Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2002-09
На страницу 1, 2  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:16 am    Заголовок сообщения: 2002-09 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в сентябре 2002 года
(первый номер ссылки - 2002090101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 15, 2004 9:03 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки|2002090101
Тема| Балет, Персоналии, Якобсон Л
Авторы| Гердт Ольга
Заголовок| "Вечный идол" возвращается
Где опубликовано| Газета, GZT.ru
Дата публикации| 20020916
Ссылка| http://www.gzt.ru/rubricator.gzt?rubric=teatr&id=14050000000007677
Аннотация| Вечер, посвященный столетию Леонида Якобсона, в "Новой Опере" показал санкт-петербургский театр «Хореографические миниатюры». Тот самый, которому вдова Леонида Якобсона в свое время отказала в праве танцевать балеты мужа. На то были причины: коллектив, основанный Якобсоном в 1969 году, после смерти хореографа возглавлявшийся Аскольдом Макаровым, наследие новатора скорее разбазарил, чем сохранил, за что еще при жизни руководителя и был прозван «аскольдовой могилой».

Предубеждение, тем не менее, быстро развеялось. Якобсоновские шедевры - «Скульптуры Родена» и «Свадебный кортеж», одноактный балет, навеянный картинами Шагала, - смотрели в благоговейной тишине. Даже сцены из громоздкого и явно устаревшего «Спартака» - балета, поставленного на музыку Хачатуряна еще до Григоровича, - не оставляли ощущения нафталина. Танцевали хорошо. Так хорошо, что обидно стало: ассимилировав опыт свободного, выразительного, модернистского и классического танца, Леонид Якобсон в советском театре потому, очевидно, и не прижился, что слишком явно тянул на реформатора. Мог школу создать - на манер немецкой Фолькванг. Мог учеников воспитать. Мог историю балета переписать - и тогда наследием самого эрудированного и изобретательного хореографа могли бы пользоваться поколения модернистов, и по сей день мечтающих если не о школе, то хотя бы о каком-то подобии генеалогического древа.

Но - не создал и не возглавил. От Якобсона остались только старые пленки, на которых Плисецкая, Шелест, Осипенко (таких не перетанцуешь). В «учениках» числится один Борис Эйфман, скорее профанировавший приемы «учителя» («молодой человек, прекратите меня цитировать» - известная фраза, сказанная Якобсоном Эйфману). А само наследие в театре "Хореографические миниатюры" под руководством Аскольда Макарова скорее умерло, нежели выжило.

Известно, что вдова хореографа, самолично передавшая труппу в руки одного из самых ярких якобсоновских танцовщиков, впоследствии сильно об этом пожалела. Имя Якобсона исчезало с афиш, имя Макарова все чаще называлось. Менялась хореография. Исполнительский уровень падал благодаря поделкам современных хореографов, появлявшихся в репертуаре рядом с якобсоновскими шедеврами. Вдова Якобсона, эмигрировавшая в восьмидесятых вместе с сыном Николаем в Америку, публично отказала театру в правах на наследие мужа.

В 2001 году, после смерти Аскольда Макарова, театр «Хореографические миниатюры» возглавил танцовщик Малого оперного театра Юрий Петухов (тридцать лет назад Якобсон приглашал его в свою труппу). Ему и пришла в голову идея восстановить к столетию мастера большую часть забытых работ. Сделать это, имея в наличии театр, которому никто - ни в России, ни на западе (стараниями наследников Якобсона) - не доверяет, трудно. Но, как показал вечер в "Новой Опере", возможно.

Петуховские «миниатюры» уже сильно отличаются от макаровских. Легкое потрясение публики не одной только ностальгией объясняется. Скорее - новым состоянием якобсоновских работ, словно очищенных и от пыли, и от нафталина. Ни молодые, ни пожилые зрители (те, кто помнит, как это было) разочарованными не выглядели. И дело не в том, что тексты восстанавливать здесь старались точно и с участием тех, кто работал с Якобсоном (современник хореографа Владимир Лебедев даже исполнил роль Бедного жениха в балете "Свадебный кортеж"). Чтобы хорошо танцевать Якобсона, быть свободным, любопытным и эрудированным не менее важно, чем точным и физически выносливым. Иначе не воссоздать того, чем и поражали якобсоновские работы, как бы играючи "переварившие" уроки танца двадцатого века. «Скульптуры Родена» отсылают к свободной пластике Дункан, находкам Фокина и Нижинского, ритмической гимнастике Далькроза. «Свадебный кортеж» - к вахтанговской театральной традиции, «Спартак» - к советской драмбалетной. Все вместе создают тот особый жанр, который так и не получил своей территории в Советской России, - Театр танца.

Пока (тьфу-тьфу) удалось больше, чем провалилось. Во всяком случае за «Скульптуры Родена» было не стыдно. А номер, ставший классикой («Вечный идол"), Елена Онегина и Азимат Набиуллин исполнили точно и в то же время свободно - никому не наследуя, а устанавливая новый, современный канон. Кажется, им действительно было приятно танцевать Якобсона. И не потому что легко, а потому что по-прежнему трудно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 15, 2004 9:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090102
Тема| Балет, Персоналии, Якобсон Л
Авторы| Галайда А
Заголовок| МУЛЯЖ ЯКОБСОНА ПРИВЕЗ ПИТЕРСКИЙ ТЕАТР "ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ МИНИАТЮРЫ"
Где опубликовано|
Дата публикации| 2002
Ссылка| http://angalayda.narod.ru/festmoscow1.htm
Аннотация| На международном балетном фестивале "Grand pas", который проходит на сцене театра "Новая опера", состоялся мемориальный вечер Леонида Якобсона, посвященный грядущему 100-летию хореографа. После почти десятилетнего перерыва Москва увидела его легендарные спектакли: цикл "Роден", одноактный балет "Свадебный кортеж" и сюиту из "Спартака".
VIP-публика, признающая балет только в "Лебедином озере", "Жизели" и "Щелкунчике", ловко обогнула этот вечер, хотя организаторы "Grand pas" в составлении программы фестиваля ориентировались именно на ее вкусы. В балетном мире Якобсон - символ искусства интеллектуального, рафинированного, рассчитанного на ценителей, а сам хореограф - мученик и жертва режима.

Судьба питерца Леонида Якобсона очень похожа на жизнь его старшего современника и коллеги, москвича Касьяна Голейзовского, когда-то тоже почти забытого, а ныне возвращенного в пантеон балетных богов. Они оба - выходцы из 20-х годов: тогда, на излете краткого мига свободы самовыражения, который был спровоцирован революцией, на бесчисленных малопригодных для классических танцев эстрадах кинотеатров и летних парков заявили о себе несколько молодых одаренных хореографов. Впрочем, свобода оказалась призрачной, многие коллеги-ровесники отсеялись по дороге: уехал за границу Георгий Баланчивадзе, чтобы превратиться в Джорджа Баланчина, стал автором кондовых трудов по теории драмбалета Ростислав Захаров, оказался создателем официального шедевра ("Ромео и Джульетты") Леонид Лавровский.

Якобсон с Голейзовским не умели создавать спектакли, соответствующие постановлениям съездов и повествующие о людях, из которых делать бы гвозди. Они взяли на себя роль генераторов идей. Оба искали генетические связи балета со смежными искусствами, преимущественно живописью и скульптурой. С юности хранили увлечение свободной пластикой, очень популярное в 20-х, но быстро выкорчеванное из-за идеологической неблагонадежности. За это их обвиняли в формализме и эротизме, а спектакли не допускали на академические сцены - Голейзовский поднимал балет в Средней Азии, Якобсон между постановками для учеников Ленинградского хореографического училища создал национальный татарский балет "Шурале". В 50-х оба все-таки вернулись в главные театры - не сломленные, полные энтузиазма и замыслов. Голейзовский с триумфом показал в Большом "Лейли и Меджнуна", "Скрябиниану", после чего вынужден был довольствоваться вечерами миниатюр на сцене Зала имени Чайковского. Якобсону повезло больше: 20 лет он был штатным балетмейстером ленинградского Театра оперы и балета имени Кирова, поставил там "Клопа", "Двенадцать" по поэме Блока, "Страну чудес", "Спартака" и бесчисленное количество номеров, часть из которых вошла в вечер "Хореографические миниатюры". У него танцевали Дудинская и Сергеев, Колпакова и Моисеева, Макарова и Барышников. Когда же хореографа вновь начали выкорчевывать из родного театра, организовал собственный ансамбль.

Он и привез в Москву восстановленные спектакли Якобсона. Государственный академический театр балета "Хореографические миниатюры" унаследовал от своего создателя несчастливую судьбу. После смерти Якобсона коллектив несколько лет держался на плаву: сохранял наследие мастера, был базой для самых ярких хореографов 70-х. Со временем новый руководитель "Хореографических миниатюр" Аскольд Макаров решил, что легче тиражировать Петипа на экспорт, тем более что за время бесконечных гастрольных "чесов" профессиональный уровень труппы снизился настолько, что вдова Якобсона - наследница авторских прав - запретила театру исполнение большинства его спектаклей.

Новый руководитель "Хореографических миниатюр" Юрий Петухов делает ставку на Якобсона. И относится к ним, как предшественник - к "Лебединому озеру". Струящаяся кантилена цикла по мотивам роденовских скульптур подменена гимнастикой. Балерины, забыв о "Вечных веснах", "Поцелуях", "Эсктазах" и "Вечных идолах", беспомощно виснут на неловких партнерах, лихорадочно нащупывая ногами спасительный пол. Изломанность "Свадебного кортежа", навеянного молодым Шагалом, - наиболее благополучной части программы - оборачивается простодушными притопами. Хуже всего обстоит дело с живописной избыточностью "Спартака". Вместо масштабной бытописательной фрески в стиле Брюллова - пафос борьбы с техническими рекордами, вместо смачно соблазнительной куртизанки Эгины - прыгающая огневушка-поскакушка, вместо монументальности Спартака - крупногабаритность холодильника "Стинол". Корявые тела, привыкшие к жестким каркасам классики, не знают, что такое пластика. Вместо шедевров в Москву приволокли муляжи. Якобсону не повезло в очередной раз. Но еще больше - московским зрителям, оторвавшимся от прогресса уже на полвека.


Последний раз редактировалось: Сергей (Чт Янв 15, 2004 9:12 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 15, 2004 9:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090103
Тема| Балет, Персоналии, Якобсон Л
Авторы| Гордеева Анна
Заголовок| Леонид Якобсон стал главной звездой фестиваля "Grand pas"
Где опубликовано| Консерватор
Дата публикации| 200209
Ссылка| http://www.sem40.ru/arts/theate24.htm
Аннотация| Первый балетный фестиваль "Grand pas" всю дорогу трясло, подбрасывало и швыряло из стороны в сторону. Афиша ласково выписывала титулы звезд Парижской Оперы и Ковент Гарден. Они не приезжали. Дирекция срочно находила им замену. Имена новых участниц - вполне добросовестных, но не столь ярких, ничего не говорили широкой публике, и зал заполнялся едва наполовину. Вторую "Жизель", что должна была стать кульминацией феста, едва не отменили вовсе, потому что в ней не обнаружилось ни Дианы Вишневой, ни Мануэля Легри, но потом все же оставили в программе (положение спасли звезды Большого Надежда Грачева и Андрей Уваров). В первой "Жизели" в роли нелюбимого героиней Ганса на сцену выходил руководитель "Имперского русского балета" Гедиминас Таранда, МАЗом нависавший над хрупким запорожским графом - Денисом Матвиенко. В финале первого акта Ганс падал рядом с трупом бедной девушки (аккуратной примы Баварской оперы Лизы-Марии Каллам) и заливисто рыдал, подрагивая крупной попой в зеленом трико.

Но в безнадежном фестивале все же был один важный вечер. Санкт-петербургский театр "Хореографические миниатюры" привез балеты Леонида Якобсона. Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова- Редко когда в балетном мире можно выстроить точную творческую родословную. Но вот восстановлены балеты Якобсона - и собралась головоломка, что-то щелкнуло и встало на место. Проявилась некоторая логика в российском двадцатом веке.

Якобсон считал себя учеником Фокина. Таковым и являлся: трико и туники были ему милее балеринских пачек; он почитал сандалии, а не пуанты; ценил замершую "картинку", статику поз, и считал необходимым в балет, вопреки очевидности физической работы провозглашаемый искусством почти бесплотным, вносить живую чувственность. Ныне целомудренность его сочинений просто трогательна. Но всю его карьеру (с тридцатых по семидесятые) Якобсона тягостно подозревали в эротике. На светлые трико танцовщиц обязывали нашивать клинья - чтобы даже при двузначных диоптриях никто не решил, что на сцене голое тело.

Якобсон плевался, жаловался друзьям, плакал. Совсем не давали работать - анонимно подхалтуривал в ансамбле "Жок". Чуть развеивалось - сочинял спектакли, встряхивающие Мариинку. ("Шурале" и "Спартак" потом милостиво скопировал Большой.) За шесть лет до смерти сумел "пробить" свой театр. Затем его вдова уехала в Штаты, и возникло долгое разбирательство по поводу авторских прав. Балеты исчезли из репертуара. Теперь стороны, видимо, как-то договорились, и театр смог показать в Москве "Родена", "Свадебный кортеж" и дайджест из "Спартака".
Пять дуэтов и - в середине - монолог "Роден" на музыку Дебюсси, Прокофьева и Берга. Каждая из миниатюр начинается в полной неподвижности: высвечивается скульптурная группа. Затем скульптура начинает разворачиваться, раскручиваются свитые тела. Каждый из шести фрагментов - разработка маленького сюжета, одного чувства. ("Минотавр и Нимфа" - мощное полуживотное, недоуменно прикончившее вечную женственность.) Несколько эволюции - и возвращение к прежнему застывшему образу Никаких психологических изысков - интерес к форме прежде всего, К форме человеческой - Якобсон двигал мускулы танцовщиков, как греческий скульптор - и форме хореографической: интерес к решению узко поставленной задачи.

Но фокинское влияние проявилось не только в любви к Гредии. "Свадебный кортеж", вариация на "витебские" шагаловские темы: родители выдают дочь за богатого жениха, влюбленный бедняк отчаивается. Характерные жесты взяты из еврейских народных танцев. Но лица всех героев вымазаны краской, движения угловаты, почти кукольны. Когда в финале бедняк начинает 'собирать слезы в ладошку - из якобсоновского сюжета прорезается фокинский "Петрушка".

Всего поставленного Якобсоном не то что в вечер, в месяц не вместишь. Потому вынужденный шаг - резекция "Спарта до одного акта - не кажет преступлением. И так вид" что это был за спектакль.
Массивный - или стремящийся казаться таковым (драпировки и колонны не загромождали пространство, но желали создать эффект устойчивого, увесистого мира.) Более традиционный, чем казалось самому Якобсону: отрицательный герой Красе - так же вовсе не танцевал, как не танцевали злодеи старых балетах, он лишь нос тогу и воздымал руку Скульптурный. (Влетевший в покои Красса Спартак замирал в роскошной позе - чтобы зрители могли полюбоваться. Тем сцена и заканчивалась.) И - подталкивающий, просто швыряющий Григоровича (танцевавшего в молодости одного из гладиаторов) к его собственному сочинительству.

К новому "Спартаку" в Большом. К Крассу, который будет сам сражаться, ненавидеть, развлекаться - а не вальяжно отдавать приказы. К тому типу власти, у которого будут политбюрошные механизмы опеки - никаких слез. К логичному закрытию двадцатого века.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Вт Фев 10, 2004 9:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090104
Тема| Балет, Персоналии, Колесникова И
Авторы| Каминская М
Заголовок| Прекрасные мгновенья нового века
Где опубликовано| Петербургский час пик N36
Дата публикации| 20020904
Ссылка| http://www.chaspik.spb.ru/cgi-bin/index.cgi?level=36-2002&rub=7&stat=3
Аннотация| Русская балетная классика - сказки, в которых чудесные превращения происходят как нечто само собой разумеющееся. Некрасивый Щелкунчик вдруг становится прекрасным принцем, Спящая красавица просыпается и живет долго и счастливо в любви и согласии со своим Дезире. Как назло в жизни ничего такого не бывает. И лучше других, может быть, это знают именно артисты балета.
- Это точно, я был свидетелем того, сколько работали девочки, Ира Колесникова и Настя Колегова, прежде чем выйти на конкурс, - говорит Александр Жембровский, солист Санкт-Петербургского театра балета Константина Тачкина.
В последние месяцы этот коллектив представлял своих танцоров на нескольких престижных конкурсах в России и за рубежом, и отовсюду они увезли солидные награды.
- Когда участвуешь в конкурсе, волнуешься не меньше, чем перед премьерой, - рассказывает Анастасия Колегова. В Перми на конкурсе 'Арабеск-2002' ее отметили журналисты - за яркость, она получила премию и диплом за лучшее исполнение номера, поставленного на музыку Чайковского. А уже через несколько недель с международного конкурса 'Варна-2002' Анастасия вернулась с бронзовой медалью.
- В Болгарии, кроме классики - Черного па-де-де из 'Лебединого', па-де-де из 'Корсара' и гран-па из 'Раймонды', я показывала современную хореографию. Мне очень интересно было работать с молодыми балетмейстерами Даниилом Салимбаевым, с Юрием Петуховым. Конкурс в Варне в этом году был двадцатым, юбилейным. Это одно из самых престижных балетных состязаний, лауреатами которого были в свое время Барышников, Макарова и многие другие звезды.
Педагогам театра Константина Тачкина Любови Кунаковой и Светлане Ефремовой тоже знакома сцена летнего театра в Варне: они участвовали в этом состязании, одном из самых престижных в мире балета. Ирина Колесникова - их ученица.
- Это первый конкурс, к которому я серьезно готовилась, - говорит она. - Сцена в парке, под открытым небом. Чувствовалась близость моря. Звезды над головой. Все это - великолепный фон, на котором нужно было максимально выложиться, потому что твоими зрителями были мастера высочайшего уровня - жюри, возглавляемое Юрием Григоровичем.
Мне предстояло выступить в таких разных партиях. В 'Привале кавалерии' - па-де-де, миленькое, пейзанское, нужно было показать обаяние, простодушие, и в то же время эта партия требует большого профессионализма. В 'Дон Кихоте' была для меня новая роль. Может быть, увереннее всего я чувствовала себя, танцуя Одиллию, ведь это - моя любимая роль в нашем театре. И, конечно, - современная хореография Натальи Осиповой, с которой мне чрезвычайно интересно работать и как с балетмейстером, и как с человеком. Она помогла мне овладеть новой современной пластикой.
Ирина говорит, что очень благодарна Мариинскому театру - за то, что отпустили на конкурс в Варну ее партнера Дмитрия Завалишина:
- Мы танцевали дуэты. Я нервничала и чуть было не допустила ошибку, которую, если бы не Митя, было бы не поправить. Но все обошлось, и я получила 'серебро'. И поняла, что конкурсы очень нужны для творческого роста. Я стала увереннее в себе.
А ровно через неделю была 'Прага-2002'. Там Ирина завоевала золотую медаль, доказав, что ей подвластны и четкие каноны русского классического балета, и характерная современная 'Кумпарсита'.
- То, как готовилась к выступлению Ира, вызывает огромное уважение. Она преодолевала запредельные нагрузки, - вспоминает Александр Жембровский.
Александр прежде работал в Киеве, там он стал лауреатом Международного конкурса имени Сержа Лифаря, а в Прагу этим летом он ездил как партнер Ирины Колесниковой.
- Конечно, у меня была большая ответственность, но работать, когда ты участник конкурса, приходится гораздо больше. Если бы я знал, что случится в Праге, я бы, конечно, готовился серьезно, и, думаю, результат был бы лучше.
А случилось то, что Александр неожиданно для себя принял участие в конкурсе.
- Я разогревался перед выходом на сцену, вдруг ко мне подходит член жюри Эльдар Алиев, который раньше танцевал в Мариинском, а теперь работает за границей, и спрашивает, почему я не участвую в конкурсе. Я растерялся, говорю, что не готовился и современного номера, который обязательно нужно представить во втором туре, у меня нет. Он предложил включить меня, а коллеги поддержали: 'Ты ничего не теряешь!' За два дня с хореографом Натальей Осиповой мы подготовили номер - характерный, с юмором - на мотив еврейской 'Хава нагила'. В результате я стал дипломантом Пражского конкурса. Для меня эта маленькая победа - доказательство того, что уровень, на котором мы работаем, высок. Для артиста же очень важно это сознавать. Тем более когда оценку тебе как профессионалу дает международное жюри. Не то, что дома, на родине, когда нас (кстати, перед отъездом на конкурс) пригласил выступить в Эрмитажном театре некий Фогель. Не столько нам нужен был дополнительный заработок, сколько мы хотели лишний раз проверить на публике наш номер, который везли в Чехию. Мы станцевали на очередном концерте, публика нам бурно аплодировала, а организатор концерта от выплаты гонорара отказался. Понимаете, для нас эти деньги - чисто символические, но такое отношение к нашему труду просто оскорбительно.
То есть, возвращаясь к началу нашего разговора с молодыми танцорами, сказка, которую они каждый вечер показывают зрителю, наяву становится трудным и неспешным делом приобретения профессионального мастерства, преодоления препятствий, иногда обидных, которые возникают на пути.
Недавно Нина Аловерт, знаменитый фотограф, остановившая прекрасные мгновения русского балета последней четверти ХХ века, запечатлела и танец Ирины Колесниковой. Эта работа называется 'Ожидание', Наталья Осипова поставила его специально для 'Варны-2002'. Музыка - одна из песен Эдит Пиаф, 'Гимн любви'. Один из снимков мы публикуем.
Но это уже век ХХI.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Пт Сен 02, 2005 10:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090201
Тема| Балет, Франкфуртский балет, Персоналии, Форсайт У.
Авторы| Татьяна Кузнецова, Анна Пальчева
Заголовок| Уильям Форсайт хлопнет дверью
через два года
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020902
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/338963
Аннотация| Конфликт между муниципалитетом Франкфурта и главой Франкфуртского балета Уильямом Форсайтом завершился победой городских властей.

Их решимость урезать бюджет главной городской труппы спровоцировала хореографа на открытое письмо, в котором он объявил, что не будет продлевать свой контракт, истекающий осенью 2004 года.На самом-то деле продлевать контракт с господином Форсайтом (William Forsythe) не пожелали отцы города - по крайней мере на старых условиях. Как уже писал Ъ (см. номера от 5 и 11 июня 2002 года), они сочли, что радикальные проекты гения (щедрое использование компьютерных технологий, опыты с театральным пространством, эксперименты с сознанием зрителей и подсознанием актеров) обходятся городу слишком дорого, и решили пожертвовать статусом столицы балетного авангарда.Нельзя сказать, что на Форсайта не ходят - заполняемость зала на спектаклях Ballett Frankfurt более 90%.
Но при этом выручка театра составляет лишь десятую часть его бюджета (для сравнения: Парижская опера окупает больше 80% своих расходов). Для повышения прибыльности культпредприятия отцы города потребовали включить в репертуар театра и "нормальные" балеты. Но господин Форсайт наотрез отказался идти навстречу буржуазным вкусам. На вопрос, на какие компромиссы может пойти художник ради признания публики, он упорно отвечает: "Ни на какие".
В начале лета переговоры между хореографом и муниципалитетом зашли в тупик. А перед началом нового сезона, в то время когда труппа Франкфуртского балета с триумфом выступала в парижском дворце Шайо, отцы города перешли в атаку. Завотделом культуры администрации города Ганс Бернхард Нордхоф (Hans Bernhard Nordhoff) подтвердил в письме обербургомистру Петре Рот (Petra Roth) свою решимость закрыть Театр у башни (TAT - экспериментальный театр, основанный господином Форсайтом в здании бывшего трамвайного депо) и на 80% сократить финансирование Франкфуртского балета.
Хореограф тут же поведал миру, что в таком случае он не собирается продлевать контракт и покинет труппу, которой бессменно руководит уже 18 лет. Господин Форсайт признал, что ему "очень тяжело оставить свое детище, дело всей жизни", но что для его "методологического развития необходимо освободиться от тех структур, которые упорно порождает культурная политика города Франкфурта", и что теперь он хочет ступить на "независимый в организационном плане путь". На вопрос Ъ, какой именно путь, пресс-секретарь Франкфуртского балета Мехтильд Рюль (Mechthild Ruehl) ответила уклончиво: "Пока совершенно неизвестно, что господин Форсайт будет делать после истечения договора. Из его заявлений, впрочем, очевидно, что он больше не будет работать во Франкфурте. Большего я вам сказать не могу".
Говорить о будущем господина Форсайта действительно преждевременно: два года ему еще предстоит отработать во Франкфурте, и сейчас он занят подготовкой своей очередной премьеры. Пока очевидны только две принципиальные вещи: во-первых, он не хочет работать с другим, не привыкшим к нему коллективом, а во-вторых, не собирается брать франкфуртскую труппу с собой. В таком случае положение хореографа осложняется. В мире найдется не меньше двух десятков качественных трупп, жаждущих пригласить господина Форсайта на постановку, и, возможно, с пяток городов, готовых принять живого гения вместе с его коллективом. Но если и то и другое господину Форсайту не подходит, то, весьма вероятно, он и впрямь перейдет на индивидуальную трудовую деятельность. Немецкие журналисты уже распланировали его жизнь: "Как-то балетмейстер отметил, что он мог бы заняться математикой. Ее правила всегда его завораживали, он даже пытался применить их в балете. Некогда его очень привлекало видеоискусство, и в одной из своих ранних работ под названием 'Kammer/Kammer' он так независимо обходился со средствами кино и зрительной фокусировкой, что, похоже, ему стоило бы продолжить".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Пт Сен 02, 2005 10:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090202
Тема| Балет, Франкфуртский балет, Персоналии, Форсайт У.
Авторы| Татьяна Кузнецова, Анна Пальчева
Заголовок| Форсайт первый начал
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020902
Ссылка|
Аннотация| На просьбу Ъ прокомментировать известие пресс-секретарь отдела культуры администрации города Франкфурта АНТЬЕ РУНГЕ (Antje Runge) ответила:

-Господин Форсайт объявил о своем уходе раньше, чем вышла в свет программа сокращения финансирования для учреждений культуры. Он уже раньше заявлял о том, что хочет работать в качестве независимого художника, не связанного контрактами. Разговоры об этом велись еще год назад. Возможность работать независимо мы можем ему предоставить, он сможет продолжать ставить спектакли в нашем городе в качестве гостя, то есть не по контракту, и мы будем выплачивать ему гонорары. В заявлении господина Форсайта нет прямой ссылки на то, что его уход связан с финансовыми проблемами. Мы также исходим из этого. Господин Нордхоф сказал балетмейстеру при встрече, что он очень сожалеет о его уходе и что он всегда восхищался им как художником.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Пн Сен 05, 2005 10:35 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090203
Тема| Балет, награды, Персоналии, Чернобровкина Т., Смилевски Г.
Авторы| Павел РУДНЕВ
Заголовок| Как Лужков спас Минелли от позора
Мэр раздал премии Москвы в области литературы и искусства
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20020902
Ссылка| http://www.vremya.ru/2002/159/3/26607.html
Аннотация| В пятницу, перед Днем города, московский мэр вручил избранным деятелям культуры свои премии.

Церемония в Белом зале мэрии началась и закончилась прославлением главного события культурной жизни столицы - III Всемирной театральной олимпиады. Юрий Лужков говорил о величии замысла, чистоте его воплощения и единении театра с Москвой во время олимпийской уличной программы. Руководителей театрального форума Валерия Шадрина и Вячеслава Полунина записали не в театральный список лауреатов, а в более престижный - "просветительской деятельности". Премия олимпиаде - еще и премия самому себе. Без поддержки мэра Москва не получила бы права на ее проведение.
Благодаря этому вполне справедливому награждению церемония проходила под театральным стягом. Известно, от чего загорается мэрское сердце: в его речи только и разговора было, что о театральном строительстве. Все еще гордится Лужков Центром им. Мейерхольда, "забывает" о Филиале на Сретенке опального Анатолия Васильева, напоминает, что Театральная площадь наконец освобождена от бытовок, закрывавших филиал ГАБТа, и что построен здесь "по сути, второй Большой театр". "Дважды грандиозной работой" Лужков назвал и новое здание Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко - "целый театральный комплекс со сценой, фабриками, артистическими уборными, зимними садами-атриумами".
Следующий бросок Лужков уже изготовился произвести в сторону Большого зала Консерватории, который требует "немедленного капитального ремонта". "Позор и восторг, полы и звук входят в жуткое противоречие, и я не знаю, что побеждает", - мэр горько и решительно подвел итог своим наблюдениям. С укоризной заметил, что БЗК на самом деле находится в федеральном подчинении. И уж вроде бы не Лужкову им заниматься - ан нет, и тут нашлось место заботам московского зодчего.
Резко оборвав самого себя, Лужков начал награждать. В числе лауреатов оказались художники-реставраторы и живописцы-москвоведы (Владимир Брайнин, Алексей Артемьев и др.). Киноискусство представлял один Сергей Говорухин-сын, снявший документальный фильм о московских стариках. Литературную премию получил поэт и политик Евгений Бунимович - из рук председателя комитета по культуре Сергея Худякова, на пост которого Бунимович еще недавно претендовал.
Музыкальные и хореографические премии вручены юбилярам Борису Покровскому и Михаилу Лавровскому, а также солистам балета Музыкального театра Татьяне Чернобровкиной и Георги Смилевски. Лауреатами стали руководители оркестров Александр Рудин (Musica Viva) и Михаил Хохлов ("Гнесинские виртуозы"). Свои первые в жизни премии получили актер Валерий Баринов, в последние годы с особым блеском выступавший на сцене Малого театра, и драматург Алексей Казанцев (вместе с Михаилом Рощиным награжденный за организацию Центра драматургии и режиссуры). Лауреатами стали и создатели уникального кукольного театра "Тень" Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская. Хватило и заслуженных награждений, и премий "по особым критериям", и премий в стиле "нельзя не наградить".
Лужков пытался шутками скрасить партикулярную скуку мероприятия и чрезмерное желание некоторых лауреатов настоять на своей исключительной любви к Юрию Михайловичу. Один из лауреатов подарил московскому главе голубенький коллаж, на котором все новейшие достопримечательности Москвы как бы рождаются из лысой головы мэра, как Афина Паллада некогда зародилась из головы Зевса. Увидев подношение, Лужков изобразил на лице удивительно кислую мину, но дароносец предпочел этого не заметить.
Еще один знатный лауреат, Святослав Бэлза, человек, который умеет говорить красиво, выдал велеречивый спич о том, что наш Лужков может "петь с Минелли, танцевать с Бабкиной и цитировать Скрябина". Сообщение взволновало мэра, и он рассказал, во имя чего он бросился подпевать Лайзе. Американка мечтала спеть "Калинку" по-русски, но не все у нее получалось. И тогда Лужков на пару с Кобзоном особенно усердно и громко старались пропеть фразу "В саду ягода-малинка моя". У Лайзы первая буква в слове "сад" выходила звонче.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Пн Сен 05, 2005 10:36 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090401
Тема| Балет, награды, Персоналии, Григорович Ю.
Авторы|
Заголовок| Присуждены премии
Где опубликовано| Российская газета
Дата публикации| 20020904
Ссылка|
Аннотация| Премии Правительства РФ имени Федора Волкова за вклад в театральное искусство Российской Федерации в 2002 году присуждены:

художественному руководителю Краснодарского театра балета краевого государственного театрально-концертного учреждения "Краснодарское творческое объединение "Премьера" Григоровичу Ю.Н.,
художественному руководителю государственного учреждения культуры "Чувашский государственный ордена Трудового Красного Знамени академический драматический театр им. К.В. Иванова" Яковлеву В.Н.,
Воронежскому государственному академическому театру драмы имени Алексея Кольцова.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2005 10:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090501
Тема| Балет, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, проекты, Персоналии, Брянцев Д.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Актеры не должны простаивать
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020905
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/04-09-02/article23371
Аннотация| Что нас ждет в начинающемся театральном сезоне

Полный текст статьи находится на http://main.izvestia.ru/culture/04-09-02/article23371

В некоторых театрах сезоны уже начались и прошли первые премьеры. В других сезон открывается на следующей неделе. О своих планах на этот год художественные руководители четырех московских театров рассказали корреспондентам "Известий" Елене ГУБАЙДУЛЛИНОЙ и Алексею ФИЛИППОВУ.
...
Владимир УРИН, директор Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко:
- В будущем году театру предстоит реконструкция, растет вспомогательный корпус - строители даже ускоряют темпы. Возможно, что новоселье справим уже в апреле-мае. В такой непростой ситуации несколько изменились наши планы на сезон. С уверенностью пока могу назвать только детский балет "Цирк приехал" - он выйдет в конце ноября, над постановкой работает Дмитрий Брянцев. Даты оперных премьер определим в ближайшее время. Намечены "Золотой петушок", "Риголетто" и "Так поступают все женщины". В планах - постановка оперы Леоша Яначека "Енуфа" - Давид Боровский уже предложил сценографическое решение, ставить спектакль будет Александр Титель. Но в самом начале сезона нашей оперной труппе предстоит двухмесячное турне по Америке, а в декабре в Сан-Франциско на целый месяц уедет балет. Тем не менее уже сегодня думаем, чем будем открываться после реконструкции - в 2005 году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Вт Сен 06, 2005 10:32 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090601
Тема| Балет, Имперский русский балет, проекты, фестиваль, Персоналии, Таранда Г.
Авторы| Александра ПЕТРОВА
Заголовок| Этуали и танго
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20020906
Ссылка| http://www.vremya.ru/2002/163/10/26801.html
Аннотация| В Москве начинается международный хореографический фестиваль Grand pas

Фестиваль Grand pas - затея Гедиминаса Таранды, настойчивого и амбициозного руководителя театра "Имперский русский балет". Таранда борется за реноме своей труппы как никто другой. Звезды Большого танцуют у него постоянно. Изредка наведываются и премьеры Мариинки. Теперь прибывают гастролеры из балетной мекки - Парижской оперы и другие известные артисты из дальнего и ближнего зарубежья. Организации фестиваля помогает московская мэрия, включившая Grand pas в долгосрочный проект "Лицо России". Казалось бы, все хорошо, но критики и завзятые балетоманы - эти занудные придиры, все радеющие о чистоте линий и позиций, предвкушают смесь французского с нижегородским. В "Имперском русском балете" не сомневаются, что скептики прикусят язык после первого представления. Бесспорно, уровень гастролеров очень высок. Глядишь, рядом с этуалями и постоянная труппа Таранды затанцует лучше прежнего.
Коли так, то существующий уже восемь лет "Имперский русский балет" хоть чуть-чуть оправдает свое громкое имя.
Афиши Grand pas давно расклеены по всему городу, но состав участников может перемениться в самый последний момент. Таранда интригует публику, обещая невиданные сюрпризы. Но в основном Grand pas устраивается для тех, кто склонен к "вечному". Семь из девяти вечеров фестиваля отданы незыблемой классике (концерты, "Щелкунчик", две "Жизели" и две "Шахерезады"). Вечер - классике советской (питерские "Хореографические миниатюры" привозят балеты Леонида Якобсона). Репертуар умело приправлен хореографической попсой "под современность". Нет сомнений, что "Грезы любви - последнее танго" с участием самого Гедиминаса Таранды соберут не меньше публики, чем изысканные гала французских знаменитостей.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2005 2:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090701
Тема| Балет, БТ, проекты, Персоналии, Ферри А., Ананиашвили Н.
Авторы| Анна ПОПОВА
Заголовок| Театр. Привозной сезон
Где опубликовано| Московская правда
Дата публикации| 20020907
Ссылка|
Аннотация| В новом сезоне - а он открывается 8 сентября - Большой театр готовит зрителям немало сюрпризов.

С 11 по 15 сентября пройдут гастроли "Ла Скала": будет представлен балет Кеннета Макмиллана "Ромео и Джульетта" с участием Алессандры Ферри. 18 сентября выступит "Цюрих-балет" со спектаклем "Гольдберг-вариации" на музыку Баха в постановке Ханса Шпеерле. В ноябре приезжает "Хьюстонский балет" с "Вечером одноактных балетов" Бена Стивенсона и "Манон" в постановке Макмиллана. Главную партию в ней исполнит наша прима - Нина Ананиашвили. Балетный сезон Большого завершат гастроли лондонского "Ковент-Гардена" в мае - июне следующего года.
15 и 16 сентября в исполнении Парижской оперы прозвучат фрагменты спектаклей, написанных Верди, Гуно, Берлиозом и Россини по ее заказу. Варшавская опера представит "Евгения Онегина" в постановке Мариуша Трелиньского и "Страшный двор" Монюшко, будапештская - "Леди Макбет" Верди и сочинение современного композитора Эрне Донаньи. Ожидается, что Латвийская национальная опера привезет два спектакля - "Аиду" Верди и "Альчину" Генделя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Ср Сен 07, 2005 2:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090901
Тема| Танец, Персоналии, Маттокс М.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Танец, гуляющий сам по себе
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20020909
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/08-09-02/article23541
Аннотация| Завершились международные хореографические мастер-классы

В центре современного искусства ВОРТЭКС не было каникул. Танцоры и педагоги со всей России все лето изучали иноземные пластические стили. Самым популярным оказался джаз-танец. Желающих учиться его премудростям было так много, что пришлось устраивать конкурс. Ажиотаж понятен - в Москву приехали мэтры джаза во главе с самим Маттом Маттоксом. Уроки давали и руководитель парижского Института джаз-танца Рик Одумс, и знаток афроджаза Джеральдина Армстронг. Танцоры складывались в три погибели, извивались как лианы, переворачивались и подскакивали, словно юркие аквариумные рыбки. Казалось, что каждый выплясывает несколько танцев сразу. Будто руки слышат одну музыку, а ноги совсем другую. Барабанщик, пристроившийся возле зеркала, выбивал замысловатые ритмы так, будто играл целый ансамбль ударников. Иногда включалась фонограмма - звучали вальсы Штрауса. Занятие вел Матт Маттокс. В мире джаза он все равно, что Гудвин - великий и ужасный. Маттокс танцевал в голливудских фильмах и бродвейских мюзиклах, много ставил, руководил собственной труппой. Почти полвека назад получил титул Dance Masters of America. Сегодня, переехав во Францию, он руководит несколькими школами и студиями. А разработанной им танцевальной технике учат во всем мире. Маттокс верен истокам джаза - отчаянным и ликующим танцам черных племен. Но считает, что джазу не помеха и классический балет, и степ, и модерн, и даже спорт. Главное - свобода выбора и осознание исключительности каждого движения, смелость импровизации и точность каждой детали. Маттокс вспоминает, как его учитель Джек Коул - хореограф многих голливудских мюзиклов - заставлял по многу раз проходить одни и те же фрагменты. Вроде бы все было как надо, но дубли не кончались. Оказалось, что мастеру не нравилось, как двигался средний палец правой руки. А вообще-то в джазе поощряются любые изобретения - и чем они сложнее, тем лучше. Движения конфликтуют друг с другом, воюют контрастные ритмы, только успевай ловить настроения. Недаром Маттокс советует ученикам больше наблюдать за кошками с их стремительными рефлексами и мгновенной сменой состояний. Каждый, достигший высшего джазового мастерства, создает собственный стиль. Матт Маттокс - своего рода джазовый структуралист. Его младшие коллеги, ведущие парижские педагоги Джеральдина Армстронг и Рик Одумс, предпочитают водоворот экспрессии и жар эмоций. Но все трое утверждают, что есть только два вида джаз-танца - плохой и хороший. Маттокс сетует на то, что в последнее время преобладает первый. Джаз все больше поддается коммерции, дискредитируется дешевыми развлекательными шоу. Мэтр считает, что интересных трупп, танцующих сложный джаз, в мире практически нет. И смело предполагает, что появиться они могут именно в России: "Конечно, у вас еще мало знают о джаз-танце, только начинают осваивать технику, но студенты очень способные. Джаз-танец в России - как воздушный шар, который еще только надувается. Но он обязательно полетит", - сказал он "Известиям".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2005 3:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002090902
Тема| Балет, БТ, проекты, Персоналии, Макмиллан К., Ананиашвили Н., Стивенсон Б., Тейлор П., Уэлш С., Пети Р., Лунькина С., Уваров А., Цискаридзе Н., Ратманский А.
Авторы| Аля Харченко
Заголовок| Сезон пяти поэм, трех ведьм и конного театра
Где опубликовано| Коммерсант-Власть
Дата публикации| 20020909
Ссылка|
Аннотация| После летнего затишья оживляется театрально-концертная жизнь. О самых значительных событиях начинающегося сезона рассказывает корреспондент "Власти" Аля Харченко.

Октябрь-ноябрь
...
.Для ценителей Большой театр в ноябре приготовил балетный сюрприз. Чтобы представить в ГАБТе балет английского классика Макмиллана "Манон", океан пересечет Хьюстонский балет (85 артистов, оркестр, горы декораций и толпы обслуги). Очаровательную куртизанку станцует балерина Нина Ананиашвили, которая не первый сезон работает в Хьюстоне. Имя ее партнера пока держат в тайне. Во второй день покажут сборную программу: "Пять поэм" на музыку Вагнера руководителя хьюстонцев хореографа Бена Стивенсона; балет Company B бывшего чемпиона США по плаванию, ныне почти классика Пола Тейлора; а также "Индиго" - часть тетралогии популярного молодого австралийца Стэнтона Уэлша, знакомого москвичам по балету Green, поставленному им в Театре танца Фадеечева / Ананиашвили...
Декабрь-февраль
...
.В феврале в Большом театре можно будет посмотреть на хрестоматийный "Собор Парижской Богоматери" Ролана Пети, давным-давно освоенного ленинградцами. Прелестницей Эсмеральдой будет любимая западными хореографами Светлана Лунькина. Красавца Феба станцует главный московский красавец Андрей Уваров. Главным сюрпризом должен стать выход горбуна Квазимодо, которого станцует идеально сложенный Николай Цискаридзе.
Март-апрель
...
.В апреле в Большом театре попробуют возродить убитый в 30-е годы сталинской критикой балет "Светлый ручей" Дмитрия Шостаковича (композитор после этого зарекся писать балеты). На постановку приглашен московский любимец Алексей Ратманский, которому предстоит сохранить сюжет (про выезд в народ бригады столичных артистов) и стилистику драмбалета, за которую "Светлый ручей" заклеймили как балетную фальшь. Хореография Федора Лопухова - самое ценное, что было в старой постановке,-безвозвратно потеряна. Но балетмейстер Ратманский - действующий премьер Датского королевского балета - известен своим чувством юмора и умением обнаруживать в коллегах-артистах их лучшие качества. Так что приятные неожиданности не исключены.
...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3703

СообщениеДобавлено: Чт Сен 08, 2005 3:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002091001
Тема| Балет, фестиваль, Персоналии, Таранда Г., Матвиенко Д., Махалина Ю., Рузиматов Ф., Баякова О., Калам Л.М., Милевска И.
Авторы| Кузнецова Т.
Заголовок| "Лицо России" с чужими ногами
Где опубликовано| Коммерсант Daily
Дата публикации| 20020910
Ссылка| https://www.kommersant.ru/doc/340349
Аннотация| Обширным гала-концертом и спектаклем "Жизель" в "Новой опере" открылся новый балетный фестиваль - московский международный под названием Grand pas. Несмотря на наличие импортных артистов, он будет по-домашнему непритязательным, полагает ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.

Для такого вывода не надо быть провидцем. Все, что выходит из-под рук Гедиминаса Таранды (а именно он и руководимый им Имперский балет инициаторы и хозяева свежеиспеченного феста), несет отпечаток гастрольного "чеса": в незатейливую компанию "своих" приглашается пара-другая общеизвестных персон, чтобы продукция Имперского балета показалась хоть сколько-нибудь удобоваримой. До сего времени господин Таранда ее не без успеха экспортировал: на периферии (в том числе в США, Финляндии и Израиле) его изделия кушали не без удовольствия. Фестиваль Grand pas - первая масштабная попытка применить отработанную схему в метрополии.
Вытащить проект могли бы звезды, ибо к "имперской" "классике" в Москве относятся с иронией.
Звезды же, пообещавшие участие, как назло одна за другой скатывались с орбиты феста. Неизвестные в России имена, объявленные взамен, на сенсацию не тянули. Статус мероприятия упал еще до его начала.
В гала-концерте, открывающем фестиваль, сюрпризов не было. В начале - фальшиво-светское Grand pas из "Пахиты", которое спасло не количество вариаций, доведенных до хрестоматийных семи, а киевлянин Денис Матвиенко - своими роскошными пируэтами по десять оборотов кряду. В конце - разудалая окрошка под названием "Испанское каприччио", в которой с обычным "имперским" цинизмом перемешались классические трюки, коленца аргентинских гаучо, ансамблевая акробатика и прочая клоунада. В середине - для чувств-с - "умирающие лебеди" в мужском и женском обличье. Канонический (фокинский) вариант прима Мариинки Юлия Махалина исполнила несколько коряво - подкачала усохшая стопа, но с высоким пафосом. Мужскую версию предложил ее коллега Фарух Рузиматов, лихо изменивший не только текст, но и название бежаровского "Адажиетто" на более чувствительное - "На смерть поэта".
Неожиданностей было две. Неизвестная красавица из труппы Имперского балета, обозначенная в программке как О. Баякова,-с длинным и гибким телом, природной экспрессией и редким вкусом - превратила мелодраматичный эстрадный опус Елены Богданович в крошечный оазис современной жизни среди проверенной временем мертвечины. А две не слишком-то именитые гостьи - Лиза-Мари Калам (Lisa-Marii Cullum) из Баварской оперы и Изабела Милевска (Izabela Milewska) из Варшавы - окончательно развеяли миф о превосходстве русского классического образования: такими грамотными стопами, мягкими спусками с пуантов, такими аккуратными позициями и выворотными ногами не могут похвастаться и наши лучшие примы.
"Жизель", показанная во второй день с той же Лизой-Мари Калам и Денисом Матвиенко в главных ролях, выглядела типично периферийным гастрольным продуктом: убогие декорации с какими-то тремя тополями на сельском кладбище; залихватски наяривающий в немыслимых темпах оркестр "Новой оперы"; плохо отрепетированные мизансцены, порождающие нелепости и нестыковки; пожилая Батильда, ведущая себя как содержательница борделя на покое; толстый и обаятельный Гедиминас Таранда в образе покинутого любовника Ганса; деревянная повелительница виллис, смахивающая на начальницу детской комнаты милиции, и сами виллисы, частично похожие на персонажей Мужского балета Валерия Михайловского, частично - на пухлых пэтэушниц с кондитерской фабрики. Выделиться на этом фоне гастролерам не составило труда. Балерина с весьма скромными актерскими и физическими данными Лиза-Мари Калам была почти безукоризненна по чистоте танца и благообразию сценического поведения. Денис Матвиенко опять божественно вертелся, искусно играл искреннего отрока и отточенностью позировок в воздухе умело скрывал недостаток прыжка.
Фестивальная неделя только началась. Но уже сейчас понятно, что новый фест - первенец масштабного, рассчитанного на шесть лет, московского проекта "Лицо России" - откроет разве что иностранные лица.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика