Список форумов Балет и Опера Балет и Опера
Форум для обсуждения тем, связанных с балетом и оперой
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Общество Друзья Большого балета
2001-05
На страницу Пред.  1, 2
 
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4063

СообщениеДобавлено: Пн Янв 30, 2006 12:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001053102
Тема| Балет, благотворительный фонд имени Мариса Лиепы, проект, премьера, «Маэстро», Персоналии, Лиепа А., Смирнова В., Лиепа И., Цискаридзе Н., Андросов Н., Лавровский Л., Стрельцов А.
Авторы| Майя Крылова
Заголовок| Муки творчества
Где опубликовано| Независимая Газета
Дата публикации| 20010531
Ссылка| http://www.ng.ru/culture/2001-05-31/7_torment.html
Аннотация| Бог и карнавал в проекте Андриса Лиепы



Благотворительный фонд имени Мариса Лиепы выдал новый проект "Маэстро", осуществленный совместно с Театром "Новая опера". Идея режиссера Андриса Лиепы очень проста. Бог есть демиург, причем наивиртуознейший. Его сотворение мира - пример высочайшей маэстрии. Художник - тоже творец, и Божий промысел дарует человеку талант и степень таланта. Поэтому сначала надо прославить божественного виртуоза, а потом - человека в образе виртуозного художника. Образец последнего - скрипач и композитор Паганини. Тут уже недалеко от венецианского карнавала, который воссоздается в спектакле в костюмах от Анны и Анатолия Нежных. В "Маэстро" три главных действующих лица - два танцовщика и лазерная установка, испускающая разноцветные лучи. Илзе Лиепа в маске забегает в зрительный зал и декламирует благодарственный монолог - обращение к Всевышнему, с многочисленными аллилуйями и репликами о "животворящей силе труда" и "огненных языках вдохновения". Остальной спектакль - иллюстрация монолога.
Персонаж перевоплощается в... композитора? Писателя? Скульптора? В общем, в некого производителя чего-то эстетически прекрасного. Пластическими стараниями Илзе из-под серой тряпки выпрастывается изящная рука, а потом и весь персонаж Николая Цискаридзе, танцовщика-виртуоза. В розовом декольтированном трико Цискаридзе танцует отрывки из партии Паганини одноименного старого балета Леонида Лавровского (хореограф почему-то не упомянут в программке), потом вместе с Илзе исполняет невнятно-стандартную, но патетическую хореографию от Вероники Смирновой и Николая Андросова. Возможно, где-то здесь, в туманных па, надо искать упомянутые в пресс-релизе "ожившие музыкальные инструменты". И неясно, кто тут творец, а кто - творение. Второсортная хореография, как всегда в подобных случаях в балетном спектакле, сразу же ломает целое. Пафос жестов и па вторичен, и его зеркальное отражение в пафосе слов негативно влияет на последние: они кажутся столь же стертыми. И хочется, чтобы проповедь была в церкви, а не на сцене. А в искусстве проповедовала форма, а не трижды благие намерения.
Танцевать персонажам неудобно, потому что большую часть сцены занимает оркестр под управлением Евгения Колобова и с солирующим пианистом Николаем Петровым, впечатляюще подающими Паганини и Рахманинова. Апофеоз спектакля - полет над сценой циркача Александра Стрельцова, он же - аллегория творческого полета и полета мысли. Режиссерский прием: главные герои присаживаются и смотрят номер вместе со зрителями. Карнавальная массовка (ансамбль танца "Русские сезоны") вбегает и убегает, скучно проделывая пляски мафиози старинного образца. Никакой стихии карнавала-праздника нет. Похоже на скукоженные танцы свиты феи Карабос из "Спящей красавицы" или мышей из "Щелкунчика". От нечего делать в голову автора этих строк лезли мысли о том, что Бог, конечно, властелин вечности, но и мафия, говорят, бессмертна. В финале "крестный отец" карнавальщиков, черный человек с позолоченным лицом, вместе с подручными помещается в гондолу и опускается под сцену "Новой оперы". Цискаридзе крутит пируэты. Илзе Лиепа победно протягивает руку к зрителям. Занавес.
Спектакль "Маэстро" идет в один вечер с "Музеем Оскара Шлеммера" - предыдущей работой фонда (см. "НГ" от 6.02. 2001), в которой вспоминают о немецком авангардном художнике начала XX века. И, честное слово, безумные "танцующие костюмы" Шлеммера, в исчисленных красках которых бушует радость формотворчества и пытливость философического ума, гораздо больше свидетельствуют об искомой организаторами вечера идее, чем прямоточные славословия, обернутые в танцевальные банальности....Апофеоз вечера пришелся на антракт. Гостей услаждали хорошей музыкой от джазменов - братьев Ивановых и поили венецианским вермутом.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
atv
Заслуженный участник форума
Заслуженный участник форума


Зарегистрирован: 05.09.2003
Сообщения: 4063

СообщениеДобавлено: Пн Янв 30, 2006 12:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001053103
Тема| Балет, IX конкурс артистов балета
Авторы| ЕКАТЕРИНА БЕЛЯЕВА
Заголовок| Па-де-де на конкурсной основе
Где опубликовано| Общая Газета
Дата публикации| 20010531
Ссылка|
Аннотация| Конкурс артистов балета (ныне девятый), каждые четыре года проводимый в Москве, с момента появления в 1969 г. превратился в событие почти политическое: задействована главная сцена страны - Большой театр, патронаж осуществляет Министерство культуры, председательствует ведущий балетмейстер Юрий Григорович, в жюри заседают самые значительные деятели мировой и отечественной хореографии - великие балерины и именитые хореографы.

Эти конкурсы, особенно первые три, бурно обсуждались в столице, а слава лауреатов - Нины Сорокиной, Юрия Владимирова, Надежды Павловой, Вячеслава Гордеева, Александра Годунова, Нины Семизоровой - дошла до самых до окраин, причем в таком незамутненном виде, что провинциальные зрители принимали у себя этих артистов как небожителей. Да и не только обладателям медалей, но и рядовым дипломантам московского конкурса открывалась относительно прямая дорога в мир большого искусства.
Когда эпоха первооткрывателей прошла и в мире появилось множество других балетных конкурсов, некоторые из которых проходят с аналогичным размахом (как, например, Парижский конкурс), московский переродился из мероприятия общественного в узкопрофессиональное, что, впрочем, ничуть не умалило его значения в мировой балетной жизни. В этом году профессионализм конкурса достиг высшей точки - впервые одновременно с состязанием артистов пройдет конкурс хореографов, подготовивших свои опусы именно для конкурса. Они представят работы последних лет, то есть тех, что завершены не ранее 1995 года. Возможно, конкурс хотя бы частично решит одну из актуальных проблем сегодняшней российской балетной жизни - отсутствие действующих хореографов. За право называться лучшим сразятся 42 хореографа из 12 стран. Но это из области новаций ХХI века - два конкурса в одном.
Все же главная привлекательность конкурса в том, что искусством молодых артистов балета сможет насладиться каждый москвич и гость столицы, особенно праздный (конкурс проводится ежедневно с 12.00 до 22.00). Здесь можно будет увидеть хрестоматийные вариации из любимых балетов, многократно повторяемые на протяжении туров (всего их будет три), и номера современной хореографии. К сожалению, не будет участников из Франции и Германии. Зато все бывшие советские республики на представителей не поскупились. Например, Украина (столичные балетоманы и не подозревают, что в Киевском театре оперы и балета идут лучшие опусы легендарного киевлянина Сержа Лифаря, реформатора французской балетной сцены). Кроме того, обещают многобразильских и японских танцовщиков. А всего приедут 180 участников из 18 стран. А представители стран, не приславших своих дарований, вошли в состав жюри. Московский конкурс будут судить руководитель балетной школы Парижской оперы К. Бесси, экс-прима Мариинки А. Асылмуратова и др.
Торжественное открытие IX конкурса состоится 8 июня балетом "Лебединое озеро" в новой "первой" (1969 г.) редакции Юрия Григоровича. В этот же день установят памятник (скульптор Ф. Фивейский) на могиле Галины Улановой, которой и посвящен нынешний конкурс.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Вт Сен 05, 2006 5:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001053201
Тема| Балет, БТ, Гастроли в Лондоне, Персоналии, Б. Акимов
Авторы| Наталья Голицына
Заголовок| Беседа с художественным директором балета Большого театра Борисом Акимовым
Где опубликовано| Сайт радио «Свобода»
Дата публикации| 20010502
Ссылка| http://www.svoboda.org/archive/ll_cult/0501/ll.050201-1.asp
Аннотация|

С новым художественным директором балета Большого театра Борисом Акимовым беседовала корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына.

Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шарый:

В Лондоне гастролирует балетная труппа Большого театра. Это первое ее зарубежное выступление после смены руководства. Наш корреспондент в Лондоне Наталья Голицына встретилась с новым художественным директором балета Большого театра Борисом Акимовым, под чьим руководством проходят лондонские гастроли.

Наталья Голицына:
Господин Акимов, чем вы объясняете нынешнюю концертную форму гастролей Большого театра в Англии. Насколько мне известно, британская пресса вслед за импрессарио Реймондом Габаем одной из причин такой формы называет кризисную ситуацию в Большом театре в Москве. Каково ваше мнение?

Борис Акимов:
Безусловно, это не кризисная ситуация привела нас к тому, что вот сегодня мы в Лондоне, и с концертной программой. Просто в силу ряда обстоятельств так получилось. В летний период были намечены гастроли Большого театра с крупными спектаклями на сцене "Ковент Гардена". Импрессарио - господин Хаххаузер, должен был быть. Но он - мы получили отказ от него, я не знаю по каким причинам. И в этот период - в июне и июле - на сцену "Ковент Гардена" им будет приглашен Мариинский театр, ну а нам было сделано предложение фирмой "Коламби" на сцене театра "Друли-Лейн", который вот как раз в эти месяцы, когда мы сейчас в Лондоне, был свободен, и нам был предложен такой вариант, именно этой фирмой - привезти концертные программы.

Наталья Голицына: Насколько соответствует название гастролей - "Звезды Большого театра" - той части труппы, которую вы привезли в Лондон сейчас?

Борис Акимов: Здесь небольшая группа артистов, солистов я бы назвал - 42 человека. Здесь не только солисты, но и женский кордебалет. И мы так строим свои программы - у нас в первом отделении всегда идет один акт, и в первой программе это второй акт "Лебединого озера", как видите, в нем участвует женский кордебалет. Затем во второй программе - это балет "Шопениана", тоже с женским кордебалетом, и третья программа - это "Акт теней" из балета "Баядерка". Здесь тоже опять действует женский кордебалет. Вторая часть каждой программы - гала-концерт, составленный из различных па-де-де. И конечно эти па-де-де танцуют наши, действительно, звезды. Здесь удивительное сочетание, как мне кажется, произошло - и мастеров, и такого среднего поколения и уже молодых наших "звездочек". Если говорить о мастерах, то это, конечно, такие артисты как Уваров, Филин, настоящие звезды мирового класса, они уже котируются в мире на очень высоком уровне и прошедшие так сказать через все, через многие гастроли, и это очень замечательно, что они очень помогают, помогают молодым нашим балеринам сегодня провести гастроли. А что касается балерин наших, то это конечно и Мария Александрова, и Светлана Лункина, и Анастасия Горячева, и Анна Антоничева, и Нина Капцова, и многие-многие другие. А мужчины - это и Дмитрий Гуданов, я бы еще добавил, безусловно, и Ян Годовский. Мужчин у нас не так много, вот такие у нас гастроли, такие редкие гастроли.

Наталья Голицына:

Вы были назначены сравнительно недавно новым художественным руководителем балета Большого театра. Как новому руководителю, вам, конечно, что-то хочется сохранить, а что-то хочется поменять. Что вам хочется поменять, или "сломать"?

Борис Акимов:
Сохранить мне хочется вот те традиции, которые есть в Большом театре, замечательные традиции, с моей точки зрения. Сохранить мне хочется, конечно, вот наш замечательный репертуар "золотого фонда", нашу классику, чтобы она и шла хорошо, и танцевали хорошо артисты в этих спектаклях... Ну а поменять - я не знаю, я бы поменял немножко отношение людей к работе, мне хочется поменять немножко настрой, мне хочется поменять климат, который был, мне хочется внести массу добра, теплоты, какого-то спокойствия, которое, в общем, очень нужно для творческого процесса.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Пн Мар 12, 2007 12:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001053202
Тема| Балет, БТ, МТ, Гастроли в Лондоне
Авторы| Налбандян Зураб соб. корр. "Труда"
Заголовок| РУССКИЙ БОЙ НА ЛОНДОНСКОЙ СЦЕНЕ
АНГЛИЧАНЕ ЛЮБЯТ БАЛЕТ НЕ БОЛЬШЕ, ЧЕМ МЫ. НО ЛУЧШЕ ПЛАТЯТ
Где опубликовано| Trud.ru № 84 за 11.05.2001
Дата публикации| 20010511
Ссылка| http://info.trud.ru/trud.php?id=200105110841002
Аннотация|

Британцев не удивить гастролями российских танцевальных коллективов. За последние годы без них не обошелся практически ни один театрально-музыкальный сезон. Одна из газет даже пошутила, что визиты русского балета случаются в британской столице столь же часто, как забастовки лондонского метро (а уж этого хватает!).

Но нынешнее лето запомнится местным театралам еще и потому, что в Лондон изъявили готовность пожаловать сразу два наших балетных гиганта: Большой и Мариинка.

Первыми появились москвичи. С 25 апреля до 19 мая на сцене Theatre Royal Drury Lane они дают три спектакля, каждый из которых составлен из отрывков нескольких известных балетов. Театр привез в Лондон 50 танцовщиков и несколько десятков оркестрантов. Среди ведущих солисток - Мария Александрова, Анна Антоничева, Светлана Лунькина, Галина Степаненко, Инна Петрова. В мужской "контингент" входят Сергей Филин, Дмитрий Гуданов, Николай Цискаридзе, Андрей Уваров. Из этого перечисления читатели легко догадаются, что Большой представлен хоть и в звездном, но численно несколько облегченном варианте. Впрочем, гастроли так и озаглавлены: "Звезды Большого балета". Мол, приехала не вся прославленная труппа, а лишь часть ее ведущих исполнителей.

Можно подумать, что так все и было задумано. Но, как выяснила "Дейли телеграф", такой формат гастролей был принят в качестве вынужденного компромисса. Оказывается, первоначально планировалось, что труппа Большого приедет в полном составе и будет выступать в только что реконструированной всемирно знаменитой лондонской опере "Ковент гарден", где, кстати, в прошлом году почти два месяца гостил Кировский (так на Западе по-прежнему, "по-советски", называют Мариинку) театр. Организацию гастролей брали на себя известные английские импресарио Лилиан и Виктор Хоххаузеры, которые уже много раз привозили наш главный театр в Лондон. Но осенью прошлого года, в тот самый момент, когда пришло время подписания контракта, из Кремля последовал нашумевший приказ об административных изменениях в Большом театре, повлекших за собой отставку художественного руководителя ГАБТа - Владимира Васильева. Настала продолжительная заминка в переговорах, и Хоххаузеры, которых поджимали сроки, обратились к худруку Мариинского театра Валерию Гергиеву. В ответ из Питера немедленно пришло радостное согласие, и теперь целых два месяца в "Ковент гардене" будет выступать Мариинка в полном составе - и балетная, и оперная труппы (всего 650 человек).

Ситуация для Большого складывалась безрадостная, но неожиданно в дело включился другой известный лондонский импресарио Реймонд Габбай. Россией он никогда раньше не занимался, но тут решил воспользоваться подвернувшейся возможностью для расширения географии своего балетного бизнеса. Поскольку все большие лондонские сцены были к тому времени уже заняты, Габбаю удалось добыть для москвичей несколько более скромный по размерам Королевский театр на Друри лейн. Монументальные балетные спектакли Большого проводить там сложно. Тут-то, по-видимому, и возникла идея концертного варианта гастролей - сборных программ без громоздких декораций.

Но почему, собственно, российские музыкальные театры так стремятся в британскую столицу? Зачем устраивать толчею в Лондоне, когда есть "необихоженные" Париж, Рим, Мадрид и другие прекрасные города, где наверняка нашлось бы немало поклонников русского балета?

Ответ банален и лежит в экономической плоскости. Полновесный британский фунт стерлингов и высокий лондонский уровень цен на билеты - аргументы, с которыми ни в Берлине, ни в Стамбуле не поспоришь. Посудите сами: места в партере на представления "Звезд Большого" стоят 47,5 фунта (более 70 долларов), а на Кировский - и вовсе 72 (почти 110 долларов). Само собой разумеется, что такие деньги за удовольствие отсидеть на "Лебедином озере" или "Спящей красавице" даже заядлые театралы мало где могут выложить.

Причем, что самое интересное, места эти не пустуют. То ли англичане и вправду без ума от русской балетной классики, то ли она числится у них в престижных "игрушках". Как бы то ни было, очевидно, что неодолимая тяга наших артистов к Лондону объясняется не только охотой поучаствовать в культурной жизни британской столицы...

Британская печать внимательно отслеживает это необычайное танцевальное столпотворение и даже не без иронии называет его "битвой балетов". Мол, российские театры устроили на лондонских сценах настоящее сражение за кошельки английских эстетов.

Впрочем, все эти прозаические обстоятельства никак не отразились на качестве балетного пиршества, устроенного мастерами Большого уже на первом представлении. Один акт из "Лебединого озера", а также отрывки из "Щелкунчика", "Дон Кихота" и "Раймонды" не раз заставляли зрителей вскакивать с кресел и оглашать зал грохотом аплодисментов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Вт Май 27, 2008 4:34 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001053203
Тема| Балет, Персоналии, Д. Ноймайер
Авторы| Олег Рогозин
Заголовок| Джон Ноймайер. Ностальгия по настоящему
Где опубликовано| Утро Петербурга No 16(167)
Дата публикации| 2001
Ссылка| www.pressa.spb.ru/newspapers/utro/2001/arts/utro-167-art-7.html
Аннотация|

Балет - воздушное искусство, поэтому не будет преувеличением сказать, что в конце апреля наш город осенил крылами своего гения знаменитый хореограф из Гамбурга... Город, между тем, этого почти не заметил.

Cегодня в мире есть только два хореографа, совершенство творчества которых общепризнанно: это Морис Бежар и Джон Ноймайер . Классики и патриархи современного балета - они настолько велики и настолько далеки от всех остальных хореографов мира, что выглядят богами, вознесенными на высокую гору Олимп, даже не наблюдающими, что делает далеко внизу человечество.

Джон Ноймайер утверждает, что его мало интересует публика. Только музыка, только артисты - как материал и только собственные эмоции. Из этих трех составляющих сотворены балеты Ноймайера. Что любопытно, потому как это большая редкость, хореограф никогда не придумывает свои постановки дома. Балет рождается в репетиционном зале, следовательно, будущее постановки зависит от сиюминутного настроения балетмейстера, от его контакта с артистами, от творческого взлета... Или падения. Чего, впрочем, у Ноймайера не наблюдается.

Фирменным стилем хореографа стало, условно говоря, вечное или непрерывное движение. Балет не замирает ни на секунду, ни на момент: он льется как поток, неся с собой (или в себе) артистов и публику. Даже если прекращается музыка.

Первый раз балетмейстер из Германии привез свой Гамбургский балет в СССР в Ленинград в 1981 году. Четырехчасовой балет по всем известному шекспировскому сюжету "Сон в летнюю ночь" стал открытием абсолютно нового мира и хореографического языка. Прекрасные и, казалось бы, всегда молодые сказки Кировского театра "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Спящая красавица" за эти четыре часа сразу вернули себе свой преклонный возраст постановок прошлого века.

Мой вопрос, думал ли тогда, двадцать лет назад Джон Ноймайер о том, что ему доведется поставить балет для Мариинского (Кировского) театра, балетмейстер просто не понял. Потому что в этот момент размышлял совсем о другом, о том, как объяснить суть своих спектаклей.

Он говорил, что для симфонических балетов, которые ставил для труппы Мариинского театра, первична музыка. Что его народный танец - не подлинный, а им сочиненный. Что создание нового балета - очень трудная, но самая чудесная часть его жизни... Объясняют ли эти слова хоть что-то о постановке, которую потом увидел зритель? Конечно, нет. Джон Ноймайер честно старался отвечать на вопросы, объяснить. Но балет не требует пояснений.

В Мариинском Джон Ноймайер поставил два своих балета 1993 и 1994 годов на музыку Мориса Равеля и Антонина Дворжака. Третьим в программе стала мировая премьера - новый балет на музыку Альфреда Шнитке "Звуки пустых страниц". Как рассказал балетмейстер, Шнитке был его другом. Ноймайер стал свидетелем страданий композитора от тяжелой болезни в последние месяцы жизни. Поэтому когда возникла идея поставить балет на родине Шнитке, у балетмейстера не было другой мысли, как посвятить свою работу памяти композитора. В постановке были заняты все лучшие артисты Мариинского театра.

...Как уже сказано, явление хореографического гения в Петербурге заметила в основном чисто балетная публика. Утомленным и не очень довольным выглядел на премьере сам балетмейстер. Тем не менее еще одна золотая страница в 218-м сезоне Мариинского театра перевернута.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Наталия
Модератор
Модератор


Зарегистрирован: 05.05.2005
Сообщения: 11621

СообщениеДобавлено: Ср Авг 27, 2008 7:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Номер ссылки| 2001053204
Тема| Балет, БТ, Гастроли в Лондоне
Авторы| Ефим Барбан
Заголовок| Лондонский дивертисмент
Где опубликовано| Московские новости № 20
Дата публикации| 2001-05-15
Ссылка| http://www.mn.ru/issue/2001-20-16
Аннотация|

В Лондоне с огромным успехом проходят гастроли балетной труппы Большого театра. Солисты балета выступают с тремя различными концертными программами в Королевском театре "Друри Лейн". Наш лондонский корреспондент Ефим Барбан встретился с руководителем балета

- Многие в Англии задаются вопросом: почему вы привезли в Лондон три концертные программы, а не отдельные спектакли?

- В июле мы должны были гастролировать с большими спектаклями на сцене "Ковент Гардена". Однако еще до моего назначения худруком балетной труппы английский импресарио Хокхаузер отказался от своего первоначального плана и по каким-то только ему ведомым причинам вместо нас пригласил балетную труппу петербургского Мариинского театра, причем второй сезон подряд. Не думаю, что это было связано, как пишут некоторые английские газеты, с неразберихой в Большом в связи со сменой руководства. После отказа Хокхаузера нам сразу же сделал предложение другой известный английский импресарио Раймонд Габбай, пригласивший нас выступить на сцене театра "Друри Лейн" именно с концертной программой.

Думаю, потому, что размер его зала и сцена несколько меньше, чем в "Ковент Гардене". В изменении нашего гастрольного плана нет никакой политической или административной подоплеки.

- От вас как нового художественного руководителя балета, видимо, ожидают обновления художественной политики труппы. Какие задачи кажутся вам первоочередными?

- Самое главное, на мой взгляд, сохранить высочайший исполнительский уровень балетной классики. Наша труппа всегда была сильна именно этим. Мало кто в мире танцует русскую классику так, как ее танцуют в Большом. Конечно, это потребует обновления состава исполнителей, идеального состояния кордебалета, как, впрочем, и всей сценографии. Импресарио всех стран, приглашая нас на гастроли, заказывают именно классику, так что эти спектакли обладают и коммерческой привлекательностью. Балетная труппа никогда не была такой молодой, как сейчас, и с ней нужно еще много работать. Я веду усиленный поиск новых хореографов. А это очень сложно, ибо налицо заметный хореографический кризис. Впрочем, не только в России, но и, на мой взгляд, во всем мире. Замечательная плеяда великих европейских хореографов ушла или уходит, а новых имен не видно. Сейчас мы пригласили в Большой Ролана Пети, он будет делать у нас эксклюзивный вариант балета "Пиковая дама". В ближайшее время начнутся репетиции балета "Тщетная предосторожность" в хореографии сэра Фредерика Аштона. Его балеты никогда не ставились в Большом театре. Это очень веселый жанровый спектакль, который как-то уравновесит трагедийность, к которой привыкли в нашем театре. Возможно, пригласим Алексея Ратманского с тремя одноактными балетами. Мне хочется восстановить также старые балеты Леонида Мясина. Во всяком случае, надо бы вернуть балету то творческое состояние, в котором он находился в 70-е годы, когда им руководил последний из могикан великих русских хореографов Юрий Григорович и когда балет Большого, как ураган, с триумфом пронесся по всему миру. Собственно, я сам из поколения танцовщиков, выросших на его спектаклях. И, конечно, необходимо полностью уйти от атмосферы интриг и неразберихи, которая много лет царила в труппе. Если наладится добрая, спокойная творческая обстановка, успехи не заставят себя ждать.

- В российской прессе звучали намеки, что вы якобы человек Григоровича и вашими руками он будет руководить балетной труппой Большого.

- Конечно, я знаю об этих кривотолках. Но я абсолютно независим в своих суждениях и действиях. Я испытываю к Юрию Николаевичу огромное уважение как к выдающемуся деятелю отечественного балета. Недавно мы поставили "Лебединое озеро" в его редакции, нашей молодой труппе было очень интересно работать с таким мастером. Сейчас подумываю возобновить еще один его спектакль - "Легенду о любви".

- А если бы Григорович сказал, что у него есть идея поставить новый балет в вашем театре, что бы вы ответили?

- Мы были бы счастливы. Одна из главных наших проблем - поиски нового репертуара.

- В Англии пишут, что неспроста опытный Хокхаузер второй год подряд приглашает балетную труппу Мариинского театра: видимо, здесь некоторые обозреватели полагают, что его труппа в лучшей творческой форме, чем труппа Большого. Насколько это соответствует действительности?

- Я так не думаю. Сейчас это две равнозначные балетные труппы, со своими плюсами и минусами. В Мариинке замечательная плеяда очень интересных балерин, у нас сложилась группа замечательных танцовщиков: на высочайшем мировом уровне танцуют Андрей Уваров, Сергей Филин, Дмитрий Белоголовцев, Николай Цискаридзе, Дмитрий Гуданов. Женская часть труппы в Большом тоже звездная: это и Нина Ананиашвили, которая продолжает у нас танцевать, Надежда Грачева, Анна Антоничева, Галина Степаненко, Мария Александрова, молодые балерины - Горячева, Капцова, безусловно, Светлана Лунькина. Творческий ресурс есть, главное - создать почву для его реализации.

- Почему в Лондон не приехала Нина Ананиашвили?

- Здесь нет никаких интриг, я с ней в хороших отношениях. У Ананиашвили особое положение в труппе - она не состоит в штате, работает по договору. Если она хочет, то принимает наши предложения. Сейчас она на гастролях в США.

- Уж коль скоро в Большом театре заработала контрактная система, предполагает ли она приглашение зарубежных балетных звезд? Ведь, скажем, в российском спорте такая система уже работает.

- Честно говоря, вопрос для меня несколько неожиданный. Мы единственный пока театр, который ввел контрактную систему.

Конечно, эту систему нужно совершенствовать. На мой взгляд, она нередко приводит к определенной неуправляемости солистов, что сказывается на репертуаре и гастролях. С одной стороны, было бы крайне заманчиво приглашать зарубежных звезд на определенные партии. С другой - я вот сейчас думаю, это может привести к некоторой эклектике - и балетные школы в мире разные, и традиции не совпадают. Лично у меня нет никаких предубеждений против такой идеи. Западные звезды могли бы внести и элемент конкурентности, и поднять тонус наших танцовщиков. Я даже не думаю, что здесь возникнет проблема денег. Сейчас мы стремимся привести ставки наших солистов к международному стандарту. Хотя разница в оплате балетных звезд у нас и на Западе все еще очень существенная.

- Пресса сообщала, что Геннадий Рождественский критично отнесся к репертуару балетной труппы. Какие у вас с ним сложились отношения?

- Геннадий Николаевич дирижировал почти всеми балетными спектаклями Большого и Ленинскую премию, кстати, получил за балет "Спартак". Он, бесспорно, компетентный человек в балете. После снятия с постановки "Дочери фараона" мы с ним много беседовали о художественной стратегии балетной труппы. Мне кажется, не совсем правильно повела себя на собрании труппы Нина Ананиашвили. Ей нужно было дипломатичнее прореагировать на слова Рождественского о художественной ущербности музыки "Дочери фараона". На мой взгляд, причиной неприятия Рождественским музыки Пуни была попросту ее плохая оркестровка.

- Ваше назначение тоже ведь в какой-то мере зависело от Рождественского?

- Думаю, что да. Несомненно, что он должен был утвердить мою кандидатуру. И наверняка в предложенном ему списке была не только моя фамилия.

- В Англии много писали по поводу скандала в связи с несостоявшимся переносом праха Анны Павловой из Лондона в Москву. Российское министерство культуры и мэрия Москвы, которые поначалу благосклонно отнеслись к этой идее, резко изменили свою позицию и, сославшись на мнение балетной общественности, отказались принять прах великой танцовщицы. Что стоит за всем этим?

- Я в курсе всей этой истории. К нам в театр много раз приходила основательница московского Благотворительного фонда имени Анны Павловой, которой и принадлежала инициатива переноса праха. Это стало у нее своего рода навязчивой идеей.

Она даже пыталась создать в Москве балетный театр имени Павловой, однако и эта ее идея провалилась. Мне известно, что не только московская, но и петербургская балетная общественность была против переноса праха Павловой в Россию.

Почему? Во-первых, большая часть балетной карьеры Павловой прошла на Западе, в основном в Англии. Я помню замечательный мемориальный музей Анны Павловой в Лондоне, который мы всегда навещали во время гастролей. Я даже примерил там старинный костюм из "Шопенианы", в которой танцевала в свое время Павлова. Музей, к сожалению, закрылся, и мне приходила в голову идея предпринять в России какую-то акцию по его спасению. Вторая причина, по которой мы выступили против переноса праха: не понятно, почему прах собирались переносить именно в Москву. Ведь Павлова и училась в Петербурге, и выступала там. При чем здесь Москва?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Начать новую тему   Ответить на тему    Список форумов Балет и Опера -> У газетного киоска Часовой пояс: GMT + 3
На страницу Пред.  1, 2
Страница 2 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Яндекс.Метрика