Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2001-12
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Дек 26, 2005 10:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001120801
Тема| Балет, БТ, гала-концерт, юбилей, Персоналии, Ананиашвили Н.
Авторы|
Заголовок| НИНА АНАНИАШВИЛИ, БАЛЕРИНА
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20011208
Ссылка|
Аннотация| Вчера в Большом театре состоялся гала-концерт, посвященный двадцатилетию творческой деятельности Нины Ананиашвили.

Она дебютировала на сцене Большого, когда еще в полной силе были звезды первой величины - Майя Плисецкая, Наталья Бессмертнова, Екатерина Максимова. Многие годы Нина Ананиашвили должна была радоваться возможности подменять их в коронных партиях. Несколько позднее почти вся классика - от "Корсара" до "Дон Кихота" вошла в ее репертуар. Событием в балетном мире стали ее совместные работы с Андрисом Лиепой. Их дуэт в "Жар-Птице" в начале 80-х был признан лучшим в европейском балете. С тех пор Нина Ананиашвили стяжала множество наград: она является лауреатом международных балетных конкурсов в Варне (1980), Москве (1981, 1985), Джексоне (США, 1986). Американский биографический институт, издающий справочник "Who is who", признал ее "женщиной 1997 года" "за выдающиеся заслуги в области классического искусства".
В последние годы Нина Ананиашвили выступает в Вашингтонском балете и в Москве танцует - по собственному признанию - не более 8 спектаклей в год. Это не мешает, однако, ей оставаться самой популярной российской балериной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Вт Дек 27, 2005 1:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121001
Тема| Балет, БТ, гала-концерт, юбилей Н.Ананиашвили, Персоналии, Ананиашвили Н., Ратманский А., Антоничева А., Александрова М., Филин С., Эррера П., Карреньо Х.-М., Пиконе Д., Макмиллан К., Лиепа А.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Последствия травмы
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20011210
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2001/12/10/38592
Аннотация| В Большом театре концертом в трех отделениях отметили 20-летие творческой деятельности Нины Ананиашвили.

Изначально планировалось, что юбилярша будет танцевать в честь себя сама. Но за торжественным вечером балерина наблюдала из директорской ложи - за день до гала она получила травму. На программе концерта это не отразилось: приглашенные балерины за полдня выучили партии Нины и ни один номер не был отменен. Но ее отсутствие на сцене позволило оценить место балерины в современном балете.
Программа вечера, как это всегда бывает на концертах, санкционированных Ананиашвили, отличалась редкой сбалансированностью. В ней удалось совместить интересы самой балерины (она собиралась выйти в своих коронных спектаклях - "Дон Кихоте" и "Снах о Японии", а также показаться в новом для себя и раритетном для Москвы па-де-де из "Сильвии"), ее коллег (американские танцовщики танцевали фирменного Баланчина, а русские - излюбленные классические па-де-де), Большого театра (труппа выступила в первом акте "Дон Кихота", который называют "самым московским балетом"), хореографа Алексея Ратманского, поставившего для балерины несколько спектаклей, и продюсера Ананиашвили - фирмы "Постмодерн-театр" (в финале вечера была показана их совместная работа - "Сны о Японии").
Ананиашвили никогда не боялась профессиональной конкуренции, потому пригласила на свой юбилей звезд двух театров, которые считает родными, - Большого и АВТ (American Ballet Theatre): Андрея Уварова, Марию Александрову, Сергея Филина, Инну Петрову, Анастасию Горячеву, Дмитрия Гуданова, Юрия Клевцова, Палому Эрреру, Хосе Мануэля Карреньо, Джузеппе Пиконе. В первом акте "Дон Кихота" юбиляршу заменила Анна Антоничева, в баланчинском па-де-де из "Сильвии" - Палома Эррера, а в "Снах о Японии" партию Ананиашвили поделили Анастасия Яценко и Мария Александрова.
Все они выдавали двухсотпроцентные результаты. Труппа Большого театра, которую в сентябре не смогли вдохновить заезжие гости на фестивале мировых звезд, с первых же минут танцевала "Дон Кихота" на предельном накале. Анна Антоничева, забыв свою сомнамбулическую природу, решительно накручивала пируэты. Мария Александрова знойно поводила плечами, шикарно соблазняя Тореадора в "Дон Кихоте", а потом победительно вколачивала фуэте в "Снах о Японии". Сергей Филин фиксировал античную красоту аттитюдов и порхал, бесшумно приземляясь, в па-де-де из "Сильфиды". Злые языки, все время подозревающие, что Москву кормят звездами второго сорта, тоже могли быть удовлетворены: Палома Эррера, что строила идеальные арабески на волшебно выгнутых стопах в Па-де-де на музыку Чайковского, Хосе Мануэль Карреньо и Джузеппе Пиконе, едва не провертевшие своими надежными вращениями дырки в планшете сцены, на самом деле являются премьерами самого звездного балетного театра мира - АВТ.
Однако того чувства всеобщего подъема, который бывает на спектаклях с участием самой Нины Ананиашвили, все равно не возникло: в зале, который был переполнен съехавшимися со всего мира директорами балетных компаний, критиками и просто балетоманами, царила скорее траурная, чем праздничная, атмосфера. Как оказалось, гораздо более молодые, физически и эмоционально менее изношенные звезды нынешнего поколения способны удивить трюками или даже проникновенным рассказом о страданиях или радостях каких-то принцев и принцесс без роду и племени. Но они не умеют создать то ощущение электрических разрядов, ради которых приходят в театр зрители. Нина Ананиашвили осталась последней на мировой сцене активно действующей звездой уходящей эпохи. В Лондоне ей дарит свои балеты Кеннет Макмиллан, на юбилей она получает мехового лебедя от парижской компании Yves Delorme, 150 лет интересовавшейся только постельными принадлежностями, а ее наряды от Ямамото обсуждают парикмахерши в московских салонах красоты. Но слава Ананиашвили завоевана не агрессивными рекламными кампаниями, не скандальными романами и не участием в эстрадных шоу без разбору. Свое имя она заработала международными балетными конкурсами, став рекордсменкой по числу завоеванных на них золотых медалей (их у балерины четыре). Главными партиями в спектаклях Большого театра (их несколько десятков). Участием в постановках Баланчина в его труппе New York City Ballet, в которой они с Андрисом Лиепой стали первыми зарубежными приглашенными солистами за всю историю. Выступлениями с Датским Королевским балетом, Королевским балетом Великобритании, Мариинским театром, Королевским балетом Швеции, театром Ла Скала, Хьюстонским балетом. И почти десятилетним сотрудничеством с АВТ.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Вт Дек 27, 2005 1:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121002
Тема| Балет, БТ, гала-концерт, юбилей Н.Ананиашвили, Персоналии, Ананиашвили Н., Ратманский А., Фадеечев А., Эррера П., Карреньо Х.-М., Пиконе Д.
Авторы| Михаил Малыхин
Заголовок| Ананиашвили - снова двадцать
Где опубликовано| «Эксперт» №46 (306) 10 декабря 2001
Дата публикации| 20011210
Ссылка| http://expert.ru/expert/2001/46/46ex-novkult1_25210/
Аннотация| В Большом театре прошел гала-концерт в честь двадцатилетия творческой деятельности примы-балерины театра Нины Ананиашвили.

Нина Ананиашвили - уникальное явление в Большом театре. Дело даже не в ее феноменальной технике и артистичности. За двадцать лет работы в Большом она не принадлежала ни к одной "группировке", не была замешана ни в одном скандале, хотя постоять за себя и за балет она всегда могла. Нина была единственной, кто осмелился возразить прежнему худруку театра Геннадию Рождественскому, желавшему исключить из репертуара балеты с плохой, по его мнению, музыкой.
Сегодня в ее репертуаре почти вся классика Большого, хотя она танцует на родной сцене всего восемь спектаклей в год. Остальное ее время делят между собой сцены Токио, Нью-Йорка, Чикаго и Хьюстона. Ананиашвили сегодня единственная прима Большого театра, у которой есть зарубежные контракты. Кроме этого, она один из руководителей Театра танца Алексея Фадеечева (своего бывшего партнера). Кстати, благодаря усилиям последнего и коммерческому партнерству Ананиашвили с "Постмодернтеатром" были поставлены несколько балетов ныне суперпопулярного хореографа Алексея Ратманского.
В отличие от традиционных юбилейных вечеров на гала-концерте цветы и приветственные речи не затмили самого представления. После разыгранного артистами ГАБТа первого акта "Дон Кихота" поздравить Ананиашвили вышли солисты Американского балетного театра (ABT, Нью-Йорк) Палома Эррера и Джузеппе Пиконе, они исполнили па-де-де в хореографии Баланчина. Гвоздем вечера стал дуэт именинницы с солистом ABT Хосе Мануэлем Кареньо из балета "Сильвия" на музыку Делиба в хореографии Джорджа Баланчина.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Ср Дек 28, 2005 11:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121003
Тема| Балет, МТ, премьера, "Балеты современных хореографов", Персоналии, Ануфриева С., Рейнхольде И., Пепарини Д., Ангелов В., Симонов К.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Балетный инкубатор
Молодые хореографы опробовали сцену Мариинки

Где опубликовано| «Эксперт Северо-Запад» №30 (59)
Дата публикации| 20011210
Ссылка| http://expert.ru/northwest/2001/30/30no-cultur2_52753/
Аннотация| Мариинский театр показал программу пяти одноактных балетов, поставленных молодыми хореографами для петербургских артистов. Это первый опыт подобного рода, но театр собирается сделать такие концерты регулярными.

Безвылазно сидя в России, кажется, будто жизнь в мировом балете кипит: там с триумфом идут "Лебединое озеро", "Баядерка" и "Жизель", а бесперебойный конвейер штампует все новые шедевры Ноймайера, Килиана, Матса Эка и Форсайта. На самом деле весь балетный мир уже лет десять кричит о кризисе - новые идеи не рождаются, а пачки, перья и фуэте публике давно надоели. Даже лебедей в мужском обличье и наркоманку Аврору, пока еще шокирующих в России, на Западе называют устаревшей рухлядью. В поисках дефицитных идей руководители компаний всех рангов - от парижской Оперы до неведомого миру Балета Далласа - ежегодно устраивают вечера хореографов-дебютантов. В России до недавнего времени крупным труппам рисковать не приходилось: они спокойно жили дивидендами со спектаклей Петипа.
Однако, чтобы войти в цивилизованное балетное общество, нужно разделять его проблемы. Поэтому Мариинский театр, наиболее активно продвигающийся на западный рынок, срочно включил в свой репертуар вечер балетов современных хореографов.
В программке их оказалось целых пять, с обширными биографиями, набранными убористым шрифтом. Хорошо знакомый Кирилл Симонов - танцовщик Мариинского театра, студент балетмейстерского факультета Академии имени Вагановой, лауреат двух балетмейстерских конкурсов, постановщик "Щелкунчика" в Мариинке и "Сонаты" в Новосибирском оперном. Светлана Ануфриева - выпускница Петербургской академии культуры и Петербургской консерватории, "засветившаяся" на нескольких петербургских конкурсах хореографов, обладательница приза конкурса "Майя" за лучший номер современной хореографии. Индре Рейнхолде, окончившая Петербургскую академию культуры и участвовавшая в нескольких программах петербургских хореографов. Владимир Ангелов - болгарин, живущий в США, чьи номера неизменно присутствуют в программе балетных конкурсов, кочуют из концерта в концерт в Австрии, Канаде, Франции, Германии, Греции, Японии. Итальянец Джулиано Пепарини - в недавнем прошлом ведущий солист Марсельского балета, несколько лет являющийся ассистентом хореографа-классика Ролана Пети. При ближайшем рассмотрении различий у молодых хореографов не нашлось. В наши дни можно родиться хоть в Петрозаводске, хоть в Риме. Везде можно посмотреть бразильские сериалы про неустроенную личную жизнь. Везде можно купить компакт-диски Шопена, Мендельсона, Блоха, Мартынова и нарезку из Альбана Берга, Курта Вайля, Александра Цемлинского и Эриха Вольфганга Корнгольда. Везде есть видеомагнитофоны - спектакли Баланчина, Роббинса, ван Манена, Ноймайера и Пети можно выучить наизусть, не выходя из дому, затем смешав куски того, другого и третьего под собственной маркой. Можно все и всем. Не ясно только, зачем это нужно Мариинскому театру.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Ср Дек 28, 2005 11:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121004
Тема| Балет, БТ, гала-концерт, юбилей Н.Ананиашвили, Персоналии, Ананиашвили Н., Ратманский А., Посохов Ю., Гуданов Д., Эррера П., Карреньо Х.-М., Пиконе Д., Петрова И., Александрова М., Антоничева А., Филин С., Уваров А.
Авторы| Владимир Котыхов
Заголовок| Танец на грани срыва
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20011210
Ссылка|
Аннотация| Балерину засыпали золотым дождем

Нет более красивого искусства, чем балет. И нет более жестокого. В пятницу в этом пришлось убедиться в очередной раз. Под угрозой срыва оказался юбилейный вечер звезды мирового балета - Нины Ананиашвили.
Утром торжественного дня Нина пришла в Большой, чтобы вместе с другими артистами еще раз пройти программу юбилейного концерта. Балерина сделала класс, а потом, встав на пуанты, вдруг неожиданно вскрикнула от боли... Случился надрыв мышцы. И Нина, и все артисты испытали настоящий шок. Что делать? В этом вечере Нина должна была исполнить Китри в "Дон Кихоте" (сложнейший, весь на вращениях и прыжках первый акт), фрагмент из балета Баланчина "Сильвия" и "Сны о Японии" Алексея Ратманского. Весь концерт держался на Ананиашвили, но танцевать балерина не могла. И тогда ей на помощь пришли артисты Большого. Хотя и тут не обошлось без неожиданностей. Не смог приехать премьер Сан-Францисского балета Юрий Посохов: за три дня до концерта он свалился с температурой сорок. У премьера Американского балетного театра Хосе Мануэля Карреньо в аэропорту потерялся багаж. С травмой танцевал в "Снах о Японии" Дмитрий Гуданов...
Перед началом концерта Нина вышла на сцену и обратилась к зрительному залу: "У нас очень странная профессия. Сегодня я не смогу танцевать перед вами. Извините меня, мне очень трудно. Большое спасибо всем - родному Большому театру, артистам - за то, что они сделали все возможное, чтобы этот вечер состоялся. Они будут сегодня танцевать и для вас, и для меня. А я, как настоящая юбилярша, буду сидеть в ложе". Нина была растеряна, ее голос дрожал, но она не плакала. В то время, как в зрительном зале многие не могли сдержать слез.
А потом был изумительный балетный вечер (организаторы - Большой театр, Yves Delorme, Постмодерн-театр). Палома Эррера, Джузеппе Пиконе и Хосе Мануэль Карреньо из Американского балетного театра демонстрировали элегантный танец, а звезды Большого Инна Петрова, Мария Александрова, Анна Антоничева, Сергей Филин, Андрей Уваров, Дмитрий Гуданов - роскошь московского балетного стиля. В финале артисты Большого и примкнувший к ним Джузеппе Пиконе исполнили "Сны о Японии" с таким драйвом, что зал, казалось, взорвется от аплодисментов.
Уже в финале, когда все выходили на поклоны, перед публикой снова появилась Нина Ананиашвили. Она стояла в изумительном платье из темно-синей тафты, на высоких каблуках, с ниткой белого жемчуга на шее и казалась юной принцессой. Глядя на нее, не верилось, что балерина празднует двадцатилетие творческой деятельности, поскольку выглядела только на восемнадцать лет. А сверху на нее дождем сыпались цветы и золотые блестки.
Как говорят врачи, через два месяца Нина уже сможет танцевать. "МК" желает балерине скорейшего выздоровления и новых творческих успехов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Дек 29, 2005 10:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121301
Тема| Балет, премия "Золотая маска"
Авторы| РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ, ТАТЬЯНА КУЗНЕЦОВА, МАРИНА ШИМАДИНА
Заголовок| "Золотая маска" учит жить
Но нуждается материально
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20011213
Ссылка|
Аннотация| В отеле "Мариотт", что на Петровке, были оглашены номинанты премии "Золотая маска" сезона 2000-2001. Афишу составят к концу декабря, а сам фестиваль пройдет в Москве с 27 марта по 14 апреля.

.Балетный список, по обыкновению, исчерпан Мариинским театром (шемякинский "Щелкунчик" и "тройчатка" балетов действующего классика Джона Ноймайера, John Neumeier, причем один из них - эксклюзивный) и его своеобразным филиалом - Театром оперы и балета Новосибирска, в котором главный реставратор Мариинки Сергей Вихарев сделал "Коппелию" по Мариусу Петипа. Эксперты "прокатили" григоровичевское "Лебединое" Большого театра и эйфмановского "Дон Жуана", развязавшись таким образом и с советским, и с постсоветским наследием отечественного балета.
В разделе "современный танец/театр", как обычно, доминируют екатеринбуржцы и москвичи. За бортом осталась "старая гвардия" в лице Евгения Панфилова и Геннадия Абрамова (последний из действующих творцов прочно перекочевал в судьи), но корифеи среднего возраста - Татьяна Баганова и Александр Пепеляев - своих позиций не сдали. С ними, помимо прочих, конкурирует московский камерный балет "Москва" с грозным оружием - всемирно признанным балетом "Взлом" голландца Пола Селвина Нортона (Paul Selwin Norton), а также новичок "Маски" Василий Ющенко с импровизацией "Пейзаж".
Оргкомитет "Маски", разведя два года назад балетный театр и современный танец, пренебрег частными номинациями. Теперь судьям придется выбирать между фуа гра и соленым огурцом: голый провокатор Ющенко со шляпой на причинном месте будет состязаться со златовласым балетным премьером Мариинки Андрианом Фадеевым в номинации "лучшая роль". Столь же абсурдным выглядит и соревнование хореографов: сам Мариус Петипа в лице Сергея Вихарева и корифей ХХ века Ноймайер против авангардиста Нортона и екатеринбурженки Багановой с ее "Тихой жизнью с селедками". Абсурд узаконен концептуально: по мнению руководства "Маски", премия прошла период поиска и впала в состояние "здорового консерватизма". В соответствии с ним церемонию награждения проведут 15 апреля в Большом театре. А некоторые лауреаты известны уже сейчас: "Маску" "За честь и достоинство" получили балерина и педагог вагановской академии Наталья Дудинская и актер Малого театра Евгений Самойлов. "За поддержку театрального искусства" - Александр Дзасохов, президент Северной Осетии и земляк Валерия Гергиева, а также Вадим Сомов, гендиректор завода "Киришнефтеоргсинтез" и благодетель театров Петербурга. К слову, на малой родине российского президента пройдет следующая "Золотая маска".
В общем-то номинанты в специальных представлениях не нуждались, поэтому организаторы пресс-конференции предпочли дать представителям СМИ рекомендации - как должным образом освещать столь важное событие как главную национальную премию. Тон задал президент премии Георгий Тараторкин. С благородной печалью он заметил, что в критическом цехе все более заметны "оттенки клинически-физиологические, и это так горько". Сделав значительную паузу, он призвал критиков "не уподобляться сложным разрушительным процессам". А директор "Маски" Эдуард Бояков строго попенял журналистам и изданиям, забывающим указывать спонсоров в своих рецензиях,-дескать, так и деньги перестанут давать, и что тогда станет с премией? Хотя в этом году, несмотря на финансовые сложности, организаторы клянутся привезти в Москву три оперных и два балетных спектакля Мариинки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Дек 29, 2005 10:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121401
Тема| Балет, МТ, премьера, «Блудный сын», Персоналии, Баланчин Дж., Прокофьев С., фон Арольдингер К., Боуз П.
Авторы| Юлия Яковлева
Заголовок| Мариинка усыновит юношеский балет Баланчина
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20011214
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/301774
Аннотация| Сегодня Мариинский театр показывает премьеру "Блудного сына" (1929) Джорджа Баланчина на музыку Сергея Прокофьева - балета-притчи, сочиненного великим хореографом в самом начале карьеры, но по сей день остающегося одним из самых востребованных в мире.

Репетиторы-постановщики - КАРИН ФОН АРОЛЬДИНГЕН (Karin von Aroldingen) и ПОЛ БОУЗ (Paul Bows), делегированные Фондом Баланчина, ответили на вопросы корреспондента Ъ ЮЛИИ Ъ-ЯКОВЛЕВОЙ.
- Карин, в прошлый ваш приезд в Петербург вы учили с петербургскими танцовщиками "Драгоценности" Баланчина, изменились ли впечатления от труппы?
-Танцовщики стали более открытыми, более мобильными, более податливыми к новому стилю. Хореография Баланчина сочинялась в споре с классикой, но именно этот аспект не вызывает сегодня проблем в Мариинке.
-По-вашему, это связано с тем, что между "Драгоценностями" и "Блудным сыном" труппа успела поработать с Джоном Ноймайером? Или просто успела как следует растанцеваться в Баланчине?
-Не берусь выбрать одну из версий - годятся обе. Прогресс, повторю, очевиден.
-Вы работали в Петербурге две недели. Это обычный срок для всех балетных компаний? И как разделялись ваши обязанности?
-Основную работу делал Пол - ему достался кордебалет, исполнители заглавной партии, вообще все мужские персонажи, а я делала Сирену. Обычно на подготовку этого спектакля уходит три-четыре недели. Но и две, как в Мариинском театре, не нонсенс.
-Мариинский театр выставил двух танцовщиков для заглавной партии - очень опытного Фаруха Рузиматова и очень молодого Андриана Фадеева, стало ли это проблемой на репетициях?
-Эти два танцовщика очень-очень разные. Насколько Рузиматов самодостаточен, настолько Фадеев похож на пустой сосуд, готовый принять любое содержимое. Если он станцует эту роль, это будет совершенно другой персонаж, нежели у Рузиматова. (Не станцует: серию премьерных спектаклей разделят Фарух Рузиматов и новоприобретенный Мариинкой Андрей Меркурьев.-Ъ.) Кажется, что это не заслуживает специальной оговорки, но на самом деле совсем не редкость, когда исполнитель вообще не понимает, о чем речь в этом балете.
-А что петербургские Сирены?
Оба одновременно: Dasha! Dasha!
-Даша Павленко - совершенно замечательная девушка. Еще мы работали с Юлей (Махалиной.-Ъ) и Софьей (Гумеровой.-Ъ). Сирена не просто человек. Нечеловечески высокая, величественная, здесь важно показать разницу между жрицей в первых эпизодах и соблазнительницей. Это не просто актерская игра. Как и в роли Блудного сына, содержание рождается из специфических данных исполнителя - роста, пропорций, мягкой или жесткой природной пластики. Это условие кажется очевидным, простым, но именно оно является самым каверзным: если внешность категорически не подходит к роли, никакой талант ничего не сможет исправить.
-Пол, неужели с этой постановкой вы не встретили никаких проблем?
-Расписание - самая главная проблема. Исполнители то и дело уезжают по собственным контрактам. Мариинский театр не в состоянии иметь полноценный период репетиций, когда труппа полностью и стабильно сосредоточена на новом спектакле. Весь процесс из-за этого совершенно непредсказуем. Но в том, что касается собственно профессии, невозможно желать лучшего.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пт Дек 30, 2005 11:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121402
Тема| Балет, БТ, гастроли в Италии
Авторы|
Заголовок| ГАСТРОЛИ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20011214
Ссылка|
Аннотация|

Сегодня в итальянском городе Турине в театре Реджо открываются гастроли балетной труппы Большого театра. Первым номером гастрольной программы станет "Лебединое озеро".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пт Дек 30, 2005 11:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121403
Тема| Балет, БТ, вечер памяти М.Лиепы, Персоналии, Лиепа И., Лиепа А., Арюпин Д., Лавровский М., Бар Ж.-Г., Пюжоль Л., Захарова С., Баталов А., Кобахидзе М., Фадеечев А.
Авторы| ЛЕЙЛА ГУЧМАЗОВА
Заголовок| ПОМИНАЛЬНЫЙ КОКТЕЙЛЬ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20011214
Ссылка|
Аннотация| Фонд Мариса Лиепы с помощью его детей Илзе и Андриса провел в Большом театре вечер памяти, посвященный 65-летию со дня рождения Лиепы.

Лучшие достижения прежних in memoriam и пара солистов Гранд-опера составили небывалый поминальный коктейль.
Сказать, что первое отделение знаменовало вторжение сверхбалета в стены Большого, неправда. После "Жизели" Матса Эка с расчлененными фаллосами на заднике и кукольной "Золушки" Маги Марен это третий удар по традиции, причем не то чтоб с привлечением спецрезервов, а удар не балетом вообще. "Музей Оскара Шлеммера" независимого театра "Черноенебобелое" Андрис Лиепа аннотировал голосом сказочника, но очень серьезно - как интеллектуальный спектакль по мотивам популярного в Европе 20-х годов "Балета триад" ("Das Triadische Ballett"). Ныне известный как театрализованное лазерное шоу с актерами в пластике брейк-данса, гвоздь минувшего сезона, а вовсе не как премьера и просто проект фонда. К счастью, готового вкладывать и в рискованные предприятия.
Отсылки к Шлеммеру и идеям Баухауза, как водится у режиссера "Черногонеба..." Дм.Арюпина (доктор Да), не мешают спектаклю быть зрелищем. С детской страстью к конструкторам и со взрослой любовью к фетишу он раскроил пространство дымом с лазером и населил его странными гомункулусами, чтобы показать конструктивистский костюм в движении. Некоторые герои даже симпатичны: женщина-спираль с нимбом святой, Лаокоон эры техно, которого плющит не змей, а электрический разряд, желтый кайзеровский Полишинель, что играет на дудочке глазом, не чета шуту Балакиреву. Стальные радиусы-юбки и сферы-пальто дают волю фантазмам в духе предвоенной Европы, причем время сумерек богов идеально "легло" на вкусы едва ли не самого черного российского театра. Как пластический новояз и веселый холодок конструктивизма монтировался со стенами Большого, догадайтесь с трех раз. Но царская ложа в лазерных лучах, партер в компрессорном дыму и вдруг заигравшие в шоу зеленые лампочки "выход" в ложах - зрелище и вправду незабываемое.
Во втором отделении - никаких сюрпризов, кроме неприятных: не приехали звезды Гранд-опера Мануэль Легри и Бенджамин Пэш, премьеры Американ Балле Тиэтр Джузеппе Паконе и Мариинки Игорь Зеленский. Не смогла быть живая легенда Карла Фраччи. Вечер ковали два шлягера памяти Лиепы, сентиментальный номер "Памяти отца" от Илзе и Михаила Лавровского и бестселлер "Шахерезады": хоть изыски Бакста и подменили слайд-проекцией, Лиепа-Шахерезада была не сладострастницей заезжей антрепризки, а прямо царицей Савской. Умопомрачительного солиста Гранд-опера Жан-Гийом Бара оттеняла пресная Летиция Пюжоль, которая, однако, выписывала подряд по два рондо в воздухе с обеих ног - у нас так не танцуют, хоть и наметился экспорт солистов в Гранд-опера. Из тех же пенатов выписали солистку Мариинки Светлану Захарову, и она сделала из раскаявшейся литературной проститутки Манон Леско милейшую девочку. Поблек гран-призер Московского конкурса артистов балета Алексей Баталов, осторожно притирались к сцене юные Жизель - М.Кобазидзе и Альберт - А.Фадеечев. Вздернули публику все те же французы и, прости меня Боже, не только они, но и их костюмы, плод воспаленной фантазии стареющего Нуреева. Здесь Пюжоль в фиолетовой пачке с кровавым подбоем и Бар в бирюзовом трико alla turka были чудо как хороши. Что ни говори, а гала даже как дань памяти - дело бодрящее.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Вт Янв 10, 2006 11:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121701
Тема| Балет, МТ, премьера, «Блудный сын», Персоналии, Прокофьев С., Гумерова С., Матвиенко Д., Махалина Ю., Рузиматов Ф., Павленко Д., Меркурьев А.
Авторы| Юлия Яковлева
Заголовок| "Блудному сыну" не повезло
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20011217
Ссылка|
Аннотация| Премьера в Мариинском театре

Мариинский театр показал премьеру балета Сергея Прокофьева "Блудный сын" в постановке Джорджа Баланчина. Спектакль перенесен в Петербург американскими репетиторами по договоренности с нью-йоркским Фондом Баланчина.
В пару к новинке возобновили баланчинскую же "Тему с вариациями" на музыку Чайковского. В конце 1980-х "Тема" стала одним из первых опытов легального освоения хореографии Баланчина русскими артистами. Не доведя до ума, ее отбросили. Однако это не охладило профессионального рвения: десять лет спустя Мариинка, уже став главным российским спецом по хореографии Баланчина, решила вернуться к каверзной "Теме" с высоты нового опыта."Блудный сын" (1929) и "Тема" (1947) - два полюса Баланчина. Баланчин 1929 года - это 25-летний русский эмигрант, кое-как зацепившийся в Париже в "Русском балете" Дягилева, нещадно третируемый дягилевской тусовкой новичок с неудобочитаемой фамилией, туманными перспективами и пустым карманом. В 1947-м - заслуженный американский хореограф Balanchine, через губу разговаривающий с заказчиком "Темы" American Ballet Theatre. Совсем скоро, поддержанный инвестициями преданного спонсора Линкольна Кирстайна, он обзаведется собственной труппой и школой и сделает свой театр местом паломничества нью-йоркских интеллектуалов. В "Блудном сыне" он рассказывал историю в темпе комических погонь из немого кино. В "Теме" выстраивал уравновешенную танцевальную абстракцию, декорированную под русский императорский балет времен Петипа. В 1929-м он был беден и беспечен: с лихвой обходясь минимумом постановочных средств, насмешливо превращал скамейку в пиршественный стол, холм или корабль, руки танцовщиков - в весла плывущей галеры, плащ Сирены - в надувшийся парус, библейских гуляк - в бритых налысо петроградских беспризорников, а величавую искусительницу - в ловкую воровку. К 1947 году он так и не научился быть пафосным, но его дисциплинированное, серьезное, обдуманное, ясное искусство выглядело героическим вызовом всему "слишком человеческому", хаотичному, подсознательному в модернистском ХХ веке. Танцевальные абстракции в творчестве Баланчина победили: в списке постановок, остановившемся около полутысячи, их большинство. Большинство их и в петербургской коллекции Баланчина. Однако именно "Тема", похожая на уже обкатанные Мариинкой "Бриллианты" и "Симфонию до мажор", удалась хуже ни на что не похожего "Сына". Зная, как в Мариинке умеют танцевать Баланчина, убеждаешься, что спектакль просто-напросто стачали наспех.
Кордебалетные девушки и юноши бились с трудной хореографией каждый сам по себе. Корифеи панически пытались опознать друг друга в массовых ансамблевых маневрах. Явно в авральном порядке были отобраны солисты. Высокой, длинноногой Софье Гумеровой, неплохо смотревшейся в остром и ломком адажио, пришлось помучить публику мобильным баланчинским аллегро. Крошечный блондин Денис Матвиенко (свежий киевский рекрут Мариинки) выступил удачнее, но впечатление, производимое им подле рослой партнерши, и печать усталости, какая бывает только у насмерть исхалтурившихся гастролеров, сводили на нет его сольные усилия.
Для "Блудного сына" театр подготовил две сольные пары. Премьера досталась "ветеранам": Сирену танцевала Юлия Махалина, Блудного сына - Фарух Рузиматов. Танцовщики, успевшие сложиться еще лет десять назад и в таковом виде наработавшие себе приличную карьеру, выступили так, как к тому обязывали опыт, статус и тучи влюбленных поклонников: не очень даже бросалось в глаза то, что роли все-таки новые. Те же страдальческие оскалы, заломленные брови, растопыренные пальцы и прочие приметы высокой балетной духовности. И хотя партия Сирены, павой выступающей на пуантах, предательски высветила у Махалиной деревянные стопы, подвели обоих солистов не техника, выносливость или мастерство, а контекст. Среди эмоционально мобильной и пластически стильной мариинской молодежи, со смаком разыгравшей несложные приколы хореографии Баланчина - ходившей гуськом враскорячку, чокавшейся на пиру сжатыми кулаками и вытряхивающей последнее из маститого Блудного сына, Махалина и Рузиматов как будто осели: в каждом па ощущался назидательно воздетый палец. И только благодаря второй паре - Дарье Павленко и Андрею Меркурьеву, вытесненным в непрестижный воскресный "утренник", "Блудный сын" в Мариинке стал тем, чем является на самом деле: коварно простым, непочтительным, увлекательно озорным юношеским шедевром будущего классика.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Вт Янв 10, 2006 11:18 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121702
Тема| Балет, Екатеринбург, театр "Провинциальные танцы", труппа "Киплинг", Муниципальный театр балета, Центр современного искусства, фестиваль
Авторы| Марина Романова
Заголовок| Танец в поисках смысла
Где опубликовано| Експерт
Дата публикации| 20011217
Ссылка|
Аннотация| Всю осень Екатеринбург танцевал современно и премьерно.

Сухое перечисление новых постановок: театр "Провинциальные танцы" - "На дороге"; труппа "Киплинг" - "Ночной прыжок с парашютом", "Межгастрономическое путешествие"; Муниципальный театр балета - "Городок в табакерке", "Освободи меня от времени, пространства и числа"; Центр современного искусства - "Амальгама". Сезон логично завершился международным фестивалем "Екатеринбург-данс-театр".

От восторга до недоумения - один сезон
На Урале современный танец полюбили с первого взгляда. В готовности зрителей принять отличную от классического балета пластику - одна из причин того, что именно здесь сформировался российский центр contemporary dance. Но постепенно в отношениях "танец модерн - зрители" наметился кризис. До развода дело не дошло: залы не опустели. Но изменилась их атмосфера: от восторга и доверия - до разочарования и недоумения. Замечен "массовый исход" публики - невозможное прежде явление на редких (танцгруппы часто ограничиваются премьерными показами) и потому подогревающих интерес представлениях.
Недоумение - не от недо-умения. Трудно обвинить артистов в недостатке мастерства. В Екатеринбурге действует школа современного танца, в этом году открылся факультет при гуманитарном университете. Да и отмеченность лауреатствами и номинантством не случайна. Недоумение - от непонимания: зрители перестают понимать, что им показывают, почему именно в этих формах. Наконец, зачем? Танец же высокомерно не намерен ничего разъяснять.

Движение без танца и танец без движения
На сцене - "киплинги". С телом они делают что угодно. Выворачивают конечности. Долго и ощутимо двигают мышцами, отдельно взятой плечевой например. Прыгают. Много ходят, много лежат. Только почти не танцуют. Смотреть их лучше всего в цирке - там виднее. Если в классическом балете присутствует устремленность вверх, то здесь замечена направленность вниз. Современный танец окончательно лег на пол.
Антиэстетизм - провозглашенный и утвержденный принцип. Движение должно быть выразительным и совсем не обязательно - красивым. Понятие "красиво" было неглавным - стало ненужным. Антиэстетизм и в костюмах, и (это надо суметь) в выражении лиц.
Конечно, принципы жанра не сегодня сформированы. На представления коллективов современного танца ходят те зрители, которые не пребывают с этими принципами в непримиримой вражде и согласны на приоритет выразительности над красивостью. Согласны, когда это сделано убедительно, оправдано темой, идеей, сюжетом. Выразительность не существует сама по себе, а только в связи с тем, что она выражает. Иначе - искусство ради мышцы, движение без танца.
Спектакль "На дороге" от "Провинциальных танцев" имеет в соответствии с названием бессюжетный сюжет (чего только не может случиться на дороге) и отражает ее безначальность и бесконечность. Сцен могло быть в четыре раза больше - или в два раза меньше; вместо скелета собаки, время от времени проплывающей на заднем плане, могли бы присутствовать останки кошки или птички, и эти твари земные нередко попадаются на пути машин. Выбор случаен. Как из десятка синонимов вытягивается не самое меткое слово, так и выразительные средства спектакля пролетают мимо. А зритель остается у обочины этой дороги.
Современный танец безусловно условен и не требует либретто с подробным изложением сюжета. Однако представление о том, что это - земля или небо, смех или слезы, плюс или минус, - хотелось бы иметь. В спектакле "На дороге" не ошибешься хотя бы в отношении основной идеи. После "Амальгамы" (проект Центра современного искусства) зрители погружались в недоумение, куда ведет поток авторских ассоциаций? Все направления были равно возможны.
Когда новый жанр начинает с экспериментов - это оправданно. Когда после нескольких лет существования пребывает в том же состоянии или возвращается в него - это странно. Пройден этап знакомства, новизны. Хочется глубины, зрелости отношений. Танец упорно продолжает точечные исследования в области пластики, в то время как зритель уже ждет цельного произведения искусства. Танец без движения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Ср Янв 11, 2006 12:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001121801
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Ананиашвили Н.
Авторы| Елена Губайдуллина, Фото: АЛЕКСАНДР КОСИНЕЦ
Заголовок| Безработица в Большом
Где опубликовано| Итоги №50 / 288 (18.12.01)
Дата публикации| 20011218
Ссылка| http://www.itogi.ru/archive/2001/50/125318.html
Аннотация| Звезда балета Нина Ананиашвили критикует порядки, царящие в главном театре страны


(Фото: АЛЕКСАНДР КОСИНЕЦ)

В первой половине декабря одним из самых заметных событий культурной жизни Москвы стал юбилейный вечер звезды балета мирового уровня Нины Ананиашвили. Двадцать лет танцует она на сцене Большого театра, но интервью наше вышло совсем не юбилейное - балерина озабочена тем, что происходит сегодня в ее родном доме.


Чаще всего в Москве Нина танцует "Жизель"

- Что вы думаете о сегодняшней ситуации в Большом театре?
- Ее можно назвать одним словом - безвременье. Практически ничего не происходит, ни о чем нельзя говорить определенно.
- Но недавно состоялась премьера балетов француза Ролана Пети.
- Это, конечно, хорошо. Но что такое для Большого с его огромной труппой постановка двух одноактных балетов? Наш театр может и должен делать гораздо больше. И, главное, чаще.
- Поэтому у нас так мало звезд?
- У нас нет звезд?! А Надежда Грачева, Инна Петрова, Галина Степаненко, Мария Александрова, Светлана Лунькина, Сергей Филин, Андрей Уваров, Дмитрий Белоголовцев кто? Скажи они завтра, что хотят уехать, их разорвут на части зарубежные труппы. Анастасия Горячева так стильно станцевала на моем юбилее па-де-де Бурнонвиля, что многие подумали, что я привезла девочку из Дании! Про них нужно больше писать, показывать по телевидению. Но прежде всего театр должен создавать условия для появления звезд. Балеринам приходится месяцами дожидаться своей очереди, чтобы выйти в "Жизели", "Лебедином", "Раймонде", "Спящей красавице". Все эти балеты, на которых оттачиваются и техника, и стиль, и балетный масштаб, идут в сезоне всего по нескольку раз. А ведущих солисток в труппе около десяти. Артисты простаивают, теряют форму.
- ...И становятся ненужными?
- Без новых спектаклей трудно сохранить форму. Но все равно никого не уволят. Вылететь из театра можно только за нарушение дисциплины. Если актер возьмет больничный, а сам укатит на левые гастроли, то, скорее всего, ему придется писать заявление. Получается, что нужно сидеть и терпеливо дожидаться роли. Когда одна половина труппы на гастролях, а другая танцует дома, какая-то работа еще есть. А вот когда гастроли кончаются и все собираются вместе, тут начинаются проблемы. Еще одна беда - отсутствие оригинальных постановок. Балерины и танцовщики не могут развиваться без спектаклей, поставленных специально для них. Вот говорят, что невозможно перетанцевать Спартака Владимира Васильева или Красса Мариса Лиепы. Конечно, невозможно. Ведь они танцевали себя, Юрий Григорович создавал свои балеты в расчете на их индивидуальные данные. Теперь современных танцовщиков "втискивают" в чужие роли, а они им физически не подходят. А то, что подходит, в театре не идет.


Сцена из балета "Сны о Японии". Все права на эту постановку принадлежат Нине Ананиашвили. В Большом театре балет идет очень редко

- Вы начинали в эпоху Григоровича, он поддерживал молодых?
- Когда мы пришли в театр, Юрий Николаевич действительно намеревался делать ставку на молодых, на мое поколение. Обещал ставить для нас специально. Активно вводил начинающих артистов в уже идущие спектакли. Он открыл новые имена: Надежда Грачева, Инна Петрова, Сергей Филин, Юрий Клевцов, Андрей Уваров, Николай Цискаридзе... Но в итоге ни мы, ни следующее поколение не дождались новых балетов. Он ограничивал репертуар Большого, практически сводил его только к своим спектаклям, что не способствовало развитию артистов. Потом, уже при Владимире Васильеве, когда руководителем балетной труппы стал Алексей Фадеечев, в репертуаре появились "Сны о Японии", "Русский Гамлет", балеты Баланчина, "Дочь фараона" Пьера Лакотта. Были обширные и очень интересные планы. Где сейчас эти планы? Где эти балеты? Мне очень хотелось включить в свой юбилейный вечер "Симфонию до мажор" Баланчина, но у кордебалета не было времени отрепетировать балет! "Дочь фараона" должна была идти в Кремлевском дворце еще осе нью, теперь, говорят, будет в марте. Меняется власть в театре - меняется и репертуарная политика. О Владимире Васильеве как руководителе можно говорить разное, но у него были плюсы - он заботился о ветеранах театра, думал об обновлении репертуара. Однако это было только начало. Но его неожиданно сняли. А Геннадия Рождественского, думаю, просто подставили. Пришел, не разобрался, убрал весь балетный репертуар. Загадочный поступок. Как будто был специальный заказ разрушить наш балет.
- Нынешний руководитель балета Большого Борис Акимов возглавляет еще и Московскую академию хореографии. Может, теперь театр и академия будут сотрудничать теснее?
- Для этого тоже нужно думать о репертуаре. Но школа и театр не должны существовать обособленно друг от друга, так, как это происходит сейчас. Проблема в том, что многие вчерашние выпускники приходят в театр недоученными. Все начинается еше со школы. Педагоги, которые должны бы всесторонне развивать будущих артистов, попросту натаскивают учеников на экзамены. Одно движение они делают прекрасно, другого - не могут. С трудом танцуют короткие классические вариации, что же говорить о центральных партиях? Думаю, что принимать в театр нужно не по результатам госэкзамена в академии, а устраивать специальный просмотр. Причем проверять не только технику и артистизм, но и сообразительность - танцевальные комбинации должен задавать незнакомый педагог.
- А как учат за границей?
- К примеру, в Копенгагене, в Королевском датском балете, школа и театр сосуществуют вместе. Пятнадцатилетние ученики начинают постепенно учить весь репертуар. По окончании лучшие попадают в труппу. И к исполнению любых партий они уже готовы полностью. Когда-то так было и у нас - Московское хореографическое училище тесно сотрудничало с Большим. Дети выходили на сцену начиная с первого класса. Так учились Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Михаил ЛавровскийЙ и Раиса Стручкова, с которой я репетирую в Большом театре все двадцать лет.
- У театра есть еще одна проблема - грядущая реконструкция.
- Я с ужасом думаю, что будет с труппой, когда закроется театр. Если балет на долгое время останется без работы, его можно просто потерять. Говорят, театр не закроют, пока не откроется филиал. Но строят его слишком долго, конца не видно. Какие спектакли туда перенесут? Должен быть стратегический, четкий план на много лет вперед. А у нас как привыкли - проблема возникнет, тогда и решим. Недавно открыли новый корпус, но многого не продумали - как вносить-выносить декорации, как обустроить грим-уборные. Чаще всего волнуются за зрительный зал и кабинеты, потом уже - за техническую часть. Об актерах вообще вспоминают в последнюю очередь. И, конечно, страшно потерять сам театр, его уникальное здание. Не дай бог, реконструкция остановится из-за недостаточного финансирования. Здание может просто погибнуть. Я уже не говорю об акустике - небольшая ошибка строителей может стать непоправимой. Я бы посоветовала будущим реставраторам Большого перенять зарубежный опыт. Посмотреть, как отреставрирован Королевский театр в Лондоне.
- Почему у главного театра страны так много проблем?
- Думаю, многое зависит от особенностей российского мышления. В нашей стране все было надолго, навсегда, указания, как жить и что делать, спускались сверху. А когда все рухнуло и настала пора нестабильности, все растерялись. Умение принимать правильные решения - серьезная наука. Большой театр - сложная машина, управлять ею непросто. В распоряжении руководства - громадный коллектив артистов, множество индивидуальностей. Надо думать о судьбе каждого. У нас в театре этого заслуживает каждый. Помню, как десять лет назад в Большом готовили программу балетов Бурнонвиля. Великая датская балерина и педагог Кирстен Ралов выбрала для постановки ребят из кордебалета. Потом все удивились, что в театре столько нераскрытых талантов. Вскоре после премьеры эти открытые таланты уехали и прекрасно устроились на Западе. А ведь бывает нередко - протанцует артист двадцать лет "у воды", и никто так и не узнает, какой он замечательный.
- Лично у вас много работы - не в Большом так других театрах Европы и Америки. Но, как я знаю, вы пытаетесь помочь и своим коллегам из Большого.
- Мой многолетний партнер и друг Алексей Фадеечев руководит созданным им Театром танца. Мы вместе выпускаем новые балеты, приглашаем на постановки молодых интересных балетмейстеров. Недавно у нас, например, состоялась премьера балета Алексея Ратманского "Леа". На роли в этих спектаклях приглашаем преимущественно артистов Большого. Мне кажется, хорошо, когда у коллег есть новая работа. Их популярность будет расти. Когда-то в зале им. Чайковского по понедельникам устраивались балетные концерты. Участвовали артисты из московских театров, ленинградцы, да вообще со всего Союза. Их знали все.
- Помнится, в 1991 году вы танцевали в "Ковент-Гардене" в нашумевшем спектакле "Тщетная предосторожность". Сейчас в Большом будут ставить этот балет. Вы участвуете?
- Вряд ли. Знаю наверняка, что буду танцевать его летом в "Метрополитен-опера". Люблю комические роли. Моей самой первой партией была Сванильда в "Коппелии". Я разучивала ее с Наталией Викторовной Золотовой, моим педагогом в старших классах училища.
- Сколько спектаклей вы танцуете в Большом?
- Семь-восемь в сезон. А в Американском балетном театре тринадцать - пятнадцать за два месяца. Еще около тридцати - по всему остальному миру.
- Разница впечатляет. Как относится руководство к вашему насыщенному гастрольному графику?
- Я договорилась об особенностях своего контракта с театром еще с Васильевым. Новое руководство согласилось с установившимся порядком.
Мой западный репертуар гораздо обширней и разнообразней московского. Я очень хотела, чтобы в Москву приехали театры, с которыми я танцую за рубежом - и АВТ, и Хьюстонский балет, и Королевский датский. Но найти денег на это практически невозможно. Все хотят получать, а не отдавать. Хотя на каждом шагу сталкиваешься с разбазариванием огромных средств. Взять, к примеру, наше телевидение. Говорят - эфир очень дорогой, но постоянно показывают какую-то гадость. Недавно кто-то спросил мое мнение о передаче "За стеклом". Признаться, я даже не знала, что это такое. Включила - и потеряла дар речи. Просто катастрофа! И это - дорогой эфир? Какую цель преследуют подобные программы? Для кого они сделаны? Для одноклеточных? И кто-то все это специально оплачивает?
- А вы никогда не хотели уйти из Большого, уехать из страны?
- Если бы у меня в Москве вообще не было работы, то, возможно, я бы уехала. Но это не так. Большой - мой дом. У меня в театре друзья. Менять местожительство не собираюсь. Но очень хочется, чтобы у нас все было хорошо. За границей меня часто спрашивают: "Русский балет - ваше богатство. Как можно было его так разрушить?" Не знаю, что ответить. Я не понимаю, по каким критериям сегодня живут в Большом театре. Если хорошо - не нравится, если плохо - то вроде бы нормально. У меня нет объяснений тому, что происходит. В кулуарах все возмущаются, а высказываться вслух боятся. И я замолчала. У меня-то как раз все в порядке. Предложений из разных театров мира столько, что от многих приходиться отказываться.
- Если бы у вас была возможность, чтобы вы изменили в родном театре?
- Прежде всего нужно приглашать как можно больше талантливых балетмейстеров, не бояться экспериментальных работ, ставить не только для основной сцены, но для камерных залов. И, конечно, правильно организовывать гастроли. Стоит неграмотно устроить хотя бы одну поездку - и перед театром захлопнутся многие двери. В остальные страны просто не пригласят. Сегодня невозможно не знать, чем живет весь балетный мир. "Русские танцуют - уже экзотика" - пройденный этап. Многие наши артисты давно перебрались на Запад. А западные соревнуются с русскими и в технике, и в репертуаре. И нередко их превосходят.


Нина Ананиашвили, педагог Раиса Стручкова и балетмейстер Джон Тарас (США), который перенес на сцену Большого театра балет Баланчина "Симфония до мажор". Сегодня "Симфонии", как и других балетов Баланчина, нет в репертуаре
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Ср Янв 11, 2006 12:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001122001
Тема| Балет, МТ, премьера, «Блудный сын», Персоналии, Баланчин Дж., Прокофьев С., Махалина Ю., Рузиматов Ф., Павленко Д., Меркурьев А.
Авторы| Ирина Губская
Заголовок| Блудный сын Баланчин
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20011220
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2001-12-20/8_son.html
Аннотация| Мариинский балет показал премьеру "Блудного сына" и возобновил "Тему с вариациями"

Джордж Баланчин в последние годы - безотказный поставщик премьер для Мариинского театра. Похоже, что Мариинка стремится включить в репертуар все постановки российского отца американского балета. Тем более, что подобные премьеры не требуют особых расходов. Особенно удобны одноактовки: достаточно сменить в программе "Балеты Баланчина" один старый балет на один новый.
Почти нечаянно театр соединил в одной программе три вехи пути Баланчина. "Блудный сын" Сергея Прокофьева - осознание невозможности вернуться в Россию. "Серенада" - отсчет нового времени, новой жизни в Штатах. "Тема с вариациями" - веха на пороге утверждения New York City Ballet, американского дома Баланчина. "Блудный сын" поставлен на закате дягилевской труппы, еще воспринимаемой как островок России, перед плаванием в неизвестность, в иную культуру. Кажется, что весь спектакль составлен из подобных ассоциаций. Как Дягилев, будучи гражданином мира, воспринимался своего рода Ноем российского искусства за рубежом, так и Баланчин сыграл эту роль для классического балета. В "Блудном сыне" можно увидеть и то, что оставлено Георгием Баланчивадзе в России: акробатику и эротику Лукина и Голейзовского, биомеханику Мейерхольда, "Федру" Таирова, "Гадибук" Вахтангова, конструктивизм сценографии, цирк, символизм Метерлинка в постановках Художественного театра, даже "Фею кукол" братьев Легатов.
Два исполнителя главной партии наполнили балет разным смыслом. Персонаж Фаруха Рузиматова начинается там, где начинается танец. Его сюжет - вольный бунтарский дух, порыв, характер дикаря Мцыри. Как побег из дома, так и покаянное возвращение к истокам - собственный выбор героя. Даже Сирена Юлии Махалиной, прагматичная, жестокая и оттого особо соблазнительная, ничего не решает в его судьбе. Герой же Андрея Меркурьева - раб толпы. Его побег - вслед за друзьями. Потому и возвращение вынужденное: у него просто нет сил удержаться в мире. А Сирена Дарьи Павленко для него - непонятное существо высшего мира.
Кажется, "Блудному сыну" суждена в Мариинке судьба "Юноши и Смерти": последний балет в вечере одноактовок, на который зрители будут оставаться, чтобы увидеть звезду, или спокойно уходить, чтобы не скучать на второстепенном составе. И, как балеты Ролана Пети, балеты Баланчина обозначают сегодня для Мариинского театра проблему мельчания мужского танца, ограничения его вариациями, короткими дуэтами. Небольшие балеты не требуют длительных усилий. В этом же ряду парадоксально оказывается реконструкция "Спящей" и, может статься - будущей "Баядерки", если не сохранятся в ней "неаутентичные" усовершенствования Чабукиани. Мариинка, безусловно, станет домом Петипа - домом балетов, где культивируется и превозносится балерина. Но не скособочится ли строение?
Для "Темы с вариациями" Марииинский балет сумел подготовить только один состав. Софья Гумерова, праздничная и легкая, наполняла пространство изящными росчерками движений, наполненных тем воздухом, который совершенно исчез из мариинской "Серенады". Премьера прошла не без успеха, но почему-то усыпляюще скучно. Если шероховатости исполнения той же "Темы" можно списать на усталость и недоработку, то разнобой непремьерной "Серенады", напрочь лишенной воздуха и кантилены, необъясним. Что происходит со стилем Баланчина в Мариинском изложении - непонятно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Янв 12, 2006 11:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001122002
Тема| Танец, фестиваль «Цех», Персоналии, Пепеляев С., Баганова Т.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| ГЛУБОКОЕ ДЕКОЛЬТЕ НА МОРОЗЕ
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20011220
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2001-12-20/8_dekolte.html
Аннотация| Фестиваль современной хореографии "Цех"

Почему российская "платформа" международного смотра contemporary dance называется "Цех"? Слово многое обнимает. Индустриальный пейзаж, милый нынешним творцам. Дух современного творчества. Механизм функционирования крупного французского фестиваля, для которого и заваривалась каша. По всей Европе ежегодно проходят подобные "платформы", где отбирается лучшее - для чего самолично приезжает французский директор. Потом это лучшее едет в "сборочный цех" - в парижский пригород Баньоле, где стыкуется с себе подобными на "Международных хореографических встречах".
Куратор "Цеха" - Саша Пепеляев, победитель одного из парижских фестивалей, глава московского "Кинетического театра" и ярый борец с тем, что он называет "российской вялотекущей монополией классического балета". Спектакли отбирал экспертный совет с участием Д.А. Пригова. Главным при отборе было подчеркнуть отличие от ансамблей типа "радуга" и "рассвет". Из сорока заявок к фестивалю допустили двадцать: пять российских городов, Гомель и Киев.
Хитрые организаторы заранее оговорили требования: "Европейский подход к формальной стороне сценического действа... и российская ментальность, основанная на разнообразии контекстов и образов, создающих смысловую нагрузку". То есть если зрелище крепко собрано, но вроде как "ни о чем" - это европейский подход, а если любимая в "Цеху" "свободная форма" разваливается на глазах изумленной публики - это не главное. Главное - смысловая нагрузка. Самодеятельные группы соседствовали с профессионалами, десятиминутные номера - с большими спектаклями. Зато царила Концепция.
...В помещении Театра наций стоял собачий холод. Несчастные танцовщики, вынужденные по замыслу пребывать в майках с глубокими декольте или в трусах (а то и без оных), массами подхватывали насморк. Здание, забитое нестругаными досками, голыми лампочками, артериями некрашеных труб и испачканными стремянками, напоминало стройплощадку. Как и мечталось "Цеху" - никакого привычного театрального антуража. Разве что сцена, зал - и масса собственных условностей, не отменивших, как полагают "цеховики", традиционную театральную условность, а просто предполагающих взгляд с другого бока.
В одной статье невозможно даже перечислить названия 25 спектаклей-участников, не то что их описать. Стиль большинства опусов можно обозначить как "постсюртрансавангардмодерн". Главный постановочный принцип: чем сильнее ты внешне закомплексован, тем больше свободен внутренне. Или наоборот. Акцент организаторов на слове "театр" в словосочетании "театр танца" оправдан не только свободой выбора, но и качеством движения многих участников. Не дай Бог, чтоб они танцевали.
Другое слово в названии фестиваля - "хореография" - это художественная провокация, принципиальная обманка. О хореографии как феномене говорить почти не приходится - для этого не было внятного танцевального высказывания. Был абсурдистский текст плюс физическое действие. (Любимый жест многих постановок - берешь свою или чужую голову в руки и с хрустом поворачиваешь.) Был иррациональный, но в то же время - зри парадокс! - интеллектуальный коллаж: подробное (иногда хотелось убить) смакование актерами своих телесных ощущений, мало предполагающих зрителя вообще, неизбежный стеб и боязнь утверждения, все равно какого. Тело тут не щадили. Его посыпали мукой, поливали водой, облепляли старыми газетами, красили. Швыряли, гнули, развинчивали и долго били. Тело ясно показывало, что именно оно, а вовсе не глаза, - зеркало души и барометр жизни.
Вне конкурса прошли выступления двух иностранных групп: финской "Aurinkobaletti" и компании Анук ван Дайк из Нидерландов. Зрелище финнов "Летатель вниз головой" в постановке все того же Пепеляева выглядело, как если бы группа добрых полунинских Асисяев коллективно спятила, но доброта осталась. Голландцы же со свойственной западу структурированностью превратили спектакль "Чужой" в красивый урок профессионального владения телом и техникой современного танца.
Судя по всему, из России в Баньоле не поедет никто. А должна бы прежде всего поехать "Тихая жизнь с селедками" Татьяны Багановой (екатеринбургская труппа "Провинциальные танцы"). Здесь разрабатывается остроумная и к тому же модно феминистическая идея: мужчины - это селедки (как у Курехина Ленин был гриб). Женщины выращивают мужчин в садках, чистят, делают из них винегрет, украшают петрушкой и съедают.
Могли бы (но не возьмут) взять для Баньоле пепеляевскую "Амальгаму" - о подростковой агрессивности и его же "Там, где никогда не отцветает жасмин". Знаете, где жасмин не отцветает никогда? В белой горячке. Спектакль сделан по мотивам великой книги "Москва-Петушки". Слегка приглянулись комиссии челябинские "Лица.ru" с провинциальной экзотикой и непристойными частушками.
Не приглянулась совсем российская разудалая "Свадебка": Стравинский, девочки в пубертатном периоде, школа танца Николая Огрызкова. А чрезвычайно артистичный Василий Ющенко со своим "Портретом" додразнил терпеливых иностранцев до ручки: не надо было час с лишним (это еще сокращенный вариант!) играть на дудочке.
Заключительный этап фестиваля пройдет в мае-июне 2002 года. Правда, победителей не будет. В самом деле. Если столько говорено, что современное искусство не предполагает градаций "плохое-среднее-хорошее", а есть лишь обмен опытом - то как судить и судьи кто? Отныне участники фестиваля будут обходиться без денежного приза. Главное - не победа, а участие. С опытом в обнимку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Янв 12, 2006 11:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001122101
Тема| Танец, балет, Персоналии, Кокто Ж.
Авторы| Владимир Котыхов
Заголовок| ПЕРО И ЧЕРНИЛА
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20011221
Ссылка|
Аннотация|

Все, чему он себя посвящал, приносило ему шумный успех и громкий скандал. Его называли "волшебником театра" и "человеком-оркестром", а невероятная активность вызывала восхищение современников. Он был выдающимся поэтом, оригинальным романистом, драматургом, новатором кино, художником-графиком... И все это - Жан Кокто. Конечно, этот великий человек не мог пройти и мимо танца. Еще в начале двадцатого века Кокто увлекся "Русским балетом" Сергея Дягилева, а потом до конца дней оставался преданным поклонником этого хрупкого искусства. Кокто написал сценарии таких известных балетов, как "Синий бог", "Парад", "Голубой экспресс", "Юноша и смерть", а еще оставил графические листы, где остроумно и тонко, с помощью пера и чернил запечатлел Сергея Дягилева и его звездное окружение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика