Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2003-05
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:03 am    Заголовок сообщения: 2003-05 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в мае 2003 года
(первый номер ссылки - 2003050101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Вт Мар 30, 2004 10:10 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003050101
Тема| Балет, "Бенуа де ла данс", Персоналии, Григорович Ю., Лаккара Л., Славицкий Л., Доусон Д., Лок Э., Семенова М., Бежар М., Барышников М., Волочкова А
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| Скромно и прилично.
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20030505
Ссылка| http://www.vremya.ru/2003/79/10/35682.html
Аннотация| Международную балетную премию «Бенуа де ла данс» вручили в одиннадцатый раз

Репутацию "Бенуа де ла данс" в этом году чистили, драили, отмывали. Потому как уж слишком помнило все балетное сообщество прошлогодний скандал: как орал и топал ногами зрительный зал, какие нелестные эпитеты неслись в адрес тогдашней лауреатки - Анастасии Волочковой, как балетный народ считал чужие деньги и прочерчивал маршруты их путешествий. Теперь было решено выбрать лауреатов скромных, тихих, приличных. Жюри, надо сказать, очень старалось.
Все предыдущие годы одной из проблем конкурса была его неочевидность. Механизм работает так: сначала каждый член жюри (составленного лично Юрием Григоровичем - именно он эту забаву и придумал) называет номинантов (поэтому в перечне в большинстве люди из тех трупп, где начальниками - члены жюри). Потом эти же члены жюри смотрят пленки с выступлениями "чужих" номинантов, за день до церемонии их обсуждают и все решают. На самой церемонии зачитывают результаты, и идет концерт, но, как правило, большинство лауреатов не приезжают, и сцена заполняется теми, кто участвовал и ничего не выиграл. То есть зритель не видит победителя и не может судить о том, насколько справедлив выбор жюри.
В этом году даватели призов будто решили: хватит. Не возмущайтесь, пожалуйста. Лауреатов мы вам обязательно покажем. (Или выберем из тех, кто согласился приехать?). И назвали лучшей балериной года Люсию Лакарра (за роль Татьяны в "Онегине", Баварский балет). А лучшим танцовщиком - Лукаша Славицкого (роль Жана де Бриена, "Раймонда", тоже Бавария).
В списке номинанток, помимо Лакарра, присутствовали Мария Аллаш (Большой театр, за Мехменэ Бану), Джоанна Берман ("Танцы на вечеринке", Сан-Франциско), Хай Йинг Кся (Жизель, Сингапур), Лиза-Мария Каллам (Катарина, "Укрощение строптивой", Бавария), Аньез Летестю ("Шехеразада", Парижская опера) и Айсем Суналь ("Столкновения", Королевский балет Фландрии). Летестю (наиболее очевидный лидер) и Берман не приехали, и тихая, культурная, мягко сложенная Лакарра провела с Сирилом Пьером дуэт из "Дамы с камелиями", выписав образ идеальной жертвы - податливой, обаятельной, ненавязчивой - и не породив в зале ни протестов, ни чрезвычайных восторгов.
Кроме Славицкого из танцовщиков в номинантах числились Дмитрий Белоголовцев (Большой театр, за роль Ферхада), Вим Ванлессен (Поэт, "Смерть и огонь", Королевский балет Фландрии), Гонзало Гарсия ("Танцы на вечеринке", Сан-Франциско), Суи Бун Куик (Альберт, "Жизель", Сингапур), Хосе Мартинес (Раб, "Шехеразада", Парижская опера) и Хезус Пастор (Принц, "Лебединое озеро" компании Мэтью Борна). Не приехал только Гарсия, и в присутствии Хосе Мартинеса, в двух вариациях (из "Лебединого" и из "Треуголки") показавшего переливы безупречной классики в нуреевском варианте и мясинское наваждение фламенко, нынешний лауреат - старательный, но не наделенный от природы ни шагом, ни прыжком, Славицкий, выглядел бледно и потерянно. Нет, конечно, он был не худшим на сцене - мешковатый Хезус Пастор, превративший отчаянного Лебедя (из наглого, чувствительного и трагического гей-варианта "Лебединого озера" Мэтью Борна) в жизнерадостное куриноподобное создание, выглядел гораздо печальнее. Но предпочесть Славицкого Мартинесу? Видимо, девиз конкурса - "ничего слишком". Слишком яркого, например.
Хореографов-номинантов было пять: Дэвид Доусон ("Серое пространство", Голландский национальный балет), Джакопо Годани ("После мрака", Бавария), Эдуард Лок ("AndreAunia", Парижская опера), Маурисио Вайнрот ("Далекий свет", Королевский балет Фландрии), Кристофер Уилдон ("Карусель", Нью-Йорк сити балле). Работы Годани, Лока и Уилдона остались загадкой - из них не показали ни кусочка. Доусон грамотно и скучновато перепевал Иржи Килиана, Вайнрот - грамотно и уныло Уильяма Форсайта. Приз поделили на двоих: Доусону и Локу. Все пожали плечами. Но никто ведь не протестовал? Вот и славно.
Главной подпоркой репутации "Бенуа" должны были послужить не актуальные номинации. И действительно: "за жизнь в искусстве" наградили людей великих. Балерина - Марина Семенова. Танцовщик - Михаил Барышников. Хореограф - Морис Бежар. Барышников и Бежар не приехали, а Семенову зал приветствовал стоя. И три великих имени смыли все: и дурацкий конферанс (ведущая Ольга Кабо, представленная как меломанка, не опознала в шпаргалке Шенберга), и визит прошлогодней лауреатки Анастасии Волочковой (изумрудно-зеленая правая половина ее платья экстатически спаривалась с левой, гигиенически-алой). Злой, жесткий, придирчивый балетный народ стоял и от души хлопал трем людям, оправдывающим существование этой безумной профессии. Устроители "Бенуа" не прогадали. Но уборку надо продолжать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Ср Мар 31, 2004 10:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003050401
Тема| Балет, "Бенуа де ла данс", Персоналии, Славицкий Л., Мартинес Х., Доусон Д., Лок Э., Семенова М.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Жюри оправдалось.
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20030504
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/04-05-03/article33356
Аннотация| Вручены премии "Балетный Бенуа"

Премией Benois de la dance награждаются балерины, танцовщики и хореографы разных стран мира по итогам минувшего сезона. Церемония награждения и концерт проходят в Большом театре в Международный день танца. Красивой затее уже одиннадцать лет. Кому достанется статуэтка работы Игоря Устинова (скульптор назвал премию в честь своих знаменитых предков Бенуа), решают первые лица мирового балета, руководители известных театров. К сожалению, на этот раз "Бенуа" вручали в отсутствие Юрия Григоровича - инициатор премии и бессменный председатель жюри попал в больницу.
Экспертного совета у премии нет - круг номинантов определяют судьи, как правило, выдвигая на премию своих артистов. Так что самая крупная балетная премия, патронируемая ЮНЕСКО, не обходится без субъективности.
Про лауреатов-хореографов публика мало что поняла - "Серое пространство" Дэвида Доусона (Нидерландский балет) представили коротким отрывком. Достаточно оригинальным и грамотным для того, чтобы не потеряться на фоне фрагментов из балетов маститых Джона Ноймайера и Иржи Килиана, исполнявшихся в концерте. А сочинение Эдуара Лока "Андре Ория", поставленное для Парижской оперы, не показали вообще. Зато лучшего танцора нового Benois de la dance увидели все - Лукаш Славицкий из Баварского балета старательно и чисто исполнил вариацию из "Раймонды".
И все было бы хорошо, если бы на "Балетном Бенуа"-2003 не выступил Хосе Мартинес из Парижской оперы. В каждом жесте, в каждой позе французского испанца - аристократизм и затаенная горечь, романтика и мудрость. Трехминутные фрагменты - фарукка Менье из "Треуголки" Леонида Мясина и вариация из нуреевского "Лебединого озера" предстали мини-спектаклями. Жюри оправдывалось - на премию, мол, рассматривалась совсем другая роль. Но по большому счету артисты такого масштаба проживут и без премий. Остается надеяться, что руководство Большого театра позовет Мартинеса на большие гастроли. Быть может, даже вместе с постоянной партнершей Аньес Летестю, также заявленной в числе нынешних номинантов и тоже не получившей приза.
Ну, а самая грандиозная овация выпала на долю Марины Тимофеевны Семеновой. Легендарная балерина получила премию "Жизнь в искусстве" накануне своего 95-летия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Ср Мар 31, 2004 11:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051101
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Вирсаладзе С., Бессмертнова Н., Семеняка Л., Богатырев А., Ветров А., Таранда Г., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Старая сказка.
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20030511
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/11-05-03/article33529
Аннотация| В Большом театре возобновили "Раймонду"

Знаменитого балета Мариуса Петипа, отредактированного и дополненного Юрием Григоровичем, не было в афише Большого театра всего несколько лет. За это время труппа начисто забыла, зачем и для чего танцуется "Раймонда". Премьера возобновленной постановки прошла так скучно и буднично, словно это и не премьера вовсе, а рядовой, всем надоевший спектакль. Тон задавала музыка. Оркестр под управлением Павла Сорокина играл партитуру Александра Глазунова равнодушно, то и дело сбиваясь на фальшь. Не чувствуя музыкальных красот, бесстрастно и монотонно воспроизводили танцевальные рисунки солисты и кордебалет. Впрочем, иногда кидались в другую крайность, так пережимая в эмоциях, словно исполняли не акварельную фантазию по мотивам средневековой легенды, а "чистый и конкретный" сюжет. Быть может, артисты Большого еще не успели переключиться с зажигательного "Светлого ручья" (только что вышедшего на Новой сцене) на поэтичную созерцательность "Раймонды". Или всему виной дурная геомагнитная обстановка, сбившая нужное настроение. Тем не менее не покидало ощущение, что "Раймонда" Григоровича вернулась на сцену не вовремя. Балет, краткое содержание которого укладывается в полстранички, длится три больших действия. История о графах и трубадурах, волшебных пророчествах и неземной любви тает в россыпи то кокетливых, то величавых вариаций, сложных гран-па, характерных дивертисментах и классических танц-симфониях. Самый волнующий эпизод - безусловный шедевр Петипа - сцена сна Раймонды, путешествующей по ожившему гобелену. Но великий и проницательный Мариус Иванович знал толк не только в балетных узорочьях, но и в секретах зрительского восприятия. Танцы в его спектаклях всегда перемежались с подробной пантомимой. Публика следила за сюжетом балетных сказок, не заглядывая в либретто, отдыхала от "кружений и скольжений" и с нетерпением ждала новых виртуозных и пленительных пассажей балерины и ее многочисленного окружения. В советские времена пантомиму сочли наивным пережитком прошлого. Юрий Григорович, впервые взявшийся за "Раймонду" в 80-е, практически свел к нулю "немые разговоры". Танцев стало еще больше (вполне красивых, сочиненных в стиле Петипа), но нарушились пропорции спектакля. Впрочем, недостатки редакции искупало мастерство исполнителей. Наталья Бессмертнова, Людмила Семеняка, Александр Богатырев, Александр Ветров, Гедиминас Таранда умело играли пластическими нюансами. Надежда Грачева, Андрей Уваров и Марк Перетокин, исполнившие главные партии в возобновленной "Раймонде", участвовали в постановке и раньше. Тогда танцевали элегантно и воодушевленно. Но к возвращению спектакля не проявили видимого интереса. Дошло до курьеза: мечтательную вариацию с газовым шарфом прима Грачева исполняла, отбиваясь от невесомой ткани, как от назойливой мухи. Впрочем, зрителям, уставшим от скучного исполнения, есть на что отвести взгляд. Сценографию и костюмы воспроизвели по эскизам Симона Вирсаладзе. В тревожных пейзажах с готическими замками, в нарядных и торжественных сочетаниях лазури, белизны и золота есть и поэзия, и музыка, и романтика старой балетной сказки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Пт Апр 02, 2004 8:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051201
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Вирсаладзе С., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М., Стеблецова О.
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| А девушки - потом.
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20030512
Ссылка| http://www.vremya.ru/2003/83/10/35874.html
Аннотация| В Большом театре восстановили «Раймонду»

Из "балетов наследия" "Раймонда", что вновь переставлена сейчас в Большом театре Юрием Григоровичем, быть может, самый пострадавший в ХХ веке, самый перестроенный и перешитый балет. Мариус Иванович Петипа в 1898 году собрал историю "на балерину". Было так: в первом акте дух замка Белая Дама показывает то ли спящей, то ли грезящей героине ее жениха, благородного крестоносца. (Жених в походе, но скоро должен вернуться.) Внезапно - как бывает только во сне - жених исчезает, его место занимает яростный сарацин, высказывающий вполне недвусмысленные намерения. Проснувшись, Раймонда обнаруживает, что сарацин прибыл в замок гостем; что он действительно хочет заполучить ее в свою коллекцию, - и это чуть не происходит: получив отказ, Абдерахман пытается Раймонду украсть. Но тут-то и появляется жених, Жан де Бриен, сарацина заковывают в цепи, и весь третий акт веселятся на свадьбе. При этом Петипа сочинил виртуозную партию для главной героини, череду дивных вариаций для "подруг" и "грез", и вовсе не был озабочен танцами для мужчин. Балетмейстеры ХХ века - века безусловно мужского - этого не стерпели.
Нет, конечно, тут многое еще смешалось и сплелось. Например: сарацин - он ведь тоже человек, тоже право на счастье имеет? (Неважно, что для Петипа Абдерахман был символом темной страсти, что должна быть побеждена благородной ясностью - и без всяких там национальных соображений.) И вот балетмейстеры принялись разрабатывать биографию Абдерахмана и танцы для него. Случалось, что и вовсе в положительного героя превращали - ну, борец с империализмом и все такое. Но главное, что его вообще сочли героем, за сарацином признали масштаб и право, хотя бы право на смерть. В темницу его уволакивать стало немыслимо, и он принялся погибать на дуэли с Жаном де Бриеном. Для рыцаря тоже место на сцене раздвигали: Раймонде уже недостаточно было его ждать, он теперь в поход сначала уходит (прощается), а затем уже приходит. В 1984 году балет впервые переставил Григорович, специализирующийся по мужским танцам, - и мужчины-соперники вовсе затмили предмет своей страсти.
Чем отличается нынешнее возобновление от спектакля, что шел в Большом еще три года назад? (В начале сезона дирекция утверждала, что не будет заявлять генеральную чистку премьерой; слово не сдержала.) Декорации обрели более выраженный синий цвет. (Взята версия оформления, сделанного Симоном Вирсаладзе в 1989 году для балета "Ла Скала"; "родные" были посветлее.) Исчезла Белая Дама: теперь Раймонде - Надежде Грачевой - просто снится сменяющий ангельски-сдержанного де Бриена демонически-плотский Абдерахман - чистый Фрейд, никакого наваждения. Подкорректировано несколько мизансцен - вполне несущественных. Главное же осталось: "Раймонда" как дуэль между танцовщиком отстраненно-классическим (Андрей Уваров, невозмутимо отмахивающий гигантские, крупномасштабные, до невыносимости чужие этой "чарующей и ласкающей" музыке - как заказывал ее Глазунову Петипа, вариации) и танцовщиком, будто слепленным для балетов Григоровича, для животной атаки мускулов - Марком Перетокиным. По сути, нового - ничего. Единственное, ради чего стоило смотреть "Раймонду", - это появление дебютантки Ольги Стеблецовой в маленькой вариации первого действия. Вчерашняя школьница прощебетала вариацию так, что показалось: вот - Раймонда. Нет, не персонаж длинного и скучного балета (первый акт - "сон" - вызывает искреннюю зевоту). А беспечная гостья в замке своей венгерской тетки, даже не подозревающая о том, что скоро двое мужчин схватятся из-за нее не на жизнь, а на смерть.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Пт Апр 02, 2004 9:01 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051202
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Вирсаладзе С., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М., Яценко А., Яценко И., Скворцов Р., Петухов А.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Уравновешенные танцы.
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20030512
Ссылка| http://ng.ru/culture/2003-05-12/8_dance.html
Аннотация| В Большом театре возобновлен балет "Раймонда"

"Раймонда" - парадный портрет императорского русского балета и последнее великое творение Петипа. Балетмейстер создал спектакль в 1898 году в соавторстве с композитором Александром Глазуновым и либреттисткой-любительницей Лидией Пашковой. Композитор написал монументальную, но красивую музыку с плотной, словно масляная живопись, фактурой. Пашкова сочинила историю из средневековой жизни о любви непорочной знатной девы Раймонды и христианского воина, рыцаря Жана де Бриена, между которыми вклинивается сластолюбивый араб Абдеррахман. Либретто всегда считалось слабым местом этого балета. И кто только его не переписывал, прибавляя или убавляя мистику в лице призрака Белой Дамы, покровительствующей Раймонде, или меняя местами нравственные знаки героев. Но, как свидетельствует история балета, либретто не главное. Главное - танцы. А их предостаточно, и отменного качества.
Сохранившиеся фрагменты хореографии Петипа (с московскими добавлениями Александра Горского) по сей день держат пышный торжественный опус на плаву. Действие происходит в Провансе XII века, а в числе действующих лиц - король Венгрии, что в совокупности дало возможность нашпиговать балет приметами средневековой старины и штрихами венгерского танцевального фольклора.
После перерыва в ГАБТе возобновлена версия Юрия Григоровича. Он восстановил
собственную постановку 1984 года, где в дополнение к Петипа сочинил танцы обоих претендентов на героиню, а также ее лирические адажио с рыцарем. Игра в старинную провансальскую куртуазность в этой "Раймонде" отсутствует: для Григоровича подобные вещи - сантименты и "рюшечки", с которыми надо решительно бороться. Кое в чем постановщик отредактировал сам себя. Декорации Симона Вирсаладзе (вариант из миланской постановки балета) теперь не светлые и легкие, а синие с блеклым и тяжелые, словно из изрядно потертого бархата; злополучная Белая Дама в очередной раз исчезла; чуть сокращено "ночное" адажио главных героев; галоп из финала переставлен в середину третьего акта и т.д. Но поправки не меняют главного. Григорович, поборник сплошной танцевальности, всегда сурово относившийся к пантомиме и любым "бытовизмам" балетной сцены, давно и прочно все это изъял. Но для огранки отдельных эпизодов спектакля (вот сражение, вот любовная страсть, вот элегия) ничего не предложил взамен, наоборот, все мизансцены "проговорил" скороговоркой. В "Раймонде" с первой минуты хлещет даже не поток, а танцевальный потоп, без перерывов, просветов и кульминаций. Раз нет режиссерской и танцевальной "синусоиды", того, что Борис Асафьев назвал "умно скомпонованной прогрессией хореографического действия", неизбежно возникает эмоциональная монотонность. Смотреть эти роскошные танцы - все равно что переесть за обедом, даже если обед вкусный.
Улучшить ситуацию могли бы исполнители. Для этого нужна "малость" - танцевать разнообразно. Где весело и задорно, где томно и лирично. Когда напористо, а когда сдержанно. В один момент - масштабно, в другой интимно. Кордебалет может похвастаться лишь слаженностью: видно, что классические танцы основательно отрепетировали на предмет одномоментного поднимания ног. Но они, увы, исполняются в одном равнодушном ключе. Характерные мазурка и венгерский танец вообще проходят на редкость вяло: кажется, что солистам просто лень как следует прищелкнуть каблуками. И почему это сарацинский танец панадерос называют "огненным"? В этой "Раймонде" он остыл до степени замерзания. Спектакль в целом подходит к черте, за которой начинается не поэзия, а проза.
Среди солистов глаз радовался Ирине Яценко в вариации и одному из двух трубадуров, Руслану Скворцову, с его вылепленными позами и зависающими прыжками. Море эмоций выплеснули в сарацинской пляске Анастасия Яценко и Александр Петухов. Но коварный Абдеррахман, который в идеале должен быть столь же гибок телесно, сколь изворотлив его нрав, у Марка Перетокина получился просто физически сильным. В добавление к красивому премьерскому танцу Андрея Уварова, станцевавшего Жана де Бриена, хочется пожелать внятности театральных нюансов. Влюбленный герой крестовых походов весь спектакль провел в торжественном спокойствии. Вместо ожидаемой Анастасии Волочковой в премьерном спектакле вышла Надежда Грачева, дебютировавшая в роли Раймонды и наградившая ее вальяжным обликом. В хорошо станцованной партии не хватало лучезарности, без которой исчезает юная девушка, и в нарушение театральной иллюзии появляется женщина, знающая, что такое жизнь.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Пн Апр 05, 2004 8:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051203
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Вирсаладзе С., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М., Яценко А., Яценко И., Исплатовская М., Филиппова Л., Александрова М., Шипулина Е.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Старая "Раймонда" прихромала в Большой.
Где опубликовано| Коммерсант
Дата публикации| 20030512
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc/381085
Аннотация| Новый триумф Юрия Григоровича

Останки "Раймонды" торжественно внесли в Большой театр Фото: ПАВЛА СМЕРТИНА

В репертуаре Большого театра после двухлетнего отсутствия вновь появилась "Раймонда" в редакции Юрия Григоровича. И хотя клака обеспечила балету громкий прием, ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА так и не разобралась, зачем надо было его возобновлять.Сто с лишним лет назад светская дама Лидия Пашкова скомпоновала, а 80-летний Мариус Петипа приспособил для танцев средневековую историю про племянницу провансальской графини, которую едва не похитил сластолюбивый сарацин, но вовремя освободил благородный рыцарь. В постановке 1898 года оказалась тьма нетленных хореографических фрагментов, а вот сюжет и режиссуру в ХХ веке многократно перекраивали: делали сарацина честным арабом, борющимся за независимость, а крестоносца - оплотом реакции; изменяли мизансцены, переставляли характерные танцы, добавляли классические.
В 1984 году Юрий Григорович и его постоянный соавтор художник Симон Вирсаладзе поставили "Раймонду" в духе аскетичных 60-х: минимум декораций, минимум пантомимы, минимум массовки и максимум танцев, заполонивших даже музыкальные антракты Александра Глазунова. До 2001 года в Большом шла эта редакция Григоровича, "истинного наследника Петипа" (как сказано в буклете), ибо "никто, кроме него, оказался неспособен разглядеть секреты хореографии Мариуса Ивановича".В "Раймонде-2003" "секреты Мариуса Ивановича" разгадать совсем уж невозможно. Как-то не верится, что этот мастер постановочных феерий мог удовлетвориться скудной сценографией и убогой режиссурой сегодняшнего спектакля. Декорации покойного Симона Вирсаладзе выглядят как исполинский недоработанный эскиз (в возобновлении используется версия театра "Ла Скала" 1989 года): в центре сцены - неизменные сине-черные драпировки арки, по бокам зияют незаписанные плеши грязно-розовой грунтовки. Провансальскую графиню художник постепенно выселяет из ее замка: в проеме арки колоннаду дворцового зала (1-й акт) сменяет башня с подъемным мостом (2-й акт), потом и вовсе вполне кавказское ущелье, в котором бедной женщине приходится играть свадьбу племянницы. До предела упрощенный сюжет сводит балет к трем дивертисментам. Шедевры Мариуса Ивановича рассасываются в обилии посредственных танцев Юрия Николаевича (особенно беспомощны характерные - панадерос, мазурка, венгерский, а также любовные дуэты героев).Надо сказать, предшественники нынешних артистов подавали эту окрошку с куда большим мастерством. Еще лет десять назад никто не выпустил бы на сцену Раймонду с таким невыворотным, хромающим па-де-бурре, как у Надежды Грачевой. Никто не потерпел бы ее жеманства, которое балерина принимает за великосветские манеры. И вряд ли вялую заторможенность танца госпожи Грачевой сочли бы за лирическую душевность. У примы большой шаг и мягкое плие, поэтому вариации в темпе andante проходят у нее удачно. Но Мариус Петипа, к ее несчастью, наставил и совсем других - типа знаменитого пиццикато первого акта, с которым решительно не справляются ее медлительные ноги.Вечный принц Андрей Уваров не прибавил ничего нового к своему амплуа. Зато кое-что потерял: странны были косолапые позиции перед пируэтами, рыхлые и грузные подходы к большим прыжкам, вздернутые плечи. Марк Перетокин в роли сарацина Абдерахмана тщетно вращал глазами и махал руками: силенок для прыжков и бесчисленных бедуинских колес, которые наставил себе роскошный Гедиминас Таранда (первый исполнитель этой партии), у сорокалетнего артиста уже не хватает.Две молодые примы Большого, Мария Александрова и Екатерина Шипулина, пониженные до категории "подруг героини", внесли в спектакль легкую интригу. Их негласное состязание выиграла первая: сухонький, школярский танец госпожи Шипулиной померк рядом с уверенным мастерством ее соперницы. Легкий упрек может вызвать разве что выражение лица госпожи Александровой, на котором явственно читалось "приходится довольствоваться хоть этим". Без всякой такой задней мысли, резво, но не развязно вторую вариацию в сцене "Грезы Раймонды" отменно станцевала юная Ирина Яценко.Ее сестру, опытную классическую танцовщицу Анастасию Яценко, перековали в характерные, но без особого успеха: миловидной живости, легких ног и гибкости торса все-таки маловато для дикого сарацинского танца. Однако эти курьезные - синеватые, как утопленники,-"сарацины" со страусиными перьями на головах все же выглядели куда пристойнее "благородных" характерных танцев. Там царил уж совершенный беспредел: в испанском панадеросе две распатланные девицы радостно били себя по груди растопыренными пятернями, раскидывая в разные стороны нижние конечности; солистка Мария Исплатовская, похожая на шаткую, но несгибаемую каланчу, еле волокла макаронные ноги в мазурке; Любовь Филиппова, запутавшись в мелких венгерских па, перестала их делать вовсе. Уважаемые репетиторы Большого театра! "Ключи" заканчиваются в шестой позиции, в "веревочке" нога задерживается спереди, а в па-де-бурре стопы дважды подбивают одна другую! Как-то несолидно "возрождать классику", забыв азбучные азы экзерсиса.Балеты Юрия Григоровича Большой театр возобновляет все три последних сезона. То ли замаливает грехи бывшего руководства, изгнавшего великого диктатора из его вотчины; то ли побаивается остаться без собственного классика, на котором воспитывались поколения; то ли просто предоставляет 75-летнему мэтру возможность подзаработать (по установившейся традиции каждое возобновление называется премьерой - с соответствующей оплатой труда постановщиков). И хотя клоны спектаклей 60-80-х годов даже на первых представлениях выглядят безнадежно устаревшими и тоскливыми, Юрий Григорович понемногу отвоевывает территорию сегодняшнего Большого. Тихо, но неотвратимо превращая его в театр позавчерашнего дня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Пн Апр 05, 2004 8:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051301
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Вирсаладзе С., Сорокин П., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М.
Авторы|
Заголовок| Графиня пролетарских кровей.
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20030513
Ссылка| http://www.mk.ru/newshop/bask.asp?artid=65257
Аннотация| В БОЛЬШОМ ВНОВЬ ВЗЯЛИСЬ ЗА СТАРОЕ

Пессимист о балете композитора Глазунова и балетмейстера Петипа "Раймонда" скажет: "Так долго не живут". Ведь премьера спектакля состоялась сто пять лет назад. На что оптимист ответит: "Она юна и притягательна". Поскольку двадцать лет назад Юрий Григорович сделал "Раймонде" что-то вроде пластики лица и тела. Года два назад "Раймонда" выпала из репертуара, а теперь вновь в него "впала". Сначала это "впадение" пытались объявить как премьеру. Но одумались и скромно обозначили: "Возобновление спектакля 1984 года". И правильно сделали, считает Владимир КОТЫХОВ, законопослушно отсмотревший три акта этого длиннющего балета.
Самой большой неожиданностью нынешней "Раймонды" стали оркестр Большого и дирижер-постановщик Павел Сорокин. Они дарили зрителям мир сказки, красоты и волшебства. Порой хотелось закрыть глаза и слушать только музыку, поскольку на сцене никакой волшебной красоты нельзя было разглядеть в самый мощный телескоп. Солисты и кордебалет бодро, по-пролетарски оттанцовывали классический балетный дивертисмент. Романтизм, поэтичность, тонкость внутренних переживаний - подобных понятий для исполнителей главных партий Надежды Грачевой (Раймонда), Андрея Уварова (Жан де Бриен), Марка Перетокина (Абдерахман) не существует.
По сценарию, Раймонда девушка романтичная, к тому же графиня. И проблема у нее серьезная, кого предпочесть из двух влюбленных в нее хлопцев - сарацинского рыцаря Абдерахмана, что безостановочно вращает глазами (то по часовой стрелке, то против), или стройного плейбоя во всем белом - венгерского рыцаря Жана де Бриена. Но Надежду Грачеву и в самом фантастическом сне нельзя представить графиней. Девушка она решительная, основательная и современная. Отчего и без того хилая фабула "Раймонды" трещит по швам. Таким, как Грачева, сомнения неведомы. С первой секунды ясно, что выберет она друга Жана, а с недругом Абдерахманом лишь поиграет, да бросит несчастного. Сколько бы он ни пыжился и ни раздувал шаровары. В дуэтах с этим горячим мусульманским парнем мимика и пластика Грачевой - сплошное немое кино. Балерина поджимает губы, томно заводит глаза, делает гневные жесты. Но иногда все же к этому приставучему Абдерахману тесно жмется. Но все это быстро заканчивается. Появляется Жан де Бриен и картонным кинжалом насмерть пронзает Абдерахмана. И идут жизнерадостные танцы Грачевой и Уварова, технически совершенные, но скучнейшие до зевоты.
Отдельная история - это характерные танцы, исполняемые на каблуках несравненным кордебалетом Большого. Не во всяком ДК города Кислодрыщинска услышишь такую дробь и увидишь подобное закатывание глаз на затылок, что демонстрировали в Большом. Все враздрызг, без смысла, без понимания стиля и истории танца, но зато от души, как на деревенской пляске. Что касается декораций Симона Вирсаладзе, то сегодня эти а-ля романтические занавесы и колонны смотрятся старомодно и неинтересно. Иные времена требуют и другого оформления.
Но успех у "Раймонды" был, причем шумный. И это заслуга дружной команды клакеров, мощно отработавшей весь спектакль. На протяжении трех актов они неистово кричали "браво", встречая и провожая почти каждую вариацию бурными аплодисментами. Начинали элитные кадры, что располагались в боковых креслах партера, затем это "браво" подхватывали товарищи по партии, занимавшие верхние ярусы... И зал, словно загипнотизированный, включался в заранее спланированную игру.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Вт Апр 06, 2004 9:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051302
Тема| Балет, Театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, «Танцсимфония», Персоналии, Лопухов Ф.
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| Резвячество питекантропусов.
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20030513
Ссылка| http://www.vremya.ru/2003/84/10/35968.html
Аннотация| «Величие мироздания» в Санкт-Петербурге

Танцсимфонию "Величие мироздания" исполнили в 1923 году единственный раз. Небольшой спектакль Федора Лопухова на музыку Четвертой симфонии Бетховена был дан в двенадцатом часу ночи после фирменного "Лебединого озера" Мариинки и встречен мертвой тишиной зала. Ни аплодисментов, ни свиста - все мрачно встали и разошлись. Больше никогда спектакль не показывали. Но балетные люди его помнили, цитировали, рассказывали анекдоты (потихоньку мутировавшие в легенды) и, наконец, сформировали полноценный миф о непонятом шедевре. К возникновению моды на реконструкции старинных сочинений этот миф был готов полностью: Федор Лопухов свой спектакль в 20-х собственноручно записал. Что дало возможность Наталье Воскресенской сделать реконструкцию несколько лет назад в одной из японских трупп, а ныне внуку хореографа Федору Лопухову-младшему, запретившему работу Воскресенской в МАЛЕГОТе из соображений авторских прав, выпустить премьеру в Театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории.
В 1923 году публику особенно удручила программа "Танцсимфонии". Желая сказать о мире сразу все и перескакивая с глобальных понятий на угловатые детали, хореограф обещал в ней сначала "Зарождение света", потом "Зарождение солнца", "Пассивное развитие женского начала", "активно пульсирующее мужское начало" и тут же "резвячество питекантропусов" (им, понятно, более всего досталось от критиков). Консерваторский театр, пренебрегши аутентичностью, эту программу во избежание тех же недоразумений ликвидировал. Слегка насильственно приблизив Лопухова к совершенно бессюжетному Баланчину.
Именно к нему - не случайно. 19-летний Георгий Баланчивадзе танцевал в "Величии мироздания", верил в гений Лопухова и, по преданиям, многое у него взял. И получилась в конце концов странная и вполне понятная вещь: Лопухова, ни одного спектакля которого не осталось в репертуаре ни одного из театров мира (то есть живой стиль утрачен), воскресили именно как предка Баланчина. С радостью узнавая знакомые мотивы, жесты, ходы, но считая нужным все это делать более сухим, более отстраненным. Будто для того, чтобы зритель решил: это ученый эксперимент, а не живой спектакль.
Вот образовавшие полукруг танцовщики то подступают к двум вяло трепещущим солисткам в центре, то откатываются как прибой - "пассивное развитие женского начала" и "активно пульсирующее мужское" воспроизводятся с первобытной серьезностью. То, что когда-то наливалось зеленым соком эксперимента, то, что перло, искало выхода, формировалось, - превращено в почтительную выставку НИИЧаВо. Вот, взгляните - питекантропусы (два молодых человека, согнувшихся и вцепившихся друг в друга, чинно скачут в кулису). "Вечное движение" заканчивается полной неподвижностью: подразумевается, что вся собравшаяся в финале группа - устремленная вверх спираль. На самом деле более всего композиция напоминает давний фотопортрет какой-нибудь балетной труппы (кто-то спереди лежит, самая хохотушка опрокинулась на спину самому терпеливому кавалеру, а приму подняли вверх и так забыли). Если бы наивные, но запланировавшие в себе чуть не весь бессюжетный балетный ХХ век придумки Лопухова станцевала полная сил труппа - Мариинская, например, у спектакля был бы шанс на живую жизнь. В собранной же по сусекам труппе консерватории, где в мужском кордебалете трепетное юное создание соседствует с запорожским усачом, судьба его, боюсь, ничего не обещает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Вт Апр 06, 2004 9:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051303
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М., Стеблецова О., Филиппова Л.
Авторы| ЛЕЙЛА ГУЧМАЗОВА
Заголовок| "РАЙМОНДА" И ОКРЕСТНОСТИ.
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20030513
Ссылка| на сайте Время МН ссылки нет - 03-07-2016 Е,С)
Аннотация| После внезапной кратковременной болезни Юрий Григорович возобновил в Большом еще один свой спектакль.

Несмотря на зазывные растяжки и надпись в программке, назвать "Раймонду" премьерой было бы большим преувеличением: Григорович прочистил мизансцены, часть сольных и массовые танцы и обременил работой декораторов с бутафорами, сменивших старые краски задников и костюмов на новые, брутальные, то есть вернул заношенный и на несколько сезонов выпавший из репертуара свой спектакль 1984 года "с фрагментами хореографии Петипа и Горского".
"Раймонда" неспроста начинается с грохота оркестровых тарелок - это такой парадный портрет золотого века русского балета в духе Левицкого: без особых глубин во взгляде очень даже можно, но без орденов из вариаций и почетной ленты балетного апофеоза - никак. И то сказать - школу обустроили, симфонизм заложили, великому Петипа осталось только поблестеть орденами для потомков. В нем важны атрибуты и геральдика, метки на пуговицах мундира - рассматривать скучно, но вычитать можно много больше того, что хотел увидеть заказчик, сказать автор и добавить редактор.
По сюжету юной графине из Прованса ХII века вместо суженого рыцаря Жана де Бриена приснился страстный заморский гость Абдерахман. Ко второму акту он материализуется и, поворожив над невестой, пробует ее похитить, но получает отпор вовремя вернувшегося жениха. Ни весь этот умышленный сюжет, ни местами пряная до вязкости и отвратительно исполненная оркестром "восточная" партитура Александра Глазунова не мешают рассматривать бесконечные танцы снов и балов как послания.
Похоже, Петипа завещал русскому балету освобождение нравов от восточной мистики, окончательно закарикатурив бестолковую балетную смесь афро-испано-сарацинов. Похоже, отредактировавший его Григорович добавил танцев женихам и трудов солистам, заслав их в массовые танцы со своей моралью - наследие хорошо тогда, когда его можно достроить. Дальше Большой балет берет власть в свои руки и ноги.
Надо сказать, довольно вяло. Блеска в традиционно "вкусных" танцах вроде испанского, мазурки и венгерского не было вовсе, исключая только солистку Любовь Филлипову. Легкости в картине сна не было тоже, зато бодрый стук пуантов пробуждал заснувших. Да и все четко отрепетированные танцы кордебалета, для которого вострый взгляд Григоровича лучше плети, прозвучали как-то понапрасну, не заставив зал встрепенуться. Осталось только лорнировать молоденьких барышень в вариациях - тут терпеливый глаз порадовала дебютантка Ольга Стеблецова, которая недотянула до конца, зато проветрила сцену от тяжеленного апломба показывающих "большой стиль" коллег.
А солисты не порадовали. При всех партитурных колоритах Раймонда у Надежды Грачевой получилась на зависть русской и на редкость почвенной - с крепким торсом, певучими руками и той самой основательностью движения, которой остерегался классик. И хотя она уверенно взмывала на поддержки и в меру пугалась абдерахмановых домогательств, а коварную классическую вариацию с газовым шарфом провела с ловкостью фокусника; и хотя жених Уваров высоко прыгал, а жених Перетокин низко сгибался, весь подробный нарратив трех актов с апофеозом смотрелся даже не возобновленным, а давно заученным и до нуди знакомым.
В общем, не стал спектакль вехой в личной жизни "Раймонды", в репертуаре Большого и в судьбе русского балета, у которого никак не иссякнут запасы в сундуках.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Ср Апр 07, 2004 9:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051401
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Грачева Н., Уваров А.
Авторы|
Заголовок| Вечно юная зрелая Раймонда.
Где опубликовано| Российская Газета
Дата публикации| 20030514
Ссылка| на сайте РГ ссылки нет - 03-07-2016 Е,С)
Аннотация| Большой театр вернул еще один свой козырь

ТРЕТИЙ год подряд Большой театр возвращает к жизни свои сокровища - балеты Юрия Григоровича, пару лет назад выпавшие из репертуара. Возвращаются они обновленными.
В нынешнем сезоне пришло время "Раймонды" - она налилась синими океаническими цветами. Такую версию оформления спектакля Симон Вирсаладзе подарил балету миланского "Ла Скала". Хореография уводит к 1984 году, когда "Раймонда" была откопана из-под груды наслоений и реанимирована. Тогда, в годы тотального театрального застоя и безвременья, "Раймонда" выглядела свежей девочкой, пришедшей спасти мир. Григорович действовал излюбленными методами - укрупнял действенный танец, избавлялся от старомодных "шопеновок", милитаризировал императорский балет прыжковыми выходами-вылетами рыцарей-соперников, которые в прежних спектаклях передвигались пешком и смотрели на балерину снизу вверх. Спектакль утвердился в репертуаре, Людмила Семеняка стала лучшей московской Раймондой, а старые балетоманы зачастили в Ленинград - отдохнуть от военных действий на бессмертном спектакле Константина Сергеева. И правда, ничего лучше спектакля Сергеева 1948 года в декорациях раннего Вирсаладзе не было создано в этом направлении: сохранена хореография Петипа, внесены поправки Федора Лопухова, отброшена императорская дребедень - пушистые пачки, занудные прологи с апофеозами и фантастические привидения, скромно укрупнен мужской танец и изящно кристаллизован женский.
Нынешний спектакль Большого все-таки выигрывает по сравнению со старым - знаменитый провансальский вальс из первого акта облечен в стильные желто-голубые юбки-"шопеновки". Цветочные гирлянды, которые так любил обыгрывать в своих балетах Мариус Петипа, смотрелись в руках спортивных танцовщиц в пачках более чем неуместно. Другая удача носит местный характер: премьерный спектакль не попал в руки к Анастасии Волочковой (она получила второй) и не превратился в эстрадный кич. В остальном скука царила страшная. Стальная прима-балерина Надежда Грачева и бессменный премьер Андрей Уваров станцевали так, словно долг перед кем-то исполнили - чисто, ровно, помпезно, без находок.
Но дело, наверное, не в артистах, а в порочной традиции посвящать в партию юной Раймонды только зрелых балерин, и еще в разрушении хореографической композиции Петипа. Не случайно Григорович изменил выходную вариацию Раймонды, где девушка собирала разбросанные цветы. Его Раймонда не так уж молода и не так уж скромна, ее жених де Бриен появляется в замке едва ли не на первых тактах и начинает танцевать с девушкой. Поддержки-прикосновения лишают легенду таинственности и романтизма (по сюжету Петипа Раймонда впервые увидела изображение рыцаря Жана де Бриена на гобелене и только в сцене сна он является ей во плоти). Мужские вариации (у Григоровича и сарацин Абдерахман танцует) задавили женскую тему и убили балет, хотя по совокупности танцев спектакль выигрышный и любим исполнителями. Кроме того, он обещает стать хитом гастрольного репертуара - мало кто в мире сейчас отваживается танцевать трехактный симфонический балет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Ср Апр 07, 2004 9:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051402
Тема| Балет, "Бенуа де ла данс", Персоналии, Славицкий Л., Мартинес Х., Лакарра Л., Доусон Д., Лок Э., Семенова М.
Авторы| Мария КАРЕЛОВА
Заголовок| "Бенуа де ля данс" - меховое приземление.
Где опубликовано| Московская правда
Дата публикации| 20030514
Ссылка|
Аннотация| Уже одиннадцать лет в Международный день танца проходит церемония вручения балетной награды - "Бенуа де ля данс".

Приз для балетмейстеров и исполнителей учрежден Международным союзом деятелей хореографии и назван в честь знаменитой российской художественной династии, известной с XIX века.
К семье Бенуа принадлежит и скульптор Игорь Устинов (сын знаменитого британского киноактера и писателя Питера Устинова). Он автор статуэтки, вручаемой победителям. А таковых определяет международное жюри, состав которого периодически меняется, но председатель "судейской коллегии" всегда один - Юрий Григорович. Система выдвижения проста: каждый член жюри присылает в оргкомитет свои предложения по составу номинантов, за несколько дней до церемонии судьи собираются вместе и решают, какой хореограф поставил лучший спектакль сезона и кому в текущем году называться лучшим исполнителем или исполнительницей.
В разные годы приз Бенуа получали известные и талантливые мастера. Но поскольку независимых экспертов в системе "Бенуа" не предполагается, то каждый год воспроизводится одна и та же схема. Многие члены жюри у себя дома возглавляют балетные труппы и выдвигают на звание лучших не кого-нибудь со стороны, а артистов из собственной компании. Видимо, за своих же и голосуют. У председателя жюри в запасе два голоса, и от его мнения, несомненно, зависит имя победителя. Солисты Большого театра (если они станцевали в очередной постановке председателя) неоднократно становились "бенуатами" и "бенуатками".
Но церемония "Бенуа" этого года, проходившая на сцене ГАБТа, внесла кое-какие коррективы в обкатанный процесс. Во-первых, Григорович не присутствовал: он долечивал застарелую простуду и ограничился приветственным письмом. Во-вторых, сама церемония, в былые времена довольно скучная и сухая, была поставлена красиво. Кроме морального удовлетворения, победители "Бенуа" получали еще и великолепные подарки: роскошные норковые палантины для женщин и меховые пледы для мужчин. Герольды из "Лебединого озера" в "старинных" костюмах подносили грамоты и призы, галантно одаривали номинантов букетами, сопровождая подношения изысканным поклоном. Никакого сравнения с провальной церемонией прошлого года, когда количество накладок в организации вечера превзошло все пределы. В-третьих, никто из Большого театра приза "Бенуа" не получил, что вызвало удивление у критиков: они уже приготовились услышать, что Дмитрий Белоголовцев и Мария Аллаш в балете Григоровича "Легенда о любви" танцевали лучше всех в Европе, Азии и Америке. И, в-четвертых, почти все номинанты приехали, чтобы выступить в гала-концерте, да и отрывки из балетов номинированных хореографов тоже показали довольно щедро. Такое случается далеко не всегда. Неоднократно бывало, что в отсутствие того или иного кандидата на приз приходилось верить организаторам на слово.
Три "живых классика" мирового балета были удостоены специальной награды "За жизнь в искусстве". Безусловно, легендарный хореограф XX века Морис Бежар и не менее легендарный танцовщик Михаил Барышников достойны не одного, а сотни призов. Когда же было названо имя Марины Семеновой, зал в едином порыве встал, чтобы овацией приветствовать великую русскую балерину.
Серьезных претензий к церемонии только две. Первая - это второсортный конферанс ведущих: постоянного посетителя подобных мероприятий Игоря Бэлзы и актрисы Ольги Кабо. Очень хотелось бы посмотреть в глаза тому, кто писал текст для их диалогов, чтобы сказать ему: вам, дорогой товарищ, лучше выбрать другую профессию. Вторая претензия важнее - она касается критериев выбора победителей. В этом году лучшим танцовщиком назван Лукаш Славицкий из балета Баварии. Победитель танцевал в одном концерте с другим номинантом - премьером Парижской оперы Хосе Мартинесом. Блистательному Хосе неистово аплодировали, добротному Лукашу лишь вежливо хлопали. И не зря, потому что таких танцовщиков, как Славицкий, в мире десятки. А Мартинес, показавший фрагмент из "Лебединого озера" и испанский танец фарруку из балета "Треуголка", - танцовщик и артист от Бога, счет ему подобным в искусстве идет на единицы. Жаль, что неизвестные автору этих строк мотивы подвигнули жюри проголосовать "мимо" дарования такого масштаба. Подобных промахов не произошло в женской номинации. Люсия Лакарра из той же баварской труппы - действительно значительная балерина своего поколения. Показанный ею отрывок из балета "Дама с камелиями" это подтвердил. Что касается награжденных хореографов, то в этом году их два: Эдуард Локк, поставивший балет в Париже, и Давид Даусон, автор спектакля в Национальном балете Нидерландов. Отрывок из голландского балета "Серое пространство" мы увидели, а что сочинил Локк - так и не узнали. В любом случае тут нужно довериться жюри, потому что ни по какому отрывку невозможно уяснить уровень постановки в целом.
Но не будем неблагодарными. Нечасто к нам приезжают ведущие солисты крупных мировых балетных компаний, да еще в таком количестве. Хочется поблагодарить организаторов "Бенуа де ля данс" за то, что они сумели собрать вечно занятых творцов в Москве и тем самым дали столичным зрителям возможность увидеть разных артистов из многих стран, сравнить традиции и школы танца, а главное - посмотреть большой и весьма качественный балетный концерт.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Чт Апр 08, 2004 10:15 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051403
Тема| Балет, БТ, «Раймонда», Персоналии, Петипа М., Григорович Ю., Вирсаладзе С., Сорокин П., Грачева Н., Уваров А., Перетокин М.
Авторы| Андрон ЛИПОВСКИЙ
Заголовок| Раймонда и ее мужчины.
Где опубликовано| Аргументы и Факты
Дата публикации| 20030514
Ссылка|
Аннотация| ЮРИЙ ГРИГОРОВИЧ после не короткого, но и не слишком долгого изгнания продолжает свое триумфальное возвращение в Большой театр.

Вслед за "Лебединым озером" и "Легендой о любви" в репертуаре появилась "Раймонда". Вместе с шедевром балетного академизма на главную сцену возвращается большой имперский стиль.
ДЕЙСТВИЕ средневековой рыцарской баллады происходит в туманное время на неопределенной европейской территории, хотя, судя по участию мимической фигуры венгерского короля Андрея II, графский замок возвышается на землях Венгрии. Декорация гениального театрального художника Симона Вирсаладзе тоже не делает никакого акцента на конкретной этнографии, а представляет собой некий сжатый образ суровой, аскетичной куртуазности без излишнего роскошества и пошлых завитушек. Графская племянница Раймонда - невеста, но ее жених Жан де Бриен - воин, и поэтому за сценой радостной встречи сразу же следует томительная сцена прощания, музыка которой заставит разомлеть даже камень. В причудливом сне Раймонды место жениха неожиданно занимает сарацинский шейх Абдерахман. Сон оказывается в руку, и вот уже замок наводняет дикая орда страстного восточного завоевателя, который пришел не убивать и грабить, но покорить сердце красавицы. Когда в разгаре танцев Абдерахман силой похищает лишившуюся чувств девушку, появляется сиятельный жених и проламывает незваному гостю череп.
Конечно, "Раймонда" образца 1984 г. не способна сокрушить наше с вами воображение - ничего сногсшибательного и революционного в ней не было и тогда, двадцать лет назад, зато сегодня более отчетливо проступили милые сердцу ностальгические интонации и пассеистические эмоции. Навороченные гирлянды холодноватого классического танца где-то отдаленно напоминают о бессюжетном симфонизме хореографии Баланчина - красота ради красоты. А во втором, самом драматичном и действенном акте, в дистиллированное пространство белого балета первобытным буйством врывается ориентальная вакханалия почти что в духе моисеевского ансамбля народного танца. И под занавес короткий третий акт - свадебный дивертисмент со знаменитой венгерской вариацией Раймонды, музыка которой представляет собой, наверное, самый короткий в мире концерт для фортепиано с оркестром. Именно здесь танцовщица проходит свой экзамен на звание примы-балерины.
Дирижировать возобновлениями своих балетов Григорович неизменно выбирает Павла Сорокина, который, надо отдать ему должное, очень хорошо чувствует специфику танцевального аккомпанемента, что вполне естественно для ребенка, выросшего в оперно-балетной семье. Надежда Грачева, увенчанная всеми званиями и находящаяся в зените мастерства, радует глаз умеренным обаянием и лирикой, но все-таки слишком простовата для заморских графинь, а если учесть венгерское происхождение Раймонды, то героине заметно не хватало примадонской импозантности и темперамента в крови. Интересно, что покажет Анастасия Волочкова, которую на сей раз удалось задвинуть во второй состав. Красив и нейтрален благородный Жан у Андрея Уварова - но, увы, даже эффектные и хорошо исполненные прыжки не делают этот картонный персонаж живым человеком. Наоборот, мимическую роль Абдерахмана Григорович из подставки для балерины превратил в танцевальную. Партия сочинялась для неистового Гедиминаса Таранды, замены которому в подобных ролях так и не нашлось, - нынешний Абдерахман Марка Перетокина, всеми силами души пытаясь сыграть страсть, холоден как лед.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Чт Апр 08, 2004 10:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051601
Тема| Балет, БТ, «Светлый ручей», Персоналии, Шостакович Д., Ратманский А., Мессерер Б., Сорокин П.
Авторы| Наталия БАЛАШОВА
Заголовок Дважды рожденный.
Где опубликовано| Московская правда
Дата публикации| 20030516
Ссылка|
Аннотация|

Итак, состоялось. Справедливость восторжествовала. Разруганный, оболганный балет Д. Шостаковича "Светлый ручей" шестьдесят семь лет спустя вновь появился на сцене Большого театра. На его Новой сцене, предназначенной для экспериментальных спектаклей и дерзаний молодежи. Все правильно: хореограф-постановщик балета Алексей Ратманский молод и очень талантлив, с упоением танцуют молодые артисты. Только, увы, этого уже не дано ни увидеть, ни узнать тем, кто за создание балета в далеком 1935 году оказался ни за что, ни про что ошельмован, унижен по злой воле тирана.
Тогда досталось прежде всего музыке. Но как же она на самом деле хороша, вся насквозь танцевальная, легкая, местами откровенно ироничная. Сейчас вспоминают, что молодой в ту пору композитор частично использовал в этом своем третьем балете мотивы из ранее сочиненного. Но ведь себя же цитировал, а не плагиатом занимался. И как органично сочетается эта задорная музыка с несколько наивным, зато очень точно отражающим свою эпоху либретто Адриана Пиотровского и Федора Лопухова, с незлобивыми розыгрышами, обманками веселящейся колхозной молодежи. Это очень чутко уловил А. Ратманский, сумел передать артистам. Не остался в долгу и нынешний художник-постановщик Борис Мессерер. Его оформление, находясь в полном соответствии духу 30-х годов ХХ века, являет собой весьма едкую иронию в адрес тогдашнего показушного "трудового энтузиазма масс", победных реляций и лозунгового единодушия. Тут и гиперболических размеров огурцы и тыквы, золотом отливающие снопы - символы богатого урожая, и плывущие по полям стайки тракторов наперегонки с самолетиками, и даже фонтан "Дружба народов" с ВДНХ, возникающий в финале. Зрительский слух и глаз с первых тактов музыки, с первых минут балета настраиваются на веселый, озорной лад.
А вот и герои. Скромница Зина, колхозная затейница, руководитель танцевального кружка молодежи (ее партию танцуют Нина Петрова и Анастасия Яценко), ее муж - агроном Петр (Юрий Клевцов и Владимир Непорожний), приехавшие на праздник урожая в колхоз "Светлый ручей" столичные артисты балета - классическая танцовщица (Мария Александрова и Елена Андриенко) и ее партнер (Сергей Филин и Ян Годовский), местные дачники, колхозные активисты, молодежь.
Сюжет балета несложен: приезжая балерина приглянулась разом молодому Петру и пожилому дачнику (Алексей Лопаревич) а ее партнер - молодящейся дачнице (Ирина Зиброва). Огорчена, ревнует Зина, тем более что, как оказалось, балерина бывшая Зинина одноклассница по хореографическому училищу. И тогда старые подруги решают устроить розыгрыш: переодевшись в костюм партнера, столичная гостья пойдет на свидание к дачнице, партнер в балетной пачке отправится морочить голову дачнику, а Зина в платье подруги явится на встречу с собственным мужем. Свидания ночные, а ночью, как известно, все кошки серы. Колхозная молодежь дружно включается в мистификацию.
У А. Ратманского особый дар на изящную иронию. Достаточно вспомнить его уморительную постановку "Прелести маньеризма" на музыку Р. Штрауса в "Постмодерн-театре". Не нарушая классических канонов хореографии, он способен обратить самый серьезный момент спектакля в блестящий розыгрыш, очаровательную шутку. Так и в "Светлом ручье". Картина ночных свиданий героев полна остроумных находок. Вот огромными, чисто мужскими жете проносится по сцене в пачке воздушной сильфиды с белым веночком на стриженой голове партнер балерины, очаровывая пожилого дачника. А тем временем столичная танцовщица лихой пляской "охмуряет" замирающую от восторга нелепую дачницу. Отчаянно лает, напялив на себя собачью шкуру, молоденький тракторист, а весельчак Гаврилыч, колхозный активист (Егор Симачев), распугивает народ в обличье Смерти, облачившись в черную хламиду и размахивая косой. Зал дружно хохочет и аплодирует, актеры получают истинное удовольствие от своих ролей. Хореограф сочинил для каждого исполнителя пусть небольшую, но свою, яркую, запоминающуюся партию. А массовые пляски кубанцев, горцев, колхозной молодежи - вихрь, смерч яркого ситца, черных бурок, белых папах.
Спектакль подкупает своей молодостью, душевной открытостью, чистотой. В нем нет спесивого самодовольства премьеров, в нем все - на равных и все - единое целое. Под дирижерской палочкой Павла Сорокина оркестр звучит слаженно, выразительно, чисто. Прошли пять первых представлений балета. Спектакль крепнет, набирает силу. К сожалению, в мае на Новой сцене ГАБТа всю первую половину месяца идут оперные спектакли, а последняя декада предоставлена гастролям Римской оперы. Но балет уже родился, он есть, он живет, и, будем надеяться, ему уготована счастливая судьба.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3173

СообщениеДобавлено: Пт Апр 09, 2004 9:09 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2003051602
Тема| Балет, БТ, "Игры", "Весна священная", "Шехерезада",. Балет Римской оперы, Персоналии, Нижинский В., Фокин М., Лиепа А., Фраччи К., Лиепа И., Цискаридзе Н.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Римские открытия.
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20030516
Ссылка| http://ng.ru/accent/2003-05-16/15_italia.html
Аннотация| Итальянские танцовщики покажут русские балеты

Андрис Лиепа дружит с Карлой Фраччи. Если б они не имели отношения к искусству, это обстоятельство так и оставалось бы фактом их личной биографии. Но Лиепа занимается различными балетными проектами, а Фраччи три года руководит балетной труппой Римской оперы. В результате три майских дня москвичи могут смотреть римский балет с российской по происхождению гастрольной программой. Нам покажут один опус Михаила Фокина и два - Вацлава Нижинского, который был не только выдающимся танцовщиком, но и самобытным хореографом.
С Фокиным все более или менее ясно: балет "Шехеразада", во-первых, идет в Мариинском театре (с подачи того же Андриса Лиепы), а во-вторых, составляет часть личного репертуара Илзе Лиепы. Вместе с Николаем Цискаридзе она выступит в одном из вечеров вместе с итальянцами и станцует главную героиню, распутную восточную одалиску из сказок "Тысяча и одной ночи".
С двумя другими балетами широкой российской публике предстоит познакомиться. И если уж делать это, то как раз сейчас, потому что ровно девяносто лет назад, весной 1913 года, новехонькие постановки Нижинского были показаны в Париже "Русским балетом" Сергея Дягилева. Невиданное зрелище, отменяющее каноны классического балета, произвело то, что более всего добивался Дягилев: скандал. Но оба балета в репертуаре не удержались. Имена Дебюсси и Бакста (в "Играх"), Рериха и Стравинского (в "Весне священной") не вызвали зрительского трепета. Для нас эти художники - классики искусства, а для современников они были странными молодыми и не очень молодыми людьми, о творениях которых ожесточенно спорили дилетанты и профессионалы.
По прошествии времени стало ясно, что Нижинский прозрел новый хореографический язык, свободный от классических канонов и раскрепощающий тело. Чем ближе к нашим дням, тем больше интереса проявляли балетные потомки к постановке великого предка. Специалисты по реконструкции балетов загорелись желанием восстановить постановки Нижинского. В 80-е годы воссозданную "Весну" показала американская труппа "Балет Джоффри". С 1997 года спектакль числится в репертуаре Римской оперы. За год до этого в Италии был восстановлен второй спектакль Нижинского - "Игры", и Карла Фраччи участвовала в премьере. Став во главе Римской оперы, она перенесла балет в Вечный город.
Балеты очень разные. Если в "Весне" танцевально воссоздан языческий обряд жертвоприношения, то в "Играх" показаны спортивные молодые люди начала двадцатого века, играющие в теннис. Под Стравинского тяжело топает дикарская толпа, под Дебюсси флиртуют трое, юноша и две девушки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика