Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2002-12
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Пт Фев 17, 2006 10:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120906
Тема| Балет, "Балет Лозанны", гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М., Стенли О., Росс Э., Роман Ж.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| "Болеро" сорокалетней выдержки
Где опубликовано| Коммерсантъ
Дата публикации| 20021209
Ссылка|
Аннотация| Балеты Мориса Бежара чем старше, тем лучше

В Кремлевском дворце прошли гастроли труппы Bejart ballet Lausanne с программой "The best of Bejart". На первом из двух вечеров ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА испытала острейший приступ ностальгии.Представленные балеты - не лучшее, что есть у Мориса Бежара. Просто примитивный пиаровский ход концертного агентства, организовавшего гастроли и сопроводившего их жалкой, торопливо склепанной программкой, в которой имена артистов и даже дни недели значились по-французски. Морис Бежар не нуждается в зазывных "the best": одно его имя действует на москвичей как зов боевой трубы. Почти четверть века назад в том же кремлевско-съездовском ангаре он впервые показал спектакли, из-за которых зрители посходили с ума и до сих пор так и не пришли в себя.На нынешних гастролях сверкнул осколок тех страстей - бежаровская "Жар-птица" на музыку оркестровой сюиты, сделанной Стравинским в 1945 году по мотивам своего раннего балета.
Некогда публика была сражена радикальной трактовкой русской сказки: с лубочной "Жар-птицы" Фокина, которой хитрый Дягилев околдовал парижан в первые "Русские сезоны", Бежар сорвал сусальное золото. После парижских баррикад 1968-го он сделал спектакль, в котором среди одетых в униформу бойцов появляется алый бессмертный феникс - то ли поэт, то ли революционер,-которого невозможно уничтожить. Пафос бежаровской "Жар-птицы" не кажется смешным и сегодня: слишком логична конструкция компактного балета, слишком изощрен рисунок танца сизых "партизан" - все эти круги, звезды, трапеции, меняющиеся, как в калейдоскопе. И слишком искренен ликующий танец гения-индивидуалиста. Вот только у теперешнего феникса, японца Джуиси Кобаяси, коротковаты ноги, косит стопа и чуть не хватает прыжка. В эту вполне классичную партию так и хотелось подставить кого-нибудь из действующих премьеров Большого - спустя тридцать лет они как раз дозрели до хореографии Бежара.
Кроме "Жар-птицы" в честь Стравинского был дан и ранний "Концерт для скрипки" (1961) - четырехчастный неоклассический балет, возобновленный Бежаром незадолго до московских гастролей. Перед "Концертом" Морис Бежар вышел на сцену и рассказал про свою первую встречу с композитором. Как он увидел в машине маленького старичка, как у него, Бежара, заколотилось сердце и как Стравинский сказал, глядя на гигантскую лестницу перед театром: "Я не смогу подняться". И как Бежар взял его на руки да так и внес в концертный зал, "как богоматерь младенца". Эти почти религиозный пиетет и почти материнская нежность и отличают неоклассику Бежара от трезво-стильной неоклассики Баланчина, поставившего тот же "Концерт" девятью годами позже. В двух адажио - усложненном (с тремя партнерами) и обычном дуэте - полным-полно всякой "человечинки": и взглядов, и соприкосновений ладоней, и прижиманий, и проходок на полусогнутых ногах - фирменный бежаровский знак беззащитной открытости. А щенячья резвость массовых "Токкаты" и "Каприччио" почти заставляет проморгать те новоизобретения виртуозных комбинаций, которые у Баланчина обычно подаются не менее эффектно, чем икра в ресторане.Бежар XXI века показался еще более трогательным и сентиментальным. Его последний балет "Барбара и Брель", поставленный на песни и в честь великих шансонье, полон реминисценций из старых спектаклей. Главным героям - Элизабет Рос и Жилю Роману - потанцевать удалось не так уж много: одолевали воспоминания. Иногда прелестные (как два многолюдных вальса под шансон Бреля), порой - китчевые (как диалог Барбары с бегающим и прыгающим крылатым черным гением). Но даже этот распадающийся на эпизоды очень разного достоинства спектакль спасала та неповторимая доверительность интонации, с который Бежар привык говорить со своей публикой.Завершало концерт "Болеро" - шедевр, равный породившей его музыке Равеля. Как ни странно, гениальность этой постановки стала очевидной как раз на этих гастролях, когда роль Мелодии исполнял молодой аргентинец Октавио Стэнли, не обладающей ни харизматичностью, ни хотя бы запоминающимися внешними данными. За 42 года эту партию станцевали 27 балерин и 11 танцовщиков - сплошь звезды мировой величины. А тут - стройный, довольно анемичный брюнет с малопластичным телом, утративший силы как раз к кульминации, так что его прыжки и батманы походили скорее на истерику загнанной жертвы, чем на эротический экстаз. Но гениальное "Болеро" выжило и без протагониста: в новом контексте Мелодия и Ритм (три дюжины полуголых парней) просто поменялись ролями. Бежаровская "история желания" стала историей пробуждения сексуальной энергии массы, ее пульсации, угрожающего нарастания бесконтрольной мощи и наконец финального триумфа - когда орда мужиков обрушивается на красный стол, погребая беспомощную жертву разбуженных Бежаром инстинктов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Пн Фев 20, 2006 10:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121001
Тема| Балет, "Балет Лозанны", гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Бежар в роли классика
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20021210
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2002/12/10/55727
Аннотация| Как и четверть века назад, гастроли Мориса Бежара и его труппы прошли в Кремлевском дворце.

Как и в 1978-м, были показаны "Болеро" и "Жар-птица". Несмотря на многолетнюю выдержку, революционная энергия этих спектаклей по-прежнему вдавливала в кресла. Нынешний приезд Бежара в Россию, несомненно, станет такой же балетной легендой, как и его первый визит. Жаль только, что свидетелей этих гастролей оказалось чуть ли не в два раза меньше, чем было возможно, - бесконечные просторы Кремлевского дворца были заполнены наполовину.
Международное концертное агентство, организовавшее нынешний приезд Bejart Ballet Lausanne, свой вклад в успех гастролей ограничило зазывным рекламным названием программы - Best of Bejart и рекрутированной командой широкоплечих молодых людей, выстроенных во время спектакля перед сценой. Складывалось впечатление, что Бежара привезли в Москву только для того, чтобы тщательно охранять от контактов с внешним миром.
Утрамбовать в трехчасовой вечер Best of Bejart - это утопия: он всегда был одним из самых мобильных хореографов и порой создавал спектакли не за несколько недель, а за несколько дней. С 1953 г., которым датируется в биографии его первая профессиональная постановка, балетов накопилось несколько сотен. Судя по всему, Бежар и не собирался показывать "лучшее" (что значит best без "Весны священной", "Симфонии для одного человека", "Триумфов Петрарки" или "Адажиетто"?). У нас его и без того боготворят, как никакого другого западного хореографа. Трудно даже поверить, что в Москве он был всего дважды - в 1978 и 1998 гг. (в 1987 г. гастроли ограничились Ленинградом): каждый раз Бежар изменял наши представления о балете. На этот раз Бежар привез программу, на первый взгляд лишенную всякого единства: очень старые спектакли были разбавлены премьерой прошлого сезона - "Брелем и Барбарой" на музыку знаменитых французских шансонье (во Франции этот балет, значительно отличающийся от показанного в Москве, шел под названием Lumiere). Сам Бежар в начале первого отделения, посвященного Стравинскому, вышел с микрофоном перед труппой, в немыслимых репетиционных нарядах разогревавшейся прямо на сцене, чтобы рассказать, как когда-то нес на своих руках по неподъемной лестнице, "как мадонна младенца", "Игоря". Можно было предположить, что хореограф устроил себе ностальгический тур, тем более что на пресс-конференции он с воодушевлением вспоминал русских педагогов, у которых учился, и русских артистов - Васильева и Плисецкую, танцевавших в его спектаклях.
Но когда витиеватые пуантовые узоры в баланчинском стиле "Скрипичного концерта" Стравинского (одна из старейших постановок Бежара, 1961 г.) переплелись со взрывчатой скупостью ритуальных мужских танцев "Жар-птицы" (постановка 1970 г.), а "Брель и Барбара" освободились от киношной конкретики парижской версии спектакля, стало очевидно, что в его спектаклях, которые по силе взлома тектонических пород когда-то сравнивали со студенческой революцией 1968 г., спустя полвека впечатляет не столько пафос разрушения классики, сколько виртуозность в трансформации традиций. Москву Бежар выбрал, чтобы рассказать о своей новой идее: балет, даже самый современный, - искусство традиции.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Пн Фев 20, 2006 10:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121002
Тема| Балет, "Многоликий американский балет", гастроли в Москве, Персоналии, Хоффман Р., Лэтин Ф., Полушин В., Тагирова А., Герасимов М., Чеховская Н.
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| Покажи мне балет
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20021210
Ссылка| http://www.vremya.ru/2002/228/10/30182.html
Аннотация| Труппа американских пенсионеров приехала в Москву

Жил-был сертифицированный бухгалтер Роберт Г. Хоффман. Выпускник Гарварда, он получил звание магистра в Уортонской школе бизнеса. Трудился тщательно, женился на Линде Вайсс, вырастил сына Сэмюэля и дожил в Нью-Йорке до семидесяти двух годов, не подозревая о существовании такой отравы, как классический балет. Но однажды подул южный ветер и на пути почтенного бухгалтера появилась Филис Лэтин, преподаватель самых разнообразных танцев в Саратога-Спрингс, штат Нью-Йорк. Ей тоже было семьдесят два - и она смогла увлечь президента консалтинговой фирмы "Роберт Г. Хоффман Инк." идеей организации балетной антрепризы. Компаньоны презрели полумеры и решили впервые показать в Москве программу, в которой сразу соединялись бы классика, модерн, чечетка и джаз. Чтобы сразу было ясно, что такое "Многоликий американский балет". И в том, что все это послужит культурному обмену между народами, не сомневались.
В течение уикенда гастролеры дали пять представлений в РАМТе, не позабыв заполнить собой утренники. Журналисты, пришедшие на первый спектакль, остались без чечетки - она была запланирована на следующий день. Но классику, модерн и джаз гости нам обеспечили.
Впечатление было фантастическое - будто мы прокатились на машине времени в начало тридцатых. Когда собственно балета в Америке еще не было и впервые знакомили аборигенов с этим видом искусства русские эмигранты. Потому что для исполнения первой, "классической" одноактовки "Отец-олимпиец" компаньоны пригласили сплошь наших людей и потому, что таким, наверно, в законопаченной провинции балет и представляли.
Либретто сочинил бухгалтер. Действующие лица: олимпийский чемпион Диагор (Василий Полушин), его жена Каллипатейра (Анжелика Тагирова) и сын Дорий (Максим Герасимов), также увлекающийся спортом. Сын делает все большие успехи, отец ревнует сына к олимпийской славе, матушка пытается их примирить, но неугомонный папа в стремлении быть лучше сына допрыгивается до инфаркта. За семейным раздрызгом наблюдает Зевс (Виталий Бреусенко), а богиня Афина (Наталья Чеховская) суетится, стараясь всех утихомирить. В правом углу сцены символом тяжкой доли спортсмена стоит массивный Дискобол, судя по цвету, отлитый из бетона.
Под музыку страшно мешавшей артистам Пятой симфонии Бетховена (па-па-па-пам звучало не к месту и не ко времени) греческий народ пытался героически прыгать и элегически простирать руки. Получалось не очень (подработать решили в основном балетные пенсионеры). Хореография была беспомощна до умиления: Филис Лэтин повспоминала все, что когда-то видела, - но, кажется, и видела она немного. Где-то в ее сознании отложился акт теней из "Баядерки" - и смотреть на то, как герои заворачивались в желтый шарф (золотую нить мудрости - по программке), без слез хохота было невозможно.
Второе отделение было отдано "модерну". Балет назывался "Нарада". Программка обещала "посвящение двух юных девушек индейского племени в молодых женщин". Одиннадцать американских девиц, облаченных в длинные белые платья с глубокими вырезами на спинах, минут двадцать вне всякого мужского общества лебедушками бродили по сцене и в женщины посвятились как-то незаметно, не прилагая никаких усилий. В консервативных постановках "Евгения Онегина" так обычно фланирует по сцене хор крестьянских девушек. Но для уточнения места действия в углу стоял вигвам.
К третьему отделению, в котором труппа не смогла станцевать даже родной джаз, в зале осталось человек сто. Лишь немногие в Москве смогли взглянуть во все лица американского балета.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2006 6:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121101
Тема| Балет, Краснодарский музыкальный театр, Персоналии, Григорович Ю.
Авторы| Светлана ЗАВАДСКАЯ
Заголовок| Маэстро Григорович не сберег девичью честь
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20021211
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/10-12-02/article27642
Аннотация| "Тщетная предосторожность" в Краснодарском музыкальном театре

"Прописавшийся" в последние годы в Краснодаре знаменитый хореограф Юрий Григорович порадовал провинциальную публику новой постановкой - балетом "Тщетная предосторожность" на музыку Гертеля. Маэстро выдает по премьере раз в три-четыре месяца: предыдущий спектакль - "Золотой век" - краснодарцы увидели в начале сентября. Как и в других постановках, воссозданных Григоровичем на краснодарской сцене, в "Тщетной предосторожности" много нового. Балетному водевилю более двухсот лет. Со времени первой постановки в 1789 году его называли по-разному - "Несбереженная дочь", "Балет на соломе". Многие театры предпочитали иметь в репертуаре что-нибудь веселенькое - французскую лав-стори о том, как корыстная фермерша случайно закрыла в чулане свою племянницу вместе с ее возлюбленным, и потому хорошенькая невеста не досталась глуповатому богатею. Первоначальная музыкальная партитура не сохранилась, а в хореографию внесли свою лепту десятки постановщиков. Юрий Григорович взял самое лучшее, безжалостно изрезав свою первоначальную версию, которую когда-то ставил в студии столичного Большого театра. Получился компактный и красочный спектакль. Декорации для краснодарского спектакля заказали модному французскому художнику Жан-Пьеру Кассиньолю. В спектакле много спецэффектов: сверкает настоящая молния, над сценой парит едва не унесенный ветром жених-дурачок, всходит почти натуральная радуга. Публика встретила премьеру с восторгом. Наверняка этот спектакль, как многие другие спектакли, поставленные Григоровичем на сцене творческого объединения "Премьера", вскоре отправится на гастроли за рубеж.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Ср Фев 22, 2006 6:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121103
Тема| Балет, «Золотая маска», Персоналии, Надж Ж., Григорович Ю., Ратманский А., Пети Р., Ананиашвили Н., Вишнева Д., Лиепа И., Павленко Д., Цискаридзе Н., Меркурьев А.
Авторы| Юлия БЕДЕРОВА, Анна ГОРДЕЕВА, Кристина МАТВИЕНКО
Заголовок| Выездная "Маска"
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20021211
Ссылка| http://www.vremya.ru/2002/229/10/30243.html
Аннотация| В этом году национальная театральная премия отбывает на гастроли

Статья приведена с сокращениями

Вчера пресс-конференции "Золотой маски" прошли параллельно в Москве и Санкт-Петербурге, поскольку нынешний фестиваль, девятый по счету, впервые состоится в Питере. Как пояснил на пресс-конференции генеральный директор премии и фестиваля Эдуард Бояков, идея принадлежит губернатору Петербурга Владимиру Яковлеву. Церемонии открытия и закрытия пройдут в двух императорских театрах, Александринском и Мариинском, готовит их совместная московско-питерская команда.
Как и в прошлом году, фестиваль предварят взаимные гастроли Большого и Мариинского театров. Сама конкурсная программа продлится с 27 марта по 13 апреля и станет частью юбилейных городских торжеств. Москва увидит специальную фестивальную программу.
Стали известны лауреаты специальных премий, их определил секретариат СТД РФ. Людмила Живых, актриса и председатель СТД Республики Карелия удостоена премии "За честь и достоинство", губернатор Омской области Леонид Полежаев и компания "Нестле" - "За поддержку театрального искусства России". Лучшим зарубежным спектаклем признан "Войцек" Жозефа Наджа, показанный в рамках прошедшего NET. Жюри, как и экспертных советов, отбиравших спектакли на "Маску", два. Из 16 человек 13 - питерцы. Возглавляет жюри Зиновий Корогодский.
...
В балетных номинациях "Золотой маске" удалось обойтись без сенсаций. Правда, присудив премию "За честь и достоинство" Юрию Григоровичу, секретариат СТД сделал жест довольно экстравагантный (не секрет, что хореограф национальную премию презирает и дважды отказывался даже представлять к обсуждению свои спектакли) - но зато возникла некоторая интрига: "примет не примет".
В главной номинации ("Лучший спектакль") все просто. Ясно было, что поставщиком двух из пяти номинантов окажется Мариинка ("Блудный сын" Баланчина и "Золушка" Ратманского - несомненные удачи сезона). Что будет поощрен просветительский подвиг театра "Хореографические миниатюры", восстановившего балеты Якобсона "Роден" и "Свадебный кортеж". Что и второй балет, сделанный Ратманским в том сезоне (антрепризная "Леа"), не хуже первого. И что "Золотой маске" надоели обвинения в лоббировании интересов Мариинского театра, потому надо было найти хоть что-нибудь хорошее и в Большом. В опере ничего не нашлось - следовательно, вечер Ролана Пети был сочтен достойным событием.
В частных номинациях - мелкий бред, мелкие недоразумения. В бесспорном списке лучших женских ролей (Нина Ананиашвили - Леа, Диана Вишнева - Золушка, Илзе Лиепа - Графиня в "Пиковой даме" Пети) не хватает главной героини. Как можно было пропустить работу Дарьи Павленко в "Блудном сыне"? И как в "мужских ролях" рядом с павшим на амбразуру бездарной хореографии и спасшим "Пиковую даму" Николаем Цискридзе можно было вписать вполне бесцветного и заменяемого кем угодно в "Золушке" Андрея Меркурьева? При том, что в "Блудном сыне" его работа - выше всех похвал. То есть взгляните, что сделано: среди лучших спектаклей балет есть, а исполнителей, отлично его станцевавших, нет. Имеется в виду, что причина успеха - только в хореографии давно почившего балетмейстера, так, что ли?
Но Баланчина нет в списке лучших хореографов. И беседующего с ним в райских кущах Якобсона тоже нет. В результате в номинации "Лучшая работа балетмейстера" встречаются Ратманский и Ролан Пети. Впервые сочиняемая хореография XXI века и в пятидесятый раз воспроизведенная хореография года 1950-го.
И, пожалуй, лишь номинация "Лучший спектакль contemporary dance" полностью соответствует реальности. Сезон был беден на события (так, у Багановой вовсе не было премьер), и четыре спектакля-номинанта ("БлокАда" пермского театра Евгения Панфилова, "Листья тел" московских "ПО.В.С.Танцев", "Ночной прыжок с парашютом" екатеринбургских "Кплингов" и "Ожидание" челябинцев в постановке Ольги Пона) не из разряда суперсвершений, но из разряда честных средних работ. Самых честных из средних, пожалуй. Что тоже способно утешить, когда с честностью вообще проблемы.
...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Вс Фев 26, 2006 1:01 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121103
Тема| Балет, «Золотая маска», Персоналии, Надж Ж., Григорович Ю., Ратманский А., Пети Р., Ананиашвили Н., Вишнева Д., Лиепа И., Цискаридзе Н., Меркурьев А.
Авторы| Алексей ФИЛИППОВ, Екатерина БИРЮКОВА, Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| ИМПЕРСКАЯ МАСКА
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20021211
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/10-12-02/article27668
Аннотация| Объявлены номинанты главной театральной премии страны

Статья приведена с сокращениями

Мода на все питерское затронула и главную театральную премию страны - "Золотую маску". Хотя Москве тоже обещана фестивальная программа, все же основные масочные события вольются в этом сезоне в празднование 300-летия северной столицы. 27 марта фестиваль откроется в Александринке, 14 апреля - закроется в Мариинке. То, что ключевые церемонии пройдут в двух славных императорских театрах, сообщит фестивалю приличествующую круглой питерской дате торжественность, пояснил журналистам директор "Золотой маски" Эдуард Бояков. Пресс-конференция проходила одновременно в Москве и Петербурге - при помощи огромного экрана. На ней были объявлены номинанты, отобранные экспертным советом из спектаклей прошлого сезона. Выбор комментируют Алексей ФИЛИППОВ, Екатерина БИРЮКОВА, Елена ГУБАЙДУЛЛИНА

...

"Блудный сын" и другие
И за балетную "Маску" поведут борьбу московские и петербургские театры. Афиша получилась несколько разнокалиберной, жюри предстоит работа не из легких - каждый из спектаклей-номинантов придется оценивать по разным критериям. Ясно, что ранний балет Джорджа Баланчина "Блудный сын", перенесенный в Мариинку репетиторами баланчинского фонда, будут судить не за хореографию, а за аутентичность исполнения. Так же, как и "Родена" и "Свадебный кортеж" Леонида Якобсона, отреставрированные в питерских "Хореографических миниатюрах". (Вообще, в балетный реестр "Золотой маски" пора бы ввести специальный исторический раздел). Зато "Пассакалью" и "Пиковую даму" - эксклюзив Большого театра оценят "по всем статьям". Уверенно претендуют на награды исполнители главных партий Илзе Лиепа (графиня), Николай Цискаридзе (Германн) и автор спектакля - французский хореограф Ролан Пети. В соперники живому классику выбрали номинанта из другой весовой категории. Алексей Ратманский уступает Пети во многом, зато представит на фестивале сразу два сюжетных спектакля - современную версию "Золушки" Прокофьева (Мариинский театр) и мистический балет "Леа" (Московский театр танца под руководством Алексея Фадеечева). Нина Ананиашвили - интересная и неожиданная Леа - вполне закономерно значится в списке номинантов "за лучшую женскую роль в балете". В той же графе есть и фамилия Дианы Вишневой (Золушка). И уже сейчас очевидно, что на "Маске-2003" соревнования между балеринами будут наиболее напряженными.
В области современного танца, напротив, сильного конкурса не ожидается. Как и в прошлые годы, эксперты представили так называемый "срез сезона". В отличие от столичной классики, contemporary dance сосредоточен в провинции. За Москву ответят только концептуальные "Повстанцы". Лидер этой группы Альберт Альбертс известен парадоксальными пластическими работами в постановках модного режиссера драматического театра Кирилла Серебренникова. Соперники "Повстанцев" - екатеринбургские "Киплинги", пермский "Балет Евгения Панфилова", номинированный за "БлокАду" - последнюю работу своего безвременно погибшего руководителя, и челябинский "Театр современного танца" мыслят скорее эстрадно, чем современно. Вполне возможно, что одна из хореографических "Масок" не достанется никому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Вс Фев 26, 2006 1:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121104
Тема| Балет, «Золотая маска», Персоналии, Надж Ж., Григорович Ю., Ратманский А., Пети Р., Ананиашвили Н., Вишнева Д., Лиепа И., Цискаридзе Н., Меркурьев А.
Авторы| Олег Зинцов
Заголовок| Пьесы для пассажиров
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20021211
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2002/12/11/55794
Аннотация| Вчера ассоциация "Золотая маска" объявила номинантов национальной театральной премии по итогам сезона 2001/2002. Поскольку фестиваль лучших российских спектаклей пройдет этой весной в Санкт-Петербурге, претендентов на премию назвали одновременно в двух городах, соединив московскую и петербургскую пресс-конференции телемостом.

Статья приведена с сокращениями

Церемония открытия фестиваля пройдет в Александринском театре, закрытия - в Мариинском - как обычно, главном поставщике номинантов в разделе музыкального театра: на премию выдвинуты опера "Так поступают все" (дирижер Джанандреа Нозеда, художник Тициано Санти, солисты Ильдар Абдразаков и Даниил Штода) и балет "Золушка" (хореограф Алексей Ратманский, художники Илья Уткин и Евгений Монахов, солисты Диана Вишнева и Андрей Меркурьев).
Перед фестивалем и "Золушку", и "Так поступают все" покажут в Москве.
В опере с Мариинским театром конкурируют московские "Геликон" ("Лулу"), Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко (" Мадам Баттерфляй"), театры из Екатеринбурга, Новосибирска, Ростова-на-Дону и Еревана (спектакль - копродукция с московской компанией). В балете против "Золушки" выставлены "Вечер хореографии Ролана Пети" в Большом театре (солисты Илзе Лиепа и Николай Цискаридзе), "Леа" в "Постмодерн-театре" (солистка Нина Ананиашвили и хореограф Алексей Ратманский, который, таким образом, будет соревноваться сам с собой), а также два балета петербургских "Хореографических миниатюр", не фигурирующие, впрочем, ни в одной из частных номинаций.
Современный танец - единственная номинация, где театральная провинция обыгрывает столицы: петербургских трупп нет вообще, от Москвы только театр "П. О. В. С. Танцы"; центром же российского contemporary dance, судя по выбору экспертов, надо считать Урал: нынешний список спектаклей открывает последняя работа трагически погибшего пермского хореографа Евгения Панфилова "БлокАда", следом в числе номинантов значатся екатеринбургская группа "Киплинги" и Театр современного танца из Челябинска.
Номинация "Оперетта / мюзикл" обошлась в этом году без оперетты. Самый массовый театральный жанр представлен мюзиклами "Норд-Ост" и Notre Dame de Paris.
Оба жюри - драматическое и музыкальное - возглавляют петербургские театральные деятели: педагог и режиссер Зиновий Корогодский и балетмейстер Никита Долгушин.
Премии "За честь и достоинство" получат Юрий Григорович и Людмила Живых (Петрозаводск); за поддержку театрального искусства России - губернатор Омской области Леонид Полежаев и компания "Нестле", несколько лет выступавшая генеральным спонсором "Золотой маски" (в этом году главным спонсором стал Сбербанк). По результатам опроса театральных деятелей лучшим зарубежным спектаклем, показанным в России, назван "Войцек" Жозефа Наджа, месяц назад сыгранный на фестивале NET.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Пн Фев 27, 2006 12:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121105
Тема| Балет, БТ, гастроли в США, Персоналии, Григорович Ю., Цискаридзе Н., Уваров А., Филин С., Грачева Н., Антоничева А., Степаненко Г., Ивата М., Годовский Я., Александрова М.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Одиллия с улыбкой Моны Лизы
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021211
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-11/8_bolshoy.html
Аннотация| Американцы обсуждают гастроли балета Большого театра

Большой театр завершает двухмесячный гастрольный тур по США. В эти дни труппа работает в Вашингтоне, выстреливая рождественских "Щелкунчиков". Прошли выступления в городах Аризоны, Калифорнии, Иллинойса, Мичигана и Миннесоты, в северном штате Вашингтон - с "Баядеркой" и "Лебединым озером" в редакциях Юрия Григоровича.
Судя по рецензиям, это турне можно считать успешным. Американские критики откликнулись активно: статьи выходили не только о спектаклях, но и о разных составах исполнителей. На балетоманских сайтах развернулись километровые обмены мнениями, большей частью совпадающие с официальной критикой, только более страстные. Все заинтересованно искали определение фирменного стиля Большого. Барбара Хувер из "Детройт ньюс" пишет о "бравурном танце с большой дозой актерской игры", а Хеди Вейсс из "Чикаго Сан таймс" - о "фантастическом великолепии цивилизаций прошлого и имперском блеске". Упомянутый блеск как разновидность художественной экзотики в целом одобрен, как одобрено и дирижирование Александра Сотникова во главе американских оркестров. Но не вызвали восторга редакции Григоровича. Если "Баядерка" кажется более или менее приемлемой, то надуманная "психология" (слово пишут именно так, в кавычках) "Лебединого озера", как правило, отвергается. Ю.Н.Г. упрекают в запутанности либретто, в "несказочности" сказочного балета, в выбрасывании из партитуры музыкального финала Чайковского, в плохой постановке света, в отсутствии характерности в характерных танцах. Балетоманам не нравится, что принц у Григоровича неуместно "похож на вагнеровского Зигфрида". Не прониклись американцы и сценографией Симона Вирсаладзе в "Лебедином". Мэри Мэрфин Бейли из "Сиэтл таймс" иронически констатирует: "Стены дворца сделаны из материала, своею проницаемостью внушающего мысль о мечтах, но, к несчастью, он больше похож на изношенный ковер". Другой рецензент описывает дворец как "замок Конана-Варвара, когда он стал королем". Костюмы называют "кричащими", а общее впечатление от оформления - "секонд-хенд".
Зато солисты ГАБТа получили множество похвал - и неожиданный упрек: не надо
выходить на поклоны посередине па-де-де, разрывая хореографию на куски. В Америке, особенно в Калифорнии, полюбили Николая Цискаридзе: его сольные танцы "на пределе технических возможностей", "харизму, вкус и дерзновенность". Самая тонкая похвала - такая: "Премьер Большого... танцует от всей души, и Бог любит его за это". Есть и неожиданности. В рецензии на "Баядерку" Льюис Сигал из "Лос-Анджелес таймс" описывает "украшенное драгоценностями кольцо в индийском стиле" в носу (!) Цискаридзе. Но коллега Сигала сетует на отсутствие "химии" между принцем-Цискаридзе и Лебедем, именно партнера виня за эмоциональную холодность дуэта.
Андрей Уваров и Сергей Филин получили не меньше комплиментов: "благородство танца", "манеры урожденных принцев", "прекрасные линии", отменная техника. Одному из критиков Уваров, с его двойными турами в воздухе, напомнил "юного Александра Годунова". "Музыкальное крещендо" мягких прыжков Филина тоже навеяло ассоциации: рецензент, презрев разность психофизических типов, сравнил Филина с "молодым Нуреевым". Прохладнее впечатления от актерской игры наших премьеров ("более техничный, чем поэтичный") и от работы в дуэте с балериной.
Надежда Грачева, Галина Степаненко и Анна Антоничева много лет танцуют Одетту-Одиллию и Никию. Наши балерины порадовали въедливых американцев, но не без претензий. Упреки к Грачевой можно свести к цитате: "Ее танец в "Тенях" смотрелся больше как результат обобщения великой балетной школы, чем как собственная трактовка". Один рецензент считает, будто Одетта-Грачева - скорее "очаровательный воробей, нежели лебедь", другой видит ее Черного лебедя как "Одиллию с улыбкой Моны Лизы". Танец Антоничевой называют "интеллигентным", но многие разочарованы вечной эмоциональной нейтральностью балерины. Сандра Куртц из "Сиэтл уикли" довольна тем, как Степаненко сумела создать "два разных характера" в "Лебедином", средствами танца сыграв и "хрупкую невинность", и "силу упорства дочери Злого гения".
В массовом порядке критики превозносят Морихиро Ивата (Шут в "Лебедином" и Золотой божок в "Баядерке") - его прозвали "динамомашиной", Яна Годовского (факир в "Баядерке"), Марию Александрову (Испанская невеста из "Лебединого" и Гамзатти в "Баядерке") - за технику, "умение доминировать в пространстве и броскость сценического присутствия". Четырех лебедей во многих рецензиях перечисляли поименно! В кордебалет американцы влюбились до ушей: по их мнению, "на сцене было больше ослепительных девушек, чем на конкурсе "Мисс Америка". Злобный ругатель постановки Григоровича, автор из Сиэтла Р.М. Кемпбелл, и тот говорит: "Балет спасает то, как он был станцован". Лишь единожды отмечено, что в одной из "Баядерок" у танцовщиц были "совершенно различные мнения о том, как высоко надо поднимать ноги в сцене выхода теней". Но гораздо чаще можно прочесть что-то вроде "руки и ноги доставляют удовольствие синхронной симфонией без привкуса механистичности". Единственная зрительская претензия, да и та была лишь в Беркли: пуанты танцовщиц стучат слишком громко.
Учитывая, что билеты стоили от 20 до 85 долларов (для сравнения: за первые ряды партера на "Лебединое озеро" в Москве надо отдать 100 "зеленых"), залы заполнялись почти полностью, а американцы народ отзывчивый - хочется надеяться, что услуги двух московских клакеров, поехавших в Америку, никому всерьез не понадобились.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Пн Фев 27, 2006 12:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121105
Тема| Балет, «Золотая маска», Персоналии, Надж Ж., Григорович Ю., Долгушин Н.
Авторы| РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ, МАРИНА ШИМАДИНА
Заголовок| Двустоличная "Маска"
Где опубликовано| Коммерсантъ
Дата публикации| 20021211
Ссылка|
Аннотация| Вчера в Москве прошла пресс-конференция, посвященная предстоящему весной фестивалю национальной театральной премии "Золотая маска".

Фестиваль и церемония награждения лауреатов пройдут в Петербурге, но дирекция премии обещает, что фестивальная программа будет продублирована в столице. Комментируют РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ и МАРИНА Ъ-ШИМАДИНА.
Между московским отелем "Марриотт" и Петербургским международным пресс-центром установили телемост, благодаря которому журналисты как в Москве, так и в Петербурге могли задавать вопросы сидящим за столами обоих президиумов. Московская пресса была настроена лениво-благодушно, в то время как их питерских коллег, для которых "масочная" пресс-конференция была в новинку, всерьез волновали самые что ни на есть насущные вопросы вроде технического оснащения залов и цен на билеты.
Хотя главная интрига, конечно, заключалась в ревнивом, хотя и замаскированном политкорректностью дележе фестиваля между двумя городами.Первоначально предполагалось, что "Маска-2003" станет одним из подарков Петербургу к его юбилею. Но потом Москва повела себя как капризный ребенок, который подарил любимую игрушку, а потом стал требовать ее назад. Впрочем, официально "Золотая маска" и все сопутствующие ей мероприятия (вроде спецпрограммы Russian Case для иностранных гостей) будут действительно проходить в Петербурге с 27 марта по 14 апреля. Однако уже 1 апреля показ номинированных на премию спектаклей начнется и в Первопрестольной. Дирекция фестиваля обещает, что приложит все усилия для того, чтобы даже самые затратные музыкальные постановки были показаны в обоих городах. Если это получится, то Москва фактически уступит юбиляру только церемонию вручения премии, которая состоится 14 апреля в Мариинском театре и, разумеется, продублирована в столице не будет.Видимо, потому, что театральный Петербург известен особым почтением ко всяким традициям и школам, оба "масочных" жюри возглавят знаменитые питерские профессора-педагоги. Драматическим будет руководить режиссер Зиновий Корогодский, а музыкальным - балетмейстер Никита Долгушин.
Что касается драматического жюри, то его миссия в этом году - не бей лежачего. Список претендентов на награды, составленный экспертным советом, таков, что фавориты в главных номинациях очевидны. Это, в свою очередь, отражает реальность прошлого сезона. Лидеры невидимым жирным шрифтом выделяются и среди спектаклей большой сцены - "Московский хор" питерского Малого драматического, и среди спектаклей сцены малой - "Дама с собачкой" Камы Гинкаса. Лучшая женская роль - Татьяна Щуко из "Московского хора", мужская - Константин Райкин (синьор Тодеро в сатириконовском спектакле Роберта Стуруа). И если жюри не решит вдруг эпатировать сообщество какой-то заведомо эксцентрической выходкой или руководствоваться пошлыми рассуждениями вроде "нельзя же каждый год награждать Додина", то имена лауреатов ясны.Слабость интриги не отменяет интереса к программе: московские "Король Убю" с Александром Калягиным, "Облом-off" Центра драматургии и режиссуры, "Странники и гусары" Юрия Погребничко, "Безумная из Шайо" Петра Фоменко, "Академия смеха" Романа Козака, питерские "Старший сын" Юрия Бутусова, "Эдип-царь" Андрея Прикотенко и "Дневник провинциала" с Алексеем Девотченко вкупе с отвечающими за единство театрального пространства спектаклями из Самары, Екатеринбурга, Омска и Казани образуют пристойное фестивальное рагу. Если что и удивляет в списке номинантов, так это отсутствие спектаклей МХАТа имени Чехова и постановок молодого режиссера Миндаугаса Карбаускиса. Эти театр и режиссер были в числе лидеров всех итоговых шорт-листов прошлого сезона. Что касается амбициозного Карбаускиса, то его должен отчасти утешить случай Кирилла Серебренникова. В прошлом сезоне очевидно успешный "Пластилин" в номинации не попал, зато в этом году от "Откровенных полароидных снимков" эксперты уже не могли отмахнуться. Господин Серебренников, таким образом, будет один "отвечать" за всю новую режиссерскую волну из Москвы, а господину Карбаускису надо просто потерпеть: с первого захода можно очаровать ветреную критику, но не статусную, опасливую национальную премию.Имена лауреатов, определяемых решением не жюри, а секретариата Союза театральных деятелей, уже известны. "Золотые маски" в номинации "За честь и достоинство" получат балетмейстер Юрий Григорович и петрозаводская актриса Людмила Живых. Губернатор Омской области Леонид Полежаев и компания Nestle будут награждены за поддержку театрального искусства. Награду за лучший зарубежный спектакль, показанный в 2002 году в России, по результатам опроса театральных журналистов вручат спектаклю Жозефа Наджа "Войцек", прошедшему в конце ноября на фестивале NET ("Новый европейский театр"). Господин Надж, таким образом, становится дважды героем "Золотой маски": два года назад он уже получал главную театральную награду России за спектакль "Полуночники". О номинантах премии в прочих театральных жанрах читайте в следующих номерах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Вт Фев 28, 2006 10:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121601
Тема| Балет, музтеатр Станиславского, премьера, Персоналии, Брянцев Д.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| У кого чего болит
Где опубликовано| Коммерсантъ
Дата публикации| 20021216
Ссылка|
Аннотация| В музтеатр Станиславского "Цирк приехал".

В Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошла премьера детского балета "Цирк приехал" в постановке Дмитрия Брянцева. Как ни старалась ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА впасть в детство, ей это не удалось.
Сюжет двухактного балета Дмитрия Брянцева укладывается в две фразы: в город приехал звериный цирк, а звери все больны. Доктор Айболит их вылечил, и они дали представление. Эти две фразы балетмейстер упаковал в одну конструктивную мизансцену и целых три дивертисмента.
Мизансцена на весь спектакль такая: сначала все участники лежат в одном углу сцены, а после сольного танца - в другом. Дивертисменты такие: в первом звери (зайцы, медведь, лев, слоны, птички, обезьяны и симулянтка-лиса) нездоровы, поэтому во время своих соло они редко поднимаются с пола.
(Исключение балетмейстер сделал для льва с перевязанной ногой - и зря, потому что здоровый лев танцует почти то же и так же, что и больной.) После конвейерного прохождения через фургон доктора Айболита все зайцы, медведь, лев, слоны, птички и обезьяны (кроме симулянтки-лисы) танцуют второй дивертисмент - уже поднявшись на ноги, после чего радостно машут руками публике и катают доктора Айболита в алюминиевом тазу.
В антракте неискушенная зрительница спрашивала подругу: "Что дальше-то будет? С нами вроде как попрощались!" И ответить ей не могла не только подруга, но и искушенный балетный критик, тем более что музыка композитора Бесединой, под которую удобно было хлопать в ладоши, как раз кончилась. А дальше было вот что: звери опять танцевали дивертисмент - уже на арене цирка и на музыку композитора Сен-Санса. Третий дивертисмент имел свои особенности: во-первых, в нем участвовали животные, которые еще не переболели. Во-вторых, все номера отличались небывалой краткостью: только зверь выбежит, глядь - уже сидит в глубине сцены (что свидетельствует о самоотречении балетмейстера и его глубоком проникновении в детскую психологию: на такие танцы смотреть действительно скучно, а ребенку для полного счастья достаточно опознать зверюшку - и это счастье ему доставил художник Валерий Левенталь). В финале все опять машут руками и катают в тазу уже клоуна.
Справедливо отметить три ноу-хау хореографа: полет клоуна на метле - привет Гарри Поттеру. Танец маленьких лебедей из балета "Лебединое озеро", но с элементами канкана - его в медленном темпе исполняют черепахи. И фокинский танец умирающего лебедя, который в щадящей детскую психику транскрипции господина Брянцева стал не умирающим, а уплывающим. Для особо проницательных зрителей хореограф, славный исповедальным характером своего творчества, приготовил мини-сюрприз: в последнем дивертисменте кенгуру-мама с кенгуренком в сумке преследует кенгуру-папу. На поклонах они соединяются, и мама торжественно передает папе ребенка. Достаточно прочитать в программке "Балет посвящается моему сыну - Ване", чтобы сплюнуть и поздравить 55-летнего хореографа с удачным дебютом - на ниве деторождения.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Вт Фев 28, 2006 10:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121602
Тема| Балет, музтеатр Станиславского, премьера, Персоналии, Брянцев Д.
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| И ставит, и ставит им градусники
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20021216
Ссылка| http://www.vremya.ru/2002/230/10/30292.html
Аннотация| «Цирк приехал» в Музыкальном театре

Этот спектакль главный балетмейстер Музыкального театра Дмитрий Брянцев обещал прессе очень давно. Пресса трепетала: после случившейся два года назад оргиастической "Дамы с камелиями" и прыгнувшей в репертуар незадолго до нее "Саломеи", где голова Иоанна Крестителя летала над авансценой на качелях, трудно было заподозрить хореографа в способности сотворить невинный детский спектакль. Про детей - пожалуйста ("Лолите" никто бы не удивился), а вот для детей - это вряд ли. Но касса требует утренников, а в репертуаре с ними проблема (бурмейстеровская "Снегурочка" сложна по танцам и требует участия настоящих балерин и лучших сил кордебалета, то есть отнимает ресурсы у вечерних спектаклей; нужна была постановка, обслуживаемая непритязательной молодежью). Вот и появился "Цирк".
Дмитрий Брянцев сделал спектакль на музыку Валерии Бесединой и Камиля Сен-Санса. Для второго акта у покойного классика был взят "Карнавал животных"; наша современница специально сочинила первый акт истории о приезде в город бродячего цирка, все животные в котором по дороге разболелись, а после встречи с доктором Айболитом выздоровели и отработали представление, Беседина обеспечивала музыкальное сопровождение зверских страданий и лечения; Сен-Санс отвечал за аккомпанемент цирковым номерам.
У Брянцева с Бесединой наметилось большее взаимопонимание, чем с Сен-Сансом. Несколько заунывная музыка сопровождала последовательное выкатывание больных животных из фургонов на площадку. Завернутые в огромные серые тела слоны и обросшие бурыми махрами обезьяны выпадали из транспорта вслед за медведем и птичками, еле передвигались и всячески показывали, как им плохо. Продолжалось все это минут двадцать, и намека на танец не было - сплошное перетаскивание увечных в братскую постель (не поддавшиеся заразе клоуны были призваны на роль санитаров, сволокли всех в сторону, накрыли одним одеялом и поставили один градусник на всех). Дети страшно сочувствовали. Родителей потряс монолог больного льва: в музыке нескрываемо цитировался похоронный марш Шопена.
После прибытия доктора Айболита все же выздоровели - но снова не танцевали. Однажды подпрыгнул героический слон. Обезьяны играли в чехарду, зайцы семенили на полусогнутых, доктора Айболита возили по сцене сидящим в железном тазу. В глазах рябило от красок (Валерий Левенталь сделал пеструю и смешную декорацию цирка, но костюмы героям сотворил также пестрыми; в результате - пятна на пятнах, и снимавшие спектакль фотографы извелись, пытаясь отделить действующих лиц от задников). В антракте дети визжали рядом с работавшими в фойе клоунами, а взрослые пытались угадать, каким будет второй акт.
Потому что во втором акте у Сен-Санса среди карнавальных животных должен был появиться Лебедь. Тот самый Лебедь, которого впервые и навеки уморил для Анны Павловой Михаил Фокин. И поставить заново именно эту музыку для хореографа - ну, как писателю заново сочинить "Темные аллеи". То есть взглянуть на такое кто же откажется.
Скажем сразу: Лебедь у Брянцева выжил. Появился, как всегда, переминаясь с ноги на ногу в извечной белой пачке. Повздрагивал согласно каноническому тексту, но когда уже время было умирать - скромно удалился. (Имя Фокина в программке не упомянуто.) Другим животным повезло меньше: Брянцев пытался ставить им танцы сам, и это катастрофически не удавалось. Куски музыки - малюсенькие, развернуться большому таланту негде, хоп - все выскочили, хлоп - все убежали. Ни одной индивидуальной характеристики, ни хоть малюсенькой находочки. Ну конечно, черепах надо было заставить танцевать канкан. А еще огромные костюмы, в которых кенгуру были похожи на жирных крыс...
Детские спектакли - не просто выходное времяпрепровождение. Это вербовочный пункт. Ребенок заболевает страстью к балету в период от трех до девяти лет. Проверено веками и зафиксировано томами мемуаров. К десяти он достает своих родителей, и те ведут его на экзамен в училище. В том, что конкурс в училища катастрофически падает и учителям не из кого выбирать, - я обвиняю в том числе и Дмитрия Брянцева.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Ср Мар 01, 2006 11:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121603
Тема| Балет, музтеатр Станиславского, премьера, Персоналии, Брянцев Д., Беседина В., Левенталь В.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Ну просто цирк!
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021216
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-16/7_circus.html
Аннотация| В Музыкальном театре впали в детство

Новый балет Дмитрия Брянцева "Цирк приехал!" заготовлен для показа на утренниках. Краткое содержание: в маленький городок прибывает труппа дрессированных зверей, заболевших по дороге. Доктор Айболит их вылечивает, и все танцуют. Цирк звериный, потому что Брянцеву захотелось использовать "Карнавал животных" Сен-Санса. Импрессионистские зарисовки композитора определяют номерной ход балета: звери из композиторского опуса пляшут вместе с живностью, внесенной постановщиком в бестиальный перечень. Музыку к первой половине спектакля написала Валерия Беседина, смело соединяющая похоронные мотивы Шопена с уроками веселой композиции от Тихона Хренникова. Одни звери в программке названы уважительно: слон, медведь. Другие ласкательно: цыплятки, лошадки. Танцы соответствующие. Слоны грузно топают, медведь, естественно, косолапит. Есть еще лошади-канканистки, лев-культурист, лиса-старлетка. Припасена и балетмейстерская находка. Очень оригинальная. Танец маленьких черепашек заимствован в "Лебедином озере", сами понимаете, из каких лебедей. Плясуны несколько тушуются на фоне сценографии Валерия Левенталя. Сами по себе декорации остроумно разноцветны, каждый в отдельности костюм исполнителей в стиле "мягкая игрушка" - тоже. Но в совокупности возникает дробный эффект "пестрого на пестром".
Увы, мотор брянцевской фантазии забуксовал в, казалось бы, благодатнейшем пространстве детского спектакля (Цирк! Звери!). Мало театральных придумок. Только воздушный шар пролетит раз-другой да огромный, с человека, медицинский градусник вызовет смех в зале. Да, еще Айболит прибывает на самокате. Но это капля в море. И дети, быстро уставшие от монотонного дублирования приема "выход хворого зверя с пантомимным рассказом, где болит", начали ерзать. Повторяемый два раза длинный звериный дивертисмент с однообразными танцевальными па (в балетах такого типа кенгуру не может не припрыгивать, а лошадка не держать руки "белочкой", а-ля Конек-Горбунок) рисковал совсем усыпить малолетнюю аудиторию.
Ко второму отделению Брянцев понял, что чрезмерно ровную линию спектакля необходимо взбить. Рецепт взбивания был найден в производственной сфере: в цирке идет представление, от аварии гаснет свет. У зрителей возникают глюки - дрессированные рыбки. И мерещится знаменитый "Умирающий Лебедь" (благодаря хореографии Фокина все знают эту музыку Сен-Санса), птица в детском балете вовсе не умирает, а тихо истаивает вдали. Из приема "тушите свет" вытекает следующий ход: "ура, починили пробки". Все ликуют. Конец спектакля.
Чтобы по-настоящему оценить поиски и находки этого балета, надо иметь не более пяти лет от роду. У прочих зрителей не хватит интеллекта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Ср Мар 01, 2006 11:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121604
Тема| Балет, «Золотая маска», Персоналии, Бояков Э., Пети Р., Лиепа И., Цискаридзе Н., Ратманский А., Уткин И., Монахов Е., Вишнева Д., Ананиашвили Н.
Авторы|
Заголовок| Меж двух столиц
Где опубликовано| Эксперт
Дата публикации| 20021216
Ссылка|
Аннотация| "Золотая маска" впервые покидает Москву

Крупнейший российский театральный форум - национальный фестиваль и премия "Золотая маска" - пройдет девятый раз. Впервые "Маска" покинет Москву и представит все лучшие спектакли прошлого сезона - музыкальные и драматические - в Петербурге, в традиционные для этого фестиваля сроки: с 27 марта по 14 апреля. Москва тоже увидит спектакли-номинанты, но уже следом за Питером. Поэтому список соискателей премии был объявлен на днях одновременно в двух столицах. О беспрецедентном проекте и его участниках рассказывает генеральный директор "Золотой маски" Эдуард Бояков, известный Петербургу еще и как продюсер двух проектов Мариинского театра - "Сказания о невидимом граде Китеже" в постановке молодого экспериментатора Дмитрия Чернякова и экстравагантного, даже хулиганского "Царя Демьяна" в постановке лидера театра "Фарсы" Виктора Крамера. Недавно до Петербурга дошли слухи о новом проекте Боякова - опере о клонировании на сцене Большого театра (либретто Владимира Сорокина, музыка Леонида Десятникова).
- Вы не похожи на человека, который совершает необдуманные поступки. Что такое проект "Золотая маска" в Петербурге, с точки зрения опытного продюсера?
- Начну с того, что идея проведения "Маски" в Петербурге никак не связана с конъюнктурой, потому что родился этот проект давно, еще до начала миграции чиновников из Петербурга в Москву и людей культуры из Москвы в Петербург. Это во-первых, и это важно. Для меня Петербург - город, где работают Валерий Гергиев, Лев Додин, Борис Эйфман, это, безусловно, европейская культурная столица. Но, часто бывая в Питере, я вижу и его проблемы. В первую очередь это проблема самосознания: колоссальная зацикленность на идее собственной непохожести. Открытость "Маски", как фестивального проекта общероссийского масштаба, должна помочь Петербургу преодолеть эту замкнутость. Кроме того, показав действительно лучшие новые театральные произведения страны, "Маска" обеспечит городу столичную афишу, которой не только Петербург, но и Москва в последнее время далеко не всегда может похвастать.
Что касается деловой стороны проекта, мне сложно придумать какие-то очевидные выгоды для нас. Проводить фестиваль в двух городах, естественно, сложнее, чем в одном. Не говоря уж о том, что в Москве у нас была полностью отлажена та в хорошем смысле механическая составляющая, которая лежит в основе любого культурного проекта - отношения с театрами, которые предоставляли площадки, точки размещения рекламных носителей, контакты с людьми, которые за этими рекламными носителями стояли. Это как джазовый стандарт - если он есть, можно импровизировать. Вот этим мы в Москве и занимались. Теперь развитый проект переносим на новую почву, лишая его всех тех преимуществ, которыми он пользовался на насиженном месте. При этом мы не можем понизить планку известного всему миру фестиваля "Золотая маска". Истины ради нужно сказать, что Петербург сознательно отнесся к этой идее, так что в финансовом смысле мы обойдемся без жертв: схема, отлаженная в Москве (30% фестивального бюджета обеспечивают федералы, 30% - спонсоры и 30% - город), будет работать и в Петербурге. Мы, в свою очередь, тоже понимаем, что должны стать достойной увертюрой к тем юбилейным торжествам, что развернутся в Петербурге в конце мая, то есть проявиться и на этом, церемониально-праздничном уровне.
Если дальше проводить какую-то экспертизу петербургского проекта, то стоит сказать о зарубежных продюсерах, которые приглашаются на каждую "Золотую маску" в рамках программы Russian Case. Насколько я знаю по своему опыту, при всех прочих равных составляющих для иностранных организаторов проектов предпочтительнее оказываются фестивали, которые проходят в новом городе. Конечно, едут в первую очередь ради спектаклей, но гости, приезжающие, скажем, на театральный форум в румынский город Сибиу, стремятся побывать в замке Дракулы. Уже сейчас интерес к проекту Russian Case таков, что нашему международному отделу приходится решать проблему ограничения.
- Иностранные продюсеры в Петербурге будут?
- Около ста человек. Примерно столько же определяют фестивальную жизнь театральной Европы. Это организаторы гастролей, руководители фестивальных проектов и специалисты по русскому театру на Западе - люди, которые своим авторитетом представили российский театр в Европе.
- Список номинантов утвержден и оглашен. Прокомментируйте его.
- Результаты работы экспертов показали, что выводы о смерти российского театра слишком преувеличены и что прошедший сезон - один из самых удачных за время существования "Маски". Начнем с балета. В афишу "Золотой маски" этого года войдут четыре крупнейших явления.
Постановка Ролана Пети - балет "Пиковая дама" в Большом театре, событие, которое выходит за рамки театрального сезона. Это первая работа звезды мировой хореографии в одном из главных музыкальных театров страны - до этого планка западной балетной хореографии в Большом театре не поднималась выше фамилии Баланчин. Пети работал очень долго, серьезно, блестяще представил в своем балете Илзе Лиепа и Николая Цискаридзе.
Следующее название - "Золушка" Мариинского театра в постановке Алексея Ратманского: первый крупноформатный балет главной надежды российской хореографии. Художники спектакля Илья Уткин и Евгений Монахов - люди, которые во времена, когда нельзя было заниматься архитектурой, создали целое направление в мировом искусстве, это та самая бумажная архитектура, которая обошла все крупнейшие выставки мира. Кроме того, здесь есть прекрасная работа Дианы Вишневой, на которой можно специально не останавливаться, поскольку это как раз то самое дежурное суперкачество, которое характеризует безусловное мастерство.
Третье явление - это постановка того же Ратманского в "Постмодерн-театре" с Ниной Ананиашвили - примой Большого театра, которая в этом театре явно не реализует всех своих возможностей. Для меня этот спектакль значителен тем, что впервые независимый, негосударственный проектный театр начинает полноценно конкурировать с огромными академическими монстрами. И наконец есть восстановление якобсоновских балетов "Роден" и "Свадебный кортеж" петербургским коллективом под названием Театр балета хореографических миниатюр. Причем это восстановление своевременное, поскольку жива еще "мышечная память". Существует еще одна статусная постановка - "Блудный сын" Баланчина - театр, в данном случае Мариинский, продолжает осваивать классическое наследие.
Что касается современного танца, то он представлен намного меньшей афишей, чем в прошлые годы. Происходит некая кристаллизация лидеров процесса. За исключением коллектива Татьяны Багановой, у которой нет премьеры в этом году, четыре остальных театра, представляющих мейнстрим российского contemporary dance - Театр Евгения Панфилова, московский Театр "П.О.В.С.Танцы", "Киплинги" из Екатеринбурга и Театр современного танца из Челябинска, приедут в Петербург на "Золотую маску".
В опере тоже все очень мощно. Появилась возможность представить еще одного, кроме бессменного Валерия Гергиева, дирижера Мариинского театра Джанандреа Нозеду: "Так поступают все" Моцарта - замечательная работа с европейской режиссурой и потрясающими молодыми голосами. Что касается Москвы, она в этой номинации представлена более чем достойно. У Михаила Бертмана в "Геликон-опера" появился спектакль "Лулу" Альбана Берга - первое обращение российского театра к величайшей опере XX века и первый ее перевод на русский язык.
Вторая московская постановка - "Мадам Баттерфляй" в Театре Станиславского и Немировича-Данченко с Ольгой Гуряковой, которую в Петербурге знают и любят: она много работает с Гергиевым на разных площадках мира. Есть уникальный проект оперной антрепризы из Екатеринбурга, которая поставила оперу "Поворот винта" Бенджамена Бриттена. Может быть, открываю секреты, но именно этот антрепризный (!) спектакль получил самые высокие оценки экспертов. Еще в списке два спектакля питерских режиссеров - Алексей Степанюк поставил "Кармен" в Новосибирске, а Юрий Александров, многократный лауреат "Золотой маски", - "Мадам Баттерфляй" в Ростове.
Оперетту представят два главных российских мюзикла прошлого сезона: "Notre Dame" и "Норд-Ост". Первый мы в Петербург не привезем, ибо его объективно невозможно сдвинуть с места, а "Норд-Ост" все же покажем в концертном исполнении.
И наконец о драме. В этом году много московских спектаклей: "Безумная из Шайо" Петра Фоменко по пьесе Жироду, "Дама с собачкой" Камы Гинкаса, "Академия смеха" Романа Козака с двумя суперработами Николая Фоменко и Андрея Панина, "Откровенные полароидные снимки" самого многообещающего молодого режиссера Кирилла Серебренникова. Список спектаклей-номинантов включает постановку "Облом OFF". Пьесу эту наш современник Михаил Угаров писал по заказу Олега Ефремова незадолго до смерти режиссера. В результате Угаров поставил свою пьесу сам - это распространенная на Западе практика, хотя и непривычная для России. Я же считаю, что это один из главных драматургических текстов последнего театрального десятилетия. И спектакль уже взял множество призов и имеет ошеломляющий гастрольный список. Еще я не назвал "Короля Убю" в постановке Александра Морфова с Александром Калягиным в заглавной роли и сатириконовского "Синьора Тодеро - хозяина" Роберта Стуруа с Константином Райкиным.
От Петербурга номинантами стали "Московский хор" Льва Додина и Игоря Коняева в МДТ - Театре Европы, "Эдип-царь" Андрея Прикотенко в Театре на Литейном, "Старший сын" Юрия Бутусова в Театре имени Ленсовета и "Дневник провинциала в Петербурге" - моноспектакль Алексея Девотченко по прозе Салтыкова-Щедрина.
- Кроме "Золотой маски" вы продюсируете проекты, которые отличаются подчас шокирующей новизной формы. Авангард - ваше пристрастие?
- Я бы не назвал это пристрастием. Я воспринимаю искусство как постоянный диалог традиции и новации. За годы коммунистического режима российское искусство накренилось в сторону традиции, канона. И этот перекос мешает ему дальше гармонично развиваться. Если, например, у человека одно полушарие развито до гениальности, а второе недоразвито, мы ведь имеем дело с дебилом. И что нам до того, что он может запомнить подряд четырнадцать степеней, если ложку мимо рта проносит? Стоит развивать в себе те качества, которых не хватает. Если ты слишком эмоционален, не стоит пить успокоительное: внешне, может быть, будешь более нормален, но седативный эффект парализует все твои креативные функции. Поэтому лучше научиться концентрироваться и перераспределять избыточную энергию. В искусстве действуют те же законы. В этом смысле "Царь Демьян" для меня так же важен, как опера на либретто Владимира Сорокина и музыку Леонида Десятникова, репетиции которой сейчас идут в Большом театре. У меня еще есть и фестиваль "Новая российская драма" - там определена и международная часть. Уверен, что без современной пьесы театр существовать не сможет: как частный случай - да, но как система - сразу протухнет. Кстати, "Маска" - проект очень современный, новаторский, постперестроечный. Он возник именно тогда, когда понадобилось собирать распавшийся на "уделы" российский театр.
- Что за историю для оперы придумал один из самых скандальных российских авторов Владимир Сорокин?
- Сильную. Сюжет оперы - клонирование, открытое еврейским профессором, который живет в гитлеровской Германии, а потом бежит из нее в Советский Союз, где получает возможность проводить опыты в одном из лагерей. Так как профессор был страшным меломаном, он решил клонировать композиторов - Вагнера, Верди, Моцарта, Чайковского и Моцарта: пять гениев, пять типов - человеческих и композиторских. Прошло время, случилась перестройка. Эти исследования оказались никому не нужны. Профессор умер, а клоны остались. Они стали композиторами - правда, не гениями, - оказались в современной Москве. Больше я ничего не имею права рассказывать. Но хочу добавить, что для меня это проект совершенно питерский, потому что Десятников - это абсолютно знаковая для Петербурга фигура, а когда разговор идет об опере, главная фигура - композитор. Есть у меня и еще один проект, симметричный этому. Если для московской постановки музыку создает петербуржец, то Валерий Гергиев, наоборот, заказал для своего театра музыку московскому композитору Мартынову на сюжет дантовой "Vita Nova". Премьера уже скоро, и это, согласитесь, тоже совершенно петербургский театральный сюжет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Чт Мар 02, 2006 1:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121701
Тема| Балет, музтеатр Станиславского, премьера, Персоналии, Брянцев Д., Беседина В., Левенталь В.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Балет-раскладушка
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20021217
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/16-12-02/article27780
Аннотация| Дмитрий Брянцев поставил спектакль для малышей

Премьеры детских спектаклей случаются редко, поэтому с каждой из них связаны большие надежды. Главный балетмейстер Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко посвятил балет своему двухлетнему сыну Ване. Считается, что таким малышам в театр ходить еще рано. Зато в цирк - в самый раз. Короткие номера лучше удерживают детское внимание, чем длинное сюжетное представление. Брянцев взял на заметку эту педагогическую рекомендацию, его "Цирк приехал!" больше всего похож на книжку-раскладушку. Двухлетка видит слонят и радуется, что знает, кто это такие. Переворачивает страницу - а там цыплята. И так далее. Главным автором спектакля стал не балетмейстер, а художник. Детский утренник Музыкального театра оформил маститый Валерий Левенталь. Он придумал воздушный город с полосатыми многоэтажками и нарисованными жителями. Нашел чистый, светло-голубой тон неба. Любые яркие краски ложатся на такой фон абсолютно естественно и мирно. Нарядный коллаж собирается из движущихся пятен. Нахальный рыжий (лиса), юркая россыпь желтых крошек (цыплята), перламутровая радуга (птички), веселенький ситцевый горошек (гигантские воротнички поролоновых слонов) не пестрят, а складываются в занимательный цветной сюжет. Рядом буянят красно-зеленые клоуны, похожие на попугаев, в лирическом адажио порхают пастельные бабочки Коломбина и Арлекин. Первый акт идет на музыку Валерии Бесединой, понимающей тему цирка не так изысканно, как Левенталь. К бодреньким маршам и полькам, написанным в духе учителя Бесединой Тихона Хренникова, пришиты цитаты из популярной классики. Время от времени слышится то Гершвин, то Шопен. Есть в первом действии и слабая попытка рассказать сказку, рассчитанную даже не на двухлеток, а на грудничков. Звери, приехавшие на гастроли, заболели. Но всех вылечил Доктор Айболит. Зато потом идет "настоящее" цирковое представление под "Карнавал животных" Камиля Сен-Санса. Танцуют так же просто, как и в начале действия - "хвост налево, хвост направо". И так же неловко шутят. В больничных сценах всех пациентов накрывали одним одеялом и ставили общий термометр, зашкаливающий за пятьдесят градусов. В цирковых осмелились на трюки - обезьяны-диверсанты вырубили свет, начались иллюзии. Вот тут изображение наконец-то точно совпало с музыкой. Рыбки-вуалехвостки растворились в нежных фортепьянных арпеджио. А лебедь томно "пропел" руками-крыльями нечто печальное. Брянцев не избежал искушения обильно процитировать знаменитый номер Михаила Фокина. Теперь дети, завидев по телевизору "Умирающего лебедя", скажут, что это - из балета "Цирк приехал!". Конец "цирковой иллюзии" выгодно отличается от остальных зоологически-клоунских плясок. Танцы в новом брянцевском балете выглядят необязательными. А по эскизам Валерия Левенталя хорошо бы издать роскошную детскую книжку. И приложить к ней диск с музыкой Камиля Сен-Санса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3417

СообщениеДобавлено: Чт Мар 02, 2006 1:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002121702
Тема| Балет, музтеатр Станиславского, премьера, Персоналии, Брянцев Д., Беседина В., Левенталь В.
Авторы| Владимир КОТЫХОВ
Заголовок| ЛЕБЕДЯ СЕН-САНСА ОЖИВИЛИ В ШАПИТО
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20021217
Ссылка|
Аннотация| Зверям - Айболита, детям - цирк

В Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко очень любят детей. Как в анекдоте: "Лев Толстой очень любил детей, и все ему мало было. Приведут полную комнату, шагу ступить негде, а он все кричит: "Еще! Еще!" Поэтому и появился в театре балет для детей "Цирк приехал!". Балетмейстер Дмитрий Брянцев (он же автор либретто), художник Валерий Левенталь, композиторы Валерия Беседина и Камиль Сен-Санс. Детей в день премьеры собралось несметное количество. Толстой был бы доволен, а вот с балетом не получилось.
Первая часть спектакля неинтересна как сюжетно, так и танцевально. Цирк-шапито, все звери заболели. Срочно нужен Доктор Айболит. Он - тут как тут и в одну секунду вылечивает все пушистое зверье. После чего звери, до этого полспектакля пролежавшие на голой сцене, на радостях изображают приплясы, присядки под незатейливую, но бравурную музыку г-жи Бесединой.
А во второй серии "Цирка" вообще случился казус, поскольку общедоступную Беседину сменил эстет Сен-Санс со своим "Карнавалом животных". И как ни пытался хореограф переломать его музыкальные изыски через колено своих танцкомбинаций, ничего не получилось. Г-н Брянцев - отдельно, мсье Сен-Санс - отдельно. Хореограф даже придумал что-то вроде глюков, когда в полумраке сцены на фоне дергающегося слюдяного зеркала появляется Лебедь. Тот самый, что поставлен Михаилом Фокиным и известен всему миру как умирающий. В "Цирке" Лебедь не умирает, и называется он теперь Заколдованный, в связи с чем имя Фокина не упоминается. Вроде это как и не его этот Лебедь. Но самое забавное, что из тех зверей, которых в первом отделении Айболит вроде бы вылечил и были они живыми и здоровыми, до второго добрались не все. Большая половина их куда-то исчезла. Куда? Это, наверное, знает только Доктор. Хотя, может, он и вообще никакой не Доктор Айболит, а так, какой-нибудь самозванец, напялил халат и замучил зверушек. Хотя все не так грустно, потому что в балете есть костюмы и декорации Валерия Левенталя. И они спасают спектакль своим радостным цветом и неудержимой фантазией. Маленькие рыбки блестят и переливаются всеми оттенками голубого; цыплята пушистые и желтенькие, как свежий желток; лев потряхивает своей яростной, оранжевой гривой... А на сцене предстают то нарядный иностранный городок, то цирк-шапито, где все, как в настоящем цирке: и центральная ложа, и ряды кресел, заполненные радостными зрителями, и красный бархат лож.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика