Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2002-06
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:19 am    Заголовок сообщения: 2002-06 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в июне 2002 года
(первый номер ссылки - 2002060101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2005 10:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060101
Тема| Балет, Нуреевский фестиваль, Персоналии, Нуреев Р., Мухаметзянов Р., Петухов А., Гумерова С., Дацишин А., Артюшкин Р., Сурнева И., Князькова Е., Кострова Е., Вдовичева Т., Щеглова Е.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Парад балетов
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020601
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/31-05-02/article18908
Аннотация| Вчера закончился 16-й Нуреевский фестиваль

Фестиваль классического балета, проводимый в Казани уже довольно давно, получил имя Рудольфа Нуреева только десять лет назад. Великий балетный эмигрант посетил столицу Татарстана за год до смерти. Гастролер выступил в непривычной для себя роли: не танцевал, а дирижировал. В Театре оперы и балета им. Мусы Джалиля с благоговением вспоминают о каждой секунде пребывания Нуреева в Казани. А момент его знакомства с директором театра Рауфалем Мухаметзяновым стал с годами легендарным. Уже на склоне карьеры Нуреев ненадолго вернулся в Мариинский театр. Танцовщик шел по коридору и вдруг услышал, как с ним здороваются на родном татарском языке. После такого приветствия он не смог отказаться от приглашения приехать в Казань. Фестиваль, имеющий статус международного, - большое событие и для города, и для республики. Форум поддерживают Министерство культуры и правительство Татарстана. Но главную помощь фестивалю оказал именно Рудольф Нуреев. Его благословение до сих пор действует магически на всех участников, а великое имя привлекает все новых и новых танцоров и балерин. Конечно, звезд "Гранд-опера" или "Нью-Йорк-Сити Балле" заманить достаточно трудно. Зато многие солисты Большого и Мариинского театров уже давно обжили казанскую сцену. На нынешнем фестивале команда Большого станцевала все главные партии в балете "Анюта" Владимира Васильева. А один из московских артистов Александр Петухов дерзнул дебютировать в Казани в новой для себя партии. Роль Шурале учил дома, по видеозаписям, что не помешало не только довольно-таки точно освоить хореографию Леонида Якобсона, но и привнести в страшноватый образ свои гротескные краски. Нуреевский фестиваль любит открывать новые имена, приглашать молодых, еще не раскрученных звезд. Бывает и так, что в одном спектакле собираются солисты из разных городов, никогда прежде не танцевавшие вместе. Времени для знакомства мало - несколько репетиций накануне спектакля. Так, в "Лебедином озере" встретились солистка Мариинки София Гумерова (Одетта-Одиллия), киевлянин Артем Дацишин (Зигфрид) и Роман Артюшкин из московского Кремлевского балета (Ротбардт). Если бы не программка, можно было бы подумать, что этот слаженный ансамбль исполнителей существовал всегда. Мягкий сомнамбулизм лунной королевы лебедей, рыцарская мечтательность принца и романтический демонизм злого гения и его черной дивы сплетались в сложную полифонию тем. Одну из них отчетливо и тактично вел местный кордебалет - один из самых сильных в России. Музыкальности казанских танцовщиц мог бы позавидовать любой столичный театр. Худрук балета джалилевского театра Владимир Яковлев считает, что фестиваль повышает уровень труппы. Рядом с приглашенными солистами местные артисты стараются танцевать как можно лучше. Стремление к качеству порой приводит к курьезу. Так, в фестивальной "Баядерке" второстепенные и кордебалетные партии были исполнены гораздо чище и ярче главных. Москвички Ирина Сурнева и Елена Князькова не оправдали фестивальных надежд. Ведущие казанские солистки - Елена Кострова, Татьяна Вдовичева и Елена Щеглова, занятые на фестивале в тройках и четверках, могли бы предстать более интересными Никиями и Гамзатти. Нуреевский фестиваль делает ставку на классические балеты. К абстракциям и обобщениям тяготеет и национальный репертуар. В фестивальную афишу включили одну из последних премьер театра - "Сказание о Йусуфе" по мотивам поэмы Кул Гали. Музыка Леонида Любовского и хореография Николая Боярчикова и Георгия Ковтуна трактуют легенду Корана как общечеловеческую историю. Получи спектакль другое название - "Иосиф и его братья" или "Иосиф прекрасный", - в его смысле мало что изменилось бы. На июнь в Казани намечен грандиозный "Парад дирижеров", закрывающий театральный сезон.
Казань - Москва
* * * ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Директор Театра оперы и балета им. Мусы Джалиля Рауфаль МУХАМЕТЗЯНОВ:
- Наш театр ежегодно проводит два крупных фестиваля. Шаляпинскому - единственному в России постоянному фестивалю классической оперы - уже двадцать лет. Нуреевский немного моложе. Классика привлекает зрителей, билеты расхватывают мгновенно. Регион достаточно стабилен, финансирование театра устойчивое. Организационные новшества, недавно появившиеся в Большом театре (например, конкурсный отбор исполнителей на новые постановки), у нас действуют уже давно. Из главных наших проблем - предстоящая капитальная реконструкция здания.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2005 10:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060102
Тема| Балет, МТ, гастроли, "Ковент-Гарден", Персоналии, Гергиев В., Шемякин М., Ратманский А., Вишнева Д., Меркурьев А.
Авторы| Юлия КАНТОР
Заголовок| Проверка на прочность
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020601
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/31-05-02/article18902
Аннотация| Завершились гастроли Мариинского театра в "Ковент-Гардене"

Заключительный гала-концерт Мариинки в "Ковент-Гардене" стал для лондонской публики испытанием на прочность: в течение четырех часов команда Валерия Гергиева демонстрировала антологию оперной и балетной режиссуры XX века. Прогуливавшаяся перед концертом по Чаринг-кросс корреспондент "Известий" встретила Михаила Шемякина: художник приехал понаблюдать за "Снежной бурей" и собственным "Щелкунчиком". "Буря" удалась на славу, вызвав аплодисменты, в балетном "зачете", сравнимые лишь с овациями "Золушке" Ратманского в исполнении Дианы Вишневой и Андрея Меркурьева. С "Золушкой", правда, не обошлось без курьеза. Лирическое па-де-де неожиданно было предварено ударными, явно предназначавшимися для финала "Обручения в монастыре". "Вы заметили? Мне положили ноты не в том порядке, - после концерта с улыбкой опередил вопрос Валерий Гергиев. - Будем надеяться, что мало кто обратил на это внимание. Даже получилось как шутка. "Леди Макбет Мценского уезда" и Ленинградская симфония Шостаковича, "Спартак" Хачатуряна, "Соловей" Стравинского (в безупречном исполнении Ольги Трифоновой), "Сказание о невидимом граде Китиже" и триумфальные фрагменты прелестно комического "Обручения в монастыре". (Вообще, музыка Сергея Прокофьева стала доминантой заключительного концерта.) Под бравурный оркестровый финал "Обручения" на заднике сцены появилась лазерная декорация: фасад Мариинского театра, на фоне которого участники концерта вышли прощаться с лондонской публикой. Затем изображение Мариинки растаяло, а ему на смену появился герб Санкт-Петербурга, который зал приветствовал стоя. Кстати, среди относительно немногочисленной русскоязычной публики, присутствовавшей на гала-концерте, восхищение Петербургом приобрело гротесковые формы. "Вы из Питера?", - поинтересовался корреспондент "Известий" у представившегося как "спонсор" джентльмена. "Нет, к сожалению, из Москвы". А за кулисами после концерта продолжался другой спектакль: избранная английская публика шла поздравить гергиевский коллектив. "Благодарю за незабываемый вечер, это великолепно. Надеюсь, мы вскоре увидимся в Петербурге", - принц Майкл Кентский долго, причем на русском языке, общался с труппой и ее художественным руководителем. А уже утром следующего дня без малейшей паузы Мариинка вернулась домой: вчера премьерой "Баядерки" открылся фестиваль "Звезды белых ночей". О нем - рассказ в ближайших номерах "Известий".
Лондон.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пт Июн 24, 2005 10:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060103
Тема| Балет, премьера, Рио-де-Жанейро, "Ромео и Джульетта", Персоналии, Васильев В., Ростропович М.
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20020601
Ссылка|
Аннотация|

В Рио-де-Жанейро состоялась премьера балета "Ромео и Джульетта" в постановке Владимира Васильева. Дирижировал оркестром, органически вписанным в действие, Мстислав Ростропович.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пн Июн 27, 2005 4:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060301
Тема| Балет, МТ, восстановление, «Баядерка», Персоналии, Вихарев С., Павленко Д., Комлева Г.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Реабилитация "Баядерки"
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020603
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/02-06-02/article19000
Аннотация| В Мариинском театре восстановили шедевр Мариуса Петипа

История "Баядерки", одного из самых репертуарных классических балетов, в чем-то схожа с историей его героини Никии. Сначала спектакль, появившийся на мариинской сцене в 1877 году, безумно полюбили. А потом жестоко предали: в 1919-м лишили одного из четырех актов, а в 1941-м "отравили" новой редакцией. "Баядерка" чуть было не стала символом старобалетной бессмыслицы. Мелодрама, вампука, поэзия - все смешалось. И уже казалось, что логика не обязательна, были бы танцы красивыми. Словом, с советской "Баядеркой" давно смирились. Четвертый акт считали потерянным, все шло, как и шло. Но оказалось, что многое поправимо даже в таком мимолетном искусстве, как балет.
Балетмейстер-исследователь Сергей Вихарев отыскал ноты партитуры Людвига Минкуса, собрав недостающее по разрозненным страницам. Достал экспликации Мариуса Петипа. Проработал свидетельства современников. Извлек из музейных запасников фотографии и эскизы. И у "Баядерки", как и у ее главной героини, появилась возможность реванша. Восстановленное четвертое действие объяснило многое. Не только логически завершило оборванный сюжет, но и восхитило развернутым хореографическим ансамблем - шедевром Петипа, незнакомого нескольким поколениям артистов и зрителей.
Советский вариант кончался обобщенным торжеством любви. Путешествие Солора в загробный мир вслед за безвременно ушедшей возлюбленной сюжетно перекликалось с белым актом "Жизели". Хореографическая картина "Тени" порой исполнялась как самостоятельный одноактный спектакль.
Теперь все происходит согласно первоначальному сценарному плану. Солору суждено вернуться в роскошный дворец раджи и жениться-таки на дочери верховного правителя Индии. (В советской редакции Владимира Пономарева и Вахтанга Чабукиани свадебное гран-па исполняли еще во втором акте). Праздник омрачает тень баядерки Никии, перебивающей любовные воркования знатной пары. Дуэт превращается в трио, разрастается в сложную структуру действенного ансамбля. Танцуют солисты, нарядные корифейки, кордебалет, ученицы вагановской академии... Строгим линиям академического танца вторят архитектурные ритмы декораций. В центр, в глубину уходит перспектива стройных колонн (художник капитального возобновления Михаил Шишлянников восстановил декорации Константина Иванова). Через несколько мгновений вся эта красота полетит в тартарары. Справедливость богов восторжествует: Солор, изменивший клятве, данной над священным огнем, будет безжалостно наказан. Для начала землетрясения достаточно будет всего одного жеста призрачной Никии.
Кстати, на премьере разрушение дворца получилось слишком спешным и мало эффектным - машинерия еще не отлажена. Премьеру выпускали в трудных условиях - накануне труппа Мариинки вернулась из больших гастролей в "Ковент-Гардене". Артистам еще предстоит вживаться в грандиозной имперский спектакль, осваивать значительные изменения (то есть возвращения), появившиеся и в других действиях балета. А для Дарьи Павленко партия Никии вообще оказалась первой громадной ролью. Она танцует Никию хрупким и нежным обманутым ребенком. Статуарность и изысканность поз балерины напоминают старинные иллюстрации. Особенно в вариации с гитарой - еще одном шедевре, вернувшемся на мариинскую сцену благодаря подвижничеству Сергея Вихарева.
Конечно, работа над старинной "Баядеркой" только в самом начале. Труппе еще предстоит освоиться с непривычной атмосферой старины, отделать детали, в изобилии раскиданные по спектаклю. А может, к чему-то отнестись и с иронией. Смешно ведь, когда по сцене катится слон в натуральную величину. Но главное уже сделано. "Баядерка" Мариуса Петипа вернулась на сцену в полноценном виде. Быть может, справедливость по отношению к этому балету восторжествует и в других театрах страны.
Санкт-Петербург
* * * ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Габриэла КОМЛЕВА, народная артистка СССР:
- К этой постановке у меня двойственное отношение. С одной стороны, очень интересно, как это было тогда, в XIX веке. Но прошло уже столько лет - 1877 год от нас невероятно далеко. Сегодня мы многое не оценим так, как ценили в те времена. Самое интересное в "Баядерке" - танцы и пантомима. Кордебалет танцует совершенно замечательно - четко и красиво. А искусством пантомимы сегодня, к сожалению, владеют далеко не все. Многое получается мелко, незначительно. Солистам недостает актерского мастерства. Но не потому, что они не умеют переживать и чувствовать. Актерскую технику надо нарабатывать, заниматься ею специально, не меньше, чем танцем. По большому счету балерина должна быть художником и танцевать широко, масштабно и крупно. Тогда и у спектакля получится совсем другой смысл.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пн Июн 27, 2005 4:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060302
Тема| Балет, МТ, восстановление, «Баядерка», Персоналии, Вихарев С., Павленко Д., Цискаридзе Н., Колб И.
Авторы| Юлия Яковлева
Заголовок| Авральная "Баядерка"
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020603
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/325563
Аннотация| В Мариинке поторопились с землетрясением

Мариинский театр показал премьеру "Баядерки" на основе версии спектакля 1900 года. Гвоздем проекта должна была стать реконструкция четвертого акта, исчезнувшего еще в 1920-е. Впервые за 80 лет "Баядерка" в Мариинке закончилась, как положено, землетрясением. Но вместе с картонным дворцом преступного раджи рухнул имидж Мариинки, над которым трудились последние семь лет, считает ЮЛИЯ Ъ-ЯКОВЛЕВА.
Постановщик, хореограф-реставратор Сергей Вихарев, на финальные поклоны так и не вышел. У критиков, ожидавших повторения сенсационного успеха реконструкции "Спящей красавицы"-1890, были лица повитух, обнаруживших, что родила царица в ночь ту самую зверушку. Балетные ветераны, готовившиеся пережить удар по святыне - былой советской "Баядерке", не скрывали глумливого ликования. Новая "Баядерка" выглядела как диссидентская рукопись, приспособленная автором к сдаче в советское издательство.
В отличие от трехлетней давности "Спящей красавицы", здесь легче сосчитать не стилистические компромиссы, а отвоеванные позиции. Большинство персонажей удалось переодеть из пляжно-гимнастической лайкры в роскошные костюмы императорского театрального художника Евгения Пономарева (реконструктор-технолог Татьяна Ногинова). Смачно выписаны старинные декорации (художник возобновления Михаил Шишлянников). В дивертисмент второго акта добавлен танец невольниц, благодаря сложному ритму оставшийся в фольклоре под именем "Кривого па": двенадцать девушек в ослепительно-желтых, пышно задрапированных сари и гигантских коронах, обхватив друг дружку за талию, шерочка с машерочкой, стилизуют тайский танец, срисованный с иллюстрированного журнала "Нива" 1877 года. Из сцены встречи соперниц убрана былая дамская истерика - пантомимные реплики отрывисто вески. И вся история наконец-то досказана до конца. Потерзав Солора явившимся на свадьбу привидением, изменника с невестой-отравительницей, только-только оттанцевавших трудный классический ансамбль, под громы и молнии засыпают камнями. Лишь этот четвертый акт и выглядит по-настоящему цельным. При этом в новой "Баядерке" нет никакой "поэзии руин". Нет вообще никакой "трагедии" или "поэзии". Это очень витальный спектакль. Прекрасно понимаешь, за что Петипа в свое время гнобили интеллигенты-демократы во главе с Некрасовым и Салтыковым-Щедриным. И насколько адекватны были этому искусству огненные рысаки, ужины у Кюба, бриллиантовый дым, серебряные сервизы, подносимые после спектакля вместе с цветами. Все эти канканы среди Гималайских гор, бешеные всполохи красок, груды драпировок, аппетитно распахивающихся в экстатичной псевдоиндийской пляске, кордебалет воспитанниц-лолит, одетых "лотосами" и зазывно поглядывающих в публику через плечо,-этот петербургский "Мулен Руж".Вот эту витальность театр почти задушил к премьере. "Баядерку" выкинули на сцену в полуфабрикате. Добрую половину костюмов не дошили: подле разряженных в пух и прах "индийцев" скромно сновали их коллеги в обносках. На сам спектакль труппа прилетела с лондонских гастролей за день до премьеры. Единственная генеральная репетиция закончилась всего за два часа до начала "чистового" представления. Замотанные артисты как могли изображали драйв, с видимым изумлением пялясь друг на друга и происходящее вокруг. Никия (Дарья Павленко) обессилела к финалу второго акта. Премьер Большого театра Николай Цискаридзе, с которым учили главную мужскую партию, неожиданно для всех обнаружился в фойе, где с кислой улыбкой раздавал автографы: выделанная роль досталась местному Игорю Колбу.
У "Баядерки" для успеха было все: художественно и маркетингово эффективная идея "спектаклей-реконструкций", необходимые для воплощения артистические и интеллектуальные ресурсы. Нынешняя премьера - грандиозный провал советской концепции театрального менеджмента, когда в среднее и нижнее звено предпочитали пристраивать вышедших на пенсию балетных танцовщиц, а в высшее - сливали ("бросали на культуру") управленцев, проштрафившихся на более ответственных участках. Мариинский театр давно сменил кадры, но управленческая структура работает по-прежнему. Учитывая, что менеджерская концепция самого Валерия Гергиева подразумевает долгосрочные стратегии, а плотность установленного им рабочего графика - идеальную точность соответствия, "Баядерка" должна повлечь массовые административные казни.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Вт Июн 28, 2005 11:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060401
Тема| Балет, МТ, восстановление, «Баядерка», Персоналии, Вихарев С., Павленко Д., Тарасова Э., Колб И.
Авторы| Ирина Губская
Заголовок| Тень "Баядерки"
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20020604
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-06-04/8_shadow.html
Аннотация| В Мариинском театре показали очередную реконструкцию балета Мариуса Петипа


Убрав "Баядерку" из репертуара как раз накануне ее 125-летнего юбилея, премьеру реконструкции театр несколько раз переносил.
Мариинка обошлась практически без исследовательской работы. И обратилась не к первой постановке 1877 г., а к возобновлению 1900 г. Правда, записи Николая Сергеева, по которым ведется работа, так никто и не датировал. Несмотря на то, что в новом спектакле сохранилась существенная часть былых "лишних" танцев и мизансцен, собственно постановки теперь нет - есть набор фрагментов. Собрали чуть ли не все, что было в редакциях всех времен. Сергей Вихарев числится при этом хореографом-постановщиком. Приблизительную компиляцию, которая у него обычно получается, Вихарев выдает за реконструкцию. Спектакли под маркой Петипа приносят ему известность.
К приблизительной точности хореографического текста добавилась разрушенная структура спектакля. Все на редкость невразумительно. Стало казаться, что самое интересное в этом спектакле - от сценария до танцев главных героев - позднего производства. Словно театр старается не реабилитировать Петипа, а скомпрометировать.
Самой удачной оказалась сценография "Баядерки". Сохранившиеся декорации подновили, новые выдержаны в общем стиле. Проблемой стали, как и в "Спящей", костюмы. Они превратили Солора во вполне корпулентного мужчину - при том, что исполнитель строен, как тростник. В театре, который обзавелся иерархической лестницей артистов в подражание театру императорскому, для событийного спектакля не нашлось статусных исполнителей. И получила бы Дарья Павленко роль Никии, если бы не произведенный ею недавно в Москве фурор на "Золотой маске", - вопрос.
Артисты проявили немалый героизм, пытаясь на руинах спектакля собрать нечто, напоминающее роли. Главную трагическую героиню - скромную плясунью Никию - Павленко никто бы не заподозрил в скромности. Первый дуэт Никии и Солора (Игорь Колб) напоминал о плакатном счастье советских фильмов 1930-х. Гамзатти Эльвиры Тарасовой выглядела скромнее и нежнее Никии. Кстати, и фабула получила иной, чем прежде, смысл. Солор предал не Никию, а Гамзатти - это Никия отняла жениха у невесты. Соперницы словно поменялись местами: очень человечная Гамзатти и надменная, как истукан, Никия.
Для такого аврального спектакля, с обилием накладок разного рода, кордебалет выглядел прилично, хотя не обошелся без путаницы. Несмотря на то что антуражные танцы в сцене праздника остались почти все, без гран-па здесь не хватает классической кульминации спектакля, уравновешивающей медитацию теней. Классический центр перенесен в последний акт, и там эта конструкция безнадежно развалена. Главное событие премьеры - сцена "Гнев богов". Здесь появился танец дельфийских лотосов. В конце дворец рухнул вполне благополучно, никто не пострадал.
Премьера "Баядерки" открыла юбилейный Х международный фестиваль "Звезды белых
ночей". Валерий Гергиев на событии не присутствовал. Видимо, есть основания у Гергиева не любить балет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Вт Июн 28, 2005 11:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060402
Тема| Танец, фестиваль, «Рампа Москвы», Персоналии, Басин Н., Холина А., Большакова М., Аджамов В., Нортон П.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Утром - деньги, вечером - стулья
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20020604
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-06-04/8_choreography.html
Аннотация| Открылся фестиваль современной хореографии

Масштаб фестиваля "Рампа Москвы" довольно скромный, хотя в смотре участвуют и иностранные гости. Четвертый год подряд сильно не хватает денег директору фестиваля Николаю Басину, героически выступающему организатором при помощи комитета по культуре правительства Москвы. Оттого приезжают лишь те, кто согласен танцевать без гонорара, в отдельных случаях платить за дорогу и (поскольку формировать афишу начали всего два месяца назад) не иметь других планов на начало июня.
Из двух показанных программ одна хорошо известна: "Взлом" от Русского камерного балета "Москва", имевший три номинации и одну победу в национальной театральной премии "Золотая маска", и недавняя премьера той же труппы "Оправдание Дон Жуана". Другую программу составили из гостей - Театр танца Анжелики Холиной из Литвы и группа Марии Большаковой, набранная в недрах петербургского Малого театра оперы и балета. На пресс-конференции журналистам объясняли, что нынешний парад балетов имеет целью не "альтернативность" по отношению к классике, как многие фестивали такого рода, а вовсе наоборот, преемственность. Должен быть балет как вид театра, чтобы зритель сказал, "вот это спектакль, а не черт-те что" - то есть с открытой эмоциональной драмой и с завязкой, кульминацией и развязкой на соответствующих традиции местах. А не там, где современному творцу заблагорассудится.
И все такое было. Анжелика, например, Холина, так и сказала: "не люблю абстрактных танцев". И в своем балете "Танго in Fa" соединила в творческом объятии танцовщиков и драматических танцующих актеров. Кто как может, так и танцует, но чтобы было драматично. Обожающая аргентинское танго и музыку Астора Пьяццоллы, Анжелика выразила восхищение: три девушки, четыре юноши, все в черном и семь стульев. Мини-трагедия в каждом эпизоде. Люди и предметы друг к другу подступают, соблазняют и безжалостно бросают. По несколько раз.
А в питерском балете "Демон (Фатум") ставят глубокие философские вопросы: "Кто ты? - Властелин духов. - Можешь ли ты пребывать со смертными?" То есть на вопросы из Байрона должен танцевально ответить демон из Лермонтова. Его исполняет бывший премьер Малого оперного Владимир Аджамов. Подчеркивая тезис преемственности классики, он изо всех сил старается прыгать, словно в молодости. Как записано в либретто, что герой от одиночества придет к пустоте через любовь и падение, как обещал хореограф, что "демон вкладывает всего себя и ничего не получает взамен" - так наглядно и будет. Если герой раздевается - это символ душевной наготы. А Тамара предстает в двух обликах: девушка в красном платье - бренная плоть, а девушка в белом - нетленный дух. Мария Большакова поведала, что шла к этому спектаклю восемь лет. Композитор Сергей Жуков пишет ей музыку о "состоянии души", а Большакова ставит балет о том же.
В общем, как отанцовывать литературу, хореографам понятно. В этом наш балет поднаторел давно. Но "никто не знает, что такое современная хореография". Так честно и сказали во вступительном слове на открытии. А у того, кто знает про современную хореографию (Пол Нортон, автор "Взлома"), - свой недостаток. Нортон как-то не задумывается о преемственности. Но почему-то получается хорошо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Ср Июн 29, 2005 3:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060403
Тема| Балет, БТ, благотворительная акция, Кипр, Персоналии, Гуданов Д, Рыжкина М., Горячева А., Клевцов Ю.
Авторы| Юлия Малахова,
Заголовок| Большой играл в честь Николая Угодника
Где опубликовано| Rossiyskaya Gazeta
Дата публикации| 20020604
Ссылка| https://goths.ru/old_news.php?id=19105
Аннотация| С 29 МАЯ по 2 июня в рамках Дней Москвы на Кипре прошла благотворительная акция солистов оперы и балета Большого театра "Построим вместе новый храм".

Идея сбора средств на возведение первого на Кипре храма Русской православной церкви одобрена Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, поддержана министерствами культуры двух стран и мэриями Москвы и Никосии.
Много лет выходцы из России, осевшие на Кипре, не могли совершать обряды по канонам нашей православной церкви - ходили в православные греческие храмы, где служили по другому календарю и на непонятном языке. Сами русские говорят, что помог им кипрский священник отец Савва - грозный старик с колючими глазами, но человек, как сказала мне самая старая прихожанка из русской общины бабушка Нина - "светлейший и мудрый". Отец Савва помогает Московской патриархии и лимасольскому митрополиту найти общий язык и, как сказал мне, "молится за то, чтобы появился наконец русский батюшка, присланный из Москвы и одобренный Кипрской церковью, да чтобы храм для наших русских братьев и сестер по вере скорее бы возвели".
Отец Савва теперь крестит, исповедует "наших" верующих, помогает совсем разным людям, оказавшимся на этом острове, почувствовать общие корни. По предложению Кипрской церкви храм св. Николая должен быть в стиле XVIII века с 26-метровой колокольней. По мнению митрополита Сергия, специально приехавшего в эти дни в Лимассол из Москвы, стройка обойдется в 2-3 миллиона долларов. Конечно, на Кипре немало очень богатых русских, и, как подчеркивали многие, желающих помочь в возведении храма найдется не один десяток. Дело в другом: впервые русская община объединилась вокруг общей идеи, которая сблизила таких разных по уровню и стилю жизни людей.
Концерты солистов Большого театра, все средства от которых пошли на строительство храма, - лишь первый кирпичик в долгом и трудном деле. Еще не улажены некоторые тонкости между нашей и Кипрской православными церквями. А средства начали собирать именно артисты. Митрополит Сергий уверен, что это хороший признак, "ведь русская культура зиждется на православии".
Солисты Большого дали два концерта - в Никосии и Лимасоле. Зал не смог вместить всех желающих - послы, министры, местные знаменитости и члены русской общины, священники и спонсоры, простые киприоты, мечтающие хоть глазком увидеть самый знаменитый театр мира... Зал бисировал блестящему танцовщику Дмитрию Гуданову, покорившему всех своей пластикой и энергией в "Снах о Японии", долго не отпускал басов Михаила Казакова и Андрея Григорьева, восторгался обманчиво легкой виртуозностью фуэте Марианны Рыжкиной. Знаменитое сопрано - Ирину Бикулову - долго не отпускали со сцены: ее исполнение арии Лизы из "Пиковой дамы" давно стало визитной карточкой Большого... Очарованные красотой сопрано Лолиты Семениной зрители никак не хотели расставаться со своей любимицей. Впрочем, с восторгом принимали всех - зал гремел овациями тенору Леониду Виленскому, меццо-сопрано Светлане Белоконь, виртуозному секстету ГАБТа, танцовщикам Анастасии Горячевой и Юрию Клевцову.
Восторженная публика бисировала, просила приезжать еще - ведь многие киприоты так и не смогли попасть на выступления знаменитостей. Узнав о том, что артисты выступают совершенно бесплатно, зрители, желая поддержать своих кумиров, жертвовали деньги прямо во время концертов. Все средства, как сообщил руководитель Департамента по международным связям правительства Москвы Георгий Мурадов, переданы по окончании концерта попечительскому совету храма. Как пояснил нам организатор акции - глава продюсерского центра "Колизей" Левон Бакунц, все средства от продажи билетов на концерты артистов также переданы на строительство храма.
Концерты закончились. А на Кипре Большой ждут теперь в конце июня - сюда привезут знаменитую "Жизель". Билетов уже не достать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Ср Июн 29, 2005 3:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060404
Тема| Балет, МТ, восстановление, «Баядерка», Персоналии, Вихарев С., Захарова С., Цискаридзе Н., Павленко Д., Колб И.
Авторы| ГЮЛЯРА САДЫХ-ЗАДЕ
Заголовок| НУЖЕН ЛИ "БАЯДЕРКЕ" ЧЕТВЕРТЫЙ АКТ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20020604
Ссылка| Номер на сайте газеты в архиве есть, этой статьи - нет (Елена С.)
Аннотация| В Мариинском театре - премьера балета Мариуса Петипа

Балет "Баядерка", главный фетиш и священная корова завзятых балетоманов, - пожалуй, самое удачливое в смысле сценической судьбы детище Мариуса Петипа: он не сходит со сцены Мариинского театра уже более века. Впервые показанный в 1877 году, он был представлен во второй авторской редакции в 1900 г. и с той поры счастливо цвел на мариинских подмостках, потрясая великолепным наивом декораций Адольфа Кваппа, Петра Ламбина, Ореста Аллегри и Константина Иванова. Пышные экзотические костюмы и условный ориентализм музыки Минкуса, цветочные гирлянды, синие попугаи и живые слоны на сцене влекут к балету и самых неискушенных зрителей, и балетных ортодоксов. Среди последних, впрочем, установка "не замай!" столь сильна, что любые нововведения в хореографическом тексте, да и в сценической картинке пробиваются с невероятным трудом.
Тем не менее, как всякий почтенный культ, существующий в живой и обновляющейся традиции, "Баядерка" весь ХХ век творчески развивалась: потеряла IV акт, зато обросла вставными сольными номерами и вариациями, которые внесли в хореографическую партитуру к постановке 1941 года Вахтанг Чабукиани, Николай Зубковский, Владимир Пономарев.
"Советская" редакция сознательно обрывалась многоточием: медленным струением линий, в которых трагедия влюбленных растворялась, как в реке Вечности. В нынешней "Баядерке" зыбкая материя потусторонних эманаций сменяется вполне определенной, освещенной лучами слепящего солнца сценой свадебного торжества IV акта.
Верный своей цели - очистить хореографические партитуры классических балетов от позднейших наслоений, вернув им первозданность авторского рисунка и авторских смыслов, - Сергей Вихарев довольно преуспел в своей архивно-исторической миссии, реконструировав "Спящую", восстановив "Петрушку" и поработав в этом же ключе с новосибирской "Коппелией". В "Баядерке", однако, постановщику пришлось, явно под нажимом местных театральных авторитетов, идти путем компромиссов: IV акт восстановлен, но сохранены и все присочиненные в 1941 году номера. Мужской танец Солора, придуманный Вахтангом Чабукиани, по-прежнему уравнен в правах с партией Никии, так что понять по неравномерно реконструированной "Баядерке" принципы хореографического мышления Петипа почти невозможно.
Так что в смысле достоверности, верности оригиналу и аутентичности вихаревская "Баядерка" интереса особого не представляет. Зато имеет несомненную - безотносительно версии Петипа - самостоятельную ценность, как достаточно цельный спектакль. Декорации, восстановленные по эскизам 1990 года художником Михаилом Шишлянниковым, умиляют любовно выписанными деталями и подробностью фона.
По слухам, единственный премьерный спектакль должны были танцевать Николай Цискаридзе и Светлана Захарова. Но на премьере Солора танцевал Игорь Колб, а Никию, баядерку - молодая, но, очень талантливая, нежная и поэтичная Дарья Павленко. Сам Цискаридзе сидел в боковой ложе и грустно глядел на сцену: ему еще предстоит станцевать свою партию на гастролях в Метрополитен-опера.
И все же в новой-старой "Баядерке" было, пожалуй, больше положительных, нежели отрицательных моментов. В ней было главное: очарование атмосферы - неважно, аутентичной или нет; в ней были законченность мысли, очень милая исполнительница главной партии и тот перфекционистский благородный порыв, которому, увы, суждено было осуществиться лишь отчасти.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Чт Июн 30, 2005 10:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060501
Тема| Балет, БТ, благотворительная акция, Кипр, Персоналии, Гуданов Д, Рыжкина М., Клевцов Ю.
Авторы| Екатерина БИРЮКОВА
Заголовок| Остров исполнимых желаний
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020605
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/04-06-02/article19093
Аннотация| Гастроли Большого театра на Кипре

В рамках Дней культуры Москвы на Кипре в двух городах этой страны - Никозии и Лимасоле - солисты Большого театра дали по гала-концерту. Оба раза залы были полны, а зрители - довольны. Судя по их реакции, следующий, более серьезный приезд Большого на этот благодатный остров (это будет в июле, балет "Жизель") должен пройти на ура. Но помимо культуртрегерской функции у этой акции была и другая - благотворительная. Именно ее поставили во главу угла организаторы гастролей из продюсерской фирмы "Колизей". Согласно их плану, солисты Большого помогали русским поселенцам на Кипре в осуществлении их давней и непростой мечты - построить свой собственный храм. Проблема с храмом оказалась настолько запутанной, что ваш обозреватель даже на некоторое время забыл о своей роли музыкального критика. История со строительством первого на Кипре русского православного храма, где бы служба шла по-русски и где бы был русский священник (сами киприоты - тоже православные, но служат, естественно, по-гречески), тянется года четыре - с тех пор, как Юрий Лужков, сам поклонник этого курортного острова, построил в одном из богатых русских районов Лимасола (его называют местным Замоскворечьем) небольшую деревянную часовню в северном стиле. На месте часовни и предполагалось в скором времени возвести настоящий каменный храм - как было сказано на пресс-конференции, уже "в московском стиле" (для этого местные власти выделили Московской патриархии кусок земли). Это было бы справедливо для сильно русифицированного Кипра, где постоянно живут 11 тысяч наших соотечественников, 150 тысяч ежегодно приезжают отдыхать и еще неизвестно сколько существует нелегально. Но все оказалось непросто. Собрали было под руководством киприотских высоких духовных лиц некоторую сумму денег, но она куда-то пропала. К тому же начались разногласия между двумя церквами - по какому канону служить и кому подчиняться (их улаживать вместе с Большим театром сейчас ездил митрополит Солнечногорский Сергий). Одновременно нашелся чудесный местный батюшка - отец Сава, который служит по-русски, любим приходом и вообще так хорош, что непонятно, зачем еще нужен русский священник. И вдобавок выяснилось, что вкусы и потребности скромного прихода (в реальности пока насчитывающего сто человек) не очень совпадают со вкусами и амбициями тех, кто, собственно, может построить храм. Судя по проекту архитектора А.М. Денисова, выставлявшемуся на всеобщее обозрение во время обоих концертов, церковь Св. Николая должна стать в Лимасоле чем-то вроде храма Христа Спасителя. В общем, при ближайшем рассмотрении выяснилось, что сбор средств на строительство - это самая меньшая из существующих проблем (хотя, по предварительным подсчетам, оно будет стоить 2-3 млн долларов). Поэтому и концерты Большого театра, как говорили на пресс-конференции организаторы акции, должны "не столько собрать деньги, сколько привлечь внимание к проблеме". Итак, внимание к проблеме привлекали: три женских голоса, три мужских, две балетные пары и струнный секстет, для которого пришлось везти контрабас (обычно такую махину с собой не возят, а одалживают на месте, но на Кипре контрабаса не нашлось). Оперного театра там тоже нет, поэтому компактная перевозная программа, спетая под рояль и оттанцованная под фонограмму, оказалась для местных жителей полноценной музыкальной радостью. Программа состояла из русского и западного отделений. Балетные номера, естественно, шли на закуску. Наибольшее счастье публике доставляли те моменты, что соответствовали ее самым романтическим представлениям об искусстве. Если певец - то непременно тенор с высоким "до" (ожидания публики оправдал Леонид Виленский, в программе которого был и Рудольф из "Богемы", и Герцог из "Риголетто"). Если певица - то обязательно Кармен ("Хабанеру" Светлане Белоконь пришлось петь вместе с благодарно подмурлыкивающим залом). Если музицирование секстетом - то самый знаменитый Венгерский танец Брамса. И если балет - то, чтобы было тридцать два фуэте (они конечно же были в Па-де-де из "Дон Кихота", которое танцевали Марианна Рыжкина и Юрий Клевцов). Хотя в той сложной ситуации, когда маленькая сцена не дает по-настоящему развернуться балетным, а отсутствие оркестра сильно обедняет звучание эталонных оперных арий, выгоднее, на мой вкус, выглядели как раз менее традиционные вещи. Скажем - стилизованная, острая хореография Ратманского в отрывке из "Снов о Японии", который исполнил Дмитрий Гуданов, и комический дар молодого и очень крепкого баса Михаила Козакова, который тот сполна проявил в арии Мельника из "Русалки" и Дона Базилио из "Севильского цирюльника".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Чт Июн 30, 2005 10:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060701
Тема| Танец, фестиваль, «Рампа Москвы», Персоналии, Панфилов Е., Поклитару Р., Райник С., Колбин А., Тихонова М., Дятко Ю., Кузнецов К.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Готово небо для фигляров
Пермско-молдавские танцы на фестивале современной хореографии
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20020607
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-06-07/8_sky.html
Аннотация| Четвертый московский фестиваль современной хореографии "Рампа Москвы" закончился вчера вечером большим гала-концертом. Накануне же на сцене Российского молодежного театра выступили пермский Театр Евгения Панфилова и артисты молдавского хореографа Раду Поклитару.

Все знают, что кукла Щелкунчик - уродец, а вылупляющийся из него принц - красавец. Панфилов поступил с расхожими героями совсем не расхоже. У него что игрушка для колки орехов (Сергей Райник), что ее человеческое альтер эго (Алексей Колбин) - мужчины девичьей мечты. И это не единственная неожиданность пермского "Щелкунчика". С момента премьеры, которая состоялась два года назад, постановщик многое изменил. Усилена первоначальная идея: Панфилов упорно желает слышать в партитуре Чайковского лишь перманентный апофеоз усталости и всяческих разочарований, а не те возвышенные начала, которые традиционно слышат все. И вечный дождь с темного неба: недаром здесь много танцуют с зонтами и в виде зонтиков сделаны шляпы героев, даже китайские веера.
Все персонажи экзистенциально фиглярствуют, стараясь не расклеить явственные склейки основных па классики с основными па модерн-танца, постепенно выпрастываясь по одному из общей невнятной массы (в хореографии Панфилову есть над чем поработать), плутая в свисающих проволочных конусах-елках, в высоких стульях у стойки бара. Маша в белом (Мария Тихонова) со Щелкунчиком в полумаске. Пара в серых мундирах, штанах-галифе и темных очках - Мышиный Король и Мышильда. И некие зловеще-бесформенные "надувные" фигуры: в балете худых принимают участие артисты другой труппы Панфилова - "Балета толстых". Кстати, одежды героев (и очень хорошие) придумал тоже Панфилов.
По ходу действия героиня путает Щелкунчика с Принцем, а под дивертисментом испанско-восточно-китайско-русских танцев скрываются все те же вездесущие мыши, они же - снежинки в темных полушубках на неодетом теле, делающие сальто, они же - розовые исполнители Розового вальса. Итоговое трио Маши с ее двумя мужчинами поставлено как "разрушенная иллюзия детства", потому что оркестр здесь играет, по словам Панфилова, "звон выпитых бокалов" или "марш голого на голом месте". В этом сумрачном мире наступает своя ночь после ночи, когда всех злобно гнетут те самые "дутые" фигуры, а в финале финала и самих толстых сминает в складки совсем уже неведомая и невидимая сила. Вместе с мышами. Впрочем, балет о том, что серые бессмертно живучи, им хоть бы хны, когда всем уже кранты.
К "Щелкунчику" пермяки присовокупили старый балетик "Восемь русских песен", возникший в программе случайно, по замене (из-за финансовых неувязок отказалась выступать израильская труппа). С моей точки зрения, этот опус 1993 года - личный шедевр Панфилова. Шесть табуретов, точно чувствующие задачу исполнители - и забубенные танцы, без пересказа содержания глубинно показывающие народную душу: кто б имел златые горы или завидел черноокую, как ехал на ярмарку ухарь-купец и отчего одна возлюбленная пара всю ночь гуляла до утра.
Молдаванин Поклитару, лауреат многих танцсмотров мира, особенно занимал критиков: интересно было присмотреться к человеку, который получил Гран-при на последнем московском балетном конкурсе. Нынешний глава Кишиневского театра оперы и балета тогда показался грамотным мастером: владение способами освоить пространство путем создания в этом пространстве внятных и логично выстроенных танцевальных комбинаций выгодно отличало гостя от конкурентов. Нынешние показы - серьезная миниатюра "Мир не кончается у порога твоего дома" и современный смешной вариант классического "Видения розы" - подтвердили, что Поклитару любит знаменитого шведа Матса Эка, с его взвесью пластического натурализма и танцевальной метафизики, но умело добавляет к жесткости "экообразных" высказываний толику восточноевропейской мягкости. Там, где Эк анатомирует своих героев, Поклитару их жалеет. Его исполнители, белорусские танцовщики Юлия Дятко и Константин Кузнецов, тоже многократные лауреаты всяческих конкурсов, интерпретируют Адажиетто Малера как философский вариант "Подмосковных вечеров" в первом номере или в "Видении розы" заставляют публику почувствовать, как роза может пахнуть не розой, а советскими дешево-приторными духами "Кармен".
...Фестиваль "Рампа Москвы", кажется, стал чемпионом по частоте использования мебели в балете. На сцене появилось неимоверное количество предметов для сидения: стулья и табуреты, большие и малые, мягкие и жесткие, со спинкой и без оной. Пора звонить в Книгу рекордов Гиннесса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2005 12:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002060801
Тема| Танец, фестиваль, «Рампа Москвы», Персоналии, Большакова М., Холина А., Панфилов Е., Поклитару Р., Тадмор И., Копылова К., Райник С.
Авторы| ЛЕЙЛА ГУЧМАЗОВА
Заголовок| ФРОНДА ЩЕЛКУНЧИКОВ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20020608
Ссылка| номера на эту дату в архиве газеты нет (Елена С.)
Аннотация| Вчера большим гала-концертом завершился IV московский фестиваль современной хореографии "Рампа Москвы".

Фестиваль наконец-то нашел свою нишу. А заодно и сформулировал то, чем намерен заниматься: не альтернативой балету, а развитием его традиций в духе времени.
Ниша пустующая, "честный" балет давно упаковал все новинки в отсек современной хореографии на балетных конкурсах. Но на фоне цветущих фестивалей contemporary dance для идейных борцов с классикой хозяину "Рампы..." камерному балету "Москва" стало обидно упускать свободную делянку: московский международный балетный "конкурс Григоровича" случается раз в четыре года, а "пробалетным" талантам нужна ежегодная забота и внимание. Словом, альтернативой ты не будь, но на подхвате быть обязан. И идейно, и организационно.
Получилось забавно. Сначала на фесте танцевали о девичьем ("Фатум" Марии Большаковой, Санкт-Петербург) и женском ("Танго in Fa" Анжелики Холиной, Литва), потом о юношеском (проект Раду Поклитару, Кишинев) и мужском (балет Евгения Панфилова, Пермь), а потом и вовсе не-разбери-поймешь: мужчины любили друг друга и подруг под неполиткорректные всхлипы зала (труппа Идо Тадмора, Израиль). Классическую балетную базу действительно никто не отрицал. О "Взломе" Селвина Нортона, номинанте "Золотой маски" и настоящем кладе балета "Москва", мы уже писали; радует, что спектакль не осыпался и не зачах. Отвечает ли он запросам новой идеологии "Рампы...", вопрос спорный, но это как раз тот счастливый случай, когда в идеологии нет нужды.
Евгений Панфилов давно нанял в свой театр балетных педагогов, потратил немало нервов на официальное признание и даже вступил в незарегистрированные отношения с академическим театром - казалось бы, его кредо как нельзя лучше отвечает запросам фестиваля. Когда б не "но". Панфилов - сам себе идеология: что вижу, то и пою. Песни у него сегодня на пути от общечеловеческой меланхолии к русскому "а пошло оно все". Его "Щелкунчик" - не рождественская история. Мышам Панфилов поставил вместо битвы дефиле, превратив острые сцены из балетного боевика в триллер. Маша предпочитает другу-Щелкунчику Принца с глупой улыбкой. А двухметровая красавица Мышильда Ксения Копылова эстетически убедительнее и Маши, и всех главных героев, вместе взятых. Кроме Щелкунчика - Сергея Райника, на сегодня лучшего в труппе "ретранслятора" Панфилова. Непонятно только, зачем Панфилов уплотнил спектакль своим "Балетом толстых": бестолковые толстухи в розовых трико (силы реальности?) время от времени растаскивают танцовщиков за кулисы. Гэг, повтор енный раз десять...
У Раду Поклитару правильная биография для "надежды русской хореографии": мало того, что выпускник училища да дипломированный балетмейстер, так еще и дитя балетных солистов, и многие в зале помнят его "во-от таким". Беда, что он всем кого-то напоминает: кому - Матса Экка, кому - Майкла Морриса, а мне Анжлена Прельжокажа. Когда он не ищет трудных путей и осмеивает священных коров детства и юности, получается милое "Видение розы" с оригинала Карсавиной и Нижинского. Лишний пример, что в нашей хореографии все болезни - эпидемии: с новым словом всем трудно, с балетным стебом всем легко.
Заключительная "Клетка" труппы Идо Тадмора началась как красивая формула, а кончилась как трехгрошевое шоу. Тадмор, не мудрствуя, заварил вместе европейскую форму contemporary, еврейское сентиментальное содержание и американскую технику модерн-данс. Чтобы зритель не забыл, что даже свободная от идеологии смесь совсем необязательно получается вкусной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пт Июл 01, 2005 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002061001
Тема| БТ, итоги сезона
Авторы| Екатерина БИРЮКОВА
Заголовок| Анатолий ИКСАНОВ, генеральный директор Большого театра - В "Хованщине" есть здоровый консерватизм.
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020610
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/09-06-02/article19338
Аннотация| В Большом театре состоялась последняя премьера сезона - "Хованщина" Мусоргского.

Опера, для постановки которой была выбрана редакция Римского-Корсакова (в этой редакции опера последний раз ставилась полвека назад, в девяностые Ростропович и Покровский выбрали редакцию Шостаковича), стала совместным детищем питерской команды (режиссер Юрий Александров, сценограф Вячеслав Окунев, хореограф Леонид Лебедев) и главного дирижера Большого Александра Ведерникова. Генеральный директор Большого театра Анатолий ИКСАНОВ оценивает премьеру своего театра и сезон в целом в интервью обозревателю "Известий" Екатерине БИРЮКОВОЙ.
- Вы можете воспринимать спектакль как рядовой зритель?
- Нет, не могу. Я слишком волновался, слишком предвзят. Это ключевая работа театра. Много в ней было, безусловно, достаточно рискованных составляющих, но я верил и в Ведерникова, и в Александрова. На мой взгляд, все получилось.
- Можно расценивать эту постановку как путеводную звезду в том, что касается художественных пристрастий и идеологии Большого театра?
- Это очень сложный вопрос. Нужно учесть, что у нас со следующего сезона появляется вторая сцена, где будут другие возможности и другие подходы. Там могут быть более смелые и отчаянные эксперименты.
- Тем не менее "Хованщина" - знаменитый бренд русской оперы, и постановки именно такого рода опер и определяют художественную политику театра в целом. Вам не кажется эта постановка слишком консервативной?
- А мне как раз это в ней и нравится. В ней есть здоровый консерватизм, который не отметает все предыдущие работы театра, и это очень важно. Такое плавное движение вперед меня больше всего и устраивает.
- Вы довольны завершающимся сезоном?
- Доволен, потому что уже начался активный творческий процесс. Понятно, что сезон был в известной степени переходным. Понятно, почему нас ругали за арендные спектакли ("Сила судьбы" и "Адриенна Лекуврер", перенесенные из итальянских театров. - "Известия"). Хотя от арендных спектаклей мы и в дальнейшем не откажемся - это просто не будет доминирующей линией. Я доволен балетным сезоном: были спектакли Ролана Пети, Аштона. Вернулась в репертуар "Легенда о любви" Юрия Григоровича - мы стараемся сохранять то лучшее, что было в Большом. В начале этого сезона мы только начинали формировать репертуар, а сейчас уже знаем, что будем делать в ближайшие три-четыре года - вот что важно. Мы за этот год успели найти общий язык, понимание между Ведерниковым, руководителем балетной труппы Акимовым, главой оперной труппы Касрашвили. Важно было привыкнуть работать в команде, поскольку мы собираемся работать долго.
- Раз уж зашла речь о будущем - опять невесть откуда поползли слухи об объединенной дирекции Большого и Мариинки. Что вы можете сказать на этот счет?
- Считаю это гипотетическое объединение бессмысленным. Как с творческой точки зрения, так и с точки зрения организационной. Нам не нужны два одинаковых театра в стране. Вся прелесть как раз в том, что мы разные. А функции объединенной дирекции Императорских театров, про которую так часто вспоминают, сегодня и так выполняет Министерство культуры.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4005

СообщениеДобавлено: Пн Июл 04, 2005 11:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002061002
Тема| Балет, МТ, восстановление, «Баядерка», Персоналии, Вихарев С.
Авторы| Игорь Ступников
Заголовок| В Мариинском театре пылесосили "Баядерку"
Где опубликовано| Эксперт
Дата публикации| 20020610
Ссылка| http://expert.ru/northwest/2002/22/22no-cultur2_52253/
Аннотация| Спектакль с таким названием на самом деле почти и не покидал репертуар театра: его судьба - долгая и счастливая.

Балет был впервые показан в 1877 году. Однако с тех пор его неоднократно редактировали, приспосабливая к возможностям тех или иных ведущих исполнителей, переодевали в другие костюмы, делали другие декорации. "Баядерку" ценили за танцы. Однако и в них что-то отбирали и берегли как лучшее, а что-то предавали забвению как второстепенное и отжившее.
"Баядерка", которую смотрели в Петербурге последние шестьдесят лет, родилась в 1941 году, в ее основе лежал все тот же спектакль 1877 года. Но авторы новой версии Вахтанг Чабукиани и Владимир Пономарев сделали спектакль более компактным, окончательно убрали финальный акт: история любви знатного воина Солора и храмовой танцовщицы Никии, отравленной соперницей-царевной, теперь заканчивалась не разрушением дворца (и гибелью преступников), как у Петипа, а лирическим сном Солора, в котором призрак Никии танцевал во главе белого кордебалета. Вахтанг Чабукиани на премьере сам исполнил партию Солора и специально для себя расширил мужскую партию собственной хореографией, она прижилась.
Казалось, оригинальный текст "Баядерки" утрачен навсегда. Однако несколько лет назад его обнаружил в Театральной коллекции Гарвардского университета танцовщик Мариинки и хореограф Сергей Вихарев. Хореография была записана в 1900 году, согласно свежеизобретенной системе фиксации движений на линейках, подобных нотным. Этим способом тогда был переписан почти весь текущий репертуар императорского театра. В фондах библиотеки Мариинского театра сохранилась музыкальная партитура - ее тоже пришлось восстанавливать по листочку. Декорации и костюмы были реконструированы по старинным эскизам, макетам, фотографиям.
И все же спектакля 1900 года так и не получилось. Вихарев не сумел освободить "Баядерку" от накопленных за советские годы нововведений. В программке спектакля педантично указаны имена хореографов Вахтанга Чабукиани, Николая Зубковского, Петра Гусева, Владимира Пономарева. Добавили четвертый акт с преступной свадьбой, танцем детского кордебалета "лотосов", сумрачным pas d'action, где призрак в танце скользит между невестой и женихом, невидимый ни для кого, кроме героя, и финальным землетрясением. Однако даже этот ход не выглядит принципиальным. Как и полвека назад, "Баядерка" осталась произведением не Мариуса Петипа, но группы авторов. Разве что переодетым по театральной моде 1900-х. Обстоятельства же, которыми сопровождался премьерный показ, выдавали в "Баядерке" скорее не плановую работу, каковой она была объявлена, а авральный субботник - как если бы спектакль следовало срочно почистить к предстоящим гастролям в Нью-Йорке.
Балет дали всего раз. Так и не доделанный к премьере, спектакль выглядел затянутым, оживляя публику ровно теми же ударными номерами, что и обычно: огненным Индусским танцем, виртуозным соло Золотого божка, классическим ансамблем теней. Чем окончательно лишил затею с архивной постановкой остатков смысла.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика