Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2002-01
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:28 am    Заголовок сообщения: 2002-01 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в январе 2002 года
(первый номер ссылки - 2002010101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25123
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Май 19, 2004 10:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002010101
Тема| Балет, Театр танца, «Леа», Персоналии, Ратманский А., Ананиашвили Н., Уваров А.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| БЕДНАЯ "ЛЕА".
Спектакль Театра танца на церемонии "Триумф"
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 20020130
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/308182
Аннотация|

После церемонии вручения премии "Триумф" в Малом театре ("Ъ" писал об этом вчера) "триумфаторов" и их гостей развлекал балетом Театр танца Нины Ананиашвили и Алексея Фадеечева. Негосударственная труппа танцевала на десятилетнем юбилее негосударственной премии не только по идеологическим соображениям. Нина Ананиашвили - первая "триумфаторша", получившая премиальные $50 тыс. еще в 1992 году.

Избранной, но совсем не балетной публике Театр танца показал два своих последних спектакля - "Opus X" австралийца Стэнтона Уэлша (Stanton Welch) и "Леа" россиянина Алексея Ратманского. Понятно желание владельцев бездомной труппы, редко появляющейся на публике, использовать подходящий случай, чтобы лишний раз заявить о себе "полнометражной" программой, но хватило бы и одного балета. После полуторачасовой церемонии награждения феминистский "Opus X" понимания не встретил. Балет "Леа" ("Ъ" писал о премьере 21 ноября) был принят гораздо теплее. История про то, как в еврейскую девочку вселился дибук - дух ее умершего возлюбленного Ханана, рассказана хореографом несколько сумбурно: сказалась торопливость работы и фатальная нехватка мужиков в Театре танца. При вторичном просмотре режиссерские просчеты стали еще очевиднее. Роль отца Леа отчего-то поделена между двумя танцовщиками, а умерший папаша Ханана как ни в чем не бывало возникает на свадьбе в рое нищих, отчего дотошный зритель начинает подозревать, что неприкаянных дибуков в спектакле двое. В кратком "посмертном" адажио Леа вовсе незачем изображать бездыханное тело - ведь речь идет о воссоединении душ. Есть и другие недостатки, которые дольше перечислять в рецензии, чем устранить на репетициях - если бы хореограф смог выкроить хоть немного времени для усовершенствования своего детища.

Но Алексей Ратманский завален работой так, что балетмейстерство начинает серьезно угрожать его карьере танцовщика. После ноябрьской "Леа" премьер датского Королевского балета успел сделать новогоднего "Щелкунчика" для родной труппы; его сказка так понравилась королеве, что та сбегала на балет дважды. Мариинский театр в качестве извинения за несостоявшегося "Щелкунчика" (напомним, что балет Михаила Шемякина первоначально должен был ставить господин Ратманский) попросил хореографа сделать "Золушку". Премьера - в начале марта, и хореограф не вылезает из репетиционных залов Мариинки.

За всем этим бедная "Леа" осталась какой-то недоделанной. Что прискорбно, потому что спектакль может иметь отличное будущее. Не только потому, что еврейская диаспора во всех странах с восторгом примет балет на музыку Леонарда Бернстайна по пьесе Раппопорта и спектаклю самой знаменитой еврейской труппы "Габима" (уже в феврале балет покажут в Израиле, и это только начало его турне). "Леа" действительно хороший балет: ключевые моменты в нем сделаны отменно. Великолепно разработаны сцена скандальной свадьбы и дуэт Леа с вселившимся в нее духом; в непривычном жанре трагического гротеска решена кульминация - изгнание дибука. К тому же роль безумной Леа, пожалуй, лучшая в отечественном репертуаре Нины Ананиашвили. А после того как в партии Ханана самодовольного итальянца Джузеппе Пиконе (Giuseppe Picone) заменил трепетный русский Андрей Уваров, история еврейских Ромео и Джульетты стала еще привлекательнее. В следующем году "Леа" явно светит номинация на "Золотую маску". Хотелось бы, чтобы этот по-русски растрепанный балет смог достойно соперничать с элегантно причесанной француженкой - "Пиковой дамой" Большого театра.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Ср Фев 16, 2005 11:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002010301
Тема| Балет, «Щелкунчик»
Авторы| Котыхов В.
Заголовок| ПРОБИЛ ЧАС ЩЕЛКУНЧИКОВ
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20020103
Ссылка| http://www.mk.ru/old/article/2002/01/03/172696-geroi-s-nosom-i-vermutom.html
Аннотация|. В наступающем году этой волшебной балетной сказке исполнится сто десять лет.

(Это часть статьи - всё остальное к балету не относится - Елена С.)

Впервые "Щелкунчик" был показан 6 декабря 1892 года и с тех пор остается обязательным блюдом, которое балетные труппы выставляют на зимние праздники.
Начиная с середины декабря и по январь весь мир охватывает "щелкунчикомания". Это естественно, поскольку и сам балет, поставленный балетмейстером Львом Ивановым на музыку Петра Чайковского, и его атрибутика как нельзя лучше соотносятся с рождественскими и новогодними праздниками. Несмотря на множество редакций старинного балета, всегда неизменной остается его сказочная драматургия. Здесь много рождественской символики - игрушки, подарки, елка, снежинки... Особенно впечатляет "Вальс снежных хлопьев", который и сегодня остается самым притягательным эпизодом балета. Когда-то в нем принимало участие шестьдесят танцовщиц. Все они были одеты в одинаковые белые туники, усеянные комочками пуха, напоминающими снежные хлопья. Головы украшали расходящиеся звездой венчики, лучи которых также были усыпаны белыми хлопьями. Кроме того, каждая держала в руке ледяной жезл с дрожащим на конце пучком хлопьев.
В нынешней версии "Щелкунчика", идущей на сцене Большого театра (редакция Юрия Григоровича), такого количества танцовщиц в снежном вальсе уже не увидишь - их вдвое меньше, но что касается снежного антуража, то его здесь достаточно. Художник спектакля Симон Вирсаладзе использовал в нарядах балерин все оттенки снежно-белого, а сами костюмы так и искрятся, наподобие настоящих снежинок. Комочков пуха тут тоже нет: ему на смену пришли синтетические заменители.
Много в балете и падающего с неба снега - он кружит, переливается, голубовато искрится под софитами. Из зрительного зала этот снегопад смотрится как волшебная картинка. И не было в истории "Щелкунчика" такого спектакля, чтобы, глядя на это красивое музыкальное кружение белых бумажек-снежинок, зал не взрывался громом аплодисментов.
В эти дни в столице "Щелкунчика" можно увидеть на сцене Большого театра (4 и 6 января); в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко (9 и 10 января), где "Щелкунчика" показывает Театр классического балета Касаткиной и Василева; и в "Новой опере" (3 и 4 января), где "Щелкунчик" идет в редакции Имперского русского балета.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Ср Фев 16, 2005 11:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002011401
Тема| Балет, Персоналии, Лиепа Е., Лиепа А.
Авторы| Казанская О.
Заголовок| Восхождение со сцены
Где опубликовано| Профиль
Дата публикации| 20020114
Ссылка| http://www.profile.ru/items/?item=8593
Аннотация|. Четыре года назад Екатерине Лиепа, солистке балета Мариинского театра, супруге Андриса Лиепы, пришлось выбирать между семьей и карьерой. Она не задумываясь оставила сцену и стала матерью. О чем ни разу не пожалела.

Ольга Казанская: Катя, нет ностальгии по сцене?
Екатерина Лиепа: Профессия артиста балета - очень эгоистичная, она не терпит измен. Мы с Андрисом мечтали о ребенке. Поэтому, когда мне пришлось выбирать между семьей и сценой, я предпочла первое. И знаете, совсем не жалею об этом. Жизнь открылась другими гранями, появились новые интересы.
О.К.: Очевидно, новые интересы появились и у вашего супруга, ведь его имя исчезло с афиш Большого театра. Хотя бывшая партнерша Андриса Нина Ананиашвили до сих пор танцует, гастролирует по всем миру. Почему Андрис так рано ушел из балета?
Е.Л.: Имя Андриса не исчезло с афиш, просто теперь он появляется на афишах не как танцовщик, а как режиссер-постановщик или художественный руководитель проектов. Моему мужу 39 лет. К этому возрасту редкие танцоры балета не уходят на пенсию. Самое страшное для артиста, когда в таком молодом возрасте заканчиваешь танцевать и не знаешь, чем заняться дальше. Этот сложный барьер не всем, увы, удается преодолеть успешно. Андрису не нужно начинать новую жизнь, потому что он уже нашел себя.
О.К.: Чем же он занимается сейчас?
Е.Л.: У мужа была серьезная травма, он перенес операцию. Пока выздоравливал, работал как педагог, балетмейстер. Репетировал с Андреем Баталовым, Игорем Зеленским, Андрианом Фадеевым, Ульяной Лопаткиной, Дианой Вишневой. Теперь он возглавляет Фонд Мариса Лиепы, как режиссер ставит спектакли. Его постановки идут на сценах Большого театра, Новой оперы, за рубежом.
Конечно, жаль, что он так рано расстался со сценой. То, что он создавал, забыть невозможно. Для танцовщика оскорбительно услышать после спектакля, к примеру, такие слова: "Он так хорошо прыгнул!" Или: "Она так хорошо исполнила фуэте!" В балете важно создать образ, чтобы зрители поверили, что Альбер действительно любил Жизель и, только когда она умерла, понял, насколько сильным было его чувство. Так вот Андрис - один из немногих танцовщиков, кто создавал и "держал" спектакль от начала и до конца. Зрители плакали и радовались вместе с его сценическими героями.
О.К.: В постановках Андриса танцуют звезды мирового балета. Это дань уважения к знаменитой фамилии Лиепа?
Е.Л.: Во многом. Карла Фраччи (итальянская прима-балерина, известная в мире так же, как Майя Плисецкая. - "Профиль") предлагала Андрису ставить спектакли в Римской опере. Однажды сама позвонила нам и сказала, что хочет станцевать в его концерте из уважения к его отцу, великому Марису Лиепе. В благотворительном концерте на сцене Большого театра, поставленном Андрисом, Карла Фраччи уже приняла участие.
О.К.: Катя, вы родились в Питере?
Е.Л.: Я москвичка. Моя мама, Татьяна Катковская, - заслуженная артистка России, солистка Московского балета на льду. Я выросла за его кулисами, но конькам предпочла пуанты. Маме посоветовали отдать меня в училище имени Вагановой. Я приехала в Ленинград, окончила училище и десять лет танцевала в Мариинском театре.
О.К.: А теперь стали домохозяйкой?
Е.Л.: Нет. Андрис предложил мне быть арт-директором в Фонде Мариса Лиепы. Я занимаюсь рекламой, PR-ом, помогаю подбирать костюмы, декорации для постановок Андриса, решаю все организационные вопросы, связанные с приездом в Россию звезд мирового балета или шоу-бизнеса. Для меня важно, в каких условиях артисты будут здесь находиться, ведь я сама была артисткой и знаю, что в этих вопросах нет мелочей. Важны все детали - встреча в аэропорту, гостиница, питание, гримерная и т.д.
О.К.: Я слышала, в прошлом году вы занимались и модельным бизнесом. Работали моделью или создавали свои коллекции?
Е.Л.: Я возглавляла московское представительство рижского Дома моды "Ательерс". Для него создают свои коллекции два талантливых русских дизайнера Владимир Середин и Сергей Васильев, которые живут и работают в Париже. У фирмы много клиентов, хотя изделия очень дорогие. Но сейчас все свои силы я отдаю исключительно фонду.
О.К.: Известная фамилия помогает вам?
Е.Л.: Разумеется. Когда звонишь куда-нибудь и называешь свое имя, даже незнакомые собеседники внимательно тебя выслушивают, стараются помочь. Такое уважение к фамилии приятно.
О.К.: Катя, у вас был с Андрисом служебный роман?
Е.Л.: Да. После того как Андрис вернулся из Соединенных Штатов, где работал в труппе Михаила Барышникова, его пригласили в Мариинский театр. Там мы и познакомились. Сначала просто дружили. Сейчас я вспоминаю с улыбкой те драматические обстоятельства и переживания, которые сопутствовали развитию нашего романа. Но тогда мне было совсем не смешно. Для девочки, которая пришла в знаменитый театр сразу после Вагановского училища, все казалось серьезно - любая роль, любые гастроли. Я впервые в жизни оказалась на гастролях в Париже и именно там мы с Андрисом "нашли" друг друга. Он начал за мной ухаживать, мы много времени проводили вместе, гуляли по городу. В следующую поездку меня не взяли: театр не прощает искренних чувств.
О.К.: За что вы полюбили Андриса?
Е.Л.: Андрис - моя настоящая вторая половинка. С детства я много читала. Мой отец, Борис Рацер, был писателем, в наш дом приходили интересные люди. Когда познакомилась с Андрисом, была приятно удивлена: с ним увлекательно разговаривать на любые темы, не только о балете. Этим он отличался от моих знакомых и коллег по театру.
О.К.: Для Андриса этот брак не первый. Он общается с бывшей супругой?
Е.Л.: Мы с Андрисом вместе уже десять лет. Оба верующие люди, поэтому сразу обвенчались в церкви. С тех пор для нас не существует понятия первый или второй брак. Мы считаем, что первый и единственный брак - это тот, который благословил господь Бог, который скреплен в храме.
Уже много позже, перед рождением дочки Ксюши, из-за пустых формальностей нам пришлось поставить штамп в паспорте и получить брачное свидетельство.
О.К.: У Андриса всегда было много поклонниц. Не ревновали мужа?
Е.Л.: Я выросла в театральной среде и знаю, что у талантливых, неординарных людей всегда много поклонников. Это составляющая профессии.
О.К.: Вашу дочь вы тоже отдадите в балет?
Е.Л.: Ксюша (ей сейчас четыре года) сама выберет, чему посвятить жизнь. Она красиво двигается, танцует. Детская пластика неподражаема. Балетмейстерам не стоит ничего выдумывать - им нужно чаще смотреть на детей.
О.К.: Сестра вашего мужа, Илзе Лиепа, рассказывала в интервью "Профилю", что Марис Лиепа был внимательным, мягким отцом. Андрис так же относится к дочери?
Е.Л.: Андрис и Ксюша обожают друг друга. Муж предан дочери, наверное, как и всякий отец, который воспитывает девочку, а не сына. От дочери исходит особое тепло.
О.К.: В семье Лиепа все знамениты. Наверное, и к невестке были особые требования. Вы легко вошли в эту семью?
Е.Л.: У меня это получилось.
О.К.: Вы с Андрисом производите впечатление спокойных, уравновешенных людей. Вы когда-нибудь ссоритесь?
Е.Л.: Как и во всякой семье, у нас и это бывает. Но в такие минуты вспоминаю слова, которые в свое время сказала русская императрица Александра Федоровна: "Никогда не ложитесь спать, если у вас на сердце ссора. Извинитесь, даже если вы правы".
О.К.: Вы по-прежнему соблюдаете строгую диету, как и все артисты балета?
Е.Л.: Сейчас наша диета еще более строгая, ведь мы не танцуем. Когда репетировали, выступали, гораздо чаще позволяли себе что-то вкусное, от чего полнеют. Мы стараемся соблюдать все православные посты, так что форму поддерживать удается. Какое-то время мы жили в Японии, где Андрис играл в драматическом театре. Там и привыкли к легкой и здоровой японской кухне.
О.К.: Вы живете в красивом доме в одном из арбатских переулков. Его дизайн - ваша идея?
Е.Л.: Мы с Андрисом выросли среди старинной мебели, в шутку называем себя заложниками антиквариата. Этот стиль стал близок и нам.
О.К.: Как вы отдыхаете?
Е.Л.: С дочкой и мамой иногда вырываюсь на море. А вот у Андриса давно не было отпуска: поставленные им спектакли требуют его постоянного присутствия в театре. Часто бываем в Риге по делам, но обязательно выкраиваем время, чтобы побродить по побережью Балтийского моря. Там чудесно.
В Москве стараемся почаще выбираться в уютный клуб "Петровка-спорт". Дочка занимается там в специальной группе English baby club английским языком, а я - спортом.
Я не ложусь спать, не прочитав на ночь хотя бы несколько страниц духовной литературы. Признаться, я совсем потеряла интерес к художественным произведениям. Художественные персонажи выдуманы, их поступки не правдивы.
О.К.: Как встретили Новый год?
Е.Л.: Разумеется, на нашем с Андрисом самом крупном проекте - новогоднем шоу в Гостином дворе "Венеция в Москве". Это красивая сказочная история, сыгранная артистами эстрады, Московского балета на льду и цирка. Специально на новогоднюю ночь из Монте-Карло приехал известный иллюзионист. В 2001 году у моей мамы был юбилей. Это феерическое новогоднее шоу стало в том числе и подарком ей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Чт Фев 17, 2005 12:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002011601
Тема| Балет, Королевский балет Великобритании, БТ, премьера, «Тщетная предосторожность», Персоналии, Грант А., Аштон Ф.
Авторы| Кузнецова Т.
Заголовок| Большой принял "Тщетную предосторожность"
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020116
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/305861
Аннотация| В Большой театр для постановки балета "Тщетная предосторожность" приехал экс-премьер Королевского балета Великобритании Александр Грант (Alexander Grant). Премьера состоится в конце января. По контракту в Москве пройдет только девять представлений. Впервые спектакль был поставлен в 1960 году английским классиком сэром Фредериком Аштоном, который завещал господину Гранту права на свой самый популярный балет. С АЛЕКСАНДРОМ ГРАНТОМ встретилась корреспондент Ъ ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

- Скажите, на Западе принято оставлять в наследство права на балеты?

-Да нет, просто Баланчин так сделал в Америке, а Аштон - в Англии. Права на его спектакли получили Марго Фонтейн, Энтони Дауэлл, бывший директор Королевского балета.

-Почему Аштон подарил этот балет именно вам?
-Ну я же 30 лет с ним работал. Сэр Фредерик знал, что я люблю и знаю "Тщетную" и могу сохранять этот балет в том виде, в каком он бы хотел сам.

-Расскажите, как вы оказались в Англии. Вы же родились в Новой Зеландии?

-Я с шести лет учился там балету у английских учителей в частной школе. А во время войны выиграл стипендию Королевской академии танца - получил право поехать в Англию и учиться там. Но пришлось ждать окончания войны. Из Новой Зеландии я отплыл на сухогрузе. Везли продукты - Англия тогда жила голодно. Семь недель плыли. Я тогда не слишком увлекался балетом и думал, что хорошо бы стать матросом и посмотреть весь мир. И даже не представлял себе, что смогу сделать это с помощью балета. Хорошее было время. Sedler`s Wells Ballet - с 1965-го он стал называться "Королевский балет" - имел огромный успех во время войны: стране нужны были какие-то развлечения. После войны открылся Royal Opera House - туда въехала труппа с новой "Спящей красавицей". Мне было уже 20 лет. Полгода я танцевал в Sedler`s Wells Ballet как студент, а уже в сентябре стал членом труппы. Я проработал там ведущим танцовщиком 30 лет, с 46-го по 76-й год. А в 90-х мой большой друг и, можно сказать, учитель Фредерик Аштон, умирая, завещал мне два своих балета - ранний, "Фасад", и "Тщетную предосторожность". Я стал ездить по всему миру, ставя в основном "Тщетную". До вас был в Штутгарте - там огромнейший успех, после Москвы уезжаю в Нью-Йорк - Американский балетный театр тоже захотел этот балет.

-Сколько же аштоновских "Тщетных" идет по миру?

-Никогда не считал. Их ставят и ставят. Но особенно замечательно, что впервые балет Аштона пойдет в России, в этом великом театре, в этой знаменитой труппе. Ведь сэр Фредерик всегда очень любил русский балет. Собственно, из-за него он и избрал профессию - когда, совсем юношей, был потрясен выступлением Анны Павловой в Лиме, в Перу. Потом всю жизнь, ставя балеты, он представлял себе Анну Павлову - это его вдохновляло. Позже, в Париже, Аштон танцевал в труппе Иды Рубинштейн и работал с Брониславой Нижинской. Он обожал ее балеты и, когда стал художественным руководителем Королевского балета в Лондоне, первым делом попросил Нижинскую поставить "Свадебку" и "Лани". А в Лондоне сэр Фредерик стал большим другом Тамары Карсавиной, любимой балерины Дягилева. Это она убедила его поставить "Тщетную предосторожность". Сказала, что именно в этом балете он сможет выразить характеры в танце, к чему всегда стремился.

-Вы очень лестно охарактеризовали труппу Большого. Однако известно, что с нашими артистами иностранцам работать нелегко - русские недостаточно дисциплинированны и очень консервативны.

-Им трудно перестроиться - за ними стоят традиции, которые вырабатывались десятилетиями. И они мало работали с разными хореографами, только начинают это делать. Когда артисты привыкнут, тогда, наверное, поймут, насколько это интересно. Когда они внимательно слушают, они могут сделать то, что, как я знаю, сэру Фредерику очень бы понравилось. Иногда, конечно, вашим артистам трудно понять стиль этого балета. Но они серьезно работают, и у них замечательная школа.

-Вы можете кого-то отметить особо?

-Знаете, так сложно произнести эти имена. Светлана. (Лунькина.-Ъ). И много других людей, конечно. У нас три разных состава главных солистов, и все работают очень хорошо.

-Первый состав вы выберете сами?

-Я и Эмилио Мартинс. Он специалист по нотации (система записи балета.-Ъ). До моего приезда он уже разучил с труппой текст по своим записям. Конечно, выбирать будем с Борисом Акимовым (худрук балета Большого.-Ъ) - втроем.

-Будет ли московская "Тщетная" отличаться от американской или, скажем, немецкой?

-Никогда танцовщики не танцуют под копирку - все индивидуальны. Но хореография стопроцентно одинакова.

-А костюмы, сценография?

-Все точно так же, как на премьере в 60-м году. В первой постановке я танцевал Алана. Это был счастливый балет, все репетиции проходили очень весело. Надеюсь, что и сейчас артисты с удовольствием его учат. И надеюсь, зрители после спектакля почувствуют, будто их угостили бокалом шампанского.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Чт Фев 17, 2005 12:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012101
Тема| Балет, БТ, Персоналии, Григорович Ю.
Авторы| Митина Н.
Заголовок| Спартак навсегда
Где опубликовано| журнал Эксперт
Дата публикации| 20020121
Ссылка| http://expert.ru/northwest/2002/03/03no-cultur3_52672/?n=87778
Аннотация| Юбилей Григоровича миновал тихо и незаметно.

Исполнилось 75 лет Юрию Григоровичу - последнему хореографу-ленинградцу, который сумел подчинить своему художественному влиянию балет всей страны

Юбилей Григоровича миновал тихо и незаметно.
И переезд в Москву, и скандальное изгнание из Большого театра, и триумфальное возвращение уже стали историей. Как и все, что связано с именем Григоровича: именно благодаря ему русский балет, в ХХ веке отгородившийся от всего мира, даже в изоляции смог остаться одним из лучших. Григорович был центрообразующей фигурой: благодаря ему Россия несколько десятилетий смогла жить без Баланчина, Макмиллана, Бежара и Ноймайера. Поэтому и сейчас, когда со дня его отставки с поста главного балетмейстера главного театра страны прошло уже семь лет, он так и не стал для русского балета вчерашним днем.
Официально его эпоха длилась тридцать лет: будучи главным балетмейстером Большого театра, он с 1964-го по 1995 год обладал безграничной властью и безграничным авторитетом. На самом деле она началась раньше, еще в 1957 году. Ситуация тогда очень напоминала нынешнюю: русский балет жил дивидендами с великого прошлого, изнашивая незаурядные достижения минувших веков. На балет ходили ради великих танцовщиков уходящей эпохи. С имперской непреклонностью молодежь призывали к творчеству, укоряя при этом за неумение оживлять мумии старых спектаклей и не допуская никаких экспериментов. "Каменный цветок" Григоровича пробился на сцену почти случайно - Ленинградскому театру оперы и балета имени Кирова срочно потребовалось залатать репертуарную "прореху". 30-летний хореограф, покончив с эпохой сталинских танцевальных драм, вернул балет - в балет. И началась новая эра...
Однако свой следующий спектакль Григоровичу было позволено поставить только четыре года спустя. И в "Каменном цветке", и в "Легенде о любви" он рассказывал о бескомпромиссных художниках, верных своему идеалу и жертвующих личным счастьем ради блага человечества, заклиная: "О, были б только помыслы чисты!". Молодежь 60-х уезжала на Братскую ГЭС, а балетные герои Григоровича - уральский мастер Данила и восточный художник Ферхад с молотком в руках - уходили в горы: один - в поисках прекрасного каменного цветка, другой - чтобы найти воду для умирающего от жажды народа.
Из Ленинграда Григоровича фактически выжили, но и москвичом он не стал, хотя своим последним взлетом в ХХ веке московский балет обязан именно ему. В "Спартаке" Григорович попытался рассказать, как мучительно трудно сохранить верность идеалам и как одинок человек, сохраняющий веру в идею. Танцовщики услышали в нем лишь музыку революции. Когда же Григорович в 1975 году поставил "Ивана Грозного" - драму о том, что жизнь сильнее чистоты помыслов, а власть ломает наделенного ею, от хореографа отвернулись многие сверстники. Шестидесятники, устало державшиеся за уже рассыпавшиеся идеалы, провозгласили: Григорович пошел на службу власти. Разбираться в том, что он при этом создал собственную форму балетного спектакля, у интеллектуалов желания не было.
Сам Григорович, обвиненный в диктаторских замашках и полной творческой анемии, покидал Большой театр человеком без будущего. Мало кто сомневался в том, что для русского балета он превратился в отыгранную фигуру. Но прошло шесть лет, и он вернулся победителем. Не потому, что он ставит по всему миру и создает театры в Уфе и Краснодаре с репертуаром, сформированным "из Григоровича". И даже не потому, что его вновь ждут в Парижской Опере для возобновления "Ивана Грозного". В русском балете по-прежнему нет личности подобного масштаба. А спектакли Григоровича - жестко срежиссированные масштабные балеты-притчи, утверждающие танец как философское искусство, - до сих пор определяют сознание и русского танцовщика, и русского балетомана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Пт Фев 18, 2005 10:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012301
Тема| Балет, Краснодар, Персоналии, Григорович Ю.
Авторы| Геннадьев А.
Заголовок| Юрию Григоровичу подарили Музтеатр
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020123
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/307021
Аннотация| Губернатор Краснодарского края Александр Ткачев преподнес двум юбилярам - балетмейстеру Юрию Григоровичу и главе ТО "Премьера" Леонарду Гатову - краевой Музыкальный театр. Из Краснодара - АЛЕКСАНДР Ъ-ГЕННАДЬЕВ.

Пять лет назад Юрий Григорович возглавил балетную труппу в Краснодаре. До этого события труппа уже существовала - в составе театрального объединения "Премьера", созданного народным артистом России Леонардом Гатовым, и базировалась в бывшем Дворце культуры хлопчатобумажного комбината. Отнюдь не балетный город внезапно почувствовал себя в гуще балетных событий - бывший главный балетмейстер Большого театра выпускал один за другим свои хрестоматийные спектакли. В Краснодар потянулись балетные артисты со всей страны, труппа стала выезжать. Всеобщее счастье омрачала только топография - ДК ХБК располагается на окраине города. При бывшей администрации Леонард Гатов неоднократно, но безрезультатно предпринимал попытки отвоевать приличный зал в центре Краснодара. Нынешняя оказалась сговорчивее: к 75-летию Юрия Григоровича и 65-летию Леонарда Гатова губернатор Ткачев публично пообещал найти соответствующее их рангу помещение на главной улице города.Выбор пал на краевой Музыкальный театр - старейший, крупнейший на юге и один из лучших в России, с богатой 70-летней историей и не менее насыщенным настоящим (в прошлом сезоне театр получил национальную театральную премию "Золотая маска" за оперетту "И вновь цветет акация"). Последние пять лет балетную часть труппы Музтеатра возглавляет Владимир Пак, основавший некогда балет ТО "Премьера". С Юрием Григоровичем основатель не ужился и ушел в конкурирующую организацию. Под его руководством балет в Музтеатре окреп настолько, что стал давать большие классические спектакли - "Дон Кихота", "Спящую красавицу". Обе краснодарские труппы распухли до столичных размеров: в Балете Григоровича - более ста артистов, в Музтеатре - около сотни. Конкуренция балетных коллективов (как художественная, так и вне-) протекала достаточно остро. В кабинетных баталиях победил Балет Григоровича. Новый губернатор счел, что два балетных театра для Краснодара - слишком большая роскошь. 14 января 2002 года появилось его постановление #28 "О создании краевого государственного театрально-концертного учреждения 'Краснодарское творческое объединение "Премьера"'". Фактически это означало, что Балет Григоровича войдет в штат Музтеатра (что приведет к увольнению многих балетных артистов), возглавит балетную часть труппы сам мэтр (что неизбежно влечет увольнение господина Пака), а верховное руководство будет осуществлять Леонард Гатов. 17 января об этом известили труппу Музыкального театра. Директору Музтеатра Дмитрию Саетовичу было предложено остаться на своем посту, но он не пожелал "сдавать" балетных коллег и работать под управлением "Премьеры", заявив:"В каком-то году кому-то приглянулась Чехословакия. Сегодня Леонарду Гатову приглянулся театр". И ушел в досрочный отпуск. С гипертоническим кризом, говорят одни. Отправился в Москву искать спасения в Минкульте, уверяют другие. Мятежная труппа Музтеатра четвертый день приходит к зданию администрации и пикетирует его разрешенные 20 минут. Спектакли идут по-прежнему, а представители "Премьеры" пытаются уговорить руководителей Музтеатра сдаться по-хорошему. Ъ будет следить за развитием конфликта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Пт Фев 18, 2005 10:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012302
Тема| Балет, Краснодар, Персоналии, Григорович Ю., Васильев В.
Авторы| ?
Заголовок| Для Григоровича Васильев - красная тряпка
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020123
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/307069
Аннотация|

Юрий Хацуков, заместитель директора краснодарского Музыкального театра:
-Самое обидное, нас, коллектив театра, никто не спросил, согласны ли мы войти в "Премьеру". То, что предложил нам руководитель "Премьеры" Леонард Гатов - техническую реконструкцию театра,-мы планировали задолго до него. В городе может исчезнуть балетная труппа Музыкального театра, достаточно профессиональная и известная. "Премьере" конкуренты не нужны, а нужна концертная площадка в центре Краснодара, так как сейчас балет "Премьеры" танцует в бывшем фабричном клубе на задворках. В марте Владимир Васильев собирался ставить у нас "Анюту". Для Юрия Григоровича, руководящего "премьеровским" балетом, это красная тряпка. Теперь будущее спектакля под вопросом, хотя краевая администрация обещает нам полное содействие.

Попикетируют и успокоятся
Александр Ткачев, губернатор Кубани:

-Сегодня я могу сравнивать Гатова, Саетовича, что они сделали, чего не успели. Я считаю, что вклад Гатова в культуру Кубани большой. У него больше творческих возможностей. Такого плана искусство должно находиться в монументальном центре, а не в каком-то дворце культуры, пусть и неплохом. Нет спора, Саетович - талантливый человек. Я предлагал ему ряд хороших мест, где он мог бы реализоваться, он отказался. А пикетирование - как бы это точнее сказать? Все это мы уже проходили: попикетируют и успокоятся. Я делаю как лучше. Ну и что из того, что приезжает Васильев? Там - Васильев, здесь - Григорович. Давайте подождем. Я знаю, что будет лучше.

Саетовича убрали по пятой графе
Станислав Гронский, председатель краснодарского отделения Союза театральных деятелей:

-Насколько я понимаю, в основе лежали благородные намерения вывести театр на высокий сценический уровень. В принципе это не вызывает возражений, тем более что тандем Гатов-Григорович доказал свою профессиональную состоятельность. Но для меня, например, постановление губернатора стало полной неожиданностью. Театральную общественность оно просто привело в шок. Возникают вопросы: почему решение принималось в спешке, без ведома Министерства культуры? Ведь труппа находится в федеральном реестре и не является бесплатным приложением к зданию. Коллектив с интересными наработками, а его ломают через колено, в разгар сезона, незадолго до премьеры. Не знаю, что предлагалось Саетовичу, но его нетрудно понять. Пять лет назад бывший губернатор по политическим мотивам, а точнее - по пресловутой пятой графе, убрал его из департамента культуры, хотя за последние десятилетия не было лучшего руководителя. На мой взгляд, логичнее и справедливее было бы вернуть Саетовича в департамент, и этим компромиссом погасить конфликт. Мало ли что говорится сгоряча?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Пн Фев 21, 2005 11:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012303
Тема| Балет, Имперский балет, "Грезы любви", Персоналии, Таранда Г., Сигалова А.
Авторы| ?
Заголовок| Гедиминас Таранда, художественный руководитель Имперского балета - мы ни с кем не воюем
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020123
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/307073
Аннотация| В зал Чайковского судебные приставы пришли в четыре часа дня. По закону они обычно предупреждают о своем приходе. Тут пришли внезапно - явно чтобы сорвать спектакль.

Сорвать не удалось, но порепетировать мы так и не смогли. А постановление - филькина грамота. В нем запрет Гедиминасу Таранде - физическому лицу, заметьте! - "воспроизводить 'Грезы любви' в России, за рубежом, а также в Израиле". Значит, лично Гедиминас Таранда не может воспроизводить какие-то "Грезы любви". Какие именно? Мой адвокат нашла сто произведений с таким названием. О каком из них идет речь? Может, Шуберта? Название не оригинальное. Я спектакль Сигаловой не играю. С какой стати мне запрещают играть свой? Мы ни с кем не воюем. Просто в конце августа нас поставили перед фактом, что другая труппа будет играть спектакль "Грезы любви". Декорации и костюмы хранились в Театре эстрады, и нам их просто не дали. Сказали, бумаг у вас все равно никаких нет, вот и идите гуляйте.
Авторские права - у Аллы, и ничего вы тут не сделаете. А мы уже с Финляндией подписали контракт на "Грезы любви". Слезингер говорит: "Пусть едет Театр эстрады под вашим именем". Ну мы, конечно, на это пойти не могли, за месяц сделали свой спектакль и в сентябре показали его финнам. К декабрю серьезно переработали и повезли в Израиль. Наши "Грезы любви - последнее танго" официально зарегистрированы в Российском агентстве авторских прав. Так же законно, как и спектакль Сигаловой. У нас совершенно оригинальная хореография Георгия Ковтуна, из 30 музыкальных номеров совпадает максимум пять, совершенно новые декорации и костюмы Владислава Костина, другое либретто. В балерину влюбляются два офицера, в первом акте у них дуэль. В финале меня никто не убивает, я стреляюсь сам - да все другое. Только время - 20-30-е годы - и тема. А судиться нам не впервой. В Израиле Театр эстрады уже проиграл три процесса. Независимые эксперты просмотрели оба спектакля (сигаловский - на пленке) и не нашли в нашем никаких заимствований. Мы гастролировали там в декабре, как раз перед приездом труппы Сигаловой. Ее продюсер господин Слезингер сделал все, чтобы сорвать наши гастроли. В МИД Израиля нам дали визы, а консул в Москве отказался их проставить. Наши адвокаты запросили израильский МИД, и в результате консула сняли. Теперь то же самое готовится в США - мы выезжаем туда в феврале. Но наши адвокаты там уже работают. А в Москве на суде мое доверенное лицо просто аннулирует иск, как не соответствующий правовым нормам.

Театр эстрады: идет конкретная работа по театру
ИТАР-ТАСС приводит слова адвоката Театра эстрады Марианны Бельчанской: "Театр в сентябре 2001 года зарегистрировал авторские права на спектакль... и в настоящий момент несет значительные убытки". Получить более подробные комментарии со стороны Театра эстрады так и не удалось. В пресс-службе порекомендовали позвонить в приемную директора Валерия Корна, в которой корреспонденту Ъ посоветовали позвонить обратно в пресс-службу, так как "здесь идет конкретная работа по театру". В пресс-службе корреспонденту Ъ посоветовали подождать 25 января, когда вернется продюсер и будет выработана официальная позиция. Затем пресс-секретарь театра все же пообещала постараться найти кого-то более или менее компетентного в этом вопросе и перезвонить. На этом общение пока оборвалось.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Пн Фев 21, 2005 11:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012304
Тема| Балет, Имперский балет, "Грезы любви", Персоналии, Таранда Г., Сигалова А.
Авторы| Кузнецова Т.
Заголовок| Развод довел до суда
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020123
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/307089
Аннотация| В Концертном зале имени Чайковского едва не сорвался спектакль Имперского балета "Грезы любви - последнее танго".

В Концертном зале имени Чайковского едва не сорвался спектакль Имперского балета "Грезы любви — последнее танго". За три часа до начала выступления за кулисами появились судебные приставы и предъявили худруку Имперского балета Гедиминасу Таранде постановление о запрете "воспроизводить спектакль 'Грезы любви' до судебного решения спора об авторских правах на него". Иск был инициирован Театром эстрады. Спектакль Имперского балета все же состоялся, несмотря на постановление, а Ъ обратился за разъяснениями к обеим сторонам конфликта. Комментирует ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

Премьера "Грез любви" состоялась в конце апреля в Театре эстрады и была широко разрекламирована как международный проект Всемирной театральной олимпиады в Москве. Спектакль был исполнен труппой "Имперский балет", балерину-эмигрантку станцевала сама хореографиня "Грез любви" Алла Сигалова, смертельно влюбленного в нее белогвардейца — худрук труппы Гедиминас Таранда. "Международность" проекта, по-видимому, состояла в том, что продюсировал ее Натан Слезингер — советский эмигрант американским паспортом, а автором костюмов являлся невозвращенец и профессор моды Александр Васильев, постоянно живущий во Франции.
Лично мне художественные достоинства постановки показались весьма сомнительными, так что я была вполне удовлетворена тем, что производственная необходимость заставила меня написать о танцах инвалидов Великобритании, а не о романтической любви и торопливом сексе эмигрантов в парижской телефонной будке, а также о вездесущих большевистских агентах. В театральной среде поговаривали, что продюсер возлагал на этот проект большие надежды, собирался пронзить им Бродвей, но дело как-то застопорилось. Осенью выяснилось, что спектакль раздвоился — одни "Грезы" показывает труппа Гедиминаса Таранды со своим харизматическим лидером в главной роли, другие навевает Театр эстрады во главе с Аллой Сигаловой, взявшей в партнеры экс-солиста ансамбля Моисеева Игоря Пиворовича. Перипетии развода не афишировались, однако свежий "информационный повод" — беспрецедентный запрет на спектакль превратил эту семейную историю в публичную. Судебное заседание в Мещанском суде состоится 6 февраля. Ъ продолжит следить за развитием событий.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Вт Фев 22, 2005 11:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012801
Тема| Балет, Театр балета Испании, Персоналии, Агилар Р.
Авторы| Галайда А.
Заголовок| Бремя Кармен
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20020128
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2002/01/28/40332
Аннотация| Представления “Кармен фламенко” в Большом

До сих пор еще ни одну балетную труппу мира не встречали в Москве так, как Театр балета Испании Рафаэля Агилара. Их трехдневный визит был обставлен с не меньшей помпой, чем приезд испанского инфанта.
Спектаклям предшествовала самая агрессивная рекламная кампания и светская программа. Для гастролей была арендована сцена Большого театра. Вокруг нее и в зрительном зале были установлены кордоны охраны - чтобы, чего доброго, бесплатно не прорвались артисты Большого. Лицезреть эротичных испанских танцовщиков с высоты пятого ряда четвертого яруса можно было за 250 руб. То же зрелище в первых рядах партера стоило 10 000. Однако эти балетные гастроли гораздо больше удовлетворили любопытство светских хроникеров, нежели профессиональных балетоманов.
В оркестровой яме - аранжировки музыки Бизе и Пабло Сарасате звучали в виде фонограммы - журналисты с недоумением выясняли, что приехавшая труппа - вовсе не Национальный балет Испании, которого все ждали. Имя создателя компании Рафаэля Агилара - "одной из самых значительных фигур в балетном мире Испании" - тоже ни у кого на слуху не было. Однако роскошный гастрольный буклет, рассчитанный на русскую и англоговорящую публику, сообщал, что коллектив существует с 1960 г. и "молодые испанские танцовщики покоряют публику всего мира". Премьера "Кармен", которую привезли в Москву, состоялась еще в 1992 г., постановка и "сейчас считается одной из самых убедительных интерпретаций "Кармен" на сцене". Буклет рекламировал "глубоко чувственный спектакль", "захватывающую танцевальную драму", в которой соединены "фламенко и болеро, пикантные сцены и эротическая хореография", благодаря которым "к зрителю вернулась настоящая Кармен, непокорная, вызывающая желание и жаждущая свободы".
Фламенко было восхитительным. Это цыганское искусство, родившееся в знойной Андалусии, - не только танец, в котором громко стучат кастаньеты и подбитые специальными набойками каблуки, а тело изгибается в дьявольской истоме. Это грудные и хриплые женские голоса, выводящие тоскливые мелодии и время от времени срывающиеся на крик. Это мужчины, то нежно перебирающие аккорды, то бешено рвущие струны гитары. Фламенко - искусство, шлифовавшееся в прокуренных смрадных кабачках, в которых танцевали не на освещенных сценах, а на крошечных темных пятачках между столиками. Ему не нужно было сюжета - только сопереживание: цыгане танцевали для цыган, "крича в танце от боли".
Теперь они вколачивают каблуки в сцены всего мира. Но они по-прежнему способны отдаваться страсти, только освободившись от литературного сюжета и французских виньеток по испано-цыганской жизни. Рафаэль Агилар положил жизнь на то, чтобы ввести Испанию в мировое танцевальное сообщество. Самодостаточное фламенко он приправил балетными пируэтами, рондами, поддержками и начинил символами, неизменными со времен "Дон Кихота", поставленного Мариусом Ивановичем Петипа 150 лет назад: цыганка в пурпурном платье с красным цветком в волосах, бык и матадор, гитары и легко узнаваемые мотивчики из оперы Бизе. Коллекцию банальностей гармонично дополняет режиссерская разработка сюжета, послушно следующая за хрестоматийными версиями, и Кармен - классическая испанская красавица модельного типа (ее имя организаторы гастролей сохранили в тайне), выгодно отличающаяся от остальных танцовщиц ногами умопомрачительной красоты, но теряющаяся в тени этих танцовщиц во время танца.
Премьера "Кармен фламенко" Театра балета Испании не случайно состоялась 10 лет назад не в Мадриде или Барселоне, а в Токио - спектакль оказался таким же экспортным товаром, как хороводы русских матрешек.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Вт Фев 22, 2005 11:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012802
Тема| Балет, БТ, премьера, «Тщетная предосторожность», Персоналии, Аштон Ф., Грант А., Лунькина С., Филин С., Горячева А., Болотин А., Капцова Н., Клевцов Ю.
Авторы| Данилова И.
Заголовок| Танцы на соломе
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020128
Ссылка| http://main.izvestia.ru/hit/27-01-02/article13457
Аннотация| "Тщетная предосторожность" в Большом

29 января в Большом - премьера балета "Тщетная предосторожность" Фредерика Аштона на музыку Луи Фердинана Герольда. "Предосторожность" поставил для Большого Александр Грант, бывший танцовщик Ковент-Гарден, которому Аштон завещал права на этот балет. Премьера состоится 29 января. Главные партии исполнят в день премьеры Светлана Лунькина и Сергей Филин, 30-го - Анастасия Горячева и Андрей Болотин, 31-го - Нина Капцова и Юрий Клевцов.
Как утверждает легенда, все началось в парижском предместье. Жан Доберваль сидел с друзьями в кабачке и праздновал получение нового заказа на постановку. Заказ был весьма кстати. Артистическая карьера заканчивалась. Даже в 1789 году, когда мужчин никто не просил в балете летать по воздуху (это полагалось делать лишь женщинам), 46 лет для танцовщика - это было прилично. Карьера балетмейстера в Гранд-опера шесть лет назад закончилась крахом. Пусть не художественным, а финансовым, это не утешало: долги были столь велики, что пришлось задумываться о побеге из страны - для того чтобы не оказаться за решеткой. Тогда Доберваля спасла Дюбари, фаворитка Людовика XVI. Она объявила сбор средств в помощь бедствующему таланту, и король первым поставил свое имя на подписном листе. Все придворные поспешили последовать его примеру - 90 000 франков избавили артиста от тюрьмы. Проблема была лишь в том, что хореограф не знал еще, на какой сюжет этот спектакль можно было бы сочинить. На стене кабачка висела лубочная картинка: нежно обнимающаяся парочка и строго глядящий на парочку старик. "Новый балет готов!" - был возглас Доберваля, взглянувшего на картинку. Вот так и рождаются шедевры. Легенды легендами, а шедевр у Доберваля действительно получился. Со дня премьеры - 1 июля 1789 года - прошло уже двести с лишним лет, а "Тщетная предосторожность" живет в репертуаре множества балетных театров в мире. Каждый век перетанцовывает ее по-своему, каждый хореограф что-то меняет, а в основании - все тот же "Балет о соломе, или От худа до добра всего один шаг". Все так же бойкий, но небогатый крестьянин Колен ухаживает за дочкой зажиточной вдовы-мельничихи Лизой, Лиза все так же отвечает ему взаимностью, и вдвоем они торжественно оставляют в дураках и матушку Лизы, стремящуюся выдать ее за жизнерадостного богатого идиота, и этого самого нежеланного жениха. Правда, в сюжете присутствует матушка (отсутствовавшая на лубочной картинке), но зато ее роль всегда исполняет мужчина. А солома, в которой прячется Колен, из названия исчезла, и история эта давным-давно называется по-другому: на Западе - La Fille mal gardee, у нас - "Тщетная предосторожность". В России "Тщетную" (в самый первый раз - "Обманутую старуху") сыграли впервые в Москве, в Петровском (затем сгоревшем) театре через десять лет после французской премьеры, и далее в XIX веке балет часто появлялся на афишах. Прима-балерины любили эту комедию в танцах, и в петербургском Большом театре Лизой была воспетая Пушкиным Авдотья Истомина. На премьере же в московском Большом в 1845 году главные партии танцевали Екатерина Санковская и Ираклий Никитин - первые московские артисты, покорившие западные сцены. Санковская ранее триумфально гастролировала в Гранд Опера, а Никитин через два года после премьеры стал самым первым балетным невозвращенцем, из-за конфликта с дирекцией поменяв Большой на Венскую Оперу. Далее среди Лиз были знаменитые гастролерши Фанни Эльслер и Вирджиния Цукки, Анна Павлова и Матильда Кшесинская, а среди Коленов - Павел Гердт и Михаил Мордкин. Хореографы, осуществлявшие возобновления, перерабатывали танцы и добавляли музыкальные фрагменты (из Делиба, Рубинштейна и Дриго). А если учесть, что среди них были люди сверхталантливые - Жюль Перро, Мариус Петипа и Александр Горский, например - то понятно, как мало осталось в памяти русских балетных поколений от Доберваля. В памяти английских тоже, конечно, не много осталось. И балет Фредерика Аштона, сочиненный в 1960 году, связан скорее с легендой о "соломенном балете", чем вот именно с теми самыми танцами. Но многое наверняка было именно так или почти так. Простодушный юмор ситуаций (российские хореографы ХХ века старались сделать балет более утонченным, а он прост как сноп соломы). Добротность хореографии. Ленты майского деревенского праздника. Улетающий на зонтике неудачливый жених (в бурю его ветром уносит). А из плюсов нашего времени - возможность смотреть спектакль вместе с детьми. Но, наверно, не с теми, кого уже не худо оберегать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Пн Фев 28, 2005 1:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012803
Тема| Балет, Театр балета Испании, Персоналии, Агилар Р., Мартос М.
Авторы| Губайдуллина Е.
Заголовок| Кармен и тени
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020128
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/27-01-02/article13437
Аннотация| На сцене Большого театра танцевали испанцы

Трехдневные гастроли Театра балета Испании, организованные "Росинтерфестом", открыл балет "Кармен-фламенко". Несмотря на дороговизну билетов (цены зашкаливали за триста долларов), свободных мест не было. Зрители ждали праздника - ярких красок, бешеных ритмов, кипучих страстей. Получили еще больше. Хореограф Рафаэль Агилар одним фламенко не ограничивался. Песни и пляски андалузских цыган дополнили и танец-модерн, и классика, а также шлягерные фрагменты оперы Бизе "Кармен". Смешение всего и вся стало главной интригой балета. Интригой анекдотической. Спектакль напоминал концерт бродячей труппы, развлекающей публику на разные лады. Пестрый табор неистово топтал сцену, развевались пышные оборки, метались руки. Академический театр превращался в бескрайнюю площадь. Надсадные голоса народных певцов торопились поведать о чем-то сокровенном и важном, гнали темп соперники-гитаристы. И вдруг откуда ни возьмись - флейтист-пастушок, кружевные балеринки с веерами, фонограмма симфонического оркестра. Словно костер сменили электрические лампочки. Потом опять заверещали свободолюбивые цыганки, но снова опера "задушила" их песню. Фламенко танцевали на музыку Бизе, акробатику свободных поддержек демонстрировали под звон кастаньет. Нелепое смешение стилей сделало свое дело. И испанистая цыганщина, и французская опера, и мелодраматический сюжет Проспера Мериме оказались грубым, китчевым товаром на потребу невзыскательной толпы. Утехи ради добавили и цирковой номер. На высоком подиуме девицы-близнецы гнули двойной каучук. Оказалось, эпизод имеет мистический смысл. В роли гимнасток выступили сама Карменсита и ее Эротическая Тень - некий юноша-трансвестит, одетый и загримированный так же, как и его "госпожа". Дуэты с Хозе объяснили необходимость этого разнузданного аттракциона. Таким весьма оригинальным способом Кармен, начисто лишенной женской обольстительности, пришлось доказывать Хозе свою сексапильность. Остальные эпизоды спектакля истории раскрыли только две грани характера дивы: злость и зависть. Где Кармен - там потасовка, драка, разбой. Такую запросто проигрывают в карты и убивают перочинным ножиком, как какую-нибудь Мурку. Рафаэль Агилар, поставивший балет около десяти лет назад, считал Кармен "символом демонической женщины". Быть может, на первых представлениях злючка была еще и чертовкой. На московских гастролях в лидеры выбилась другая героиня. Ею стала Мариса Мартос, обозначенная в буклете как просто "певица". Эта - уже не молодая - женщина выплясывала и пела так, будто была "на ты" с самим дьяволом. Самая настоящая Кармен. Рядом с этой огненной колдуньей молодая Карменсита оказалась всего лишь нагловатой тенью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Пн Фев 28, 2005 1:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012901
Тема| Балет, Академический театр балета, премьера, "Щелкунчик", Персоналии, Петухов Ю., Андреев Ю., Панкова Е.
Авторы| Яковлева Ю.
Заголовок| Хореограф не посрамил "Щелкунчика".
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020129
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/307941
Аннотация| В петербургском Театре имени Мусоргского прошла "гостевая" премьера "Щелкунчика", поставленного Юрием Петуховым для петербургского же Академического театра балета.

Лучшую часть своей жизни Академический театр был известен в городе просто как "труппа Якобсона", созданная под конкретного автора - наиболее стилистически герметичного советского хореографа. После смерти Леонида Якобсона ее существование было оправдано только тем, что она оставалась главной кладовой его произведений. Когда вдова хореографа запретила прокат большинства вещей, театр присоединил к вывеске слово "академический" и запустил в эксплуатацию кассовые "Лебединые озера". В декабре 2000 года скончался преемник Якобсона Аскольд Макаров и пост худрука стал вакантным, что чрезвычайно оживило бездомных питерских хореографов: труппа с шикарной репетиционной базой в центре города, без видных солистов, но с полным комплектом артистов и обкатанными гастрольными маршрутами представляла собой лакомый кусок. В конце концов урвал его Юрий Петухов, завершающий карьеру классического солиста в Театре имени Мусоргского и до сих пор пробавлявшийся в основном разовыми постановками для артистов, которым вменялось исполнить "современный номер" на балетном конкурсе. "Щелкунчик" - его первая крупная постановка в новом статусе.
В плюс Юрию Петухову как руководителю - приглашение со стороны Юрия Андреева (Дроссельмейер) и Елены Панковой (Маша). Хореограф оказал услугу прежде всего себе: Академический театр балета, традиционно решавший проблему трудоустройства некондиционных балетных выпускников-"троечников", в своем нынешнем виде способен дать укорот любой творческой инициативе. Вот, например, ужасно толстые крысы и куклы. Думаешь, что это такой художественный прием, накладные толщинки и тому подобное; смотришь - между шляпой и мундиром сдобные щеки. Понятно, что не прием это, а просто девочкам срочно пора худеть. А насколько, интересно, предумышленна корявая, основательная крепость гросфатера? И так весь вечер. Любой авторский спектакль это погубило бы на корню, но в данном случае разглядеть талант хореографа все же удается. Потому что "Щелкунчик" - уже давно не название, а жанр. На примере Петухова это видно вполне. За основу взято либретто Игоря Бельского, в чьей постановке "Щелкунчик" долгое время шел в Театре имени Мусоргского. Для советских хореографов "Щелкунчик" был легальным способом протащить модернистскую пластику: на официальную сцену она выходила вместе с положенными по сюжету деревянными куклами, зловеще чудаковатым Дроссельмейером и всякой балетной фантастикой. Когда Игорь Бельский разламывал сахарную пластику классического ансамбля угловатыми конвульсиями Щелкунчика, это производило очень неслабый диссидентский эффект. Теперь это такой же композиционный канон, как прочие. Изменились лишь представления русских хореографов о современном танце. Юрий Петухов очень прилично развел большие кордебалетные ансамбли, живо срежиссировал пантомимные сцены, свил гротескную партию Дроссельмейера - все в границах жанрового канона, но с той пластичностью, что отметает упреки в школярстве: это осознанная неоакадемическая "работа по заданию". Чтобы "Щелкунчик" снова стал названием, пришлось бы радикально пересочинять абсолютно весь строй действия, по ходу выкидывая елки, снежинки и прочую рождественско-кондитерскую чепуху. Но если кто-то когда-нибудь это и сделает, то уж точно не в России, потому что русский хореограф, тем более глава труппы, должен помогать, а не мешать своей труппе зарабатывать деньги.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3575

СообщениеДобавлено: Вт Мар 01, 2005 10:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002012902
Тема| Балет, БТ, премьера, «Тщетная предосторожность», Персоналии, Аштон Ф., Грант А., Лунькина С., Филин С., Петухов А.
Авторы| Вязовкина В.
Заголовок| Александр ГРАНТ - Счастливый балет для Большого
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020129
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/28-01-02/article13490
Аннотация| Сегодня в Большом театре состоится премьера балета Фредерика Аштона "Тщетная предосторожность".

Версия классика английской хореографии 1960 года признана лучшей из всех вариантов старинного балета о сельской жизни и любовных перипетиях Лизы, ее мамаши и ее возлюбленного Колена. На премьере сегодня их исполнят Светлана Лунькина, Александр Петухов и Сергей Филин. Права на "Тщетную предосторожность" Аштон завещал своему ученику, танцовщику и другу Александру Гранту, который вместе с репетитором Эмилио Мартинсом, занимающимся системой записи танца, перенес "Тщетную" в Москву. Накануне премьеры с балетмейстером-постановщиком Александром ГРАНТОМ встретилась корреспондент "Известий" Варвара ВЯЗОВКИНА.

- Как возникла идея поставить "Тщетную" в Большом?
- Когда художественный руководитель балета Большого театра Борис Акимов преподавал в лондонском Ковент-Гардене, он мог видеть на его сцене балеты Аштона, в том числе и "Тщетную предосторожность".
Он и обратился ко мне с просьбой перенести балет. Я считаю, что это будет счастливым балетом для Большого театра, ведь в основном здесь идут трагические спектакли. Кроме того, "Тщетная" - один из самых старых существующих балетов, к постановке которого постоянно обращаются разные балетмейстеры.
- На Аштона как-то повлияли русские танцовщики?
- Поставить "Тщетную предосторожность" убедила Аштона Grand Dame Тамара Карсавина (как называли ее англичане. - В.В.). Анну Павлову он впервые увидел еще в детстве и решил заняться балетом, но стал, правда, не исполнителем, а балетмейстером. Но Павлова, как он говорил, всегда оставалась его музой.
- Как, на ваш взгляд, артисты Большого, впервые столкнувшиеся с хореографией Аштона, справляются с тонкостями английского стиля и чисто английского юмора?
- Во-первых, хочу сказать, что артисты Большого очень довольны спектаклем. Во-вторых, танцуют они великолепно. Они танцуют и "Лебединое озеро", и "Петрушку", и "Видение розы", и "Шехеразаду", - это ведь все разные стили! Они владеют такой техникой, что могут станцевать любую постановку Аштона, адаптироваться ко всем тонкостям и нюансам его стиля, и делают они в точности, как показывает им Мартинс. Хотя "Тщетная", надо признать, отличается стилистически от его же "Месяца в деревне", балета по Тургеневу.
- Кто отбирал солистов?
- Борис Акимов, он же будет распределять, кто в какой последовательности выступит в балете. В труппе есть четыре слаженные пары, и думаю, не единственные: Светлана Лунькина - Сергей Филин, Нина Капцова - Юрий Клевцов, Марианна Рыжкина - Дмитрий Гуданов, Анастасия Горячева - Андрей Болотин. Последнего Мартинс видит в главной роли - в будущем он станет хорошим солистом. Историю юных влюбленных должны исполнять юные танцовщики. В 1961 году на гастролях Королевского балета Великобритании я сам танцевал на сцене Большого комичного Алена, вторую мужскую партию.
- "Тщетная" - один из самых востребованных балетов в мировом репертуаре. Есть ли театр, где она еще не идет?
- "Тщетная" идет в двадцати пяти компаниях по всему миру. Недавно прошла премьера в Штутгарте, сейчас - в Москве, в мае состоится - в Американском балетном театре, где с нетерпением роли Лизы дожидается Нина Ананиашвили, которая вскоре исполнит ее и в Большом. В год мы ставим балет примерно в трех театрах.
- Как функционирует фонд Аштона?
- Фонда Аштона как организации, к примеру как фонда Баланчина в Америке, не существует. Права на балеты Аштона находятся в руках нескольких его танцовщиков, основной репертуар он отдал своему племяннику. Майклу Сомсу досталась "Золушка" и "Симфонические вариации" на музыку Франка, у Марго Фонтейн - "Дафнис и Хлоя" и "Два голубя". Я владею правами на два его балета - "Тщетную предосторожность" и "Фасад". Могу сказать, что о балетах, живущих в наших сердцах, мы позаботились. А фонд Аштона - это дело будущего.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика