественном мнении жив миф о сорокалетней давности гастролях Кировского балета и его звездных беглецах - Нурееве и Макаровой. Но и без оглядки на мифы задача Мариинского была непростой, труппе предстояло подтвердить свой успех прошлого сезона, сравниваемого горячими головами с Русскими сезонами Дягилева. Критика не имела предубеждений, скорее, наоборот - столь несвойственное нашей профессии ожидание хорошего проявилось сполна уже в рецензиях на первые спектакли: " Едва взглянув на состав исполнителей, я понял, что большие впечатления гарантированы".
Словно желая продемонстрировать непрерывность производства собственных звезд, Мариинский отдал первые спектакли новичкам, Наталье Сологуб и Андриану Фадееву. Газеты отметили одновременно 20-минутную овацию, волнение молодых солистов и... технические сложности их борьбы с костюмами, включая опадавшие с пачки розанчики принцессы Авроры. Предмет особой гордости - премьера минувшего сезона Мариинки "Спящая красавица", восстановленная по архивным записям в максимально приближенном к оригиналу виде, призвана служить визитной карточкой Петербургского балета, категорически стирающего с себя пыль советской эпохи. В пылу борьбы за восстановление преемственности и увидел свет удивительный театральный эксперимент, высоко котируемый в мире как живой антиквариат и подлинник Петипа. Он же - недолюбливаемый артистами гвоздь афиши, с которым им приходится мириться с "невыгодной" для показа виртуозности техникой вековой давности и анахроническими костюмами. Тем не менее именно императорскую "Спящую красавицу" хотят видеть во все м мире в первую очередь, и именно ее увидит, наконец, Москва в ноябре, во время обменных гастролей Мариинского и Большого театров. "Спящая..." дала форс двухнедельному марафону труппы.
Как и ожидалось, наиболее ревностно британцы отнеслись к трактовке мариинцами "Манон" Кеннета Макмиллана. В пантеоне английского балета этот опус почти равнозначен "Лебединому озеру" в пантеоне русского. Потому компактно похвалив постановку, "The Guardian" остановилась на подробностях: "Только Максим Хребтов в партии Леско создал очень индивидуальный образ. Другие премьеры драматизировали балет в соответствии со своими привычками. Когда Светлана Захарова появляется на сцене впервые, ее наивность напоминает деликатную бессловесность Жизели. Когда она соблазняется деньгами, то превращается в Гамзатти из "Баядерки", а выплескивает сексуальность, как Китри из "Дон Кихота" (The Guardian). В результате растаяла драма английской любимицы Манон с ее моральной неразрешенностью. Намного органичнее выглядела Манон "огня и льда" Жанны Аюповой, сумевшей выразить малейшие оттенки эмоций рядом с "фантастическим кавалером" Игорем Зеленским. Гораздо раскованней критики отнеслись к балету, не относимому к английскому наследию только из-за первоисточника Байрона: "Крушения! Пираты! Рабыни! Фонтаны на сцене! "Корсар" по сей день остается старым репертуарным коньком, но именно Кировский балет со своим бессмертным апломбом показывает, как можно превратить архаичный пуантный балет в захватывающее представление". Другой критик отметил явно не предусмотренный эффект, сравнив декорации мариинского спектакля с картинами Густава Климта.
Еще недавно бывшая любимым предметом для пристальных замечаний программа балетов Джорджа Баланчина получила абсолютно однозначные оценки. "Думаю, танцовщики Кировского балета исполняют шедевр Баланчина лучше, чем Нью-Йорк Сити Балле (авторская труппа маэстро. - Л.Г.)". Клемент Рисп из Financial Times был еще обстоятельнее: "Духовное и физическое родство нью-йоркского Баланчина и санкт-петербургского Баланчина очень крепко и с каждым годом становится все очевиднее. Артисты Кировского театра обнаружили несомненную "русскость" в гении Баланчина и смогли с легкостью раскрыть различные его свойства".
Диану Вишневу оценили лаконично, как Мэри Поппинс - "просто совершенство", добавив, что ее танец стал гораздо поэтичнее по сравнению с прошлым сезоном. Простаивающий в родном театре премьер Большого Николай Цискаридзе явно пришелся ко двору в Мариинской труппе. Уравновешенная британская критика на языке, где слово "красивый" звучит по-разному применительно к леди и джентльмену, не пожалела для Цискаридзе самых веских похвал вроде "выдающийся прыжок и благородное чувство стиля", все чаще в современном балетном исполнительстве взаимоисключающих.
При переводе рецензий неизбежно встречаешь эпитеты и характеристики, до оторопи непривычные глазу. Но некоторые из них стоит привести дословно: "Лопаткина выглядела роскошно и обаятельно. Ее партнер Игорь Зеленский был великолепен и силен в своей безупречной технике. При наличии этих двух звезд и их любовной химии на сцене "Драгоценности" выглядели действительно великолепными и дорогими". "Уникальная, беспрецедентная, возвышенная работа... спектакли с самым дисциплинированным в мире кордебалетом" и прочее, прочее. Жан Парри из Observer констатировал happy ending советского стиля. Впрочем, вряд ли кто-нибудь действительно сомневался в том, что Мариинский еще раз блистательно подтвердит свой статус сильнейшей в мире балетной труппы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Ср Авг 10, 2005 10:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071201
Тема| Танец, III Международный фестиваль современного танца "Открытый взгляд", Персоналии, Меган Р., Каспаров В.
Авторы| Светлана Глинкина,Галина Ковалева
Заголовок| Танцы в храме
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20010712
Ссылка| http://www.ng.ru/style/2001-07-12/8_dance.html
Аннотация| За два с половиной месяца Театральной олимпиады Москва привыкла к тому, что театром может стать любая улица или сквер. Теперь Санкт-Петербургу пришлось пережить более серьезное испытание: танцы на трапециях были устроены в колоннаде Казанского собора! Шоу не помешал даже тот факт, что совсем недавно одному из самых известных храмов города был присвоен статус кафедрального.

Во вторник вечером в рамках III Международного фестиваля современного танца "Открытый взгляд" здесь состоялся гала-концерт. В двух развернутых к Невскому проспекту классицистических крыльях колонн собора продемонстрировали свое искусство танцевальная группа из Франции "Терпси Данс Модерн" под руководством Роже Мегана и студенты хореографических училищ со всей России. Можно было увидеть уникальный спектакль в воздухе, соединивший в себе элементы танца и боевых искусств. "Русская танцевальная школа, созданная Агриппиной Вагановой, вечная холодная классика - это эталон, - рассказывает директор фестиваля Вадим Каспаров. Но в последнее время в репертуары классических театров все чаще и чаще включают "модерновые" балеты. Мы предлагаем всем желающим научиться современному танцу постичь его смысл, рисунок, язык. Профессионалы и любители со всего мира приезжают к нам, чтобы набраться новых свежих идей, продемонстрировать свое умение петербургским любителям этого вида искусства". А уж показать на фестивале было что. Все современные тенденции и направления за короткое время были представлены на площадках Северной столицы. Вадим Каспаров полагает, что фестиваль будет способствовать популяризации танцевального искусства. "В Америке давно существует система, когда люди приходят танцевать в свободное от работы время просто так. Для души. Сейчас такая форма творчества развивается и у нас".
Итак, оглянитесь по сторонам, пригласите партнера - и вперед, на колоннады!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Ср Авг 10, 2005 10:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071701
Тема| Танец, Авиньонский фестиваль, Персоналии, Прельжокаж А.
Авторы| Марина Райкина
Заголовок| Самозванец у Папского дворца
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20010717
Ссылка|
Аннотация|

...
Что до самого фестиваля, 55-го по счету, то он явно переживает кризис пенсионного возраста. Слава Богу, еще не в маразме, но печатью невыразительных спектаклей отмечен. Почему-то в этом году организаторы отказались от иностранной программы, которая обычно солидно звучит в общей афише. На этот раз несколько иностранных трупп, в том числе и российская, не способны покрыть дефицит хороших спектаклей. Среди французских прежде всего выделяется современный танец. Изумительный спектакль показал хореограф албанского происхождения Анжелен Прельжокаж, хорошо известный у нас своими постановками. Двухчасовое зрелище "Эликоптер" поражает невероятным использованием света в балете и возможностями современного танца. Светом - пронзительно синим и зеленым - на пустой сцене создается иллюзия дрожащей воды, трепета травы и даже воздуха. И среди этого великолепия шесть танцоров танцуют историю, которую во сне увидел композитор Штокхаузен. Во второй части лидер современного танца поэкспериментировал с двенадцатью полуобнаженными мужскими телами и шестью столами. Что немало удивило публику, которая увидела в этом жизнь морга. Но для этого печального заведения красивые и очень техничные танцоры оказались весьма энергичны, с эффектной партитурой движений. Скорее всего это хореографический протест против насилия, осуществляемого в мире сильной половиной человечества. Довольно глубокая философская концепция заложена в "Эликоптере" и высоко оценена прессой.
Похоже, что в этом году силы природы не благоволят фестивалю. Во всяком случае, на второй неделе начались дожди и мощнейшие грозы, которые прогнали с улицы уличный театр и "закрыли" спектакли, идущие под открытым небом. Без уличных артистов город как-то потускнел, и даже салют, устроенный в честь национального праздника - взятия Бастилии парижскими коммунарами, - радости не прибавил.
В это самое время недалеко от Авиньона, в Экс-Ан-Провансе, проходит престижнейший оперный фестиваль. Опера - дело дорогостоящее, поэтому и публика, и цены на билеты резко отличаются от авиньонских. Достаточно сказать, что на премьеру оперы Бенджамена Бриттена "Поворот винта" (режиссер Люк Бонди) средняя цена на билеты 800 франков, то есть свыше 100 долларов.
Подробнее об оперном фестивале и его самой экстравагантной постановке - в ближайших номерах "МК".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Чт Авг 11, 2005 10:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071801
Тема| Балет, БТ, проекты, Персоналии, Пети Р., Григорович Ю., Каррена Х., Акоста К., Коборг Й., Малахов В.
Авторы| Марина МУРЗИНА
Заголовок| Звезды все-таки приедут
Где опубликовано| Аргументы и Факты
Дата публикации| 20010718
Ссылка|
Аннотация| МЫ хотели, чтобы нынешнюю ситуацию в Большом прокомментировали три главных персонажа, принимающих решения. Но министр культуры России г-н Швыдкой в отпуске, новый главный дирижер г-н Ведерников от анализа воздержался, предоставив слово гендиректору, и сказал, что более подробная информация будет дана им непосредственно перед открытием сезона (1 сентября). Генеральный директор театра г-н Иксанов дал небольшое интервью.

ПРИ этом оба поблагодарили нашу газету за предыдущую публикацию, "справедливую, объективную, аналитическую". Вступать в полемику с ушедшим Г. Н. Рождественским нынешнее руководство не собирается.
А. ИКСАНОВ: "В руководстве театром никакого триумвирата нет. Целиком и полностью за творческий процесс отвечает А. Ведерников. Моя же функция как директора - создавать условия для той творческой программы, которую он задумает воплотить. Главным образом это финансовые проблемы, и мы их с марта уже пытаемся разрешить в позитивном смысле - доходная часть в театре выросла на 62% за счет компьютеризации системы продажи билетов. Плюс создан специальный отдел, который на профессиональной основе будет стабильно заниматься привлечением спонсоров. Прошло также первое, организационное, заседание по созданию к октябрю попечительского совета в театре, куда войдут лидеры нашего отечественного бизнеса. Это будет такой мозговой центр, ведь эти люди добились многого в бизнесе, знают рыночную экономику и смогут, надеюсь, помочь театру не только финансами, но и идеями, советами. Мы ждем от них самых нестандартных решений, а время для старта у нас есть, до начала сезона. Государственных же средств хронически не хватает. Бюджет Большого - 13 млн. долл. в год, из них примерно 65% государственных, и никаких предпосылок для роста этого процента не предвидится. Значит, нужно искать самим.
А средства нужны немалые. Мы задумали многое. Ролан Пети поставит у нас в сезоне премьеру - балет "Три карты" по "Пиковой даме". Другие планы - "Тщетная предосторожность" в постановке английской "команды", премьера намечена на февраль; в апреле выпустим "Легенду о любви", восстановленную Ю. Григоровичем, в июне - "Хованщину" в постановке Юрия Александрова из Петербурга. Обязательно будет у нас и еще одна оперная премьера. В ноябре осуществим гастрольный обмен с Мариинским театром. Мы повезем в Петербург "Три карты" и "Евгения Онегина", а они покажут в Большом "Семена Котко" и "Спящую красавицу".
Планируем мы и приглашения зарубежных звезд. Это требует дополнительных затрат. 3 октября "Реквиемом" Верди в Большом продирижирует Рикардо Мути ("Ла Скала"). В сентябре - октябре у нас выступят звезды мирового балета - приглашенных четверо, каждый станцует по два спектакля. Хосе Каррена и Карлос Акоста - в "Дон Кихоте", Йохан Коборг (Дания) - в "Сильфиде", Владимир Малахов - в "Жизели".
А главное, что в театре появился молодой, энергичный руководитель, который очень хочет работать так, чтобы жизнь Большого изменилась к лучшему".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3300

СообщениеДобавлено: Чт Авг 11, 2005 10:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001071901
Тема| Танец, Авиньонский фестиваль, Персоналии, Надж Ж.
Авторы| Марина Райкина
Заголовок| ДИВАН С "ОТСТРАНЕНИЕМ" И КОНКРЕТНОЙ БОМБОЙ
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20010719
Ссылка|
Аннотация| В Авиньоне едва не прогремел взрыв

Авиньонский фестиваль потрясла бомба. Но не творческая, а самая что ни на есть настоящая. А точнее, сообщение во вторник, в половине одиннадцатого вечера: в муниципальном театре, расположенном на знаменитой площади Часов, заложено взрывное устройство.
Это случилось прямо во время спектакля "Новобрачные Эйфелевой башни". За десять минут до финала среди танцоров из Намибии вдруг возник директор театра и попросил всех без паники покинуть помещение. Публика восприняла эту шутку как удачную находку режиссера, но настойчивые требования администрации и суровый вид полицейских, вставших у дверей, заставил зрителей поторопиться. Правда, через 40 минут выяснилось, что это была чья-то идиотская шутка. Мысль о том, что телефонные придурки дислоцируются не только в России, как-то примиряла с российскими проблемами...
Но то, что происходило на служебном входе в то время, когда спецслужбы искали бомбу, в России уж точно невозможно. Здесь музыканты, впопыхах захватившие свои инструменты, начали играть музыку из спектакля, а намибийские танцоры затанцевали. Публика, явно не рассчитывающая досмотреть финал в театре, благодарно взревела от восторга.
Шутка с бомбой встряхнула Авиньон, занятый в последнее время в основном двумя проблемами - театральными и метеорологическими. С погодой в Провансе что-то не заладилось с самого начала. Грозы "бомбили" Авиньон, и из-за этого даже отменили первый спектакль в Папском дворце, а через неделю 36-градусная жара сменилась страшными ливнями и шквальным ветром, почему-то поэтично называемым здесь мистралем. От дождя бежали уличные комедианты, и Авиньон стал до отвращения скучным и чистым, как будто он никогда не был похож на помесь карнавала с писчебумажной фабрикой в период рекламной кампании. Плохая погода распугала даже матерых театралов, и самородок из Венгрии, 26-летний виртуоз-скрипач Феликс Лойко, приготовленный организаторами как экзотический деликатес фестиваля, выступал в полупустом зале Папского дворца. Может, без мощной энергетики зрителей его скрипка не имела импровизационного прорыва, о котором взахлеб говорит вся Европа, и парень, к его чести надо сказать, сам почувствовал лажу и ушел, не доиграв концерт.
Но в последние дни погода все-таки улучшилась, и прелестный уголок Прованса - Авиньон - снова впадает в театральный экстаз и ищет новые формы. Их на фестивале продемонстрировали наши бывшие соотечественники - литовцы и экс-братья по соцлагерю венгры. Впрочем, представитель последних - знаменитый режиссер Жозеф Надж - много лет назад стал подданным Французской республики и теперь поднимает ее славу своим талантом.
Надж - уникальнейшая личность, и, несмотря на свой возраст (чуть за сорок), он заметно наследил в мировой культуре. Во всяком случае, его эксперименты в цирке, театре, опере и их селекционное скрещивание можно считать фантастическими. В последние годы его интересы плотно переместились в сферу современного танца. Результат россияне видели в прошлом сезоне, когда его труппа привозила в Москву балет "Полуночники" по Кафке, который получил российскую театральную премию "Золотая маска" в номинации "Лучший иностранный спектакль".
Судя по всему, последние годы Авиньон не в состоянии обойтись без постановок Наджа. На этот раз он показал спектакль "Отстранение", который сделал вместе с нашим бывшим соотечественником, выдающимся музыкантом Владимиром Тарасовым, известном по работе в трио "Тарасов-Чекасин-Ганелин".
- С Наджем мы вообще-то знакомы давно, - рассказал Владимир Тарасов, - еще когда мы выступали в Венгрии, у нас были свои фанаты, и в их число входил Надж.
Тогда Надж не подозревал, что через десять лет сольется с Тарасовым в творческом экстазе и "родит" свое необычное "Отстранение". Вещь действительно необычная - для двух танцоров и ударника в окружении множества инструментов. Это тот случай, когда трудно понять, кто за кем идет - движение за звуком или звук за движением. Впрочем, движение и танец - не совсем те слова, которые передают суть происходящего в "Отстранении". Просто есть мужчина в котелке и цивильном костюме, есть женщина на каблуках, и язык их тел необычен. Порывистая неуклюжесть переходит в отточенность жеста и наоборот. Рисунок танца нарушает то голос со странными звуками, то очаровательная мелодия, которую высоким голосом выводит танцовщица, аккомпанирующая себе на аккордеоне. И конечно же, музыка ударных Тарасова, которая так же естественна, как кислород, и которую замечаешь только тогда, когда его перекрывают.
Оскарас Коршуновас - моложе Найджа лет на десять и живет в Вильнюсе. Но он так же знает, как посредством театра разговаривать с видавшей виды публикой. На сей раз он выбрал язык шока и эффект электрического стула. Во всяком случае, так себя чувствует зритель на его спектакле "Огненноликий". Пьеса немецкого драматурга Мариуса фон Майенбурга повергает в шок. Брат и сестра на диване занимаются тем, чем их родители давно не занимаются на супружеском ложе. Этот диван - абсолютно обычный с виду - основной двигатель этой истории: им можно накрыться как простыней, свернуть на манер матраса, ненужного по утрам... Коршуновасу и потрясающим артистам удалось эту конкретную историю пубертатного периода вывести на уровень философского осмысления вечной темы отцов и детей.
На литовцев стоит лом - билеты стоят по 20 долларов, хотя, как рассказал директор театра Мартинас Будрайтис (сын известного артиста Будрайтиса), в Литве их билеты - не дороже десяти долларов.
Вчера в Авиньоне сыграли последнего "Бориса Годунова". На улицах уже узнают наших артистов, и Александр Леньков, Марина Голуб, Авангард Леонтьев даже раздают автографы. Французские гурманы от театра кроме их прекрасной игры потрясены тем, что впервые на русских спектаклях актерский текст и перевод - синхронны.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика