Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2007-06
На страницу Пред.  1, 2, 3, ... 12, 13, 14  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 10:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006060406
Тема| Балет, Чеховский фестиваль, «Лебединое озеро», Персоналии, М. Боурн.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Это не пародия
Лебеди-мужчины стали балетной классикой
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20070604
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2007/06/04/126901
Аннотация|

Легендарное “Лебединое озеро” англичанина Мэтью Боурна, в котором утонченных девушек-лебедей заменяют агрессивные особи мужского пола, наконец-то прибыло в Москву — открыло Чеховский фестиваль. Двенадцать лет спустя после премьеры спектакль выглядит такой же классикой, как хрестоматийная постановка Льва Иванова и Мариуса Петипа.
С таким вожделением, как этого “Лебединого озера”, в России не ждали, кажется, еще ни одного балетного спектакля. Слухи о нем добрались до России с невероятной скоростью — “Лебединое озеро” для нас национальный символ, потому мы относимся к нему как к своей собственности. Наши балетоманы переживали лондонский триумф Мэтью Боурна со смешанными чувствами ужаса и ревности. Безродный хореограф, не имеющий академического образования, камня на камне не оставил от классического спектакля (не сохранил “лебединые” сцены, пожертвовал даже “белым” адажио — на это еще не поднималась рука практически ни у кого!). Но привлек к нему такое внимание, что бессильны аккумулировать и при идеальном исполнении отечественные балетные труппы. “Лебединое озеро” Боурна чуть ли не десять лет безостановочно колесило по миру: живьем его показывали в Америке, на Тайване, в английских деревнях.
В Москве же изучали видеозапись спектакля, которую можно было достать и в консерватории, и в автодорожном институте. Поэтому теперь, когда это “Лебединое” наконец вышло на сцену МХТ им. Чехова, его невозможно смотреть, не сравнивая с теми затертыми до дыр кассетами.
Нас не обманули — привезли “то самое” “Лебединое озеро”. Занавес, исчезающий в самом конце увертюры, открывает огромную кровать, украшенную не менее исполинским королевским символом. На кровати мечется принц: лебединую тему в музыке (партитура первоклассно записана оркестром “Свон Лейк” под управлением Бретта Морриса) сопровождает появление в окне мужчины, одетого в одни рейтузы с лебедиными перьями. Это вожак стаи, которую встретит на лондонском озере принц, когда попытается сбежать из королевского мира, где нет ни любви, ни искренности. Двойник этого лебедя явится на придворный бал танцевать джаз и рок под русский, испанский, венгерский и неаполитанский танцы, когда к его ногам падут все красавцы и красавицы дворца, включая королеву. Но он же не сможет спасти ни свою любовь, ни жизнь, когда его стая, эффектными группами расположившись все на той же королевской кровати, затопчет и заклюет в финале принца.
Ничего эпатирующего в этом “Лебедином озере” за двенадцать лет не осталось — все смелые находки Мэтью Боурна постепенно растащили последователи. Но хореограф был не первым, кто радикально пересмотрел “Лебединое озеро”. Лет за десять до него такой же эксперимент триумфально провел Матс Эк — человек, сделавший балету прививку постмодернизма. Но сумрачный шведский гений создает постановки слишком эстетские, чтобы прокатывать их месяцами в режиме нон-стоп.
Боурн, совмещающий работу над балетами с постановками мюзиклов, хотя и заставляет к концу спектакля сжиматься сердце, обладает настоящим английским юмором. Например, в первый акт ловко вписана пародия на классическое “Лебединое озеро” — по ходу действия хореограф отправил королевское семейство в театр на балет. Для тех же, кому набили оскомину композиции Иванова, Боурн синтезировал элементы его комбинаций с собственными. И хотя лебедей у него изображают мужчины, он сохранил для них лейтмотивом величественные аттитюды и неловкие вспрыгивания в pas de chat, для Лебедя оставил адажио, вариацию и коду, а на музыку маленьких лебедей поставил ансамбль для четырех невысоких танцовщиков.
Танцовщики стали главной проблемой московского “Лебединого озера”. Разнокалиберный кордебалет будто собран по провинциальным балетным кружкам — он не блещет ни выучкой, ни даже экстерьером, из-за чего лебединый ансамбль теряет ту идеальную слаженность и красоту, которой потрясал в видеозаписи. Харизматичность в сочетании с мужской красотой и превосходной классической школой Адама Купера, экс-премьера Королевского балета Великобритании, для которого создавалась роль Лебедя-Незнакомца, тоже не нашли достойной замены среди нового поколения солистов компании New Adventures in Motion Pictures.
Однако именно отсутствие первоклассных исполнителей продемонстрировало, что “Лебединое озеро” Мэтью Боурна — не только продукт успешной рекламы. Его комбинации, хотя и трещат под натиском невыворотных корявых тел, сохраняют свою красоту, а композиции выглядят стройными архитектурными сооружениями. Они то аукаются со своими легендарными предшественницами, то демонстративно от них отстраняются, но позволяют судить о Боурне не как о пародисте, а как о мастере хореографии. И несмотря на то, что реминисценции с жизнью английской королевской семьи бесконечно далеки от нашей реальности, чувства одиночества, жажды любви и непонимания, которыми наполнено это “Лебединое озеро”, делают его таким же вечным, как и балет Иванова — Петипа.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 10:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2006060407
Тема| Балет, Современный танец, Чеховский фестиваль, «Лебединое озеро», Персоналии, М. Боурн.
Авторы| Алла Михалёва
Заголовок| Танцы "у озера" и "на рисе"
Несмотря на хулиганские замашки, Боурн - "человек культуры". Балет об одиноком принце заставляет вспомнить другого венценосного юношу, Людвига Баварского, каким увидел его в своём фильме великий Висконти
Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20070601
Ссылка|http://www.mn.ru/issue.php?2007-21-41
Аннотация|

Британского балетмейстера Мэтью Боурна в России полюбили сразу и безоговорочно еще в дни прошлого Чеховского фестиваля. Его "Пьесу без слов" по мотивам фильма Лоузи "Слуга" приняли все - и критики, и зритель. Поэтому с таким нетерпением ожидали в столице его нашумевшее (знакомое по видеозаписям) "Лебединое озеро", где лебедей под музыку Чайковского танцуют мужчины в мохнатых панталонах, и привычно хрупкие нежные беззащитные птицы (романтически увековеченные хореографией Петипа и Фокина) предстают опасными, брутальными и энергичными.

Это яркий и динамичный спектакль с увлекательным сюжетом и выразительными партиями-ролями (в том числе и женскими), хоть театральный жаргон и окрестил его "мужским "Лебединым". Здесь резонируют отголоски кинематографических пристрастий хореографа и его всегдашнее стремление на основе знакомого сюжета сочинить собственную (зачастую эпатажную) историю. Так было с его версиями "Щелкунчика", "Золушки" и "Кар Мен" (The Car Man).

Но, несмотря на хулиганские замашки, Боурн - "человек культуры". Балет об одиноком принце, воспитанном деспотичной мамой, заставляет вспомнить другого венценосного юношу, Людвига Баварского, каким увидел его в своем фильме великий Висконти, "абсолютно неспособным жить в реальности". Герой Боурна тоже бежит от интриг порочного двора и находит на берегу озера близкую душу - Лебедя, который (с не меньшим коварством, чем канонический Ротбарт) разрушает его жизнь.

Именно этим знаменитым "мужским "Лебединым" открылся 30 мая VII Международный театральный фестиваль имени Чехова. Станцуют его 15 раз. Спектакли будут проходить на сцене МХТ имени Чехова вплоть до 10 июня, по выходным - дважды в день (в 14.00 и 19.00).

Вообще любителям танцевального искусства, щедро украсившего фестивальную афишу, тут есть чему порадоваться. Из ближайших событий - (7, 8, 9 июня на сцене Театра им. Моссовета) спектакль "Песни странников" тайваньской труппы "Небесные врата", также знакомой по предыдущему фестивалю. Их спектакль "Лунная вода", где танцовщики буквально скользили по воде, завораживал красотой линий, соразмерностью и гармонией напоминающих ритуальные движения. На этот раз тайваньские артисты будут совершать свои танцевальные медитации под музыку грузинских песнопений, а почвой для их танцевальных скольжений станет "золотой рис".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 10:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060408
Тема| Балет, Киевский муниципальный театр оперы и балета, фестиваль "Сергей Бондур приглашает", Персоналии, С. Бондур, Р. Поклитару
Авторы| ЮЛИЯ Ъ-БЕНТЯ
Заголовок| Попинали танцевальные традиции
// на праздновании 25-летия творческой деятельности Сергея Бондура
Где опубликовано| Коммерсант-Украина
Дата публикации|
Ссылка| http://www.kommersant.ua/doc-y.html?docId=771304&issueId=41319
Аннотация| хореография

В четверг в Киевском муниципальном театре оперы и балета завершился двухдневный фестиваль "Сергей Бондур приглашает". Празднование 25-летия его творческой деятельности превратилось в увлекательное состязание двух танцевальных школ – классики и модерна,– воплощенное в миниатюрах двух хореографов – Сергея Бондура и Раду Поклитару.

В отличие от Национальной оперы, Киевский муниципальный театр оперы и балета живет гораздо более тихой и скромной жизнью, обитая в здании на Подоле, которое, по всей видимости, давно не ремонтировалось. Судя по репертуару, отличной балетной труппе и нескольким блестящим постановщикам (среди них хореограф Виктор Литвинов и дирижер Алексей Баклан), хороший театр скорее можно найти в такой "одомашненной" атмосфере, из которой еще не выветрилось "детско-юношеское" прошлое, чем в тисках официоза главной музыкальной сцены. Наверное, не случайно именно это место облюбовал для репетиций и созданный в прошлом году авторский театр хореографа Раду Поклитару "Киев модерн-балет", чьи две первые украинские постановки – "Весна священная" и "Картинки с выставки" – так и не прижились на сцене Национальной оперы.
Танцующий хореограф Сергей Бондур на сегодняшний день является лучшим в Киеве знатоком классической хореографии. В последние годы он увлекся постановками хореографических миниатюр, которые создает для солистов родного театра, Национальной оперы, московского "Имперского балета", студентов Киевского хореографического училища и Киевской муниципальной украинской академии танца имени Сержа Лифаря.
Удивительным же было то, что на творческом вечере Сергея Бондура почти в равных пропорциях были представлены его собственные, парящие в высших сферах работы, и очень земные, чувственно исследующие человеческий быт зарисовки Раду Поклитару. На пользу главной интриге фестиваля оказался и выбор солистов: работы юбиляра исполняли ведущие танцоры академических театров Украины, России и Белоруссии, а господин Поклитару ограничился силами своего театра, большинство танцоров которого не прошли академическую закалку. В миниатюрах Сергея Бондура кружились и взлетали к небу влюбленные пары (дуэты из цикла "Romantic" танцевали солисты белорусского Большого театра Юлия Дятко и Константин Кузнецов, украинцы Юлия Шумак и Максим Ковтун, а также сам юбиляр в паре с супругой Ольгой Бондур; "Время сирени" на музыку Шоссона исполнили Акари Кавасаки и Константин Виновой), и даже семейные разборки вокруг чтения газет и мытья полов ("Кармениану" привезли одесситы Елена Каменских и Андрей Мусорин) заканчиваются у него полетами во сне разругавшихся супругов.
Солисты театра "Киев модерн-балет" вызывали овации небалетным актерством. Здесь пинок от партнера – все равно что поддержка в классике (в фольклорных зарисовках "Три грузинские песни" и "Дождь" выступили Ольга Шевченко с Алексеем Бубнивым, Елена Долгих и Дмитрий Кондратюк, и просто неимоверная пара – Ольга Кондакова и Алексей Бусько). Впрочем, наличие партнера также необязательно: солист Московского театра классического балета Александр Колодкин в одиночку станцевал сантехника, познавшего прекрасное, под музыку "Лебедя" Сен-Санса. Исключения в программе дополнили общее впечатление от фестиваля: "Гопак" в хореографии Ростислава Захарова (солист Национальной оперы Руслан Бенцианов допрыгивал чуть ли не до потолка) задал фольклорную тему, а "The Man I Love" Джорджа Баланчина на музыку Гершвина (танцевали Анна Дорош и Максим Чепик) обнажил истоки всего происходившего на сцене.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 10:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060409
Тема| Балет, БТ, История, Награды, Персоналии, О. Лепешинская, С. Мессерер,
Авторы|
Заголовок| ПАМЯТНЫЕ ПОСЛАНИЯ
Где опубликовано| Коммерсант-Власть №21
Дата публикации| 20070604
Ссылка| http://www.kommersant.ru/k-vlast/get_page.asp?page_id=0005DE7F.HTM
Аннотация|

Опубликованное постановление правительства о награждении Государственного академического Большого театра СССР орденом Ленина и многих работников орденами и званиями вызвало всеобщий подъем. Зафиксированы следующие высказывания.

Мелик-Пашаев, дирижер ГАБТа, заслуженный деятель искусств: "Нет границ моему счастью. Я передать свой восторг не в состоянии. Я счастлив еще потому, что Небольсин (дирижер ГАБТа) получил меньше моего".

Козловский, заслуженный артист республики: "Меньше всего ожидал, что меня могут наградить орденом "Знак Почета" и присвоить звание заслуженного артиста. Я очень растроган. Весь день хожу и не нахожу себе покоя".

Обухова, народная артистка СССР: "Я ожидала со дня на день увольнения; очень растрогана таким огромным вниманием, мне оказанным. О звании народной артистки СССР, а также и об ордене Ленина я не мечтала".

Лепешинская, солистка балета Большого театра: "Я очень счастлива. Мне всего 21 год, и уже получила такую высокую награду. Это только возможно в СССР".

Максакова, заслуженная артистка: "Глубоко тронута получением ордена Трудового Красного Знамени, но вместе с тем удивляюсь, почему мне не присвоили звания народной артистки, как это было сделано Ханаеву, который на сцене всего 10 лет, а я 17".

Наряду с положительными высказываниями зафиксированы и отрицательные.

Головин, заслуженный артист республики: "Мне ничего не дали. Я совершенно убит. По-видимому, политически не доверяют. Боюсь, что в отношении меня будут приняты меры репрессии за те высказывания, которые были истолкованы как восхваление Троцкого. Несмотря на обиду, я постараюсь прекрасно работать и показать, на что я способен. Я орден себе добуду".

Суламифь Мессерер, солистка балета Большого театра: "Я 11 лет проработала в театре. Все время веду главные партии. Когда прошли слухи о предстоящих наградах, я нисколько не сомневалась, что как-нибудь буду отмечена. Какое горькое разочарование. Лепешинская, работающая всего несколько лет, получила орден, а я нет. Я не могу показаться в театре. Мне стыдно".

Степанова, народная артистка РСФСР: "Меня обидели тем, что дали орден Трудового Красного Знамени, а Барсовой -- орден Ленина. Я сегодня не могла пойти на торжественный митинг, который был устроен в театре".

Шарашидзе, режиссер-постановщик Большого театра: "Я крайне обижен. Мне ничего не дали. Слезы текут все время. Теперь меня заклюют".

Илюшенко, артистка балета Большого театра: "Это безобразие, мне противно ходить в театр, сплошная несправедливость. Озерову дали, а Головину нет. Максаковой дали Трудового Красного Знамени, а Давыдовой только "Знак Почета", и это в то время, как Давыдова сделала прекрасный образ Аксиньи в первой советской опере".

Богданов, артист оркестра: "Вот так отдавай свои лучшие годы театру, а потом всякой дряни дадут незаслуженно заслуженного".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 10:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060410
Тема| Балет, Малый оперный театр
Авторы| Нина Петлянова
Заголовок| Банановые лимоны на культуру
Фруктовый концерн поглотил Малый оперный театр
Где опубликовано| Новая газета
Дата публикации| 20070604
Ссылка| http://www.novayagazeta.ru/data/2007/41/39.html
Аннотация|

А место сказочное: между Русским музеем и Невским проспектом

«Хотите денег? Учитесь зарабатывать! Давайте сделаем так, чтобы нас хотели…» — при первой встрече объявил труппе новый директор Малого оперного театра, крупнейший импортер фруктов, владелец группы компании JFC Владимир Кехман. Смысл странной кадровой перестановки, всецело одобренной правительством города, не разгадан до сих пор.

— С балетом мне все понятно: 32 лебедя в определенной позиции и солист. Вот в опере я пока не разобрался, — признается новый директор. — Фруктовым бизнесом я занимаюсь 25 лет. Теперь хочу внести свои «ноу-хау» в искусство.
«Фруктовый король» посулил Смольному в течение полугода привлечь несколько десятков миллионов долларов в фонд театра. По обещаниям — не менее 30% составят собственные средства предпринимателя.

«Я вижу огромный бизнес-потенциал», — объясняет Владимир Кехман.

Бизнесмен сам предложил свою кандидатуру. Конкурса не было. Других вариантов, кажется, тоже… Администрация города просто изменила устав театра, лишив директорских полномочий народного артиста России 72-летнего Станислава Гаудасинского.

Руководить балетом назначен известный танцовщик, народный артист России Фарух Рузиматов (на сцене Малого академического театра он выступать отказывается. — Н.П.). Художественное руководство остался вести Гаудасинский. Сложнее с хозяйством.

— У нас не работает вентиляция, — перечисляет Кехман. — Рояля нет! Как и других инструментов...

Через пару лет театр закроется «на реконструкцию». Масштабный ремонт здания, создание «лучшей труппы в стране» и возвращение исторического названия (расхожее МАЛЕГОТ кажется Кехману «ущербным и унизительным», он хочет вернуть театру старое имя: Императорский Михайловский) — программа-максимум нового директора.

Стоимость задуманной реконструкции не меньше 50 млн долларов. Однако бизнесмен бравирует тем, что у него сегодня «нет отбоя от инвесторов». Он уверен: театр имеет все шансы стать самоокупаемым и даже прибыльным. Для этого нужна лишь «блестящая труппа» и «элитные интерьеры».

Да, «блестящие труппы» частной оперы в России случались. Именно железнодорожный король Савва Мамонтов в своем театре первым оценил по достоинству оперы Римского-Корсакова и певческий дар Шаляпина, «привлек к сценографии» Поленова, Врубеля, Коровина. «Дело Мамонтова», борьбу с рутиной Императорской сцены 1890-х, продолжила частная Опера С. И. Зимина.

Но на этих антрепренеров Меценат-2007 пока не похож.

Владимир Кехман известен иным. Именно он недавно сумел получить разрешение на снос универмага «Фрунзенский». На месте исторического здания, спасенного петербуржцами от разрушения в 1942 — 1944 гг., Кехман намерен возвести бизнес-центр класса «А». Этот проект чиновники Петербурга тоже поддержали как «единственно приемлемый вариант». Увы, но Михайловский театр Кехман (еще мимоходом, но уже пугающе) оценил: «С точки зрения расположения, это — лучшее место в Петербурге».

Недавно руководство Росохранкультуры сообщило о том, что с 1 января 2008 года в России будет законодательно разрешена приватизация памятников культуры.

И как заявил начальник управления государственной охраны объектов культурного наследия Росохранкультуры Александр Работкевич, «нам совершенно не принципиально, кто будет владеть тем или иным памятником, лишь бы этот памятник был приведен в надлежащее своему статусу состояние».

Театральные критики Петербурга подозревают, что МАЛЕГОТ, безусловно убыточный и дотационный на сегодня, мог просто сыграть роль «первой ласточки» при передаче театров в частные руки.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25582
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 11:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060411
Тема| Современный танец
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Из грязи в князи, или Принцесса на горошине
Где опубликовано| Русский журнал
Дата публикации| 20070601
Ссылка| http://www.russ.ru/culture/teksty/iz_gryazi_v_knyazi_ili_princessa_na_goroshine
Аннотация|

Есть такой деятель современного танца - хореограф и теоретик Саша Пепеляев. Так вот, он регулярно пишет манифесты о том, как здорово ему и коллегам по увлечению раскрепощаться на фоне классического балета, который свинцовой тяжестью канонов давит все живое и непосредственное. И вообще, по словам Саши, современный танец, словно Золушка, жалко ютится у российского танцевального очага, в то время как старый балет, подобно сказочной мачехе с дочками, смачно жирует на балу современной эстетической истории. Хотя, утверждает Пепеляев, все эти лебеди и сильфиды устарели просто немыслимо.

Саша лукавит. На самом деле давно в прошлом ситуация, когда столичный продвинутый танцор ходил в положении бедного родственника. Раньше творцы современного танца искренне (и не без оснований) считали себя ранимыми принцессами на горошинах: и денег, мол, нет для творчества, и помещений, и чиновники, не желающие ничего знать, кроме Большого театра и ансамбля Игоря Моисеева, игнорируют творческие нужды. Теперь Московский комитет по культуре регулярно выделяет гранты на современный танец (да только что-то не очень много творцов пластики, желающих работать в системе "открытых площадок"). И канули в Лету времена, когда, с трудом набрав спонсорских денег, фестиваль современного танца "Цех" арендовал то полуразрушенное здание Театра наций, то малопрестижный "Ромэн". И организаторы гадали, удастся ли заполнить зал не только родственниками и друзьями выступающих. Теперь тот же "Цех" имеет собственное место в "Актовом зале" (новая мультимедийная площадка Москвы) плюс аренду находящегося рядом театра "Модерн". В "Актзале" теперь круглый год премьеры. Постепенное привыкание столичной публики к современному искусству затронуло и танец. Даже на ...надцатом показе современного данс-проекта зал не пустует. Нет, конечно, в стране издавна сложился железобетонный менталитет многих артистов, хореографов и зрителей, искренне убежденных: если встать в арабеск с простертыми руками и на цыпочках - будет высокодуховный акт, а ежели выйти на сцену босиком и упасть на пол, согнувшись в три погибели, - возникнет злостное отрицание разумного, доброго и вечного. Но даже бетон от времени начинает крошиться. И процесс признания пошел. Только вот критика сетует: современный российский танец в лучшем случае топчется на месте. А в худшем - пятится в некую художественную бесформенность, покрывающую отсутствие идей и навыков.

Истоки вялотекущего процесса надо искать в истории советского искусства.

Когда в хореографии Советского Союза по идеологическим причинам было запрещено все, кроме канонической классики, мир давно уже обернулся в сторону модерн-данса с его культом раскрепощенного тела. После перестройки и у нас было разрешено танцевать все, и государство, слава создателю, самоустранилось от регулирования балетных па. Но за годы запретов танец в СССР безнадежно отстал - "железный занавес" фатально повлиял на процессы национального телесного самовыражения. Конечно, с начала 90-х молодые творцы танцев с радостным криком "ура" бросились осваивать новые горизонты. Но при этом из поля зрения выпал огромный кусок искусства движения. Расцвет "модерн-данса" был в 20-80-е годы, да и по сей день деревце периодически плодоносит. А у нас в стране до сих пор нет ничего сходного с репертуаром Марты Греам, Твайлы Тарп, Иржи Килиана или Ханса Ван Манена. В странах же, где работали и работают эти выдающиеся мастера, все шло постепенно, по правильному историческому порядку. Лишь только Айседора Дункан растолковала миру, что пляшущее тело необязательно должно вытягиваться в струнку, а танцующие ноги не обязаны танцевать только на пуантах, - в Европе и в Америке появилась и неоклассика, и модерн-данс. Только потом, пообвыкнув и пожив с новыми пластическими возможностями, приучив к новому массового зрителя, творцы сдались на милость вездесущего постмодернизма. И на Западе никто никогда не спутает модерн-данс с истинно современным танцем, для современных поисков есть совсем другое название - "контемпорари данс".

У нас же лихо перепрыгнули через ступеньку. В России по ряду объективных причин танец после 1917 года как начал расти уродливо, согнувшись в три погибели от идеологических запретов, так и распрямиться до сих пор не может - по исторической инерции. Мы шагнули в постмодернизм в конце 80-х сразу после гегемонии классического балета. Оттого само понятие "современный танец" в России не прояснено до конца. По мнению широких масс, таковым танцем можно считать все, что слегка не похоже на балет "Лебединое озеро". Эта логика предполагает, что и некоторые постановки Большого театра вполне подпадают под определение "современного танца" - ведь в них нет тридцати двух фуэте.

Учитывая существующее ныне вавилонское смешение стилей и техник, самое правильное - вообще не говорить "современный танец", а употреблять словосочетание "невербальный театр". Под это определение подпадает все, что движется в современном искусстве, - и правильно. А иначе можно навек погрязнуть в спорах, танец ли перед тобой или, может быть, "физический театр", "движенческий театр", а то и просто контактная импровизация. Одно из сильнейших впечатлений сезона - гастрольный норвежский спектакль "Госпиталь" (фестиваль NET), который сыгран тремя актрисами драмы и целиком построен на бытовых движениях.

Кстати, "Актовый зал" так и назвал свой грядущий летний фестиваль фестивалем невербального театра. Иначе невозможно, например, вставить в понятие "танец" новый проект Пепеляева - "Калевала", в котором играют девять пожилых финских актрис. Или оценить бесчисленные актзальные перформансы, в которых в прямом смысле играют с огнем или (опять-таки в прямом смысле) льют воду.

Еще одна проблема современного танца, кочующая из сезона в сезон, - проблема профессионализма. Качество движения - дамоклов меч российского современного танца. Оттого грань между профессионалами и самоделами в этом виде искусств у нас зыбка. На ежегодном фестивале "Цех" до сих пор можно встретить какой-нибудь детский ансамбль "Звездочка", приехавший в столицу с номером "Журавлик". Опять-таки в отличие от Запада, у нас до сих пор нет возможности получить нормальное профессиональное образование. Классическому балету в России учат в академиях танца. Многочисленным техникам современного танца - почти нигде. Мастерство часто приобретается самостоятельно и на многочисленных, но краткосрочных мастер-классах изредка приезжающих западных педагогов. В Москве есть два человека, умеющих двигаться по европейским стандартам: Анна Абалихина и Дина Хусейн. Так вот, обе девушки учились танцу в Голландии. Когда они показали свой первый спектакль "Мухи", на фестивале "Золотая маска" радостно потерли руки - наконец-то появился опус, в котором не было нужды придумывать концепцию позамысловатее лишь для того, чтобы прикрыть неумение танцевать. А новый спектакль девушек - "No exit" - имеет все шансы стать лучшим данс-проектом завершающегося сезона. И не только потому, что Абалихина и Хусейн, а также их партнер Роман Андрейкин отлично работают телом. Важно, что в этом опусе концепция не заводит публику в очередной интеллектуальный тупик.

Тут самое время сказать, что необычайно модный в современном российском танце "поток сознания" - часто лишь возможность не размышлять над формой. Она нынче объявлена "свободной", а это (по мнению многих творцов) легко подменяет отсутствие формы вообще. Поэтому в данс-спектаклях такое количество ложных финалов, предлагаемая эмоциональная бессюжетность часто не рождает никаких эмоций, а действие неимоверно затянуто. Даже если опус длится полчаса, субъективное ощущение такое, что смотришь как минимум час, хоть тебя, в довесок к танцу, и развлекали всяческими компьютерными штуками (без них мало кто обходится). Спектакли часто превращаются в сборник отдельных эпизодов, для которых слова "драматургия действия" звучат как личное оскорбление.

В общем, данс-проекты напоминают анекдот о концептуальном романе: "Василий Иванович сел на коня и поскакал. Цок, цок, цок, цок...и так пятьсот страниц". В этом сезоне исключение из правил - пожалуй, "Подарок невесты" от компании "Онэ Цукер". В истории про сходство и разницу между сексом и любовью тоже есть перебор с пластической рефлексией, но все-таки спасает чувство юмора создателей. Они ставят так, как давали название своей компании. По-немецки "онэ цукер" означает незамысловатое "без сахара", но все думают, что тут зарыта некая философская собака...

Кстати, о "Маске". В этом сезоне по линии современного танца ее не получил никто. И, возможно, жюри приняло правильное решение: отобранные экспертами (среди которых была и автор этих строк) спектакли по уровню художественности шли, что называется, ноздря в ноздрю. Но не было безусловного лидера, такого, как постановки Татьяны Багановой из Екатеринбурга, в прошлые годы неоднократно получавшей "Маску". Увы, Баганова тоже не потрясла Москву своей последней работой - "После вовлеченности". Она не нашла равновесия между условиями западного заказа (эта работа сделана для заграничного фестиваля) и своим фирменным стилем - ироническим "маньеризмом".

Новую тенденцию в этом сезоне предложила Алла Сигалова, которая преподает сценическое движение в Школе-студии МХАТ. Решая задачу раскрепощения тел драматических артистов, она сделала с ними целый балет - "Кармен. Этюды". Космополитическое решение Сигаловой вхоже в мейнстрим мирового музыкального театра. Оно во многом совпадает с оперными трактовками той же темы: главное, чтобы действие ни в коем случае не происходило в настоящей Испании и в указанное Мериме время. В спектакле сохранена фабула Мериме, но нет и намека на национальный колорит. Зато полно отвязных подростков, разыгрывающих историю с дискотеки. Спектакль Сигаловой заслуживает внимания, потому что он - качественная кульминация российской тенденции: современный танец часто рождается из духа молодежной тусовки. Особенно четко это ощущается, если регулярно ходить в "Актовый зал". Если здешним создателям невербального театра и есть что сказать миру, то они делают это через подробный рассказ о себе и о своих комплексах. Примеры - проект группы "П.О.В.С. танцы", он называется "В режиме ожидания", или "Альфа-Чайка" из театра "Аппаратус". Независимо от качества конечной продукции, Чехов был нужен как повод для нарциссизма нового поколения, с наслаждением рвущего классика на части...


На фото: сцена из спектакля "&" группы "П.О.В.С. танцы", Москва
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20213
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 12:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060412
Тема| Балет, НОУ, "Мастер и Маргарита", Персоналии,
Авторы| Роман Юсипей
Заголовок| Национальная опера развлекла театралов балетом «Мастер и Маргарита»
Где опубликовано| Портал 24.UA
Дата публикации| 20010603
Ссылка| http://24.ua/news/culture/4348/
Аннотация|



Когда современный балет сможет обходиться без девок с аппетитными ногами, в кожаных фуражках и плащах с кровавым подбоем, актуальному искусству придет конец. В «Мастере и Маргарите» девок было очень много. Они бегали с фонарями по залу и донимали сидящего там ректора консерватории бесцеремонными вопросами на манер: «Вы кота не видели?». Маршировали с лозунгами «План!», «Вперед!», «Даешь!», «Ура!» и пытали бездомных поэтов в психушках гораздо организованнее библейских гонителей Иешуа. Сам Га-Ноцри во время истязаний отчего-то настойчиво пытался делать «березку».

Как ни клялись авторы проекта в невозможности хореографическими средствами передать смысловую многогранность и сюжет литературного первоисточника, балет на поверку оказался попыткой осуществить и то, и другое. А также проиллюстрировать то, чего в романе нет вообще.

Сценограф обнаружил удивительное знакомство с антуражем «Cтены» Pink Floyd и «Триллера» Майкла Джексона. Костюмер – с масскультными артефактами: Бегемот у него до умиления похож на Ролана Быкова в роли кота Базилио из советской экранизации «Приключений Буратино». А скорбящий на подиуме Пилат – на оперного администратора Константина Ивановича.

Крепко сбивая спектакль, Давид Авдыш руководствовался профессиональными наработками, знанием конъюнктуры и неплохой интуицией. Результат – пенящийся поток удобоваримого китча, несколько ошеломляющих попаданий и пара сокрушительных просчетов. Постановка любовных сцен на заезженные Oblivion и Soledad Пьяццоллы выглядела как неудачная затея вставить в добротную партитуру немножко «настольной» музыки. В исполнении оркестра это походило на иллюстрацию к телевизионному прогнозу погоды. Причем в таком завышенном темпе, что бедные Мастер и Маргарита не успевали утирать пот в лирических па-де-де.

К озвучиванию сложных симфонических кусков и стилистических перепадов (компилятивная партитура сочетала шлягеры добрых четырех столетий) коллектив Национальной оперы оказался не готов. Единственным чисто и слаженно сыгранным номером балета предсказуемо оказался оффенбаховский канкан на похоронах Берлиоза – своеобразный манифест музыкальных пролетариев всего мира.

Впрочем, два эпизода удались Авдышу поистине гениально: финалы первого и второго действий на музыку Шостаковича. От сцены парада, где под инфернальное скерцо из Восьмой симфонии проплывают атрибуты совкового прошлого – маршевики в противогазах, балерины Большого в пачках, монументы Мухиной в полный рост и красные полотняные танки – надо думать, поседел бы сам композитор. Финал же балета шокирующе цепко накладывается на коду симфонии Четвертой, современницы романа Булгакова: под отточия ее тамтамов отходят в прекрасное далеко души героев балета.

Уже одних этих удач достаточно, чтобы утверждать: «Мастер и Маргарита» в Киеве приживется. Рукописи партитур не сгорят, а шоу на сцене Национальной оперы никогда не закончится. После такого возможен только антракт. С осетриной второй свежести.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20213
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 1:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060413
Тема| Балет, Израиль, Персоналии, Евгения Образцова, Владимир Шкляров
Авторы| -----
Заголовок| Петербуржцы покажут нам любовь
Где опубликовано| "Израильские Новости"
Дата публикации| 20010603
Ссылка| http://www.isra.com/news/84393
Аннотация|



Печальной и светлой историей любви, одним из лучших классических балетов всех времен, закончит нынешний сезон труппа Израильского государственного балета под руководством Берты Ямпольской. "Жизель" на музыку Адольфа Адана в канонической редакции Мариуса Петипа пройдет в Тель-Авивском центре сценических искусств 28 июня и 5 июля (начало в 20.00), а также в иерусалимском зале "Шеровер" 3 июля и "Амфипарке" Раананы 7 июля (начало обоих спектаклей в 21.00).

Главные партии в спектакле Израильского государственного балета исполнят приглашенные танцовщики из Санкт-Петербурга: солисты Мариинского театра Евгения Образцова и Владимир Шкляров. Израильский зритель уже мог по достоинству оценить талант и обаяние этих исполнителей во время их гастролей в нашу страну. Евгению Образцову наши соотечественники могли видеть два года назад в роли Джульетты в балете Прокофьева "Ромео и Джульетта", а Владимиру Шклярову публика рукоплескала несколько месяцев назад, когда он исполнил партию принца в "Лебедином озере". Эти молодые танцовщики являются яркими представителями "ленинградской балетной школы", считающейся лучшей школой классического балета. Оба они окончили Академию русского балета имени Вагановой, сразу были приняты в труппу Мариинского театра и стали исполнять ведущие партии классического балетного репертуара. Владимир Шкляров стал лауреатом Международного конкурса Vaganova-Prix в 2002 году, а Евгения Образцова получила эту награду дважды – в 2002-м и 2005-м. Кроме того, она удостоилась престижной международной премии "За искусство танца им. Л. Мясина" в итальянском городе Позитано.

Эта пара довольно часто выступает вместе. Зрители российской северной столицы видели их в главных партиях в "Щелкунчике" и "Спящей красавице", в нечасто исполняемом одноактном балете на музыку Риккардо Дриго "Пробуждение Флоры". Год назад они блистали в восстановленном Пьером Лакоттом балете "Ундина" на музыку Чезаре Пуни, и Евгения была удостоена звания "лучшей исполнительницы" партии Ундины.

Нынешним летом им предстоит впервые выступить вместе перед взыскательным израильским зрителем, немало избалованным выступлениями лучших танцовщиков мира. В эти дни в составе главной балетной труппы страны танцуют солисты из Голландии Алтин Кафтира и Лариса Лежнина, приехавшие по приглашению Израильского государственного балета, чтобы исполнить главные партии в балете Джона Кранко "Онегин".

Израильский государственный балет, возглавляемый Бертой Ямпольской и отметившиий в нынешнем году свое 40-летие, - единственный в нашей стране репертуарный танцевальный коллектив, с равным успехом исполняющий балеты классического, неоклассического и современного направлений. Сегодня в труппе Израильского государственного балета 35 исполнителей, профессионалов самого высокого уровня. Большинство – питомцы русской балетной школы, выпускники лучших хореографических училищ России и СНГ, за плечами многих работа в самых престижных театрах России и Европы. За четыре десятилетия своей жизни "Израильский балет" поставил и исполнил не один десяток спектаклей. В их числе "Дон-Кихот", "Жизель", "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Золушка", "Пахита", "Шопениана", балеты Джоджа Баланчина, современных зарубежных хореографов и оригинальные постановки Берты Ямпольской.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 1:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060414
Тема| Современный танец, театр «Провинциальные танцы», Персоналии, Т. Баганова
Авторы| Мая ХАЛТУРИНА
Заголовок| Старинный русский народный способ побеждать - ценою
смерти торжествует жизнь
Где опубликовано| Час
Дата публикации| 20070604
Ссылка| http://www.chas-daily.com/win/2007/06/04/g_042.html?r=33&
Аннотация|



Летающий поросенок, отрезанная коса...

На вечере современного балета, показанном театром «Провинциальные танцы», зал не был битком набит. Но зато те, кто действительно любит этот жанр, получили удовольствие от необычного, яркого, впечатляющего зрелища, исполненного пятью девушками и пятью юношами. «Полеты во время чаепития» - это фейерверк танца, фонтан ассоциаций, поток загадочных образов.
Над сценой кружится, хлопая крыльями, заводной поросенок, а обнявшиеся пары скачут по сцене легкой рысью, явно напоминая каких-то парнокопытных... Лошадей? Не знаю. Вот они уже разъяли объятия и от плавных движений перешли к резким и угловатым. Вот мужчины с комичным сладострастием обгрызают гроздья живого винограда, висящие на ушах у девушки. А ее белое платье висит на вешалке, привязанное веревочками, как кукла-марионетка. Все люди - куклы? Все куклы - люди? Не знаю. Ах, с каким веселым наслаждением девушки-танцовщицы окунают в воду свои длинные распущенные волосы и затем резко взмахивают мокрыми прядями, вздымая над сценой веер брызг. Красота какая!...
В балете «Свадебка» русские мелодии, преображенные гением Стравинского, задают четкий ритм движений, а старинный свадебный обряд (жених отрезает невесте косу) - четкий сюжет. Татьяна Баганова объясняет, что в некоторых северных русских селениях в старину мужчины носили длинные волосы и юбки. Поэтому-то танцовщики выглядят так странно - они в плотно завязанных косынках, с косами до пояса и в юбках до полу. Настоящие японские самураи!
А иногда в профиль вдруг напоминают фараонов, изображенных на египетских фресках. Вот так адская смесь! Но она не раздражает, ибо пронизана единым мощным и страстным потоком энергии. Красный, черный и белый цвет. Завораживающий ритм музыки. Виртуозная техника танца и какая-то первобытная природная (народная!) сила в каждом движении. Здорово!

«Свадебка» - необычный балет с русской тематикой и очень современной хореографией.

Нет пророка в своем отечестве...
Труппа Татьяны Багановой «Провинциальные танцы» известна далеко за пределами родного Екатеринбурга - почти по всему миру. Как рассказывает журналистам Татьяна, хотя на родине у коллектива тоже есть своя преданная публика, но жанр современного балета обычно не по нутру чиновникам от культуры. И прославленная труппа до сих пор сохраняет статус независимой, не получая никакой государственной поддержки.
Театр зарабатывает деньги на гастролях и фестивалях, дома же выступает редко - в такие выступления приходится самим вкладывать деньги, а прибыли никакой (рижанка Ольга Житлухина слушает рассказ коллеги с понимающей улыбкой. И у ее компании, весьма популярной за пределами Латвии, те же самые проблемы - на родине этим искусством на жизнь не заработаешь...).
Но артистов Багановой, похоже, трудности не смущают. В ее труппу стремятся лучшие танцовщики, причем не только из России. Татьяна говорит, что у нее есть даже один американец, который не побоялся променять благополучную заокеанскую жизнь на российскую провинцию и не жалеет. На обеспеченную старость он тут, может быть, и не заработает, зато напряженная творческая жизнь гарантирована.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 20213
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 4:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060415
Тема| Балет, Киргизия, Персоналии,
Авторы| ------
Заголовок| Балетмейстер Киргизского академического театра: Потеряв балет, страна теряет мощное идеологическое оружие
Где опубликовано| ИА REGNUM
Дата публикации| 20070604 15:00
Ссылка| http://www.regnum.ru/news/837976.html
Аннотация|

Последние 15 лет Киргизский театр оперы и балета находится в тени. В здании проходят всевозможные мероприятия, начиная от рекламных акций и заканчивая проводами в последний путь сильных и талантливых мира сего. О своем предназначении киргизский театр оперы и балета практически забыли. В чем причина происходящего? Каково состояние балета в Киргизии и что можно сделать чтобы изменить нынешнее положение дел? Об этом корреспонденту ИА REGNUM рассказал главный балетмейстер Киргизского академического театра оперы и балета Доктурбек Бийсеев.

ИА REGNUM: В чем, по-вашему, главная проблема театра?

В деньгах. Точнее сказать, в нечистоплотном отношении к деньгам. Бухгалтерия театра не несет отчетности перед художественным советом. Следовательно, мы не знаем, куда и на что уходят деньги. Необходимо провести ремонт балетных залов, установить балетное покрытие. Один из залов находится в плачевном состоянии, еще немного и будут зиять дыры в полу. Однако, надо отметить, что есть один зал, который на сегодняшний день отремонтирован. За это надо сказать спасибо бывшему премьер-министру Киргизии Феликсу Кулову. В свое время я закладывал свою квартиру, получил 90000 сомов, и все отдал их театру, но до сих пор не знаю куда они делись. Надо сказать, что через Министерство культуры выделялись 29000 долларов, деньги до нас до сих пор так и не дошли. Для сведения - на закупку специального полового покрытия для балетных залов и сцены, осветительных приборов, обновленных костюмов и декораций классического репертуара балета необходимо 350000 евро.

ИА REGNUM: Каково нынешнее положение балета в Киргизии?

Сегодня киргизский балет находится на краю гибели. А ведь наши танцоры ничуть не хуже, казахских, а то и российских. Скажем точнее, они настолько же талантливы. Но, к сожалению, некому шлифовать их талант. Мы бы очень хотели когда-нибудь пригласить балетмейстера из России, у которого есть своя русская школа балета. Ведь потеряв балет, страна теряет мощное идеологическое оружие, которое могло бы оказать существенное воздействие на сознание и культуру общества.

ИА REGNUM: Вы живете и работаете в стране, где господствующей религией является ислам, а часть жителей ратует за переход к соблюдению традиционных для ислама ценностей. Влияет ли это как-то на театр оперы и балета?

Советская Киргизия получила доступ к мировой литературе, культуре, искусству, науке через русский язык. Сейчас страна находится под влиянием других государств, чужих культур и идеологий. Нас все сильнее осаждает фанатическое поклонение исламизму. Да, Киргизия находится в регионе скоплений мусульманских государств, но ее жители никогда не были ярыми приверженцами исламизма. А сегодня уже появилась семья, в которой носят паранджу. На улицах все чаще видишь девушек, перетянутых платками. Кругом мечети. Такой стране не нужен балетный театр, так как это не вписывается в законы шариата. Я по национальности считаюсь мусульманином, но это не означает, что я должен по пять раз в день молиться и посещать ежедневно мечеть. И вообще, считаю, что бог един и он в самом человеке.

ИА REGNUM: Какую роль в противостоянии идеологий может сыграть театр?

Россия становится сильной державой, рано ли поздно она будет искать пути влияния на соседние государства. Это необходимо начинать сегодня и сейчас - обойдется меньшими затратами и усилиями, нежели завтра. Киргизский театр оперы и балета может стать храмом, противостоящим чуждым моей стране идеологиям. В этот храм будет стекаться народ, который получит духовное озарение через искусство. Для этого балет Киргизии должен быть на высочайшем профессиональном уровне. Нам необходим женский педагог-репетитор балета, имеющий русскую школу классического танца. Именно русская школа танца, ее академизм и выразительность пластики танца может оказать то воздействие на человека, которое будет притягивать его к себе вновь и вновь. Если Россия поможет нам, выиграют все - и Киргизия, и Россия. Театр благодаря России, восстановит свое балетное искусство, а у России появится возможность культурно-идеологического влияния в Центральноазиатском регионе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 4:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060416
Тема| Балет, «Лебединое озеро»
Авторы| Светлана Наборщикова
Заголовок| Восемь самых ярких "Лебединых озер"
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20070604
Ссылка| http://www.izvestia.ru/cultprosvet/article3104861/
Аннотация|

На днях Москва впервые увидела "Лебединое озеро" Мэтью Борна. Среди современных прочтений "Лебединого" этот балет, возможно, самый титулованный, но не самый изобретательный. Бывали версии и поинтереснее. Подробнее о них и балете Борна - обозреватель "Известий" Светлана Наборщикова.

1. Ленинградский государственный театр оперы и балета, постановка Агриппины Вагановой (1933).

Балетный вариант повести о лишнем человеке. У истоков замысла стоял Максим Горький. 25 ноября 1931 года в газете "Правда" он предложил коллегам-писателям поразмыслить над серией романов под условным названием "История молодого человека XIX столетия". "Почему только писатели?" - обиделись балетные и изобразили на сцене господский дом с заросшим парком. Меланхолический граф (вылитый Лемешев в роли Ленского) гнался за лебедем (одна из лучших довоенных партий Галины Улановой) и забывал про невесту, дочку соседского помещика. В финале лебедя-мечту поражал охотничий выстрел. На место танцовщицы из люка поднимали бутафорскую птицу, а граф закалывался невесть откуда взявшимся кинжалом.

2. Гамбургский балет, постановка Джона Ноймайера (1976).
История короля Людвига Баварского, известного как король-лебедь. Людвиг, подобно Лоэнгрину, плавал по озеру в лебединообразной ладье, утонул при невыясненных обстоятельствах, и Петр Ильич Чайковский, писавший в это время свое "Лебединое озеро", был потрясен его гибелью. Все это исторические факты. Явление Людвигу двойника в образе моцартовского "черного человека" - домысел Ноймайера. А также повод для постановки красивейших мужских дуэтов. Балет, постоянно идущий в Гамбурге, стоит смотреть в любом случае, но особую привлекательность он имел, когда роли короля и двойника исполняли братья-двойняшки Отто и Иржи Бубеничеки.

3. Королевский балет Великобритании, постановка Энтони Доуэлла (1987).

Английское представление о русской тяге к vodka. Действие происходит в Петербурге конца XIX века. Принц, затянутый в мундир со звездой, - не кто иной, как наследник русского престола (исполнение этой роли чернокожим кубинцем Карлосом Акостой придает зрелищу особую пикантность). Великосветское общество в маскарадных костюмах а-ля рюс веселится возле ограды Летнего сада. Наставник в чеховских сюртуке и пенсне непрерывно прикладывается к фляжке и, нагрузившись, засыпает на скамейке. Кавалергарды во главе с наследником тоже пьют и у озера появляются едва передвигая ноги. Вопрос, были ли лебеди на самом деле или они привиделись герою в алкогольных галлюцинациях, остается открытым.

4. Кульберг-балет, постановка Матса Эка (1990).

Шведский вариант "Гамлета" с углубленной линией инцеста. Принц почти не обращает внимания на Одетту и явно тяготеет к матери. Впрочем, лысая Одетта и ее спутницы-лебеди настолько уродливы, что Принца можно понять.

5. Большой театр, постановка Владимира Васильева (1996).

Балет о конфликте отцов и детей. Под влиянием русских сказок Одетта-Одиллия превратилась в Царевну-лебедя. Злой волшебник Ротбарт оказался папой и соперником Принца. Спектакль вызывал смех, пока роль Царевны не освоила Анастасия Волочкова. В ту пору ее цветущий вид и техничный танец еще находились в приятной глазу гармонии.

6. Театр фон Крааль, постановка Саши Пепеляева и Петера Ялакаса (2003).

"Лебединое озеро" как энциклопедия русской жизни. Принц Зигфрид ассоциируется с Лениным, Одетта - с революционной Россией. Собственно сюжет состоит в том, что на некую планету, как в фильме "Кин-дза-дза!", прилетают лихие бунтари-романтики. Бравые парни будят спящее болото, некогда бывшее озером. Полюбовавшись на результаты своих трудов - на экране бег трактора по вспаханному полю, раскаленная лава из домны, марширующие физкультурники и прочие страницы нашей истории, реформаторы улетают восвояси. В странах, где еще помнят об "империи зла", спектакль пользуется успехом.

7. Балет "Трокадеро де Монте-Карло", постановка Трутти Гаспаринетти (по Льву Иванову).

Мужчины из "Трокадеро" посягнули на святая святых - лебединый акт. Пародия получилась мастерская. Мускулистый кордебалет напоминает стаю разъяренных гусынь. Злой гений в тюрбане из перьев гоняет подопечных как заправский сутенер. Маленький оруженосец Принца пытается завязать интрижку с Одеттой. Его долговязый хозяин в белокуром паричке так глубоко осваивает роль мечтателя, что выходит на непредусмотренную вариацию. Одетта кокетничает сразу с тремя мужчинами, включая Злого гения, но не забывает о профессиональном долге. Вариация и кода исполняются с мастерством "Светланы Лоуфэткиной". Смешно настолько, что хохот публики заглушает оркестр.

8. "Бэк Роу Продакшнз"и "Нью Эдвенчерз", Великобритания.

Режиссер и хореограф Мэтью Борн. Музыка П.И.Чайковского
Хореограф рассказал историю наследника, на которого королева, занятая государственными обязанностями, не обращает ни малейшего внимания. Взрослый принц, обделенный материнской любовью, имеет проблемы с женщинами и ищет счастья в стае лебедей.
Лондонская премьера балета в 1995 году совпала со скандалами в английской королевской семье. Принцесса Диана разводилась с принцем Чарльзом. Чарльз не скрывал романа с Камиллой Паркер-Боулз. Елизавета хранила гордое молчание. На этом фоне балет Борна выглядел по меньшей мере провокационным. Тем более что исполнитель роли Принца Скотт Эмблер был как две капли воды похож на Чарльза, а белокурый соблазнитель, которого станцевал Адам Купер, странным образом напоминал и Диану, и Камиллу.


Последний раз редактировалось: Наталия (Вт Июн 05, 2007 3:09 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4163

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 4:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060417
Тема| Музыкальный таетр в Калининграде
Авторы| ЯНОВСКИЙ Михаил
Заголовок| Музыкальный театр построят за $1,5 миллиарда
Где опубликовано| Комсомольская правда (Калининград)
Дата публикации| 20070602
Ссылка| http://kaliningrad.kp.ru/2007/06/02/doc180503/
Аннотация|


Проект московского архитектора Андрея Некрасова победил в конкурсе с большим преимуществом. За него проголосовали все члены комиссии, включая губернатора Георгия Бооса. Когда вчера работу-победительницу показали журналистам, оказалось, что у Нижнего озера появится не одно здание, а целый квартал.
- Мы собираемся использовать фундаменты старых зданий, которые стояли здесь до войны, - рассказал Андрей Некрасов. - В прилегающих к театру домах разместятся кафе, рестораны, музеи и магазины, которые обеспечат финансовую подпитку заведению круглый год.
Сам театр будет громадным сооружением высотой 50 метров (это около 15 этажей). Для любителей музыки откроется два концертных зала - на 600 и 1700 мест. Причем больший зал можно будет легко переделывать и под 1200 зрителей.
Не забыл столичный архитектор и о проблеме с размещением автомобилей. Внутри театра соорудят четырехуровневую парковку на 400 машин, плюс еще 65 мест предусмотрено на улице. Въезд на парковку построят со стороны улицы Шевченко, а дорога к ней пройдет под землей. Изюминкой квартала должен стать памятник нашему великому земляку Эрнсту Теодору Амадею Гофману, чей дом находился как раз в этом месте - на бывшей улице Французской. Проект памятника уже сделал художник с мировым именем Михаил Шемякин. Еще, по идее архитектора, у нового театра должна быть прекрасная обзорность - появится замечательный вид на Кафедральный собор и остров Канта. Правда, пока непонятно, как этим можно будет наслаждаться после того, как у Дома Советов вырастут небоскребы.
Строительство театра, видимо, начнут через год. За это время проекту нужно пройти все необходимые экспертизы и получить разрешения. Окончательную стоимость работ не называют, но по прикидкам здание вполне может потянуть на 1,5 миллиарда долларов.
- Основную часть средств обеспечит федеральный бюджет, - уточнила руководитель агентства по градостроению области Татьяна Кондакова. - На область и город придутся только траты по благоустройству территории. Здесь, кстати, в 70-е годы планировали цирк построить, посадили деревца вокруг. Сегодня деревья выросли, и мы будем их пересаживать в другое место. Хотя, надо сказать, проект все равно достаточно бережно относится к экологии и многие зеленые пятна сохранятся.
Уже сегодня специалисты предсказывают, что строительство обернется большими трудностями. Некоторые фрагменты констру-кции (например, элементы огромной крыши из стекла и металла) придется доставлять в Калининград морем или самолетами из других регионов страны. Параллельно начнется поиск поставщиков ультрасовременного акустического оборудования. Если все пройдет гладко, первые концерты в театре могут состояться в 2010 году.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25582
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 11:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060501
Тема| Балет «Москва», премьера, «Ходжа Насреддин»
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Танцующий ишак
В Москве поставили необычный балет «Ходжа Насреддин»
Где опубликовано| Русский курьер
Дата публикации| 20070604
Ссылка|
Аннотация|

На афише Русского камерного балета «Москва» появилось новое название. Балет «Ходжа Насреддин» объявлен мировой премьерой. Это правда: балета про знаменитого восточного мудреца и пройдоху еще не было. Для нового спектакля сочинено юмористическое либретто, специально написана музыка (композитор Павел Турсунов) и поставлена хореография (балетмейстер Эдвальд Смирнов). Даже симфонический оркестр «Маэстро» приглашен, что редкость для труппы, как правило, выступающей под фонограмму.

С самого начала видно, что авторы нового балета за вечностью явно не гнались. Их задача - сделать так, чтобы публика валом повалила в театр, а на спектакле умирала от хохота. Как на телепередаче «Аншлаг». Чтобы дело задалось наверняка, задействованы проверенные рецепты. Из оркестровой ямы звучат приятные звуки – нечто восточно-греческо-эстрадное. И напрягаться не надо, подсознание сразу же выдает массу знакомых лейтмотивов. История про Ходжу осовременена: это же смешно, когда в коренные среднеазиатские признаки вплетены приметы наших дней. Поэтому злой Эмир курит сигару, придворные щеголяют в солнцезащитных очках, стражники носят чалмы с козырьками и играют в наперсток, а любимая девушка Ходжи переговаривается по радиотелефону.

В спектакле два главных героя – мудрец и его Ишак. Копытное животное умеет говорить и по ходу дела произносит монолог о себе: мол, я «отец восточной демократии» и «золотой ум страны». Есть еще народ, до того забитый и похожий на баранов, что даже одежда у людей говорящая - у каждого капюшон с нарисованной бараньей головой. Просто «потенциальный шашлык», как выразился интеллигентный Ишак. Потом, правда, в Бухаре назреет революционная ситуация, и бараны возьмут в руки кирки, чтобы грабить награбленное. Что до экзотики Востока, так и с ней все в порядке. И гарем на сцене есть, и восточный базар. В гареме живут охочие до любви девушки в прозрачных шальварах, а на базаре Ишак пляшет с Зеленщицей. У них тоже любовь. В результате смелого генетического опыта к финалу балета у парочки появится трое детей.

Хореография тоже ненавязчивая, смесь классики с мюзик-холлом. Ходжа то танцует буйное па-де-де с Ишаком (оба сексуально трясут бедрами а-ля Майкл Джексон), то лирически медитирует с красавицей Гюльджан (под звездным небом). Если пустить новый балет как детский утренник, мамы смогут объяснить чадам, что у этой незатейливой сказки – хороший конец.

В общем, балет как балет. Не «Лебединое озеро», конечно. Но ведь и вы не каждый день обедаете в дорогом ресторане. Иной раз случается и в «Макдональдс» забежать. Туда, где кормят дешево и сердито.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Михаил Александрович
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 06.05.2003
Сообщения: 25582
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Июн 04, 2007 11:31 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060502
Тема| Балет, Бенуа, Париж, Персоналии, М.Легри
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| ЭТУАЛЬ ОТ НУРЕЕВА
Где опубликовано| журнал «Профиль» № 21
Дата публикации| 20070604
Ссылка|
Аннотация|

Премьер балета Парижской оперы Мануэль Легри приехал в Москву, чтобы поработать членом жюри международной премии «Бенуа де ла данс» и самому выйти на сцену Большого в мини-балете Мориса Бежара «Песни странствующего подмастерья». Мистики могли бы усмотреть в выборе репертуара знак свыше: в этом балете судья Легри сыграл роль Судьбы.

«Песни странствующего подмастерья» на музыку Малера поставлены для двух танцовщиков. Это метафора пути: и буквального путешествия, и духовных поисков. А раз речь идет о дороге жизни, то фатум, естественно, влияет на человека — то коварно подставит подножку, то подаст ручку, чтобы изможденный путник передохнул. Затянутый в красное трико Легри в роли Судьбы был абсолютно великолепен. Совместив брутальность (от судьбы не уйдешь!) с пластической нежностью (иногда жизнь гладит по шерстке), он мгновенно приручил московскую публику.

О решениях жюри «Бенуа» много спорят. Но после «Песен» ясно, что вопрос: «А судьи кто?» — в случае Легри становится риторическим. Парижский виртуоз имел право оценивать танец других по гамбургскому счету. Единственная мечта — чтоб коллеги соответствовали…


— Почему вы занялись балетом?

— С четырех лет меня обуревало желание танцевать, и ничего другого я делать не хотел.

— В России юноши с хорошей координацией предпочитают спорт — там гораздо больше платят.

— Не могу сказать, что балет сделал меня богачом. Но я никогда не сравнивал благосостояние танцовщиков и футболистов. Когда я начал танцевать, то вообще не думал о зарплате. Просто радовался своей профессии. Я до сих пор ее очень люблю.

— Николай Цискаридзе рассказывает, как в том же возрасте, что и вы, увидел балет по телевизору — и погиб. А вы где подхватили эту «заразу»?

— Мною руководила врожденная любовь к музыке. Телевизор я тоже смотрел, но главное шло от звуков. Как только я слышал музыку — сразу начинал танцевать, и родные ничего не могли со мной поделать.

— В балете Парижской оперы существует строгая «табель о рангах». Все начинают в кордебалете. Если ты, по мнению балетного начальства, чего-то достиг, тебя могут повысить в звании, как правило, за конкретную роль. Не способствует ли такая система интригам в труппе?

— В балетной иерархии Оперы пять ступеней. Сначала — «кадриль», потом — «корифей», «сюже», «первый танцовщик» и высшая ступень — «этуаль» (звезда). Есть разные мнения об этой системе, но я думаю, для Парижа это благо. Иерархия должна сохраняться. Ведь это наша давняя традиция. Конечно, при таком раскладе ты сильно зависишь от хороших отношений с руководством. Но где этого нет? Зато иерархия — прекрасный инструмент для реализации. Если у тебя есть творческое честолюбие, талант и работоспособность, ты продвинешься.

— Вы шесть лет продвигались к «этуали». Нормальный срок? И за что вы получили «титул»?

— Это произошло на премьере балета «Раймонда» в Нью-Йорке. Тогда труппой руководил Рудольф Нуреев, он вывез нас на гастроли в Америку. Я исполнил главную партию — средневекового рыцаря-крестоносца Жана де Бриена. Нурееву понравился мой танец. После спектакля на сцене было объявлено, что отныне я «этуаль». Тогда это проходило торжественно, в присутствии зрителей. По воле Нуреева я перескочил одну ступень, став «этуалью» после «сюже». Шесть лет для карьеры парижского танцовщика — это очень быстро. Бывает, коллеги и по 15 лет ждут.

— Как вы уживались с Нуреевым? Ведь он известен скверным характером. Доходило до скандалов. Знаменитая балерина Сильвия Гиллем, ваша коллега по труппе, вынуждена была уйти из Оперы из-за грубости балетного директора.

— Характер творческого человека вообще не бывает ровным. Рудольф был человеком щедрой души и если любил творчество артиста, то всячески помогал ему. У меня не было с ним проблем. Наоборот, он способствовал развитию моей карьеры. Благодаря Рудольфу передо мной открылись двери ведущих европейских театров.

— Вы успеваете следить за балетом других стран? Что вы думаете о российском балете?

— Благодаря Интернету я имею достаточно полную информацию. И вижу, что моя любовь к русской балетной школе по-прежнему имеет под собой прочную основу. У вас замечательные артисты. Но молодое поколение изменилось. Раньше в российском балете была своего рода клановость: у нас — одни правила, а у вас, французов, — другие. Лет десять назад я танцевал «Жизель» в Большом театре. У меня возникло ощущение, что ваши артисты относятся к французской школе как к чему-то постороннему, что к ним вообще отношения не имеет. Сейчас они воспринимают новый опыт с большим вниманием.

— Французская школа классического танца славится чистотой линий и точностью рисунка. Стопы танцовщиков и балерин словно занимаются каллиграфией. Для многих наших артистов, что бы они ни говорили, это предмет профессиональной зависти. Как вам удалось добиться такой кристальности танца?

— Требовательностью к себе и трудолюбием. Без этого никак. Я знаю талантливых людей, которые не состоялись в балете от лени. А образец вдумчивости, по моему мнению, — ваша балерина Ульяна Лопаткина. Когда вижу ее на сцене, понимаю, как серьезно она относится к профессии.

— Балетный театр всегда планово-убыточное предприятие. Кто и как финансирует парижский балет?

— О, балет очень дорогое удовольствие. У нас в Опере, конечно, привилегированное положение: деньги на театр дает государство, и оно полностью покрывает наши потребности. Спонсоров для текущего репертуара привлекать не принято, только для крупных дорогостоящих гастролей. Если труппа едет танцевать в Австралию, без дополнительной поддержки такой проект не осилить.

— Из каких слоев общества формируется балетная публика в Парижской опере?

— Во Франции нет столь резкого разделения на бедных и богатых, как у вас. И цены на билеты доступны всем. Но у меня ощущение, что в последние годы в зрительном зале стало меньше балетоманов. Не хватает преданных танцу зрителей, которым не все равно, что смотреть, они ходят на определенный спектакль и на конкретных артистов. Теперь посещение балета — стандартный пункт туристской программы. В России, мне кажется, более восторженный зритель: знает своих любимых исполнителей по именам.

— В дни волнений в арабских пригородах Парижа люди шли в театр? Или следили за новостями по телевизору?

— Эти события никак не отразились на повседневной жизни.

— Вы интересуетесь политикой?

— У нас только что прошли президентские выборы. Признаюсь, раньше я мало думал о том, что происходит в «верхних» государственных сферах. Но теперь, когда жизнь в стране обновляется, чувствую, что политика начинает меня интересовать. Пока не понимаю даже, в оппозиции я буду или нет. Надо разобраться в том, что будет происходить.

— Вы голосовали за или против Саркози?

— Да вы что! Это секрет!

— Как вы относитесь к рейтингам в искусстве? Вот недавно японцы признали вас лучшим танцовщиком мира.

— Быть первым и единственным невозможно, хотя приятно знать, что тебя ценят. В Японии мое имя на афише — гарантия того, что люди придут на балет.

— По правилам Парижской оперы артист балета должен уйти на пенсию в 42 года. Вы думали, что будете делать, закончив карьеру?

— Некоторые солисты немного продлевают этот срок. Я продержался до сорока трех с половиной и продолжаю выступать. У меня много контрактов с другими театрами. О будущем не думаю с ужасом — оно так или иначе будет связано с балетом. Возможно, стану руководить каким-нибудь коллективом. Только не предлагайте мне труппу ультрасовременного танца! Я сам танцевал роли в современных постановках. Это было интересно. Но я профессионал в классике и хотел бы передать свои умения другим.

— Мануэль, кажется, испанское имя?

— Только имя. Вообще-то я чистокровный француз.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11659

СообщениеДобавлено: Вт Июн 05, 2007 3:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2007060503
Тема| Балет, Чеховский фестиваль, «Лебединоеозеро», Персоналии, М. Боурн
Авторы| Ольга ФУКС
Заголовок| Лебединый стан Боурна
Чеховский фестиваль открылся с самого амбициозного и дорогого проекта
Где опубликовано| Вечерняя Москва
Дата публикации| 20070604
Ссылка| http://vmdaily.ru/article.php?aid=34777
Аннотация|

«Моему зрителю не понадобится синопсис, чтобы понять содержание» – этой однажды данной себе клятвы английский хореограф Мэттью Боурн придерживается до сих пор.
Его балеты, и в первую очередь «мужское» «Лебединое озеро», раскалывают критиков на два непримиримых лагеря – одни скрипят зубами от возмущения, другие заходятся в экзальтации: «Идите и смотрите или будете жалеть всю жизнь».
Судя по овации, которую устроили Боурну в первый же день Чеховского фестиваля, наша публика в основном принадлежит ко второй категории, и те кардинальные изменения, которые Мэттью Боурн проделал над святая святых русского балета (да что там, главного мирового балета), никого не шокировали – напротив, поддали воодушевленного жару.
Обреченная, запретная любовь и попытка уйти за границы дозволенного – вот что услышал Боурн в музыке и судьбе Чайковского и о чем поставил свое «Лебединое озеро». Главным героем здесь стал Принц – закованный в рамки скучной протокольной жизни, ранимый, непонятый, недолюбленный своей холодной матерью, простодушный, улыбчивый и закомплексованный парень. Единственным живым существом, понимающим Принца, окажется Подружка, которую подсовывает наследнику язвительный Личный Секретарь (эту роль танцевал когда-то и сам Боурн). Нелепая, веселая, попирающая королевский этикет, она сначала соглашается за деньги расшевелить Принца, а затем начинает по-настоящему его жалеть, и в конце концов нелепо гибнет.
Вместо баварского замка на сцене некий современный город – с приемной королевы, ночным дешевым Swank баром, городским парком и озером, где плавают лебеди, которых, как следует из объявления, кормить запрещено. Но теряющий рассудок Принц видит в этом колдовском озере совсем другую картину. В стае диких, сильных, безжалостных птиц в исполненни мужского кордебалета (Боурна вдохновили на этот образ «Птицы» Хичкока) нет ни грамма сусальной гейской изломанности. Скорее, квинтэссенция мужской силы, полета и свободы – всего того, что так не хватает несчастному Принцу, заложнику своей судьбы. Его тяга к Лебедю, Вожаку стаи – попытка вырваться за пределы того, что ему предназначено. Знаменитый «белый акт» балета Боурн превратил в сцену приручения Лебедя – дикого, опасного, непредсказуемого.
И как окажется вскоре, такого же несвободного, такого же заложника своей стаи, которая не простит ему привязанности к Принцу-чужаку и в финале заклюет и забьет до смерти.
Так, заменив Одетту на Лебедя, хореограф меняет Одиллию на коварного сексапильного Незнакомца, который врывается на прием Королевы, поставленный в духе Висконти, и все женщины, включая саму Королеву, теряют голову.
Но что бы ни выделывал с «Лебединым» Мэттью Боурн, все его решения рождаются из музыки Чайковского. Особенно впечатляюще звучит финальный зловещий мажор, который обычно постановщики превращают в хеппи-энд и победу любви над силами зла, – но лебеди Боурна добивают своего вожака, окончательно утверждая власть разъяренного и бездушного большинства.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3, ... 12, 13, 14  След.
Страница 2 из 14

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика