Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2008-11
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 5, 6, 7 ... 11, 12, 13  След.
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 12:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111408
Тема| Балет, БТ, Премьеры, Персоналии, Юрий Бурлака, Алексей Ратманский
Авторы| Татьяна Кузнецова
Заголовок| Парад женщин
// На премьеру одноактных балетов в Большом театре приглашает Татьяна Кузнецова

Где опубликовано| Журнал «Weekend» № 44(90)
Дата публикации| 2008 11 14
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1054255&ThemesID=123
Аннотация|


Фото: 1 из 4
«Русские сезоны»


Этот сезон Большого оказался поделенным пополам: до 1 января худруком балетной труппы является Алексей Ратманский, а с Нового года в должность вступает его одноклассник 40-летний Юрий Бурлака. На предстоящем вечере премьер будут представлены оба — Ратманский переносит на сцену Большого свой нью-йоркский балет "Русские сезоны" на одноименную музыку Леонида Десятникова; Бурлака представляет собственную редакцию Большого классического па из балета Минкуса "Пахита", основанную на раритетных документах из Гарвардской библиотеки и Музея Бахрушина. Третьим в программе будет одноактный шедевр Джорджа Баланчина "Симфония до мажор" на музыку Бизе, давно закрепившийся в репертуаре Большого. Таким образом, за один вечер можно увидеть, как развивался и трансформировался классический танец на протяжении трех балетных веков.

Но программа интересна не только в историческом аспекте. В ней будет представлен весь балеринский состав труппы Большого. Каждый их трех балетов нуждается в нескольких солистках экстра-класса, так что действующий и будущий худруки едва поделили имеющихся в наличии балерин. Особенно много их потребовалось Бурлаке: Большое классическое па из "Пахиты" — типичный для XIX века женский балет (два кавалера едва видны из-за пачек двух дюжин прекрасных дам).

Вообще-то по сюжету это свадьба. Девушка Пахита, которую в младенчестве украли цыгане, после многих перипетий находит своих знатных родственников и благополучно выходит замуж за гранда (дело происходит в Испании). Но новелла Сервантеса, по которой француз Мазилье больше 160 лет назад поставил свой балет, благополучно забыта вместе с самим балетом. От него сохранился только свадебный классический дивертисмент, придуманный Мариусом Петипа. В 1881 году он сделал роскошный подарок своей любимой балерине Вазем, поставив в ее бенефис Большое классическое па (в балетном обиходе Grand pas). Более того, куртуазный француз сумел уговорить всех прим Императорского театра украсить своим присутствием профессиональное торжество их соперницы.

С тех пор и повелось, что главную балерину в Grand pas окружают коллеги не ниже рангом. Так было в начале ХХ века, когда вместе с Матильдой Кшесинской на сцену выходили Анна Павлова, Тамара Карсавина и другие богини балетоманов. Так будет и сейчас, когда в центральной партии по очереди выступят Надежда Грачева, Светлана Захарова, Мария Александрова, а вариации (которых в версии Бурлаки окажется рекордное количество — восемь) исполнят не менее яркие юные звезды Большого.

Реставрационные работы хореографа будут поддержаны и художниками — балеринские пачки не станут боевито задираться кверху, как в ХХ веке, а женственно поникнут по моде XIX столетия. А танцевать прекрасные дамы будут в интерьерах французского дворца, стилизованных под мавританскую Испанию: постановщики сделали реверанс первоисточнику — "Пахите" Мазилье.

Алексею Ратманскому для "Русских сезонов" балерин потребовалось меньше: в этом камерном балете занято всего 12 артистов обоего пола — по числу месяцев. Все они из новейшей когорты солистов, воспитанных на репертуаре худрука-балетмейстера и отлично передающих своеобразие его почерка. Исключение — Светлана Захарова, которая станцует в оригинальном балете своего руководителя — ту партию, которую на премьере в баланчинской труппе New York City Ballet (NYCB) исполняла лучшая балерина компании Венди Вилан.

"Русские сезоны" — американский дебют худрука Большого. Этот 35-минутный балет на русскую тему он поставил два года назад в рамках Diamond Project (фестиваля новой хореографии). Название намекает на знаменитую дягилевскую антрепризу, однако композитор Десятников, давая имя своему опусу, ничего подобного не имел в виду. "Русские" — потому что основаны на народном фольклоре, "сезоны" — потому что времена года. По примеру Вивальди Десятников поделил свой опус на четыре части, в каждой по три месяца. В эти 12 фрагментов хореограф Ратманский уложил балетные игрища, отсылающие к русским языческим и православным праздникам. Американцы, одетые в стилизованные косоворотки и сарафаны, усердно били поясные поклоны и пытались вникнуть в загадочную русскую душу.

Зрительский успех "Русских сезонов" стал неожиданностью для нью-йоркских критиков, полагавших, что русская хореография современной быть не может по определению. В дружных восторгах рецензентов сквозило даже некоторое изумление. Балет прочно закрепился в репертуаре NYCB, а его автор получил предложение войти в знаменитую труппу в качестве главного приглашенного хореографа. Предложение Ратманский с благодарностью отклонил (впрочем, в этом году принял аналогичное приглашение другой труппы — Американского балетного театра, ABT). А русско-американский балет начал путешествие по миру — в прошлом году прописался в Амстердаме, а сейчас добрался до родных пенатов. И хотя для артистов Большого балетмейстер Ратманский не изменил ни па, можно не сомневаться, что в Москве лишенные американского акцента "Русские сезоны" прозвучат совершенно по-новому.

фотогалерея по клику:
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 12:28 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111409
Тема| Балет, творческий вечер, Персоналии, Ульяна Лопаткина
Авторы| Анна Гордеева
Заголовок| Ульяна Лопаткина на гастролях в Москве
Где опубликовано| OpenSpace.ru
Дата публикации| 2008 11 13
Ссылка| http://www.openspace.ru/theatre/projects/60/details/5884/
Аннотация|

Год назад впервые возникла мысль, что звезда российского балета боится конкуренции. Нынешний концерт, посвященный хореографии Ролана Пети, эти опасения подтвердил


Ульяна Лопаткина и Массимо Мурру во время выступления с программой «Ролан Пети и звезды мирового балета» © ИТАР-ТАСС

Когда берешь интервью у балетных людей, они обязательно — даже если ты о том не спрашиваешь — произносят монолог о своих педагогах. В газетах и журналах именно эти куски первыми отправляются в корзину, если, конечно, педагог не суперзвезда минувших лет (а суперзвезды, увы, крайне редко становятся хорошими педагогами).

Но вот смотрите — меняется Ульяна Лопаткина. Уж ей мил не классический репертуар, в котором ей равных нет, не Одетту-Одиллию и не баланчинские партии выбирает она для гастролей в Москве. Она устраивает вечер хореографии Ролана Пети, патентованного балетмейстера мюзик-холлов, и в дуэте «Леда и Лебедь» старается убедительно изобразить благоговейный чмок Леды в… ну, скажем так, в область пониже живота Лебедя. Что случилось с нашей первой балериной? А просто она поменяла педагога.

Педагог в классе — важнее зеркала. Педагогу балетные верят так, как не верят публике, критике и себе. Прежние свои роли Лопаткина готовила с Нинель Кургапкиной. Теперь она работает с Ириной Чистяковой.

Кургапкина (нынче ей 79) была веселой, легкой и виртуозной балериной — и при этом по-ленинградски, по-вагановски тщательной. Невысокий рост и не идеальные данные не позволили ей стать мегазвездой, «королевственные» роли ей не шли. Но Китри у нее, по воспоминаниям современников, была триумфальная — ясная, умная, лукавая и добрая. И кажется, что этой высшей точки карьеры — Китри — ей вполне хватило; ни капли надлома не было в балерине, никаких сожалений о чем-то несбывшемся. Она стала педагогом и в своих учениц стала вкладывать не только техническое мастерство, но и душевное спокойствие, стоический взгляд на вещи — «делай что должно, и будет что будет». Именно это и отразилось в лопаткинской Одетте, тем Лопаткина и поражала мир.



У Ирины Чистяковой (ей чуть за пятьдесят) данные тоже не были идеальными и балеринские роли ей тоже доставались с трудом. В «Баядерке» не Никия, а Гамзатти; в «Корсаре» не Медора, а Гюльнара. Без проблем она танцевала Китри, но в спектакле ее заслонял входящий в силу Фарух Рузиматов. И, как выяснилось сейчас, это балерину глубоко задевало. Нынешнее руководство Лопаткиной — своеобразный реванш. Не быть первой балериной театра (и страны) — так хоть такой балериной править.

Чистякова начинает организовывать вечера Лопаткиной. Первый был год назад и запомнился хаотическим подбором репертуара, безграмотной программкой и заоблачными ценами. Еще тем, что составить компанию балерине были приглашены в большинстве своем артисты, неспособные с ней конкурировать (это Нина Ананиашвили или Владимир Малахов в концертах типа «звезда & friends» задействуют артистов Парижской оперы или Датского королевского балета, здесь же такого не дождаться). Тогда впервые возникла мысль, что Лопаткина боится конкуренции. Второй концерт, нынешний, посвященный хореографии Ролана Пети, эти опасения подтвердил.

«Свита» для королевы была приглашена из Ла Скала — а репутация местной балетной труппы несопоставима с репутацией труппы оперной. Марта Романья и Мик Зени (по статусу — principals, но объявлены были этуалями, что на ступеньку выше) долго разыгрывали страсти «Арлезианки». Деревенскому жителю невыносима мысль, что его возлюбленная не девственница; он наматывает круги по сцене, раздирая рубашку трясущимися руками, и кончает с собой, выпрыгивая в окно; крепенький танцовщик так гримасничал, будто ему жали ботинки. Мюзик-холльные монологи Пети поделили между собой юный артист из корды Бостонского балета Алтанхуяг Дюгарей (самую звучную часть его имени в программке сократили) и пожилой ассистент Ролана Пети Луиджи Бонино. При взгляде на первого солисты бирюлевской дискотеки уверились бы в своих бессмертных танцевальных талантах, при взгляде на второго возникало острое чувство жалости — с него облетала пудра, на нем топорщился фрак и, кажется, стекал гель с шевелюры, причесанной по моде тридцатых годов. Программка вновь забывала названия балетов и перевирала титулы исполнителей. Билеты опять стоили слишком много для такого зрелища (партер до 13 тысяч, ярус — 4 тысячи). А Лопаткина очень старалась быть раскованной, эротичной, бойкой. Выглядела же — неловкой и замороженной; в конце концов, работа в мюзик-холле — это отдельная профессия (кстати, вечер давали в Театре оперетты). Но Чистяковой, наверное, понравилось.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 12:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111410
Тема| Балет, Михайловский театр, Ромео и Джульетта, Персоналии,
Авторы| Свинцова Варвара
Заголовок| Нет повести печальнее
Где опубликовано| «Деловой Петербург» № 215 (2781)
Дата публикации| 2008 11 14
Ссылка| http://www.dpgazeta.ru/article/144080
Аннотация|

Михайловский театр показал балет «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева в постановке Олега Виноградова - с акцентами на внешних эффектах.
Когда-то балетмейстер одним из первых осмелился отступить от классической версии Леонида Лавровского. «Ромео и Джульетта» 1970-х не совпадала с литературной основой, но хранила в себе пронзительную обнаженность шекспировских эмоций. В этот раз многоактное балетное полотно Сергея Прокофьева постановщик сократил очень существенно. Если из Мариинского театра, который продолжает бережно сохранять классическую постановку, заплаканные зрители расходятся в двенадцатом часу ночи, то в Михайловском театре в девять вечера уже звучали «продолжительные аплодисменты».
Нельзя сказать, что труппа их не заслужила. Балетный коллектив очень старался и кое в чем преуспел, во всяком случае, артистам удалось не согнуться под гнетом многопудовых костюмов (автор - Галина Соловьева). Они могли бы называться псевдоисторическими, если бы не существовало слова «навороченные».
Сценография спектакля выполнена Семеном Пастухом. С толком использован популярный прием вертикального деления сценического пространства: задействован не только планшет сцены, но и сводчатые «ярусы». Толика иронии, которой художник снабдил некоторые детали сценографии, в частности конную статую (конь того и гляди споткнется), не спасает общего впечатления. «Богато, под мрамор» - добавить парочку джакузи, и сцена вполне потянет на «салон элитной сантехники».
История легендарного веронского дуэта в спектакле развивается настолько стремительно, что в этой «скороговорке» утрачиваются нюансы, а вместе с ними уходит эмоциональная глубина. Эмоция в театре должна иметь длительность, но в «Ромео и Джульетте» эмоции некогда «проживать»; исполнители главных партий обходятся тем, что демонстрируют их наличие. Пришла любовь - герои садятся рядышком и обнимаются. Случилось глубокое отчаяние - горбят спинку, трясут плечиками, имитируют рыдание. Не удивительно, что две любовные сцены - на балконе и в спальне перед разлукой - не стали эмоциональными кульминациям. Первое свидание влюбленных ознаменовалось разве что поддержкой-трюком, в которой Ромео поднимал сначала партнершу, а потом и собственную ногу. Сцена в спальне свелась к вялому единоборству в кровати - впрочем, без всякого эротического флера. А вскоре и трагическая развязка подоспела - яд, кинжал, исполинская луна на заднике. Любовь? - ну как-то не срослось. Исполнители заглавных ролей Семен Чудин и Сабина Яппарова справлялись с техническими проблемами, но мало что могли предложить «от себя» для вытягивания ходульного хореографического текста.
Солисты в партиях второго ряда демонстрировали неплохую выучку. Тибальд (Александр Омар) и Меркуцио (Николай Арзяев) в танцевальных и фехтовальных экзерсисах добросовестно сверкали глазами и клинками, а также вполне натурально имитировали боевой азарт и горячий темперамент. Ришат Юлбарисов в партии Париса, напротив, лишен даже намека на брутальность: с рассыпанными по плечам золотыми кудрями, он был ангельски красив и каждым своим шагом давал понять, что ни секунды в этом не сомневается. Если бы мастера Возрождения украшали изображениями святых не своды соборов, а конфетные коробки, он наверняка был бы востребованной моделью.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 1:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111411
Тема| Балет, "Короли танца", Новосибирск, Персоналии,
Авторы| Елизавета БАКИЕВА
Заголовок| Сибирякам показали, как танцуют короли //
В Новосибирске побывали лучшие танцоры мира

Где опубликовано| «Комсомольская правда» Новосибирск
Дата публикации| 2008 11 15
Ссылка| http://www.nsk.kp.ru/daily/24197/403713/
Аннотация|

Видеосюжет здесь (1:56): http://www.nsk.kp.ru/daily/24197/403713/

12 и 13 ноября в Новосибирске Альфа-Банк совместно с гастрольным агентством «Театр для себя» подариk сибирякам грандиозную премьеру Международного балетного проекта «Короли танца». Пять самых выдающихся танцоров выйдут на сцену Театра Оперы и Балета и покажут сибирякам незабываемое шоу!

- Около трех лет назад программу впервые показали в Калифорнии и Нью-Йорке, - рассказывает Сергей ДАНИЛЯН, продюсер проекта «Короли танца». – Выступление тогда прошло с огромным аншлагом. В прошлом году мы представили этот проект московской публике в Большом театре, который также прошел с феерическим успехом.

«Короли танца» - это проект, в котором участвуют лучшие танцоры мира. Николай Цискаридзе (он с самого начала участвовал в проекте и был его душой – прим.авт.) и Дмитрий Гуданов представляют русскую балетную школу и танцуют в Большом театре. Хоакин Де Луц - представитель кубинской балетной школы, Дэвид Холберг – американской, оба танцуют в Американском балетном театре. Виртуоз Хосе Мануэль Кореньо – показал мексиканский стиль танца. Чтобы собрать самых лучших и востребованных танцоров мира в одном проекте, потребовались неимоверные усилия. Но все же признанные короли подмостков согласились и предстали перед зрителями в совершенно разных, порой даже неожиданных обликах. Например, Дмитрий Гуданов в роли учителя-маньяка в эротическом триллере «Урок», где преподаватель балета убивает свою ученицу.



- Мы присматривались друг к другу, - говорит Николай Цискаридзе. – Каждый из нас профессионал и нам главное - хорошо станцевать, чтобы зрители во время нашего выступления смогли насладиться на 100% и уйти с чувством полного восторга.

Возможно, сибиряки вообще не увидели бы это зрелищное шоу; если бы Альфа-Банк в честь десятилетия филиала «Новосибирский», не подхватил инициативу продюсера шоу Сергея Даниляна и не помог привезти именитых танцоров в Сибирь. Благодаря вмешательству банков удалось сделать приемлемой цену билетов – от 1000 рублей, тогда как во всем мире поход на это шоу – очень дорогое удовольствие.

Дэвиду Холбергу, Хоакину де Луцу и Хосе Мануелю Корреньо очень понравилась Сибири. Как признались танцоры, это огромная честь для них - выступать перед сибирской публикой.

- Надеюсь, ваши зрители теплее, чем ваша погода, - с улыбкой сказал Хосе Мануэль Кореньо. – Мы восхищаемся русским балетом и его великими танцорами – Нуриевым и Барышниковым.

Шоу состоит из трех частей: сначала зрителей знакомят с помощью мини-фильма со всеми танцорами балета. Они рассказывают о себе: как пришли в балет, почему остались в этом искусстве, что оно им дало и кто их кумиры. Затем они исполнили балет «For 4» («Для четверых» - прим.авт.). Во втором, отделении Дмитрий Гуданов – премьер Большого театра - предстал в образе учителя-маньяка, к которому пришла юная и неопытная балерина. Она своею бездарностью и своенравным характером довела учителя танцев до такого состояния, что он с нежной любовью и поцелуями задушил бездарную ученицу.

- Ужас какой! – всхлипывали на своих местах особо впечатлительные зрительницы.

В третьей, заключительной части, танцоры исполнили сольные миниатюры. Великолепны были все, но в особенности - Николай Цискаридзе в мини-балете «Кармен». Он один танцует сразу трех персонажей любовного треугольника!

«Королей танца» не отпускали со сцены около получаса. Публика аплодисментами и криками «Браво!» не давала им уйти со сцены. Закончилось все тем, что на бис каждый танцор исполнил свой коронный номер –маленький подарок для отзывчивых сибиряков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 1:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111412
Тема| Балет, Пермский театр оперы и балета, Персоналии, Елена Кулагина
Авторы| Сергей Макарычев
Заголовок| ПЫЛЬ ПОД ПУАНТАМИ
Где опубликовано| газета "Пермские соседи"
Дата публикации| 2008 11 14
Ссылка| http://www.alpha.perm.ru/sosedi/txt.php?n=2436
Аннотация|

12 ноября в Пермском академическом театре оперы и балета провожали Звезду. Со сценой и зрителями прощалась великолепная балерина, прима театра, народная артистка России, лауреат премии «Душа танца» Елена Кулагина.



В заполненном до предела зрительном зале не осталось ни одного человека, который бы в этот вечер не подумал: «Неоправданно рано уходит со сцены актриса такого таланта!»

За два часа Кулагина сумела блестяще продемонстрировать наивную и чистую девочку в «Вальсе» Шопена, юную, но уже опытную девушку «Анюту», сексуальную Маргариту, а также безвременно и безнадежно «Умирающего лебедя».

Ни у кого не осталось сомнений: при таком потенциале актерских возможностей и безукоризненной балетной технике она могла бы доставлять удовольствие зрителям еще много лет!

Балерину поздравляли, говорили ей теплые слова, забросали цветами. На сцену выходили известные люди, искренне любящие пермский балет.

Не было только тех, кто должен был бы ежедневно помнить и гордиться, что их фамилии упоминаются в прессе и на телевидении только потому, что они руководят краем, где живет Кулагина.

Мы их фамилии в одну строчку с Кулагиной не поставим. Но читателям сообщим о том, что когда вся Пермь рукоплескала великой и скромной Балерине, губернатор отдыхал в Швейцарии, глава города и сити-менеджер с оксфордскими побратимами предотвращали паводки на Темзе, а министр культуры размышлял над очередным переименованием драматического театра. Вероятно.

И все четверо, не соизволивших поклонится Ее Величеству Актрисе, были озабочены внедрением в мировой рынок нового «бренда» и нашей, оказывается, с Вами визитной карточки: «Пермский картофель».

А, собственно, что бы случилось, если бы пришли отдать дань одной из лучших женщин Пермского края председатель правительства, спикер Законодательного собрания, депутаты и прочие чиновники? Ничего! В тот вечер их бы не заметили.

Как не видит очарованный искусством зритель пыль под пуантами.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 1:19 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111413
Тема| Балет, "Короли танца", Екатеринбург, Персоналии,
Авторы| Елена Немченко
Заголовок| Что могут короли?
// Международный проект «Короли танца» в ККТ «Космос»

Где опубликовано| КОММЕРСАНТЪ - УРАЛ ЕКАТЕРИНБУРГ №207
Дата публикации| 2008 11 14
Ссылка| http://www.kommersant.ru/region/ekaterinburg/page.htm?year=2008&issue=207&id=283798&section=7378
Аннотация|

Проект «Короли танца», придуманный Сергеем Даниляном в 2006 году, стартовал в США — в Калифорнии и Нью-Йорке, с оглушительными овациями отгремел в Москве. И вот, минуя Северную столицу, сразу к нам.
Аналогов искусственному театру, на сцене которого трудятся сразу четыре премьера разной национальной принадлежности, в мировой балетной практике не было. В оперной — сколько угодно и в разных комбинациях, растиражированных телевидением. Но балет, как известно, дело тонкое, где-то даже консервативное. В нем каждая мелочь важна, а уж тем более «школа». Возможно ли сочетать на одной сценической площадке представителей разных балетных школ? Легко, потому что школа с некоторых пор у балета одна. На всех. Русская.

Конечно, главный драгкамушек отечественный — Николай Цискаридзе. Премьер Большого, москвич, в анамнезе грузин. С ним все понятно.

Имена других «коронованных особ» для уха русского, пожалуй, не столь привычны. Датчанин Йохан Кобборг — премьер Королевского балета Великобритании, испанец Анхел Корея и американец Итан Стифел — оба премьеры Американского балетного театра АВТ. Вот так: «короли» и «премьеры». В один вечер, на одной сцене сначала в одноактном балете For Four, поставленном самым на сегодняшний день востребованным хореографом Кристофером Уилдоном на музыку Шуберта «Смерть и девушка». Затем миниатюры, созданные разными авторами специально для «королей»: у Цискаридзе дайд­жест «Кармен», «Послеполуденный отдых фавна» у Кобборга, We Got It Good на музыку Дюка Эллингтона у Кореи, Percussion IV из мюзикла Боба Фосса у Стифела. И наконец, одноактный балет «Урок» Флеминга Флиндта. Танцовщики интригующе разные: лениво выпрыгивающий в воздух и зависающий в нем американец, вращающийся, как электродрель испанец, мрачно-сосредоточенный, хранящий достоинство датчанин. И наконец, наш лучший танцовщик, о котором в двух словах и не скажешь.

Так вот, помогая друг другу во время подготовки программы, они в то же время, по словам Николая, ревностно друг за другом наблюдали. «Бои без правил» между классическими танцовщиками на прошлогодней премьере в Большом, по слухам, были не в пользу Цискаридзе. Он пополнил копилку своих сценических падений, что, в общем-то, не страшно, а кому-то даже и весело. Хуже, что выступал он неуверенно. Еще бы, в «Кармен-соло» взялся одновременно играть и Хосе, и воинственного Тореадора, и даже страстную цыганку. Сам он квалифицирует сей рискованный шаг как «актерский подвиг». Ему, конечно, виднее, но будем надеяться на благополучный исход его выступления в столице Урала. А вот испанец Анхел Корейя, идеально скоординированный танцовщик, с великолепными пируэтами, на сцене Большого действительно царствовал.

For Four — это дивертисментное чередование вариаций солистов, где каждый старается сделать акцент на своем почерке танца. «Урок» же поставлен по пьесе французского апологета абсурда Эжена Ионеско на музыку Жоржа Делярю и сделан в жанре психологического триллера. По либретто главный герой — преподаватель хореографии — покушается на жизнь своей воспитанницы, которая, бедняжка, безоговорочно доверяет ему до последнего. Кому из танцовщиков достанется роль удушителя на двух вечерах в Екатеринбурге, сказать трудно: обычно гастроли длятся четыре дня, и они исполняют ее по очереди. Но при любом раскладе «свидание» с королями всех мастей стоит спланировать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пт Ноя 14, 2008 4:12 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111414
Тема| Балет, творческий вечер, Персоналии, Ульяна Лопаткина
Авторы| Александр Грей
Заголовок| Лопаткина станцевала твист
Где опубликовано| «Правда.Ру».
Дата публикации| 2008 11 14
Ссылка| http://www.pravda.ru/culture/theatre/ballet/14-11-2008/292038-lopata-0
Аннотация|

Ожидавшийся в Москве ничуть не менее, чем прима-балерина Ульяна Лопаткина - старейшина мирового балета Ролан Пети в столице России, увы, так и не появился. Разыгравшаяся по осени инфлюэнца (а, по-нашему, насморк) так и не дала 85- летнему маэстро приехать в Москву, где он где он не был уже больше пяти лет.

Абсолютной героиней балетного гала-концерта, посвященного Ролану Пети, в его досадное отсутствие, стала петербургская звезда Ульяна Лопаткина, выступившая на сцене Театра оперетты сразу в четырех мини-балетах.

Впрочем, блистала все же не она одна. Но и Луиджи Боннино, пропагандирующий искусство Пети по всему миру вот уже лет эдак сорок и верный помощник маэстро по хореографии. Он представил среди прочего номер на музыку из чаплинских «Огней рампы» – при чаплинских же усиках и с пуантами на ногах.

После Луиджи Боннино на сцене появился Массимо Муру – один из немногих премьеров балетной труппы Ла Скала. Его ждали с особенным интересом – как-никак, а вскорости балет Ла Скала возглавит «наш человек» - Махар Вазиев из Маринки. Так что посмотреть на одного из его будущих подопечных было занятно.

Тем более, что миниатюра, исполненная итальянцем и посвященная святому Лупу, была не редкость выразительна, хореографически лаконична и точна. Крой танца итальянского танцовщика приятно удивил и художественным изяществом и чутким вниманием к исполняемому материалу.


Г-жа Л опаткина представила сразу четыре миниатюры, из которых совершенными жемчужинами стали «Леда и Лебедь» - фрагмент балета «Моя Павлова», посвященного великой русской балерине, являющейся для Ролана Пети неким мифологическим символом балетного совершенства - и знаменитая «Гибель розы», в которой некогда блистала Майя Плисецкая.

Миниатюра в исполнении Ульяны Лопаткиной была, быть может, даже более хореографически верна, чем у Плисецкой. Как-никак, Густав Малер написал произведение в эпоху «модерн» и исполнять его стоит томно и почти что бесстрастно.

Впрочем, завершился вечер совсем противоположным номером. Прима-балерина из Маринки лихо станцевала твист под музыку некогда суперпопулярной группы «Bee Gees». Теперь и те, кто ранее полагал, что г-жа Лопаткина – икона классического стиля, поняли, что рок-н-ролльные ритмы балерине тоже по плечу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11077

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 12:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111601
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| ОЛЬГА ГЕРДТ
Заголовок| Прощание с матёрым
Премьеры одноактных балетов в Большом театре
Где опубликовано| Газета
Дата публикации| Материал опубликован в "Газете" №218 от 17.11.2008г.
Ссылка| http://www.gzt.ru/culture/2008/11/16/223002.html
Аннотация|


На новой сцене Большого театра показали сразу две премьеры: "Русские сезоны" в постановке Алексея Ратманского и Большое классическое па из балета "Пахиты" в постановке Юрия Бурлаки.



Интрига вечера заключалась в том, что «Русские сезоны» на музыку Леонида Десятникова - последняя премьера Ратманского в качестве худрука балета Большого театра, а фрагмент из «Пахиты» - первая постановка сменяющего его на этом посту Юрия Бурлаки. Инаугурация и прощание состоялись в один вечер: худруки в Большом сменились не просто мирно, а еще и с дружеским рукопожатием. Это может означать, что творческие контакты с Ратманским, который скоро станет главным хореографом Американского балетного театра (ABT), не прервутся. Во всяком случае, хотелось бы в это верить: потерять такого хореографа для главного театра страны было бы ошибкой, в чем «Русские сезоны» и убедили на все сто.
Этот балет - стильный, чистый и настолько цельный, что кажется сочиненным на одном дыхании, - можно предъявлять как авторскую визитку Ратманского любому театру мира. В отличие от сюжетных постановок в Большом, презентующих хореографа реаниматором русско-советской экзотики, в «Русских сезонах», сочиненных в 2006 году для New York City Ballet, нет и тени компромисса, на который хореограф вынужден был идти, приспосабливаясь к нуждам Большого. Более того, на них явная печать той универсальности, которая делает шедевры Уильяма Форсайта или Иржи Килиана востребованными хоть в Парижской опере, хоть в Мариинке. А такое клеймо дорогого стоит.
«Русские сезоны» можно танцевать в России (проступит русская душевность), в Германии (запишут в экспрессионисты), и уж сам бог велел в Америке: бродвейского «шика-лоска-дай», постмодернистской текучести и безостановочности, как и баланчинской воздушности в нем не меньше, чем нутряного надрывного, тянущего к земле (а в песнопениях Десятникова - к могиле) русского духа. С одной стороны - это очень формальный минималистский балет, идеально сконструированный для солистов. В пустом пространстве на фоне лишь меняющего цвет задника из шести пар в желтом, красном, зеленом, синем, фиолетовом и бордовом хореограф собирает и распускает разноцветные комбинации, постоянно выводя кого-то на первый план. С другой - все эти переплясы, поддразнивания, заигрывания парней в рубахах да девок в сарафанах, их рыдания да страдания вполне себе содержательны. Особенно если танцевать балет в Большом, с надрывностью да напевностью Светланы Захаровой, спонтанностью и нервностью Натальи Осиповой, скоморошьим ерничеством Андрея Меркурьева.
«Русские сезоны» - не первый бессюжетный балет Ратманского. Но здесь его кредо впервые выражено безо всяких «но»: классическое/современное, фольклорный танец и танец сценический - никакие ни антитезы, а повод для бесконечной и беспечной стилистической игры. И делать это надо легко. Если, конечно, владеешь полистилистикой и универсальными артистами, которые не стыдятся, когда надо, работать и на заднем плане. Условия игры задает музыка Десятникова, контакт с которой у Ратманского не просто творческий, а пугающе творческий. Эти двое нашли друг друга еше в «Вываливающихся старухах» по Хармсу, что, в общем-то, не могло не произойти. В десятниковской системе координат - грандиозных языковых трансформацях где-то между Вивальди и Стравинским - хореограф Ратманский чувствует себя вольготно. При этом никаких назойливых отсылов и цитат. Если эти двое и передают привет плачам «Свадебки» и язычеству «Весны священной» (программные балеты еще тех, дягилевских «Русских сезонов»), то уже на каком-то другом, едва ли понятном предкам языке.
Если задача Ратманского была уйти красиво, используя для этого уже получивший восторженные отзывы в Америке балет, задача Бурлаки была куда сложнее: войти достойно. По Большому классическому па из «Пахиты», восстановленному по гарвардским записям, хранящимся у нас документам и устным свидетельствам, сделать можно пока только два вывода. Первый - Бурлака не ищет легких путей. Второе - он настоящий педант, который, похоже, скорее вынет душу из капризных звезд Большого, чем поступится буквой и духом текста. Во всяком случае, в «Пахите» нет той вульгарной соревновательности, на которую мини-балет, набитый, как бисквит изюмом, всевозможными вариациями (на премьере их показали семь, а всего подготовлено 11) провоцирует. «Пахита» не выглядела пышным свадебным тортом, на котором одна розочка стремится затоптать другую. В угоду будто припорошенной нафталином фактуре (что отлично передают слегка стилизованные под старину костюмы Елены Зайцевой) солистки сосредоточились на выделке вариаций. И, даже чем-то жертвуя, они были трогательны. И замедлявшая темпы в угоду старомодному магнетизму Екатерина Шипулина. И современная и при этом органичная Екатерина Крысанова. Душу некоторых зрителей взорвала прима Надежда Грачева, обозначавшая и будто тут же укрощавшая свою мощную балеринскую натуру. И правильно, если принципы приходящего худрука не слишком противоречат установкам уходящего, - не все, чему хлопают, надо показывать.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11077

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 12:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111602
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| Светлана Наборщикова
Заголовок| И клакеры целы, и кошки живы
Большой балет показал первые премьеры 233-го сезона
Где опубликовано| Известия
Дата публикации| 20081116
Ссылка| http://www.izvestia.ru/culture/article3122615/
Аннотация|

Под лозунгом: балет сдал - балет принял действующий худрук труппы Алексей Ратманский представил "Русские сезоны", а Юрий Бурлака, который займет кресло худрука с января 2009 года, отметился "Пахитой". Мелодраматическую историю о красавице Пахите, похищенной в детстве цыганами, хореограф Жозеф Мазилье сочинил в 1846 году. В ходе сюжетных перипетий героиня обретала знатных родственников и, разумеется, жениха - благородного гранда. Спустя год Мариус Петипа поставил "Пахиту" в Петербурге, а еще через год - в Москве. В Северной столице завсегдатай кулис Николай I пожаловал Петипа кольцо с рубином и восемнадцатью бриллиантами. А в Первопрестольной, где солировала Елена Андреянова, на сцену швырнули дохлую кошку...

Зато героиня следующей редакции Екатерина Вазем испытала настоящий триумф. В 1881 году специально для своей любимицы Петипа дополнил постановку Большим классическим па. Именно это зрелище и легло в основу "Пахиты" Большого театра.
От былого сюжета постановщик сохранил "испанистые" костюмы (пышные пачки, скроенные по старинным лекалам, пикантно подрагивают при каждом движении) и расписной задник: артисты танцуют на фоне дворца, стилизованного под мавританскую Испанию. В остальном одноактная "Пахита" - чисто танцевальная история. Дамы выстраиваются в диагональ, позволяя кавалеру выбрать идеальную балерину. Это ее бенефис, и другие танцовщицы, отбросив амбиции, превращают его в праздник. Каждая исполняет свою коронную вариацию. Фоном служат лучшие кордебалетные девушки. Получается нечто вроде популярного в шоу-бизнесе "Юбиляр собирает друзей". Та же пирамида: в основе - разогрев (подпевка-подтанцовка), повыше - звездные гости, а на самом верху - суперзвезда. Причем по творческим параметрам приглашенные нередко превосходят виновника торжества.

Аналогичный случай произошел и в "Пахите" Большого театра. На роль бенефициантки г-н Бурлака определил народную артистку России Надежду Грачеву. Тем самым будущий худрук продекларировал уважение к ведущим мастерам Большого, за недостаток коего нередко упрекали его предшественника. Г-жа Грачева выбор не оправдала. Технические огрехи заслуженная прима компенсировала гренадерским напором, что для спектакля, задуманного как апофеоз женственности, смерти подобно. Зрители, однако, проявили дисциплинированность, и до метания кошек на сцену не опустились.

"Западное" с его уравновешенностью и "русское" - с весельем до упаду и горем до исступления - сложились в стройный пазл
Ситуацию попытались исправить гостьи бенефициантки, но в полной мере это удалось лишь Екатерине Шипулиной. Девушка, засидевшаяся в ведущих солистках, явно дозрела до балеринского ранга. Из звездной шестерки, где значились три балерины - Мария Александрова, Анна Антоничева и Марианна Рыжкина, лишь она сочетала отменную технику и гламурную пикантность. В целом "Пахита" как образчик большого стиля - хорошее приобретение для главного театра страны. Но лишь в том случае, если г-ну Бурлаке удастся отшлифовать премьерную заготовку до бриллиантового блеска.

"Русские сезоны" Алексея Ратманского "заготовкой" не назовешь. Эта одноактовка напоминает строения русского деревянного зодчества: части без зазоров пригнаны друг к другу, а целое впечатляет идеальной вписанностью в ландшафт. То есть в стильную желто-красно-зеленое оформление Галины Соловьевой и музыку Леонида Десятникова. Одноименный концерт для скрипки, сопрано и струнного оркестра из 12 частей (каждая связана с датой православного земледельческого календаря) композитор написал для Гидона Кремера и снабдил исчерпывающей характеристикой: "Соединение Гидона и его оркестра, продуцирующего блеск, элегантность, европейскость с изначально корявым (хотя и прекрасно-корявым - я говорю о фольклорных источниках) материалом можно определить как конфликт интересов".

Ратманский на первый взгляд пошел тем же путем: элегантный классический танец соединил с фольклорным движением - остро характерными подбивками, разножками, притопами, стопами-"утюгами" и поясными поклонами. Однако вместо конфликта интересов получилась полная гармония. "Западное" с его уравновешенностью и "русское" - с весельем до упаду и горем до исступления - сложились в стройный пазл. Возможно, поэтому русские истории о душе, не могущей найти дорогу в рай, или девушке, идущей замуж за старика, равно тронули и западную (Ратманский уже ставил этот балет в Нью-Йорке и Амстердаме), и нашу публику. По этой же причине главная героиня "Сезонов" - классическая прима Захарова - оказалось на диво органична в роли молодухи, истово оплакивающей погибшего на войне мужа. А неклассическая "спортсменка" Осипова без проблем чередовала отечественную чрезмерность с западной сдержанностью.
Впрочем, отменно хороши были все двенадцать исполнителей. Клакеры, натрудившие глотки на "Пахите", под занавес "Сезонов" смогли отдохнуть. "Браво!" русскому европейцу Ратманскому и его команде кричали рядовые зрители
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11077

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 12:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111603
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы|
Заголовок| В Москве на сцене Большого театра состоялась премьера балета "Пахита"
Где опубликовано| Мир
Дата публикации| 20081115
Ссылка| http://mirtv.ru/content/view/46825
Аннотация|

В эти минуты в Москве на сцене Большого театра завершается премьерный показ балета «Пахита» Мариуса Петипа. Впервые постановку увидели в середине 19-го века в Европе, и она сразу завоевала признание публики. И хотя авторская версия хореографии практически не сохранилась, балетмейстер Юрий Бурлака все же попытался ее восстановить.

Впервые «Пахита» был поставлен в Париже в 1846 году. С тех пор балет претерпел множество изменений. Постановка, где цыгане похитили девочку из знатной семьи, не сохранилась. Ведь полтора века назад не было системы записи движений. До наших дней каким-то чудом дошел только последний акт - свадьба прекрасной испанки Пахиты.

Юрий Бурлака, режиссер-постановщик балета, рассказал, что спектакль был поставлен к бенефису одной из любимых балерин Петипа Екатерины Вазам. В честь этого бенефиса Петипа пригласил поучаствовать всех ведущих танцовщиц Мариинского театра в этом проекте.

Это и есть знаменитое гранд-па – когда на сцене все балерины. И каждая девушка своим мастерством старается завоевать внимание зрителей. При этом прима конкуренции не боится.

Юрий Бурлака дал возможность каждой балерине выбрать ту вариацию, которая ей больше нравится и особенно ярко подчёркивает её грацию.

По словам Екатерины Крысановой, балерины Большого театра, балет идет 40 минут и на каждую балерину фактически отводится по минуте. За это время необходимо показать все, на что только способна балерина.

Чтобы на сцене царил дух 19 века, режиссер-постановщик изучил исторические материалы. Побывал в Гарвардском университете и музеях Москвы и Петербурга. В итоге получились роскошные декорации и костюмы в стразах и камнях. Танцевать в таких нарядах тяжело, но ради красоты здесь привыкли жертвовать комфортом. Оценить великолепие зрелища вслед за Москвой предстоит и другим европейским столицам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11077

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 12:11 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111604
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| МАЙЯ КРЫЛОВА
Заголовок| Костюм-тройка
В Большом театре подготовили вечер одноактных балетов
Где опубликовано| РБКdaily
Дата публикации| 20081114
Ссылка| http://www.rbcdaily.ru/2008/11/14/lifestyle/390317
Аннотация|

Те, кто придет в Большой театр 15, 16 и 17 ноября, увидят три постановки «в одном флаконе». Программа составлена из одноактных балетов. Это Гран-па из старинного спектакля «Пахита», «Симфония до-мажор» — шедевр неоклассики и балет «Русские сезоны» — образец современного танца для классических танцовщиков. Премьера станет чем-то вроде исторического обзора: первый балет создан в XIX веке, второй — в середине прошлого столетия, третий — несколько лет назад.

«Пахита» изначально была большим спектаклем с «испанским» сюжетом, поставленным сначала во Франции, а позже перенесенным на российскую сцену. В 1881 году великий хореограф Императорских театров Мариус Петипа значительно переработал и расширил спектакль, сочинив Гран-па — хореографический ансамбль для прима-балерины с партнером, солисток и кордебалета. Именно эта композиция осталась в истории, в то время как спектакль утонул в пучине времени. Восстановить блестящие ансамбли Петипа взялся Юрий Бурлака — специалист по старинным балетам и новый (с января 2009 года) худрук балета Большого театра. По воле Бурлаки хореографический текст раз от раза будет меняться: за долгие годы Гран-па «Пахиты» обогатилось многими женскими вариациями, их набралось 11, а в каждом спектакле будет исполнено семь — по выбору самих балерин. Поэтому, чтобы познать замысел в целом, на Гран-па стоит сходить не один, а несколько раз.

«Симфония до-мажор» уже шла в Большом театре. Теперь ГАБТ возобновляет этот спектакль, один из самых красивых в истории балетного жанра. Джордж Баланчин, великий американский хореограф родом из Петербурга, в 1947 году поставил «бессюжетный» опус на музыку юношеской симфонии Жоржа Бизе, и с подмостков Парижской оперы балет начал триумфальное шествие по театрам мира. Постановка состоит из четырех частей, в финале сливающихся в торжественный апофеоз. Танец как бы сплетает нить от праздничного начала к величественной второй части (хореограф сравнивал ее с черным бриллиантом), к бравурной третьей части — и к финалу, в котором зрители понимают, почему изначальное название этой величественной конструкции было «Хрустальный дворец».
«Русские сезоны» созданы Алексеем Ратманским, нынешним главой балета ГАБТа. Хореограф вдохновился музыкой современного композитора Леонида Десятникова, который, в свою очередь, опирался на аутентичные записи и нотные расшифровки народного пения. Каждая из 12 частей партитуры связана с определенными датами православного или традиционного земледельческого календаря. Экстравагантное сочинение для скрипки, сопрано и струнного оркестра превратилось у Ратманского в балет, в котором нет прямых отсылок к фольклору. Скорее это ассоциации современного горожанина, размышляющего о своих истоках. Ратманский тонко сочетает классический и современный танец, и в хореографии возникает определенное настроение, которое отметили американские критики — «смешное в пафосном и пафосное в смешном».
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11077

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 12:22 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111606
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| Гуля Балтаева
Заголовок| Вечер одноактных балетов
Где опубликовано| Вести
Дата публикации| 20081115
Ссылка| http://www.vesti.ru/doc.html?id=223771
Аннотация|



Большой театр дает, как написали некоторые средства массовой информации, балетную премьеру с административной интригой. Это будет "Вечер одноактных балетов", в них практически отсутствует сюжет, но зато объединены работы уходящего худрука и его сменщика. Место Алексея Ратманского занимает Юрий Бурлака. Откроет вечер "Гран па" из балета Минкуса "Пахита".
Большой в ожидании премьеры и смены руководства. Закончив постановку "Русских сезонов", Ратманский передает дела однокласснику, Юрию Бурлаке. Его труппа знает – год назад Бурлака реанимировал роскошный "Корсар", и снова - классика, "Гранд Па" из "Пахиты".

"Несмотря на мое пристрастие к старине, я не собираюсь заполонять театр только старинными балетами. Будем развивать новые направления", - говорит хореограф Юрий Бурлака.

В Большом "Пахита" то появлялась, то исчезала. Полноценному трехактному спектаклю предпочитали сорокаминутное "Гранд-па". Эту сцену Петипа поставил для бенефициантки Екатерины Вазем. Вместе с ней танцевали восемь лучших балерин Мариинского театра, и каждая имела успех. Современные примы тоже не упускают возможность блеснуть в коротких, но эффектных вариациях…

"Мы должны зацепить зрителя, чтобы, выходя из зала, помнили каждую из нас и даже больше, чем другую", - уверяет солистка балета Большого театра Екатерина Крысанова.

Парад балерин длится не больше минуты. Выходя на сцену, каждая солистка еще чувствует присутствие соперницы. "Сложно подготовиться, здесь сразу надо войти в настроение", - делится солистка балета Большого театра Марианна Рыжкина.

Бурлака перелопатил не один архив, включая закрома Гарвардского университета. От оригинальной версии Петипа сохранились лишь описания нескольких вариаций, рисунок декораций и черно-белые фотографии костюмов. Художнику Елене Зайцевой пришлось додумывать, досочинять.
"Много очень женских костюмов - семьдесят восемь. Например, особенная пачка, которая живет в движении. Очень нежная, легкая", - показывает художник по костюмам Елена Зайцева.

Перед премьерой золотошвейки в мастерских Большого театра работали ночи напролет: испанская сетка, розы, кружево, камни. "Они не очень легкие, но и не тяжелые. Максимально облегчили и сделали иллюзию такого тяжелого исторического костюма", - рассказывает Елена Зайцева.

Несколько лет назад "Дети Розенталя" Леонида Десятникова наделали в Большом столько шума, что постановку обсуждали в Госдуме. И вот новая премьера, неожиданная даже для самого композитора - "Русские сезоны" была написаны им для скрипача, Гедона Кремера. Ни о каком балете речь тогда не шла. В основе - тексты Поозерья, региона, затерявшегося на границе России и Белоруссии.
"Сыграл на сочетании "Русские сезоны", потому что "сезон" в некоторых языках обозначает "время года". Мы имеем в виду русские времена года - двенадцать месяцев и какие-то события патриархальной жизни русского народа", - рассказывает композитор Леонид Десятников.

На босу ногу. В легких сарафанах. Академические позы заменили ломаные линии модерна. Сезоны хоть и русские, но никакого намека на дягилевскую антрепризу. "Cтруктура - календарь православный и земледельческий. Названия номеров такие: талотная, егорьевская", - говорит хореограф-постановщик спектакля Алексей Ратманский.

Впервые услышав музыку Десятникова, солистка балета Большого театра Светлана Захарова запаниковала - такое не станцуешь. Теперь она, как и остальные примы, все песнопения знает наизусть. "Очень нравится музыка, пение. Все необычно", - делится Светлана.

Венчает одноактные балеты – баланчинская "Симфония До мажор", известная под названием "Хрустальный дворец". С сорок седьмого года, с премьеры в Парижской опере, это – признанный гимн классическому танцу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11077

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 12:45 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111608
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| Репортаж Ивана Благого.
Заголовок| В Большом театре прошла генеральная репетиция первых балетных премьер нового сезона
Где опубликовано| Первый канал
Дата публикации| 20081115
Ссылка| http://www.1tv.ru/news/culture/132498
Аннотация|



В Большом театре сегодня сразу две балетные премьеры, и это очень символично. Один балет поставил действующий художественный руководитель Алексей Ратманский, который вскоре покинет труппу, другой - его преемник Юрий Бурлака.

Черное испанское кружево для пачек мастера Большого начали плести еще летом, а закончили только в ночь перед премьерой... Шутка ли, украсить десятки костюмов сразу для всех ведущих солисток. Впервые на сцене Большого - такая концентрация прима-балерин в один вечер. Балет "Пахита" задумывался легендарным Петипа как "парад прим", азартно соревнующихся между собой в виртуозности на глазах у зрителей.

Екатерина Шипулина, солистка балета Большого театра: "Я танцую только вариацию, но это порой даже сложнее, чем выйти и станцевать три акта спектакля. Ты должен за минуту станцевать все, что ты умеешь".

Изучению архивов Гарвардского университета известный реставратор старинных балетов Юрий Бурлака посвятил пять лет. Ему удалось расшифровать описания танцев знаменитой балетной истории про девочку-аристократку, кочующую с цыганами. По ним он воссоздал хореографию Петипа в ее почти первоначальном великолепии. Станцевать такое под силу не каждой труппе.

Юрий Бурлака, хореограф-постановщик: "Труппа Большого располагает таким количеством балерин, чтобы показать не только хореографию Петипа, но и мастерство этих замечательных танцовщиц".

Чтобы воспроизвести по фотографиям форму пачек, в которых выходили на сцену балерины два века назад, художникам по костюмам пришлось потрудиться.

Елена Зайцева, художник по костюмам: "Она немножко упавшая и скругленная, и очень легка, скреплена специальным способом, она очень "дышит" на сцене".

У прим Большого есть ровно 15 минут антракта, чтобы сменить воздушные пачки на авангардные сарафаны и перестроиться с классики на модерн, а у зрителей, соответственно, появляется уникальная возможность попасть из XIX сразу в XX век.

Православные песнопения и фольклор - казалось бы, абсолютно не балетная музыка. Но не для Алексея Ратманского. Пару лет назад он поставил спектакль "Русские сезоны" на музыку эпатажного композитора Леонида Десятникова для труппы "Нью-Йорк Сити балет", и вот впервые его танцуют артисты Большого.
Алексей Ратманский, художественный руководитель балетной труппы Большого театра: "Для меня главное – музыка. Когда я услышал музыку Десятникова, меня это очень зацепило".

12 месяцев в году - 12 артистов на сцене. Шесть балерин, шесть танцовщиков, шесть дуэтов, и у каждого - своя история. Алексей Ратманский признается, что на необычную хореографию его вдохновили народные танцы.

Светлана Захарова, прима-балерина Большого театра: "Это все так непривычно, необычно, и постоянно слушаешь эту музыку, и понимаешь, что есть в этом глубина".

Последние наставления за кулисами, и хореографы садятся рядом в зрительном зале: друзья детства и одноклассники - нынешний руководитель труппы и его преемник. С января Юрий Бурлака возглавит балет Большого театра, а Алексей Ратманский уедет работать в Америку. Но в репертуаре Большого останется эта сложнейшая постановка из одноактных балетов, которая завершается "Симфонией до-мажор", шедевром Джорджа Баланчина, хореографа, который не уставал повторять: балетный танец - это интеллект и скорость.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 10:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111701
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА
Заголовок| Вариация "преемник"
// Худруки Большого поставили по балету

Где опубликовано| Газета «Коммерсантъ» № 208/П(4025)
Дата публикации| 20081117
Ссылка| http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1068046
Аннотация|


Фото: 1 из 8
На сцене Большого демократичный индивидуализм «Русских сезонов» Алексея Ратманского (справа — Светлана Захарова) пока уживается с имперской иерархической системой Большого классического па Юрия Бурлаки (слева)



В Большом театре в один вечер состоялись две премьеры. Реконструкцию Большого классического па из балета "Пахита" представил будущий художественный руководитель труппы Юрий Бурлака. Свой балет "Русские сезоны" перенес из Нью-Йорка действующий худрук Алексей Ратманский. Отсмотрев новинки, ТАТЬЯНА Ъ-КУЗНЕЦОВА поставила диагноз: хотя ряды мировых ньюсмейкеров Большой балет вскоре покинет, качественный уровень труппы снизится едва ли.

Нынешний и будущий худруки — 40-летние одноклассники. На этом их сходство кончается. Алексей Ратманский — балетмейстер-западник, актуальный и востребованный во всем мире (из Большого он переходит в Американский балетный театр в качестве хореографа-резидента). Юрий Бурлака не балетмейстер вообще, в том смысле, что "из головы" он ничего не выдумывает и собственных балетов ставить не умеет. Он историк, один из лучших в России знатоков наследия XIX века. Извлечь его из забвения, по мере возможности очистив от накипи десятилетий,— вот смысл деятельности этого балетного археолога.

Разные задачи диктуют и разные требования к артистам. Для современной хореографии Ратманского нужны физически мобильные и эмоционально гибкие исполнители. Для исторических штудий Бурлаки от артистов требуется серьезная академическая база, научная скрупулезность и способность проникнуться духом прошлого. Еще каких-нибудь пять лет назад амбициозную затею показать в Большом достоверный XIX век и актуальный XXI можно было считать обреченной. Сейчас, миролюбиво поделив главных балерин Большого (а в обеих премьерах доминирует женский танец), оба руководителя с задачей справились.

Труднее пришлось Юрию Бурлаке: московская школа никогда не блистала чистотой стиля и академической дотошностью, а для Большого классического па (Grand pas) требуется чуть ли не десяток первоклассных балерин. Свадебный дивертисмент к чужому балету из испанской жизни Мариус Петипа поставил в 1881 году, и самодостаточный довесок сразу зажил самостоятельной, отдельной от самого балета жизнью. По традиции, заведенной балетмейстером Императорских театров, главную балерину в Grand pas окружали балерины не ниже рангом — выигрышные вариации давали им шанс затмить приму. Со сцены этот пережиток царского времени исчез вскоре после пролетарской революции, а вернулся уже к концу 1950-х. С тех пор Grand pas исполняли все кому не лень: от балетных школ до сезонных трупп, выезжающих на гастрольный "чес". О качестве и верности оригиналу говорить не приходилось.

Юрий Бурлака, порывшись в музеях, раскопал забытые вариации, убрал из адажио вопиюще советские верхние поддержки, но для услаждения зрителей сохранил мужскую вариацию, придуманную в ХХ веке балетмейстером Лавровским, и фуэте примы, без которых уже немыслим классический балет. Сценограф Альона Пикалова и художник по костюмам Елена Зайцева с чувством и толком поиграли в старину: в "архитектурные" декорации помпезного дворца отлично вписались роскошные пурпурно-золотые пачки балерин, стилизованные под моду позапрошлого столетия.

В этой богатой раме две дюжины детей, несмотря на очаровательные мундирчики и бальные платьица, выглядели сущими сиротами из работного дома: Эти маленькие зомби, не умеющие не только танцевать мазурку, но и ходить по сцене, едва волочили неграмотные ноги. Слабым полом оказались и мужчины. И если от Дениса Медведева, чисто исполнившего каверзную старинную вариацию в па-де-труа, стоит потребовать всего лишь артистического блеска, то Руслана Скворцова, прозаичного, как рабочий у конвейера, можно поощрить разве за то, что не свалился с двойных туров.

Но педагогический дар будущего руководителя не пропал даром — женщины Большого с трогательным прилежанием избавлялись от вульгарных привычек. Все бдительно следили за правильностью позиций, заметно смягчили и понизили позиции рук, не забывали работать корпусом и научились находить вкус в мелких па. Однако единство манеры соблюсти все же не удалось. Господин Бурлака с тактом будущего начальника занял в Grand pas разные поколения балерин. В результате по его "Пахите" можно было проследить, как менялся исполнительский стиль Большого в последние десятилетия.

Центральную партию исполняла Надежда Грачева, главная прима театра начала 1990-х. Выглядела она лучше, чем когда-либо за последние годы: мощно прыгала, легко держала ноги в адажио и даже фуэте свертела усложненное — то лицом, то боком, то спиной к залу. Но ее основательный, бьющий на внешние эффекты танец выглядел старомодно на фоне более тонкой работы коллег. Па-де-труа и вариации, как и сто лет назад, исполняли ведущие балерины, что внесло в ритуал Grand pas азарт необъявленного соперничества. На мой вкус невозмутимая опытность Марианны Рыжкиной дала достойный отпор задорному порыву юной Екатерины Крысановой. Впрочем, благодаря изящной легкости Анастасии Горячевой и боевому напору Марии Александровой команда ХХI века все-таки победила.

Но истинный триумф нового поколения состоялся в "Русских сезонах" Алексея Ратманского. Хореограф перенес свой балет из баланчинской труппы New York City Ballet, не изменив ни па. Однако на русской почве балет преобразился. Изящное интеллектуальное упражнение по укоренению русского фольклора в западной традиции — в меру шутливое, в меру философское, умно сбалансированное, изысканно зарифмованное — превратилось в психологически тонкое исследование национального характера.

Двенадцати фрагментам вокально-скрипичного цикла Леонида Десятникова соответствуют двенадцать хореографических эпизодов. "Прекрасно-корявый" (по выражению композитора) фольклор русского Поозерья в балете облегчен до общепонятных намеков на "русскость": поясные поклоны, тени "ковырялочек", подобия вращений-"молоточков", завернутые стопы. Национальная природа балета проявляется не во внешнем сходстве с народными плясками — в том, что универсальным, единым для всего балетного мира классическим языком Алексей Ратманский умудряется выявить главные контрасты русского характера: его истовость и смирение, жестокость и сострадание, равную готовность к смерти и буйному веселью.

Шесть пар артистов, одетых в стилизованные рубахи и сарафаны цветов радуги, не танцуют связную историю и не превращаются в персонажей. Танец дробится в прихотливо-асимметричных рисунках, выталкивая на первый план то одну, то другую фигуру. Центром балета становятся две женщины — в их монологах, подкрепленных вокалом Яны Иваниловой, концентрируются эмоциональные полюса балета. За истошно-экспрессивным танцем Натальи Осиповой чудятся все знаменитые русские бунтарки — те, что травят свекров во имя великой любви, кидают миллионы в огонь и идут за идею на плаху. Светлана Захарова своим красноречивым телом выпевает лирическую партию во всей красоте любовных плачей и почти религиозной чистоте танцевальной мелодии. И если бы пафос не противоречил самой природе дарования Ратманского, можно было бы сказать, что "Русские сезоны" — самый патриотичный и самый пронзительный балет в новейшей русской истории. Теперь, увы, для Большого театра законченной.

фотогалерея по клику:

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Елена С.
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 12.05.2003
Сообщения: 18955
Откуда: Москва

СообщениеДобавлено: Пн Ноя 17, 2008 10:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2008111702
Тема| Балет, БТ, Премьера, «Русские сезоны», «Пахита»
Авторы| Наталия Звенигородская
Заголовок| У них своя свадьба, у нас – своя
Большой балет показал последнюю премьеру 2008 года

Где опубликовано| Независимая газета
Дата публикации| 20081117
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2008-11-17/10_balet.html
Аннотация|

Представив две премьеры в одной программе, «здравствуй и прощай» будто бы хором сказали Большому балету два худрука. И дело не просто в том, что постановщик Большого классического па из балета «Пахита» Юрий Бурлака через полтора месяца примет административную эстафету у хореографа «Русских сезонов» Алексея Ратманского. А в том, что эстафета эта, похоже, действительно будет лишь административной: смену художественной ориентации последняя балетная премьера уходящего года продемонстрировала наглядно.

Большой театр стал второй труппой, включившей в репертуар «Русские сезоны» Ратманского. Впервые он поставил эту одноактовку в июне 2006-го для Нью-Йорк Сити Балле. «Русские сезоны» Леонида Десятникова – 12 связанных с православным или земледельческим календарем фантазий для скрипки, сопрано и струнного оркестра на основе народных песен Псковской, Смоленской и Тверской областей.

«Русские сезоны» Ратманского – размышления о России человека, лишенного комплекса неполноценности и болезненного синдрома патриотизма. Женскую судьбу этой земли он, космополит, хорошо знает и глубоко чует. Языком ультрасовременным говорит о ней страстно и иронично. Еще так недавно бесконечно шпыняемые за неприятие современной хореографии, сегодня московские артисты азартны, вдохновенны, легки и сильны. Они хотят. Они могут. И зритель наслаждается вместе с ними. В спектакле нет литературного сюжета, но определенно есть сюжет эмоциональный. Шесть танцующих пар отличают друг от друга не только цвета костюмов. Их по-разному окрашивает характер каждой солистки. Индивидуальности Светланы Захаровой, Натальи Осиповой, Екатерины Шипулиной, Анны Ребецкой, Екатерины Крысановой, Анны Никулиной для Ратманского крайне важны. Но лишь в едином ансамбле. Даже финальный выход Захаровой-невесты в нездешне белом подвенечном платье не выдает в ней примадонны.
Для ревнителя классических канонов Юрия Бурлаки, напротив, центр и смысл балета – балерина. Сильные стороны первой танцовщицы важны для того, чтобы выделить, возвысить ее над остальными. Неудивительно поэтому, что он решил вернуть в репертуар Большого театра «Пахиту». Впервые балет на музыку Эдуарда Дельдевеза по мотивам «Цыганочки» Сервантеса в 1846 году на сцене парижской Оперы поставил Жозеф Мазилье. Спустя полтора года недавно обосновавшийся в России Мариус Петипа показал свою «Пахиту» в Петербурге, а еще через год с небольшим – в Москве. В 1881-м для примы Мариинского театра Екатерины Вазем маэстро создал новую версию, добавив танцы на музыку Людвига Минкуса. Тогда-то и родилось блистательное свадебное Гран-па, венчавшее запутанную историю об украденной цыганами дочери благородных родителей. Когда все сюжетные перипетии наконец разъяснились и каждому воздалось по заслугам, Петипа вздохнул с облегчением и всецело отдался танцу, окружив виртуозную бенефициантку лучшими из лучших балерин труппы и сочинив, как оказалось, шедевр на все времена. Трехактный блокбастер давно позабыт. Из ног в ноги удалось передать лишь Гран-па, детские мазурку и полонез, а также па-де-труа из 1-го акта. Они и составили Большое классическое па, исполняемое как самостоятельный одноактный балет.


Сцена из балета «Русские сезоны».
Фото Дамира Юсупова/Большой театр


Многолетние архивные изыскания позволили Бурлаке восстановить, насколько возможно, оригинальную композицию Петипа и максимально использовав вариации, когда-либо исполнявшиеся в «Пахите». Ведь для балерины и каждой из окружавших ее солисток Петипа создавал маленькое чудо, так что каждая могла блеснуть не только дареными бриллиантами, но и перлами своего таланта. Собрав 12 вариаций, будущий худрук дал понять, как высоко оценивает потенциал вверенного ему коллектива. Но премьера вернула на землю: само по себе включение «Пахиты» в афишу еще не гарантия качества. Парадокс: труппа Большого неожиданно проиграла в классике. Рядом с искрометными и пронзительными «Русскими сезонами» это как-то особенно заметно, что лишний раз заставляет задуматься о судьбе балетов Ратманского на главной сцене страны. Вот и будущий худрук Юрий Бурлака в премьерном буклете недвусмысленно заявляет, что желал бы видеть «Пахиту» в рамках строго классического вечера. В самом деле, у них своя свадьба...
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2, 3 ... 5, 6, 7 ... 11, 12, 13  След.
Страница 6 из 13

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика