Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2007-№ 2 (7)
На страницу Пред.  1, 2
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:13 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В БАЛЕТНЫХ ЗАЛАХ

На подступах к библии

В то время, как балетный Петербург сотрясали грандиозные перемены и перестановки, на базе петербургского Театра балета имени Якобсона состоялся черновой прогон новой работы Г.Д. Алексидзе «Библейские сны». 18-ти частная хореографическая сюита на сюжеты из Ветхого Завета словно «выросла» из серии номеров, представленных на творческом вечере балетмейстера в Малеготе. Пластическое воплощение образов Священного Писания волнует балетмейстера, по его собственному признанию, уже давно, но лишь теперь на свет в муках творческих появляются наброски, эскизы задуманного большого полотна.
«Библейские сны» поставлены на музыку Александра Кнайфеля, нашего именитого современника. В его авангардном сочинении доминантой выступает вокальная партия в духе религиозных песнопений. Звуки создают потрясающую атмосферу суровой архаики. Пластика героев «сновидений» Алексидзе нарочито угловатая, словно первобытная. «Вытаптывание» земли (почти как у Нижинского), глухие удары, скупые движения, резкие скачки.
В библейском балете, по сути, нет Бога. Грозный ветхозаветный Саваоф, являющий свою волю, карая за грехопадение или оказывая милость, у Алексидзе словно «отошел в тень». Тщетно взывают люди к небесам – в ответ лишь глухое молчание. Божественное присутствие мы ощущаем посредством двух сквозных персонажей – Белого Ангела (Ольга Зайцева) и Падшего Ангела (Игорь Шалаев). Эти вечные антагонисты не раз появляются в ткани балета, влияют на ход действия, невидимыми нитями скрепляют повествование.
Основная масса «снов» несёт в себе печать безысходности и исступлённого страдания. Перед нами длинный трагический ряд: Обречённая на смерть Избранница в руках жестоких фарисеев (Мария Якшанова, Максим Ткаченко, Сергей Токарев), пророк Иеремия, побитый камнями за свои праведные речи (Анастасия Кадрулёва), несчастный Самсон, воистину «ослеплённый страстью» к Далиле (Владимир Дорохин, Алиса Свешникова).
Замечательно поставлено «Поклонение Золотому Тельцу». Главным действующим лицом в нём становится Идол – шар в руках Падшего Ангела. К концу номера становится непонятным – кто кому подчиняется. Золотой кумир, как кошка с мышью, играет со своим обожателем, «поглощает» его, сливаясь в единое целое в алчном экстазе.
Трагедия братоубийства в истории Каина и Авеля у Алексидзе получает новое прочтение. Здесь нет «божьих любимцев», оба брата равны перед пустой громадой неба, и только зависть и злоба правит свой кровавый бал.
Но наряду с таким «негативом» Алексидзе даёт блестящую картину величия и силы человеческого духа в «Давиде перед Голиафом» (Иван Зайцев), таинств любви в «Адаме и Еве» (Олеся Гапиенко, Нуржан Кулыбаев) и «Соломоне и Суламифи» (Анастасия Любомудрова, Иван Зайцев), человеколюбия и веры у Ноя (Максим Ткаченко). Добро и зло в мироощущении балетмейстера находятся в постоянной борьбе, на тонкой грани света и тьмы.
Балетмейстер не зря дает балету трогательно-оптимистичный финал. В аллегоричный Эпилог, кроме высших сил, словно по невидимому мосту, переходят из начала балета Адам и Ева. Благословляемые Ангелом, они соединяются, чтобы не угас род человеческий, символом которого выступает прелестная девчушка, идущая по авансцене с букетиком полевых цветов.
Остаётся надеяться, что «Библейские сны» со временем перерастут эскизные рамки и из репетиционных залов явятся на большой сцене новым полнометражным балетом хореографа Г.Д.Алексидзе.


Последний раз редактировалось: Сергей Лалетин (Пн Сен 24, 2007 1:36 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

ИМЕНА НА ВСЕ ВРЕМЕНА

К 100-летию корифеев ленинградской педагогики

11 мая 2007 г. петербургское отделение СТД созвало конференцию по теме «Женский и мужской классический танец. Традиции петербургской-ленинградской балетной школы» . За этим названием с балетоведческим уклоном скрывалось мероприятие «с человеческим лицом», посвященное памяти крупнейших педагогов ленинградской школы – Натальи Александровны КАМКОВОЙ и Александра Ивановича ПУШКИНА. Проработав в школе несколько десятилетий (1930-1960-е), они воспитали, наверно, сотни танцовщиков, включая тех, чьи имена знаменуют вершины исполнительского мастерства. На встрече прозвучали содержательные рассказы Г.Альберта, А.Полубенцева, Н.Ястребовой, М.Алфимовой об общении с этими личностями. Благодаря фильму «Урок Пушкина» все оказались в его классе. Карельская гостиная была переполнена людьми. Не хватало только героев…
Не присутствовавшая на вечере памяти в СТД А.Е.Осипенко прислала в «БАЛЕТ AD LIBITUM» свое письмо:

Как тепло становится на душе, когда вспоминают о людях, так много сделавших для нашего искусства! А.И.Пушкин, выпустивший Нуреева и Барышникова. Уже этих двоих танцовщиков достаточно, чтобы назвать А.И. выдающимся педагогом! Н.А.Камкова, у которой мне посчастливилось заниматься два года перед тем, как она передала меня в класс А.Я.Вагановой. А выпустила она выдающихся балерин Тимофееву и Сизову.
Когда я училась у Н.А., мне было 15-16 лет. Характер у нее был не из легких. Требовательный и очень взрывной. А я была в те годы достаточно ленива. Видимо, очень ее этим раздражала. Доставалось. Часто я проводила урок не в классе, а за дверью зала. Плакала, но упорствовала. И тем не менее Н.А. меня любила, желая сделать из меня, из моих данных все, что от нее зависело. Она даже часто брала меня к себе домой и занималась дополнительно. Н.А. была замужем за художником Е.Я.Хигером. И вот она на меня кричит, заставляет заниматься в полную силу, а ее муж, рисуя меня, ласково подбадривает. Какие это были чудные часы и удивительные уроки!
И столь же замечательное воспоминание у меня осталось от времени обучения у нее в классе. Мой первый в жизни успех на сцене Кировского театра связан именно с Н.А. Однажды в наш класс пришел Л.В.Якобсон и начал выбирать девочек для своего номера «Размышление» Чайковского. И о, мое удивление, он выбрал меня. Сколько своих сил вложила Н.А., репетируя со мной этот номер, помогая в работе Якобсона. Мой низкий ей поклон за это.
А А.И.Пушкин! Тихий, скромный, застенчивый и в то же время с огромным чувством юмора. Мы, артистки, часто просились к нему на урок, чтобы побольше «попрыгать». Сам А.И. танцевал долго, потому что тогда еще были проблемы с пенсиями. Не было закона о 20-ти годах служения на балетной сцене. Мне еще довелось с ним потанцевать в балете «Красный мак», в «Фениксах», исполнявшихся шестью парами. Волновалась. Уж очень было ответственно…
А однажды А.И. оказался для меня предсказателям. У него в театральном классе занимался Джон Марковский. Я была в этот день на уроке у А.И. Мы стояли с ним у рояля, и вдруг он мне говорит: «Алла, посмотрите, какой хороший мальчик закончил школу. Он сможет танцевать все. А как делает поддержки!.. Возьмите его себе в партнеры». Я засмеялась, решив, что эта шутка. В те годы мы никто не имели своих партнеров, танцевали с теми, кого ставило руководство. Но… свершилось чудо. Через несколько лет Джон становится моим постоянным и любимым партнером. С ним вместе мы вскоре покинули Кировский театр. У нас началась своя новая интереснейшая творческая жизнь. Спасибо А.И., его провидению, его чуткости, которая принесла мне столько творческих радостей!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:24 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Божественная Осипенко

Алле Евгеньевне - 75

Наталия Зозулина

«Гений чистой красоты…» – думаешь, глядя на это немыслимое для повторения лучистое белое ecarte. В нем одном классический танец мог бы отстоять свою идеальную сущность, зарифмованную Бродским: «Классический балет есть замок красоты». Вот он, этот замок, это чудо – в позах Осипенко. Балерина поющего тела и белькантовых ног, она была вожделенной «скрипкой Страдивари» для большинства современных ей хореографов. На ней «играли» Лопухов, Сергеев, Фенстер, Чабукиани, Якобсон, Григорович, Бельский, Боярский, Алексидзе, Чернышев, Мурдмаа, Эйфман. Но ее влекущее сиренное звучание пело о своем, заманивая глубокими обертонами духа. Во всех ее образах-кристаллах гранилась, преломлялась не просто самоценная природа формы – сейчас таких балерин достаточно – а собственная тема в искусстве, мощная личностная составляющая. Уже в ранних партиях – Феи Сирени, Хозяйки, Его Любимой, Мехмене-бану, Одетты-Одиллии сладкий плен формы оборачивался гипнозом мысли, чувств, неординарной воли. А после судьбоносной встречи с Джоном Марковским и возникшим с ним жизненным и сценическим дуэтом любовь, страсть, амок безраздельно завладели жизнью героинь Осипенко. В «Антонии и Клеопатре», «Минотавре и Нимфе», «Двухголосии», «Идиоте» их танец «кровью сердца», танец «на разрыв аорты» подошел к той грани сценической правды и веры в сценические обстоятельства, на которой их невозможно отделить от человеческой исповедальности. Танец как способ жизни» и стал вкладом Аллы Осипенко в балетное искусство. И, как сказал бы Пастернак, «и здесь кончается искусство, и дышат почва и судьба».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:26 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Г Д Е & Ч Т О

Кто не был приглашен на день рождения?

Екатерина Ширяева

Вы можете отпраздновать день рождения в компании своих друзей с бенгальскими огнями и тортом. Можете поехать на шашлыки с магнитофоном и пледами. Можете устроить маскарад, сходить в ресторан или посидеть с родными. Много чего можете!
Но если ваша жизнь пронеслась над планетой горящим мгновением танца и растаяла, и теперь вашу танцующую душу уже давно влечет другая музыка, которой не слышно на земле – то день рождения отпразднуют за вас другие. Люди, которые любят и помнят вас – и тогда этот праздник будет светлым, как память, и радостным, как истинное искусство. Или – другой вариант – его отпразднуют люди, которым лично до вас нет никакого дела – и тогда торжество превратится в дешевую антрепризу, главной целью которой будет согнать зал и заработать деньги. Превратится в формальность, с сильным налетом безвкусицы.
Я так ждала этого праздника – потому что именно в Питере, как мне казалось, сумели бы сделать праздник, достойный Рудольфа Нуреева, и еще потому, что в его честь должны были танцевать такие афишированные звезды, как Лопаткина, Рузиматов, Махалина. Ждала, как ждали и сотни людей, волнующихся морем у входа в ДК им.Горького.
…На сцене висел слегка помятый портрет Рудольфа – на фоне скромного синего задника и непонятного цвета кулис. Была сказана формальная речь. Был начат формальный концерт. Музыка «Шахерезады» изнывала от страсти и, затаив дыхание, ждала выхода Фаруха Рузиматова. Жаль говорить, но музыка так и осталась в тот вечер самым искренним и живым участником. Рузиматов спокойно, со знанием дела, станцевал, поклонился и ушел. Следовавшее за ним па де де из «Дон Кихота» так же станцевало, поклонилось и ушло. Заунывно исполненное Белое адажио, о котором нечего сказать, сменил дуэт из «Жизели», в котором присутствовали исполнители, но отсутствовали их эмоции. Голубая птица, бывшая «не в голосе», уступила место фальшивившей в чувствах Даме с камелиями. Ульяны Лопаткиной так и не последовало, и ожидания перенеслись во второй акт, но и там не оправдались. А Юлия Махалина, пройдя «Путь», не смогла впечатлить так, чтобы нам стала бы не нужна уже Лопаткина.
Дальше – хуже. Занавес поднялся, открыв все того же помятого Руди и двух представительных женщин, стоящих по краям сцены. Они повели диалог примерно такого свойства:
- Вы слышали, вчера Руди спровоцировал скандал в ресторане отеля, выбив поднос из рук официанта, а потом устроил туалет прямо на лестничной площадке!
- Ах, если бы вы знали, как он матерится во время репетиций! Кстати, говорят, сейчас у него новый фаворит Х, а с У он больше не спит!
Как этот циничный диалог, описывающий самые неприглядные стороны жизни и характера Нуреева, относились к празднованию его дня рождения, я не понимаю до сих пор. Или сейчас модно в память о великом человеке вспоминать только самое гадкое, что о нем известно? Посплетничав минут семь, дамы внезапно разошлись, уступив место продолжительному монологу по мотивам книги о Нурееве. Было смешно смотреть, как великого танцовщика изображает актер драмы, проделывая у станка очень комичные батманы и уморительно крутясь в подобии пируэта. Монолог так же неожиданно прервался, как и начался, сменившись концертными номерами, среди которых доминировали постановки «Мужского балета» В.Михайловского, отличившиеся неожиданным однообразием и неумеренным пафосом. На одном из таких номеров гала и закончился.
Так, со смакованием нелицеприятных фактов, небрежным исполнением и арктическим равнодушием Питер отпраздновал день рождения прославленного во всем мире танцовщика, отпраздновал появление на свет сильной, страстной и порывистой души, влившей новую кровь в балет ХХ века. В сравнении с этим гала в честь Мариса Лиепы в Москве (в ноябре 2006 года) показался мне настоящим чудом, сказкой, которая оживила и сцену, и танец, и исполнителей. Той сказкой, которую не пригласили на день рождения Руди.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Селюцкий-гала

Ирина Борисова

«Не знаю, с чем можно сравнить воспитание танцовщика. Может быть, с огранкой бриллианта. Это действительно ювелирная работа. От кончиков волос до кончиков пальцев, все должно быть подчинено музыке, смыслу, технике».
Г.Н.Селюцкий.


Экзерсис классического танца. Для танцовщика – ежедневный тяжелый труд, начинающийся с десятилетнего возраста и перерастающий в образ жизни артиста балета. Для педагога – с экзерсиса начинается высокая миссия воспитания артиста. При этом необходимо не только обучить ученика всем законам классического танца, но и вырастить мастера искусства, носителя традиции, художника.
Этот каждодневный труд не предназначен для показа зрителям. Но на вечере, состоявшемся в Мариинском театре 27 апреля, табу было нарушено. Поводом к тому послужил необычный концерт, посвященный творческой деятельности педагога-репетитора Геннадия Селюцкого. В преддверии редкого юбилея – 50 лет в театре и 45 лет в школе – он распахнул двери в свою «лабораторию успеха». Восемь его учеников – студентов АРБ имени Вагановой А.Абдукаримов, А.Кузьмин, Н.Масахиро (Япония), И.Петров, Д.Сапрон, К.Сафин, А.Соловьев, С.Уманец – исполнили урок классического танца прямо на сцене, обрамленной по периметру балетными станками.
Задает урок и вместе с ним тон всему вечеру сам юбиляр. Он – на своем рабочем месте! Где лаской, где шуткой, где строгостью – «Плечи на ушах!», «Выше!» – поддерживает старающихся изо всех сил ребят. Зал отзывается аплодисментами на большинство комбинаций у палки и на середине.
Бесконечные батманы, прыжки, вращения выливаются один из другого. В тридцать два музыкальных такта ученической комбинации, педагог должен уложить такую подборку движений, логика которой сотворит на наших глазах неповторимую поэзию танца. Образ рождается при технической уверенности исполнения танцевального текста. А уверенность приходит при умении управлять своим мышечным аппаратом, которое закладывается в школе. Выворотные ноги, крепкие спины, выразительные руки учеников в совокупности с музыкальностью и культурой исполнения – вот набор достижений в работе педагога, обычно находящегося всегда «за кадром», в тени своих учеников. В учениках Селюцкого я увидела «поставленность» спины, «отработку» ног, грамотность рук. Поразило чистое исполнение пируэтов, отточенность двойных кабриолей, приземление после прыжков в обязательную позицию или позу. Есть еще некоторая недоработанность в поворотах головы и плеч во время больших прыжков. В будущем полуоборот корпуса – epaulement украсит танец, добавит колорит в создание образа, «запоют» руки в исполнении сложных элементов. Не все приходит сразу. Главное, как показал урок, у студентов есть перспектива в движении к вершинам мастерства. Их педагог Селюцкий виртуозно владеет классом. В его экзерсисе есть дух мужского классического танца, поразительная свобода и легкость в полетах, лиричность и мужественность в адажио, филигранность в мелких деталях.
Все то, что является результатом экзерсиса, зритель увидел в последнем концертном отделении, после «Шахерезады» с Ю.Махалиной и Д.Корсунцевым. Программа предъявила нам «театральную гвардию» репетитора Селюцкого – ведущих артистов Мариинского балета. В па де де из «Дон Кихота» блеснул искрящейся техникой Л.Сарафанов с партнершей О.Новиковой. В адажио из «В ночи» проявились лирические струны аристократически красивого С.Попова в дуэте с М.Кандауровой. В сложнейшем па де де на музыку Обера мы увидели dance noble Корсунцева в паре с В.Терешкиной. Истинным сюрпризом стали два номера – современный «Лебедь» в исполнении И.Колба и «В джунглях» в исполнении того же Сарафанова. Удивило прежде всего смелое перевоплощение классических танцовщиков в гротесковый образ. В «Талисмане» вместе с Е.Осмолкиной самый молодой подопечный педагога А.Сергеев поразил свободой, пластичностью и красотой исполнения, словно передавшихся ему от Селюцкого-танцовщика. В финале концерта на сцену мощным, врезанным в воздух прыжком вылетел И.Зеленский. В па де де из «Корсара" с молодой А.Сомовой Зеленский в очередной раз заставил зрителей насладиться удивительной полетностью и живописностью его движений.
Наибольшая трудность и загадка работы педагога – как научить культуре исполнения. Именно она отличает школу. В искусстве учеников Селюцкого эта культура исполнения есть, как есть и чувство стиля, и индивидуальная харизма. Вечер Геннадия Селюцкого подтвердил, что школа петербургского классического танца сильна по сей день.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:28 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Побольше бы таких гала!

Алена Корчагина


В начале апреля в нашем городе прошел ставший уже традиционным, международный фестиваль балета Dance open. Шестой год подряд организаторы собирают лучших педагогов-репетиторов для проведения мастер-классов. На протяжении пяти дней, в залах Театра балета им. Л.Якобсона (Маяковского,15), где неизменно проводится Dance open, юные танцовщики из разных стран вновь постигали премудрости классического танца на уроках Людмилы Семеняки, Любови Кунаковой, Ирины Чистяковой, Ларисы Лежниной, Эльвиры Тарасовой, Вероники Ивановой, Геннадия Селюцкого, Сергея Бережного и представителей зарубежных школ Марк Аурелио и Корина Думитреску. Но, пожалуй, главным событием, привлекшим внимание всего балетного Петербурга, стал заключительный Гала-концерт звезд мирового балета. Он оказался супер! Организаторы, хоть и не до конца отошли от традиционной концертной схемы таких гала (как правило, вереницы pas de deux), но все же сумели ее преобразить.
Во-первых, было соло – «Умирающий Лебедь», но не ожидаемый – Фокина, а неожиданный – Якобсона, тонко интерпретированный Александрой Иосифиди. В ее исполнении миниатюра лебедь оказался трогательным неокрепший лебеденком, еще не успевшим насладиться полетом, но уже обреченным на неизбежную гибель. Во-вторых – состоялось знакомство с новым хореографом Э.Клагом и его номером «Radio and Juliete», на едином вдохе станцованным Анастасией и Денисом Матвиенко. Хореография, построенная на четких быстрых движениях в унисон, не помешала исполнителям привнести в эту постановку долю стихийности и свободы. В танце, разделенном на два голоса – мужской и женский – как в безостановочном вокализе, даже дыхание бралось дуэтом одновременно, чтобы не прервать, не остановить мелодическую тему. В-третьих – зал по-настоящему завел балетный экстрим, который редко можно увидеть в современных номерах, несмотря на все возрастающую техническую подкованность артистов. Бурные рахманиновские «Вешние воды» в хореографии А.Мессерера буквально ворвались на сцену вместе с Еленой Евсеевой и Маратом Шемиуновым. С невероятной смелостью легкая и изящная балерина бросалась в омут головокружительных поддержек, а ее высокий и сильный напарник казался единственно возможным партнером в этом бесшабашном, захватывающем дух бросками и полетами и прославляющем радость жизни, молодости и любви номере. В-четвертых – страсти в концерт еще подбавила испанская пара: Хименес Рейна и Марк Аурелио. Выстукивание каблучков, напоминающее барабанную дробь, чеканные позиции рук, удивительно слаженные, отточенные движения, бешеный ритм музыки создавали то настоящее солнечное, фламенко, которое способно родиться лишь в горячей крови испанских танцовщиков. В-пятых – в качестве не заявленного в программке сюрприза на сцене внезапно объявились… два невероятно пластичных танцовщика. Жаль только, что для большинства зала они остались неузнанными, хоть это и не помешало оценить, как органично и с какой удивительной свободой они посвящали зрителей в таинство любви и дружбы, вдохновения и творческого порыва, единения и родства душ. То было созданное Д.Ноймайером «Посвящение Бежару» – в исполнении лучших солистов Гамбургского балета Ивана Урбана и Иржи Бубеничика. Построенный на красивых поддержках, неслышных легких прыжках и сольных репликах, дуэт прозвучал как откровение, импровизацией ad libitum посреди балетных хитов и шлягеров, высветился стильным черно-белым кадром внутри цветовой разноголосицы и так и застыл в памяти ретро-снимком в рамке из тонких софитных лучей…
Среди традиционных pas de deux также было несколько сюрпризов. Гостьей из Голландского Национального балета оказалась бывшая солистка Мариинского театра Лариса Лежнина, которую прежде мы никогда не видели Сильфидой. Pas de deux из балета в паре с Антоном Корсаковым получилось слаженным и акварельно-изящным. Из Большого театра в концерте участвовали целых три пары. В pas de deux из «Дон Кихота» петербургской публике представили заметно коротконогого «вундеркинда» Ивана Васильева, который, однако, решительно не желал вундеркиндствовать и даже держать даму – Анастасию Яценко, так что ей пришлось одной изображать бравурный танец в дуэте. Их коллега Дмитрий Медведев, открывший вместе с Анастасией Горячевой концерт скромной «Тщетной предосторожностью», переломил ситуацию в свою пользу в предфинальном «Гопаке», пролетев всю безразмерную сцену Октябрьского зала в нескольких прыжках. А на закуску, последним номером концерта, устроители поставили действительно «гвоздь программы» – па де де из «Корсара», в котором соединились красота и виртуозность дуэта супругов Матвиенко. Радости публики не было предела. Побольше бы таких гала!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Не-Выпускной

Наталия Зозулина

2007 год вынужденно обрекает балетные труппы города на кадровый голод. АРБ им. Вагановой переходят на девятилетнюю систему обучения и ученики бывшего последним 8-го класса остаются в школе еще на год. Но Выпускной концерт, хоть и не выпускной, а состоялся, как ему положено, в том же режиме серьезного экзамена всей школы, к которому ежегодно устремляются усилия тех, кто учится и тех, кто учит. В его программе оказалось одно серьезное нововведение – широко распахнутые двери молодым хореографам с балетмейстерского отделения. Действительно, «лед тронулся, господа присяжные заседатели», уже нельзя не заметить перелома и перемен в отношении руководства, педагогов и детей к ищущей молодежи, уважения и интереса к их творческим способностям. Новые номера включаются в показы концерты в школьном театре, в экзамены по актерскому мастерству и, как высшее поощрение – в программу Выпускного. Иногда – с большим авансом наперед. Так можно сказать о па де де на муз.Глинки (Ю.Тикка, Р.Оразбаев) в постановке хореографа-первокурсника С.Смирнова, которое не то чтобы слишком выдавало неопытность или отсутствие фантазии автора, но страдало вкусовыми изъянами, выставляя на первый план весьма не подходящее ни музыке, ни фактуре исполнительницы «раскоряченное» движение. Но чаще – оправданно и заслуженно. Работы двух особенно одаренных студентов Академии – «Разлука» А. Кадрулевой (солистка К.Ромашова) и «Экстаз святой Терезы» Д.Пимонова (солистка З.Ялинич) – действительно, украсили программу выпускных концертов и выдержали испытание большой сценой. У них не бывает номеров без мысли, без игры воображения, без чувства формы. В замыслах всегда выдается какая-то изюминка и, что приятно, общая культура, обращающая их к разговору о серьезных вещах. А это важно для юных интерпретаторов материала, проникающихся доверием к современному танцу и научающихся не просто двигаться, но осмысленному существованию на сцене.
Уже достигнутым стратегическим результатом взятого Академией курса «на молодых хореографов» выглядит «Классическая танцсимфония» Прокофьева для младших и средних классов (титаническая работа команды репетиторов!). Хореограф И.Ларионов (выпускник Академии, кл. Э.Смирнова) подбирался к ней несколько лет. Как первый опыт в столь трудном ансамблевом жанре, усложненном здесь и специфическими задачами «школьной» постановки, – она удалась. Создана определенная внутренняя конструкция соотношений солистов и групповых составов танцевального оркестра, улавливаются музыкальные «привязки» хореографических фигур, пространство активно разработано, рисунки не застаиваются, темповые трудности массовых allegro одолены. Но в секретах танцсимфонии для молодого постановщика есть еще немало непознанного. Особенно в русле целостной танцевальной идеи, которую нужно не только нащупать и зацепить, но и знать, что с ней делать, как развивать, куда вести. Пока мне показалось, что в 3-й части происходит явный сбой в строении формы, а 4-я не восходит на ее новый уровень. Но когда человек так фанатически работает, как Ларионов, у него все впереди.
Время переходить к «традиционным ценностям» Выпускного концерта, но не могу не поделиться своим восторгом от еще одного современного номера программы – «Леда и Лебедь» – жемчужины Р.Пети и «конька» А.Асылмуратовой, настолько блистательно она его передает, можно сказать «внушает» разным парам. Казалось бы, неподражаемы были в нем О.Есина и А.Сергеев, и вот, пожалуйста, его танцуют Ю.Черешкевич и А.Соловьев и вновь захватывает дух не только от пластической красоты, но и оттого, что начинают брезжить некие высшие слои материи...
Уже не в первый раз Выпускной открывается композициями уроков историко-бытового танца, модерна, характерного и дуэтно-классического. Прекрасная идея! В этот год почти все композиции выглядели удачно. Изысканно и утонченно – историческая (под руководством Н.Янанис), на редкость качественно – «модерновая» (работа М.Поповой), впервые, пожалуй, так отчетливо показавшая результативность обучения ребят современному танцу. Из характерных этюдов я выделила для себя Тарантеллу (работа Е.Шерстновой, А.Гронской) и «Лауренсию» (работа В.Сиротина), А вот дуэтная часть (работа В.Десницкого) показалась излишне затянутой и утяжеленной «тавтологией» поддержек. Но и сложность этого класса для учеников наибольшая.
Среди двух соревнующихся в программе составов «Фестивалей цветов» мне трудно определить лучшего из двух прекрасных мальчиков (К.Леонтьев, класс Ю.Умрихина, и И.Петров, класс Г.Селюцкого), а вот с девочками такой проблемы не встает. Пальму первенства я отдаю О.Мининой (класс Л.Ковалевой), на один год старше и поэтому «на один год лучше» Н.Батоевой (класс Л.Сафроновой). Еще одно па де де – из «Коппелии» – было исполнено А.Никитиной (класс И.Ситниковой) и С.Уманецем на уровне петербургской школы. Чего не скажешь о дуэте из «Пламени Парижа», где претензии вызывала и «корявость» Ю.Тикки (класс И.Ситниковой) и нестабильность Р.Оразбаева (класс Ю.Умрихина). И совсем завалил свои соло в па де де из «Дон Кихота» Н.Масахиро (класс Г.Селюцкого)
Заключительный аккорд ставила «Пахита», традиционно удающаяся Академии во всех эпизодах. Тщательно проработанные вариации, праздничная «массовка», парадные выхода балерины. В последних Ю.Черешкевич уступала А.Никитиной, в которой можно было почувствовать задатки Балерины.


Последний раз редактировалось: Сергей Лалетин (Пн Сен 24, 2007 1:37 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Сергей Лалетин
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 22.09.2007
Сообщения: 48
Откуда: Санкт-Петербург

СообщениеДобавлено: Вс Сен 23, 2007 1:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На приз Бориса Брегвадзе

Ольга Розанова

Год назад, в марте 2006 года, Академия русского балета имени А.Я.Вагановой отмечала восьмидесятилетие старейшего педагога классического танца Бориса Яковлевича Брегвадзе. В музее Академии была развернута выставка, собрались коллеги юбиляра, гости и воспитанники. Виновник торжества выслушал немало добрых слов в свой адрес и был, как всегда прост, скромен и сокрушительно обаятелен. А недавно в Санкт-Петербурге произошло событие, прозвучавшее заключительным аккордом юбилейных торжеств – «Фестиваль-конкурс хореографического творчества на приз народного артиста России, профессора Бориса Брегвадзе». Процитируем текст из программки, адресованной участникам начинания, которое обещает превратиться в новую петербургскую традицию.
«В мире балета имя Брегвадзе окружено ореолом легенды. Его обожала публика. О нем писали книги и статьи, пытаясь разгадать тайну его поразительного таланта, сохранить в слове это театральное чудо. Сам артист объяснял свое творчество, как всегда, просто: «Надо выйти на сцену и танцевать с душой. Главное – с душой».
Брегвадзе выходил на сцену Мариинского (тогда Кировского) театра ровно двадцать лет (1947-1967). Еще не закончив артистической карьеры, в 1962-м начал преподавать в Хореографическом училище – ныне Академия русского балета имени Вагановой. А в 1964-м решился начать и вовсе новое дело – создать и возглавить кафедру хореографии в Институте культуры имени Крупской – ныне Университет культуры.
Сегодня профессор Борис Яковлевич Брегвадзе – ветеран Академии, высокоавторитетный мэтр балетной педагогики. Список его учеников давно перешагнул за сто. Среди них не только артисты балета, известные солисты (Гали Абайдулов, Юрий Васильков, Андрей Брегвадзе, Игорь Соловьев, Владимир Шишов, Михаил Лобухин), но и хореографы, преподаватели, искусствоведы. Если же посмотреть на список выпускников Университета культуры – тут уже счет перевалит за тысячу. Это целая армия, где есть свои рядовые – скромные труженики, приобщающие детей к искусству, и есть генералы и маршалы – известные хореографы, руководители образцовых и народных ансамблей танца, преподаватели высших учебных заведений, организаторы и пропагандисты любительского творчества. Каждый из них прошел через руки Бориса Яковлевича, каждый знает его беспощадность к ленивым и нерадивым, его требовательность к способным, и его щедрость – профессиональную и человеческую к тем, для кого танец – смысл жизни».
Инициатором «именного» фестиваля выступила Людмила Рязанцева, выпускница ленинградского Института культуры по кафедре хореографии (выпуск 1977 г.) Юбилей создателя кафедры и ее бессменного руководителя подсказал идею собрать в Петербурге выпускников разных лет и показать работы возглавляемых ими коллективов. Замысел был осуществлен с размахом. Три вечера были отданы выступлениям приглашенных коллективов, четвертый день – мастер-классам и «круглому столу» по итогам конкурса, пятый вечер – гала-концерту на сцене театра Мюзик-холл.
Жюри под председательством народного артиста СССР Сергея Викулова единодушно присудило Гран при Народному ансамблю испанского танца «Примавера» (Петербург). Хореограф Юлия Малышева (выпуск 1980 г.) не зря стажировалась в Испании: ее воспитанницы – лауреаты международных конкурсов «Фламенко» – покорили зрителей стильным, техничным, по-испански горячим танцем.
Не составило труда определить и «лучших из лучших». В номинации «Классический танец и стилизация» лидировал ансамбль «Радуга», существующий при Ленинградском областном колледже культуры и искусства. Учащиеся колледжа при отличных исполнительских навыках обнаружили изобретательность и вкус и как авторы композиций. Руководитель ансамбля, зав.кафедрой хореографии Ольга Магда – выпускница «первого призыва» (1969 г.), педагоги Алексей Добраш (1974) и Светлана Деменчук (1996) – представители следующих поколений воспитанников Брегвадзе.
В номинации «Народный танец» отличился ансамбль «Ренессанс» из Ростова-на-Дону. Руководители – супруги Людмила и Виктор Кравченко (выпуск 1973 г.) – распорядились национальным материалом как настоящие знатоки и талантливые хореографы, которым в равной мере подвластны и лирика, и юмор, и бравура. А кроме того, воспитали превосходных танцоров.
Как профессиональные танцовщики выступили солисты Народного театра балета из Ярославля, заняв первое место в номинации «Современная хореография». Примечательно, что ими оказались руководитель театра Александр Гордиенко и педагог Ирина Новикова (выпуск 1989 г.) В их полуакробатических дуэтах клокотали страсти, но благородство формы от этого не страдало. Красивой внешностью в сочетании с отличной выучкой порадовали и длинноногие танцовщицы ярославского балета.
Оригинальных или добротных работ было так много, что даже сжатый обзор потребовал бы специальной статьи. Отметим только: кто бы ни выходил на сцену, каким бы ни был уровень хореографической мысли, неизменно ощущалась крепкая профессиональная основа, исключающая дилетантизм. Можно назвать это «знаком качества», полученным из рук Б.Я.Брегвадзе.
Об отношении бывших учеников к своему наставнику лучше слов сказали громовые овации и клумба из цветочных букетов, наполовину скрывшая его фигуру в центре сцены. Но это оказалось лишь прелюдией к главному. Когда закрылся занавес, началось нечто, не поддающееся описанию, – коллективное признание в любви. Такие мощные взрывы чувств в былые годы вызывал Брегвадзе-танцовщик, теперь это сделал Брегвадзе-учитель. И не мудрено! Ведь независимо от возраста и рангов его воспитанников, он был и остается для них примером отношения к профессии и более того – олицетворением балетного искусства.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Балет и Опера -> Балет ad libitum Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика