Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2009-07
На страницу 1, 2, 3 ... 9, 10, 11  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 9:15 am    Заголовок сообщения: 2009-07 Ответить с цитатой

В этом разделе газетного киоска помещаются ссылки на статьи, вышедшие в июле 2009 года (первый номер ссылки - 2009070101 означает: год - 2009, июль месяц - 07, первый день месяца - 01, первый порядковый номер ссылки за данный день - 01 ). Пустой бланк для библиографической карточки.

Номер ссылки|
Тема|
Авторы|
Заголовок|
Где опубликовано|
Дата публикации|
Ссылка|
Аннотация|
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 9:20 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070101
Тема| Балет, Персоналии, Пина Бауш
Авторы| Татьяна Ъ-Кузнецова
Заголовок| Москва не увидит Пину Бауш
// Великий хореограф скончалась в Вуппертале

Где опубликовано| Газета «Коммерсантъ» № 116 (4171)
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1195919
Аннотация| Некролог

Вчера на 69-м году жизни внезапно скончалась от рака великая Пина Бауш — прямая наследница немецкого танцевального экспрессионизма, еще при жизни причисленная к классикам современной хореографии. В июле она должна была приехать в Москву на Чеховский фестиваль.

Хореографическое образование уроженка Золингена получила в 1950-е в знаменитом питомнике немецких хореографов "Фолквангшуле", а ее учителем был сам отец-основатель политического танцтеатра Курт Йосс. Талантливую студентку он отправил доучиваться на родину модернизма — в США. Набравшись свежих идей в нью-йоркской Джульярдской школе и поработав танцовщицей в Новом американском балете, Пина возвращается к корням — в город Эссен, в новообразованную труппу "Фолкванг". Там в конце 1960-х она и начала ставить свои первые спектакли. И сразу же стало очевидно, что с догитлеровских времен немецкая сцена не знала столь мощного автора. В 1973-м 33-летняя женщина, не утратившая амбиций танцовщицы, возглавила Театр танца в Вуппертале и с тех пор этот мрачный промышленный город стал одной из самых ярких точек на танцевальной карте мира.

Москва узнала Пину Бауш в конце 80-х — ее "Гвоздики" стали главным танцевальным событием горбачевской эры. Сцена, усыпанная живыми цветами, поющие, говорящие, танцующие артисты-универсалы, блистательные метафоры-мизансцены — это действо произвело в российских умах "революцию гвоздик". В ельцинскую эпоху Пина Бауш привезла в Москву спектакли своего "золотого фонда". Они били наповал. В "Весне священной" на заваленной тоннами чернозема сцене неистовствовали яростные фурии, шокируя публику красными тряпками, вытащенными из-под изгвазданных платьев. В "Контактхоф" за обыденностью повторяющихся движений и мизансцен стыла такая беспросветная тоска, что хотелось тут же повеситься. В "Кафе "Мюллер"" танцевала сама Пина Бауш: мерно колотилась о стены, сбивала стулья в монотонном беге по кругу, бесконечно рушилась на пол бесплотной тенью — эта хладнокровно просчитанная пластическая истерика доводила публику до истерики настоящей.

Пину Бауш покоренный ею мир считал главным пластическим интерпретатором Фрейда — на пластических "оговорках" строилась изощренная полифония ее работ. Главной феминисткой — тему эксплуатации женского тела и порабощения женской души Пина Бауш разрабатывала с неослабевающей яркостью и яростью. Родоначальницей современного танцтеатра — синтетического жанра, в котором собственно хореография была лишь частью сложнейшего сценического паззла.

Последние двадцать с лишним лет она создавала "дневник городов, пропущенных через сердце" — хореографическую летопись гастролей, забавную, легкую, немудрящую. В ее интернациональной труппе имелись персонажи из любых городов и стран — индусы и бразильцы, китаянки и португальцы. Мир без особого сожаления расстался с экспрессивной неистовой Пиной и принял новую — слегка язвительную, но все понимающую, все принимающую и — о ужас! — даже слегка гламурную. Великолепие увядающей красоты спектаклям Пины Бауш придавал Петер Пабст, ее постоянный сценограф и соратник, способный на любые экстравагантности, готовый ради нее насыпать на сцене холм из 80 тысяч цветочных лепестков или построить снежную гору.

Влияние этой женщины вышло далеко за пределы балетного мира. Главную японскую премию Киото ей присудили в категории "Философия и искусство"; она стала первым хореографом, отмеченным престижнейшей премией "Европа —театру"; Германия наградила ее своей высшей наградой — крестом "За заслуги". Эту хрупкую женщину с тихим голосом и скупыми жестами Федерико Феллини сделал загадочной слепой принцессой в своей картине "И корабль плывет...". Педро Альмодовар снимал ее как отдельное произведение искусства — вставив эпизод с танцующей Бауш в фильм "Поговори с ней". Вим Вендерс собирался сделать о ней полнометражный фильм. А Москва ждала ее через 15 дней — в рамках Чеховского фестиваля вуппертальский Театр танца Пины Бауш должен был представить один из самых громких ее спектаклей "Семь смертных грехов", который после премьеры в 1976 году критики назвали "самым разрушительным зрелищем из всех, какие когда-либо можно было увидеть на немецкой сцене". Нам предстоит увидеть его и понять, что со смертью Пины Бауш разорвалось последнее звено в цепи великой традиции немецкого экспрессионизма 30-х годов, чудом пережившего все катаклизмы ХХ века.


Последний раз редактировалось: Елена С. (Ср Июл 01, 2009 9:36 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 9:33 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070102
Тема| Балет, МТ, Премьера, "Шурале", Персоналии, Ирина Голуб, Антон Пимонов, Михаил Лобухин
Авторы| Анна ГОРДЕЕВА
Заголовок| Жил на свете хореограф //
В Мариинке вновь появился балет «Шурале»

Где опубликовано| Газета «Время новостей» )
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.vremya.ru/2009/114/10/232297.html
Аннотация|



Балет о похотливом татарском лешем, похищающем крылья у девушки-птицы, был сочинен Фаридом Яруллиным перед войной -- тогда во всех национальных республиках, прежде не знакомых с классическим танцем, по распоряжению партии и правительства учредили оперно-балетные театры и растили национальные кадры. Юный студент Консерватории, чувствуя свою ответственность за родной край (первый национальный балет!) выстроил партитуру, держа за образец Чайковского, и лишь слегка использовал местные интонации. Музыка получилась невеликая, но вполне пригодная для танцев, и ее взял в работу местный театр. В декабре 1941-го должна была состояться неделя татарского искусства в Москве -- к ней и собирались подготовить премьеру. А выпускать спектакль должен был Леонид Якобсон -- в русле все той же политики «старшего брата», направляющего «младших» по верному пути, хореографа прислали из Ленинграда. Понятно, что премьеры тогда не было, и вернуться к этой сказке Якобсону удалось лишь в 1950 году в Мариинке (Яруллин спектакля не увидел -- он погиб на фронте в 1943-м).

В театре, что тогда назывался Кировским, «Шурале» репетировали без восторга -- хореография казалась приземленной, «неполетной». Танцующий народ упражнялся в остроумии -- «Мелькают ноги, руки, лица: идет балет на ягодицах»; «Он труппу, лучшую в Европе, заставил танцевать на ж...». (Хотя именно эту часть тела поминали зря -- никто на ней у Якобсона не танцует, даже не ползает никто. Просто раз в балете нет фуэте -- значит, вечер у артиста потрачен впустую.) Когда же сыграли и спектакль имел успех -- как водится, отношение изменилось, и даже те артисты, что прежде в «Шурале» не рвались, стали готовить вводы. Балет остался в репертуаре более чем на двадцать лет -- его любила труппа, в нем сияли звезды (и балетоманы делились на «партии» Аллы Шелест и Натальи Дудинской), и, как опять-таки водилось в советское время, спектакль, «опробованный» в Ленинграде, перенесли в Москву, где девушкой-птицей стала Майя Плисецкая. Потом он тихо испарился из афиши, и осталась лишь легенда о нем как часть легенды о Якобсоне.

Жизнь этого хореографа заслуживает биографа уровня Дмитрия Быкова -- чтоб вцепился в историю со всей страстью, удивлялся сволочизму судьбы и отдельных людей, чтоб выдирал человека из времени и давал яркую «картинку». Родившийся в 1904 году Якобсон чудовищно опоздал -- ему бы работать в дягилевской антрепризе, не в советском государственном театре. Его вполне явно интересовали эротические мотивы в хореографии -- женские танцы в его постановках полны острых намеков и вольных движений (бедолаге приходилось сюжетно оправдывать свою страсть, такие танцы выдавались им то как упражнения восточных рабынь в «Спартаке», то как танцы окружающей Шурале нечисти). Интересовала его и полярная, казалось бы, тема скульптурности, замирания танца -- так его «Спартак» был похож на путешествие по античным залам музея, где можно долго рассматривать позу, в которой замер персонаж. И еще ему были любопытны древние, фольклорные пляски -- в общем, все то, что интересовало хореографов «Русских сезонов» и что поддерживал Дягилев. Но не судьба, жизнь пришлось прожить в СССР.

А в СССР за эротику (даже весьма скромную по нынешним меркам) «прорабатывали» и гнали, скульптурность казалась вызовом динамике социалистического строительства, и ко всему еще добавлялся «пятый пункт», сверкающий в анкете почище нашитой на пиджак шестиконечной звезды. Якобсону просто не давали постановок (было время, чтобы прокормиться, он работал «хореографическим негром» -- анонимно сочинял национальные танцы для молдавского ансамбля). Даже концерты из сочиненных им маленьких пьес (а у него был талант к кратким и ярким монологам, к текучим скульптурным дуэтам) приходилось выпрашивать долго и унизительно. Его «Вестрис», сочиненный на Барышникова, останется в веках; его вариант «Лебедя» не фокинская тихая элегия, но отчаянный графический протест, пластическая истерика; его «Свадебный кортеж» апеллирует к Шагалу, полон той же мудрости и печали. Но разве это волновало отдел кадров? Перебиваясь и пробиваясь, Якобсон в конце концов вымучил из Минкульта решение о вручении ему маленького театра в Питере -- труппы «Хореографические миниатюры»; но тут силы закончились, и он умер.

Это случилось в 1975-м, и на этом биография не заканчивается. Ну потому что жизнь хореографа -- это ж не только то, что происходит с ним лично, но и спектакли, и существование его имени в мире, не правда ли?

Потом была тишина, тишина, тишина... А затем советское время закончилось, и в Мариинку пришла новая команда.

Та команда, что сейчас называют «командой Вазиева--Гершензона» и что уже год в Мариинке не работает. Махарбек Вазиев, руководивший мариинским балетом, теперь возглавляет балет Ла Скала, его помощник по репертуару Павел Гершензон от актуальных балетных дел отошел (говорят, пишет книжку) -- в начале девяностых они решили встряхнуть театр и предложили ему новую политику. Был объявлен новый курс, прежде всего связанный с появлением в театре спектаклей Баланчина; Георгий Баланчивадзе, реформировавший балетный язык так, как Пушкин -- русский литературный, заставил задержавшийся в прошлом театр перебраться в новый век. Естественно, что затем последовали спектакли и гениальные, и проходные -- тут важно было привыкнуть к новой манере изъясняться. Но что бы ни случалось в театре -- очередной Баланчин или внеочередной Форсайт -- вослед реформаторам всегда укоризненно произносили имя Якобсона.

Это вообще-то было бы смешно, если бы не было так грустно -- бедный Леонид Якобсон стал знаменем «русской партии» в театре. «Партия» (состоящая в основном из педагогов преклонных лет) утверждала, что никакие эмигранты-предатели (а Баланчин, как известно, вовремя уехал именно из Мариинки) нам не нужны, у нас есть свой гений. Не надо «Симфонии до-мажор» -- восстановим «Шурале», не надо экспериментов молодых хореографов -- поставим заново «Спартака», и выбросим поскорее этого ужасного бездуховного Форсайта -- пусть у нас веет «Клопом», мы не сможем надышаться. Команда реформаторов от этих предложений отбивалась, и тогда их не всегда можно было понять -- ну действительно ведь наше достояние, неплохой, по отзывам современников, хореограф, что ж хоть одну вещь-то не восстановить, пока живы танцевавшие ее когда-то артисты? Нынешний руководитель труппы Юрий Фатеев отбиваться не стал и дал возможность взглянуть на то, что так долго ставили в пример баланчинистам.

Очень тщательно сделанные декорации (Александр Птушко, Лев Мильчин, Иван Иванов-Вано -- знакомые фамилии, не правда ли?). Никаких там голых стен, упаси боже, никакой условности -- если лес так лес, поляна так поляна, каждый листик у деревца отдельно вырезан. Выстроенные избы, в последней картине на горизонте сияет озеро, спускается солнце. В чаще темень и глухие ели, в дупло натурально можно спрятаться, и мощь веток такова, что на одной из них с комфортом дрыхнет леший. Наив сценических эффектов (лесной пожар вьется кусками алой ткани на ветру, зато уж дымом затянута вся сцена), и броское разнообразие костюмов (правда, повезло только «хорошим» героям, нечисть одета в какое-то подобие балахонов химзащиты). Что же касается хореографии...

Что же такое творилось в театре в этом самом 1950 году, что ж за тоска и застой в нем были, что «Шурале» был принят с таким восторгом? Ну хорошо, переложение лебединого сюжета (не Одетта -- а Сюимбике, не Зигфрид -- Али-батыр, не Ротбарт -- Шурале? Во многих национальных республиках балет Петипа--Иванова перекладывали на свой фольклор (и до сих пор, уже в независимых государствах, продолжают это делать). Но эта утомительная лексика главной героини, что начинает однообразно махать руками каждые три минуты -- ну запомнили мы, что вы птица, спасибо, давайте дальше! Эти перестроения ее коллег -- все в воспоминаниях о белом акте «Лебединого»! Понятно, что «младшим братьям» надо было транслировать систему ценностей, принятую в центре, и «Лебединое», как программу партии, можно было прочитывать с акцентом, но ни в коем случае не ревизовать кардинально. Но как человек старается это требование выполнить -- уфф, какая же тоска. И ладно, когда это планировалось для Казани, еще не тронутой балетом, но в Ленинграде-то?

Танцы нечисти повеселее (тут надо особо отметить солистов Евгению Емельянову и Василия Щербакова, что ухитряются быть даже грозными в совершенно детском спектакле), но кончаются слишком быстро. Зато целый акт составлен из «национальных» танцев. В первом акте Шурале (Антон Пимонов) крадет у приземлившейся Сюимбике (Ирина Голуб) крылья и пытается утащить девушку к себе в дупло, от чего ее спасает Али-батыр (Михаил Лобухин). Во втором этот самый Али-батыр приводит ее к себе в деревню и собирается на ней жениться, и по этому поводу деревня пляшет. Пляшет так долго и так старательно, что за это время можно три раза заснуть и два раза проснуться.

Поверьте, я не имею ничего против национальных танцев. Но, во-первых, если я заскучаю по этому виду искусства, я пойду взглянуть на ансамбль имени Моисеева, там всяко делают это лучше. А во-вторых, национальные танцы в классическом театре приобретают утомительную осторожность и странную для деревень галантность, особенно в Мариинке. Та любовь и интерес к древним вакхическим забавам, что был свойствен Якобсону, выплеснулся у него в танцах нечисти, а крестьянам достались лишь изящные перестроения да долгая пантомима, когда Али-батыр ритуально ищет свою невесту среди толпы.

А еще Якобсон, кажется, в этом спектакле очень хотел быть понятным простому народу -- хорошо узнаваемый результат психотравмы российского интеллигента. И на длиннющую сцену выхода подвыпивших гостей с помолвки смотреть так неловко, словно тебе предлагают взглянуть на чужую историю болезни. Вот вышла четверка кумушек, ноги заплетаются, одна падает, другие шатаются -- ну, вам смешно, вам весело? -- спрашивает хореограф. Потом сват и сваха -- та же самая пьяная неразбериха движений. Ну теперь-то вы смеетесь? Мужик с бочкой. Еще три алкогольных страдальца. В зале хохочут только туристы-немцы, видно, что-то родное привиделось.

В третьем акте, когда Шурале удается-таки выманить девушку-птицу из деревни и на нее снова наседает нечисть, вновь понятно, что поражало современников в спектакле Якобсона: они не знали о поисках балетмейстеров дягилевской антрепризы, но чувствовали связь, то же направление поисков. Гнутая пластика, хищная свобода, вот еще чуть-чуть, и перекроет черную дыру времени, и дотянется до другого берега, до бежаровского «Болеро». Но «могло бы быть» не слово для истории, даже для истории балета. Нынешнее капительное возобновление «Шурале» продемонстрировало, как талантливый человек вписывал себя в образцовое сталинское искусство. Зрелище поучительное и печальное. Ну что ж, в театре, что носит сейчас имя Якобсона, несколько лет назад восстановили программу его миниатюр и «Свадебный кортеж», регулярно маленькие пьески танцуют и на выпускных концертах вагановского училища. Так что убедиться в том, что этот хореограф на свете все-таки был, все-таки можно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 9:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070103
Тема| Балет, Персоналии, Пина Бауш
Авторы| Светлана Наборщикова
Заголовок| Рецепты доктора Бауш
Где опубликовано| Газета «Известия»
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3130170/
Аннотация|


Для многих людей в мире Пина Бауш с ее загадочной улыбкой стала мудрым доктором, безошибочно знающим, от чего и как лечить (фото: Игорь Захаркин/"Известия")

В немецком Вуппертале, не дожив меньше месяца до 69 лет, умерла Пина Бауш - женщина, умевшая внятно и просто рассказывать сложные жизненные истории.

До ее появления в 1973 году тихий Вупперталь был знаменит двумя вещами - здесь родился Фридрих Энгельс и был изобретен аспирин. Пина - ученица выдающегося хореографа Курта Йосса - сделала этот городок центром немецкого танца, а точнее - собственного искусства, которому трудно подобрать жанровое определение. Это не балет, потому что там говорят. Не драма, потому что танцуют. Не опера, хотя и поют. В общем, спектакли Бауш в исполнении многонациональной труппы Театра танца Вупперталя стали самой жизнью, где возможно все. И в первую очередь простое человеческое счастье.

В "Кафе Мюллер" на сцену выходят дамы и мужчины пенсионного возраста, набранные по объявлению в газете, и становится ясно: в 60 жизнь только начинается. В "Мойщике окон" артисты взбираются на огромную гору красных лепестков, и мы верим: стоит найти в себе силы жить, и путь наш будет усыпан розами. В "Мазурке Фого" танцовщики строят общий дом, и опять-таки читается ясное послание: будь терпеливее к ближнему, тогда и придет к тебе благодать. Для многих людей в мире спектакли Бауш стали терапией, а сама Пина с ее загадочной улыбкой - мудрым доктором, безошибочно знающим, от чего и как лечить.

Себя она не уберегла. О роковом онкологическом диагнозе узнала за пять дней до смерти. Но еще в минувшее воскресенье была в театре, готовила труппу к предстоящим московским гастролям. На 13 июля была назначена ее пресс-конференция в российской столице. На 15, 16, 17, 18 июля - представления "Семи смертных грехов" Брехта-Вайля на сцене Театра им. Моссовета. С самой Бауш в этом мире нам уже не встретиться. Но сеансы терапии от ее замечательных артистов состоятся. Приходите и исцеляйтесь.


Последний раз редактировалось: Елена С. (Ср Июл 01, 2009 10:55 am), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 10:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070104
Тема| Балет, Красноярский театр оперы и балета, Премьера, "Анюта", Персоналии, Владимир Васильев, Анна Оль, Денис Зыков, Валерий Гукленков, Игорь Климин
Авторы| Елена Коновалова
Заголовок| В память о первой Анюте
Где опубликовано| Газета "Вечерний Красноярск"
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.newslab.ru/review/285718
Аннотация|



Накануне закрытия сезона Красноярский театр оперы и балета выпустил премьеру балета «Анюта» на музыку Валерия Гаврилина в постановке народного артиста СССР Владимира Васильева. Трудно припомнить более сильное эмоциональное потрясение в уходящем творческом сезоне в крае.

Конечно же, прежде всего потому, что эта премьера — посвящение первой исполнительнице партии Анюты, выдающейся балерине Екатерине Максимовой. Еще осенью ее ждали в Красноярске в составе жюри конкурса им. Галины Улановой. Увы, тогда она не смогла приехать по состоянию здоровья. А в конце апреля Екатерина Сергеевна безвременно скончалась… Ее муж Владимир Васильев именно для нее почти четверть века назад поставил «Анюту» по мотивам чеховской «Анны на шее». В память о ней он согласился еще раз выйти на сцену в партии Петра Леонтьевича. Постановка в Красноярске — первая после кончины Максимовой…

В этом балете настолько много личного, что без волнения смотреть на Васильева было просто невозможно. А как описать эмоции от увиденного?.. Первая сцена спектакля, где священник произносит заупокойную молитву над супругой Петра Леонтьевича, а сам он, потерянный, стоит подле ее гроба. Опустевший дом, куда он возвращается вместе с осиротевшими детьми. Не удержавшись, прикладывается к рюмочке — но разве зальешь эту тоску?.. А дочь Анюта так сильно напоминает свою мать! Каких душевных сил стоил Владимиру Васильеву выход на сцену в этом спектакле, немыслимо и представить. Премьера в Красноярске — событие исключительное: и для самого постановщика, и для артистов, и для зрителей. Такое не забывается.

Атмосфера ностальгии по чему-то безвозвратно утраченному есть и в самой музыке Гаврилина — нежной, пронзительной, с легким оттенком грусти, — подлинно чеховская атмосфера. И красноярским артистам удалось ее передать. Танцевать на премьере партию Анюты Васильев доверил молодой приме театра Анне Оль — по собственному признанию, почувствовал в ней что-то щемящее душу, внутренний мир чеховской героини, пронизанный и болью, и нежностью, и слабостью. И даже внешне Оль чем-то напоминает свою великую предшественницу.



Хотя на премьере было заметно, что если бедная, униженная Анюта, вынужденная выйти замуж за богатого, но нелюбимого (чтобы поддержать семью), дается балерине с естественной легкостью, то преобразившаяся Анюта из второго акта, которая кружит головы всем мужчинам вокруг, не столь близка органике Анны Оль. Собственно, и сам Владимир Васильев еще изначально во многом поэтизировал эту историю — его Анюта не настолько эгоистична, как у Чехова. В финале у Васильева она словно приходит в себя, вспоминает о семье. Впрочем, в ином образе Екатерину Максимову и представить невозможно — равнодушное легкомыслие как-то не вяжется с хрупким и нежным образом этой балерины.

Анюта осталась центральным персонажем и в красноярской постановке. Но, к счастью, были в этом спектакле и другие удачи. После партии Модеста Алексеевича публика открыла для себя Валерия Гукленкова. Артист создал образ человека самодовольного, но не вызывающего явного отвращения. В чем-то ему даже и сочувствуешь — и зачем только женился на молодой красавице? А блестящая техника характерного танца Гукленкова вызвала настоящий восторг.

Демид Зыков танцевал Артынова — лощеного красавца, уверенного в собственной неотразимости и в силе своего богатства. Но Его Сиятельство в исполнении заслуженного артиста России Игоря Климина оказался настолько харизматичным, что за внимание Анюты здесь соперничают не только власть и богатство — два сильных мужчины. И неизвестно еще, кто одержит верх…

Сыновей-гимназистов Петра Леонтьевича на премьере исполнили юные артисты Всеволод Табачук и Даниил Костылев. Неизвестно, как дальше сложится их судьба, продолжат ли они заниматься балетом. Но воспоминание, что когда-то в детстве они танцевали на одной сцене с самим Васильевым, без сомнения, останется в их жизни навсегда.

После выхода артистов на поклон в зале приглушили свет, и на двух мониторах по бокам сцены под незабываемую тарантеллу из «Анюты» ожили знакомые кадры. Анюта, Фригия, Джульетта — узнаваемые образы в исполнении великой балерины… Кто-то в зале, не сдержавшись, воскликнул: «Браво, Катя!» Зрители почтили память Екатерины Максимовой долгими овациями.

P. S. Как сказал министр культуры края Геннадий Рукша, премьера «Анюты» в очередной раз показала — практика приглашения выдающихся артистов для участия в красноярских постановках оправдывает себя на все сто, это настоящая школа и для местных трупп, и для публики. И, видимо, приезд Владимира Васильева — не последний в этой славной череде.
______________________________________________________
Фотогалерею см. на сайте http://www.newslab.ru/review/285718
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 12:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070105
Тема| Балет, Санкт-Петербург, "Лебединое озеро", Персоналии,
Авторы| Кирилл Веселаго
Заголовок| Лебединый чёс над Невой
Где опубликовано| «Фонтанка.ру»
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.fontanka.ru/2009/07/01/039/
Аннотация|

Есть только одна незыблемая и надёжная примета наступления туристского сезона – это озёра. Лебединые, разумеется. С неумолимостью и настойчивостью продавцов чашек с питерскими видами и будёновок, возникающих во всех местах скопления туристов, петербургские балетные силы начинают взывать рекламными постерами и баннерами к потенциальному балетоману, порой даже развязывая незримую для непосвящённого «озёрную» борьбу за зрителя.

На берегах Невы несчастных лебедей гоняют четыре «труппы быстрого развёртывания»: театр балета К. Тачкина, «Русский балет» А. Брускина, СПб государственный академический театр балета им. Л. Якобсона под руководством Ю. Петухова и балетная труппа театра оперы и балета Консерватории. За исключением последнего, все эти коллективы не имеют собственных зданий для выступлений, и спектакли идут на арендованных специально на туристический сезон площадках: БДТ им. Товстоногова (балет К. Тачкина), Александринке (театр балета им. Л. Якобсона), Театре Музыкальной комедии и Эрмитажном театре (труппа «Русский балет» А. Брускина) – но зато идут через день (а то и подряд). Любопытно, что признанные цитадели академического балетного искусства – Мариинский и Михайловский театры – вообще дали по два и одному «Лебединых» в мае и столько же в июне соответственно. Это и немудрено: во-первых, эти театры ещё и оперу давать должны, а во-вторых, репертуар балета там одним названием не исчерпывается. Тем не менее, Мариинский театр объявил своеобразную «афишную войну» Михайловскому, в изобилии украсив всю Площадь искусств своими афишами «Лебединого озера». Михайловский, в свою очередь, ответил с воистину имперским размахом: тамошнее «Лебединое» рекламирует гигантский, величиной с футбольное поле баннер, укрывший почти все леса на фасаде здания бывшего Фрунзенского универмага.

Казалось бы, ничего ужасного в этой «лебединой лихорадке» нет: заезжих туристов много, в Мариинку всё равно все не поместятся; во всех случаях в основе лежит хореография Л. Иванова и М. Петипа либо в редакции Константина Сергеева 1950 года, либо (театр балета им. Л. Якобсона) в редакции Ю. Петухова. Пускай турист приобщается к высокому искусству, а артисты зарабатывают: ведь в составе этих мелких трупп много бывших и настоящих артистов балета Мариинки, молодых солистов – которым, по разным причинам, не удалось сделать себе карьеру в другом театре; а билеты на «лебединый чёс» стоят от 400 до 1900 рублей. Вдобавок, на многие спектакли билеты изначально купить просто невозможно: они заранее, как говорится, в «пакете» с путёвкой реализуются через турфирмы иностранным туристам, которых организованно привозят и увозят в театр на автобусах (попробуйте где-нибудь около 22 часов проехать по Театральной или Площади искусств – автобусов там больше, чем голубей).

Однако здесь не всё так просто: мы попросили прокомментировать ситуацию балетмейстера и педагога Академии балета, заслуженного артиста РФ Бориса Бланкова.
– Это всё, скажем так, прибыльно, но грустно. Дело в том, что все так называемые «бережные восстановления» классической хореографии часто сделаны не очень талантливо, а собственно хореографическая и постановочная канва спектакля зачастую становится жертвой чьего-то не очень хорошего вкуса или недостаточной эрудиции. Большинство артистов в подобных труппах, к сожалению, имеет достаточно средний уровень, и даже одна или несколько «звёздочек» здесь не спасут положения, поскольку в балете должно быть штатное расписание. То есть не должно быть того, что происходит сплошь и рядом: один репетировал, другой – не имел возможности, третий репетировал, но в другой постановке. Вот и выходят: мизансцены развалены, а вместо тридцати двух лебедей на сцене всего шестнадцать, а то и двенадцать…

Ансамбли и солисты, что называется, «не станцованы», люди вместе не репетировали. А если спектакли идут под фонограмму, или даже с оркестром – но с плохоньким, наспех собранным из музыкантов других коллективов, практически несыгранным? Это уже не «приобщение к искусству», а настоящая дискредитация русского балетного искусства.

Действительно, во многих «туристических» спектаклях «Лебединого озера» облегчены, и порой до неузнаваемости, те или иные вариации, давно ставшие классикой; сокращается и музыкальная ткань балета. Спектакли «Русского балета» А. Брускина идут в сопровождении Губернаторского Симфонического оркестра – бывшего Эстрадно-симфонического оркестра питерского радио, который как был куда более эстрадным, нежели симфоническим, так и остался. Вообще, в Петербурге несколько оркестров, академических и не очень, федерального, регионального, муниципального и прочих подчинений, наименования которых порой трудно запомнить даже специалисту. Несколько лет назад в недрах некоего «Фонда развития музыки и танца» возник и ещё один симфонический коллектив под броским названием «Конгресс-оркестр»: несмотря на то, что ассоциируется любой конгресс с многочисленностью участников и «планов громадьём», упомянутый коллектив скромен по составу, да и задача у него весьма скромная: аккомпанировать балетным труппам. Когда театр балета Якобсона не пользуется фонограммой, его выступления идут в сопровождении «Конгресс-оркестра».
В общем, ситуация не очень утешительная: получается, что львиная доля петербургских «Лебединых озёр», как говорится, «для купания» не пригодны. Краток и афористичен был художественный руководитель балета Михайловского театра Фарух Рузиматов, на вопрос корреспондента «Фонтанки» ответивший загадочно: «Если в озере нет настоящих лебедей, оно быстро превращается в болото».
Жизнь балета «Лебединое озеро» в XX веке – это история многочисленных постановок и переделок, прочтений и интерпретаций – в которых, как правило, неизменными сохранялись второй «лебединый» акт Льва Иванова и па-де-де Одиллии и Зигфрида в третьем, поставленное Мариусом Петипа. В 1893 году Петипа предложил петербургскому хореографу Льву Иванову совместно поставить балет: так родилась та редакция спектакля, которая стала классикой, практически синонимом русского балета.

А любителям новизны, великолепия красочных декораций и роскошных костюмов, прохлады посреди знойного лета и безудержной динамики можно смело порекомендовать ещё одно «Лебединое озеро», поставленное в Санкт-Петербургском театре балета на льду – единственном в мире на сегодня коллективе, представляющим классические балеты на ледовой площадке, которым руководит бывший солист Мариинского театра К. Рассадин. Это не «воссоздание классики», но настоящее шоу без претензий на аутентичность, в котором аксели, тулупы, сальховы и другие прыжки исполняются в пачках и чередуются с арабесками и другими фигурами классического балета.

Так или иначе, «Лебединое озеро» – это история о заколдованной принцессе Одетте, превращенной злым волшебником в лебедя. И здесь важно помнить, что клятва в верности Одиллии, как две капли воды похожей на Одетту, может навсегда разлучить принца с настоящей любовью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 2:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070106
Тема| Балет, Опера, Михайловский театр, Планы на будущий сезон, Персоналии,
Авторы| Кирилл Веселаго
Заголовок| Михайловский - перезагрузка
Где опубликовано| «Фонтанка.ру»
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.fontanka.ru/2009/07/01/074/
Аннотация|

Михайловский приоткрыл кулисы будущего сезона, продемонстрировав и открытость прессе, и готовность работать над репертуарной политикой. Несмотря на сложности, сопровождавшие труппу в прошлом - у театра, наконец, появился и новый балейтместер, и новый главный дирижер. Корреспондент «Фонтанки» попытался взглянуть по-новому на происходящее и проникнуться идеями 177 сезона.

Это был не гала-концерт, а полноценная презентация проектов театра на грядущий сезон. И не в смысле фуршета и тусовок, а в воплощённом представлении на сцене музыкальных, пластических и вокальных отрывков. Кроме прессы на показ пригласили импресарио, музыкантов и директоров различных музыкальных театров Европы.

Начали с «Лебединого озера» – спектакля, премьерой которого Михайловский откроет 15 сентября сезон. Любопытно, что в основу версии грядущей премьеры лёг уже почти забытый вариант балета; эта версия часто называется балетоманами «старым московским «Лебединым» – хореография Мариуса Петипа и Льва Иванова была переработана Александром Горским, а затем – Асафом Мессерером, а на сцене Михайловского старую редакцию «Лебединого озера» поставил новый главный балетмейстер театра Михаил Мессерер. С начала 1980-х он является постоянным приглашенным педагогом лондонского Королевского балета Ковент Гарден, преподает в Американском балетном театре (АБТ), Парижской национальной опере, миланском театре Ла Скала, Английском национальном балете, Бирмингемском королевском балете и других труппах. Михаил Мессерер неоднократно готовил постановки для зарубежных балетных трупп; он работает преимущественно с классическим репертуаром – потому надо надеяться, что будут бережно восстановлены и первоначальные замыслы Мариуса Петипа в первой картине балета.

Несмотря на то, что фрагменты балета были даны «на чёрном кабинете», или говоря проще, – на пустой, задрапированной чёрным сцене (декорации ещё не готовы), а может быть – и благодаря этому обстоятельству, легко было заметить, насколько «подтянулся» и вырос кордебалет труппы. Екатерина Борченко (Одетта) и Марат Шемиунов (Зигфрид) показались, при всей «правильности» танца, то ли несколько холодными, то ли просто «неразогретыми». Впрочем, до «настоящей» премьеры у них ещё достаточно времени.

Вторую часть презентации посвятили опере – фрагментам из произведений, намеченных к постановке в будущем сезоне. Новый главный дирижёр театра Петер Феранец открыл отделение увертюрой к опере Галеви «Жидовка». Эта не самая популярная опера ставилась в России до революции, но тогда (видимо, в преддверии программы «Толерантность» комитета по внешним связям Санкт-Петербурга) она носила целомудренно-стыдливое название «Дочь кардинала». Выступление хора Михайловского (исполнившего хоры из «Русалки» Дворжака и «Va, pensiero» из «Набукко» Верди) показало, что главная проблема этого коллектива – «снятое» с дыхания пение во всех фрагментах от mezzo-forte и тише – ещё не преодолена.

Приятно порадовали молодые солисты, за один сезон значительно выросшие в творческом плане: колоратура Наталья Миронова, сопрано Татьяна Рягузова; даже Мария Литке в партии Амелии («Бал-маскарад» Верди) избавилась от свойственной ей в партиях русского репертуара пониженной интонации и зазвучала на порядок лучше. Превосходным дыханием, осмысленностью фразировки, достойными сценическими манерами и драматическим проживанием образа своих героев особо порадовали тенор Дмитрий Головнин и баритон Роман Бурденко. Кстати, Роман работал над собой не только в творческом плане – в последнее время он значительно сбросил вес: на вокале это никак не сказалось, зато заметно добавило убедительности и обаяния его сценическим героям.

Не всё пока гладко, и не всему происходящему в Михайловском театре можно безмятежно аплодировать: организационные проблемы, крупные и мелкие неурядицы и конфликты разом не исчезают – впрочем, как и в любом технологически сложном процессе, ещё и тесно связанным с творчеством.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 12126

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 4:40 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070107
Тема| Танец, Персоналии, П. Бауш
Авторы| Юлия Штутина
Заголовок| Магистр танца
Умерла Пина Бауш
Где опубликовано| Лента.ру
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://lenta.ru/articles/2009/07/01/bausch/
Аннотация|



Кончина Пины Бауш, виртуозного хореографа и идеолога современного танца, оказалась полной неожиданностью для ее почитателей. Считанные дни назад стало известно, что она больна раком, и вот уже смерть унесла ее. Как всегда и бывает, остались невыполненными большие планы, в том числе какой-то сверхсовременный кинопроект с Вимом Вендерсом, съемки его должны были начаться в сентябре.
Пина (Филиппина) Бауш родилась в Золингене в 1940 году. Танцевать она начала рано и уже в 1955-м приступила к учебе на факультете балета в эссенской высшей школе искусств "Фолькванг". Ее учил танцу Курт Йосс, блестящий представитель немецкого экспрессионизма, близко познакомивший с ним Великобританию. Вторым ментором Бауш стал Энтони Тюдор, британский хореограф, осевший в Америке. С Тюдором она познакомилась уже в Нью-Йорке, куда приехала в 18 лет, чтобы продолжить учебу в консерватории Джуллиард. Новый наставник Пины привел ее в труппу Метрополитен-опера и ввел в круги хореографов, занимавшихся современным танцем. Наученная всему - и классике, и авангарду, Бауш в 1962-м вернулась в Европу, чтобы продолжить работу с Йоссом.
Через 11 лет она стала хозяйкой театра танца в Вуппертале, сделав этот промышленный город центром притяжения балетоманов. Уже в 1975-м, то есть спустя два года после учреждения труппы, она поразила видавших виды зрителей "Весной священной". Помимо неожиданного формального приема - вся сцена была засыпана землей, в которую в изнеможении валились танцоры - спектакль изумлял невиданной пластикой и энергией. В другой ее знаменитой постановке - "Кафе Мюллер" - она сама как сомнамбула натыкалась на столики и стулья возникающего в ее памяти заведения, которое держали ее родители.
Для постановок Пины Бауш иногда требовались странные вещи: потоки воды ("Нефес"), горы цветов ( "Гвоздики") или яблоки ("Палермо Палермо"). Но нужнее всего, конечно, были танцоры, от которых она просила не только идеальной чистоты и точности движений, но и драматического проявления эмоций. Она формулировала свое кредо хореографа парадоксально: "Меня интересует не то, как люди двигаются, а то, что движет ими". Каждое движение в ее спектакле не только должно было иметь законченный смысл, но и апеллировать к зрителю. Бауш очень хорошо знала, как держать аудиторию, и часто говорила, что обязательно ставит себя на место своих гостей: так она вышелушивала скуку формального танца. Ее спектакли заставляли изумляться не только подготовленную аудиторию (в Великобритании и США билеты на спектакли Pina Bausch Tanztheater Wuppertal выкупали за месяцы до приезда труппы), но и свежих зрителей.
Пина Бауш мастерски умела переворачивать представления о красоте. Еще в 1978-м она поставила спектакль "Kontakthof", в котором были заняты танцовщики от 58 до 77 лет. Работа получилась не только тактичная, но и впечатляющая: пожилые артисты не уступали молодым в эмоциональности и технике и даже превосходили их в отточенности. За три десятка лет, что "Kontakthof" идет на сцене, постановка не утратила свежести и силы. Как хореограф Бауш была очень открыта: ей интересны были постановки о Турции ("Нефес"), Индии ("Бамбуковый блюз"), Португалии ("Мазурка Фого"). Она не имитировала чужую технику, а вплавляла ее приемы в свою, завораживая зрителя этой амальгамой.
Собственная пластичность Бауш была настолько своеобразна, что соблазняла кинорежиссеров. Ее снял у себя Федерико Феллини в "И корабль плывет", ее ввел в фильм "Поговори с ней" Педро Альмодовар. Очень жалко, что ее совместный с Вендерсом проект останется только проектом.
Москвичам повезло: Пина Бауш приезжала в столицу несколько раз, показав "Весну священную", "Гвоздики", "Кафе Мюллер", "Мойщика окон" и "Мазурку Фого". Она умерла накануне визита на Чеховский фестиваль, куда собиралась привезти "Семь смертных грехов" Бертольта Брехта. Оргкомитет фестиваля на днях отменил пресс-конференцию с Бауш, объяснив, что она заболела. Как оказалось, Пина Бауш осталась в Вуппертале навсегда.


Последний раз редактировалось: Наталия (Ср Июл 01, 2009 4:55 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 12126

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 4:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070108
Тема| Танец, Персоналии, П. Бауш
Авторы| Алена Карась
Заголовок| Она знала, что нами движет
Умерла великий немецкий хореограф Пина Бауш
Где опубликовано| Российская газета
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.rg.ru/2009/07/01/a330345.html
Аннотация|



Она родилась в Золингене в 1940 году, танцу училась у легендарного Курта Йосса, который, в свою очередь, провел немало часов в Дартингтонхолле, изучая возможности импровизации у Михаила Чехова.

Потому можно сказать, что революция в области танца произошла не без влияния гениального русского актера. В 1969 году Пина Бауш возглавила труппу "Вупперталь Опера Балет", позже названную "Танц-театр Вупперталь Пины Бауш" и в один день стала основоположницей направления, которое с тех пор так и называют "танцевальный театр". Отказавшаяся от многих предложений сняться в кино, она запечатлена только в эпизодах у Феллини и Альмодовара. Ее первые постановки связаны со словом "скандал". Их темами были человеческие страхи, смерть, террор, потеря любви, нежность и насилие.

Немецкий критик Йохан Шмидт сказал о феномене ее успеха: "Так радикально не работает никто в мире. Вначале люди реагировали на ее творчество, как бы защищаясь от шока и защищаясь агрессией. Я помню, какие безобразные сцены разыгрывались в начале 1970-х в Вуппертальском театре: Бауш буквально оплевывали, хватали за волосы". Сама же Пина Бауш сформулировала самое важное для ее творчества: "Меня не столько интересует, как люди двигаются, сколько, что ими движет".

Когда в 1989 году Пина Бауш впервые приехала в Москву, она уже была признанной легендой. С ней связывали саму суть постмодернизма, она наряду с Робертом Уилсоном и Лори Андерсен стала театральной иконой нового стиля... С тех пор она не однажды была участником Чеховского фестиваля, а в середине июля в Москву приедет ее последний спектакль "Семь смертных грехов" по произведениям Брехта.

В сентябре 2009 года выдающийся немецкий кинорежиссер Вим Вендерс должен был приступить к съемкам 3D фильма "Пина", героиней которого должна была стать она. Но этого не случится. Внезапно обнаруженная раковая болезнь за пять дней унесла жизнь выдающегося художника второй половины ХХ века.


Последний раз редактировалось: Наталия (Ср Июл 01, 2009 4:55 pm), всего редактировалось 1 раз
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 12126

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 4:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070109
Тема| Танец, Персоналии, П. Бауш
Авторы| Раиса МУРАШКИНА
Заголовок| Умерла известная танцовщица Пина Бауш
В Москве она не успела представить свой спектакль «Семь смертных грехов»
Где опубликовано| Комсомольская правда
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.rg.ru/2009/07/01/a330345.html
Аннотация|

Пину Бауш ждали в Москве в середине июля. На VIII Международном театральном фестивале имени Чехова она должны была представить один из своих лучших спектаклей - "Семь смертных грехов". И не успела... Сегодня с пометкой «срочно», из Германии пришла не радостная новость.
Пина Бауш скончалась на 69-м году жизни у себя дома в Германии. Талантливый хореограф умерла спустя всего пять дней после того как ей был поставлен неутешительный диагноз - онкология. В прошедшее воскресенье она в последний раз появилась на сцене - вышла на поклон вместе со своими артистами в Оперном театре Вупперталя (этот театр, признанный достоянием Германии, Пина Бауш возглавляла около тридцати лет).
В жизни за пределами сцены ее звали Жозефина. Критики писали о ней с большой буквы: "Эта высокая и худая женщина всегда ходит в темном, волосы затягивает в узел, лицо ее выглядит резковатым и значительным, а взгляд - самоуглубленным, как у пифии, знающей много больше других." Широкому зрителю в России Пина Бауш была знакома по роли загадочной принцессы в фильме Федерико Феллини "И корабль плывет", а также по картине Педро Альмодовара «Поговори с ней», снятой в 2002 году.
В 1983 бельгийский кинорежиссёр Шанталь Акерман сняла о Пине Бауш документальный фильм. На тот момент она еще не получила Европейскую театральную премию (это случится в 1999-ом), Орден Почётного Легиона (он будет в 2003-ем) и Золотого льва на венецианской Биеннале (2007-ой год). Однако биография талантливой танцовщицы уже тогда тянула не на один, а на целую серию документальных фильмов.
С 1954-го по 1958-й Пина Бауш училась балету в Эссене, затем в Нью-Йорке. В 1962-м вернулась в Германию, стала солисткой Эссенского балетного театра, с 1969-го - его руководительницей. В 1973 году возглавила труппу современного танца в Вуппертале.
В России Пину Бауш и ее работы впервые увидели в 1989 году. Первым спектаклем, показанным в Москве, стали "Гвоздики". Второй раз она прибыла в Москву в 1993 году. Ее постановка "Весны священной" потрясла публику, воспитанную на классическом балете. Затем был спектакль "Кафе Мюллер», где Бауш танцевала сама.
Третий визит в Москву состоялся в 2004 году со спектаклем "Мойщика окон". Последний раз она побывала на Чеховском фестивале в 2007 году с "Мазуркой Фого".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 12126

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 4:57 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070110
Тема| Танец, Персоналии, П. Бауш
Авторы| Автор: Элла Володина Редактор: Дарья Брянцева
Заголовок| Умерла Пина Бауш - знаменитый немецкий хореограф
Где опубликовано| DW-WORLD.DE
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.dw-world.de/dw/article/0,,4444949,00.html?maca=rus-rss_rus_yandex_new_comments_2-4163-xml
Аннотация|



Она не просто преобразовала современный танец, но и создала новый жанр: танцевальный театр - систему, в которой слова, музыка и движение существуют на равных. Пина Бауш была больше, чем хореограф... Она была театр!


Известие о смерти Пины Бауш грянуло, как гром среди ясного неба. Директор Театра танца в Вуппертале неожиданно скончалась во вторник утром в возрасте 68 лет, сообщили 30 июня представители театра. На прошлой неделе Пине Бауш был поставлен диагноз – рак.

Авангардист на сцене

Сцена из спектакля "Kontakthof". 07.11.2008

Пину Бауш (Pina Bausch) трудно назвать хореографом в прямом смысле слова. Ее вещи работают на пересечении жанров. Движение, танец сменяются разговорным повествованием, а иногда главным выразительным средством становится сама сцена, материал декораций или их расположение в сценическом пространстве.

Так же сложно обстоит дело и с музыкой. Для Бауш столь же естественно обращаться к классическим формам и ставить, к примеру, "Весну Священную" Стравинского, как и использовать шлягеры, джазовую импровизацию, оперетту и даже комбинировать детские песни с музыкой парижского авангардиста-электронщика Пьера Анри. Но началось все, как это, впрочем, часто бывает у хореографов, с необыкновенно удачной танцевальной карьеры.

Начало



Первые увлечения: литература, музыка и танец. Уже ребенком она становится солисткой в детском балете города Вупперталя. А в 15 лет поступает в основанный Куртом Йоссом (Kurt Jooss) "Фолькванг-балет" в Эссене. Балет этот был частью знаменитой "Фольквангшуле" (Folkwangschule) – высшей школы, специализирующейся на музыке, живописи и театре.

В мрачноватой атмосфере шахтерского региона, где добрую треть населения составляли семьи иностранных рабочих, сама идея подобного учреждения казалась утопией. "Фольквангшуле" и была такой утопией, и атмосфера и идеи ее во многом повлияли на язык и выбор жанровых средств будущего хореографа.

От танца к постановке



По окончании "Фольквангшуле" Пина Бауш отправилась по стипендии немецкой службы академических обменов DAAD в США, где училась в Джульярдской школе, танцевала в компании Пола Санасардо и в New American Ballet. Казалось бы, карьера в Штатах начинала складываться самым удачным образом. Но тут бывший мэтр, Курт Йоос пригласил ее солисткой в только что основанный "Фолькванг-балет" в Эссене.

После нескольких успешных танцевальных сезонов появились первые инсценировки. В 1969 году Пина Бауш завоевала первую премию на международном конкурсе хореографов в Кёльне. В 1973 году после появления экспериментального балета "Nachnull" ее назначили главным хореографом в Вуппертале, место, которое она сохранила в течение всей своей карьеры.



Настоящий успех пришел в 1974 году, когда в Вуппертале вышла хореографическая версия знаменитой оперы Глюка "Ифигения в Тавриде". Критики писали о лучшем спектакле года, но родная вуппертальская публика не сразу привыкла к странной хореографии: дело доходило даже до анонимных звонков с угрозами. В семидесятые годы страсти успокоились, Бауш постепенно собрала свою уникальную труппу. И поставила несколько спектаклей, прославивших ее на весь мир: "Кафе Мюллер", "Семь смертных грехов" по Брехту и Вайлю.

Возникновение жанра



Постепенно ее работа стала такой же визитной карточкой нового немецкого искусства, как музыка Штокхаузена или картины Герхарда Рихтера. Газета Frankfurter Allgemeine назвала ее "самой важной статьей немецкого культурного экспорта". Но это не совсем верно. Пина Бауш не столько экспортировала, сколько вбирала в себя дух места, историю, культуру того места, где она работает, будь это Палермо, Гонконг, Мексика, Португалия или немецкий Вупперталь.



"Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет, " – в этих часто цитируемых словах Пины Бауш – не только ее философия, но и мировоззрение и манифест многих поколений танцовщиков и хореографов, совершивших революцию в танце. В начале июня на сцене Театра танца в Вуппертале состоялась премьера последнего спектакля в постановке Пины Бауш - "Новая пьеса 2009" – исследование вечной темы запутанных взаимоотношений мужчин и женщин.

С 15 по 18 июля вуппертальский Театр танца намеревался приехать в Москву: в программе Фестиваля имени Чехова в Театре им. Моссовета значится спектакль "Семь смертных грехов" в постановке Пины Бауш...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Ср Июл 01, 2009 5:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070111
Тема| Танец, Персоналии, П. Бауш
Авторы| Юрий Векслер (Берлин)
Заголовок| "Она сама была танцтеатром"
Где опубликовано| радио Свобода
Дата публикации| 20090701
Ссылка| http://www.svobodanews.ru/content/article/1767004.html
Аннотация|


Более 35 лет Пина Бауш возглавляла всемирно известный театр современного балета

В Германии на 69-м году жизни умерла выдающаяся немецкая танцовщица и хореограф, реформатор мирового танцевального театра Пина Бауш.

Бауш - воистину культовая фигура современного искусства. Более 35 лет она возглавляла в Вуппертале свой театр современного балета, известный благодаря гастролям во всем мире.

По мнению всемирно известного балетмейстера Джона Ноймайера, Бауш "своими работами по-настоящему потрясла весь танцевальный мир, ее спектакли были открытыми и искренними и этот вид искренности был, как противоядие против маньеризма традиционного балета". С именем Бауш связывают понятие танцтеатр. "Я полагаю, она сама и была танцтеатром, - говорит Джон Ноймайер. - Такого понятия, как танцтеатр, до нее не существовало. Я считаю, что это понятие и было придумано, чтобы как-то описать ее работу".

Руководитель Берлинского балета Владимир Малахов сказал о Пине Бауш: "Мир потерял одного из важнейших хореографов. Бауш обогатила мир танца своими новаторскими идеями". Всемирно известный кинорежиссер Вим Вендерс собирался в сентябре начать съемки фильма с Пиной Бауш и о ней самой. "Ее искусство обогатило наше время, и оно живо, как никакое другое, - говорит он. - Я безутешен, потому что мы с ней слишком поздно начали работать над совместным фильмом, который так долго обсуждали и планировали".

Интересно, что запечатлеть Бауш хотели до Вендерса многие кинорежиссеры, и только двоим, Феллини и Альмодовару, это удалось - она сыграла у них в картинах эпизодические роли.

Это была стройная, предпочитавшая в одежде черный цвет, тихо говорившая женщина. Ее последняя премьера состоялась в середине июня. В предыдущее воскресенье она еще выходила на сцену своего танцевального театра в Вуппертале, который возглавляла с 1973 года. Всего пять дней назад ей был поставлен диагноз рак. Бауш была удостоена многочисленных международных премий. Ее творческий путь был чрезвычайно труден. Первые балетмейстерские работы Бауш по причине ее радикальности, бескомпромиссности и непривычных форм вызывали скандалы, но постепенно ее видение мира, явленное в танцевальных опусах, завоевывало гораздо больше поклонников, чем противников, хотя противники были и оставались всегда.

Ее излюбленными темами для творчества были человеческие страхи, смерть, террор, потеря любви, нежность и насилие, так же детство. Но при этой жестокости и непримиримости показа жизни в спектаклях Бауш, в них всегда присутствовали не всегда и не всеми замечаемые юмор и ирония. Пина Бауш, ее театр, ее балеты находили восторженный прием во многих странах мира.
И все же у Бауш, как и у многих больших художников было немало разочарований. "Значительная часть публики воспринимала мои работы как провоцирующие, - говорила она. - Этого, собственно, никогда не было, и здесь налицо большое заблуждение. Публика часто просто не понимала, о чем, собственно, я хотела говорить. Я никогда не хотела провокаций".

В одном из интервью Бауш сформулировала нечто очень важное для ее творчества: "Меня не столько интересует, как люди двигаются, сколько - что ими движет".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 02, 2009 9:23 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070201
Тема| Балет, МТ, Премьера, "Шурале", Персоналии, Александр Сергеев, Михаил Лобухин
Авторы| Анна Галайда
Заголовок| Шурале попутал //
Мариинский театр вернул в репертуар Леонида Якобсона

Где опубликовано| "Российская газета" - Федеральный выпуск №4943 (119)
Дата публикации| 20090702
Ссылка| http://www.rg.ru/2009/07/02/mariinka.html
Аннотация|


Эта история про богатыря, которому строит козни злой дух Шурале. Фото: ИТАР-ТАСС

В то время как большинство балетных трупп уже отпустили своих артистов на каникулы, Мариинский театр об отпуске даже не думает. В середине августа ему предстоит напряженный сезон в Covent Garden.

До отъезда в Лондон спектакли Мариинки будут идти в Санкт-Петербурге. А на продолжающемся фестивале "Звезды белых ночей" труппа представила премьеру "Шурале" Леонида Якобсона. Имя этого хореографа не знать сегодня стыдно: теперь это наш главный - на пару с Касьяном Голейзовским - козырь, когда речь идет об отечественном вкладе в мировые достижения хореографии ХХ века.

Парадокс лишь в том, что о Якобсоне мы много слышали, но почти ничего из его постановок не видели. Созданная им маленькая труппа до сих пор жива и даже переквалифицировалась в театр, но люди знающие просят не судить о хореографе по идущим там спектаклям: тексты остались, дух ушел. Мариинка несколько лет назад восстановила одноактного "Клопа" по Маяковскому - спектакль кричал о гениальности и неустаревающей мощи Якобсона, но был выкорчеван из репертуара по требованию наследников.

На этот раз театр, в 1920-х взрастивший хореографа-новатора, а потом несколько раз отказывавшийся от него, подошел к реабилитации тщательно. Для восстановления был выбран "Шурале" - полновесный балет, обеспечивающий танцами сотню артистов. Статус события ему обеспечило участие Валерия Гергиева в качестве музыкального руководителя постановки (но за дирижерским пультом на премьере стоял Алексей Репников). Репетиции длились несколько месяцев. Главные партии предназначались цвету труппы: Евгении Образцовой, Денису Матвиенко, Михаилу Лобухину, Леониду Сарафанову.

Премьера в очередной раз продемонстрировала, какого впечатляющего результата умеет добиться Мариинский театр при ответственном подходе к работе. Татарская сказка сияла, как подготовленное к загранвылету "Лебединое озеро", благо старые мастера у любого народа умели обнаружить легенду, стилистически близкую нашему национальному бренду. Поэма Габдуллы Тукая о любви заколдованной девушки-птицы и богатыря, которым строит козни злой дух Шурале, требует не только точных линий классического кордебалета (он был почти безупречен), но и владения национальным танцем (Якобсон при постановке спектакля пользовался традиционными рецептами еще XIX века с их неизменными дивертисментами, сдобрив их национальным колоритом свадебных и праздничных обрядов), и в этом уязвимом для Мариинки компоненте труппа выглядела эффектно. Украшали действие многочисленные детские танцы в исполнении учеников Вагановской академии. Как обычно, отлично были подготовлены ведущие солисты, и даже несмотря на то, что до сцены добрались не все звезды, спектакли предъявили две выдающиеся работы: Александра Сергеева - Шурале и Михаила Лобухина в роли Али-Батыра.

Безусловно, увлекательно сравнить разницу траекторий в полете стай "Лебединого озера" и "Шурале", обнаружить в нем общие с шабашем "Вальпургиевой ночи" Лавровского па и восхититься мастерством молодого Григоровича (кстати, исполнявшего партию Шурале), позаимствовавшего опыт татарского праздника Якобсона для своей "Ярмарки" в "Каменном цветке". Вот только поверить в магию Якобсона, о которой говорят все, кто видел его спектакли и танцевал в них, на этом "Шурале" не получится.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 02, 2009 9:29 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070202
Тема| Танец, Персоналии, П. Бауш
Авторы| Наталия Звенигородская
Заголовок| Поговори с нами //
В Германии умерла Пина Бауш

Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20090702
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2009-07-02/8_pina.html
Аннотация|


Пина Бауш.
Фото Фреда Гринберга (НГ-фото)


Еще вчера ее называли живой легендой...

27 июля Пина Бауш отметила бы 69-й день рождения. Она родилась в Золингине – старинном промышленном центре Рура. И в детских годах дочери владельца пивной не было ровным счетом ничего легендарного. Зато потом…

Чего стоит простой перечень имен и названий. Учитель – создатель немецкого экспрессионистского танца Курт Йосс, альма-матер – его знаменитая Фольквангшуле в Эссене. Позже были Нью-Йорк, Джульярдская школа, Новый американский балет, Метрополитен-опера. Начала ставить будто бы только для того, чтобы придумывать себе главные роли. В 1973-м возглавила Театр танца Вупперталя, хотя вовсе не мечтала и об этом – боялась большого балета, несколько раз отказывалась. А взявшись, превратила труппу в уникальную, одну из первых в мире. Смотрите ее спектакли, они записаны. Смотрите знаменитые фильмы «И корабль плывет…» и «Поговори с ней». Федерико Феллини и Педро Альмадовара не случайно заняли Пину в своих притчах.

Еще так недавно, сетуя на мировое засилье танцтеатра, попирающего якобы права классического балета, руководитель одного из ведущих театров с просторов бывшего СССР мог без стеснения публично заявить, что во всем виновата Пина Бауш, которая «занимается самодеятельностью» и у которой «поехала крыша». Пина Бауш и в самом деле отвечает за многое, в том числе и за то, что ксенофобии (пусть хотя бы балетной) у нас становится все меньше. На ней, и прежде всего на ней, ответственность за то, что во второй половине ХХ века современный танец разрушил кастовые границы, как бунтующие студенты 60-х разрушили засахаренные границы «приличий». Будучи, безусловно, одной из тех, кто влияет на мироощущение современников, Пина Бауш отлично понимала: высокие материи не отменяют высокого профессионализма. Лучшие ее спектакли («Кафе Мюллер», «Весна священная», «Гвоздики») стали классикой потому, что ставил их не только талантливый художник и мыслитель, но и отменный ремесленник. Еще ее можно назвать художником – в широком смысле, в каком художником можно назвать и писателя, и актера, и в буквальном смысле: ее спектакли завораживали, приковывали взгляды, в памяти всегда оставалась картинка, недаром многие выдающиеся художники, в том числе и самые радикальные, Бауш считали своей, называли среди тех, кто оказал на них влияние.

Между тем кто только за долгие годы не становился под ее знамена и не вербовал ее под свои. Модернизм, экспрессионизм, натурализм, феминизм. Но к середине 80-х ей, похоже, надоело быть зеркалом всяческих революций. И великая Пина Бауш взялась за «легкий» жанр. На смену былой тревоге, так пугавшей и завораживавшей некогда в ее пластических откровениях, пришло мудрое осознание: все суета сует, но солнце светит всем. Свои танцевальные акварели последних лет она посвящала разным городам мира – Будапешту («Страна лугов»), Рио-де-Жанейро («Agua»), Гонконгу («Мойщик окон»), Лиссабону («Мазурка Фого»). Немного летящих тканей и манящих красок. Фадо, джаз, танго. Видео и световые эффекты. Экзотика и политкорректность. Однако в программу нынешнего Международного Чеховского фестиваля Пина Бауш включила не очередной гимн очередному городу, а один из великих и легендарных своих спектаклей – «Семь смертных грехов». Она сама собиралась представить его москвичам в середине июля. Спектакль приедет, она – уже нет.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 22287
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Чт Июл 02, 2009 9:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2009070203
Тема| Балет, фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева (Уфа), Персоналии,
Авторы| Дилара САЛИХОВА
Заголовок| Билеты разобрали за неделю до гала-концерта
Где опубликовано| Новости Уфы
Дата публикации| 20090702
Ссылка| http://proufu.ru/content/view/4205/
Аннотация|


В спектакле "Раймонда" на сцене блистали ведущие танцовщики башкирского театра оперы и балета

21 по 30 июня в Уфе проходил традиционный фестиваль балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, который завершился во вторник великолепным гала-концертом. В этот вечер зал не мог вместить всех желающих: уфимские балетоманы были согласны смотреть номера, стоя на галерке, а у дверей театра выстроилась очередь желающих приобрести «лишний билетик».
Впрочем, с аншлагом проходили все спектакли главного балетного события года. И это неудивительно: в программе фестиваля значились бессмертные постановки и громкие имена танцовщиков из Испании, Украины, Германии, столичных театров и ведущих артистов башкирской труппы.

– В этом году Нуреевский фестиваль в Уфе по многим показателям получился грандиозным. Это были 10 дней напряженного творчества и разнообразия афиши: и современная хореография на гала-концертах, и премьерный балет «Прометей», ну и, конечно, классика. Были представлены самые разные стили, эпохи, композиторы, хореографы – все это создало многоцветную палитру фестиваля. Хочется отметить и прекрасную работу постановочной части: коллектив театра постарался учесть все пожелания артистов к свету, звуку, видео и спецэффектам, – поделился впечатлениями о юбилейном празднике танца гость фестиваля, известный балетный критик Александр Максов.

По словам московского критика, в заключительный вечер артисты на сцене театра, где начинал свою творческую деятельность наш великий земляк, творили особенно вдохновенно. С этим, наверное, согласится каждый, кому все-таки удалось попасть на гала-концерт. Здесь были и классические па-де-де и гран-па из любимых спектаклей, и щемящий «Реквием» Моцарта в исполнении Михаила Евгенова и Валерии Побединской – в память Шамиля Терегулова, и сольные выступления испанских танцовщиков Лауры Ормигон и Оскара Торрадо. Впервые на сцене были показаны работы Рината Абушахманова «Скованные» и «Октет». И, конечно, эксперименты с современной хореографией, которыми уфимская публика отнюдь не избалована. Каждый номер программы зрители встречали и провожали благодарными аплодисментами.

После концерта прима-балерина нашего театра, заслуженная артистка России Гузель Сулейманова призналась, что дух этого фестиваля был очень творческим:

– Номера в этом году были представлены сложные, но интересные, а то, что за кулисами выступление оценивают не простые зрители, а профессионалы, одновременно добавляет и волнения, и какого-то куража, уверенности в себе. Очень приятно было встретиться с новыми артистами, которые никогда ранее не были у нас в гостях: солистами Большого театра России, артистами Национальной оперы Украины и т.д. Чтобы развиваться и совершенствоваться, артист должен видеть выступления других, должен вдохновляться и пробовать что-то новое. И каждый фестиваль для нас – это поистине глоток свежего воздуха, возможность подметить новые нюансы в привычных постановках, познакомиться с последними тенденциями в искусстве танца.

Теперь балетной труппе театра предстоят гастроли в Италии, а затем – короткий отдых и снова репетиции, чтобы с честью открыть следующий, 72-й театральный сезон.

Фото: www.bashopera.ru
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу 1, 2, 3 ... 9, 10, 11  След.
Страница 1 из 11

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика