Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2002-12
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Сергей
Постоянный участник форума
Постоянный участник форума


Зарегистрирован: 08.05.2003
Сообщения: 1046
Откуда: СПб

СообщениеДобавлено: Чт Янв 08, 2004 10:12 am    Заголовок сообщения: 2002-12 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в декабре 2002 года
(первый номер ссылки - 2002120101).

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18677
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июн 09, 2004 4:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120101
Тема| Балет, театр "Эстония" (Таллин), Персоналии: Марина Чиркова
Авторы| Александра МАНУКЯН
Заголовок| Разговор на языке пластики
Где опубликовано| газета "Молодежь Эстонии" (Таллин)
Дата публикации| 20021204
Ссылка| http://www.netinfo.ee/smi/show/?rid=33500&dd=2004-06-08&query=%E1%E0%EB%E5%F2
Иллюстрации| 2 фотографии
Аннотация|

Солистка балетной труппы театра «Эстония» Марина Чиркова родилась в 1970 году в Ленинграде. В 1988 году она окончила Академию русского балета имени А.Я. Вагановой и начала работу в Мариинском театре, сразу став там солисткой. На сцене Мариинки Марина танцевала 10 лет, там же она познакомилась со своим мужем Владимиром Архангельским. «Наша встреча произошла через пять лет после того, как я пришла в Мариинский, — рассказывает Марина. — После этого мы еще пять лет танцевали там в паре. Сам Володя родом из Таллинна, учился в Таллиннском балетном училище, откуда его рекомендовали в Вагановское. Выступая в Мариинке, Володя все равно хотел вернуться на родину в Таллинн и танцевать на сцене «Эстонии». Да у меня и самой есть родственники в Эстонии — бабушка моя родом из Раквере, она коренная эстонка».

Владимир и Марина перебрались в Таллинн и с 1999 года выступают на сцене «Эстонии» в паре. По словам Марины, у нее никогда не возникало проблем с языком общения: «Конечно, сначала я ни слова не знала по-эстонски, но все коллеги общалась со мной по-русски без проблем. Потом я начинала учить эстонский, но сейчас из-за графика работы на это не хватает времени. А вообще артисты балета разговаривают друг с другом на языке пластики и прекрасно понимают друг друга, несмотря на разные национальности».

В репертуаре Марины Чирковой масса интересных ролей. Она была и принцессой Авророй, и Джульеттой, и Одеттой/Одилией, и Жизелью, и Олимпией, и Кассандрой, и Эсмеральдой... Одна из ее любимых ролей – это Жизель, которую в свое время Марине помогала готовить сама Уланова. Марина признается, что, несмотря на солидный «послужной список», есть роль, которую она никогда не исполняла, но о которой уже давно мечтает: «Это Татьяна в «Евгении Онегине». Интересный характер и замечательная хореография».

В новой постановке «Лебединого озера» Марина Чиркова исполняет главную партию. «Это для меня особый балет, – признается она. – Обычно на премьерном спектакле на сцену выходит наша прима, Кайе Кырб, а мне достается вторая премьера. А в «Лебедином озере» и в «Кассандре» на премьере танцевала я. Для меня это очень много значит. Вообще, «Лебединое озеро» – это очень сложный балет для солистки. Здесь нужно воплотить на сцене два совершенно противоположных образа – Одетту и Одилию, показать себя в «белом» и «черном» образе. В каком-то смысле этот балет – экзамен для балерины».

Марина всегда делает себе грим сама, она считает это очень важным элементом сценического образа: «Издалека балерина выглядит совсем не так, как вблизи. Лицо балерины должно быть видно всем зрителям, даже сидящим на галерке. А если грим на балерине будет блеклым, то с галерки ее лицо будет просто не видно».

Как известно, артисты балета выходят на пенсию очень рано. Однако Марину Чиркову это ничуть не пугает. «Жизнь балерины начинается как раз тогда, когда она выходит на пенсию, – считает она. – Потому что тогда не нужно будет больше испытывать постоянное физическое напряжение. Я ведь занимаюсь каждый день, а обычно наш рабочий день продолжается с половины одиннадцатого утра до половины шестого вечера. Это норма для всех артистов балета. Если долго не заниматься, потом будет очень трудно восстановить форму».

Марина не скрывает того, что уход из Мариинки дался ей тяжело: «Было трудно и грустно: все-таки это большой театр, большая сцена, и все у нас было там хорошо. Но в «Эстонии» нам сейчас еще лучше, здесь больше творческих возможностей. Сейчас я так привыкла к жизни в Эстонии, что в Петербурге чувствую себя «не в своей тарелке»: там слишком шумно и суетливо. То ли дело в Таллинне! Но я мечтаю о том, чтобы однажды поехать с труппой «Эстонии» на гастроли в Санкт-Петербург и снова выйти на сцену Мариинки».

Беседовала Александра МАНУКЯН
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18677
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Окт 24, 2005 4:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120102
Тема| Балет, Программа балетов М.Фокина, КДС, 2002 год, Персоналии: Лиепа Андрис, Махалина Юлия, Рузиматов Фарух, Ниорадзе Ирма,
Авторы| Ольга Гердт
Заголовок| "Жар-птица" отдалась народу.
Шедевры Михаила Фокина в Кремле
Где опубликовано| газета "ГАЗЕТА" (Москва)
Дата публикации| 20021206
Ссылка| http://www.gzt.ru/culture/2002/12/06/181226.html
Аннотация|
Известный в прошлом танцовщик, сын Мариса Лиепы Андрис Лиепа презентовал в Кремлевском дворце программу балетов Михаила Фокина - восстановленные им «Жар-птицу», «Шехеразаду» и «Петрушку». Последний спектакль показали на видео. Очевидно, потому, что этот балет в Мариинке идет в реконструкции Сергея Вихарева.




Восстанавливать фокинские спектакли Андрис Лиепа начал в 1992 году. В 1993-м показал балеты на сцене Мариинского театра и начал работать над фильмом «Возвращение «Жар-птицы» - эта работа затянулась на десять лет. В середине проекта возникла идея сделать еще и DVD-версию «Возвращения». Превратившийся в долгострой проект, очевидно, так измучил самих авторов, что к моменту презентации в Кремле разросся в их воображении в событие мирового масштаба. О чем, собственно, и сообщил публике вышедший на сцену Андрис Лиепа: «Поздравляю вас, вы присутствуете при событии мирового значения». И попросил публику похлопать - компаниям Universal и Deca, осуществившим DVD-проект, и спонсору, благодаря которому Мариинка и ее звезды доехали до Кремлевского дворца «в полном составе». С экрана от букв Universal летели звездные искры. Происходящее походило на детский утренник, которым развлекают и поучают неразумную публику.

«Show must go on», – объявил Андрис по привычке, но не без умысла. С одной стороны, сказался опыт шоумена, режиссирующего презентации, концерты эстрадных звезд и новогодние праздники. С другой – интуиция подсказала, как внушить аудитории, что сейчас перед ней предстанет «подлинный» Фокин. Такой, какого со времен дягилевских «Русских сезонов» никто и не видел.

Роскошный стилизованный занавес с надписью Les saisons russes работы художника Нежного («Все думали, что это Бакст», - сообщил Андрис публике) поднялся. Потом снова опустился, так как не совпал с изображением на экране, где уже появилась компьютерная заставка DVD-версии фильма. Там оживал тот же занавес. Буковки со вписанными в них фигурками персонажей – Фокусника, Балерины, Золотого раба – зашевелились, вызвав детский восторг зрительного зала. Компьютерное изображение периодически зависало, но уже через пару минут все нормализовалось, и в качестве прелюдии к «Шехеразаде» показали начало фильма, снятого по этому же балету: там красавица Илзе Лиепа (Зобеида) и красавец Гедиминас Таранда (Шахрияр) предавались долгим, отнюдь не балетным ласкам. Потом экран потух, и тот же балет, но уже в исполнении артистов Мариинского театра, ожил на сцене.

«Шехеразада» оказалась той же, что много лет идет в Мариинке, и танцевали ее известные как "монополисты" ролей Зобеиды и Золотого раба – Юлия Махалина и Фарух Рузиматов. Танцевали с приятной и почтительной аккуратностью, пантомимные сцены проработали красиво, без суеты и спешки, солисты не тянули одеяло на себя. Отреставрированный не совсем по Фокину, балет вполне тянул на подлинник. Может, потому, что не грешившие против хорошего вкуса и стиля артисты Мариинки наглядно проиллюстрировали, что имел в виду Марсель Пруст, когда написал, что балеты русских научили парижских снобов и груду раскрашенных стекляшек ценить как драгоценные камни.

«Жар-птица» - менее известная, а потому менее популярная в России, произвела то же благостное впечатление. И неважно, что тускловатые декорации «Кащеева царства» мало напоминали воспроизведенные в книжках – ни мерцающего сквозь зелень золота, ни кружева арок и решеток; а окаменевшие витязи, стеной застывшие у деревца с золотыми яблочками, выглядели столь монументально, словно изваял их скульптор Церетели. Но в случае с Фокиным не в замене материалов (ситца на парчу, одних мизансцен на другие) счастье, а в почти оркестровом созвучии живописи, движения и музыки. Трепещущая кистями, быстрыми жете прошивающая сцену Жар-птица (Ирма Ниорадзе в этой роли – выше всяких похвал); девушки-пленницы, плетущие свой растительный орнамент; похожие на дикий репей уроды из кащеевой свиты и сам Кащей; недотепа Иван с лицом писаного русского красавца – не столько персонажи, сколько краски роскошного узора а-ля рюс.

Другими словами, общая культура победила. При том, что и об аутентичности балетов можно было бы поспорить, и претензии к фильму, снятому почему-то в нафталинной манере драмбалетного кино пятидесятых, предъявить. Андрис Лиепа, кажется, понял главное: только восстанавливать наследие - мало. Надо еще и внедрять его в массы, пользуясь безотказно действовавшими на старый свет приемами дягилевцев. А именно: удивлять продюсерской наглостью, подавлять азиатской роскошью, а располагать к себе - хорошими манерами и изысканным вкусом. Правда, неплохо при этом помнить еще и о том, что дягилевцы, рубившие свое окно в Европу, покоряли не столько массы, сколько парижских снобов. А что до Кремля, так из тридцатого ряда фокинская бисерная вышивка все равно выглядит как аляповатая рыночная штамповка вроде ковриков с тремя богатырями или аленушками у ручья.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2006 11:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120301
Тема| Танец, труппа современного балета "Интроданс", гастроли в Москве
Авторы|
Заголовок| ГАСТРОЛИ
Где опубликовано| Время МН
Дата публикации| 20021203
Ссылка|
Аннотация|

В начале января на Новой сцене Большого театра впервые в России выступит труппа современного балета из Нидерландов "Интроданс". На российскую премьеру прибудет принцесса Маргрет с супругом Петером ван Волленховеном.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Фев 02, 2006 11:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120302
Тема| Танец, фестиваль NET, Персоналии, Надж Ж.
Авторы| НИНА АГИШЕВА
Заголовок| СТРАШНЫЙ СОН ЖОЗЕФА НАДЖА
Где опубликовано| Московские новости
Дата публикации| 20021203
Ссылка|
Аннотация| Послесловие к фестивалю NET

Завершившийся "Войцеком" Жозефа Наджа фестиваль NET любопытен не только тем, что, по замыслу организаторов, в четвертый раз раскрыл перед москвичами горизонты нового европейского театра, но и тем, как его спорные и даже экстремальные спектакли высветили столичный театральный ландшафт.
Если судить по привезенным постановкам о нашем театральном будущем, можно предположить, что давно намечающийся кризис вербального театра будет углубляться и слово вскоре отомрет за ненадобностью. Вместе с ним окончательно исчезнет и смысл, и все мы будем пребывать в неком метафизическом театральном пространстве, где удовольствие получит лишь тот, кто умеет его находить в лишенном обычной логики потоке жестов, звуков и механических действий. А как иначе, если открывался фестиваль "Терроризмом", где, как уже приходилось писать, пьеса - самое слабое звено, а главными его событиями стали выступления танцевальной труппы Акрам Хана (Великобритания) и национального хореографического центра из Орлеана (Франция) под руководством Жозефа Наджа. Неслучайно и рецензировали их работы преимущественно балетные критики.
"Войцек" в этом отношении особенно примечателен. Хотя сделан он по мотивам знаменитой экспрессионистской драмы Георга Бюхнера, которую уже в наше время ставили Вернер Херцог в кино и Боб Уилсон в театре, искать в этом спектакле смысл - занятие такое же безнадежное, как пытаться засунуть обратно в скорлупу содержимое разбитого яйца. Именно этим занимаются два персонажа постановки - уродливые существа, обмазанные глиной и обмотанные тряпками. До этого они столь же сосредоточенно давили в руке яблоки, наблюдая, как на стол течет сок, ели что-то вроде гороха, а потом давились им и выплевывали - словом, делали то, за что Наджа относят к представителям визуального и physical theatre. У этих человекообразных было много работы: сцена у Наджа отнюдь не пуста, а завешана всякими колбами и мешочками, из которых время от времени что-то сыплется, заставлена деревянными предметами, на которых лежит глина, есть клетка с живой птицей и допотопные велосипеды с забинтованными колесами, и персонажи вступают со всеми этими предметами в сложные отношения. Хотя спектакль идет час с небольшим, он на редкость статичен и утомителен, и к концу его напряженно разглядываешь все, что висит вокруг, и подсчитываешь, сколько предметов осталось еще не тронутыми, - ага, из этой колбы уже что-то вылилось, а вот мешочки еще полные, значит, скоро придет их черед - и правда, вот они задергались, и из них посыпался песок. Дальше начинается более неприятное: один персонаж протыкает другого крюком, и оттуда тянется что-то красное, третий режет себе живот ножом и по кусочкам отрезает собственную печень - почти как в цирке у иллюзионистов, только там не бывает так противно. Искать в этом намеки на убийство, совершенное бюхнеровским героем, не стоит: по словам самого постановщика, он не испытывал к Войцеку ни ненависти, ни любви, а был лишь увлечен чрезмерностью его чувств. "Я копаюсь в психике..."
Подобные раскопки, возможно, небесполезны для поисков нового театрального языка, но делать их кульминацией целого фестиваля вряд ли стоило. Афиша его вообще была достаточно эклектична: рядом с современным танцем и эпатирующими "Паразитами" Живиле Монтвилайте соседствовали московские премьеры прошлого сезона - "Лицедей" Театра-студии Табакова и "Обломoff" Михаила Угарова. Лучше все-таки на чем-то сосредоточиться: или вы показываете молодой театр, или новый, это вовсе не одно и то же. Или откровенный эксперимент, или просто добротная работа известного персонажа. Первое все же предпочтительнее - при всех неудовольствиях на культовом "Войцеке".
Москва имеет все шансы стать вскоре Меккой необычного театра (со словом "новый" я бы обращалась аккуратнее). Ежегодный NET, который собирает полные залы в Центре имени Мейерхольда, что само по себе замечательно, продолжит "Эффективный декабрь" - программа "Школы драматического искусства" Анатолия Васильева. Раздосадованный упреками мэрии по поводу неэффективности использования нового театрального здания на Сретенке, Васильев не только покажет собственные спектакли "Моцарт и Сальери", "Пушкинский утренник" и "Медея. Материал", но и представит гостей - танцевальные перформансы Мин Танаки, концерт композитора-минималиста Вима Мертенса и проекты Центра Ежи Гротовского (Понтедерра, Италия). Складывается любопытная ситуация: с одной стороны, щедро представлен театр для гурманов, с другой - изобилие коммерческого театрального ширпотреба как в антрепризе, так и в известных коллективах, а посередине - пусто. Это при том, что большинство зрителей как раз предпочитает не сценические изыски, столь любимые рафинированными критиками, и не развлекательную халтуру, а нормальный качественный театр - пока еще со словами и смыслом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2006 12:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120401
Тема| Балет, БТ, юбилей Р.Щедрина, фестиваль, Персоналии, Плисецкая М., Волочкова А.
Авторы| Екатерина БИРЮКОВА
Заголовок| Автопортрет с балетом
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20021204
Ссылка|
Аннотация| Родиона Щедрина чествовали в Большом театре

Фестиваль под названием "Родион Щедрин. Автопортрет", который проводится в Москве и Петербурге в преддверии 70-летия композитора, стартовал внушительным гала в Большом театре. Емкая программа продемонстрировала разнообразие жанров в творчестве Щедрина, особое предпочтение все же отдав балетному. На знаменитой сцене в этот вечер царили два кумира из разных эпох - Майя Плисецкая и Анастасия Волочкова. Что бы ни говорил Родион Щедрин о тех преградах, которые чинила ему советская цензура, и о том прессинге, что устраивал потом авангардистский Запад, более благополучной творческой судьбы среди отечественных композиторов все равно не найти. Официально признанный в доперестроечном отечестве, он вполне успешно функционирует теперь за его пределами. Его музыка, в которой раз и навсегда найден естественный баланс между доступностью и свежестью, любит большие залы и известных исполнителей. В ней неизменно присутствуют два специфически щедринских качества - остроумие и театральность. Поэтому, думаю, составлять программу юбилейного концерта Щедрина - на редкость благодарное занятие: все сочинения одно другого эффектней. Другое дело этот концерт проводить. В день гала выяснилось, что у самой важной звезды - скрипача Максима Венгерова заболела мама и он не приедет. Скрипичную "Эхо-сонату" поэтому спешно заменили "Казнью Пугачева" в исполнении хора Бориса Тевлина, который много лет назад сделал весьма активную театрализованную версию этой хоровой поэмы: с шатанием хора из стороны в сторону, взволнованной суетней на сцене и солистом-Пугачевым, троекратно осеняющим себя крестом. Так что потеря Венгерова прошла незамеченной. Еще пара козырей первого отделения: "Озорные частушки" в исполнении оркестра имени Чайковского под управлением Владимира Федосеева и финал Четвертого фортепианного концерта с вызывающе-артистичным Олли Мустоненом за роялем. Несколько выбивалась из игривого щедринского стиля солистка Большого театра Ирина Долженко, которая исполнила песню Варвары из оперы "Не только любовь" с тяжелой вердиевской страстью. В целом, все шло своим юбилейным чередом до тех пор, пока ближе к антракту зал не погрузился на несколько мгновений в полную тьму. Когда свет включили, на авансцене обнаружилась хрупкая фигурка в черном, стоящая спиной к залу. Зал понимающе загремел овациями, о которых, увы, сложно мечтать даже самому преуспевающему композитору на свете. Фигурка, выдержав долгую паузу, медленно раскрыла пару огромных вееров, и арфа заиграла первые такты "Аве Марии" Баха-Гуно - единственной музыки, не принадлежавшей на этом вечере Щедрину. Это был танец Майи Плисецкой, поставленный Бежаром специально для нее к минувшему семидесятипятилетию. Ну что тут можно сказать? Счастлива та женщина, которую тянет танцевать на семидесятилетии собственного мужа. Второе отделение было отдано специально восстановленной к юбилею "Кармен-сюите". Пикантность ситуации состояла в том, что легендарную партию Плисецкой танцевала балетная поп-звезда Анастасия Волочкова, с которой, впрочем, ее предшественница предварительно поработала. Толку от этого вышло немного. Вместе со своим постоянным партнером Евгением Иванченко (Хозе) Волочкова составляла вполне фарсовую пару марионеток, напоминая своими движениями то утреннюю физзарядку, то бег трусцой, то тяжелую атлетику. Только с появлениями знойного киевского Тореро Дениса Матвиенко Волочкова приобретала хоть какую-то бычью пластику, и для того, чтобы все это понять, совершенно не надо быть балетным критиком. Впрочем, Волочкова тем и отличается от прочих своих коллег, что рассуждать о ней могут решительно все. Не так давно один обозреватель даже возвел ее в порнозвезды, с чем после просмотра ее "Кармен" очень сложно согласиться. Если это и порнография, то совсем уж без эротики. Щедрин, впрочем, сам пожелал видеть Волочкову в этой роли и после концерта признался, что ему она очень понравилась. Ну что тут можно сказать? Счастлив тот композитор, который может позволить себе в семьдесят лет такие желания.

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Ср Фев 08, 2006 12:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120501
Тема| Балет, МТ, Фонд имени Мариса Лиепы, презентация в Москве, Персоналии, Лиепа А., Лиепа И., Пономарев В., Рузиматов Ф., Махалина Ю., Ананиашвили Н., Ниорадзе И.
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| "Жар-птица" присела в Москве
Где опубликовано| Коммерсантъ
Дата публикации| 20021205
Ссылка|
Аннотация| Мариинка станцевала в Кремле под DVD

В Кремлевском дворце состоялась презентация проекта Фонда имени Мариса Лиепы и российского отделения Universal music "Возвращение Жар-птицы", для чего в Москву был приглашен балет Мариинского театра. На презентации побывала ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА.
Проект "Возвращение Жар-птицы" заключается в перенесении на DVD одноименного фильма Андриса Лиепы девятилетней давности. Фильм состоит из трех балетов Михаила Фокина в интерпретации Андриса Лиепы - "Петрушки", "Шехеразады" и "Жар-птицы". За неполные десять лет работу Лиепы кто только не ругал. Съемки - за лубочную примитивность; хореографию - за обилие режущего глаз новодела; костюмы и сценографию (в исполнении Анатолия и Анны Нежных) - за необоснованный отход от первоисточников.
Прирожденный коммерсант Андрис Лиепа на ругань не отвлекался, а заручился поддержкой Изабель Фокиной (внучки балетмейстера, безапелляционно заявившей, что "эти балеты будут впервые исполнены в России в том виде, в каком они были изначально задуманы и осуществлены авторами") и продолжал пропагандировать свой товар.
Мариинский театр на затею Андриса Лиепы купился первым, введя в репертуар "Шехеразаду" и "Жар-птицу" еще в январе 1993 года (как выяснилось, не зря - этой осенью лиеповские спектакли, поданные под соусом "Русских сезонов", парижане приняли на ура). Примеру Мариинки последовала рижская Национальная опера, московский Имперский балет. Наконец, клюнули и иностранцы: российское отделение Universal music и компания Decca перевели давний фильм на DVD и запустили в продажу по всему миру. По этому случаю Фонд имени Мариса Лиепы умудрился перехватить балет Мариинского театра на пути из Гонконга в Санкт-Петербург, чтобы превратить презентацию DVD из банальной светской тусовки в общественное событие. И - самое удивительное - ему это удалось.
Кремлевский шеститысячный ангар был переполнен. В мраморном фойе демонстрировали эскизы художников Нежных вместе с балетными костюмами, которые можно было пощупать. На экране рядом со сценой безостановочно крутили DVD, так что любопытный зритель, не покинувший в антракте своего места, мог сравнить киношную "Шехеразаду" с Шахом - Андрисом и Зобеидой - Илзе Лиепой с только что увиденным спектаклем Мариинки. Зрители, как дети на новогодней елке, ходили с подарком (диском DVD) в пластиковом пакете. Хлопали на каждую реплику речи Андриса перед представлением. "Жаль, что отец не может присутствовать здесь" - аплодисменты, "огромная победа русской культуры" - овация. Зачарованно смотрели на экран, где киношный спектакль почти без швов перетекал в реальный - транслировали крупные планы солистов, так что публика могла разглядеть актерские возможности каждого как под микроскопом.
"Шехеразаду" в Москве видели не раз, но еще никогда - в исполнении балета Мариинки. Оказалось очень трогательно. Пожалуй, никакая русская труппа не способна танцевать псевдо-Фокина с такой самоотдачей и верой в значительность того, что она делает. Кордебалет работал безукоризненно: каждая заштатная одалиска чувствовала себя любимой женой, каждый индийский юноша сучил ногами и руками, будто совершал религиозный ритуал, каждый раб на заднем плане таял в сладострастии. О таких линиях и синхронности любая труппа может только мечтать. Презабавен был Шах, особенно крупным планом: главный мим Мариинки Владимир Пономарев даже ноздри раздувал по-разному - в вожделении и гневе. Давний знакомец Москвы Фарух Рузиматов в роли Золотого раба на сей раз достовернее имитировал вожделение и отменно скрутил большой пируэт. Хуже всех оказалась Зобеида Юлии Махалиной. Царственность эта балерина изображает каменной шеей, сладострастие - загибом в кольцо, ноги задирает до хруста в вертлюжной впадине и вообще делает все, от чего когда-то воротило самого Фокина, с раздражением писавшего об артистке Чернышевой: "Она думает, что если она главная, да еще трагическая, то должна все делать в превосходной степени. Больше всех сердится, больше всех перегибается, страдает, словом - больше всех старается".
Второй балет - "Жар-птица" - ценен прежде всего партией Жар-птицы, сохранившейся благодаря ее первой исполнительнице Тамаре Карсавиной. Дягилевская прима осела в Лондоне и добросовестно передала роль в бережные руки англичан. К нам Жар-птица залетела, почти не растеряв оперения: в киноверсии ее станцевала Нина Ананиашвили, выучившая текст в лондонском Королевском балете. Ирма Ниорадзе, исполнявшая эту роль в Кремле, оказалась главным сюрпризом вечера. Мало того, что балерина показала отменную форму и выучку: подтянутые ноги, легкие стрелы прыжков, щебетание мелких па-де-бурре, четкие точки-позы в адажио. Каким-то необъяснимым образом она ухватила умилительную архаику фокинского стиля: ее истеричные трепетания ручек, птичьи потряхивания головой, аффектированная мимика актрисы немого кино затуманили балетный лубок легкой дымкой декаданса. На финальных поклонах с авансцены взвился золотой фонтан - до самых колосников. Нарезанная фольга долетала до десятого ряда, солидные дяденьки и тети хватали ее руками и, виновато оглянувшись, прятали в сумочки и карманы - чтобы унести ее на память о встрече с прекрасным: вместо DVD.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Фев 09, 2006 6:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120601
Тема| Балет, гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М.
Авторы| Владимир КОТЫХОВ
Заголовок| БЕЖАР СНОВА В РОССИИ
Где опубликовано| Московский Комсомолец
Дата публикации| 20021206
Ссылка|
Аннотация| В Кремле танцуют "Болеро"

Морис Бежар стал легендой давно. Поставленный им в 1959 году балет "Весна священная" потряс не только мир классического танца, но и весь мир. Чувственный и яростный танец Бежара стал символом ХХ века. Его труппа в те времена так и называлась - "Балет ХХ века".
Но и в веке двадцать первом Бежар остается одной из самых притягательных фигур. Бежар, отметивший в январе нынешнего года свое 75-летие, не перестает ставить новые балеты, а его труппа, базирующаяся в Лозанне, разъезжает с гастролями по всему миру. Особой любовью Морис Бежар пользуется в России, где он стал самым обожаемым западным хореографом. При том, что в 70-е годы министр культуры СССР Екатерина Фурцева, отказывая Бежару во въезде в страну, говорила: "У Бежара только секс да Бог, а нам ни того ни другого не надо!" На что Бежар удивленно восклицал: "Я-то думал, что это одно и то же". В спектаклях Бежара танцевали отечественные звезды балета Майя Плисецкая, Владимир Васильев, Екатерина Максимова, Андрис Лиепа... А многочисленные российские поклонники хореографа звали его Морисом Ивановичем. И вот Морис Бежар снова в России. 7 и 8 декабря в Кремлевском дворце его труппа показывает два давних шлягера мастера - "Жар-птицу" Стравинского и "Болеро" Равеля, а также "Концерт для скрипки" Стравинского и недавно созданный балет "Брель и Барбара", посвященный двум великим французским шансонье.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Фев 09, 2006 6:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120602
Тема| Балет, гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Светло по жизни от песни веселой
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021206
Ссылка| http://www.ng.ru/accent/2002-12-06/23_bejart.html
Аннотация| К нам снова приезжает Морис Бежар

7 и 8 декабря. Труппа "Bejart Ballet Lausanne". Балеты "Жар-птица", "Болеро", "Брель и Барбара". Кремлевский дворец.

Морис Бежар совершенно неутомим. И годы уже немолодые (недавно он отметил 75-летие), и балетов знаменитый француз сочинил уже более ста. Но огонь творчества в бежаровской груди по-прежнему пылает.
Даже на гастроли маститый хореограф всегда ездит сам. Куда его труппа "Bejart Ballet Lousanne", туда и он. А как труппе выступать без Бежара, если он часто ставит спектакли, в которых помещает себя в центр действия как некое "лицо от автора"? Так было в балете про СПИД - "Дом священника", который бежаровцы показывали в Москве три года назад. Тогда постановщик выходил на сцену в финале и, подняв вверх руку со сжатым кулаком, вместе со своими артистами двигался на авансцену в смысле "мы все преодолеем". Так будет и в нынешний приезд Бежара в Москву.
В программе гастролей один из последних балетов мэтра - "Брель и Барбара" (или "Свет", как его еще называют). Бежар славит свет как источник жизни, цитирует подходящие места Библии, Ницше и Сент-Экзюпери. В основе его замысла - двойное понимание слова "светлый": как степень освещенности и как качество души. По ходу действия артисты Бежара вытанцовывают осанну немому кино, которое он обожает и ассоциирует со светом. Среди персонажей балета - изобретатели кинематографа братья Люмьер. Зритель сопереживает под песни Жака Бреля и Барбары - двух столпов французского шансона. Рубиновые платья для танго и белые комбинезоны танцовщиков с рисунком кинопленки придумал Жан-Поль Кнотт - французский кутюрье, 13 лет проработавший с Сен-Лораном.
Кроме новейшего "Света", в Москве покажут старейшие балеты Бежара - "Болеро" и "Жар-птицу". Первый опус был поставлен еще в 1960 году. Соло под Равеля на круглом подиуме, в черно-красных тонах и в окружении сорока юношей танцевали и мужчины, и женщины. В этом балете особо прославились любимый танцовщик Бежара Хорхе Донн и Майя Плисецкая. "Жар-птица" 1970 года - тоже мужской балет: хореограф предпочитает выращивать интересных танцовщиков на специально сочиненных для них партиях, а не пестовать танцовщиц. Сюжет по мотивам русских сказок показался подходящим для приема: вывести на сцену исполнителя главной партии в образе партизана.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пт Фев 10, 2006 4:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120603
Тема| Балет, МТ, Фонд имени Мариса Лиепы, балеты М.Фокина, презентация в Москве, Персоналии, Лиепа А., Лиепа И., Таранда Г., Рузиматов Ф., Махалина Ю., Ананиашвили Н., Ниорадзе И.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Танец с яблоками
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021206
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-06/7_dance.html
Аннотация| Презентация балетного DVD в форме гастролей Мариинского театра

В начале 90-х Андрис Лиепа поставил в Мариинском театре три балета Михаила Фокина времен дягилевских "Русских сезонов" - "Жар-птицу", "Петрушку" и "Шехеразаду". Знакомство с потомком хореографа, Изабель Фокиной, придало проекту высшую степень легитимности. Внучка одобрила начинание в честь великого деда, подтвердив подлинность восстановленной "тройчатки". Отвечая на претензии критиков (не совсем Фокин в хореографии, а в оформлении не точные Бакст, Головин и Бенуа), Лиепа ссылался на внучкин карт-бланш и указывал, что хореограф в продолжение долгой жизни не раз редактировал свои балеты. Не говоря уже о том, что бывшие артисты дягилевской антрепризы по-разному вспоминали букву оригинала, отчего в мире существуют разные варианты фокинских балетов.
Тогда же Андрис сделал фильм-балет, который возил по городам и весям, демонстрируя всем желающим, от балетоманских собраний до кинофестивалей. Заодно он сыграл трагикомического фокинского Петрушку (на роль Арапа пригласив Гедиминаса Таранду), жену Екатерину снял в малотанцевальной партии Царевны в "Жар-птице", а сестру Илзе - в партии Зобеиды, знойной красы гарема из "Шехеразады". Другой партнершей Андриса стала Нина Ананиашвили. Южная броскость ее Жар-птицы в ярко-красной пачке эффектно смотрится рядом с золотоволосой "нордической" внешностью Ивана-царевича - Лиепы.
Именуя свой опус то "немым кино", то фильмом-"фэнтези", автор убивал двух зайцев. Опять-таки отрицал критику, сетующую на неадекватность режиссуре и хореографии - панорамного, монтажного (нарезки меняются почти со скоростью клипа) и главным образом крупнопланового киноряда. И вместе с тем точно обозначал жанр фильма, в общедоступной форме подающего балет массовому зрителю. Ему, зрителю, все равно, близко это к оригиналу или нет. Зато смотрится броско: мотивы фокинского модерна (с его нарочито "извилистой", орнаментальной пластикой), равно как и цветистая, пряная сценография мирискусников, на экране жирно сгущены. Впечатление такое, как будто варенье доварили до повидла. Или сладкое блюдо посыпали сахаром.
В широком прокате фильм "Возвращение Жар-птицы" не шел. А тут подоспел век цифровых технологий. Грянула вторая серия проекта "Лиепа-Фокин". Фильм перевели на DVD под лейблом компаний Decca и Universal и активно раскручивают тираж за границей: тамошние бизнесмены мигом ухватили коммерческий потенциал шикарного проекта. Потребителю предложено обширное меню, позволяющее мгновенно попасть в любой эпизод трех балетов, и шестиканальный ("как в зале") звук. Вы услышите скрипичное соло Сергея Стадлера в "Шехеразаде". И почувствуете "поразительную негу изображения", как было сказано на пресс-конференции. Нега возникает из технического приема - снимали со скоростью 25 кадров в секунду, а компоновали в другом темпе, на один кадр в секунду меньше.
Только что выпущенный диск Андрис решил презентовать общественности с помощью живого танца в исполнении Мариинского балета. Правда, из программы выпал "Петрушка", потому что в питерском театре версию Лиепы заменили другой редакцией. ("Петрушку" из кино транслировали на установленном в зале экране перед началом.) Нина Ананиашвили и Илзе Лиепа пришли в Кремлевский дворец и смотрели на "свои" роли в трактовке Ирмы Ниорадзе (Жар-птица) и Юлии Махалиной (Зобеида). Союзником Махалиной в танце и сексуальным партнером по либретто стал Фарух Рузиматов, весь в золотых блестках и в серебряных шароварах. Спектакль обдавал колоритом русских сказок и восточных повестей "1001 ночи". Пленные царевны в "Жар-птице" томно танцевали с яблоками в руках перед Кощеем, звероподобные Кощеевы слуги выплескивали положенные им злобные "кривлянья", одалиски с нубийцами из "Шехеразады" извивались в оргиастических плясках - декоративная фокинская изобразительность, вернее, ее сегодняшнее понимание с подъемом передается театром.
Стоит ли купить DVD? Спектакль Мариинского театра - хореография в пышном антураже. В фильме "Возвращение Жар-птицы" слишком сильно бросается в глаза сам антураж. Но кинотанцу отдельных звезд балета порадоваться можно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пт Фев 10, 2006 4:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120901
Тема| Балет, гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М.
Авторы| Елена ГУБАЙДУЛЛИНА
Заголовок| Витамин С
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021209
Ссылка| http://main.izvestia.ru/culture/08-12-02/article27565
Аннотация| В Кремлевском дворце прошли гастроли балета Мориса Бежара

Программу "The Best of Bejart" открыли балетами на музыку Стравинского. А перед началом на сцену Кремлевского дворца вышел сам Морис Бежар. "Стравинский принес нам все - в его музыке и модернизм, и классицизм, и вся сила русской культуры", - произнес маэстро. Далее последовал рассказ о первой встрече с великим композитором. О том, как молодой Бежар нес на руках старца Стравинского на концерт. "Так Божья Матерь несла младенца", - заключил балетмейстер. Странное сравнение осталось без продолжения и комментария. За спиной хореографа уже начинался танец. Танцоры труппы Bejart Ballet Lausanne разминались, постепенно "врастая" в образы. Они высыпали на сцену все сразу - эльфы и повстанцы, поэты, шаманы, чудовища и светские красавицы. Многообразие ликов, рой идей, красок, звуков, движений - космос Мориса Бежара. Четыре балета, отобранные для гастрольной программы, - четыре этапа грандиозного пути и четыре "времени года". "Жар-птица" с ее наглым весенним натиском, палящее солнце "Болеро" Равеля, светлые улыбки ранней осени "Концерта для скрипки" Стравинского, "Брель и Барбара", похожие на зимние размышления у камелька. Многие судачат, что Бежар уже не тот. Когда-то потрясал основы и сводил с ума, теперь, мол, умильно повторяет пройденное. Конечно, он стал другим, большой художник не может не меняться. А новую балетную вселенную открывают только однажды. Но Бежар на то и Бежар, что может позволить себе все что угодно. Может озадачить нарочитой простотой, ввести в недоумение заведомой глупостью, заморочить голову чрезмерной любовью к философии. И в то же время удивить по-юношески игривым юмором и неисчерпаемой выдумкой (не верьте тем, кто говорит, что в семьдесят пять балеты уже не ставят), умением нагнетать интригу и обрывать действие на самом интересном месте. Может начать с шутки, а кончить трагедией. Как в балете "Брель и Барбара", одном из своих последних сочинений. Артисты Bejart Ballet Lausanne танцуют его на песни французских шансонье Жака Бреля и Барбары. Но начинают не под музыку. Жиль Ромен и Элизабет Рос прилаживают движения к болтовне, записанной на фонограмму. Кокетливый вопрос, позерский ответ. Пролог балета так и называется - "Интервью". Она судорожно взбивает прическу и смешно поправляет очки. Он жестикулирует выразительно и крупно, приседает, как Арлекин, и вертится беспокойной юлой. Через миг партнеры скинут маски. Он будет Брелем, она - Барбарой. Станцуют о творческих муках и одиночестве, о счастье и тщете всего и вся. Одна проникновенная песня сменяет другую. Шансонье то сами себя уговаривают в том, что все будет хорошо, то ничему не верят. Под "Вальс в тысячу темпов" движется безумный кордебалет - то ли куколки из старинных часов, то ли ноты и буквицы, то ли черные и белые клавиши. Беснующаяся толпа сминает одинокого барда. Бежар любит публику и знает, как ей потрафить. После "Болеро" - безусловного шедевра 1961 года, зал стонал от восторга (хотя Октавио Стенли танцевал партию солиста несколько формально). Мастер заряжается от зала, возвращая ему в сотни раз усиленную энергию. В мемуарах "Мгновение в жизни другого" Бежар уподобляет аплодисменты витамину С. Тем не менее тема "художник и толпа" волнует и мучает балетмейстера всю жизнь. Об этом он ставит все свои такие разные балеты. Его герой - вождь, диктатор, божок и идол ("Жар-птица" и "Болеро"). Или современный Пьеро, получающий пинки со всех сторон ("Брель и Барбара"). Или прима-балерина, безжалостно брошенная и партнерами, и поклонниками ("Концерт для скрипки"). Мудрый и великий Бежар как никто знает, что от возлюбленной публики можно ждать чего угодно. К слову, москвичи, заполнившие гигантский Кремлевский дворец, устроили балетмейстеру настоящую бурю аплодисментов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 12:20 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120902
Тема| Балет, МТ, Фонд имени Мариса Лиепы, балеты М.Фокина, презентация в Москве, Персоналии, Лиепа А., Рузиматов Ф., Махалина Ю., Ниорадзе И., Серебрякова Я.
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Метаморфозы Мариинского балета
Где опубликовано| Ведомости
Дата публикации| 20021209
Ссылка| http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2002/12/09/55640
Аннотация| Проездом из Гонконга в Петербург в Москве выступил балет Мариинского театра. Поводом задержать на день труппу стала презентация недавно выпущенного фирмой Decca DVD известного фильма "Возвращение Жар-птицы" - киноварианта трех балетов Михаила Фокина, реконструированных внучкой хореографа Изабель и Андрисом Лиепой. На сцене Кремлевского дворца были показаны "Шехеразада" и "Жар-птица".

Несмотря на то что все рекламы твердили "впервые в Москве", все сколько-нибудь следящие за балетными событиями москвичи за десять лет существования проекта могли выучить оба спектакля наизусть - в 1993 г. они были показаны в Большом труппой, снимавшейся в фильме, а "Шехеразада" вообще стала хитом репертуара, неизменно всплывая на гала-концертах Благотворительного фонда им. Мариса Лиепы то в исполнении Латвийской национальной оперы, то "Имперского русского балета". Поэтому нет смысла вновь расписывать спектакль, напоминающий кондитерские шедевры "Большевички", и твердить, что научное слово "реконструкция" не имеет отношения к этой постановке.
Однако в исполнении труппы Мариинского театра, для которой в 1992 г. и был осуществлен проект, Москва увидела "Шехеразаду" и "Жар-птицу" действительно впервые. И оказалось, что в Петербурге этот преувеличенно помпезный (художники - Анна и Анатолий Нежные) и лжеклассический вечер, подаваемый на зарубежных гастролях как национальная экзотика, обрел цельность образцового российского балетного продукта 90-х. А преувеличенные страсти Юлии Махалиной и Фаруха Рузиматова, передаваемые томными изгибами бедер, эксцентричными сломами в спине, почти утратившими сходство с академическими renverses, змеиными движениями рук вместо растительных port de bras, бешеными вращениями вместо точных пируэтов, содрогающимися от рыданий телами, раздуваемыми ноздрями и испепеляющими взглядами, оказались наилучшим воплощением этого стиля.
Несмотря на блестящее мастерство Махалиной и Рузиматова, время изобразительной избыточности на исходе. Вариант ее трансформации в тот же вечер продемонстрировала "Жар-птица" с Ирмой Ниорадзе. Она всего на несколько лет младше Махалиной и Рузиматова, но ее выступление в фокинском балете сформулировало, чем отличаются балерины, выросшие в советском театре-музее, от балерин, воспитанных в последние десять лет на международном репертуаре. В "Жар-птице" грузинский темперамент Ниорадзе уравновешен точностью артикуляции хореографического текста, экзальтированная мимика - идеальным контролем над эмоциями, пластическая щедрость - академичностью манеры. Ее неправдоподобно разрисованные глаза мечут молнии, но руки, воспроизводя рисунок нервных порывов птицы, не позволяют линиям рваться, а ноги четко выписывают классические арабески и jetes.
Андрис Лиепа, неоднократно заклейменный за антинаучную реконструкцию, благодаря нынешним гастролям петербуржцев частично восстановил свою репутацию. Соединив в одном вечере два старших поколения танцовщиков и укрепив их выступлением совсем молодой Яны Серебряковой, сумевшей тонко прорисовать особенности стиля "Шехеразады" (в ней она выступила в партии Одалиски) и "Жар-птицы" (Царевна - Ненаглядная краса), Мариинский театр продемонстрировал, что для современного балета фокинские спектакли образца 1990-х - памятник не менее значимый, чем недавно вернувшийся к жизни "Петрушка" в версии 1920 г.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Пн Фев 13, 2006 12:23 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120903
Тема| Балет, гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М.
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| Это Бежар!
Где опубликовано| Время новостей
Дата публикации| 20021209
Ссылка| http://www.vremya.ru/2002/227/10/30144.html
Аннотация| В Москве показали балеты великого хореографа

За пятьдесят лет Морис Бежар поставил более ста балетов - иные мелькнули и исчезли, другие сформировали балетный двадцатый век. В этом двадцатом веке два гения поделили мир: пуританская и рассудочная Америка, толком не знавшая классического танца, стала ленной областью блистательного рационалиста Баланчина; объевшаяся классикой усталая Европа захотела хореографии взрывчатой и вызывающей - и стала принадлежать чувственнейшему Бежару. И того и другого хореографа страшно боялись в Советском Союзе - после гастролей их трупп как-то сразу выяснялось, что единственный провозглашенный дундучной критикой советский гений Юрий Григорович масштабом не вышел. Поэтому при советской власти и та и другая труппа приглашались в страну лишь по одному разу. New York city ballet к нам с тех пор так и не приезжал. А вот Бежара - уже не со старой его труппой "Балет ХХ века", а с новой, "Балет Бежара в Лозанне", - привозили не раз, но то в комплекте с показом мод, то с самым неудачным спектаклем.
В этот раз, хотя зрителям с прокатчиками снова не повезло (ранее специализировавшаяся на попсе контора ICA-"Международное концертное агентство" задрала цены, но не смогла даже программку выпустить без ошибок, а в пресс-релизе утверждалось, что мэтр когда-то сам танцевал с Максимовой "Ромео и Джульетту"), Бежар обижен не был. Четыре его небольших балета предъявили Бежара разного, Бежара многогранного, Бежара, до сих пор сочиняющего отличные спектакли.
Первая половина вечера была отдана Стравинскому. (В программе - две одноактовки, сделанные 30 лет назад: "Скрипичный концерт" и "Жар-птица"). При открытии занавеса на сцене стоял балетный станок, и картинно разминалась вся труппа. Вышел мэтр в сопровождении переводчика и рассказал, как познакомился со Стравинским: у того болели ноги, он не мог подняться по лестнице, и Бежар внес его в театр на руках. "Как Богоматерь младенца". Вау. Зал узнал стиль, ошалел и зааплодировал. Подготовив аудиторию, мэтр скрылся в кулисе. Станок унесли. Начался "Скрипичный концерт".
Редкий экземпляр в коллекции Бежара, редкий камень в его короне. Никакой истории и никакого бунта. Чистая форма, упражнение в музыкальности. От септета девиц в желтом до финального стремительного ансамбля - существование в музыке, перетекание в нее. Казалось бы, территория Баланчина. Словно сделано из мальчишеских спортивных побуждений: смотрите, я тоже так умею. Но победителей не судят - потому что он на самом деле умеет работать на чужой территории, не отдавая ни пяди своей, - "Скрипичный концерт" превращен в антологию стиля Бежара, всех этих пульсирующих линий, больших прыжков и парочек как разнополых, так и однополых, целующих друг другу руки.
"Жар-птица" - Бежар хорошо знакомый. Не столько сам балет (его привозили в Москву в 1978-м, и аудитория успела сильно поменяться, и постановщик спектакль несколько поменял), сколько собственно манера хореографа. На "сказочную" историю Стравинского Бежар, увлекавшийся, как и все порядочные люди, в конце шестидесятых маоизмом, сочинил балет о мировой революции. Точнее, о точке большого взрыва мировой революции. Тогда многие сексуальную революцию считали частью социальной (и наоборот), и Бежар, впервые после дягилевской антрепризы аккуратно отодвинувший в сторону балерин и сделавший объектом поклонения публики танцовщиков, оказался идеологом и той и другой. Социальной - потому что общественные проблемы всегда его волновали, в башне из слоновой кости он никогда не жил, и сексуальной - потому что пластика танцовщиков обрела чувственную значимость.
Монологи Жар-птицы (Юичи Кобаяси) - бесконечно изобретательные, с большими жестами, жертвенным порывом - это призыв революционный и совсем иной призыв. Гибель и возрождение Жар-птицы - не только цикл восстания-проигрыша-нового бунта, но и очевидный сексуальный цикл. При этом о смерти хореограф 30 лет назад говорил без малейшего трепета - как о части жизни.
Не то в балете, поставленном совсем недавно. "Брель и Барбара", посвященный памяти двух французских шансонье, бывших друзьями Бежара, и сделанный на музыку их песен, полон энергии и скорби одновременно. Сцену заполняет парижское веселье, Бежар шутя демонстрирует умение быть своим и в почти кабаретной пластике, но символами спектакля остаются пустое кресло-качалка и притулившийся у кулисы велосипед. Хозяева отвеселились вместе со всеми - и исчезли.
Закончилось все "Болеро" - зал запрограммированно взвыл, когда несколько манерный Октавио Стенли, оттанцевав свои 17 минут на столе, рухнул замертво и его закрыла толпа кордебалета. Бежар в этот свой приезд показал действительно вещи, относящиеся к категории the best. Но у него еще не счесть алмазов в каменных пещерах, и он довольно охотно продает их миру - что в "Токио-балет", что балету в Шанхае. Почему бы все-таки Большому театру что-нибудь не купить в репертуар? Ведь и премьер, будто созданный для Бежара, имеется - какая из Цискаридзе вышла бы Жар-птица! Но восстанавливающий балеты Григоровича театр, кажется, до сих пор боится сравнений. Значит, знает, что восстанавливает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 10:49 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120904
Тема| Танец, фестиваль «Цех», Персоналии, Бузовкина Д., Паутова О., Козева М., Баганова Т., Пона О., Пона В.
Авторы| Екатерина ВАСЕНИНА
Заголовок| ВСТРЕЧА НА ПЛАТФОРМЕ СОВРЕМЕННОГО ТАНЦА
Где опубликовано| Новая газета
Дата публикации| 20021209
Ссылка|
Аннотация|

Второй фестиваль российских театров танца "ЦЕХ" пройдет с 11 по 15 декабря на сцене Театра мимики и жеста, в культурном центре "Дом" и Музее кино - там идут видеопоказы спектаклей американских танцевальных групп.
"Na Zemle" - так назывался проект главной фигуры немецкого современного танца Саши Вальц. В названии спектакля, сделанного в почвеннических условиях подмосковной усадьбы Любимовка, есть слово, указывающее на главный источник энергии современного танца.
Если условно принять воздух и "атмосферу" как приоритетно освоенную классическим балетом, то человек, занимающийся contemporary dance, питается именно что от земли и отрывается от нее крайне редко и с неохотой.
Проверить этот субъективный тезис можно будет на втором фестивале российских театров танца, организованном российской платформой театров танца "ЦЕХ" при поддержке Фонда Форда.
"ЦЕХ" - местный аналог международных хореографических встреч во французском местечке Сен-Сан-Дени. Его финал проходит раз в два года в Париже, а в течение двух лет проводятся платформы по всему миру (всего - более 30 "платформ").
Поскольку российские танцкомпании диагностируют свой возраст как не превышающий десяти лет, наше статус-кво в европах можно маркировать как положение веселых и талантливых маргиналов, которые терпеливо учат российских чиновников Минимущества вышевеливать губами матерое английское contemporary. Успехи такого артикулирования налицо.
Регулярно происходят фестивали - в Екатеринбурге, Челябинске, Калининграде, Ярославле, Новосибирске, Казани, Архангельске, - значит, людям есть где репетировать.
От географии участников нынешнего фестиваля остается только присвистнуть: детская труппа из Архангельской области "Домино", работающая с сюрреалистической (sic!) эстетикой; иронический, на грани фола, московский "Проект движения"; самарский моторно-изысканный "Скрим"; кафкианский "ДТЦ" из Петрозаводска; йошкар-олинский "Босиком"; гомельский "Квадро"; челябинский "Окоем".
Дарья Бузовкина, танцующая с шести лет (во Дворце пионеров имени Аркадия Гайдара, в спектаклях Театра Табакова, в Кремлевском балете...), представит свой новый проект "Дарья Абсолют".
Екатеринбургская группа "Киплинг", запомнившаяся в Москве спектаклем "Высокорослые томаты, или Правда о грушах", где воссоздавалась незабвенная атмосфера огородных шести соток, рейтуз с начесом и откляченных поп, везет что-то новенькое, но снова слышится родное - "Обыкновенная история про Масло".
Ольга Паутова, прославившаяся на "Золотой маске"-2001 костюмами к "Кленовому саду" багановских "Провинциальных танцев", верна эскапистским концепциям танца contemporary - Паутова как хореограф совместно с другим екатеринбургским хореографом Мариной Козевой выпустила спектакль "Освободи меня от времени, пространства и числа" на музыку Стравинского "Весна священная".
Трехкратный лауреат "Маски" Татьяна Баганова показывает "Полеты во время чаепития"; театр "Кинетик" Александра Пепеляева, возглавляющего платформу "ЦЕХ", - только что отрепетированное в Эстонии "Гнездо ЧУ"; челябинский театр Ольги и Владимира Поны покажут новое "Ожидание". Special guest - чешско-итальянская группа "Deja donne", скрестившая в танце южный темперамент и славянскую душу.
Феномен современного танца - в его позитивном моменте глобализации, трактуемой как грамотное и чуткое смешение этнических групп, танцевальных стилей, направлений и возможность эксперимента в любую единицу времени. "Риск быть самим собой" - поскольку в "ЦЕХу" потерявшие вес слова подкреплены живой, неотменимой телесностью, очень легко можно будет напороться и на в самом деле интересное личное высказывание, сделанное хотя бы и с помощью ног.
Адреса площадок:
Московский театр мимики и жеста, Измайловский бульвар, 39/41, рядом со ст. м. "Первомайская".
Культурный центр "Дом", Большой Овчинниковский переулок, 24, стр. 4, ст. м. "Новокузнецкая", тел. 238-00-73.
Синематека танца, Музей кино, Дружинниковская, 15, в здании Киноцентра, ст. м. "Краснопресненская", тел. 266-90-57.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 3625

СообщениеДобавлено: Чт Фев 16, 2006 10:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2002120905
Тема| Балет, "Балет Лозанны", гастроли в Москве, Персоналии, Бежар М., Стенли О., Росс Э., Донн Х., Плисецкая М., Плисецкий А.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Три с половиной балета
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20021209
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2002-12-09/7_bejare.html
Аннотация| Гастроли труппы Мориса Бежара не обошлись без странностей

Морис Бежар отпраздновал 75-летие. Первую постановку он сделал в пятидесятые. С тех пор хореограф поставил свыше ста спектаклей, пережил бешеную популярность, создал несколько компаний и получил право упоминаться одним из первых в списке ключевых персонажей балета прошлого столетия. Удивительная способность придумывать спектакли обо всем на свете из любого подручного материала (а не только танца) совершенно естественна для человека, чей девиз: "День, когда я не узнал ничего нового, - потерянный день". Несколько раз его труппы выступали в России, послужив, особенно в 80-е годы, катализатором брожения умов: через Бежара советский балет отвыкал от мании величия, а публика приучалась к мысли, что в мире существуют не только классика и Григорович.
Нынешние гастроли труппы "Балет Лозанны" соединили Бежара раннего с Бежаром новейшим. Два балета на музыку Стравинского, как и "Болеро" (Равель) сочинены десятки лет назад, "Брель и Барбара" - в прошлом году. Стравинский, по словам Бежара, завораживает "соединением русской души, юмора и изощренной музыкальной техники". "Жар-птица" тонко прорабатывает и душу и технику, хотя от старого либретто по мотивам русских сказок не осталось ничего, "Скрипичный концерт" осваивает технику прежде всего. Оба балета по-прежнему хороши и ничуть не устарели, особенно в исполнении грамотной и ровной бежаровской труппы. И военно-серые робы кордебалета "Жар-птицы" совершенно не обязательно прочитывать как одежду партизан (популярная трактовка) - так же, как алое трико умирающей Птицы и возрождающегося из нее Феникса не нужно ассоциировать с красным флагом. Этот спектакль - мягкое продолжение жесткого "Болеро": та же идея толпы, высасывающей из героя витальность, но в "Болеро" торжествует смерть, а в "Жар-птице" - жизнь.
Равель привлекает Бежара суггестивностью ритма, давая возможность сочинить единственный в своем роде балет: соло, которое может танцевать и мужчина, и женщина. В первый вечер "Болеро" исполнял Октавио Стенли, 22-двухлетний танцовщик из Аргентины, на следующий день - испанка Элизабет Росс. Как она выступила, проинформировать читателей не могу: на второй вечер гастролей критики допущены не были. Аргентинец же танцевал совершенно механически: тем, кто хоть раз видел, как жарко исполняли "Болеро" премьер Бежара Хорхе Донн или Майя Плисецкая, невозможно смотреть на Стенли.
Бежар старше Джона Леннона, но всю жизнь исповедует философию "Only need is love". Любовь у него старомодно выходит за рамки секса. Балет "Брель и Барбара" ("Свет") замешен на мотивах бежаровской биографии. Под пленительный французский шансон хореограф ностальгирует по дружбе с королевой европейской песни. Барбара (ее настоящее имя - Моник Серф) начинала хористкой в парижском театре "Могадор", потом стала знаменитой, и тема балета сопровождала ее всю жизнь: под живое пение Барбары в Нью-Йорке импровизировал Михаил Барышников. В 1965 году она встретилась с Бежаром в Брюсселе, и оба почувствовали родство душ. Хореограф снял певицу в фильме "Я не в Венеции" и часами беседовал с ней. "В течение 35 лет Барбара говорила со мной о свете. Она считала себя черным сиянием, а светом для нее был шансонье Жак Брель".
Дальше Бежар пишет, что вторая ключевая тема спектакля - немое кино. Но я не случайно прервала цитату. Того балета, что описан в парижских рецензиях, мы не увидели. На сцене Кремлевского дворца не было ни экранов, на которые проецируются фотографии Бреля и Барбары, ни кадров из фильмов изобретателей кинематографа братьев Люмьер, ни самих братьев в виде веселых клоунов со старыми кинокамерами в руках, ни танцев в черных мешках, ни массового выхода на сцену с портативными телевизорами... Или Бежар за год кардинально испортил собственный балет, низведя его до уровня дивертисмента с песнями, или (что более вероятно) он, к сожалению, согласился на то, что раньше именовали "халтурой", а теперь стыдливо называют "дешевый гастрольный вариант".
...Следующий проект хореографа - спектакль "Шелковый путь. Марко Поло", заказанный ему труппой Балета Шанхая. А на вопрос, почему в России не идет ни один балет периода бежаровского золотого века, отвечаю: наберитесь терпения. Не пройдет и ста лет, как Большой театр дозреет до идеи пригласить Бежара на постановку.

***
Корреспонденту "НГ" удалось поговорить с Азарием Плисецким, педагогом труппы Бежара и преподавателем его балетной школы "Рудра".
- Азарий Михайлович, сколько лет вы работаете с Бежаром?
- Три года в Брюсселе, где базировался его прежний коллектив "Балет XX века". И одиннадцать лет в Швейцарии, в "Балете Лозанны". Теперь у Бежара появилась еще одна маленькая молодежная труппа - "Компани М". Буква в названии - от имени Морис.
- Вы наблюдаете за Бежаром много лет. Что меняется в его искусстве?
- Бежар по своей сути - эклектик. Он бывает очень разным. Вот "Скрипичный концерт" Стравинского, показанный на московских гастролях, - неоклассика, нечто а-ля Баланчин. После этого Бежар может поставить что-нибудь неожиданно иное - к примеру, в "индийском" стиле... Все ему не чуждо.
- Во второй половине XX века Бежара считали хореографом-революционером. А сейчас?
- Какие-то его вещи давно стали классическими. Например, "Весна священная", "Болеро". Но когда они появились, был чуть ли не скандал. Вспомните, как у нас ужасались "Болеро", как Майе (сестре Азария Плисецкого. - М.К.) запрещали это танцевать.
- Как хореограф выбирает разнообразнейшие темы своих балетов?
- Я думаю, если вы спросите его самого, он не сможет ответить. Это стихийно. У него, кажется, разбросаны антенны в космос, которые что-то улавливают.
- Бежару нужен особый тип максимально раскрепощенного танцовщика...
- Сначала Морис требует строгой классической основы. Недаром при создании труппы он пригласил вести классы Асафа Мессерера, российского педагога. Морису близка наша методика преподавания, потому что почти все педагоги Бежара - русские эмигранты. Но школа при труппе (кстати, она бесплатная) готовит универсальных актеров: они должны уметь танцевать классику, модерн-данс (он преподается по системе Марты Греам), разговаривать на сцене, даже петь.
- На предыдущих гастролях Бежара мы видели его спектакли, полные открытого морализаторства. Сейчас он поставил для своей новой труппы балет про мать Терезу. Это признак позднего творчества?
- Он во всем любит быть педагогом, это правда. И он умеет заставить себя слушать. Бежар делал балет про австрийскую императрицу Елизавету специально для знаменитой французской балерины Сильви Гиллем. Когда Морис с ней репетировал, я поражался: прославленная звезда ведет себя в классе как школьная отличница. Она ловила каждое его слово.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика