Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
Пиковая дама
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Сен 08, 2007 3:31 pm    Заголовок сообщения: Пиковая дама Ответить с цитатой

На сайте БТ исполнителей пока нет , но www.parter.ru (!) предлагает следующий анонс:


Большой театр
Премьера 5 - 8 октября 2007 г.
П. И.Чайковский
Пиковая дама
Опера в 2-х действиях, семи картинах

Либретто Модеста Чайковского
по одноименной повести Александра Пушкина
Дирижер-постановщик: Михаил Плетнев
Режиссер-постановщик: Валерий Фокин
Художник-постановщик: Александр Боровский

Хормейстер-постановщик: Валерий Борисов
Художник по свету: Дамир Исмагилов
Хореограф-постановщик: Сергей Грицай

Дирижер: Михаил Плетнев

Действующие лица и исполнители:

Герман: Бадри Майсурадзе / Роман Муравицкий
Лиза: Татьяна Моногарова / Елена Поповская / Екатерина Щербаченко
Графиня: Александра Дурсенева / Татьяна Ерастова / Елена Образцова / Ирина Чистякова
Князь Елецкий: Андрей Бреус / Андрей Григорьев / Василий Ладюк
Граф Томский: Борис Стаценко / Павел Черных


______________
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Сен 10, 2007 9:29 am    Заголовок сообщения: Пиковая дама Ответить с цитатой

Лемешев, Л.Масленникова, Преображенская, ч1

Лемешев, Л.Масленникова, Преображенская, ч2

Вишневская
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Сен 15, 2007 9:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

На сайте БТ появились исполнители ПД: (вечером 4 октября появились составы )


Дирижер Михаил Плетнев

Герман- Бадри Майсурадзе-5,7, Роман Муравицкий-6,8

Лиза- Татьяна Моногарова-5,7, Елена Поповская-6,8, Екатерина Щербаченко

Графиня- Александра Дурсенева, Татьяна Ерастова, Елена Образцова-5,8, Ирина Чистякова-6,7

Князь Елецкий- Андрей Бреус-6, Андрей Григорьев-8, Василий Ладюк-5,7

Граф Томский- Борис Стаценко-6,8, Павел Черных-5,7

Полина- Анна Викторова-5,6, Ирина Долженко-7,8. Маргарита Мамсирова

Прилепа- Анна Аглатова-5,6,7, Карина Сербина-8

Чекалинский- Вячеслав Войнаровский-5,6,7,8, Марат Гали (Галиахметов)

Сурин- Андрей Валентий, Вячеслав Почапский-5,6,7,8

Распорядитель- Николай Майборода-5,6,7,8, Вадим Тихонов

Гувернантка- Елена Новак-6,8, Евгения Сегенюк-5,7

Маша- Екатерина Василенко-6,8, Екатерина Головлева-5,7

Нарумов- Николай Казанский -5,6,7,8, Владимир Красов

Чаплицкий- Александр Захаров, Юрий Маркелов-5,6,7,8


Последний раз редактировалось: babai (Пт Окт 05, 2007 12:14 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Сен 21, 2007 10:36 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

27.09.07 в программе Билет в Большой (18:15, ТК Культура) обещают показать сюжет "об опере П.И. Чайковского "Пиковая дама", постановку которой осуществляют дирижер Михаил Плетнев и режиссер Валерий Фокин".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 12:23 am    Заголовок сообщения: Часть интервью Фокина Ответить с цитатой

Умный человек обманывается только раз
В "Пиковой даме" Большого театра состоится дебют мэтров
Ирина Муравьева
"Российская газета", Федеральный выпуск №4476 от 26 сентября 2007 г.



Валерий Фокин: Мне однажды приснился сон: огромное пустое пространство, вода, и из нее вылезает город Петербург.

5 октября в Большом театре в новой постановке "Пиковой дамы" Чайковского впервые в оркестровой яме появится известный музыкант - пианист и дирижер Михаил Плетнев, а на сцене в качестве оперного режиссера дебютирует Валерий Фокин, художественный руководитель петербургского Александринского театра и московского Центра им. Мейерхольда, инициатор многих нестандартных проектов в российском театре, художник, умеющий скрещивать в своем искусстве традиции и эксперимент, тщательную исследовательскую достоверность и острую интуицию, реализм и фантасмагорию. О своем первом столкновении с оперной сценой, о коллизиях и скрытых сюжетах "Пиковой дамы", о фантомах и культурной истории, о традиционализме и эксперименте в современном искусстве Валерий Фокин рассказал на "деловом завтраке" в "Российской газете".

Чудо оперы
Российская газета: В "Пиковой даме" вы впервые ступили на территорию оперы. Что оказалось самым сложным для вас?
Валерий Фокин: Это абсолютно новая для меня история: оказалось, что опера - совершенно другая планета со своими законами жанра, со своими психологическими взаимоотношениями. Весь процесс работы показал мне, что режиссеру в опере недостаточно быть просто подготовленным, создать замысел, иметь собственную сценическую партитуру. Здесь надо обладать особым даром - умением раскрывать музыку и переводить ее на внятный язык для артистов, и, кроме того, - обладать целым рядом специфических способностей и знаний музыкального характера. "Пиковая дама" - одна из любимых моих опер, и я выучил ее партитуру почти наизусть. Но и этого оказалось мало: надо уметь цитировать любую музыкальную реплику из партитуры.

РГ: А вы научились читать клавир или работали в основном на слух?
Фокин: В основном, конечно, на слух, но кое-что и по клавиру понимаю: я учился когда-то в музыкальной школе. В общем, это довольно сложная территория, и я понимаю теперь, почему режиссеры так рвутся поставить оперу. Музыка выражает невероятные вещи! А вокал вообще чудо: никакой драматический монолог не сможет выразить то, что дано человеческому голосу. Конечно, "чуду" на сцене надо обеспечить приоритет, но при этом мне как режиссеру хотелось бы, чтобы певец не стоял просто у колонны, демонстрируя себя, а действовал в рамках спектакля. Именно поэтому, я думаю, не часто случаются оперные события: слишком многое здесь должно совпасть.

РГ: Лев Додин как-то говорил, ставя "Пиковую даму", что ему скучны почти все оперные постановки, потому что ноты являются подсказкой и заранее все определяют: и природу чувств, и характеры, и структуру, и пульс.

Фокин: Мне ноты не мешают. Наоборот, есть неудовлетворенность оттого, что я не всегда могу раскрыть их так, как мне хочется: музыка что-то выражает, а режиссеру иногда приходится отойти в сторону. Это трудно. Мне не ноты, мне либретто скорее мешает - на уровне слов. Хотя много ли можно найти в опере хороших либретто?

Ловушка Германа
РГ: Постановки "Пиковой дамы", связанные с крупными именами режиссеров - Мейерхольдом, Любимовым, Додиным, шли по пути переработки либретто Модеста Чайковского, меняли акценты в сторону Пушкина. Вы же сразу позиционировали, что будете исходить из партитуры Чайковского.
Фокин: Мы договорились с Михаилом Плетневым, что будем исходить из музыки, потому что "Пиковая дама" у Пушкина и "Пиковая дама" у Чайковского - это разные произведения. У Пушкина - больше иронии, у Чайковского - это настоящая трагедия. Поэтому, чтобы идти к Пушкину, надо писать новое либретто, проводить другую работу, делать купюры. Когда Мейерхольд в 1934 году ставил "Пиковую даму", он сократил первую картину в Летнем саду. Для меня же эта картина очень важна именно как экспозиция трагедии, потому что идиотизм восхваления хором прекрасного летнего дня контрастирует здесь с одиночеством "черной вороны, поедающей себя" - Германом. И этот контраст праздника, солнца, которые заканчиваются грозой, имеет, естественно, не метеорологический смысл. Гроза - это внутреннее состояние Германа. Толпа ликует, а Герман живет своей жизнью, идет сквозь толпу.

РГ: Герман у вас - романтический персонаж?

Фокин: Я задумывал его не как романтический, но опера расставляет все на свои места. Герман у меня тип взрывной, поедающий себя: не рационалист, как у Пушкина. Хотя и у Пушкина его рационализм - лишь внешняя сторона. Герман исключительно питерский тип: из рода Евгения в "Медном всаднике". Другое дело, что в опере надо петь и иметь другую психофизику, поэтому качества и характеры здесь как бы сгущаются, укрупняются, и романтизм проявляется сам по себе.

РГ: Под романтизмом я имею в виду и контуры "черного" персонажа, популярного в пушкинское время.
Фокин: В этом смысле Герман, конечно, персонаж романтической природы. Скажем, для Пушкина была важна тема игрока, его "темной" страсти к игре, поэтому его Герман - прежде всего игрок. Для меня важна тема, что Герман - любовник. Он действительно влюбился, и все сразу сдвинулось, перемешалось - и его страсть к картам, и чувства. Два голоса борются в нем, и, как это бывает, Герман договаривается сам с собой, что сможет соединить любовь и игру. А это и есть ловушка! Мне кажется, что история Германа очень современна: мы тоже часто не задумываемся о том, к чему приведет нас собственная игра, затеянная будто бы во имя счастья.

РГ: У Пушкина судьба Германа заканчивается психиатрической палатой. Как у вас решается финал?

Фокин: У меня Герман уже с четвертой картины (спальня Графини) практически в палате: не физически, а в том смысле, что он уже живет по законам другого восприятия. "Пиковая дама" - очень личная опера для Чайковского. Может быть, самая личная. Не случайно он плакал, когда писал эту оперу. "Почему он плакал?" -задал мне вопрос Плетнев. Я ответил: "Потому что себя жалел". Он плакал над собой, потому что Герман - это часть его. Он писал эту оперу в период жизни, когда для него ушло все, когда он ощущал одиночество, жалость, и здесь все смешалось. Герман для меня - совершенно понятный тип. Последняя картина в игорном доме, где он играет, - пик его сумасшествия. Он абсолютно уверен, что выиграет. Ставит 40 тысяч. Но у него нет этих 40 тысяч! У него нет вообще ничего. Он мог бы поставить и на 50 тысяч - ему без разницы, потому что он уже сдвинутый человек. Он может и войти в больничной пижаме, потому что не замечает, как одет. И когда тройка, семерка выигрывают - это совершенно естественно для Германа: он давно уже "в палате".

Парадоксы оперы

РГ: Вы придумываете замечательную концепцию, а потом появляются лирический тенор, примадонны, и начинаются компромиссы. В опере всегда с этим проблемы. Как у вас складываются отношения с певцами? Уже определены основные составы?
Фокин: Германа репетируют Роман Муравицкий и Бадри Майсуразде. Графинь у нас несколько: Елена Образцова, Ирина Чистякова, Александра Дурсенева, Татьяна Ерастова. Не могу сказать, что у меня с певцами есть какие-то противоречия. Вопрос только в том, осознают ли они до конца, что я хочу от них. Понимание заключается не в вежливости и не в кивании головой, и даже не в выполнении каких-то задач на данный момент. Оно - в том, каким спектакль станет, когда пройдет время.

РГ: Думаете, тенор станет петь у колонны?
Фокин: Да, он может встать у колонны: и не потому, что делает это специально, а потому, что его рефлексы, вся его моторика на это поведет. Он будет думать о том, как спеть. И правильно: он не может не думать об этом, потому что пение для него - главное. Но он забудет, что в таком-то месте нужно повернуться, а на этих четырех тактах точно перейти, а в другом месте развернуться на акценте. Мне вообще кажется, что в оперном спектакле надо репетировать с артистами в два раза больше, чем в драматическом, для того чтобы сделанное с режиссером стало их органикой. Но парадокс в том, что оперные артисты все время разъезжают и появляются на репетициях за две недели до премьеры.

РГ: Вообще актерские возможности певцов ограничивают вас или открывают вам совершенно другой опыт?
Фокин: Актерское мастерство певца имеет, конечно, иное качество. Он, например, говорит: "Я не могу бегать, мне трудно: мне надо дыхание набрать. Давайте, я два круга побегаю, а третий уже бегать не буду, встану у колонны. Это удобно для голоса". Раньше я думал, что это кабатинство. Сейчас уже так не думаю. Хотя больше всего времени на репетициях у меня ушло на то, чтобы объяснить артистам: когда они берут высокую ноту, не обязательно поднимать руку вверх.

РГ: При этом певцы Большого театра тренированные: они прошли через разные режиссерские системы, работали с Робертом Уилсоном, с Петером Конвичным, с Грэмом Виком.

Фокин: Они размяты в смысле какой-то живой органики, но я заметил, что им легче сыграть "правдоподобие", особенно хору (например, "разговор" толпы), и гораздо труднее существовать в статике - ничего не изображать, а петь как эпический хор. У оперных вообще немного другой жест, другое актерское мастерство, небытовая органика. Ясно, что, когда артист поет, он не может существовать абсолютно реалистически: должна быть некая укрупненность, которая легко переходит в пафос или в штампы. Может быть, поэтому мэтр польского театра Кристиан Люпа, чья премьера "Чайки" только состоялась в Александринском театре, в ужасе бежал из оперного театра в Вене. Он рассказывал мне, как жил в семи минутах ходьбы от театра и каждый раз шел на репетицию минут по тридцать, накручивая круги: чувствовал, что не готов внутренне идти туда. Это, как в "Пиковой даме", когда Елецкий поет: "Какой счастливый день!", а Герман поет: "Какой ужасный день!" Бывало, просыпался утром и с ужасом думал: надо идти туда, в оперный театр, и был готов заболеть, лишь бы не пойти. Это самое страшное, потому что, несмотря на огромный опыт - и мой, и Кристиана, в опере присутствует ощущение, что все поперек тебя, что невозможно добиться какой-то правды и даже магическая, спиритическая энергия, которой владеет Кристиан Люпа, здесь не работает.

Петербургская мистика
РГ: "Пиковая дама" как раз интересна тем, что содержит иррациональное начало и по сути еще до Метерлинка представляет опыт мистического, суггестивного театра - с наваждениями, галлюцинациями, призраками. Герман слышит приближение невидимой силы - шаги, стук в окно, порыв ветра, который гасит свечу. Насколько существенны для вас эти планы?
Фокин: Я вообще считаю, что "Пиковая дама" - абсолютно мистическое произведение. О чем оно? О предопределенности. Ни Графиня, ни Лиза, ни Герман не могут избежать своей судьбы. Это как Бермудский треугольник. Лиза и Графиня в Летнем саду видят Германа и поют вместе: "Опять он здесь". Они поют вместе не случайно: и для той и для другой эта сцена - предзнаменование, рок, судьба. Они не случайно и появляются вместе, и поворачиваются одновременно на Германа, потому что они двойники. И это очень важно для меня. Петербург вообще такой город: он меняется, лжет, отражается, оборачивается, живет своей жизнью независимо от того, кто им правит. Я раньше знал это по литературе, но теперь, когда четыре года работаю в Петербурге, почувствовал. Это город-фантом, выскочивший из воды. Мне однажды приснился сон: огромное пустое пространство, вода, и из нее вылезает город Петербург. Сначала появляются кресты, потом - высокие здания, и с этого города стекает вода. Потрясающе. Я смотрю, а у меня, как бывает во сне, мысль вторым планом вертится: надо записать, надо запомнить. Это фактически готовая театральная декорация.

РГ: Образ Петербурга в "Пиковой даме" будет приближен к миражу из сна?

Фокин: Мне хотелось сделать некий образ города: не бытовой, конечно, а условный. В спектакле есть мост, на котором все происходит, есть колонны, есть вода - точнее, ее отражение. Эта декорация - некий знак, и певцам в ней не совсем привычно существовать. Они даже поначалу пытались ставить мебель, какие-то стулья. Выходили и сидели, сидели.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 12:37 am    Заголовок сообщения: Еще часть интервью Фокина - о БТ Ответить с цитатой

Традиции для новаторов
РГ: Как вы, являясь одновременно руководителем петербургской "императорской" сцены и экспериментального Центра им. Мейерхольда, воспринимаете бесконечные дискуссии по поводу традиций и новаторства в оперном театре и, в частности, на сцене Большого театра? Насколько актуальна эта проблематика?
Фокин: Она всегда актуальна, потому что это главная проблематика искусства. Для эксперимента границ нет и не должно быть. Другое дело - "императорские" сцены. Не случайно в Александринском театре мы начали строительство Новой сцены, рассчитанной на экспериментальные постановки. Это не значит, что радикальные постановки невозможны на основной сцене: только что мы показали спектакль "Чайка" Кристиана Люпы - экспериментальный, революционный, но основанный на Чехове, на его тексте, на желании расшифровать автора. Я считаю, что в системе таких театров, как Большой, Александринский, обязательно рядом с основными сценами должны быть экспериментальные, и они, как два сосуда, должны сообщаться, питать друг друга идеями. Традиционализм сосуществует вместе с новаторством: в их тесной связи и есть залог жизни. Другой вопрос: что понимать под одним и другим? Сегодня все говорят про традиции: в том же Большом театре чуть что - традиции. У меня в театре, если впрямую и не говорят, то про себя думают и по телефону обсуждают. А что обсуждают? Свое прошлое, и больше ничего.

РГ: Про традиционализм Мейерхольда вряд ли при этом вспоминают.

Фокин: Нет, конечно. Традицией считают незыблемость, как по Достоевскому: "Миру провалиться, или мне чаю не пить". Миру провалиться, а мне чай всегда пить! Но в Александринском театре уже сегодня работают Андрей Могучий, Юрий Бутусов, Кристиан Люпа, в следующем сезоне Маттиас Лангхофф будет ставить "Смерть Тарелкина", а в 2009-м хочу пригласить на постановку Андрея Щербана. Каждый год на Александринской сцене будет появляться спектакль, созданный крупнейшим режиссером европейского театра.

РГ: В том же направлении движется и Большой театр, сотрудничающий с известными режиссерами.
Фокин: Большой театр вообще организован очень хорошо: здесь руководящая машина, управление - это команда высоких профессионалов. Единственное, что мне кажется, в театре не хватает художественного порядка: не вообще порядка, потому что порядок есть, а именно художественного. Этот порядок может идти только от творческой личности, скажем, от главного режиссера, который имеет художественные идеи, может воспитывать труппу, направлять ее.

РГ: Певцам, выступающим теперь на ведущих оперных сценах мира, может быть, важнее иметь в своем арсенале опыт работы с разными режиссерами?

Фокин: Это очень важно, и при этом должна быть какая-то художественная идея, которая объединяет труппу, формирует, дисциплинирует. Должно быть осознание ансамблем той главной задачи, ради которой приглашается, например, Някрошюс.

РГ: Вы как-то сказали, что всю жизнь мечтали поставить "Пиковую даму" и, вероятно, думали об этом. Удалось ли вам в Большом театре реализовать это внутреннее?
Фокин: Пока трудно сказать, потому что спектакля-то еще нет. Но независимо от результата я понимаю, что эта работа - бесценный опыт для меня. Я вообще очень серьезно отношусь к дебюту: мне близка мысль Ежи Гротовского, что независимо от физического возраста надо пытаться дебютировать всегда. А тут ситуация сложилась так, что Большой театр мне дебют просто на блюдце принес. Теперь я переживаю волнение, внутреннюю борьбу, потому что многого просто не знаю: каждый день все открываю и открываю что-то новое для себя. И если бы сейчас все прекратить и начать заново, я бы по-другому все делал бы.

РГ: Уже по-другому?
Фокин: Вы знаете, Пушкин говорил замечательно: умный человек обманывается только раз.

Досье "РГ"
Валерий Фокин, народный артист России, заслуженный деятель искусств Польши. Окончил Московское художественное училище "Памяти 1905 года" и Театральное училище им. Щукина (Мастерская Бориса Захавы и Марианны Тер-Захаровой). С 1970 по 1985 год работал режиссером в театре "Современник", где поставил спектакли по пьесам Вампилова, Володина, Розова, Олби, Гоголя, Набокова. С 1985 года возглавлял Московский театр им. Ермоловой. Преподавал в ГИТИСе, Краковской театральной школе (Польша), Токийском театре "Тоэн" (Япония), вел мастер-классы в разных странах мира. В 1991 году в Москве был основан Центр имени Мейерхольда, директором и художественным руководителем которого стал Валерий Фокин. С 2003 года он возглавил знаменитый Александринский театр в Петербурге. Творчество Валерия Фокина включает более 70 спектаклей, поставленных на крупнейших мировых сценах и фестивалях, около двадцати телефильмов и телеспектаклей, литературное творчество.

"Пиковая дама" история создания оперы
"Пиковая дама" Александра Сергеевича Пушкина - самая таинственная и мистическая повесть в его творчестве. Она была опубликована в 1834 году в журнале "Библиотека для чтения" и хорошо принята читателями. Пушкин записал в дневнике: "Моя "Пиковая дама" в большой моде. Игроки понтируют на тройку, семерку, туза".

В конце XIX века сюжет пушкинской "Пиковой дамы" заинтересовал П.И. Чайковского. Особенно взволновала его сцена роковой встречи Германа с графиней. Ее глубокий драматизм захватил композитора, вызвав желание написать оперу. Сочинение было начато во Флоренции 19 февраля 1890 года. Опера создавалась, по словам композитора, "с самозабвением и наслаждением" и была закончена в предельно короткий срок - сорок четыре дня. В либретто оперы, написанном братом композитора Модестом Чайковским, содержание пушкинской повести во многом переосмыслено. Лиза из бедной воспитанницы превратилась в богатую внучку графини. Пушкинский Герман - холодный, расчетливый эгоист - предстал в опере как человек с огненным воображением и сильными страстями. Премьера состоялась в Петербурге в Мариинском театре 7 (19) декабря 1890 года в присутствии автора и имела огромный успех. С тех пор "Пиковая дама" считается самой петербургской оперой мирового репертуара. В разное время она выходила в постановках таких знаменитых режиссеров, как Всеволод Мейерхольд, Юрий Любимов, Андрон Кончаловский, Лев Додин и другие.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 01, 2007 3:08 pm    Заголовок сообщения: Мих.Плетнев о работе над ПД, "Газета" Ответить с цитатой

Материал опубликован в "Газете" №182 от 2007-09-30г. Дата публикации: четверг, 30.09.2007. Постоянный адрес статьи


"Ставку надо делать на туза" . ЯРОСЛАВ СЕДОВ

Первой премьерой очередного сезона Большого театра станет новая постановка оперы Чайковского «Пиковая дама», которую готовят в Большом театре режиссер Валерий Фокин и дирижер Михаил Плетнев. Каким бы ни оказался спектакль, поводом для сенсации он уже послужил. Михаил Плетнев, практически не дающий интервью, встретился с журналистами и рассказал о своей работе над спектаклем.


В роли дирижера-постановщика оперного спектакля Михаил Плетнев выступает впервые. Шутку о том, на что он рассчитывает, сделав ставку на «Пиковую даму», Плетнев отпарировал, заявив: «Ставку надо делать на туза».

Музыкант решительно отмежевался от попыток поставить эту работу в ряд с новым «Борисом Годуновым» и «Евгением Онегиным» Большого театра. Он отметил, что не видел этих спектаклей и не собирается вносить никакого вклада в попытки по-новому интерпретировать классику. «Я стараюсь, чтобы музыка Чайковского звучала так, как она должна звучать», - подчеркнул Плетнев.

О работе с режиссером Валерием Фокиным Плетнев сообщил: «Его трактовка лишена внешних эффектов ради эффекта, она достаточно графична. Каждое движение, которое он просит, обусловлено музыкой».

Об исполнителях главных партий Михаил Плетнев высказывался осторожно. Он отметил, что у Бадри Майсурадзе, назначенного на партию Германна, красивый голос, и похвалил усердие другого исполнителя Германна - Романа Муравицкого. Исполнительниц партии Лизы - Екатерину Щербаченко, Татьяну Моногарову и Нину Поповскую Плетнев лишь назвал. Зато о Елене Образцовой (Графиня) сказал: «С ней проблем нет никаких. Она профессионал высочайшего класса».

Оркестр Плетнев не обидел. «Поначалу было ощущение разрозненного коллектива, - признался он. - Сейчас мы приближаемся к единству. Музыканты очень хорошие, но посадка неудобна. Первые скрипки не звучат, если сидят там, где обычно». Проблемы «как сесть» Плетнев объяснил акустикой Новой сцены Большого театра. «Удовольствия от акустики я там не получаю никакого», - сказал он. На вопрос, какие концертные залы Москвы кроме Большого зала консерватории хороши по акустике, он ответил: «Никакие». Когда у музыканта поинтересовались, было бы ему легче работать на старой, настоящей сцене Большого, Плетнев признался: «Да, конечно же, легче. На той сцене, которой нет и никогда не будет. Если наши люди в наше время берутся за такую вещь, как ломать Большой театр, то что из этого получится, я не хочу даже говорить. Уже столько было примеров…» Примеры реконструированных театров "Ковент-Гарден" и "Ла Скала" его не вдохновили. «Это не у нас», - подчеркнул Михаил Плетнев и добавил, что в "Ла Скала" после реконструкции стало хуже. Музыкант напомнил: театр "Ла Скала" был разрушен бомбежкой во время войны, а Большой пережил ее и до нынешней реконструкции сохранялся как целое. «Я бы ничего не трогал. Простояло бы еще 200 лет», - убежден Плетнев. На замечание о значимости его мнения он продолжил: «Там большие деньги, мое мнение никого не интересует». И добавил еще несколько абсолютно цензурных и от того гораздо более впечатляющих слов, которые тут же попросил все-таки не публиковать.

Корреспондент «Газеты» поинтересовался у музыканта, что в «Пиковой даме» Чайковского близко лично ему. «Не думал об этом, - признался Плетнев. - Но главное, чтобы раскаяние Германна вызвало сильные эмоции. Слезу». Вообще о партии Германна Плетнев высказался наиболее развернуто. «Многие привыкли петь напролом, быстро и громко, а в этой партии так не годится. Тут в музыке много актерских состояний, нужно много красок, вокальных приемов. Не могу сказать, что меня впечатлила хотя бы одна постановка «Пиковой дамы». Мне всегда казалось: музыка намного богаче, чем то, что я вижу». Он посетовал, что в исполнении самых лучших Германнов есть известное однообразие: они поют просто красивым звуком. Главное, что Плетнев хотел бы услышать у исполнителя партии Германна, - ощущение, будто в этом персонаже два разных человека, что временами устами Германна говорит дьявол.

Отвечая на вопрос корреспондента «Газеты», вспоминаются ли ему постановки, где музыкальная и сценическая часть были бы, на его взгляд, достойны друг друга, Плетнев назвал репертуар Большого театра 1950-х годов, прежде всего знаменитого «Бориса Годунова».

Когда речь зашла о том, что его вообще раздражает в работе, Плетнев перечислил лень, нерасторопность и равнодушие. Настоящей премьерой музыкант посоветовал считать третий спектакль и уточнил, что будет дирижировать всеми представлениями своей «Пиковой дамы», не предполагая готовить себе замену.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 02, 2007 1:18 am    Заголовок сообщения: Возвращение ПД, 3 октября, Ст. Ответить с цитатой

3 октября, среда
Возвращение "Пиковой Дамы". Режиссер-постановщик — Лев Михайлов , Художник-постановщик — Николай Золотарев , Дирижер — Феликс Коробов ,
Лиза — Наталья Мурадымова , Герман — Михаил Урусов , Графиня — Ирина Чистякова , Томский — Алексей Шишляев , Елецкий — Илья Павлов

После четырехлетнего перерыва в репертуар Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко театра возвращается постановка выдающегося оперного режиссера Льва Дмитриевича Михайлова "Пиковая дама". (С 1960 по 1980 г.г. Лев Михайлов был главным режиссером театра. За эти годы им были созданы десятки замечательных спектаклей, в т.ч. "Катерина Измайлова", "Паяцы", "Любовь к трем апельсинам", "Кола Брюньон").
Опера Чайковского "Пиковая дама" была поставлена в 1976 году в содружестве с художником Николаем Золотаревым и дирижером Дмитрием Китаенко и признана одной из лучших работ режиссера. Опера входила в репертуар Музыкального театра до 2003 года. Возобновленная "Пиковая дама" уже была с успехом показана во время гастролей театра в Корее летом 2007 года. Москвичи впервые увидят возрожденный спектакль завтра, 3 октября 2007 года.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 05, 2007 8:41 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Исполнители и информация с сайта БТ.

Герман-Лиза:
Майсурадзе-Моногарова-5,7; Роман Муравицкий-Поповская-6,8

Томский-Графиня:
Черных-Образцова-5/Чистякова-7; Стаценко-Чистякова-6/Образцова-8

Елецкий-Полина:
Ладюк-Викторова-5/Долженко-7; Бреус-Викторова-6; Григорьев-Долженко-8
Дополнительная информация: 6.10-спектакль памяти Евгения Светланова

Цитата:
Пиковая дама
Козырная карта

Этой постановкой дебютируют в оперном театре знаменитый интерпретатор музыки Чайковского, выдающийся пианист и дирижер Михаил Плетнев и один из самых известных российских режиссеров драмы Валерий Фокин. После долгого перерыва в спектакле Большого выступает Елена Образцова. Партия Графини, в которой она занята, принадлежит к числу ее коронных и самых любимых, однако на сей раз ей предложен совсем иной сценический рисунок.
Графика этой "Пиковой дамы" - сродни изысканным графическим линиям Петербурга, мистического города тайн и катастроф. Художник, Александр Боровский, обращает героев в силуэты, вспоминая жанр портрета, который был так популярен на пересечении XVIII и XIX веков, века "нынешнего" и века "минувшего", столкнувшихся в этой загадочной истории. Однако эти "силуэты", переживая свою вполне потустороннюю драму, испытывают самые что ни на есть натуральные человеческие чувства...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Окт 05, 2007 12:11 pm    Заголовок сообщения: Видео с репетиций ПД, ТК Ответить с цитатой

Первые видео ПД - Сюжет из утренних новостей
Младший Боровский развил идею, использованную Давидом Боровским для постановки ЕО в Стаcике - спектакль. основанный на силуэтах. Только силуэты и фон в ЕО - теплые, золото-коричневые, а в ПД - холодное, черно-белое всё. Страсть-жизнь, страсть-смерть.

ЕО(СТМ)ПД(ГАБТ)


Последний раз редактировалось: babai (Вт Окт 09, 2007 9:08 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Сб Окт 06, 2007 9:45 am    Заголовок сообщения: ПД-5 октябя,БТ Ответить с цитатой

Плетнёв, Плетнёв - гип-гип ура! Оркестру(!), хору, божественной (!!!) Елене Васильевне, отважному Майсурадзе и очаровательной Прилепочке-Аглатовой - Урррра!!!!

P.S. Фокину, думаю, не простят жестокого развенчания азартной игры - до шаржа в последней картине - видимо, получилось спонтанно и в следующих спектаклях будет смягчено, else - неизбежно "обвинение" в респектабельности и морализаторстве.

P.P.S. Да, ни 7-го у Майсурадзе, ни 8-го у Муравицкого ничего похожего, с.Б., не было - был неадекватный, затем безумный наполеонистый Герман.


Последний раз редактировалось: babai (Ср Окт 10, 2007 1:35 pm), всего редактировалось 2 раз(а)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Вт Окт 09, 2007 11:30 am    Заголовок сообщения: ПД, 8 окт. Ответить с цитатой

Е.В.Образцова блестяще вокально и безжалостно психологически тонко проводит сцену в спальне Графини: её воспоминания о былом переходят в сон - и слова Германа (Я пришёл умолять вас о милости одной!) Графиня принимает в полусне, не расставшись с иллюзией своей молодости и красоты, она куртуазно отвечает признаниям (~Вы можете составить счастие...) ... и разрушается иллюзия внезапно расслышанным ("чувством матери!")- она падает в кресло, осознавая реальность, и тут слышит :"Старая ведьма!" - всё, она мертва, направленный на неё пистолет уже и не нужен...

....Какой потусторонний голос объявляет Герману: "Я пришла к тебе против воли..."

BRAVISSIMO!!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 10, 2007 4:25 pm    Заголовок сообщения: Зрителю-зрителево, критику-критиково Ответить с цитатой

Позволю себе выделить слова Плетнёва о его "дебюте в опере" в цитате из Интервью Плетнёва, 3 окт, Известия
Цитата:

в (Бабалова,"Известия"): Вы ощущаете себя дебютантом?

Плетнёв: Не могу так сказать. Я делал много опер, правда, в концертных исполнениях. Конечно, оперная постановка - это сложный механизм, где оркестр - лишь одно из колесиков. Там все должно взаимодействовать: хор, солисты, сценография, режиссура и
многие другие вещи. Все это находится в огромном пространстве, и свести составляющие в единое целое - задача крайне сложная.

в : Принято считать, что дирижер и режиссер - антиподы в оперном театре. Как вам работается с Валерием Фокиным?
Плетнёв: Очень хорошо. Он человек интересный. Мы встречались перед тем, как начать работу, чтобы понять, насколько наши
позиции совпадают. Только после того, как я выяснил, что именно его интересует в этой опере, я дал согласие на совместную
работу. По крайней мере его режиссерская трактовка лишена эффектов ради эффектов. Или тех банальных гадостей, которыми сегодня пытаются завлечь публику в театр. Он очень много работает с певцами, будто с драматическими актерами. Каждое движение, о
котором он просит певцов, вытекает из музыкального посыла.

_____________________________________________________________

В этой постановке, оперы - режиссером драматического театра, образы создаются в первую очередь оркестром, потом вокалом, и
после этого - мизансценами, костюмами и т.п. Ах, Фокин... Ах, Плетнёв...

_____________________________________________________________
7-го и 8-го в дополнение к Образцовой/Майсурадзе заблистала Долженко - Полина / Миловзор. Она настоящая звезда: сильный, огромного диапазона, красивый голос, артистизм, сценическая внешность, отсутствие сценического эгоизма ...

Пастораль 7-го (Миловзор с Прилепой-Аглатовой) - прелестная, это жемчужинка оперы.
Полина 8-го была неимоверно хороша: если после дуэта (Лиза-Поповская) зрители всё-таки "изловчились" и заглушили оркестр
аплодисментами, то романс Полины заставил зал затаить дыхание надолго, до плясовой.

....Аплодисменты на этих ПД - особая статья. Дирижер не желал делать паузы для них, кроме как после 2-3 шлягеров (Я имени её..., Три карты), зал из уважения к действу - потворствовал ему. Это всё-таки неправильно, искажается оценка зала - для певцов, в первую очередь. М.б. они понимают, что зал замер "от полноты чувств", но в театре, мне кажется, этого недостаточно. Может получиться, что группа поддержки, просто пренебрегшая продолжением действия, выделит в спектакле далеко не самое лучшее/удачное. Самое неприятное, что эти паузы не всегда заполнялись аплодисментами (!)....


Я слышала двух из троих Елецких - оба красавцы, между прочим! Ладюк (5,7) и Григорьев (8-го). Оба с незаурядными вокальными и
внешними данными и были тепло встречены публикой; у Л.- голос более камерный, нежели оперный. Забавное различие образов у этих Елецких - первый (Л.) оказался занудным - понятно, почему Лиза им пренебрегает, второй - запоздал с признанием, не повезло.

...Для меня Лиза появилась 8-го: Елена Поповская (Нов.Опера?) - с чистым, свежим, богатым голосом и ангельской внешностью, так подошедшей образу Лизы. И дуэт с Полиной, и балкон, и канавка - все сцены стали значительными, зазвучали. Иная ситуация с любовным дуэтом у Канавки - из-за Германа (Муравицкий): он так форсировал голос, что не только Лиза его в этом поддержала, но и по залу прошёлся кашель - у зрителей связки не выдержали!

Германы.
5-го и 7-го (Бадри Майсурадзе):
Гибкий, интеллигентный, выразительный, страстный голос Майсурадзе создает образ ранимого, тонко чувстующего Германа;
любовь - и невозможность любви счастливой из-за разницы в общественном положении и состоянии - сводят его с ума уже во время грозы;
блеснувшая в помраченном рассудке надежда разбогатеть и получить Лизу, узнав "три карты" Графини, заставляет активно действовать -
но тонким натурам активное действие противопоказано, -
приводит к катастрофе шекспировского масштаба - в финале если и не гора, то три трупа -
раскаяние - и конец.

8-го (Роман Муравицкий):
Грубый, какой-то сдвоенный (или раздвоенный!), странный тембр голоса другого исполнителя роли Германа создает образ простого,
selfmade-офицера
, чуждого изяществу и любви,
но, вопреки всему, страстно полюбившего внучку графини, принадлежащую высшему свету;
он предпринимает активные действия, чтобы получить Лизу и разбогатеть, узнав "три карты" графини,- и терпит фиаско;
ему является призрак Графини, называет три карты - и пугает до потери рассудка;
забыв Лизу, безумный Герман мчится в игорный дом...
проигрывает, стеляется, раскаивается и вспоминает о Лизе.
Мелодрама... никакой вульгарности...

Оба варианта спектакля не противоречат исполнявшейся музыке П.И.Чайковского.Оба имеют мало общего с историей педантичного офицера, терзаемого большой страстью и азартом.Вы хотели новое прочтение? Вы его имеете! И чем вы теперь недовольны?


Всё! впечатления не исчерпаны, исчерпано мое терпение - я потребитель, а не создатель.

P.S. Спасибо Плетнёву и Фокину. А также Боровскому и всем остальным, подготовившим и исполнившим ПД.

P.P.S.Какое счастье, что здесь индивидуальность исполнителя принимается во внимание и певцы не являются клонами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
babai
Старейшина форума
Старейшина форума


Зарегистрирован: 25.07.2007
Сообщения: 1709
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Окт 17, 2007 8:02 pm    Заголовок сообщения: С сайта БТ Ответить с цитатой

Цитата:
Пиковая дама
Большой театр открыл свой 232-й сезон премьерой одной из самых популярных опер мирового репертуара - "Пиковой дамы" П. И. Чайковского. Первая серия премьерных спектаклей прошла в октябре. Следующая будет в декабре: 4, 5 и 6-го.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
elina
Новичок
Новичок


Зарегистрирован: 23.10.2007
Сообщения: 4
Откуда: Kiyv

СообщениеДобавлено: Чт Окт 25, 2007 12:57 am    Заголовок сообщения: пиковая дама Ответить с цитатой

Была на премьере!!!!!!!!! Действительно спектакль заслуживает большого внимания. Однако сожалею,что слушатели-зрители не имели возможности увидеть и услышать в партии Германа киевского драм.тенора Валерия Бендерова!!!Близок к образу именно Пушкинского героя.Одинок,расчётлив,трагичен.Богатейший тембр голоса Бендерова прекрасно передаёт контрастные состояния души Германа.
_________________
паллада
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора AIM Address Yahoo Messenger MSN Messenger
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> Музыкальное фойе Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика