Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2003-03
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Пн Мар 15, 2004 10:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031702
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Кармен», «Юноша и Смерть», «Средний дуэт»
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| Над крышами Парижа.
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20030317
Ссылка| http://www.vremya.ru/2003/46/10/33644.html
Аннотация| Мариинка «обидела» Ролана Пети

Принципы, по которым Мариинский театр выбирал спектакли для гастроли в Москве, не особенно понятны. Ну, допустим, макмиллановская "Манон", станцованная вчера и обещанная сегодня, - это расчет по давнему долгу. ("Взаимные гастроли" организованы "Золотой маской"; два сезона назад спектакль был выдвинут на премию, но на фестиваль по неведомым причинам театр его не привез - потому Диана Вишнева лишилась возможности получить приз за одну из лучших своих ролей.) Но вечер из трех одноактных балетов, два из которых ("Кармен" и "Юноша и смерть") принадлежат Ролану Пети, а один ("Средний дуэт") Алексею Ратманскому, - это жест гордого камикадзе.
Потому что Ролан Пети в течение нескольких месяцев перед недавней премьерой "Собора Парижской Богоматери" рассказывал всем журналистам (даже вовсе об этом его не спрашивающим), что его балеты, присутствующие ныне в Мариинке, идут в ужасном, ужа-а-асном виде. Вспоминал, что пять лет назад, рассердившись на то, что дирекция поставила в спектакль неугодного балетмейстеру танцовщика ("Я его не хотел" - точная формулировка Пети), он на контракте написал собственной рукой "только для России" - то есть запретил показывать свои сочинения на гастролях. Торжественные монологи хореографа перед московской премьерой легко объяснимы: контракт с Мариинским театром у него заканчивается в конце этого сезона, то есть денег за прокат спектаклей ему больше платить не будут. Мариинка, заполучившая себе Ноймайера, ведущая переговоры с Форсайтом и заглядывающаяся на Килиана, вряд ли захочет снова иметь дело с Пети - не тот уровень. А московский "безрыбный" рынок для Пети открыт, уже вторую премьеру он здесь сделал (и старательно распускает слухи, что будет третья). В ситуации конкуренции театров облить старых знакомцев для того, чтобы приподнять новых и заработать их благосклонность и новый контракт, - это часть бизнеса.
Поставив в программу балеты Пети, Мариинка напрашивалась на обстрел со стороны любителей полукабаретной его хореографии: так ли воспроизводят артисты бессмертный текст? Не упускают ли что-нибудь? Скажем сразу: в "Кармен" от Пети осталось немного. Тем интереснее было ее смотреть.
Полсотни лет назад Пети поставил "Кармен" - и затем еще несколько десятков балетов - для своей жены Зизи Жанмер, танцовщицы неклассической, работавшей в мюзик-холле и являвшей собой воплощение вечного французского типа: маленькая брюнетка, крутобедрая, некрасивая и обаятельная. Ничего всерьез - было ее девизом и девизом Пети; истории рассказывались с хохотом. Характерный пример - "Сирано де Бержерак", где бедный поэт был выставлен непрактичным недоумком.
Эта интонация показалась нашим танцовщикам совсем чужой. И, воспроизведя ее на давней премьере, они начали дрейфовать к тому, что ближе, понятнее и - чище. Историю "младенческого разврата" они превратили в историю просто младенческую, в игры на детской площадке. Кордебалет веселился от души, выпевая дурными голосами "ля-я-я мур", девицы утрировали соблазнительные позы так, как утрируют их танцовщики, изображая на капустниках балерин, а убийственная серьезность Андрея Меркурьева (Хозе) в сочетании с истерикой его тонких ног производила еще более комическое впечатление. Главная же героиня ушла в другую крайность - Диана Вишнева присутствовала на сцене столь мощно, что картонный домик спектакля разваливался совсем. Женская власть, лениво и размеренно излучаемая этой Кармен, не имела никакого отношения ни к сочному кабаре, ни к невинному капустнику; Вишневой, конечно, следовало бы настоящую Кармен станцевать, не петишную.
С "Юношей и смертью" тоже получилось не так, как, видимо, хотел хореограф, - но получилось отлично. Этот балет выбивается из ряда сочинений французского забавника - он мощнее и умнее, чем другие его сочинения. Что не случайно: в его создании участвовал Жан Кокто, человек совсем другого масштаба. За прошедшие полвека кто только не танцевал "Юношу" - и, несмотря на присмотр Пети, все танцевали его по-разному. Он стал как бы "Умирающим лебедем" для танцовщиков - так расходятся тексты у Нуреева и у Барышникова, например. В Мариинке конфликт начался с того, что Юношу стал танцевать Фарух Рузиматов, вложивший в балет слишком много тигриной страсти. На гастролях он не выступал - как было сказано, из-за внезапной травмы. Его заменил Андриан Фадеев - и вышло очень удачно.
Никаких пережимов страстей, никакого хлопотания лицом. История о том, как в мансарду к поэту явилась смерть в облике маленькой шлюшки и, доведя его до самоубийства, отправилась путешествовать с ним над Парижем, в исполнении Фадеева была полна поэтического чувства меры. Поэт курил, вырисовывая в воздухе вензеля, прыгал через брошенные ему под ноги стулья, ласкался к девице как мальчик и отчаивался как мужчина - Кокто явно бы аплодировал ему.
А посреди этого столкновения страстей и стилей артисты Мариинского театра десять минут танцевали "Средний дуэт" Ратманского. Сочиненный три года назад, он также проходил пресс времени: можно было в первом приближении увидеть, что случится с ним лет через пятьдесят. Результаты обнадежили: история для двух ангелов и четырех человек пошатнулась в исполнении Светланы Захаровой и Андрея Меркурьева, но была воспроизведена на следующий день точно и нежно Жанной Аюповой и Исломом Баймурадовым. Ратманскому нет нужды становиться таким унылым скандалистом, как Пети: его будут приглашать на постановки и без саморекламы. И полвека спустя. И сейчас - в середине апреля в Большом появится "Светлый ручей".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Вт Мар 16, 2004 10:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031703
Тема| Балет, БТ, «Собор Парижской Богоматери», Персоналии, Пети Р., Жарр М., Сен-Лоран И., Цискаридзе Н., Годовский Я., Лунькина С., Волчков А.
Авторы| Мария КАРЕЛОВА
Заголовок| Квазимодо как герой нашего времени.
Где опубликовано| Московская правда
Дата публикации| 20030317
Ссылка|
Аннотация| Балет "Собор Парижской Богоматери" - "старый новый" спектакль французского балетмейстера Ролана Пети. Старый потому, что впервые был показан в Парижской опере в 1965 году, новый - для московской публики.

Постановка на музыку Мориса Жарра давно и прочно числится в списке "золотого" балетного наследия прошлого века, его ставят по всему миру. Этому способствует эффектная сценография Рене Аллио - громада готического собора, обрисованного условно, общей массой, его внушительная звонница крупным планом и костюмы от Ива Сен-Лорана, то архицветастые, то, наоборот, мрачные, в покрое которых соединились мотивы одежд XV века и мода 1960-х.
Время создания, конечно, наложило неизгладимый отпечаток на эстетику спектакля. Хореографа и его команду мало интересовало средневековье как таковое. Нарочито плакатная хореография балета Ролана Пети отражает наболевшие вопросы современности, большинство которых актуально и по сей день. Он смешал религиозно-философскую символику (борьба дьявольского и божественного в человеке) с изысканиями психоанализа и экзистенциальной философии. Такой спектакль можно было сочинить после знаменитого афоризма французского мыслителя Жан-Поля Сартра: "Ад - это другие". Такая хореография, от общего тяжелого топота нерассуждающих масс до изломанного, индивидуального в каждой партии рисунка танца солистов, создавалась накануне студенческих баррикад в Париже и надписей на стенах: "Бог умер". А стиль балета далек от сантиментов и пылких эмоций нараспашку, он рационален, сознательно неромантичен, но тем сильнее в пластике концентрируются иррациональные чувства.
Перечисленные выше проблемы и соответственная хореографическая манера в силу исторических причин более естественны для европейского, чем для российского балета. У нас, культивируя одну только классику, издавна предпочитали не копаться в подсознании, а создавать что-нибудь возвышенное. В крайнем случае - отанцовывать борьбу хорошего с плохим, опираясь на так называемую игру в образе. А под игрой в нашем балете подразумевалось нечто противоположное тому, что требуется в "Соборе": не мрачный гротеск в рамках "стальной" пластической конструкции, но наглядное смакование всех переживаний - любовь так любовь, ненависть так ненависть.
Но Большой театр не случайно выбрал именно "Собор" из богатейшего списка постановок 80-летнего хореографа. Ведь в спектакле есть все, что традиционно ценится в нашем балете: подробный сюжет, отчетливо вылепленные характеры, нешуточные страсти. По крайней мере, именно так поняли замысел Пети исполнители главных партий. И станцевали пылкую мелодраму. Зрителям впору было рыдать в носовой платок при виде страданий героев (в лаконичном спектакле их, в отличие от густонаселенного романа Гюго, всего четверо). Горбун Квазимодо (Николай Цискаридзе) буквально сгорал от контраста между грубым телом и возвышенной душой в мире, где ценят совсем не душу, а только красивое тело. Архидьякон Клод Фролло (Ян Годовский точнее других почувствовал стиль балета) раздваивался между аскетическим долгом церковника и охватившей его сексуальной жаждой. Единственная героиня в мужском мире балета Эсмеральда (Светлана Лунькина) изящно мучилась от собственной соблазнительности. Лишь бездумный красавец Феб не маялся ничем: в исполнении Александра Волчкова он походил не на бравого любимца женщин, а на подростка, самовлюбленного и стеснительного одновременно.
Персонажи "Собора" существуют на фоне толпы. Жаль, что кордебалету Большого не хватило энергии в передаче ее однозначных, но напористых страстей. У Ролана Пети тупая, нерассуждающая, живущая одним днем и одной эмоцией масса, как флюгер, ежеминутно меняет направление: то сочувствует, то предает. И эта переменчивость мастерски поставлена хореографом. В сцене суда над Эсмеральдой неподвижная масса лишь коллективно трясет плечами, но вы словно слышите вопль "распни ее!". А в эпизоде казни бедной цыганки жители Парижа жадно глазеют на чужие страдания, заменяя виселицей отсутствовавший тогда телевизор....
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Вт Мар 16, 2004 10:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031704
Тема| Современный танец, "Провинциальные танцы", Екатеринбург, Персоналии, Баганова Т.
Авторы| Марина Романова
Заголовок| Провинциальная география.
Где опубликовано| Эксперт
Дата публикации| 20030317
Ссылка|
Аннотация| Возникшая 13 лет назад в Екатеринбурге хореографическая компания в результате мозгового штурма дала себе имя "Провинциальные танцы".

Назвавшись провинциалами, молодые танцовщики декларировали прежде всего свободу от модных столичных течений, от устоявшихся традиций. Мы ни на что не претендуем, говорили они, просто танцуем, как нам нравится. Сейчас название "Провинциальные танцы" - брэнд, о смысле которого не задумываешься, ну, к примеру, как о содержательной части титула газеты "Комсомольская правда". Театр же "Провинциальные танцы" стал одним из самых непровинциальных, неместечковых явлений, возможно, всего Уральского региона. В своей деятельности он воплощает мировые танцевальные тенденции, сохраняя при этом самобытность.
Ныне в среднем две недели в месяц театр или его хореограф работают на чужбине. С коллективом знакомы многие государства Европы, Северная Америка освистывала его выступления (американцы свистят - значит любят). В Екатеринбурге немало интересных творческих коллективов, ярких лидеров в сфере искусства. Но почему-то именно "провинциалы" оказались столь востребованы миром. Каким должен быть культурный продукт, чтобы выдержать серьезную конкуренцию на мировом рынке искусства? И как должны сложиться обстоятельства, чтобы регионалов узнали в разных точках земли, оценили и захотели видеть еще и еще?
Курение на сцене полезно для зрителя
...Со сцены потянуло дымком. В темноте зажглись тусклые огоньки сигарет. Еще до последней премьеры "Полеты во время чаепития" поклонники театра были наслышаны: хореограф заставила артистов курить во время танца, тем, кто не имел этой вредной привычки, пришлось ею обзавестись... "Полеты" вообще стали полетом фантазии постановщика. Татьяна Баганова изобрела особую пластику полукомических, игрушечно-заводных движений. В спектакле есть совершенно оригинальные приемы, например "танец волос": их обмакивают в воду, а затем рисуют фигуры полетом волос и воды. Однако важны не столько сами придумки и новшества, сколько их гармоничное сочетание. Курят здесь не ради эпатажа: это нюанс, без которого ткань спектакля что-то утратит. Вообще "разбор полетов" происходит после, во время же представления зритель пребывает в состоянии транса, завороженности необычным и красивым действом.
В репертуаре театра 15 спектаклей, отдельные пластические миниатюры. Они разноплановы, но это всегда особый пластический язык и высокий исполнительский уровень. Труппа дважды проходила стажировку на международной базе American Dance Festival, обучалась на мастер-классах многих европейских хореографов. Большинство танцовщиков имеют высшее хореографическое образование. Однако само по себе качество продукта, подтвержденное многочисленными профессиональными наградами, еще не объясняет, почему он пришелся по вкусу зрителям не только России. Очевидно, он содержит нечто, на что имеется неудовлетворенный спрос.
Театр "Провинциальные танцы" практически ровесник направления contemporary dance в российском искусстве. Наш современный танец молод. Он уже дозрел до приличного технологизма, но еще не утомил сам себя, не дошел до кризиса среднего или даже старшего возраста, какой переживает современный танец за рубежом. Поразительный факт: иностранные хореографы переезжают жить в Россию или ставят спектакли для российских компаний. Перспективу они видят именно здесь. Голландец Ат Хуге провел свой последний фестиваль в Дюссельдорфе и перебрался в Челябинск. Международные фестивали раз за разом подтверждают: как некогда русский балет, так сегодня российский contemporary dance вносит свежую струю в мировую хореографию.
Свежесть эта чисто русского свойства - обращенность к сердцу, значимость содержания. В иностранных постановках, судя по нередким для Екатеринбурга примерам, главенствует разум, формальные изыски, техника на грани спорта. Россияне же на этом фоне выглядят, может, несколько наивными, но эмоциональными, чувственными, открытыми. В мире востребован наш российский душевный менталитет, когда он не слащав, а выражен в формах, близких западному зрителю. Эстетика "Провинциальных танцев", всегда любопытная с чисто формальной стороны, основана, однако, на жестком подчинении внешнего движения движению внутреннему.
Вечный вопрос и национальный момент
Движение - язык, не требующий перевода. Однако его нельзя считать вненациональным, уверена Татьяна Баганова: "Недавно завершила работу во Владикавказе над проектом "Нартский эпос". Теперь знаю на сто процентов: никогда не смогу выполнять движения руками, как осетинские девушки. Это момент физиологии, как узкие глаза у китайцев. У каждого народа своя пластика". Не ставя такой задачи, Баганова исследует этимологию движения, обращаясь то к грузинской народной музыке, то к еврейской, бразильской, японской и, конечно, русской.
И здесь возникает любопытный эффект перетекания национальных признаков. "Полеты во время чаепития" сначала были поставлены в США. Среди отзывов прозвучало мнение, что в основе лежат образы русского фольклора или действительности. В России же спектакль показался как раз очень западным. "Кленовый сад" задумывался Багановой затяжной и грязной уральской весной с ее черными улицами и деревьями еще без листьев, но уже без снега. Поставлен был опять же в Америке, и типичный российский пейзаж трансформировался в типичный американский, где цвет несостоявшейся весны обыгрывался цветом кожи некоторых исполнителей. А самый национальный по содержанию спектакль "Свадебка" о народных традициях русской свадьбы вышел из фольклорных рамок и превратился в философскую притчу о страхе человека перед неизведанным.
Вечные темы, поданные в современных одеждах с ненавязчивыми национальными аксессуарами, делают постановки "провинциалов" интересными для зрителей разной национальной принадлежности.
За славой и на заработки
Однако для географической подвижности коллективу недостаточно быть талантливым, чувствовать время и быть желанным повсюду. Провинциальный парадокс: чтобы прославиться на стороне, нужно, чтоб было неуютно на родине.
С одной стороны, "Провинциальным танцам" грех жаловаться. Они и не жалуются: коллектив собрал завидную коллекцию престижных наград и безусловно успешен. С другой стороны, успех этот творческого характера, но не материального.
Театр не имеет "стационарной" финансовой основы. Постановки делаются на средства или доброжелателей, или по заказу различных хореографических компаний. Артисты не получают зарплату, существуют на гонорары. Это нормальное состояние для антрепризы, но не для постоянной труппы, большой даже по международным меркам. В прошлом сезоне несколько месяцев жили за счет крупного столичного проекта с государственным финансированием. Плюс гастрольные поездки, благо есть выбор. Менеджер Алексей Пеньков откровенен: порой предпочтение отдается выступлениям, например, в Омске, где оплачивают проживание и командировочные расходы, а не в родном городе. Каждое представление в Екатеринбурге - инициатива театра, которая оплачивается из его же кармана: аренда помещения, реклама, работа вспомогательных служб. Выручает, что театр имеет репетиционную базу в областном Доме народного творчества, а его основная сцена в Театре юного зрителя предоставляется по безусловно льготным расценкам.
Творческое благополучие помогает сводить концы с концами. Но творческое благополучие требует и иного финансирования. Уровень коллектива таков, что просто обидно предоставить его самому себе. Екатеринбург ничем не держит "Провинциальные танцы", кроме той энергетики, которая вызвала их к жизни и продолжает питать.
В Челябинске есть муниципальный Театр современного танца, которым руководит Ольга Пона. В Екатеринбурге немало куда менее самобытных коллективов, чем "Провинциальные танцы", взятых на баланс областного или городского бюджетов. Конечно, слабые требуют поддержки, сильные выживают сами. Однако в своей "провинции" мы видим "провинциалов" раз пять в год, а не в месяц. Хотя нет худа без добра: каждый спектакль становится событием.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Ср Мар 17, 2004 11:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031705
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Кармен», «Юноша и Смерть», «Средний дуэт»
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Недоделанный Петипа.
Где опубликовано| Газета "Коммерсантъ", №44/П (2647)
Дата публикации| 20030317
Ссылка| http://kommersant.ru/doc/371220
Аннотация| Петербургский Ролан Пети на сцене Большого театра


Петербургский Ролан Пети ("Юноша и смерть") совсем пропал с Ирмой Ниорадзе и Андрианом Фадеевым
Фото: МИХАИЛА ГУТЕРМАНА


Мариинский театр привез в Москву хрестоматийные балеты Ролана Пети - "Кармен" и "Юношу и Смерть" с прослойкой в виде десятиминутного шлягера Алексея Ратманского "Средний дуэт". ТАТЬЯНЕ Ъ-КУЗНЕЦОВОЙ гарнир понравился больше основного блюда.С выбором гастрольного репертуара Мариинский театр что-то намудрил. Москва, приученная к тому, что на весенних взаимных гастролях театры показывают новинки последнего сезона, номинированные на "Золотую маску", с нетерпением ждала "Золушку" Алексея Ратманского и "Блудного сына" Баланчина. Но по неведомым "техническим" причинам петербуржцы привезли уже виденные в Москве "Кармен" и "Юношу и Смерть".Мотивы театра - загадка. Еще в 1998 году, после петербургской премьеры этих спектаклей, обозреватель Ъ обстоятельно прописал, почему в Мариинке не получается Ролан Пети: много пафоса и мало эротики.
Трудно представить себе что-либо более чуждое эстетике академической Мариинки, чем легкомысленная фривольность и сентиментальная патетика, в равной мере свойственные французу. Не доверяя ни иронии хореографа, ни его программным прозаизмам, петербуржцы укрупнили, разъяснили и вообще "улучшили" его спектакли. В результате поэтика театра Пети оказалась заменена поэтикой советского драмбалета - и вся соль хореографии выветрилась вместе с "ненужными" деталями. Проделанной работой остались недовольны и Мариинка, и хореограф. Театр намекал, что Пети - скучный и устаревший автор с раздутой репутацией, балетмейстер отказывался считать петербургские балеты своими. Кто прав, может судить любой неленивый зритель, посмотревший на видео те же спектакли в адекватном исполнении французов. Они отличаются так же, как шутовское "l`amour", которым кордебалет Пети должен сопровождать "Хабанеру", от того кошачье-нижегородского "ля-а-мур", что удавленно неслось со сцены Большого, вызывая дружный хохот зала.Хорошо хоть на первом представлении театр сменил привычные составы: вместо демонического Фаруха Рузиматова Хозе станцевал многообещающий Андрей Меркурьев, а Юношу - очаровательный Андриан Фадеев. Сути дела это не изменило, однако наблюдать за ними было занимательно. Аккуратный Хозе, например, явно боялся вольностей по отношению к приме Диане Вишневой: приложит голову к ее груди и высчитывает, сколько еще тактов осталось так держать. Да и качество танца заботило его куда больше, чем страсти роковые. Так, драка перед убийством отличалась стерильностью почти операционной: preparation, plie по второй позиции, кувырок, "березка", особо точный preparation (чтоб нож не помешал) перед тем, как госпоже Вишневой бежать на финальную поддержку. Кармен, впрочем, тоже не старалась соблазнить благонравного юношу, приберегая свои чары для публики. А поскольку от объекта обольщения ее отделяла оркестровая яма, Диана Вишнева предусмотрительно укрупнила завлекательные жесты: если уж вихляла бедрами, то от талии до колен, если передергивала плечами, то от уха до уха. И так - до самой смерти.В "Юноше и Смерти" белокурый милейший Андриан Фадеев сразу взял столь высокую ноту мальчукового отчаяния, что удержать ее до конца спектакля не смог бы и более опытный артист. В особенности с такой волевой партнершей, как Ирма Ниорадзе. Тут дело не в разнице в возрасте: влюбленность подростков в матерых проституток - дело обыкновенное. Но девушка в ее исполнении оказалась уж больно агрессивной. Как пошла швыряться стульями, бить ладонями по столу да ломать мальчику шею (своеобразно реализуя метафору "вскружить голову"), так неудивительно, что он то и дело испуганно прятался под столом и в конце концов повесился.Самым увлекательным в этой программе оказался "Средний дуэт" в исполнении Светланы Захаровой и Андрея Меркурьева. Хорошо все-таки, когда артисты понимают, про что они танцуют: про любовь и непонимание, про одиночество вдвоем в сумерках большого города. Хореограф Алексей Ратманский обладает уникальной способностью адаптировать европейских классиков (в данном случае Уильяма Форсайта) для русского употребления, наращивая сентиментальную плоть на скелете хореографической структуры. Роскошные ноги Светланы Захаровой перестали быть просто орудием балеринского труда - подламывались, стенали и всхлипывали, как живой голос. Отменно обученный Андрей Меркурьев не задумывался о правильности позиций - и стал восхитительно свободен и своеволен. Десятиминутная миниатюра, отделенная от балетов Пети антрактами, стала самым живым фрагментом вечера.Возможно, привозя на гастроли своего Пети, запрограммированного на неуспех, петербуржцы в очередной раз хотели доказать, что пригретый в Москве хореограф никуда не годится. Но навредили только себе: неискушенная публика, ожидавшая от Мариинки парадного блеска, была разочарована. Искушенная - укрепилась в убеждении, что танцевать Пети петербуржцам не стоит. Благо, и контракт с ним кончается.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Ср Мар 17, 2004 12:04 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031706
Тема| Балет, МТ, гастроли, БТ, фестиваль, «Золотая маска», «Пассакалья», «Пиковая дама», Персоналии, Пети Р., Цискаридзе Н., Лиепа И.
Авторы| Юлия Яковлева
Заголовок| Лауреатская хореография.
Где опубликовано| Газета "Коммерсантъ", №44/П (2647),
Дата публикации| 20030317
Ссылка| http://kommersant.ru/doc/371230
Аннотация| Московский Ролан Пети на сцене Мариинки


Московский Ролан Пети ("Пиковая дама") пропал бы без Николая Цискаридзе и Илзе Лиепы
Фото: АЛЕКСАНДРА МАРГОЛИНА


В Мариинском театре прошли гастроли балета Большого театра. Они ознаменовали начало фестиваля "Золотая маска" - Большой представлял номинантов на премию: спектакли хореографа Ролана Пети "Пассакалья" и "Пиковая дама". Их шансы на победу оценивала ЮЛИЯ Ъ-ЯКОВЛЕВА.Ролан Пети дважды номинант, потому что параллельно рассматривается вопрос еще и о Госпремии. Этому обстоятельству изумляешься - настолько очевидно, что качество спектаклей тут совершенно ни при чем. Скука стояла страшная, до ломоты в висках и мушек перед глазами. Было ясно, что "хороший хореограф" ("хороший спектакль") - это совсем не то, что "хореограф-лауреат". И успешным лауреатом, как и талантливым хореографом, надо родиться, это, безусловно, дар небес.Вначале я принялась думать, что все дело в контексте.
Вот когда в Мариинке идет сначала Баланчин, потом Ноймайер, потом Ратманский, а потом "Принцесса Пирлипат" Шемякина, в спину которой дышат "Весна священная" Нижинского, "Этюды" Ландера и программа Форсайта, то сразу ясно, что "Принцесса Пирлипат" - плохой спектакль и ничто его не спасет. Но ведь и в Большом были Баланчин, Аштон, был и теперь опять на подходе Ратманский! Были, правда, и отечественные балеты типа "Балды" и "Русского Гамлета" - то уже теплее, ближе к "Пиковой даме". Еще теплее - Пьер Лакотт. Его "Дочь фараона" вкупе с нынешними балетами Пети и его недавним "Собором Парижской Богоматери" твердо указывает на устойчивую группу: группу пожилых хореографов, которые едут в Россию, так же как пожилые рок-звезды и оперные дивы в отставке. Так что первое условие - возраст. Потому что у нас с советских времен отказываются верить, что в искусстве, как в спорте, результат надо доказывать. И для нас Ролан Пети до сих пор легендарный и мятежный персонаж буйных парижских 1950-х.Он и ставит так, будто 50 лет назад. Кавалеры, лунатически вальсирующие со стульями, выходят в "Пиковую даму" прямиком из полувековой давности "Кармен". А старуха графиня терзает бедного Германна чисто молодая стерва поэта-любовника в "Юноше и смерти". Да и от всей этой русской истории со старухой, картами, приживалками, бедной воспитанницей и честолюбивым немцем, которого попутал бес, Пети оставил только излюбленный им дуэт патологичной красотки (седой парик лишь подчеркивает худощавую породистость лица балерины Илзе Лиепы), которой не пойми чего надо, и нервического юноши. Прочие персонажи - игроки, петербургские аристократы, гусары - маячат и скользят сквозь действие невнятными тенями.Ну это, значит, и хорошо, значит, солидный основательный человек, не вертопрах какой-нибудь, у которого сегодня так, а завтра сяк. Так что второе условие для потенциального лауреата - предсказуемость. Потом я стала думать, что дело в артистах. Москвичи вообще славятся тем, что любую ерунду танцуют с темным пламенем в глазах, последним напряжением мышц и сектантской верой в высшую артистическую миссию. Николай Цискаридзе и Илзе Лиепа, номинированные на "Маску" как лучшие танцовщики,-стопроцентное попадание. Ужасно люди себя тратят, выкладываются. Каждый жест и вздох отточен в репзале. Свои роли они прочерчивают так, будто сами и сочинили. Ясно, что без них проект сдулся бы.И последнее условие, конечно, пакет необходимых жанровых черт. Условных раздражителей, по которым публика понимает, что перед ней - серьезное высказывание художника о судьбах и прочем. Когда драматическое настроение - надо, чтобы танцовщики прыгали повыше, раздирая ноги в соответствии с аккордами оркестра. Когда лирическое - медленно разгуливали по сцене, потягиваясь в разных позах. Когда просто танцы (бал там или другой какой праздник), то тогда и просто арабески в разных ракурсах и поддержках. И в этом плане "Пиковая дама", как любят писать в отзывах на соискание научных степеней, не свободна от недостатков. Их два. Во-первых, когда бедная воспитанница высоко поднимает в руке ключ от дома, чтобы отдать Германну, надо, чтобы ключ был побольше, а то не всем хорошо видно. Карты ведь в спектакле сделаны большие! Во-вторых, нехорошо, когда в сцене финальной карточной игры на задник выползает большой пиковый туз, при виде которого Германн валится на пол. Публика в этот момент начинает алкать истины, вдаваться в воспоминания и громким шепотом выяснять, что туз вроде как, наоборот, в кассу был, а герой вроде как погорел на даме. Но тут пускают Илзе Лиепу в капюшоне, и финальная сцена без особых пластических затруднений перетекает в финальные поклоны. Так что последнее важное условие Роланом Пети тоже соблюдено: публика жутко любит понимать, когда ей надо зааплодировать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Чт Мар 18, 2004 10:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031801
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Манон», Персоналии, Макмиллан К., Захарова С., Кузнецов И., Сологуб Н., Хребтов М.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Трехактная любовь с первого взгляда.
Где опубликовано| Газета "Коммерсантъ", №45 (2648)
Дата публикации| 20030318
Ссылка| http://kommersant.ru/doc/371467
Аннотация| Петербургская "Манон" на сцене Большого


Светлана Захарова в роли Манон высоко несла знамя добродетели на плечах Ильи Кузнецова
Фото: МИХАИЛА ГУТЕРМАНА


Вчера завершились четырехдневные гастроли Мариинского театра в Большом. Москвичи, расстроенные петербургским Роланом Пети (Ъ от 17 марта), на балет "Манон" билеты раскупили плохо. По мнению ТАТЬЯНЫ Ъ-КУЗНЕЦОВОЙ, зря: в этой английской хореодраме театр выглядел куда достойнее.Ситуация объяснимая: для балетов француза петербургской труппе необходимо было сломать собственные стереотипы и освоить иную стилистику, для балета шотландца - совсем не обязательно. Ведь главным источником вдохновения сэру Кеннету Макмиллану всю жизнь служил советский спектакль "Ромео и Джульетта", родившийся как раз в Кировском театре.
Литературный сюжет, актерская игра "по Станиславскому", содержательность танца (под которой понимается наличие непроизнесенного текста), разработанность "житейских" мизансцен - все эти признаки советского драмбалета хореограф дополнил обильным потоком классического танца.История Манон - одна из самых прелестных и легких в мировой литературе. Но произведение аббата Прево хореограф Макмиллан прочитал по-своему - как какого-нибудь Смолетта или Филдинга. Плуты, держательницы дорогих притонов, проститутки, богатые, но порочные джентльмены, юный наивный провинциал и столь же юная и наивная любительница легкой жизни. Прозрение добродетели, наказание порока - получился типично английский нравоучительный роман. Петербуржцы погрузились в него не без удовольствия, но, похоже, были несколько шокированы необходимостью перековки лебедей в проституток. К этому в театре отнеслись с излишней серьезностью.Можно, конечно, попенять женскому кордебалету на единообразие и бесцветность, из-за которых было трудновато разобрать, где дамы, где простые горожанки, а где продажные девки. Или посетовать на старательность двойки солисток, благодаря которой перепалка шлюшек превратилась в заурядный экзерсис. Или поострить по поводу трех джентльменов, начавших вариацию одинаково пылко, одновременно сдувшихся в середине и столь же синхронно прибавивших к финалу. Или поогорчаться из-за несоответствия природных данных тучного Ильи Кузнецова партии романтичного де Грие: все вариации этого романтического героя хореограф Макмиллан построил на тягучем адажио, медленных турах и пируэтах, одиночных мягких прыжках без всякого разбега, а у танцовщика Кузнецова как назло нет ни шага, ни устойчивости, ни эластичности мышц. Зато изрядный рост и физическая сила обеспечили стабильность поддержек - двойные рыбки последнего дуэта с Манон дорогого стоят.Обидно также, что обладательница лучших данных Мариинского театра Светлана Захарова обделена актерским дарованием. Поэтому не стоит зацикливаться на одинаково лучезарной улыбке, с которой она вешается на шею возлюбленному и подставляет ножки престарелому господину Г. М.; не надо обращать внимания на решающую сцену объяснения с любовником в игорном доме и искать причины ее ссоры с де Грие в том драматическом дуэте, когда он ее лупит по физиономии. Лучше сконцентрироваться на балеринских точеных ножках, образцовой стопе, идеальных линиях арабесков, легких вращениях. Это вполне достижимо, тем более что ударное финальное (и лучшее у Захаровой) адажио позволяет балерине не играть ничего, кроме полного физического истощения. Но влюбиться в эту Манон можно разве за отличную координацию движений.Самыми адекватными в спектакле выглядели вторые солисты: Максим Хребтов в роли брата Манон и Наталья Сологуб, станцевавшая его любовницу. Обоим удалось соединить актерскую свободу с безукоризненным исполнением текста партии. Обаятельная, пикантная, ершистая балерина была изумительно точна не только в собственных вариациях, но даже во время комического дуэта с вдребезги пьяным Леско. Танцовщик же с равной удачливостью крутил медленные двойные туры, разъезжался в растяжках после высоченных револьтадтов, удерживал партнершу в рискованных поддержках и управлял ходом сюжета, весело торгуя своей сестрой.Трехчастная мелодрама "Манон" 1974 года рождения структурирована довольно жестко. В каждом действии - одна массовая сцена и одна камерная (некоторые отступления от схемы допущены лишь в третьем, самом слабом акте). Массовые сцены сделаны по образцу ХIХ века - с танцами кордебалета, корифеев, первых солистов и главных персонажей. Привычная иерархия спектакля, в которой каждый знает свое место и свои обязанности, самым благотворным образом подействовала на труппу Мариинки - она почувствовала себя в своей тарелке. Так что поход петербуржцев на английскую классику, предпринятый три года назад, следует признать удавшимся.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Чт Мар 18, 2004 10:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031802
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Манон», «Пассакалья», «Пиковая дама», «Кармен», «Юноша и Смерть», «Средний дуэт»
Авторы| Лейла Гучмазова
Заголовок| БОЯТЬСЯ - ТАК ВМЕСТЕ.
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20030318
Ссылка|
Аннотация| Сегодня завершаются взаимные гастроли Большого и Мариинского театров

Эта акция отпочковалась от "Золотой Маски" естественным путем: каждый год на фестивале два главных театра искали аргументы в пользу признания своих премьер, призы получала мариинская опера и большой балет или мариинский балет и большая опера. Пропасть между двумя главными и остальными плюс трудности оргпорядка нуждались в особом формате, потому титанов изящно подвинули в отдельную весовую категорию, и они второй год соревнуются с помощью взаимных гастролей. Но на этот раз гастрольные соображения подмяли идею: Большой повез в Петербург новоиспеченную "Пиковую даму" с "Пассакальей", а Мариинка вместо премьерной "Золушки" Алексея Ратманского - миниатюру того же автора "Средний дуэт", несвежую "Манон" и успевшие оскандалиться "Кармен" и "Юношу и смерть" в постановке Ролана Пети. То есть, отбросив погрешности, нынешние "взаимные" в области балета стали бенефисом Пети.
Криминал в том, что мэтр невзлюбил свои постановки в Мариинке, сделанные его помощниками, и к контракту проката приписал "только для России". Балет - не ядерный отход, и с пересортицей смириться легче, но выбор Мариинки для статусных гастролей озадачил. Критический цех и продвинутый зритель занялись игрой "Найди семь различий" между видеоверсиями, привезенными балетами и претензиями Пети. Ваш корреспондент зациклился на различиях между премьерой "Кармен" и "Юноши" в Мариинке 1998 года и тем, что видел теперь. И вот почему.
Возникло впечатление, что у труппы с "внесортным" Пети отобрали разом все петербургские индульгенции. Тишайший мариинский кордебалет никогда так не грохотал пуантами, никогда так грустно не веселился в кабаке, никогда так агрессивно не рявкал "Ля-а-мурр!" - как "Ра-а-вняйсь". Кармен - Диана Вишнева впала в отчаяние не столько от стерилизованного Хозе - Андрея Меркурьева, сколько от сравнения с неведомым соперником по имени "эталон": вслепую отнекивалась от намертво прилипшей к ней Китри, по мере сил облагораживала Кармен. "Юноша и смерть" только добавили похоронного минора, потому что Ирма Ниорадзе боялась зала не меньше, чем герой Адриана Фадеева смерти, а сплетясь в дуэте, они только решили бояться вместе. Безнадежное "все напрасно, все не так" было отчетливо до скуки.
Претензии Пети из серии "суров, но справедлив". Но, простите, из могилы не встанут Кеннет Макмиллан, чтобы опознать в питерской резвушке свою "Манон", и Фредерик Аштон, чтобы смириться с подмосковной Лизой в своей "Тщетной предосторожности". А в тот же ряд бодро встанет британский балетный Чехов и корейский Петипа, авторское право которого, увы, кануло в Лету. Не подогревайся сцена скандалами, глядишь, и станцевали бы как-то получше.
Только Светлану Захарову общий настрой не прошиб. Хронически уверенная в себе питерская прима выписала гениальный "Средний дуэт" без былых формальностей, чуть ли не увлекаясь, чуть не ощутив враждебную ей пластику как органичную. Что можно считать ниспосланным свыше - с колосников - осколком ветхой балетной заповеди: качество постановки при всех технологических грехах напрямую зависит от того, работал ли с "носителями" автор балета. Если это принять, высшие соображения о непривезенной "Золушке" навредили в первую очередь самому Мариинскому.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Пт Мар 19, 2004 10:44 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031803
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Манон», Персоналии, Макмиллан К., Захарова С., Кузнецов И., Сологуб Н., Хребтов М.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Шпаги, фижмы и любовь.
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20030318
Ссылка| http://ng.ru/culture/2003-03-18/8_ballet.html
Аннотация| Балет "Манон" из Мариинского театра

Обменные гастроли Большого и Мариинского театров особенно приятны тем, кто любит лелеять собственные стереотипы. Показали в Питере два балета из Большого - и некоторые критики, страдающие там неумеренным театральным патриотизмом, с чувством глубокого удовлетворения принялись пестовать сладостное чувство: уж где-где, а в балете Петербург "столичней" Москвы. Для счастья нужно совсем немного: обозвать московский балет неотесанной деревенщиной (по сравнению с рафинированностью Мариинской труппы). Привезли в Большой театр питерскую трактовку балета "Манон" - и столичные знатоки старого закала, как и следовало ожидать, осудили петербуржцев за недостаток эмоций: по ходу действия добро побеждает зло (или наоборот), а эти балерины из Мариинки просто танцуют. А где огонь страстей и душа нараспашку?
Балет "Манон" (по старинному французскому роману аббата Прево) был поставлен Кеннетом Макмилланом в Лондоне. И, на мой взгляд, этому английскому спектаклю очень идет легкая сдержанность исполнения. Можно рассматривать ее как дань легендарной британской невозмутимости и британской манере танца, можно разыграть это как налет патины времени: восемнадцатый век виден словно в дымке. А чувственный раздрай противопоказан балетной мелодраме "Манон": зрелище немедленно превратится в кафешантан. Сказанное не исключает проработку деталей и вкус к нюансам. Наоборот, это необходимо в спектакле такого типа - повествовательно-драматическом, обогащенном (даже чересчур) мелкими подробностями поведения, разнообразными жестами, вплоть до бытовых, и массой скрытых ловушек для исполнителей, включая умение органично носить громоздкие костюмы под старину и по-дворянски манипулировать шпагами.
Мариинские артисты, почти провалив накануне балеты Пети, чувствуют себя как дома
в "Манон". И кто бросит камень в органичного Максима Хребтова в образе Леско - беспутного сводника, пьяницу и любящего брата? Или сможет найти хоть слово против искусства Наталии Сологуб, которая еще вчера, в партии Кармен, казалась окаменевшей от испуга перед трудной задачей обольщения, а здесь, в роли любовницы Леско, жарко кокетничала, легко танцевала и блистала от рыжей макушки до подола зеленого платья. Вот только крупнотелый Илья Кузнецов, небрежный в классике и по московским, и по питерским меркам, выламывался из элегантной точности хореографии Макмиллана, но все равно был незаменим на сцене. Какой еще кавалер де Грие мог бы так уверенно взваливать на плечи и замысловато крутить в поддержках свою возлюбленную, если ее танцует (иногда с "пробелами" в хореографическом тексте партии) высокая и сильная Светлана Захарова? И зачем этой балерине подпорки в натурализме горестей и любовей, если ее величавый танец глубинно самодостаточен?
...Странно, что балет "Манон" некоторым кажется скучным и старомодным. На вечере Мариинского театра еще раз понимаешь: дело не в том, старый это спектакль или новый, сюжетный или "абстрактный", авангардный или традиционный. Скучен и старомоден лишь тот балет, который плохо танцуют.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Пт Мар 19, 2004 10:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031901
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Манон», «Кармен», «Юноша и Смерть», «Средний дуэт»
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Средние гастроли.
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20030319
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/stories/2003/03/19-38-01.html
Аннотация| Мариинка в Большом

Благодаря содействию "Золотой маски" оперу "Турандот" и вечер хореографии Ролана Пети Большого театра обменяли на одноактные балеты Пети - Ратманского и "Манон" из Мариинки. Впервые за пять лет гастроли питерцев, уже привычно считающиеся пиком балетного сезона, не стали ни художественным, ни светским событием, хотя в последний день спектакль посетил президент Путин.
Еще со времен переезда Ленина в Кремль повелось, что каждую поездку в Москву петербуржцы рассматривают как миссионерскую попытку обращения иноверцев и одновременно как экзамен на соответствие высшим государственным стандартам. Мариинский театр всегда хотел не просто соответствовать стандартам в области балета, но и определять их. Не довольствуясь восторженным приемом Лондона и Нью-Йорка, он неизменно собирал лучшие спектакли и лучших исполнителей - от премьеров до девочки в последние линии кордебалета - и отправлял на смотрины в столицу. "Симфония до мажор" и "Драгоценности" Баланчина, "В ночи" Роббинса, "Поцелуй феи", "Средний дуэт" Ратманского, "Спящая красавица" Вихарева - Петипа, "Звуки пустых страниц" Ноймайера, "Щелкунчик" Шемякина своим ходом добирались до Москвы вскоре после премьеры.
Теперь, запасшись "Золотыми масками" в таких количествах, что по их числу в ближайшие 10 лет Мариинку вряд ли кто догонит, театр воспринимает гастроли в Москве как выезд в Баден-Баден или Иркутск. У него не возникает потребности привезти сюда свои богатые запасы Баланчина, чтобы в "Аполлоне" развеял сложившуюся в Москве репутацию бездумного акробата Игорь Зеленский, в "Серенаде" презентовал себя кордебалет, превративший баланчинский бешеный темп в петербургский морок, а в "Блудном сыне" показала балеринский масштаб новая звезда труппы Дарья Павленко. Нет желания вписать в безграничные пространства сцены Большого театра реконструированную по гарвардским архивам масштабную "Баядерку". Не едет в Москву и "Золушка" - первый многоактный балет Алексея Ратманского в оформлении знаменитого "бумажника", лауреата Венецианского биеннале Ильи Уткина.
Вместо этого Мариинский театр решил отчитаться об освоении западной постбаланчинской хореографии. Его решимость не поколебали даже возмущенные интервью Ролана Пети, который заявил, что питерские "Кармен" и "Юноша и Смерть" - не его спектакли. Для верности французские балеты полувековой давности соединили с интернациональным хитом - "Манон" Кеннета Макмиллана 1974 года рождения. И к этой сложной конструкции, сконцентрировавшей самые тусклые премьеры последних лет, в качестве бонуса прикрепили 10-минутный "Средний дуэт" Ратманского на музыку Юрия Ханина.
На фоне музейных балетов минималистский шедевр Ратманского - эксклюзив Мариинского театра - выглядит словно платье от Живанши среди лохмотьев блошиного рынка. "Кармен" Пети у петербуржцев напоминает прописи первоклассника: когда Диана Вишнева - Кармен передергивает плечами, извиваясь змеей из "Баядерки", вспоминаешь, как от усердия продавливала ручкой сразу несколько страниц. Можно было бы решить, что за полстолетия активной амортизации спектакль превратился в живой труп, если бы совсем недавно в Петербурге его жизнеспособность не доказал Манюэль Легри. Но в Мариинке к французским балетам подходили с учетом местных вкусов. Балерины и премьеры "страдают" со всей страстью русской хореодрамы. Кордебалет с наслаждением кривляется, с интонацией мартовских котов выпевая "l'amoure" (он сопровождает "Хабанеру" Хозе). Камерный интим кабачка расширился на все пространство сцены, превратившись в летнюю парковую эстраду. Белые занавеси над каморкой Хозе трансформировались в кухонный тюль. В "Юноше и Смерти" захламленная мансарда, придуманная идейным автором этого балета Жаном Кокто, тоже мало похожа на ангар с бархатным языком, свисающим над кроватью героя. Но неземное величие музыки Баха примирило алый стяг с масштабным стилем Андриана Фадеева и Ирмы Ниорадзе. Петербургские танцовщики разыграли в нем не традиционную историю о невротическом юноше, доведенном подружкой до самоубийства, а рандеву со смертью, принявшей облик обычной парижанки.
В западноевропейских балетах ХХ в. мало что решает просто точное воспроизведение хореографического текста. Трехактная массивная "Манон" сработана по лекалу отечественного "Ромео и Джульетты" Леонида Лавровского, но не обладает его достоинствами. У Макмиллана женщине нельзя подать руку, иначе как выкинув ей прямо в зубы ногу, завернуться в тройном пируэте, выкрутиться двойным saute de basque и упасть на колено. Манон умирает соответственно: минут пять вскидывает ноги, в разных ракурсах падает на руки партнера, взобравшись ему на шею, переворачивается в шпагате вниз головой и трижды выпрыгивает в двойной пируэт над ним. Воспроизводить этот спектакль имеет смысл только при наличии идеальной Манон, какой оказалась Диана Вишнева - танцовщица Баланчина и актриса Лавровского в одном лице, но не Светлана Захарова, хотя и продемонстрировавшая в "Манон" уникальный профессионализм. Свою долю цветочных корзин она отработала раньше, в хорошо известном москвичам "Среднем дуэте". В программе гастролей этот спектакль оказался единственным, способным к трансформации. А это то свойство, которое отличает в искусстве, лишенном надежных способов фиксации, жизнеспособный спектакль от проходного.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Пт Мар 19, 2004 12:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031902
Тема| Балет, БТ, гастроли, МТ, «Манон», «Кармен», «Юноша и Смерть», «Средний дуэт»
Авторы|
Заголовок| Широкий взгляд в глубь прошлого
Где опубликовано| Российская Газета
Дата публикации| 20030319
Ссылка|
Аннотация| Некоторые размышления после спектаклей Мариинки

ОБМЕННЫЕ гастроли Большого и Мариинского театров, начатые как проект "Золотой маски", продолжаются. В этом году они проходят во второй раз, и кое-что в атмосфере акции закономерно меняется.
Первый приезд Мариинского балета в Москву и Большого балета в Санкт-Петербург сопровождался массированной спекуляцией: намеренно обострялось якобы историческое противостояние двух главных трупп России, выяснялось первенство, подсчитывалось количество звезд и премьеров, хореографов и дат самих постановок, анализировались просчеты обоих коллективов и пр. Шум, безусловно, повысил рейтинг события, но мало сказался на самих основах творчества. Собственно, никак и не мог сказаться - пути Большого и Мариинки сегодня не назовешь счастливыми. И там, и там фигура художественного лидера заменена администратором, в поисках собственного лица театры пристраиваются к чужим именам и названиям, реализуют странные проекты и живут на мощном инерционном движении Школы русского балета, спасавшей не раз в самые жестокие репертуарные кризисы.
Такого специально не придумаешь, чтобы по культурному обмену из Москвы в Санкт-Петербург и обратно возили балеты Ролана Пети. Из Большого поехали "Пиковая дама" и "Пассакалья" (а также недавняя премьера оперы "Турандот"). Из Мариинского привезли "Юношу и смерть" и "Кармен", а также "Манон" англичанина Кеннета Макмиллана и небольшую композицию "Средний дуэт" Алексея Ратманского, который уже раза четыре здесь был.
Все показанное сегодня воспринимается далеким прошлым европейского танца и имеет значение историческое: "Юноша и смерть" - 1946 г., "Кармен" - 1949 г., "Манон" - 1974 г. Академическая труппа, каковой всегда была Мариинка, в данном случае демонстрирует приверженность не только своей национальной истории, XIX веку, что для них традиционно и ожидаемо. Но несколько шире смотрит на балетное прошлое, уже включая в него ХХ век, еще недавно бывший веком космоса, сегодня - прошлым веком. И в него вполне вписываются балеты Ролана Пети, некогда значительной фигуры нового балета Франции, сегодня мэтра, стоящего на пороге своего восьмидесятилетия и продолжающего активно работать в России и даже ворчать на состояние наших балетных дел. (В Большом театре только что состоялась премьера его "Собора Парижской Богоматери", постановка 1965 года).
Конечно, на репертуар Мариинского театра можно взглянуть и с других позиций. Увидеть всю вынужденность подобного выбора. Театр, который всегда выдвигал ярчайшие балетмейстерские имена, на протяжении последнего времени работает без главного балетмейстера и управляется чисто организационными мерами. Умелый менеджмент, выстроенный на высокой репутации труппы, обеспечивает мировые гастроли, национальные премии в области театра (дождь из "Золотых масок") и тем самым держит ее в стабильной форме.
Собственно форму, ресурсы театра и предъявляют эти гастроли. Из солисток мы увидели Ирму Ниорадзе, Диану Вишневу, Светлану Захарову, Наталью Соллогуб. Мы хорошо их знаем, каждая - с театром или без - посещает столицу и имеет здесь своих поклонников. Понятно, что "Манон", каким бы нафталином ни отдавала, все же привлекла взоры Москвы к героине вечера - Светлане Захаровой. Новая и уже вполне взошедшая звезда театра безусловно такого внимания достойна. Технически сложная партия дорогой проститутки воплотилась в лучших традициях петербургского академизма.
Обстановка вокруг гастролей спокойней. Билеты по 7 тысяч рублей раскупаются не так ажиотажно, как в прошлый раз. Партер был заполнен на две трети. Тише восторги. Меньше прогнозов. Больше озабоченности.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Пн Мар 22, 2004 10:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031903
Тема| Балет «Москва», «Весна священная», Персоналии, Обадиа Р.
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| И Стравинский не возражал
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20030319
Ссылка| http://www.vremya.ru/2003/48/10/33767.html
Аннотация| «Весна священная» в Русском камерном балете «Москва»

В глубине сцены - высокая серая стенка. На разной высоте из нее выпирают маленькие полочки - вот ровно чтобы на такую можно было сесть скрючившись или встать не слишком-то свободно. Больше никаких оформительских изысков, лишь ноги танцовщиков перемешивают мелкую черную пыль (на пресс-конференции так много говорили о том, что сцена будет засыпана песком, - казалось, будут барханы; на самом деле - всего ничего, хватает лишь на то, чтобы скромный фонтанчик поднять ногой). В течение тридцати пяти минут приглашенный на постановку в Русский камерный балет "Москва" французский хореограф Режис Обадиа то прилаживает к этой стенке шестерых танцовщиков и шестерых танцовщиц, то снова отпускает потанцевать. Получается очень красиво.
Либретто Елизаветы Вергасовой патетично до дрожи: "Стена ограничивает этот бездушный мир, не дает вырваться из него. Но та же стена - знак восхождения и очищения, она - выход в другое измерение и возможность возрождения". Сам спектакль много проще. К нему можно, разумеется, приклеить историю о том, что действие, мол, происходит после какой-то техногенной катастрофы и что "в неистовом танце участники стремятся освободиться от ограничений реальности". Но на самом деле на сцене - просто чередование статичных картинок и припадков буйных танцев; пафос здесь - изобразительный, а не сюжетный.
Вот шесть мужчин в черных брюках забираются на разной высоты полочки, замирают и образуют собой то ли нотный стан, то ли выставку Симеонов-столпников. Вот девицы в бордовых платьицах кидаются к спустившимся вниз и сцепившим руки мужчинам и повисают на этих руках, качаясь, как гирлянда флагов на узловатой веревке. Вот мужчины снова на стенке - сидят боком, свернувшись клубочками. Смена кадра - и сверху в зал смотрят женщины, по-лягушачьи приготовившись к прыжку.
Слово "кадр" не случайно прорывается в рецензии: Обадиа - классик видеоданса, он одним из первых начал использовать возможности монтажа для создания фильмов о танце, фильмов-танцев. Он так долго этим занимается, что, и сочиняя спектакль для сцены, самые сильные образы впечатывает в стоп-кадры.
И получается, что пять пар, будто влитых в стену причудливым узором, запоминаются больше, чем некоторая сюжетная суета: две группы танцующих бросают друг к другу мужчину и женщину, содрав с них предварительно одежду, и парочка катится по полу; не особенно интересно. Хотя и в движении есть красивые придумки, но тоже "кинематографические": когда мужчины с размаху хлещут ведрами воду на притулившихся в стенке женщин, веера воды столь эффектны, что хочется замедленной съемки.
Девяносто лет назад, когда Вацлав Нижинский впервые поставил "Весну священную" как историю о русско-языческом жертвоприношении, он поразил французскую публику экспериментом с движением - ноги артистов разворачивались внутрь, корявились, взрывая привычную мелодию танца, как Стравинский взорвал привычную музыку. Дитя другой эпохи, Режис Обадиа использовал Стравинского как саундтрек к сочиненному в живую фильму. И Стравинский не возражал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Пн Мар 22, 2004 10:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031904
Тема| Балет «Москва», «Весна священная», Персоналии, Обадья Р.
Авторы| Лейла Гучмазова
Заголовок| Весенний инстинкт
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20030319
Ссылка|
Аннотация| Режис Обадья поставил "Весну священную" в русском камерном балете "Москва"

Мощнейшую партитуру "Картин языческой Руси в 2 частях" после оригинала Дягилева - Стравинского - Нижинского - Рериха трактовали лучшие музыканты и лучшие хореографы: Марта Грэхэм, Морис Бежар, Глен Тетли, Джон Ноймайер и прочая...Семнадцатого марта в эту компанию попал французский хореограф Режис Обадья. В 1994 году он вместе с труппой национального хореографического центра "Анже" приезжал в Москву со спектаклем "Добро пожаловать в Рай", тогда и запомнился оригинальным стилем с головоломными поддержками и тонкой работой в парах. Нынешним приездом в Москву он обязан балету "Москва", ставшему продюсером совместного проекта.
На сцене - постурбанистический пейзаж: обломок стены со скобами, черный песок по планшету. То и другое - участники действа, а пока шестеро женщин вязнут в медитативных плие. Как только у Стравинского вступает группа ударных, на них обрушиваются шестеро мужчин. Как две разные жидкости, нерастворимые друг в друге, мужчины и женщины сходятся волнами; выплескивают друг друга на стену, швыряют в черный песок (прилипая к телам, он оставляет странные татуировки). Поле между двумя группами накаляется и - для разрядки - женщины сдергивают с себя платья. Но у Стравинского и хорошо его услышавшего постановщика припасено еще несколько фальшь-пиков. В следующем мужчины выплескивают жертву - Ее. Настоящая жертва - не пара, а только Она. Обадья к ней не жесток, но любителям матриархальной модели мира и гендерных изысканий есть над чем поработать.
Труппа готовилась к спектаклю, как невеста к замужеству: после успеха "Взлома" в постановке голландца Нортона артисты словно развеяли собственный комплекс неполноценности. Но с Обадьей им пришлось гораздо трудней. Его фирменный стиль оказался страшно тяжел физически - до загнанности, до пены на губах. Танцы вокруг жертв становятся дословно ритуальными, с тяжелыми прыжками, обрывками хоровода, с тенью народного танца. Говоря о все побеждающем инстинкте и о неизбежности жертвы, Обадья придумал как минимум три очень красивые картины: когда артисты живой фреской двигаются к авансцене и, застыв в ломаном хороводе, цитируют "Танец" Матисса.
И все-таки, все-таки. Обадья переварил напичканную образностью партитуру так же верно, как версию Бежара, и сделал нечто вполне свое. Но осталось чувство, что он не пошел до конца. Не удовлетворился физикой тел, заставляя артистов вытравить из себя балетные красивости. Не почувствовал в них глубины или в себе силы, чтобы изменить что-то кардинально. Не решился на шок: содранная до души, а не до трико одежда наверняка заставила бы прийти на спектакль всех, кто имеет к танцу хоть какое-то отношение.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Ср Мар 24, 2004 10:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003031905
Тема| Балет «Москва», «Весна священная», Персоналии, Обадья Р.
Авторы| Лейла Гучмазова
Заголовок| Каждый балетмейстер нуждается в конфронтации
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20030319
Ссылка|
Аннотация| После премьеры Режис Обадья ответил на вопросы нашего корреспондента Лейлы Гучмазовой.

- Вашу "Весну..." можно рассматривать как постмодернистский извод многочисленных предыдущих версий?
- Нет, это невозможно. Я скромный творец. Сколько раз была переписана "Мона Лиза"? Просто каждый хореограф в какой-то момент своей жизни нуждается в конфронтации именно с этой музыкой. Мне кажется, та энергия, с которой я работал всю жизнь, как-то связана с пульсацией Стравинского.
- Скромность очень вредит современному хореографу?
- Я не играю ни в скромника, ни в мэтра. Когда я ставлю, в меня будто что-то вселяется, это как миссия - что-то выполнить, найти, передать. К тому же в творчестве всегда есть доля страдания, а я, как только заканчиваю пьесу, сразу хочу сделать другую. Наверное, это мне необходимо.
- Ваше страдание не вошло в противоречие с энергетикой балета "Москва"? У этих ребят любовь к жизни прямо ребяческая.
- Ну, я пытался им передать что-то другое. У нас совершенно разное воспитание и разный способ мыслить о танце, к тому же я никогда прежде с этими людьми не работал. Чтобы все получилось, я был обязан в очень короткий срок дать им почувствовать и сам танец, и манеру, в которой они должны все это исполнять на сцене. Посмотрим, что получится.
- Вы известны как автор видеодансспектаклей. Вам не кажется, что камера в какой-то момент начинает диктовать, съедать танец?
- Зависит от произведения и от таланта. У театрального зрителя есть непосредственный контакт со спектаклем, а в том, что снято на видео, исчезает 60 процентов посыла. Я хотел найти специально для фильма особый характер письма, чтобы эмоции сохранились. То есть вообще-то я начал с интересов танца, потому что это был мой мир, но кино меня очень увлекло. Сегодня мне интересно сделать настоящий большой фильм.
- Ваша жена - мало того что русская, но еще и актриса. Это помогает или мешает в работе?
- У Лизы - трезвый взгляд на то, что я делаю, ее предложения по драматургии и музыкальному решению бывают очень точными. Мы дополняем друг друга. Она очень хорошо поет, пишет сценарии. За шесть лет она отдала мне очень много времени и энергии. Надеюсь, когда-нибудь и я отплачу ей тем же.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Ср Мар 24, 2004 10:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003032001
Тема| Балет «Москва», «Весна священная», Персоналии, Обадиа Р., Шевченко А., Андрейкин Р.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Стенка на стенку.
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20030320
Ссылка| http://ng.ru/culture/2003-03-20/6_spring.html
Аннотация| "Весна священная" из Франции в русском исполнении

В момент премьеры зал Российского молодежного театра был заполнен доверху: француз Режис Обадиа - второй после Пола Нортона значительный иностранный хореограф, которого пригласили на постановку в Русский камерный балет "Москва". Музыка Игоря Стравинского - уже половина успеха. И название "Весна священная" - само в себе пиар: в активе мирового балета существует несколько знаменитых постановок "Весны" начиная с балета Нижинского.
В спектакле использована запись Кливлендского оркестра под управлением Пьера Булеза. Звучит поздняя редакция партитуры, сделанная Стравинским в 1949 году. И понятно, почему хореограф предпочел именно эту фонограмму: в музыке еще сильнее, чем в первой версии 1913 года, чувствуется человеческая ярость от невыраженных первичных рефлексов и человеческое изнеможение от невозможности их выразить. Обадиа выбросил славянскую экзотику первоначального либретто, чтобы исследовать ощущение жертвы, выбираемой толпой из себя, и толпу, рабыню стадности.
...В глубине сцены - металлическая стена. На нее живой стенкой напирает человеческая масса, карабкается, оседает на скобах - и откатывается, как прибой от берега. Под ногами черный песок - перекличка со знаменитой "Весной" Пины Бауш, где танцуют в сырой земле. Для постановщика важен материал, в который погружаются босые ступни танцоров: не начало цивилизации, а ее конец, не плодородная органика почвы, но высохшая бесплодная субстанция.
Те, кто знаком с творчеством Обадиа, не могут не увидеть повторяемости его
приемов. Висящие на стенке человеческие фигуры, к примеру, использовались в его давнем, многократно премированном на различных кинофестивалях танцфильме "Комната". По ходу балета в третий, пятый и десятый раз шестеро мужчин, лежа на спине, подбрасывают себя в воздух; молотят кулаками пространство; толкая собственное колено, смачно вдавливают его в пол. Снова и снова шестеро женщин снимают и одевают короткие платьица, с разбега вскакивают на руки партнеров, обвивая их тяжелым вьюном; хватают себя за голову, чтобы прижать ее к груди. Опять и опять все вместе катаются в песке, норовя из прямоходящих превратиться в четвероногих. Обадиа стремится оттанцевать каждую ноту, его хореографическая ткань неимоверно плотна, и кажется, что исполнители превышают предел человеческой выносливости. Возможно, автор с умыслом закольцовывает танец в цепочку повторений. Но получается "единство в однообразии": где-то с середины балета приемы множатся уже не качественно, а количественно, отчего хореография начинает напоминать разряжающийся аккумулятор - сначала было много энергии, но она куда-то утекла.
Это если требовать полного совершенства. Но в принципе претензии такого рода актуальны лишь на европейском пространстве, где современный танец давно и мощно цветет пышным цветом. А московской труппе непременно надо станцевать балет Обадиа. Такого рода пластика, требующая предельной концентрации тела и его же предельного расслабления, освобождающая от отечественных танцевальных штампов, да еще полученная из первых рук, благотворно влияет на профессиональный уровень исполнителей. Танец, который показали артисты балета "Москва", заслуживает исключительно похвалы, солисты Анжелика Шевченко и Роман Андрейкин - похвалы в квадрате. И совсем неудивительно, что посетившие премьеру американский посол Александр Вершбоу с супругой долго аплодировали стоя.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3570

СообщениеДобавлено: Чт Мар 25, 2004 12:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003032101
Тема| Балет «Москва», «Весна священная», Персоналии, Обадья Р., Шевченко А., Андрейкин Р., Бувье Ж.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| "Весна" после катастрофы.
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20030321
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/stories/2003/03/21-38-02.html
Аннотация| Режис Обадья поставил балет Стравинского в Москве

Русский камерный балет "Москва" прославился переносом европейского хита - спектакля "Взлом" голландца Пола Селвина Нортона. Два года спустя труппа совершила еще более радикальный шаг: добилась эксклюзива от культового французского хореографа Режиса Обадья. Для его "Весны священной" арендовали сцену Молодежного театра.
Культовым хореографом Обадья называют не только потому, что он популярен в профессиональном мире и эту популярность зафиксировал во множестве наград (лауреат международных конкурсов Dance Screen, Video Danse, Каннского фестиваля, обладатель Гран-при SACD, Prix de la SACEM, кавалер Ордена искусств и литературы Франции). 45-летний Обадья вместе со своей многолетней партнершей Жоэль Бувье принадлежит к тому поколению, что превратило страну классического балета в центр современного contemporary dance. Он начал ставить еще в конце 1970-х, в 1980 г. вместе с Бувье создал в Анже труппу "Эскиз" и за первые же свои спектакли получил три престижных приза, в том числе один - из рук Сержа Лифаря. Французское правительство, лично контролирующее создание по всей стране хореографических центров, доверило Бувье и Обадья сначала Национальный хореографический центр современного танца в Гавре, а в 1993 г. - в Анже.
В России Обадья начинает с чистого листа - недавно он расстался и с Жоэль Бувье, и с городом Анже. Видимо, поэтому действие его "Весны священной" разворачивается после техногенной катастрофы на сохранившемся обломке какой-то металлоконструкции. Екатерина Вергасова, автор нового либретто и по совместительству жена хореографа, описала реальность балета в красках, не уступающих славянскому эпосу: "Стена ограничивает этот бездушный мир, не дает вырваться из него. Но та же стена - знак восхождения и очищения, она - выход в другое измерение и возможность возрождения... ".
Однако ритуальные танцы шести юношей и шести девушек могут принадлежать как постиндустриальной эпохе, так и тысячелетнему прошлому. Вобравшие в себя множество танцевальных техник и стилей, синтезом которых всегда славился Обадья, они универсальны в своем лаконизме: сломленные port de bras, сдавленные прыжки, агрессивные поддержки. Тревоги антиглобалистов прочувствованы Обадья на уровне теленовостей. История Избранника и Избранницы (Роман Андрейкин и Анжелика Шевченко), которых кидает друг на друга толпа, - тоже только повод для исступленного танца. Хореографу явно интереснее выстраивать геометрию движений: на полу, засыпанном тонким слоем песка, и на стене, в которую встроены индивидуальные мини-планшеты для танцовщиков.
Но превратить "Весну священную" в чеканную формулу, как удалось это в 1912 г. ее первосоздателю Вацлаву Нижинскому, Обадья не хватило времени: визуальный ряд для 35 минут музыки он создал за 35 дней. Поэтому, чтобы почувствовать подлинный масштаб партитуры Стравинского (Обадья выбрал для своей версии запись под управлением Пьера Булеза), балетоманам все равно придется ехать в Петербург, где в апреле состоится российская премьера балета Нижинского.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, 4  След.
Страница 2 из 4

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика